Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
1.1. Управление: понятие, признаки, виды
Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.
Признаки управления:
• обязательно качество целостной организованной системы;
• наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;
• определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);
• служит интересам взаимодействия основных элементов;
• обеспечивается системой определенных средств.
Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.
1.2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления:
1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
3) направлено на достижение определенной управленческой цели;
4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
7) реализуется в рамках определенного механизма.
Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.
Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).
Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.
Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).
Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.
Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.
Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.
Стадии процесса управления:
• анализ управленческой ситуации;
• выработка и принятие решения;
• организация и исполнение решения;
• контроль выполнения решения;
• подведение итогов, внесение корректив.
1.3. Функции социального управления: понятие и виды
Функции социального управления – обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.
Признаки функций социального управления:
• обусловлены социальным назначением управления;
• характеризуются определенной направленностью и стабильностью;
• представляют собой внешнее проявление свойств системы управления;
• представляют собой направление его активного действия;
• предопределяются поставленными целями и задачами.
В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).
В зависимости от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.
В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и временные.
Общие функции управления:
• информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;
• прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;
• моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;
• планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;
• организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;
• координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;
• распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;
• регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;
• контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;
• учет– фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.
1.4. Государственное управление: понятие, принципы, цели
Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.
Признаки государственного управления:
• это вид государственной управленческой деятельности;
• деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;
• деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;
• деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);
• характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;
• осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);
• обеспечивается посредством системы гарантий;
• нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).
Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:
1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;
2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;
3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;
4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.
Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.
Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.
Общие (социально-правовые) принципы:
• демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);
• законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;
• объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;
• научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;
• конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;
• разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;
• федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;
• эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.
Организационные принципы:
• отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);
• территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);
• линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;
• функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);
• двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;
• сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.
1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки
Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.
Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.
Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.
Признаки исполнительной власти:
• является самостоятельной ветвью единой государственной власти;
• выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;
• осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;
• обладает предметно-функциональной самостоятельностью;
• обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;
• организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;
• ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;
• носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;
• имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.
1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти
Цели исполнительной власти:
1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;
2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;
3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;
4) защита человека от противоправных посягательств. Функции исполнительной власти:
1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;
2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;
6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;
7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.
Читайте также
Тема 1 Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации
Тема 1 Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации
Вопрос 1. Государственное управление: понятие, виды, признаки, функцииРазличными кодифицированными словарями управление понимается как функция организованных систем, обеспечивающая
27. Атмосферный воздух как объект правового регулирования
27. Атмосферный воздух как объект правового регулирования
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, который представляет собой естественную смесь
Тема 4. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Тема 4. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
4.1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулированияМеханизм административно-правового регулирования совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие
2. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение)
2.
Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение)
Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения ее на
Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования)
Тема 2.
Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования)
1.
Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение)
Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг
1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение)
1.
Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение)
Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Поскольку круг этот весьма широк,
Тема 3. Административно-правовые нормы и отношения в механизме административно-правового регулирования
Тема 3.
Административно-правовые нормы и отношения в механизме административно-правового регулирования
Механизм административно-правового регулирования общественных отношений во всех четырех областях, составляющих предмет административного права (реализация
1. Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования
1.
Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования
Требование соблюдения действующего законодательства (законность), а также всех установленных государством норм и правил деятельности обязанных
Тема 17. Область экономики как объект государственного регулирования и управления (общая характеристика)
Тема 17.
Область экономики как объект государственного регулирования и управления (общая характеристика)
1.
Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного регулирования и управления
Экономическая деятельность — это любая
2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики
2.
Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики
Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле
Тема 18. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления
Тема 18.
Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления
1.
Реформирование отношений собственности и формирование стратегических собственников
Государственное управление и исполнительная власть
Государственное управление и исполнительная власть
Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.Основные характерные черты исполнительной власти:1) это относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность)
Как соотносятся государственное управление и исполнительная власть?
Как соотносятся государственное управление и исполнительная власть?
Исполнительная власть – это политико-правовая категория, в то время как государственное управление – категория организационно-правовая. Государственное управление – деятельность, без которой
Процесс управления – это последовательность действий менеджера, который направлен на достижение определенной цели организации.
С содержательной точки зрения процесс управления состоит из следующих этапов (рис. 1): прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, контроль и учет, анализ.
Рис. 1. Этапы процесса управления
Прогнозирование
Прогнозирование можно определить как процесс исследования, который направлен на выяснение тенденции развития предприятия, его внешней среды.
В процессе прогнозирования определяют не только то, что именно должна осуществить организация, но и то когда результат должен быть достигнут.
Прогнозирование может быть: долгосрочное (более 5 лет; иногда 15-20 лет), среднесрочное (1 -5 лет), краткосрочное (обычно на 1 год).
Выделяют следующие виды прогнозов: экономические, развития технологии, развития конкуренции, социальный, состояния рынка.
При прогнозировании обычно используют методы:
- неформальный (письменная информация, наглядная информация, промышленный шпионаж);
- количественный (временные ряды, экстраполяция – повторение прошлого, причинно-следственное моделирование);
- качественный метод (ожидание потребителя, мнение, экспертная оценка).
Планирование
Планирование представляет собой процесс разработки плана развития предприятия. В свою очередь план – это система, включающая:
- цели деятельности и развития;
- характеристика этапов и способов достижения цели;
- расчет необходимых ресурсов для достижения целей;
- показатели, значение которых свидетельствует о степени достижения цели и расходах имеющихся ресурсов.
Планирование необходимо осуществлять непрерывно, поскольку это постоянная неопределенность в будущем. Причины непрерывного планирования: ошибка в суждениях и ее устранение, изменение в окружающей среде и реконструкция, реорганизация, реформирование подсистемы.
В процессе планирования определяют кто, что, с применением каких ресурсов и когда должен исполнить.
Ключевыми компонентами организационного планирования являются целеполагание и определение миссии, а также принятие решений.
Организация
Организация представляет собой процесс расстановки во времени и пространстве ресурсов, которые необходимы для достижения цели, и определение способа их интеграции и взаимодействия.
Организацию управления рассматривают в форме специфического алгоритма, который может быть использован на практике для изучения управленческих систем и служит удобным способом определения последовательности работ при совершенствовании процесса менеджмента.
Алгоритм организации системы управления состоит из семи блоков, характеризующих составные части и взаимосвязи между ними (рис. 2).
Рис.2. Организация управления
Отметим, что рассмотренная в Блоках 1-7 последовательность анализа организационных проблем управления схожа для систем управления любого уровня, однако на практике, естественно, необходимо учитывать специфику их. В процессе анализа организации управления важно учитывать связи и взаимозависимости блоков в отдельности. Учет этого существенно влияет на уровень качества при решении задач организации управления, позволяет обеспечить системность в решении проблем.
Связь (1) определяет приоритеты определение целей и задач в целом организационной системы, для того чтобы на практике действия по организации управленческих систем исходили из осознанных и известных целей.
Связь (2) обуславливает принцип необходимости и достаточности разнообразия, который утверждает, что для оптимального функционирования организации необходимо создать такую систему управления, которая позволит управлять всеми элементами ее.
Связи (3,4) определяет тот факт, что между структурой системы управления и управленческой технологией должно быть взаимное соответствие и взаимосвязь.
Связь (5) характеризует влияние на технологию управления структуры, содержания и особенности управляемой системы.
Связи (6,7) определяют то, как структура и технология управления влияет на форму и порядок документооборота, потоки информации.
Связи (8, 9) показывают, что выбор технических средств обусловлен от объемом информации и технологий управления, а технические средства влияют на управленческую технологию, на форму и порядок в документообороте.
Связь (10) подчеркивает влияние техники на структуру системы управления.
Связь (11) характеризует совокупность знаний, который необходим управленческому персоналу и руководителям.
Итак, правильный учет взаимосвязей при организации управления позволяет с уверенностью изучать систему управления со сложной структурой, сетью коммуникаций и потоков информации, документооборотом, используемыми техническими средствами и т.п.
Координация
Координация определяет согласованность действий органов управления и должностных лиц во времени и пространстве, а также в целом между системой и внешней средой.
Объект координирования — это как управляемая, так и управляющая подсистемы. Координация призвана обеспечить единые действия всех управленческих подразделений, управленческих работников и специалистов с целью более эффективного воздействия на производственный процесс.
Ключевая задача координации – это достижение согласованности работы всех звеньев организации посредством определния рациональных коммуникаций и обмена между ними информацией.
Стимулирование
Стимулирование – это совокупность действий субъекта управления, которая побуждает людей делать то, что субъект считает нужным.
Методы стимулирования могут быть разнообразными и зависят от степени проработанности системы стимулирования, системы управления в целом и специфики деятельности предприятия.
Стимулирование и мотивация персонала оказывают большое влияние на развитие у работника таких важнейших характеристик трудовой их деятельности, как результативность, качество работы, усердие, старание, настойчивость, добросовестность и т.п. Как метод влияния на трудовое поведение стимулирование опосредовано через мотивацию его.
Учет и контроль
Учет и контроль – это фиксация на каком-либо носителе информации значений показателей, на основании которых можно судить о степени достижения целей, о состоянии объекта и субъекта управления, о состоянии внешней среды.
Контроль представляет собой процесс определения, оценки и информации об отклонении значений в действительности от заданных или их совпадении и результате анализа. Предмет контроля — это не только исполнительская деятельность, но и работа руководства.
Учет является необходимой информационной базой менеджера. Его ключевая цель — предоставление правдивой информации о ходе и результате деятельности фирмы, которая положена в основу принятия решений.
Анализ
Анализ можно охарактеризовать как сравнение результатов учета и контроля с ранее запланированными значениями контролируемого показателя. Экономический анализ помогает обосновать с научных позиций решение и действие в области экономики, способствует выбору лучших вариантов действий. Микроэкономический анализ проводится на отдельных объектах и процессах, зачастую имеет место в форме анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, фирмы, включает анализ объемов производства, себестоимости, прибыльности. Ретроспективный анализ — это изучение тенденций, сложившихся в прошлом. Перспективный анализ наоборот направлен на изучение будущего.
Функции исполнительной власти
Функции исполнительной власти заключаются в исполнительной (правоприменительной) и правозащитной деятельности. Исполнительная власть выполняет требования законов, следит за соблюдением и защитой прав, свобод человека и гражданина. Власть создаёт условия для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления, обеспечевает законность и соблюдение конституционного порядка в стране. Осуществляет руководство, контроль, координацию, планирование, учет и прогнозирование. Исполнительная власть в установленном порядке принимает участие в деятельности по принятию нормативных правовых актов и осуществляет меры административного принуждения к юридическим и физическим лицам в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
Основные цели исполнительной власти заключаются в обеспечение безопасности личности, общества и государства. В оздании условий, способствующих благополучию личности, общества и государства. В создании условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод и законных интересов. Основная цель исполнительной власти заключается в защите человека от противоправных посягательств.
.
Принципы международного частного права
Принципы Международного частного права — это общепризнанные правовые постулаты, приемы юридической техники и юридические максимы, которые созданы за всю историю развития права. Виды принципов Международного частного права: Основные (общие) принципы Международного частного права Специальные принципы Международного частного права Основные (общие) принципы Международного частного права — это закрепленные в статье 38 Статута Международного Суда ООН общие принципы права, свойственные цивилизованным нациям, где под цивилизованными нациями понимаются государства, чьи правовые системы основаны на рецепированном римском праве. Основные (общие) принципы Международного частного права: нельзя передать другому больше прав, чем сам имеешь принцип справедливости и доброй совести принцип не злоупотребления правом принцип pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться) Специальные принципы Международного частного права: автономия воли участников правоотношения принцип предоставления о
Судебная и арбитражная практика как источник международного частного права
Под судебной и арбитражной практикой, выступающей источником права, понимают решения судов, как правило, высших инстанций, которые имеют правотворческий характер – формулируют новые нормы права Во многих зарубежных государствах судебная и арбитражная практика в качестве источника Международного частного права играет более важную роль, чем национальное законодательство и международное право. Нужно иметь в виду, что правотворческая роль судов и арбитражей заключается не в создании новых норм права, а в выявлении действующего (позитивного) права и формулировании его как системы юридически обязательных предписаний, в принципе суд только фиксирует определенное правило поведения, которое в обществе расценивается как имеющее обязательный характер. Англо-американское право в принципе основано на системе судебных прецедентов, которые в этих странах играют роль основного источника права. Судебный прецедент можно определить следующим образом – это решение вышестоящего суда, имеющее императивн
Кодификация римского права
Кодификация римского права — это систематизация римского законодательства необходимость в котором возникла к императорскому периоду Римской империи. В IV–V веках действовали два источники права — старое право переданное предками и молодое право, созданное императорским законодательством. Постепенно было накоплено большое количество императорских конституций, что послужило причиной кодификации. Первая официальная кодификация прошла в первой половине V века которая была проведена императором Феодосием II — издан Феодосиев кодекс. В Феодосиевом кодексе были собраны императорские конституции со времен Константина. Самой большой и значительной кодификацией римского права была кодификация императора Юстиниана. Издав специальный указ 13 февраля 528 года, Юстиниан назначил комиссию из 10 членов, во главе которой стоял министр Трибониан. 7 апреля 529 года было опубликовано собрание конституций под названием Кодекс Юстиниана. 15 декабря 530 года была создана комиссия из 17 членов для кодифик
Система финансового права
Система финансового права – это объективно обусловленное системой финансовых отношений внутреннее строение финансового права, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Крупные составляющие финансового права – это Общая часть финансового права и Особенная часть финансового права. Общая часть финансового права содержит общие, основополагающие положения распространяющиеся на всю отрасль финансового права. В Общей части получило своё отражение единство финансов. К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие положения — это основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов осуществляющих финансовую деятельность и разграничение их полномочий в этой области. Общая часть конкретизирует основные черты финансово-правового положения субъектов финан
Толкование административно-правовых норм
Толкование административно-правовых норм — это деятельность органов государственной власти , должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан по установлению содержания административно-правовой нормы , раскрытию выраженной в ней государственной воли. Элементами толкования административно-правовых норм являются уяснение и разъяснение сущности толкуемой нормы. Способы толкования норм составляют совокупность приемов и средств, направленных на уяснение смысла и содержания толкуемой нормы. Виды способов толкования — грамматический, логический, систематический, историко-политический и специально-юридический. Толкование административно-правовых норм бывает официальным и неофициальным. Официальное толкование дается специально уполномоченными субъектами (государственными органами или должностными лицами) и содержится в специальном юридическом интерпретационном акте. Неофициальное дается субъектами, не наделенными официальными полномочиями по разъяснению содержания администрати