Руководства учебно воспитательным процессом

                Управление
воспитательным процессом в школе

Хорошо руководить
учебно-воспитательным процессом – это значит в совершенстве владеть наукой,
мастерством, искусством обучения и воспитания.

В.А.Сухомлинский

Управление воспитательным
процессом в школе осуществляется в соответствии с Концепцией воспитания
образовательного учреждения. Концепция воспитания является локальным
документом, в составлении которого принимал участие весь педагогический
коллектив, учащиеся и родители. Концепция воспитания утверждена на заседании
Педагогического Совета школы.

В воспитательной
системе нашей школы можно выделить воспитательные комплексы:

• работа
воспитательных центров (историко-краеведческая музейная-комната, библиотека,
кабинет информатики, кабинет химии и биологии, спортзал, кабинет БОС);


коллективно-творческие дела, социально-значимая деятельность.

Такой  подход к
построению воспитывающей деятельности помогает в создании школьной общности.
Так быстрее формируется чувство единения, чувство «МЫ», состоящих из ярких «Я».

Каждый класс,
являясь единицей воспитательной системы, имеет право на создание внутриклассных
традиций, на проявление инициативы, лидерства в общешкольных делах. В развитии
индивидуальности каждого ученика имеет большое значение работа классных
руководителей по диагностике ученика и классного коллектива, проведение
разнообразной внеурочной работы, позволяющей включить детей в разные формы
работы, показать их с положительной стороны, позволить им утвердиться хорошими делами
в коллективе.

Педагогическая
поддержка должна быть опосредованной по результатам диагностики в ходе
классного часа, но чаще в индивидуальной беседе.

Таким образом,
управление должно идти в системе: ученик учитель руководитель.

Воспитательная
система школы – это упорядоченная совокупность компонентов воспитательного
процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоенной
среды), дающая общий эффект. Воспитательная система отражает один из наиболее
фундаментальных факторов педагогической деятельности: школа предстает как
целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и
развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоорганизации.

Основная задача
воспитательной работы школы: создание условий для воспитания человека нового
столетия как самобытной и свободной, деловой и предприимчивой личности,
владеющей ключевыми для современного человека компетентностями, творческой,
ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность.

Исходя из целей,
принципов построения и стратегии развития выделяем структуру управления, в
которой выделяется 4 уровня управления:

В иерархии
структуры управления выделяются следующие уровни:

Первый –
стратегический, включающий директора, педагогический совет, общешкольный
родительский комитет, которые отвечают за стратегическое направление развития
школы: ежегодно на заседании педагогического совета в августе утверждается план
работы на год, а затем планы работы на каждый месяц в течение года;

Второй – тактический,
включающий заместителей директоров по учебной и воспитательной работе,
методические объединения классных руководителей и предметников, малый
педагогический совет, которые разрабатывают и реализуют тактику развития школы,
отвечают за организацию конкретных действий по основным направлениям
функционирования школы; планируется работа по основным ключевым делам школы,
разрабатываются и утверждаются мероприятия тематических месячников;

Третий –
оперативный, включающий классных руководителей, учителей предметников,
социально-педагогическую и психологическую службы, которые включают в себя
непосредственных исполнителей стратегии и тактики функционирования школы,
разрабатывается методическое и другое обеспечение проведения конкретных
мероприятий, корректируется план работы;

Четвертый —
самоуправление – это учащиеся, которые являются конечным звеном в цепочке
управления, для которых и должна эффективно функционировать система управления.

Структура
управления воспитательного процесса в школе.

В структурных
связях принципиальным является единство управления-соуправления –
самоуправления. 

       
В школе разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого
уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении
развитием образовательного учреждения, избавляет от перекладывания
ответственности с одного должностного лица на другого.

     
Такая работа по организации грамотного управления
направлена на повышение культуры управленческой деятельности.
Конечный результат любых управленческих действий должен ориентироваться на
качественную подготовку выпускника школы во всем многообразии этого понятия,
имея в виду совокупность собственно-образовательных приобретений, нравственных,
духовных, а также развития его индивидуальных и творческих способностей.
Результаты решения этой задачи с учетом того, что она не должна быть неизменной
во времени и в обществе – основной критерий оценки эффективности системы
управления.

Анализируя
структуру управления на предмет достаточности элементов, можно определить ее
как оптимальную для школы, поскольку она отражает основные элементы управления.

Управление
воспитательным процессом реализуется через функционирования таких блоков,
как:

1.     Методическая
работа

2.     Организация
контроля

3.     Организация
и проведение массовых мероприятий.

Через каждый из
этих блоков проходят нитью вопросы

— дополнительное
образование

— работа классных
руководителей

— ученическое
самоуправление

— работа с
родительской общественностью.

— работа с
учащимися группы риска

— организация
досуга. 

А сейчас я
постараюсь раскрыть это поподробнее.

Главное место в
управлении воспитательным процессом занимает методическая работа. В школе
работает МО Классных руководителей. Мастерство классного руководителя
формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу. Поэтому,
именно методическая работа является важнейшим звеном системы непрерывного
образования и развития членов Методического объединения классных руководителей.
Методическая работа дает возможность Классным руководителям не только участвовать
в реализации школьных программ, но и принимать участие в их планировании и
разработке, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала, направленного
на формирование и развитие личности учащегося. Методическая помощь в школе
осуществляется через работу МО.

МО классных
руководителей разрабатывает план заседаний (обычно 4 заседания в год). На
заседаниях используются различные формы семинаров: практикумы, теоретические
семинары, круглые столы, диспуты. Классные руководители дают открытые воспитательные
мероприятия, проводят общешкольные традиционные мероприятия, после проведения
которых, идет их коллективный анализ и самоанализ. Ведется и меж секционная
работа, в ходе которой руководитель МО и завуч оказывают помощь классным
руководителям. Проведение семинаров позволяет классным руководителям расширить
пространство собственного профессионального развития, выстроить собственную
концепцию нравственного и духовного воспитания на традиционных и инновационных
технологиях.

Основные критерии
результативности деятельности МО:

— содействие
самостоятельной творческой деятельности учащихся;

— уровень
взаимодействия с учителями класса;

— уровень
взаимодействия с родителями;

— уровень
взаимодействия с педагогами дополнительного образования.

Определенная методическая
работа ведется и с педагогами дополнительного образования. Как такового
методического объединения ДО в школе нет, но все вопросы мы решаем вместе на
совещании при директоре, или индивидуально. Такая работа также способствует
профессиональному росту педагогов. Педагоги постоянно участвуют в различных
конкурсах (конкурс методических разработок, выставка работ и т.д.). Используем
форму творческого отчета. Управление же системой дополнительного образования
осуществляется через включение ее в работу воспитательного сектора.

В школе
развивается ученической самоуправление. Структура школьного управления строится
на 4-х уровнях: на первом-базисном – ученическое самоуправление в классном
коллективе, на 2-м – школьная, ученическая, на 3-м – общешкольное самоуправление
в коллективе школы, на 4-м – районный школьный Актив «Содружество». Содержание
работы органов самоуправления определяется видами деятельности учащихся:
познавательная, самообслуживание, художественно-эстетическая,
спортивно-оздоровительная, шефская, информационная. Система ученического
самоуправления позволяет детям ощутить себя организаторами своей жизни в школе.

