Как оформить иностранца на работу и не получить штраф – пошаговая инструкция
«Клерк.Премиум» — это круглосуточная помощь бухгалтеру, кадровику и ИП, с которой можно учиться, задавать вопросы и пользоваться сервисами без ограничений. Получите доступ к закрытой части «Клерка»: более 700 вебинаров и курсов, безлимитным консультациям экспертов и заказу собственных разборов на любую интересующую тему.
Учитесь и получайте консультации по любым бухгалтерским вопросам в рамках подписки!
Задать вопрос
На сегодняшний день в России сформировалась тенденция привлечения иностранной рабочей силы работодателями – все чаще организации из самых разных отраслей хотят, чтобы на них работали иностранные мигранты.
При этом некоторые работодатели просто не могут позволить себе иностранных рабочих только потому, что банально не знают, как правильно оформить мигранта на работу. Или у них нет миграционных и кадровых специалистов. Или боятся получить штраф, случайно нарушив миграционное законодательство. А штрафы действительно страшные – до 1 000 000 рублей за каждого нелегала, то есть за каждого неоформленного или неправильно оформленного иностранца на объекте.
Скачать таблицу штрафов можно здесь.
Мы же считаем, что это не повод отказываться от иностранных рабочих раньше времени, и поэтому делимся нашей инструкцией по оформлению безвизовых иностранцев из ближнего зарубежья на работу, которую нам помогло составить кадровое агентство «ЗаШтатом», специализирующееся на работе с мигрантами.
Способы оформления мигрантов на работу
Итак, есть 2 способа легализовать труд мигранта, приняв его на работу:
- официально оформить в штат организации;
- официально оформить за штат организации.
Инструкция по приему и оформлению мигрантов на работу в штат вашей организации
Скачать инструкцию можно здесь.
1. Встать на учет в ГУВМ МВД в качестве работодателя мигрантов.
Юридическое лицо или ИП подает пакет документов в территориальное отделение ГУВМ МВД на аккредитацию в качестве работодателя мигрантов.
2. Определить статус иностранного гражданина.
Порядок и правила оформления иностранца на работу зависят от его статуса в РФ. Их (статусов) три:
- Временно пребывающий в РФ – гражданин другой страны, приехавший по визе либо без визы и находящийся в стране на основании патента или разрешения на работу.
- Временно проживающий в РФ – гражданин другой страны, которому было предоставлено разрешение на временное проживание.
- Постоянно проживающий в РФ – гражданин другой страны, которому был предоставлен вид на жительство сроком на 5 лет или на основании договора ЕАЭС.
Далее мы подробно рассмотрим правила оформления на работу иностранцев в статусе «временно пребывающий», как наиболее многочисленной и распространенной группы.
3. Определить гражданство и режим пребывания в РФ.
Безвизовый режим пребывания в РФ – для граждан следующих стран: Белоруссия, Южная Осетия, Абхазия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Украина, Узбекистан. Визовый режим пребывания в РФ – для граждан всех остальных стран.
4. Проверить и оформить недостающие миграционные документы.
У иностранного гражданина должны быть следующие документы:
Для оформления мигрантов из стран с визовым режимом
- Загранпаспорт
- Миграционная карта
- Разрешение на работу
- Регистрация
- ИНН
- Полис ДМС
- СНИЛС (оформляет работодатель)
Для оформления мигрантов из стран с безвизовым режимом
- Загранпаспорт
- Регистрация
- Патент на работу
- Миграционная карта
- ИНН
- Полис ДМС
- Чек об оплате патента
- СНИЛС (оформляет работодатель)
Для оформления граждан Белоруссии, Киргизии, Армении и Казахстана (ЕАЭС)
- Загранпаспорт
- Миграционная карта
- Регистрация
- ИНН
- Полис ДМС/ОМС
- СНИЛС (оформляет работодатель)
Важно! Все документы должны быть действительны весь период работы сотрудника в организации.
Важно! В случае приема на работу иностранца, у которого нет полного пакета разрешительных документов или мигранта с просроченными документами, работодателю грозит штраф до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
5. Оформить сотрудника в штат.
5.1. Получить письменное согласие на обработку персональных данных.
5.2. Ознакомить работника с локальными нормативными актами (ЛНА) работодателя:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- коллективный договор;
- иные локальные нормативные акты, непосредственно связанные с трудовой деятельностью работника (положение об оплате труда, положение о премировании, положение о защите персональных данных сотрудника, должностные инструкции, положение об организации работы по охране труда в организации, программа вводного инструктажа, программа первичного инструктажа на рабочем месте, вводный инструктаж по ГО и ЧС и пр.).
Важно! Работник должен ознакомиться под роспись с ЛНА до подписания трудового договора.
5.3. Заключить трудовой договор с иностранным гражданином. Разъяснить условия (основания) расторжения трудового договора.
Данные о работнике в трудовой договор рекомендуется вносить из разрешения на работу или патента, где информация указана на русском языке.
Важно! Имя иностранца в трудовом договоре и разрешении на работу или патенте на работу должны совпадать. В противном случае сотрудники ГУВМ МВД расценят расхождение как привлечение мигранта к работе без разрешительного документа и оштрафуют организацию на сумму до 1 миллиона рублей или приостановят деятельность компании на срок до 90 суток.
В договор обязательно должны быть внесены сведения о патенте/разрешении на работу: серия, номер, дата выдачи, срок действия, кем выдан.
В договоре также должны быть реквизиты полиса ДМС или договора о медицинских услугах.
Договор должен быть оформлен на неопределенный срок. Оформлять срочный контракт можно только в случаях, перечисленных в ст. 59 ТК РФ, например, при сезонных работах. То, что патент/разрешение на работу действует ограниченное время, не дает право работодателю оформить с иностранцем срочный договор. Это прописано в ст. 327.1 ТК РФ.
Важно! Когда срок действия разрешительных документов истечет, мигрант должен быть незамедлительно уволен, иначе будет штраф за каждого нелегала до 1 миллиона рублей.
5.4. Издать приказ о приеме работника на работу и ознакомить с ним работника под роспись.
5.5. Провести инструктажи по охране труда (ОТ), ознакомить со специальной оценкой условий труда на рабочем месте (СОУТ).
5.6. Внести запись о приеме на работу в трудовую книжку иностранца.
Важно! Если у мигранта нет трудовой книжки установленного образца, то выдать ее должен работодатель.
5.7. Оформить личную карточку работника (форма Т-2).
В ней работник ставит свою подпись в подтверждение того, что он ознакомлен с записью в трудовой книжке.
5.8. Провести инструктажи по ГО и ЧС, ППБ и пр.
6. Уведомить ГУВМ МВД о заключении трудового договора с иностранцем.
Работодатель обязан уведомить ГУВМ МВД о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином не позднее трех рабочих дней с даты подписания договора иностранцем.
Важно! Неуведомление или несвоевременное уведомление ГУВМ МВД (ФМС) ведет к штрафу до 1 миллиона рублей или приостановке деятельности организации на срок до 90 суток.
Скачать бланк уведомления можно здесь.
7. Начислить и выплатить налоги и взносы с зарплаты мигранта.
За трудоустроенного иностранного гражданина, находящегося в статусе временно пребывающего, прибывшего на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, работодателю необходимо ежемесячно перечислять следующие налоги и страховые взносы:
- НДФЛ – 13%
- Взносы в ПФР – 22%
- Взносы в ФСС – 1,8-2,9%
- Взносы в ФФОМС – 0-5,1%
Важно! Заработная плата сотрудника должна быть не ниже среднеотраслевой ставки или установленного в регионе минимума (МЗП). Для Санкт-Петербурга в 2019 году МЗП составляет 18 000 рублей в месяц при полной занятости.
Кроме того, нельзя платить разную зарплату иностранцам и россиянам, находящимся на одинаковой должности. В противном случае зарплатные комиссии заставят доначислить заработную плату сотрудникам, выплатить все «сэкономленные» налоги и выставят штраф 20% от суммы невыплаченных налогов.
Важно! Все налоги и отчетности должны быть сданы вовремя и в правильной форме. И стоит помнить о том, что отчетности для российских и иностранных граждан отличаются.
Кроме того, фамилия иностранного гражданина в СНИЛС и патенте зачастую пишется разными способами. ГУВМ МВД (ФМС) и налоговая требуют, чтобы в их документации запись фамилии иностранного гражданина была идентична записи в патенте или разрешении на работу, а вот ПФР требует, чтобы написание совпадало с записью в СНИЛС.
Это вызывает массу сложностей для бухгалтера, так как часть отчетов приходится исправлять вручную и проставлять другое написание фамилии.
8. Проверить чеки мигрантов об уплате НДФЛ по патенту на работу и регистрацию.
Ежемесячно мигрант должен вносить авансовый платеж по патенту, при просрочке оплаты даже на 1 день патент автоматически аннулируется, и сотрудник становится нелегалом, не имеющим право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ.
После каждого нового чека об оплате патента мигрант должен продлевать миграционный учет на период оплаты патента на работу, поэтому этот документ тоже нужно внимательно отслеживать.
9. Уволить иностранца с работы.
- Рассмотреть основания прекращения трудового договора.
- Издать приказ об увольнении/расторжении трудового договора иностранного гражданина, в котором иностранный работник ставит свою подпись.
- Иностранный гражданин ставит подпись в карточке сотрудника (Т-2) в разделе XI.
- Сделать в трудовой книжке запись об увольнении иностранного гражданина с работы.
- Получить подпись работника в журнале, подтверждающую получение трудовой книжки на руки. Выдать трудовую книжку иностранному гражданину.
- Выдать в день увольнения иностранному гражданину справки о получении заработной платы за весь период его работы, в т.ч. дополнительные документы по запросу работника.
- Произвести в день увольнения полный расчет заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск, если таковой имеется.
10. Уведомить ГУВМ МВД об увольнении иностранного сотрудника.
Работодатель обязан уведомить ГУВМ МВД о прекращении действия трудового договора с иностранцем не позднее трех рабочих дней со даты расторжения договора.
Важно! Неуведомление или несвоевременное уведомление ГУВМ МВД (ФМС) ведет к штрафу до 1 миллиона рублей или приостановке деятельности организации на срок до 90 суток.
Скачать бланк уведомления можно здесь.
Ответственность и риски оформления мигрантов в свой штат
Поскольку мигранты оформляются в штат компании работодателя, у него будет полный контроль над кадровым, налоговым и миграционным документооборотом иностранцев, однако компания же и будет нести полную юридическую ответственность за работников перед госорганами.
Поэтому любая малейшая ошибка в документах, нарушение процедуры оформления, просроченные документы сотрудников, нарушение сроков подачи документов на иностранных работников в госорганы и прочие риски могут навлечь на компанию миллионные штрафы и даже приостановку деятельности организации на срок до 90 суток, не говоря уже о риске депортации работников.
Инструкция по приему и оформлению мигрантов на работу за штат (аутстаффинг)
Самый простой, быстрый и безопасный способ оформить мигранта на работу – это оформить его за штат – в штат кадрового агентства. Сделать это можно буквально за 1 день.
В этом случае кадровое агентство заключает трудовой договор с иностранцами и становится их официальным работодателем, полностью избавляя заказчика от всех рисков, штрафов и ответственности перед госорганами за мигрантов.
Как официальный работодатель, именно кадровое агентство занимается миграционным, кадровым и налоговым документооборотом работников, заказчик же просто использует труд внештатных сотрудников по договору предоставления персонала.
Инструкция по оформлению иностранных рабочих за штат выглядит так просто только из-за того, что всю головную боль, связанную с официальным оформлением мигрантов, берет на себя кадровое агентство.
Чтобы оформить мигранта за штат нужно:
- Обратиться в кадровое агентство аутстаффинга.
- Предоставить документы на сотрудников.
- Заключить договор о предоставлении труда персонала.
- Беззаботно пользоваться трудом мигрантов без рисков, ответственности и штрафов.
Все остальное вместо заказчика будет делать кадровое агентство, в штат которого оформляются иностранцы, а именно:
- заключение трудовых договоров (дополнительных соглашений) и оформление трудовых книжек;
- отслеживание сроков действия документов мигрантов;
- подача уведомлений в госорганы;
- оплата налогов и взносов;
- выплата заработной платы;
- прохождение проверок и взаимодействие с сотрудниками госорганов;
- оплата штрафов.
Ответственность и риски оформления мигрантов за штат
Поскольку мигранты оформляются за штат – в штат кадрового агентства, именно оно выступает в роли официального работодателя, а значит, и несет полную ответственность за кадровый, налоговый и миграционный документооборот иностранных рабочих.
Заказчик же полностью защищен от всех кадровых и миграционных рисков и застрахован от штрафов и других санкций со стороны госорганов, поскольку просто привлекает к работе внештатный персонал.
Подробнее о переводе за штат вы можете узнать здесь.
Скачать необходимые документы для оформления мигрантов
Вам точно пригодятся эти материалы, если вы оформляете мигрантов на работу в свою компанию
- таблица штрафов работодателю за мигрантов в 2019 году;
- бланк уведомления о приеме на работу иностранного сотрудника;
- бланк уведомления об увольнении иностранного сотрудника;
- образец политики обработки персональных данных;
- образец положения об оплате труда;
- образец правил внутреннего трудового распорядка.
Скачать документы вы можете на этой странице.
Подробности по телефону +7 (812) 243-15-23
(только для Санкт-Петербурга и Ленинградской области)
Как правильно учитывать стоимость безвозмездно полученного имущества
Закон от 31 июля 2023 года установил в НК новый порядок определения первоначальной стоимости ОС, полученных безвозмездно. По сути, поправка сблизила порядок формирования в налоговом учете первоначальной стоимости любого амортизируемого имущества, как приобретенного за деньги, так и безвозмездно полученного.
Для чего и с какой электронной подписью переходим на кадровый ЭДО
Законодательство пока не требует работодателей обязательного перехода на кадровый электронный документооборот. Однако, для его внедрения уже всё готово, уже 99,9% документов можно подписывать электронной подписью. Не стоит дожидаться объявления принудительного перехода, начинайте уже сейчас получать выгоду и пользоваться преимуществами КЭДО.
Правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ).
Из положений данного Закона следует, что порядок трудоустройства иностранных граждан на территории РФ зависит:
- во-первых, от оснований их нахождения на территории РФ (временно или постоянно пребывающие, постоянно проживающие),
- во-вторых, от порядка, в котором эти граждане прибыли в РФ,
- в-третьих, от наличия у них статуса высококвалифицированных специалистов.
Гражданин Таджикистана не имеет разрешения на временное проживание или вида на жительство.
Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, признается временно пребывающим в РФ иностранным гражданином.
В соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Киргизской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан (Минск, 30.11.2000) (далее — Соглашение от 30.11.2000) граждане Республики Таджикистан имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории РФ без виз по одному из действительных документов, указанных в Приложении N 5 к указанному Соглашению (например по заграничному паспорту).
Организация, принимающая на работу иностранного гражданина, прибывшего на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, вправе использовать его труд без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ), однако такому работнику необходимо иметь патент, выданный в соответствии с Законом N 115-ФЗ (п. 1 ст. 13.3 этого Закона).
Патент выдается на срок от 1 до 12 месяцев с правом неоднократного продления на срок от месяца. Общий срок действия патента не может превышать 12 месяцев с учетом продлений (п. 5 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа.
Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только на территории того субъекта РФ, в котором ему выдан патент (п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).
Работодатель не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов этого субъекта РФ. Кроме того, если это предусмотрено нормативным правовым актом высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), в патенте, выдаваемом в соответствующем субъекте, может указываться профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина. В этом случае такой гражданин не может осуществлять трудовую деятельность, не указанную в патенте.
На трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином, и работодателем распространяются правила, установленные российским трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом (часть пятая ст. 11, ст. 327.1 ТК РФ). При этом законодательством могут быть предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (часть шестая ст. 11 ТК РФ). В связи с этим принятие на работу временно пребывающего иностранного гражданина осуществляется по общим правилам, установленным трудовым законодательством, но с учетом особенностей, предусмотренных главой 50.1 ТК РФ.
Само оформление трудовых отношений с иностранным гражданином не отличается от оформления таких же отношений с российскими гражданами. Работодателем с иностранцем заключается трудовой договор (ст.ст. 16, 56 ТК РФ), оформляется приказ о приеме на работу (часть первая ст. 68 ТК РФ).
Трудовой договор заключается на неопределенный срок, если отсутствуют основания для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ. В указанный договор должны быть внесены все сведения и условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ, а также сведения о патенте, на основании которого работник осуществляет трудовую деятельность в РФ, и условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг (ст. 327.2 ТК РФ).
При заключении трудового договора временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан представить работодателю документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ:
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, — паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ, Приложение N 5 к Соглашению от 30.11.2000);
- патент;
- трудовую книжку. В настоящее время на территории России действительны формы трудовых книжек образца 1974 г. и 2004 г. При представлении иностранным гражданином трудовой книжки одного из указанных образцов заводить новую не требуется. В том случае, если трудовая книжка установленного образца отсутствует, работодатель должен завести работнику новую трудовую книжку (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 N 908-6-1);
- документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. На основании Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (Москва, 24 ноября 1998 г.) документы об образовании, выдаваемые в Республике Таджикистан, признаются в РФ наравне с документами об образовании, выдаваемыми в РФ, однако они должны быть переведены на русский язык и их перевод должен быть заверен в установленном на территории стороны выезда порядке, в рассматриваемом случае — в порядке, установленном в Республике Таджикистан (ст. 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15.04.1994));
- договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику. Такие договоры или полис должны обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ст. 327.3 ТК РФ);
- СНИЛС, на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» временно пребывающие иностранные граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию. Поэтому при приеме на работу такие категории иностранцев также должны предъявлять страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, а если они поступают на работу впервые, то получают страховое свидетельство через работодателя (ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Порядок действий работодателя, равно как и представляемые документы в случае оформления страхового свидетельства работнику-иностранцу, тот же, что и при трудоустройстве граждан России;
- документы воинского учета иностранные граждане работодателю не предъявляют, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). Однако на данный момент такое исключение в отношении граждан Таджикистана не установлено. В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу);
- справка о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, работнику также необходимо представить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (Порядок выдачи справки, а также ее форма утверждены приказом МВД РФ от 07.11.2011 N 1121).
Ваша организация обязана уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) трудового договора (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 ФМС России упразднена. Её функции и полномочия в сфере миграции переданы МВД России. Поэтому в настоящее время уведомлять о принятии иностранного гражданина на работу необходимо уже территориальный орган МВД России. Форма и порядок подачи такого уведомления утверждены приказом Федеральной миграционной службы.
Кроме того, в силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» (далее — Закон N 109-ФЗ) физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится), признаются в отношении иностранца принимающей стороной. Следовательно, Ваша организация как сторона, принимающая гражданина Таджикистана, должна поставить его на учет по месту пребывания, уведомив территориальный орган ФМС России (в настоящее время подразделение по делам миграции территориального органа МВД России) в сроки, установленные ст. 20 Закона N 109-ФЗ (пп. 3 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 2, ст.ст. 21, 22 Закона N 109-ФЗ, раздел III Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9).
Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может быть подано работодателем непосредственно в территориальный орган МВД России либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направлено в установленном порядке почтовым отправлением (пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). Отрывную часть бланка отправленного уведомления работодатель передает иностранцу (пп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Работодатель, привлекающий иностранного работника, не обязан уведомлять об этом налоговый орган по месту своего учета (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).[…]
Особенности налогообложения и заключения трудового договора
19 декабря 2019, Елена Позднякова
-
Оглавление
-
Схема НДФЛ
-
Схема Страховые взносы
-
Схема ВКС Страховые взносы
-
Схема Разрешение на работу
Налогообложение
иностранных работников
Налогообложение доходов разных иностранцев сильно отличается и зависит от многих факторов:
- страны: ЕАЭС/не ЕАЭС;
- статуса резидента для целей НДФЛ: резидент/не резидент;
- категории по 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»: временно пребывающий / временно проживающий / постоянно проживающий;
- наличия патента;
- статуса ВКС/не ВКС
О каких налогах пойдет речь:
Налог на доходы физических лиц с доходов иностранцев платится по ставкам, которые зависят от статуса налогового резидента.
Если работник в течение последовательных 12 календарных месяцев находился на территории РФ не менее 183 дней – он резидент, если нет — то НЕ резидент.
Следовательно, если иностранец только прибыл на территорию РФ, он не имеет статуса резидента.
Для резидентов НДФЛ начисляется по ставке 13% (с применением стандартных вычетов).
Для НЕ резидентов — ставка 30% и стандартных вычетов нет.
Если в течение календарного года статус иностранного работника изменится, то НДФЛ нужно пересчитать с начала года.
Но из общего порядка есть исключения, которые касаются:
1.2.1 граждан стран-членов ЕАЭС;
1.2.2 иностранных граждан, работающих по патенту;
1.2.3 иностранных граждан, имеющих статус ВКС (высококвалифицированные специалисты).
1.2.1 Граждане стран-членов ЕАЭС: Белорусы, Казахи, Армяне, Киргизы
Для граждан Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызской республики предусмотрено особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.
Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ или статья «Договора о Евразийском экономическом союзе», на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.
Для граждан ЕАЭС — резидентов применяется ставка НДФЛ 13% (НК РФ ст.224 п.1), стандартные вычеты применяются;
для граждан ЕАЭС — НЕ резидентов РФ, имеющих постоянное местопребывание в странах ЕАЭС, тоже применяется ставка НДФЛ 13% (Статья 73 Договора о ЕАЭС), но стандартные вычеты НЕ применяются.
Ставка применяется только к налогообложению доходов в связи с работой по найму
.
1.2.2 Иностранные граждане, работающие по патенту
Для иностранцев, работающих по патенту, особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.
Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ, на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.
Для иностранцев, работающих по патенту — резидентов применяется ставка НДФЛ 13% (НК РФ ст.224 п.1), стандартные вычеты применяются;
для иностранцев, работающих по патенту — НЕ резидентов тоже применяется ставка НДФЛ 13% (НК РФ, ст.224 пункт 3, абзац 3), но стандартные вычеты НЕ применяются.
Фиксированные авансовые платежи
Иностранцы на патенте уплачивают фиксированные авансовые платежи по НДФЛ самостоятельно.
При этом, они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.
В этом случае организация обязана запросить соответствующее уведомление из своей налоговой инспекции.
Порядок действий приведен в статье 227.1 НК РФ.
1.2.3 Иностранные граждане, имеющие статус ВКС
Для иностранцев ВКС,
в отношении доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности,
особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.
Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ, на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.
Для иностранцев ВКС — резидентов применяется ставка НДФЛ 13% (НК РФ ст.224 п.1), стандартные вычеты применяются;
для иностранцев ВКС — НЕ резидентов тоже применяется ставка НДФЛ 13% (НК РФ, ст.224 пункт 3, абзац 4), но стандартные вычеты НЕ применяются.
Схема 1: НДФЛ с доходов иностранных работников 2020
2. Страховые взносы
зависит от страны и статуса
Далее мы рассмотрим общий порядок определения ставки страховых взносов для иностранцев.
Затем, отдельно, как частный случай, иностранных граждан из стран ЕАЭС, так как по ним правила отличаются от общего порядка для иностранцев и применяются такие же ставки, как и для граждан РФ.
А затем рассмотрим как еще более частный случай — иностранных граждан со статусом ВКС: здесь будет особый порядок для всех, даже для граждан ЕАЭС.
В общем случае размер страховых взносов зависит от категории иностранного гражданина по 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»: временно пребывающий / временно проживающий / постоянно проживающий.Определения данных понятий приведены в 115-ФЗ (статья 2, пункт 1).
Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее
вид на жительство
.
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее
разрешение на временное проживание
.
Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Тарифы страховых взносов
для постоянно и временно проживающих
в РФ иностранных граждан:
такие же, как и с выплат гражданам РФ (статья 425 НК РФ, пункт 2):
Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование — 2,9%
Медицинское страхование — 5,1%
К страховым взносам применяется регрессивная ставка: доходы больше – ставка меньше. С начала года взносы на доходы каждого сотрудника начисляются по максимальным ставкам, которые предусмотрены для каждой категории работника, а затем, когда сумма доходов нарастающим итогом достигнет определенных пороговых значений, тарифы снижаются.
В 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.
Тарифы страховых взносов
для временно пребывающих
в РФ иностранных граждан:
Пенсионное страхование – 22% (статья 425 НК РФ, пункт 2)
Социальное страхование — специальный тариф 1,8% (статья 425 НК РФ, пункт 2)
Медицинское страхование — не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).
Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
2.2.1 Иностранные граждане из стран ЕАЭС
Тарифы страховых взносов для иностранных граждан из стран ЕАЭС:
такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС):
Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование — 2,9%
Медицинское страхование — 5,1%
Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.
Примечание: иностранные граждане из стран членов ЕАЭС, являющиеся ВКС, рассматриваются отдельно, в следующем пункте.
Схема 2: Страховые взносы с доходов иностранных работников, кроме ВКС 2020
2.2.2 Иностранные граждане, имеющие статус ВКС
в том числе ВКС из стран ЕАЭС
Тарифы страховых взносов
для иностранцев ВКС постоянно и временно проживающих
в РФ, граждан
ЕАЭС
:
такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС):
Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование — 2,9%
Медицинское страхование — 5,1%
Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.
Тарифы страховых взносов
для иностранцев ВКС постоянно и временно проживающих
в РФ,
не ЕАЭС
:
Тарифы в ПФ и на социальное страхование такие же, как и с выплат гражданам РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ) :
Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование — 2,9%
Медицинское страхование — не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).
Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Тарифы страховых взносов
для временно пребывающих
в РФ иностранных граждан из стран ЕАЭС —
со статусом ВКС
:
такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС), но исключение составляют взносы на ОПС по временно пребывающим специалистам из стран ЕАЭС. Их начислять не нужно (Письмо Минфина России от 12.07.2017 N 03-15-06/44430, Минтруда России от 18.11.2015 N 17-3/В-560):
Пенсионное страхование – не начисляются
Социальное страхование — 2,9%
Медицинское страхование — 5,1%
Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.
Тарифы страховых взносов
для иностранцев ВКС временно пребывающих
в РФ. не ЕАЭС:
Взносы не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ) :
Пенсионное страхование – не начисляются
Социальное страхование — не начисляются
Медицинское страхование — не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).
Схема 3: Страховые взносы с доходов иностранных работников ВКС 2020
3. Взносы на травматизм
одинаковые для всех иностранных работников, да и для граждан РФ тоже
Взнос зависит от вида деятельности компании и может составлять от 0,2% до 8,5%. От гражданства и статуса работника размер взноса не зависит вообще. Начисляется со всех доходов иностранцев, независимо от наличия или отсутствия вида на жительство, разрешения на временное проживание или статуса ВКС.
Основание: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Как заключить
трудовой договор с иностранным работником
Законодательное регулирование трудовых отношений с иностранцами очень сложное и имеет много особенностей,
а штрафы за нарушения — драконовские!
Поэтому начать хочу с них, а далее уже приведу основные моменты, на которые нужно обратить внимание в 2020 году.
Штрафы за нарушения,
связанные с иностранными работниками
-
Нарушения, связанные с РАЗРЕШЕНИЯМИ НА РАБОТУ:
(нет разрешения или патента, в патенте указана другая должность, в разрешении на работу указан другой субъект, и так далее)Штраф для должностных лиц от 25 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 250 000 до 800 000.
КоАП РФ, статья 18.15, части 1 и 2.Те же самые нарушения в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
Штраф для должностных лиц от 35 000 до 70 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 1 000 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 4 -
НЕУВЕДОМЛЕНИЕ (ИЛИ НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ) МВД о заключении/расторжении трудового договора с иностранцем
Штраф для должностных лиц от 35 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 800 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 3Те же самые нарушения в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
Штраф для должностных лиц от 35 000 до 70 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 1 000 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 4 -
Нарушение правил МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА
Штраф для должностных лиц от 40 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 500 000.
КоАП РФ, статья 18.9
Правила трудоустройства иностранных работников в России приведены в законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В общем случае, работодатель имеет право привлекать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, а работник имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу или патента (115-ФЗ, статья 13, пункт 4).
Из этого общего правила есть исключения. Начнем со схемы, которая поможет определить, требуется ли разрешение на работу в вашем конкретном случае и в какой форме его нужно делать
Схема 4: Каким иностранцам нужно разрешение на работу в России
Разрешение на работу или патент не требуются при наличии разрешения на временное проживание или вида на жительство (115-ФЗ, статья 13, пункт 4, подпункт 1).
Также не требуется получать разрешение на работу для граждан стран, которые входят в Евразийский экономический союз: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан («Договор о Евразийском экономическом союзе», подписан в г. Астане 29.05.2014, статья 97)
Во всех остальных случаях, необходимо определить, какой режим: визовый или безвизовый, установлен со страной, из которой прибыл иностранец. Для стран с безвизовым режимом разрешение на работу — это патент, который работник оформляет самостоятельно, для стран с визовым режимом работодателю требуется получить разрешение на работу.
Перечень стран с видами режимов приведен в Приложении к письму МИД РФ № 19261/кд от 27.04.2012 г. :
Некоторые особенности трудового договора с иностранцами
Нельзя заключить срочный трудовой договор на срок действия разрешительных документов
Трудовой договор с иностранцем должен быть заключен на неопределенный срок. Все основания для заключения срочного трудового договора прописаны в статье 59 ТК РФ, возможность заключения срочного трудового договора с иностранцем в связи с окончанием срока действия разрешительных документов не предусмотрена.
Работник-иностранец должен предъявить при заключении договора о приеме на работу следующие документы:
—копию миграционной карты (не требуется для граждан стран членов ЕАЭС);
—копию отрывной части бланка о постановке на миграционный учет;
— патент или разрешение на работу в зависимости от статуса (не требуется для граждан членов ЕАЭС);
— договор (полис) добровольного медицинского страхования – при приеме временно пребывающего иностранного гражданина;
— общие документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ.
В трудовом договоре с иностранным работником обязательно указываются следующие сведения:
— сведения о разрешении на работу или патенте и условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора с указанием реквизитов договора (полиса) ДМС;
— сведения о разрешении на временное проживание – для временно проживающих;
— сведения о виде на жительство – для постоянно проживающих.
Заработная плата иностранцам-нерезидентам (без вида на жительство) может выплачиваться только безналичным путем
Обоснование: Федеральный Закон 173-ФЗ от 10.12.03 «О валютном регулировании и валютном контроле», статья 14, часть 2, Письмо ФНС России от 29.08.2016 N ЗН-4-17/15799
Если заработная плата выплачивается иностранцу-нерезиденту, то эта выплата признается валютной операцией (несмотря на то, что совершается в рублях) и может быть проведена только безналичным путем.
Статус резидента для целей валютного законодательства определен в 173-ФЗ, статья 1, пункт 1, подпункт 6. Резидентами являются граждане РФ и иностранные граждане, проживающие в РФ на основании вида на жительство, остальные — нерезиденты.
Обратите внимание, что это не тот же самый статус, который используется для целей определения ставки НДФЛ и зависит от числа дней, которые физическое лицо находилось на территории РФ в течение календарного года.
За выплату заработной платы иностранцу-нерезиденту наличными предусмотрен штраф от ¾ до полного размера суммы выплаты (КоАп РФ, статья 15.25, ч.1)
Расчеты с работником иностранцем (который является нерезидентом, без вида на жительство) можно проводить только через банковский счет, открытый в уполномоченном банке
Обоснование: 173-ФЗ от 10.12.03, статья 14, часть 2
Работник-иностранец без вида на жительство должен открыть для расчетов нерезидентский счет в уполномоченном банке РФ (это счета группы 426)
Если по каким-то причинам счет открыт неправильно: например банковский служащий по неопытности открыл «резидентский счет» и компания перечислит на него зарплату – то это снова нарушение валютного законодательства.
При перечислении заработной платы нерезидентам для целей валютного контроля в банк потребуется предоставить копии документов:
трудового договора (один раз на весь срок действия)
или
расчетную ведомость, расчет отпускных (вместе с каждым платежом)
Уведомление МВД о заключении трудового договора с иностранным работником
В течение трех рабочих дней работодатель обязан сообщить в Главное управление по вопросам миграции МВД России или его территориальные органы о приеме или увольнении иностранного работника, это правило касается и тех иностранцев, для трудоустройства которых не требуется разрешения, например, граждан Белоруссии, Казахстана и Армении.
Есть два мнения относительно того, нужно ли уведомлять МВД о заключении/расторжении договора с гражданином Белоруссии.
Первое мнение: нужно уведомлять.
Относительно граждан Белоруссии и Казахстана есть письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н «О вопросах трудоустройства иностранных граждан», где приведен развернутый ответ на поставленный вопрос: «Следует ли уведомлять органы ФМС России о заключении (расторжении) трудовых договоров с гражданами Беларуси и Казахстана? В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Примечание к письму: В письме 2015 года речь идет о ФМС, а не о МВД, так как ранее эти функции выполняла ФМС, но в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 Федеральная миграционная служба России упразднена с 01 июля 2016 года.
Второе мнение: не нужно уведомлять. Мнение высказано в Постановлении Верховного Суда РФ от 07.06.2018 N 83-АД18-6.
Суд учел, что международные соглашения имеют приоритет и сослался на п. 1 принятого Высшим Советом Сообщества Беларуси и России Решения от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», суд пришел к выводу, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.
Аналогичное мнение высказано в Постановлении ВС РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-19.
Срок уведомления — 3 рабочих дня с момента заключения или расторжения трудового договора.
Формы уведомления и порядок подачи установлены Приказом МВД России от 04.06.19 №363
Миграционный учет (регистрация)
В соответствии с действующей редакцией этого закона у организации-работодателя обязанность выступить принимающей стороной для своего иностранного работника и поставить его на миграционный учет, возникает только если работник проживает на территории работодателя.
Но так было не всегда, в соответствии с одной из прошлых редакций закона работодатель автоматически становился принимающей стороной для работника, не стоящего на миграционном учете.
Поэтому рекомендую перепроверять информацию по обязанностям работодателя, связанным с миграционным учетом, в первоисточнике, в каждом конкретном случае приема иностранца.
Понравилась статья?
Поделитесь в соцсетях:
Подпишитесь на обновления, чтобы первыми узнавать о публикации новых статей