Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.
Публикации в интернете о конфликтных ситуациях в школе навели на размышления о взаимоотношениях в педагогическом коллективе, о нашем поведении в нелицеприятных ситуациях. Это не научная статья, коих много на эту непростую тему. Это, прежде всего, жизненный «опыт, сын ошибок трудных».
Большую часть времени мы, учителя, проводим в классах. Как только мы закрываем дверь в класс, то ныряем в наш собственный маленький беспокойный мир и полностью контролируем все, что происходит в данном замкнутом пространстве. Особенно это касается учителей начальной школы.
Так чаще всего проходит наш рабочий день. Конечно, у учителей бывают встречи с коллегами, педагогические советы, совещания, родительские собрания и другие мероприятия.
Но большей частью, в течение пяти-шести часов, мы работаем с детьми.
Но, тем не менее, было бы очень неуместно забывать о том, что мы занимаем определённое место в педагогическом коллективе, в котором есть соответствующая иерархия власти, есть определённые традиции коллектива. Таким образом, вряд ли стоит игнорировать хорошие отношения с администрацией школы и с коллегами.
Если будет определённая напряжённость во взаимоотношениях с директором, завучем школы, с учителями,- в любой момент может произойти взрыв. Необходимо предотвратить возможные проблемы во взаимоотношениях.
Руководители школы — тоже люди, они не могут быть идеальными. Но прежде чем давать поспешную оценку, взвесьте все «за» и «против». Как правило, лидер школы имеет ряд качеств, за которые его можно уважать. Поэтому очень важно, чтобы ваши взаимоотношения были прочными, позитивными, конструктивными и взаимно уважительными.
Проанализируйте ситуацию
Если ваши отношения с руководителем идут гладко, без конфликтов и нареканий, и вы относитесь к администратору школы с большим уважением, тогда можете радоваться такой работе. Как правило, атмосфера в такой школе творческая. Учителю легко работается.
Если ваши отношения с администрацией школы ровные, даже доверительные, но вы заметили, что у многих других учителей есть определённые трения, подумайте, за что вас ценят. Если для этого есть основания, вас ценят как специалиста, то поддерживайте такие отношения. Попытайтесь объяснить коллегам, что требования руководителя обоснованы или, по крайней мере, пусть эти учителя докажут, что, возможно к ним руководство относилось предвзято.
Если вы чувствуете нарастающее напряжение с руководством, фиксируйте каждый шаг, каждое событие, которое происходит между вами и руководством. Сделайте выводы. Проясните ситуацию с руководителем, не таите в себе обиду. Может быть вам это показалось.
Помню, в начале моей педагогической карьеры одна из учительниц подслушала телефонный разговор моей директрисы и начальника районного отдела образования, который хотел назначить меня директором малокомплектной школы. В ответ моя руководительница бросила несколько фраз о том, что я не готов, мои знания поверхностные и т.п. Я несколько дней таил в себе обиду, подогреваемую некоторыми старшими коллегами. До этого инцидента ничего, кроме одобрения в свой адрес, я от директора не слышал. Но потом не выдержал и подошел в директорский кабинет. Реакция была неожиданной. Директриса раскраснелась, глаза повлажнели: «Я не хотела вас терять. Поэтому и наговорила. Извините. Вы здесь нужнее». А со временем я и сам понял, что руководящие должности меня всегда тяготили. Это было не моё. А тёплые отношения с моей первой директрисой сохранились до сих пор.
Если ваш директор школы атакует, предъявляет вам обвинения по работе, а вы начинаете чувствовать себя жертвой, будьте спокойнее, сосредоточьтесь на его претензиях. Вместо обиды, подойдите к директору (завучу), обсудите, что необходимо сделать для решения возникших проблем. Поставьте перед собой цель, исправьте ситуацию, покажите то, что от вас ждёт руководство. Вы почувствуете, когда отношение к вам изменится.
Если станет ясно, что ваш директор (завуч) относится к вам предвзято, а вы уверены, что свои обязанности выполняете добросовестно, подумайте, как решить эту проблему. Идите в вышестоящую инстанцию и аргументированно обоснуйте свою жалобу, предъявите факты, подтверждающие вашу правоту. Конечно, лучше о предстоящем визите предупредить своего руководителя. Возможно, конфликт может быть всё-таки решён мирно, путём взаимных компромиссов.
Если возникшие разногласия с течением времени остались, вы всегда можете перевестись в другое образовательное учреждение. Конечно, предварительно найдя подходящее место.
В конечном счёте, вы можете избежать стресса в этой ситуации и продолжать добросовестно работать. Направьте свою позитивную энергию на самых важных людей в школе: ваших учеников, которым вы нужны! Дайте им все, что у вас есть. И поверьте, у руководителя будет всё меньше причин плохо относиться к вам.
А главное,- не горячитесь. Правильное решение принимается без эмоций.
Мы уже рассказали о правах детей и родителей в школе, а что же учителя? Что им разрешает и запрещает закон, имеет ли право учитель на те ли иные действия в отношении ученика? Рассказываем вместе с экспертами в этой статье, какие права у учителя в школе не могут быть нарушены ни администрацией, ни учениками.
Права учителя в образовательном учреждении
Многие говорят о том, что учитель сегодня – самое бесправное существо, которое имеет в основном обязанности перед учебным заведением и родителями учеников. Но права учителя по закону тоже есть, и они должны соблюдаться.
Защита чести и достоинства, профессиональных и человеческого – в случае нарушения со стороны администрации, ученика или родителей
Эти права закреплены в ст. 23 Конституции РФ и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Это означает, что в случае нарушения, оскорблений, проявлений некорректного поведения в свой адрес можно требовать защиты прав учителя, в том числе через суд.
Перечислим основные права учителя.
Участие в управлении школы в соответствии с уставом, возможность критики действий администрации и ребенка или его родителей – естественно, в корректной форме.
Каждый учитель имеет возможность принимать посильное и допустимое внутренними документами учебного заведения участие в организации учебного процесса, порядка взаимоотношений с учениками. Также каждый работник имеет право голоса, в том числе, — возможность критиковать действия администрации и предлагать свои варианты решения возникающих проблем. Кроме того, учитель вправе выдвигать свою кандидатуру на любую выборную должность в педагогическом коллективе, вне зависимости от стажа работы и прежних заслуг (если наличие таковых не предполагается по умолчанию для того, кто занимает такую должность).
Получать условия для организации учебного процесса.
Рабочее место учителя и учеников обеспечивает и поддерживает администрация учебного заведения. Мебель, техника, учебные пособия должны быть предоставлены, никто не вправе требовать, чтобы что-либо из этого приобреталось учителем или родителями учеников за свои деньги.
Возможность отказаться от поручений, не связанных с должностными обязанностями учителя.
Все обязанности педагога перечисляются в его должностной инструкции, подписываемой вместе с трудовым договором. Привлекать персонал для выполнения других работ администрация не вправе. Поэтому если учителя заставляют, например, самостоятельно убирать класс, территорию школы, выполнять ремонтные работы, это является нарушением его прав! В этом случае можно смело отказываться от дополнительной нагрузки, которая в обязанности не входит.
У учителя есть ряд прав, связанных с его трудовой деятельностью
А именно:
- Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.
- Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.
- Присоединение школы к другой (что часто сейчас происходит) считается реорганизацией, уволить учителя при этом не могут.
- Право на обед и отдых — перерыв должен быть от 30 минут до 2 часов. Как вариант, учителю может быть предоставлено право отдыхать и обедать во время перемен.
- Право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
- Досрочная пенсия — возможна, если есть педагогический стаж в учреждениях для детей не менее 25 лет.
Свобода в выборе оценки знаний учащихся, а также установление требований к поведению на занятиях.
Очень важный аспект в этом случае – соблюдение баланса и прав самих учеников, в том числе уважение их чести и достоинства. Нередко случаются спорные ситуации, касающиеся полномочий учителя относительно учеников, особенно в ситуации с наказаниями. Не стоит забывать, что учитель НЕ имеет права:
- Кричать на ученика, оскорблять или унижать его.
- Не пускать его на занятия в случае опоздания или при отсутствии формы.
- Выгонять ученика с занятия (учитель не имеет права на такое действие, так как это нарушает правила безопасности).
- Отбирать телефон или другие личные предметы.
Но учитель может действовать в рамках устава учебного заведения, не нарушая при этом никаких других законов. Конфликтные ситуации, если их невозможно разрешить с учеником, лучше решать с администрацией и родителями – таким образом, чтобы интересы и права всех сторон были соблюдены.
При этом учитель вправе требовать, чтобы учащийся соблюдал правила школы, а родители или опекуны обеспечивали ему все возможности для обучения (в том числе, материальные и психологические).
Помните! В случае с конфликтами руководство зачастую предпочитает вставать на сторону родителей, так как обвинения в превышении полномочий со стороны учителя или проявлении насилия по отношению к несовершеннолетнему – серьезны и ударят по репутации школы. Поэтому учителю очень важно держаться в рамках закона и решать все вопросы цивилизованно, даже в том случае, если ученик совершенно неуправляем.
Вообще в любом случае конфликты лучше решать полюбовно, таким образом, чтобы интересы обеих сторон был учтены, а права не нарушены. Именно к этому должна стремиться администрация, которая обязана учитывать как права учеников, так и своих работников.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» определены должностные обязанности учителей образовательных организаций. Так, учитель:
1. осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета,
2. способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3. обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.
4. проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
5. планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения,
6. разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую,
7. реализует проблемное обучение,
8. осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой,
9. обсуждает с обучающимися актуальные события современности.
10. обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
11. оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
12. соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
13. осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
14. вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.
15. участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
16. обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
17. осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
18. выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Учитель должен знать:
1. приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
2. законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
3. Конвенцию о правах ребенка;
4. основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
5. педагогику, психологию, возрастную физиологию;
6. школьную гигиену;
7. методику преподавания предмета;
8. программы и учебники по преподаваемому предмету;
9. методику воспитательной работы;
10. требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
11. средства обучения и их дидактические возможности;
12. основы научной организации труда;
13. нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
14. теорию и методы управления образовательными системами;
15. современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
16. методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
17. технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
18. основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;
19. основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
20. правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
21. правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Статью подготовила
Старший помощник
Солнцевского межрайонного
прокурора г. Москвы И.А. Кулькова
- Ссылка
- Отправить почтой
-
Версия для печати
- Код для блога
- Экспорт
Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Открыть
От доброжелательной атмосферы на работе зависит продуктивность и профессиональный успех. Если вам сложно уживаться с коллегами, то и рабочая атмосфера будет давящей, а эмоциональное выгорание не заставит себя ждать. Давайте разберем, как лучше строить общение в учительском коллективе.
Установите хорошие отношения с руководством
Правильно выстроенные отношения с руководством способствуют не только продвижению по карьерной лестнице, но и эмоциональной стабильности.
- Приходите к руководителям за советом, особенно если вы не справляетесь с классом и администрация школы действительно может вам помочь.
- Приветствуйте с улыбкой, общайтесь всегда вежливо.
- Предупреждайте заранее о ситуациях, которые могут повлиять на работу. Например, сообщите о декрете, чтобы директор подобрал вам замену.
- Старайтесь пойти навстречу, если вам это удобно. Например, помочь с организацией праздника, даже если это не ваша обязанность.
- Участвуйте в корпоративных праздниках: так вы пообщаетесь в неформальной обстановке с завучами и наладите с ними контакт.
Статья по теме: 6 советов о том, как построить отношения с директором школы
Будьте готовы к критике
В любом коллективе рано или поздно появляется критика. Сохраняйте спокойствие и не раздражайтесь, оцените важность: кем приходится вам этот человек? Проанализируйте критику, если она исходит от человека, с которым вас связывают постоянные отношения: сосредоточьтесь на том, какую пользу можно извлечь.
Психотерапевт Светлана Кривцова рассказала об универсальных ответах на несправедливую критику:
- Согласитесь: «Да, такое впечатление может сложиться». Так вы покажете, что критикующий не знает всей правды и судит поверхностно.
- Задайте уточняющие вопросы: «Вы не следите за дисциплиной в классе» — «Вы имеете в виду не делаю замечания ученикам или не вызываю родителей в школу?». Такой прием помогает переключить внимание на того, кто высказал вам замечание.
- В случае, если на вас повышают голос, скажите: «Я очень серьезно отношусь к вашим словам, мне будет проще вас понять, если вы будете говорить немножко потише».
Относитесь к коллегам без неприязни
Даже если многие из них вам не нравятся, постарайтесь оставаться доброжелательными и сохранять уважение. Не критикуйте, не осуждайте и не обесценивайте.
Давайте положительный фидбек коллегам:
- Отмечайте, что видите затраченные усилия и понимаете их ценность: «Понимаю, как тебе пришлось потрудиться, чтобы в классе не было ни одной тройки».
- От души делайте комплименты как внешности, так и профессиональным достижениям.
- Избегайте общих слов, подкрепляйте похвалу примерами.
- Используйте активное слушание, чтобы уменьшить напряжение в общении.
Решайте конфликты цивилизованно
Психолог и коуч ICU Лариса Новицкая рекомендует разобраться в причинах конфликта и решать их, следуя советам психологов:
- Во время разговора настройтесь на собеседника и ощутите себя на его месте.
- Выслушайте собеседника, дав ему выговориться.
- Не переходя на личность, прямо скажите, какое впечатление на вас оказывают слова собеседника.
- Показывайте уважение к коллеге.
- Указывайте на общую цель и старайтесь найти компромисс.
Я рекомендую позвать медиатора — человека, который беспристрастно выслушает обе стороны. Он поможет им понять друг друга, задавая уточняющие вопросы.
Если в вашем коллективе есть токсичные люди или манипуляторы, лучшее, что можно сделать — отвечать, но не реагировать. Сложное правило, но очень эффективное. Не игнорируйте негатив, но высказывайте свое мнение спокойно и беспристрастно.
Статья по теме: Конфликты между учителями в школе
Не участвуйте в сплетнях и интригах коллектива
Иногда так приятно поговорить о сложностях других, чтобы лучше понять, как хорошо на своем месте. Но подумайте: человеку, которого вы обсуждаете было бы неприятно об этом узнать. Также люди, которые сплетничают сегодня с вами, скорее всего завтра будут сплетничать с другими о вас. Лучше оставаться вне интриг.
Видео о том, как относиться к сплетням о вас:
Хотим также поделиться подборкой книг, которые помогут глубже погрузиться в тему.
Must-read для здоровых коммуникаций
- «Трудные диалоги»
Авторы: Эл Свитцлер, Рон Макмиллан, Джозеф Гренни, Керри Паттерсон.
Из этой книги вы узнаете, как разговаривать с коллегами и руководством, которое не настроено на конструктивный и экологичный диалог. Если вам сложно работать в коллективе, вы быстро устаете и часто чувствуете себя подавленным и загнанным из-за общения с коллегами, эта книга поможет разобраться.
- «Язык жизни: ненасильственное общение»
Автор: Маршалл Розенберг.
Эта книга — как курс психотерапии с хорошим психологом: вы научитесь искусству общения с токсичными людьми, не применяя психологического насилия ни к другим, ни к себе.
- «Не рычите на собаку»
Автор: Карен Прайор.
Эта книга расскажет, как правильно позиционировать себя в обществе, добиваться поставленных целей, пользоваться уважением и быть авторитетом для коллег. В ней описаны техники, помогающие воспитать в себе качества, необходимые для карьерного роста и успешной работы.
Чаще всего причиной обрушившейся критики и злости являетесь не вы. Понимание этого поможет защитить психику и самооценку. Особенно этому стоит научиться, если вы еще молодой специалист. Кто-то может отнестись к вам грубо не потому что вы сделали что-то не так, а потому что у человека не сложился день. Не расстраивайтесь — с вами все в порядке.
Почитайте также советы и напутствия коллег в статье Правила выживания в школе: советы молодым учителям
Поделитесь в комментариях, какое правило помогает вам сохранять спокойствие и позитивный настрой в коллективе.