Попытайтесь определить стиль руководства известного вам менеджера дайте ваши объяснения

К дополнительным
стилям управления относятся патернализм,
оппортунизм и фасадизм.

Патернализм
(материализм) — 9+9.

Графически патернализм в ГРИД представлен
в виде дуги, соединяющей углы 1.9 и 9.1.
Данный стиль управления характеризуется
сочетанием высокого уровня заботы о
производстве с высоким уровнем заботы
о людях, дополняющим его. Он не является
интеграцией заботы о производстве и
заботы о людях, как это характерно для
ориентации 9.9, а является сочетанием
того и другого, и поэтому обозначается
как 9+9. Материализм отличается от
патернализма полом (женский) руководителя.
Одна из характеристик руководителя
типа 9+9 — великодушный автократ.

Мотивация.
Удовлетворение выражается в демонстрации
того, что этот человек является источником
мудрости и знаний для других. Когда
подчиненные исполняют ожидания
патерналиста в области производства,
он их поощряет и от них в свою очередь
ожидает лояльности (оценки достоинств
руководителя). В ином случае руководитель
считает, что он вкладывает в работу свою
душу, а подчиненные не ценят этого.
Поэтому в действиях такого руководителя
существует тенденция к зависимости
подчиненных от его прихотей (желаний),
в результате чего они как бы застывают
в своем развитии и не стремятся к
независимости мышления, суждений,
убеждений.

Преодоление
конфликтов.

В условиях управления по типу 9+9
подчиненные учатся думать так, как
думает и поступает их руководитель
(некоторые даже стараются одеваться
также). Это синдром «отцов и детей».

Избежание
конфликта.

Конфликта можно избежать, если усиливать
подчинение посредством похвал и
комплиментов, т.е. если подчиненный
начинает ожидать и чувствовать, что
похвалы и комплименты ему гарантированы,
патерналист может отказаться от
дальнейших похвал и комплиментов,
показывая свое недовольство. Если
подчиненный продолжает противиться
подчинению, руководитель может сделать
ему замечание, давая понять, что его
неправильное поведение замечено. Затем
руководитель повторяет свои требования
и обещает поощрение в случае подчинения.

Устранение
конфликта при его возобновлении.

Один из методов ослабления конфликта
— отвлечение внимания посредством
различных приемов (изменение темы
разговора и т.п.).

Инициатива.
Руководитель проявляет немалую
инициативу, чтобы подчиненные смогли
ему довериться и выполнять то, что от
них требуется. Руководитель-патерналист
считает своим долгом учить людей. В
связи с этим он имеет твердые убеждения
и активно их пропагандирует.

Решения.
Руководитель-патерналист является
единственным человеком, принимающим
решения, которые больше похожи на
приказы, однако при этом используются
обучение и тренировка подчиненных.
Таким образом, руководитель кажется не
грубым и жестким, а, наоборот, добрым,
мягким.

Критика
(анализ).

Персональная обратная связь является
односторонней — от руководителя к
подчиненным, т.е. он считает подчиненных
частью организационной семьи.

Распознать
патерналистское поведение своего
руководителя можно по следующим
признакам: великодушный диктатор;
снисходительный; постоянно дает советы;
выполняет обязательства; ожидает слепой
лояльности; снисходительно предъявляет
требования; ревностно отстаивает
прерогативы; руководит, проявляя
вдохновенный энтузиазм; управляет
толпой; заставляет чувствовать свою
вину всех тех, кто с ним не согласен;
мучитель; моралист; покровитель; любит
поучать; сторонник предписаний;
самодовольный; терпим к конфиденциальному
высказыванию несогласия, но не терпит
публичных возражений.

Оппортунизм.
Имеет место тогда, когда полагаются на
все стили ГРИД, не основываясь на
определенных принципах. Каждое действие
руководителя-оппортуниста осуществляется
по «тактическим» причинам и является
средством для достижения личного успеха.

Мотивация.
Желательно быть исключительным (первым
номером), человеком, который хочет быть
наверху, потому что те, кто наверху, по
его мнению, находятся в центре внимания,
т.е. в положении, которое обеспечивает
внимание и поклонение. Поведение
оппортуниста непредсказуемо. Движение
«вверх», способы достижения целей
зависят от того, с кем он имеет дело
(месть, порабощение, увольнение и т.п. —
все направлено на достижение главенствующего
положения).

Преодоление
конфликтов
.
Предпочитает избегать конфликтов всеми
возможными способами, но не прячется,
когда конфликт возникает: пытается
урегулировать разногласия без конфронтации
или поляризации.

Если возникает
конфликт с человеком более высокого
ранга, руководитель-оппортунист первым
делает шаг к примирению. С равным по
рангу ведет себя вкрадчиво. Предпринимает
попытку найти компромисс. Когда возникает
конфликт с подчиненными, позиция
оппортуниста заключается в том, чтобы
подчиненный капитулировал или ушел.

Инициатива.
Проявляет инициативу на основе точно
рассчитанного риска. Инициатива
направлена на эгоистические интересы,
с дальним прицелом. Руководитель такого
типа — самовлюбленный человек; он часто
подчеркивает свою значимость, хвастается
своими достижениями.

Критика
(анализ).

Руководитель-оппортунист избегает
обратной связи, которая может указать
на его слабость, ограниченность или
ошибки. Просит высказывать критические
замечания только в том случае, если
предполагает, что отзыв будет благоприятным.

Признаки
оппортунистического поведения —
стремление угодить всем и каждому;
надменность по отношению к тем, кто ниже
по рангу; стремление привлечь внимание;
хвастовство; уклончив в ответах;
заискивает перед другими; оказывает
внимание, ставя условия; от него трудно
добиться обещаний; льстив; знает слабости
людей и использует их в своих целях;
хвастает знаменитыми знакомыми; заранее
обдумывает каждое действие; обещает
все, но выполняет только тогда, когда
ему это выгодно; ловкий делец; учтивое
отношение к тем, кто выше по рангу, но
притеснение тех, кто ниже; предпринимает
те действия, которые показывают его с
хорошей стороны; считает, что очень
важно быть первым номером.

Фасадизм.
Имеет место, когда нужно показать внешнюю
сторону явлений и процессов (фасад).

Мотивация.
Человек избегает раскрывать свои мысли,
хотя создает впечатление, что он честен
и откровенен.

Уловки
руководителя-фасадиста могут изменяться,
в зависимости от того, что для него
выгодно. Основная цель «фасада» — в
том, чтобы скрыть стремление к контролю,
господству и власти.

Негативная мотивация
— в стремлении избежать саморазоблачения
путем сокрытия истинных целей; по этой
же причине держит в тайне свой опыт и
мотивации.

Создатель фасада
не только избегает раскрытия своих
намерений, но и создает себе позитивную
репутацию, помогающую ему поддерживать
обман.

Преодоление
конфликтов.

Руководитель-фасадист не избегает
конфликтов, однако его цель заключается
не в их разрешении, а в получении
определенных выгод для себя. У него есть
много способов манипулирования
конфликтами.

Инициатива.
Характерно для такого руководителя,
что он действует, проявляя инициативу,
и продолжает действовать таким образом
до тех пор, пока не добьется успеха.
Когда нужно достичь преимуществ, действия
со стороны фасадиста не заставляют себя
ждать. Если одно действие не приводит
к успеху, предпринимается следующая
попытка, и так до тех пор, пока не будет
достигнута цель.

Принятие
решений.

Неполная передача полномочий и принятие
ключевых решений особенно характерны
для руководителя-фасадиста.

Критика
(анализ).

Критика как возможность преодоления
недоразумений между руководителем и
подчиненным неприятна фасадисту, который
использует обратную связь как метод
контроля посредством похвалы и наказания.

Распознать поведение
фасадиста позволяют следующие признаки:
неясные амбиции; расчет; предпочитает
окольные пути; пользуется доверием
человека против него самого; постоянно
играет роль, чтобы произвести эффект;
хитрость; двурушничество; тайно упивается
властью; фальшивый фасад; скрывает
истинные намерения; лицемер; уклончив;
манипулятор; охотно слушает похвалы,
но не выносит критики; чрезмерно развито
чувство личной власти; практичный;
склонен к обману; дорожит своей
положительной репутацией; нарушает
законы, но не хочет быть признан как
нарушитель; боится разоблачения.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. На конкретных
примерах покажите применение менеджером
различных методов управления и стилей
руководства. Выявите случаи, когда стиль
руководства сдерживает развитие
предприятия и вступает в противоречие
с эффективными методами управления.

2. Попытайтесь
определить стиль руководства известного
вам менеджера (авторитарный, демократический
или невмешательский). Дайте ваши
объяснения.

3. С помощью
управленческой решетки ГРИД решите
конкретные ситуации:

Ситуация 1

Ваш непосредственный
начальник, минуя вас, дает задание вашему
подчиненному, который уже занят
выполнением срочной работы. Вы и ваш
начальник считаете свои задания
неотложными. Выберите наиболее приемлемый
вариант решения:

A.
Буду строго придерживаться субординации,
не оспаривая решения начальника; предложу
подчиненному отложить выполнение
текущей работы.

Б.
Все зависит от того, насколько авторитетен
в моих глазах начальник.

B.
Выражу свое несогласие с решением
начальника; предупрежу его о том, что
впредь в таких случаях буду отменять
его задания, порученные моему подчиненному
без моего согласия.

Г.
В интересах дела отменю задание
начальника, прикажу подчиненному
продолжать начатую работу.

Ситуация 2

Между вашими
подчиненными возник конфликт,ме-шающий
им успешно работать. Каждый из них в
отдельности обращается к вам, чтобы вы
приняли его сторону и разрешили конфликт.
Ваша позиция в данной ситуации:

A.
Мое дело — не допустить, чтобы они
конфликтовали на работе, а решать
конфликт — их личное дело.

Б.
Лучше всего разобраться в этом общественным
организациям.

B.
Прежде всего необходимо разобраться в
причинах конфликта самому и попытаться
найти способ их примирить.

Г.
Выяснить, кто из членов коллектива —
авторитет для конфликтующих, и
воздействовать на людей через него.

Ситуация 3

Ваш подчиненный
по причине недисциплинированности не
выполнил задание в срок, хотя дал слово
сделать эту важную работу к намеченной
дате. Ваша реакция:

A.
Сначала добиться выполнения задания,
а затем уже поговорить наедине:
воспитывать, а если надо — наказать.

Б.
Поговорить с ним наедине, выяснить
причину срыва, добиться выполнения
работы, наказать в случае повторного
нарушения вдвойне.

B.
Сначала поговорить с теми, кто больше
знает о провинившемся, и посоветоваться
о том, какую форму воздействия применить
к нему.

Г.Отменить
задание, передать вопрос на решение
«треугольнику». В дальнейшем вести
тщательный контроль за его работой,
вовремя исправлять ошибки.

Ситуация 4

Один из членов
вашего коллектива внезапно заболел.
Каждый сотрудник очень занят срочной
работой. Работа отсутствующего также
должна быть выполнена в срок. Как вы
поведете себя в такой ситуации? Выберите
один из следующих вариантов:

A.
Поручу выполнить работу за отсутствующего
одному из своих подчиненных.

Б.
Предложу: «Давайте подумаем вместе, кто
возьмет на себя эту работу. Ведь она все
равно должна быть сделана. Пусть каждый
скажет, что он делает в этот период, а
затем мы вместе решим, как выполнить
работу заболевшего».

B.
Скажу коллективу: «Я очень перегружен
работой! Разделите-ка сами между собой
работу заболевшего. Выручайте друг
друга и весь коллектив. Человек выздоровеет
— отработает. За дело!»

Г.
Скажу и сделаю так: «Если никто из вас
не сможет выполнить его работу, я сам
сделаю ее!»

Пояснения к решению
конкретных ситуаций:

Вам следует,
руководствуясь характеристикой типов
управления, данных в учебном пособии,
определить правильные действия менеджера
каждого типа (1.1, 1.9, 9.1, 5.5, 9.9, 9+9). Данные
ответов занести в таблицу:

Образец (ответ
условный)

№ ситуации

тип менеджера

1.1

1.9

9.1

5.5

9.9

9+9

1

А

Б

В

Г

2

3

4

Пример:
если вы, анализируя ситуацию № 1, считаете,
что ответ А
присущ менеджеру типа 1.1, тогда этот
ответ вам следует занести в таблицу;
ответ Б
— менеджеру 9.1; ответ В
— менеджеру 5.5; ответ Г
— менеджеру 9+9. Аналогично поступить
по всем ситуациям.

В заключении
вам следует письменно аргументировать
свой выбор, т.е. пояснить, почему ответ
Апо ситуации № 1 соответствует типу
менеджера 1.1, и т.д.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Предыдущая Следующая

2. Попытайтесь определить
стиль руководства известного вам менеджера (авторитарный, демократический или
невмешательский). Дайте ваши объяснения.

3. С помощью управленческой
решетки ГРИД решите конкретные ситуации:

Ситуация 1

Ваш непосредственный
начальник, минуя вас, дает задание вашему подчиненному, который уже занят
выполнением срочной работы. Вы и ваш начальник считаете свои задания
неотложными. Выберите наиболее приемлемый вариант решения:

A. Буду
строго придерживаться субординации, не оспаривая решения начальника; предложу
подчиненному отложить выполнение текущей работы.

Б. Все
зависит от того, насколько авторитетен в моих глазах начальник.

B.
Выражу свое несогласие с решением начальника; предупрежу его о том, что впредь
в таких случаях буду отменять его задания, порученные моему подчиненному без
моего согласия.

Г. В
интересах дела отменю задание начальника, прикажу подчиненному продолжать
начатую работу.

Ситуация 2

Между вашими подчиненными
возник конфликт,ме-шающий им успешно работать. Каждый из них в отдельности
обращается к вам, чтобы вы приняли его сторону и разрешили конфликт. Ваша
позиция в данной ситуации:

A. Мое
дело — не допустить, чтобы они конфликтовали на работе, а решать конфликт — их
личное дело.

Б. Лучше
всего разобраться в этом общественным организациям.

B.
Прежде всего необходимо разобраться в причинах конфликта самому и попытаться
найти способ их примирить.

Г.
Выяснить, кто из членов коллектива — авторитет для конфликтующих, и
воздействовать на людей через него.

Ситуация 3

Ваш
подчиненный по причине недисциплинированности не выполнил задание в срок, хотя
дал слово сделать эту важную работу к намеченной дате. Ваша реакция:

A.
Сначала добиться выполнения задания, а затем уже поговорить наедине:
воспитывать, а если надо — наказать.

Б.
Поговорить с ним наедине, выяснить причину срыва, добиться выполнения работы,
наказать в случае повторного нарушения вдвойне.

B.
Сначала поговорить с теми, кто больше знает о провинившемся, и посоветоваться о
том, какую форму воздействия применить к нему.

Г.
Отменить задание, передать вопрос на решение «треугольнику». В дальнейшем вести
тщательный контроль за его работой, вовремя исправлять ошибки.

Ситуация 4

Один из членов вашего
коллектива внезапно заболел. Каждый сотрудник очень занят срочной работой.
Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок. Как вы поведете себя
в такой ситуации? Выберите один из следующих вариантов:

A.
Поручу выполнить работу за отсутствующего одному из своих подчиненных.

Б.
Предложу: «Давайте подумаем вместе, кто возьмет на себя эту работу. Ведь она
все равно должна быть сделана. Пусть каждый скажет, что он делает в этот
период, а затем мы вместе решим, как выполнить работу заболевшего».

B. Скажу
коллективу: «Я очень перегружен работой! Разделите-ка сами между собой работу
заболевшего. Выручайте друг друга и весь коллектив. Человек выздоровеет —
отработает. За дело!»

Г. Скажу
и сделаю так: «Если никто из вас не сможет выполнить его работу, я сам сделаю
ее!»

Предыдущая Следующая


    Карта сайта

  • Главная
  • Фотогафии
  • Скалолазы
  • Методики и пособия
  • Статьи, комментар …
  • Архив
  • Ссылки

Hosted by uCoz

Аудиоверсия:

Правильно руководить проектом нужно уметь. От лидерских качеств менеджера, стиля его руководства и манеры общения с членами команды зависит успех всех начинаний.

Быть лидером – значит, меньше думать о своих нуждах; больше – о нуждах людей, при этом правильно ставить задачи по управлению проектами.


Подходов к стилям руководства много – сколько менеджеров, столько и стилей. Ведь каждый руководитель уникален и обладает определенными лидерскими качествами. Однако не стоит экспериментировать с методами и пробовать что-то новое ежедневно – это ведь не одежда. Полезным и правильным будет адаптироваться под отдельную ситуацию, требования и условия.

В статье описываются:

  • Классификация Курта Левина.
  • Управленческая решетка Блэйка-Моутона.
  • Теория Х и теория Y.
  • Эмоциональные стили руководства.

На самом деле, выделяют разные стили руководства. И говоря о какой-либо классификации, нужно знать, какой критерий брался в качестве основного. В статье мы рассмотрим далеко не все классификации. Однако выбор пал на такие, которые могут найти применение в большинстве ситуаций.

Классификация Курта Левина

Наиболее распространенной является классификация стилей руководства, предложенная немецким психологом Куртом Левином. Уже в 1930-е гг. он предложил выделять три основных стиля руководства – авторитарный, либеральный и демократический.

1. Авторитарный стиль руководства

Данный стиль управления характерен для лидеров, которые при принятии решений не советуются с членами команды, даже несмотря на то, что их вклад может быть действительно ценным. Такой метод и стиль управления эффективны в ситуациях, когда необходимо быстро принять решения, но мнение команды не нужно.

Авторитарный стиль отличается жестким руководством. Работа выполняется за счет жестких поручений и распоряжений. Зачастую это приводит к деморализации сотрудников, прогулам и текучке кадров.

2. Либеральный стиль руководства

При таком стиле руководства лидер предоставляет своей команде свободу действий в работе, а также при необходимости обеспечивает поддержкой и советами. Подчиненные же сами устанавливают себе сроки выполнения задач.

Либеральный стиль со стороны руководителя повышает степень удовлетворенности своей работой у сотрудников. И в этом кроется угроза: члены команды могут принять невмешательство руководителя за равнодушие, нерационально использовать время и т.д. Самомотивации в таком случае может быть недостаточно для эффективного выполнения работы.

К слову, данный стиль также может проявляться у лидеров, не имеющих контроля над своими делами, а значит, и контроля над делами подчиненных.

3. Демократический стиль руководства

Все решения принимаются руководителем вместе с членами его команды, которые вовлечены в процесс принятия решений. Менеджеры поощряют креативность, и, как правило, степень вовлеченности подчиненных во все процессы и проекты высока.

При таком подходе у членов команды преобладает высокая степень удовлетворенности от своей работы и повышенная продуктивность. Однако демократический стиль не всегда может быть эффективным. Особенно это касается ситуаций, когда решения нужно принимать в сжатые сроки.

Демократический стиль управления подразумевает высокую степень умения руководить, иначе при большой свободе действий некоторые сотрудники могут либо нерационально пользоваться временем, либо и вовсе пытаться взять руководство в свои руки.

Управленческая решетка Блэйка-Моутона

Эта концепция была разработана в Университете штата Огайо. Затем в 1964 году в нее внесли изменения и, собственно, популяризировали специалисты в теории менеджмента Роберт Блэйк и Джэйн Моутон.

Если говорить в наиболее общих словах, то в этой теории описываются 5 стилей руководства. Они базируются на заботе о людях и заботе о производстве/задачах.

Управленческая решетка Блэйка-Моутона

1. Примитивное руководство

Руководитель прилагает минимум усилий для налаживания заботы о людях и эффективного производства. У такого лидера минимальная заинтересованность в том, чтобы члены команды получали удовлетворения от работы. В результате в проекте/организации преобладают высокая степень неорганизованности, а сроки выполнения задач не соблюдаются.

Самому же менеджеру также свойственна неэффективность и желание просто сохранять должность.

2. Авторитарное руководство

При таком стиле управления менеджеру характерны забота о производстве и отсутствие заинтересованности в своих подчиненных. Он отличается высоким уровнем ответственности, интеллекта и наличием организаторских способностей.

Между руководителем и членами команды сохраняется дистанция. При этом менеджер полагает, что эффективность работы зависит от строгой организации, и максимально возможно исключает людей из процессов принятия решений.

На короткой дистанции такой стиль руководства может повысить производительность команды. На длинной же — из-за жесткой политики и процедур это приводит к недовольству со стороны членов команды.

3. Производственно-социальное руководство

Достаточно сбалансированный стиль, при котором менеджер добивается компромисса – баланса между эффективностью работы и заботой о нуждах сотрудников. Такого лидера отличает прогрессивность взглядов, обсуждение решений с командой, заинтересованность в успешном завершении проекта.

Однако менеджеры с таким стилем руководства не настаивают на новых критериях достижения целей, что зачастую приводит к средним результатам. Более того, характерны ситуации, когда не все нужды производства и сотрудников полностью соблюдаются.

4. Социальное руководство

Руководитель много внимания уделяет заботе о сотрудниках и мало – заботе о задачах и производстве. При таком подходе они работают в теплой атмосфере, приятном и дружеском окружении. Менеджер считает, что именно такой подход создает условия для самомотивации и усердного труда.

Однако слабый акцент на задачах часто создает препятствия для высокой производительности, что приводит к спорным результатам.

5. Командное руководство

Данный стиль управления в менеджменте характеризуется значительным акцентом на производстве и нуждах членов команды. Лидер знает, что предоставление более широких возможностей, преданность делу, доверие и уважение, а также вовлеченность в процессы принятия решений – важнейшие моменты для создания командной атмосферы. Это, по его мнению, автоматически приводит к высокому уровню производства и удовлетворения работой.

Создатели классификации считают этот стиль руководства наиболее оптимальным.

Теория Х и теория Y

В 1960-е американский социальный психолог Дуглас Макгрегор предложил теорию X и Y, в которой говорилось о мотивации людей и управленческом поведении.

Теория X

Метод руководства основывается на том, что все сотрудники ленивы, избегают ответственности без дополнительного поощрения, и их требуется побуждать к работе. Из-за этого менеджер вынужден пристально следить за ними.

Такие руководители изначально не доверяют членам команды. Соответственно, все это негативно влияет на моральный дух и производительность членов команды.

Теория Y

При таком стиле руководства менеджер считает, что у сотрудников есть амбиции и  внутренние стимулы работать. Руководитель доверяет членам своей команды и полагает, что они получают удовольствие от выполняемых задач.

Согласно этой теории, сотрудникам нужно предоставлять свободу действий и не навязывать большое количество правил. Работая по мере своих возможностей, они знают, как продуктивно работать.

6 эмоциональных стилей руководства

Данная классификация была предложена американским писателем и психологом Дэниелем Гоулманом, который специализировался на психологии. В свое время его книга «Эмоциональный интеллект» более полутора лет находилась в списке бестселлеров New York Times.

В своей следующей книге «Эмоциональное лидерство» автор описывает 6 различных методов управления.

1. Визионерский стиль руководства

Подходит в ситуациях, когда необходимо обозначить общие цели для группы, а также когда необходимо задать новое направление развития. При этом менеджер очень ярко описывает, какая задача стоит перед всеми, и какая цель преследуется.

Гоулман отмечает, что при таком подходе руководители обозначают направление, но не указывают методы. Поэтому членам команды дается свобода действий для придумывания новых идей и проведения экспериментов.

2. Наставнический стиль руководства

При таком подходе руководитель фокусируется на развитии членов команды, показывает, как можно улучшить их производительность. При этом он старается объединить личные цели каждого сотрудника с целями проекта в частности или организации в целом.

По мнению автора, наставничество дает хорошие результаты с подчиненными, которые проявляют инициативу и желание профессионально развиваться. Однако это может привести и к обратному эффекту: члены команды могут воспринять такой подход как попытку контролировать каждый шаг и проводить контроль исполнения поручений руководителя. Как результат, может пропасть уверенность в своих силах.

3. Аффилиативный стиль руководства

Управление командой проекта и гармония внутри него путем сближения ее членов — вот на чем здесь делается акцент. Автор утверждает, что такой метод обладает достаточной ценностью, когда нужно повысить мораль команды, улучшить коммуникацию и восстановить доверие. Однако стоит быть осторожным, поскольку производительность может отойти на второй план.

4. Демократический стиль руководства

Данный стиль управления основывается на знаниях и навыках членов команды, деятельность которых направлена на достижение общих целей. Наилучшим образом такой метод подходит в ситуациях, когда направление развития еще не ясно, и лидеру необходимо собрать воедино мнения всех сотрудников.

Демократический метод базируется на коллективном принятии решений. Однако он может иметь разрушительные последствия в кризисные времена, когда требуется быстрое принятие решений.

5. Направляющий стиль руководства

Руководитель задает высокие стандарты производительности. У него присутствует навязчивая идея, что все можно делать лучше и быстрее. Этого же он и требует от членов команды.

Гоулман предупреждает, что такой метод управления стоит применять весьма умеренно, поскольку он может подорвать мораль, а сотрудники будут думать, что они неправильно выполняют задачи. Автор также приводит данные, что зачастую такой стиль плохо влияет на коллектив.

6. Командующий стиль руководства

Классический подход военного руководства. Возможно, он используется чаще других, но при этом он наименее эффективен. Руководитель никак не хвалит членов команды, а наоборот, критикует. Поэтому сотрудники не удовлетворены работой.

Автор утверждает, что метод может быть эффективным только в кризисный момент, когда необходимо срочно улучшить ситуацию.

Любопытно, что сегодня даже армии многих стран признали этот стиль управления достаточно неэффективным, в том числе для управления задачами сотрудников.

Эффективный стиль руководства + инструмент для управления проектами = успешное завершение

Уметь управлять командой проекта – хоть и значительная, но все же часть работы менеджера. Ему также необходимо грамотно управлять всеми процессами: назначать задачи и следить за прогрессом их выполнения, ставить сроки, уметь налаживать управление ресурсами и многое другое. А еще важно командное взаимодействие в рамках одного онлайн инструмента.

Все это можно найти в диаграмме Ганта.

Инструмент для управления проектами и командами: GanttPRO

Инструмент для управления проектами и командами

Планируйте проекты и руководите командой с помощью онлайн диаграммы Ганта.

Попробуйте бесплатно

Управлять командой в инструменте довольно просто. Поставив задачу, менеджер будет осведомлен о ее сроках и прогрессе выполнения, о задействованных ресурсах и зависимостях между задачами.

Руководитель будет знать обо всем, что происходит на проекте, благодаря оповещениям в режиме реального времени. У него также есть возможность просматривать историю изменений и отменять действия, которые были случайно выполнены.

Кроме того, все задействованные в проекте участники могут оставлять комментарии под задачами и прикреплять к ним файлы. Командное взаимодействие в онлайн диаграмме Ганта удобное и эффективное.

Подытожим

Как правило, для успешного управления проектом используются смешанные стили, имеющие в себе черты методов руководства из различных классификаций. И чтобы быть успешным и эффективным лидером, нужно уметь находить баланс. Именно такой подход повышает эффективность управления и шансы на успешное завершение проекта.

А как вы управляете проектом? Какой стиль руководства предпочитаете вы?

5
6
голоса

Рейтинг статьи

CC BY-SA

This content is licensed by

Стили руководства в менеджменте: как взаимодействовать с персоналом эффективно

Менеджмент — это не только умение ставить задачи, распоряжаться временем и бюджетом, но и работа с персоналом. Чтобы начать проект и успешно его завершить, руководителю необходимо получить доверие и повысить мотивацию сотрудников. У работников должно появиться желание следовать за лидером. Грамотные методы управления помогают достигнуть этого. Лидерские качества менеджера, стиль его руководства и особенности общения с командой напрямую влияют на успех проекта. 

Большинство руководителей используют какую-то модель поведения, и не всегда это осознают. В этой статье мы не расскажем, как стать идеальным лидером и выбрать нужный тип управления. Сильный руководитель — тот, кто сочетает стили между собой и адаптирует их в зависимости от ситуации и типа личности конкретного сотрудника.

Разберемся подробнее в понятии «стили руководства», их разновидностях и расскажем, как выбрать метод в зависимости от ситуации. 

Что такое стили руководства и зачем они нужны

Руководители выбирают стили управления коллективом в зависимости от своего характера, ценностей, возможностей и целей. В способах взаимодействия с сотрудниками прослеживается «почерк» менеджера — его индивидуальный стиль руководства. Определить тип руководства можно с помощью приемов, которыми управленец побуждает работников выполнять задачи и контролирует работу подчиненных. 

Методы взаимодействия с персоналом и эффективность работы находятся в прямой зависимости друг от друга. Поэтому если руководитель сможет правильно подобрать стиль и гибко подстраивать его под ситуацию, то продуктивность сотрудников вырастет. Когда человеку предоставляют комфортные для него условия, он быстрее развивается, а мотивация растет. 

Классификация стилей управления

Взглядов на типы руководства множество. Управленец может использовать несколько методов в большей или меньшей степени — это характеризует его уникальный стиль.

Чтобы разобраться в классификациях, нужно знать критерии, на основе которых были составлены теории. О том, какие стили руководства существуют и когда применять каждый из них для достижения результата, расскажем ниже.

Теория лидерства Левина 

Одна из первых популярных классификаций. Теорию разработал немецкий и американский психолог Курт Левин в 30-х годах 20 века, в ней он учитывал социальное окружение. Он выделил три метода управления: 

  • авторитарный;

  • либеральный;

  • демократический.

В основе такого разделения лежат следующие критерии: 

  • насколько властный руководитель;

  •  насколько сотрудники свободны.

Левин одним из первых обратил внимание на двойственную природу лидерства. Руководителю необходимо управлять персоналом так, чтобы члены группы могли достигать высоких показателей в работе, при этом испытывать удовлетворенность своей работой.

Стили руководства

Стили различаются способом формулировки задачи, степенью участия руководителя и характером его общения с командой.

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Кто принимает решение

Руководитель

Руководитель с опорой на мнение подчиненных

Сотрудники

Скорость принятия решений

Высокая

Средняя

Зависит от сотрудников

Сколько времени тратит руководитель

Много

Средне

Мало

Основная проблема

Задачи застревают на проверке у руководителя

Команда должна быть активной

Команда может отклониться от решения задачи

Авторитарный стиль

Авторитарный метод управления характеризуется жесткими методами руководства. Власть есть только у руководителя, со стороны сотрудников нет инициативы  Его суть — диктаторство, приказы, наказания. Еще несколько особенностей авторитарного руководства: 

  1. Управленец четко ставит задачи, определяет пути их решения и сроки выполнения.

  2. Делегирование задач внутри команды.

  3. Сотрудники не имеют права голоса, но и не несут ответственности за результат. 

  4. Интересы компании выше интересов людей.

  5. Руководитель взаимодействует с сотрудниками только в рамках задач.

Преимущества

Недостатки

  • высокий уровень дисциплины;

  • находить новые кадры проще: не нужно искать самостоятельных специалистов;

  • сотрудников легко заменить;

  • прозрачность деятельности и всех ее процессов.

  • высокий уровень стресса в коллективе;

  • сотрудники не могут развиваться как специалисты и двигаться по карьерной лестнице;

  • менеджеры среднего и низшего звена не видят положения дел компании; 

  • весь рабочий процесс замыкается на руководителе: команда работает так быстро, как может лидер;

  • сотрудники становятся пассивными.

В таблице видно, что минусов применения авторитарного стиля больше. Однако есть ситуации, когда руководителям необходимо использовать этот метод. Например, у сотрудников мало опыта: они не знают, как решать задачи, а их предложения не несут ценности для компании. Еще один сценарий применения — критическая ситуация, при которой нужно выполнить задачу качественно и быстро. Часто авторитарный способ управления применяют в сферах с высокой текучкой кадров. Например, в игровой индустрии.

С опытными подчиненными использовать авторитарное управление не рекомендуется. Контроль над задачами, в которых сотрудник хорошо разбирается, снизит мотивацию сотрудника. 

Демократический стиль

Авторитарный стиль управления в менеджменте используется реже, чем демократическое управление, и считается менее эффективным. Разберемся, почему так происходит. 

При демократическом стиле руководства сотрудники имеют больше свободы и могут предлагать идеи, а также управлять своим временем и устанавливать срок выполнения задач. Управленец прислушивается к мнению подчиненных, но решение принимает самостоятельно. Руководитель следит за работой только на основной стадии работы и направляет команду в нужную сторону, также его задача — обеспечить условия и выделить бюджет. Коучинг — популярный способ управления в демократическом стиле. Команда разбирается в задачах с помощью наводящих вопросов управленца. 

Из преимуществ демократического стиля управления можно выделить: 

  1. Появление новых идей.

  2. Высокая мотивация к труду.

  3. Тесное взаимодействие между членами команды.

  4. Повышение качества выполнения задач.

  5. Высокая степень удовлетворенности своей работой.

  6. Решения почти всегда верные.

Недостатков меньше, но они есть: 

  1. Для некоторых сотрудников самомотивации недостаточно.

  2. Подбор кадров становится сложнее: нужно искать опытных людей, которые могут самоорганизовываться.

  3. Время принятия решений увеличивается — сроки проекта срываются.

Обычно используют этот стиль руководители, когда работают с опытной и активной командой, которая может самостоятельно установить сроки и способы решения задач. Благодаря демократическому стилю управления сотрудники горят делом и быстрее развиваются. Подход также применяют, когда руководителю нужно время на решение более важных проблем. Например, ему нужно сосредоточиться на стратегии развития. 

Однако собрать коллектив из профессионалов и устранить в нем текучку достаточно трудно — в этом и заключается сложность управления. 

Либеральный стиль

Такое управление еще называют попустительским. Стили менеджмента подразумевают разную степень свободы сотрудников, но в этом типе руководства она ничем не ограничена. Подчиненные не только выполняют задачи, но и полностью несут ответственность за результаты. Руководитель — часть коллектива, он ставит себя наравне с сотрудниками. 

Чаще всего так управляют персоналом и процессами те руководители, у которых нет лидерских качеств и психологических знаний. Есть признаки, по которым можно определить либеральный метод руководства: 

  • у каждого свое мнение;

  • никто не хочет идти на компромисс;

  • нет единого понимания целей;

  • у каждого свой путь развития. 

Стиль уместен только при высоком уровне дисциплинированности сотрудников. Иначе результатов придется добиваться очень долго. Если вы чувствуете, что у подчиненных мало опыта, не применяйте этот стиль. Делегируйте только задачи, которые соответствуют навыкам работника. 

В таком стиле может работать только высокоорганизованная команда профессионалов, которые мотивированы завершить общий проект. Чаще всего только небольшие стартапы успешно используют либеральный стиль руководства. В таких командах руководитель наряду со всеми берет на себя задачи, просто у него они организационные.

Либеральный стиль руководства все же имеет свои плюсы. В команде, которая работает сплоченно над общей целью, и имеет четкие зоны ответственности, возрастает мотивация. Каждый хочет сделать свою часть проекта лучшим образом, потому что чувствует за нее гордость. Но чтобы собрать такую команду, должны сойтись звезды.

Cтили руководства и сценарии их применения

Не знаете, как управлять командой в разных ситуациях? Собрали для вас памятку по использованию стилей руководства.

Теория Лайкерта

Американский социолог Р. Лайкерт выделил стили управления в зависимости от того, на что направлена деятельность руководителя: на задачи или на человека. Два противоположных принципа Лайкерт разместил по разные стороны одной оси. 

Какие бывают стили руководства согласно теории Лайкерта: 

Стили управления по Лайкерту

Эксплуататорско-авторитарный стиль — самый жесткий метод. У сотрудников и руководителя нет доверия друг к другу. Подчиненных всегда наказывают и никогда не поощряют. Сократить дистанцию между управленцем и работниками невозможно. 

Благосклонно-авторитарный стиль — более мягкий метод управления. Дистанцию в команде держат также строго. Здесь выстраивается модель «барин-слуга». Руководитель снисходителен, но относится к подчиненных как к слугам. Они же уважают и бояться его как хозяина. Однако есть баланс между наказанием и поощрением. 

Консультативно-демократический стиль характеризуется высокой степенью доверия. Руководитель ценит инициативу и самостоятельность сотрудников, но контролирует работу сам. Наказывают подчиненных чаще, чем поощряют. 

Стиль, основанный на участии персонала, подразумевает полное доверие сотрудников к управленцу, и наоборот. Система наказаний используется редко или вообще отсутствует. На первом плане — материальное поощрение. У сотрудников есть возможность самостоятельно разрабатывать систему бонусов. Чаще всего руководитель общается с подчиненными неформально. 

Чем дальше двигаемся от работы к человеку, тем больше авторитарное руководство отступает и появляется признаки демократии. 

Управленческая решетка Блэйка-Моутона

Теория была разработана на основе исследований Лайкерта и Левина. Блейк и Моутон построили управленческую решетку — матрицу, у которой есть две оси (забота о деле и забота о людях). В каждой шкале по 9 делений. На их основе появились следующие стили управления руководителя: 

Управленческая сетка

  • 1, 1 — Примитивное руководство

  • 9, 1 — Авторитарное руководство

  • 5, 5 — Производственно-социальное руководство

  • 1, 9 — Социальное руководство

  • 9, 9 — Командное руководство

Любому руководителю необходимо стремиться к показателю 9 по обеим осям матрицы. Эффективность будет расти, а сотрудники будут удовлетворены работой. Каждый руководитель может использовать этот стиль руководства. Для этого ему необходимо:

  • иметь профессиональную подготовку;

  • стремиться учиться;

  • уметь находить точки взаимодействия с коллективом;

  • повышать уровень знаний в области педагогики, психологии, управления. 

Ситуации, при которых невозможно достигнуть модели 9, 9: 

  1. Небольшой опыт и недостаток навыков.

  2. Недостаток профессиональной подготовки управленца.

  3. Снижение мотивации в процессе работы.

  4. Боязнь ответственности. 

  5. Разные взгляды и ценности сотрудников и руководителя.

Как выбрать стиль управления

В предыдущих разделах мы рассмотрели лишь 3 классификации. Чтобы выбрать подходящие стили и методы управления, нужно учитывать следующие факторы: 

  1. Критичность ситуации. Бывает так, что проблема требует незамедлительного решения. В этом случае совещания и делегирование обязанностей отнимают время. Поэтому в таких ситуациях даже либеральное руководство должно использовать авторитарный стиль. 

  2. Количество сотрудников. Если руководителю нужно привлечь большое количество работников для выполнения задачи, стоит обсуждать ее с коллективом и побуждать к проявлению инициативы. 

  3. Личность подчиненных. Грамотное управление должно строиться с учетом уникальности каждого человека, у всех свои особенности характера. Кто-то начинает работать только после наказаний, а кого-то они заставят покинуть команду. 

Какие будут последствия, если выбрать неправильные стили управления персоналом: 

  1. Нездоровая атмосфера в коллективе. Психологическое давление со стороны руководителя порождает страх подчиненных и снижает их мотивацию. И наоборот — в расслабленной атмосфере сотрудники не будут продуктивны. 

  2. Качество идей и решений. Если сотрудники не будут проявлять инициативу, конечный продукт ничем не будет выделяться на фоне конкурентов. 

  3. Срыв сроков проекта. При авторитарном стиле работники выполняют задачи из страха и не задумываются о результате. Если применять демократию, сотрудники могут тянуть время столько, сколько им хочется. 

  4. Отсутствие авторитета руководителя. При использовании только либерального стиля сотрудники могут перестать видеть в управленце лидера и уважать его мнение. 

Вывод

Стиль управления есть у каждого руководителя, но не все это осознают и пытаются изменить поведение так, чтобы деятельность была эффективной. Ни в одном учебном пособии вы не узнаете, как стать «идеальным» руководителем. Оптимальный стиль управления персоналом — тот, благодаря которому в конкретной ситуации можно добиться результатов, при этом не пожертвовать моральным и физическим состоянием сотрудников. 

Эффективное управление состоит из методов влияния, которые можно обнаружить только на практике. Но если вы еще не нашли подходящий вид руководства, не стоит менять их каждый день. Переход на другие стили управления болезненно отражается на работниках и их моральном состоянии. Если появилась необходимость в изменении стиля, честно и открыто говорите с подчиненными о причинах и последствиях. 

Подписаться на рассылку

Подпишитесь, чтобы раз в неделю получать статьи о финансах, продажах и управлении проектами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Кукла на масленицу своими руками из ткани пошаговая инструкция
  • Руководство пользователя экнис транзас
  • Как собрать кубик рубика 3х3 для начинающих инструкция алгоритм
  • Бицилин3 инструкция по применению в ветеринарии для собак
  • Мультивит плюс минералы инструкция по применению в ветеринарии

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии