Политическое лидерство представляет собой индивидуальное или коллективное руководство

Ука­жи­те, как автор опре­де­ля­ет по­ня­тие по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ства? При­ве­ди­те три при­ме­ра по­ли­ти­че­ских ли­де­ров, ав­то­ри­тет ко­то­рых имеет раз­лич­ное про­ис­хож­де­ние.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21—24.

По­ли­ти­че­ское ли­дер­ство  — это не врож­ден­ное свой­ство от­дель­ных лич­но­стей и не раз и на­все­гда дан­ная при­ви­ле­гия субъ­ек­тов…

Со­ци­аль­ным ста­ту­сом субъ­ек­та на­зы­ва­ет­ся опре­де­лен­ная по­зи­ция, за­ни­ма­е­мая им в об­ще­стве, свя­зан­ная с дру­ги­ми по­зи­ци­я­ми через си­сте­му прав и обя­зан­но­стей. Иными сло­ва­ми, со­ци­аль­ный ста­тус ха­рак­те­ри­зу­ет место дан­но­го субъ­ек­та в си­сте­ме со­ци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия, место в об­ще­стве. Как сле­ду­ет из вы­ше­из­ло­жен­но­го, по­ли­ти­че­ское ли­дер­ство  — это управ­лен­че­ский ста­тус, со­ци­аль­ная по­зи­ция субъ­ек­та, свя­зан­ная пре­жде всего с при­ня­ти­ем власт­ных ре­ше­ний. Это по­ло­же­ние в об­ще­стве, ко­то­рое ха­рак­те­ри­зу­ет­ся спо­соб­но­стью за­ни­ма­ю­ще­го­ся субъ­ек­та на­прав­лять и ор­га­ни­зо­вы­вать кол­лек­тив­ные дей­ствия. Иначе го­во­ря, лидер  — это ру­ко­во­ди­тель…

Но можно ли вся­ко­го ру­ко­во­ди­те­ля на­звать ли­де­ром? Ве­ро­ят­но, нет. В со­цио­ло­гии раз­ли­ча­ют фор­маль­но­го и не­фор­маль­но­го ру­ко­во­ди­те­ля. Фор­маль­ный ру­ко­во­ди­тель на­зна­ча­ет­ся или из­би­ра­ет­ся на долж­ность в со­от­вет­ствии с уста­нов­лен­ны­ми нор­ма­тив­ны­ми про­це­ду­ра­ми… Власть по­ли­ти­че­ско­го ли­де­ра ос­но­вы­ва­ет­ся не на фор­маль­ных, нор­ма­тив­ных актах, а на ав­то­ри­те­те… По­ли­ти­че­ский лидер по сво­е­му ста­ту­су это ав­то­ри­тет­ный член груп­пы, ор­га­ни­за­ции, об­ще­ства, вли­я­ние ко­то­ро­го поз­во­ля­ет ему иг­рать важ­ную роль в при­ня­тии и ре­а­ли­за­ции власт­ных ре­ше­ний в по­ли­ти­че­ском про­цес­се. 

Здесь мы по­до­шли к еще одной важ­ной ха­рак­те­ри­сти­ке по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ства. По­ли­ти­че­ское ли­дер­ство  — это не толь­ко тип субъ­ек­та де­я­тель­но­сти, об­ще­ствен­ное от­но­ше­ние, со­ци­аль­ный ста­тус, но и важ­ней­ший со­ци­аль­ный ин­сти­тут- Пси­хо­ло­ги­че­ский под­ход пы­та­ет­ся объ­яс­нить фе­но­мен ли­дер­ства не толь­ко с по­зи­ции мо­ти­ва­ции ли­де­ра, но и с по­зи­ции мо­ти­ва­ции ве­до­мых на ос­но­ве глу­бин­ных под­со­зна­тель­ных про­цес­сов… Об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния могут быть ис­тол­ко­ва­ны по типу от­но­ше­ний в семье: ре­бе­нок  — мать, ре­бе­нок  — отец. Взрос­лые члены семьи, и пре­жде всего отец, вы­сту­па­ют для ре­бен­ка как выс­ший ав­то­ри­тет. По­треб­ность в таком ав­то­ри­те­те, опора на этот ав­то­ри­тет, яв­ля­ет­ся одной из су­ще­ствен­ных основ жиз­не­де­я­тель­но­сти ре­бен­ка. И эта по­треб­ность не ис­че­за­ет по мере взрос­ле­ния ре­бен­ка. Че­ло­век все­гда хочет опе­реть­ся на что-то выс­шее, род­ное.

Си­стем­но-функ­ци­о­наль­ный под­ход тесно свя­зы­ва­ет при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния и функ­ции по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ства с со­ци­аль­ны­ми по­треб­но­стя­ми об­ще­ства. Глав­ное со­дер­жа­ние функ­ций ли­дер­ства, с точки зре­ния этого под­хо­да, опре­де­ля­ет­ся объ­ек­тив­ной по­треб­но­стью по­ли­ти­че­ско­го со­об­ще­ства в целом или от­дель­ных его ча­стей (по­ли­ти­че­ских групп, ор­га­ни­за­ций) в со­зна­тель­ном са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­нии и са­мо­раз­ви­тии.

(АА. Ра­ду­гин)

Политика является
важнейшей структурой публичного
управления, которая создается отдельными
людьми для выполнения общественных
целей. Властные функции и полномочия
осуществляются конкретными лицами –
политическими лидерами. Механизм
реализации политической власти не может
действовать без главного действующего
лица – политического лидера, который
занимает центральное место во властных
отношениях.

Для
более глубокого понимания таких сложных
политических явлений, как «политический
лидер» и «политическое лидерство»,
необходимо рассмотреть понятия «лидер»
и «лидерство» в самом общем и широком
значении. Понятие «лидер» (англ. «lider»)
означает ведущий, руководящий, управляющий
другими людьми. Он способен воздействовать
на других людей в целях интеграции
совместной деятельности для достижения
групповых целей.

С термином «лидер»
тесно связано другое понятие –
«лидерство». Лидерство возникает,
формируется и функционирует на всех
уровнях общественной организации. Под
ним понимается сложный механизм
взаимодействия лидеров и ведомых.
Лидерство также отражает объективную
необходимость в организации совместной
деятельности людей. Лидерство существует
везде, где есть групповая, коллективная
деятельность. Лидерство не только
ведущий признак всех организаций, но и
конкретный институт реализации власти.

Одной
из наиболее развитых форм лидерства
является политическое лидерство.
Политическое лидерство в развернутой
форме раскрывает сущность реального
механизма политического властвования.
Его изучение позволяет углубить знания
о политической власти.

Политическим
лидером

чаще всего считают личность, способную
играть важную роль в принятии и реализации
властных решений в политическом процессе,
оказывающую постоянное и решающее
воздействие на организацию, государство,
общество в целом.

Существует
более строгий подход к определению
политического лидера. В соответствии
с ним политическим лидером может
считаться только тот, кто способен
изменять ход событий и направленность
политических процессов
.
Только политический лидер способен
трансформировать общественную жизнь,
перестраивать политические условия.
Таким образом, не каждый монарх, президент,
премьер-министр, руководитель политической
партии, парламентарий становится
политическим лидером.

Политический
лидер призван объединять людей вокруг
целей и ценностей, носителями которых
он выступает, защищать их интересы и
предлагать пути решения насущных
проблем, быть инициатором обновления
и развития общественной жизни, организовать
деятельность людей, стимулируя их
рациональное самоуправление, брать на
себя ответственность за реализацию
принимаемых решений.

Одной из самых
важных для людей и общества в целом
является роль политического лидера в
экономическом развитии государства,
которое обусловливает индивидуальное
и общественное благополучие и стабильность.

Политическое
лидерство

представляет
собой способ взаимодействия лидера и
масс, постоянное приоритетное влияние
одного или нескольких лиц, занимающих
властные позиции, на все общество,
организацию или группу
.

Другими словами,
политическое лидерство – это деятельность
по руководству определенной общностью
людей в сфере политики.

В
политическом лидерстве политологи
выделяют следующие особенности:

1)
отсутствие
в современных условиях прямого
взаимодействия между лидером и обществом

(посредниками между ними выступают
партии, группы интересов, СМИ, специальные
структуры – «связи с общественностью»);

2)
многоролевой
характер лидерства

(лидер должен ориентироваться на
различные социальные интересы и
потребности, согласовывать их и
оправдывать ожидания людей);

3)
корпоративный
характер лидерства

(решения, принимаемые лидером, готовятся
его ближайшим окружением, экспертами
и т.п.);

4)
институционализация
лидерства

(деятельность лидера ограничена в той
или иной степени существующими социальными
отношениями, нормами, процедурами
принятия решений).

В
структуре политического лидерства
выделяют следующие важнейшие компоненты,
которые определяют его характер:

  • индивидуальные
    черты лидера (природные
    качества
    :
    сила характера, воля, решительность,
    интуиция, магнетизм личности и т.п.;
    профессиональные
    качества
    :
    аналитические способности, умение
    быстро и точно ориентироваться в
    обстановке, способность убеждать и
    противостоять чужому мнению, ораторское
    искусство, организаторские способности,
    компетентность в принятии решений,
    готовность к компромиссам, дипломатичность
    и т.п.; нравственные
    качества
    31:
    благородство, честность, верность
    общественному долгу, забота о людях,
    об общественном благе и справедливости);

  • «инструменты
    власти», т.е. ресурсы, которыми располагает
    лидер при достижении поставленных
    целей (политические партии, законодательные
    органы, суды, бюрократический аппарат,
    СМИ и другие средства, обеспечивающие
    коммуникацию лидера с народными
    массами);

  • ситуация,
    в которой действует политический лидер
    и которая оказывает на него влияние
    (стабильное или кризисное развитие
    общества выдвигает на первый план
    разные проблемы и разные политические
    решения).

В то же время необходимо отметить, что
политическое лидерство – понятие
многомерное и выделение данных элементов
носит условный характер. Функции,
выполняемые политическими лидерами,
во многом зависят от целей, ситуации,
среды, в которой им приходится действовать.
Если лидер сталкивается с кризисным
общественным развитием, на первый план
выходят следующие:

1) Аналитическая (диагностическая)
функция. Она связана с глубоким и
всесторонним анализом причин сложившейся
ситуации, изучением объективных и
субъективных факторов. Лидер определяет
наиболее важные проблемы и определяет,
что и как необходимо исправить.

2) Директивная функция. Она связана
с принятием решений, разработкой
программы действий. Важную роль здесь
играют личностные качества политического
лидера, его решительность, энергия, ум,
интуиция, смелость, способность брать
на себя большую ответственность.

3) Мобилизующая функция. Она связана с
мобилизацией масс на осуществление
намеченных целей, выполнение конкретных
решений. Здесь многое зависит от умения
и способности политического лидера
вступать в контакт с широкими массами,
убеждать их, вдохновлять, привлекать
на свою сторону колеблющихся.

В условиях стабильного общественного
развития круг функций политического
лидера значительно расширяется.

4) Новаторская функция. Общество не
должно стоять на месте, оно должно
развиваться. Поэтому политический лидер
должен вносить новые конструктивные
идеи, проекты, направленные на обновление
и дальнейшее развитие общества.

5) Коммуникативная функция. Политические
лидеры должны служить людям, выражая
интересы различных социальных групп и
общества в целом. Проведение прогрессивной
и взвешенной политики невозможно без
всестороннего учета запросов и
потребностей людей – их стремлений к
справедливости, миру, безопасности,
благосостоянию и свободе. Поэтому лидер
обязан следить за постоянно меняющимися
общественными настроениями, мнениями,
связанными с динамикой преобразующейся
жизнедеятельности людей. Именно
политический лидер должен обеспечивать
постоянную коммуникацию власти и масс,
наличие каналов политической и
эмоциональной связи и тем самым
предотвращать отчуждение граждан от
политики.

6) Интегративная функция. Политический
лидер должен делать все возможное для
поддержания целостности и стабильности
общества, обеспечения гражданского
мира и согласия. Различные социальные
слои общества, различные политические
партии, союзы, альянсы должны действовать
на благо общественного развития под
влиянием авторитета политического
лидера.

Кроме того, политический лидер обязан
предвидеть последствия реформ и
преобразований, избегать нежелательного
эффекта резкого расслоения и поляризации
общества, вовремя реагировать и принимать
по возможности упреждающие воздействия,
направленные на предотвращение конфликтов
в обществе. Невнимание к обострившимся
социальным проблемам способно привести
не только к социальной напряженности,
но и вызвать политическую нестабильность.

Для тоталитарных политических режимов
характерна также функция легитимизации
политического строя
. Она всегда
связана с возникновением культа личности
лидера, который наделяется
сверхъестественными, божественными
способностями. Именно благодаря этим
исключительным качествам лидера
обеспечивается доверие граждан к
существующему политическому режиму.

Реальная
эффективность
политического лидерства определяется:

а) умением своевременно вырабатывать
политику и принимать необходимые
решения;

б) способностью
вырабатывать эффективную политику,
дающую положительный результат;

в) способностью успешно проводить
политику в жизнь, претворять решения в
программу действий.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Политическое лидерство — единство деятель­ности и отношения

Термин «лидер» (англ. — leader) буквально означает ведущий, руководитель, вождь. Категория «политическое лидерство» значительно объемнее по своему содержанию. Она фиксирует в теоретической форме специфический аспект (процесс) деятельности по руководству определенной общностью людей в сфере политики. Вместе с тем эта категория характеризует свойственное руководящей деятельности отношение между ее субъектом и объектом. Политическое лидерство — существенная сторона политического руководства. Есть еще третий план категории, интегрирующий в себе другие моменты: политическое лидерство является, по Парсонсу, одним из основополагающих институтов политической системы. Таким образом, категория «политическое лидерство» обозначает тип субъекта политической деятельности (субъект-лидер), отношения между субъектом и объектом деятельности (лидерство) и политический институт — механизм функционирования и реализации лидерства. Суть всех трех аспектов рассматриваемой категории концентрируется в лидерстве как политическом отношении и раскрывается через него.

Лидерство — прежде всего отношение, так как предполагает взаимодействия лидера-субъекта (отдельной личности или подгруппы), являющегося частью какой-то общности, со всей этой общностью. К примеру, лидер партии является ее членом; его деятельность — это взаимодействие со всей партией. Как политическое отношение лидерство включает ряд моментов, характеризующих соответствующие функции. Какие именно, вопрос дискуссионный. И все же в разнообразии взглядов просматриваются некоторые общие представления, позволяющие дать, хотя бы в самом первом приближении, определение интересующего нас понятия во всех его трех ипостасях.

Политическое лидерство — это такое политическое отношение субъекта-лидера (подгруппы или индивида) к сообществу, при котором первый наделен определенным объемом прав и ответственности формулировать и выражать интересы и цели сообщества, выступать инициатором в их осуществлении и организовывать участие всего сообщества.

Стало быть, отношение «политическое лидерство» включает следующие элементы:

а) властвование субъекта-лидера, поскольку он наделен сообществом правом выражать его волю и принимать ответственные решения, связанные с реализацией общих интересов и целей;

б) инициативность лидера, направленная на поиск путей и мобилизацию ресурсов во имя осуществления коллективных целей;

в) отношение руководства, ибо субъект призван организовывать и направлять процессы коллективных действий в русло достижения общих целей, то есть руководить объединенной деятельностью людей;

г) зависимость субъекта лидерства, уровня его активности и объема влияния на сообщество от характера интересов последнего и содержания целей.

Институт лидерства — это нормативный порядок (по Парсонсу), посредством которого некоторая под-‘ группа или индивид — политический деятель наделяется соответствующим объемом полномочий для осуществления функций лидерства. Политический лидер — это субъект — носитель данных функций.

Дальнейшая конкретизация определения лидерства и его функций предполагает анализ различных моментов содержания данного политического отношения, описание типов деятельности — лидирование. В свою очередь решение этого вопроса связано с выяснением социальной природы лидерства.

В качестве отправного пункта нашего анализа может быть взят следующий тезис.

Главное содержание функций лидерства определяется объективной потребностью политического сообщества в целом или его отдельных частей (политических групп) в сознательной саморегуляции и саморазвитии.

Следовательно, лидерство — не врожденное свойство отдельных личностей, не природное отношение и не раз навсегда данная привилегия каких-то субъектов. А это обусловленный политическими отноше — . ниями статус определенного политического субъекта, это и позиция, которую нужно постоянно отстаивать в соперничестве с. другими субъектами — членами сообщества и преодолевать спонтанность, стихий ность в поведении людей, в политическом процессе.

Лидерство — имманентная сторона, сущностный момент политики как органического единства общественной идеи и обобществленной практики. Политическая деятельность и политические отношения по своей природе (что уже ранее отмечалось) носят це-лерациональный, сознательно организованный характер. Отсюда потребность в субъекте, способном продуцировать общественную идею, выражать то, что сознает сообщество, быть носителем коллективного сознания и организатором коллективных действий. Социальной стихии не нужен лидер, но организованное общественное движение без лидера не существует. Целерациональность включает научную обосно ванностъ политических целей и действий, что далеко не всеми признавалось и признается. Так, теоретик анархизма М. Бакунин решительно отвергал значение рационального, научного знания для социалистической политики. Он писал, что «так как мысль, теория, наука… составляют достояние немногих, то эти немногие должны быть руководителями общественной жизни…». «Но если наука должна предписывать законы жизни, то огромное большинство, миллионы людей должны быть управляемы одной или двумя сотнями ученых в сущности даже гораздо меньшим числом…». И далее: «Управление жизни наукою не могло иметь другого результата, кроме оглупления всего человечества»1. Политическая история свидетельствует о другом: наука, к сожалению, пока еще нигде, в том числе в социалистических и коммунистических движениях, в полном объеме не управляла политической жизнью. И, конечно же, не «оглупляла» человечество.

Поскольку политика всегда организованный процесс социальной деятельности и отношений, то он объективно требует наличия авторитета, олицетворяющего коллективную волю и осознанный общий интерес. Авторитета не только властного, предполагающего возможность принуждения членов сообщества, но и основанного на добровольном признании влияния того, кто обладает преимуществом, по сравнению с другими, в знании, в понимании общего интереса, в опыте, организованности и т. д.

Лидерство прямо вытекает из творческой сущности политики. Ведь подлинная политика, а не корыстное политиканство, органически включает постоянный поиск путей и ресурсов согласования интересов и разрешения возникающих социальных противоречий и конфликтов. А это означает, что имманентное политической деятельности — инициативность, инновация.

Наконец, если политика суть руководство людьми, если она включает определение коллективных целей и мобилизацию ресурсов и принятие решений, необходимых для достижения намеченных целей, то естественна необходимость ядра политической деятельности, в котором воплощается способность субъекта интегрировать интересы и волю сообщества и направлять их в общее русло во имя реализации желаемых целей. Таким ядром выступает политический лидер. Им могут быть как отдельные политические деятели, так и организации — партии, государственные институты (глава государства, правительства), общественные организации, элиты. Лидерство возникает, формируется и функционирует на всех уровнях организации политической системы: от глобального (общегосударственного и межгосударственного) до отдельной политической группы.

В литературе существуют различные подходы в анализе функций политического лидерства. Американский политолог Р. Таккер, описывая политическую культуру и лидерство в Советской России, рассматривает вопрос в контексте коммунистического движения. Деятельность лидеров, по мнению Р. Танкера, можно подразделить на три взаимосвязанных ступени. Во-первых, они осуществляют функции оценки. От лидеров ждут авторитетной, мудрой и своевременной оценки ситуации как проблемной. Во-вторых, они должны вырабатывать линию поведения, т. е. определять от имени группы направление ее действия для разрешения стоящих проблем. В-третьих, лидер выполняет мобилизующую функцию, он добивается от группы поддержки его оценки ситуации и призывает к осуществлению намеченной им программы.

С точки зрения лидерства, автор анализирует Манифест коммунистической партии. Он выделяет такие основные моменты-функции, воплощенные в данном документе: а) фиксацию диагноза состояния капиталистического общества; б) обоснование необходимого плана действия пролетариата для выхода из сложившегося состояния; в) выявление и мобилизация сил, способных поддержать революционное движение2. Р. Таккер рассматривает эту типологию действий в качестве всеобщей модели функций политического лидерства.

Американская исследовательница М. Херман характеризует содержание функций политического лидерства через соответствующие образы-модели.

Образ первый. Лидер-«знаменосец», подобно Мартину Лютеру Кингу. Его отличает собственное видение действительности. Он определяет цели, указывает направления деятельности своим сторонникам и увлекает их за собой. В этом и заключается его руководящая роль.

Образ второй. Лидер отождествляется с «политиком-служителем». Это такой деятель, который выступает в роли выразителя интересов своих приверженцев; он руководствуется их желаниями и действует от их имени.

Третий образ. Лидер уподобляется «торговцу», благодаря его способности убеждать, сторонники «покупают» его планы или идеи и увлекаются их осуществлением. Автор ссылается в этой связи на высказывание Г. Трумэна: «Суть власти президента в том, чтобы объединить людей и попытаться убедить их делать то, что они должны делать без всякого убеждения»3. В данном случае с особенной четкостью просматривается природа лидерства как общественного отношения.

Четвертый образ. Лидер рассматривается в качестве «пожарника». Его руководящее действие является реакцией на порожденные ситуацией события.

Автор считает, что в политической практике все отмеченные черты в различном сочетании реализуются большинством лидеров.

Не во всем можно согласиться с американским политологом. В частности, вызывают сомнения используемые образы лидера (за исключением «знаменосца»). Там не менее стремление оттенить различие смыслов, обозначаемых одним понятием «лидерство», трудно оспорить, так как это отражает модификации поведения политических деятелей. Например, каждый современный политик стремится быть лидером-«знаменосцем» и в то же время едва ли будет возражать, если его посчитают «политиком-служителем». Один из популярных американских президентов Р. Рейган в своей первой инаугурационной речи сделал главный упор на слова, адресованные «группе особых интересов, которую так долго игнорировали», народу Соединенных Штатов. Эта группа, заявил президент, не знает местнических разграничений или этнических расовых разногласий, и в ней нет политических партийных водоразделов. Она состоит из мужчин и женщин… специалистов-профессионалов, предпринимателей, лавочников, клерков, таксистов и водителей грузовых автомашин. Короче говоря, они — это мы — народ, порода людей, именующая себя американцами».

Каждый из американцев, кто слушал Рейгана, услышал в его выступлении то, что хотел услышать. Он сумел убедить американских граждан в своих идеях и планах и вызвал ответное чувство оптимизма, и уверенности в достижении стоящих перед обществом, задач. Сработали способность оратора почувствовать настроение аудитории и талант понять особенности момента.

Было бы необъективным не отметить относящиеся к рассматриваемой теме работы В. И. Ленина. В них, как известно, обосновывалась концепция пролетарской партии как политического лидера трудящихся масс. Можно по-разному относиться к ленинскому учению о партии, но вообще отмахнуться от него невозможно, ибо речь идет о политическом феномене, оказавшем огромное влияние на мировой исторический процесс. В ленинских работах мы находим ряд мыслей, с большой долей истинности отражающих черты современного политического лидера.

Вот лишь некоторые из них. Лидер (по Ленину, партия — политический авангард и ее вожди) силен тогда, когда выражает то, что сознают массы; способен вести за собой, если способен ответить на каждый вопрос трудящихся; держится на единстве со всей пролетарской массой, не растворяясь в ней. Авангард только тогда выполняет свои задачи, когда умеет не отрываться от руководимой им массы, а действительно вести ее вперед4.

Думается, что рекомендации В. И. Ленина можно адресовать любому политическому лидеру.

Статус и функции политического лидера определяют его поведение и предъявляют соответствующие требования к его субъективным качествам. Не рассматривая эту тему особо, хотел бы обратить внимание лишь на существенную мысль М. Вебера о трех К качествах политика, являющихся, по его словам, «в /основном решающими». Это «страсть, чувство ответ-ственности, глазомер»5. Страсть — в смысле ориен-тации на существо дела. Однако одной страсти не-достаточно. «Она не сделает вас, — отмечает М. Вебер, — политиком, если, являясь служением «делу», не сделает «ответственность именно перед этим делом глав — ной путеводной звездой вашей деятельности». А для этого, отмечал М. Вебер, «в том-то и состоит |решающее психологическое качество политика — тре-Обуется глазомер, способность с внутренней собраннос — тью и спокойствием поддаться воздействию реальнос-тей, иными словами требуется дистанция по отноше-нию к вещам и людям». «Политика делается головой, ане какими-либо другими частями тела или души»6.

Сила политической личности, подчеркивал М. Вебер, в первую очередь означает наличие у нее указанных качеств. И еще одно поучительное замечание немецкого ученого: «В сфере политики есть лишь Два рода смертных грехов: уход от существа дела и… к безответственность». Можно только восхищаться про-жорливостью политолога: насколько же актуально звучат сегодня его слова. Безответственность политических лидеров привела к развалу СССР. Та же безответственность ряда лидеров регионального (республиканского) масштаба создает опасность вверг-. нуть народы страны в пучину насильственной кон — фронтации.

Политический лидер и лидерство как общественное отношение и институт характеризуются специфическим механизмом реализации. Отмечу два момента: легитимность лидерства и двуединый процесс осуществления его функции.

Что касается легитимности, то она связана с самим содержанием политического лидерства как властеотношения. Субъект выступает в качестве политического лидера, если он признается политическим сообществом как выразитель его интересов и воли, как носитель его ценностей. И такое признание закрепляется нормативно, организационно, идеологическими средствами, традицией, общественным мнением. Причем особенность легитимности политического лидерства в том, что здесь на первый план выдвигается даже не легальная форма легитимности (узаконение), а общественно-политические формы признания. Тем и отличается лидер от любого другого руководящего деятеля, опирающегося прежде всего на рычаги публичной власти. Нормативный порядок — необходимое условие обеспечения функционирования политического лидерства как института. Тем не менее, лидерство не есть голое командование людьми. Вести за собой массы вовсе не означает принуждать их следовать инициативе ведущего. Здесь важнейшее значение имеет момент осознанной заинтересованности в достижении коллективных целей и добровольности в действиях.

Многоаспектность легитимности политического лидерства воплощается в двуедином характере процесса его реализации. С одной стороны, это воздействие на сообщество через властные органы и механизмы, с другой, — непосредственное влияние лидера на ведомых своими политическими и идеологическими взглядами и установками, содержанием и направленностью политических действий и предлагаемых программ, опытом и стилем поведения, наконец, в целом общественным, в том числе нравственным обликом.

Отмеченные способы воздействия лидера на сообщество взаимосвязаны, переплетаются, взаимодополняют друг друга, но все же остаются различными сторонами процесса лидирования. В одном случае лидер прямо обращается к людям со своими идеями, новациями и проектами, разъясняет свою политику, призывает массы к ее осуществлению. В другом, а чаще всего одновременно, имея мандат от народа (того или иного сообщества), он в своей деятельности опирается на систему политической власти: партийной или государственной. Непосредственное воздействие лидера базируется на признании его идей и установок, на понимании ведомыми и привлекательности политики, на собственном авторитете лидера. Опосредованное же влияние его на общество строится на авторитете политической власти.

Представление о двойственном характере воздействия политического лидерства на сообщество вытекает из факта его полифункциональности: как одного из главных политических институтов системы и вместе с тем как субъекта, персонифицированного в конкретном политическом деятеле или коллективе деятелей.

Подчеркивая двуединство способов влияния лидера на ведомых, мы тем самым, во-первых, обосновываем его отличие от других субъектов управления и руководства, строящих свою деятельность на базе администрирования; во-Еторых, отмечаем необходимость учитывать обратную связь: момент зависимости характера и объема влияния лидера от состояния сообщества, его ответной реакции на действие лиде ра; в-третьих, ориентируем на осмысление многообразия средств влияния лидера и возможных источников деформации лидерства. В самом деле, политический лидер до тех пор остается для данного сообщества таковым, пока он действует в рамках и средствами политической организации, предполагающей властные полномочия, и одновременно использует свой идеологический, политический и нравственный потенциал во имя осуществления свойственных его статусу ролей. В случае, если, скажем, лидер (деятель или организация) использует только властные полномочия, он превращается в обычного авторитарного руководителя (правителя, администратора). И наоборот, отказываясь от использования властных механизмов и всецело опираясь на идеологические и моральные средства влияния, лидер теряет качество политического или, по крайней мере, он утрачивает институциональные черты.

Сам факт сочетания в механизме реализации лидерства властных средств и влияния политико-идеологического и общественного авторитета говорит о противоречивости этого механизма. Й не только. Взаимодействие общности и его лидеров обременено реальной возможностью противоречий и конфликтов по другим линиям. В частности, по линии временного несовпадения целей и отдельных интересов,

а также выбора тактики действия. Лидер может требовать бескомпромиссной реализации провозглашенных целей, независимо от изменяющихся условий, к чему группа оказывается неподготовленной. Он, далее, может использовать свое положение в интересах не всего сообщества, а только его части, подгруппы, непосредственно выдвинувшей его, или даже в своих личных интересах. Не исключена и такая ситуация, когда лидер изменяет направление и принципы деятельности, уклоняясь от общепризнанных целей. Вполне естественны различные интерпретации общих интересов и целей лидерами и ведомыми. Отсюда необходимость включения в механизм института лидерства системы контроля за деятельностью лидера в виде совокупности демократических процедур (выборность, отчетность лидера, механизм компромиссов и т. д.).

Лекция 6. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

 1. Понятие лидерства.

1.1.  Идеи лидерства в истории.

Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.

Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и другие уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах творцов истории.

Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Макиавелли. В его трактовке политический лидер — это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства. Разработанные Макиавелли практические советы для правителей, предполагающие искусное сочетание хитрости и силы, высоко ценили Кромвель, Наполеон и многие другие выдающиеся политики.

Яркими представителями волюнтаристской теории лидерства рассматривающей историю как результат творчества выдаются личностей, явились Томас Карлейль (1795—1881) и Ральф Уолдо Эмерсон (1803—1882). Первый из них считал основную массу населения «убогой во всех отношениях», не способной нормально существовать без направляющего воздействия лидеров. Именно в «пестрой одежде» выдающихся личностей проявляется божественное провидение и творческое начало в истории. Подобные взгляды на политическое лидерство выражал и Эмерсон. «все глубокие прозрения,— писал он, — удел выдающихся индивидов».

Концепцию лидерства, оказавшую заметное влияние на последующую политическую мысль и практику, разработал Фридрих Ницше (1844—1900). Он пытался обосновать необходимость формирования высшего биологического типа — человека-лидера, сверхчеловека. «Цель человечества,— писал Ницше,— лежит в его высших представителях <…> Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей — в этом, и ни в чем ином, состоит его задача».

Сверхчеловек не ограничен нормами существующей морали, стоит по ту сторону добра и зла. Он может быть жестоким к обычным людям и снисходительным, сдержанным, нежным, дружелюбным в отношениях с равными себе, со сверхчеловеками. Его отличают высокие жизненные силы и воля к власти. Это сильная, волевая, развитая и красивая личность, возвышающаяся над человеком так же, как тот превосходит обезьяну. В представлениях Ницше о сверхчеловеке отразилась дарвинистская идея об эволюции биологических видов.

Непосредственное воздействие на современные концепции лидерства оказал Габриель Тард (1843—1904), один из основоположников теории социализации. Тард пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. Большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственный источник прогресса общества — открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями.

С многовековой традицией, рассматривающей лидеров как локомотив истории, принципиально расходится марксизм. Он ограничивает возможность активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер выступает здесь наиболее последовательным, со- звательным и умелым выразителем воли класса, т.е. играет по отношению к классу в общем-то вспомогательную, служебную роль. И если Маркс и Энгельс отмечали возможность обособления политических лидеров от представляемого ими класса и предупреждали рабочих о необходимости обезопасить себя от собственных чиновников, то у Ленина и, особенно, у Сталина возобладали еще более упрощенные представления о соотношении масс и политических лидеров. «Массы, — писал Ленин, — делятся на классы <…> классами руководят обычно <…> политические партии <…> политические партии в виде общего правила управляются более или менее устойчивыми группами наиболее авторитетных, влиятельных, опытных, выбираемых на самые ответственные должности лиц, называемых вождями».

Свойственная ленинизму классовая одномерность общественного развития и жесткий экономический детерминизм в объяснении политики не позволяют в полной мере учесть общечеловеческие начала лидерства, активность политических руководителей, в том числе и их способность навязывать массам, используя их иллюзии и доверчивость, тупиковые варианты общественных изменений, противоречащие интересам классов и всего народа.

Отрицание исторической роли лидеров свойственно и некоторым немарксистским исследователям. Они (например Б. Мацлих) утверждают, что «лидеры не имеют никакого значения». Массы и окружающая среда в целом диктуют поведение лидеров, влияют на их ценности и цели, определяют средства достижения целей, контролируют их действия с помощью конституций, партий и других институциональных механизмов.

Подавляющее большинство современных исследователей лидерства не разделяют подобные точки зрения, недооценивающие автономию и активность политических лидеров, их многообразное воздействие на общество. Богатство феномена лидерства отражается в его определениях.

1.2.  Определения лидерства.

В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:

1. Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, пишет Жан Блондель, — это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям»1.

2. Лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство — это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов»2.

3. Лидерство — это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.) Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности:

          Во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны. Так, например, Ли Освальд, официально признанный убийцей американского президента Джона Кеннеди, своим поступком оказал существенное влияние на последующее политическое развитие Америки, да и мира в целом. Однако было бы нелепо вследствие этого считать его политическим лидером.

Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько или даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его на все общество или крупные группы.

В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет 80 влиянии. Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия — от лидера к членам группы.

В-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, — это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель. Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения.

4. Политическое лидерство — это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности (Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др.). При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага. Такая интерпретация политического лидерства вполне возможна. Однако она применима главным образом лишь к демократическим организациям: государствам, партиям и т.п.

5. Лидер — это символ общности и образец политического поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями. Политическое лидерство отличается от политического руководства, которое, «в отличие от лидерства, предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства—подчинения».

Эта точка зрения до сих пор достаточно широко распространена в российском обществоведении и связана с его длительной оторванностью от мировой науки и, в частности, с узким, преимущественно психологическим пониманием лидерства как главенствующего положения личности, возникающего стихийно в ходе межличностных отношений в малой группе. Применительно к социологии и политологии с такой трактовкой лидерства никак нельзя согласиться из-за ее односторонности, неучета объективной, антропологической и социальной основы этого феномена, недооценки ведущей роли властного статуса в выполнении функций политического лидерства, связанного с воздействием на большие массы людей. 

1.3.  Объективная и субъективная стороны лидерства.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством и называемые «протолидерством», встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни, например стадах обезьян или оленей, в волчьих стаях и т.д. Здесь всегда делается наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписанными законами, продиктованными взаимоотношениями со средой и биологически запрограммированными.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится прежде всего потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности.

Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление—подчинение) и горизонтальное (коррелятивные одноуровневые связи, например разделение труда и кооперация) распределение функций и ролей и прежде всего через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности требуют, как правило, иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер (протолидер).

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах с низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации функции лидера выражены слабо. По мере же усиления потребностей системы и самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей — спецификация функций лидера и его структурное, институциональное обособление повышаются.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить и повести и собой группу. В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности Убавления и жесткости подчинения (например в армии), институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, придание им сравнительно больших властных полномочий обязательны.

Именно к такому типу объединений относится политика. В ней действуют огромные массы людей, ставящие перед собой вполне определенные, ясно осознанные цели и испытывающие непрерывное противодействие со стороны политических оппонентов. В силу этого институциализация лидирующих позиций проявляется в политике особенно отчетливо.

Институциализация руководящих функций отражается в понятии формального лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах обладании ресурсами влияния. В противоположность формальному, неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы (общества). Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами.

Оба этих аспекта — формальный и неформальный — характеризуют политическое лидерство. Причем в политике формальный, институциональный аспект является ведущим, поскольку здесь реализация потребностей в самоорганизации и упорядочении деятельности огромного количества людей зависит не столько от индивидуальных качеств (хотя это тоже очень важно), сколько от силы и влияния организации. В современном обществе, не опираясь на организацию, на СМИ, даже личность, обладающая выдающимися способностями, не сможет стать политическим лидером. Как писал в «Лженероне» Л. Фейхтвангер, «власть даже пустого человека наполняет содержанием». И в этом смысле, даже находясь в полувменяемом состоянии, такие советские руководители, как Л.И. Брежнев и К.У. Черненко, объективно выполняли роль политических лидеров. Именно от них непосредственно зависело принятие важнейших государственных решений.

Таким образом, понятие политического лидерства включает два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый аспект, предполагая хотя бы минимальную личностную активность, имеет ключевое значение для оценки индивида как политического лидера. Второй же аспект — личностные качества и реальное поведение на занимаемом посту — определяет главным образом лишь сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного или нерезультативного, великого или ординарного, как «хорошего» или «плохого» руководителя. Учитывая все это, отделение политического лидерства о его институционально закрепленной руководящей позиций которой приданы властные полномочия, представляется неправомерным.

Из всех определений политического лидерства, рассмотренных выше, характеристика лидерства как особого рода влияния представляется наиболее плодотворной, поскольку она, в отличие, например, от властной трактовки лидерства, охватывает не только властные, но и более «мягкие», опирающиеся лишь на авторитет и убеждение виды руководящего влияния, предполагающие не столь жесткое, однонаправленное воздействие, как власть.

Итак, политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу. В структуре лидерства обычно выделяют три главных компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или инструменты, которыми он располагает; ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства.

 2. Природа политического лидерства. 

2.1.  Теория черт.

Феномен лидерства пытаются объяснить многие теории. Пожалуй, старейшей из них, не утратившей и сегодня своей актуальности, является теория черт. Она создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальным лидерам — героям. Суть этой теории состоят в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека. Как писал один из основателей этой теории Э. Богардус, «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству».

Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю и целеустремленность, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности и, особенно, компетентность и готовность брать на себя ответственность К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют фото- и телегеничность, внешнюю привлекательность, способность внушать людям доверие и т.п.

Для проверки теории черт были проведены обширные конкретные исследования. Они в значительной мере поставили под сомнение эту концепцию, так как оказалось, что при детальном анализе индивидуальные качества лидера почти в точности совпадают с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще. Кроме того, в некоторых сферах деятельности, прежде всего в области предпринимательства, высокие интеллектуальные и моральные качества являются скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха. К тому же часто выдающиеся способности людей на протяжении многих лет, а порой и всей жизни, оказываются невостребованными, не находят применения.

Все это вовсе не означает полного отрицания теории черт. Очевидно, что для занятия лидирующих позиций в условиях конкуренции действительно нужны определенные психологические и социальные качества. Однако их набор значительно меняется в зависимости от исторических эпох, отдельных государств и конкретных ситуаций. Даже в наши дни личностные качества, дающие шансы на политический успех, существенно отличаются, например, в Швеции, Афганистане, Корее и Сомали. К тому же во многих, главным образом недемократических, государствах политическими лидерами часто становятся заурядные, серые личности, не обладающие яркой индивидуальностью.

Учет всего этого породил вторую волну развития теории черт, или ее факторно-аналитическую концепцию. Она различает чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты, стиль поведения, связанные с достижением определенных политических целей. Между этими двумя группами свойств лидера могут быть существенные различия. Это можно проиллюстрировать на примере Ленина. Его индивидуальные черты, проявляющиеся в отношениях с близким окружением, никак не предвещали жестокого деспота, жаждущего насилия и равнодушного к страданиям людей. Однако его упорство и даже одержимость в стремлении к в общем-то гуманной, но утопической цели построения коммунизма делали из него диктатора, отрицающего общечеловеческие нормы морали и ради удержания власти не останавливающегося перед преступлениями, что проявилось, например, в его приказах о расстрелах заложников, жестоких расправах над священниками и т.д. Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятие целей и задач, связанных с определенной ситуацией. В результате взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним целей и условий их осуществления вырабатывается стиль его поведения, составляющий его «вторую природу». Стиль поведения и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток определенных социальных условий.

2.2.  Ситуационная концепция..

Идею зависимости лидерства от определенных социальных условий обосновывает и развивает его ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер и др.). Она исходит из относительности и множественности лидерства. Лидер — функция определенной ситуации. Как писал Р. Стогдилл, «лидерство есть связь, которая существует между людьми в какой-то социальной ситуации, и люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно будут ими в других ситуациях»1. Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение. Так, например, ситуация в исламском Иране неизбежно отвергнет политиков европейского или американского типа. Точно так же и религиозный лидер-пророк не сумеет проявить себя на политической арене Запада. Очевидно, что требования к лидеру значительно различаются и в зависимости от того, находится данное государство в состоянии кризиса или развивается стабильно.

С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества релятивны, относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой — в повседневной политико-организационной работе, третий — в межличностном общении и т.п. В Целом же лидеров отличают главным образом целеустремленность, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, а также компетентность.

Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, однако не абсолютизирует их, отдает приоритет в объяснении природы политического лидерства обстоятельствам. На основе этой концепции, подтверждаемой эмпирическими исследованиями, ряд ученых (Э. Фромм, Д. Рисмэн и др.) пришли к выводу, что в современном западном обществе большие шансы на успех имеет беспринципный человек, ориенирующийся на политическую конъюнктуру и не задумывающийся о нравственной значимости своих действий.

Однако такие выводы, как и ситуационная теория в целом подтверждаются далеко не полностью. Ограниченность этой концепции состоит в том, что она недостаточно отражает активность лидера, его способность правильно и своевременно оценить и изменить ситуацию, найти решение острых проблем.

           2.3.  Теория конституентов.

Уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной концепции явилась теория, объясняющая феномен лидерства через последователей и конституентов. «Именно последователь, утверждает Ф. Стэнфорд, — воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидерство».

Достоинством такого подхода является рассмотрение лидерства как особого рода отношений между руководителем и его конституентами, выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты — последователи — активисты — лидер. Лидер и его конституенты составляют единую систему. В современной науке круг конституентов лидера понимается достаточно широко. В него включаются не только политические активисты и все достаточно четко определившиеся приверженцы (последователи) лидера, но и его избиратели, а также все те, кто взаимодействует с ним, оказывает на него влияние. Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера, зачастую действующего вопреки своим собственным политическим привычкам, симпатиям и антипатиям.

В формировании и функционировании отношений «лидер-конституенты» особенно велика роль активистов. Именно они достаточно компетентно оценивают личные качества и возможности лидера, организуют кампании в его поддержку, выступают «приводным ремнем», связывающим его с массами, т.е. «делают» лидера.

Через конституентов проявляется воздействие на политику господствующей политической культуры и прежде всего ценностных ориентации и ожиданий избирателей. В демократическом государстве претенденты на роль политических лидеров могут рассчитывать на успех лишь в случае совпадения их имиджа с  ожиданиями большинства народа.

Имея немалые достоинства, трактовка лидера как выразителя интересов и экспектаций конституентов, подобно его ситуационной интерпретации, плохо работает при объяснении инноваций, самостоятельности и активности лидера. История свидетельствует, что некоторые весьма важные действия руководителей идут вразрез с интересами и ожиданиями приведших их к власти социальных слоев и сторонников. Яркий пример тому — политическая деятельность Сталина, который примерно за полтора десятилетия своего господства почти полностью уничтожил большевиков, ранее приведших его к власти, а заодно и свыше половины членов собственной партии.

Взаимодействие лидера и его конституентов — обоюдонаправленное, двустороннее движение. Причем лидеры могут в значительной мере менять свою социальную опору. Самостоятельность лидера по отношению к конституентам прямо зависит от характера политического строя, от степени концентрации власти в руках руководителя и от политической культуры общества в целом. Наибольшие возможности для субъективистской и волюнтаристской политики имеют лидеры в авторитарных и тоталитарных системах, где они могут порою поставить под угрозу само существование всей нации, как это пытался сделать, например, Гитлер накануне поражения нацистской Германии.

2.4.  Психологические концепции и интерактивный анализ.

Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации. Прояснить его субъективные механизмы помогают психологические теории и, в частности, психоаналитическое объяснение лидерства. Как считал основоположник психоанализа 3. Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо — преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к творчеству, в том числе и к лидерству.

У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторские функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство полноценности и т.п. Определенные психологические потребности отражает и подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.

Заметный вклад в развитие психоанализа внесли ученые франкфуртской школы Эрих Фромм, Теодор Адорно и другие. Они выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих массовые фрустрации и неврозы и стремление человека убежать от всего этого в сферу господства и подчинения. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям.

Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение доставляет такому человеку особое наслаждение. Оно является формой своеобразного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет мазохистские черты – при столкновении с превосходящей силой такая личность восхищается ею и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у индивидов авторитарного типа презрение и желание унизить их.

Такой тип поведения в психологическом смысле служит проявлением не силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной внутренней силы, пытается убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими. Эта личность иррациональна, склонна к мистике, руководствуется в первую очередь эмоциями и не терпит равенства и демократии. Она воспринимает других людей и мир в целом сквозь призму отношений силы – слабости, садомазохизма.

Эмпирические исследования, проведенные Ардоно и другими учеными, подтвердили реальное существование авторитарного типа личности, выявили ее некоторые новые черты. В целом же это направление психоанализа значительно расширило представления о внутренних мотивациях стремления к лидерству, хотя, конечно же, не исчерпывает все типы таких мотиваций. Как уже отмечалось, существуют и некоторые другие типы психологического отношения к лидерству, например игровой, инструментальный и др.

Совокупность различных интерпретаций позволяет увидеть разноодразные стороны политического лидерства, однако еще не дает его целостной картины. Попытку решить эту задачу, осуществить комплексное исследование лидерства представляет собой интерактивный анализ. Он учитывает четыре главных момента лидерства: черты лидера; задачи, которые он призван выполнять; его последователей и конституентов; систему их взаимодействия, механизм взаимоотношений лидера и его конституентов. И все же создать единую, универсальную концепцию лидерства, по всей вероятности, невозможно, поскольку это явление чрезвычайно многообразно по своим проявлениям и функциям, зависит от исторических эпох, типов политических систем, особенностей лидеров и их конституентов и других факторов.

 3. Классификация, функции, тенденции развития лидерства. 

            3.1. Типы лидерства.

            Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («реальных»), и великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры – герои (злодеи) имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.

            Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.

            Одна из «классических» типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) – их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных, — это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических – наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

            Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и любая другая классификация, ограничена в применении. В основе первого типа лежит привычка, второго – разум, третьего – вера и эмоции. Основоположник этой классификации Вебер особое внимание уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важнейшего движителя, генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач социального обновления. В относительно же спокойные периоды развития для общества предпочтительно рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который, в свою очередь, уступает место реформатору-законодателю.

В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера – знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а так же привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; буржуазных, мелкобуржуазных и т.п. (марксизм). 

3.2.  Функции лидера.

Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров можно выделить их три общих функции: 1. Политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации; 2. Определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы; 3. Мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.

Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующие:

1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание в руководстве.

3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя», «отца народов», «народного президента» и т.п. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании народов с преимущественно патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.

4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии государственных органов и их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для преодоления недоверия к ней, формирования у населения гражданского сознания, патриотизма. С помощью телевидения и других СМИ, в ходе встреч с избирателями и других мероприятий политические лидеры имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.

5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Строго говоря, в этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще Призматическим лидерам, однако, не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления «вьетнамского синдрома», национального пессимизма и апатии, распространившихся в США после поражения в войне с Северным Вьетнамом, американский президент Рональд Рейган.

6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются Так было в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств и усиленно насаждая культ их личностей. 

3.3.  Культ личности.

Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории — культ личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека. Наиболее часто он встречается в тоталитарных и авторитарных государствах, хотя его элементы порою складываются и в странах демократических, например во Франции во времена президентства Шарля де Голля.

Культ политических руководителей — неотъемлемый элемент сакрализации власти. По своей сути он является воскрешением языческого идолопоклонства и, в частности, таких его атрибутов, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и т.п. В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в идеологии, ее претензии на монопольное обладание социальной истиной, универсальную, всеобщую значимость. «Отцы» такой «единственно верной идеологии» наделяются качествами пророков и ясновидцев.

Благоприятной субъективной питательной средой культа личности являются патриархальная и подданническая политические культуры, которые исходят из веры в «хорошего царя» или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Однако важнейшей непосредственной причиной культа обычно служит огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной властей в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности начальства.

В тоталитарном обществе сфера такой зависимости по существу ничем не ограничена. Это и поступление на работу, и карьера, и получение жилья, премий и других социальных благ, и различного рода санкции к непослушным. Отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической идеологической обработкой, все это порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество. Тяжелое наследие такого отношения к политическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах мира, особенно в странах Востока.

3.4.  Тенденции развития политического лидерства.

Социальная значимость, функции и весь социальный облик лидеров прямо зависят прежде всего от характера политического строя. Очевидно, что они будут коренным образом расходиться, например, в теократическом государстве, тоталитарном и демократическом обществах. Демократия, понимаемая в своем прямом, этимологическом значении как власть народа, большинства, вообще плохо совместима с политическим лидерством, предполагающим руководство одного лица.

В современных государствах примирение принципов лидерства и народовластия осуществляется на пути представительной демократии, оставляющей избранникам народа свободу действий в пределах, очерченных законом. Здесь отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие традиционные, преимущественно харизматические представления о лидерстве. Эти тенденции — институциализация и профессионализация лидерства.

Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти и сама деятельность политических руководителей осуществляются в рамках определенных институтов — норм и организаций. Функции лидеров ограничены разделением законодательной, исполнительной, судебной и информационной властей, конституциями и другими законодательной актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживается собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. В силу развития демократического контроля, а также отсутствия разного рода революционных ситуаций в современных индустриально развитых государствах практически не появляются политики, которые оставляли бы такой же глубокий след в истории, как, например, Наполеон, Бисмарк, Петр Первый, а также Гитлер или Сталин. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных созидательных задач.С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства — его профессионализация. Еще в 1919 г. М. Вебер в известной работе «Политика как призвание и профессия» отмечал растущее «превращение политики в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной партийной системой». В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, группами интересов, СМИ и широкой общественностью важнейшими функциями политики и политиков становятся не применение насилия и даже не борьба за власть, а «преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения».

Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, СМИ, общественными организациями и отдельными людьми, разрешение конфликтов и нахождение согласия. Сегодня эффективно реализовать эти функции не может человек, не обладающий специальной квалификацией: знаниями, навыками и опытом.

Политический труд постепенно превращается в профессию, аналогичную профессии врача, конструктора или адвоката. Он становится главным и постоянным источником дохода. Хотя профессиональные политики занимают выборные должности, большинство из верхнего эшелона обычно сохраняет род своих занятий даже после смены правящей партии. Этому способствует аккумуляция ими ряда политических должностей в парламенте, партии, органах местного самоуправления, других учреждениях.

В ряде стран (Японии, Франции, США) учет профессионализации политической деятельности проявляется в отборе будущих политических лидеров еще в детском или подростковом возрасте и их подготовке в специальных школах и университетах. Политические лидеры и элиты занимают руководящие позиции и осуществляют свои функции в рамках определенных политических систем, выступающих реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе.

Литература

Блондель Ж. Политическое лидерство. – М., 1992.

Зеркин Д.П. Основы политологии. – Ростов н/Д., 1999.

Основы политической науки. Под ред. В.П.Пугачева. – М., 1993.

Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. – Л., 1973.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2000.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М., 2000.

Херман М. Составные части лидерства. Политология вчера, сегодня, завтра. Вып. второй. – М., 1991.

Кто такой политический лидер

Политический лидер — это член политической организации, группы или общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть ведущую роль в политических процессах и ситуациях. Такой человек входит в состав политической элиты и занимает особое место в движении: может направлять его работу, принимать главные решения и влиять на остальных его членов.

Стать такой важной персоной в теории может каждый. Однако для этого нужно будет приложить максимум усилий, ведь политический лидер должен обладать:

  • развитым интеллектом;

  • умением чувствовать и анализировать политическую ситуацию;

  • харизмой;

  • популярностью среди последователей;

  • ораторскими способностями;

  • знанием основных методов власти;

  • умением организовывать и вести за собой людей;

  • ответственностью за свои слова и поступки, в том числе за политические решения;

  • четкой политической программой, которая будет отражать потребности основных социальных групп.

Важно помнить, что политический лидер — это одновременно субъект и объект политической системы. В каждой из своих ролей он имеет характерные черты.

Как субъект

Как объект

Имеет реальную власть, авторитет, полномочия и средства, чтобы управлять жизнью общества

Находится под давлением заинтересованных сторон, когда принимает решения

Как зарождаются политические лидеры

Многие политологи задавались вопросами и анализировали, какой типаж людей чаще возглавляет организации и при каких обстоятельствах. Это помогло создать несколько теорий политического лидерства. Разберем их подробнее.

Теории политического лидерства

Название Суть

Ситуационная теория

Лидеры возникают из-за стечения обстоятельств: удачного времени, места и ситуации

Интегративная теория

Лидерства можно достичь сочетанием качеств личности, происхождения, способа выдвижения, социализации человека и его задач

Психологическая теория

В основе лидерства лежит стремление к власти. Когда лидер навязывает свою волю другим, он пытается справиться со своими комплексами

Теория личностных черт

Лидерство возникло благодаря людям с выдающимися качествами: интеллектом, силой воли, ораторскими способностями и т. д.

Теория последователей

Лидером становится тот, кто готов выражать интересы своих последователей

Особенности политического лидерства

Деятельность политического лидера — специфичная работа, которая отличается от других связанных с политикой ролей. Давайте разберемся, чем именно.

Характерные черты работы политического лидера:

  • Не может влиять на людей напрямую, т. к. политическая деятельность охватывает все общество. Вместо этого пользуется пропагандой, СМИ и помощью доверенных последователей.

  • Создает свой публичный образ с помощью специалистов-помощников: авторов речей, аналитиков, имиджмейкеров и других экспертов.

  • Готов примерять на себя разные роли, чтобы расположить к себе как можно больше социальных групп и увеличить число сторонников.

Зачем обществу нужны политические лидеры

Чтобы люди действовали сообща и организованно достигали целей, им нужен тот, кто внесет порядок в работу и вдохновит на дело. Этим и занимается политический лидер, если говорить в общих чертах. А теперь — о каждой его функции конкретно.

Функции политических лидеров

Ориентационная

Выбирает политический курс, который будет учитывать нужды людей и современные тенденции мирового развития

Мобилизационная

Экономически и социально стимулирует граждан, чтобы добиться нужных изменений в обществе

Интегративная

Объединяет разные группы интересов на основе принятых обществом идеалов и ценностей

Инструментальная

Принимает решения, которые помогут выбрать методы для работы с общественными проблемами

Функция гаранта справедливости, законности и порядка

Использует власть, чтобы защищать права и свободы граждан от беззакония и бюрократии

Коммуникативная

Контактирует с разными слоями населения, чтобы укрепить политическую организацию народа

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

10 минут — и ты разберёшься, как стать тем, кем захочешь

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Виды политического лидерства

Политическое лидерство может проявляться разными способами, поэтому так трудно его классифицировать. Чтобы упростить задачу, политологи разделили виды лидерства по критериям. Давайте разберемся, по каким именно.

Типология политического лидерства

Критерий Виды

Тип политического господства, которое поддерживает лидер (по М. Веберу)

Традиционное, рационально-легальное, харизматическое.

Каждый из типов господства мы рассмотрели в статье о власти

Цели и влияние на общество

Революционное: лидер намерен перейти к другой общественной системе.

Реформаторское: лидер стремится существенно изменить устройство общества.

Консервативное: лидер хочет сохранить общество в том виде, в котором оно есть сейчас

Модель поведения

Теоретическое: влияет на общество с помощью логики и интеллекта.

Организаторское: воздействует методами общественной организации и через работу с кадрами.

Агитационное: зарабатывает власть за счет красноречия, личного примера

Методы управления

Авторитарное: управляет обществом единолично.

Демократическое: позволяет членам групп участвовать в управлении обществом, учитывает их нужды и мнение.

Невмешивающееся: доверяет помощникам принимать главные решения, стремится переложить ответственность на других

Характер деятельности

Ситуационное: управляет обществом только в определенных условиях.

Универсальное: участвует в жизни населения регулярно

Работа с программой

Исполнительное: выполняет программу, которую разработали ранее.

Творческое: сам разрабатывает программу и предлагает ее использовать

Институциональность

Неформальное: лидера избрали благодаря личным отношениям с последователями или определенным авторитетным лицом.

Формальное: лидера избрали по особым правилам благодаря его личным качествам, заслугам и функциональности

Стиль

Демагог, лидер-служитель, лидер-знаменосец, лидер-пожарный, лидер-торговец и т. д.

Масштаб влияния

Лидерство социальных слоев, лидерство класса, общенациональное лидерство и т. д.

Выберите идеального репетитора по обществознанию

15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Выберите идеального репетитора по обществознанию

Проверьте себя

Давайте узнаем, насколько хорошо эта статья помогла вам разобраться в феномене политического лидерства и в его характерных чертах. Ниже мы перечислили вопросы для самопроверки — они покажут, что вы усвоили отлично, а какие тезисы еще стоит повторить. Поехали!

Задание 1

Прочтите утверждения ниже и разделите их на 2 группы: верные и неверные.

  1. Каждый может стать лидером политической организации, и для этого необязательно быть выдающимся человеком.

  2. Часть работы политического лидера — общаться с населением.

  3. Политический лидер не является объектом политической системы.

  4. У политического лидера должна быть программа, но он не обязан разрабатывать ее сам.

  5. Политический лидер воздействует на людей напрямую.

Задание 2

Какая/какие из теорий политического лидерства чаще всего проявляются в реальной жизни на примерах из истории и современности? Объясните, почему так ответили.

Задание 3

Еще раз прочтите список качеств, необходимых для каждого политического лидера, и выберите из них 2–3 самых важных, на ваш взгляд. Объясните, почему остановились именно на них.

Задание 4

Подумайте и назовите ярких политических лидеров из российской истории. Попробуйте классифицировать одного из них по критериям из таблицы видов политического лидерства.

Задание 5

Теперь, когда вы больше узнали о жизни и задачах политического лидера, подумайте, хотели бы вы стать им в будущем. Поясните, почему дали такой ответ.

Если впереди экзамен по обществознанию или олимпиада, есть смысл повторить типы политического лидерства с преподавателем. Для этого мы создали курсы по обществознанию, на которых можно будет пройтись по школьным темам и закрыть пробелы в знаниях.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Средство для мытья посуды synergetic алоэ концентрат 5 л инструкция
  • Sagemcom руководство пользователя
  • Зодак таб инструкция по применению таблетки
  • Альбумин 20 100мл инструкция по применению
  • Сервис мануал шкода рапид

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии