Органы руководства финансами рф

Структура

Силуанов Антон Германович

  • Министр финансов Российской Федерации
  • Смотреть биографию
  • Заместители
  • Департаменты
  • Федеральные службы и агентства
  • Подведомственные организации

Заместители Министра финансов Российской Федерации

Департаменты

Федеральные службы и агентства

Территориальные органы и представительства за рубежом Министерства финансов Российской Федерации отсутствуют

Подведомственные организации

Среди подведомственных организаций Министерства финансов Российской Федерации образовательные организации отсутствуют

Дополнительная информация

  • Зарплата руководителей подведомственных организаций

    Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров

  • Контроль деятельности организаций

    Информация об осуществлении Минфином России контроля деятельности подведомственных организаций

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная

Общее
управление финансами осуществляют
высшие органы власти и управления. В
зависимости от государственного
устройства высшими законодательными
органами выступают различные образования.
Так, в США – это Конгресс, В Великобритании
– Парламент, в Германии – Бундестаг,
во Франции – Национальное Собрание, в
России – Федеральное Собрание.

Общее
управление финансами

в РФ в соответствии с ее Конституцией
возложено на высшие органы государственной
власти – Федеральное
собрание, аппарат Президента, правительство
.
Именно эти органы принимают окончательное
решение при утверждении федерального
бюджета и отчета о его исполнении.

Оперативное
управление

финансами осуществляет финансовый
аппарат
.
С его помощью государство руководит
финансовой деятельностью во всех
структурных подразделениях народного
хозяйства. Именно финансовый аппарат
выполняет работу по оперативному
финансовому планированию, учету и
анализу, контролю и регулированию,
составлению и исполнению финансовых
планов.

На
общегосударственном
уровне

аппарат управления финансовой системой
включает следующие органы:

  • профильные
    комитеты по бюджету, налогам, банкам и
    финансам Государственной Думы и Совета
    Федерации; Счетная палата РФ;

  • Министерство
    финансов РФ и его органы на местах;

  • Центральный
    банк РФ;

  • Министерство
    РФ по налогам и сборам;

  • Федеральная
    налоговая служба РФ;

  • Государственный
    таможенный комитет РФ;

  • Федеральная
    комиссия по рынку ценных бумаг;

  • Министерство
    государственного имущества;

  • исполнительные
    дирекции внебюджетных фондов социального
    назначения.

Управление
финансами на предприятиях и в отраслях
народного хозяйства осуществляют
финансовые отделы и службы предприятий,
организаций и учреждений, а также
финансовые отделы и управления
сохранившихся министерств и ведомств.
Сферой страховых отношений управляют
специальные страховые структуры.

Всю
работу по управлению
государственными финансами

осуществляют Министерство
финансов
,
его нижестоящие финансовые органы, а
также Федеральная налоговая служба.

Среди
всех органов выделяется Министерство
финансов РФ комплексным характером
своих функций, направленных в разные
стороны финансовой деятельности
государства. Этот государственный орган
исполнительной власти обеспечивает
проведение единой финансовой, бюджетной
и налоговой политики в России и
координирует деятельность в этой сфере
других федеральных органов исполнительной
власти.

На
Министерство финансов возложены
следующие задачи:

1)
разработка и реализация единой
государственной финансовой политики;

2)
составление проекта и исполнение
федерального бюджета;

3)
осуществление финансового контроля за
рациональным и целевым расходованием
бюджетных средств и средств федеральных
внебюджетных фондов;

4)
обеспечение устойчивости государственных
финансов и осуществление мер по развитию
финансового рынка

Министерство
финансов РФ выполняет следующие функции:

  • участвует
    в работе по составлению долговременных
    и кратковременных прогнозов
    функционирования экономики, совместно
    с федеральными органами исполнительной
    власти определяет потребность в
    государственных централизованных
    ресурсах, подготавливает предложения
    о распределении их между федеральным
    бюджетом и государственными федеральными
    внебюджетными фондами;

  • организует
    работу по составлению проекта федерального
    бюджета, прогноза консолидированного
    бюджета РФ, разрабатывает проекты
    нормативов отчислений от федеральных
    налогов, сборов, размеров дотаций и
    субвенций из федерального бюджета в
    бюджеты субъектов Федерации;

  • обеспечивает
    исполнение федерального бюджета, а так
    же государственных федеральных
    внебюджетных фондов;

  • разрабатывает
    с участием Министерства РФ по налогам
    и сборам, Федеральной налоговой службы
    РФ предложения по совершенствованию
    налоговой политики и налоговой системы;

  • принимает
    участие в работе по совершенствованию
    страховой деятельности в стране;

  • разрабатывает
    предложения по формированию и развитию
    финансового рынка;

  • разрабатывает
    проекты программ внешних заимствований
    РФ;

  • управляет
    государственным внутренним и внешним
    долгом РФ;

Важным
подразделением Министерства финансов
является Главное
управление федерального казначейства
,
отвечающее за кассовое исполнение
бюджета.

Основными
задачами
органов Федерального казначейства
являются:

1)
организация, осуществление и контроль
исполнения бюджета Российской Федерации;

2)
управление доходами и расходами бюджета
на счетах Федерального казначейства в
банках, исходя из принципа единства
кассы;

3)
финансовое исполнение государственных
внебюджетных фондов;

4)
краткосрочное прогнозирование объемов
государственных финансовых ресурсов
и оперативное управление ими;

5)
управление совместно с Банком России
государственным внутренним и внешним
долгом и его обслуживание;

6)
представление законодательным и
исполнительным органам отчетности о
финансовых операциях Правительства РФ
по бюджету, а также о состоянии бюджетной
системы Российской Федерации в целом.

Счетная
палата РФ

является органом государственного
финансового контроля, образуемым
Федеральным Собранием Российской
Федерации и ему подотчетным. Основными
задачами Счетной палаты являются:

1)
организация и осуществление контроля
за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета,
бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объемам и целевому назначению;

2)
определение эффективности и целесообразности
расходов государственных средств и
использования федеральной собственности;

3)
финансовая экспертиза проектов
федеральных законов, нормативных
правовых актов федеральных органов
государственной власти, предусматривающих
расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, или влияющих на
формирование и исполнение федерального
бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;

4)
регулярное предоставление Совету
Федерации и Государственной Думе
информации о ходе исполнения федерального
бюджета и результатов проводимых
контрольных мероприятий.

Министерство
РФ по налогам и сборам

и его органы на местах осуществляют
контроль за правильным исчислением,
полнотой и своевременностью внесения
взносов в бюджет всех обязательных
платежей. Территориальные инспекции
Министерства РФ по налогам и сборам
обязаны:

  • осуществлять
    контроль за соблюдением налогового
    законодательства по вопросам правильного
    исчисления, полноты и своевременности
    внесения налогов в бюджет и во внебюджетные
    фонды;

  • вести
    учет и проводить проверки налогоплательщиков;

  • ежемесячно
    представлять финансовым органам и
    органам Федерального казначейства
    сведения о фактически поступивших
    суммах налогов и других платежей в
    бюджет;

  • осуществлять
    возврат излишне уплаченных налоговых
    сумм и неправильно изъятых с
    налогоплательщиков штрафов и пеней.

Государственный
таможенный комитет России

(ГТК, создан 25 октября 1991 г.) является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим непосредственное
руководство таможенным делом в РФ.
Осуществляет следующие функции:

  • организует
    систему контроля за правильностью
    определения таможенной стоимости
    товаров;

  • обеспечивает
    самостоятельно и во взаимодействии с
    другими правоохранительными органами
    контроль за соблюдением режима зоны
    таможенного контроля, организует
    систему охраны объектов таможенной
    инфраструктуры, осуществляет другие
    меры по охране таможенной границы
    Российской Федерации;

  • организует
    осуществление таможенного контроля,
    принимает меры по его совершенствованию
    и упрощению без ущерба эффективности
    такого контроля;

  • участвует
    в организации экспортного контроля,
    контроля за вывозом стратегических и
    других жизненно важных для интересов
    Российской Федерации материалов, а
    также культурных ценностей;

  • организует
    осуществление в соответствии со своей
    компетенцией валютного контроля;

  • выполняет
    функции органа валютного контроля;

  • осуществляет
    контроль за соблюдением должностными
    лицами таможенных органов РФ законности
    при производстве по делам о контрабанде
    и об иных преступлениях в сфере
    таможенного дела, осуществлении
    оперативно — розыскной деятельности,
    производстве по делам о нарушении
    таможенных правил и их рассмотрении,
    производстве по делам об административных
    правонарушениях, посягающих на нормальную
    деятельность таможенных органов
    Российской Федерации.

Федеральная
налоговая служба
(ФНС
РФ) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору за
соблюдением законодательства о налогах
и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов и
сборов, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных
платежей, а также за производством и
оборотом этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции и за
соблюдением валютного законодательства
Российской Федерации в пределах
компетенции налоговых органов. Кроме
того ФНС РФ:

  • представляет
    в соответствии с законом РФ о
    несостоятельности (банкротстве) интересы
    РФ по обязательным платежам и (или)
    денежным обязательствам;

  • рассматривает
    уведомления о проведении стимулирующих
    лотерей;

  • осуществляет
    в установленном порядке проверку
    деятельности юридических лиц, физических
    лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств
    в установленной сфере деятельности;

  • осуществляет
    функции главного распорядителя и
    получателя средств федерального
    бюджета, предусмотренных на содержание
    службы и реализацию возложенных на нее
    функций;

  • обеспечивает
    в пределах своей компетенции защиту
    сведений, составляющих государственную
    тайну;

  • организует
    прием граждан, обеспечивает своевременное
    и полное рассмотрение заявлений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, имущественных отношений (за исключением гражданского оборота недвижимого имущества и полномочий, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции), реализации Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями полномочий собственника имущества, прав участника корпоративного юридического лица и собственника имущества унитарного юридического лица, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (за исключением разработки проектов документов стратегического планирования в сфере добычи и производства драгоценных металлов, добычи драгоценных камней и последующей их обработки, а также финансовой поддержки субъектов деятельности в указанной сфере в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, поддержки научно-технической и инновационной деятельности, информационно-консультационной поддержки, поддержки в области развития кадрового потенциала и осуществления внешнеэкономической деятельности указанных субъектов), производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением вопросов производства и оборота винодельческой продукции, предусмотренных Федеральным законом «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации») и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации), бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, применения контрольно-кассовой техники, осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.2005 N 793, от 30.05.2007 N 336, от 27.10.2007 N 707, от 30.01.2008 N 42, от 26.01.2010 N 24, от 27.12.2010 N 1149, от 29.08.2011 N 717, от 05.05.2012 N 466, от 30.04.2013 N 392, от 26.08.2013 N 739, от 23.09.2014 N 972, от 13.04.2016 N 300, от 12.11.2016 N 1173, от 14.04.2017 N 446, от 07.06.2017 N 684, от 12.04.2020 N 491, от 19.09.2020 N 1501, от 16.02.2023 N 235)

(см. текст в предыдущей редакции)

Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации основные направления развития финансового рынка.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 739)

(см. текст в предыдущей редакции)

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет межведомственную координацию по вопросам разработки и реализации мер по снижению негативного влияния и противодействию ограничительным мерам в финансовой сфере в отношении Российской Федерации и российских юридических лиц.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.07.2018 N 845)

Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере приватизации государственного и муниципального имущества, распоряжения (в том числе посредством продажи на торгах) выморочным, движимым бесхозяйным, арестованным, конфискованным и иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 491)

2. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной пробирной палаты, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Федеральной таможенной службы, Федерального казначейства и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.04.2016 N 300, от 20.03.2020 N 307, от 12.04.2020 N 491)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также настоящим Положением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 10 лет

Предложить статью

Законодательные органы управления финансами

Определение 1

Органы управления финансами в России — это структуры, уполномоченные принимать решения в части регулирования государственных финансов Российской Федерации.

Высшие законодательные органы власти принимают участие в управлении финансами Российской Федерации. Ключевая роль отводится Федеральному собранию и двум его палатам:

  • Государственной Думе,
  • Совету Федерации.

Участие в управлении финансами Федерального собрания имеет место в процессе рассмотрения и утверждения федерального бюджета Российской Федерации и утверждения отчета об исполнении бюджета. Статья 104 Конституции РФ устанавливает, что в ведении Федерального собрания находится рассмотрение законов о налогах и сборах и обязательных платежах. Кроме того, Федеральное собрание имеет право устанавливать предельные размеры государственного долга — как внутреннего, так и внешнего.

В списке комитетов Государственной Думы имеется комитет по бюджету и налогам. Среди важнейших задач комитета можно отметить:

  • предварительное рассмотрение законопроектов,
  • подготовка законопроектов для рассмотрения их Государственной Думой,
  • внесение предложений, касающихся формирования проекта примерной программы обсуждения Государственной Думой в очередной сессии,
  • подготовка заключений по проектам постановлений, обращений, заявлений, а также по законопроектам, которые поступили на рассмотрение Государственной Думы и касаются вопросов, отнесенных к ведению комитета,
  • исполнение поручений председателя Государственной Думы, его заместителей, Совета Государственной Думы и Государственной Думы в целом,
  • анализ реализации законодательства,
  • решение вопросов, касающихся организации деятельности комитетов.

Основные вопросы, отнесенные к ведению комитета по бюджету и налогам:

  • федеральный бюджет, планируемый на очередной год и плановый период в несколько следующих лет,
  • внесение изменений в законы о федеральном бюджете,
  • отчетность по исполнению федерального бюджета в отчётном периоде,
  • бюджет Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования,
  • внесение изменений в бюджеты государственных внебюджетных фондов,
  • исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов,
  • внесение изменений в Бюджетный кодекс,
  • совершенствование отношений между бюджетами разных уровней,
  • рассмотрение отчетов по результатам контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой,
  • финансовый контроль и финансовая статистика и другие.

«Органы управления финансами в России» 👇

В состав Государственной Думы входит постоянно работающий орган государственного финансового контроля. Этот орган называется Счётная палата. Счётная палата Российской Федерации является высшим органом государственного аудита. Счетная палата создана в соответствии с положениями Конституции. Среди задач Счётной палаты можно отметить организацию и проведение контроля за эффективным и целевым использованием средств федерального бюджета, а также проведение аудита результативности и реализуемости стратегических целей социально-экономического развития.

Счётная палата как орган парламентского контроля осуществляет содействие достижению прозрачности и эффективности процессов расходования бюджетных средств, а также других видов государственных ресурсов. Благодаря деятельности счетной палаты достигается большая подотчетность органов власти, повышается их ориентация на реализацию общественных интересов.

Миссией Счетной палаты является содействие ответственному и справедливому государственному управлению как условию достижения устойчивого развития общества и достойной человеческой жизни.

Чтобы реализовать свои функции, Счётная палата вступает в тесное взаимодействие с Федеральным собранием, органами исполнительной власти, структурами общественного контроля и гражданского общества, а также правоохранительными органами.

Исполнительные органы управления финансами

Важнейшее место в системе государственных органов исполнительной власти по вопросам управления финансами занимает Министерство финансов Российской Федерации. На Министерство финансов возложено общее руководство организацией финансов в стране.

К публичным целям Министерства финансов относятся:

  • структурная трансформация экономики,
  • обеспечение стабильности экономических условий,
  • обеспечение сбалансированности регионального развития путём совершенствования отношений между бюджетами,
  • улучшение конкурентной среды и условий ведения предпринимательской деятельности путем повышения качества администрирования бюджетных доходов,
  • формирование долгосрочных финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на развитие экономики и обеспечение стабильного состояния финансового рынка,
  • достижение справедливости при распределении национального дохода путем наращивания эффективности управления расходами бюджета,
  • формирование надёжных источников финансирование и развития рынка заемного капитала.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции, связанные с выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием по следующим направлениям и сферам деятельности:

  • бюджет, включая бюджетную политику, формирование и контроль за исполнением федерального бюджета,
  • налоговые отношения, включая налоговую и таможенно-тарифную политику,
  • международные отношения по вопросам налогообложения,
  • бухгалтерский учет и отчетность, включая законодательство, проекты и положения по бухгалтерскому учету и составлению отчётности,
  • аудиторская деятельность, в том числе методики и стандарты проведения аудита, надзор и контроль за аудиторской деятельностью, саморегулируемые аудиторские организации,
  • государственный долг,
  • резервный фонд, в том числе принципы формирования и предназначение резервного фонда, составление отчётности и статистические показатели,
  • фонд национального благосостояния,
  • международное сотрудничество и международные финансовые отношения,
  • реформы, в том числе основные направления и результаты пенсионной и бюджетной реформы, а также финансовые аспекты реформирования местного самоуправления,
  • финансовые рынки,
  • страховая деятельность,
  • банковская деятельность,
  • кредитная кооперация,
  • микрофинансовая деятельность,
  • организация и проведение азартных игр и лотерей, то есть основанных на риске игр.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Финансовую деятельность РФ регулируют государственные и муниципальные структуры, которые наделяются для этого отдельными полномочиями. Однако, почти каждое государственное подразделение, в той или иной мере, в процессе своей работы соприкасается с финансами и имеет отношение к общей финансовой компетенции. Такими подразделениями являются высшие исполнительные и представительные органы государственной власти России, ее регионов, муниципалитетов, судебные структуры, не возводящие финансовые вопросы в приоритет.

Бюджетную систему государства формируют и утверждают представительные подразделения правительства – Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, а также представительные структуры регионов страны и местных муниципалитетов.

Президент страны, основываясь на нормативных положениях Конституции и федеральных законов, обеспечивает слаженное действие и работу государственных структур, отвечающих за финансы. Также он указывает внешнеполитический и внутренний курсы развития РФ, на которые ориентирована финансово-политическая деятельность государства. С обращением по этому вопросу и с ежегодными сообщениями о состоянии дел в России Президент выступает перед Федеральным Собранием (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Замечание 1

В финансовой сфере глава государства выдает постановления и приказы, связанные с бюджетной системой страны, внебюджетными государственными фондами, материальным обеспечением затрат федерального назначения, кредитно-политической стратегией и представляющими ее организациями, проведением вычислений, управлением валютными и прочими финансовыми делами. Финансовый контроль проходит через основное контрольное управление Президента.

Правительство Российской Федерации регулирует целостность материальной политики, вопросы, связанные с подготовкой, обсуждением и использованием бюджета государства, и иные финансовые проблемы (п. «а», «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Органы государственной власти субъектов России, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы муниципальной власти, в рамках своих полномочий, осуществляют финансовое управление на подчиненных им национально-территориальных и административно-территориальных (в закрытых городах) образованиях.

Судебные органы участвуют в финансовой деятельности государства двумя способами:

  • в ходе формирования денежных ресурсов государства, к примеру, взимание госпошлины при подаче исков и жалоб в соответствии с предусмотренным налогообложением;
  • расходованием и употреблением централизованного фонда денежных накоплений.
Замечание 2

Материальное обеспечение судебных органов осуществляется из средств федерального бюджета согласно статье 124 Конституции России.

Специальные органы, осуществляющие финансовую деятельность на принципах государственного управления:

  • Минфин России (руководит финансовыми органами, которые наделены специальными полномочиями);
  • Федеральное казначейство;
  • ФНС России;
  • Банк России.

Министерство финансов Российской Федерации

Министерство финансов РФ относится к федеральной структуре исполнительной власти и регулирует работу по политическому и правовому управлению бюджетной, налоговой, валютной, страховой, банковской систем, кредитным вопросам и микрофинансированию, денежным рынкам, долговым обязательствам страны, бухгалтерским и аудиторским операциям, изготовлению, использованию и обороту драгметаллов и драгоценных камней, по вопросам таможенных операций, выделению и вложению пенсионных накоплений, а также и средств, предназначенных для выплат,

подготовки и сопровождению лотерейных розыгрышей, азартных игр, изготовлению и сбыту печатной продукции оригинального качества, материальному финансированию госслужбы, контролю на правительственном уровне за функционированием негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (кроме надзора за отношениями негосударственных пенсионных фондов и граждан, являющихся членами НПФ, застрахованных граждан и их бенефициаров, и правовых взаимодействий с ПФР), бюро кредитных историй (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329).

Для выполнения этих задач Минфину РФ присвоена соответствующая компетенция.

Замечание 3

Министерство финансов предоставляет Президенту и Правительству страны разработки по новым законодательным документам и иным вопросам, которые должны быть рассмотрены и утверждены Правительством России.

Непосредственная компетенция Минфина позволяет утверждать следующее:

  • правила составления отчетных документов по использованию и ведению государственного и консолидированного бюджета РФ, а также финансовых расходов и поступлений внебюджетных фондов;
  • расстановку оформления и проведения сводных расчетов федерального бюджета;
  • фиксированные правила оформления и образцов налоговых деклараций и расчетов;
  • предельно допустимый лимит одной банковской выплаты и предельно допустимый лимит совокупных банковских выплат, которые может предоставить один банк или одно предприятие, с целью признания банковских выплат системой таможни в качестве гарантии по внесению таможенных пошлин и сборов;
  • ход ведения государственной книги по долгам и предоставление Минфину данных из долговых книг регионов и муниципальных образований Российской Федерации;
  • последовательность составления и оформления номеров регистрации ценных бумаг государственного и муниципального образца и других обязательств по займам;
  • отчетные документы по результатам эмиссии ценных бумаг федерального государственного образца;
  • порядок предоставления данных о состоянии ценных бумаг региональных и муниципальных органов, связанный также с их выпуском и результатами эмиссии;
  • требования к эмиссии и обороту ценных бумаг федерального государственного образца, разрешение об эмиссии определенных изданий таких бумаг;
  • стандартизированный федеральный порядок ведения учетной бухгалтерии, в частности упрощенную систему бухгалтерского и финансового учета для организаций малого бизнеса, а также стандартизация отраслевой учетной бухгалтерии;
  • процедуру установления стоимости драгметаллов и произведенных из них товаров, которые приобретаются в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней и продаются оттуда;
  • нормативные документы по управлению пенсионными накоплениями, их образованием и вложением;
  • формирование сроков и видов отчетных документов о лотерейных розыгрышах;
  • различные законодательные положения и документы, связанные с финансовой деятельностью министерства и его федеральных подразделений по иным делам.

Также Министерство финансов определяет:

  • проектирование федерального бюджета; утверждение и проведение сводных расчетов федерального бюджета;
  • подготовку и передачу отчетной документации в Правительство государства об использовании федерального и консолидированного бюджетов;
  • в предусмотренном правопорядке регулирование финансами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
  • плановое управление бюджетом государства, увеличивающее эффективность бюджетного финансирования;
  • координацию деятельности основных структур, управляющих ресурсами федерального бюджета с целью постоянного наблюдения за бюджетной системой Российской Федерации, оценкой ее состояния и развития;
  • принятие от имени России договорных обязательств по обеспечению госпоручительства и договорных обязательств по соблюдению обратных условий сделки;
  • регулирование состояния государственной задолженности;
  • принятие Минфином на себя обязательств эмитента ценных бумаг государственного образца;
  • соблюдение условий выдачи займов из бюджета в рамках максимального установленного размера денежных ресурсов, который предусмотрен федеральным законодательством о федеральном бюджете;
  • накопление, оценку и рассмотрение данных о материальных средствах государственных и муниципальных образований;
  • проведение переводов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в региональные бюджеты и бюджеты муниципалитетов;
  • согласование постановлений ПФР о величине и системе распределения страховых взносов и прочее.
Замечание 4

Минфин резюмирует практическое использование нормативно-законодательных положений и актов государства и исследует эффективность проводимой политической стратегии в области финансов.

Для исполнения своих полномочий Министерство финансов может требовать и использовать данные в предусмотренном законом порядке. Главой Министерства является министр, получающий должностное назначение и снимаемый с должностного поста Президентом государства. Департаменты, занимающиеся главными вопросами и задачами финансовой деятельности РФ, являются структурными подразделениями Минфина. К ним относятся департаменты:

  • бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе;
  • налоговой и таможенной политики;
  • международных финансовых отношений;
  • регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности;
  • финансовой политики;
  • государственного долга и государственных финансовых активов;
  • межбюджетных отношений;
  • правового регулирования бюджетных отношений и иное.

Подведомственны Министерству финансов также Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Работа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора) регламентирована Положением об этой Службе, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278. Согласно статьям данного постановления Росфиннадзор относится к федеральным органам исполнительной власти и контролирует денежные средства в бюджетной системе, наблюдает за работой органов валютного контроля, оценивает качество деятельности аудиторских учреждений, установленное Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Замечание 5

Росфиннадзор является подведомственным Министерству финансов и реализует свою работу напрямую, либо посредством его территориальных представительств совместно с другими федеральными органами исполнительной власти РФ и ее регионов, подразделениями муниципалитетов, социальными союзами и прочими.

Росфиннадзор в области финансовой деятельности осуществляет выполнение следующего:

  • наблюдает и контролирует:
    • оборот денежных ресурсов федерального бюджета, финансов государственных внебюджетных фондов, материальных ценностей, составляющих общегосударственное имущество;
    • отсутствие правонарушений нормативных положений валютного законодательства России со стороны физических и юридических лиц, имеющих регистрацию в РФ и подчиняющихся ее национальным законам, либо ФЛ и ЮЛ, не имеющих госрегистрации, кроме кредитных учреждений;
    • исполнение предписаний актов органов валютного управления и контроля;
    • соблюдение порядка осуществления операций с валютными ресурсами согласно правилам лицензирования;
    • отсутствие нарушений нормативных предписаний государственного бюджетного законодательства со стороны лиц, имеющих право на финансовую поддержку из средств федерального бюджета, лиц, которым одобрены бюджетные займы и вклады, лиц, деятельность которых обеспечена поручительством Правительства страны;
    • порядок соблюдения органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов муниципалитетов законодательной последовательности в процессе проведения финансового контроля и надзора за бюджетом;
  • имеет полномочия на ведение дел об административных правонарушениях, в границах распространения его власти;
  • принимает участие в судебных заседаниях в качестве стороны, отстаивающей права и требования государства по делам и задачам, подведомственным Росфиннадзору;
  • в отрасли своей работы Росфиннадзор проводит сбор и исследование документальных отчетных сведений;
  • соблюдает правила охраны и неразглашения конфиденциальных данных, являющихся служебной, банковской, государственной, налоговой, коммерческой тайной, а также тайной связи и другое;
  • совместно функционирует с интернациональными учреждениями и правительствами зарубежных стран.

В силу своей компетенции Федеральная служба финансово-бюджетного надзора наделена правом:

  • инспектировать деятельность учреждений, субсидируемых финансами федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, предприятий, которым доверено пользование материальными ценностями федерального имущества, учреждений, которым выделено финансирование в качестве помощи из средств федерального бюджета, либо в форме бюджетных займов и вкладов, а также организаций, деятельность которых обеспечена поручительством правительства РФ;
  • проводить проверку финансовых бумаг, регистрационного учета и отчетных документов бухгалтерии, планов, смет и других юридических бумаг, а также реального наличия, хранения и отсутствия нарушений в употреблении финансов, ценных бумаг, материальных ценностей;
  • требовать разъяснения в письменной форме со служащих должностных постов, которые несут финансовую ответственность, данные о ревизиях, копии заверенных бумаг для осуществления контроля и надзора;
  • сравнивать соответствие сведений предприятий (любых форм собственности), которым были переданы финансы, материальные ресурсы, документы и ценности, с инспектируемыми предприятиями, осуществившимы передачу средств (встречная проверка);
  • посылать в инспектируемые учреждения и управляющие ими структуры обязательные к рассмотрению и выполнению заключения и указания по ликвидации зафиксированных несоответствий;
  • проводить надзор за инспектируемыми учреждениями и управляющими ими структурами по мероприятиям проведения ликвидации зафиксированных несоответствий, противоречащих законам РФ, в положенный срок, включая выплату финансовой компенсации на добровольной основе;
  • производить запросы и анализировать полученную информацию в ходе вынесения определенных заключений в рамках служебных полномочий Росфиннадзора;
  • назначать эмпирические тесты, экспертизы, исследования с целью контроля определенных дел;
  • приглашать для решения поставленных задач сотрудников из других учреждений, более детально осведомленных в разбираемых делах;
  • проводить консультации с ЮЛ и ФЛ по возникающим вопросам, которые относятся к компетенции Росфиннадзора.
Замечание 6

Компетенция Федеральной службы финансово-бюджетного надзора не предполагает проведение правового управления законодательными нормами, за исключением ситуаций, предусмотренных президентскими указами и правительственными постановлениями, не допускает распоряжение государственной собственностью и предоставление сервиса на платной основе.

Начальник Росфиннадзора назначается на должностной пост и снимается с него Правительством государства по представительству министра финансов России. На него накладывается личная ответственность за качество работы Росфиннадзора.

Федеральное казначейство России

Федеральное казначейство (Казначейство России) подведомственно Министерству финансов и образовано как его подразделение Указом Президента РФ от 08.12.1992 № 1556. Главным законодательным документом, на который оно опирается в своей деятельности, является Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №703.

Казначейство РФ относится к федеральным органам (службе) исполнительной власти и осуществляет функции по выполнению задач, связанных с федеральным бюджетом и кассовым обслуживанием бюджетной сферы, а также проводит надзор на подготовительном и настоящем этапах за процедурами использования денежных ресурсов федерального бюджета главными диспонентами, лицами, которым перечисляются финансы, и рядовыми диспонентами.

Замечание 7

Федеральное казначейство реализует свою работу напрямую, либо посредством его территориальных формирований совместно с другими федеральными органами исполнительной власти РФ и ее административных единиц, подразделениями муниципалитетов, социальными союзами и прочими.

Компетенция Казначейства допускает:

  • предоставлять информацию главными диспонентами, лицами, которым перечисляются финансы из федерального бюджета, и рядовыми диспонентам об индексах бюджетных сводок, максимальных суммах бюджетных обязательств по выплатам;
  • проводить кассовый учет по обороту средств федерального бюджета;
  • оформлять счета в Центробанке России и кредитных учреждениях для контроля денежных и других ресурсов федерального бюджета и указывать правила распоряжения финансами с этих вкладов;
  • оформлять и вести лицевые счета главных диспонентов, лиц, которым перечисляются финансы из федерального бюджета, и рядовых диспонентов;
  • администрировать сводные ведомости главных и рядовых диспонентов, а также лиц, которым перечисляются денежные средства из федерального бюджета;
  • фиксировать и учитывать индексы бюджетных ведомостей федерального бюджета, максимальных выплат по бюджетным обязательствам и их переменам;
  • быстро и своевременно передавать в Министерство финансов РФ сведения и документальные отчеты по использованию и состоянию федерального и консолидированного бюджетов;
  • принимать в предусмотренной законодательством последовательности от главных диспонентов, структур исполнительной власти регионов России, государственных внебюджетных фондов и муниципалитетов данные для формирования документальных отчетов об употреблении ресурсов финансового и консолидированного бюджетов;
  • определять направление прибыли, полученной из средств налоговой системы, в бюджетной структуре РФ;
  • давать предварительный анализ и кассовое планирование обороту денежных ресурсов федерального бюджета;
  • регулировать финансовые процедуры, связанные с единым счетом федерального бюджета;
  • проводить кассовое обслуживание бюджетных структур согласно законодательным нормам;
  • производить кассовые выплаты из бюджетных средств от лица структур, производящих сбор бюджетной прибыли, и лиц, получающих бюджетное финансирование и имеющих действующие лицевые счета в Казначействе РФ;
  • проводить подготовительный и настоящий анализ для надзора за процедурами с оборотом денежных ресурсов федерального бюджета главными и рядовыми диспонентами, а также лицами, получающими бюджетное финансирование;
  • удостоверять денежные обязательства бюджетного финансирования и наносить соответствующую надпись для разрешения на проведение предусмотренных выплат из федерального бюджета, объем которых не должны превышать установленные пределы;
  • резюмировать практическое использование нормативно-правовых положений в области своей деятельности и предлагать Министерству финансов новые проекты по его улучшению;
  • охранять и не разглашать данные, являющиеся государственной тайной;
  • проводить совместную работу с интернациональными учреждениями и правительствами зарубежных стран;
  • выполнять другие обязанности согласно компетенции Федерального казначейства, если это установлено законодательством.

Казначейство России наделено следующими правами:

  • производить запросы и получать требуемую информацию по подведомственным Казначейству делам;
  • проводить консультации с ЮЛ и ФЛ по возникающим вопросам, которые относятся к компетенции Казначейства;
  • назначать эмпирическое тестирование, экспертизы, исследования с целью контроля и оценки определенных дел;
  • приглашать для решения поставленных задач сотрудников из других учреждений, более детально осведомленных в разбираемой тематике;
  • проводить профилактику правонарушений или применять необходимые санкции и ограничения, препятствующие совершению правонарушений ФЛ и ЮЛ в области деятельности Казначейства;
  • проводить мероприятия по устранению вреда, нанесенного правонарушением;
  • формировать совещательные структуры и экспертные подразделения (советы, комиссии, группы, коллегии).

Казначейство РФ в силу своих полномочий не обладает правом осуществлять правовое управление законодательными положениями, за исключением ситуаций, предусмотренных президентскими указами и правительственными постановлениями, не может распоряжаться государственной собственностью и предлагать сервис на платной основе.

Всей деятельностью Казначейства управляет начальник, возводимый на должностной пост и снимаемый с него Правительством России по представительству министра финансов. На него возлагается личная ответственность за исполнение обязательств Федерального казначейства.

Замечание 8

Центральные подразделения и территориальные структуры Казначейства РФ обеспечиваются материальными ресурсами из федерального бюджета.

Центральный Банк России

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) относится к специализированным государственным органам, осуществляющим финансовую деятельность, которая регламентирована нормами Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В данном законе отражены полномочия и надзорные права Центробанка РФ и его управления.

Основной обязанностью ЦБ РФ является эмиссия денежных средств. Совместно с Правительством государства Центробанк формирует политическую стратегию по направлению и обращению государственных финансов, регулирует работу коммерческих банков, одобряет их лицензирование, определяет величину уставного капитала и резервного фонда, вложенного в ЦБ РФ.

Замечание 9

Надзор за всеми операциями коммерческих банков Центральный Банк России может осуществлять через Расчетно-кассовый центр (РКЦ).

К компетенции Центробанка, касающейся бюджетной системы государства, относится:

  • коллективная работа с Правительством по определению путей развития кредитной политики и направления денежных потоков и вынесение на обсуждение своих предложений в Госдуму;
  • сервис бюджетных вкладов и счетов;
  • ЦБ является генеральным представителем по операциям с ценными бумагами государства.

Для повышения качества управления и надзора финансового рынка государства были объединены Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) согласно Указу Президента РФ от 04.03.2011 № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». 1 сентября 2013 года полномочия по управлению и контролю страховой системы предоставлены ЦБ РФ на основании Федерального закона от 23.07.2013 № 234-Ф3.

Центральный банк проводит контроль страховой деятельности для предотвращения законодательных нарушений в страховом праве и профилактику противоречий, которые могут возникнуть у лиц, являющихся членами страховых отношений, регламентированных Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Замечание 10

Страховой надзор проводится на основаниях публичности, законности и организационной целостности, охраняет права и выгоды страхователей, других членов страховой системы и Российской Федерации, улучшает выполнение страховой деятельности.

ЦБ РФ издает в печатном виде и публикует на официальном интернет-сайте следующее:

  • освещение и комментарии к задачам и вопросам, на решение которых уполномочен орган страхового надзора;
  • данные из единого госреестра субъектов деятельности по страхованию, реестра объединений субъектов страхового дела;
  • нормативные документы об ограничении, возобновлении или приостановлении лицензирования для ведения дел по страховым случаям;
  • нормативные документы о прекращении лицензирования деятельности по страхованию (страховых дел);
  • прочие сведения, относящиеся к задачам надзора в страховой системе;
  • законодательные документы, установленные органом страхового надзора.

Орган страхового надзора осуществляет:

  • выдачу лицензии субъектам страховой деятельности, которые фиксирует в едином госреестре субъектов страхового дела, а также реестре объединений субъектов страхового дела;
  • надзор за отсутствием нарушений законодательных норм в страховой системе;
  • инспектирует работу субъектов страховой деятельности и предоставленную ими отчетную документацию, проверяет ее подлинность;
  • следит за положением страховщиков, их материальной стабильностью и платежной состоятельностью;
  • предоставление разрешений принимать зарубежные вклады в уставные капиталы страховых учреждений, что обеспечивает рост этих капиталов;
  • использование зарубежных средств для создания новых отделений страховых компаний и иное.

Последовательность и правила обязательного страхования регламентируются федеральным законодательством об отдельных формах обязательного страхования.

Пример 1

К примеру, законодательные нормы обязательного социального страхования определяются Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», а также Федеральными законами от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и прочее.

В процессе выполнения своей работы Центробанк России опирается также и на законодательные положения Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Сульфат натрия инструкция по применению порошок для чего применяется
  • Руководство по боксу для тренеров
  • Тестер ермак dt 832 инструкция по применению
  • Подлокотник на гранту своими руками чертежи описание пошаговая инструкция
  • Холодильник атлант однокамерный с морозильной камерой инструкция на русском

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии