Цель: Показать педагогам важность и значимость проблемы развития познавательных процессов у дошкольника.
Задачи: 1. Актуализировать знания педагогов об особенностях формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Расширить представление о том, что такое познавательные процессы и их качества.
2. Продемонстрировать использование игр в качестве инструмента развития познавательной сферы ребенка.
Оборудование: Презентация, кроссворд, «волшебный мешочек», игра «Танграм», ширма, игрушка для описания
Ход мероприятия
Познавательные процессы — психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды. Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Развитию познавательных процессов у детей способствует постановка развивающей познавательной деятельности дошкольников. В ней у ребенка накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки.
Рассмотрим структуру познавательной деятельности. Структура познавательной деятельности определяется как способ взаимодействия компонентов системы и включает в себя:
1. Цель – получить знания.
2. Мотив – различен в зависимости от ситуации.
3. Способы – познавательные умения, действия.
4. Условия – организованная развивающая среда, способствующая достижению цели.
5. Результат – получение знания.
Основные принципы организации успешной среды, подразумевающей познавательное развитие дошкольников, – осознанность и активность ребенка в получении нужного знания. Структура познавательной деятельности должна выстраиваться с учетом этих принципов. Неотъемлемой частью познавательной деятельности дошкольников является познавательный интерес. Такой интерес направлен на материал, связан с положительными впечатлениями и порождает активность детей. Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка.
Цель деятельности воспитателя дошкольного образования заключается в стимулировании разных видов активности детей, обеспечивающей оптимальный уровень индивидуального развития, что позволяет ему осваивать разные сферы жизнедеятельности.
Тем самым педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Обязательным элементом образа жизни детей является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. При этом педагог своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.
Для эффективного формирования познавательной активности личности детей дошкольного возраста необходимо использовать оптимальные методы, позволяющие стимулировать разные виды активности.
В их числе, прежде всего, следует назвать методы, вызывающие познавательные вопросы детей:
· метод неожиданных решений, основанный на том, что педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту детей;
· метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
· метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни);
· метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
— А какие же процессы включаются во время познавательной деятельности? (Восприятие, мышление, память, внимание, речь, воображение)
Вы мыслите в правильном направлении, но давайте систематизируем все сказанное и начнем по порядку. Начинаются познавательные процессы с восприятия. Что значит восприятие?
— Совершенно верно, воспринимать, значит чувствовать. Поэтому,
Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира с помощью всех анализаторов-зрения, слуха, обоняния. Осязания, вкуса. Все виды важны, так как чем больше задействовано анализаторов, тем более полна картина мира, и тем лучше и прочнее ребенок усваивает новое.
А сейчас мы поиграем с вами игру на развитие тактильного восприятия «Волшебный мешочек».
После нашей игры возвращаемся к психическим процессам. Рассматриваем внимание. Как вы думаете, что это такое и для чего оно нужно?
(ответы)
— Хорошо, подытожим. Внимание — это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Характеристиками внимания являются концентрация (степень сосредоточения на объекте, переключение (способность быстро менять объект, распределение (способность удерживать несколько объектов) и объем (количество объектов). Внимание бывает произвольным (целенаправленным) и непроизвольным. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру на развитие внимания.
Игра «Найди 10 отличий»
Переходим к следующему психическому процессу-памяти. Кто может сказать, какая бывает память?
(ответы)
— Отлично. Мы сказали, что память можно разделить по органам чувств на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и двигательную, по длительность хранения информации на кратковременную и долговременную, по степени осмысленности на механическую и логическую. А теперь с помощью игры выясним, какие есть плюсы и минусы у разных видов памяти.
Игра «Запрещенное движение». Воспитатели встают и повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка, кто ошибается, тот садится).
— Ну а теперь поговорим о важнейшем познавательном процессе-мышлении. Расскажите мне, что вы знаете о мышлении.
(Ответы)
— Итак, ученые сформулировали, что мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Виды мышления:
• Наглядно-действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1, 5 лет)
• Наглядно-образное мышление (Осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти. Доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста) .
• Абстрактно-логическое мышление (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет)
И все вышеперечисленные компоненты можно и нужно развивать в игре. Попробуем на примере.
Складывание по образцу «Танграм»
— Мы замечательно и плодотворно поработали и коснулись частично следующего психического процесса- воображения. Что это, как вы считаете?
(ответы)
— Хорошо, а сейчас научная формулировка. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать им.
Особенную ценность представляет такой вид воображения как продуктивное или творческое. Вот сейчас мы с вами и попробуем себя в этом.
Игра «На что похоже» (предлагается рассмотреть кляксы и представить на что похоже)
— Молодцы, все проявили себя как творческие люди. Ну и наконец, рассмотрим оставшийся процесс-речь. Как вы думаете, а по каким критериям можно оценить речь?
(Ответы) .
— Хорошо. Теперь сформулируем, что же такое речь. Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.
Речь может быть устной и письменной, диалогической и монологической. Сейчас мы поиграем в игру для развития монологической речи, наиболее сложной для детей.
(проводится игра «Узнай по описанию») .
— Отлично. У вас все получилось. Это была последняя ира на сегодня. А чтобы нам с вами закрепить полученные знания, предлагаем вам отгадать кроссворд по данной теме.
— Спасибо за внимание, за хорошую работу. Надеемся, то что вы сегодня узнали, пригодится вам в вашей работе.
Развитие личности в процессе обучения происходит на основе овладения знаниями, культурой человеческих отношений, способами деятельности, человеческими ценностями. Но гармония указанных процессов не достигается автоматически, она требует целесообразной организации обучения, исходящей из понимания существа и динамики овладения знаниями и развития личности. Целесообразность организации обучения обеспечивает педагогический процесс, который представляет собой систему, объединяющую отдельные процессы воспитания, образования, развития.
Педагогический процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как главные действующие субъекты являются главными действующими лицами педагогического процесса, его субъектами. Взаимодействие субъектов педагогического процесса в процессе обмена деятельностью своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Успешное освоение опыта может осуществляться только в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, основной характеристикой педагогического процесса является взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств и при условии соответствия форм и методов характеру взаимодействия.
Обучение как самый разработанный инструмент осуществления педагогического процесса отражает в себе и все существенные его свойства: а) двусторонность, б) направленность на всестороннее развитие личности, в) единство содержательной и процессуальной сторон. При анализе сущности и структуры обучения в контексте целостного педагогического процесса двухсторонний характер обучения понимается и как процесс обучения, и как учебный процесс (рис. 3.4).
Процесс обучения представляет собой организацию учебной деятельности и управление ею учителем, а учебный процесс представляет собой сложную систему организации взаимодействия самого учителя, обучаемых и учебного материала в процессе порождения внутренних, зачастую противоречивых импульсов саморазвития.
Следовательно, организация процесса обучения есть сложный и многогранный процесс руководства учебно-познавательной деятельностью школьников в целях реализации трехсторонней задачи процесса обучения:
а) активной целенаправленной передачи обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений;
б) организации освоения и усвоения этого опыта;
в) формировании возможности и готовности применять этот опыт в различных ситуациях.
Важно заметить, что на первый взгляд процесс обучения прежде всего отражает внешний характер обучения, который предстает перед нами как совместная, взаимосвязанная и взаимообусловленная деятельность учителя и учеников, и ходе которой:
а) учитель организует и стимулирует деятельность обучаемых, корректируя ее ход и проверяя ее результаты и процессе предъявления различных видов информации;
б) ученики в процессе включения в организованные учителем виды деятельности овладевают не только содержанием и предусмотренными программами учебной деятельности знаниями, умениями и навыками, но и основами самоорганизации процессов общения на пути познания.
Однако в современной дидактической концепции становится все более важным учет тех аспектов деятельности учителя и учеников, которые отражают внутренний характер обучения — его воспитывающий и развивающий характер. Такое рассмотрение процесса обучения позволяет оценить многоуровневость работы учителя по организации учебной деятельности как единства воспитания и обучения, организуемого на основе учета психовозрастных особенностей общения школьников не только для полноценного усвоения ими знаний, умений и навыков, но и для развития их духовных сил и творческих способностей (рис. 3.5).
Таким образом, двусторонний характер обучения в процессе обучения всегда содержит в себе взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучающихся), т.е. собственно обучения, с одной стороны, и общения учителя и учеников, обучающих и обучаемых в процессе познания, т.е. собственно воспитания, — с другой.
Характер учебного процесса отличается от характера процесса обучения, поскольку включает в себя еще один активный компонент — содержание учебного материала. При протекании учебного процесса все виды учебной деятельности всегда предметны, направлены на усвоение определенного содержания, которое включает в себя факты, их объяснение, выводы, теоремы, законы, теории.
Поэтому при рассмотрении учебного процесса мы вправе говорить о двусторонней связи между тремя главными его составляющими, образующими, в свою очередь, три вида связей между собой: «педагог — ученик», «ученик — предмет изучения», «педагог — предмет изучения» (рис. 3.6). Эти фи вида связей между преподаванием и учением, учением и учебным материалом, преподаванием и учебным материалом раскрывают ту внутреннюю динамику учебного процесса, от которой зависит успешность или неуспешность процесса обучения. От того, насколько эффективно учитель и процессе организации учебной деятельности учитывает и реализует эти три вида связей, зависит и эффективность целостного педагогического процесса. Реализация общей структуры учебного процесса может происходить в двух основных вариантах: репродуктивном или воспроизводящем; продуктивном или творческом.
Репродуктивный вариант включает в себя восприятие фактов, явлений, их осмысление в процессе установления связей, выделения главного и т.д., иногда приводящее к пониманию, но чаще направленное на запоминание. Особенностью репродуктивного варианта учебной деятельности является легкость замены ее трехступенчатости: понимание, усвоение и овладение, на иную последовательность: напоминание, усвоение, овладение. Очевидно, что репродуктивный вариант учебной деятельности выстроен с опорой не на процесс понимания, а на процесс запоминания, который требует постоянного упражнения в особой мнемической деятельности, предусматривающей приемы механического и логического запоминания, а также системы повторения изученного. Структура организации репродуктивного процесса учебной деятельности приводит к формированию навыков механического воспроизведения автоматизированных навыков, в то время как навыки творчества остаются не реализованными (рис. 3.7).
Продуктивный вариант учебной деятельности (рис. 3.8) содержит в себе ряд новых элементов и состоит также из трех этапов, но каждый из этапов включает в себя разнообразные формы деятельности, связанные с последовательно формируемыми аспектами творчества на ориентировочном этапе — выдвижение и проверка гипотез, на исполнительском этапе — перебор и оценка вариантов, на контрольно-систематизирующем этапе — логическое и интуитивное предвосхищение.
На каждом из трех этапов учебная деятельность последовательно ориентирована на отработку необходимых этапов разнообразной учебной деятельности: ориентация в заданных условиях, исполнение поставленной задачи, осмысление полученного опыта деятельности. Структура каждого из этапов предполагает последовательное выполнение действий, представленных на схеме организации продуктивного варианта учебно-познавательной деятельности.
Как следует из схемы, при организации продуктивного варианта учебно-познавательной деятельности задейство-
ваны и добывание, и применение знаний, и определение отношений и оценок на основе подлинного понимания, поэтому деятельность здесь всегда носит поисковый, творческий характер. Особенно активно стимулируются такие личностные качества, как самоанализ, саморазвитие и инициатива, происходит развитие прогностических, конструктивных и проективных способностей личности ученика.
Сущность
познавательной активности и педагогическое руководство формированием
познавательного интереса детей дошкольного возраста
Педагоги
дошкольных учреждений в своей профессиональной деятельности нередко встречают
пассивных детей, которым с трудом удается включаться в работу и следствием
отсутствия заинтересованности являются невысокие показатели сформированности
знаний, умений и навыков.
Низкая
познавательная активность становится большой проблемой, ведь она, эта
активность, выступает предпосылкой психофизического развития ребенка.
Взаимосвязь очевидна — чем ярче выражен интерес к познанию, тем позитивнее
результат усвоения знаний, выше уровень развития психических процессов.
Что
же такое познавательная активность? Можно ли руководить формированием
познавательного интереса?
Проблема
активизации познавательной деятельности и формирования познавательной
активности выступает не только как сложная педагогическая проблема, но и как
важнейшая социальная задача. Это обусловлено тем, что на современном этапе
развития Российского государства становится все более очевидной связь между
преобразованием различных сфер общества и повышением активности личности как субъекта
жизнедеятельности.
В
педагогической науке активность определяется:
• как черта
личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной
деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных
путей для достижения цели);
• как
формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта
к деятельности (т. е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий,
эмоций).
Один
из видов такой активности — это познавательная активность. Ее предметом
является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир с
целью проникновения в его многообразие, отражать в сознании сущностные
стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость,
Характерными
чертами этого сложного и значимого для человека явления являются:
• многосторонность как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям;
• глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и
свойствам, но и к Сущности, причинам, взаимным связям явлений,
• динамичность, заключающаяся в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют
собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются,
применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в ею умственной
деятельности;
• действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на
ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении
волевого усилия для достижения цели
Дошкольный
возраст (от 3 до 7 лет) считается сензитивным периодом развития познавательной
активности личности. Но это не означает, что познавательная активность
формируется самостоятельно. Известно, что ребенок — существо социальное Среда
для него выступает условием и источником развития. Отношения ребенка с окружающим
миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руководством
взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, навыками, умениями.
И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью,
идущей от взрослого. Поэтому педагогическая деятельность требует от
современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность
ребенка, наличия дующих личностных параметров:
• способности к
активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности,
• тактичности,
чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми,
готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать,
• умения
обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение,
• знания
особенностей психического развития детей,
• способности к
собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Формирование
познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления
творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Творческий
потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности, которые
называют признаками творческой личности:
• способность
замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд
очевидное, избегать поверхностных формулировок,
• умение
вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть
перспективу,
• способность
отказаться от ориентации на авторитеты,
• умение
представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте,
• способность к
ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в
сознании образы и создавать из них новые комбинации);
• готовность
памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность
и динамичность знаний) и способность к обобщению,
• креативность,
то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Фундаментальная
роль дошкольного периода в процессе становления человеческой личности с
активной жизненной позицией определяет соответствующие требования к воспитателю.
Прежде всего, это необходимость осознания величайшей ответственности за
счастливое детство ребенка, его судьбу, что предъявляет к педагогу ряд
специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные
качества, необходимые для реализации целого ряда педагогических функций:
• информационную,
предполагающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко,
логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными
методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала:
• побудительную,
предусматривающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности,
переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки,
закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом,
• конструктивно-организаторскую,
включающую в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать
материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой,
трудовой) деятельности и т д., организовывать выполнение режима в разных
возрастных группах, создавать развивающую среду и использовать ее в качестве
средства воспитания личности ребенка;
• диагностическую,
содержащую умения определять особенности физического и психического состоянии
детей и учитывать это и собственной деятельности, осуществлять учет и контроль
эффективности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие
знаний, умений и навыков поведения требованиям
программы,
видеть связи развития ребенка с использованием различных методов
учебно-воспитательной работы;
• координирующую,
предполагающую наличие следующих умений: устанавливать деловые контакты с
родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей,
раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей
к активному участию в работе дошкольного образовательного учреждения;
• коммуникативную,
требующую от педагога высоких нравственных качеств и черт характера,
проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным,
тактичным, приветливым и вежливым
Познавательная
активность имеет отчетливые внешние проявления. Это:
• интерес к
предмету,
• эмоциональное
отношение к предмету (удивление, недоумение, лукавство, озабоченность, т. е.
разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом),
• действия,
направленные на исследование свойств предмета, понимание его функционального
назначения.
Для
эффективного формирования познавательной активности личности детей дошкольного
возраста необходимо использовать оптимальные методы, позволяющие стимулировать
активность
Интеллектуальная
и практическая деятельность ребенка на занятии должна быть разнообразна
Однообразие информации и способов действия быстро вызывает скуку. Одной из
характеристик воспитания детей дошкольною возраста является ее динамичность,
поэтому так необходимы переключения с разных видов воспринимающей деятельность
на другие: с аудиальной — на зрительную, кинестетическую и т. д.
Среди
всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Оно тесным
образом связано и сопутствует другим познавательным процессам, определяя их
характер и качество. Значит, активизировать познавательную деятельность в
процессе обучения — это прежде всего активизировать мышление. Добиться этого
позволяют методы, которые вызывают познавательные вопросы детей:
—
метод неожиданных решений, основанный на том, что педагог
предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое
противоречит имеющемуся опыту детей;
—
метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что
заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной
информации;
—
метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности
составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в
повседневной жизни;
—
метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда
педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и
начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
Содержание
занятий должно быть насыщенным, не слишком сложным и не слишком простым.
Простой или слишком сложный материал не будет вызывать интереса, поскольку не
создает радости интеллектуальной победы.
Для того чтобы у
ребенка появилось желание что-либо самостоятельно познавать, необходимо
создать в группе определенную предметно-развивающую среду. На всех типах
занятий должны использоваться самые разнообразные, увлекательные для
дошкольников приемы и методы дидактические игры, упражнения, беседы,
использование наглядности, рассказы-загадки, элементы викторины, проблемные
рассказы и ситуации.
Важную
роль в деятельности педагога, формирующего познавательную активность
дошкольника, играет постоянное обновление содержания, способов, форм
самостоятельной работы, вызывающее у детей состояние ожидания от обучения
чего-то нового, особенного.
Не
следует забывать, что основным видом деятельности дошкольника является игра,
поэтому в качестве «канвы» занятия необходимо использование игровой
деятельности.
Во
время проведения занятий необходимо учитывать распределение нагрузки на
память, мышление, внимание детей и использовать разнообразные приемы для
предупреждения утомляемости.
Организуя
интеллектуально-познавательную деятельность, важно помнить о том, что знания и
умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным
положительным отношением, обычно не становятся активным достоянием ребенка,
потому среди упоминаемых ранее качеств и характеристик педагога так важны
находчивость, мобильность, эмоциональность, оптимизм, инициативность и
способность к импровизации. Таким образом, если надо сохранить и развить интерес
детей к получению знаний, то психологическую инерцию необходимо искоренять.
Большое
влияние на поддержание познавательного интереса имеет тип взаимоотношений с
детьми и стиль общения. Если обстановка психологически комфорта, благоприятна,
то легче дается выполнение дела, а недоброжелательность, наоборот, сковывает и
парализует. Поэтому необходимо так выстраивать взаимоотношения с воспитанниками,
чтобы каждый из них чувствовал себя как полноценный партнер в условиях
сотрудничества. Этого помогут достичь следующие приемы обращение к ребенку
только по имени, нахождение на уровне глаз ребенка во время общения, опора на
похвалу, на одобрение, на добрый ласковый тон, на ободряющие прикосновения во
время занятий, акцент на позитивное построение фраз.
Таким
образом, познавательная активность — это сложное личностное образование, которое
складывается под влиянием самых разнообразных факторов: и субъективных (любознательность,
усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.), и объективных (окружающие
условия, личность педагога, приемы и методы обучения и воспитания). Следовательно,
стратегия педагога, создающего насыщенную познавательно-развивающую атмосферу,
должна заключаться, прежде всего, в переориентации сознания воспитанников
обучение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего
знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда познание и любая
деятельность, связанная с ним, становится человеческой потребностью в
постоянном самообразовании и самосовершенствовании. Только в случае учета всех
моментов (от работы над развитием личности самого педагога до оттачивания
профессиональных умений и навыков, позволяющих успешно применять средства и
приемы по развитию познавательной активности) перспективы дальнейшего развития
воспитанников, несомненно, будут иметь положительную динамику.
Литература
1. Волков Б. С.,
Волканова Н. В. Детская психология: Практическое развитие ребенка до
поступления в школу М.: Педагогическое общество России, 2000.
2. Коротаева Е.
К. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение – М.: «КСП», Институт
психологии РАН, 1997.
3. Лобанова Е.
А. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной
активности дошкольников: Учебно-методическое пособие. -Балашов. Изд-во
«Николаев», 2005.
В
процессе обучения решаются разнообразные
задачи. В одном случае надо добиться
прочного усвоения учащимися учебного
материала, в другом – сформировать
определенные умения и навыки, в третьем
– воспитать определенные качества
личности. Классно-урочная система не
позволяет максимально индивидуализировать
процесс обучения, так как одни учащиеся
впереди и работают без должной умственной
нагрузки, а другие – испытывают
затруднения в овладении учебным
материалом. Поэтому педагог, учитывая
это, должен регулировать и руководить
учебно-познавательной деятельностью
учащихся. Одним следует давать задания
повышенной сложности, другим –
дополнительные задания, направленные
на ликвидацию пробелов в знаниях, а
третьим – больше помогать в обучении,
чтобы они лучше усваивали учебный
материал.
Руководство
учебно-познавательной деятельностью
зачастую определяется стилем общения
педагога с учащимися. Выделяют три
основных стиля общения:
-
авторитарный
(императивный) стиль
характеризуется тем, что преподаватель
навязывает учащимся свою волю и не дает
им возможности проявлять инициативу.
В общении с ними он использует такие
способы воспитательного воздействия,
как приказ, выговор, угроза наказания,
называет их, как правило, по фамилиям
и очень часто повышает голос. -
демократический
стиль
характеризуется необходимой
требовательностью и доброжелательными
взаимоотношениями преподавателя и
учащихся, его стремлением к сотрудничеству,
использованием убеждения как метода
педагогического воздействия и
стимулирования их активности в учебной
и различных видах внеучебной деятельности.
Педагог с таким стилем общения отличается
выдержкой и педагогическим тактом,
высокой эмоциональной устойчивостью,
очень редко называет учеников по
фамилиям и повышает на них голос. -
либеральный
стиль
отличается тем, что педагог зачастую
формально относиться к выполнению
своих обязанностей, предоставляет
учащимся полную свободу, не реагирует
на нарушение ими дисциплины и таким
образом старается создать доброжелательные
отношения в коллективе.
Руководство
и регулирование учебно-познавательной
деятельности учащихся осуществляется
также на основе контроля за результатами
их обучением.
Вопросы
и задания для самоконтроля
-
Какие
познавательные действия должны совершить
учащиеся, чтобы овладеть учебным
материалом? -
Как
формируются у учащихся представления
и понятия? -
Какие
способы активного запоминания учебного
материала вы знаете? -
Что
формируется у учащихся в результате
применения знаний на практике? -
Почему
в процессе обучения необходимо
осуществлять повторение изученного
материала? -
Что
составляет процессуальные основы
обучения? -
Дайте
определения понятиям «методы обучения»,
методический прием», «средства
организации обучения». -
Назовите
основные методы обучения и раскройте
их функциональную направленность. -
В
какие группы можно объединить уроки?
Каковы дидактические основы их
построения. -
Что
такое экскурсия как форма организации
обучения. -
Какие
требования необходимо учитывать при
выполнении домашней работы? -
На
основе чего осуществляется руководство
учебно-познавательной деятельностью
учащихся.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель;
Костина Светлана Борисовна, воспитатель
МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области
Роль воспитателя в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: метод проектов, познавательная деятельность детей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, роль воспитателя, форма организации воспитательно-образовательной работы, компетентность педагога.
Вопрос о развитии познавательной деятельности дошкольников в теории и практике педагогики стоит особенно актуально. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования — потеря живости, притягательности процесса познания. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
Развитие познавательной деятельности — это целенаправленный педагогический процесс комплексного взаимодействия личности с окружающей средой с целью разрешения присущей потребности адекватного отражения объективной действительности субъектом познания [1, с.24].
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка.
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому её цель обусловлена решением возникших затруднений.
Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного развития ребёнка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Ряд исследований отечественных и зарубежных авторов показывает возможность и эффективность использования в обучении дошкольников различных проблемных задач, которые характеризуются наличием трудностей, связанных с тем, что у субъектов нет готовых способов решения, и они вынуждены их искать (З. А. Грачева, И. К. Постникова, Т. А. Куликова, К. Яро, Р. Перлай и др.). Задача может быть сложной, она имеет много действий, конченый результат значительно удалён от начального этапа решения. И, наоборот, совсем простая задача может представлять определённую трудность, если способ её решения неизвестен, то нужно искать. Трудность (а не сложность), которую преодолевает человек в процессе поиска решений, является важной отличительной чертой проблемной задачи [2].
Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.
Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенности личности, которые называют признаками творческой личности:
— способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок;
— умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;
— умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;
— способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации);
— готовность памяти (овладение достаточно большим объёмом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению;
— креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс [4,с. 47].
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам. Он даёт возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетенции по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнёром детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.
Посмотрим особенности организации проектного метода как вариант познавательной деятельности детей дошкольного возраста:
— в основе метода — активная познавательная деятельность ребёнка;
— исходный пункт познавательной деятельности ребёнка внутри проекта;
— детские интересы;
— содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные виды деятельности детей;
— дети сами определяют и реализуют познавательные задачи;
— познавательная деятельность детей носит ярко выраженный продуктивный характер, мероприятие (показ костюмов сшитых совместно с родителями) как заключительный этап проекта.
Типы проектов в ДОУ (творческие, игровые, практико-ориентированные, информационно-исследовательский).
В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют компоненты игры: сюжетно-ролевой, театрализованной, дидактической, сюжетно-дидактической, подвижной, режиссёрской.
Наиболее эффективным в плане организации познавательного развития дошкольников является информационно-исследовательский проект.
Структура и примерное содержание информационно-исследовательских проектов.
Цель: развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации в соответствии с поставленной проблемой.
Задачи:
1. Развитие у детей потребностей в новых знаниях (исходя из специфики проблемы).
2. Формирование осознанного использования опыта других и своего собственного (в определённой области знаний).
3. Формирование у детей познавательных умений.
4. Получение, углубление и систематизация представлений в определённой области.
Участниками проекта обычно являются дети, педагоги и родители.
Организация проекта включает в себя три основных этапа.
Этап 1. Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.
Проблема исследования выявляется на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей.
В качестве примера можно предложить следующую проблему, небрежное отношение детей к одежде и причина этого: на протяжении одного месяца в детском саду изучали, откуда берётся материал, какой он бывает, где, кто и как шьёт одежду. Дети с помощью воспитателя и родителей узнали, сколько труда надо для того, чтобы получилась одежда. Устраивали выставки аппликаций «Я модельер», изготавливали с помощью родителей «Книжки-малышки», итоговым мероприятием был показ костюмов. После подробного изучения проблемы дети стали обращать внимание на свойства материала, а узнав, сколько труда вкладывается в каждое платье, рубашку и т. д. стали аккуратнее и бережней относится к одежде.
Гипотеза исследования выдвигается на основе определённой и хорошо осознанной детьми проблемы в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, чтения литературы, экскурсий, экспериментирования. Она окончательно формулируется воспитателем в доступном для детского понимания варианте и обсуждается. Например, исходя из рассмотренной выше проблемы, можно выдвинуть следующую гипотезу: одежда — проходит очень длинный путь преобразования. Например, льняная: сначала лён растёт, потом из нитей ткут ткань, затем красят и только после этого длительного процесса, швея из него шьёт одежду. В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя ставят задачи дальнейшего исследования проблемы (изучение особенностей, свойств, анализ взаимосвязей, способов использования). На этом этапе организации проекта определяются результаты исследования. В зависимости от характера проблемы и задач результатами могут быть:
— коллекция;
— альбом (сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц;
— выставка рисунков, аппликаций и поделок детей по теме проекта;
— придуманные и созданные детьми игры и пособия.
Этап 2. Организация исследования в рамках проекта.
На этом этапе предполагаются организация двух основных видов познавательной деятельности детей.
1. Сбор, анализ информации.
2. Творческая познавательная деятельность детей может быть представлена, как организация совместных с воспитателем и самостоятельных дидактических, сюжетно-дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных игр.
Этап 3. Презентация результатов исследовательской деятельности детей. Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела. Главное эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии вашего ребёнка. С. Л. Рубинштейн, исходя из конкретных представлений о механизмах развития человека, сформулировал ряд положений: для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе воспитания и обучения.
От педагога же требуется целенаправленное постоянное стимулирование, способствующее возникновению у дошкольника потребности в познании как источника активности личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Исследования показывают, что с помощью воспитателя дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчётливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умения слышать другого и выражать своё отношение к различным сторонам реальности.
Ребёнок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения с взрослыми и сверстниками, познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребёнка, его познавательной активности [5].
Следовательно, педагог должен, увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность дошкольника. А так же иметь такие личностные качества воспитателя, как стремление к саморазвитию, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий воспитатель может сформировать у дошкольников познавательную активность.
Литература:
- Веракса Н. Е., Булычёва А. И. Развитие умственной одарённости в дошкольном возрасте // «Вопросы психологии» 2000. № 7. С.24.
- Денисенкова Н. С., Клопотова Е. Е. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормальной ситуации. Ребёнок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно-практическая конференция, посвящённая 70-летию памяти Л. С. Выготского. Москва — Бирск, 2004. С. 80- 89.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.
- Новопавловская, Ю. А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю. А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 8. — С. 47.
- Литвиненко, С. В. Развитие познавательной активности в преддошкольный период / С. В. Литвиненко // Журнал научно-педагогической информации (Электронный ресурс). — 2010. — 4. — Режим доступа: http://www.paedagogia.ru/2010/41–04/208-litvinenko
- Игровое обучение детей 5–7 лет. Методические рекомендации / Под ред. Н. В. Ивановой. — М.:ТЦ Сфера,2008. — 112 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»).
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная деятельность детей, познавательная деятельность, дошкольный возраст, ребенок, задача, метод проектов, помощь воспитателя, проблема, роль воспитателя, детский сад.