Структура
- Министр финансов Российской Федерации
- Смотреть биографию
- Заместители
- Департаменты
- Федеральные службы и агентства
- Подведомственные организации
Заместители Министра финансов Российской Федерации
Департаменты
Федеральные службы и агентства
Территориальные органы и представительства за рубежом Министерства финансов Российской Федерации отсутствуют
Подведомственные организации
Среди подведомственных организаций Министерства финансов Российской Федерации образовательные организации отсутствуют
Дополнительная информация
-
Зарплата руководителей подведомственных организаций
Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров
-
Контроль деятельности организаций
Информация об осуществлении Минфином России контроля деятельности подведомственных организаций
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная
Общее
управление финансами осуществляют
высшие органы власти и управления. В
зависимости от государственного
устройства высшими законодательными
органами выступают различные образования.
Так, в США – это Конгресс, В Великобритании
– Парламент, в Германии – Бундестаг,
во Франции – Национальное Собрание, в
России – Федеральное Собрание.
Общее
управление финансами
в РФ в соответствии с ее Конституцией
возложено на высшие органы государственной
власти – Федеральное
собрание, аппарат Президента, правительство.
Именно эти органы принимают окончательное
решение при утверждении федерального
бюджета и отчета о его исполнении.
Оперативное
управление
финансами осуществляет финансовый
аппарат.
С его помощью государство руководит
финансовой деятельностью во всех
структурных подразделениях народного
хозяйства. Именно финансовый аппарат
выполняет работу по оперативному
финансовому планированию, учету и
анализу, контролю и регулированию,
составлению и исполнению финансовых
планов.
На
общегосударственном
уровне
аппарат управления финансовой системой
включает следующие органы:
-
профильные
комитеты по бюджету, налогам, банкам и
финансам Государственной Думы и Совета
Федерации; Счетная палата РФ; -
Министерство
финансов РФ и его органы на местах; -
Центральный
банк РФ; -
Министерство
РФ по налогам и сборам; -
Федеральная
налоговая служба РФ; -
Государственный
таможенный комитет РФ; -
Федеральная
комиссия по рынку ценных бумаг; -
Министерство
государственного имущества; -
исполнительные
дирекции внебюджетных фондов социального
назначения.
Управление
финансами на предприятиях и в отраслях
народного хозяйства осуществляют
финансовые отделы и службы предприятий,
организаций и учреждений, а также
финансовые отделы и управления
сохранившихся министерств и ведомств.
Сферой страховых отношений управляют
специальные страховые структуры.
Всю
работу по управлению
государственными финансами
осуществляют Министерство
финансов,
его нижестоящие финансовые органы, а
также Федеральная налоговая служба.
Среди
всех органов выделяется Министерство
финансов РФ комплексным характером
своих функций, направленных в разные
стороны финансовой деятельности
государства. Этот государственный орган
исполнительной власти обеспечивает
проведение единой финансовой, бюджетной
и налоговой политики в России и
координирует деятельность в этой сфере
других федеральных органов исполнительной
власти.
На
Министерство финансов возложены
следующие задачи:
1)
разработка и реализация единой
государственной финансовой политики;
2)
составление проекта и исполнение
федерального бюджета;
3)
осуществление финансового контроля за
рациональным и целевым расходованием
бюджетных средств и средств федеральных
внебюджетных фондов;
4)
обеспечение устойчивости государственных
финансов и осуществление мер по развитию
финансового рынка
Министерство
финансов РФ выполняет следующие функции:
-
участвует
в работе по составлению долговременных
и кратковременных прогнозов
функционирования экономики, совместно
с федеральными органами исполнительной
власти определяет потребность в
государственных централизованных
ресурсах, подготавливает предложения
о распределении их между федеральным
бюджетом и государственными федеральными
внебюджетными фондами;
-
организует
работу по составлению проекта федерального
бюджета, прогноза консолидированного
бюджета РФ, разрабатывает проекты
нормативов отчислений от федеральных
налогов, сборов, размеров дотаций и
субвенций из федерального бюджета в
бюджеты субъектов Федерации; -
обеспечивает
исполнение федерального бюджета, а так
же государственных федеральных
внебюджетных фондов; -
разрабатывает
с участием Министерства РФ по налогам
и сборам, Федеральной налоговой службы
РФ предложения по совершенствованию
налоговой политики и налоговой системы; -
принимает
участие в работе по совершенствованию
страховой деятельности в стране; -
разрабатывает
предложения по формированию и развитию
финансового рынка; -
разрабатывает
проекты программ внешних заимствований
РФ; -
управляет
государственным внутренним и внешним
долгом РФ;
Важным
подразделением Министерства финансов
является Главное
управление федерального казначейства,
отвечающее за кассовое исполнение
бюджета.
Основными
задачами
органов Федерального казначейства
являются:
1)
организация, осуществление и контроль
исполнения бюджета Российской Федерации;
2)
управление доходами и расходами бюджета
на счетах Федерального казначейства в
банках, исходя из принципа единства
кассы;
3)
финансовое исполнение государственных
внебюджетных фондов;
4)
краткосрочное прогнозирование объемов
государственных финансовых ресурсов
и оперативное управление ими;
5)
управление совместно с Банком России
государственным внутренним и внешним
долгом и его обслуживание;
6)
представление законодательным и
исполнительным органам отчетности о
финансовых операциях Правительства РФ
по бюджету, а также о состоянии бюджетной
системы Российской Федерации в целом.
Счетная
палата РФ
является органом государственного
финансового контроля, образуемым
Федеральным Собранием Российской
Федерации и ему подотчетным. Основными
задачами Счетной палаты являются:
1)
организация и осуществление контроля
за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета,
бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объемам и целевому назначению;
2)
определение эффективности и целесообразности
расходов государственных средств и
использования федеральной собственности;
3)
финансовая экспертиза проектов
федеральных законов, нормативных
правовых актов федеральных органов
государственной власти, предусматривающих
расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, или влияющих на
формирование и исполнение федерального
бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;
4)
регулярное предоставление Совету
Федерации и Государственной Думе
информации о ходе исполнения федерального
бюджета и результатов проводимых
контрольных мероприятий.
Министерство
РФ по налогам и сборам
и его органы на местах осуществляют
контроль за правильным исчислением,
полнотой и своевременностью внесения
взносов в бюджет всех обязательных
платежей. Территориальные инспекции
Министерства РФ по налогам и сборам
обязаны:
-
осуществлять
контроль за соблюдением налогового
законодательства по вопросам правильного
исчисления, полноты и своевременности
внесения налогов в бюджет и во внебюджетные
фонды; -
вести
учет и проводить проверки налогоплательщиков; -
ежемесячно
представлять финансовым органам и
органам Федерального казначейства
сведения о фактически поступивших
суммах налогов и других платежей в
бюджет; -
осуществлять
возврат излишне уплаченных налоговых
сумм и неправильно изъятых с
налогоплательщиков штрафов и пеней.
Государственный
таможенный комитет России
(ГТК, создан 25 октября 1991 г.) является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим непосредственное
руководство таможенным делом в РФ.
Осуществляет следующие функции:
-
организует
систему контроля за правильностью
определения таможенной стоимости
товаров; -
обеспечивает
самостоятельно и во взаимодействии с
другими правоохранительными органами
контроль за соблюдением режима зоны
таможенного контроля, организует
систему охраны объектов таможенной
инфраструктуры, осуществляет другие
меры по охране таможенной границы
Российской Федерации; -
организует
осуществление таможенного контроля,
принимает меры по его совершенствованию
и упрощению без ущерба эффективности
такого контроля; -
участвует
в организации экспортного контроля,
контроля за вывозом стратегических и
других жизненно важных для интересов
Российской Федерации материалов, а
также культурных ценностей; -
организует
осуществление в соответствии со своей
компетенцией валютного контроля; -
выполняет
функции органа валютного контроля; -
осуществляет
контроль за соблюдением должностными
лицами таможенных органов РФ законности
при производстве по делам о контрабанде
и об иных преступлениях в сфере
таможенного дела, осуществлении
оперативно — розыскной деятельности,
производстве по делам о нарушении
таможенных правил и их рассмотрении,
производстве по делам об административных
правонарушениях, посягающих на нормальную
деятельность таможенных органов
Российской Федерации.
Федеральная
налоговая служба (ФНС
РФ) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору за
соблюдением законодательства о налогах
и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов и
сборов, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных
платежей, а также за производством и
оборотом этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции и за
соблюдением валютного законодательства
Российской Федерации в пределах
компетенции налоговых органов. Кроме
того ФНС РФ:
-
представляет
в соответствии с законом РФ о
несостоятельности (банкротстве) интересы
РФ по обязательным платежам и (или)
денежным обязательствам; -
рассматривает
уведомления о проведении стимулирующих
лотерей; -
осуществляет
в установленном порядке проверку
деятельности юридических лиц, физических
лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств
в установленной сфере деятельности; -
осуществляет
функции главного распорядителя и
получателя средств федерального
бюджета, предусмотренных на содержание
службы и реализацию возложенных на нее
функций; -
обеспечивает
в пределах своей компетенции защиту
сведений, составляющих государственную
тайну; -
организует
прием граждан, обеспечивает своевременное
и полное рассмотрение заявлений.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, имущественных отношений (за исключением гражданского оборота недвижимого имущества и полномочий, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции), реализации Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями полномочий собственника имущества, прав участника корпоративного юридического лица и собственника имущества унитарного юридического лица, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (за исключением разработки проектов документов стратегического планирования в сфере добычи и производства драгоценных металлов, добычи драгоценных камней и последующей их обработки, а также финансовой поддержки субъектов деятельности в указанной сфере в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, поддержки научно-технической и инновационной деятельности, информационно-консультационной поддержки, поддержки в области развития кадрового потенциала и осуществления внешнеэкономической деятельности указанных субъектов), производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением вопросов производства и оборота винодельческой продукции, предусмотренных Федеральным законом «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации») и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации), бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, применения контрольно-кассовой техники, осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.2005 N 793, от 30.05.2007 N 336, от 27.10.2007 N 707, от 30.01.2008 N 42, от 26.01.2010 N 24, от 27.12.2010 N 1149, от 29.08.2011 N 717, от 05.05.2012 N 466, от 30.04.2013 N 392, от 26.08.2013 N 739, от 23.09.2014 N 972, от 13.04.2016 N 300, от 12.11.2016 N 1173, от 14.04.2017 N 446, от 07.06.2017 N 684, от 12.04.2020 N 491, от 19.09.2020 N 1501, от 16.02.2023 N 235)
(см. текст в предыдущей редакции)
Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации основные направления развития финансового рынка.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 739)
(см. текст в предыдущей редакции)
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет межведомственную координацию по вопросам разработки и реализации мер по снижению негативного влияния и противодействию ограничительным мерам в финансовой сфере в отношении Российской Федерации и российских юридических лиц.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.07.2018 N 845)
Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере приватизации государственного и муниципального имущества, распоряжения (в том числе посредством продажи на торгах) выморочным, движимым бесхозяйным, арестованным, конфискованным и иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 491)
2. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной пробирной палаты, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Федеральной таможенной службы, Федерального казначейства и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.04.2016 N 300, от 20.03.2020 N 307, от 12.04.2020 N 491)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также настоящим Положением.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Юлия Валерьевна Шульгина
Эксперт по предмету «Финансы»
преподавательский стаж — 10 лет
Предложить статью
Законодательные органы управления финансами
Определение 1
Органы управления финансами в России — это структуры, уполномоченные принимать решения в части регулирования государственных финансов Российской Федерации.
Высшие законодательные органы власти принимают участие в управлении финансами Российской Федерации. Ключевая роль отводится Федеральному собранию и двум его палатам:
- Государственной Думе,
- Совету Федерации.
Участие в управлении финансами Федерального собрания имеет место в процессе рассмотрения и утверждения федерального бюджета Российской Федерации и утверждения отчета об исполнении бюджета. Статья 104 Конституции РФ устанавливает, что в ведении Федерального собрания находится рассмотрение законов о налогах и сборах и обязательных платежах. Кроме того, Федеральное собрание имеет право устанавливать предельные размеры государственного долга — как внутреннего, так и внешнего.
В списке комитетов Государственной Думы имеется комитет по бюджету и налогам. Среди важнейших задач комитета можно отметить:
- предварительное рассмотрение законопроектов,
- подготовка законопроектов для рассмотрения их Государственной Думой,
- внесение предложений, касающихся формирования проекта примерной программы обсуждения Государственной Думой в очередной сессии,
- подготовка заключений по проектам постановлений, обращений, заявлений, а также по законопроектам, которые поступили на рассмотрение Государственной Думы и касаются вопросов, отнесенных к ведению комитета,
- исполнение поручений председателя Государственной Думы, его заместителей, Совета Государственной Думы и Государственной Думы в целом,
- анализ реализации законодательства,
- решение вопросов, касающихся организации деятельности комитетов.
Основные вопросы, отнесенные к ведению комитета по бюджету и налогам:
- федеральный бюджет, планируемый на очередной год и плановый период в несколько следующих лет,
- внесение изменений в законы о федеральном бюджете,
- отчетность по исполнению федерального бюджета в отчётном периоде,
- бюджет Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования,
- внесение изменений в бюджеты государственных внебюджетных фондов,
- исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов,
- внесение изменений в Бюджетный кодекс,
- совершенствование отношений между бюджетами разных уровней,
- рассмотрение отчетов по результатам контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой,
- финансовый контроль и финансовая статистика и другие.
«Органы управления финансами в России» 👇
В состав Государственной Думы входит постоянно работающий орган государственного финансового контроля. Этот орган называется Счётная палата. Счётная палата Российской Федерации является высшим органом государственного аудита. Счетная палата создана в соответствии с положениями Конституции. Среди задач Счётной палаты можно отметить организацию и проведение контроля за эффективным и целевым использованием средств федерального бюджета, а также проведение аудита результативности и реализуемости стратегических целей социально-экономического развития.
Счётная палата как орган парламентского контроля осуществляет содействие достижению прозрачности и эффективности процессов расходования бюджетных средств, а также других видов государственных ресурсов. Благодаря деятельности счетной палаты достигается большая подотчетность органов власти, повышается их ориентация на реализацию общественных интересов.
Миссией Счетной палаты является содействие ответственному и справедливому государственному управлению как условию достижения устойчивого развития общества и достойной человеческой жизни.
Чтобы реализовать свои функции, Счётная палата вступает в тесное взаимодействие с Федеральным собранием, органами исполнительной власти, структурами общественного контроля и гражданского общества, а также правоохранительными органами.
Исполнительные органы управления финансами
Важнейшее место в системе государственных органов исполнительной власти по вопросам управления финансами занимает Министерство финансов Российской Федерации. На Министерство финансов возложено общее руководство организацией финансов в стране.
К публичным целям Министерства финансов относятся:
- структурная трансформация экономики,
- обеспечение стабильности экономических условий,
- обеспечение сбалансированности регионального развития путём совершенствования отношений между бюджетами,
- улучшение конкурентной среды и условий ведения предпринимательской деятельности путем повышения качества администрирования бюджетных доходов,
- формирование долгосрочных финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на развитие экономики и обеспечение стабильного состояния финансового рынка,
- достижение справедливости при распределении национального дохода путем наращивания эффективности управления расходами бюджета,
- формирование надёжных источников финансирование и развития рынка заемного капитала.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции, связанные с выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием по следующим направлениям и сферам деятельности:
- бюджет, включая бюджетную политику, формирование и контроль за исполнением федерального бюджета,
- налоговые отношения, включая налоговую и таможенно-тарифную политику,
- международные отношения по вопросам налогообложения,
- бухгалтерский учет и отчетность, включая законодательство, проекты и положения по бухгалтерскому учету и составлению отчётности,
- аудиторская деятельность, в том числе методики и стандарты проведения аудита, надзор и контроль за аудиторской деятельностью, саморегулируемые аудиторские организации,
- государственный долг,
- резервный фонд, в том числе принципы формирования и предназначение резервного фонда, составление отчётности и статистические показатели,
- фонд национального благосостояния,
- международное сотрудничество и международные финансовые отношения,
- реформы, в том числе основные направления и результаты пенсионной и бюджетной реформы, а также финансовые аспекты реформирования местного самоуправления,
- финансовые рынки,
- страховая деятельность,
- банковская деятельность,
- кредитная кооперация,
- микрофинансовая деятельность,
- организация и проведение азартных игр и лотерей, то есть основанных на риске игр.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Финансовую деятельность РФ регулируют государственные и муниципальные структуры, которые наделяются для этого отдельными полномочиями. Однако, почти каждое государственное подразделение, в той или иной мере, в процессе своей работы соприкасается с финансами и имеет отношение к общей финансовой компетенции. Такими подразделениями являются высшие исполнительные и представительные органы государственной власти России, ее регионов, муниципалитетов, судебные структуры, не возводящие финансовые вопросы в приоритет.
Бюджетную систему государства формируют и утверждают представительные подразделения правительства – Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, а также представительные структуры регионов страны и местных муниципалитетов.
Президент страны, основываясь на нормативных положениях Конституции и федеральных законов, обеспечивает слаженное действие и работу государственных структур, отвечающих за финансы. Также он указывает внешнеполитический и внутренний курсы развития РФ, на которые ориентирована финансово-политическая деятельность государства. С обращением по этому вопросу и с ежегодными сообщениями о состоянии дел в России Президент выступает перед Федеральным Собранием (ст. 80, 84 Конституции РФ).
В финансовой сфере глава государства выдает постановления и приказы, связанные с бюджетной системой страны, внебюджетными государственными фондами, материальным обеспечением затрат федерального назначения, кредитно-политической стратегией и представляющими ее организациями, проведением вычислений, управлением валютными и прочими финансовыми делами. Финансовый контроль проходит через основное контрольное управление Президента.
Правительство Российской Федерации регулирует целостность материальной политики, вопросы, связанные с подготовкой, обсуждением и использованием бюджета государства, и иные финансовые проблемы (п. «а», «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).
Органы государственной власти субъектов России, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы муниципальной власти, в рамках своих полномочий, осуществляют финансовое управление на подчиненных им национально-территориальных и административно-территориальных (в закрытых городах) образованиях.
Судебные органы участвуют в финансовой деятельности государства двумя способами:
- в ходе формирования денежных ресурсов государства, к примеру, взимание госпошлины при подаче исков и жалоб в соответствии с предусмотренным налогообложением;
- расходованием и употреблением централизованного фонда денежных накоплений.
Материальное обеспечение судебных органов осуществляется из средств федерального бюджета согласно статье 124 Конституции России.
Специальные органы, осуществляющие финансовую деятельность на принципах государственного управления:
- Минфин России (руководит финансовыми органами, которые наделены специальными полномочиями);
- Федеральное казначейство;
- ФНС России;
- Банк России.
Министерство финансов Российской Федерации
Министерство финансов РФ относится к федеральной структуре исполнительной власти и регулирует работу по политическому и правовому управлению бюджетной, налоговой, валютной, страховой, банковской систем, кредитным вопросам и микрофинансированию, денежным рынкам, долговым обязательствам страны, бухгалтерским и аудиторским операциям, изготовлению, использованию и обороту драгметаллов и драгоценных камней, по вопросам таможенных операций, выделению и вложению пенсионных накоплений, а также и средств, предназначенных для выплат,
подготовки и сопровождению лотерейных розыгрышей, азартных игр, изготовлению и сбыту печатной продукции оригинального качества, материальному финансированию госслужбы, контролю на правительственном уровне за функционированием негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (кроме надзора за отношениями негосударственных пенсионных фондов и граждан, являющихся членами НПФ, застрахованных граждан и их бенефициаров, и правовых взаимодействий с ПФР), бюро кредитных историй (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329).
Для выполнения этих задач Минфину РФ присвоена соответствующая компетенция.
Министерство финансов предоставляет Президенту и Правительству страны разработки по новым законодательным документам и иным вопросам, которые должны быть рассмотрены и утверждены Правительством России.
Непосредственная компетенция Минфина позволяет утверждать следующее:
- правила составления отчетных документов по использованию и ведению государственного и консолидированного бюджета РФ, а также финансовых расходов и поступлений внебюджетных фондов;
- расстановку оформления и проведения сводных расчетов федерального бюджета;
- фиксированные правила оформления и образцов налоговых деклараций и расчетов;
- предельно допустимый лимит одной банковской выплаты и предельно допустимый лимит совокупных банковских выплат, которые может предоставить один банк или одно предприятие, с целью признания банковских выплат системой таможни в качестве гарантии по внесению таможенных пошлин и сборов;
- ход ведения государственной книги по долгам и предоставление Минфину данных из долговых книг регионов и муниципальных образований Российской Федерации;
- последовательность составления и оформления номеров регистрации ценных бумаг государственного и муниципального образца и других обязательств по займам;
- отчетные документы по результатам эмиссии ценных бумаг федерального государственного образца;
- порядок предоставления данных о состоянии ценных бумаг региональных и муниципальных органов, связанный также с их выпуском и результатами эмиссии;
- требования к эмиссии и обороту ценных бумаг федерального государственного образца, разрешение об эмиссии определенных изданий таких бумаг;
- стандартизированный федеральный порядок ведения учетной бухгалтерии, в частности упрощенную систему бухгалтерского и финансового учета для организаций малого бизнеса, а также стандартизация отраслевой учетной бухгалтерии;
- процедуру установления стоимости драгметаллов и произведенных из них товаров, которые приобретаются в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней и продаются оттуда;
- нормативные документы по управлению пенсионными накоплениями, их образованием и вложением;
- формирование сроков и видов отчетных документов о лотерейных розыгрышах;
- различные законодательные положения и документы, связанные с финансовой деятельностью министерства и его федеральных подразделений по иным делам.
Также Министерство финансов определяет:
- проектирование федерального бюджета; утверждение и проведение сводных расчетов федерального бюджета;
- подготовку и передачу отчетной документации в Правительство государства об использовании федерального и консолидированного бюджетов;
- в предусмотренном правопорядке регулирование финансами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
- плановое управление бюджетом государства, увеличивающее эффективность бюджетного финансирования;
- координацию деятельности основных структур, управляющих ресурсами федерального бюджета с целью постоянного наблюдения за бюджетной системой Российской Федерации, оценкой ее состояния и развития;
- принятие от имени России договорных обязательств по обеспечению госпоручительства и договорных обязательств по соблюдению обратных условий сделки;
- регулирование состояния государственной задолженности;
- принятие Минфином на себя обязательств эмитента ценных бумаг государственного образца;
- соблюдение условий выдачи займов из бюджета в рамках максимального установленного размера денежных ресурсов, который предусмотрен федеральным законодательством о федеральном бюджете;
- накопление, оценку и рассмотрение данных о материальных средствах государственных и муниципальных образований;
- проведение переводов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в региональные бюджеты и бюджеты муниципалитетов;
- согласование постановлений ПФР о величине и системе распределения страховых взносов и прочее.
Минфин резюмирует практическое использование нормативно-законодательных положений и актов государства и исследует эффективность проводимой политической стратегии в области финансов.
Для исполнения своих полномочий Министерство финансов может требовать и использовать данные в предусмотренном законом порядке. Главой Министерства является министр, получающий должностное назначение и снимаемый с должностного поста Президентом государства. Департаменты, занимающиеся главными вопросами и задачами финансовой деятельности РФ, являются структурными подразделениями Минфина. К ним относятся департаменты:
- бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе;
- налоговой и таможенной политики;
- международных финансовых отношений;
- регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности;
- финансовой политики;
- государственного долга и государственных финансовых активов;
- межбюджетных отношений;
- правового регулирования бюджетных отношений и иное.
Подведомственны Министерству финансов также Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Работа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора) регламентирована Положением об этой Службе, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278. Согласно статьям данного постановления Росфиннадзор относится к федеральным органам исполнительной власти и контролирует денежные средства в бюджетной системе, наблюдает за работой органов валютного контроля, оценивает качество деятельности аудиторских учреждений, установленное Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Росфиннадзор является подведомственным Министерству финансов и реализует свою работу напрямую, либо посредством его территориальных представительств совместно с другими федеральными органами исполнительной власти РФ и ее регионов, подразделениями муниципалитетов, социальными союзами и прочими.
Росфиннадзор в области финансовой деятельности осуществляет выполнение следующего:
- наблюдает и контролирует:
- оборот денежных ресурсов федерального бюджета, финансов государственных внебюджетных фондов, материальных ценностей, составляющих общегосударственное имущество;
- отсутствие правонарушений нормативных положений валютного законодательства России со стороны физических и юридических лиц, имеющих регистрацию в РФ и подчиняющихся ее национальным законам, либо ФЛ и ЮЛ, не имеющих госрегистрации, кроме кредитных учреждений;
- исполнение предписаний актов органов валютного управления и контроля;
- соблюдение порядка осуществления операций с валютными ресурсами согласно правилам лицензирования;
- отсутствие нарушений нормативных предписаний государственного бюджетного законодательства со стороны лиц, имеющих право на финансовую поддержку из средств федерального бюджета, лиц, которым одобрены бюджетные займы и вклады, лиц, деятельность которых обеспечена поручительством Правительства страны;
- порядок соблюдения органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов муниципалитетов законодательной последовательности в процессе проведения финансового контроля и надзора за бюджетом;
- имеет полномочия на ведение дел об административных правонарушениях, в границах распространения его власти;
- принимает участие в судебных заседаниях в качестве стороны, отстаивающей права и требования государства по делам и задачам, подведомственным Росфиннадзору;
- в отрасли своей работы Росфиннадзор проводит сбор и исследование документальных отчетных сведений;
- соблюдает правила охраны и неразглашения конфиденциальных данных, являющихся служебной, банковской, государственной, налоговой, коммерческой тайной, а также тайной связи и другое;
- совместно функционирует с интернациональными учреждениями и правительствами зарубежных стран.
В силу своей компетенции Федеральная служба финансово-бюджетного надзора наделена правом:
- инспектировать деятельность учреждений, субсидируемых финансами федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, предприятий, которым доверено пользование материальными ценностями федерального имущества, учреждений, которым выделено финансирование в качестве помощи из средств федерального бюджета, либо в форме бюджетных займов и вкладов, а также организаций, деятельность которых обеспечена поручительством правительства РФ;
- проводить проверку финансовых бумаг, регистрационного учета и отчетных документов бухгалтерии, планов, смет и других юридических бумаг, а также реального наличия, хранения и отсутствия нарушений в употреблении финансов, ценных бумаг, материальных ценностей;
- требовать разъяснения в письменной форме со служащих должностных постов, которые несут финансовую ответственность, данные о ревизиях, копии заверенных бумаг для осуществления контроля и надзора;
- сравнивать соответствие сведений предприятий (любых форм собственности), которым были переданы финансы, материальные ресурсы, документы и ценности, с инспектируемыми предприятиями, осуществившимы передачу средств (встречная проверка);
- посылать в инспектируемые учреждения и управляющие ими структуры обязательные к рассмотрению и выполнению заключения и указания по ликвидации зафиксированных несоответствий;
- проводить надзор за инспектируемыми учреждениями и управляющими ими структурами по мероприятиям проведения ликвидации зафиксированных несоответствий, противоречащих законам РФ, в положенный срок, включая выплату финансовой компенсации на добровольной основе;
- производить запросы и анализировать полученную информацию в ходе вынесения определенных заключений в рамках служебных полномочий Росфиннадзора;
- назначать эмпирические тесты, экспертизы, исследования с целью контроля определенных дел;
- приглашать для решения поставленных задач сотрудников из других учреждений, более детально осведомленных в разбираемых делах;
- проводить консультации с ЮЛ и ФЛ по возникающим вопросам, которые относятся к компетенции Росфиннадзора.
Компетенция Федеральной службы финансово-бюджетного надзора не предполагает проведение правового управления законодательными нормами, за исключением ситуаций, предусмотренных президентскими указами и правительственными постановлениями, не допускает распоряжение государственной собственностью и предоставление сервиса на платной основе.
Начальник Росфиннадзора назначается на должностной пост и снимается с него Правительством государства по представительству министра финансов России. На него накладывается личная ответственность за качество работы Росфиннадзора.
Федеральное казначейство России
Федеральное казначейство (Казначейство России) подведомственно Министерству финансов и образовано как его подразделение Указом Президента РФ от 08.12.1992 № 1556. Главным законодательным документом, на который оно опирается в своей деятельности, является Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №703.
Казначейство РФ относится к федеральным органам (службе) исполнительной власти и осуществляет функции по выполнению задач, связанных с федеральным бюджетом и кассовым обслуживанием бюджетной сферы, а также проводит надзор на подготовительном и настоящем этапах за процедурами использования денежных ресурсов федерального бюджета главными диспонентами, лицами, которым перечисляются финансы, и рядовыми диспонентами.
Федеральное казначейство реализует свою работу напрямую, либо посредством его территориальных формирований совместно с другими федеральными органами исполнительной власти РФ и ее административных единиц, подразделениями муниципалитетов, социальными союзами и прочими.
Компетенция Казначейства допускает:
- предоставлять информацию главными диспонентами, лицами, которым перечисляются финансы из федерального бюджета, и рядовыми диспонентам об индексах бюджетных сводок, максимальных суммах бюджетных обязательств по выплатам;
- проводить кассовый учет по обороту средств федерального бюджета;
- оформлять счета в Центробанке России и кредитных учреждениях для контроля денежных и других ресурсов федерального бюджета и указывать правила распоряжения финансами с этих вкладов;
- оформлять и вести лицевые счета главных диспонентов, лиц, которым перечисляются финансы из федерального бюджета, и рядовых диспонентов;
- администрировать сводные ведомости главных и рядовых диспонентов, а также лиц, которым перечисляются денежные средства из федерального бюджета;
- фиксировать и учитывать индексы бюджетных ведомостей федерального бюджета, максимальных выплат по бюджетным обязательствам и их переменам;
- быстро и своевременно передавать в Министерство финансов РФ сведения и документальные отчеты по использованию и состоянию федерального и консолидированного бюджетов;
- принимать в предусмотренной законодательством последовательности от главных диспонентов, структур исполнительной власти регионов России, государственных внебюджетных фондов и муниципалитетов данные для формирования документальных отчетов об употреблении ресурсов финансового и консолидированного бюджетов;
- определять направление прибыли, полученной из средств налоговой системы, в бюджетной структуре РФ;
- давать предварительный анализ и кассовое планирование обороту денежных ресурсов федерального бюджета;
- регулировать финансовые процедуры, связанные с единым счетом федерального бюджета;
- проводить кассовое обслуживание бюджетных структур согласно законодательным нормам;
- производить кассовые выплаты из бюджетных средств от лица структур, производящих сбор бюджетной прибыли, и лиц, получающих бюджетное финансирование и имеющих действующие лицевые счета в Казначействе РФ;
- проводить подготовительный и настоящий анализ для надзора за процедурами с оборотом денежных ресурсов федерального бюджета главными и рядовыми диспонентами, а также лицами, получающими бюджетное финансирование;
- удостоверять денежные обязательства бюджетного финансирования и наносить соответствующую надпись для разрешения на проведение предусмотренных выплат из федерального бюджета, объем которых не должны превышать установленные пределы;
- резюмировать практическое использование нормативно-правовых положений в области своей деятельности и предлагать Министерству финансов новые проекты по его улучшению;
- охранять и не разглашать данные, являющиеся государственной тайной;
- проводить совместную работу с интернациональными учреждениями и правительствами зарубежных стран;
- выполнять другие обязанности согласно компетенции Федерального казначейства, если это установлено законодательством.
Казначейство России наделено следующими правами:
- производить запросы и получать требуемую информацию по подведомственным Казначейству делам;
- проводить консультации с ЮЛ и ФЛ по возникающим вопросам, которые относятся к компетенции Казначейства;
- назначать эмпирическое тестирование, экспертизы, исследования с целью контроля и оценки определенных дел;
- приглашать для решения поставленных задач сотрудников из других учреждений, более детально осведомленных в разбираемой тематике;
- проводить профилактику правонарушений или применять необходимые санкции и ограничения, препятствующие совершению правонарушений ФЛ и ЮЛ в области деятельности Казначейства;
- проводить мероприятия по устранению вреда, нанесенного правонарушением;
- формировать совещательные структуры и экспертные подразделения (советы, комиссии, группы, коллегии).
Казначейство РФ в силу своих полномочий не обладает правом осуществлять правовое управление законодательными положениями, за исключением ситуаций, предусмотренных президентскими указами и правительственными постановлениями, не может распоряжаться государственной собственностью и предлагать сервис на платной основе.
Всей деятельностью Казначейства управляет начальник, возводимый на должностной пост и снимаемый с него Правительством России по представительству министра финансов. На него возлагается личная ответственность за исполнение обязательств Федерального казначейства.
Центральные подразделения и территориальные структуры Казначейства РФ обеспечиваются материальными ресурсами из федерального бюджета.
Центральный Банк России
Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) относится к специализированным государственным органам, осуществляющим финансовую деятельность, которая регламентирована нормами Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В данном законе отражены полномочия и надзорные права Центробанка РФ и его управления.
Основной обязанностью ЦБ РФ является эмиссия денежных средств. Совместно с Правительством государства Центробанк формирует политическую стратегию по направлению и обращению государственных финансов, регулирует работу коммерческих банков, одобряет их лицензирование, определяет величину уставного капитала и резервного фонда, вложенного в ЦБ РФ.
Надзор за всеми операциями коммерческих банков Центральный Банк России может осуществлять через Расчетно-кассовый центр (РКЦ).
К компетенции Центробанка, касающейся бюджетной системы государства, относится:
- коллективная работа с Правительством по определению путей развития кредитной политики и направления денежных потоков и вынесение на обсуждение своих предложений в Госдуму;
- сервис бюджетных вкладов и счетов;
- ЦБ является генеральным представителем по операциям с ценными бумагами государства.
Для повышения качества управления и надзора финансового рынка государства были объединены Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) согласно Указу Президента РФ от 04.03.2011 № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». 1 сентября 2013 года полномочия по управлению и контролю страховой системы предоставлены ЦБ РФ на основании Федерального закона от 23.07.2013 № 234-Ф3.
Центральный банк проводит контроль страховой деятельности для предотвращения законодательных нарушений в страховом праве и профилактику противоречий, которые могут возникнуть у лиц, являющихся членами страховых отношений, регламентированных Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Страховой надзор проводится на основаниях публичности, законности и организационной целостности, охраняет права и выгоды страхователей, других членов страховой системы и Российской Федерации, улучшает выполнение страховой деятельности.
ЦБ РФ издает в печатном виде и публикует на официальном интернет-сайте следующее:
- освещение и комментарии к задачам и вопросам, на решение которых уполномочен орган страхового надзора;
- данные из единого госреестра субъектов деятельности по страхованию, реестра объединений субъектов страхового дела;
- нормативные документы об ограничении, возобновлении или приостановлении лицензирования для ведения дел по страховым случаям;
- нормативные документы о прекращении лицензирования деятельности по страхованию (страховых дел);
- прочие сведения, относящиеся к задачам надзора в страховой системе;
- законодательные документы, установленные органом страхового надзора.
Орган страхового надзора осуществляет:
- выдачу лицензии субъектам страховой деятельности, которые фиксирует в едином госреестре субъектов страхового дела, а также реестре объединений субъектов страхового дела;
- надзор за отсутствием нарушений законодательных норм в страховой системе;
- инспектирует работу субъектов страховой деятельности и предоставленную ими отчетную документацию, проверяет ее подлинность;
- следит за положением страховщиков, их материальной стабильностью и платежной состоятельностью;
- предоставление разрешений принимать зарубежные вклады в уставные капиталы страховых учреждений, что обеспечивает рост этих капиталов;
- использование зарубежных средств для создания новых отделений страховых компаний и иное.
Последовательность и правила обязательного страхования регламентируются федеральным законодательством об отдельных формах обязательного страхования.
К примеру, законодательные нормы обязательного социального страхования определяются Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», а также Федеральными законами от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и прочее.
В процессе выполнения своей работы Центробанк России опирается также и на законодательные положения Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».