Ирина Герасимова
Генеральный директор – художественный руководитель «Российского государственного музыкального телерадиоцентра»
Оксана Серёженко
Заместитель генерального директора — художественного руководителя
Игорь Овруцкий
Заместитель генерального директора — художественного руководителя
Максим Осипов
Заместитель генерального директора — художественного руководителя
Сергей Кондрашев
Художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра радио «Орфей». Заслуженный артист РФ
Александр Клевицкий
Художественный руководитель Академического Большого концертного оркестра им. Ю. В. Силантьева. Заслуженный деятель искусств РФ
Лев Конторович
Художественный руководитель и главный дирижер Академического большого хора «Мастера хорового пения». Народный артист РФ
Николай Азаров
Художественный руководитель и главный дирижёр Академического хора русской песни
Игорь Кантюков
Заведующий музыкальной частью Дирекции по организации гастрольно-концертной деятельности. Заслуженный деятель искусств РФ
Галина Власёнок
Главный режиссёр РГМЦ, ведущая концертных программ Российского Государственного телерадиоцентра. Заслуженная артистка РФ
Людмила Байкова
Главный балетмейстер Академического хора русской песни радио «Орфей». Заслуженная артистка РФ
Игорь Летин
Заместитель директора дирекции СМИ радио «Орфей» по музыкальному программированию и эфирному планированию
Руководство
Генеральный директор — художественный руководитель «Российского государственного музыкального телерадиоцентра».
-
Подробнее…
Первый заместитель генерального директора — художественного руководителя.
Заместитель генерального директора — художественного руководителя по радиовещанию.
-
Подробнее…
Заместитель генерального директора — художественного руководителя.
-
Подробнее…
Заместитель генерального директора — художественного руководителя.
-
Подробнее…
Художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра радио «Орфей». Заслуженный артист РФ.
-
Подробнее…
Художественный руководитель Академического Большого концертного оркестра им. Ю. В. Силантьева. Заслуженный деятель искусств РФ
-
Подробнее…
Художественный руководитель и главный дирижер Академического большого хора «Мастера хорового пения». Народный артист РФ.
-
Подробнее…
Художественный руководитель и главный дирижёр Академического хора русской песни.
-
Подробнее…
Заведующий музыкальной частью Дирекции по организации гастрольно-концертной деятельности. Заслуженный деятель искусств РФ.
-
Подробнее…
Контактная информация
Федеральное государственное бюджетное учреждение по организации, производству и распространению музыкальных и культурно-просветительских программ «Российский государственный музыкальный телерадиоцентр» (ФГБУ «РГМЦ»).
Сетевое издание «Музыкальный центр» (muzcentrum.ru) является средством массовой информации. Свидетельство о регистрации СМИ —ЭЛ № ФС 77–48960 от 21.03.2012 года. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Учредитель — ФГБУ «РГМЦ».
Главный редактор: Герасимова Ирина Анатольевна.
Пресс-служба
Сереженко Оксана Анатольевна
Заместитель генерального директора – художественного руководителя, руководитель пресс-службы
Семененко Мария Станиславовна
23 сентября 2023 года, суббота
«Марсель» отметит день рождения Степана Ледкова праздничным концертом в «Тоннах».
Роман Костомаров раскроет свой главный «Секрет на миллион» в эфире НТВ.
Первый канал вспомнит Сергея Пускепалиса в годовщину его смерти.
«Фаворитку» Йоргоса Лантимоса покажет Первый канал.
Второй сезон «Битвы поколений» начнется в эфире «Муз-ТВ»
35 лет рэперу ST.
37 лет солисту группы «Марсель» Стёпе Ледкову.
42 года актрисе Сабине Ахмедовой.
44 года рэперу Гуфу.
45 лет телеведущей Софико Шеварднадзе.
47 лет актёру Робу Джеймсу-Кольеру.
54 года барабанщику группы «Коррозия металла» Василию Казурову.
58 лет саксофонисту Михаилу Жидких.
64 года актёру Джейсону Александеру.
74 года певцу Брюсу Спрингстину.
80 лет Хулио Иглесиасу (на фото).
Хулио Хосе Иглесиас де ла Куэва родился 23 сентября 1943 года в Мадриде. Испанский певец. Продал более 300 миллионов своих пластинок и стал самым коммерчески успешным испаноязычным исполнителем.
85 лет назад родилась актриса Роми Шнайдер (1938-1982).
87 лет драматургу Эдварду Радзинскому.
93 года актёру Ивану Краско.
24 сентября
29 лет актрисе Александре Бортич.
32 года режиссёру и сценаристу Дарье Иванковой.
32 года певцу Владу Соколовскому.
36 лет певице Тамаре Кутидзе.
38 лет певице Анне Хохловой.
62 года театральному режиссёру Юрию Бутусову.
67 лет саксофонисту Сергею Летову.
68 лет актёру Александру Баширову.
71 год лидеру группы «Воскресение» Алексею Романову.
77 лет актрисе Наталье Аринбасаровой.
78 лет поэтессе Ларисе Рубальской.
82 года назад родился актёр Игорь Ясулович (1941-2023).
25 сентября
20 лет актрисе Белле Рэмси.
25 лет назад начал вещание телеканал «MTV-Россия».
31 год певице Розалии.
39 лет актёру Заку Вудсу.
40 лет актёру Дональду Гловеру.
54 года актрисе Кэтрин Зете-Джонс.
55 лет актёру Уиллу Смиту.
63 года басисту группы «Мегаполис» Михаилу Габолаеву.
65 лет актёру Анатолию Котенёву.
67 лет ведущему телепрограммы «Разрушители легенд» Джейми Хайнеману.
68 лет певцу Дзуккеро.
72 года актёру Марку Хэмиллу.
74 года кинорежиссёру Педро Альмодовару.
79 лет актёру Майклу Дугласу.
85 лет актрисе Лидии Федосеевой-Шукшиной.
20 лет назад умер телеведущий Юрий Сенкевич (1937-2003).
340 лет назад родился композитор Жан Рамо (1683-1764).
«Никто по радио целые симфонии слушать не будет, тем более – передачу на час об одном певце». Так рассуждают молодые работники радиостанции «Орфей». Администрация же недовольна концертами и операми в программе передач и тем, что такое радио не может служить «фоном» во время работы в офисе».
У народа нет потребности слушать классику [1]
Ирина Герасимова, Генеральный директор радиостанции «Орфей»
1
«Никто по радио целые симфонии слушать не будет, тем более – передачу на час об одном певце». Так рассуждают
молодые работники радиостанции «Орфей». Администрация же недовольна концертами и операми в программе передач и тем, что такое радио не может
служить «фоном» во время работы в офисе.
Руководство «Орфея» уже больше двух лет старается облегчить эфир и тем самым «привлечь молодых слушателей — сделать радиостанцию лучше»,
приблизив к «высококачественному» fm–формату. Результат такой политики – грядущее разрушение единственной государственной (некоммерческой)
радиостанции классической музыки, по сути, последнего островка высокой культуры и просвещения на волнах российского радиоэфира.
А ведь «Орфею» есть на что ориентироваться – до середины девяностых он был высококачественной радиостанцией, настоящим центром культуры.
Не стоит забывать о том, что он служил образцом для молодых музыкантов, формировал их вкус; это центр культурного обогащения для всех ценителей
классики и, наконец, — глоток чистого воздуха в пучине попсы для тех, кто ещё может отличить музыку от суррогата… Таким он был и таким его
любят и знают постоянные слушатели — ценители классической музыки.
«Орфей» существует около тридцати лет, и за последние десять он пережил целую череду кризисов. Деградации старались помешать сотрудники
радиостанции. Им приходилось то вести борьбу с увольнениями сотрудников, то отстаивать статус государственной радиостанции. Письма слушателей,
круглые столы с руководством, привлечение видных деятелей культуры и внимания прессы — ничего не повлияло на положение «Орфея».
2
Но что такое «Орфей» по сравнению с популярной радиостанцией, имеющей огромную аудиторию и «зоопарк» модных ди-джеев? Любое радио, которое не очень
сильно отвлекает, которое можно включить как «фон», будет пользоваться гораздо большим спросом. На культуре заработать трудно, а чаще всего –
невозможно вовсе. Сложные обобщения, повышенные требования к эрудиции, необходимость сосредоточенно вслушиваться – всё это гарантия
немногочисленности публики. По статистике, среднее количество слушателей в 15-минутном интервале на радио «Орфей» составляет всего 800 человек.
На «Радио Шансон» — 124300 [2]. Разве сможет классическая музыка
конкурировать с Аллой Пугачевой или блатным «фольклором»? Для современного радийщика рейтинг – всё. В погоне за ним можно и не заметить, как
«Орфей» сравняют с землёй. Но на руинах одной радиостанции можно построить совершенно другую, уже на новой, «рейтинговой» основе.
Сейчас уже невозможно отрицать: распад Советского Союза и «переход к рынку» обернулся культурной катастрофой. Ликвидировались кинотеатры и
музеи, закрывались библиотеки, сносились памятники архитектуры. К сожалению, процесс деградации продолжается до сих пор. «Орфей» не стал
исключением: с 1991 года прекратилось систематическое пополнение фондов радиостанции. Если раньше шли прямые трансляции с концертов, делались
студийные записи, то теперь работники станции оказались вынуждены пользоваться только накопленными материалами. В 1996 году «Орфей» сделали
государственным учреждением, подведомственным Федеральной службе РФ по телевидению и радиовещанию, и началось сокращение финансирования из
госбюджета. Программы делались за мизерные деньги. Руководство радиостанции объявило об «оптимизации», а другими словами – стимулировало
халтурную работу. Этот подход состоял в том, что теперь дикторы должны были многое оставлять «под звёздочки». То есть если раньше ведущий писал
полный сценарий своей передачи (что подразумевало литературное редактирование текста, придание ему благозвучности, составление отдельных папок, в
которых хранились тексты передач), то отныне в сценарии значилось только, кто и что исполняет и когда сделана запись. Остальное диктор должен был
сочинять на ходу. Всё это обусловило первую волну увольнений работников «Орфея».
В середине девяностых начался период внешней борьбы с «Орфеем». В 1998 году его наконец включили в перечень государственных телевизионных
и радиовещательных компаний, преобразуемых в федеральные государственные предприятия. Что фактически означает – в коммерческие. Это, в свою
очередь, подразумевает: если радиостанция классической музыки не заработает достаточное для обеспечения своего существования количество денег, то
её могут объявить банкротом и ликвидировать… Но в то время «Орфей» возглавляла Наталья Громова. С одной стороны, при ней был написан проект
постановления о парламентском запросе на имя президента, который был принят Госдумой (правда, с третьего раза). Его целью было «предотвращение
гибели последнего оплота музыкальной классики в отечественном радиоэфире». С другой стороны, при Громовой прокатилась вторая волна ухода
сотрудников. Она очень сурово обращалась с коллективом, и при ней ушло большинство работавших на «Орфее» авторов, искусствоведов, создававших
лучшие программы.
В 2002 году «Орфей» сливается с ФГУП «Государственный телерадиоцентр». Его руководство поняло, что с Громовой будет нелегко договориться,
— и в результате сокращения её уволили. Директором становится Сергей Политиков, а на должность главного редактора назначается Наталья Сенкова,
которая не занималась административной работой, а была обычным завотделом трансляционных записей. После слияния последовали новые метаморфозы.
Сократили вещание до семи часов в сутки (а было восемнадцать), изъяли фонотеку и звукозаписывающую студию… И теперь «Орфею» пришлось арендовать
у ВГТРК «Культура» и вещательную технику, и записанную самими сотрудниками фонотеку, и необходимую как воздух студию! Спустя какое-то время
удалось восстановить время вещания, но самый сложный период был впереди: вскоре директором и художественным руководителем радиостанцию была
назначена Ирина Герасимова, всю жизнь проработавшая на FМ-станциях и со спецификой «Орфея» просто не знакомая. В первую очередь она объявила о
смене концепции радиостанции. Стало понятно, что новый руководитель классическую музыку и не очень понимает, и не очень ценит.
Удержавшийся на станции коллектив пытался повлиять на новое руководство: было организовано два круглых стола. Но любая инициатива со
стороны старого коллектива отвергалась. Администрация предложила тем, кто выступал против новой политики, выдвинуть свою концепцию. Предлагалось
вернуться к качественной, тщательной работе над тем, что звучало в эфире — так делалось в начале девяностых. Аудиозаписи передач, папки с их
текстами – все они хранились в архиве или дома у редакторов, но администрация радиостанции отвергла этот план. Новое руководство не желало даже
ознакомиться с тем, каким создавался «Орфей». К тому же Сенкова за период противостояния с новым руководством несколько раз попадала в
психоневрологическую клинику, так что вести систематическую борьбу она не могла физически.
Работники радиостанции прекрасно понимают, что если бы ее хотели сохранить, то у них должны были быть другие руководители.
Орфеевцы обращались в Консерваторию, в Союз композиторов с просьбой помочь, назначить на главную должность человека, который бы ценил
настоящую классическую музыку, а значит – ценил бы созданную станцию и не стал бы её разрушать. Эти ожидания не оправдались. Важно отметить, что
политика в отношении станции не продумывалась заранее. Руководство радиостанции, проработав всю жизнь в формате коммерческого радио, не может
уразуметь, что теряет наша страна с «Орфеем».
Сегодня тех, кто боролся с руководством, держат на коротком поводке. Тому, кто раньше лично договаривался обо всех интервью, приглашал на
«Орфей» интереснейших и знаменитейших людей из мира музыки, не дают никакой работы. У других оклад сравним с прожиточным минимумом, остальное —
премия. Её размер, конечно, зависит от воли администрации.
Сейчас радиостанцией управляют в первую очередь не образованные музыканты и музыковеды, а выходцы с «Маяка». В прошлом году «Орфей»
оснастили современной цифровой техникой. Теперь в эфире в основном та музыка, которая была оцифрована новым коллективом и принесена с собой, или
записи концертов, сделанные работниками радиостанции в последнее время. Совсем недавно получена FМ-частота. Девизом «»Орфей» — радиостанция
академической классической музыки» пришлось пожертвовать. В плановом отделе, как в тяжёлые времена «оптимизации», работает один человек. Теперь
руководство пришло к тому, что о музыке в середине дня должен говорить квалифицированный музыковед — получается четыре часа эфира за редактором.
Казалось бы, вот шаг к восстановлению того лучшего, что ещё не забыто. Но! Музыкальный ряд и то, что будет говорить диктор, теперь определяет тот
же плановик. И его решения не обсуждаются. Это снова ведёт к халтурной работе: сейчас является нормой, когда одни и те же произведения
повторяются каждые две недели. Раньше на «Орфее» это считалось бы просто позором, дискредитацией профессионализма.
Новое руководство не хочет ничего восстанавливать. Оно сначала разрушит до основания, а потом будет строить. Вопрос: что именно?
То, что называлось государственной радиостанцией «Орфей», почти загублено. И никто, кроме её коллектива и части слушателей, не пытался
этому противостоять. К качеству вещания на ней относились очень строго. Была чёткая сетка передач, в которой заблаговременно было распланировано,
кто из редакторов какие программы создаёт. Выделялись горизонтали, так что слушатель был готов к тому, что в час дня, например, он включит
приёмник и попадёт на любимую передачу или очередной трансляционный концерт. Возьмём, например, программу «Музыкальная радуга». Длилась она три
часа, правда, и проходила раз в две недели. По жанру очень необычная: состояла из обзора самых интересных событий музыкальной жизни за две недели
и интервью с каким-нибудь выдающимся современным исполнителем или беседы с несколькими гостями. В эту передачу могли включаться и репортажи, и
записи редких концертов, и т.п. Каждая большая передача разрабатывалась редакторами, а ими могли быть только профессиональные, эрудированные
музыканты с большим опытом. Для ведения некоторых передач приглашались авторы книг о музыкальных направлениях, специалисты по различным
культурным эпохам. Так, долгое время программу «Вечерний альбом» начинал всемирно известный исполнитель и композитор Никита Кошкин [3] с циклом «Мой остров — гитара». Он был посвящён истории игры на классической
шестиструнной гитаре и продолжался четыре года, в эфир вышло 38 передач. Из-за проблем на станции автор вынужден был прервать цикл, так и не дойдя до современных
русских композиторов.
Записи этих передач до сих пор хранятся в архиве радиостанции. Но нынешнее руководство в него не заглядывает, да и не собирается этого
делать.
3
На фоне современной тенденции сокращения числа радиоаудитории игнорирование трагедии «Орфея» вполне может привести к его гибели, так как круг
его защитников в последнее время лишь сужается. Одна из главных причин, конечно, состоит в том, что вещание ведётся не на FМ, а на УКВ частоте
(72,14). Поскольку УКВ-приёмники являются большой редкостью, то и слушателей у радио немного. Будем надеяться, что в скором будущем их
прибавится, так как вещание на FМ планируется начать в ближайшие полгода. Другое дело, что преобразование станции под FМ-стандарт главной
проблемы не решает, а напротив, скорее всего, окончательно искалечит лицо «Орфея».
Видимо, повышение культуры населения нашей страны отнюдь не входит в планы тех, кто ей управляет. Да и не нуждается наше государство в
настоящей классической музыке.
Следуя логике правительства, из радио «Орфей» нельзя извлечь коммерческой выгоды, а значит, оно является лишним элементом в современной
российской действительности. Могила Ф. И. Стравинского прибыльнее его наследия: за то, чтобы на нее посмотреть, следует заплатить
Александро-Невской лавре 70 рублей. Казино доходнее кинотеатра, церковь – музея, шансон — классической музыки.
Статья является плодом прохождения практики на «Орфее», а также общения с бывшими и нынешними сотрудниками радиостанции. С самого начала я планировала опубликовать интервью, но озвучить свою фамилию ни один из них не пожелал.
Примечания
(Взято отсюда) статья Анны Гавриловой