Педагогическое руководство сюжетно ролевыми играми детей дошкольного возраста

Руководство сюжетно-ролевой игрой.
       Из всего разнообразия самостоятельных игр на протяжении всего дошкольного детства сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей. Развитие сюжетно — ролевой игры «происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, то есть от социальных влияний». Можно сказать, что сюжетно-ролевая игра самостоятельна по своей сути, но эта самостоятельность относительна, так как в ней присутствует косвенное педагогическое руководство. Сюжетно-ролевая игра проходит несколько ступеней развития: от непосредственной работы педагога по обогащению детей знаниями и опытом к самостоятельной игре, где этот опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношениям к окружающему.

       Руководство игровой деятельностью остаётся, но оно переходит от прямых методов (показ, объяснение) к косвенным методам руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемы (вопросы, советы, напоминания и др.). Недопустимы прямые указания, замечания в адрес играющего ребенка, так как это может вывести его из состояния включенности в образ, игру. 
В младших группах педагог напрямую обучает детей способам игры – показывает, как играть с игрушкой, объясняет, для чего нужна данная игрушка или вещь, как их можно использовать в игре, самостоятельно составляет не сложный сюжет игры, распределяет роли, играет с детьми, демонстрируя образы ролей и сюжетов, то к старшему возрасту дети самостоятельно придумывают сюжет, распределяют роли, выбирают игровой материал, создают игровое пространство, вносят в игру своё видение ситуации, разворачивают событие в соответствии со своим социальным опытом.

       Иногда, когда дети зацикливаются на одном содержании, «можно применить метод скрытой инструкции». Суть его состоит в том, что педагог в скрытой, ненавязчивой форме предлагает новые сюжеты, роли, игровые действия посредством рассказа с модифицированным сюжетом на заданную игровую ситуацию, или дети вдруг получают письмо, ситуацию содержания которого можно обыграть, или придумать поездку экскурсию куда-либо и т.д.

       Иногда “спасти” ситуацию можно, приняв на себя роль какого-либо нового персонажа и побуждая своими репликами и действиями к дальнейшему развёртыванию сюжета. Но этот подход в руководстве игрой приемлем в том случае, если дети принимают педагога как старшего друга, если его уважают и он пользуется авторитетом.

       В идеале в старшем возрасте сюжетно-ролевые игры должны спонтанно организовываться самими детьми. Как правило, организатор игры становится ее ведущим, распределение ролей происходит по интересам (кто кем хочет быть), если возникают затруднения, взрослый предлагает обсудить кандидатуры. Содержание игры трансформируется и обогащается благодаря индивидуальному опыту каждого ребёнка. Поэтому иногда целесообразна замена исполнителя конкретной роли. В ходе игры можно применить такую замену ролей, как “отпуск”, “переезд”, “прием на работу”, “смена должности”, “ввод второго сотрудника” и т.д.

       Как показывает практика, игра обусловлена стремлением к самостоятельности, стремлением получить конечный результат своих действий, общением со сверстниками, желанием удовлетворить разнообразные познавательные и художественные интересы.

       На ход игры в старшем возрасте большое внимание оказывает сформированности детского коллектива, положительная оценка воспитателем отношений между детьми, дружба, а так же взаимооценка детей друг другом, так как в этом возрасте на первом плане в игре выступают отношения.
Можно косвенно изменять ситуации в игре, подводя в ходе беседы с детьми их мысли к тому, что «требования к товарищу по игре должны сочетаться с заботой о нем, готовностью помочь ему» Так воспитывается коллективизм, дружба, взаимопомощь.

       Воспитатель должен озвучить одобрение таких проявлений в игре как забота, взаимовыручка, уважительное отношение друг к другу. Похвала очень сильный стимул в детском возрасте, поэтому любые проявления инициативы по включению в игру новой сюжетной линии является хорошим подходом в стимулировании игры.

       Для возникновения замысла игры целесообразно применять такие методы как чтение художественной литературы (дети любят подрожать своим сверстникам), яркий, впечатляющий рассказ воспитателя о каком либо событии, беседа.

       Очень впечатляют детей встречи с представителями различных профессий, их рассказы из жизни, интересные случаи на работе.

       Большое значение в игровой деятельности имеет игровой материал. Иногда достаточно внести в игровую зону новую игрушку, какой-либо атрибут, как игра приобретает новое русло, либо явится толчком для новой игры.
       Педагог может ненавязчиво подсказать какие-либо новые действия персонажа или помочь обустроить игровое пространство какого-либо “заведения”. Эти методы и приёмы можно применять ко всем самостоятельным играм.

Методы педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой детей дошкольного возраста

Кашина Е.В.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.

Своеобразие детской игры требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет.

В чём же заключается содержание работы педагога по воспитанию творческих способностей у детей дошкольного возраста в сюжетно — ролевой игре?

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решать эти вопросы зависит как всестороннее воспитание детей, так и творческое развитие каждого ребёнка .

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

В дошкольной педагогике описано много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации.

Существуют методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: исполнение воспитателем главной роли; индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль; внесение образных игрушек; прием параллельной игры; прием ролевой игры с продолжением; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни; игра в телефон; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. А также способствующие регулированию игровых взаимоотношений: игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») участие воспитателя в игре (главная роль); использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера); внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; создание разновозрастных игровых триад.

Методические методы и приемы дают результат и приносят плоды лишь в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если он хорошо знает и чувствует каждого ребёнка своей группы

Задача воспитателя в работе с детьми старшего возраста заключается в расширении и углублении их игровых интересов, создании условий, побуждающих детей к творчеству. Воспитатель своими советами, предложениями, вопросами должен направлять ребят на самостоятельный выход из затруднительных ситуаций. Постепенно воспитатель из непосредственного участника игры переходит к роли советчика в нём. Кроме того, воспитатель последовательно подводит детей к использованию всех не сформированных ранее игровых средств, изготовлению пособий для игры, внесению игрушек с обязательным обсуждением вопроса, как эти игрушки используются. В дальнейшем воспитатель в работе с детьми старшего возраста учит переносить в игру полученные знания, продолжает развивать у них навыки элементарного планирования и организаторских умений.

Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли.

Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача воспитателей – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Старший дошкольный возраст

Приемы прямого руководства

— включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно-игровой среды;

— использование современной системы хранения (расположение игрового материала в контейнерах);

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность;

— спланировать ход игры, последовательность действий;

— распределить роли, согласовать замысел;

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности;

— создать игровую ситуацию;

— индивидуальная работа (если ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

Игнатенко
Инна Александровна

Воспитатель
МБДОУ Детский сад № 8 «Золотой ключик» г. Холмска Сахалинской области.

Содержание и методы
педагогического руководства

сюжетно-ролевой игрой старших
дошкольников.

Аннотация: в статье определены педагогические условия,
необходимые для развития творческих способностей старших дошкольников в
сюжетно-ролевой игре. Рассмотрены основные методы и требования к организации
педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и разработке комплекса
сюжетно-ролевых игр.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра,
дошкольники, творческие способности, игра.

Сюжетно-ролевая игра —
это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее,
С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка
и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи
основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей,
самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра по
своему характеру — деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру
ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая
заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в
созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре — одна из ее характерных черт. Дети сами
выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать
роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств
воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло —
«ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки — «скальпеля» — сделать
операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют
дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности,
которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.

Высоко оценивая самодеятельные сюжетно-ролевые игры детей,
Н.К. Крупская писала: «Самые любимые, самые нужные детям игры – это те,
где дети сами ставят цель игры…Процесс игры заключается в осуществлении этой
цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления…Тут важен сам
процесс построения плана».

 Объединяясь в
сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают
игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое
главное — в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое
отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Таким образом, в
сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они
пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает
игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая
творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и
доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Виды сюжетно-ролевых игр в группе Детского сада:

1.Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни
рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с
которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых
отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа,
магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница и т.д.).

3.Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические
подвиги нашего народа (герои войны, космические полёты и т.д.).

4.Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и
радиопередач: в «моряков» и «лётчиков», в Зайца и волка, крокодила Гену и
Чебурашку (по содержанию мультфильмов) и др. В этих играх ребята отражают целые
эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5. «Режиссёрские» игры, в которых ребёнок заставляет говорить, выполнять
разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах – и за куклу
и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий,
в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок. Рассказов,
или собственной жизни.

Сюжетно-ролевая игра
имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий,
взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые
действия (крутить руль автомашины, готовить обед и т.д.) — одно из основных
средств реализации сюжета.

В зависимости от глубины
представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр.  Дети старшего
дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его
предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания.
Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за
пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома
книг, рассказов взрослых и др.

Продолжается обобщение
игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно
используют речевые комментарии («Все как будто поспали — и сразу идем в зал на
праздник!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение
каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику
развертывания содержания игры.

Роль — средство
реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль —
это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и
действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Всякая роль содержит свои
правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из
отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду,
укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует
внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является
важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры.

Отступление кого-либо и
играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для
дошкольников роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого
образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое
собственное.

Роль появляется в игре на
границе раннего и дошкольного возраста.  В старшем дошкольном возрасте смысл
игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с
другими лицами, роли которых берут на себя другие дети.

В играх появляются
ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами,
устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно
отношение к ней ребенка.  Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники
неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их
полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующего
дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем
физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю
логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры:

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с
предметами. Они осуществляются в определённой последовательности, хотя эта
последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер.
Основные сюжеты – бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли
не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют
со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом
возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее
использовался в игре.

Второй этап. Основное содержание игры – действия с предметом.
Эти действия развёртываются более полно и последовательно в соответствии с
ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится
правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе
использования общей игрушки. Объединения кратковременны. Основные сюжеты –
бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются,
но дети чаще используют одни и те же – любимые. В игре уже могут объединяться
2-3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры – также действия с
предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление
разнообразных контактов с партнёрами по игре. Роли чётко обозначены и
распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по
ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их
направленность определяются ролью.

Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как
совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями
партнёров, не связанных друг с другом, не соотнесённых с ролью.
Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными:
дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

Четвёртый этап. Основное содержание игры – отражение
отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть
разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным
опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения
устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на
основе личных симпатий и привязанностей.

Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются,
обогащаются, существуют долгое время. В игре на этом этапе чётко выделяется
подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а
иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). В игру вовлекаются до 5-6
человек.

Вышеперечисленные уровни отражают
общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе
смежные уровни сосуществуют.

Таким образом, структура
сюжетно-ролевой игры предоставляет старшему дошкольнику возможность для
реализации его творческого потенциала, т. е. для проявления творческой
способности его воображения. Но развитие креативности, структурой игры отнюдь
не задается, для него необходимы внешние стимулирующие развитие факторы и,
прежде всего — определенная позиция взрослого как гаранта свободы,
самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Хотя сюжетно-ролевая игра и
является условием развития творчества, но это условие не достаточное.
Достаточность оно приобретает, если создаются специальные педагогические
условия, необходимые для развития творчества в сюжетно-ролевой игре.

Содержание и
методы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой.
Термин «руководство игрой»
обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность
методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение
ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного
возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр,
обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Игра ребёнка дошкольника развивается под влиянием воспитания
и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов.
Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьёт
творческие способности ребёнка лучше, чем он сам. Поэтому, прежде всего ребёнку
нужно создать условия для спонтанной творческой игры.

Можно выделить основные задачи, которые стоят перед
воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми:

-развитие игры как деятельности;

-использование игры в целях воспитания детского коллектива и
отдельных детей.

Развитие игры как деятельности означает расширение тематики
детских игр, углубление их содержания. Чем организованнее игра, тем выше её
воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть
сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей,
дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.

Однако игра также может быть источником формирования и
отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут
себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в игре может
найти отражение отрицательных сторон жизни взрослых. Воспитатели, руководя
игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта социальных
отношений.

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является
педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт
«материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. Подбор
игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в
данной возрастной группе, с учётом ближайшей перспективы их развития.

Для правильного руководства играми воспитателю необходимо
изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность
бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре: кто с кем любит
играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер
отношений в игре и т.д.

В отечественной дошкольной педагогике вопросом руководства
детскими играми занимались Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, В.П. Залогина,
Н.Я. Михайленко и др. Они считали, что используемые воспитателями приёмы
руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приёмы
косвенного воздействия и приёмы прямого руководства.

Косвенное руководство игрой осуществляется путём обогащения
знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и
т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет
самостоятельность детей в процессе игры.

Прямые приёмы руководства (ролевое участие в игре, участие в
сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры и др.) дают возможность
целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре,
поведение играющих и т.д. Но нужно не забывать, что основное условие
использования этих приёмов – сохранение и развитие самостоятельности детей в
игре.

Рассмотрим некоторые моменты концепции Н.Я.Михайленко о
формировании сюжетной игры в дошкольном детстве. В ней говорится, что развитие
самостоятельной игры детей происходит гораздо быстрее, если воспитатель
целенаправленно руководит ею, формируя специфические игровые умения на
протяжении всего дошкольного детства. Н.Я.Михайленко выделяет 3 этапа
формирования сюжетной игры.

На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развёртывая игру,
делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами
заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению
условных действий с предметом. На втором этапе (3 года — 5 лет) воспитатель
формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие,
переходить в игре от одной роли к другой. На третьем этапе (5-7 лет) дети
должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр,
согласовывать игровые замыслы друг с другом.

Особенность процесса формирования игровых умений заключается
в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнёр: он как бы занимает
позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры.
Вместе с тем, развёртывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с
раннего возраста ориентировать ребёнка на сверстника, при этом учить его
игровому взаимодействию с партнёром на доступном для него уровне.

Рассмотрим основные моменты методики применения сюжетно-ролевой
игры.

1.Выбор игры, которую педагог включает в коллективную
деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра
выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчётливо представлять её
реальные возможности. Элементы творческой игры и игровая форма деятельности
могут быть кратковременными или длительными.

Дело в том, что кратковременно функционирующая игра выполняет
лишь роль стимула в преодолении ребёнком определённых трудностей. Неизмеримо
большими возможностями располагает длительно функционирующая игра. Элементы
игры, игровая форма при их длительном применении выполняют функции упражнений в
организации коллективной деятельности детей.

Таким образом, по воздействию на детей игры можно условно
подразделить на кратковременные и длительные, выполняющие функции упражнений
при воспитании у дошкольников положительных черт поведения.

2.Педагогическая разработка плана игры. Начальный этап
педагогического конструирования длительной игры – намётки её сюжета,
определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая
трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей
игрой в предлагаемом варианте.

3. План игры, который разрабатывает воспитатель, может
предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен
стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к
обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4.Создание воображаемой ситуации.  Дошкольники всегда
начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными
значениями: стулья – поезд, бревно – корабль и т.д. Создание воображаемой
ситуации – важнейшая основа начала творческой сюжетно-ролевой игры.

Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры
предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным. Длительная
игра переплетается с неигровой деятельностью. Поэтому педагогу очень важно
помочь ребёнку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение,
принесла ему радость творчества. Вот почему создание воображаемой ситуации –
важный и ответственный этап подготовки к длительной игре.

5.При распределении ролей в длительной сюжетно-ролевой игре
воспитатель руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в развёрнутой
творческой игре: он стремится удовлетворять игровые потребности детей, т.е.
каждому даёт желаемую роль, предлагает очерёдность разыгрывания ролей разной
степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребёнка в
коллективе через игровую роль.

6.Начало игры.

 Для того чтобы смогла развернуться длительная игра,
связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, очень важно
позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Поэтому, чтобы вызвать у
детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо
позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла
воображаемая ситуация.

 Для этого можно использовать некоторые методические приёмы,
например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Другим
приёмом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между
активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет
задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

7. Сохранение игровой ситуации. В развёрнутой сюжетно-ролевой
игре игровой сюжет естественно и непринуждённо развивают сами играющие дети. В
длительной игре, организованной педагогом, возможности свободного творчества
ограничены рамками тех повседневных обязанностей, которые постоянно выполняет
дошкольник, — различные виды физического труда, спорт, занятия в кружках.

8.Завершение игры. Игра рассчитана педагогом на определённый
промежуток времени, в течение которого дети упражняются в выполнении
воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывая детей
волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое
огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, педагог заранее намечает
предполагаемую концовку.

Можно сделать обобщающий вывод, что, планируя работу по
руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать
обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание
педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию
положительных взаимоотношений.

Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Предложить статью

Значение руководства сюжетно-ролевой игрой

Игра является не просто забавой для ребенка дошкольного возраста, а ведущим видом деятельности, в процессе которой формируется и развивается его личность.

Сюжетно-ролевая игра интересна детям тем, что в процессе игры они могут на время «войти» в мир взрослых, примерить на себе различные роли и профессии, понять их значимость в жизни. Кроме того, сюжетно-ролевые игры развивают у детей творческое отношение к окружающей действительности, дают выход энергии и эмоциям детям, учат общаться с окружающими людьми, обогащают его новыми знаниями, умениями, навыками и практическим опытом.

Замечание 1

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является первой «школой» для ребенка, которая формирует у него качества, необходимые для полноценного существования в окружающем социуме.

Важным моментом в процессе организации сюжетно-ролевой игры является руководство игрой. В детском саду сюжетно-ролевыми играми дошкольников руководят воспитатели. Во время руководства воспитатель оказывает воздействие на все стороны личности ребенка (чувства, воля, поведение и т.д.), используя их в целях всестороннего развития ребенка.

Процесс руководства сюжетно-ролевой игры необходим не только для того, чтобы игра развивалась по сюжету, но и для того чтобы воспитатель мог уточнить и углубить некоторые знания и представления детей. Например, для выполнения роли врача в игре ребенок должен не только иметь представление о работе врача, но и перевести ее игровые действия. Это достигается посредством руководства со стороны воспитателя (объяснение, показ, уточнение и т.д.).
Во время руководства воспитатель помогает детям устанавливать взаимоотношения, учит договариваться друг с другом и т.д.

Замечание 2

Таким образом, сюжетно-ролевая игра под руководством воспитателя не только закрепляет у детей конкретные знания и представления, но и выступает своеобразной формой активной познавательной деятельности по овладению новыми знаниями и умениями.

«Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников » 👇

Виды и направления руководства игрой

Руководством сюжетно-ролевыми играми дошкольников осуществляется в двух направлениях.

Косвенное руководство – осуществляется без непосредственного вмешательства воспитателя в игру детей, направлено на обеспечение получения детьми определенного практического и жизненного опыта.

Основные приемы: наблюдение, целевая прогулка, экскурсия, беседа, чтение, просмотр фильмов, специальные занятия и т.п.

В процессе сюжетно-ролевой игры воспитатель наблюдает за игрой детей, при необходимости он дает им указания, подсказки, направляет игру детей в нужное русло и т.д., но при этом сам он не выполняет игровых действий.

Прямое руководство – осуществляется путем вмешательства воспитателя в игру детей, либо он принимает в ней непосредственное участие.

Основные приемы: роль в игре, показ игрового действия, советы в процессе игры, разъяснения, беседа, различная помощь в ходе игры и т.п.

Данное руководство осуществляется у детей младшего дошкольного возраста, так как они не в полной мере еще овладели умениями играть. Воспитатель принимает непосредственное участие в игре, чаще всего он выполняет определенную роль, то есть играет вместе с детьми и при этом руководит ими.

Роль педагога в руководстве игрой

Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста зависит от возраста детей.

Дети младшего дошкольного возраста чаще нуждаются в помощи (руководстве) воспитателя в процессе игры, так как у них еще небольшой игровой опыт. Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточный игровой опыт и могут самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. Руководство со стороны воспитателя необходимо только в том случае, если у детей возникла спорная или конфликтная ситуация, либо если игра организована воспитателем для усвоения ими конкретных знаний и умений.

Замечание 3

Таким образом, роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми дошкольников заключается в том, что он выступает как носитель игровых действий и игрового опыта, направленных на сохранение устойчивого игрового замысла.

Задача воспитателя в процессе руководства сюжетно-ролевыми играми в младшей дошкольной группе:

  1. Показать детям необходимые игровые действия.
  2. Описать сюжет и характерные черты персонажа.
  3. Упражнять детей в игровых действиях в различных ситуациях.
  4. Создание проблемных игровых ситуаций, с целью активации деятельности детей.

Таким образом, основная задача воспитателя младшей группы в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой заключается в том, чтобы научить детей играть и развивать у них игровые действия.

В средней дошкольной группе воспитатель в процессе руководства игрой выступает как партнер. Его основная задача заключается в обогащении игрового опыта детей.

Воспитатель средней группы во время руководства сюжетно-ролевой игрой:

  • принимает непосредственное участие в игре;
  • предлагает тему игры, ставить проблемные задачи или вопросы, проводит беседы перед началом игры, распределяет роли и обговаривает действия персонажей;
  • при необходимости дает детям советы;
  • вместе с детьми создает сюжет, следит за его развитием, комбинирует последовательность игровых действий;
  • дает подсказки по ходу игры.

Воспитатель старшей и подготовительной к школе группе выступает в роли наблюдателя. Его основная задача формировать у детей умения и навыки строить и развивать сюжет игры совместными усилиями, понимать партнеров по игре и согласовывать с ними свои игровые действия.

В процессе руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников воспитатель:

  • дает советы перед началом игры;
  • в случае затруднений в ходе игры оказывает помощь (намек, подсказка, совет, наводящий вопрос и т.д.);
  • при необходимости осуществляет прямое вмешательство в игру детей (особенно если она начинает приобретать отрицательное направление, воспитатель находит игровые действия и приемы исправить эту ситуацию и направить игру в нужное русло).

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Задачи изучения
темы:

1.
Раскрыть особенности развития
сюжетно-ролевой игры детей дошкольного
возраста.

2.
Раскрыть направления, задачи, методы и
формы организации сюжетно-ролевой игры
детей в детском саду.

Форма
проведения занятия
:
семинарское.

Форма
отчета:

карта-схема «Этапы руководства
сюжетно-ролевыми играми дошкольников».

Этапы

Задачи руководства

Методы
и формы организации работы

Возрастная группа

1.Подготовительный
этап

2.Этап обучения
игре

3.Этап
развития самостоятельной игры

4.Этап
развития детского творчества в игре

Направления:

-развитие игры
как деятельности

-воспитание
и развитие ребенка в игре

-содействие
развитию детского коллектива и
сотрудничества

Вопросы
и задания для обсуждения темы:

1.
В чем состоят особенности развития
сюжетно-ролевой игры в младшем, среднем
и старшем дошкольном возрасте? Чем
обусловлены эти особенности?

2.
Каковы основные направления педагогического
руководства сюжетно-ролевой игрой детей
в разных возрастных группах?

3.
Какие задачи поддержки развития
сюжетно-ролевой игры ставит и решает
педагог на каждом из этапов игры и по
каждому из направлений руководства?

4.
Какие методы, приемы, формы организации
используются воспитателем на каждом
из этапов развития сюжетно-ролевой игры
детей в разных возрастных группах?

5.
Каковы уровни овладения сюжетно-ролевой
игрой детьми младшего, среднего и
старшего дошкольного возраста.

Задание:
проведите диагностику развития
сюжетно-ролевой игры детей старшего
дошкольного возраста. Проанализируйте
полученный материал и дайте заключение
по совершенствованию педагогического
руководства детской игрой.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Калиниченко
А.В. Развитие игровой деятельности
дошкольников : метод. пос. / А. В. Калиниченко,
Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко.– М.:
Айрис-пресс, 2004.– С. 64-77.

Комарова
Н.Ф. Диагностика игры. Методические
рекомендации / Н. Ф. Комарова.– Нижний
Новгород, 1992.

Козлова
С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пос.
для студ. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.–
М.: Академия, 1998, 2002.– С. 289-309.

Михайленко
Н.Я. Организация сюжетной игры в детском
саду / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова.–
М.: ПИ РАО, 1997.

Дополнительная

В.А.
Недоспасова Растем играя. Средний и
старший дошкольный возраст : пос. для
вос. и род. / В. А. Недоспасова.– М.:
Просвещение, 2002.– С. 23-57.

Игра
дошкольника / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова,
Е. М. Гаспарова и др.– М.: Просвещение,
1989.– С. 38-95.

Дополнительно
рекомендуемая

Дошкольная
педагогика: учеб. пос. для студ. пединст.
в 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой, П. Г.
Саморуковой.– М., 1988.– Ч. 2.– С. 117-134.

Зябкина
И. Методика обучения детей игре / И.
Зябкина // Дошкольное воспитание.–
2005.– № 4.

Комарова
Н.Ф. Как руководить творческими играми
детей : метод. рек. / Н.Ф. Комарова.–
Нижний Новгород, 1992.

Кравцов
Г.Г. Игра как ведущая деятельность и
форма организации жизни дошкольников
/ Г. Г. Кравцов // Игра и развитие личности
дошкольника.– М., 1990.

Кранцова
Л, Терентьева О. Обучение игровым
действиям / Л. Кранцова, О. Трентьева //
Дошкольное воспитание.– 1991.– №3.

Непомнящая
Р.Л., Седж Н.В. О недостатках в руководстве
сюжетно-ролевыми играми / Р. Л. Непомнящая,
Н. В. Седж // Дошкольное воспитание.–2002.–
№ 4.

Солнцева О. Играем
в сюжетные игры / О. Солнцева // Дошкольное
воспитание.– 2005.– № 4.

Тамаки
Т. Анализ ролевой игры / Т. Тамаки //
Дошкольное воспитание.– 1993.– № 2.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Канамицин инструкция по применению для кошек
  • Полное руководство для ведьм
  • Лекарство кеторолак инструкция по применению от чего помогает
  • Фолиевая кислота 400 мкг инструкция по применению для мужчин
  • Протравитель раназол ультра инструкция по применению

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии