Коллектив непрерывно
меняется, потому что непрерывно меняются
люди, его образующие. Изменяется и
характер влияния коллектива на
личность. В учебно-воспитательных
коллективах процессы изменений
развиваются достаточно интенсивно и
быстро. Существует одно, важное
обстоятельство — процесс развития
коллектива не стихийный, а педагогически
управляемый. Эффективность управления
зависит от того, в какой мере изучены
закономерности развития коллектива,
насколько правильно воспитатель
определяет ситуацию и подбирает
адекватные методы педагогического
воздействия.
Управление педагогом
коллективом будет тем эффективнее,
чем полнее учитываются особенности
коллектива и его возможности самоуправления.
Управление ученическим коллективом
осуществляется как два взаимосвязанных
и взаимообусловленных процесса:
-
сбора информации
об ученическом коллективе и входящих
в него школьниках; -
организации
адекватных его состоянию воздействий,
имеющих целью совершенствовать сам
коллектив и оптимизировать влияние
его на личность каждого отдельного
ученика (А.Т. Куракин).
Важнейшее условие
оптимизации управленческих воздействий
педагога — интеграция оказываемых на
коллектив воспитательных воздействий
в единую систему, обеспечивающую
непрерывность этих процессов. Такая
интеграция достигается путем:
1) использования
комплекса педагогических воздействий
на коллектив;
2) постоянной и
многосторонней заботы членов коллектива
друг о друге в повседневной жизни;
3) создания таких
ситуаций в жизни коллектива, которые
способствуют положительному влиянию
на отдельных ее членов;
4) расширения
функций ученического самоуправления;
5) объединения
усилий всех, кто участвует в работе с
коллективом.
В практике
педагогического руководства коллективом
необходимо соблюдать следующие важные
правила:
1. Сочетать
педагогическое руководство со стремлением
учеников к самостоятельности,
независимости, желанием проявить
свою инициативу и самодеятельность. Не
подавлять, а умело направлять активность
ребят, не командовать, а сотрудничать
с ними. Строго дозировать педагогическое
воздействие, внимательно следя за
ответной реакцией школьников. При
отрицательном восприятии надо немедленно
изменить тактику, искать другие пути.
Необходимо добиваться, чтобы цели,
задачи, которые нужно решить, ставили
сами ребята, и к этому их надо готовить.
2. Коллектив —
динамическая система, он постоянно
изменяется, развивается, крепнет.
Поэтому педагогическое руководство
также не может оставаться неизменным.
Педагог, как единоличный организатор
коллектива на первой стадии его развития,
постепенно меняет тактику управления,
развивает демократию, самоуправление,
общественное мнение и на высших стадиях
развития коллектива вступает в
отношения сотрудничества с воспитанниками.
3. Высокой
эффективности коллективного воспитания
педагог добивается лишь тогда, когда
он опирается на весь педагогический
коллектив, работающих с данной группой,
включает коллектив в общешкольную
деятельность и сотрудничество с
другими коллективами, держит тесную и
постоянную связь с семьями воспитанников.
4. Перестройка
управления коллективом заключается не
только в пересмотре целей и содержания
коллективистского воспитания, которые
обретают личностную направленность,
но также и в смене объекта педагогического
управления. Им становится требующая
квалифицированной педагогической
помощи развивающаяся личность. Приоритет
ценностей формирует учитель — какие
образцы он предлагает своим воспитанникам,
такие качества у тех формируются.
5. Показатель
правильного руководства — наличие в
коллективе общего мнения по важнейшим
вопросам жизни группы. Коллектив
усиливает и ускоряет формирование
необходимых качеств: пережить все
ситуации каждый воспитанник не может,
опыт товарища, коллективное мнение
должны убедить его и выработать
необходимую линию общественного
поведения.
6. Демократизация
воспитания не означает упразднения
контроля за выполнением членами
коллектива своих обязанностей.
Система педагогического контроля
направляется на все более высокий
уровень развития коллектива и каждого
ученика (по вертикали), а конкретно
осуществляют контроль и самоконтроль
в первичном коллективе (по горизонтали).
7. Управление
межличностными отношениями требует
такой организации коллективного
взаимодействия, при котором персональные,
партнерские и мотивационные отношения
между членами коллектива сливаются
в процессе дружеского единения, общения,
сотрудничества. Добиться этого непросто
— избирательное отношение членов
коллектива друг к другу будет существовать
всегда. Задача педагога — учить терпеливо
относиться к недостаткам других, прощать
неразумные действия, нанесенные
обиды.
8. Одна из причин
неблагоприятного положения учеников
в системе коллективных отношений —
неадекватность выполняемых ими ролей
реальным возможностям. Если постоянные
или временные поручения не способствуют
их интересам или возможностям, то они
выполняются формально либо совсем не
выполняются. В этом случае воспитанник
фактически выпадает из системы
коллективных отношений. В разработке
индивидуальных поручений следует идти
не только от потребностей коллектива,
но и от возможностей и интересов самих
школьников. Тогда положение каждого в
системе коллективных отношений
окажется наиболее благоприятным.
9. Существует
необходимость активного вмешательства
педагога в систему стихийно
складывающихся в коллективе отношений.
Для того чтобы руководство этим процессом
было эффективным, необходимо
контролировать факторы, влияющие на
положение воспитанника в системе
стихийно складывающихся внутриколлективных
отношений. К таким факторам относятся:
особенности самого школьника (сдержанность,
эмоциональность, общительность,
оптимизм, внешняя привлекательность и
т. д.); черты, характеризующие его
нравственный облик (внимательное
отношение к товарищам, справедливость
и т. д.); физические данные (сила, красота,
ловкость и т. п.).
10. Положение ученика
и коллективе зависит от норм и стандартов
коллективных отношений, ценностных
ориентаций группы. Один и тот же ученик
в одном коллективе может оказаться
в благоприятном, а в другом коллективе
— в неблагоприятном положении.
Необходимо создавать временные
коллективы, переводить неблагополучных
учеников в тот коллектив, где они
могут получить более высокий статус.
11. На положение
школьника весьма ощутимо влияет
изменение характера деятельности в
коллективе. Тогда появляются новые
лидеры, которые занимают в силу своей
компетентности ведущее положение, тем
самым сразу и намного повышая свой
престиж. Постоянная забота об изменении
характера и видов коллективной
деятельности, позволяющей вводить
школьников в новые отношения, является
залогом формирования адекватного
статуса членам коллектива.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Урок
34
Тема:
Личность в коллективе. Педагогическое руководство детским коллективом
Цели:
изучить новый материал
Задачи:
обобщить полученные знания; выявить проблемы по теме
Личность
и коллектив
Личность
в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает
направленность данной общности. Через коллектив личность соотносится с другими
коллективами и обществом в целом. Поскольку коллектив – частица общества, он
неизбежно несет в себе его политические, эстетические, нравственные и другие идеи.
Личность разделяет эти идеи, руководствуется ими в делах и поведении.
В
ходе взаимодействия с материальным миром и общения с людьми личность не только
приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные
черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится
важнейшей составной частью ее духовного богатства. Идейная, нравственная
общность ближайшей и более широкой социальной среды создает условия для
развития и формирования цельной гармоничной личности.
Взаимоотношения
личности и коллектива многообразны. Можно выделить: влияние коллектива на
личность и влияние личности на коллектив.
Влияние
коллектива на личность.
Коллектив заинтересован во всестороннем развитии личности, так как от полноты и
богатства каждой личности, каждого члена коллектива делается полнокровнее жизнь
коллектива. Вместе с тем нельзя отрицать того факта, что коллектив оказывает
определенное воздействие на личность, входящую в него, равно и личность не
может не оказывать влияния на коллектив.
БЕСЕДА
С УЧ-СЯ ПО КАРТИНКАМ
По
отношению к личности коллектив выполняет ряд функций:
1) приобщает
ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он
выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели,
задачи привносит из общества. Если рассматривать личность в соотношении с
коллективом, то она также представляется системой, открытой по отношению к
данной общности;
2) влияние
коллектива на личность сказывается в воспитательной и корректирующей функции.
Человек должен формировать себя, и тем более у него должно быть желание быть
лучше, ценнее для общества. Но при всем этом коллектив – могучая сила. В своем
арсенале он содержит такие средства воспитания, которых нет у личности.
Коллективное мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование – не полный
перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива.
Влияние
личности на коллектив.
Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета,
руководства, лидерства.
Авторитет – общественное признание
личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека
объективным требованиям деятельности.
Указанные
качества человека способствуют влиянию на коллективное мнение в силу признания
уважения, подчиненности и взаимности интересов человека.
Педагогическое
руководство детским коллективом
Речь
идет теперь о тех педагогических действиях, приемах, а также условиях, в том
числе психологических, социальных, материальных, которые обеспечивают
полноценную жизнь детского воспитательного коллектива.
К
этим условиям и педагогическим мерам, А.С.Макаренко относил следующие:
наличие планов, дальнейших целей – «система перспективных линий»; необходимая
организационная структура коллектива и органы самоуправления; наличие традиций
в коллективе; разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников; игровое
и эстетическое оформление всей жизни группы;наличие единых для всех, в том
числе для педагогов, норм жизни, правил, режима, дисциплины.
Все
это стало классикой отечественной педагогики и обо всем этом написано в книгах
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и современных специалистов по коллективному
воспитанию. Остановимся на некоторых из названных выше приемах, условиях
педагогического руководства детским коллективом.
Главным
условием жизни и движения коллектива вперед является наличие целей, социально и
личностно значимой деятельности для всех членов группы. Это открыли классики
коллективного воспитания, но об этом часто забывают школьные и другие педагоги,
когда пытаются сплотить группу, коллективные отношения и т.д. Дело в том, что
без общей захватывающей всех и одновременно каждого деятельности, без дел,
которые все нужны и интересны, коллективных отношений не будет. Во многих
школах, кроме учебной деятельности, для школьников нет почти никакой сферы
приложения сил.
Главная
деятельность – учебная
– носит в основном индивидуальный характер. Для развития коллектива, как
воздух, нужна разнообразная внеурочная деятельность в школе и вокруг нее.
поэтому в тех школах, где созданы условия для богатой внеурочной работы и жизни
детей, легче и сами собой создаются коллективы. Поэтому в сельских школах,
интернатах, детских домах, где есть много точек приложения сил, много мест для
активной самодеятельности детей, легче организовать коллективную жизнь.
Главный
закон воспитания:
воспитывать – значит организовать деятельность ребенка. Одной из причин
того, что настоящих коллективов мало в общеобразовательных школах, вероятно,
является отсутствие настоящего поля деятельности.
Вторым
важным условием развития коллектива детей, школьников является самодеятельность,
активность детей.
Самоуправление
школьников – форма организации жизни и деятельности школьников силами самих
детей. По существу, здесь работает еще один закон воспитания, о котором
говорилось выше: воспитание успешно, если дети сознательно участвуют в
деятельности как самостоятельные ее субъекты, а не марионетки в руках взрослых.
К сожалению, в школах самоуправление часто сведено к формальному минимуму:
заседание ученического совета, жесткая опека и регламентация самодеятельности
детей со стороны взрослых. Это особенно процветало в 30-50-е гг., в эпоху
сталинизма в стране, не менее формальным было самоуправление во многих школах и
в последующие годы.
Подлинное самоуправление детей в образовательном
учреждении должно возникать естественным путем, при наличии деятельности,
разнообразных дел, для проведения которых нужны организаторы из учеников –
активисты, входящие в органы самоуправления: различные советы, комитеты,
комиссии, команды, инициативные группы, отряды и пр.
Педагоги
должны стимулировать образование органов детского самоуправления, но не стоит
бюрократизировать живое дело, создавать искусственные структуры, которые не
нужны для дела и не работают.
Важно,
чтобы педагоги на деле предоставляли детскому самоуправлению возможность решать
вопросы собственной жизни, при этом определив, конечно, область компетенции
школьных классных органов самоуправления.
В
управленческой структуре школы органы детского самоуправления должны играть
свою роль. В этом случае отношения педагогов и воспитанников развиваются на принципах
сотрудничества: в общем для всех дел ученики и учителя делят свои функции,
полномочия, совместно обсуждают насущные проблемы жизни учреждения и участвуют
в ее организации.
К
условиям правильной организации самоуправления относится сменяемость
отдельных лиц, представителей коллектива и органов.
Для
этого проводятся выборы в различные советы, новые назначения, поручения. А.С.Макаренко
считал, что в идеале в развитом коллективе любой его член может руководить и
подчиняться, выполнять любые поручения по управлению внутри детского
сообщества.
Участие
детей в общественной жизни в рамках самоуправления и есть школа социального
опыта, воспитание и развитие человека.
Воспитательная сила самоуправления используется в
образовательных учреждениях многих стран Европы, Америки, Азии. Правда, там
есть традиция в школьном самоуправлении копировать политическую систему страны:
в США школьники играют в выборы президента и сенатские комиссии, в Англии
избирают школьный парламент со спикерами и дебатами. Это способствует развитию
навыков публичного выступления и других качеств лидера. В России такой традиции
не было, и школьное самоуправление моделирует общие формы и нормы
демократической, общественной организации.
Еще
одно воспитательное средство в жизни школьного коллектива – традицию.
Традиции
в коллективе тоже возникают естественно, отражая историю, прошлое, удачные,
яркие дела, события в жизни учреждения.
К
ним относятся: праздники, знаменательные дни, годовщины, ритуалы,
обычаи, нормы поведения, стиль и тон общения, привычки.
Традиции
объединяют поколения, аккумулируют и сохраняют коллективные ценности,
организуют жизнь коллектива, в целом формируют и коллектив, и каждого его
представителя в отдельности. Каждая хорошая школа накапливает и бережет
традиции как историю, опыт и как средство воспитания.
Управление
ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных процесса:
1)
сбора информации о коллективе и входящих в них школьников;
2)
организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью
совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого
отдельного ученика.
В
практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать ряд требований
(правил):
1)
разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников
к самостоятельности, независимости, желанием проявлять свою самодеятельность и
инициативу;
2)
коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, развивается. Поэтому
педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным;
3)
высокой эффективности классный руководитель добивается лишь тогда, когда он
опирается на коллектив учителей, работающих в классе, сотрудничает с другими
коллективами, держит связь с семьей;
4)
формализм – злейший враг воспитания. Приоритет ценностей формирует учитель:
какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех
формируются;
5)
показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по
важнейшим вопросам жизни класса;
6)
демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением
членами коллектива своих обязанностей. Система контроля направляет на все более
высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а
конкретно осуществляет контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по
горизонтали);
7)
межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру:
персональные, партнерские; мотивационные. Это обязывает воспитателя к такой
организации коллективного взаимодействия, при которой эти отношения между
членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения,
сотрудничества. Воспитатель учит терпеливо относиться к недостаткам других,
прощать неразумные действия, нанесенные обиды;
надо помнить, что в разработке индивидуальных поручений следует идти не только
от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников;
9)
положение ученика в коллективе зависит от: особенностей самого школьника; черт,
характеризующих его нравственный облик; физические данные; от норм и
стандартов, принятых в коллективе отношений. Один ученик может оказаться в
одном коллективе в благоприятном, а в другом – в неблагоприятном положении.
Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных
учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус; изменения
характера деятельности в коллективе. Классный руководитель постоянно заботится
об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить
школьников в новые отношения.
Д/ЗАДАНИЕ:
ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТЫ-СООБЩЕНИЯ НА ТЕМУ «Функции, основные направления и формы
деятельности классного руководителя»
ИНФОРМАЦИЯ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ:
Классный руководитель в школе: цель, задачи и основные функции
его деятельности
Классный руководитель –непосредственный
и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо,
назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.
Цель деятельности классного руководителя
– создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его
успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности
классного руководителя:
— формирование и развитие коллектива класса;
— создание благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциала способностей;
— формирование здорового образа жизни;
— организация системы отношений через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;
— защита прав и интересов обучающихся;
— организация системной работы с обучающимися в классе;
— гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;
— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных
ориентиров;
— организация социально значимой, творческой деятельности
обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя –
целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава
общеобразовательного учреждения, иных локальных актах, анализа предыдущей
деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе
личносто-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и
ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного
и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо
знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
быть информированными о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной
деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей
деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные
и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие:
— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
— установление контактов с родителями (иными законными
представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся
(лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного
образования);
— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными
представителями) обучающихся;
— взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-воспитательным
персоналом общеобразовательного учреждения;
— организация в классе образовательного процесса, оптимального
для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках
деятельности общешкольного коллектива;
— организация воспитательной работы с обучающимися через
проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и
других мероприятий;
— стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся,
в том числе в системе дополнительного образования детей;
— взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в
целом;
— ведение документации (классный журнал, личные дела
обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление
взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; содействие
благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи
обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение
состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью
учебных занятий обучающими.
Классный руководитель выполняет
следующие функции: воспитательную – педагогическое
руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в
целом; организационно-административную – руководство классом как
организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других
документов; координирующую – установление взаимодействия между
всеми участниками воспитательного процесса.
К функциональным обязанностям
классного руководителя относятся: всестороннее изучение и воспитание
учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решение проблем их учебного и
профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений
учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей,
взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за
успеваемостью, посещением и поведением учащихся. //источник: https://studopedia.su/15_56294_samostoyatelnaya-rabota—.html//
Источники:
1.Личность
и коллектив – Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/20695
2. Педагогическое руководство детским
коллективом – Режим доступа: https://studopedia.su/15_56293_pedagogicheskoe-rukovodstvo-detskim-kollektivom.html
3.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./С.А.Смирнов, И.Б.Котова,
Е.Н.Шиянов и др.; Под ред.С.А.Смирнова. М., 1999.
4.
Подласый И.П. Педагогика. М., 2001.
5.
Сластёнин В.А. Психология и педагогика. М., 2001.
ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ,
КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
Гугкаев А.Э., учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ № 2 г. Владикавказ
В настоящее время руководство образовательным учреждением образования приобретает особую значимость.
Совершенствование образовательной системы в регионах во многом предопределяется организацией управления как на уровнях Федеральном, региональном, так и на внутреннем уровне в масштабах учреждения. В связи с создавшимися экономическими условиями содержание решаемых образовательным учреждением задач усложнилось и приобрело выраженную социальную значимость, становясь всё более многофункциональными.
Комплексный подход к функции управления педагогическим коллективом позволит объединить, координировать и интегрировать все прочие функции в единое целое — функцию руководства коллективом.
На наш взгляд, важнейшими принципами руководства педагогическим коллективом являются:
грамотное распределение функциональных обязанностей как администрации, так и педагогических работников;
возложение персональной ответственности на каждого работника за его работу;
каждый работник должен знать, кому именно он подчинен и от кого получает указания.
Система управления учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении предполагает закрепление различных этапов управления за отдельными руководителями учебного заведения (заместителями директора и др.). Соответственно, все работники, относящиеся к руководителям, имеют разные функциональные обязанности в зависимости от занимаемой должности. В связи с этим директор не занят какой-либо одной функцией управления. Его главной задачей является процесс управления в целом: целеполагание, планирование, анализ и координация разных функций, их увязка и согласование; подбор заместителей и инженерно-педагогических работников; организация управляющей системы образовательным процессом в целом.
Под организацией мы рассматриваем деятельность администрации, педагогического коллектива, органов самоуправления, направленную на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.
Организаторская деятельность руководителя включает в себя следующее: рациональное распределение поручений между исполнителями, мотивировку и формирование убеждённости подчинённых в необходимости выполнения поручения, (поставленной задачи), обеспечение единства действий всех участников образовательного процесса, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности и оказание непосредственной помощи в процессе деятельности, контроль исполнения и анализ результатов деятельности.
Существует несколько видов организационных структур управления. В образовательных учреждениях Республики Северная Осетия – Алания (далее РСО-А) руководителями в основном используется линейно-функциональная структура, включающая в себя несколько уровней.
При реализации функции руководства на основе функций управления и входе их реализации руководителем решаются следующие задачи:
подбор, расстановка и оценка педагогических кадров;
анализ и регулирование социально-психологического климата в педагогическом коллективе;
стимулирование продуктивной деятельности педагогов и их саморазвития.
Эффективное руководство коллективом предусматривает четкое, максимально детализированное разграничение служебных обязанностей между руководящими лицами. Общие показатели работы всего учебного заведения в значительной степени зависят от уровня организаторской деятельности всего руководящего состава.
Заместители директора по учебной работе, учебно-воспитательной работе и другие административные работники выступают как организаторы определенных видов работ. В их обязанности входит: составление общего плана работы; объединение педагогических работников и учащихся для ведения образовательного и воспитательного процессов; руководство, контроль и регулирование образовательного и воспитательного процессов.
Можно определить разделение труда между руководителями по следующим направлениям:
планирование учебно-воспитательного процесса;
организация и обеспечение учебно-воспитательного процесса;
контроль за учебно-воспитательным процессом;
организация методической работы в учреждении;
работа с педагогическими кадрами, повышение их квалификации;
профориентация и адаптация обучающихся;
индивидуальная работа с обучающимися и их родителями;
административно-хозяйственная деятельность;
внебюджетная и предпринимательская деятельность.
В современных условиях претерпела существенные изменения мотивация руководства педагогическим коллективом: преобладающее значение приобрели социально-экономические и социально-психологические методы управления; руководство теперь направлено на осуществление сотрудничества администрации, педагогического и ученического коллективов для достижения намеченных образовательных и воспитательных целей; получил развитие принцип коллегиальности в управлении образовательным учреждением.
Коллегиальность в управлении предполагает, что все участники образовательно-воспитательного процесса работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества, взаимопонимания и взаимозависимости.
Целью управления педагогическим и ученическим коллективами стало побуждение к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного ведения учебно-воспитательного процесса. Считается, что директор должен направлять усилия всего коллектива, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников, а не подавлять авторитарными методами.
Повышение эффективности руководства коллективом достигается за счет использования таких факторов, как:
рациональное планирование и эффективное использование учебных и других площадей;
продуктивная организация рабочих мест;
систематическая переподготовка и повышение квалификации работников;
обеспечение стабильности занятости;
разработка и реализация различных социально-экономических программ;
сохранение квалифицированных работников, стимулирование их желания постоянно повышать эффективность своей работы.
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития образования в РСО-А является работа с педагогическими кадрами. На наш взгляд, наиболее значимым является следующее: формализация методов и процедуры отбора кадров, разработка критериев их оценки, анализ потребностей в коллективе, прогнозирование карьерного роста молодых перспективных работников, обоснованность кадровых решений и их прозрачность.
Формирование коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности учебного и воспитательного процессов в образовательном учреждении. Повышение качества полученных общеобразовательных знаний учащимися напрямую зависит от квалификации педагогических работников, что определяет важность самоподготовки, повышения квалификации и непрерывного обучение персонала. Особенно возрастает актуальность подготовки управленческих кадров всех уровней.
Облик современного руководителя определяют представления об учебном и педагогическом труде и вытекающие из них системы мотивации и отношения коллектива к образовательной деятельности. Предъявляемые сегодня требования к уровню образования ведут к расширению и углублению функций управления учебным и воспитательным процессами. Основное значение приобретают стратегические вопросы руководства педагогическим коллективом, превращение его в целостную систему.
Педагогическое руководство коллективом
Коллектив непрерывно меняется, это связанно с тем, что непрерывно меняются и люди, образующие этот коллектив. В школьных коллективах наиболее интенсивно развиваются процессы, что даже специалисты не успевают наблюдать за этим.
Управлять ученическим процессом – значит использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников. Управление ученическим процессом разделено на два взаимосвязанных процесса:
Сбор информации о коллективе.
Организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (А.Т. Куракин)
Важнейшее условие оптимизации – интеграция процессов в единую систему. Эта интеграция достигается несколькими путями:
Постоянная забота членов коллектива друг о друге
Создание ситуаций, способствующих на положительное влияние на определенных членов коллектива
Использование комплекса педагогических воздействий на коллектив
Увеличение функций ученического самоуправления
Совместное участие в работе с коллективом.
Чтобы правильно управлять коллективом школьников, существуют определенные правила.
Не подавлять желания учеников к проявлению инициативы и самодеятельности. Но в разумных приделах. Помогать ставить достижимые цели, понятные каждому члену коллектива
Коллектив – динамическая система, которая постоянно развивается и крепнет. Педагог так же должен менять тактику, помогая развивать демократию, самоуправление, общественное мнение.
Педагог добивается эффективности коллективного воспитания в том случае, когда тесно контактирует с учителями работающие в этом классе, с родителям, с другими коллективами.
Формализм – злейший враг воспитания. Приоритет ценностей формирует учитель: на что больше педагог обращает внимание, какие примеры приводит, те качества и развиваются у детей.
Показатель правильного руководства – общее мнение по важнейшим мероприятиям класса. Коллектив помогает ускорять необходимые качества. Опыт одноклассника, коллективное мнение, поможет выработать необходимую линию поведения.
В учебных заведениях все чаще используется вертикально-горизонтальная структура контроля и коррекции. По вертикали развивается более высокий уровень коллектива и каждого ученика. По горизонтали осуществляется контроль и самоконтроль в первичном коллективе.
Психологические исследования показали, что отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру.
Первый уровень: он образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимость. Это значит, что они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности.
Второй уровень: он образует систему межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива. Именно тут проявляются отношения между участниками совместной деятельности по спорту, учебе, отдыху.
Третий уровень: это система связей выражающие отношения к предметам совместной деятельности. По другому у нах есть совместные цели, мотивы.
Мудрый педагог будет учить терпеливо относиться к недостатком других, будет учить прощать обиды и не обращать внимание на неразумные действия.
Одна из причин не желание и неправильное выполнение задач, поставленных перед личностью, это неправильное распределение ролей. Такое происходит когда не учитывались возможности и интересы ребенка.
Исследования показали, что еще в начальных классах можно понять благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе занимает школьник. Если положение в коллективе благоприятное, то скорее всего и в дальнейшем оно оказывается стабильным. Естественно, это сразу ставит перед педагогом вопрос о необходимости активного вмешательства. Для этого нужно контролировать факторы, влияющие на положение ученика в коллективе. К таким факторам относятся: общительность, внешний вид, эмоциональность, физические данные.
Положение ученика так же зависит от принятых правил в коллективе. Один и тот же ученик, в двух разных коллективах может оказаться совершенно на разном статусе.
На положение школьника влияет и изменение характера деятельности класса. Педагог должен постоянно заботится об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/385786-pedagogicheskoe-rukovodstvo-kollektivom
Современный этап развития
общественных отношений, характеризующийся интенсивной интеграцией
всех сфер жизнедеятельности человека между собой и растущими
требованиями к организации и функционированию любой отрасли
человеческой жизни, ставит задачи поиска эффективных механизмов
регулирования и воздействия на все области профессиональной
деятельности, будь то политика, бизнес, руководство современными
образовательными учреждениями. Во всех этих сферах основным элементом
функционирования являются группы людей. Действие любой социальной
единицы, предсказуемость ее поведения, прежде всего, зависят от
среды, в которой она находится и от сложившейся в ней атмосфере. Для
того чтобы рационально организовать деятельность любого коллектива, в
данном случае педагогического, своевременно и оперативно устранять
дестабилизирующие факторы, получать требуемые данные для принятия
грамотных управленческих решений, полезно иногда диагностировать
актуальные проблемы с тем, чтобы находить оптимальные методы их
разрешения.
В связи с чем, с этой целью с
руководителями педагогических коллективов была проведена
беседа-интервью по специально составленной нами программе.
Исследование осуществлялось на базе общеобразовательных школ (МОУ СОШ
№ 9, № 15 № 17, гимназии № 1) и вузов (ИГУ, ИГПУ) города Иркутска с
участием руководителей педагогических коллективов в количестве
семнадцати человек, индивидуально с каждым. В диагностическом
исследовании были задействованы в школах – директора и их
заместители, заведующие кафедрами и деканы факультетов – в
вузах.
Из беседы, которую мы провели с
руководителями, следует, что, несмотря на хорошие навыки решения
проблем, в не меньшей степени нуждается руководитель школы или вуза в
необходимых для работы с людьми знаниях по умелому регулированию
происходящих в коллективе социально-психологических процессов,
созданию в нем взаимоотношений, соответствующих требуемым нормам
поведения.
Обусловлено это следующим. Достаточно
сложно руководить педагогическим коллективом сегодня. Современные
экономические условия таковы, что руководителям при организации
системы стимулирования труда педагогических работников приходится
сталкиваться с рядом проблем: невысокий уровень оплаты труда (даже
систематическое повышение заработной платы бюджетников не позволяет
опередить темпы инфляции, средний уровень заработной платы молодых
учителей составляет два прожиточных минимума); невозможность
предоставления широкого спектра социальных гарантий и льгот
(например, обеспечение жильем, ссудой на получение образования и
т.п.).
Самая главная проблема заключается в том,
что пути решения часто находятся вне компетенции руководителя. Такой
вопрос, как, например, социальная защищенность педагогов, может быть
решен только на уровне правительства. Ситуация обостряется еще и тем,
что в случае возникновения каких-то изменений в обществе обычно в
первую очередь урезаются именно бюджетные расходы на образование.
Падение престижа труда в сфере образования
привело к тому, что значительная часть учителей, не видя реальных
возможностей получения благ за счет честного, добросовестного труда,
вынуждена снизить уровень своих притязаний, ограничить свои
потребности. Те же из педагогов, чья заработная плата выше, чем у их
сослуживцев, перегружены работой, переработаны. Все это создает
благодатную почву для возникновения и развития конфликтных ситуаций.
Сами руководители педагогических коллективов признаются:
«Педагогический коллектив очень сложный – разноуровневый
состав, разный возрастной контингент, учителя являются одними из тех,
кто наиболее часто подвержен последствиям стрессов …».
Поэтому руководителю чрезвычайно важно
уметь грамотно разрешать возникающие конфликты в коллективе, обладать
знаниями по их предупреждению и профилактике, разбираться в вопросах
планирования социальных процессов в условиях изменения качественного
состава и социальной структуры руководимого коллектива.
Помимо проблем, связанных с организацией
педагогического процесса и хозяйственных условий,
социально-психологических и финансовых проблем, руководство вынуждено
решать, в том числе, экономические и правовые вопросы.
Затронем также проблему целей, отметим, —
не у всех руководителей педагогических коллективов обнаруживается
ясность в этих вопросах. К примеру, у руководителей школ, по
результатам теста «Анализ своих ограничений»,
разработанного американскими специалистами [4], понимание своих
личных целей входит в ограничения, так как занимает в списках их
ценностей последние места. Когда мы попытались разобраться чем
обусловлено такое положение вещей, то не были удивлены: большинство
опрошенных руководителей школ считает – значение имеет
сложившаяся ситуация в мире, обществе, системе образования,
естественным образом коснувшаяся не только педагогов, но и учащихся.
Не ясно к чему готовить будущих выпускников. Не известно с какими
качествами они должны выйти из школы в новую жизнь, государственные
стандарты постоянно меняются и ситуация с единым государственным
экзаменом является наглядным тому примером.
Безусловно, обеспокоенность наших
руководителей не лишена оснований. Изменения, затронувшие все сферы
жизни общества, также не обошли проблему востребованности и
трудоустройства молодежи на рынке труда. Где найти выход из
создавшейся ситуации? Нам представляется, что именно лидерство служит
ключом к ответу на многие важные вопросы, лидерство, с нашей точки
зрения, позволяет ответить и на этот вопрос. Необходимы
лидеры-учащиеся, с прочно сформированными потребностями в
профессиональном самообразовании, способные к творческой
самореализации, ведь лидер, это, прежде всего человек, нацеленный на
успех в любом избранном им виде деятельности.
Формирование же такой личности учащегося,
равно как и признание ее важности, ценности и необходимости
происходит под влиянием личности педагога. Известно немало работ,
посвященных личности учителя. Учитель как человек высокой души, как
символ всего лучшего, что может быть в людях, как яркий впечатляющий
образ представлен в работах Б.И. Анина [2], Ю.В. Аннушкина [3], В.К.
Дьяченко [7], А.А. Калюжного [9], А.Л. Крупенина [10], Р. Кэмпбелла
[11], П.И. Пидкасистого [12] и многих других авторов.
В книге [5]: «Когда учитель
властитель дум», может быть несколько высокопарно, но вполне
справедливо подмечено, что творение нового человека – это самое
ответственное дело, которым занят педагог в обществе. Он призван
достичь всемирного прогресса подрастающей личности. Это его
социальное предназначение, за которое он несет ответственность перед
собой, окружающими, государством. Идею умножения человека в человеке
он ощущает как зарок, потому и берет обет на педагогическое
подвижничество, обрекает себя на самоотдачу.
Согласно авторам данной книги, учитель –
это тот факел, который не только горит сам и освещает путь, но и дает
огонь другим. И только такой человек способен передать другим огонь
своей души, донести до каждого сердца и ума свои мысли и чувства. Те
искорки знаний, которые он отдает детям, непременно вспыхивают ярким
пламенем и никогда не гаснут: этот яркий пример самоотверженности,
доброты, безусловно, остается на всю жизнь. Качества его души
магнитом притягивают к себе. И лучше, наверное, не может быть
сказано.
В.А. Сухомлинский, размышляя о
воспитательной деятельности, писал: «Воспитание – это
постоянное духовное обогащение. Процесс воспитания выражается в
единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в
единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний.
Передать человеку нравственную культуру, идейные убеждения, взгляды,
научить жить в обществе, утвердить морально-эстетические принципы –
все это требует той ступени духовного единства, на которой
воспитатель и воспитанник чувствуют себя единомышленниками»
[13, с. 37]. Добавим: такое единство обусловлено лидерством, и
выражается в том, что учитель может учить лишь до тех пор, пока он
сам учится и стремится учиться, воспитатель может воспитывать других
лишь до той поры, пока он сам воспитывается и совершенствуется.
Слова другого автора лаконично продолжают
данную цепочку рассуждений: существует своеобразный «механизм»
формирования у педагога потребности в самосовершенствовании. Это
знакомство с образцами педагогического мастерства, представление
учителя о педагогическом идеале. Творческое следование опыту
выдающихся педагогов может оказаться весьма плодотворным. Примеров
тому немало. Многие приверженцы опыта А.С. Макаренко, не копируя его,
а, руководствуясь его идеями, стали подлинными мастерами своего дела.
Это же можно сказать о единомышленниках В.Ф. Шаталова. В.А.
Сухомлинского [по 8].
Выдающийся французский социолог в области
образования Эмиль Дюргейм [6] писал о том, что для каждой эпохи
характерен свой идеал, который выражает соответствующее ему состояние
общества. Но для того, чтобы этот идеал стал реальностью, надо еще
сообразовать с ним сознание другого человека, уметь задать
определенное направление его мышлению. Лидерство и здесь играет свою
роль. И если раньше говорили о героях, об идеалах, то сегодня, как мы
полагаем, быть просто идеалом недостаточно, нужно быть активно
действующим лидером.
Как видим, лидерство затрагивает все
компоненты, важно на всех уровнях – от руководителей до
учащихся. И если нужны конструктивные преобразования, касающиеся
системы образования в целом, в частности, у нас в России, то опять же
важна и приоритетна роль лидерства в высших эшелонах власти.
Резюмируя вышесказанное, приводим слова известного современного
исследователя в области лидерства Джона Адаира: «Лидер –
это первый среди равных. Он стремится в полной мере раскрыть
возможности тех, кто работает рядом с ним, и ведет их за собой к
намеченным целям. Его лидерство определяется не должностью или
социальным положением, а превосходством интеллекта. Совершенным
владением самой профессией. Он делится ответственностью и
обязанностью принятия решений – насколько это возможно.
Настоящий лидер понимает своих подчиненных, видит их сильные и слабые
стороны. Он приветствует идеи и предложения тех, кто по прошлым
представлениям считался ниже его по рангу. Он создает отношения,
построенные на взаимном доверии» [1, с. 173]. Именно такой
лидер должен руководить творческим коллективом вуза или школы.
-
Литература:
-
Адаир Д. Гуру менеджмента.
– М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 656 с. -
Анин Б.И. Учитель в моей
жизни: Кн. интервью. – М. Сов. Россия, 1987. – 222 с. -
Аннушкин Ю.В.
Гуманистическое мировоззрение педагога: сущность и пути
практического становления. – Иркутск: Изд–во ИГПУ, 2000.
– 61 с. -
Вудкок
М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя практика. –
М.: Дело, 1994. – 317 с. -
Гончарова
Т.И., Гончаров И.Ф. Когда учитель – властитель дум: Кн. для
учителя. – М.: Просвещение, 1992. – 174 с. -
Дюргейм
Э. Социология образования: Пер. с фр. – М.: ИНТОР, 1996. –
80 с. -
Дьяченко
В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной
работы. – М.: Просвещение АО «Учебная литература»,
1991. – 191 с. – (Мастерство учителя: идеи, советы,
предложения). -
Елканов С.Б.
Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя. –
М.: Просвещение, 1986. – 143 с. -
Калюжный
А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: ВЛАДОС,
2004. – 222 с. – (Библиотека руководителя
образовательного учреждения). -
Крупенин
А.Л. Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для
педагогов. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1995. –
480 с. -
Кэмпбелл
Р. Как на самом деле любить детей. – М.: Знание, 1992. –
190 с. -
Пидкасистый
П.И. Искусство преподавания: первая книга учителя. – М.:
Педагогическое общество России, 1999. – 211 с. -
Сухомлинский
В.А. Разговор с молодым директором школы. – М.: Просвещение,
1973. – 204 с.
Основные термины (генерируются автоматически): руководитель, идеал, коллектив, лидерство, проблема, том, учитель.