Планирование работы классного руководителя
Назначение, функции плана. Требования к планированию
- Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы.
Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.
План — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
План выполняет следующие функции :
- — направляющую, определяющую;
- — прогнозирующую;
- — координирующую, организаторскую;
- — контрольную;
- — репродуктивную (воспроизводящую);
Требования к плану
- 1) Целенаправленность плана;
2) План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие ;
3) План – это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей;
4) План работы предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей;
5) Ориентация на комплексный характер планов;
- 6) План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе;
- При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе;
- Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы;
- Реальность и разумная насыщенность плана.
Этапы планирования
- — составление педагогами проекта плана (его контуров);
- — коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);
- — внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.
При планировании воспитательной работы необходимо учитывать :
- — результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
- — воспитательные и организационно-педагогические задачи;
- — материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
- — передовой опыт страны, города, школы;
- — возможности родителей, общественности;
- — воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
- — традиционные праздники учебного года;
- — события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
- — события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
- — традиции школы;
- — дела проводимые ближайшими культурными учреждениями;
- — предложения педагогов, учащихся, родителей,
Виды и структура планов
- Планы по содержанию, структуре, форме очень разнообразны. Главное – они должны помогать в организации работы, быть удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными документами.
- 1) По охвату содержания:
- — комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. Например, план воспитательной работы план работы педагога с детским коллективом;
- — тематический план: планируется одно направление или вид деятельности, К примеру, планы работы с родителями, план профориентации и другие;
- — предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело. План конференции, план подготовки и проведения классного часа и т.д,
- 2) По длительности планируемого периода:
- — долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более). План работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов (на 2 года);
- — этапный (периодический; план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);
- — краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода), К примеру, план работы на месяц, на неделю;
- — оперативный: планируются конкретные ближайшие действия. Наиболее распространен план дня.
- 3) В зависимости от субъекта планирования
- — индивидуальный планирует один человек;
- — коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. Педагог может организовать коллективное планирование в детском объединении. Коллективный или индивидуальный подход к планированию может рассматриваться и как способ его осуществления, поэтому при выборе индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации плана.
- 4) По масштабу планирования
- — общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела);
- — планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива).
Виды планов
- — перспективный план, раздел годового плана работы школы;
- — календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть или месяц, на полугодие (планы-сетки, удобные для работы и корректировки);
- — план методической работы с учителями по вопросам воспитания школьников;
- — планы клубов, штабов, советов, музеев и других школьных объединений;
- — перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет (3, 5,10), например, по эстетическому воспитанию или нравственному просвещению;
- — планы подготовки и проведения общешкольных дел.
Структура плана
- 1 . Анализ воспитательной работы школы за прошедший учебный год, в котором целесообразно отразить следующее:
- а) результаты воспитательной работы (уровень воспитанности, социальности учащихся, их профессиональной ориентированности, конкурентоспособности);
- б) характеристика изменений, происшедших в общешкольном коллективе (развитие структуры, отношений между участниками педагогического процесса, укрепление связей и традиций);
- в) реализация поставленных воспитательных задач (какие задачи решены и как, что и как повлияло на их решение, причины невыполнения намеченного);
- г) анализ проделанной работы на приоритетных направлениях работы школы, результаты и организация деятельности, достижения, недостатки и их причины.
- 2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования :
- —они вытекают из анализа работы;
- —задачи на новый учебный год отличаются от задач предыдущего года;
- — они конкретны и реальны для выполнения;
- — задачи охватывают всю планируемую работу с учащимися;
- — они учитываются при планировании методической работы, контроля за воспитательной работой и составлении всех других планов в школьном и первичных коллективах.
- 3. Содержание и формы работы с ученическим коллективом .
Этот раздел может иметь различную структуру. В нем целесообразно выделить несколько подразделов, взяв за основу направления работы, виды деятельности или задачи воспитательной работы.
Целесообразна и используется в практике такая структура плана, которая предусматривает планирование работы не только с учащимися, но также с педагогами и родителями.
- 4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.
- 5. Работа с семьей, общественностью .
Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.
Общие вопросы
подготовки к составлению плана
План работы
классного руководителя — конкретное
отображение предстоящего хода
воспитательной работы в ее общих
стратегических направлениях и
мельчайших деталях.Отсюда
целесообразность органичного
сочетания перспективного плана
воспитательной работы и планов
конкретных воспитательных мероприятий.
Опыт показывает,
что лучше, когда классный руководитель
имеет перспективный план работы на весь
учебный год, а затем последовательно
разрабатывает детальные планы на учебную
четверть. Однако это определяется
опытностью педагога, а также сложившимися
традициями школы и возможными указаниями
со стороны органов управления образованием.
В старших классах,
если классный руководитель уже не первый
год знает ребят, имеет представление
об уровне их воспитанности, возможностях
и интересах, можно составлять план на
более длительный срок, т.е. на весь
учебный год. В младших классах или в том
случае, если учитель плохо знает класс,
целесообразнее планировать
воспитательную работу на четверть или
полугодие.*
* См.: Гордин Л.Ю.Организация классного
коллектива. — М., 1984. — С. 77.
Классный руководитель
должен начинать работу над планом в
конце предыдущего учебного года, когда
становится известным распределение
учебной нагрузки и классного руководства
на новый учебный год. Если классный
руководитель принимает новый класс,
ему необходимо познакомиться с личными
делами воспитанников, их семьями,
изучить сложившуюся систему воспитательной
работы в классе, традиции, официальную
и неофициальную структуру коллектива.
Все это поможет осуществлению
преемственности в воспитательной
работе.
В конце учебного
года рекомендуется провести с помощью
школьного психолога диагностические
«срезы» в классе с целью выявления
психологической атмосферы, сплоченности
и других параметров коллективной
жизнедеятельности. Полезно выявить
преобладающие отношения воспитанников
между собой, а также к учебе, труду,
природе, искусству и другим явлениям и
процессам окружающей действительности.
Таким образом,
подготовка к составлению плана
воспитательной работы классного
руководителя сводится к сбору информации
о классном коллективе и отдельных
воспитанниках. В ходе ее определяются
доминирующие воспитательные задачи.
Технология
составления плана
Подготовка к
составлению плана работы классного
руководителя завершается составлением
характеристикиклассного коллектива
и отдельных учащихся. Это начальный
этап развертывания технологической
цепочки разработки программы
жизнедеятельности класса и учащихся
на предстоящий период.
Следующий этап
предполагает знакомство классного
руководителя с общешкольным планом
воспитательной работы, который, как
правило, готов к началу нового учебного
года. Из него необходимо отобрать все
те общешкольные мероприятия, а также
общественно полезные дела по параллелям
и группам классов, в которых класс
должен принять участие. Будучи
соотнесенными с конкретными датами,
эти мероприятия заложат основной каркас
плана жизнедеятельности коллектива.
Здесь необходимо подчеркнуть недопустимость
отождествления планов работы классного
руководителя и жизнедеятельности
коллектива класса.
Опытные педагоги
после этих двух этапов приступают к
формулированию конкретных задач
воспитательной работы с классом на
учебный год, продумыванию системы
мероприятий и отбору реально выполнимых
общественно полезных дел. Начинающим
классным руководителям рекомендуется
предварительно соотнести информацию,
полученную на предыдущих этапах, с
общими данными об особенностях
возраста учащихся класса и имеющимися
рекомендациями в помощь классным
руководителям.
При определении
доминирующих воспитательных задач надо
исходить из принятого нами целостного
подхода к организации педагогического
процесса. Не разрозненные мероприятия
по направлениям воспитательной
работы, а реальные дела и разнообразные
виды деятельности должны составлять
основу планов. Задачи воспитания, а
следовательно, и конкретное содержание
на строго очерченный период времени
должны определять социальная,
возрастная и индивидуальная ситуации
развития. Социальная ситуация как
бы диктует идеи коллективных дел (что
делать коллективу), возрастная
обусловливает выбор форм деятельности,
а ситуация индивидуального развития
придает содержательный стороне работы
с детьми неповторимость. Соответственно
выделяются и три основных объекта
внимания классного руководителя:
коллектив, деятельность и индивидуальность.*
* См.: Щуркова Н.Е.Вы стали классным
руководителем. — М., 1986. — С. 95 — 97.
В целях обеспечения
гармоничного развития личности каждого
школьника, отбирая содержание, классный
руководитель должен включить в план, а
затем и в реальный педагогический
процесс познавательную, трудовую,
художественно-эстетическую,
физкультурно-оздоровительную,
ценностно-ориентационную и другие
виды деятельности. При этом важно, чтобы
и внутри названных видов деятельности
достигалось достаточное разнообразие
их конкретных видов.
Когда план в целом
сформирован, наступает период его
«доводки». Классный руководитель
обсуждает его отдельные разделы с
коллегами, учителями, работающими с
классом, родителями и учащимися, а
также осуществляет корректировку с
планами работ класса, детских
общественных организаций. План классного
руководителя богаче плана жизнедеятельности
коллектива, поскольку содержит
воспитательные мероприятия, касающиеся
как коллектива в целом, так и отдельных
воспитанников, их изучения, направления
работы с родителями. Он, образно
выражаясь, составляет своеобразный
фон, на который налагается план работы
класса, его актива, органов ученического
самоуправления и отдельных учащихся.
В своей совокупности, дополняя друг
друга, эти планы предусматривают
необходимое содержание тех учебных и
общественно полезных дел, организация
и выполнение которых направлены на
формирование ценных деловых и нравственных
качеств у школьников.
Заключительный
этап в технологической цепочке создания
плана воспитательной работы — это его
обсуждение на классном собрании,
закрепление ответственных за организацию
тех или иных мероприятий, распределение
поручений активу и отдельным
воспитанникам.
Структура плана
работы классного руководителя
В реальной школьной
практике планы работ классных
руководителей имеют различную
структуру. Это обусловлено различными
условиями функционирования школ и
отдельных классных коллективов как
педагогических систем. Структура, а
следовательно, и сами формы планов
работ зависят от уровня педагогической
квалификации классного руководителя.
Если опытный педагог может ограничиться
кратким планом работ, то начинающим
учителям рекомендуется составление
подробных, развернутых планов.
Традиционная
структура плана работ классного
руководителя имеет следующий вид:
1. Краткая
характеристика и анализ состояния
воспитательной работы.
2. Воспитательные
задачи.
3. Основные
направления и формы деятельности
классного руководителя.
4. Координация
воспитательной деятельности учителей,
работающих в классе.
5. Работа с родителями
и общественностью.
Все планы классного
руководителя должны открываться кратким
анализом состояния воспитательной
работы за предыдущий год и характеристикой
класса. Характеристика отражает уровень
общей воспитанности коллектива, его
успеваемость и дисциплину, а также
сформированность таких качеств, как
трудолюбие, ответственность,
организованность, общественная активность
и др. Анализируется структура межличностных
взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры,
микрогруппы), преобладающее настроение
в классе, содержание ценностных
ориентации, определяющих общественное
мнение. Дается характеристика отдельных
воспитанников, в частности допускающих
отклонение от принятых норм поведения,
отстающих в учебе и др.
Во втором разделе
формулируются основные, доминирующие
воспитательные задачи, которые будут
решаться в новом учебном году. Их должно
быть немного, чтобы исключить их
формальное выполнение. Важно, чтобы
задачи учитывали состояние классного
коллектива, уровень его развития, а
также общие задачи, стоящие перед
школой. Поскольку нет одинаковых
коллективов, то и задачи не могут быть
одинаковыми даже в параллельных классах.
Третий раздел
несет на себе основную содержательную
нагрузку, определяя как главные
направления деятельности, так и способы
решения воспитательных задач. Именно
этот раздел определяет структурное
своеобразие плана, поскольку в нем
отражаются те или иные подходы к развитию
и формированию личности.
Так, в соответствии
с функциональным подходом в его крайних
формах этот раздел включает содержание,
формы и методы, независимо друг от
друга ориентированные на формирование
основ мировоззрения; воспитание
политической сознательности и
общественной активности; нравственное
воспитание и воспитание сознательной
дисциплины и культуры поведения;
воспитание сознательного отношения к
учению и развитие познавательной
активности; формирование положительного
отношения к труду и расширение
политехнического кругозора; эстетическое
и физическое воспитание.* Если к этим
многоплановым направлениям добавить
не менее значимые с позиции функционального
подхода экологическое, экономическое,
гигиеническое, правовое воспитание,
работу по профориентации и мероприятия
по подготовке к семейной жизни, то
становится очевидной нереальность
такого плана работы для его воплощения
в жизнь. Примерная форма такого плана
имеет следующий вид:
Основные |
Содержание |
Формы и методы |
Сроки |
Исполнители |
Отметка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
* См.: Болдырев Н.И.Методика работы
классного руководителя: Учебное пособие.
— М., 1984. — С. 29.
Если исходить из
того, что личность школьника как целостная
психическая система формируется не «по
частям», что любой вид деятельности
так или иначе отражается на ее формировании,
то этот раздел плана принимает совершенно
другой вид:
Виды деятельности/ Недели |
Общественная |
Познавательная |
Трудовая |
Художественная |
Спортивная |
Цен |
Коммуникативная |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
|||||||
2 |
|||||||
и |
В четвертом разделе
традиционного плана намечаются
конкретные мероприятия по координации
воспитательных воздействий всех
учителей, работающих в классе. Это могут
быть педагогические совещания,
специальные консилиумы, индивидуальные
беседы с отдельными учителями и
другие формы работы.
Заключительный
раздел «Работа с родителями»
содержит круг вопросов, предлагаемых
для обсуждения на родительских собраниях,
хотя темы лекций и бесед могут
корректироваться в зависимости от
складывающихся обстоятельств; намечаются
сроки посещения семей с целью изучения
условий жизни и воспитания детей;
планируются формы индивидуальной работы
с родителями, связь с родительским
комитетом и возможности привлечения
родителей к участию в жизни класса и
школы.
В настоящее время
считается общепризнанным, что планирование
по разделам в соответствии с основными
направлениями воспитания (трудовое,
нравственное, эстетическое и др.)
«разрывает» целостный педагогический
процесс на части. Не охватывает всего
многообразия педагогических задач и
деятельностный подход, хотя во многом
он и снимает издержки гипертрофированного
функционализма. Признание педагогической
общественности в последние годы
получил вариант плана, предложенный
Н.Е.Щурковой, в котором в органическом
единстве нашли свое отражение комплексный,
деятельностный и личностный в их
индивидуально-творческой интерпретации
подходы.* Выделяя в качестве основных
объектов воспитания коллектив,
деятельность
воспитанников и
развитие индивидуальности, Н.Е.Щуркова
предлагает на большом листе (в целях
оперативности и возможности работы с
планом в течение года) после обозначения
доминирующих задач выделить три
соответствующих раздела: организация
коллектива, организация воспитывающей
деятельности и организация работы
по развитию индивидуальности. Форма
такого плана работы классного
руководителя имеет следующий вид:
Организация |
Организация |
Организация |
|||
Виды |
Содержание |
Средства |
Содержание |
Средства |
Содержание |
Общественно |
Коллективная |
Изучение |
|||
Познавательная |
Самоуправление |
Связь с |
|||
Ценност-но-ориен-тацион-ная |
Проектирование |
Работа |
|||
Художественно-творческая |
Влияние |
Индивидуальные |
|||
Свободное |
* См.: Щуркова Н.Е.Вы стали классным
руководителем.
Два вспомогательных
раздела, которые располагаются на
обратной стороне листа, должны
содержать характеристику классного
коллектива и характеристику индивидуальных
особенностей учащихся, в которых
отражаются условия жизни воспитанников
в семье (особенно если имеются сложности);
их интересы и склонности (и в связи с
этим какие кружки, секции, учреждения
дополнительного образования они
посещают, а если не посещает, то
почему); состояние здоровья и наиболее
ярко выраженные личностные особенности.
В практике воспитания
сложились многообразные формы
планирования работы классных
руководителей, и, учитывая специфические
условия различных районов страны, города
и села, школ-новостроек и школ, имеющих
давние традиции, нет нужды в жесткой
унификации формы этого плана. Классный
руководитель сам выбирает форму
плана, ориентируясь на требования,
которые к нему предъявляются, и на свою
педагогическую «Я-концепцию».
Планирование и
подготовка воспитательного мероприятия
На основе
перспективного плана воспитательной
работы классный руководитель составляет
план работы на неделю, который
конкретизирует воспитательные
мероприятия. Этот план целесообразно
совмещать с дневником классного
руководителя. Приведем различные
варианты недельных планов классного
руководителя.
Вариант 1
1-я |
День |
Содержание |
Исполнители, |
Оценка |
Понедельник |
Вариант 2
Дни |
Основные |
|||||
с |
с |
индивиду |
с |
с |
кружки, |
|
вом |
альная |
лями |
лями |
учрежде |
||
работа |
ния |
|||||
полни |
||||||
тельного |
||||||
образова |
||||||
ния |
||||||
Вариант 3
Понедельник Среда |
Классный Изучение |
Четверг Пятница Суббота |
Индивидуальная Работа Работа |
Объект особого
внимания — это подготовка воспитательного
мероприятия. Во многих случаях процесс
подготовки намного значимее по силе
воспитательного воздействия, нежели
само мероприятие. Воспитательный
эффект остается даже в том случае, если
мероприятие по каким-либо причинам не
состоялось (например, не смог прийти
приглашенный гость и т.п.). Общим правилом
планирования воспитательной работы с
классом является план лишь тех дел
и мероприятий, которые могут быть
тщательно, без спешки и штурмовщины
подготовлены и качественно проведены,
которые будут, безусловно, выполнены и
принесут коллективу класса моральное
удовлетворение, переживание радости
успеха. При этом устойчивый воспитательный
эффект может быть получен только тогда,
когда организаторами и исполнителями
дела являются сами учащиеся.
Целесообразно
использовать опыт организации коллективных
творческих дел по методике И.П.Иванова.
Предварительная
работа воспитателей.Определяется
роль данного коллективного творческого
дела (КТД) в жизни коллектива,
выдвигаются конкретные воспитательные
задачи; намечаются варианты дела,
которые будут предложены как возможные
воспитанникам; строится перспектива
возможного дела. На этой стадии идет
поиск, разведка дел. Если коллектив на
первом этапе развития, то педагоги
сами выводят детей на общественно
значимую работу; если на втором — то
в поиске участвует актив; если на третьем
— все члены коллектива проводят поиск
по намеченным маршрутам (например,
«класс», «микрорайон», «природа»,
«пресса», «малыши» и др.).
Коллективное
планирование КТД.Оно происходит на
общем собрании коллектива. Составляется
общий план жизни коллектива на
очередной период. Сначала работа идет
в микрогруппах, а затем сообща решаются
вопросы-задачи, например: для кого
организуется КТД? Кому на радость и
пользу? Кто будет участвовать? С кем
вместе? Каким должен быть совет дела,
кто в него войдет? Где лучше провести
КТД? Как лучше его провести?
В конце сбора
сводятся воедино наиболее интересные,
полезные предложения из микрогрупп,
происходят выборы совета дела.
Коллективная
подготовка дела.Совет дела уточняет
план подготовки и проведения КТД,
организует микрогруппы для подготовки
добрых дел «по секрету». На этой
стадии могут быть встречи с людьми,
способными помочь в проведении дела,
готовятся материалы, изучается литература,
периодическая печать, организуется
пресс-центр и т.д.
Опыт показывает,
что в целом оправдавшей себя методикой
организации коллективных творческих
дел нельзя злоупотреблять. Имеется в
виду то обстоятельство, что нельзя
отказываться и от традиционных бесед,
диспутов, конференций и других
положительно зарекомендовавших себя
форм организации педагогического
процесса. В этом случае классный
руководитель готовит план или
план-конспект, в котором отмечает: тему
и форму организации работы; цель и
задачи ее проведения, время проведения
(дата, час); место проведения мероприятия;
кому поручается его подготовка и
проведение (распределение поручений);
оборудование и оформление; форму
учета результатов проведенной работы.
Тщательно продуманный план конкретного
мероприятия — необходимое условие его
качественного проведения, условие
достижения предметного и воспитательного
результатов.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Быковская основная общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»
309061 Белгородская область Яковлевский район с. Быковка
ул. Центральная, 64
Научно-практическая конференция «Классный руководитель. Тьютер. Педагог»
Статья «Планирование работы классного руководителя»
Автор:
Власова Галина
Михайловна, учитель
русского языка и
литературы
Планирование работы классного руководителя
Планирование воспитательной работы – это педагогическое моделирование деятельности воспитателя. Оно в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и чёткое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план помогает наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределённости в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников. Ведь план – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, срок выполнения и предполагаемых ответственных.
План позволяет:
- чётко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
- целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательной работы;
- спрогнозировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и каждой личности;
Планирование – процесс творческий, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми, не ограничивающийся только составлением плана воспитательной работы. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей учащихся, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.
Предназначение плана – упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий её порядок, объём, временные границы. Он выполняет следующие функции:
- направляющую, определяющую;
- прогнозирующую;
- координирующую, организаторскую;
- контрольную;
- репродуктивную.
План классного руководителя имеет свои требования к содержанию:
- направленность на реализацию образа выпускника школы данной ступени;
- реальность плана, его обусловленность диагностикой, тенденцией воспитанности обучающихся этого класса;
- учёт половозрастных особенностей и ведущих интересов школьников;
- коллективное творческое планирование жизни класса;
- планирование работы с личными и жизненными проблемами детей;
- свободный выбор актуального для детей содержания и форм воспитательной работы в классе.
Модели плана воспитательной работы могут быть различными. Я в своей работе использую следующую модель:
1. Краткий анализ результатов воспитательной работы в истекшем учебном году:
а) в чём несоответствие между тем, что есть в классе, и спрогнозированным ранее результатом продвижения к образу выпускника школы;
б) каков уровень воспитательной практики в школе;
в) недостаток каких условий, какие причины предопределили негативные результаты воспитательной работы в классе, что может стать основой для продуктивного воспитательного труда в новом учебном году.
2. Цели и задачи воспитательной работы.
3. Задачи воспитательной работы на новый учебный год.
4. Работа с коллективом учащихся.
5. Работа с семьёй, общественностью.
Необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.
При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:
— результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
— воспитательные и организационно-педагогические задачи;
Материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
— передовой опыт страны, города, района, школы;
— возможности родителей, общественности;
— воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
— традиционные праздники учебного года;
— события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
— события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
— традиции школы;
— дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
— предложения педагогов, учащихся, родителей.
Виды и структура планов
По охвату содержания:
— комплексный (общий) план;
— тематический план;
— предметный (конктетный) план.
По длительности планируемого периода:
— долгосрочный;
— этапный;
— краткосрочный;
— оперативный.
В зависимости от субъекта планирования:
— индивидуальный: планирует один человек;
— коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа.
По масштабу планирования:
— общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей;
— планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива).
В классном коллективе чаще всего составляют:
— план воспитательной работы классного руководителя (на четверть, полугодие, год);
— план ученического коллектива;
— план работы коллектива по важнейшему направлению на определённый период;
— план подготовки и проведения дела в коллективе;
— план работы творческого объединения, групп.
Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса.
Приступая к планированию воспитательной работы с классным коллективом, классный руководитель обязан руководствоваться следующими правилами:
1. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определённый возраст учащихся и учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.
2. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определённые задачи.
3. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать системность, а не спонтанность.
4. Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы школы, параллели, мнение учащихся и их родителей.
5. Если классный руководитель начинает работу с классным коллективом впервые, он должен внимательно изучить систему воспитательных мероприятий предыдущего классного руководителя и по возможности продолжить начатое им в коллективе, лишь совершенствуя, шлифуя и добавляя своё.
6. В планировании необходимо отвести главенствующее место традиционным мероприятиям школы и параллелей, лишь усложняя и видоизменяя степень участия всех учащихся класса в этих делах.
7. Классный руководитель обязан изучить в анализе воспитательной работы за предыдущий год проблемы классного коллектива и школы, которые необходимо будет решать в будущем году.
8. Классный руководитель должен помнить, что внеклассное мероприятие должно быть разнообразным и по форме, и по содержанию, интересным и развивающим.
9. Планирование должно учитывать даты, связанные с историей страны, района, в котором расположена школа, города, самой школы. Нельзя забывать события, которые связаны с историей человечества, судьбами людей.
10. В составлении плана воспитательной работы могут и должны участвовать как дети, так и родители с целью чёткого представления уровня требований и притязаний взрослых и детей к себе и другим, к жизни в классном коллективе.
Привожу в качестве примера план воспитательной работы в 9 классе (2012-2013 учебный год)
Психолого-педагогическая характеристика учащихся 9 класса МОУ «Быковская ООШ»
(2012-2013 учебный год)
1. История возникновения класса.
Учащиеся класса пришли в 1 класс МОУ «Быковская СОШ» в 2004 году. В 2006 году в класс пришла Хамдиева Диана, а в 2007 году Денисова Екатерина, в 2010 году – Пшеничный Виктор и Блинов Вячеслав. В 2012 году Блинов Вячеслав и Хамдиева Диана выбыли из школы, а Беляев Максим прибыл.
2. Состав класса, характеристика семей учащихся класса.
На начало года в классе 8 человек: 7 мальчиков и 1 девочка.
Гвоздак Руслан из неполной семьи. Семья Гвоздака проблемная. Родители разведены. Семьи Котельникова Виталия, Никифорова Александра, Старовойтова Ивана полные, благополучные. Родители уделяют внимание воспитанию детей. Семья Денисовой Екатерины неполная. На семьи Гвоздак, Денисовых, Никифоровых необходимо обращать внимание и держать под контролем.
В классе один новый ученик Беляев Максим. Необходимо создать в классе атмосферу дружбы и взаимопонимания, наладить тесный контакт с родителями.
3. Состояние межличностных отношений.
Класс по своему развитию среднего и ниже среднего уровня. Обучение идёт с большим трудом. У каждого ребёнка есть свои трудности в обучении. В классе есть дети инертные, меланхоличные (Старовойтов Иван), есть гиперактивные (Сергеев Кирилл, Никифоров Александр, Котельников Виталий). Этим детям очень трудно усидеть на уроке. Внимание у них рассеянное, не могут сосредоточиться, отвлекаются, а отсюда результат – пробелы в обучении. Особенно выделяются в этом Никифоров Александр и Старовойтов Иван. В результате такой работоспособности на уроке у этих ребят очень низкий темп работы и плохие отметки. Это подтверждается как контрольными работами, так и педагогическими диагностиками.
Есть в классе ученик с неплохими умственными задатками — это Гвоздак Руслан. Неблагополучие в семье Руслана сказывается на его обучении.
4. Деление класса на микрогруппы (количество, состав, взаимоотношения).
В целом класс дружный, общительный. После уроков находят себе занятия по интересам. Общаются не только со своими сверстниками, но и с ребятами из старших классов. Деления на микрогруппы в классе нет.
5. Лидеры группы (количество, направленность).
Лидером класса является Котельников Виталий, который смог перетянуть на свою сторону весь класс. Бывший лидер класса Сергеев Кирилл стал подчинённым, всё чаще повторяя выходки Виталия. Кирилл — общительный мальчик, не всегда имеющий своё мнение, поэтому с ним происходит немало происшествий (кража золота у матери, курение, стычки со старшеклассниками, самовольный уход из дома в марте 2010 года, за что был поставлен на внутришкольный профилактический учёт, на учёт в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и в комиссию по делам несовершеннолетний при администрации Быковского сельского поселения, а затем в январе 2011 года снят с профилактического учёта).
Главная задача учителя и родителей в работе с этим ребёнком – привлечь его к кружковой и спортивной работе, чтобы заполнить досуг учащегося интересными и полезными делами.
6. Учащиеся с высоким статусом в группе.
—
7. Характер образовательной программы.
Учащиеся обучаются по общеобразовательной программе.
8. Успешность освоения школьниками общеобразовательной программы (количество учащихся по уровню успеваемости).
8 класс на «4» и «5» окончили два учащихся класса: Сергеев Кирилл и Котельников Виталий. Остальные учащиеся класса имеют средний уровень успеваемости.
9. Материальная обеспеченность учебного процесса.
У учащихся класса имеются для обучения все необходимые учебники и тетради. Материальная база школы позволяет дать учащимся качественное обучение.
10. Участие учащихся в занятиях физической культурой и спортом.
Класс подвижный, спортивный. Дети любят заниматься спортом, любят урок физкультуры. С большим удовольствием занимаются в свободное время на стадионе или в спортзале. Любят внеклассные мероприятия соревновательного характера, особенно отличаются в этом Сергеев Кирилл, Гвоздак Руслан, Котельников Виталий.
11. Включение учащихся в дополнительные образовательные программы.
Учащиеся класса посещают спортивные секции и кружки по интересам: «Игровые виды спорта», этнографический кружок «Истоки», хоровой и танцевальный кружи.
12. Отношения с родителями.
У учащихся класса отношения в родителями в основном доверительные. В отношениях присутствует взаимопонимание, кроме Денисовой Екатерины и Гвоздака Руслана.
Анализ воспитательной работы
за 2011-2012 учебный год.
Воспитательная работа в 2011-2012 учебном году проводилась в соответствии с общешкольным и классным планом воспитательной работы.
В течение года решались следующие воспитательные задачи:
- Формирование духовно – нравственной культуры, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.
- Патриотическое воспитание учащихся: от воспитания любви к родной школе, к отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
- Гражданское воспитание, воспитание саморазвития, активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
- Трудовое воспитание и профориентационная работа.
- Художественно – эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетических и культурных критериев, воспитание чувственной среды, чуткости и видения прекрасного.
- Спортивно – оздоровительная работа с учащимися, направленная на воспитание здоровой личности.
Наиболее удачными формами работы с детьми данного возраста — активные формы организации классных часов, где дети – не просто слушали, а активно участвовали, высказывая свое мнение.
Уровень работоспособности и сформированности учебных навыков в классе различен.
В классе 2-е учащихся, успевающих на «4» и «5»: Котельников Виталий и Сергеев Кирилл. Особую трудность в учебе испытывают Гвоздак Руслан, Старовойтов Иван и Никифоров Александр. Учителя, работающие в классе, выражали озабоченность отношением к подготовке домашнего задания.
В течение года велась работа по организации учебной деятельности. Проводились беседы с учителями – предметниками, в классе организовывались консилиумы по подведению итогов каждой четверти.
Большое внимание в течение года уделялось формированию здорового образа жизни. Учащиеся охотно участвовали в подготовке и проведение дней здоровья, спортивных соревнований, играх на свежем воздухе. Были организованы классные часы «Страшный враг алкоголь и наркотик», «Нет вредным привычкам».
В целом ребята достаточно доброжелательны друг к другу, и в трудных ситуациях каждый из них находил поддержку у одноклассников. Вне уроков ребята много времени проводят вместе, организуя коллективные игры.
Учащиеся активно посещали школьные спортивные секции.
Участие в кружковой работе способствовало развитию творческих способностей учащихся, трудолюбия, воспитанию уважения к мастерам своего дела, а так же социализации школьников.
При планировании воспитательной работы на новый учебный год уделить большее внимание самовоспитанию, самоутверждению учащихся.
Подобрать тематику классных часов в соответствии с потребностями и интересами детей.
Использовать активные формы организации воспитательной работы, как более результативные.
Актив учащихся класса
1.Котельников Виталий – староста класса.
2. Денисова Екатерина – член совета детской организации «СМИд».
3. Сергеев Кирилл – член совета детской организации «СМИд», ответственный за учебный сектор.
Родительский комитет класса
- Сергеева Мария Якубовна
- Никифорова Марина Викторовна
- Котельникова Ольга Викторовна
План работы родительского комитета
- Посещение членами родительского комитета учащихся на дому с целью соблюдения учащимися режима дня.
- Постоянное наблюдение за ведением дневников, тетрадей.
- Помощь родительского комитета в ремонте классной комнаты.
- Привлечение родительского комитета к воспитательной работе, к организации мероприятий.
Цели и задачи работы с родителями на 2012 – 2013 учебный год
- Достигнуть единства в требованиях школы и семьи к детям, познакомить родителей с целями и задачами, содержанием и методами учебно — воспитательной работы школы, класса.
- Познакомить родителей с опытом семейного воспитания выдающихся педагогов: Д. Ушинского, С. Макаренко.
- Способствовать созданию в каждой семье условий, способствующих успешному воспитанию и обучению детей.
- Стремиться к максимальному развитию воспитательной активности родителей в семье, школе, классе, привлекать их к воспитательной работе в классе.
Работа с отдельными семьями учащихся
- Знакомство с условиями жизни и воспитания детей в семье (обратить внимание на семьи Гвоздак Р.и Денисовой Е.)
- На основе изучения детей, условий их жизни и воспитания проводить индивидуальную работу с каждой семьёй.
- Использовать положительный опыт семейного воспитания в беседах с родителями. Знакомить родителей с новинками методической литературы по вопросам воспитания.
- Содействовать организации обмена опытом семейного воспитания на родительских собраниях.
Функции работы школы и классного руководителя с родителями
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно- воспитательного процесса, организуемого школой и классом, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения целей и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно – воспитательном процессе школы и класса.
- Психолого – педагогическое просвещение.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность с целью расширения воспитательной среды, увеличения позитивного влияния на развивающуюся личность школьника, повышения профессионализма, организуемой в школе воспитательной внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношения учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности.
- Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
- Организация работы с родительским активом.
Формы работы с родителями
- Родительское собрание.
- Деловая игра.
- Вечер вопросов и ответов.
- Заседание круглого стола.
- Родительский лекторий
Тематика родительских собраний
(2012-2013 учебный год)
- Заседание круглого стола «Как подготовить ребёнка и себя к будущим экзаменам?»
- Родительское собрание «Эмоции и чувства в разговоре с подростком».
- Круглый стол «Как научить дочь или сына говорить «нет».
- Вечер вопросов и ответов «Выбор дальнейшего пути: «за» и «против».
Цели и задачи воспитательной работы с классом на 2012 – 2013 учебный год.
- Формирование духовно – нравственной культуры, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.
- Патриотическое воспитание учащихся: от воспитания любви к родной школе, к отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
- Гражданское воспитание, воспитание саморазвития, активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
- Трудовое воспитание и профориентационная работа.
- Художественно – эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетических и культурных критериев, воспитание чувственной среды, чуткости и видения прекрасного.
- Спортивно – оздоровительная работа с учащимися, направленная на воспитание здоровой личности.
Работа с детьми из семей, состоящих на внутришкольном учёте и учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Быковского сельского поселения.
В 9 классе обучаются дети из семей, состоящей на внутришкольном учёте и учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Быковского скльского поселения — Гвоздак Руслан и Денисова Екатерина и. У Руслана родители в разводе. Папа проживает в Москве. Мама, Оксана Петровна, недостаточно внимания уделяет воспитанию сына.
Екатерина – девочка с девеантным поведением.
Этим учащимся необходимо оказывать помощь и проводить индивидуальную работу:
- Наблюдения классного руководителя.
- Дополнительные занятия с детьми по оказанию помощи в учёбе (по мере необходимости).
- Вовлечение детей в систему дополнительного образования (кружки, секции).
- Индивидуальная работа с родителями.
- Помощь детям со стороны его окружения.
- Привлечение родителей к семинарам по вопросам воспитания.
- Привлечение общественных воспитателей к воспитанию в семьях. Помощь детям в умении планировать своё свободное время.
План воспитательной работы на 2012 – 2013 учебный год
Дата |
Изм. дата |
Наименование мероприятий |
Ответственные |
Отметка о выполнении |
01.09 |
День Знаний. Урок нравственности |
Классный руководитель |
||
07.09 |
Интеллектуальное путешествие в страну Знаний «Знание – сила» |
Классный руководитель, актив класса |
||
14.09 |
Классный час «Ты и твоё время» |
Классный руководитель, члены родительского комитета |
||
21.09 |
Классный час по ПДД «Зелёный нам дорогу открывает» |
Классный руководитель, актив класса |
||
28.09 |
Классный час «Искусство рядом с нами» |
Классный руководитель, актив класса |
||
05.10 |
Классный час «Учитель, перед именем твоим…» |
Классный руководитель |
||
12.10 |
Психологическая игра «Цвет моей души» |
Классный руководитель, актив класса |
||
19.10 |
Беседа «Вандализм на дорогах и транспорте» |
Классный руководитель, учитель ОБЖ |
||
26.10 |
Классный час «Об итогах 1 четверти» |
Классный руководитель, актив класса |
||
09.11 |
Праздничное мероприятие, посвящённое Дню матери «Милые любимые мамы» |
Классный руководитель, актив класса |
||
16.11 |
Классный час «Мой друг – зелёный огонёк» |
Классный руководитель, инспектор ГИБДД |
||
23.11 |
Беседа по противопожарной безопасности «Будь осторожен с огнём» |
Классный руководитель |
||
30.11 |
Деловая игра «Путешествие в мир профессий» |
Классный руководитель, учащиеся класса |
||
07.12 |
Классный час «Суд над сигаретой» |
Классный руководитель, актив класса, медицинская сестра |
||
14.12 |
Классный час «Наш дар бесценный – речь» |
Классный руководитель, учащиеся класса, библиотекарь |
||
21.12 |
Беседа «Правила дорожные знать каждому положено». Подведение итогов 2 четверти |
Классный руководитель, учащиеся класса, учитель ОБЖ |
||
28.12 |
Новогодний вечер «Здравствуй, Новый год!» |
Классный руководитель, учащиеся класса |
||
11.01 |
Классный час «Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности» |
Классный руководитель, актив класса |
||
18.01 |
Классный час по теме «Охрана здоровья» «Что имеем, не храним, потерявши, плачем» |
Классный руководитель, врач районной поликлиники |
||
25.01 |
Классный час по ПДД «Опасность на переходе, оборудованном светофором» |
Классный руководитель, инспектор ГИБДД |
||
01.02 |
Интеллектуальная игра «Праздник чисел» |
Классный руководитель, актив класса |
||
08.02 |
Классный час «И станет мачехой земля» |
Классный руководитель |
||
15.02 |
Празднование «Масленицы» |
Классный руководитель, актив класса |
||
22.02 |
Мероприятие ко Дню Защитника Отечества «Несокрушимая и легендарная» |
Классный руководитель, актив класса |
||
01.03 |
Классный час «Красный, жёлтый, зелёный» |
Классный руководитель, учитель ОБЖ |
||
07.03 |
Праздничное мероприятие, посвящённое международному женскому дню «8 Марта «Поздравляют джентельмены» |
Классный руководитель, родительский комитет |
||
15.03 |
Беседа по противопожарной безопасности «Огонь… Друг или враг?» |
Классный руководитель |
||
22.03 |
Интеллектуальная игра «Конкурс эрудитов». Подведение итогов 3 четверти |
Классный руководитель |
||
05.04 |
Беседа на тему «Автомобильный транспорт» |
Классный руководитель, инспектор ГИБДД |
||
12.04 |
Викторина «Космическая азбука» |
Классный руководитель |
||
19.04 |
Классный час по теме «Охрана здоровья» «Я принимаю ответственные решения» |
Классный руководитель, медицинская сестра |
||
26.04 |
Музейный урок «Подвигу народа жить в веках» |
Классный руководитель, актив класса, руководитель музея Боевой Славы |
||
03.05 |
Урок мужества «Памяти павших будьте достойны» |
Классный руководитель, руководитель музея Боевой Славы |
||
10.05 |
Практическое занятие по ПДД «Безопасное колесо» |
Классный руководитель, актив класса |
||
17.05 |
Классный час «Кем быть, каким быть» |
Классный руководитель, актив класса |
||
24.05 |
День славянской письменности «Славянская письменность и её создатели»» |
Руководитель этнографического кружка «Истоки» |
||
25.05 |
Праздник последнего звонка. |
Актив учащихся, администрация школы |
Планирование деятельности классного руководителя
Автор: Свирина Наталья
Владимировна
Плановая деятельность
классного руководителя — основа практики управления классным коллективом. Ее
можно определить как деятельность воспитателяпооптимальномувыборуреальныхцелей,составлениюпрограммпо
их достижению через использование совокупности способов, средств и воздействий,
направленных на перевод класса в новое качественное состояние.
Планвоспитательнойдеятельностиклассногоколлектива-этосистемамер,
ранжированная по срокам и исполнителям в соответствии с целями и задачами
воспитательного процесса вклассе.
Уметь планировать
воспитательную деятельность в классе и работать по плану — значит осуществлять
научную организацию труда классного коллектива на основе точного расчета,
научно проверенных форм и методов и точных календарных сроков.
Планирование
позволяет классному руководителю:
·
предварительноизучитьклассныйколлектив,состояние воспитательного процесса в
классе, окружающиеусловия;
·
четкоосознатьцельразвитиявоспитательнойсистемыкласса, стратегические и тактические
задачивоспитания;
·
целенаправленно
отобрать содержание и средства, организационные формы и методы
воспитательнойдеятельности;
·
прогнозировать
результаты своей управленческой деятельности, планируя и корректируя
поступательное движение в развитии классного коллектива и личности каждого
субъекта воспитательной системы образовательнойорганизации.
Планирование как особый вид
управленческой деятельности предполагает обязательное осуществление следующих
основных операций:
1.
Аналитическое
обоснование содержания деятельности за предшествующий период и выявление
педагогических проблем.
2.
Формулирование
целей и задач.
3.
Подбор
системы мер, обеспечивающих достижение целей и решение задач.
4.
Определение сроков и исполнителей.
Принципы планирования:
1.
Коллегиальность.
2.
Системность
(единство всех разделов плана, наличие связи каждого плана с планом
предшествующим ипоследующим).
3.
Целенаправленность(единствоцелеполаганияицелеосуществления).
4.
Принцип
системного контроля.
5.
Принцип
построения личностно-ориентированной воспитывающей среды.
6.
Единство
долгосрочного и краткосрочногопланирования.
7.
Принцип
сочетания государственных и общественныхначал.
В современной школе используются следующие
виды планов:
1.
План
работы класса, любого другого объединения детей и взрослых (например,
органасамоуправления).
2.
Перспективный,
календарный иперспективно-календарный.
3.
План
работы класса, любого другого объединения детей и взрослых (например,
органасамоуправления).
4.
Перспективный,
календарный иперспективно-календарный.
5.
План на
учебный год, на четверть, на месяц, нанеделю.
6.
План
организации внеурочной деятельностиобучающихся.
7.
План
воспитательногомероприятия.
8.
План
работы по какому-либо направлению, специальной программе, по реализации
определенных задач и решению актуальных проблем класса.
9.
План
работы по развитию индивидуальностиобучающихся.
Рассмотрим технологию
создания плана воспитательной работы. Планированию предшествуют определенные
шаги классного руководителя. Что же необходимо сделать педагогу-воспитателю при
составлении плана воспитательной деятельности классного коллектива?
1.
Ознакомиться
с внешней информацией. Это нормативно-правовые документы, отражающие проблемы
воспитания, научно-педагогическая литература по актуальным проблемам воспитания
и методике планирования воспитательной деятельности, календарь
знаменательныхдат.
2.
Ознакомиться
с внутренней информацией. Это: общая образовательная программа образовательной
организации, программа развития воспитательной системы образовательной
организации, перспективный план воспитательной деятельности образовательной
организации, годовая циклограмма воспитательных мероприятий детско-взрослого
коллектива, результаты диагностики воспитанности обучающихся класса.
3.
Организовать
коллективный анализ воспитательной системы класса и коллективное планирование
ееразвития.
4.
На основе
результатов вышеуказанных действий определить цели и задачи развития
воспитательной системыкласса.
5.
Наметить
перечень дел и мероприятий для решения поставленныхзадач, который будет
являться проектом плана воспитательнойдеятельности.
6.
Скоординировать
намеченные мероприятия по срокам иисполнителям.
7.
Определить
форму представленияплана.
8.
Оформить
план воспитательной деятельности класса и один его экземпляр сдать заместителю
руководителя образовательной организации по воспитательнойработе.
После координации дел и
мероприятий классный руководитель составляет план воспитательной работы,
который содержит следующие разделы:
1.
Характеристика
класса (на диагностическойоснове).
2.
Воспитательные
цели и задачи (поставленные исходя из анализа воспитательной работы за
предшествующий период и характеристики класса), которые должны быть конкретными
и реальноосуществимыми.
3.
Формы и
методы работы (самплан).
4.
Индивидуальная
работа (проектирование дальнейшего нравственного развития
отдельныхобучающихся).
Характеристика класса может
быть представлена следующим образом:
I.
Общие
сведения о классном коллективе. История егоформирования.
1.
Количество
обучающихся.
2.
Из
нихмальчиков.
3.
Из
нихдевочек.
4.
Возрастнойсостав.
5.
Число
второгодников.
6.
Были ли
слияния с другимиклассами.
7.
Смена
классногоруководителя.
II.
Содержание
и характер учебнойдеятельности.
1.
Общая
характеристика успеваемости,дисциплины.
2.
Взаимопомощь.
3.
Дисциплина
науроках.
4.
Отрицательные
моменты в учебнойработе.
5.
Пропуски
уроков.
III.
Жизнь
класса вне учебныхзанятий.
1.
Интерес к
кружкам, спортивным секциям, экскурсиям, коллекционированию.
2.
Традициикласса.
3.
Участие
класса в общешкольнойжизни.
4.
Общественно
полезный труд в образовательной организации,классе.
5.
Влияние
на класс родительскойобщественности.
6.
Социально
неблагополучныесемьи.
IV.
Руководство
классным коллективом и егоорганизация.
1.
Актив
класса, егоработа.
2.
Участие в
общешкольных и классных делах(мероприятиях).
3.
Наличие
«отверженных» и возможные пути изменения отношения к ним сверстников.
V.
Взаимоотношения
внутриколлектива.
1.
Степеньсплоченности.
2.
Наличие
или отсутствие группировок, неформальныхлидеров.
3.
Особенности
взаимоотношений между мальчиками идевочками.
4.
Эмоциональное
неблагополучие отдельных обучающихся.
VI.
Общиевыводы.
1.
Уровень
развитияколлектива.
2.
Характер
общего эмоционального климата вклассе.
3.
Дисциплинированность.
4.
Определение
основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его
членов, пути ихпреодоления.
Составленная таким
образом на диагностической основе характеристика класса позволяет классному
руководителю определить весьма конкретные, обоснованные и реально измеряемые
цели и задачи воспитательного процесса.
Следует отметить, что план
может стать рабочим документом лишь при наличии удобной для использования
формы.
Опыт убеждает, что наиболее
рациональным и наглядным является
графическоепланирование,гдевсецели,задачи,совокупностьспособов,средств и
воздействий представляются наглядно на нескольких листах. При этом желательно
выделить:
·
традиционные
дела учебного года, характеризующие специфику
деятельностиикаждогокалендарногомесяца(годоваяциклограмма);
·
традиции
образовательной организации и традициикласса;
·
новые
дела и формы организации воспитательной деятельности, соответствующие новым
целям и задачам.
Например, раздел плана
воспитательной работы может быть представлен в виде таблицы, составленной на
основе методического конструктора внеурочной деятельности обучающихся.
Содержание
воспитательной работы будет реализовано через следующие виды и формы
воспитывающей деятельности:
Организациявоспитывающейдеятельности |
Организацияколлектива |
Организация работы по |
|||
Виды деятельности |
Содержаниеработы |
Средства |
Содержаниеработы |
Средства |
Содержаниеработы |
Общественно -полезная |
Коллективнаятворческаядеятельность |
Изучениеучащихся |
|||
Познавательная |
Самоуправление |
Связь с |
|||
Ценностно-ориентационная |
Проектированиецелей |
Работа с малым пед. коллективом |
|||
Художественно- творческая |
Влияниена межличностныеотношения |
Индивидуальныевоздействия |
|||
Свободноеобщение |
Анализ
воспитательной работы
В современной практике классного руководства
наблюдается несколько подходов к проведению анализа воспитательной работы, например:
описательный, полярно-оценочный, проблемный, системный и личностно
ориентированный. Отметим их основные черты.
При описательном подходе описываются и
анализируются события и явления, происшедшие в жизнедеятельности класса.
При полярно-оценочном подходе выделяются
и анализируются положительные и отрицательные моменты и
результатыучебно-воспитательного
процесса.Планируетсятакжеанализпричиннегативныхилипозитивныхявлений в
жизнедеятельностикласса.
Системный подход предполагает
целостный анализ педагогического процесса в совокупном единстве и
взаимодействии всех его компонентов: субъектов, целей, содержания, средств
(форм, методов, приемов), результатов деятельности и воспитательных отношений.
При этом делается акцент на«ключевых» моментах педагогического процесса,
считающихся приоритетными в анализируемый период жизнедеятельности класса.
При проблемном подходе происходят
выделение, анализ и структурирование проблем и противоречий педагогического
процесса.
В последнее время в некоторых инновационных
образовательных учреждениях успешно реализуются принципы личностно
ориентированного подхода, которые определяют специфику педагогического
анализа воспитательной работы классного руководителя. При таком подходе акцент
в аналитической деятельности делается на таких аспектах, как развитие личности
ребенка; становление и проявление индивидуальных особенностей школьников;
личностные достижения учащихся; формирование в классе и школе благоприятной
среды для развития учащихся; функционирование системы медико- психологического
и социально-педагогического обеспечения процесса развития школьников.
В зависимости от организационной культуры школы
и традиций воспитательной деятельности, личностных особенностей педагога и
исповедуемых им принципов педагогического анализа применяются следующие виды
анализа учебно-воспитательного процесса в классе: анализ реализации целей и
решения задач, анализ основных событий и педагогических ситуаций,
критериально-ориентированный анализ.
Делаяанализ реализации целей и решения
задач, классный руководитель оценивает степень достижения целевых
установок, определенных в плане воспитательной работы на предыдущий период. Для
этого используются критерии реализации целей, а также показатели, по которым можно
судить о решении воспитательных задач.
Для проведенияанализа основных событий и
педагогических ситуацийважноналичиенеобходимогообъемаинформации.Однойизформеенакопления
являются информационные или информационно-аналитические справки. В
информационныхсправкахобычноуказывается,чтопроходилоилипроводилось, когда и кто
проводил мероприятие (комплекс мероприятий), какие результаты получены в
осуществленной деятельности. В информационно-аналитическую справку включается
дополнительная информация следующегосодержания:
1.
Положительные
аспекты проведенной деятельности: что особенно удалось в определении
содержания, форм и способов организации совместной деятельности, кто сумел
отличиться, как проведенное дело (мероприятие) содействовало развитию личности
школьников, в решении каких проблем удалосьпродвинуться.
2.
Отрицательные
аспекты осуществленной деятельности: что не получилось, кто не смог справиться
со своим поручением, какие педагогические и организационные задачи не удалось
решить доконца.
3.
Что
нового удалось получить в результате подготовки, проведения и подведения итогов
совместного дела? Какие педагогические последствия
возможныпослепроведенногомероприятия?Какиепроблемымогутобостриться в ближайшее
время, проявиться в отдаленнойперспективе?
4.
Как
участие и позиция педагогов повлияли на результативность дела? Выводы и
предложения о перспективах и путях совершенствования совместной деятельности.
Успешному проведениюанализа основных
событийспособствует коллективный анализ жизнедеятельности,
предполагающий активное участие в аналитическом процессе всех субъектов
воспитательного процесса: педагогов,
учащихся,родителей,друзейкласса.Средиформколлективногоанализа,которые могут
быть источниками важной информации, можно выделить устный опрос, анкетирование,
заполнение открытого листа мнении, выпуск различных информационных листков,
стенгазет; разнообразные формы коллективного творческого анализа (устный
журнал, «живая газета», «телепрограмма», творческий рапорт ит.п.).
Критериально-ориентированный анализ направлен на выявление изменений основных показателей результативности
учебно-воспитательной работы в соответствии с разработанными критериями
эффективности
воспитательной деятельности. При анализе
следует различать критерии результатов и критерии процесса.
Критерии результатов позволяют оценить уровень развития тех или иных качеств личности
учащихся, их воспитанности, обученное, социализированное.
Критерии процессапомогают понять, как осуществляется воспитательная деятельность, как
действуют механизмы воспитания, какое влияние на результаты воспитания
оказывают те или иные факторы (условия). В качестве таких критериев могут быть
выбраны следующие: гуманность воспитательных
отношений,вовлеченностьучащихсявжизнедеятельностьклассногоколлектива,
сформированность деловых и межличностных взаимоотношений, развитость
самоуправленческих начал в классе, наличие социальных связей классного
сообщества, эффективность психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения процесса развитияучащихся.
В аналитической деятельности классного руководителя
можно выделить три этапа: подготовительный, основной и рефлексивный.
Предназначение подготовительного этапа заключается в подготовке самого
учителя к осуществлению аналитической деятельности. В этот период классный
руководительопределяетпредметицельпедагогическогоанализа,разрабатывает
программу и инструментарий (критерии, формы, методы и приемы анализа)
аналитической деятельности, предусматривает участие в этой работе всех
субъектов воспитательногопроцесса.
На основном этапе классный наставник направляет
свои усилия на сбор и систематизацию информации о воспитательном процессе,
анализ и оценку результатов педагогической деятельности, выявление
положительных и отрицательных моментов в жизнедеятельности класса и воспитании
учащихся, определение проблем и противоречий в воспитательном процессе,
составление прогноза развития воспитательной системы класса, формулирование
выводов и предложений по совершенствованию и обновлению учебно-воспитательного
процесса в классном сообществе.
На рефлексивном этапе учитель оценивает проведенную аналитическую деятельность, устраняет
фактические и стилистические неточности в информационно-аналитических
материалах, вносит в них необходимые коррективы.
Алгоритманализаорганизациивоспитательногопроцессав классе и эффективности воспитательной работы
классного руководителя:
1)
В каких делах школьники участвовали с наибольшим удовольствием? В какихпроявилисебяактивнымиорганизаторами?Вкакихбылипассивными?Почему?
2) Насколько удачной оказалась
последовательность классных мероприятий в прошедший месяц?
3)
Какаядеятельностьположительновлияланаформированиесознательной
дисциплины и ответственного отношения к учебе итруду?
4) Какиесовместныедела,проведенныевпрошедшиймесяц, способствовали сплочению
классногоколлектива?
5)
Какие
методы, формы и средства педагогического влияния наиболее положительно
сказались на развитииучащихся?
6)
Результатырешениявоспитательныхзадач,целесообразностьих постановки, действенность идей, которые
выдвигались припланировании.
7)
Результативность
педагогического просвещения родителей, организации
родительских собраний в классе. Эффективность индивидуальной работы с родителями.
Для большинства классных руководителей
планирование – это не очень приятная, простая и
понятная процедура. Они считают, что план нужен
администрации школы, и потому составляют его
формально и не находят в этом своего интереса и
смысла.
Конечно, план классного руководителя – это
только часть его работы, и отношение к
планированию зависит от отношения учителя к
воспитанию учеников вне урока. Большинство
педагогов понимают значение такой работы и
относятся к ней, по крайней мере, добросовестно, а
многие находят в ней и большой личностный смысл и
удовлетворение.
Планирование – это творческий процесс, не
прекращающийся на протяжении всей работы с
детьми.
Начиная работу по планированию воспитательной
работы в классе, прежде всего, важно осознать
место и суть этого плана в системе деятельности
самого классного руководителя, иначе говоря,
ответить на вопросы: зачем, как и что планировать.
Цель моей работы: поделиться опытом
планирования наших классных руководителей,
которые имеют рабочий план воспитательной
деятельности, помогающий составить
воспитательную систему класса, написать
развёрнутую характеристику воспитанникам, иметь
полную картину развития личности учеников.
Планирование, необходимое в первую очередь
классному руководителю, а не администрации
школы, является насущной частью его
профессиональной деятельности в работе с детьми.
Мы считаем, что первое с чего необходимо начать
планирование – это изучение основных законов
государства в области образования и локальных
актов школы. А это: закон РФ “Об образовании”,
“Конституция РФ”, “Конвенция прав ребёнка”,
“Устав ОУ”, положение о классном руководителе.
Планирование воспитательной работы
основывается на сотрудничестве педагога,
детского коллектива, родителей учащихся и
общественности, осмыслении ими целей и задач
своей совместной деятельности и на желании
сделать школьную жизнь интересной, полезной,
творческой. Поэтому мы разработали структуру
плана воспитательной работы для классного
руководителя. Ею пользуются, как опытные
педагоги, так и начинающие классные
руководители.
Структура плана воспитательной работы
классного руководителя:
- Анализ воспитательной деятельности за
прошедший учебный год (если с классом работали
ранее). - Воспитательные цели и задачи на предстоящий
период работы, основанные на анализе
воспитательной деятельности и диагностики
классного коллектива на начало учебного года. - Характеристика классного коллектива совместно
с социальным паспортом класса. - Жизнедеятельность классного коллектива.
- Работа с родителями учащихся.
- Совместная деятельность с общественностью.
- Индивидуальная работа с учащимися
(индивидуальная карта ученика, портфолио) - Работа с учащимися из “группы риска”.
- Взаимодействие с учителями – предметниками.
- Педагогические наблюдения.
- Литература для проводимых мероприятий.
Анализируя воспитательную деятельность за
прошедший период, педагог выясняет, что сделано с
классом:
А) количество проведённых мероприятий, формы и
методы проводимых мероприятий, их
результативность, влияние на классный коллектив,
в общем, и в частности на отдельных
воспитанников, которые находятся у педагога на
контроле;
Б) работа с органами самоуправления –
активность общая и отмечаются отдельные
активисты по классу и школе;
В) работа с родителями – формы работы, их
эффективность, результаты совместных КТД,
активные родители, на которых опирается в работе
педагог;
Г) работа с общественностью – какие структуры
были задействованы, насколько эффективно
сработано это взаимодействие, формы работы;
Д) итоговые выводы по анализу воспитательной
деятельности с классом – какие задачи в процессе
работы решены и что не удалось выполнить
полностью и почему.
Сделав вывод, классный руководитель видит: над,
чем необходимо ему работать в этом году, какие
цели и задачи поставить на будущее.
Целеполагание – важнейший компонент любой
осознанной педагогической деятельности. Цели
определяют принципы, содержание, формы и методы
деятельности педагога. В работе классного
руководителя целеполагание имеет исключительно
большое значение. Классный руководитель может
поставить перед собой, детьми, родителями и
учителями разнообразные цели: глобальные и
частные, ближайшие, средние и далёкие,
стратегические и тактические.
Необходимо при целеполагании опираться на
пожелания учащихся (Приложение
1) и учитывать следующие требования:
- реальность – выдвижение и обоснование целей, с
учётом возможностей конкретной ситуации; - преемственность – осуществление связей между
целями и задачами на каждом этапе деятельности; - согласованность и непротиворечивость –
включение в процесс целеполагания всех
участников деятельности; - конкретность – направленность на достижение
результата, который можно “измерить”; - диагностичность – выдвижение, обоснование и
корректировка целей на основе постоянного
изучения потребностей и возможностей всех
участников педагогического процесса.
Итак, мы подошли к следующему этапу работы над
планированием воспитательной деятельности –
это диагностика и мониторинг развития классного
коллектива. Мы применяем в этом случае несколько
видов анкетирования всех участников
воспитательного процесса:
- Уровни воспитанности, межличностных отношений
(социометрия), познавательного интереса, в 5 – 11
классах – психологическая самоаттестация
коллектива, удовлетворённость школьной жизнью,
самооценка черт характера, для 7 – 11 классов
профессиональная диагностика (Приложение 2) - Полученные данные обязательно сравниваются с
уже имеющими показателями по предыдущему
учебному году, строится график развития
классного коллектива и уже классный
руководитель может наблюдать в каких областях
ему, прежде всего, необходимо работать –
ставятся конкретные цели и задачи
воспитательной работы на ближайшее развитие, а
также планируются на будущее вперёд. Диагностика
классного коллектива проводится минимально 2
раза в год – сентябрь и апрель (Приложение 3)
Цели и задачи сформулированы и теперь
необходимо ещё раз (а начинающий педагог впервые)
составить характеристику своего классного
коллектива. (Приложение 4)
Жизнедеятельность классного коллектива
строится по типу линейно—хронологического
плана, где содержится перечень мероприятий,
расположенных понедельно. Также определяются
приоритетные направления воспитательной
деятельности, исходя из цели работы школы.
- Общекультурное направление – эстетическое
развитие, культура здоровья, экология - Общеинтеллектуальное направление – работа на
уроке и внеурочная деятельность через
внеклассные предметные мероприятия - Социально-нравственное направление –
самоуправление, профессиональная подготовка.
В нашей школе планирование затрагивает 5
разделов: Искусство. Родословный корень;
Окружающая среда. Здоровье; Интеллект; Жизнь в
человеческом обществе (детская республика
“Подросток”); Хозяин земли, т.е. согласно
основных методических рекомендаций мы стараемся
охватить основные виды внеурочной деятельности:
познавательную, общественную, эстетическую,
ценностно-ориетационную, досуговую.
Мероприятия планируются исходя из социального
заказа родителей, пожеланий учащихся и
потребностей современного времени. Поэтому,
чтобы в будущем легче было отслеживать
эффективность проводимых воспитательных дел,
педагог ведёт страницу “Педагогические
наблюдения”, где фиксирует результативность
проводимых мероприятий, эффективность выбранных
форм и методов, участие детей, родителей и
общественности в реализации запланированных
дел.
Но при этом важно не перегружать план. В месяц
разумно проводить два классных часа (время
классного руководителя для работы с классом в
любой форме – организационный и тематический) и
одно коллективное дело. Остальное время
отводится на индивидуальную работу, встречи с
родителями, учителями и текущие дела по
заполнению документации классного руководителя.
Проводимые воспитательные мероприятия,
классный руководитель накапливает в своей
методической копилке – это конспекты бесед по
различным тематикам, планы КТД, сценарии и т.д..
Работа с семьей предполагает наличие “Карты
семьи” (Приложение 5),
тематику родительских собраний, работу с
классным родительским комитетом. Отдельно
фиксируются протоколы родительских собраний и
заседаний родительского комитета. Как и при
планировании воспитательной работы с классным
коллективом, так и в работе с родителями, педагог
записывает основную использованную
методическую литературу для тематических
мероприятий. Кроме классного руководителя,
родительские собрания и классные мероприятия с
воспитанниками планируются в работе социального
педагога школы, валеолога и медицинского
работника, заместителей директора по
учебно-воспитательной и воспитательной работе.
Связь с общественностью является необходимым
звеном плана воспитательной работы, т.к. учащиеся
не живут изолированно, общаясь только со своими
одноклассниками в школе и семьей. В этом разделе
вносятся планы работы сельской библиотеки –
музей, музыкальной школы, сельского Дома
Культуры, реабилитационного центра города и
других общественных организаций, которые могут
внести существенный вклад в дело воспитания
подрастающего поколения.
Индивидуальная работа с учащимися необходима
для отслеживания развития личности каждого
воспитанника. Для этого разработана
“Индивидуальная карта ученика”, где
фиксируются его психо-физиологическое,
интеллектуальное и нравственное развитие (Приложение 6). “Портфолио
ученика” — это, как правило, отдельная папка, в
которую ученик вносит свои достижения по
разделам:
- Резюме-знакомство
- Мои учебные успехи
- Научно-исследовательская и другая внеурочная
деятельность - Сундук регалий – грамоты, дипломы, медали,
благодарности и др.
Помощь по заполнению “Портфолио” оказывают
родители, педагог контролирует наполняемость
данной папки.
Раздел, необходимый в работе педагога, — работа
с учащимися из “группы риска”. Современная
жизнь поставила многих подростков в условия
необходимого выживания, поэтому некоторые из них
попадая в сложные жизненные ситуации, ведут себя
неадекватно. В результате – учёт классного
руководителя, социального педагога и даже
комиссии по делам несовершеннолетних. Педагог
внимательно следит за развитием такого ребёнка,
намечая индивидуальный план работы с ним,
записывая встречи и беседы с таким учеником,
давая необходимые советы воспитаннику и его
родителям, подводя итоги такой индивидуальной
работы.
Работа с учителями – предметниками строится не
только на консультации о слабо и хорошо
успевающих учениках, но и отслеживании учащихся
“зоны повышенного внимания”, т.е. ребят, к
которым необходим индивидуальный подход в связи
с их психо-физиологическими особенностями,
ребят, которым необходима индивидуальная
консультация по тому или иному предмету.
По существу, создание плана воспитательной
работы классного руководителя означает
разработку проекта воспитательного процесса, в
котором есть задачи воспитания и средства их
достижения.
Хотелось бы отметить, что не так важна форма
плана и количество дел в нём, важно другое: знать
детей, любить их, терпеть. Это значит, что мы
должны все время узнавать их, наблюдать, изучать
специально и в ежедневном непосредственном
общении. Любить – значит заниматься ими,
проводить с ними время, организовывать их
содержательные занятия. А терпеть – означает не
спешить видеть их сразу такими замечательными,
какими вы их хотите видеть. Надо уметь ждать.
Всходы будут.
Литература:
- Организация воспитательной работы в школе.
Пособие для директоров общеобразовательных
учреждений. Москва “Школьная пресса” 2004 г. - Работа классного руководителя. Методическое
пособие. Москва 2005 г. - Воспитание сельского школьника. Байбородова
Л.В., Чернявская А.П.. Москва 2002 г. - Справочник для заместителя директора школы по
воспитательной работе. Москва 2002 г. - Научно-методический журнал “Классный
руководитель” № 3 Москва 2003 г. - Организация воспитательной работы в классе.
Созонов В.П. Москва 2000 г. - Воспитательная работа в школе. Пособие для
директоров и педагогов общеобразовательных
учреждений. Москва “Школьная пресса” 2004 г.