Непременным
условием развития школы является сотрудничество педагогического коллектива с
родителями учащихся. В школе создан родительский комитет, который избирается на
родительских собраниях в классах (из них формируется общешкольный родительский
комитет). Комитет имеет план работы, который способствует созданию благоприятных
условий образования и воспитания школьников, оказывает помощь в управлении
работой школы, совместно с педколлективом родительский комитет способствует в
организации и проведении различных мероприятий, взаимодействует со спонсорами.

Важными и
необходимыми характеристиками управления воспитательным процессом в школе
является соуправление и самоуправление, когда отдельные лица и группы
школьного сообщества (родительский комитет, родители, учащиеся) принимают
активное участие в решении общих задач школы и принятии значимых в масштабе
школы управленческих решений, взаимодействие их с основной системой
внутришкольного управления.

Управление
воспитательным процессом школы осуществляется через массовые, коллективные,
групповые и индивидуальные формы его организации. Важнейшим условием повышения
его эффективности является оптимальное их сочетание. Отбор содержания, форм и
методов воспитания происходит с учетом позиций детей и педагогов, особенностей
всех участников процесса, с учетом различных вариантов взаимодействия учебного
заведения со средой (семьей, внеучебными заведениями).

Управление
воспитательной системой школы осуществляется также и через структурные
компоненты школы как образовательного учреждения: кружки, клубы, спортивные
секции, детские объединения.

Особое внимание
уделяется воспитанию духовно-нравственной культуры школьников. С этой целью во
внеурочное время учащиеся изучают свои родословные, историю родного края,
знакомятся с культурой своего народа. В рамках приобщения к культуре
традиционными стали праздники: День матери, Масленица; День народного единства
художественные выставки, проведение концертов, спектаклей…

Духовно-нравственное воспитание учащихся
не может полностью осуществляться только в учебном процессе. Своё логическое
продолжение данная работа нашла в реализации такого направления внеурочной
деятельности, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5
классе. Следует отметить, что, несмотря на то, что данное направление
представлено отдельным курсом, где ребята знакомятся с правилами культуры
поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков
героев художественных произведений, пробуют свои силы в мини-спектаклях, оно
пронизывает и охватывает все виды образовательной деятельности: учебной (в том
числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой,
художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и других. Работа с
фольклорными формами на занятиях «Фольклорный кружок» и «Саратовский гармоник»
зарождает чувство гордости перед историей и культурой народа, осознание вклада
национальных культур народов России в создание и развитие общей культуры
российского общества.

 Наша школа использует
все свои возможности  для формирование ценностного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни очень важная задача. В данном направлении
формируются у учащихся такие ценности, как: здоровье физическое, здоровье
социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый
образ жизни.

В школе сложилась эффективная система работы спортивно-оздоровительного
направления. Эта система включает в себя общешкольные спортивно-оздоровительные
мероприятия, работу творческих объединений в рамках внеурочной деятельности, а
также внутриклассная работа, направленная на пропаганду ЗОЖ (экскурсии, походы,
акции, соревнования с участием родителей).

Спортивные праздники, соревнования в значительной степени содействуют
расширению внеклассной спортивно-массовой работы и вовлекают ребят в регулярные
занятия физическими упражнениями и росту спортивных достижений. Помимо
спортивных мероприятий, которые проводятся в школе 1 раз в неделю в
соответствии с планом, данное направление также представлено объединениями
внеурочной деятельности. В школе действуют 2 объединения: 1 объединения в
рамках дополнительного образования работают в школе,  1 объединение
организовано в кабинете БОС, для детей с нарушениями осанки, которым необходимы
регулярные занятия лечебной физкультурой.

В нашей школе активно ведется работа с учащимися группы риска, с которыми
проводят профилактические беседы представители администрации школы и инспекторы
ПДН. Руководство школы систематически   организует выездные рейды в
неблагополучные семьи.  В системе проводятся встречи со специалистами. В
декабре на базе нашей школы прошло районное заседание КДН с участием Отца
Евгения. На каждого учащегося составлена индивидуальная карта, в которой
отражены социальная характеристика и интересы ребёнка. Постоянно отслеживается
занятость этих ребят в системе дополнительного образования. 

Планируя работу объединений, мы ставили перед собой задачу –
способствовать укреплению здоровья и физическому развитию учащихся, повышению
интереса к занятиям физической культурой, обеспечению активного отдыха
школьников, воспитанию в детях необходимости в здоровом образе жизни.

Неразрывно связаны между собой все направления воспитательной
деятельности. Невозможно формировать в человеке представления об эстетических
идеалах, не затрагивая формирование умения видеть прекрасное в окружающем мире,
природе родного края. И здесь уже гармонично вплетается в процесс воспитания экологическое
воспитание, которое, в свою очередь, тесно взаимосвязано с воспитанием
гражданственности и патриотизма. А последнее невозможно без воспитания
нравственных чувств и этического сознания. Поэтому свою цель в данном
направлении мы видим в создании условий для формирования личности гражданина и
патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями,
установками, мотивами деятельности и поведения. Свою работу мы определили как:
помогать школьнику продвигаться от элементарных навыков поведения к более
высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и
нравственный выбор.

Для реализации поставленной цели в школе ежегодно в рамках недели детской
книги проходит литературная конференция. В школе разработан цикл классных часов
и бесед данной тематики. Наши ученики участвуют в социальных проектах
«Бессмертный полк», «Помни меня», стали участниками областного конкурса «Наши
деды ковали победу» и других.

Вопросы управления жизнедеятельностью и учебно-воспитательным процессом
решаются на Педагогическом совете школы. Управление осуществляется в
соответствии с Концепцией воспитания образовательного учреждения.  В системе
проводятся педагогические советы: «Роль классного собрания во взаимодействии
семьи и школы», «Духовно-нравственное воспитание школьников как средство
реализации основных направлений ФГОС НОО», « Воспитание успехом».

Также вопросы
управление воспитательным процессом рассматриваются на совещаниях при директоре
и планерках административно-управленческого аппарата при директоре, которые
проходят по понедельникам. Совещания при директоре позволяют осуществлять
систематический сбор оперативной и тематической информации о состоянии
воспитательного процесса в школе и его результатах, об уровне и качестве
управления им и на основе ее оперативного анализа выработать и своевременно
принимать меры по повышению результативности работы педколлектива и
управленческого аппарата.

Управление
учебно-воспитательным процессом в школе осуществляется согласно плану
внутришкольного контроля по таким направлениям: контроль за
учебно-воспитательным процессом, за работой с кадрами, за воспитательной и
методической работой, за внутришкольной документацией. В соответствии с планом
в школе осуществлялась инспекторская деятельность с использованием различных
форм и методов контроля. В школе осуществляется промежуточный контроль в форме
анализа выполнения программного материала; участия в различных конкурсах и
соревнованиях; сохранности контингента; анализа школьной документации, анализа
воспитательной деятельности педколлектива школы.

Мониторинг и диагностика

— уровень воспитанности (2 раз в год)

— удовлетворённость воспитательным процессом учениками и родителями (1
раз в год)

— отношения в семье (в рамках акции «Профилактика безнадзорности,
правонарушений и насилия в семье», по мере необходимости)

— психологический климат в школе (1 раз в год)

Диагностике подлежат все субъекты воспитательной системы: учащиеся,
педагоги, родители.

Полученные
результаты мониторингов и контроля позволяют принять правильное управленческое
решение по регулированию и  коррекции образовательного  и
воспитательного процесса. Контроль осуществляется на диагностической основе с
использованием технологических карт, схем анализа уроков и мероприятий и 
результатов деятельности учащихся, информационных технологий, анкетирования и
обобщения полученных  результатов.

 Функцию контроля
выполняет либо учитель, либо председатель методического объединения, либо
администрация, либо сам ученик. Рефлексивный подход в управлении
образовательным процессом позволяет повысить его качество и результативность.

В основе
управленческих решений лежат результаты ВШК. Управление педагогической системой
– это прежде всего процесс переработки информации, который состоит из трех
основных этапов: сбор информации, ее переработка и выдача управленческого
решения (справка, приказ).

Подведём итоги

Наиболее важными достижениями действующей воспитательной системы
стало:

— организация работы разных направлений: внеурочной, учебной и
внешкольной, в едином русле;

— высокий уровень координирующей роли управления развитием воспитательной
системы;

— педагоги строят свою работу, опираясь на потребности и интересы
учащихся;

— дети заняты разнообразной содержательной и творческой деятельностью,
которая способствует воспитанию целого ряда положительных качеств, развитию
инициативы, активной жизненной позиции, формированию ответственности;

— все школьные и внешкольные мероприятия проходят на высоком
организационном уровне;

— успешно используется воспитательный потенциал ближайшего социального
окружения;

— осуществляется взаимодействие с КДН, службой помощи семье и детям;

— положительные сдвиги в укреплении союза семьи и школы;

— стабильно высокие показатели удовлетворённости родителей воспитательной
работой школы;

— сохраняются и преумножаются традиции школы;

— накоплен опыт работы по проектной деятельности и КТД;

— стал более эффективным процесс педагогического содействия развитию
личности учащихся, формированию их нравственного, познавательного,
коммуникативного и физического потенциалов;

— наличие системы внеурочной деятельности компенсировало отсутствие
дополнительного образования в школе;

— наличие единого подхода в выборе содержания деятельности в соответствии
с требованиями стандарта.

Основными ценностями воспитательной деятельности школы являются ребёнок,
его развитие, детство как особая жизнь ребёнка; воспитательное пространство –
как среда, способствующая развитию личности. И наша задача создать все условия
для того, чтобы развивающаяся личность ребёнка получила всё необходимое для
своего роста и совершенствования, а детство ребёнка было ярким и запоминающимся.

                        Министерство образования Республики Мордовия

Реферат

Руководство воспитательным процессом в
образовательном учреждении

Выполнила: воспитатель ГКС(К)ОУ РМ«Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»    Проказова И..В.

СОДЕРЖАНИЕ

      Введение

  1. Цель и задачи воспитательной работы
  2. Основные принципы организации воспитания
  3. Основные направления воспитания
  4. Воспитание через предмет

5.       Заключение

     Список литературы

                                                       Введение

Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности.

  Но и для этих процессов нет пока четких определений. Одни исследователи считают, что понятие «формирование» более широкое, чем понятие «воспитание», другое — что оно уже, ибо формирование — это внутренняя сторона воспитания. Соотношение понятий «социализация личности», «формирование личности» и «воспитание» может быть представлено следующим образом: социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения общественных отношений, продолжающийся всю жизнь индивида и имеющий определенные стадии: становления и развития личности. Подласый И.П. Педагогика. — П., 1996.

   Процесс воспитания — это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.

   Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания — это саморазвивающаяся система, единица которой — развивающаяся воспитательная ситуация.

  Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания — социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.

  Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как многомерность, иерархичность, самоуправляемость.

В процессе Воспитания выделяются содержательная и процессуальная стороны. Подласый И.П. Педагогика. — П., 1996.

  Их единство становится очевидным только при достаточно высокой степени абстрагирования, позволяющей выйти за пределы тех конкретных обстоятельств, в которых осуществляется воспитание.

  Представления о воспитательной деятельности преподавателя учебного предмета, классного руководителя, коллектива — это еще отнюдь не процесс воспитания в целом. Необходимо педагогическое абстрагирование, чтобы увидеть за ними нечто целостное.  В настоящее время в нашей стране заметно усиливается научный интерес (к сожалению, негосударственный) к таким явлениям, как образование и культура. Это, на наш взгляд, связано с тем, что образование, выступавшее первоначально как процесс и результат целенаправленного освоения культуры,  все  более совершенствуясь, постепенно приобрело черты изолированной самодостаточности; его нормативный характер стал определенной альтернативой культуре.  Все  более увеличивающийся разрыв между неким унифицированным образованием как результата целенаправленно освоенной культурой стандартного унифицированного образца, и реальной, постоянно находящейся в динамике культурой общества неизбежно привел к тому, что по культурному основанию стали оформляться как самостоятельные культура и образование национальности,  региона, провинции и центра, промышленного района и культурного центра, а, в конце концов, и отдельного образовательного учреждения. Действительно, нет одинаковых образовательных учреждений, нет и одинаковых результатов обучения, а, как следствие, осваивается различающаяся (иногда принципиально разная) культура.

Сегодня, с одной стороны, мы можем видеть множество работ по изучению развития образовательного учреждения в непосредственной связи с его культурой, а с другой стороны — исследования уникальности образовательных учреждений и их собственного оригинального развития через категорию воспитательной системы образовательного учреждения. Эти исследования, по сути, очень близки, однако в первых теряется специфика данных учреждений как учреждений воспитания, а во вторых исследуются лишь социальные системные механизмы развития образовательного учреждения в отрыве от категории «культура»

                    1.           Цели и задачи воспитательной работы

Рассматривая воспитание в современных условиях как одну из важнейших стратегических задач в системе образования, в настоящее время создаются предпосылки для обновления содержания воспитания в целях формирования гуманистических социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения.

Программа развития воспитания в системе образования России направлена на повышение социального статуса воспитания в системе образования в российском обществе,  укрепление и развитие воспитательных функций всех образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, взаимодействия семьи и образовательного учреждения; развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом; использование отечественных традиций и современного опыта в области воспитания; активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания; развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданско-патриотического воспитания; усиление роли семьи в воспитании детей; повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи; повышение профессионального уровня управления обеспечением взаимодействия системы образования со всеми социальными структурами.

Воспитание выступает одним из важнейших элементов и инструментов прогрессивного развития общества как непрерывного процесса смены поколений.

Воспитание в широком смысле означает целенаправленное создание условий (материальных, организационных) для развития человека, т.е. воздействия на личность общества в целом.

Основными целями воспитания учащихся в школе в настоящее время являются:

  1. Подготовить выпускника  – как личность, органически сочетающую в себе высокие профессиональные, гражданские и нравственные качества;
  2. Воспитать всесторонне развитую личность, сочетающую в себе высокое духовное богатство, научное мировоззрение, нравственную чистоту, гражданственность, патриотизм, потребность в труде, овладении ценностями мировой и отечественной культуры, историческим прошлым, умением вести здоровый образ жизни;
  3. Формировать у каждого учащегося активную жизненную позицию, включающую способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений, участвовать в политической жизни страны, обладать потребностью самосовершенствования своего профессионализма, личностных, человеческих качеств, умение адаптироваться в условиях современного мира.

Для реализации этих целей необходимо решить следующие задачи:

  • Организационно завершить создание целостной системы воспитания в школе (в горизонтальном и вертикальном аспектах) и обеспечить непрерывное и эффективное ее функционирование.
  • Считать необходимым создание в школе Управления по воспитательной работе, подчиненное завучу по учебной работе.
  • Систематически (не менее одного раза в год) обсуждать актуальные проблемы воспитания школьников на Совете школы, с выработкой конкретных мер и оценкой деятельности преподавательского состава.
  • Направить все усилия на создание во всех помещениях школы гуманитарную воспитательную среду,
  • Проводить воспитательную работу по всем направлениям:  гражданскому, патриотическому, правовому, нравственному, эстетическому, трудовому, физическому, психологическому и др.,
  • В полной мере реализовать воспитательный потенциал учебной и научной работы,
  • Обеспечить эффективную работу по воспитательной деятельности, оказывать содействие в работе школьного Совета .

            2.           Основные принципы организации воспитания.

Воспитательный процесс должен основываться на проверенных

практикой и дающих положительные результаты следующих основных принципах:

  • ДЕМОКРАТИЗМ, суть которого – в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя и школьника;
  • ГУМАНИЗМ к субъектам воспитания, в процессе которого устанавливаются равноправные партнерские отношения преподавателя и школьника, которые могут быть и субъектами, и объектами воспитания;
  • ДУХОВНОСТЬ, проявляющаяся в формировании у школьника смысложизненных духовных ориентаций, соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета российского гражданина;
  • ТОЛЕРАНТНОСТЬ, как наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
  • ВАРИАТИВНОСТЬ, включающая различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способа мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуациях неопределенности;
  • ПРИРОДОСПОСОБНОСТЬ – учет прав пола, возраста, наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых, ответственности за саморазвитие, экологические последствия своих действий и поведения;
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ,  как  принцип формирования навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других, установившихся норм и традиций.
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ – овладение будущими специалистами этических норм профессионального сообщества, формирование ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, содействие в развитии их профессиональных склонностей, дарований, специальных способностей;
  • ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ – использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин как основных, так и дополнительных образовательных программ в целях личностного развития школьника, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
  • СИСТЕМНОСТЬ – установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
  • ПОЛИСУБЪЕКТИВНОСТЬ как создание условий, стимулирующих участие во внеучебной деятельности преподавательского состава, высококвалифицированных специалистов в области искусства, литературы, спорта, а также государственных учреждений, общественных организаций;
  • ДОБРОВОЛЬНОСТЬ – право выбора разнообразных форм участия во внеучебной научно-исследовательской и творческой деятельности;
  • СТИМУЛИРОВАНИЕ – моральное и материальное поощрение школьников за их успехи в учебной, научной, творческой, спортивной, общественной и других видах деятельности.

Все эти и другие  принципы следует учитывать в неразрывном единстве с целью реализации Закона РФ «Об образовании» — подготовки специалиста, достойного гражданина, высоко нравственную личность с учетом специфики школы, его традиций.

В этой связи возрастает роль принципа концентрации воспитания на

развитии социальной и культурной компетентности личности, оказание помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.

         3.                 Основные направления воспитания

         УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.

                Основным воспитательным ресурсом школы является учебный процесс. Его главным субъектом выступает преподаватель, который должен в полной мере раскрыть и использовать тот воспитательный потенциал, который таится в знании, заложен в процессе обучения.

        Сохранять и развивать российскую образовательную традицию – осуществлять подготовку на основе глубоких фундаментальных знаний. Основной критерий эффективности обучения и воспитания школьника – фундаментальное образование, включающее общенаучные и общекультурные компоненты.

        Развивать способность думать – умение ставить, осознавать вопросы, находить пути их выяснения, выполнять необходимые для этого операции, делать правильные умозаключения. Исходить из того, что умение думать – центральное звено умения учиться.

        Вырабатывать у школьника такие крайне важные умения творческой деятельности, как формулировать гипотезу и проверить ее в дальнейшем; формулировать основные цели выполняемой работы; анализировать ситуацию и делать выводы; ставить новые вопросы и видеть проблемы в традиционных ситуациях; владеть основными методиками решения исследовательских задач.

        Помогать студентам понять закономерность: получив фундаментальное образование, они станут конкурентноспособными, смогут в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться.

        Создавать в школьной среде атмосферу взаимной требовательности к овладению знаниями. Развивать заинтересованность в познании основ, что является важнейшим условием творческой активности будущих молодых специалистов. Повышать престиж познавательной деятельности в структуре повседневной жизни школьников.

        Формировать у обучающихся внутреннюю потребность в постоянном повышении профессионального уровня за счет дополнительных видов обучения и самообразования, стремление к творческому поиску, уверенность в своих деловых возможностях. Развивать в профессиональном плане когнитивные способности: внимание, восприятие, память, мышление, творческое воображение.

        Особое внимание уделять совершенствованию организации и планирования самостоятельной работы школьника, как методу, формирующему будущего специалиста путем индивидуальной познавательной деятельности, при которой наиболее полно раскрываются способности обучаемого, реализуется его творческий потенциал.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

        Вся деятельность по воспитанию патриотизма должна быть направлена на реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-1010 годы», особенно в части, касающейся системы образования.

        Главная цель патриотического воспитания – формирование у школьника и преподавателей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

        Необходимо вести работу с учетом того, что за последние годы содержание понятия «патриотизм» существенно изменилось в общественном сознании, в его понимании новыми поколениями. У значительной части молодежи, выросшей в годы социальной нестабильности, выработалось критическое отношение к своей стране, государственной политике.

        Особо важно в этих условиях – учить школьника познавать сущность Родины (малой и большой), сокрытую в духовной жизни народа, в традициях и обычаях, исторической памяти, которая передается из поколения в поколение, в пространственно-географических представлениях. Создавать условия для приобретения живого и непосредственного духовного опыта, с помощью которого можно убедиться в безусловных достоинствах своего Отечества. Воспитывать просвещенный патриотизм.

        В процессе воспитательной работы развивать социальную память – способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

        Образы, воссоздаваемые при изучении Отечественной истории, должны помогать воплощать те идеи, которые Университет стремится донести до основной массы студентов. Использовать прошлое как сокровищницу моральных примеров, высоконравственных поступков. Знакомить школьников с жизнью и деятельностью национальных героев – созидателей Родины.

        Развивать интерес молодежи к истории родного края. Использовать для патриотического воспитания уникальную историю и традиции Университета. День создания вуза – должен стать одним из главных ежегодных событий в жизни коллектива.

        Развивать фундаментальные и прикладные исследования феномена патриотизма, его традиций и современных форм проявления на основе междисциплинарного взаимодействия. Внедрять в учебный процесс и социальную практику результаты научных исследований по проблемам патриотизма. Историческая тематика должна быть «вплетена» в повседневную жизнь школы.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ        

В организации эстетического воспитания следует исходить из того, что школа является «очагом» просвещения, образования и культуры.

        Цель эстетического воспитания состоит в том, чтобы развивать у школьника эстетическое – т.е. эмоционально насыщенное и духовно возвышенное – отношение к миру, порождать потребность и способность к эстетически ориентированной деятельности, а также формировать у них способность и умение передавать другим свой эстетический опыт.

        Использовать уникальную роль искусства, заключающееся в произведениях искусства глубокое психологическое и социальное содержание для становления личности школьника, передачи духовного опыта поколений.

         Школа видит свою задачу в том, чтобы противопоставить массовой культуре, рассчитанной на удовлетворение примитивных потребностей молодежи, высокую культуру, основанную глубоких, фундаментальных социально-культурных традициях.

        Общение с искусством должно быть процессом самопознания и самовоспитания юношей и девушек. Результат художественно-эстетического воспитания – художественная грамотность, эстетическая образованность школьника: широта кругозора в области искусства, развитое эстетическое чувство, основанное на умении ценить и понимать прекрасное; способность к художественному творчеству, навыки практической деятельности в конкретных видах искусства. В конечном счете результатом эстетического развития, приобщения к искусству и художественному творчеству должно стать нравственное усовершенствование личности.

        Формировать высокую культуру поведения школьника (культуру устной публичной речи, культуру бытовых коммуникаций без употребления мата, бранной лексики; культуру общения преподавателей, сотрудников и школьников; культуру поведения на территории и в школе, культуру поведения на школьных и внешкольных мероприятиях и т.д.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.

        Правовое воспитание представляет собой последовательное и систематическое воспитательное воздействие на молодых людей с целью формирования и развития их правовой культуры. Задачами правового воспитания школьника являются: правовое информирование молодых людей; формирование убеждения в значимости законов и правоприменительной практики, личных правовых и нравственных обязанностей, личной ответственности за принятие решения и свои поступки; развитие стереотипов правомерного поведения; освоение принципов и особенностей правоотношений в обществе; формирование готовности активно участвовать в охране правопорядка и противостоять правонарушениям.

        Создать систему правового воспитания школьника. Использовать массово-просветительскую работу среди школьников: бесед на правовые темы, встречи с работниками правоохранительных органов, тематические вечера, конференции, конкурсы, олимпиады. Организовать общественные просмотры, обсуждение фильмов, спектаклей, телепрограмм нравственно-правовой тематики.

        Внедрять в школу эффективные способы и формы противодействия печатным изданиям, телевидению, радио, Интернет, компьютерным программам, разрушающим нравственные устои общества и пропагандирующим среди молодежи порнографию, половую распущенность, «поэтизирующих» криминальный мир, демонстрирующих неуважение к правовым нормам поведения.

        Разработать модель законопослушного поведения школьника, предусматривающую, в том числе, соблюдение правил поведения в школе.

        Осуществлять превентивную работу против антисоциального поведения школьника: нарушений правил поведения;  грубого, неуважительного отношения к работникам охраны, сотрудникам хозяйственных служб; вандализма; нарушений правил пожарной безопасности; пьянства, наркомании.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

        Нравственное воспитание личности является одним из главных условий ее жизнеспособности в обществе. Формировать нравственность – значит переводить моральные нормы, правила и требования в знания, навыки и привычки поведения, их неуклонное соблюдение.

        Учитывая, что формирование нравственного сознания и высоких моральных качеств личности занимает особое место в системе воспитательной работы, следует выработать единые нормы, принципы, идеалы — моральные критерии оценки деятельности школьников, помогать юношам и девушкам осваивать нормы, определяющие их жизнедеятельность в обществе. Разработать кодекс чести школьника, в основе которого должны быть следующие принципы: честь (честность), нравственное достоинство человека, чистая совесть, неприятие несправедливости, фальши; доблесть, душевное мужество, стойкость и благородство; уважение к другим людям, душевное признание их достоинств; служение людям, забота о конкретном человеке; оптимизм, стремление к успеху.

ФИЗИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ

        Школа руководствуется принципом «Школьники– за здоровый образ жизни. Хорошее здоровье школьника – основа отличной учебы».

        Способствовать актуализации потребности школьника в хорошем здоровье, физическом благополучии как средства достижения жизненно важных ценностей, чтобы занять определенное положение в обществе и т.п.  

        Сделать двигательную и физическую культуру неотъемлемой частью юношей и девушек. Необходимо оценивать не только спортивные, но и физкультурно-оздоровительные достижения школьника.

        Осуществлять эффективную пропаганду физической культуры и занятий спортом  как составляющей здорового образа жизни: социальную рекламу, освещение соревнований, спортивных праздников, информационные программы в Интернете и т.д.

        Привлечь к пропаганде здорового образа жизни звезд большого спорта, которые достигли выдающихся успехов благодаря здоровому образу жизни, регулярной двигательной активности, привычке к упорному труду, дисциплине, подчинение режиму для достижения успеха, осуществления своей мечты.

        Активные занятия физической культурой и спортом должны стать популярными, модой для школьника.

                  4.              Воспитание через предмет.

Воспитание и обучение – неразрывно связанные и взаимообусловленные процессы. Их нельзя игнорировать и противопоставлять. В процессе обучения происходит воспитание важных качеств личности: трудолюбие (учеба – особый напряженный интеллектуальный и физический труд), высокая организованность, дисциплинированность, коллективизм, взаимная ответственность, совестливость, честность и др. В этой связи возникает проблема взаимоотношений преподавателя и школьника, которые находятся в субъектно-объектных отношениях. Не только преподаватели воспитывают школьника, но и ученики воспитывают и активно влияют на преподавателя, предъявляют к ним свои требования, начиная с внешнего вида, поведения, личного примера, отношения со школьниками до его профессионализма, научной квалификации и педагогического мастерства.

        Свои специфические особенности воспитательного воздействия имеют различные предметы обучения: при изучении дисциплин естественно-научного цикла имеются возможности фундаментализации знаний студентов, формирования чувства гордости за научные достижения отечественных ученых. Большими возможностями располагают специальные, технические предметы на основе осуществления принципа гуманизации. Гуманитарные дисциплины – проблемы воспитания напрямую связаны с осуществлением принципа гуманитаризации. В центре этих наук – человек, философски мыслящий, грамотный, физически здоровый, психологически подготовленный.

                                 5.        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исторического развития человечества и педагогической наук
понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения.
На данном этапе социального развития общества воспитание предполагает:

. передачу социального опыта человечества и мировой культуры;

. непосредственное воспитательное воздействие на человека или группу людей;

. организацию жизни и деятельности воспитанника;

. создание условий для саморазвития личности воспитанника, и т.д.

В целом воспитание представляет собой процесс, основными компонентами
которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а
также условия протекания этого процесса.

Организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.

Поставленные перед процессом воспитания цели могут быть решены
различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих факторов:

совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;

. учета индивидуальных особенностей воспитанника;

. условий и обстоятельств проведения воспитательного процесса.

В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени,
существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого.
В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной
исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для каждой
воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового
жить и работать в современном для него обществе.

                                      Список литературы

  1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе,  Москва. Школа-Пресс, 1994.- С.416.
  2. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1997. С. 38.
  3. См.: Моисеев А.М., Моисеева О.М. Актуальные вопросы управления развивающейся школы: Концепция управления развитием школы. Новокузнецк, 1994. С.48.
  4. См.: Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. педагогика. 1991. № 11. С. 61-64.
  5. См.: Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Дисс… доктора пед. наук. Ульяновск, 1993. С. 57.
  6. Подласый  И. П. Педагогика, Просвещение, 1996.- С. 500.
  7. Советская Энциклопедия , 1987. – С. 248.
  8. См.: Хомерики О.И. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе. Дисс… канд. пед. наук. М., 1996. С. 94.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/

Управление  воспитательным  процессом  в школе Подготовила Романюк С.Д. МОБУ ООШ №6

Управление воспитательным процессом в школе

Подготовила

Романюк С.Д.

МОБУ ООШ №6

Иммануил Кант (1724 – 1804) Два человеческих изобретения, можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать.

Иммануил Кант

(1724 – 1804)

Два человеческих изобретения, можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать.

«Только тот, кто планирует, и может организовать» С.П.Таранов Разработка и внедрение новой модели управления воспитательным процессом в школе направлены на повышение эффективности функционирования воспитательной системы.

«Только тот, кто планирует, и может организовать» С.П.Таранов

Разработка и внедрение новой модели управления воспитательным процессом в школе направлены на повышение эффективности функционирования воспитательной системы.

Рабочая программа воспитания модульного типа.  Изменения в 2022 году.

Рабочая программа воспитания модульного типа. Изменения в 2022 году.

Основные направления воспитания в соответствии с ФГОС 1 Гражданское воспитание 8 1 Гражданское воспитание Ценности научного познания 2 Патриотическое воспитание 7 3 Духовно-нравственное воспитание экологическое воспитание. Патриотическое воспитание 2 4 Эстетическое воспитание 6 духовно-нравственное воспитание трудовое воспитание 5 Физическое воспитание 3 6 Трудовое воспитание эстетическое воспитание. физическое воспитание 5 4 7 Экологическое воспитание 8 Ценности научного познания

Основные направления воспитания в соответствии с ФГОС

1

Гражданское воспитание

8

1

Гражданское воспитание

Ценности научного познания

2

Патриотическое воспитание

7

3

Духовно-нравственное воспитание

экологическое воспитание.

Патриотическое воспитание

2

4

Эстетическое воспитание

6

духовно-нравственное воспитание

трудовое воспитание

5

Физическое воспитание

3

6

Трудовое воспитание

эстетическое воспитание.

физическое воспитание

5

4

7

Экологическое воспитание

8

Ценности научного познания

Инвариантные модули 6 1 Работа с родителями Классное руководство 2 Школьный урок Основные общешкольные  дела 7 3 Внеурочная деятельность Организация предметно- эстетической среды 8 4 9 Самоуправление Внешкольные мероприятия 10 5 Безопасность и профилактика Профориентация Социальное партнёрство 11

Инвариантные модули

6

1

Работа с родителями

Классное руководство

2

Школьный урок

Основные общешкольные

дела

7

3

Внеурочная деятельность

Организация предметно-

эстетической среды

8

4

9

Самоуправление

Внешкольные мероприятия

10

5

Безопасность и профилактика

Профориентация

Социальное партнёрство

11

Школьные СМИ Детские общественные объединения  Волонтерская деятельность Школьный лагерь Экскурсии, походы Вариантные модули

Школьные СМИ

Детские общественные объединения

Волонтерская деятельность

Школьный лагерь

Экскурсии, походы

Вариантные модули

Нормативные документы  - Конституция РФ;  -Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации;  -Конвенция ООН о правах ребенка;  -Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р);  -План мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в 2021-2025г. (Распоряжение Правительства РФ от 12.11.202г. № 29-р);  -Стратегия национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 02.07.2021г. № 400), ФГОС НОО, ФГОС ОО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 286, № 287);  -ФГОС СОО (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012г. № 413); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;  -Рабочая программой воспитания (20.06.2022г. Приказ №43 -а) 6

Нормативные документы

— Конституция РФ;

-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации;

-Конвенция ООН о правах ребенка;

-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р);

-План мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в 2021-2025г. (Распоряжение Правительства РФ от 12.11.202г. № 29-р);

-Стратегия национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 02.07.2021г. № 400), ФГОС НОО, ФГОС ОО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 286, № 287);

-ФГОС СОО (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012г. № 413); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-Рабочая программой воспитания (20.06.2022г. Приказ №43 -а)

6

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ Классный Классный руководитель коллектив 02 01 07 03 Педагог-организатор Учителя- предметники 06 04 Социальный педагог Педагог- психолог 05 Воспитательная система школы  - это комплекс целей, единство людей, ведущих деятельность по их достижению, отношений между участниками, окружающая среда, включенная в педагогическую работу, и управленческая деятельность по обеспечению жизнедеятельности системы.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ

Классный

Классный руководитель

коллектив

02

01

07

03

Педагог-организатор

Учителя-

предметники

06

04

Социальный педагог

Педагог-

психолог

05

Воспитательная система школы — это комплекс целей, единство людей, ведущих деятельность по их достижению, отношений между участниками, окружающая среда, включенная в педагогическую работу, и управленческая деятельность по обеспечению жизнедеятельности системы.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ Определяющую роль в организации и руководстве учебно-воспитательной работой играет директор школы. Директор осуществляет следующие функции:  руководит педагогическим коллективом;  обеспечивает подбор и расстановку кадров и создает условия для их деятельности;  осуществляет контроль за качеством знаний и поведением учащихся;  организует работу по профориентации;  поддерживает связи с общественными организациями;  организует работу с родителями и т.д.  6

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ

Определяющую роль в организации и руководстве учебно-воспитательной работой играет директор школы.

Директор осуществляет следующие функции:

  • руководит педагогическим коллективом;
  • обеспечивает подбор и расстановку кадров и создает условия для их деятельности;
  • осуществляет контроль за качеством знаний и поведением учащихся;
  • организует работу по профориентации;
  • поддерживает связи с общественными организациями;
  • организует работу с родителями и т.д.

6

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ Под непосредственным руководством директора работают его заместители. За организацию учебно-воспитательного процесса отвечает заместитель по учебно-воспитательной работе.  Первостепенное значение имеет научно обоснованное планирование учебных занятий.  План классных руководителей  состоит из следующих разделов:  характеристика класса и важнейшие задачи на предстоящий период (четверть, полугодие);  работа по улучшению успеваемости;  нравственное воспитание;  организация общественно-научного труда и профориентации;  спортивно-массовая и оздоровительная работа;  работа с родителями. 6

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ

Под непосредственным руководством директора работают его заместители. За организацию учебно-воспитательного процесса отвечает заместитель по учебно-воспитательной работе.

Первостепенное значение имеет научно обоснованное планирование учебных занятий.

План классных руководителей состоит из следующих разделов:

  • характеристика класса и важнейшие задачи на предстоящий период (четверть, полугодие);
  • работа по улучшению успеваемости;
  • нравственное воспитание;
  • организация общественно-научного труда и профориентации;
  • спортивно-массовая и оздоровительная работа;
  • работа с родителями.

6

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классный руководитель — непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в класс.

Функции классного руководителя состоят в нравственном воспитании учащихся, формировании научного мировоззрения, организации, сплочении воспитании коллектива; развитии у учащихся познавательных интересов, повышении качества знаний, проведении профориентации, охране здоровья и физическом воспитании, связи с родителями и т.д.

Для осуществления работы классного руководителя необходимо:

  • всестороннее изучение учащихся;
  • разъяснение и внедрение правил для учащихся, выбора и осуществления единых педагогических требований;
  • ежедневные наблюдения за успеваемостью, посещаемостью учащихся, контроль за выполнением домашней работы;
  • на основе планирования воспитательной работы периодическое проведение классных часов и собраний;
  • вовлечение учащихся в кружки, секции, клубы;
  • организация общественного труда;
  • объединение воспитательных усилий всех учителей, работающих в классе;
  • работа с семьей.

6

Документы классного руководителя Социальный паспорт класса Протоколы родительских собраний План воспитательной работы Характеристики на обучающихся Анализ воспитательной работы в классе Личные дела обучающихся Журнал инструктажей по технике безопасности

Документы классного руководителя

Социальный паспорт класса

Протоколы родительских собраний

План воспитательной работы

Характеристики на обучающихся

Анализ воспитательной работы

в классе

Личные дела обучающихся

Журнал инструктажей по технике безопасности

Локальные акты Положение об организации воспитательной работы 1 05 Положение об Школьном театре 2 06 Положение о Первичном отделении РДШ Положение о Школьном хоре 3 Положение о Школьной службе медиации 07 Положение о Юнармейском отряде Положение об Ученическом самоуправлении Положение о Школьном спортивном клубе 4 08

Локальные акты

Положение об организации воспитательной работы

1

05

Положение об

Школьном театре

2

06

Положение о

Первичном отделении РДШ

Положение о

Школьном хоре

3

Положение о

Школьной службе медиации

07

Положение о

Юнармейском отряде

Положение об

Ученическом самоуправлении

Положение о

Школьном спортивном клубе

4

08

Внеурочная деятельность Разговоры о важном (1 -9 классы) Орлята России ( 1класс) ОРКСЭ ОДНКНР История Приморского края Юнармейский отряд «Сокол» ШСК «Приморье» Первичное отделение РДШ Ученическое самоуправление Школьная медиастудия «Медиадесант» Хор «Русская песня» Театр «Арлекин» Волонтеры «Юные добровольцы» Школьная служба медиации Программа «Профессия успеха»

Внеурочная деятельность

  • Разговоры о важном (1 -9 классы)
  • Орлята России ( 1класс)
  • ОРКСЭ
  • ОДНКНР
  • История Приморского края
  • Юнармейский отряд «Сокол»
  • ШСК «Приморье»
  • Первичное отделение РДШ
  • Ученическое самоуправление
  • Школьная медиастудия «Медиадесант»
  • Хор «Русская песня»
  • Театр «Арлекин»
  • Волонтеры «Юные добровольцы»
  • Школьная служба медиации
  • Программа «Профессия успеха»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ Воспитательная система школы не возможна без организации контроля за качеством учебных и внеклассных занятий. В зависимости от содержания ведется  фронтальный контроль  - по решению всех основных задач обучения и воспитания и тематический контроль - по отдельным его сторонам; в зависимости от целевой направленности - предупредительный и текущий . Анализ работы проводится в конце учебного года каждым классным руководителем и сдается социальному педагогу для составления анализа воспитательной работы по школе. В воспитательной системе особая роль принадлежит методической работе . Отдельную методическую секцию составляют классные руководители , которые готовят и обсуждают доклады по основным направлениям воспитательного процесса, посещают и обсуждают уроки и внеклассные мероприятия, обмениваются опытом работы. 14

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ

Воспитательная система школы не возможна без организации контроля за качеством учебных и внеклассных занятий.

В зависимости от содержания ведется фронтальный контроль — по решению всех основных задач обучения и воспитания и тематический контроль — по отдельным его сторонам; в зависимости от целевой направленности — предупредительный и текущий .

Анализ работы проводится в конце учебного года каждым классным руководителем и сдается социальному педагогу для составления анализа воспитательной работы по школе.

В воспитательной системе особая роль принадлежит методической работе . Отдельную методическую секцию составляют классные руководители , которые готовят и обсуждают доклады по основным направлениям воспитательного процесса, посещают и обсуждают уроки и внеклассные мероприятия, обмениваются опытом работы.

14

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ Воспитательная система школы представляет собой комплекс умственного, физического, нравственного, эстетического и воспитания, который имеет различные формы:  массовые общественные мероприятия (встречи, концерты, спортивные соревнования, общественно полезный труд и т.д.);  организация кружковой работы;  индивидуальная воспитательная работа;  вовлечение школьников в работу внешкольных детских учреждений;  организация воспитательной работы по месту жительства.  Воспитательная система школы включает работу ученического самоуправления и оказание педагогической помощи детским организациям. 14

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ

Воспитательная система школы представляет собой комплекс умственного, физического, нравственного, эстетического и воспитания, который имеет различные формы:

  • массовые общественные мероприятия (встречи, концерты, спортивные соревнования, общественно полезный труд и т.д.);
  • организация кружковой работы;
  • индивидуальная воспитательная работа;
  • вовлечение школьников в работу внешкольных детских учреждений;
  • организация воспитательной работы по месту жительства.

Воспитательная система школы включает работу ученического самоуправления и оказание педагогической помощи детским организациям.

14

Управление воспитательным процессом

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Стать автором

Определение 1

Управление воспитательным процессом – это целенаправленная деятельность педагогов, ориентированная на оказание постепенного и рационального воспитательного воздействия на учащихся с целью формирования у них определенных свойств и навыков социального поведения.

Управление воспитательным процессом включает в себя следующие направления деятельности:

  1. Диагностирование воспитательного потенциала семей воспитанников.
  2. Выявление воспитательных возможностей разнообразных общественных организаций.
  3. Использование воспитательных возможностей культурной среды социума для оказания положительного воспитательного воздействия на воспитанников.
  4. Использование воспитательных ресурсов СМИ для привлечения их к воспитанию подрастающего поколения.

Управление воспитательным процессом является сложным и многофакторным процессом. Он требует системного подхода к его реализации, учета внешних и внутренних факторов, в какой-либо степени воздействующих на воспитание подрастающего поколения, учета связи воспитательного процесса учебного учреждения с окружающей средой, понимание сути каждой связи и каждого отдельного фактора, влияющего на процесс воспитания.

Структура управления воспитательным процессом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Структура управления воспитательным процессом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Принципы организации управления воспитательным процессом

Управление воспитательной деятельностью любого образовательного учреждения и всей педагогической системы базируется на следующих основополагающих принципах:

«Управление воспитательным процессом» 👇

  • Принцип демократического централизма. Он означает, что процесс управления должен реализовываться центральными органами власти, но при этом иметь демократическую основу, т.е. учитывать права и свободы всех его участников, их мнение и взгляды, объективную реальность.
  • Принцип коллегиальности и единоначалия. Процесс управления должен реализовываться в едином направлении, что требует формирования коллегиального аппарата управления, возглавляемого одним (или группой) руководителей. Управленческий аппарат является органом исполнительной власти и выполняет роль по реализации решений, выполнению определенных воспитательных задач. Власть и ответственность за данные решения должна возлагаться на одно лицо, одного начальника.
  • Принцип научности. Процесс управления воспитанием должен опираться на научную базу, современные разработки в области менеджмента и педагогики. Необходимо опираться на современный опыт педагогической практики и управления, научные открытия.
  • Принцип системности. Он отражает связь воспитания с внешней средой и их взаимозависимость, рассмотрение воспитательного процесса, как системы, состоящей из совокупности подсистем, тесно связанных между собой.
  • Принцип комплексности. Он означает использование разнообразных методов управления воспитательной деятельностью, которые затрагивают все аспекты работы образовательной организации.
  • Принцип учета конечных итогов воспитательной работы образовательного учреждения.
  • Принцип порядка и справедливости. В ходе проведения управленческих мероприятий должен соблюдаться порядок, а также должны быть учтены интересы всех сотрудников, справедливо распределены обязанности, предъявлены требования.

Функциональная роль управления воспитательным процессом

Деятельность по управлению воспитанием и организация этого процесса выполняет ряд важных функций, которые определяют функциональное значение управленческой воспитательной деятельности. К этим функциям относятся следующие:

  • Функция планирования. Она отражает необходимость составления плана управления воспитательной работой. Составление плана управления начинается с определения целевого назначения воспитательной работы, формулирования ее задач, обоснование содержания, выбора методов и средств достижения, поставленной цели. Цель отражает итоги воспитательной работы и управленческих мероприятий, которые должны быть достигнуты по завершению управленческой деятельности. Здесь важно, правильно поставить цель управления, поскольку от нее зависит эффективность работы всего руководства образовательного учреждения.
  • Функция организации. Она связана с созданием управленческих условий, которые обеспечат достижение его целей. Иными словами, происходит построение управленческой деятельности, включающей в себя разработку программы воспитания, определения путей ее реализации. Здесь, важно выбрать наиболее оптимальный путь реализации воспитательной программы, исходя из ресурсного и кадрового снабжения образовательного заведения.
  • Функция мотивации. Она связана с мотивированием всех участников управленческой и воспитательной деятельности на выполнение своих функций, в соответствии с возложенными полномочиями,
  • Функция контроля. Она отражает проведение анализа и контроля эффективности работы педагогов.

Этапы управления итогами воспитательной деятельности

Важное место в управлении воспитательным процессом отводится управлению результатами проведенных воспитательных мероприятий. Эта работа является поэтапной и реализуется по следующим направлениям:

  1. Принятие управленческих решений. Руководитель образовательной организации должен определить, на какие итоги следует ориентироваться в воспитательной работе, какие из них наиболее приоритетные, какие воспитательные задачи необходимо решить в первую очередь.
  2. Диагностирование итогов воспитательной деятельности с применением апробированных методик. Проводится выявление результатов воспитания, посредством методов, которые имеют эффективный опыт применения в педагогическом процессе.
  3. Определение проблем и затруднений в воспитательном процессе, а также способов коррекции воспитательной работы, ориентированной на результат, достижение качественного воспитательного процесса образовательного заведения.
  4. Составление плана проведения воспитательных мероприятий, исходя из внесенных поправок в воспитательный процесс и, ориентированных на достижение новых целей и задач качественного воспитательного процесса.
  5. Выбор технологии воспитания, имеющей наибольший потенциал достижения воспитательных целей и задач.
  6. Использование новой технологии в воспитательной деятельности и инструментария, позволяющего продуктивно воздействовать на итоги воспитательной работы, на воспитание учащихся.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 04.11.2022

Школа
один
из типов образовательных учреждений,
осуществляю­щих образовательный
процесс
и
воспитание обучающихся.

Управление
школой –

это
научно обоснованные действия администра­ции
и педагогов, направленные на рациональное
использование времени и сил преподавателей
и учащихся в учебно-воспит. процессе с
целью углуб­ленного изуч. учебных
предметов, нравственного воспитания,
подготовки к сознательному выбору
профессии и всестороннего развития
личности.

Одна
из отличительных особенностей современ.
системы образова­ния
– переход
от гос-ого к государственно-общественному
управлению образованием.
Основ.
идея гос-о-общественного управ­ления
образованием
– объединить
усилия гос-а и общества в решении проблем
образования, предоставить учителям,
учащимся, родителям больше прав и свобод
в выборе содержания, форм и методов
организации уч. процесса, в выборе
различных типов образоват. учреждений.

Управленческие
группы:

1-ая
группа.

Должностные
лица школы: директор школы, его заме­стители
по учебно-воспитательной работе,
заместитель по воспитательной работе,
помощник директора по хозяйственной
части, руководитель детских и юношеских
организаций.

2-ая
группа
.
Педсовет
школы и входящие в его состав предметные
комиссии.

3-ая
группа
.
Органы
ученического самоуправления
.

4-ая
группа.
Органы
родительской общественности.

Непосредственное
управление школой осуществляет директор.

Он руководит педагогическим коллекти­вом
школы, создает условия для эффективности
учебно-воспитательного процесса.
Директор школы, как представитель
государства, имеет право единоначалия.
Все распоряжения директора обязательны
для выполнения всеми работниками школы
и учащимися. Директор
школы несет персо­нальную ответственность
за деятельность школы, состояние и
качество учебно-воспитательной работы.
В его
обязанности
входят:
правильный подбор и расстановка кадров,
руководство педагогиче­ским коллективом
школы, создание условий для повышения
профессио­нального, научно-теоретического
и психолого-педагогического уровня
учителей, стимулирование их педагогического
творчества; осуществление контроля за
ходом учебно-воспитательного процесса;
осуществление деловых контактов с
местными общественными орга­низациями;
организация воспитательной работы по
профориентации учащихся; оказание
практической помощи в активизации
деятельности учени­ческого
самоуправления; развитие и укрепление
материально-технической базы школы и
др.

Функции
и обязанности
заместителя
директора школы по учебно-воспитательной
работе
включают
в себя:

организацию учебных занятий в школе и
воспитательной работы в процессе
обучения; контроль за выполнением
учебных программ, ходом учебных занятий
и качеством успеваемости учащихся;
организацию внеклассной учебной работы
по различным предме­там; регулирование
учебной нагрузки учащихся; анализ
учебно-воспитательной работы школы и
составление стати­стических и
письменных отчетов о результатах
деятельности педагоги­ческого
коллектива; руководство работой
предметных методических комиссий
учителей и др.

К
обязанностям
заместителя директора по воспитательной
ра­боте
относятся:
организация и координация внеклассной
воспитательной работы сучащимися;
проведение методической работы с
классными руководителями и воспитателями
групп продленного дня по совершенствованию
воспита­ния учащихся; поддержание
деловых контактов с родителями учащихся,
руководи­телями внешкольных детских
организаций; научно-методический анализ
проводимой внеклассной воспитатель­ной
работы в школе, обобщение и внедрение
передового педагогического опыта и др.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Дива милано слинг шарф инструкция видео для новорожденных
  • Диоксинор инструкция по применению для птиц голубей
  • Инструкция по охране труда советника директора по воспитанию в школе
  • Лестата цена в аптеках отзывы инструкция по применению цена
  • Энзапрост инструкция по применению в ветеринарии цена

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии