Руководство дежурством в старшей группе

        17.10.12г        Методика организации труда — дежурство.

Старший дошкольный возраст.

Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является –формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется по содержанию труда, по формам объединения, по  требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных в том, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным. Он обращается к дежурным как своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы.

Таким  образом по содержанию труда дежурство делится на 3 составляющие:

-дежурство в столовой;

-подготовка к занятиям;

-дежурство в уголке природы.

В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Наиболее целесообразной будет такая организация уборки,  при которой сочетается работа дежурных и каждого ребенка.

Например: каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а чашку относят на разнос. Дежурные уносят салфетки, вилки, ложки, тарелки из-под хлеба, вытирают столы. Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу,относится с уважением к их труду.

Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям.

Помощь может быть оказана как перед занятием, так и накануне. Перед занятием дежурные могут помочь раздать необходимый материал, налить клей, принести в группу пособия для занятия. Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал из методического кабинета, помочь специалистам -стереть пыль, расставить стульчики.

Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.

У детей старшего возраста имеется еще один вид дежурства –дежурство в уголке природы. Разъяснить значение этого вида дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их потребностями, а   так же  с условиями содержания этих растений.

Старший возраст-это период, когда коллектив развлетвляется на объединения.

В дежурстве есть три формы объединения детей:

-это объединение в парах;

-дружеские взаимосимпатии;

-избирательные взаимоотношения.

Объединение в парах формируется для коллективной работы. Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации дети ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища. Отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой.

Выполняя работу при дружеских взаимосимпатиях, каждый их детей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь.

При избирательных взаимоотношениях воспитатель получает возможность формировать положительные аспекты трудовых действий. Педагог разъясняет, как надо оказывать помощь, и в каких случаях она нужна, показывает на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по заданию.

Организуя работу дежурных, воспитатель в начале года определяет уровень владения приемами работы, знания у детей о последовательности действий. И через 2-3 месяца, а при необходимости во втором полугодии дети оказываются в таких условиях, при которых они должны самостоятельно решать, кто какую часть работы возьмут на себя, но так чтобы весь объем ее был выполнен.

Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах.

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 50»

Консультация для воспитателей

«Организация
дежурства детей старшего

дошкольного возраста в детском саду»

Подготовила: воспитатель

                                                                                      
 Кензенязова

 Альфия Галиевна

Оренбург, 2019.

Организация дежурства в детском саду для
детей

старшего дошкольного возраста.

          Дежурства это одна из форм организации труда детей,
предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на
обслуживание коллектива
.
Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей
группы.
Несмотря на кажущийся
незначительный результат труда
, дежурства
имеют большое значение в воспитании детей
. В дежурстве в большей степени, чем в поручении,
выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота
нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности,
гуманного и заботливого отношения к людям и природе.
Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения
определенных дел нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей
ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание
необходимости своей работы для всех.

Задачи дежурства:

— Навыки самостоятельности, ответственности, умение организовать
себя

— Выполнение по образцу, стремление трудиться на пользу коллектива

— Регулярность: ежедневно, выделив время в режиме дня.

— На выходе необходимо получить навык четко перешедший в привычку

 Роль ребенка: помощник взрослого.

Количество детей-дежурных может быть различно: пара – дежурство на
группу или 1 дежурный на каждый стол.

Смена дежурных
– ежедневная, 1 раз в 2 -3 дня, 1 раз в неделю. Чем  старше дети, тем более
длительным может быть дежурство.

При назначении дежурных нужно учитывать навыки
детей:

Дежурные, работая вместе, обслуживают всю
группу. При такой организации дети ставятся в новые условия, к ним
предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой
товарища. Отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между
собой.

         Выделяют три вида дежурства: дежурство по столовой, дежурство
по занятиям , дежурство по уголку природы
, дежурства в игровых уголках

Старшая группа

          Старшая группа  на
дежурство по столовой назначается так же
по два ребёнка. Дежурные
заходят пораньше (быстро переодеваются), моют руки, надевают фартуки, косынки
или колпачки и полностью сервируют стол посудой, заранее приготовленной помощником
воспитателя на раздаточном столе, в соответствии с числом детей. Процесс
обязательно контролируется взрослым.

        Частично дети убирают каждый сам за собой.
Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на край стола, чашку относит
на раздаточный стол как и в средней группе. При этом важно понаблюдать, чтобы
дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали беспорядка.

Дети не должны носить посуду в мойку.

          Дежурные должны после еды убрать салфетницы,
хлебницы, помочь убрать ложки и вилки и смести крошки со столов, для этого
должен быть специальные совок и щетка.

При этом дети не должны надолго задерживаться, чтобы лечь
спать вместе с другими детьми
.

        Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.
Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им
известно от воспитателя (ставятся, например, салатницы). Воспитатель проверяет
выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к
ней детей. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности
в её процессе, деловитости и самостоятельности.

         Работа дежурных должна сочетаться с
самообслуживанием детей. Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют,
кто и что будет делать.

          Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам,
учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых,
одобряет инициативу и старательность.

          Дежурства на занятиях. Помощь
может быть оказана как перед занятием, так и накануне. Перед занятием дежурные
должны узнать, какие материалы будут нужны, помогают раздать необходимый
материал, налить клей, принести в группу пособия для занятия. Накануне для
занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал,
помочь стереть пыль, расставить стульчики.

          Если воспитатель умеет опираться на помощь
дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за
выполнение порученного дела.

          У детей старшего возраста
имеется еще один вид дежурства
дежурство в уголке
природы (начинается с начала года)
. Разъяснить
значение этого вида дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их
потребностями, а так же с условиями содержания этих растений.

          Также дети среднего возраста
должны учиться
, а старшего возраста должны уметь
заправлять свои постели
: поправлять простыни и наволочки,
складывать одеяло, расправлять покрывала. После детей помощник воспитателя еще
раз поправляет постельные принадлежности. Д
ети не должны сами
снимать постельное белье при его смене
. Помощники
воспитателя не должны заставлять уносить белье в прачечную
, посылать
или брать с собой детей на кухню
.

          Когда воспитатель переходит к организации
общего труда дежурных, он объединяет детей в пары. Зачастую воспитатели
объединяют детей в пары по принципу «умелый с неумелым». Но это не всегда дает
положительный результат. В старших группах у детей проявляется избирательное
отношение друг к другу и это следует учитывать, поручая им дежурить вместе.

          Воспитателю очень важно продумать содержание
труда дежурных, с тем, чтобы он не носил формального характера, а был
конкретным и необходимым для коллектива. Воспитатель обращается к дежурным как
к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение
выполнять задания, использовать рациональные приемы. Так перед занятием
воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Дежурные так быстро приготовили все
необходимое, что можно сразу начинать заниматься. Спасибо вам, молодцы!». В
другой раз он может обратиться к ним с вопросом: «Ну как, можно начинать
занятие? Приглашайте детей на занятие».

         Все это повышает интерес детей к делу. Они
чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет
уверенность в своих силах.

          Воспитатель приучает и детей благодарить
дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду. Если
воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает их
важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела. Этому
способствуют и беседы на тему «Как мы дежурим».

         Время от времени воспитатель подчеркивает
растущие умения детей, обсуждает с ними, что они еще могут делать; в беседе он
особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам,
желания помочь помощнику воспитателю. Очень важно, чтобы и помощник воспитателя
опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям
и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении
детей необходимым умениям.

Одежда и
оборудование необходимое для дежурства  и трудовой деятельности детей

Для того чтобы дети могли дежурить
по столовой, в уголке природы,  готовить материалы и пособия для занятий,
необходим разнообразный инвентарь.

По столовой: фартуки  и косынки
(для мальчиков – колпачки или банданы), щетка-сметка (диаметр ручки- 2,5см.) и
совок (12х12см).

В уголке природы: клеенчатые
фартуки, нарукавники.

Весь инвентарь хранится в доступе
детей в соответствии с их ростом.

Памятка
по обучению детей дежурству по столовой

Дежурные дети, предварительно тщательно вымыв руки с
мылом, надевают соответствующую одежду и головные уборы.

В это время помощник воспитателя подает на раздаточный
стол салфетницы с бумажными салфетками, хлебницы, столовые приборы (ложки,
вилки, ножи) в специальных емкостях, тарелки для первого блюда, чашки.

Дети вдвоем накрывают каждый стол скатертью или стелют
индивидуальные салфетки для сервировки стола (из ткани или пластиковые) 
оговариваются между собой о том, кто какие столы сервирует.

Помощник воспитателя разливает в чашки напиток и
раскладывает хлеб в хлебнице.

На подготовленный стол в такой последовательности
дежурные ставят:

§       
салфетницы
с бумажными салфетками (в центре стола);

§       
хлебницы
с хлебом (в центре стола возле салфетниц);

§       
чашки
с напитком (ближе к центру стола напротив места ребенка);

§       
тарелки
для первого блюда (напротив места ребенка);

§       
столовые
приборы (нож – справа от тарелки; ложку справа от ножа, вилку – слева от
тарелки).

Обучая детей раскладывать приборы, следует делать это
поочередно с каждым видом, это обеспечит четкость и правильность выполнения
задания ребенком. Так, сначала один дежурный берет емкость с ножами и
раскладывает их в определенном месте за теми столами, которые он обслуживает;
второй дежурный в это время раскладывает вилки за своими столами; далее такие
же действия проделываются и с другими приборами.

Помощник воспитателя приносит первое блюдо и наливает
его в тарелки.

Дежурные приглашают детей к столу и желают всем
приятного аппетита (дети старшего дошкольного возраста могут объявить меню,
предварительно осведомившись об этом у воспитателя).

Литература:

1.Буре Р.С.,
Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателей детских садов./
«Просвещение», 1983.-144с.

2. Козлова С.А.,
Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов./
«Академия», 2001.- 416с.

3.Педагогика.
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования./ филиал ЯГПУ,
2012.-68с.

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ     В     МЛАДШИХ ГРУППАХ

·         Дежурства имеют большое значение в воспитании детей:

.       Дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Формирует желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.

·         Дежурство по столовой формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.

·         С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить за стол стульчики, на середину столов – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.

·         Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы.

·         Задачи: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.

·         Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.

·         Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.

·         Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела:

«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом. На этот стол будет накрывать Дима…Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети».

·         Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.

Воспитатель в доброжелательном тоне говорит: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».

Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».

·         «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»

·         Воспитатель поддерживает нерешительных детей, поощряет:

 «Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».

·         Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним можно предъявить чуть повыше требования.

·         По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется. Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.

·         Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.

·         Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые. 

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В  СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

·         Задачи:

-Формировать ответственное отношение за порученное дело.

-Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и старательно.

-Уметь правильно сервировать стол.

·         Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.

·         В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.

·         В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола, и навык обращения с ними ещё не сформирован.

·         Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).

·         В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.

Таким образом, дежурства повторяются часто, и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков.

 Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение после прогулки.

Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу.

Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду стопкой).

Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.

Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.

·         Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.

Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.

 Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.

·         Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных:

 «Серёжа сегодня был настоящим дежурным, обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не забыл».

·         Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.

·         Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.

·         В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.

·         Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.

(Скатерть дежурные складывают на столе пополам, а затем ещё раз пополам и только потом складывают по длине).

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ   В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Дежурство по столовой в старших группах постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

·         Задачи: формирование у детей ответственности за порученное дело, стремления   работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Приучать благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду.

·         На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.

·         Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды.

·         Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если пом. воспитателя не успела её убрать), а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос).

·         Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми.

·         Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.

·         Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.

·         Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя.

·         Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей.

·         Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.

·         Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей.

·         Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто что будет делать.

·         Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.

·         В старших группах дежурных можно назначать на целую неделю.

·         Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки разложить интересно, необычно и т.д.).  

Всероссийское сетевое издание Дошкольник (ДОШКОЛЬНИК.РФ) — ЭЛ №ФС77-55754 выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Дошкольник              
                   

Получить сертификат публикации

Дошкольник.ru

Педагогам

Поиск

Праздники

Детям

Рукоделие

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.

дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Сервисы

Размещаем статьи


Занятия с детьми

Автор: Лазарева Светлана Сергеевна

  
08.11.2018 15:00

Творческий подход к организации дежурства в старшей группе детского сада (из опыта работы).Творческий подход к организации дежурства в старшей группе детского сада (из опыта работы).

Автор:

Лазарева Светлана Сергеевна Воспитатель МАОУ «Прогимназия г. Благовещенска», г. Благовещенск, Амурской области.

С введением ФГОС выделяется 5 образовательных областей. Одна из них «Социально-коммуникативное развитие». К этой области относится и трудовое воспитание, дежурства имеют не малую роль в этой области.

Принято выделять три вида дежурства: дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство по уголку природы.

Для поддержания интереса к дежурству, нами были выделены еще несколько направлений дежурств.

  • «Санитар» — обязанности: следит за внешним видом воспитанников, опрятностью, проверять наличие лака на ногтях у девочек, переводных татуировок (современный социум быстро проникает в сознание детей), наличие носового платка, при переодевании на физкультуру и перед сном, что бы одежда была аккуратно разложена на стульях. А так же проверяет тщательность вымытых рук перед приемом пищи.
  • «Библиотекарь» — обязанности: следить за порядком в книжном уголке, умением аккуратно обращаться с книгами, своевременно «лечить книги».
  • Дежурный по карандашам – обязанности: порядок в пеналах (до и после занятий), своевременно точить карандаши в уголке ИЗО.
  • Дежурный по игрушкам – обязанности: мытьё игрушек, порядок в игровых уголках и на полках.
  • Дежурный по настроению – обязанности: примирение поссорившихся детей, нахождение компромиссов в спорных ситуациях среди воспитанников.

В старших группах у детей проявляется избирательное отношение друг к другу, мы это учитываем, поручая им дежурить вместе. Приучаем воспитанников благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду.

Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает их важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.

Смена дежурных проводится ежедневно, для этого ведется специальный журнал. Детям раздаются повязки с соответствующей эмблемой. Мы стремимся приохотить детей к учению, несколько направлений дежурства в стадии разработки!

< Предыдущая   Следующая >

Журнал

22.10.2018

Организация труда дежурных в детском саду в разных возрастных группах

Юрчишина Екатерина Николаевна

Главное значение трудового воспитания детей дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности дежурного. В процессе дежурства у детей воспитываются уважение к людям, эмоционально-эстетическая чуткость к окружающей обстановке; формируется бережное отношение к природе. Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о ее полном объеме , о требованиях к конечному результату.

Оценить★★★★

12861

Содержимое разработки

Организация труда дежурных в детском саду в разных возрастных группах

Главное значение трудового воспитания детей  дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности дежурного. В процессе дежурства у детей воспитываются уважение к людям, эмоционально-эстетическая чуткость к окружающей обстановке; формируется бережное отношение к природе. Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о ее полном объеме , о требованиях к конечному результату.  Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.Дежурство — форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Для облегчения труда дежурных желательно закрепление места за каждым ребенком за столом (дежурным, особенно в средней и старшей возрастной группе, легче ориентироваться при сервировке, если он уже четко представляет где кто сидит(т.е. не накрывать на ребенка, который отсутствует или накрыть на того, кто пришел после болезни)).

Воспитание культуры питания и организация труда дежурных по столовой

Перед сервировкой стола посуду и столовые приборы приносит младший воспитатель в группу, где дети принимают пищу и ставит на раздаточный стол(самостоятельно посуду из моечной дети не приносят ни в коем случае!!!). Ни в одной возрастной группе дети не носят тарелки самостоятельно в моечную (после приема первого блюда тарелки убирает младший воспитатель, воспитатель)!!! Всю посуду и столовые приборы уносит младший воспитатель!

Содержание труда дежурных

В младших группах как такового дежурства нет, дети выполняют отдельные трудовые поручения воспитателя и младшего воспитателя.

Дети 2-3 лет

В 1 младшей группе дети перед едой расставляют стулья к столам(чтобы было удобнее ходить вокруг стола), приносят хлебницы и салфетницы на столы, расставляют их с помощью младшего воспитателя или воспитателя.

Дети 3-4 лет

Во 2 младшей группе, со 2 половины года вводится дежурство по столовой. Перед тем, как ввести дежурство, воспитатель организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению. Детей обучают выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому. Воспитатель руководит работой дежурных, закрепляя навыки раскладывания приборов (Приложение 1).

У детей- дежурных должна быть специальная одежда (фартук или халат и головной убор – косынка, пилотка и т.п.). Перед ребенком – дежурным ставят только одно условие: помочь младшему воспитателю накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи.

1. Ребенок раскладывает индивидуальные салфетки (если они имеются в наличии).

2. Расставляет хлебницы, салфетницы, кружки под третье блюдо (пустые).

3. Раскладывает ложки, вилки.

Основное внимание воспитатель уделяет обучению последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела. А также стремится к созданию спокойной обстановки.

Дети 4-5 лет

Дежурство организуется с начала учебного года. У ребят формируется ответственное отношение к делу. В этой возрастной группе каждый дежурный обслуживает один стол. В первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы (Приложение 1). В средней группе обязанности дежурного увеличиваются:

1.Дети раскладывают индивидуальные салфетки (если они имеются в наличии).

2. Расставляет хлебницы, салфетницы, кружки под третье блюдо (пустые).

3.Расставляют тарелки под первое блюдо.

4. Раскладывают вилки, ложки.

Второе блюдо раздают младший воспитатель и воспитатель (дети не встают из-за стола в процессе приема пищи).

После еды дети убирают салфетки, хлебницы, салфетницы. Тарелки с остатками пищи после первого и второго блюда убирает младший воспитатель, воспитатель.

Дети 5-6 и 6-7 лет

Дежурство старших дошкольников (старшие и подготовительные группы) постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию самостоятельности в работе. Обычно ежедневно воспитатель назначает по два ребенка – дежурных. Эти дети дежурят в течение всего дня. Важной задачей организации труда дежурных является формирование у детей ответственности за порученное дело. В содержание труда дежурных по столовой в старших группах входит полная сервировка стола, помощь в уборке стола после еды:

1. Дети раскладывают индивидуальные салфетки (если они имеются в наличии).

2. . Расставляет хлебницы, салфетницы, кружки под третье блюдо (пустые).

3. Разложить ножи, ложки, вилки, чайные ложки(в кружку).

4.После еды помогают убирать тарелки из-под второго блюда (очищенные младшим воспитателем тарелки составляют в стопку, в отдельные тарелки складывают столовые приборы), хлебницы, салфетницы.

Тарелки с остатками пищи очищает младший воспитатель, дети в моечную не заходят.

Часто воспитатели спрашивают – следует ли отпускать дежурных раньше с прогулки? Это допустимо только в тех случаях, если дети уходят в сопровождении младшего воспитателя. В остальных случаях это недопустимо, так как дети идут в группу без сопровождения взрослого. Дежурные должны раздеться первыми, помыть руки и приступить к своим обязанностям.

Уголки дежурных

Организация дежурства в различных возрастных группах осуществляется через уголки дежурных.

Во второй младшей группе такого уголка может не быть, т.к. в данном возрасте поручения.

В средней группе появляется уголок дежурства (дежурство осуществляется только по столовой).

В старшей и подготовительной группах вводятся дежурства по НОД и уголку природы ( везде по два дежурных).

Приложение 1

Навыки раскладывания приборов

2 младшая группа

Младший воспитатель кладет ложки и вилки по количеству детей на каждый стол.

Ложки берутся по одной за ручку, кладутся с правой стороны тарелки выпуклой стороной вниз;

Вилки берутся по одной за ручку, кладутся ближе к тарелке с правой стороны острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз;

На середину стола ставится хлебница и салфетница.

Средняя группа

Младший воспитатель ставит посуду стопкой на каждый стол

Тарелка ставится напротив стульчика, на край стола;

Справа раскладываются вилки и ложки (см. 2 младшая группа);

На середину стола ставят хлебницу и салфетницу;

Кружки берут по одной за ручку и ставят около каждой тарелки, чтобы ручка была с правой стороны;

Нож кладется справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом кладется ложка, затем вилка для салата; вилка для второго лежит с левой стороны ( в том случае, если подается нож);

Чайная ложка кладется в блюдце, ручка должна быть справа или ставится в кружку;

Скатерть после еды дежурные складывают на столе пополам, затем еще раз пополам и только потом складывают по длине.

В группах старшего дошкольного возраста младший воспитатель ставит посуду на раздаточный стол, а дежурные самостоятельно сервируют столы в соответствии с количеством детей.

Самостоятельная уборка посуды после еды:

Тарелки после первого отодвигаются на середину стола и ставятся стопкой (если младший воспитатель не успела ее убрать);

Кружка уносится на раздаточный стол и ставится на поднос;

Использованные салфетки выбрасываются в мусорное ведро.

Процесс уборки посуды дежурными в группах старшего дошкольного возраста

Младший воспитатель очищает тарелки от остатков пищи и уносит собранную дежурными посуду

Дежурные собирают тарелки из-под второго в стопки на каждом столе;

В отдельные тарелки складываются ложки, вилки и ножи;

Салфетницы убираются на свое место, доступное для ребенка;

Скатерти складываются дежурными(уносит младший воспитатель).

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/328183-organizacija-truda-dezhurnyh-v-detskom-sadu-v

Также вас может заинтересовать

  • Управление здоровьесберегающей деятельностью в специализированном дошкольном образовательном учреждении для детей с туберкулёзной инфекцией
  • Доклад на педсовете «Патриотическое воспитание дошкольников»
  • Выступление на заседание педагогического совета «О модели повышения учебной мотивации воспитанников средствами меж предметной интеграции в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
  • Организация оздоровительной работы с детьми ЗПР в условиях детского сада.
  • Доклад «Экологическое воспитание дошкольников» (из опыта работы)

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Зарядное устройство зу 90м1 инструкция по применению читать
  • Руководство на русском для studio one 2
  • Мовалис витамин д3 для детей инструкция
  • Управление мчс по санкт петербургу официальный сайт руководство
  • Витамины вивация мульти а z инструкция

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии