Изменен состав совета директоров Международного аэропорта Алматы
В СД избран Алп Ер Тунга Ерсой
Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников
В состав совета директоров «Международного аэропорта Алматы»
(Алматы) избран Алп Ер Тунга Ерсой. Такое решение принял единственный акционер
компании 22 июня 2021 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на
информацию, размещенную на сайте Казахстанской фондовой биржи (KASE).
В составе совета директоров компании произошли следующие
изменения:
— исключен Кадри Мете Еркал – член совета директоров;
— избран Алп Ер Тунга Ерсой – член совета директоров.
С учетом внесенных изменений совет директоров АО «Международный
аэропорт Алматы» состоит из пяти человек: Кюршад Кочак, Емре Мутлу, Фатих Омюр,
Еткин Пакер, Алп Ер Тунга Ерсой.
Ранее единственный
акционер АО «Международный аэропорт Алматы» утвердил годовую финансовую
отчетность за 2020 год и принял решение не выплачивать дивиденды за прошлый
год. Такое
решение связано с тем, что за 2020 год убыток компании составил 3 685 237 000
тенге. Отметим, что
на 1 июля текущего года акционером «Международного аэропорта Алматы» со 100%
долей участия значится ТОО «ТАВ КАЗАХСТАН (TAV KAZAKHSTAN)» (с количеством
простых акций 78 414 штук).
По данным
биржи, на 1 апреля 2021 года совокупные активы «Международного аэропорта
Алматы» составляли около 80 млрд тенге, совокупные обязательства – 10,4 млрд
тенге. Собственный капитал сложился в размере 69,5 млрд тенге. За первый
квартал текущего года компания заработала чистую прибыль в размере 2,2 млрд
тенге.
Читайте также
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено
использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного
материала необходимо разрешение редакции.
Вам может быть интересно
Бизнес
-
Обзор
-
Грузовой терминал
для получения подробной информации
Авиакомпания
для получения подробной информации
Реклама
Съёмки. Аренда коммерческих площадей. Размещение рекламы
для получения подробной информации
Об Аэропорте ТАВ
для получения подробной информации
Информация о субъекте естественных монополий
для получения подробной информации
Авиационный учебный центр (АУЦ)
для получения подробной информации
Руководства и процедуры
Инструкция по организации движения специального автотранспорта и средств механизации на аэродроме Алматы
для получения подробной информации
Вакансии
для получения подробной информации
Тарифы
для получения подробной информации
-
Найдите рейс
Поиск
Назначен новый президент Международного аэропорта Алматы
Опубликовано:

В Алматы сменился президент аэропорта. Новым главой воздушной гавани стал Алп Ер Тунга Ерсой. Об этом сообщается на сайте фондовой биржи KASE.
«Решением Совета директоров от 14 сентября 2021 года внесены следующие изменения в состав исполнительного органа: исключен Эркал Кадри Мете – президент; назначен Алп Ер Тунга Ерсой – президент», — сообщается на сайте биржи.
Напомним, в 2020 году все акции аэропорта Алматы выкупила турецкая компания TAV Airports Holding, заплатив за них 415 млн долларов. Планируется, что будет построен новый терминал.
В пресс-службе аэропорта показывали, как он будет выглядеть. Новый терминал будет построен на месте существующего VIP-терминала, который в свою очередь перенесут в юго-западную часть авиагавани.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1932352-naznachen-novyy-prezident-mezhdunarodnogo-aeroporta-almaty/
Almaty International Airport Халықаралық Алматы Әуежайы / |
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||
Summary | |||||||||||||
Airport type | Public | ||||||||||||
Owner | Groupe ADP | ||||||||||||
Operator | TAV Airports Holding | ||||||||||||
Serves | Almaty | ||||||||||||
Location | Almaty, Kazakhstan (inside city limits) | ||||||||||||
Hub for |
|
||||||||||||
Focus city for |
|
||||||||||||
Elevation AMSL | 681 m / 2,234 ft | ||||||||||||
Coordinates | 43°21′19″N 077°02′41″E / 43.35528°N 77.04472°E | ||||||||||||
Website | alaport |
||||||||||||
Map | |||||||||||||
ALA/UAAA Location in Almaty, Kazakhstan ALA/UAAA ALA/UAAA (Asia) |
|||||||||||||
Runways | |||||||||||||
|
|||||||||||||
Statistics (2019) | |||||||||||||
|
|||||||||||||
Source: AIP Kazakhstan[2] |
Almaty International Airport (IATA: ALA, ICAO: UAAA) (Kazakh: Halyqaralyq Almaty Äuejaiy) is a major international airport 15 km (9.3 mi) northeast of Almaty,[2] the largest city, the former capital and the commercial capital of Kazakhstan. It is the busiest airport in Kazakhstan and in Central Asia, accounting for 7.23 million passengers in 2022.[3]
Owners and management[edit]
The airport is registered under name of «JSC Almaty International Airport«, which is owned by Turkish airport company TAV Airports Holding.
History[edit]
Early years[edit]
The airport was built in 1935 for the use of small civil and military aircraft.[4] Till1990, it was the part of Kazakh Department of Civil Aviation, and then reorganized into «Alma-Ata Airport» in 1991. Since 1993, it has run as an independent business unit. In 1994, it was reorganized into OJSC «Almaty Airport» and later renamed to JSC Almaty International Airport.
The supersonic transport (SST) Tupolev Tu-144 began service on 26 December 1975, flying mail and freight between Moscow and Alma-Ata in preparation for passenger services, which commenced in November 1977. The Aeroflot flight on 1 June 1978 was the Tu-144’s 55th and last scheduled passenger service.
Following a runway reconstruction in 1998, Almaty airport was awarded a CAT II certificate and the status of an international airport.
On 9 July 1999, a fire started in the shashlik kitchen of the airport restaurant. The terminal building burned down in just a few hours, but without major injuries.
Development since 2000[edit]
Construction of a new terminal was completed in 2004. On 30 September 2008, a second runway was opened with the first departure being a BMI flight bound for London Heathrow. The new runway was also given an ICAO certificate for CAT III landings which will significantly reduce the number of planes diverting to nearby airfields due to low visibility, especially during the winter months. The runway is the longest in central Asia. The new runway can accept all types of aircraft without limitation of take-off weight and operation frequency.
Growth in connectivity is in danger of being compromised by airport infrastructure that is comparatively expensive and not keeping pace with demand growth. IATA is urging the Kazakhstan government to follow ICAO principles and eliminate differential ANSP charges between domestic and international carriers. Currently (2012), it is 18% more expensive to turn around an Airbus A320 in Almaty than at similarly sized airports in Europe. The differential rises to 43% for a Boeing 767.[5]
There were plans to build a new passenger terminal for international flights with six loading bridges and capacity up to 2,500 passengers per hour in the near future. A developed infrastructure complex consisting of a Marriott Hotel, conference halls, business center, shopping center and cinemas were planned to be within this terminal.
The new terminal was to be located along Kuldja Road to help reduce traffic on the way to the airport. However the terminal’s construction was stopped due to managers postponing the project’s construction in 2010 because of disagreements with Air Astana’s plans for the terminal which was intended to serve Air Astana international flights while the existing terminal would serve domestic destinations. According to the managers, the problems of this plan would be that Air Astana would have facilities operating, and its planes transferring from one end of the runway to another which would create delayed transporting problems for Air Astana; since the runway lines would be busy with the having lack of space of creating new runways. It was concluded that the construction would be demolished, and a new terminal built for domestic and international flights. There are now plans to build a new airport in Kapchagai reservoir which is 48 km away from Almaty.[6]
On February 17, 2012, in Moscow, at the 32nd session of the Council on Aviation and the Use of Airspace of the Interstate Aviation Committee (IAC), Almaty International Airport was recognized as the best in the CIS and received the prize «For Achievements in the Development of International Airports».[7]
Protesters seized the airport on 5 January during the 2022 Kazakh unrest, halting flights. Kazakh President Kassym-Jomart Tokayev said that eight members of Kazakh security forces had been killed and the insurgents had hijacked five airplanes, and he appealed to Russian security forces to retake the facility.[8][9] On 7 January, TASS reported that Collective Security Treaty Organization troops had occupied the airport and restored order.[10][better source needed]
In May 2022, a proposal was made to Deputy Prime Minister Roman Sklyar by a group of deputies from the People’s Party of Kazakhstan to name the airport after Kazakh Soviet communist politician Dinmukhamed Kunaev.[11]
In late 2022, the historical VIP terminal to the left of the main building was dismantled to be reconstructed on a new place (some 420 meters southeast on Akhmetov street), giving place for a new larger terminal building. [12] [13]
Airlines and destinations[edit]
Passenger[edit]
Airlines | Destinations |
---|---|
Aeroflot | Moscow–Sheremetyevo[14] |
Air Arabia | Sharjah |
Air Astana[15] | Aktau, Aktobe, Antalya, Astana, Atyrau, Baku, Bangkok–Suvarnabhumi, Beijing–Capital,[16] Bishkek, Chengdu–Tianfu,[17] Colombo–Bandaranaike,[18] Delhi, Dubai–International, Dushanbe, Istanbul, Jeddah (begins 1 October 2023),[19] Kyzylorda, London–Heathrow,[20] Malè, Oral, Oskemen, Phuket,[21] Seoul–Incheon, Şymkent, Tashkent, Tel Aviv,[22] Tbilisi Seasonal: Bodrum, Heraklion,[23] Podgorica[24] Seasonal charter: Hambantota–Mattala,[25] Sharm El Sheikh |
Air Seychelles | Seasonal: Mahé[26] |
airBaltic | Seasonal: Riga |
AnadoluJet | Ankara[27] |
Asiana Airlines | Seoul–Incheon |
Azerbaijan Airlines | Baku |
Azimuth | Sochi (begins 1 November 2023)[28] |
Belavia | Minsk |
China Southern Airlines | Ürümqi,[29] Xi’an[30] |
FlyArystan | Aktau, Aktobe, Astana, Atyrau,[31] Delhi (begins 24 September 2023),[32] Doha,[33] Karagandy, Kutaisi, Mumbai (begins 23 November 2023),[34] Omsk, Oral, Pavlodar, Petropavl, Qostanai, Semey, Şymkent, Taraz, Turkistan,[35] Yerevan[36] |
flydubai | Dubai–International |
flynas | Jeddah[37] |
Hunnu Air | Ulaanbaatar |
IndiGo | Delhi[38] |
Jazeera Airways | Kuwait City[39] |
Kish Air | Tehran–Imam Khomeini |
Loong Air | Hangzhou[40] |
Lufthansa | Frankfurt |
Neos | Milan–Malpensa[41] |
Nordwind Airlines | Kaliningrad,[42] Samara[43] |
Pegasus Airlines | Ankara,[44] Antalya, Istanbul–Sabiha Gökçen |
Qatar Airways | Doha[45] |
Qazaq Air | Astana, Bishkek,[46] Kokshetau, Şymkent, Taraz[47] |
Red Wings Airlines | Makhachkala,[48] Moscow–Zhukovsky, Yekaterinburg |
Rossiya Airlines | Sochi[49] |
SalamAir | Seasonal: Muscat[50] |
SCAT Airlines[51] | Aktau, Aktobe, Astana, Atyrau, Balkhash,[52] Haikou,[53] Jeddah,[54] Karagandy, Kyzylorda,[55] Lahore,[56] Medina,[54] Mineralnye Vody, Moscow–Sheremetyevo, Oral, Oskemen, Petropavl, Qostanai, Ras Al Khaimah,[57] Sanya,[58] Semey, Şymkent, Taraz, Zhezkazgan Seasonal: Antalya,[59] Phu Quoc Seasonal charter: Goa–Dabolim,[60][61] Hambantota–Mattala[62] |
Somon Air | Dushanbe |
Sunday Airlines | Seasonal charter: Antalya, Malè, Nha Trang, Sharm El Sheikh |
Turkish Airlines | Istanbul |
Turkmenistan Airlines | Ashgabat[63] |
Utair | Tyumen |
Uzbekistan Airways | Tashkent |
VietJet Air | Nha Trang[64] |
Wizz Air | Abu Dhabi[65] |
Cargo[edit]
Airlines | Destinations |
---|---|
Aerotranscargo[66] | Hong Kong, Kuala Lumpur–International |
Cargolux[67] | Luxembourg |
Cargolux Italia[68] | Milan–Malpensa |
Qatar Airways Cargo[69] | Doha, Hong Kong |
Silk Way West Airlines[70] | Baku |
Turkish Cargo[71] | Astana, Bishkek, Guangzhou, Istanbul, Seoul–Incheon, Shanghai–Pudong, Taipei–Taoyuan |
UPS Airlines[citation needed] | Cologne/Bonn, Seoul–Incheon, Shanghai–Pudong |
Statistics[edit]
Annual traffic[edit]
Year | Passengers | % Change |
---|---|---|
2010 | 3,000,000 | |
2011 | 3,665,538 | |
2012 | 4,003,004 | |
2013 | 4,323,224 | |
2014 | 4,588,866 | |
2015 | 4,905,307 | |
2016 | 4,878,450 | |
2017 | 5,640,800 | |
2018 | 5,686,926 | |
2019 | 6,422,721 | |
2020 | 3,669,668 | |
2021 | 6,103,657 | |
2022 | 7,230,156 |
Accidents and incidents[edit]
- 7 July 1980: Aeroflot Flight 4225, a Tupolev Tu-154B-2, aircraft registration CCCP-85355, crashed with the loss of all 156 passengers and 10 crew shortly after takeoff from Alma-Ata Airport. Investigators found that the airspeed suddenly dropped because of a downdraft the aircraft encountered during climb out, causing it to stall, crash about 5 km (3.1 mi) from the airport, and catch fire.[75]
- 30 August 1983: Aeroflot Flight 5463, a Tupolev Tu-134, crashed on approach to Almaty after a flight from Chelyabinsk; all 90 passengers and crew died.
- 29 January 2013: SCAT Airlines Flight 760, a Bombardier CRJ-200ER, crashed during a low-visibility approach into Almaty International. All 21 occupants died. Investigators found that during the missed approach necessitated by the inclement weather, the elevator was deflected to lower the nose instead of raising the nose, resulting in a steep dive and impact with the ground; they were unable to determine the cause of the elevator movement but did not find evidence of any system malfunction or external influences.
- 27 December 2019: Thirteen people died when Bek Air Flight 2100, a Fokker 100, crashed en route to Nursultan Nazarbayev International Airport, crashing into a building just after takeoff.
- 13 March 2021: An Antonov An-26 operating for the Border Service of the National Security Committee of the Republic of Kazakhstan crashed on landing; four occupants died and the two survivors reportedly suffered serious injuries. The cause of the accident is under investigation.[76][77]
See also[edit]
- List of airports in Kazakhstan
- List of the busiest airports in the former USSR
References[edit]
- ^ a b «Almaty — Kazakhstan». world-airport-codes.com. Retrieved 18 November 2020.
- ^ a b «AIP Kazakhstan». Archived from the original on 30 June 2016. Retrieved 1 June 2016.
- ^ MarketScreener (16 February 2023). «Aéroport de Paris SA — 2022 Full-year results | MarketScreener». www.marketscreener.com. Retrieved 23 March 2023.
- ^ «Almaty International Airport». Airport Technology. Retrieved 23 May 2020.
- ^ «Building the ‘Silk Road in the Sky’ via Kazakhstan». The Gazette of Central Asia. Satrapia. 16 September 2012.
- ^ Бурдин, Виктор (16 May 2017). «Почему «Эйр Астана» против нового терминала аэропорта Алматы».
- ^ «Аэродром международного аэропорта Алматы назван лучшим в СНГ». www.aex.ru (in Russian). Archived from the original on 23 February 2012. Retrieved 14 December 2021.
- ^ Rodionov, Maxim; Trevelyan, Mark (5 January 2022). «Kazakh president seeks help from Russia-led security bloc». Reuters. Retrieved 31 August 2022.
- ^ «Kazakhstan president confirms takeover of Almaty airport | DW | 05.01.2022». Deutsche Welle. 5 January 2022. Retrieved 31 August 2022.
- ^ «Peacekeepers take control over Almaty airport — Russian Defense Ministry». TASS. Moscow. 7 January 2022. Retrieved 31 August 2022.
- ^ «Аэропорту Алматы предложили присвоить имя Кунаева». 27 April 2022.
- ^ «Как разбирали VIP-терминал аэропорта Алматы». 28 February 2023.
- ^ «VIP-терминал аэропорта Алматы не успеют открыть летом». 23 August 2023.
- ^ «Aeroflot Set to Resumes Kazakhstan flights on Wednesday». Simply Flying. 27 January 2023. Retrieved 29 January 2023.
- ^ «Air Astana – Timetable». Retrieved 29 August 2019.
- ^ «Air Astana Resumes Its 2nd Chinese Route Since COVID-19». 7 November 2022.
- ^ «Air Astana NS23 Chengdu Service Changes». Aeroroutes. Retrieved 15 February 2023.
- ^ «Air Astana launches scheduled services to Sri Lanka». www.anna.aero/. Anna Aero. 1 November 2021. Retrieved 3 November 2021.
- ^ «Air Astana Adds Jeddah Service From Oct 2023». AeroRoutes. 5 July 2023. Retrieved 5 July 2023.
- ^ «UK to gain new route to largest Kazakh city and financial hub».
- ^ «Air Astana Launches New Service to Phuket Thailand». 15 October 2021. Retrieved 23 March 2023.
- ^ Nurmaganbetova, Zhanna (15 June 2023). «Air Astana to launch flights to Israel». Kazinform. Retrieved 15 June 2023.
- ^ «Air Astana launches new service to Crete». 5 April 2022.
- ^ «Air Astana to launch flights to Montenegro’s Podgorica in June». seenews.com. 24 May 2021.
- ^ «Sri Lanka’s Mattala Airport welcomes Air Astana, 2,500 tourists in 2021». economynext.com. 7 February 2021.
- ^ «Air Seychelles to Launch New Route to Almaty This December». The Astana Times. 29 November 2022.
- ^ «AnadoluJet Adds Ankara – Kazakhstan Routes in NW22».
- ^ «Azimuth Schedules New Sochi – Central Asia Service in NW23». AeroRoutes. 19 September 2023. Retrieved 20 September 2023.
- ^ «Mainland Chinese Carriers NS23 International / Regional Network – 23APR23». Aeroroutes. Retrieved 24 April 2023.
- ^ «China Southern Adds Xi’An – Almaty Service in 1Q23». Aeroroutes. Retrieved 15 December 2022.
- ^ Liu, Jim. «FlyArystan expands domestic network in July/August 2020». Routesonline. Retrieved 19 June 2020.
- ^ «Flights from Almaty to Delhi (India)». flyarystan.com. FlyArystan. Retrieved 23 August 2023.
- ^ «FLYARYSTAN FILES QATAR 1Q23 SCHEDULES». Aeroroutes. 24 January 2023. Retrieved 24 January 2023.
- ^ «Flights from Almaty to Mumbai». FlyArystan. Retrieved 23 September 2023.
- ^ «Kazakh Civil Aviation Committee to Launch First Flights to Country’s Turkistan». AviationPros. 4 November 2020. Retrieved 12 November 2020.
- ^ «FlyArystan will start operating flights on the route Almaty- Yerevan- Almaty». zvartnots.aero. 13 May 2022.
- ^ «flynas Adds A330 Central Asia Service From Sep 2023». AeroRoutes. 26 July 2023. Retrieved 26 July 2023.
- ^ «INDIGO EXPANDS CENTRAL ASIA NETWORK FROM LATE-SEP 2023». Aeroroutes. Retrieved 17 August 2023.
- ^ «Jazeera Airways Launches First Ever Route Between Kazakhstan and Kuwait». Aviation Pros. 2 December 2021. Retrieved 2 December 2021.
- ^ «Loong Air Adds Hangzhou – Almaty Service From Sep 2023». AeroRoutes. 29 August 2023. Retrieved 29 August 2023.
- ^ «Neos pronta a decollare da Milano Malpensa per il Kazakistan». 19 April 2022.
- ^ Casey, David. «Routes In Brief: Korean Air, Air Nostrum, Singapore Airlines And More». Routesonline. Retrieved 22 October 2021.
- ^ Liu, Jim (16 April 2019). «Nordwind schedules new Central Asia service in 2Q19». Routesonline. Retrieved 16 April 2019.
- ^ «Pegasus Adds Ankara – Almaty Service from Nov 2022».
- ^ «Qatar Airways announces the launch of flights to Almaty in Kazakhstan». TravelDailyNews International. 24 September 2021.
- ^ «QAZAQ AIR opens direct flights to Bishkek». www.flyqazaq.com. QAZAQ AIR. Retrieved 10 August 2023.
- ^ Liu, Jim. «Qazaq Air adds Almaty – Taraz route from July 2020». Routesonline. Retrieved 2 July 2020.
- ^ «Red Wings Adds Makhachkala – Almaty Service From mid-July 2023». AeroRoutes. 13 July 2023. Retrieved 13 July 2023.
- ^ «Aeroflot launches international network from Sochi, Russia». 26 March 2022.
- ^ «SALAMAIR ADDS ALMATY / RIZE IN 3Q23». aeroroutes.com. 28 March 2023.
- ^ «SCAT Airlines – Timetable». Archived from the original on 6 September 2022. Retrieved 29 August 2019.
- ^ Liu, Jim. «SCAT aircompany plans various domestic sector resumptions in W19». Routesonline. Retrieved 8 January 2020.
- ^ «Direct flight links China’s resort island, Kazakhstan’s Almaty – Xinhua | English.news.cn». Xinhua News Agency. Archived from the original on 10 July 2019. Retrieved 27 December 2019.
- ^ a b Liu, Jim. «SCAT adds Saudi Arabia service in W19». Routesonline. Retrieved 4 November 2019.
- ^ Liu, Jim. «SCAT expands Kyzylorda service in June 2020». Routesonline. Retrieved 9 June 2020.
- ^ «SCAT Aircompany Adds Almaty – Lahore From July 2023». AeroRoutes. 13 June 2023. Retrieved 15 June 2023.
- ^ «Direct flight to UAE». scat.kz. Retrieved 26 February 2021.
- ^ «SCAT Resumes Kazakhstan – Sanya Service From Sep 2023». AeroRoutes. 19 September 2023. Retrieved 20 September 2023.
- ^ «SCAT adds Almaty – Antalya service from late-Dec 2018». routesonline. Retrieved 25 December 2018.
- ^ «First Charter flight from Kyrgyzstan lands at Dabolim Airport». Digital Goa. 29 December 2022. Retrieved 19 January 2023.
- ^ «SCAT flight DV5212–Almaty (ALA) to Goa (GOI)». Flightradar24.
- ^ «SCAT Airlines operates inaugural flight to Mattala». adaderana.lk. 11 February 2021.
- ^ «TURKMENISTAN AIRLINES PLANS ALMATY SERVICE RESUMPTION FROM MAY 2023». Aeroroutes. Retrieved 4 April 2023.
- ^ «Vietnam and Kazakhstan to Resume Direct Air Traffic in September». 26 August 2022.
- ^ «Hungarian low-cost airline Wizz Air plans to launch flights «Abu Dhabi-Nur-Sultan-Abu Dhabi»«.
- ^ «Flight History of ER-BBC (Aerotranscargo–F5/ATG)-3 June 2023». FlightAware.
- ^ cargolux.com — Network & Offices retrieved 1 December 2021
- ^ cargolux-italia.com — Map retrieved 1 December 2021
- ^ Ltd, DVV Media International. «Qatar Airways Cargo adds another new freighter service». Air Cargo News. Archived from the original on 6 February 2019. Retrieved 18 February 2019.
- ^ silkwaywest.com — Schedule retrieved 1 December 2021
- ^ Ltd. 2019, UBM (UK). «Turkish Cargo adds 7 destinations in Jan 2018». Routesonline. Retrieved 18 February 2019.
- ^ Airport. «files/ARAL/2016» (PDF). kase.kz.
- ^ UAAA. «Министерства по инвестициям и развитию РК». facebook.com.
- ^ «Аэропорт Алматы в 2018г увеличил пассажиропоток на 1%». interfax.kz. Retrieved 18 February 2019.
- ^ «ASN Aircraft accident Tupolev Tu-154B-2 CCCP-85355 Alma-Ata Airport (ALA)». aviation-safety.net. Aviation Safety Network. Retrieved 14 May 2021.
- ^ VOA News (13 March 2021). «Kazakhstan Military Plane Crashes; 4 Killed» [Kazakhstan Military Plane Crashes; 4 Killed]. Voice of America. Archived from the original on 14 March 2021. Retrieved 13 March 2021.
- ^ Chris Loh (13 March 2021). «Antonov An-26 Turboprop Crashes In Kazakhstan» [Antonov An-26 Turboprop Crashes In Kazakhstan]. Simple Flying News. Archived from the original on 16 March 2021. Retrieved 13 March 2021.
External links[edit]
Media related to Almaty International Airport at Wikimedia Commons
- Official website
- Accident history for ALA at Aviation Safety Network
- Current weather for UAAA at NOAA/NWS
Алматы (аэропорт)
(перенаправлено с «ALA»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 мая 2017;
проверки требуют 8 правок.
Аэропорт «Алматы» (каз. Алматы әуежайы; (IATA: ALA, ICAO: UAAA)) — международный аэропорт, первый по объёму пассажиропотока в Казахстане. Расположен в северной части города, в 15 километрах от центра Алма-Аты. Эксплуатацию аэропорта осуществляет АО «Международный аэропорт Алматы», 100 % акций принадлежат нидерландской компании Venus Airport Investment B.V., конечные собственники официальным органам Казахстана неизвестны[2].
Халықаралық Алматы Әуежайы Международный Аэропорт «Алматы» |
|||||||||
ИАТА: ALA (внутренний — АЛА) – ИКАО: UAAA (УААА) |
|||||||||
Информация | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип |
совместного базирования |
||||||||
Страна |
Казахстан |
||||||||
Расположение |
Алма-Ата |
||||||||
Дата открытия |
1935 |
||||||||
Эксплуатант |
АО «Международный Аэропорт Алматы» |
||||||||
Высота НУМ |
+681 м |
||||||||
Часовой пояс |
UTC+6 |
||||||||
Время работы |
круглосуточно |
||||||||
Сайт |
alaport.com |
||||||||
Взлётно-посадочные полосы | |||||||||
|
|||||||||
Статистика | |||||||||
Годовой пассажиропоток |
▼ 4 878 450 (2016)[1] |
Venus Airport Investment B.V. с большой долей вероятностью владеет Meridian Capital (конечные бенефициары Аскар Алшимбаев, Сауат Мынбаев (акции в управлении) и Евгений Фельд, аффилированные в своё время с «Казкоммерцбанком») и SAT Info Systems («дочка» SAT&Company, которую контролирует Кенес Ракишев и долю в которой (почти треть привилегированных акций) имеет Тимур Кулибаев через ТОО «Алмэкс Плюс»).
Взлетно-посадочная полоса длиной 4,5 километра и шириной 60 метров способна принимать все типы воздушных судов без ограничения, как по максимальной взлетной массе, так и по интенсивности полетов.
С 24 по 30 ноября 2011 года эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и Комитета гражданской авиации минтранскома РК провели сертификацию аэродрома на соответствие метеоминимуму по категории IIIB ICAO. Установка категории IIIB ИКАО в аэропорту «Алматы» является первой на всем постсоветском пространстве. Это ставит его в один ряд с лучшими аэропортами мира по техническому оснащению[3].
По итогам 2015 года аэропорт обслужил 4 905 307 пассажиров[1].
Содержание
ИсторияПравить
Существует с 1935 года. Крупнейший аэропорт в Казахстане, занимает в стране первое место по внутренним и международным пассажирским и грузовым авиаперевозкам. Интенсивность полётов достигает 15-18 взлётно-посадочных операций в час, 200—220 в сутки[4]. В 2014 году аэропорт обслужил более 4,5 млн пассажиров[5].
В 1972 году оснащён метеорологическим радиолокатором МРЛ-1, который в 2008 году заменён на доплеровский радиолокатор «Метеор-500» фирмы «Гемотроник»[6]. Аэродром способен принимать воздушные суда по метеоминимумам II и IIIB категории ИКАО.
17 февраля 2012 года в Москве на 32-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства Межгосударственного авиационного комитета (МАК) аэродром Международного аэропорта Алматы был признан лучшим в СНГ и получил приз «За достижения в области развития международных (категорированных) аэродромов»[7].
На аэродроме также базируется военная авиация (самолёты Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30 и другие транспортные).
Пункты назначения и перевозчикиПравить
Из Международного Аэропорта Алматы регулярные рейсы выполняются в более 55 городов мира.
Авиакомпания | Пункты назначения |
---|---|
Air Arabia | Шарджа |
Air Astana внутренние направления | Актау, Актобе, Астана, Атырау, Караганда, Кызылорда, Павлодар, Усть-Каменогорск, Шымкент, Уральск |
Air Astana международные направления | Баку, Бангкок, Бишкек, Гонконг, Дели, Дубай, Душанбе, Казань, Киев, Куала-Лумпур, Москва-Шереметьево, Пекин, Самара, Санкт-Петербург, Сеул, Стамбул-Ататюрк, Ташкент, Тбилиси, Тегеран, Урумчи, Франкфурт-на-Майне, Хошимин
Сезонные рейсы: Анталья |
Asiana Airlines | Сеул |
Atlasjet | Чартерные рейсы: Анталья |
Аэрофлот | Москва-Шереметьево |
Bek Air | Астана, Уральск, Атырау, Актау, Костанай, Актобе, Караганда, Павлодар, Жезказган, Шымкент, Кызылорда, Усть-Каменогорск |
Bulgaria Air | Чартерные рейсы: Бургас |
China Southern Airlines | Урумчи |
Corendon Airlines | Чартерные рейсы: Анталья, Бодрум |
Czech Airlines | Прага |
Etihad Airways | Абу-Даби |
flydubai | Дубай |
KLM | Амстердам |
Lufthansa | Франкфурт-на-Майне |
Mahan Air | Тегеран |
Pegasus Airlines | Стамбул-Сабиха-Гёкчен Сезонные рейсы: Анталья |
Qazaq Air | Астана, Павлодар, Шымкент, Костанай, Кызылорда, Талдыкорган, Тамчи -Кыргызстан, Семей (начало полетов 6 мая 2016)[8] |
Россия | Санкт-Петербург |
S7 Airlines | Новосибирск |
SCAT внутренние направления | Актау, Актобе, Астана, Атырау, Жезказган, Караганда, Кокшетау, Костанай, Павлодар, Петропавловск, Семей, Тараз, Уральск, Усть-Каменогорск, Шымкент |
SCAT международные направления | Чартерные рейсы: Анталья, Гоа, Санья, Паттайя, Шарджа, Шарм-эш-Шейх, Камрань |
Somon Air | Душанбе |
Tajik Air | Душанбе |
Turkish Airlines | Стамбул-Ататюрк Сезонные рейсы: Анталья |
Туркменские авиалинии | Ашхабад |
Международные авиалинии Украины | Киев |
O‘zbekiston Havo Yo‘llari | Ташкент |
КаргоПравить
Авиакомпания | Пункты назначения |
---|---|
Air Cargo Germany | Атырау, Гонконг, Ереван, Франкфурт-Хан, Шанхай-Пудун |
Cargolux | Люксембург |
DETA Air | Гонконг |
Emirates SkyCargo | Дубай |
Etihad Crystal Cargo | Абу-Даби, Пекин |
FedEx Express | Гуанчжоу, Париж—Шарль-де-Голль |
KLM Cargo / Martinair | Амстердам |
MNG Airlines | Стамбул-Ататюрк |
Lufthansa Cargo | Красноярск, Франкфурт-на-Майне |
Turkish Airlines Cargo | Бангкок, Бишкек, Дакка, Дели, Гонконг, Сеул, Стамбул-Ататюрк, Ханой |
UPS Airlines | Варшава, Кёльн/Бонн, Шанхай-Пудун |
ПассажиропотокПравить
В 2005 году составлял 1,6 млн[9]
- 2006 — 2 млн[10]
- 2009 — 2,7 млн.[9]
- 2010 — 3 080 284[11]
- 2011 — 3 665 538
- 2012 — 4 003 004[12]
- 2013 — 4 323 224[13]
- 2014 — 4 589 000[14]
- 2015 — 4 905 307[1]
- 2016 — 4 878 450[15]
Технические данныеПравить
Аэродром аэропорта — внеклассный, пригоден для эксплуатации всех типов воздушных судов. Аэропорт располагает ВПП с асфальто-армобетонным покрытием.
30 сентября 2008 года состоялось открытие второй взлётно-посадочной полосы (ВПП-2), оснащённой современным аэронавигационным оборудованием.
Транспортная инфраструктураПравить
Аэропорт связан с центром города Алма-Ата автомобильной дорогой (время в пути — от 15 до 30 минут, в зависимости от загрузки трассы).
В аэропорт или проездом идут следующие маршруты общественного
- Автобус №36 жд-вокзал Алматы-1 — пос. Маяк ( 1,5 километра от аэропорта )
- Автобус №79 Жандосова/Саина — Мкр.Алмерек
- Автобус №86 мкр. «Горный гигант» — Мкр.Альмерек
- Автобус №92 мкр. «Мамыр 1-7» (ул. Момышулы — ул. Шаляпина) — Аэропорт ( с заездом на привокзальную площадь аэропорта )
- Автобус №106 мкр. «Мамыр 1-7» (ул. Момышулы — пр. Абая) — Академия Гражданской Авиации ( улица Ахметова бывш. Закарпатская)
ПроисшествияПравить
Пожар в здании аэропортаПравить
Здание старого аэровокзала аэропорта сгорело в ночь с 9 на 10 июля 1999 года. Площадь пожара составила 6,12 тыс. квадратных метров. Сгорели ресторан, зал ожидания, зона регистрации пассажиров, залы прилета и вылета местных авиалиний, бизнес-холл, магазин беспошлинной торговли. Пожарным удалось спасти подвалы, оборудование правительственной связи, здание линейного отделения полиции. Пожар, начавшийся в 23:20 в пятницу, потушили в субботу утром в 6:47. Пожару была присвоена третья категория сложности.
Угроза банкротстваПравить
В апреле 2010 года появились сообщения о возможном закрытии аэропорта города Алма-Аты, если не будет решён вопрос взыскания долгов перед Амстердамским торговым банком (АТБ, дочерний банк российского Альфа-банка). Ранее АТБ сообщал, что может забрать имущество аэропорта за долги по кредиту, выданному АО «Международный аэропорт Алматы» в 2007 году. Срок погашения кредита наступил в марте 2009 года. На апрель 2010 года общая сумма задолженности (включая пеню) АО «Международный аэропорт Алматы» перед банком составляет более $38 млн[16].
В июне 2010 года СМИ сообщили, что аэропорт в общей сложности задолжал кредиторам уже 160 млн долларов — не только банкам, но и поставщикам топлива, и пайщикам, у которых аэропорт выкупал земли для строительства новой взлетно-посадочной полосы. Нынешнее руководство аэропорта утверждает, что на строительство нового пассажирского терминала прежней администрацией было потрачено свыше 65 млн долларов, хотя, по предварительной смете, расходы должны были составить около 15 млн долларов. При этом терминал до сих пор не достроен. Задолженность по авиационному топливу по состоянию на конец 2009 года составила 5,9 млрд тенге, задолженность перед подрядчиками по новому пассажирскому терминалу — 585 млн тенге, просроченная задолженность перед банками — 9,165 млрд тенге. Серьёзными финансовыми нарушениями сопровождалось и строительство новой взлетно-посадочной полосы, на которую в общей сложности аэропорт потратил 80 млн долларов, хотя затраты должны были быть ниже. Кроме того, лишних 10 млн долларов аэропорт переплатил подрядчику строительства новой гостиницы под брендом Park Inn, которая обошлась воздушной гавани в 16,5 млн долларов, но так и не введена в эксплуатацию[17].
В конце августа 2010 года было подписано мировое соглашение между АО «Международный аэропорт Алматы» и Амстердамским торговым банком, которому аэропорт задолжал более $38 млн. Бывший президент АО «Международный аэропорт Алматы» Таир Идрисов в сентябре 2010 года объявлен в розыск в связи с тем, что против него возбуждено уголовное дело по факту хищения денежных средств АО «Международный аэропорт Алматы» в сумме 58,7 млн тенге[18].
АвиакатастрофыПравить
4 января 1965 года при посадке потерпел катастрофу Ил-18Б компании «Аэрофлот» рейса Москва-Омск-Семипалатинск-Алма-Ата, в результате чего погибли 64 человека.
22 ноября 1966 года при взлёте потерпел катастрофу Ил-18Б компании «Аэрофлот», выполнявший рейс Алма-Ата-Семипалатинск-Омск-Москва, в результате чего погибли 2 человека.
24 марта 1969 года при взлете потерпел катастрофу АН-24 компании «Аэрофлот», выполнявший рейс Алма-Ата-Свердловск, в результате погибли 4 человека.
13 января 1977 года при заходе на посадку потерпел катастрофу Ту-104А компании «Аэрофлот», рейса Хабаровск-Новосибирск-Алма-Ата, в результате чего погибли 90 человек.
8 июля 1980 года при взлёте из аэропорта потерпел катастрофу Ту-154Б-2 рейса Алма-Ата-Ростов-на-Дону-Симферополь компании «Аэрофлот». При падении было разрушено несколько жилых домов. Погибло 166 человек — крупнейшая авиакатастрофа за всю историю Казахстана.
30 августа 1983 года потерпел катастрофу Ту-134А компании «Аэрофлот», выполнявший рейс по маршруту Казань — Алма-Ата. Самолёт столкнулся с горой при попытке осуществить посадку в тёмное время суток. Погибло 90 человек.
29 января 2013 года около 13 часов самолет Bombardier CRJ-200 компании «SCAT», выполнявший рейс DV760 из Кокшетау, при заходе на посадку в условиях тумана потерпел катастрофу на удалении 1,5 км от торца ВПП. Погибли все, кто находился на борту: 21 человек.
Другие аэродромы регионаПравить
НаградыПравить
- Награждён орденом Ленина.
ГалереяПравить
-
Интерьер зала вылета международных линий
-
Зал прилёта международных линий
-
Интерьер зала вылета внутренних линий. Линия предполётного досмотра
-
Интерьер зала вылета внутренних линий
РадиочастотыПравить
На всех частотах авиационного диапазона связь осуществляется с амплитудной модуляцией сигнала (в режиме «АМ»).
Вещание метеорологической информацииПравить
Непрерывная трансляция фактической погоды на аэродроме (обновление каждые 30 минут, при изменении погоды — чаще). Время указывается всемирное (UTC).
служба погоды а/п Алматы | частота |
---|---|
АТИС на английском языке | 129.8 MHz |
АТИС на русском языке | 135.1 MHz |
Диспетчерские службыПравить
Наименование службы | Частота, МГц | Резервные частоты, МГц | Примечания |
---|---|---|---|
Диспетчер Алматы-Контроль (РЦ) | 131.4 | 125.5; 132.1; 132.4; 132.9; 134.6; 135.5 | |
Диспетчер Алматы-Подход (ДПП) | 124.8 | 131.6 | |
Диспетчер Алматы-Круг (ДПК) | 120.8 | ||
Диспетчер Алматы-Вышка | 119.4 | 124.0 (дежурная частота) | |
Диспетчер руления (ДПР) | 121.7 | ||
Диспетчер Алматы-Транзит (ПДСП) | 131.9 | ||
Диспетчер Алматы-Район (МДП) | 134.3 | ||
Диспетчер «Переносчик» (аэропорт Боралдай) | 118.9 | ||
Диспетчер Бишкек-Контроль | 132.2 | ||
Международная аварийная частота | 121,5 | ||
Almaty VOR-DME (приводной радиомаяк) | 112,30 | морзе «ALM» | |
Almaty VOR-DME (приводной радиомаяк) | 116.40 | морзе «ATA» |
См. такжеПравить
ПримечанияПравить
- ↑ 1 2 3 Годовой отчет АО «Международный аэропорт Алматы»
- ↑ Минюст не знает, кому принадлежит аэропорт Алма-Аты (Проверено 8 июля 2015)
- ↑ Нам не страшны туманы (рус.), Вечерний Алматы (12/12/2011). Проверено 30 сентября 2012.
- ↑ Телепередача «Панорама недели», канал КТК, 12 сентября 2010 года
- ↑ Три миллиона пассажиров в год (Проверено 12 апреля 2011)
- ↑ История АМЦ Алматы
- ↑ Аэродром международного аэропорта Алматы назван лучшим в СНГ
- ↑ QAZAQ AIR в мае запустит авиарейс Алматы — Семей. Kazinform (25 April 2016). Проверено 25 апреля 2016.
- ↑ 1 2 аэропорт Алматы 2005 и 2009
- ↑ Международный аэропорт Алматы
- ↑ Аэропорт Алматы увеличил в 2011 году пассажиропоток на 19 %
- ↑ Аэропорт Алматы в 2012г увеличил пассажиропоток на 9 %
- ↑ Пропускная способность аэропортов Астаны и Алматы будет увеличена к 2017 году
- ↑ Аэропорт Алматы в 2014г увеличил пассажиропоток на 6%
- ↑ http://www.kase.kz/files/emitters/ARAL/aralp_2016_rus.pdf
- ↑ Альфа-банк не исключает закрытия аэропорта Алматы для обеспечения взыскания долгов
- ↑ Порт, который спёрли
- ↑ http://www.zakon.kz/183385-byvshijj-prezident-mezhdunarodnogo.html