Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением —
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ответственность наступает по статьям 318 и 319 УК РФ, если такие действия совершаются в отношении должностного лица правоохранительного, контролирующего или иного органа
МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Пленум Верховного суда России разъяснил, когда оскорбление или применение насилия к представителю власти уголовно наказуемо. Об этом говорится в принятом в четверг постановлении пленума «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 УК РФ», где впервые высшая судебная инстанция прописала нюансы применения этих статей.
Пленум отметил, что ответственность за применение насилия или высказывание оскорблений к представителям власти наступает по статьям 318 и 319 УК РФ, если такие действия совершаются в отношении должностного лица правоохранительного, контролирующего или иного органа. К правоохранительным органам относятся органы прокуратуры, СК, органы внутренних дел, ФСБ, ФСИН, таможенные органы, судебные приставы, органы госпожнадзора Федеральной противопожарной службы, Росгвардия, военная полиция Вооруженных сил РФ и другие государственные органы при осуществлении ими правоохранительной деятельности. Должностными лицами контролирующих органов являются лица, наделенные контрольными полномочиями в соответствии с законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», например должностные лица налоговой службы, Ростехнадзора, Роспотребнадзора.
«Судам следует иметь в виду, что по ст. 318 или ст. 319 УК РФ может быть квалифицировано только такое преступное деяние, которое совершено в связи с законным исполнением (по ст. 319 УК РФ — также если оно совершено в ходе законного исполнения) представителем власти своих должностных обязанностей, когда представитель власти осуществлял должностные обязанности в установленном законом порядке и в пределах предоставленных ему полномочий», — разъяснил пленум. Если же применение насилия или угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких «были совершены в ответ на явно незаконные действия со стороны указанных сотрудников, военнослужащих или представителей власти, содеянное при наличии к тому оснований может быть квалифицировано как преступление против личности», — пояснил пленум.
Как квалифицировать насилие к представителю власти
Под насилием к представителю власти, неопасным для жизни или здоровья (ч. 1 ст. 318 УК РФ), «следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и прочее), не повлекших причинения вреда здоровью потерпевшего». Насилием, опасным для жизни или здоровья (ч. 2 ст. 318 УК РФ), «понимается такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а равно причинение легкого вреда его здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности». Также по ч. 2 ст. 318 УК РФ квалифицируется применение в отношении представителя власти или его близкого насилия, «которое хотя и не причинило вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья».
Когда оскорбление квалифицируется по ст. 319 УК РФ
Оскорбление представителя власти «состоит в публичном унижении чести и достоинства представителя власти, затрагивающем его личностные и (или) профессиональные (служебные) качества, совершенном при исполнении или в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей и выраженном в неприличной или в иной форме, унижающей честь и достоинство потерпевшего». Оно может выражаться в публичном высказывании в адрес потерпевшего ругательств либо размещении унижающих потерпевшего сведений в СМИ или в открытом доступе в интернете, а также в публичных действиях, унижающих честь и достоинство потерпевшего.
Осведомленность лица о том, что потерпевший является сотрудником правоохранительного органа, представителем власти может, например, подтверждаться наличием форменной одежды, использованием им специального транспорта, предъявлением служебного удостоверения, пояснил Верховный суд.
Преступления во внеслужебное время
Верховный суд отметил, что на отдельные категории сотрудников правоохранительных органов законом могут быть возложены исключительные по своему объему и характеру обязанности по защите жизни и здоровья граждан, противодействию преступности и охране общественного порядка (например, на сотрудников полиции), в связи с чем ответственность по статьям 317, 318 или 319 УК РФ «наступает в том числе и в случаях осуществления им законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности во внеслужебное время, например, когда он по своей инициативе либо по просьбе граждан принял законные меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечению преступления».
Применение других статей УК
Если действия, состоящие в применении насилия, угрозе убийством или причинении вреда здоровью в отношении представителя власти или оскорблении представителя власти, осуществлены в связи с выполнением им должностных обязанностей, касающихся участия в рассмотрении дел в суде, проведении предварительного расследования либо исполнения приговора или иного решения суда, содеянное признается преступлением, предусмотренным статьей 296 (угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования) или 297 (неуважение к суду) УК РФ.
А насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника ФСИН либо его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности в местах содержания под стражей либо в местах лишения свободы при наличии соответствующих оснований следует квалифицировать по частям 2 или 3 ст. 321 (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества) УК РФ.
Защита близких родственников представителя власти
Верховный суд напомнил, что статьи 317 и 318 УК РФ предусматривают ответственность за посягательства на близких сотрудников правоохранительных органов в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка или общественной безопасности либо за насилие или угрозу насилия в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. «Под близкими сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или представителя власти следует понимать их близких родственников, иных лиц, состоящих с ними в родстве, свойстве (родственники супруга), а также лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений», — пояснил пленум.
Судебная статистика
Согласно судебной статистике, за 2022 год за преступления, предусмотренные ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 318 (применение насилия в отношении представителя власти) и ст. 319 (оскорбление представителя власти) УК РФ в России были осуждены 14 526 человек. Больше всего приговоров было по ст. 318 — по ней за год осуждены 8 586 лиц, из них по ч. 1 (применение насилия, неопасного для жизни и здоровья) — 7 940 лиц, по ч. 2 (применение насилия, опасного для жизни и здоровья) — 646. За оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) в прошлом году осуждены 5 912 человек, по ст. 317 — 28 человек.
Новые разъяснения Пленума Верховного суда касаются трех статей Уголовного кодекса:
- Ст. 317 УК «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа».
- Ст. 318 УК «Применение насилия в отношении представителя власти».
- Ст. 319 УК «Оскорбление представителя власти».
Это первые разъяснения по таким нормам. После принятия новых правил от Пленума ВС суды должны перестать руководствоваться постановлением Пленума ВС СССР от сентября 1989 года. Новое постановление пока не принято: по итогам обсуждения его направили на доработку. Ссылка на проект документа есть в конце текста.
Согласно разъяснениям Пленума ВС, к правоохранительным органам РФ относятся:
- органы прокуратуры;
- Следственный комитет;
- органы внутренних дел;
- Федеральная служба безопасности;
- Федеральная служба исполнения наказаний;
- таможенные органы Российской Федерации;
- Федеральная служба охраны;
- органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы;
- Росгвардия;
- военная полиция.
Поэтому все обсуждаемые нормы относятся к преступлениям, совершенным в отношении работников этих ведомств. «К сотрудникам правоохранительных органов могут быть отнесены должностные лица и не являющиеся должностными лицами государственные служащие этих органов, наделенные полномочиями по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности», — подчеркивает ВС.
В отношении насильственных преступлений по ст. 317 и ст. 318 УК Пленум ВС предлагает понимать под близкими сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или представителя власти не только их родственников, но также людей, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений.
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов или его родственников и их убийство не требуют дополнительной квалификации по ст. 105 УК, подчеркивает ВС. Аналогично не требуется дополнительной квалификации по ст. 112 и ст. 115 УК при применении насилия, повлекшего легкий или средний вред здоровью потерпевшего.
Если подозреваемый не смог совершить преступление, но готовился к нему, то его действия нужно квалифицировать со ссылкой на ст. 30 УК о приготовлении к преступлению. «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, совершенное из мести на почве личных неприязненных отношений виновного и потерпевшего, при наличии оснований квалифицируется как преступление против личности», — отмечает ВС. То есть по ст. 105 об убийстве.
Если насильственное преступление совершено в ответ на незаконные действия со стороны правоохранительных органов или военнослужащего, то его можно признать необходимой обороной или квалифицировать как преступление против личности.
По 318-й статье о насилии в отношении представителя власти Пленум считает возможным наказывать за побои или другие насильственные действия: связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении.
Под угрозой применения насилия ВС понимает «высказывания или иные действия лица, свидетельствующие о его намерении применить к потерпевшему любое физическое насилие, когда такая угроза воспринималась потерпевшим как реальная».
Под насилием, опасным для жизни или здоровья (ч. 2 ст. 318 УК), ВС понимает не только причинение среднего или тяжкого вреда здоровью, но также и легкий вред, который вызвал кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
Под насилием, опасным для жизни или здоровья, понимается и такое, которое «хотя и не причинило вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья».
Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК), по мнению Пленума ВС, заключается в публичном унижении чести и достоинства представителя власти, затрагивающем его личностные, профессиональные и служебные качества. Кроме того, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме.
Такое оскорбление может быть нанесено, например, любой публикацией в интернете, доступ к которой имеет неограниченный круг лиц — под эти критерии подходит и комментарий в соцсети. Но не только словами можно оскорбить представителя власти, но и любыми другими публичными действиями, унижающими честь и достоинство потерпевшего. ВС приводит в пример срывание форменного головного убора или погон.
Обязательным условием уголовной ответственности за оскорбление представителя власти будет публичный характер такого оскорбления.
Чтобы выяснить, было ли оскорбление публичным, суду нужно учитывать место и способ оскорбления, обстановку и другие обстоятельства дела. Например, публичными будут считаться массовая рассылка оскорбления электронными сообщениями, оскорбление во время массового мероприятия или просто ругательство в присутствии потерпевшего и других людей.
Если угрозы или оскорбления произнесены в связи с судебным процессом, предварительным расследованием или исполнением приговора, то действия обвиняемого следует квалифицировать по ст. 296 или ст. 297 УК. Исходя из текста постановления Пленума ВС, в таком случае речь идет не о дополнительной квалификации, а именно об основной. То есть нельзя наказать одновременно и за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК), и за применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК).
Ко второму чтению Пленуму ВС предстоит определиться, нужно ли квалифицировать оскорбление представителя власти и применение к нему насилия по совокупности. На этот счет в постановлении имеются два варианта, один из которых попадет в финальную версию постановления.
Первый предполагает: «Публичное оскорбление представителя власти, совершенное во время или после применения в отношении данного лица насилия или угрозы применения насилия, квалифицируется по совокупности преступлений».
Второй вариант: если все действия совершены одновременно в отношении одного и того же представителя власти, то дополнительной квалификации за оскорбление по ст. 319 УК не требуется.
Оскорбление нескольких представителей власти, если оно совершено одновременно либо с «незначительным разрывом во времени», следует рассматривать как одно преступление.
Проект постановления Пленума ВС «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации»
- Уголовный процесс
Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области
Прокурор разъясняет
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является уголовно-наказуемым деянием, предусмотренным ст. 319 УК РФ.
Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ является публичность оскорбления представителя власти, что подразумевает нанесение оскорбления в присутствии посторонних лиц — одного или нескольких.
Для квалификации оскорбления представителя власти необходимо, чтобы оно было совершено при исполнении потерпевшим своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
При этом ответственность по ст. 319 УК РФ наступает независимо от того, находится ли представитель власти на работе или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечения преступления.
Необходимым объективным признаком преступления выступает характер оскорбительных действий. Оскорбительные действия и высказывания должны иметь форму неприличных, т.е. противоречить сложившимся в обществе нормам нравственности, морали и культурным традициям, унижать честь и достоинство представителя власти, т.е. быть персонифицированными, направленными в адрес конкретного лица (лиц), являющегося представителем власти, выражать отрицательную оценку личных, профессиональных, служебных или должностных качеств потерпевшего.
Совершение действий, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, наказывается штрафом в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, не являющегося представителем власти, следует квалифицировать как совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.
Муромская городская прокуратура
Ответственность за публичное оскорбление представителя власти, а также за унижение чести и достоинства гражданина
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является уголовно-наказуемым деянием, предусмотренным ст. 319 УК РФ.
Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ является публичность оскорбления представителя власти, что подразумевает нанесение оскорбления в присутствии посторонних лиц — одного или нескольких.
Для квалификации оскорбления представителя власти необходимо, чтобы оно было совершено при исполнении потерпевшим своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
При этом ответственность по ст. 319 УК РФ наступает независимо от того, находится ли представитель власти на работе или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечения преступления.
Необходимым объективным признаком преступления выступает характер оскорбительных действий. Оскорбительные действия и высказывания должны иметь форму неприличных, т.е. противоречить сложившимся в обществе нормам нравственности, морали и культурным традициям, унижать честь и достоинство представителя власти, т.е. быть персонифицированными, направленными в адрес конкретного лица (лиц), являющегося представителем власти, выражать отрицательную оценку личных, профессиональных, служебных или должностных качеств потерпевшего.
Совершение действий, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, наказывается штрафом в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, не являющегося представителем власти, следует квалифицировать как совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.
Муромская городская прокуратура
Выбор темы
Обычная версия
Черно-белая версия
Бело-черная версия
Зелено-коричневая версия
Синяя версия
Отключение картинок
Отключить картинки
Размер шрифта
Обычный шрифт
Увеличенный шрифт 1.5
Увеличенный шрифт 2
Интервал между буквами (кернинг):
Обычный
Большой
Очень большой
Каждый гражданин понимает, что безнаказанным оскорбление в адрес представителя власти или должностного лица, не останется. Если же такой инцидент произошёл по стечению обстоятельств и в силу несдержанности гражданина – он, как правило, рисует самые мрачные мысли. Поэтому всегда полезно быть проинформированным о возможных правовых последствиях того или иного поступка. С одной стороны – во избежание, с другой стороны – для определения оптимального выхода.
Неприязнь к представителям власти можно излагать исключительно в корректной форме, невзирая на степень вашего недовольства действиями того или иного лица. Даже если таковой нанёс вам вред, выраженный в наступивших серьёзных последствиях – выражаться неприлично в его адрес вы не имеете права.
Вы должны обжаловать его неправомерные действия в порядке, установленном законом, вплоть до судебного разбирательства. Но оскорблять его недопустимо.
Представитель власти – часть государственного механизма, управляющего государством. Это особая идеологическая сфера. Оскорбление должностного лица, соответственно, является оскорбление системы.
Этот момент вполне справедлив, если учесть, что установление специальной моральной и законодательной защиты может нанести вред должностному лицу, авторитет которого может подвергаться повсеместными непристойными выпадами, что будет чревато последствиями в виде нарушения системы управления в целом. Ответственность за оскорбление представителя власти предусмотрена статьей 319 УК РФ. Если субъект, подвергшийся оскорблению, является должностным лицом, а не представителем власти, за его оскорбление вменяется ответственность в силу статьей 130 УК РФ. Состав преступления Преступность деяния заключается в применении, выраженных в устной или письменной форме, неприличных или бранных выражений в адрес представителя власти (должностного лица). Даже в том случае, когда виновный высказал или выразил письменно правдивую информацию о пострадавшем, но она имела вид оскорбления – в таких действиях обнаруживается состав преступления. Смысл ответственности за это деяние определён тем, что кроме оскорбления личности, которое недопустимо ни при каких обстоятельствах, оно отягчается направленностью в адрес власти, которую представляет лицо.
Это дискредитирует не только личность, что не позволяет ей надлежаще выполнять возложенные обязанности, но и структуру, которую она представляет. При определении состава преступления существует важный аспект – оскорбление должно иметь публичный характер, что, собственно, и определяет факт дискредитации власти или должности, которую занимает пострадавший. Объективную сторону оскорбления представителя власти составляют общественные отношения, в которых недопустимы деструктивные формы коммуникаций, во избежание разрыва в защите системы. К объективным характеристикам преступления относятся: Наличие представительства власти у пострадавшего, либо статуса должностного лица. Присутствие третьих лиц, что позволяет определить публичный характер преступления. Конкретность неприличной фразы. Кроме этого объективность деяния устанавливается через факторы: места и времени; формы выражения; адресности пострадавшему. Субъектом оскорбления представителя власти являются дееспособные лица, достигшие возраста 16 лет. Субъективная сторона преступления содержит: наличие виновности; прямой умысел; мотивы. От вида мотивации совершения деяния зависит степень ответственности виновного. Совершенно различны будут последствия в случаях: Когда представитель власти или должностное лицо спровоцировали в свой адрес неприличное выражение или отношение. Когда виновный в оскорблении отвечал, таким образом, на уместное замечание. Когда виновный мешал выполнению обязанностей должностного лица. Когда виновный был нетрезв и развлекался. Преступление окончено с момента совершения оскорбительных действий.
Представителем власти считается лицо, которое уполномочено осуществлять от имени государства действия по защите общественного порядка или государственной безопасности. Соответственно, к ним можно отнести всех сотрудников государственных силовых структур при исполнении и военных. Оскорбление сотрудника полиции – может рассматриваться в разных аспектах, которые имеют разное правовое содержание. А сотрудник полиции может выступать в разных ролях. Оскорбление ему может наноситься: Когда он находится при исполнении служебных обязанностей в рабочем кабинете, в квартире подозреваемого гражданина или в публичном месте. Когда он отдыхает и не исполняет служебных обязанностей. Соответственно ответственность вменяется тогда, когда сотрудник полиции выступает в качестве защитника правопорядка на улице или в другом общественном месте, где его унижение мешает ему выполнять обязанности. В данном случае неприличные выражения будут рассматриваться как адресованные представителю власти. Если сотрудник полиции находится при исполнении служебных обязанностей в отделении полиции и оскорбление поступило ему в присутствии коллег – он выступает в роли должностного лица, и оскорбление сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей будет наказываться в соответствии со статьей 130 УК РФ. В среде коллег он не может считаться униженным как представитель власти, так как в этом контексте он такую функцию не выполняет.
Когда полицейский не при исполнении служебных обязанностей или на отдыхе, то его оскорбление по общим правилам будет рассматриваться в соответствии со статьей 5.61 КоАП РФ. Штраф за оскорбление сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей составляет от 1 до 3 тысяч рублей. Хотя в некоторых случаях, если оскорбление было нанесено в свете ранее исполняемых обязанностей, то есть в их контексте – оно может быть уголовным. Дифференциация должна производиться из того что является мотивом: противодействие системе порядка; личная неприязнь.