Реформы Столыпина Кратко по пунктам
Реформы Столыпина – 1906 – 1913 представляют собой неудачную попытку председателя Совета министров Российской империи создать в стране условия для ее экономического роста, при сохранении самодержавия, а также существующего политического и социального порядка. Следует отметить, что российское общество встретила реформы активным сопротивлением .
Краткий план:
- Аграрная реформа Столыпина
- Военная реформа Столыпинаа
- Земская реформа Столыпина
- Образовательная реформа Столыпина
- Итоги реформ
- Отношение общества
Таблица реформ Столыпина
Реформа | Суть | Дата |
Аграрная | Решение крестьянского вопроса | 1906-1911 |
Военная | Проведение модернизации российской армии | 1906-1907 |
Земская | Распространение земств в западных губерниях | 1911 |
Образования | Введение обязательного начального образования | 1908 |
Аграрная реформа Столыпина
Причина реформы
Основной причиной, побудившей Россию внести изменения в государственное устройство, стало недовольство властью большого количества простых людей.
Цель реформы
- Повысить производительность крестьянского труда
- Ликвидировать социальную напряженность в крестьянской среде
- Вывести кулаков из зависимости от общинны и окончательно разрушить общину
Методы и программа
В соответствии с реформой, крестьяне могли выходить из общины и создавать свои подсобные личные хозяйства. Они были вправе заложить или продать свои наделы земли и передать их по наследству.
Крестьянам выдавался льготный кредит под залог земли или ссуда для покупки у помещиков земли сроком на 55, 5 лет. Была введена переселенческая политика, переселение безземельных крестьян на необжитые земли на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале. Государство обязывалось осуществлять поддержку агрономических мероприятий, способных повысить урожайность или привести к улучшению качества сельскохозяйственного труда.
Итоги
Указанные методы позволили вывести из общины 21% крестьян и значительно ускорили процесс расслоения крестьянского общества. В результате возросло число кулаков, а также повысилась урожайность полей. Увеличение посевных площадей и применение техники содействовало росту производства сельскохозяйственной продукции. Так, в октябре 1909 года по производству и экспорту зерна Россия оказалась на первом месте в мире. Однако при проведении реформы были и минусы.
Переселение крестьян не принесло должного эффекта, так как половина из них вскоре вернулись обратно. Кроме того, к существующим противоречиям между помещиками и крестьянами добавились конфликты между кулаками и общинниками.
Военная реформа Столыпина
Причина реформы
Причиной для проведения срочных преобразований в армии послужило поражение России в русско-японской войне 1904-1905 годов.
Цель реформы
В качестве цели были определены следующие направления военной политики:
- упорядочить принципы комплектования вооруженных сил;
- перевооружить армию и флот;
- создать необходимую инфраструктуру.
Методы и программа
В ходе проведения военной реформы был создан новый Воинский устав, который четко определил права и обязанности призывных комиссий, порядок призыва в армию, а также льготы для отбывающих воинскую повинность. Также документом предусматривалась возможность обжаловать решения властей.
Итоги
Благодаря реформе, государством были увеличены ассигнования на переоснащение армии и содержание офицерского корпуса. Была создана новая военная форма. Большое внимание уделялось строительству линейного флота страны.
С учетом военно-стратегических интересов российского государства прокладывались новые железнодорожные пути. Так, вторая ветка Сибирской магистрали и Амурская железная дорога призваны были обеспечить переброску сил из европейской части империи на дальневосточные окраины России.
Земская реформа Столыпина
Причина реформы
Усиление русификации западных губерний Российской империи и предотвращение преимущества в органах местного самоуправления представителей национальных меньшинств.
Цель реформы
Качественное преобразование всей системы местного самоуправления, предполагающее ее демократизацию и эффективность.
Методы и программа
Земские учреждения распространялись на часть губерний, где их раньше не было. Этот процесс проходил не всегда просто. Так, Государственный Совет, поддерживавший шляхту,выступил против реформы в западных губерниях.
Итоги
Столыпин высоко оценивал роль земств. Он занимался распространением земских учреждений на территории тех губерний, где раньше их не было. Суть реформирования состояла в разделении избирательных собраний и съездов на два: польские и непольские. Однако с таким условием, чтобы непольское отделение могло избирать больше земских гласных.
Образовательная реформа Столыпина
Причина реформы
Невозможность системной модернизации страны, без получения основным населением элементарных знаний, стало главной причиной проведения образовательной реформы.
Цель реформы
Расширить и совершенствовать образовательную деятельность, сформировать единую систему педагогических учреждений.
Методы и программа
Был разработан проект закона “О введении всеобщего начального обучения в Российской империи”. Он должен был обеспечить элементарное образование детей обоих полов в равной степени. Гимназиям отводилась роль системообразующего элемента в среде педагогических учреждений.
Итоги
Все это требовало новых кадров преподавателей, которых планировалось готовить на специальных педагогических курсах. Инициировалось создание Учительского института в Ярославле. Выделялись значительные средства на переподготовку учителей средних школ, планировалась организация ознакомительных поездок за границу.
За время проведения реформы ассигнования на нужды начального образования выросли с 9 млн. до 35,5 млн. рублей.
Итоги реформ Столыпина
Проводимые реформы, а прежде всего, аграрная, оказали огромное влияние на жизнь крестьянства и имели значительные последствия. Они ускорили развитие капиталистических отношений в деревне, ибо в руках кулаков оказались значительные участки земли. Росло использование наемного труда, повышалась товарность хозяйств и укреплялись связи с внутренним рынком.
Отношение общества к проведению реформ
Отношение общества к реформам было достаточно сложным, так как оно не доверяло новой власти. Крестьяне ожидали получить помещичьи земли, а их отправили за землей в Сибирь. Дворянству не нужны были реформы, в Столыпине они видели разрушителя вековых устоев. Отрицательно отнеслись к реформам и помещики.
Лишь буржуазия и октябристы, а также малая часть интеллигенции и чиновничества выступили в поддержку политики Столыпина.
Во
время революции в России, в 1906 году, в
правительстве появилась новая фигура
– Петр
Аркадьевич Столыпин. Он
занял почти одновременно два очень
важных поста: был министром внутренних
дел (с 26 апреля 1906 г.) и председателем
Совета министров (с 8
июля 1906
г.). Как министр внутренних дел он должен
был подавлять революцию, а как председатель
Совета министров – проводить реформы,
чтобы успокоить народ.
Столыпин
происходил из старинной и состоятельной
дворянской семьи, владевшей крупными
поместьями в разных губерниях России.
С отличием окончил физико-математический
факультет Петербургского университета
и в качестве юриста начал свою служебную
карьеру в министерстве внутренних дел.
Он был человеком решительным,
бескомпромиссным, убежденным монархистом
и сторонником «твердой власти». В 1903
году Столыпин был назначен губернатором
в наиболее беспокойную Саратовскую
губернию. Сумел прекратить там беспорядки.
Его твердость и решительность были
оценены в «верхах» и обеспечили ему
путь к министерским постам.
Карьера
Столыпина длилась всего лишь 5 лет. В
1911 году он был убит.
Девиз
Столыпина: сначала успокоить народ, а
затем проводить реформы, чтобы Россия
заняла достойное место среди наиболее
развитых стран мира.
За два месяца на Столыпина было совершено
11 покушений. 12 августа 1906 года от взрыва
на даче на Аптекарском острове в
Петербурге погибли около 30-ти человек
и столько же были ранены. Тяжело ранены
были 14-летняя дочь и 3-х летний сын
Столыпина. В
ответ на этот акт террористов через
неделю Столыпин подписал указ от 19
августа 1906 года о введении военно-полевых
судов в
губерниях, объявленных на чрезвычайном
положении. По этому указу в пределах 48
часов должен был совершаться суд над
террористами и исполняться приговор.
Виселицы в народе прозвали «столыпинскими
галстуками». За 6 месяцев после указа
Столыпина по заключениям военно-полевых
судов было вынесено более 1100 смертных
приговора террористам.
Еще
через неделю, 24 августа 1906 года, Столыпин
предложил и опубликовал правительственную
программу реформ,
в которой сочетались следующие
направления:
-
обеспечение
социальной стабильности и правопорядка
(успокоить страну при помощи чрезвычайных
мер) -
проведение
аграрной реформы (начать немедленно,
не дожидаясь созыва Государственной
Думы) -
преобразования
в политической и социальной сферах:
-
о
свободе вероисповедания, -
о
гражданском равноправии, -
о
введении всеобщего начального обучения
и улучшении материального положения
народных учителей, -
о
полицейской реформе (установить точную
сферу деятельности полиции), -
о
реформе местного самоуправления (ввести
его в Прибалтике, в Западном крае, в
царстве Польском), -
о
реформе рабочего законодательства
(ненаказуемость экономических стачек;
государственное страхование рабочих;
сокращение продолжительности рабочего
дня; снижение норм малолетним детям,
организация врачебной помощи и др.)
Цель
реформ: модернизация экономики,
социального и политического строя при
сохранении монархии, превращение России
в правовое государство. Столыпин хотел
сделать Россию великой и для этого
просил дать государству 20 лет спокойной
жизни.
Теперь
под эту программу реформ нужно было
принять законы, и с этой целью Столыпин
обратился к новой Государственной Думе.
Реформы встречались верхами в штыки.
Удалось провести в жизнь лишь аграрную
реформу. Она проводилась без закона.
Закон под эту реформу был принят только
в 1910 году.
Решение
аграрного вопроса. Замысел
Столыпина заключался в том, чтобы
стимулировать развитие аграрного
предпринимательства, создать фермерские
хозяйства. Он делал ставку на зажиточное,
трудолюбивое, самостоятельное крестьянство
– кулаков; хотел
сделать кулачество социальной опорой
самодержавия в деревне.
Основные
направления аграрной реформы:
1.
Разрушение общины «сверху» и вывод
крестьян на отруба и хутора. Отруба
состояли из нескольких участков земли,
соединенных по просьбе их хозяина в
одном месте. Если крестьянин переносил
на отруб свою усадьбу, то получался
хутор. Крестьяне получили право покупать
землю, расширять хозяйство.
2.
Помощь крестьянам в приобретении земли
через крестьянский банк. В
стране был создан фонд земель из
императорских и части казенных земель.
Крестьянский банк выдавал денежные
ссуды для покупки этих земель. Также
Крестьянский банк скупал помещичьи
земли, а затем продавал крестьянам на
льготных условиях.
3.
Поощрение переселения малоземельных
и безземельных крестьян из Центральной
России на окраины (в Сибирь, на Дальний
Восток, на Алтай). После
постройки Транссибирской железной
дороги в конце XIX
века началось переселение крестьян из
перенаселенной Центральной России в
Сибирь, на Алтай, Среднюю Азию, на Дальний
Восток. С 1907 по 1914 гг. из Европейской
России за Урал переселилось 3,3 млн.
человек. Переселенцам выдавалась
денежная ссуда. С 1910 года начался выпуск
так называемых «столыпинских вагонов»,
приспособленных для перевозки
крестьянского инвентаря и скота.
Столыпин
понимал, что результаты его трудов
скажутся далеко не скоро.
Итоги
аграрной реформы вызывают
споры современников и историков. С
одной стороны,
были достигнуты впечатляющие результаты:
-
К
1916 году выделилось из общины до 25%
крестьян. -
Хуторское
хозяйство завели более 10% крестьян.
Возникли крепкие фермерского типа
хозяйства. -
Крестьяне
купили почти 10 млн. десятин земли у
помещиков (1 десятина = 1,009 га). -
Увеличились
посевные площади, и выросла урожайность.
Накануне первой мировой войны сельское
хозяйство переживало полосу подъема.
Средний ежегодный сбор всех хлебов,
вместо обычных в предыдущие десятилетия
2 – 2,5 миллиарда пудов, достиг в 1909-1913
годах 4 миллиарда пудов. -
Увеличилось
применение тракторов, с/х машин. -
Большая
часть (примерно 80%) крестьян-переселенцев
прижилась на новом месте. Там стали
создаваться кооперативы. -
Реформа
ускорила расслоение крестьянства –
необходимое условие для создания рынка
наемной силы.
С другой стороны:
-
До
20% крестьян-переселенцев не прижились
на новом месте и вернулись в родные
места. -
Крестьяне,
у которых было мало земли, сопротивлялись
переходу на хутора и отруба, так как:
-
Земледелие
зависело от капризов погоды. Получив
надел в одном отрубе, крестьянин
оказывался во власти стихии. Он разорялся
в первый же засушливый год, если его
отруб был на высоком месте, или в
дождливый год, если отруб был в низине.
Только большой отруб, расположенный в
разных уровнях мог гарантировать
ежегодный средний урожай. -
В
южных и юго-восточных губерниях широкому
распространению хуторов препятствовали
трудности с водой. -
В
центрально-черноземных губерниях
главным препятствием к созданию хуторов
было крестьянское малоземелье. Хутор
в 2-3 десятины не открывал никаких
хозяйственных перспектив, кроме
неминуемого полного разорения.
-
Многие
крестьяне не хотели уходить из общины,
боялись лишиться помощи общины в борьбе
за выживание. Общинная психология
оказалась у крестьянства сильнее, чем
полагали власти. -
Крестьяне-общинники
устраивали погромы хуторян-фермеров:
поджигали фермерские хозяйства, травили
скот, уничтожали посевы, ломали инвентарь.
Только за 1909-1910 гг. зафиксировано 11
тысяч фактов поджога хуторских хозяйств.
В
целом «земельный голод» не был преодолен.
Не удалось создать прочную социальную
опору правительства в деревне.
Столыпиным
были все недовольны:
-
Помещики
были возмущены тем, что Столыпин решил
расширить права кулаков и сделать их
опорой самодержавия. -
Крестьяне
были недовольны малоземельем, и что им
не отдали помещичьи земли. -
Либералы
не могли простить Столыпину военно-полевых
судов. Для революционных партий Столыпин
навсегда остался душителем революции. -
Рабочие
были недовольны тем, что Столыпин
увлекся аграрными преобразованиями и
упустил проблему социального обеспечения
рабочих. -
Промышленные
круги видели в правительственной
политике перекос в сторону сельского
хозяйства. -
Курс
Столыпина перестал поддерживать Николай
II.
Все
ждали отставки Столыпина. 1 сентября
1911 года он был смертельно ранен агентом
охранки, анархистом Д.Г. Богровым. В
стране не оказалось лидера, способного
продолжать реформы Столыпина или
предложить свой пакет реформ. Правительство
отказалось от попыток модернизировать
страну.
В
целом, столыпинская аграрная реформа
носила прогрессивный характер, значительно
развивая капитализм в сельском хозяйстве.
Реформы Столыпина
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 2810.
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 2810.
Петр Аркадьевич Столыпин (2(14) апреля 1862 – 5(18) сентября 1911) – видный государственный деятель в период правления Николая II. Автор ряда реформ, рассчитанных на ускорение экономического развития российской экономики при сохранении самодержавных устоев и стабилизации существующего политического и социального порядка. Разберем кратко по пунктам реформы Столыпина.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Причины проведения реформ
К ХХ веку Россия оставалась страной с феодальными пережитками. Первая Русская революция показала, что у страны имеются большие проблемы в аграрном секторе, обострен национальный вопрос и идет активная работа революционных организаций.
Кроме прочего, в России уровень грамотности населения оставался низким, а пролетариат и крестьянство были недовольны своим социальным положением. Слабая и нерешительная власть не хотела решать эти проблемы радикально, пока на пост премьер-министра не был назначен Петр Столыпин (1906-1911 гг.).
Он должен был продолжить экономическую политику С. Ю. Витте и вывести Россию в разряд капиталистических держав.
Отразим в таблице реформы Столыпина.
Реформа |
Суть |
Дата |
Аграрная |
Решить крестьянский вопрос (проблему малоземелья крестьян) |
1906-1911 |
Военная |
Модернизация армии |
1906-1907 |
Земская |
Введение земств в западных губерниях |
1911 |
Образования |
Введено обязательное начальное образование |
1908 |
Социальная |
Формирования юридических взаимоотношений работника и работодателя |
1908 |
Судебная |
Учреждение военно-полевых судов |
19.08.1906 |
Аграрная реформа
Самая главная и известная из реформ касалась крестьянской общины.
Ее целью являлись:
- Повышение производительности труда крестьян
- Ликвидация социальной напряженности в крестьянской среде
- Вывод крестьян из общинной зависимости и конечное разрушение общины
Столыпиным был предпринят ряд мер по решению поставленных целей. Так, крестьянам разрешалось выходить из состава общины и создавать свои личные обособленные хозяйства, продавать или закладывать свои земельные наделы, а также передавать их по наследству. Здесь важно запомнить такие термины, как отруб – земля на территории общины, хутор – земля за пределами общины.
ТОП-5 статей
которые читают вместе с этой
Крестьяне могли получать кредит на льготных условиях под залог земли или получить ссуду для покупки земли у помещика сроком на 55, 5 лет. Предполагалась и переселенческая политика малоземельных крестьян в государственные земли на необжитых территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока. Чтобы привлечь крестьян Столыпин разработал ряд условий: они освобождались от налогов на 5 лет, мужчины освобождались от военной службы, получали пособие в 200 рублей, а земля давалась в собственность.
Государство брало на себя обязательства поддержать агрономические мероприятия, которые могли бы повысить урожайность или улучшить качество труда в сельском хозяйстве.
Использование данных методов позволило вывести из общины 21% крестьян, ускорился процесс расслоения крестьян – росло число кулаков (зажиточных крестьян) и повышалась урожайность полей. Однако, в этой реформе были плюсы и минусы.
Переселение крестьян не дало желаемого эффекта, так как больше половины быстро вернулись обратно, а кроме противоречий между крестьянами и помещиками добавился конфликт между общинниками и кулаками.
Проблема реформы Столыпина состояла в том, что сам автор отводил на ее реализацию не менее 20 лет, а критике она подверглась практически сразу после ее принятия. Увидеть итоги своих трудов ни Столыпин, ни его современники так и не смогли.
Военная реформа
Анализируя опыт русско-японской войны, Столыпин первым делом разработал новый Воинский устав. Был четко сформулирован принцип призыва в армию, регламент призывных комиссий, льготы призывников. Увеличивалось финансирование на содержание офицерского корпуса и была разработана новая военная форма, развернулось стратегическое железнодорожное строительство.
Столыпин оставался принципиальным противником участия России в возможной мировой войне, считая, что страна не выдержит подобной нагрузки. Его знаменитая фраза: “Успокоение и реформы, или дайте России 20 лет спокойствие внутреннего и внешнего…”
Иные реформы Столыпина
В 1908 году по указу Столыпина в России в течении 10 лет должно было ввестись обязательное начальное образование.
Столыпин был сторонником укрепления царской власти. Он был один из основных деятелей по установлению «Третьеиюньской монархии» в 1907 году. В этот период правления Николая II усилилась русификация западных территорий, таких как Польша и Финляндия. В рамках этой политики Столыпин провел земскую реформу, согласно которой в органы местного самоуправления выбирались таким образом, чтобы представителей национальных меньшинств было меньшинство.
В 1908 году в Государственной думе были приняты законы о предоставлении работникам врачебной помощи в случае травмы или болезни, а также установлены выплаты утратившему трудоспособность кормильцу семьи.
Влияние революции 1905 года на обстановку в стране вынудило Столыпина ввести военно-полевые суды, а помимо этого началась разработка единого правового пространства Российской империи. Планировалось определить права человека и зоны ответственности чиновников. Это было своеобразным началом масштабной реформы управления страной.
Что мы узнали?
Из статьи по истории 9 класса мы познакомились с деятельностью Петра Столыпина. Можно сделать вывод, что реформы Столыпина затрагивали все сферы человеческой деятельности и в течении 20 лет должны были решить многие накопившиеся в российском обществе вопросы, однако, сначала его смерть (он был убит эсером Богровым), а затем и вспыхнувшая война не позволили России бескровно пройти этот путь.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Arslan Azamatov
5/10
-
Лариса Сушнёва
10/10
-
Юрьева Екатерина
10/10
-
Алексей Гришаков
10/10
-
Эдик Ахмедов
10/10
-
Никита Чесноков
6/10
-
Федор Харитонов
10/10
-
Лилия-Иванова Новая-Страница
10/10
-
Дмитрий Колтырин
10/10
-
Ксения Буркова
10/10
Оценка доклада
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 2810.
А какая ваша оценка?
Реформы Столыпина: суть, положения, последствия и значение
- Российская империя в начале XX века
- Предпосылки к проведению реформ
- Основные реформы Столыпина
- Аграрная реформа
- Оценка реформаторской деятельности Столыпина современниками
- Значение для истории страны
115 лет назад власти Российской империи предприняли попытку спасти страну, которая двигалась навстречу революции. На государственной службе работал Петр Столыпин, которого историография характеризует неоднозначно: безжалостный тиран и мудрый реформатор. В царские времена преобразования политика вызывали недовольство и превратили в мишень для покушений. Подробнее о том, когда и как проводились реформы Столыпина, – в материале 24СМИ.
Российская империя в начале XX века
На рубеже столетий Россия, обладающая потенциалом и ресурсами, отставала в развитии от европейских держав. В конце XIX века власти продолжали осваивать Сибирь и Дальний Восток. Амбиции правительства в отдаленных регионах требовали развитой инфраструктуры, поэтому в этот период велась стройка столетия – Транссибирская магистраль. В ходе прокладывания полотна Россия договорилась с Китаем об использовании территории Поднебесной, что не понравилось Японии.
Две страны столкнулись на политической арене и не смогли решить противоречия на переговорах, поэтому выяснение отношений перешло на поля битв. Русско-японская война 1904–1905 годов далась тяжело и России, и Японии. Экономическое благосостояние обоих государств было подорвано. В Российской империи к концу конфликта зрело народное недовольство.
Революция 1905-1907 годов вспыхнула до завершения боевых действий на Дальнем Востоке. Целью мятежников было стремление покончить с самодержавием, провозгласить демократическую республику, ликвидировать сословный строй.
Революционеры добились создания Государственной думы, многопартийности, отмены цензуры. В начале XX века в России формировались принципы капитализма, в чем участвовал иностранный капитал. История процесса связана с ненормированным рабочим днем на предприятиях, который длился от 11–12 до 16 часов, низкой зарплатой и плохими условиями труда, следствием чего становились травмы.
Мятежники ограничили власть императора, но претензии рабочего класса остались неудовлетворенными. Жизнь крестьян, которые после отмены крепостного права к началу столетия уже 40 лет как были свободны от помещичьего гнета, лучше не стала.
Предпосылки к проведению реформ
Николай II правил страной по принципу реагирования: пока все идет хорошо, кардинальные решения не принимаются, когда начинаются волнения – власть ищет пути решения проблемы. Так произошло во время Первой русской революции, которая показала проблемы в аграрном секторе, обострила национальный вопрос и продемонстрировала активную работу революционных организаций.
Недовольство в обществе копилось. Разовые и немногочисленные акции превратились в толпы мятежников, которые выходили с плакатами и лозунгами на центральные улицы городов. Власть пыталась силой подавить политические протесты.
85% населения России в начале XX века составляли крестьяне, у большинства которых не было даже начального образования. В стране наблюдался рост промышленности, но процесс характеризовался неторопливостью из-за отсутствия институциональной поддержки со стороны государства. Обеспеченная ресурсами держава пользовалась природными благами плохо. Имея запасы нефти, страна не наращивала добычу «черного золота», поэтому ее обошли США, отодвинув на третье место.
Причина проведения реформ усматривается и с технологической стороны развития. Россия и в этом плане уступала заокеанским конкурентам. Противостоять западным фабрикантам удавалось за счет гигантских ввозных пошлин. Финансовая отрасль переживала тяжелые времена: в стране не хватало банков и наличных денег.
Власть, в распоряжении которой была самая большая по площади держава, не успевала за стремительно меняющимся миром. Помощники императора привыкли управлять страной основательно и без спешки, поэтому нужные реформы «застревали» на десятки лет из-за бесконечных обсуждений.
У Николая II не было внятного плана действий. Но идеи развития страны предлагал Петр Столыпин, которого в 1906 году назначили на должность председателя Совета министров. Политик владел красноречием, прямотой и бесстрашием. Это отличало Столыпина от большинства царских чиновников, которые редко выступали с идеями преобразований.
Основные реформы Столыпина
В истории России инициатива проведения реформ исходила от правителей, начиная от Ивана Грозного, продолжая Петром Великим и заканчивая Александром II. Внук последнего в проведении преобразований доверился премьер-министру. Реформы Столыпин проводил в 1906–1911 годах. Завершить работу политик не смог: пережив десяток покушений, Петр Аркадьевич был застрелен в Киеве. Но за пять лет деятельности министр успел реализовать некоторые замыслы.
Столыпин рассчитывал построить сильную и процветающую капиталистическую державу. Петр Аркадьевич был убежденным монархистом, поэтому выступал за сохранение самодержавия, действующего политического и социального порядка. Но часть общества и элиты не приняла предложенные Столыпиным пути развития.
Судебная (1906)
Александр II реформировал судебную систему России во второй половине XIX века. Репутация у российских служителей Фемиды была хорошей: подсудимые могли рассчитывать на справедливое и беспристрастное разбирательство. Но Александр III провел контрреформы, которые коснулись и судебной системы.
Столыпин хотел вернуть суды к состоянию времен Александра II. Первой задачей проекта было возвращение мирового суда, который был доступен для крестьян.
Содержание судебной реформы предполагало и другие шаги: введение защиты на стадии предварительного следствия, использование практики условного осуждения и условно-досрочного освобождения, увеличение оклада судей. Петр Аркадьевич создал предпосылки для ликвидации из сферы судопроизводства понятия «политическое преступление».
Столыпин создал военно-полевые суды. Дела, в которых факт преступления и виновности казались очевидными, вели офицеры. Разбирательство проходило быстро, и приговор выносили в течение 48 часов.
Реализовать Столыпину удалось концепцию военно-полевых судов. По другим пунктам реформы Петр Аркадьевич не добился ощутимых успехов.
Военная (1906–1907)
Столыпин анализировал поражение России в Русско-японской войне. Политик считал, что речь идет не о новых завоевательных кампаниях, а о обороноспособности государства. В число основных реформ входила военная, поэтому министр предложил семь изменений, призванных повысить боеспособность армии.
В России обновили воинский устав, в котором указали права и обязанности призывных комиссий. Пересмотрели состав рекрутов: в армию не призывали инородцев, представителей духовенства. Пехотинцы служили по 3 года, остальные – по 4. Резервистов разделили на две категории: молодые и пожилые.
Столыпин стремился повысить привлекательность военной службы, поэтому выступал за введение льгот для военных. Армия и флот получили новое вооружение, офицерскому корпусу предоставили дополнительное финансирование.
Социальная (1908)
Рабочие заводов и фабрик считались революционизированной прослойкой общества. Трудились на предприятиях по 10–12 часов шесть дней в неделю. Себестоимость российских товаров была выше продукции западных промышленников, а качество хуже. Деревни оставались перенаселенными – в России был огромный запас рабочей силы. Но правительство не спешило создавать условия для трудовой миграции внутри страны, опасаясь увеличивать численность прослойки, которая отличалась революционными взглядами.
Но индустриализация подступала, отставать от Европы власти не хотели. Поэтому Столыпин выработал программу по защите прав трудящихся. Суть социальной реформы заключалась в регламентации правил найма рабочих, введении страхования от несчастных случаев и болезней, пересмотре продолжительности смен.
Владельцы предприятий, для которых преобразования сулили расходы, препятствовали переменам. Николай II занял позицию промышленников, потому что опасался укрепления положения революционно настроенного пролетариата. Поэтому с формированием юридических взаимоотношений работника и работодателя у Столыпина ничего не получилось.
Образования (1908)
В начале XX столетия в империи функционировала сложная система, которая закрывала путь к получению среднего и высшего образования бедным слоям населения. Петр Аркадьевич считал, что построить процветающую страну без образованных граждан невозможно. Поэтому политик ставил реформу образования в тройку главных после аграрной и социальной.
Положения реформы предполагали введение обязательного начального образования для детей от 8 до 12 лет из всех слоев общества. Если с этим пунктом Николай II согласился, то с открытием новых университетов дела обстояли иначе. Император считал студенчество протестным и антимонархическим. Поэтому при Николае Александровиче появился только один новый университет, который открыли в Саратове.
Кроме того, царь одобрил открытие 10 институтов, которые готовили медиков, инженеров, педагогов. Но историографы отмечают, что для страны со 170-миллионным населением этого было мало. Из-за боязни роста революционных настроений Столыпину не дали развернуться во всю мощь и в сфере образования.
Земская (1911)
Земства ввел Александр II во второй половине XIX века. В реформаторской деятельности Столыпин опирался на работу деда Николая II. Политик стремился повысить отдачу от западных губерний (Польша, Финляндия), где остро стоял национальный вопрос.
Премьер-министр предлагал распространить земства на регионы, где до этого самоуправление не практиковалось. Но земская инициатива Столыпина столкнулась с критикой членов Государственного совета. Политики считали, что поляки и финны займут большинство депутатских мест, что противоречило тогдашней внутренней политике.
Но Столыпин считал, что введение земств в западных регионах повысит доверие к власти и увеличит эффективность управления.
Читайте такжеВеликие реформы Александра II — новая веха развития России
Другие инициативы
Столыпин провел несколько законотворческих мероприятий, которые были направлены на смягчение или ликвидацию ограничений, казавшихся народу бессмысленными и раздражающими. Политик озаботился отменой черты еврейской оседлости, согласно которому евреям было запрещено селиться в Центральной части России. Но царь и здесь не дал ход инициативе Петра Аркадьевича.
Столыпин приложил руку к реформированию финансово-кредитной системы. Меры направляли на облегчение работы малых и средних предприятий. До преобразований в империи создание акционерного общества было связано с раздутой бюрократией.
В начале XX века Россия считалась чрезвычайно зарегулированным государством, где власти стремились контролировать мельчайшие стороны жизни граждан. Поэтому Столыпин стремился упростить общественный уклад россиян и тем самым ускорить развитие державы. Работа Петра Аркадьевича натыкалась на препятствия со стороны царя и членов правительства. Реформы Столыпина, кроме аграрной, свернули.
Аграрная реформа
Столыпину приходилось убеждать левых оппозиционных членов Госдумы, сомневающегося императора и консерваторов Государственного совета. Петр Аркадьевич больше всего преуспел в продвижении аграрной реформы.
На рубеже веков Россия отставала от западных стран в промышленном плане, оставаясь сельскохозяйственным государством. Зерна держава выращивала много, поэтому хватало не только для удовлетворения внутреннего спроса, но и для экспорта.
В начале XX века в России сосуществовали две модели ведения сельского хозяйства. Работали крупные предприятия, владевшие большими земельными участками. Обрабатывали наделы современными орудиями труда и получали хороший урожай. Владельцы крупных хозяйств использовали наемных рабочих и продавали продукцию на внутреннем и зарубежных рынках.
Мелкие хозяйства, которые принадлежали крестьянам, не могли похвастаться успехами: считалось большой удачей, когда урожая хватало на то, чтобы перезимовать. Проблема заключалась в следующем: людей в деревнях было много, а земли – мало, при этом обрабатывали участки примитивными орудиями труда.
Препятствием считалась чересполосица. Несовершенство заключалось в том, что каждый крестьянин был вынужден вести хозяйство так, как это делают другие члены крестьянской общины.
Столыпин предложил разрушить общинную форму владения. Крестьянам давали отдельный кусок земли, который человек обрабатывал по своему усмотрению. Мера повысила эффективность мелких личных хозяйств, где владельцы работали хорошо. Хозяева менее успешных участков продавали землю и либо уезжали в города, либо шли наемными рабочими к успешным товарищам, за счет чего хозяйства укрупнялись.
Столыпин учел жалобы крестьян, что в Центральной части России земли мало. Политик организовал переселение сельскохозяйственных рабочих в Сибирь, где им выдавали необработанные участки.
Премьер-министр рассчитывал, что к 1925–1930 годам на селе сформируется прослойка крупных собственников, состоящих из крестьян, которые бы не хотели передела земли путем революции.
Проведение аграрной реформы, которую предложил Столыпин, откладывалось по идеологическим причинам. Крестьянская община считалась своеобразным оплотом традиционных ценностей и духа русского народа. Власти предполагали, что ее разрушение и миграция людей в города приведут к падению патриархальных нравов.
Оценка реформаторской деятельности Столыпина современниками
Реформы Столыпина вызывали неоднозначную оценку в российском обществе начала XX века. Консерваторы опирались на взгляды, которые сформировались еще при Николае I, о том, что у России есть свой особый путь, поэтому империя не должна брать пример с британцев и немцев.
Либерал-консерватор Дмитрий Шипов в 1908 году указывал, что отсутствие политических свобод ведет к увеличению пропасти между властью и народом, к озлоблению рядовых граждан. Политик отмечал, что Столыпин упорно не хочет признавать ошибочность выбранного курса.
Митрополит Антоний выразил отношение к деятельности Петра Аркадьевича на панихиде по политику. Священнослужитель подчеркнул, что экс-премьер придерживался чрезмерно левых взглядов, поэтому не оправдал доверия Николая II.
Однако Столыпин обзавелся не только критиками, но и почитателями. Политика поддерживали Петр Струве, Василий Розанов, правовед Иван Ильин. Для публициста Василия Шульгина реформатор остался кумиром.
Значение для истории страны
«Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России», – говорил Столыпин, когда в стране уже начали проводить реформы. Деятель пытался охватить разные направления: чиновнику хватало энергии, ума и смелости, но последнее слово было за царем и парламентом, поэтому Столыпину не удалось претворить в жизнь все замыслы.
Плюсом реформ стал вывод крестьян из общины, повышение эффективности мелких земельных хозяйств, создание слоя частных собственников. Примечательно, что, несмотря на революцию и Гражданскую войну, накануне коллективизации в России появились кулаки – зажиточные крестьяне, которые улучшили материальное положение за счет труда на земле.
Поэтому даже после череды потрясений прогноз Столыпина о формировании к 1925–1930 годам на селе крупных собственников сбылся, но частные владения крестьян изъяли советские власти, объединив в колхозы.
Были и минусы в линии, которую проводил премьер-министр. С одной стороны, политик стремился мирным путем решить национальный вопрос. С другой – яростно продвигал политику русификации на территории белорусских и украинских губерний.
Читайте такжеПетр Столыпин — последний реформатор империи: факты о министре
Кроме того, премьер предлагал лишить Финляндию части автономных прав. У великого княжества были Конституция, парламент, валюта. Финны лояльно относились к российскому императору. Последствием посягательств на автономию стала напряженность в отношениях между русскими и финнами. Аналогичная политика проводилась в Польше, которая привела к таким же результатам.
Итоги преобразований в полной мере оценить невозможно, потому что большинство начинаний не довели до конца, а с началом Первой мировой войны о работе политика забыли. События развивались стремительно: Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война, образование СССР, коллективизация, плановая экономика. Историографы отмечают, что реформы Столыпина могли изменить ход истории и вкупе с демократической революцией поставить Россию на рельсы западной модели развития.
Дмитрий Сергеевич Занков
Эксперт по предмету «История России»
Стать автором
Определение 1
Пётр Аркадьевич Столыпин (1862 — 1911) — это видный государственный деятель Российской империи.
Вклад Столыпина в развитие России
Столыпин происходит из старинного дворянского рода. После окончания Петербургского университета в 1884 году служил в министерстве внутренних дел. В 1902 году стал губернатором Гродненской губернии, а в 1903-1906 год — Саратовской. Получил императорскую благодарность за подавление крестьянских выступлений в Саратовской губернии.
1906 году Николай II предложил Столыпину занять пост министра внутренних дел. Вскоре были распущены Государственная дума I созыва и правительство. Столыпин стал новым премьер-министром.
На новом посту, который он занимал до гибели, Столыпин провел ряд законопроектов.
Возглавив правительство, Столыпин из всех ведомств затребовал первоочередные проекты, давно разработанные, но еще не осуществленные. 24 августа 1906 года ему удалось составить целостную программу умеренных реформ.
Он разделил предполагаемые преобразования на две части:
-
Немедленно претворить в жизнь:
- Решение земельного и землеустроительного вопросов;
- Некоторые мероприятия в области равноправия граждан;
- Свобода вероисповедания;
- Мероприятия, связанные с еврейским вопросов.
-
Необходимо подготовить для обсуждения в Государственной думе:
- Об улучшении быта рабочих;
- О реформе местного управления;
- Об улучшении крестьянского землевладения;
- О введении в Прибалтийском, Северо- и Юго-Западном краях земского самоуправления;
- О введении городского и земского самоуправления в губерниях Царства Польского;
- О реформе средней и высшей школы;
- О подоходном налоге;
- О преобразовании местных судов;
- О полицейской реформе.
Аграрная реформа
Определение 2
Столыпинская аграрная реформа — это широкий комплекс мероприятий правительства России в сфере сельского хозяйства, проводившийся с 1906 года под руководством П. А. Столыпина.
«П. А. Столыпин: реформы и их итоги. Причины гибели» 👇
Во главу угла Столыпин ставил изменения в экономике. Премьер был убежден, что начинать следует с аграрной реформы.
Столыпин начал аграрную реформу в 1906 году. Тогда был принят указ, облегчивший крестьянам выход из общины. При выходе из крестьянской общины, её бывший член требовал закрепления в личной собственности участка положенной земли. Причем эта земля была привязана к одному месту. Из общины к 1916 году вышло 2,5 миллиона крестьян.
В ходе аграрной реформы активизировал свою деятельность учрежденный еще в 1882 году Крестьянский банк. Он служил посредником между помещиками и крестьянами при сделках купли-продажи земли.
Еще одним направлением реформы была политика переселения. За счет переселения Столыпин стремился уменьшить недостаток земель в центральных губерниях, и заселить безлюдную Сибирь. Эта политика отчасти себя оправдала. Переселенцы получали земельные участки и множество льгот, но процесс был плохо отлажен. Первые переселенцы дали урожаю пшеницы значительный прирост.
Замечание 1
Закончить аграрную реформу помешала смерть ее автора.
Реформа образования
Школьная реформа предполагала введение обязательного начального бесплатного обучения для детей с 8 до 12 лет. В 1908-1914 годах бюджет народного образования увеличился втрое, открылось 50 тысяч новых школ. Столыпин третьим условием модернизации страны ставил (кроме аграрной реформы и развития промышленности) всеобщую грамотность. Однако для полной реализации школьной реформы не хватило времени.
Реформа промышленности и рабочий вопрос
Во время премьерства Столыпина в решении рабочего вопроса основным этапом стала деятельность Особого совещания в 1906 и 1907 годах, подготовившего десять законопроектов, которые затрагивали ключевые аспекты труда на предприятиях: правила найма рабочих, страхования болезней и несчастных случаев, продолжительности рабочего времени. Однако позиции рабочих и промышленников были далеки друг от друга и компромисс не устраивали ни тех, ни других.
Предложение правительство было умеренным — ограничение рабочего дня 10,5 часами, отмена обязательных сверхурочных работ, создание профорганизаций, введение рабочего страхования, создание за совместный счет хозяина и рабочих больничных касс. Однако все это не устраивало предпринимателей, считавших, что нельзя делать рабочим уступки и жаловавшихся на низкую доходность. Несмотря на уговоры правительства и сознательных представителей предпринимательства, правительство уступило давлению, и в Думу проект закона попал в урезанном виде.
Таким образом, сколько-нибудь значимых успехов в этой области не было достигнуто.
Замечание 2
Правительственная рабочая программа не была реализована из-за жадности и неуступчивости буржуазии.
Судебная реформа
Судебная реформа должна была вернуть местный суд, искаженный реформами Александра III, к первоначальному облику.
Законопроект «О преобразовании местного суда» был должен сделать суд более дешевым и доступным для населения. Предполагалось восстановление института мировых судей в сельской местности. Их должны были избирать земские собрания или городские думы. Мировые судьи рассматривали ограниченный круг гражданских дел и не влекшие за собой особо тяжких наказаний уголовные дела. Решения было можно оспаривать в вышестоящих инстанциях. Возрождение мировых судов обозначало отказ от остатков сословного судопроизводства — земского начальника и крестьянского волостного. В прошлое уходила практика вынесения приговоров в соответствии с нормами обычного права, основанного на традиции. Это способствовало рационализации судопроизводства, избавив от недоразумений, нелогичных и случайных решений.
Земство
Сторонник земского управления, Столыпин, распространял земские учреждения на те губернии, где их ранее не было. Это не всегда было политически просто. Проведение земской реформы в традиционно зависевших от шляхты западных губерниях было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения русского и белорусского населения, жившего на этих территориях, однако встретило отпор в Госсовете, поддержавшем шляхту.
Национальный вопрос
Столыпин понимал важность этого вопроса в многонациональной Российской империи. Он был сторонником объединения народов страны. Столыпин предлагал учредить министерство национальностей, изучавшее особенности наций: историю, культуру, традиции, религию, социальную жизнь. Столыпин полагал, что народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны государству. Задачей нового министерства стало бы противодействие внешним и внутренним врагам страны, стремившихся посеять религиозную и межнациональную рознь.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме