Отраслевой принцип руководства экономикой при хрущеве

Экономические реформы Хрущева


Экономические реформы Хрущева

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 124.

Обновлено 14 Января, 2023

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 124.

Обновлено 14 Января, 2023

После смерти Сталина высший партийный пост в СССР занял Никита Хрущёв. Заметное влияние на экономическую жизнь страны он стал оказывать с конца 1957 года, когда добился устранения от власти сподвижников Сталина — Молотова, Маленкова и Кагановича. Экономические реформы Хрущёва включали в себя ряд мероприятий власти в 1953–1964 годах.

Мероприятия в сельском хозяйстве

Первым шагом Никиты Хрущёва стало освоение целины в 1954 году. Целинными назывались ранее не обработанные земли преимущественно на территории Казахстана.

Никита Хрущёв

Рис. 1. Никита Хрущёв.

Власти планировали получить там высокие урожаи и направили на целину значительное количество молодёжи, кадров, семян, техники. Первые урожаи были удачными, особенно в 1956 году. В СССР наблюдался рост производства зерна, пусть и экстенсивными методами. Последствием таких мер стал кризис целины начала 1960-х годов, когда истощился тонкий плодородный слой почвы, и, как результат, импорт зерна из Канады.

Действия Хрущёва в сельском хозяйстве привели в начале 1960-х годов и к упадку Нечерноземья. Действия власти отличались непоследовательностью. С одной стороны, колхозам и совхозам списали долги и укрупнили материально-техническую базу, а с другой — ликвидировали МТС (машинно-тракторные станции), сократили приусадебные хозяйства колхозников и забили в ряде регионов значительное количество крупного рогатого скота с целью догнать и перегнать США по производству мяса.

За освоением целины последовала «кукурузная кампания». Используя опыт работы в Украине, Хрущёв решил, что внедрение кукурузы не только решит проблемы со злаками, но и будет способствовать улучшению кормовой базы животноводства. В результате на значительной части площадей кукуруза просто не вызревала.

Никита Хрущёв: освоение целины

Рис. 2. Никита Хрущёв: освоение целины.

Новшества в промышленности и финансах

Реформы Хрущёва в промышленности заключалась в переходе от отраслевого управления экономикой к территориальному. С этой целью были созданы Совнархозы —Советы народного хозяйства. Сначала их было более 100, но к 1963 число снизилось до 47.

Они не дали ожидаемого результата, как и деление в 1963 году обкомов на промышленные и сельскохозяйственные.

Итогом денежной реформы, проведённой в январе 1961 года, стала девальвация советского рубля. Власти умело замаскировали её под деноминацию 10 к 1. Фактически граждане получили рост цен, ставший причиной беспорядков во многих городах, например, в Новочеркасске в 1962 году. Подорожал импорт, но выросла экспортная выручка.

Кратко социально-экономические реформы Никиты Хрущёва можно представить в таблице.

Дата

Событие

1954 год

Начало освоения целины

1955 год

Начало массового внедрения кукурузы

1956 год

Введение всеобщего пенсионного обеспечения

1957 год

Укрупнение колхозов и создание совнархозов

1958 год

Ликвидация МТС

1959 год

Начало массового строительства пятиэтажных панельных домов

1961 год

Денежная реформа

1963 год

Деление обкомов на промышленные и сельскохозяйственные

В социальной сфере достижением хрущёвского периода следует считать введение всеобщего пенсионного обеспечения, в том числе и для колхозников, а также начало массового строительства жилья, в основном пятиэтажных панельных домов. Власти экономили средства путём борьбы с излишествами в архитектуре, то есть к 1960 году прекратилось строительство построек в стиле сталианса.

Совнархозы при Никите Хрущёве

Рис. 3. Совнархозы при Никите Хрущёве.

Заключение

Что мы узнали?

Результаты экономических реформ Хрущёва имели плюсы и минусы для СССР. Они были противоречивыми, особенно в сельском хозяйстве, где чрезмерное освоение целины завершилось кризисом. Удалось достигнуть успехов в социальной сфере и жилищном строительстве.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 124.


А какая ваша оценка?

В
середине 50-х годов перед страной встала
проблема повышения эффективности
управления народным хозяйством. Привычная
централизованная административно-командная
система тормозила развитее промышленности.
Качественные изменения в ее структуре
потребовали изменения форм и методов
руководства индустриальными отраслями.

В
мае 1957 г. отраслевой принцип управления
заменили территориальным. Отменили
прежнюю отраслевую систему руководства,
осуществляемую через министерства и
ведомства. Вся страна была разделена
на 105 экономических административных
районов на базе существующего
административного деления. Основной
организационной формой управления
стали советы народного хозяйства
(совнархозы), которые руководили
предприятиями и стройками расположенными
на их территории. Большая часть отраслевых
министерств упразднялась. Переход к
территориальной системе управления
преследовал несколько целей:

  • сблизить
    управление и производство;

  • преодолеть
    ведомственные барьеры;

  • позволило
    корректировать производство в пределах
    экономических районов.

Однако
эти цели достигнуты не были, а были
обнаружены новые недостатки:

  • управление
    отраслью промышленности было раздроблено;

  • стали
    нарушаться производственные связи
    между предприятиями;

  • процветало
    местничество;

  • в
    основе управления, продолжали действовать
    видоизмененные административно-командные
    методы.

Осуществленные
по инициативе «сверху» преобразования
не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение
экономического положения, непоследовательность
и непродуманность преобразований в
стране вели к росту оппозиционных
настроений в обществе.

Одновременно
возрастал культ Н. С. Хрущева. С
1958 г. он стал совмещать две должности:
Первого секретаря ЦК партии и главы
Правительства.

С
целью предотвращения опасности
волюнтаризма,
углубления администрирования по всем
направлениям общественно-политической
жизни советского общества, возникновения
нового «вождизма» Н. С. Хрущев в
октябре 1964 г. был смещен со всех постов
партийного и государственного руководства.
Во главе руководства был поставлен
Л. И. Брежнев, который приступил к
осуществлению нового курса реформ
общественно-политического и
социально-экономического характера,
но при неизменном сохранении неизменившегося
общественно-политического строя.

§ 37. Экономические реформы 1965-1983 гг.

С
приходом к власти нового
партийно-государственного руководства
в 1965 г. была предпринята попытка
усовершенствования командно-административной
системы управления народным хозяйством
путем повышения роли материального
стимулирования в производстве.

В
соответствии с решениями сентябрьского
1965 г. Пленума ЦК КПСС 2 октября
1965 г. ВС СССР принял Закон «Об изменении
системы органов управления промышленностью
и преобразовании некоторых других
органов государственного управления»92,
в котором постановлялось: «Статья 1.
Образовать следующие союзно-республиканские
министерства СССР: Министерство черной
металлургии; Министерство цветной
металлургии;…..». Упразднялись советы
народного хозяйства и восстанавливалось
отраслевое управление. Отныне оно должно
было действовать в условиях новых
принципов планирования и хозяйственной
самостоятельности предприятий.

Принятая
реформа устанавливала одним из главных
показателей работы предприятий объем
реализованной продукции. Сокращалось
количество плановых показателей,
вводимых государством. На предприятиях
создавались специальные фонды за счет
отчислений прибыли. Их средства
предназначались для развития производства
и материального поощрения работников.

В
процессе осуществления реформы
развернулось слияние мелких предприятий
с крупными. Создавались производственные
объединения (ПО). Входившие в их состав
заводы и фабрики были связаны
производственной кооперацией по выпуску
готовой продукции или комплексной
переработкой сырья. Подразделения
некоторых производственных объединений
были размещены в разных экономических
районах и союзных республиках. Для
управления промышленностью стали вновь
создаваться общесоюзные и
союзно-республиканские министерства.

Но
реформа была обречена на провал, так
как эти преобразования проводились в
условиях экстенсивной модели хозяйствования
и не были поддержаны преобразованиями
в политической и социальной сфере.

Индустриальное
развитие 70-х – начала 80-х годов
характеризовалось углублением тенденций,
вызванных политикой формирования
единого народного хозяйственного
комплекса. В основе планов
социально-экономического развития
лежала подчиненность экономик всех
союзных республик единому
народнохозяйственному комплексу.
Осуществлялись программы создания
территориально-производственных
комплексов. Курс на интеграцию экономик
союзных республик, директивное управление
республиканскими хозяйствами из центра
вызвали диспропорции в их структуре,
что в свою очередь общественное
недовольство и стремление к выходу
республик из состава СССР.

Реорганизации
в рассматриваемый период подверглась
и система управления сельским хозяйством.
В марте 1961 г. было принято постановление
ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О
повышении роли Министерства сельского
хозяйства СССР в руководстве колхозным
и совхозным производством», по которому
Министерство осуществляло руководство
развитием сельского хозяйства, несло
ответственность за состояние производства
а колхозах и совхозах. В марте 1965 г.
были введены твердые планы закупок
сельхозпродукции на несколько лет
вперед. Повышались заготовительные
цены на сельскохозяйственную продукцию.
Колхозы переводились на прямое банковское
кредитование. Вводилась гарантированная
оплата труда колхозников. Были сняты
ограничения с развития их личных
хозяйств.

Увеличение
размеров капиталовложений и поставок
техники селу не приносило экономического
эффекта. Как и прежде, допускали нарушения
в политике планирования заготовок,
устанавливались дополнительные задания
по закупке сельскохозяйственной
продукции. Закупочные цены на нее не
всегда были достаточно обоснованными.
Многие виды продукции продавались
государству по символическим сдаточным
ценам. Это стало одной из причин увеличения
численности убыточных хозяйств.

С
конца 60-х и особенно в 70-е годы с целью
интенсификации сельскохозяйственного
производства стали создаваться
интегрированные хозяйства –
агропромышленные объединения, комбинаты,
агрофирмы. В их состав включались колхозы
и совхозы, предприятия по переработке
сельхозсырья, организации транспорта
и торговли. Однако агропромышленная
интеграция в условиях нарастающего
экономического кризиса не принесла
ожидаемого эффекта.

Для
улучшения управления аграрной
промышленностью были созданы
Государственный агропромышленный
комитет, а на местах – районные
агропромышленные объединения. Тем не
менее, новые управленческие структуры
не улучшили положения дел.

Низкие
темпы развития сельского хозяйства
вызывали перебои в снабжении населения
продовольственными товарами. Для
преодоления сложившихся трудностей с
продуктами питания была разработана
Продовольственная программа СССР
(1982 г.). Программой предусматривалось
комплексное развитие сельского хозяйства
и обслуживающих его отраслей промышленности,
заготовок, хранения, переработки.
Агропромышленный комплекс (АПК) был
выделен в самостоятельный объект
планирования и управления.

Для
повышения производительности труда
была предпринята попытка внедрения
новых форм его организации – коллективный
подряд на условиях полного хозрасчета
(Закон СССР от 17 июня 1983 года
№ 9500-X «О трудовых коллективах и
повышении их роли в управлении
предприятиями, учреждениями,
организациями»93
и Постановление Верховного Совета СССР
от 17 июня 1983 г. № 9501-X «О введении
в действие Закона СССР «О трудовых
коллективах и повышении их роли в
управлении предприятиями, учреждениями,
организациями»94).
Бригадный характер труда получил
распространение в промышленности,
строительстве, сельском хозяйстве, но,
в конечном счете, не принес ожидаемого
эффекта, так как деятельность трудовых
коллективов по руководству предприятиями
носила совещательный и рекомендательный
характер.

К
началу 80-х годов в стране был создан
мощный промышленный потенциал. Вместе
с тем, приоритетное внимание к отраслям
военного промышленного и
топливно-энергетического комплексов
усугубили деформации в структуре
промышленности. Директивное управление,
недостаточный учет региональных
особенностей производства привели к
падению экономических показателей.
Ослаблению самостоятельности предприятий
и усилению централизма способствовало
также создание Государственного комитета
по материально-техническому снабжению
(Госснаба).

Параллельно
с государственной экономикой появляется
так называемая теневая (неучтенные
статистикой предприятия в сфере
промышленности, торговли и.т.д.). Её
развитию способствовали беззаконие и
коррупция.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Экономическая политика Н.С. Хрущева

  1. Сельское хозяйство
  2. Промышленность
  3. Социальная политика

Сельскохозяйственная политика Хрущева.

Обеспечить подъем сельского хозяйства Хрущев предполагал путем значительного повышения государственных закупочных цен на колхозную продукцию и быстрого расширения посевных площадей. Он выдвинул идею освоения целинных и залежных земель. Программа Маленкова ориентировала на повышение урожайности, программа Хрущева – на расширение посевных площадей. Первый путь называют интенсивным, второй – экстенсивным.

По инициативе Хрущева был провозглашен и начал внедряться принцип планирования снизу. Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом специфики местных условий. Впервые были введены пенсии колхозникам. Им стали выдавать паспорта. Эти меры способствовали подъему сельского хозяйства. За 1953–1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. Таких темпов развития село не знало со времен нэпа.

Успехи вселили в Хрущева уверенность в силу административных решений. Быстрое улучшение благосостояния крестьян породило у него опасение в возможном их «перерождении» в кулачество. Да и усиление роли экономических стимулов объективно ослабляло потребность в административном вмешательстве в дела селян. Это во многом объясняет тот факт, что с конца 50-х гг. экономические стимулы начинают вытесняться административным принуждением. В 1959 г. началась реорганизация машинно-тракторных станций (МТС). Колхозы, чтобы не остаться без техники, были вынуждены выкупать ее в течение лишь одного года, причем за высокую цену. Государство таким путем сумело за один год компенсировать почти все расходы предыдущих лет на развитие сельского хозяйства. Отрицательным последствием данного мероприятия была также потеря кадров механизаторов, до этого сосредоточенных в МТС. Вместо того чтобы переходить в колхозы, многие находили работу в районных центрах, городах.

В этом же году был сделан вывод о том, что «личное подсобное хозяйство будет постепенно утрачивать свое значение», так как колхозникам выгоднее получать продукты из колхоза. По существу, началось новое наступление на подсобные хозяйства. Государственным органам поручили за 2–3 года скупить скот у рабочих совхозов, аналогичные меры рекомендовали осуществить колхозам.

Результатом явилось обострение продовольственной проблемы в СССР.

Попытки решить ее с помощью «кукурузной эпопеи» успеха тоже не принесли. С 1955 по 1962 г. площади под кукурузу были увеличены более чем вдвое, порой за счет сокращения посевов пшеницы и ржи. Результат оказался прямо противоположным затраченным усилиям: произошло общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась кризисом в освоении целинных земель в 1962–1963 гг., связанным не только с погодными условиями, но и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв.

Кризис сельского хозяйства привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим позже постоянными и еще более значительными. В июне 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30% цены на мясо и на 25% цены на масло. Это вызвало массовое недовольство и даже открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска, танки, имелись многочисленные жертвы. Средства массовой информации хранили об этом полное молчание, однако эхо новочеркасских событий прокатилось по всей стране. Авторитет Хрущева у простых людей стал падать.

Семилетний план (1959–1965) развития по сельскому хозяйству был провален.

Развитие промышленности

Отказ от курса Маленкова привел к тому, что в начале 60-х гг. производство средств производства в общем объеме промышленной продукции составляло уже не 70% (как в 1953 г.), а 75%. Крен в развитии народного хозяйства достиг опасных пределов.

Особенно быстрыми темпами развивались машиностроение, промышленность стройматериалов, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (за 1950–1965 гг. объемы их производств выросли почти в 5 раз). Предприятия группы «Б» развивались значительно медленнее (за эти же годы объемы производства здесь удвоились). В целом среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР превышали 10 %. Эти показатели вселили в руководство КПСС уверенность в том, что достигнутые темпы будут не только сохранены, но и увеличены. Прогнозы же западных специалистов были иными: по их мнению, по мере роста экономической мощи СССР, как и других стран, темпы развития экономики будут «затухать».

Одним из рычагов ускорения развития промышленности власти считали научно-технический прогресс. Наиболее зримых результатов в его использовании удалось добиться лишь в военно-промышленном комплексе и некоторых смежных областях. Важнейшим итогом научно-технического развития страны в эти годы стало создание первых в мире ракетно-космических комплексов. В 1957 г. в СССР был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин открыл человечеству дорогу в космос. Радикально изменился топливный баланс страны за счет использования нефти и газа. Мощными темпами росла химическая промышленность, широко освоившая выпуск искусственных материалов. На транспорте паровозы заменялись тепловозами и электровозами.

Однако в целом промышленность продолжала развиваться по привычному пути: не за счет интенсификации имеющихся мощностей, а за счет строительства тысяч новых предприятий.

Не менее важным направлением в своей экономической политике Хрущев считал реформу управления народным хозяйством. Стремясь сломать ведомственные барьеры, мешавшие развитию производства, он в 1957 г. вместо центральных отраслевых министерств начал создавать территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Свыше 3,5 тыс. предприятий были переданы из общесоюзного в республиканское подчинение, а местные Советы получили все права на производство и распределение продукции местной промышленности. Эти меры, с одной стороны, укрепили экономические права местных властей, но с другой – больно ударили по единой технической и технологической политике, а в итоге – по планам внедрения в производство достижений научно-технического прогресса.

Очень скоро оказалось, что хозяйственная самостоятельность предприятий внутри регионов ведет к нарушению связей между ними. Выход из этого положения был найден в создании новых управленческих структур – республиканских совнархозов и Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Это сопровождалось значительным увеличением армии управленцев. Но темпы экономического развития неуклонно снижались. Если в 1951–1955 гг. промышленность выросла на 85 %, а сельское хозяйство – на 20,5 % , то в 1956–1960 гг. соответствующие показатели составили 64,3% и 30%. В 1961–1965 гг. рост составил 51 % по промышленности и 11% по сельскому хозяйству.

Тем не менее взятые в целом показатели экономического развития страны в конце 50-х – начале 60-х гг. позволяют сделать вывод о завершении к этому времени построения в СССР основ индустриального общества. Переход к последующей стадии развития при сохранении старого хозяйственного механизма был невозможен.

Социальная политика.

Экономическая политика Хрущева носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на улучшение жизни населения. Регулярно повышались оклады в промышленности (только за 1961–1965 гг. на 19%). Росли доходы колхозников, с 1964 г. им стали выплачивать пенсии. Был принят закон о пенсиях для рабочих и служащих, по которому их размер увеличивался вдвое, а пенсионный возраст снижался. Были отменены все виды платы за обучение, с 48 до 46 ч была сокращена продолжительность рабочей недели.

Одним из наиболее значительных завоеваний социальной политики этого периода стало начало широкого жилищного строительства. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 г. увеличился на 80 %. Это дало возможность справить новоселье 54 млн человек (каждому четвертому жителю СССР). При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще получали не комнаты, а отдельные, пусть и небольшие, квартиры.

Укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Радиовещание впервые охватило всю страну. С 1953 по 1958 г. число телевизоров увеличилось с 200 тыс. до 3 млн. В то же время на рубеже 50–60-х гг. по мере ухудшения экономической ситуации все более отчетливой становилась тенденция решать возникающие проблемы за счет трудящихся. Почти на треть были снижены тарифные расценки на производстве, а цены на продукты повседневного спроса выросли на 25–30%.

В руководстве страной все отчетливее становилось понимание необходимости более радикального реформирования экономики с использованием методов экономического стимулирования.

ГЛАВНАЯ СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ ПЕРСОНАЛИИ ХРОНОЛОГИЯ ПРАВИТЕЛИ СТУДЕНТАМ ПОИСК ПО САЙТУ

СЕТЕВОЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС

Учебное пособие

8.2. Восстановление экономики СССР. Экономическое развитие в 1953-1985 гг.

Нанесенный войной ущерб был громаден. Погибли около 27 млн человек, было уничтожено не менее одной трети национального богатства СССР. Восстановление разрушенной экономики, перевод ее с военных рельсов на мирные – таковы главные задачи, стоявшие перед страной. Первыми шагами стали проведение демобилизации армии, ее резкое сокращение (почти в 4 раза к 1948 г.); перераспределение расходов в пользу мирных отраслей промышленности и переориентация производства на мирные нужды; упразднение Государственного Комитета Обороны и передача его функций Совету Народных Комиссаров (с марта 1946 г. – Совету Министров); восстановление 8-часового рабочего дня, ежегодных отпусков, отмена обязательных сверхурочных работ. Четвертый пятилетний план (1946-1950 гг.) ставил задачу восстановить и превзойти довоенный уровень народного хозяйства. При этом первоочередная цель формулировалась однозначно – восстановление и развитие тяжелой промышленности. Восстановление сельского хозяйства, легкой промышленности, отмена карточной системы, возрождение разрушенных городов и сел рассматривались как важные, но подчиненные главной цели задачи. На практике это означало, что легкая промышленность по-прежнему финансировалась по «остаточному принципу», сельскому хозяйству вновь отводилась роль главного источника накоплений для восстановления индустриальной базы страны.

Тяжелая промышленность, согласно официальным показателям, достигла довоенного уровня в 1948 г.; в 1950 г. она превзошла его на 73%. Выросли объемы производства нефти, угля, металла, электроэнергии. Были построены новые промышленные предприятия. Это был несомненный успех, достигнутый за счет колоссального напряжения всех сил, трудового героизма народа (движение «скоростников», массовое перевыполнение норм и пр.). Определенное значение имели репарационные поставки промышленного оборудования из Германии. Как и в 1930-е гг., широко использовался бесплатный труд узников ГУЛАГа (почти 9 млн заключенных и 2 млн немецких и японских военнопленных).

Сельское хозяйство достигло довоенных показателей к началу 1950-х гг. Однако выйти на уровень, который обеспечивал бы бесперебойное снабжение страны продовольствием, оно не смогло. Засуха 1946 г. имела в этом смысле крайне тяжелые последствия, но главные причины фактической деградации колхозной деревни состояли не в ней. Перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность приняла поистине ужасающие масштабы (закупочные цены, в частности компенсировали не более 5-10% затрат на производство зерна, мяса, технических культур). Обязательные госпоставки увеличивались, налоги росли, приусадебные участки сокращались.

В 1947 г. была отменена карточная система распределения и проведена денежная реформа.

Народное хозяйство удалось в целом восстановить к началу 1950-х гг. Это было достижение огромной исторической важности, результат самоотверженности и трудового подвига народа. Но чрезвычайные трудности послевоенных лет преодолевались опробованными еще в 1930-е гг. средствами: сверхцентрализацией экономики, жестким диктатом, перекачкой средств в пользу тяжелой промышленности, консервацией низкого уровня жизни населения. Восстановление народного хозяйства, таким образом, сопровождалось ужесточением командной экономики, основы тоталитарного общества.

Начавшиеся после смерти И.В. Сталина реформы в экономике были вынуждены и неизбежны. Их параметры и основные задачи были фактически определены еще при жизни «отца народов». Реформы не затрагивали основ власти и определялись, прежде всего, внешним вызовом: необходимостью выдержать экономическое и военное противостояние с Западом. К началу 1950-х гг. в наиболее сложном положении оказалось сельское хозяйство страны. Российская деревня находилась фактически на грани голода. Город по-прежнему жил за счет деревни, которая оставалась основным источником поступления средств и трудовых ресурсов для промышленности. На колхозников не распространялось государственное пенсионное обеспечение. Кризис колхозно-совхозной деревни, ее деградация являлись прямым результатом господства в стране репрессивно-командной системы, отсутствия адекватного экономического механизма хозяйствования, демократических основ в деятельности колхозов и совхозов. Заготовительные цены на сельхозпродукты были во много раз ниже рыночных. Хорошо работающим хозяйствам устанавливались более высокие нормы поставок государству сельхозпродукции. После февральского 1947 г. Пленума ЦК КПСС колхозы фактически были лишены права решать не только сколько, но и что сеять. Лишь после смерти И.В. Сталина в августе 1953 г. по инициативе Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева была предпринята первая попытка вывести сельское хозяйство из тяжелого кризиса. На сессии Верховного Совета СССР было предложено увеличить капитальные вложения в деревню, повысить закупочные цены на мясо, молоко, шерсть и другие сельскохозяйственные продукты. Правительство «списало» все недоимки с личных хозяйств, накопившиеся с военных лет, уменьшило вдвое сельхозналог, снизило нормы обязательных натуральных поставок. В сентябре 1953 г. был намечен комплекс мер по расширению самостоятельности колхозов и совхозов и усилению их экономической заинтересованности в росте производства. Поворот к экономическим методам руководства был направлен на преодоление неэффективности колхозной системы, но не затрагивал ее сути. На практике экономические методы по-прежнему подменялись командно-административными, а меры по материальному стимулированию колхозников проводились параллельно с мероприятиями по свертыванию личного подсобного хозяйства.

Через полгода после сентябрьского (1953 г.) Пленума, ориентировавшего страну на оказание помощи деревне, другой Пленум, февральско-мартовский (1954 г.) определил курс на освоение целинных земель. Этим решением постановления сентябрьского Пленума были фактически заблокированы, так как свободных ресурсов на освоение целины не было. За 1954-1961 гг. в освоение целины было вложено более 20% всех госвложений в сельское хозяйство. Поворот к целине, в целом назревший и оправданный, означал отказ от интенсивных методов ведения сельского хозяйства и усиление административных мер. Тем не менее, даже частичная реализация мер, намеченных сентябрьским Пленумом (авансирование труда колхозников, расширение прав членов артелей, паспортизация сельских районов), обеспечила в 1950-е гг. самый высокий за все время после коллективизации рост сельскохозяйственного производства. К 1958 г. валовая продукция аграрного сектора выросла более чем на треть. Сельское хозяйство СССР впервые стало рентабельным.

Освоение целины стало крупнейшим начинанием, реализованным Н.С. Хрущевым в аграрной сфере. В условиях экстенсивного развития советской экономики, слабого развития химической индустрии, бюрократизации аппарата управления лишь освоение целинных земель сулило быструю отдачу и позволяло хотя бы на время снять остроту продовольственной проблемы. Однако расширение пахотных земель велось штурмом, без серьезной научной проработки. На работу в целинные степи по комсомольским путевкам ехала молодежь со всей страны. Первоцелинники проявляли колоссальное мужество, волю. Порой приходилось работать целыми сутками. Спали в палатках, ели прямо в поле. Как и в годы первых пятилеток, при освоении целины активно эксплуатировался трудовой энтузиазм масс, готовность людей работать бесплатно и в тяжелых условиях. За 1954-1957 гг. было освоено 36 млн гектаров, что позволило увеличить производство зерна в два раза. В 1960 г. в СССР было собрано 125,5 млн тонн, из них на целине – 58,7 млн тонн.

Освоение целинных земель сыграло немаловажную роль в развитии сельского хозяйства Западной и Восточной Сибири, но оно не оправдало надежды на стабильное увеличение урожаев зерновых. В отдельные засушливые годы в некоторых целинных областях не собирали даже семян. Целина, безусловно, помогла на время снять остроту зерновой проблемы, спасла население страны от голода, но задержала перевод отечественного сельского хозяйства на интенсивный путь развития.

Власть оказалась непоследовательной в аграрной политике, начатой в сентябре 1953 г. Село превратилось в полигон для разного рода скороспелых решений и преобразований. Н.С. Хрущев изобретал один чудодейственный рецепт за другим. То он громил травопольную систему земледелия академика В.Р. Вильямса: требовал изгнать из севооборотов травы и расширять посевы пшеницы, объясняя колхозникам, как хороши пироги и пышки из пшеничной муки: «Что такое коммунизм? Это блины с маслом и со сметаной». После пшеницы на долгое время «царицей полей» была объявлена кукуруза, за что сам Н.С. Хрущев получил в народе прозвище «кукурузник». Вслед за кукурузой и горохом главными и решающими звеньями подъема сельского хозяйства объявлялись ликвидация чистых паров, раздельная уборка хлебов, химические удобрения, поливное земледелие.

С середины 1950-х гг. началось новое укрупнение колхозов. В 1957-1966 гг. ежегодно ликвидировалось около 10 тысяч уже укрупненных ранее колхозов. Одновременно многие колхозы «для укрепления» были преобразованы в совхозы, что на практике вело к дальнейшему разрушению традиционного крестьянского уклада, превращению колхозника в наемного сельскохозяйственного рабочего. К 1963 г. осталось лишь 39 тысяч колхозов вместо 91 тысячи в 1955 г. К началу 1960-х гг. в ходе составления планов землеустройства многие тысячи сел и деревень были названы «неперспективными». Сотни тысяч крестьян покинули землю, переехав в города.

В 1957 г. перед советским сельским хозяйством была поставлена задача в кратчайшие сроки догнать США по производству продуктов животноводства на душу населения. Не опирающаяся на реальные возможности, эта программа также потерпела полный провал. Далеко идущие негативные последствия для всей страны имела ликвидация в марте 1958 г. машинно-тракторных станций (МТС). Сосредоточенная в МТС со времен коллективизации техника использовалась неэффективно. Колхозы были единственными предприятиями в стране, которые сами не распоряжались своими орудиями труда, поэтому колхозам было предложено выкупить технику у МТС в принудительном порядке за наличный расчет или с предоставлением на эти цели кредита в течение одного года. Прогрессивная реформа оказалась плохо подготовленной и в конечном итоге подорвала экономику колхозов. У пятой части хозяйств вообще не оказалось средств на покупку собственной сельскохозяйственной техники. Большинство из них намного снизили оплату трудодня. Кроме того, резко ухудшилось техническое обслуживание купленной колхозами техники, так как половина наиболее квалифицированных механизаторов, ранее работавших в МТС, покинули село.

На рубеже 1960-х гг. экономические стимулы в деревне вновь перестают действовать. В немалой степени этому способствовала незаконная ликвидация личного скота сельских жителей, который якобы отвлекал их от труда в общественном хозяйстве. Главным результатом этой политики стало фактическое завершение раскрестьянивания деревни, снижение темпов роста сельскохозяйственного производства. Чтобы избежать голода в 1963 г., Н.С. Хрущев впервые за всю историю страны пошел на массовые закупки зерна за рубежом. Во многих городах было введено закрытое распределение продуктов по карточкам. Реформирование сельского хозяйства окончательно зашло в тупик.

Перестройка в промышленности. В мае 1957 г. ликвидацией отраслевых министерств и созданием совнархозов началась реализация одной из самых крупных реформ, осуществленных Н.С. Хрущевым. После XX съезда страна находилась на подъеме. Большинству населения казалось, что выигрыш в экономическом соревновании с Западом не за горами. На деле положение в экономике было тревожным. В условиях ликвидации принудительного труда, отмены суровых наказаний административно-командная система теряла свои сильные стороны. В народном хозяйстве нарастали диспропорции, бесхозяйственность и расточительство. Ситуация усугублялась снижением прироста рабочей силы. Усиливающаяся централизация, отраслевая замкнутость в развитии промышленного потенциала, ведомственность все более противоречили объективной необходимости расширения межотраслевых связей предприятий. Одновременно их интересы все больше расходились с интересами потребителей, потребностью в непрерывном технологическом обновлении. К концу пятой пятилетки в стране насчитывалось более 300 тысяч предприятий. Управлять ими в новых условиях из столичных министерских кабинетов становилось все труднее. Н.С. Хрущев увидел в ликвидации министерств и переходе к территориальному управлению возможность освободить правительство от неэффективного вмешательства в местные дела, ослабить влияние бюрократии. Чисто интуитивно советский лидер стремился децентрализовать управление в стране и ограничить монополию центра на власть.

В соответствии с законом о дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством общесоюзные министерства (за исключением оборонных) были упразднены. Взамен было создано свыше 100 советов народного хозяйства (совнархозы) в административных экономических районах (в т.ч. 76 в РСФСР), которые становились основной организационной формой управления. Реформа позволила упростить структуру управления промышленностью и строительством. Численность аппарата органов государственного и хозяйственного управления была сокращена почти на треть и в 1960  г. составляла 1,2 млн человек, т.е. была самой низкой за все послевоенные годы.

С переходом на новые принципы управления улучшились возможности рационального использования экономического потенциала регионов, меньше стало встречных перевозок. Широкие права получили совнархозы в области труда и заработной платы. Однако реформа не изменила самих принципов управления и планирования в народном хозяйстве, а лишь заменила отраслевую его организацию на территориальную. Она не затрагивала экономического механизма, систему интересов и стимулов и, соответственно, трудовую мотивацию работников. Как следствие, народное хозяйство продолжало развиваться экстенсивно, общая его эффективность снижалась, постоянно снижалась и производительность труда. Также весьма невелики были успехи в изменении структуры промышленного производства. Так, несмотря на все усилия по развитию химической промышленности, ее доля в общей структуре промышленности СССР оставалась незначительной. Вскоре стали вполне очевидны принципиальные недостатки новой системы: местничество и стремление регионов использовать ресурсы для собственных целей. Самое же главное – это были локальные, эволюционные изменения, направленные прежде всего против бюрократической централизации и не предполагавшие революционной ломки всей организационной структуры управления народным хозяйством страны.

К началу 1960-х гг. экономистам и руководителям производства стало ясно, что хозяйственный механизм устарел. Для преодоления «временных» трудностей требовались иные методы управления экономикой, иные принципы планирования. Из центра было невозможно путем прямого администрирования управлять десятками тысяч промышленных предприятий и организаций. Эти обстоятельства учитывала начатая в 1965 г. экономическая реформа, разработка и реализация которой была связана с именем председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Замысел состоял в том, чтобы обновить хозяйственный механизм, расширить самостоятельность предприятий, ввести в действие материальные стимулы, административное регулирование дополнить экономическим. Уже замысел реформы был противоречив.

С одной стороны, предполагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия самостоятельно планировали темпы роста производительности труда, среднюю заработную плату, снижение себестоимости. В их распоряжении оставалась большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение заработной платы рабочим. Количество показателей, по которым оценивалась деятельность предприятий, снижалась, среди них появились такие, как прибыль, рентабельность, фонд заработной платы, объем реализованной продукции.

С другой стороны, базовые конструкции командной системы реформа не демонтировала. Восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Директивноепланирование оставалось в силе, а оценивалась работа предприятий в конечном счете по показателям выполнения плановых заданий. Механизм ценообразования, несколько подкорректированный, по существу не изменился: цены устанавливались в административном порядке. Сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр.

Реформа дала неплохие результаты. Приостановилось снижение темпов роста экономики, повысилась заработная плата рабочих и служащих. Но уже к концу 1960-х гг. реформирование промышленности фактически прекратилось.

В 1970-1980-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь не многие технически и технологически соответствовали мировому уровню – ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогрессавнедрялись крайне слабо. Между тем возможности такой – затратной – модели роста неуклонно сокращались: добыча топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, дорожала; темпы роста населения снижались, возникла проблема трудовых ресурсов; оборудование изнашивалось и морально устаревало. Тяжким бременем для экономики были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет (равенство) с США. Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались.

Положение в сельском хозяйстве также не внушало оптимизма. Затраты государственных средств непрерывноросли (в 1970-е гг. они достигли более 30% всех бюджетных расходов), но отдача была крайне мала. Колхозно-совхозная экономика, охотно принимая огромные капиталовложения, сколь-нибудь заметного роста производства не демонстрировала.

В целом командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами. Тупик опасный, ибо отрыв развитой экономики мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.

НАЗАД СОДЕРЖАНИЕ ДАЛЕЕ

О комплексе Об авторе и составителе Скачать комплекс

Автор статьи

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «История России»

Стать автором

Реформы в промышленности

В 1950-х годах в СССР прошел первый этап НТР XX века, выразившийся в развитии таких отраслей, как атомная энергетика, электроника, космонавтика. Опережающими темпами развивались тяжелая промышленность, а предприятия группы «Б» (пищевая, легкая и другие отрасли) развивались гораздо медленней, но рост их тем не менее был двукратным. На времена правления Хрущева пришлись 2 пятилетки (1951-1955; 1955-1958) и семилетка (1959-1965).

В 1951-1955 годах среднегодовые темпы роста промышленного производства в СССР по официальным данным составляли 13,1%, а 1956-1960 годах – 10,3%, в 1961-1965 годах – 8,6%.

27 июня 1954 года начала работу АЭС в Обнинске. В июне 1959 года на Ангаре открылась Братская ГЭС, ставшая к 1964 году мощнейшей в мире.

Перестройка топливно-энергетического комплекса началась в 1956-1961 годах, постепенно СССР отходил от угля в пользу нефти и газа. Развитие газовой промышленности на Северном Кавказе и в Поволжье позволило газифицировать почти 60 городов. В 1962 году началось освоение богатых нефтяных месторождений в Сибири. К 1963 году суммарная добыча газа и нефти в СССР превысила долю угля.

Аграрная реформа

Курс, провозглашенный на сессии Верховного Совета в августе 1953 года, провозгласил подъем сельского хозяйства. Основы аграрной политики утверждались сентябрьским пленумом ЦК КПСС в 1953 году. Укреплялось экономическое положение колхозов, уменьшался сельхозналог, повышались закупочные цены. Хозяйствам были предоставлены кредиты, поступила новая техника. Для укрепления кадров колхозов в них были направлены партработники.

В 1954 году стартовала кампания освоения целинных земель Казахстана, Сибири, Урала и Поволжья. В первые три года удалось освоить 32 млн га земель. Последовал скачок с небывалыми урожаями. В освоении целины большую роль сыграл комсомольский призыв. Однако ветровая эрозия почв привела к тому, что большую часть земель перевели под пастбища. Из-за повышенного внимания к целине пришел в упадок нечерноземный центр (туда направлялась техника и молодежь).

В 1957 году Хрущев заявил, что СССР в ближайшие годы перегонит США по производству молока, мяса и масла на душу населения. Соревнование закончилось конфузом, связанным с приписками и массовым забоем скота.

«Экономические реформы Н. С. Хрущёва: цели и результаты» 👇

В феврале 1958 года было решено реорганизовать машинно-моторные станции (МТС) в ремонтно-тракторные станции при колхозах. Это слияние тяжким бременем легло на небогатые колхозы, вынужденные приобретать технику. Для решения проблемы Хрущев предложил укрупнение колхозов – преобразование их в совхозы. Затем были организованы и совнархозы.

Определение 1

Экономическая реформа Хрущева (1957 — 1965 годы) — это реформа системы управления народным хозяйством. Характеризовалась она заменой отраслевого централизованного управления на территориально распределённую децентрализованную систему.

В целях достижения задач коммунистического строительства власть повела наступление на личные подсобные хозяйства. Вновь урезались земельные участки у колхозников (с 1,5 сотки на один колхозный двор в до одной сотки с 1960 года; еще в 1950-1952 годах приходилось 32 сотки), выкупался скот. Развернулась кампания общественного осуждения стяжателей и торгашей, борьба с захватчиками колхозных земель. В итоге пришли в упадок личные подсобные хозяйства.

После визита Хрущева в США в 1959 году частью его имиджа стала кукурузная эпопее – эту культуру усиленно насаждали везде, даже там, где она не могла расти в принципе. Сокращение посевов пшеницы и ржи ради кукурузы привело к снижению сбора зерновых. Неурожай 1962 года привел к нехватке ржи и пшеницы. Дефицит восполняли закупкой пшеницы у США.

Определение 2

Кукурузная кампания — это попытка внедрения массового выращивания кукурузы в сельском хозяйстве СССР в 1950-х — 1960-х годах.

Стало очевидно, что сельское хозяйство нуждается в других способах выхода из кризиса. В декабре 1963 года пленум ЦК принял постановление по развитию химической промышленности, которая получила задачу по развитию минеральных удобрений.

Социальные реформы

Были установлены нормы рабочего времени, в частности для подростков 16-ти лет – 6-часовой рабочий день. В 1956 году рабочий день по субботам и в предпраздничные дни был сокращен на 2 часа, с 1957 года начался переход на семичасовой рабочий день. В марте 1957 года были снижены налоги на рабочих и служащих.

Расширялся фонд жилья, жилищное строительство основывалось на индустриальных методах. Символом нового домостроения стали Черемушки в Москве. В конце 1950-х – начале 1960-х годов СССР вышел на первое место в мире по темпам строительства и количеству вводимой жилой площади. За семилетку жилой фонд страны вырос на 40%. Это подтолкнуло развитие отраслей экономики, связанных со строительством. Построенное жилье в историю вошло под названием «хрущобы», однако в стране был во многом разрешен жилищный кризис, коммуналки стали уходить в прошлое. В 1956-1960 годах в новые квартиры переселились 54 млн. человек.

С 1956 года было принято решение отменить оплату обучения в старших классах и вузах. В 1958 году была создана обязательная восьмилетняя школа. Желающие получить полное среднее образование продолжали обучение в средней политехнической школе, а для желавших продолжать образование в вузе был введен обязательный производственный стаж. Реформа не достигла нужного эффекта, общий уровень образования упал, и с 1964 года средняя школа опять стала десятилетней.

При Хрущеве была проведена радикальная пенсионная реформа, с июля 1956 года пенсию получали мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет. С февраля 1958 года началась паспортизация колхозников. В июле-ноябре 1964 года были приняты меры о выплате крестьянам пенсий, что стало последней инициативой Н.С. Хрущева. Впервые в советской деревне пенсии стали получать мужчины в возрасте 65 лет, женщины – 60 лет.

Итоги реформ

Положительным итогом реформ Н.С. Хрущева стали внушительные количественные экономические показатели. К 1965 году национальный доход увеличился на 53% по сравнению с 1958 годом, производственные фонды увеличились на 91%, производство промышленной продукции выросло на 84%. Реальные доходы населения увеличились на одну треть.

Одновременно многочисленные реформы смогли решить вопрос модернизации. После неудач преобразовательной деятельности Хрущева возник синдром усталости от реформирования, и началась эпоха «застоя».

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • От чего баралгин в таблетках инструкция по применению взрослым
  • Аквадетрим инструкция по применению взрослым цена капли для профилактики как
  • Нобел таблетки инструкция по применению взрослым
  • Циклоферон от простатита инструкция по применению
  • Парогенератор philips perfectcare silence gc9550 инструкция

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии