Кто виноват – гениальный вопрос.
Ответ на него позволяет найти виновного, но позволяет ли ответ на этот вопрос понять, что делать? И ответ на какой вопрос нас может интересовать больше всего… У каждого из сотрудников отдела продаж есть должностная инструкция. Именно там все и прописано, кто за что отвечает и кто в чем может быть виноват. На мой взгляд, в том случае, когда отдел продаж не выполнят план, виноват каждый в отдельности и более всего ответственность за план лежит на руководителе отдела. Сотрудники не продумали, что делать для выполнения своего личного плана.
Руководитель во время не заметил сбой в продажах и, что также имеет право на существование, не продумал какие шаги необходимо предпринять для подстраховки. В любом случае, для меня отдел продаж – это работа каждого на результат команды в целом. Основная ответственность лежит на плечах руководителя.
Но в том случае, когда работа отдела продаж рассматривается как командная работа, ответственность распределяется между всеми. Что можно делать в случаях провала? Когда работает команда: Проведите общее собрание. Его цель – понять в связи с чем идет сбой в продажах. Разобраться в сильных и слабых сторонах сложившейся ситуации и совместно разработать варианты выхода. В чем плюсы командного решения?
Ответственность распределена между всеми участниками. Каждый прикладывает максимум усилий для исправления ситуации. Руководитель выступает в роли аккумулятора идей, расстановки приоритетов и доведения предложенных вариантов до логической последовательности действий. Но…такая слаженная работа встречается достаточно редко. Когда работает только руководитель: Ответственность за принятие решения берет на себя полностью руководитель. С позиции управления происходит максимальное внимание к задачам и минимальное внимание к людям.
Как говорит моя коллега, переходим на «ручное управление». В этом случае уже не до объяснений для чего мы это делаем и почему. Важно, чтобы персонал делал именно то, что ему говорят. Конечно, на будущее важно пересмотреть моменты планирования для достижения цели.
И необходимо понять в связи, с чем возникла такая ситуация. Для оперативной корректировки выполнения плана, можно рассмотреть такие шаги как:
- стимулирование продаж специальным предложением для постоянных и лояльных клиентов.
- увеличение количества встреч, звонков и т.п.
- «ручное управление», т.е. ежедневная отчетность со стороны менеджеров о проделанной за день работе, а так же ежедневные планы по работе с клиентами.Руководитель определяет четкие действия для каждого сотрудника отдела. На мой взгляд, это очень кропотливая работа, требующая много энергии и здоровья для руководителя отдела продаж. Ведь здесь необходимо учитывать возможное сопротивление со стороны менеджеров. И тогда, ситуация может только ухудшиться.
- усиление работы с должниками иили увеличение процентов предоплаты. С чем работать в этом вопросе определятся спецификой продаж компании.
- как вариант, пересмотр плана продаж в меньшую сторону и увеличение плана на следующий месяц.
Конечно, в нашей работе не обойтись без форс-мажора. Но планирование и осуществление контроля на различных этапах снимает уровень риска не выполнения плана продаж или позволяет скорректировать действия на ранних этапах. А когда в этом процессе принимают активное участие все сотрудники, результат достигается намного быстрее.
Варвара Гранкова для Ведомостей
Генри, генеральный директор технологической компании, был недоволен качеством выполнения важнейших задач в организации. «В начале каждого квартала мы задаем приоритетные цели, – сказал он. – Но когда приходит время проверить результаты, мне сообщают, что добиться намеченного не удалось: помешали срочные проблемы. И никогда ничего не получается».
Когда я спросил Генри, какие меры он принимал, чтобы лучше сориентировать команду, он назвал сразу несколько: еженедельные контрольные встречи, протоколы, ограничивающие объем переписки по электронной почте, и онлайн-панели мониторинга результатов (или их отсутствия) по каждой важнейшей задаче. Получается, что Генри считал причиной недоработок слабую подотчетность (решение – частые встречи для обсуждения прогресса и информационные панели) и неэффективное использование рабочего времени (решение – сократить трафик электронной почты).
Но, поработав с компанией некоторое время, я понял, что сложности в компании Генри на самом деле были вызваны плохой системой управления. «Кризисные ситуации», мешавшие его команде добиваться результата, возникали из-за отсутствия эффективной координации между двумя ключевыми подразделениями. В итоге просто не сложился такой состав и формат, в котором лидеры могли бы продуктивно решать сложные вопросы.
Генри – не первый компетентный руководитель, кто неправильно поставил диагноз. Регулярное невыполнение планов имеет более глубокие корни, чем кажется. Чаще всего за ними кроется более серьезная проблема в структуре организации. Однако руководители неправильно трактуют симптомы и теряют много времени на поиски поверхностных решений, которые ничему не помогают.
Четыре самых распространенных симптома таковы: конкурирующие приоритеты, нежелательная текучесть кадров, недоступность руководителей и соперничество между подразделениями. Если вы столкнулись с одним или несколькими из них, подумайте, не является ли структура компании первопричиной слабых результатов.
Симптом: конкурирующие приоритеты
Частая структурная проблема: низкое качество управления
Компания Генри была выстроена как матричная организация, а это означает, что у большинства сотрудников было по два начальника. Подразделения были организованы по функциональному принципу: маркетинг, продажи и инженерно-технические разработки. В компании также были выделены три клиентских сегмента: корпоративные пользователи платформы, малый бизнес и индивидуальные пользователи программного обеспечения. Каждую команду возглавлял руководитель функционального направления, а также вице-президент подразделения, отвечавший за конкретный сегмент рынка.
Проблема заключалась в том, что вице-президенты подразделения отчитывались операционному директору, а главы функциональных направлений – лично Генри. Когда команда Генри собиралась, чтобы установить приоритеты по каждому функциональному направлению, вице-президенты подразделений не присутствовали и, соответственно, не имели возможности добавить свои первостепенные задачи в общий план компании.
Иными словами, система управления компании Генри не была предназначена для матричной структуры. Его компания была устроена по принципу вертикально-ориентированной функциональной организации. В такой сложной модели, как матрица, должны быть отлажены механизмы принятия решений для управления неизбежными конфликтами, возникающими вокруг приоритетов и ресурсов. В противном случае эти нерешенные разногласия будут дестабилизировать работу, как это и получилось в компании Генри. Когда он это осознал, то ввел вице-президентов клиентских сегментов в руководящую команду. У них появилась возможность определять приоритеты на краткосрочную перспективу в зависимости от клиентского сегмента и функционального направления, а также согласовывать их друг с другом.
Симптом: нежелательная текучесть кадров
Частая структурная проблема: неудачное распределение ролей
Руководители зачастую объясняют нежелательные увольнения недостатками в политике удержания персонала и поручают отделу кадров убедить сотрудников остаться. Желающим уйти предоставляются опционы на покупку акций компании, раздаются бонусы или изобретаются новые названия должностей, чтобы создать видимость карьерного роста. Если человек хочет уволиться из-за перегрузок или невыносимых начальников, такие меры временно могут сработать. Но если явление распространено широко, то, скорее всего, истинная причина кроется в особенностях организационной структуры.
Одной из компаний, с которой я работал, через несколько лет после неудачной реорганизации не удавалось справиться с повышенной текучестью кадров. Руководители списывали все на разочарование сотрудников после череды неблагоприятных реформ. Но на самом деле проблема заключалась в том, что в попытках сократить расходы руководство воспользовалось реорганизацией, чтобы объединить такие направления, как финансы, бухгалтерский учет и закупки, в многофункциональные должности с широким кругом обязанностей. А на некоторых других позициях сферу полномочий сузили настолько, что многим сотрудникам, чтобы делать свою работу, приходилось тесно взаимодействовать с другими. Из-за таких преобразований одни оказались перегружены сверх меры, в то время как другие были заняты простыми повседневными задачами, которые требовали слишком большой координации. И для многих увольнение стало наилучшим решением.
Руководству организации нужно было понять, что качественное распределение должностных функций происходит на основе желаемых результатов, а не имеющихся кадровых ресурсов. Когда компании создают должности под специалиста, они невольно определяют ценность позиции как общую сумму всего, на что способен исполнитель в отведенной ему роли. В результате позиция считается важной только тогда, когда ее занимает суперзвезда, независимо от того, насколько такая должность необходима для результатов компании. Точно так же роль кажется несущественной, если выполняющий ее специалист – слабое звено.
Трудность в том, что не все функции одинаково важны для организации. В эффективной структуре ценность роли определяется по ее влиянию на конкурентоспособность компании. Если роль ценна, только тогда на эту должность может быть назначен высококвалифицированный специалист.
Симптом: недоступные руководители
Частая структурная проблема: чрезмерное количество подчиненных
Очень часто, когда сотрудники жалуются, что с руководителями трудно связаться в случае необходимости, многие объясняют это занятостью менеджеров или их нежеланием встречаться со своими прямыми подчиненными. Менеджерам дают советы, как проводить встречи более эффективно или как лучше ранжировать задачи. Иногда в программу добавляются тренинги по эмпатии. Но в действительности проблема вовсе не в действиях того или иного руководителя.
В одной организации сотрудники жаловались на постоянный недостаток обратной связи или указаний от своих руководителей. Те со своей стороны были недовольны, что приходится преодолевать слишком много вышестоящих уровней, чтобы одобрить решения или запросить ресурсы, и что у них слишком много прямых подчиненных – невозможно уделить каждому достаточно времени. Обычный менеджер среднего звена имел по 12–18 подчиненных. В этой организации, как и во многих других, норма управляемости считалась знаком качества лидера: чем больше сотрудников, тем в соответствии с принятой философией влиятельнее позиция.
Однако для эффективной деятельности рабочих групп необходимо тщательно определить количество уровней в иерархии и количество прямых подчиненных на каждом из них, и сделать это нужно на основе двух критериев – типа выполняемой работы и меры необходимой координации. Позиции с высокой сложностью или с высокой степенью риска (например, ученые, проводящие клинические испытания лекарств, или аналитики, занимающиеся интерпретацией конфиденциальных данных) часто требуют интенсивного взаимодействия. Поэтому имеет смысл сузить круг позиций в подчинении у менеджера. Стандартная, более повторяющаяся работа, например, у инженеров, пишущих коды, или команд, работающих на производственных линиях, обычно дает исполнителям больше автономии. А это позволяет руководителю управлять более широким составом работников. Когда эти нюансы упускаются из виду, возможности менеджера уделять внимание сотрудникам сильно сокращаются. И нереалистично ожидать, что кто-то будет эффективно справляться с 12 или более непосредственными подчиненными – независимо от того, какую работу они выполняют.
Симптом: соперничество между подразделениями
Частая структурная проблема: плохо продуманные системы поощрения или контрольных показателей
Напряженность между отделами продаж и маркетинга или операционным и исследовательским направлениями часто объясняют «нежеланием сотрудничать», «бюрократизацией» и «политическими соображениями». Для укрепления доверия устраивают тимбилдинги или на кого-то возлагается роль посредника. Но часто в основе конфликтов подразделений лежат плохо продуманные системы контрольных показателей и поощрения, которые фактически способствуют соперничеству.
В одной организации в подобной ситуации оказались два маркетинговых отдела. Один был заинтересован в привлечении интернет-трафика на сайт компании, а другой – в преобразовании этого трафика в продажи. Результатом становилась противоречивая информация на целевых страницах, взаимные обвинения, невыполнение планов и нежелание обмениваться важной аналитикой, несмотря на то что их успех зависел от обоюдных усилий.
Если между двумя функциональными направлениями началась конкуренция (хотя цель у них общая), они должны быть в состоянии внимательно изучить свои индивидуальные системы показателей и поощрений, чтобы убедиться, что те способствуют, а не препятствуют необходимому сотрудничеству. Два маркетинговых отдела провели вместе целый день за разработкой плана, в котором трафик и конверсия были бы не взаимоисключающими параметрами, и предусмотрели совместный доступ к аналитике, чтобы, прежде чем задавать цели по увеличению трафика и конверсии, можно было согласовать их с коллегами.
Об авторе: Рон Каруччи – соучредитель компании Navalent, которая консультирует топ-менеджеров по управлению изменениями.
Статья впервые опубликована в «HBR Россия». Оригинал статьи здесь
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
РЕШЕНО
Руководитель ставит изначально невыполнимые планы продаж. Как быть?
Работаю в сфере продаж. На месяц ставят реально невыполнимые планы, которые не снижаются даже в случае болезни. Грозятся уволить за невыполнение плана в течении 3 месяцев (ну иногда и по итогам месяца). Постоянно угрожают лично и в группах мессенджеров. Руководитель угрожает и заставляет сам покупать эти товары/услуги (страховки, симки, телефоны, аксессуары), и иначе-увольнение. В выходные заставляют участвовать на конференциях через электронные ресурсы,иначе-тебе же хуже. Ночью — дежурство, вдруг сигнализация сработает (хотя о дежурстве не прописано нигде). Как быть? Работу сменить нет возможности.
5 ответов
Так-так-так, поддерживаю!
Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!
История, в которой доблестный главный герой просчитал всё, что мог, а потом в очередной раз не справился с выполнением плана в срок, утомляет регулярностью повторов. Разбираемся, почему в большинстве случаев планы проектов оказываются нереалистичными, и как можно этого избежать.
Ошибка планирования
Проблема настолько популярна, что считается когнитивным искажением.
Ошибка планирования — это когда люди думают, что могут планировать, ха-ха.
Элиезер Юдковский, Автор научных работ о когнитивных искажениях и разработчик ИИ
Бюлер, немецкий психолог и учитель Поппера, в 1994 году предложил студентам оценить сроки сдачи академических работ. Им нужно было сказать, когда они закончат, с 50%, 75% и 99% вероятностью. Итоги эксперимента не обнадёживают: 13% испытуемых уложились в срок, оценённый с 50% вероятностью успеха, 19% — в срок, вероятность которого была 75%. Тех, кто смог уложиться в вероятный на 99% срок, оказалось всего 45%. И это несмотря на то, что изначально исследователи просили студентов сделать максимально осторожный прогноз, в котором они были бы уверены наверняка.
Райан Ньюби-Кларк в 2000 обнаружил, что если попросить людей спрогнозировать что-то на лучшей реалистичной догадке и отдельно — на удачном стечении обстоятельств, результаты будут неразличимы.
Если объяснять и доказывать на обычных студентах и менеджерах, многое видится по-другому. Открытие Денверского аэропорта отложилось на 16 месяцев, релиз Еврофайтера Тайфун — на четыре с половиной года, а Сиднейского Оперного Театра — на шесть лет. Бюрократия и масштабы, конечно, усугубили эти ситуации, но вряд ли стали их причиной. И если в случаях со студентами страдают в основном нервные системы — их и преподавателей, — то задержки в крупных проектах стоят немалых денег.
По данным Института управления проектами, только половина проектов закрывается в срок.
Такие ошибки случаются из-за того, что люди опираются на внутренние ощущения. Мы думаем, по какому сценарию будем выполнять намеченный план, прогнозируем, сколько ресурсов и времени потребует задача, визуализируем каждый шаг. Такой «взгляд изнутри» не даёт полноценно оценить и учесть внешние риски. Как бы мы ни старались, выходит слишком самонадеянно: даже попытки представить себе худший сценарий не приближают план к реальности в достаточной мере.
Как показывают исследования и практика, чем подробнее мы выстраиваем план, опираясь на собственные представления, тем более оптимистичным и менее точным он становится.
Звучит безнадёжно. Но несколько способов справиться с этим когнитивным искажением есть. Расскажем о главных стратегических моментах и напомним, что стоит делать на практике, непосредственно во время планирования.
Используйте внешние данные, а не внутренние
Это первое и самое главное. Лучше как можно меньше прибегать ко «взгляду изнутри» и использовать вместо него «наружное наблюдение». Оно заключается в ревью прошлого опыта и похожих задач.
Самый надёжный способ — найти незаинтересованного человека, у которого уже есть опыт работы с похожими задачами, и спросить у него, сколько времени на них обычно уходит.
Решение намеренно упускать детали кажется контринтуитивным: ведь так результат выглядит более предсказуемым, а сам план — точным и искусно сотканным. Но практика снова показывает обратное.
Уже упомянутый выше Бюлер в той же работе дал результаты другого исследования. Студенты — на этот раз японские — спрогнозировали, что закончат сочинения за 10 дней до срока сдачи. Но справились за день до срока. Когда спросили, как они сдавали сочинения раньше, выяснилось, что их всегда заканчивали за день до срока. Прошлый опыт снова победил точные детализированные прогнозы.
Есть похожее исследование, которое свидетельствует, что посторонние с опытом выполнения похожих задач оценивают их сроки трезвее и реалистичнее, чем те, кто занимается планированием.
Ещё несколько стратегических советов
1. Не планируйте ради планирования. Учитывайте свои возможности и окружающую среду от коллектива до рынка в целом. Мониторьте реакции не только на перемены в команде и задачах, но и на политические, экономические и социальные изменения. Планирование — это сочетание желаемого и возможного, и вопрос «чего мы достигнем при определенных условиях» работает куда лучше вопроса «чего мы хотим достичь».
2. Актуализируйте планы. Глобальные — хотя бы раз в квартал. Роадмап — это абстракция, чтобы помнить, ради чего вы всё затеяли, а не точное пошаговое руководство.
3. Будьте внимательны к инструментам. Вряд ли вы используете вместо таск-менеджера Эксель и переписываетесь через ICQ, но автоматизация процессов (отчёты, мониторинг исполнения и другие базовые вещи) упрощает жизнь и творит чудеса. Хорошо иметь возможность вовремя узнать, если что-то идёт не так, сравнить план и факт и донести информацию до всей команды одним сообщением. И ключ к этой возможности — в сервисах, которые идеально ложатся на процессы вашей компании. Мы делали обзор таких инструментов здесь.
4. Если вы руководитель: ориентируйтесь на подчинённых. Чем больше принимающих решения сотрудников участвует в планировании, тем выше шанс узнать о важных деталях раньше, чем эти детали ударят по проекту.
Нюансы тактики
1. Составляйте план реализации: чёткую картинку того, как, где и когда нужно действовать. Держите его в голове для лучшей мотивации, но не забывайте закладывать дополнительные ресурсы на неопределённость, которая может случиться из-за внешних обстоятельств.
2. Делите на части. У ошибки планирования есть любопытная особенность. Время, которое отводится на задачу в целом, оказывается меньше, чем суммарное время выполнения всех её частей. Каждую часть лучше описать конкретно, без размытых формулировок, чтобы потом было ясно, выполнена она или нет.
3. Используйте трекер. Фиксируйте время, которое занимает задача у вас (или у отдельных исполнителей) и у команды в целом. В будущем на эти данные получится опереться. Мы считаем точное время, затраченное на задачу, через таск-менеджер с трекером: работаем в Штабе.
4. Делайте прозрачно: фиксируйте всё, связанное с задачей, на одной площадке, и описывайте подробно. Назначьте чек-поинты проверки статуса и просите коллег отчитываться по задаче в общем доступе, чтобы картина всегда была актуальной.
5. Рассчитайте коэффициент погрешности. Запланируйте несколько дел, запишите, сколько предположительно времени они займут. Когда закончите, поделите итоговое время всех дел на запланированное. Так вы получите процент, на который обычно ошибаетесь в планах, и потом его можно будет учесть.
Допустим, у вас есть план:
1. Созвониться с коллегой по задаче (30 минут)2. Внести правки заказчика (60 минут)
3. Поставить ТЗ подрядчику (30 минут).
Вы засекаете время, и, закончив, понимаете, что вместо планируемых двух часов потратили три. (Проблемы со связью, кот очень просил погладить, на созвоне вскрылись бездны.)
Дальше — математика: 3/2=1,5. Решение задач заняло в полтора раза больше времени, это и есть коэффициент погрешности.
6. Оценивайте время в самую непродуктивную часть дня. Усталость и чувство вялости хорошо отражаются на планировании: теряется оптимизм, с которым мы обычно верим в удачу и сокращаем сроки. По исследованию Голдера и Мэйси, у большинства людей это время — сразу после обеда, через шесть часов после пробуждения. В Твиттере в эти часы случается лавина негативных постов. Но можно отследить собственное непродуктивное время: усталость и спад настроения не дадут промахнуться.
Закончим забавным парадоксом: сложно жить, зная, что человеческий мозг вообще не заточен под планирование, но становится легче, когда об этом помнишь. Знатоки когнитивных искажений говорят, что любое из них можно победить, если его учитывать и вовремя купировать. Надеемся, пара пунктов из этого списка помогут вам планировать лучше, чем месяц или год назад. И будем рады узнать, какие у вас есть фишечки, чтобы укладываться в сроки.
Часть 1. Ошибки на этапе подготовки.
Что мы хотим развить, составляя Индивидуальный план развития сотрудника? Вероятно, некие компетенции? А какие именно?
В литературе есть разные мнения на этот счет. Некоторые авторы считают, что ИПР составляется под конкретные бизнес-цели, то есть в рамках своего функционала сотрудник работает на повышение личной эффективности и, в конечном счете, результативности всего подразделения. Другие полагают, что ИПР имеет смысл прописывать под карьерные цели, согласованные с руководством, то есть на вырост, с учетом возможного карьерного роста. В последнем случае ИПР никак не гарантирует самого карьерного роста, но развитие необходимых компетенций, как правило, является условием перехода в какой-то следующий статус по карьере, например, в статус кадрового активиста.
Есть еще варианты планов, которые выделяют в особые виды и, как правило, стараются не смешивать с ИПРом – это план адаптации для нового сотрудника и план восстановления в случае, если у сотрудника случился провал в результатах. Эти 2 плана отличаются от ИПР тем, что они действуют на короткий срок: от 1 до 6 месяцев в зависимости от позиции и особенностей ситуации. За этот срок можно доработать отдельные точечные навыки (как мы знаем, 21 день – классический срок формирования навыка) или дорастить некоторые знания. Но психологи считают, что серьезное развитие компетенций, тот есть комплекса из знаний, навыков, установок происходит в течение гораздо более длительного срока. Поэтому, если говорить, собственно, о развитии, то речь идет о сроке 1-2 года.
Мы в этом курсе сосредоточимся именно на таких долгосрочных ИПР-ах.
В крупных корпорациях, как правило, написание ИПР-ов приурочено к оценке сотрудников. Для определенного уровня должностей (чаще всего это управленческий состав) такая оценка проходит в обязательном порядке в рамках оценки эффективности, то есть оценивают результаты по КПЭ и компетенции сотрудника. Оценка проводится по-разному, но, как правило, всегда включает самооценку сотрудника и оценку непосредственного руководителя. Как только сотрудник прошел такую оценку и получил обратную связь от вышестоящего руководителя, а также сам подвел итоги своей деятельности за год, он готов к тому, чтобы писать свой ИПР, то есть ставить цели развития и планировать шаги по достижению цели.
По идее, процедура, как она описана, устроена так, что и сотрудник, и компания в лице хотя бы непосредственного руководителя заинтересованы в том, чтобы ИПР был действенным, действительно помогал сотруднику развиваться. Но мы, консультанты, зачастую слышим от участников тренингов общую оценку: ИПР – это формальная бумага, никому не нужная дополнительная активность, полезная разве что для отчетности.
Как же так? Обычно существуют формальные требования, которые регламентируют работу над ИПР, и помогают сотруднику его сформировать: ограниченное количество целей развития (обычно не более 2х), конкретная формулировка целей (по SMART), использование специальной формы. Процедура предполагает, что ИПР пишет заинтересованный в своем развитии сотрудник, потом согласовывает свой план с заинтересованным руководителем. Соответственно, ИПР должен действительно помочь сотруднику в его развитии.
Какие из перечисленных процессов и процедур работают в вашей компании? А насколько вы оцениваете действенность своих ИПР-ов? Если все-таки не так высоко, как хотелось бы, то давайте посмотрим, какие причины, типовые сбои могут привести к тому, что вроде бы логичная и отлаженная процедура НЕ приводит к планируемому результату.
Почему могут возникать сбои?
1. Первая типовая ошибка: цели развития формулируются не самим сотрудником, а другими участниками оценки — непосредственным руководителем, HR-ом, вышестоящим руководителем.
Как вы считаете, можно человека ЗАСТАВИТЬ развиваться? Знаете, как в таких случаях, бывает, отвечают участники тренингов?
– «Конечно, руководителю виднее… Только я вот не понимаю, что мне делать-то нужно?»
Как вы думаете, такая формулировка – это из парадигмы ответственности и инициативы или из парадигмы подчинения и безответственности? Да, вы правы, пора бить тревогу, сотрудник, похоже, или уже давно живет в парадигме подчинения и безответственности, или только примеряет ее, потому что плохо прошла беседа обратной связи и согласования оценки! Не договорились, не понял и не принял. Что делать? Исправлять ситуацию. Еще раз вернуться к теме согласования оценки деятельности за период, а потом уже повторно выйти на разговор по целям. Мы с вами следующим шагом рассмотрим возможный алгоритм такого разговора.
Как правило, обратная связь и согласование видения результатов превращается в сложный разговор, если у руководителя и у сотрудника есть разногласия в оценках. На рисунке — примерный алгоритм подобного сложного разговора. Обратите внимание, такой разговор полезно проводить в коучинговом формате, то есть, задать сотруднику вопросы и помогать ему самому сделать правильные выводы. Мы просим сотрудника дать общую оценку своей работы, потом сообщаем свою оценку, сначала ту ее часть, где наши мнения совпадают. Затем переходим к обсуждению зоны разногласий, причем сначала свои оценки по компетенциям комментирует сотрудник, приводя конкретные примеры, а лишь потом – руководитель обосновывает свою точку зрения. Лишь когда мнения сотрудника и руководителя согласованы, можно переходить к постановке целей развития.
Для успеха такого разговора важно соблюдать следующие условия:
- в течение года сотруднику на периодической основе давалась обратная связь с привязкой к модели компетенций, и разговор в конце года не является единственной развернутой обратной связью, которую сотрудник получил за весь период;
- в команде поддерживаются отношения доверия и открытости, и в целом сотрудник разделяет эти отношения. Над этим руководитель работает в течение года.
2. Вторая типовая ошибка: цель развития кажется сотруднику бессмысленной, потому что он не принял ее, не понимает, зачем и что именно нужно развивать. К сожалению, в жизни бывает и так, что цель развития без всякого устного вразумительного сопровождения, так сказать, «прилетает» от высшего руководства. Мы сталкивались с ситуацией, когда перед всеми сотрудниками была поставлена задача «развивать антикризисное мышление»! При этом за кадром осталось, что это такое, зачем это развивать и как именно сотрудники должны проявлять антикризисное мышление у себя на рабочих местах? Что делать в этой ситуации? Конечно, в этом случае задача непосредственного руководителя помочь сотрудникам ответить на все эти вопросы.
Резюмируем: чтобы цели развития стали действительно личными целями сотрудника, его мнение должно учитываться, с ним нужно разговаривать, и очень многое зависит от того, как сложился разговор по подведению итогов за период.
Итак, давайте подведем предварительные итоги.
Мы рассмотрели 2 стартовые ошибки, отрицательно влияющие на отношение сотрудника к идее развития и составлению плана развития:
- Когда нарушена процедура обратной связи и согласования подведения итогов и оценки деятельности.
- Когда цель развития приходит «сверху» без всяких разъяснений и согласований с сотрудником и не становится его индивидуальной целью.
Давайте теперь выясним, какие типовые ошибки могут быть допущены уже на этапе составления ИПР.
Часть 2. Ошибки при составлении ИПР.
- С чего начинается составление индивидуального плана развития? Конечно, с формулировки цели развития! Неверное целеполагание – первая группа ошибок, которые могут допускать руководители при составлении плана развития.
- Во-первых, цели развития подменяются бизнес-целями. Цели развития скорее всего будут связаны с бизнес-целями, работать на них, но не всегда напрямую. Например, количество закрытых сделок или сумма, на которую подписаны договоры с клиентом, лишь опосредованно будут связаны с развитием переговорных навыков сотрудника.
Понятно, почему возникает желание подменить одну цель другой. Потому что очень важно, все это знают, формулировать цель по SMART, а вот как цель развития сформулировать по SMART, не всегда понятно. У таких целей есть свои особенности. Критерии результата, порой, непросто оцифровать, да и не всегда в этом есть необходимость.
- Во-вторых, ошибкой будет неверное выделение критериев оценки результата. Важно, чтобы критерии помогали зафиксировать серьезный прогресс навыка, а не подсчитывали, например, количество прочитанных книг или количество проведенных презентаций на территории клиента.
Если ставится цель, предположим, развить навыки убеждающей коммуникации, то можно в качестве оценочного критерия взять количество людей, откликнувшихся позитивным действием, к которому призывала презентация, например, тех, кто запросил контакты, договорился о встрече, перезвонил или пришел в офис компании.
Но могут быть и другие дополнительные критерии. Например, результаты опроса или анкетирования участников презентации, позитивная содержательная обратная связь от экспертов, которые были наблюдателями. Если сотрудник делает презентации на внутренних совещаниях и тренирует убедительность своих выступлений, то количество принятых идей, предложенных сотрудником, не может быть единственным критерием. Иначе мы рискуем увидеть не развитие навыка, а другие способы достижения цели.
Например, у Вас амбициозная цель: обеспечить в текущем году рост прибыли на 15% по сравнению с предыдущим годом. Проанализировав, что конкретно вам необходимо делать для достижения данной цели, вы поняли, что нужно мобилизовать свою команду на поиск возможностей и вариантов решения этой задачи. Рассуждая дальше, вы стали припоминать, что сотрудники не проявляют особой инициативы, ждут готовых решений от вас. Подумав еще немного, вы пришли к заключению, что отчасти это связано с определенной культурой взаимодействия, которая сложилась у вас с подчиненными. Поразмыслив, вы решили, что вам необходимо развивать конкретный навык – вовлекать подчиненных в обсуждение и решение вопросов, требующих их участия, а не давать готовые ответы и распоряжения.
Выходим на задачу развития навыка вовлечения и повышения инициативности и ответственности сотрудников.
Как при этом могут звучать цели развития?
В формате результата цель будет звучать так: умею вовлекать сотрудников в принятие решений по ключевым вопросам, требующим комплексного решения и участия всех членов коллектива; умею позитивно влиять на инициативу и ответственность своих сотрудников.
Выставляете срок – через 6 месяцев какого результата собираетесь достигнуть? А через год?
А как вы поймете, что цель достигнута?
Например, по таким показателям:
- уже через полгода не менее такого-то % сотрудников самостоятельно приходят ко мне со своими предложениями и берут на себя ответственность за их реализацию,
- через год есть позитивные примеры, не менее стольких-то, когда участники коллектива самостоятельно прорабатывают варианты идей и приходят ко мне за согласованием вариантов, которые они сами готовы реализовать, и, по крайней мере, один из этих вариантов я могу согласовать, он «работающий».
Итак, цель развития не должна совпадать с бизнес-целью, но при этом она должна быть поставлена с применением SMART. Когда ставите цель развития, важно ответить на вопросы:
- Что и в какой ситуации вы хотите уметь делать (формат результата);
- Каковы критерии, по которым вы оцените, достигнута ли цель развития;
- Каков срок достижения цели (включая некоторый промежуточный, когда можно проверить не только, выполнены ли действия по плану, но и есть ли позитивный сдвиг в сторону выполнения критериев).
Вторая группа ошибок возникает, когда цель развития поставлена, и начинается планирование развивающих действий.
Во-первых, это подмена содержательного плана формальным. В чем тут могут быть причины? Возможно, не было проведено обучение, и сотрудник просто берет некоторые формальные подсказки, которые написаны в методических материалах, а еще хуже, которые выдает автоматизированная система, в которой сотрудник заполняет свой ИПР. Автоматизация процесса – это хорошо, если только она помогает ускорить процесс, не нарушая качества процедуры. А если при этом качество полностью формализуется, и выхолащивается содержание – это совсем не то следствие, ради которого автоматизация вводится. Это как раз сбывшийся риск.
Как избежать такого риска? Дать возможность сотруднику написать собственный план, продумать собственные действия, которые должны привести к развитию компетенции. А «подсказки» использовать для самообучения, как помощь.
Во-вторых, причиной того, что план оказывается неработающим и не приводит ни к какому результату, становится нарушение некоторых важных условий.
Таких обязательных условий можно выделить 5:
- Целесообразность выбранных действий
- «Связность» отдельных шагов
- Периодичность и повторяемость развивающих действий
- 70% действий реализуемо на рабочем месте
- Поддержка самомотивации и самоконтроля
Давайте подробнее рассмотрим каждый из критериев.
1й критерий – целесообразность действий, которые включаются в план.
Этот критерий отвечает за то, что ваши действия приведут вас точно к заданному итогу, план не будет перегружен лишними действиями или недогружен очевидно необходимыми.
Самый простой пример «нецелесообразных» действий.
Например, чтобы поработать на цель, которую мы раньше озвучили – научиться вовлекать сотрудников в принятие решений, сотрудник запланирует поступить на специальные курсы тренерского мастерства или педагогики, или спланирует ежемесячно посещать с сотрудниками боулинг. Все это — замечательные действия сами по себе, только вот какое отношение они имеют к цели, не совсем понятно, а энергозатраты на эти действия будут довольно большие.
В литературе и на практике выделяют по крайней мере 5 типов развивающих действий, которые могут быть использованы при составлении плана. Давайте их кратко повторим:
- Развитие на рабочем месте – когда сотрудник в свою ежедневную рутинную функциональную деятельность может одновременно включать развивающие действия: например, ставя задачи, спрашивать сотрудника, как он планирует действовать, а не давать только свои указания.
- Специализированные проекты – это те проекты, которые специально разрабатываются или в которых сотрудник специально (за рамками своей функциональной деятельности) участвует с целью развития требуемых компетенций. Например, специальным проектом для нашей ранее озвученной цели развития будет проект по развитию кросс-функционального взаимодействия или улучшению какого-то сквозного бизнес-процесса, в который руководитель решит вовлечь весь или большую часть своего коллектива.
- Обучение на примере другого – когда сотрудник имеет возможность наблюдать или знакомиться с какими-то конкретными практиками человека, которого он считает экспертом или авторитетом в данной области. В нашем примере, мы бы посоветовали в качестве ментора такого руководителя, которому удалось достигнуть высокой вовлеченности и инициативы своих сотрудников. Важно, чтобы и сам выбранный руководитель был согласен на роль ментора и готов к ней (действительно проанализировал свой опыт, выделил практики, может их передать и дать рекомендации, опираясь на свои знания и опыт).
- Обучение через обратную связь, когда мы запрашиваем обратную связь у коллеги, который готов выполнять такую роль, а главное – может наблюдать со стороны нашу работу и знает наши результаты.
- Самообучение – это самостоятельная подготовка, например, чтение литературы по теме или просмотр дистанционных курсов, а тренинги и обучающие мероприятия – тут название говорит само за себя.
Что же означает 2й критерий работающего плана — «связность», или логичность, плана? Это значит, есть логичные связи и согласованность между отдельными спланированными действиями в рамках плана.
Например, если вы прочли книгу или сходили на тренинг, то, наверное, там, где вы планируете действия на рабочем месте, у вас должны появиться мероприятия, связанные с применением изученных техник, приемов в работе.
А если вы собираетесь учиться на примере человека, работу которого можете наблюдать, так значит, логично в том числе у него запросить обратную связь по мере того, как вы будете внедрять его опыт у себя на рабочем месте.
Такая взаимосвязь сделает план действительно продвигающим к результату, а не хаотичным набором отдельных шагов.
Что касается 3го критерия: периодичность и повторяемость развивающих действий. Если я спрошу вас, как мне повысить свою выносливость и прийти к такой спортивной форме, чтобы пробежать марафон, вы обязательно дадите мне рекомендацию каждый день делать зарядку, а еще и наращивать день ото дня нагрузку. И каждый день следить за своим питанием.
Наращивание каких-то навыков, автоматизация навыка, привыкание появляются также только в процессе тренировок, а это значит, большая часть ваших запланированных действий должна иметь свою периодичность, повторяемость. И в плане должны фигурировать в графе «сроки» такие записи, как «не реже раза в неделю», «ежедневно», «каждый раз, когда…»
Например, если мы запрашиваем обратную связь, то спланированное действие может звучать так: попросить Петра Михайловича в течение такого – то квартала каждый раз, когда он бывает на наших внутренних совещаниях, наблюдать за тем, как я взаимодействую с сотрудниками, вовлекая их в принятие решений, поддерживаю проявление инициативы. И после совещаний давать мне обратную связь.
4-й критерий касается объема равивающих действий определенного типа.
Мы уже отмечали, что план развития должен быть эргономичным, а еще содержать высокую частоту повторений (периодичным). Отсюда понятным становится критерий, что до 70% развивающих действий должны быть спланированы на рабочем месте, включены в рабочий рутинный процесс, в обычное рабочее расписание. При высокой ежедневной загрузке у вас всегда должна быть возможность потренироваться, желательно, минимально отрываясь от своих функциональных задач. Помним пример: ставлю задачу и одновременно тренируюсь вовлекать и учить проявлять инициативу.
И, наконец, 5й критерий работающего плана развития напоминает нам, что без мотивации и, прежде всего, самомотивации невозможно развиваться. Развитие предполагает выход из зоны комфорта, а это всегда волевое усилие, и не разовое, а постоянно возобновляющееся.
Это сложно! А, значит, в работающем плане обязательно должны быть действия, подкрепляющие нашу собственную мотивацию. Какие именно, зависит от особенностей вашей мотивации. Например, есть два типа мотивации с точки зрения фокуса внимания. В первом внимание направлено на внешние источники мотивации: важно внимание со стороны других, признание заслуг, подтверждение, что вы чего-то достигли. Во втором фокус внимания сосредоточен на самом себе, вы исходите только из собственных ощущений, собственной уверенности.
Если у вас 1й вариант фокуса внимания, и вы знаете, что вам действительно важно прежде всего внешнее подтверждение, мнение, то тогда и следует спланировать соответствующие мотивирующие мероприятия. Например, нескольким своим друзьям или коллегам, на мнение которых вы ориентируетесь, расскажите о своей цели развития и попросите, например, раз в месяц в установленные даты звонить вам и расспрашивать, чего вы добились на пути к поставленной цели.
А если вы сосредоточены более на себе и своих собственных переживаниях, то стоит спланировать себе специальным образом организованные мероприятия поддержки, например, не реже раза в месяц устраивать празднование достижений в саморазвитии, и подбодрить, и побаловать себя чем-то приятным.
Если же мы будем говорить о самоконтроле, то это, конечно, прежде всего, — практика загрузки всех спланированных в ИПР мероприятий в календарь Outlook или любой другой, включение развивающих мероприятий в список важных и срочных.
Если все 5 критериев соблюдены, высока вероятность, что ваш ИПР или ИПР сотрудника точно будет работающим и приведет к достижению поставленной цели развития.
Давайте подведем итоги.
Мы рассмотрели 2 группы типичных ошибок на этапе составления ИПР.
Почему бывает, что ИПР оказывается «не работающим»?
1. Ошибки формулировки целей развития:
- цель развития может быть смещена в бизнес-цель,
- или же цель развития может иметь формально оцифрованные критерии.
2. Ошибки при составлении ИПР:
- план «не работает», потому что автоматизация привела к формализации и выхолащиванию содержания развивающих действий;
- нарушены 5 обязательных критериев «работающего» плана.
И еще, важно отметить, что привычка к постановке и самостоятельному достижению поставленных целей развития – чрезвычайно полезна не только на работе, но и в жизни.
Получив позитивный опыт и практический навык постановки целей развития, составления работающего плана и достижения поставленных целей, вы сможете также продвинуться и в своих целях развития в других областях жизни.
Желаю успехов на этом пути!
Согласитесь, такое случается. Ну, погорячился шеф. Или был так увлечен какой-то идеей, так хотел ее реализовать побыстрее (и, казалось, понял, как это сделать), что проявил максимализм и установил заведомо невыполнимые сроки и условия работы.
Как быть? Если сразу же, получив задание, заявить, что оно невыполнимо, руководитель подумает: подчиненный просто не хочет напрягаться и сразу ищет причины, по которым якобы нельзя выполнить задачу. Сейчас начнет приводить 100 доводов против (кстати, о том, как быть с такими личностями, мы рассказали в нашем журнале – № 3, 2014 http://e.hr-director.ru/article.aspx?aid=332009&from=announce_superjob.ru_2014.03.18&utm_medium=link&utm_source=superjob.ru&utm_content=announce_superjob.ru&utm_compaign=link_e.hr-director_article_332009_2014.03.18 ). Такого сотрудника начальник посчитает либо нерешительным, либо непрофессиональным, либо и тем и другим одновременно. Если же сказать о том, что задачу было невозможно выполнить, в тот момент, когда она уже должна быть выполнена, то тоже можно впасть в немилость. Руководитель подумает, что подчиненный ничего не делал, ленился, а теперь оправдывается.
Тогда как же грамотно поступить? Ведь каждый из нас может оказаться в подобной ситуации. Либо в ней окажутся наши знакомые, коллеги, что тогда посоветовать им?
На мой взгляд, лучше всего ненавязчиво помочь начальнику понять, что выполнить его поручение нереально и следует либо отменить его, либо скорректировать сроки и условия. Вот несколько советов.
1. Для начала переспросите руководителя, скажите, что не совсем поняли задачу
И тогда руководитель повторит Вам задачу. А когда он ее повторяет, то еще раз продумывает, оценивает. Более того, чтобы Вы поняли ее верно, шеф начнет ее детализировать, конкретизировать. Возможно, осознает, что погорячился. А значит, условия и суть задачи могут быть уже в ходе беседы пересмотрены.
2. Попросите руководителя контролировать, как Вы работаете над задачей, помогать Вам советом
Скажите прямо, что пока не представляете, как можно выполнить задание и просите руководителя подсказать, как же это можно сделать. Договоритесь с шефом, что будете постоянно информировать его о ходе работы. Выразите просьбу: «Не могли бы Вы курировать меня, чтобы лучше контролировать и помочь советом при необходимости?».
Наверняка руководитель согласится. Возможно, просьба польстит ему. Он расценит это как знак того, что его ценят и уважают, считают опытным специалистом, способным помочь скромному сотруднику.
Что здесь получается: начальник берет часть ответственности за выполнение задачи на себя. Контролируя Вас, он, скорее всего, задумается, насколько задача выполнима. И даже если позже сделать все в срок не удастся, у Вас будет козырь – работа велась под руководством начальника.
3. Составьте план работы, вооружитесь расчетами и через некоторое время обсудите все с шефом
Прикиньте, сколько и каких сотрудников придется задействовать, чтобы выполнить задачу, с какой нагрузкой придется им работать, как они будут взаимодействовать друг с другом. Можно изобразить это взаимодействие в виде схемы: по горизонтали нарисуйте всех исполнителей, которые действуют внутри подразделения, а по вертикали на «внешней орбите» – тех, кто контактирует с другими подразделениями или сторонними организациями, с чиновниками, инвесторами.
Если получится, что сотрудники, чтобы выполнить задачу, должны работать 25 часов в сутки, чтобы успеть все сделать в срок, то, вероятно, руководитель увидит, что решить все, что он хочет, нереально. Если речь идет о проектной работе, покажите шефу, как аналогичные проекты реализуются у конкурентов (за какие сроки и при каких производственных мощностях).
4. Действительно ли задача невыполнима? Не сосредотачивайтесь только на аргументах против
Подумайте, что нужно, чтобы все же выполнить задачу. Может быть, Вам нужны дополнительные ресурсы или полномочия? Либо надо продлить срок. Словом, попытайтесь поразмышлять в конструктивном ключе. Говорите так: «Никто не отказывается от этой работы, просто выполним ее чуть позже». Показывайте, что Вы находитесь в стане соратников и помощников руководителя. Дайте ему четкие, конструктивные, лаконичные предложения. Если начальство видит, что сотрудник настроен на то, чтобы решать вопросы и работать, а не искать способы, как уйти от ответственности и переложить все на других, то обязательно прислушается к его советам. А следовательно, скорректирует задачу.
5. Воспитывайте руководителя, учитывая его личностные качества
Такой совет дала наша читательница Ольга НОВОСАДОВА, Директор по персоналу компании «Русь». По ее мнению, причиной, из-за которой руководитель ставит невыполнимые задачи, могут быть такие его качества (весьма ценные!), как стремление к лучшему, вера в себя. Только эти качества порой проявляются в крайней форме. Наблюдайте за руководителем, определите, какое качество в нем доминирует, как проявляется. Исходя из этого, как HR-директор, выбирайте методы работы с ним. В нашем журнале Вы найдете таблицу, в которой приводятся качества, которые могут доминировать у руководителя, рассказывается, как они проявляются в работе и в поведении, даются советы, как их нивелировать (№ 9, 2012, стр. 52). Там же Вы найдете и подробности по этой теме http://e.hr-director.ru/article.aspx?aid=295576&from=announce_superjob.ru_2014.03.18&utm_medium=link&utm_source=superjob.ru&utm_content=announce_superjob.ru&utm_compaign=link_e.hr-director_article_295576_2014.03.18 .
Иерархия – основа эффективности бизнеса
Все в бизнесе должно быть подчинено строгой иерархии. Организационная структура компании, цели, планы и т.д. Иными словами, из малого складывается большое. И наоборот, большое всегда можно разложить на малое.
Например, из дней складываются недели, недели складываются в месяцы, месяцы – в кварталы, кварталы – в полугодия, полугодия – в год. Из вклада каждого сотрудника получается результат Отдела, из сумм результатов Отделов складывается результат Департамента, из сумм результатов Департаментов складывается результат Компании, из результатов Компаний складывается результат Бизнеса в целом.
Продолжать можно до бесконечности. Я надеюсь, мысль понятна. Если в организации нет строгой иерархии – нет порядка и, как следствие, эффективности. Именно поэтому нужны руководители – сотрудники компании, осуществляющие управление группами нижестоящих сотрудников.
Рис. 1. Иерархия
Два принципа управления
Управление – это достижение цели путем принятия и реализации решений о выполнении действий, способствующих достижению целей.
Например, управление автомобилем. Цель – попасть из пункта А в пункт Б. Для этого водитель должен принимать решения и реализовывать их с помощью различных действий: какой дорогой поехать, с какой скоростью, на какие педали нажимать и т.п.
В бизнесе у руководителя есть подчиненные, которые и должны выполнять эти действия. Каким путем идти – решает руководитель. Какие действия выполнять или не выполнять – также решает руководитель.
Работа эффективного руководителя всегда подчинена двум основополагающим принципам управления:
- Цикл управления: Анализ – Планирование – Постановка задач – Мотивация – Контроль – Анализ (Рис. 2.)
- Управлять можно только тем, что измеримо.
Рис. 2. Цикл управления
Рассмотрим для примера некий Отдел.
У этого отдела есть руководитель, перед которым его собственный руководитель ставит Цель (Рис.3.).
Рис. 3. Иерархия в постановке целей
Руководитель Отдела управляет сотрудниками. Он должен руководить ими таким образом, чтобы они давали определенный результат. Причем, если сложить результаты всех сотрудников, в идеале должен получиться результат Отдела (Рис. 4).
Рис. 4. Иерархия результатов
Для достижения своего результата сотрудник должен выполнять определенные действия, каждое из которых, в свою очередь, также дает результат, а уже из них складывается общий результат сотрудника (Рис. 5).
Результат каждого такого действия должен быть измерим, выражен в определенных показателях. Они могут быть как количественными (N), так и качественными (Q) (Рис. 5). Некоторые действия (и показатели) будут ключевыми, остальные – второстепенными.
Рис. 5. Результат каждого действия должен быть измерим
Назначение и важность показателей
Обладая данными по каждому действию, руководитель может:
- оценивать работу сотрудника;
- прогнозировать его текущий результат;
- осуществлять оперативное руководство (см. Приложение 1. Оперативное руководство);
- выстраивать и корректировать систему материального и нематериального стимулирования;
- имея данные за прошлые периоды, осуществлять планирование.
Примечание: эффективный руководитель должен владеть данными как по сотруднику (низший уровень иерархии), так и по Отделу/Департаменту/Компании (более высокие уровни иерархии).
Три типа планирования
Планирование – это процесс, который базируется на данных прошлых периодов деятельности, но цель планирования – деятельность предприятия в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности, правильности и своевременности информации (показателей), которую имеет руководитель.
Различают 3 типа планирования:
Сверху вниз (Рис. 6.). Руководство компании самостоятельно устанавливает цели и разрабатывает планы для структурных подразделений компании. Может дать результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения. Как правило, те, кому «спускают» эти планы, с ними всегда не согласны. Иногда это выливается в крайние формы протеста: стачки, забастовки, митинги, саботаж и т.п. Именно поэтому приходится «казнить» и убирать несогласных. Пример: армия, где за невыполнение приказа – трибунал.
Рис. 6. Планирование «Сверху вниз»
Снизу вверх (Рис. 7). Планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Плюс такого типа планирования в том, что не приходится никого убеждать, вдохновлять и т.п. Даже сотрудник (как низшая иерархическая единица) при таком типе планирования самостоятельно устанавливает себе «планку» и, как правило, стремится ее достичь. Минусы в том, что «планки» будут нереально занижены (Сотрудник: «Ну что я, дурак, что ли, работать! От работы кони дохнут!»). А также при таком типе планирования сложно создать единую систему взаимосвязанных целей. Например, отдел продаж ставит себе цель «прирасти в этом году на 20%», а отдел сервиса ставит целью сокращение персонала. Наблюдается явный диссонанс целей – отделу сервиса, скорее всего, не хватит персонала на отработку всех поступивших клиентов. Представьте себе возможные последствия!
Рис. 7. Планирование «Снизу вверх»
Цели вниз-планы вверх (Рис.8). Руководство формулирует цели для подчиненных и стимулирует разработку планов в подразделениях. Плюс: единая система взаимосвязанных планов, т.к. цели являются обязательными для всей организации. Минус (условный): руководителю нужно уметь работать с персоналом, поскольку цели, «спущенные» сверху, также могут быть восприняты персоналом в штыки.
Рис. 8. Планирование «Цели вниз – планы вверх»
Примечание. Было бы неверным говорить, что какой-то тип планирования однозначно плохой, а какой-то – однозначно хороший. Эффективный руководитель сочетает все типы в зависимости от ситуации (см. Приложение 1. Оперативное руководство)
Этапы планирования
Рис. 9. Этапы процесса планирования
Процесс планирования состоит из следующих этапов:
- Определение целей. В зависимости от типа планирования руководитель либо самостоятельно ставит цели, либо цель поставлена вышестоящим руководством.
- Определение способов достижения каждой цели. В примере с автомобилем – какой дорогой поехать.
- Составление перечня действий для каждого способа.
- Определение необходимых ресурсов для каждого действия в каждом из способов. Ресурсами могут быть:
- Сотрудники.
- Помещения.
- Электроэнергия.
- Оборудование.
- Материалы.
- Товар.
- Время.
- Навыки персонала.
- Информация.
- Финансы и т.п.
Ресурсом мы можем назвать все то, что потребуется для выполнения этого действия.
Примечание. Здесь тоже все подчинено иерархии (см. Рис. 1. Иерархия). - Ревизия плана. После выполнения первых четырех действий план необходимо подвергнуть пересмотру:
- Не забыты ли какие-либо действия?
- Приведет ли реализация этого плана к достижению целей?
- Какова вероятность осуществления плана?
- Не выйдут ли расходы ресурсов за пределы планируемых?
- Если я не получу всех необходимых ресурсов, что буду делать тогда?
После выполнения этих действий можно идти к вышестоящему руководству на утверждение этих планов.
- Наконец, после того, как план утвержден, мы ставим конкретные задачи конкретным сотрудникам с указаниями, инструкциями, показателями (количественными и качественными), которые позволят исполнителям точно знать, что он них ожидается. При необходимости, мотивируем и стимулируем сотрудников.
- Контролируем выполнение сотрудниками поставленных задач, чтобы при необходимости принимать корректирующие меры, осуществлять оперативное руководство (см. Приложение 1. Оперативное руководство).
Приложение 1. Оперативное руководство
Рис. 10. Оперативное руководство
Итак, для достижения результата сотрудник должен выполнять действия, а результат этих действий должен быть измерим. Предположим, для достижения нужного результата сотрудник должен: а) проводить встречи с клиентами, б) выставлять счета.
Идеальный запланированный результат 20 встреч=20 счетов.
На текущий момент результат по встречам 18 (неплохо!), а по выставленным счетам (отвратительно!) всего 2.
Напомню, работа эффективного руководителя базируется на двух принципах: Цикл управления и измеримость результатов. В нашем примере измеримость есть (18 встреч и всего 2 счета против 20). Именно поэтому руководитель понимает, что что-то в процессе идет не так, и имеет возможность на него влиять.
Поэтому включаем Цикл управления. В этом примере перед принятием решений необходимо ситуацию проанализировать. Как? – Вариантов множество, начиная от разговора с самим сотрудником, заканчивая «тайным клиентом». Затем на основе полученных данных осуществляем планирование: ставим себе цель, продумываем способы достижения и т.д.
Например, в ходе анализа ситуации получена информация, что сотрудник боится заговаривать с клиентами о выставлении счета. Руководитель поставил себе цель «до конца этого месяца довести показатель по выставленным счетам Сотрудника 1 до 15 (как минимум)». Способов достижения цели может быть несколько:
- проводить совместные выезды с сотрудником и последующий их анализ;
- приставить к сотруднику наставника;
- провести деловую беседу с сотрудником и пригрозить санкциями, и т.п.
Допустим, из всех способов руководителем был выбран наставник. Далее необходимо выбрать конкретного сотрудника на эту роль, поставить ему задачу, замотивировать на выполнение. Также необходимо замотивировать и самого Сотрудника 1, иначе у него может возникнуть сопротивление подобной «опеке».
Далее необходимо осуществлять контроль. В нашем случае контроль будет осуществляться опять-таки по показателям, а также у нас есть еще один источник информации – наставник. Помимо этого также нужно контролировать и самого наставника.
Примечание. В приведенном примере осуществлено планирование по типу «Сверху вниз», то есть руководитель сам решил за сотрудника, что нужно делать. Такая схема будет эффективна, если мы имеем дело с неопытным сотрудником.
А вот если наш сотрудник – опытный, то наиболее эффективной была бы схема «Цели вниз – планы вверх». То есть, проведя анализ и выявив причины возникновения этой ситуации, руководитель ставит сотруднику цель – «до конца этого месяца довести показатель по выставленным счетам до 15 (как минимум). Продумай, что тебе необходимо сделать, какая помощь тебе может в этом понадобиться. Завтра с утра обсудим и выберем наиболее эффективный вариант». А после выбора варианта просто осуществлять контроль выполнения.
Однако идеальным вариантом был бы следующий. Сотрудник самостоятельно проводит анализ своей работы, планирует, ставит себе задачи, мотивирует себя и контролирует выполнение. Ничего не напоминает? – Правильно! Именно так и должен работать настоящий эффективный РУКОВОДИТЕЛЬ!
Приложение 2. Краткие тезисы
- Эффективный руководитель управляет эффективно.
- Управление — достижение цели путем принятия и реализации решений о выполнении действий, способствующих достижению этой цели.
- Работа эффективного руководителя строится на двух принципах:
- Цикл управления: Анализ-Планирование-Постановка задач-Мотивация-Контроль-Анализ;
- Управлять можно только тем, что измеримо.
- Для достижения цели Объект управления (например, сотрудник) должен выполнять определенные действия. Каждое действие приносит определенный результат. Результат каждого действия должен быть измерен. То, что нельзя измерить цифрами, должно быть измерено качественными показателями.
- Эти показатели дают возможность руководителю:
- оценивать работу сотрудника;
- прогнозировать его результат;
- осуществлять оперативное руководство;
- выстраивать и корректировать систему материального и нематериального стимулирования;
- имея данные за прошлые периоды, осуществлять планирование.
- Процесс планирования заключается в
- определении цели;
- определении способов достижения этой цели;
- составлении перечня действий для каждого способа;
- определении необходимых ресурсов;
- ревизии плана.
Далее следуют Постановка задач-Мотивация-Контроль-Анализ
Управляющий партнер компании «OfisnogoPlanktona.Net»,
бизнес-тренер Александр Подосинников
Правильное планирование – это залог успеха. Сам термин обозначает распределение ресурсов, постановку целей, задач и действий на будущее. А составление планов – это искусство, которому стоит научиться каждому, чтобы действия были продуктивными, а за работой следовало не разочарование, а желаемый результат. Невыполнение плана несет за собой большие риски во всех сферах жизни. Для ученика — проблемы дома, конфликты с родителями; но, что еще серьезнее — невозможность быстро устроить успешную карьеру. Взрослый же человек может оказаться среди тех бедолаг, которых уволили за невыполнение плана.
Рабочий план
При упоминании о планировании первая ассоциация, приходящая в голову, – это рабочий план. При трудоустройстве выполнение плана обычно входит в должностную инструкцию работников, поэтому за несоблюдение этого пункта может последовать наказание, например дисциплинарное взыскание или, при неоднократном повторении, увольнение. В любом случае документом, который послужит отправной точкой для процесса разбирательств с нерадивым сотрудником, будет объяснительная записка о невыполнении плана.
Учебный план
В образовательном процессе планирование также очень важно. У каждого есть учебный план, который он должен выполнять. Преподаватели должны провести указанное в нем количество учебных часов, обучающийся — их посетить, а также выполнить и сдать заданные работы вовремя. «Уплотнение материала», не проведение урока и запись его в журнале, прочие действия подобного характера считаются неправомерными.
В случае обучающихся невыполнение учебного плана может повлечь за собой серьезные проблемы, вплоть до отчисления из учебного заведения, поэтому соблюдению учебного плана стоит уделять достаточное количество времени и внимания.
План продаж
В бизнесе планирование занимает первое по важности и значимости место, потому что это основа, фундамент любого дела. Доходы компании прямо пропорционально зависят от успешности продаж, которые, в свою очередь, зависят от правильного планирования. Поэтому очень важно понимать причины невыполнения плана и оперативно исправлять допущенные ошибки.
Причины и внешние факторы
За невыполнением плана может стоять ряд факторов, как внешних, так и внутренних. Поговорим о внешних. Их практически невозможно изменить, и нужно лишь уметь к ним приспособиться и адаптироваться. Например, сезонность может стать причиной невыполнения плана продаж какого-нибудь сезонного продукта. Кто будет покупать зимнюю одежду в теплые летние дни? Также влияют конкуренция и рыночные отношения. Соседняя компания может развиваться быстрее за счет географического положения или даже просто удачи, кроме того, конкуренты могут активно проводить акции и делать более яркую рекламу, поэтому не стоит удивляться и расстраиваться, если эта компания будет развиваться быстрее. Нужно проанализировать происходящее, сделать правильные выводы, ну и, конечно, составить новый реальный план.
Внутренние факторы
Если говорить о причинах невыполнения плана, то в качестве основной стоит назвать отсутствие мотивации у человека. Этот фактор подходит ко всем видам деятельности, и он вполне устраним. Работая с психологией человека, можно и горы свернуть, поэтому существует множество курсов и тренингов по мотивации персонала.
Внутренним фактором также является правильная оценка имеющихся ресурсов и грамотное их использование. Если не располагать достаточными знаниями об имеющихся ресурсах, невозможно грамотно ими воспользоваться.
Также причиной может быть неправильная постановка задач. Они могут оказаться трудновыполнимыми или невыполнимыми вовсе. Устранить эту причину можно, научившись правильному построению плано и трезво оценивая свои возможности и возможности работников.
Недостаточная образованность и погружение в работу также имеют большое влияние на результат.
Решения
Чтобы улучшать качество работы, важно проводить глубокий анализ, искать проблемы. Также стоит повысить дисциплину и организованность. Необходимо найти нужный подход к работникам, обучающимся или даже к самому себе; понять, каким путем пойти будет эффективнее. Стоит грамотно подбирать персонал и разбираться в работе, которую ты делаешь.
Советы по планированию
Они следующие:
- Важно четко понимать, чего вы хотите.
- Нужно прогнозировать и принимать не только положительный, но и отрицательный результат.
- Планировать всегда стоит чуть больше, чем можешь выполнить. План, выполненный на 80 процентов, – идеальный итог.
- Крупные задачи стоит разделять на небольшие части.
- Составляйте планы на жизнь, а не только рабочие.
- Отводите время, чтобы побыть в тишине и собраться с мыслями, это поможет проанализировать ситуацию и держать ее под контролем.
- Отводите достаточное время для отдыха.
- Не расстраивайтесь, если план не выполнен полностью. Стоит лишь сделать выводы и изменить либо план, либо свою продуктивность.
- Планы стоит строить как на длительный срок, так и на короткий. Они очень связаны между собой, и, выполняя план на завтрашний день, вы маленькими шагами подбираетесь к основным глобальным целям.
- В век технологий существует множество приложений, которые помогут подобрать удобный способ планирования, и вы потратите на это минимум времени, получив максимум пользы.
- Контролируя подчиненных, настаивайте на подробном заполнении ими объяснительных о невыполнении плана, чтобы иметь данные для анализа повторяющихся ситуаций.
В заключение
Таким образом, научившись планированию, вы улучшите свою жизнь, повысите свой коэффициент полезного действия, а возможность стать успешным возрастет в несколько раз. Составление планов – это первое, что советуют делать успешные люди, то, без чего очень сложно прожить в современном мире, потому что задач много, как важных, так и не очень, и держать все в голове порой бывает невозможно. Спланировав же все заранее, можно разгрузить свою голову, оставив в ней место для действительно важного и нужного. Правильное разделение поможет не смешивать личную жизнь с работой, оставляя на все достаточное количество времени.
Как следует из статьи, причин и факторов, влияющих на выполнение плана, множество. Они различны по своим результатам и по способам их устранения. Но с каждой проблемой можно и нужно бороться. Главное — не зацикливаться на неудачах, а сделать правильный, продуманный анализ своих ошибок, чтобы в следующий раз их не допускать.
Можно бесконечно говорить о пользе планирования, ведь вы видите перед собой конкретные цели и ищете способы их достижения. Записав какую-то мысль или идею, вы автоматически превращаете ее из далекой мечты и всего лишь задумки в конкретную задачу, которую вполне можете исполнить. Поэтому не стоит откладывать в долгий ящик составление планов, начните прямо сейчас. Это действительно помогает организовать себя и не тратить впустую огромное количество времени, как это делает большинство людей.
Предложения со словом «продуманы»
Поэтому принципы, на которых строится проект улучшений в продажах, должны быть тщательно продуманы.
Чем детальнее описаны и продуманы этапы сопровождения запуска партнёра, например, обучение его сотрудников, тем более грамотная франшиза перед тобой.
Если ряд ставок на ценные бумаги, как бы хорошо они ни были продуманы, нанесёт ущерб портфелю, портфель инвестора может никогда не восстановиться.
Конечно, нам был дан поздний старт, но нельзя не признать, что все организационные вопросы были продуманы до мелочей.
И как-то само собой разумеется, что цель должна быть чётко сформулирована, а действия для достижения её продуманы до мелочей.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: многоумный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Все действия были настолько чётко продуманы заранее, что хватило одного-единственного дубля.
Энергетика этого дня может дать вам склонность к сомнениям, но вы должны знать, что для них нет оснований, если ваши планы давно продуманы и взвешены.
К этому времени мечты были продуманы в мельчайших подробностях.
В-третьих, были продуманы меры индивидуальной психологической разгрузки.
Это не означает, что нужно зацикливаться на мелочах, а лишь значит, что основные принципы должны быть продуманы до мелочей.
Как и дома, в которых живут люди, жилища термитов очень хорошо продуманы.
Сама система и логика каждого занятия детально продуманы и основаны на данных науки об обучении взрослых – андрагогики.
Но при этом требует, чтобы сенсомоторные действия были осознаны и продуманы, чего пилот не может выполнить по причине разной скорости их выполнения.
Её ответы на уроках стали очень умны, содержательны и продуманы.
Продуманы даже самые мелкие детали, и задолго до заката у ворот собирается огромная толпа.
Многие детали и тонкости службы негласных военных агентов не были продуманы.
Можно начинать новые дела, если они были продуманы и подготовлены заранее, отправляться в поездки и командировки.
Стрельцам же, напротив, расположение планет сулило море по колено и успех во всех начинаниях при условии, что оные начинания будут тщательно продуманы.
Как бы хорошо ни были написаны книги и продуманы методики, за своего ребёнка отвечаете только вы.
Похороны членов состоятельных семей, таких как наша, всегда тщательно продуманы.
Наконец все детали были продуманы и феи разлетелись действовать, поклявшись, хранить в секрете всё, о чём они говорили.
Поэтому книги I—IV вполне могли быть написаны или продуманы до написания книг V—X.
У русских наступательные действия продуманы самым тщательным образом.
Эти трансляции хорошо продуманы и подготовлены, но не могут быть реальными помощниками авторам в деле создания собственного канала.
А кто-то другой решает, достаточно ли продуманы решения этого человека.
И всё же его читают живые люди, которым нравится грамотное изложение интересных позитивных идей и не нравится, когда идеи плохо продуманы, а изложение туманно, плохо структурировано и затянуто.
Поскольку большинство дел, которые мы делаем, были продуманы ещё детским разумом, то стоит проверить, насколько эти образы хороши, исходя из твоего настоящего возраста.
Главное, что действия не продуманы, а последствия кажутся туманными, пока не начнут претворяться в жизнь.
В то время я остался без гроша в кармане и хотел взять реванш, поэтому мои действия должны были быть продуманы до мелочей.
Иногда кажется, что она жила только для того, чтобы преображать эту жизнь в художественный, и при этом реалистический, роман, настолько в её воспоминаниях все жизненные перипетии учтены и продуманы.
Естественное освещение в разное время суток и всевозможные виды искусственной подсветки должны быть продуманы до мелочей, поскольку именно свет способен оживлять и трансформировать пространство.
Лучшие мои работы были рождены интуицией, но тщательно продуманы, отшлифованы и осуществлены при помощи холодного разума.
Помните, что в большинстве случаев удаётся выйти из подобных ситуаций без особых потерь – но только при условии, что все действия были чётко продуманы.
К тому же все диалоги как навязывания займа, так и требования возврата долга продуманы психологами с целью надавить на заёмщика, заставить его принять нужные организации условия.
Супергеройский костюм не может иметь ничего общего с гражданской одеждой альтер эго; и тот и другая должны быть тщательно продуманы, чтобы не допустить возможности пусть даже частичного совпадения.
Рисунки очень продуманы и гармонично отражают содержание.
При внедрении нового инвентаря и оборудования крайне важно, чтобы на стадии их проектирования и разработки были продуманы и медицинские аспекты, иначе неизбежно возрастает риск возникновения травм.
Его цели были недостаточно хорошо продуманы; оно страдало «расширением миссии», т. е. втягиванием в то, что первоначально не предусматривалось и на что не было ресурсов; и, наконец, линия поведения командования была расплывчатой.
Конечно, разного рода заимствования не должны противоречить главным принципам российского образования, должны быть хорошо продуманы и проработаны.
Злоупотребление SFS (взаимоупоминаниями) очень раздражает подписчиков, гивэвэи, в основном, приводят в аккаунт халявщиков (если они не продуманы грамотно), которые отписываются после розыгрыша, поэтому используйте разные методы продвижение, а главное – с умом.
Вначале старались доказать, что экспедиция способна активно действовать и выполнить свои задачи только в том случае, если досконально продуманы меры совместимости членов группы и в момент создания, и в ходе совместной работы.
Уважаемые читатели, в этой книге я поделюсь с вами известными мне законами жизни, в которых я вижу проявление её безграничной мудрости, потому что они настолько безупречны по своей логике, настолько разумны, настолько продуманы, что к ним практически невозможно придраться, им остаётся только следовать, чтобы жить в соответствии с задумкой бытия и благодаря этому наслаждаться жизнью, а не мучиться и страдать.
Ваши подручные средства должны быть «изготовлены» так же тщательно и так же хорошо продуманы, как знаменитые «шпоры» хитроумных студентов.
И тогда-то им были увидены – продуманы такие рассказы, как «Пятьдесят тысяч» и «Убийцы».
Комплексы упражнений, приведённые в данной книге, продуманы и совершенно безвредны: они наладят равновесие между физической и психической энергиями, так что сила кундалини пробудится без негативных последствий.
Его интерфейс на первый взгляд совсем не дружественен и не логичен, на деле же большинство его команд продуманы и удобны.
Каждая деталь в конторе от дизайна стульев до бесплатной воды и карандашей под рукой продуманы до мелочей опытными специалистами.
– Часто слушаешь молодого пианиста и видишь, что им не выявлены все элементы фактуры пьесы, не продуманы многие рекомендации автора.
Можно сказать и наоборот: те предметы, которые лучше продуманы с точки зрения выполнения своей основной функции, являются и более совершенными и красивыми внешне.
А когда французы логично возразили, что раз методы применения помощи заранее не продуманы, то случайная помощь может оказаться бесполезной, Кэмпбелл-Беннерман одобрил дискуссию и соглашения на этот счёт обоих генеральных штабов.
Понятия, связанные со словом «продуманы»
-
Анализ требований — часть процесса разработки программного обеспечения, включающая в себя сбор требований к программному обеспечению (ПО), их систематизацию, выявление взаимосвязей, а также документирование. Является частью общеинженерной дисциплины «инженерия требований» (англ. Requirements Engineering).
-
Бессонный (англ. «Sleepless») — четвёртая серия второго сезона сериала «Секретные материалы», главные герои которого — агенты ФБР Фокс Малдер (Дэвид Духовны) и Дана Скалли (Джиллиан Андерсон), расследуют сложно поддающиеся научному объяснению преступления.
-
«Большой человек в Тегеране» (англ. Big Man in Tehran) — одиннадцатый эпизод третьего сезона американского драматического телесериала «Родина», и 35-й во всём сериале. Премьера состоялась на канале Showtime 8 декабря 2013 года.
-
«Вампиры Венеции» (англ. The Vampires of Venice) — шестая серия пятого сезона британского научно-фантастического телесериалa «Доктор Кто», показанная 8 мая 2010 года. Сценаристом выступил Тоби Уайтхаус, который ранее написал сценарий для серии «Встреча в школе». Режиссёром серии стал Джонни Кэмпбелл.
-
«Возвращение к нормальности» (англ. «A Return to Normalicy») — 12-й эпизод первого сезона телесериала канала HBO «Подпольная империя» и финал сезона, премьера которого состоялась 5 декабря 2010 года. Сценарий был написан создателем сериала Теренсом Уинтером, а режиссёром стал Тим Ван Паттен, оба исполнительные продюсеры.
- (все понятия)
Отправить комментарий
Кто виноват – гениальный вопрос.
Ответ на него позволяет найти виновного, но позволяет ли ответ на этот вопрос понять, что делать? И ответ на какой вопрос нас может интересовать больше всего… У каждого из сотрудников отдела продаж есть должностная инструкция. Именно там все и прописано, кто за что отвечает и кто в чем может быть виноват. На мой взгляд, в том случае, когда отдел продаж не выполнят план, виноват каждый в отдельности и более всего ответственность за план лежит на руководителе отдела. Сотрудники не продумали, что делать для выполнения своего личного плана.
Руководитель во время не заметил сбой в продажах и, что также имеет право на существование, не продумал какие шаги необходимо предпринять для подстраховки. В любом случае, для меня отдел продаж – это работа каждого на результат команды в целом. Основная ответственность лежит на плечах руководителя.
Но в том случае, когда работа отдела продаж рассматривается как командная работа, ответственность распределяется между всеми. Что можно делать в случаях провала? Когда работает команда: Проведите общее собрание. Его цель – понять в связи с чем идет сбой в продажах. Разобраться в сильных и слабых сторонах сложившейся ситуации и совместно разработать варианты выхода. В чем плюсы командного решения?
Ответственность распределена между всеми участниками. Каждый прикладывает максимум усилий для исправления ситуации. Руководитель выступает в роли аккумулятора идей, расстановки приоритетов и доведения предложенных вариантов до логической последовательности действий. Но…такая слаженная работа встречается достаточно редко. Когда работает только руководитель: Ответственность за принятие решения берет на себя полностью руководитель. С позиции управления происходит максимальное внимание к задачам и минимальное внимание к людям.
Как говорит моя коллега, переходим на «ручное управление». В этом случае уже не до объяснений для чего мы это делаем и почему. Важно, чтобы персонал делал именно то, что ему говорят. Конечно, на будущее важно пересмотреть моменты планирования для достижения цели.
И необходимо понять в связи, с чем возникла такая ситуация. Для оперативной корректировки выполнения плана, можно рассмотреть такие шаги как:
- стимулирование продаж специальным предложением для постоянных и лояльных клиентов.
- увеличение количества встреч, звонков и т.п.
- «ручное управление», т.е. ежедневная отчетность со стороны менеджеров о проделанной за день работе, а так же ежедневные планы по работе с клиентами.Руководитель определяет четкие действия для каждого сотрудника отдела. На мой взгляд, это очень кропотливая работа, требующая много энергии и здоровья для руководителя отдела продаж. Ведь здесь необходимо учитывать возможное сопротивление со стороны менеджеров. И тогда, ситуация может только ухудшиться.
- усиление работы с должниками и\или увеличение процентов предоплаты. С чем работать в этом вопросе определятся спецификой продаж компании.
- как вариант, пересмотр плана продаж в меньшую сторону и увеличение плана на следующий месяц.
Конечно, в нашей работе не обойтись без форс-мажора. Но планирование и осуществление контроля на различных этапах снимает уровень риска не выполнения плана продаж или позволяет скорректировать действия на ранних этапах. А когда в этом процессе принимают активное участие все сотрудники, результат достигается намного быстрее.
Продуманны или продуманы как правильно?
В зависимости от части речи возможны оба варианта написания.
Правильно
Продуманны – правильный вариант написания краткого прилагательного, пишется с двумя «н». Обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «каковы?». Образовано от полного прилагательного «продуманный», поэтому пишется с двумя «н» согласно правилу: в кратких прилагательных пишется столько же букв «н», сколько и в полных, от которых они образованы.
Ответы учеников были основательны и продуманны.
Вопросы учителя были обширны и продуманны.
Все ее действия продуманны и просчитаны.
Продуманы – правильный вариант написания краткого причастия, пишется с одним «н». Обозначает признак действия и отвечает на вопрос «что сделаны?». Как и все остальные краткие причастия пишется с одним «н».
Вопросы были продуманы учителем заранее.
Ответы не раз были продуманы и отрепетированы учениками.
Обвинения начальства не до конца продуманы.
Русский язык — это самый сложный язык в мире. Он постоянно меняется и развивается. В нем много правил и исключений. Это часто приводит к ошибкам при написании слов. К ним относятся «продумано», «продуманно».
Правильное написание
Оба варианта написания исследуемого слова верны. Чтобы их правильно написать, нужно узнать к какой речи они относятся, разобрать по составу. «Продуманно» является наречием. Оно состоит из приставки про-, корня -дум-, суффиксов -ан-, -н-, -о.
«Продумано» — страдательное причастие. В его состав приставка про-, корень -дум-, суффиксы -ан-, -о.
Синонимы
Рассматриваемые слова можно заменить синонимами:
- Взвешенно.
- Разумно.
- Рассчитано.
Еще исследуемые слова можно заменить антонимами. Например, непродуманно, опрометчиво.
Используемое правило
Чтобы правильно написать наречение «продуманно», необходимо применить правило о правописании «н», «нн». В наречии нужно писать столько «н» сколько в слове, от которого оно образовано. Например, «продуманный» — «продуманно».
Для правильного написания причастия следует использовать правило правописание «н» и «нн» в суффиксах. Оно звучит следующим образом: в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна «н».
Примеры использования в предложении
Для закрепления материала рассмотрим несколько предложений:
- Она продуманно подошла к решению проблемы.
- Мы продуманно планируем эту поездку.
- Хорошо, когда все продумано заранее, тогда и ошибок меньше, и дело двигается быстрее.
Главное, не только знать правило, но и применять его на практике.
Неправильное написание
Учащиеся допускают ошибку в написании исследуемых слов из-за невнимательности. Часто встречается следующее написание:
- Прадуманно.
- Продуманна.
Это является грубейшей орфографической ошибкой. Такое написание может привести к получению низкого балла на экзамене по русскому языку.