КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС
Начиная со времени императора Павла, правительство обнаруживало явное стремление к улучшению быта крепостных крестьян. При императоре Александре I, как мы знаем, был дан закон о свободных хлебопашцах, в котором как бы намечался путь к постепенному и полюбовному освобождению крестьян от власти их владельцев. Однако этим законом помещики не воспользовались почти вовсе, и крепостное право продолжало существовать, несмотря на то, что возбуждало против себя негодование прогрессивной части дворянства. Вступая на престол, император Николай знал, что перед ним стоит задача разрешить крестьянский вопрос и что крепостное право в принципе осуждено как его державными предшественниками, так и его противниками – декабристами. Настоятельность мер для улучшения быта крестьян не отрицалась никем. Но по-прежнему существовал страх перед опасностью внезапного освобождения миллионов рабов. Поэтому, опасаясь общественных потрясений и взрыва страстей освобождаемой массы, Николай твердо стоял на мысли освобождать постепенно и подготовил освобождение секретно, скрывая от общества подготовку реформы.
Обсуждение мер, касающихся крестьян, производилось при Николае в секретных комитетах, не один раз для этой цели образуемых. Началось оно в секретном «Комитете 6-го декабря 1826 г.» и коснулось как государственных крестьян, так и крестьян владельческих. В отношении государственных крестьян были выработаны более существенные и удачные меры, чем в отношении крепостных. Положение первых было улучшено более, чем положение вторых.
В составе класса государственных крестьян были прежние «черносошные» крестьяне, населявшие государевы черные земли; далее – крестьяне «экономические», бывшие на церковных землях, секуляризованных государством; затем — однодворцы и прочие «ландмилицкие» люди, т. е. потомки того мелкого служилого люда, который когда-то заселял южную границу Московского государства. Разнородные группы казенного крестьянства были на разной степени благосостояния и имели различное внутреннее устройство. Предоставленные местной администрации (казенным палатам и нижним земским судам), казенные крестьяне были нередко угнетаемы и разоряемы. В «Комитете 6-го декабря 1826 г.» Сперанский заговорил о необходимости «лучшего хозяйственного управления для крестьян казенных» и высказал мнение, что такое управление «послужило бы образцом для частных владельцев». Мысль Сперанского встретила одобрение государя, который привлек к этому делу графа П. Д. Киселева. Это был один из образованных русских людей, сделавших походы 1812–1814 гг. и видевших европейские порядки. Приближенный императором Александром, Киселев еще в его время интересовался крестьянским делом и представил государю проект уничтожения крепостного права. Как знаток крестьянского вопроса он обратил на себя внимание императора Николая и приобрел его доверие. Киселеву было поручено все дело о казенных крестьянах. Под его управлением временно возникло (1836) пятое отделение собственной Его Величества канцелярии для лучшего устройства управления государственными имуществами вообще и для улучшения быта казенных крестьян. Это пятое отделение скоро было преобразовано в Министерство государственных имуществ (1837), которому и вверено было попечительство над казенными крестьянами. Под влиянием Министерства государственных имуществ в губерниях стали действовать «палаты» (теперь «управления») государственных имуществ. Они заведовали казенными землями, лесами и прочими имуществами; они же наблюдали и над государственными крестьянами. Эти крестьяне были устроены в особые сельские общества (которых оказалось почти 6000); из нескольких таких сельских обществ составлялась волость. Как сельские общества, так и волости пользовались самоуправлением, имели свои «сходы», избирали для управления волостными и сельскими делами «голов» и «старшин», а для суда (волостной и сельской «расправы») – особых судей. Так было устроено, по мысли Киселева, самоуправление казенных крестьян; впоследствии оно послужило образцом и для крестьян частновладельческих при освобождении их от крепостной зависимости. Но заботами о самоуправлении крестьян Киселев не ограничился. При его долгом управлении министерство государственных имуществ провело ряд мер для улучшения хозяйственного быта подчиненного ему крестьянства: крестьян учили лучшим способам хозяйства, обеспечивали зерном в неурожайные годы; малоземельных наделяли землей; заводили школы; давали податные льготы и т. д. Деятельность Киселева составляет одну из светлых страниц царствования императора Николая. Довольный Киселевым, Николай шутливо называл его своим «начальником штаба по крестьянской части».
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000 http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats005.htm#gl22
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КРЕСТЬЯНАХ
[…] Казенных крестьян решено было устроить так, чтобы они имели своих защитников и блюстителей их интересов. Удача устройства крестьян казенных должна была подготовить успех освобождения и крепостных крестьян. Для такого важного дела призван был администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей нашего века. Это был Киселев, который в начале прошедшего царствования, по заключению Парижского мира, назначен был послом в Париже; ему поручено было устроить новое управление государственных крестьян и имуществ. По его плану открыто было в 1833 г. новое министерство государственных имуществ, во главе которого он и был поставлен. Для управления государственными имуществами на местах созданы были палаты государственных имуществ. Киселев, делец с идеями, с большим практическим знанием дела, отличался еще большою доброжелательностью, тою благонамеренностью, которая выше всего ставит общую пользу, государственный интерес, чего нельзя сказать о большей части администраторов того времени. Он в короткое время создал отличное управление государственными крестьянами и поднял их благосостояние. В несколько лет государственные крестьяне не только перестали быть бременем для государственного казначейства, но стали возбуждать зависть крепостных крестьян. Ряд неурожайных годов – 1843 г. и следующие – не только не потребовал ссуды государственным крестьянам, но даже Киселев не израсходовал на эти ссуды и запасного капитала, им образованного. С тех пор крепостные крестьяне стали самым тяжелым бременем на плечах правительства. Киселеву принадлежало то устройство сельских и городских обществ, основные черты которого были потом перенесены в положение 19 февраля для вышедших на волю крепостных крестьян.
Кроме всего этого Киселеву принадлежала также и мысль одного важного закона, касавшегося крепостных крестьян. Как мы знаем, 20 февраля 1803 г. издан был закон о вольных хлебопашцах; по этому закону землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с земельными наделами по добровольному с ними соглашению. Этот закон, плохо поддержанный правительством, оказал незначительное действие на быт крепостных; в продолжение 40 лет на волю вышло таким образом немного крестьян. Больше всего останавливала помещиков необходимость отдавать землю в собственность крестьян. Киселев думал поддержать действие этого закона, устранив это главное препятствие. В его несколько впечатлительной голове (недостаток, от которого несвободны все доброжелательные головы) мелькнула мысль, что можно совершить постепенное освобождение крестьян, предоставив это дело частной инициативе. Мысль закона состояла в том, что помещики могли по добровольному соглашению с крестьянами уступать им свои земли в постоянное наследственное пользование на известных условиях. Эти условия, раз составленные и утвержденные правительством, не должны были меняться; таким образом крестьяне будут прикреплены к земле, но лично свободны, а помещик сохранит за собою права собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но уже терял власть над их имуществом и трудами; крестьяне работали на помещика или платили ему столько, сколько было поставлено в условии. Зато помещик освобождался от обязанностей, какие на нем лежали по владению крепостными, от ответственности за их подати, от обязанности кормить крестьян в неурожайные годы, ходатайствовать за них в судах и т. д. Киселев рассчитывал, что таким образом, поняв выгоду таких сделок, помещики сами поспешат устранить неприятности. При сохранении крепостного права образец устройства крестьян, выходивших, таким образом, на волю, был уже готов в сельском устройстве крестьян государственных, разделенных на волости и общины с выборными управлениями, судами, со свободными сходками и т. д.
Проект Киселева подвергся поправкам и, облеченный в закон 2 апреля 1842 г., не оправдал ожидания; это закон об обязанных крестьянах; ему дана была такая редакция, которая почти уничтожила его действие. К тому же на другой день по издании закона последовал циркуляр министра, которым тогда был Перовский; этот циркуляр и разделал закон; в нем было подтверждено с ударением, что права дворян на крепостных крестьян остаются неприкосновенными, что они не потерпят ущерба в этих правах, если в силу закона не пойдут на сделки с крестьянами. Помещики встревожились в ожидании указа; они уже давно привыкли смотреть на Киселева как на революционера; в Москве и губернских городах этот закон вызвал живые толки. Когда прочитали указ министра, все успокоились, все увидали, что это буря в стакане воды, что правительство так только, из приличия, издало этот указ, чтобы очистить бумагу. В самом деле, только два помещика воспользовались этим законом.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec85.htm
РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕРЕВНЕЙ
В 1837 г . было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П.Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837–1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.
Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща сажать там картофель, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой», призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину. По государственным деревням в 1840–1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов».
Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы я точно определить размер барщины и оброка.
Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».
Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I.
Дмитрий Сергеевич Занков
Эксперт по предмету «История России»
Предложить статью
Реформа государственных крестьян (реформа Киселёва) – реформа управления государственными крестьянами, проведенная в 1837-1841 гг. по проекту П. Д. Киселева.
Замечание 1
Государственные крестьяне представляли собой категорию лично свободных, но прикрепленных к земле крестьян. Они не принадлежали частным владельцам, однако формально их владельцем выступало государство, в пользу которого они несли необходимые повинности.
В первой половине XIX в. возникла необходимость реформирования существующей системы.
Подготовка
Николай I поручил проект разработки реформы министру государственных имуществ П.Д. Киселеву. Под руководством последнего было сформировано V отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
П.Д. Киселев был сторонником отмены крепостного права, но хотел решить этот вопрос не радикально, а путем поэтапного реформирования крепостнической системы без потрясений государства. Преобразования он хотел начать с Петербургской губернии, поэтому сначала была создана Санкт-Петербургская Контора казенных имуществ, куда из Министерства финансов передавались все дела о государственных крестьянах и имуществах этой области.
Однако, для реализации комплексной программы преобразований Киселеву надо было заведовать ресурсами больше, чем одной области, поэтому в мае 1836 г. он направил Николаю I прошение направить в Московскую, Псковскую, Курскую, Тамбовскую губернии чиновников, чтобы они провели ревизию (перепись) государственных имуществ и крестьян. После проверки каждый чиновник должен был предоставить копию официального донесения губернатору, который делал необходимые замечания и правки.
Киселев, подходя к делу ответственно, считал нужным лично ознакомиться с положением крестьян и удостовериться в необходимости применения предлагаемых методов. Он объехал Санкт-Петербургскую, Псковскую, Курскую и Московскую губернии, предоставив по возвращению Николаю краткий доклад с основными положениями разработки реформы. Киселев полагал, что необходимо создать особое управление государственными имуществами и крестьянами.
«Реформа государственных крестьян» 👇
В мае 1837 г. Киселев представил Николаю I проект планируемых преобразований. Этот проект предполагал учреждение:
- министерства госимуществ;
- губернских палат госимуществ;
- окружного управления;
- волостного управления;
- сельского управления;
- сельского полицейского устава;
- сельского судебного устава;
- главных оснований хозяйственного устава;
- учреждения штатов.
27 декабря 1837 г. было учреждено Министерство государственных имуществ, которому были подвластны казенные, заселенные, пустопорожние земли, казенные оброчные статьи, леса казенного ведомства.
Реформа
Реформа системы управления государственными крестьянами состояла из создания особой системы управления государственными крестьянами (учреждения центрального органа, местных палат, окружных, волостных и сельский управлений), предоставления им минимума прав самоуправления, а также планировалось наделить землей тех, у кого ее было недостаточно, найти источники для дополнительных поступлений в казну и установить контроль над порядком в селе.
Таким образом, основными мероприятиями этой реформы были:
- создание округов государственных имуществ
- создание института сельских старейшин;
- строительство школ и больниц на селе;
- переселение малоземельных крестьян в незаселенные районы (например, Сибирь);
- передача части крестьянских земель в «государственную запашку», в которой должен быть создан пример для образцового хозяйствования и произведены запасы продовольствия на случай непредвиденных ситуаций;
- обучение крестьян возделыванию новых перспективных культур.
Новый порядок был создан для управления казенными имуществами, попечительства над государственными крестьянами и заведывания сельским хозяйством.
В каждой губернии устанавливались Палаты государственных имуществ, состоявшие из хозяйственного и лесного отделений каждая, а во главе округа находился окружной начальник.
В зависимости от количества государственных крестьян округ государственных имуществ охватывал один или больше уездов. Округа же делились на волости, в каждой из которых было волостное правление, избираемое сроком на три года и состоявшее из волостного главы и двух «заседателей» по полицейской и хозяйственной части.
Волости делились на сельские общества, включавшие в себя одно или несколько селений. Управление осуществлял сельский сход, состоявший из представителей хозяев от каждых пяти дворов и каждые три года избиравший сельского старейшину, а также сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов) для исполнения полицейских функций. Для разрешения мелких тяжб и проступков государственных крестьян избирались волостные и сельские «расправы».
Замечание 2
Таким образом, положение крестьян не сильно менялось, поскольку землю они не получали, а за работу на ней они должны были отрабатывать по факту прежние повинности хозяину, но имея при этом личную свободу.
Результаты
Реформа имела определенно положительные результаты:
- было введено самоуправление крестьян в деревне;
- появились такие полезные институты в деревне как школы и больницы;
- в случае необходимости принималось решение о переселении крестьян в другие области страны на свободные земли;
- судопроизводство получило более либеральный и всесословный характер.
При этом поставленной Киселевым цели не получилось достичь, так как в результате изменения аппарата была создана еще большая «опека» государства над крестьянами и, как следствие, рост крестьянских повинностей и налогов, а внедрение насильственной культивации неизвестных крестьянам культур вызвало массовые волнения государственных крестьян 1841-1843 гг. известные как «картофельные бунты». Крестьянский вопрос эта реформа не решила, потому положение крестьян осталось, в целом, таким же, как и до реформы.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Реформа государственной деревни
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 259.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 259.
Реформа государственной деревни была проведена в царствование императора Николая I и датируется 1837–1841 годами. Она стала одним из шагов власти по решению крестьянского вопроса. Вопрос реформ некоторых сфер общественной жизни был ключевым в правление Николая I.
Предыстория и причины реформы
Крестьяне в Российской империи были не только крепостные, то есть те, кто принадлежал помещикам, но и казенные. Ими владело государство, но они все равно были прикреплены к земле.
Государственные крестьяне также страдали от малоземелья и роста податей и повинностей. В первой трети XIX века в ряде мест шел процесс обеднения этой категории земледельцев. Из-за сокращения наделов и размеров оброка они бунтовали, например, в 1830-е годы прошли Холерные и Картофельные бунты.
Главой правительства Российской империи в период проведения крестьянской реформы был престарелый Николай Николаевич Новосильцев. Этот граф в молодости был сподвижником императора Александра I и входил в Негласный комитет. В 1821 году он готовил проект отмены крепостного права. С 1838 по 1847 год правительство Российской империи возглавлял Илларион Васильчиков.
В 1835 году граф Павел Киселев был назначен руководителем V отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Он начал работать над проектом реформы, например, отправлять чиновников в различные губернии для проведения ревизии государственных имуществ. Сам он также знакомился с ситуацией на местах. В декабре 1837 года появилось Министерство государственных имуществ.
Павел Дмитриевич Киселев родился в 1788 году. Он был хорошо образован и принимал участие в войнах с Наполеоном и Османской империей. С проектом отмены крепостного права он обращался еще к императору Александру I в 1816 году. В 1834 году он вернулся из Дунайских княжеств в Санкт-Петербург и вскоре стал министром.
Итоги реформы
Усилиями министерства была создана новая система по управлению казенным имуществом и введено крестьянское самоуправление в деревне. В каждой губернии Российской империи появились Палаты государственных имуществ. Они включали в себя два отделения, хозяйственное и лесное. Несколько уездов подчинялись одному округу государственных крестьян. Его возглавлял окружной начальник. Округа делились на волости, которыми руководили волостные правления. Волости делились на сельские общества, и ими управляли избранные сходом сельские старейшины.
Государственных крестьян стали переселять на пустующие земли в разные регионы Российской империи. Для них появилась система денежных ссуд, что привело к снижению уровня бедности. Также выросли доходы казны и была усовершенствована система сбора налогов. Подушную подать заменили поземельным налогом. Последнее привело к выступлениям государственных крестьян в начале 1840-х.
В деревнях стали появляться больницы, школы, строились церкви, а количество питейных домов уменьшилось. Также вырос штат чиновников по управлению крестьянами, как и расходы на их содержание.
Реформа Киселева совпала с проведением денежной реформы Канкрина в 1839–1843 годах. Таким образом, в Российской империи на короткий период до Крымской войны установилась стабильная финансовая система и улучшилось положение государственных крестьян. Однако, отмена крепостного права произошла на 20 лет позже реформы Киселева.
Что мы узнали?
Кратко проведение киселевской реформы управления государственными крестьянами в России проходят в школьном курсе истории 8 и 10 классов. Вследствие реформы улучшилось положение государственных крестьян, снизился уровень бедности, было введено самоуправление в деревнях.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 259.
А какая ваша оценка?
В период правления Николая \(I\) был осуществлён ряд мероприятий, направленных на снижение остроты крестьянского вопроса. Они касались положения не только крепостных, но и государственных крестьян.
В \(1837\)–\(1841\) годах П. Д. Киселёвым, который возглавлял Министерство государственных имуществ, была осуществлена реформа государственной деревни.
Рис. \(1\). П. Д. Киселёв
В деревнях на государственных землях крестьянам были даны права самоуправления. В деревнях строились школы и больницы, открывались кредитные кассы, которые выдавали нуждающимся крестьянам денежные средства для поправления хозяйства. Общинное землепользование и периодические переделы земли внутри крестьянской общины сохранялись, но теперь часть земли оставалась под общую запашку.
После неурожайных лет начала \(1830\)-х годов правительство обязало использовать земли общей запашки под выращивание картофеля. Внедрить этот непривередливый для выращивания в российском климате овощ власти стремились давно, однако для крестьян он всё ещё был непривычен, поэтому они не согласились с обязательными требованиями. На рубеже \(1830\)–\(1840\)-гг недовольство крестьян привело к волнениям, которые получили название «картофельных бунтов».
Реформа управления государственными крестьянами улучшила их положение. Вместе с тем сохранение крепостного права представляло всё большую опасность для внутриполитического положения государства, о чём рапортовал глава \(III\) отделения СЕИВК. Количество крестьянских волнений увеличивалось.
На протяжении всего царствования Николая \(I\) действовало несколько Секретных комитетов для разработки крестьянской реформы, при этом деятельность комитетов \(1846\) и \(1848\) годов контролировал наследник престола Александр Николаевич.
Рис. \(2\). Цесаревич Александр Николаевич
Однако в ходе работы комитетов удалось добиться лишь издания отдельных законодательных актов, регулирующих отношения между помещиками и крестьянами. Были изданы законы о запрете разделять крестьянские семьи при продаже поместий, продавать крепостных крестьян отдельно от земли, а также землю отдельно от крепостных крестьян. Было ограничено право землевладельцев ссылать крестьян в Сибирь за провинности.
В \(1842\) году был издан указ об обязанных крестьянах. Помещики получали возможность на своё усмотрение договариваться с крестьянами об их освобождении, но только с сохранением земельных участков. В качестве уплаты за земельные наделы крестьяне продолжали выполнение ряда повинностей в пользу землевладельца. В \(1847\) году крестьянам была дана возможность выкупа из крепостной зависимости при выставлении поместья на продажу из-за долгов, а в \(1848\) году — возможность покупать незаселённые земли.
В западных губерниях (где владельцами земли чаще всего были поляки-католики, а крепостными — православные) в \(1847\)–\(1848\) годах была осуществлена инвентарная реформа, в ходе которой были отрегулированы размеры крестьянских наделов. Количество повинностей, которые несли крестьяне в пользу помещиков, также было регламентировано, что улучшило положение крестьян.
Цель:
Поднять
благосостояние, облегчить сбор налогов,
показать помещикам пример отношения к
крестьянам.
* Создано
Министерство государственных имуществ.
Оно решало хозяйственные и бытовые
проблемы, проводило размежевание земель,
увеличивало наделы малоземельных,
создавало семенной фонд и склады на
случай неурожая, следило за раскладкой
налогов, открывало школы, больницы,
улучшилось правовое положение
государственных крестьян, избирались
сельские и волостные суды. Все это были
попытки решения крестьянского вопроса.
Финансовая
реформа 1839-1843 года. Министр финансов
Канкрин. Стабилизация финансовой системы
России. Введение серебряного рубля,
свободный обмен ассигнаций на серебряные
монеты.
1834. Утверждение
официальной идеологии самодержавия –
«теории официальной народности» Автор
Уваров – министр народного просвещения.(
Самодержавие, православие, народность
– основные положения).
1826,1828.
ужесточение идеологического контроля
и введение в действие жесткого цензурного
устава. «чугунный»
1826.Создан
комитет по устройству учебных заведений.
Его задачи:
* проверить
все уставы учебных заведений, выработать
единые принципы просвещения, определить
набор учебных дисциплин и пособий.
Законодательно принципы правительственной
политики в области образования закреплены
в Уставе низших и средних учебных
заведений 1828г. Сословность, замкнутость,
ограничение в возможности получения
образования – сущность политики в
области просвещения.
1835. Устав
фактически ликвидировал автономию
университетов и поставил их под жесткий
контроль попечителей учебных округов,
полиции. Повысилась плата за обучение,
пересматривались программы.
Итоги:
* В целом
внутренняя политика – реакционно-репрессивная.
* Россия
стала образцом бюрократически-полицейского
государства.
* Цензура
свирепствовала
* Жандармы
III отделения устрашали страну
* Не решили
ни один назревший государственный
вопрос
* Не было
преобразований в экономике
* Вырос
внутренний и внешний долг
Крымская война 1853-1856.
Участники:
Россия, Османская империя, Сардиния,
Англия, Франция.
Причины:
·
Противоречия между Россией, Турцией и
европейскими государствами из-за
Черноморских проливов
· Усилить
позиции России на Ближнем Востоке и
Балканах.
· Англия
и Франция стремились ослабить Россию
на Ближнем Востоке и Балканах.
· Помощь
со стороны России национально-
освободительному движению балканских
народов в борьбе против Османской
империи
Повод к
войне:
·
Религиозный спор католической (Франция)
и православной (Россия) церквей о правах
на святые места в Палестине, входившей
в состав Османской империи. Турецкий
султан опираясь на поддержку Англии и
Франции, отказал России. В ответ на отказ
гарантировать права Николай I в июне
1853 года ввел войска в Дунайские княжества
– Молдавию и Валахию. Началась
русско-турецкая, а потом и общеевропейская
война.
Николай I
просчитался. Его не поддержали европейские
государства. Русская армия была
многочисленна (1 млн.), но не была оснащена.
Устарели гладкоствольные ружья (в Европе
– нарезное оружие), артиллерия. Флот
парусный, а в Европе преобладали суда
с паровыми двигателями. Не было нормальных
коммуникаций – не подвозили вовремя
боеприпасы, продовольствие. Противостоять
объединенным силам Европы Россия не
могла.
Этапы войны.
Русско-турецкая
кампания.
1.
Октябрь1853-апрель 1854. Противник России
– Турция. В ответ на ввод русских войск
в Дунайские княжества турецкий султан
объявил войну России – в октябре 1853.
Основные события на Дунайском и Кавказском
фронтах. Синопское сражение.
Борьба
России против коалиции Европейских
государств.
2. апрель
1854 – февраль 1856. Противники России –
Турция, Франция, Англия, Сардинское
королевство. Основные события – нападение
союзников на Одессу, Соловецкий монастырь,
Аландские острова, Петропавловск-Камчатский.
Высадка союзников в Крыму. Героическая
оборона Севастополя.
Ход военных
действий.
Основное
событие 1 этапа – Синопское сражение.
Адмирал Нахимов разгромил турецкий
флот в Синопской бухте и подавил береговые
батареи. Это активизировало Англию и
Францию. Они объявили войну России.
Англо-французская
эскадра появилась в Балтийском море,
атаковала Кронштадт и Свеаборг.
Английские
корабли вошли в Белое море и подвергли
бомбардировке Соловецкий монастырь.
Россия отразила нападение на Петропавловсий
порт союзного флота.
Главной
целью англо-французского командования
стал захват Крыма и Севастополя –
военно-морской базы России. 2 сентября
1854 года началась высадка союзной армии
в Крыму, близь Евпатории. Сражение на
реке Альма в сентябре 1854 г. Русские
войска проиграли, отошли к Бахчисараю.
Гарнизон Севастополя готовился к
обороне. Её возглавили Корнилов и
Нахимов.
В октябре
1854 года союзники осадили Севастополь.
Невиданный героизм защитников,
прославились адмиралы Корнилов, Нахимов,
Истомин, военный инженер Тотлебен,
многие матросы и солдаты: Шевченко,
Кошка, Самолатов.
Основная
армия предпринимала отвлекающие
операции: сражение под Инкерманом
(ноябрь 1854), наступление на Евпаторию
(февраль 1855), сражение на Черной речке
(август 1855). Это не помогло севастопольцам.
В августе 1855 начался последний штурм
Севастополя. После падения Малахова
кургана продолжать оборону было трудно.
30 августа 1855 года союзники вступили в
Севастополь.
На Кавказе
Россия действовала более успешно. Штурм
крепости Карс, поражение турок.
Итоги войны.
Парижский
мирный договор. 6 марта 1856 года.
· Возврат
России Севастополя в обмен на турецкую
крепость Карс.
· Отказ
России от протектората над Дунайскими
княжествами
·
Объявление черного моря нейтральным,
что лишало возможности Россию и Турцию
иметь здесь флот и береговые укрепления.
·
Существенный удар по безопасности южных
границ России.
· Роль
России на Балканах и ближнем востоке
сведена на нет.
·
Поражение в Крымской войне сильно
подорвало международный престиж страны.
·
Поражение подвело итог правлению Николая
I, всколыхнуло Россию и заставило
правительство заняться реформированием
государства.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #