Оборона является
одной из важнейших функций государства.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ
оборона находится в ведении РФ. Согласно
Федеральному закону «Об обороне»
под обороной понимается система
политических, экономических, военных,
социальных, правовых и иных мер по
подготовке к вооруженной защите и
вооруженная защита РФ, целостности и
неприкосновенности ее территории.
Отношения в области
обороны регулируются:
-
Федеральным
конституционным законом «О военном
положении», -
Федеральными
законами «Об обороне»; -
ФЗ
«О мобилизационной подготовке и
мобилизации в РФ»; -
ФЗ
«О воинской обязанности и военной
службе»; -
ФЗ
«О статусе военнослужащих», -
ФЗ
«О гражданской обороне»; -
ФЗ
«О государственном оборонном заказе»
и рядом других.
В целях обороны
созданы Вооруженные Силы РФ, которые
являются государственной военной
организацией, составляющей основу
обороны РФ, и основным элементом военной
организации государства.
Привлечение
Вооруженных Сил РФ к выполнению задач
с использованием вооружения не по их
предназначению производится указом
Президентом РФ, подлежащим утверждению
Советом Федерации Федерального Собрания
РФ.
Организационно
Вооруженные Силы делятся на виды, рода
войск и специальные войска. Под видом
Вооруженных Сил РФ понимается такая
их составная часть, которая отличается
особым вооружением и предназначена
для выполнения возложенных на нее задач
в какой-либо среде (на суше, на море, в
воздухе). В настоящее время Вооруженные
Силы РФ имеют трехвидовую структуру:
Сухопутные войска, Военно-Воздушные
силы (ВВС), Военно-Морской флот (ВМФ).
Под родом войск
понимается часть вида Вооруженных Сил,
отличающаяся основным вооружением,
техническим оснащением, организационной
структурой, характером обучения и
способностью к выполнению специфических
боевых задач во взаимодействии с другими
родами войск. Специальные войска служат
для обеспечения родов войск и содействия
им в выполнении боевых задач.
К обороне
привлекаются внутренние войска
Министерства внутренних дел РФ и войска
гражданской обороны.
Для выполнения
отдельных задач в области обороны
привлекаются инженерно-технические и
дорожно-строительные воинские
формирования при федеральных органах
исполнительной власти, Служба внешней
разведки РФ, органы федеральной службы
безопасности, федеральные органы
государственной охраны, федеральный
орган обеспечения мобилизационной
подготовки органов государственной
власти РФ, а также создаваемые на военное
время специальные формирования.
Система органов:
-
Президент РФ
-
Федеральное
Собрание РФ -
Правительство
РФ -
Министерство
обороны РФ
-
Федеральная
служба
по военно-техническому сотрудничеству -
Федеральная
служба
по техническому и экспортному контролю -
Федеральное
агентство
по поставкам вооружения, военной,
специальной техники и материальных
средств -
Федеральное
агентство
специального строительства
-
Министерство
РФ по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий -
Главное
управление
специальных программ Президента РФ
(федеральное агентство)
Полномочия
Президента РФ в области обороны:
1. Президент РФ
является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами РФ.
2. Президент РФ:
1) определяет
основные направления военной политики
РФ;
2)
утверждает военную
доктрину РФ,
План обороны
РФ и Положение о
военном планировании в РФ;
(см.
текст в предыдущей редакции)
3) осуществляет
руководство Вооруженными Силами РФ,
другими войсками, воинскими формированиями
и органами;
4)
в случаях агрессии или непосредственной
угрозы агрессии против РФ, возникновения
вооруженных конфликтов, направленных
против РФ, объявляет общую или частичную
мобилизацию, вводит на территории РФ
или в отдельных ее местностях военное
положение с
незамедлительным сообщением об этом
Совету Федерации и Государственной
Думе, отдает приказ Верховного
Главнокомандующего Вооруженными Силами
РФ о ведении военных действий;
5)
исполняет полномочия в области
обеспечения режима военного положения
в соответствии с Конституцией
РФ и федеральным конституционным
законом;
(см.
текст в предыдущей редакции)
6) принимает решение
о привлечении Вооруженных Сил РФ, других
войск, воинских формирований и органов
к выполнению задач с использованием
вооружения не по их предназначению;
7)
утверждает концепции
и планы строительства и развития
Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований и органов, План
применения Вооруженных Сил РФ,
Мобилизационный план Вооруженных Сил
РФ, План мероприятий, выполняемых в РФ
при нарастании угрозы агрессии против
РФ до объявления мобилизации в РФ, План
перевода РФ на условия военного времени,
План оперативного оборудования
территории РФ в целях обороны, а также
основные показатели Мобилизационного
плана экономики РФ;
(см.
текст в предыдущей редакции)
утверждает
федеральные государственные программы
вооружения и развития оборонного
промышленного комплекса;
9) утверждает
программы ядерных и других специальных
испытаний и санкционирует проведение
указанных испытаний;
10)
утверждает единый перечень воинских
должностей, подлежащих замещению
высшими офицерами в Вооруженных Силах
РФ, других войсках, воинских формированиях
и органах, и общее количество воинских
должностей, подлежащих замещению,
присваивает высшие воинские звания,
назначает военнослужащих на воинские
должности, для которых штатом предусмотрены
воинские звания высших офицеров,
освобождает их от воинских должностей
и увольняет их с военной службы в
порядке, предусмотренном федеральным
законом;
11)
утверждает структуру, состав Вооруженных
Сил РФ, других войск, воинских формирований
до объединения включительно и органов,
штатную
численность
военнослужащих и гражданского персонала
Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований и органов;
(см.
текст в предыдущей редакции)
11.1)
принимает решение о создании
мобилизационных
людских резервов
Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований и органов и
устанавливает численность резервистов
с указанием их распределения между
Вооруженными Силами РФ, другими войсками,
воинскими формированиями и органами
по представлению соответствующих
федеральных органов исполнительной
власти, а также устанавливает особенности
формирования мобилизационных людских
резервов в органах федеральной службы
безопасности;
12)
принимает решение о
дислокации и передислокации Вооруженных
Сил РФ, других войск, воинских формирований
от соединения и выше;
13)
ведет переговоры и подписывает
международные договоры РФ в области
обороны,
включая договоры о
совместной обороне,
коллективной безопасности, сокращении
и ограничении вооруженных сил и
вооружений, об
участии Вооруженных Сил РФ в операциях
по поддержанию мира и международной
безопасности;
14)
осуществляет иные полномочия в области
обороны,
возложенные на него Конституцией
РФ, федеральными конституционными
законами, федеральными законами и
законами РФ.
Полномочия
Федерального Собрания в области обороны
1. Совет Федерации:
1)
рассматривает расходы на оборону,
установленные принятыми Государственной
Думой федеральными законами о
федеральном бюджете;
2)
рассматривает принятые Государственной
Думой федеральные законы в области
обороны;
3)
утверждает указы Президента РФ о
введении военного и чрезвычайного
положения на территории РФ или в
отдельных ее местностях, а также о
привлечении Вооруженных Сил РФ, других
войск, воинских формирований и органов
с использованием вооружения к выполнению
задач не по их предназначению;
4)
решает вопрос о
возможности использования Вооруженных
Сил РФ за пределами территории РФ.
2. Государственная
Дума:
1)
рассматривает расходы на оборону,
устанавливаемые федеральными законами
о
федеральном бюджете;
2)
принимает федеральные законы в области
обороны.
Полномочия
Правительства РФ в области обороны:
1)
осуществляет меры по обеспечению
обороны
и несет в пределах своих полномочий
ответственность за состояние и
обеспечение Вооруженных Сил РФ, других
войск, воинских формирований и органов;
2)
руководит деятельностью по вопросам
обороны
подведомственных ему федеральных
органов исполнительной власти;
3) разрабатывает
и представляет в Государственную Думу
предложения по расходам на оборону в
федеральном бюджете;
4) организует
оснащение Вооруженных Сил РФ, других
войск, воинских формирований и органов
вооружением и военной техникой по их
заказам;
5) организует
обеспечение Вооруженных Сил РФ, других
войск, воинских формирований и органов
материальными средствами, энергетическими
и другими ресурсами и услугами по их
заказам;
6) организует
разработку и выполнение государственных
программ вооружения и развития оборонного
промышленного комплекса;
7) осуществляет
руководство мобилизационной подготовкой
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ, органов местного
самоуправления и организаций независимо
от форм собственности, транспорта,
коммуникаций и населения страны;
осуществляет контроль за подготовкой
организаций к выполнению государственного
оборонного заказа по выпуску продукции
в военное время, за выполнением
государственного оборонного
заказа организациями, за созданием,
развитием и сохранением мобилизационных
мощностей, а также за созданием воинских
формирований при федеральных органах
исполнительной власти и подготовкой
транспортных средств, подлежащих
передаче Вооруженным Силам РФ в
соответствии с законодательством
РФ;
9) устанавливает
мобилизационные задания федеральным
органам исполнительной власти;
10)
принимает решение о
создании военных образовательных
учреждений профессионального образования,
учебных военных центров, факультетов
военного обучения (военных кафедр) при
федеральных государственных
образовательных учреждениях высшего
профессионального образования;
11) организует
разработку планов размещения на
территории РФ объектов с ядерными
зарядами, а также объектов по ликвидации
оружия массового уничтожения и ядерных
отходов;
12) определяет
организацию, задачи и осуществляет
общее планирование гражданской обороны;
13) определяет
порядок предоставления и использования
для нужд Вооруженных Сил РФ, других
войск, воинских формирований и органов
земель и других природных ресурсов;
14) устанавливает
порядок передачи, предоставления в
аренду, продажи и ликвидации вооружения
и военной техники, оборонных объектов
и другого военного имущества;
15)
организует контроль
за экспортом вооружения и военной
техники, стратегических материалов,
технологий и продукции двойного
назначения;
16)
осуществляет иные полномочия в области
обороны, возложенные на него Конституцией
РФ, законодательством РФ и указами
Президента РФ.
Положение
«О Министерстве обороны РФ»
утверждено
Указом
Президента
РФ
от 16 августа
2004 г. N 1082
Министерство
обороны РФ (Минобороны России) является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной
политики, нормативно-правовому
регулированию в области обороны, иные
установленные федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами
Президента РФ и Правительства РФ функции
в этой области, а также уполномоченным
федеральным органом исполнительной
власти в сфере управления и распоряжения
имуществом Вооруженных Сил РФ и
подведомственных Министерству обороны
РФ организаций.
(см.
текст в предыдущей редакции)
Руководство
деятельностью Министерства обороны
РФ осуществляет Президент РФ.
Основными
задачами
Минобороны России являются:
1) выработка и
проведение государственной политики
в области обороны;
2) нормативно-правовое
регулирование в области обороны;
3) нормативно-правовое
регулирование деятельности Вооруженных
Сил и подведомственных Минобороны
России федеральных органов исполнительной
власти;
4) координация
деятельности федеральных органов
исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов РФ по
вопросам обороны, координация деятельности
войск, воинских формирований и органов
по выполнению задач в области обороны,
а также координация строительства
войск и воинских формирований;
5) координация и
контроль деятельности подведомственных
Минобороны России федеральных органов
исполнительной власти;
5.1) координация
деятельности войск и воинских формирований
по вопросам обеспечения безопасности
дорожного движения;
6) организация
применения Вооруженных Сил в соответствии
с федеральными конституционными
законами, федеральными законами и
международными договорами РФ;
7) поддержание в
необходимой готовности Вооруженных
Сил;
осуществление
мероприятий по строительству Вооруженных
Сил;
9) обеспечение
социальной защиты военнослужащих, лиц
гражданского персонала Вооруженных
Сил, граждан, уволенных с военной службы,
и членов их семей;
10) выработка и
реализация государственной политики
в области международного военного
сотрудничества РФ с иностранными
государствами и международными
организациями и военно-технического
сотрудничества РФ с иностранными
государствами и международными
организациями.
Минобороны
России осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает
предложения по формированию государственной
политики в области обороны и по ее
проведению, предложения по военной
доктрине и иным документам, определяющим
военную политику РФ;
2) осуществляет
самостоятельно правовое регулирование
в установленной сфере деятельности,
за исключением вопросов, правовое
регулирование которых осуществляется
федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента
РФ и Правительства РФ;
3) обобщает практику
применения федеральных конституционных
законов, федеральных законов, иных
нормативных правовых актов в области
обороны, организует работу по созданию
и ведению баз данных правовой информации
в области обороны, а также подготавливает
предложения по совершенствованию
федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов Президента
РФ и Правительства РФ в области обороны;
4) совершенствует
правовую основу деятельности Вооруженных
Сил, организует правовую работу в
Вооруженных Силах;
5) разрабатывает
предложения по проектам государственных
программ в области обороны, в том числе
касающиеся развития оборонного
промышленного комплекса, а также
предложения по формированию
государственного оборонного заказа;
6) разрабатывает
предложения, касающиеся расходов на
оборону, и представляет их в Правительство
РФ, а также координирует работы,
выполняемые в целях обороны;
7) осуществляет в
качестве органа в области обороны:
-
руководство
морской деятельностью РФ в интересах
решения оборонных задач; -
руководство
созданием и организацией функционирования
единой государственной системы
освещения подводной и надводной
обстановки; -
координацию
проведения мероприятий по развитию и
использованию прибрежно-береговой
инфраструктуры военного и двойного
(военного и гражданского) назначения; -
координацию
проведения системных исследований
морской деятельности РФ; -
абзац
утратил силу. — Указ
Президента РФ от 05.09.2005 N 1049; -
(см.
текст в предыдущей редакции)
-
государственное
регулирование деятельности в области
государственной авиации; -
государственный
контроль за деятельностью авиационного
персонала государственной авиации; -
абзац
утратил силу. — Указ
Президента РФ от 05.09.2005 N 1049; -
(см.
текст в предыдущей редакции) -
расследование,
классификацию и учет авиационных
происшествий и инцидентов в государственной
авиации; -
реализацию
государственной политики в области
космической деятельности в интересах
обороны и безопасности РФ; -
координацию
использования космического пространства
в интересах обороны; -
координацию
деятельности по контролю околоземного
космического пространства; -
организацию
работы по созданию космической техники
военного назначения и совместно с
федеральным органом исполнительной
власти по космической деятельности —
космической техники двойного назначения
в рамках космического раздела федеральной
программы разработки, создания и
производства вооружения и военной
техники; -
реализацию
совместно с иными заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти международных космических
проектов и программ РФ в пределах своей
компетенции; -
разработку
совместно с иными заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти планов запусков космических
аппаратов экономического, научного и
иного назначения, а также планов
запусков космических аппаратов по
программам международного сотрудничества,
участвуя в их реализации на договорной
основе; -
дальнее
радионавигационное обеспечение;
определяет
порядок использования радиочастотного
спектра в целях обороны и координирует
деятельность иных федеральных органов
исполнительной власти в этой области;
9) обеспечивает
защиту государственной границы РФ в
воздушном пространстве и подводной
среде;
10) организует
взаимодействие с иными федеральными
органами исполнительной власти, в
составе которых имеются войска, воинские
формирования и органы, по вопросам
обороны, а также в пределах своей
компетенции организует мероприятия в
целях обеспечения безопасности
государства;
11) осуществляет
иные полномочия
Положение
«О Федеральной службе по военно-техническому
сотрудничеству»
утверждено
Указом
Президента
РФ
от 16 августа
2004 г. N 1083
Федеральная служба
по военно-техническому сотрудничеству
(ФСВТС России) является федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и
надзору в области военно-технического
сотрудничества РФ с иностранными
государствами.
Руководство
деятельностью ФСВТС России осуществляет
Президент РФ.
ФСВТС России
осуществляет следующие полномочия:
1)
осуществляет в соответствии с
законодательством
РФ контроль и надзор:
-
за
соответствием деятельности в области
военно-технического сотрудничества
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ, российских организаций,
получивших в установленном порядке
право на осуществление внешнеторговой
деятельности в отношении продукции
военного назначения (далее — субъекты
военно-технического сотрудничества),
организаций — разработчиков и
производителей продукции военного
назначения, других юридических лиц,
должностных лиц и граждан нормативным
правовым актам РФ и основным направлениям
государственной политики в области
военно-технического сотрудничества,
требованиям законодательства
РФ об экспортном контроле при поставках
продукции военного назначения; -
за
реализацией основных принципов
государственной политики в области
военно-технического сотрудничества,
включая государственную монополию; -
за
эффективностью функционирования
системы государственного регулирования
в области военно-технического
сотрудничества; -
за
исполнением международных договоров
РФ в области военно-технического
сотрудничества; -
за
деятельностью в области военно-технического
сотрудничества представительств
субъектов военно-технического
сотрудничества в РФ и в иностранных
государствах, а также других организаций; -
за
маркетинговой, рекламной,
рекламно-выставочной деятельностью
в области военно-технического
сотрудничества; -
за
эффективностью использования средств,
выделяемых из федерального бюджета
на финансирование деятельности в
области военно-технического
сотрудничества; -
(см.
текст в предыдущей редакции) -
за
уровнем внешнеторговых цен на
экспортируемую (импортируемую) продукцию
военного назначения с учетом защиты
экономических интересов РФ; -
за
уровнем внутренних цен на оплачиваемую
за счет средств федерального бюджета
продукцию военного назначения,
поставляемую иностранным заказчикам
по международным договорам РФ;
2) принимает
решения:
-
о
ввозе в Российскую Федерацию и вывозе
из нее продукции военного назначения
в порядке,
установленном Президентом РФ;
-
о
выдаче в установленном порядке
субъектам военно-технического
сотрудничества лицензий на ввоз в
Российскую Федерацию и вывоз из нее
продукции военного назначения; -
о
предоставлении в установленном порядке
по уполномочию Президента РФ организациям
— разработчикам и производителям
продукции военного назначения права
на осуществление внешнеторговой
деятельности в отношении продукции
военного назначения в части, касающейся
поставок запасных частей, агрегатов,
узлов, приборов, комплектующих изделий,
специального, учебного и вспомогательного
имущества, технической документации
к ранее поставленной продукции военного
назначения, проведения работ по
освидетельствованию, эталонированию,
продлению срока эксплуатации,
техническому обслуживанию, ремонту,
утилизации и других работ, обеспечивающих
комплексное сервисное обслуживание
ранее поставленной продукции военного
назначения, обучения иностранных
специалистов проведению указанных
работ, участия в создании совместных
с иностранными заказчиками предприятий
(организаций), занимающихся техническим
обслуживанием, ремонтом и уничтожением
(утилизацией) продукции военного
назначения, создания и дооборудования
на территории иностранных государств
объектов, обеспечивающих комплексное
сервисное обслуживание поставленной
продукции военного назначения, а также
ввоза продукции военного назначения,
необходимой для производства собственной
продукции военного назначения; о
лишении в установленном порядке
названных организаций указанного
права; -
(см.
текст в предыдущей редакции) -
об
организации выставок и показов образцов
продукции военного назначения в РФ и
в иностранных государствах в порядке,
установленном Правительством РФ; -
о
выдаче в установленном порядке по
требованию уполномоченных органов
иностранных государств сертификатов
конечного пользователя при ввозе
продукции военного назначения
иностранного производства для нужд
организаций — разработчиков и
производителей продукции военного
назначения; -
об
утверждении перечней образцов продукции
военного назначения, предлагаемой к
экспонированию на выставках и
экспозициях;
3) представляет в
Минобороны России:
-
проекты
федеральных законов, международных
договоров РФ, других нормативных
правовых актов по вопросам
военно-технического сотрудничества,
а также положения о ФСВТС России для
внесения в установленном порядке; -
ежегодные
отчеты о состоянии дел в области
военно-технического сотрудничества
для представления Президенту РФ и в
Правительство РФ; -
проекты
ежегодного плана и основных показателей
деятельности ФСВТС России, а также
отчет об исполнении плана для утверждения
Министром обороны РФ; -
предложения
по формированию федерального бюджета
на соответствующий год в части,
касающейся финансирования ФСВТС
России, а также о предельной штатной
численности ФСВТС России и фонде оплаты
труда ее работников для внесения в
установленном порядке; -
доклады
об исполнении ФСВТС России поручений
Президента РФ, Председателя Правительства
РФ и Министра обороны РФ;
4)
вносит в установленном порядке
проекты решений Президента РФ и
Правительства РФ о поставках продукции
военного назначения иностранным
заказчикам, а также по другим вопросам,
касающимся осуществления внешнеторговой
деятельности в отношении продукции
военного назначения;
5) разрабатывает
с участием заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти
концептуальные подходы к решению
проблемы повышения эффективности
военно-технического сотрудничества,
а также анализирует тенденции развития
мирового рынка продукции военного
назначения;
6)
разрабатывает совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти проекты международных договоров
РФ в области военно-технического
сотрудничества, вносит в установленном
порядке
предложения о заключении и реализации
таких договоров;
7) и т.д
Положение
«О Федеральной
службе по
техническому и экспортному контролю»
утверждено
Указом Президента РФ от 16 августа 2004
г. N 1085
Федеральная служба
по техническому и экспортному контролю
(ФСТЭК России) является федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим реализацию государственной
политики, организацию межведомственной
координации и взаимодействия, специальные
и контрольные функции в области
государственной безопасности по
вопросам:
1) обеспечения
безопасности информации в системах
информационной и телекоммуникационной
инфраструктуры, оказывающих существенное
влияние на безопасность государства
в информационной сфере, в том числе в
функционирующих в составе критически
важных объектов РФ информационных
системах и телекоммуникационных сетях,
деструктивные информационные воздействия
на которые могут привести к значительным
негативным последствиям;
(см.
текст в предыдущей редакции)
2) противодействия
иностранным техническим разведкам на
территории РФ (далее — противодействие
техническим разведкам);
3)
обеспечения защиты информации, содержащей
сведения,
составляющие государственную тайну,
иной информации с ограниченным доступом,
предотвращения ее утечки по техническим
каналам, несанкционированного доступа
к ней, специальных воздействий на
информацию (носители информации) в
целях ее добывания, уничтожения,
искажения и блокирования доступа к ней
на территории РФ (далее — техническая
защита информации);
4) защиты информации
при разработке, производстве, эксплуатации
и утилизации неинформационных излучающих
комплексов, систем и устройств;
5) осуществления
экспортного контроля.
ФСТЭК России
является федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным
в области обеспечения безопасности
информации в ключевых системах
информационной инфраструктуры,
противодействия техническим разведкам
и технической защиты информации, а
также специально уполномоченным органом
в области экспортного контроля.
ФСТЭК России
осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает
стратегию и определяет приоритетные
направления деятельности по обеспечению
безопасности информации в ключевых
системах информационной инфраструктуры,
в информационных системах, созданных
с использованием суперкомпьютерных и
грид-технологий, обрабатывающих
информацию ограниченного доступа
(далее — информационные системы, созданные
с использованием суперкомпьютерных и
грид-технологий), по противодействию
техническим разведкам и по технической
защите информации;
(см.
текст в предыдущей редакции)
2)
разрабатывает и вносит в установленном
порядке
Президенту РФ и в Правительство РФ
проекты законодательных и иных
нормативных правовых актов РФ по
вопросам своей деятельности;
3) издает нормативные
правовые акты по вопросам своей
деятельности;
4) разрабатывает
и утверждает в пределах своей компетенции
методические документы, организует их
издание за счет средств, выделяемых из
федерального бюджета ФСТЭК России на
эти цели;
5) организует и
финансирует работы по изучению излучений
различной физической природы, возникающих
при использовании неинформационных
излучающих комплексов, систем и
устройств;
6) осуществляет
межотраслевую координацию деятельности
по обеспечению безопасности информации
в ключевых системах информационной
инфраструктуры, по противодействию
техническим разведкам и по технической
защите информации в аппаратах федеральных
органов государственной власти и
органов государственной власти субъектов
РФ, в федеральных органах исполнительной
власти, органах исполнительной власти
субъектов РФ, органах местного
самоуправления и организациях;
7) осуществляет в
пределах своей компетенции контроль
за состоянием работ по обеспечению
безопасности информации в ключевых
системах информационной инфраструктуры,
в информационных системах, созданных
с использованием суперкомпьютерных и
грид-технологий по противодействию
техническим разведкам и по технической
защите информации;
(см.
текст в предыдущей редакции)
осуществляет в
пределах своей компетенции межведомственный
контроль за обеспечением защиты
государственной тайны, контроль за
соблюдением лицензионных требований
и условий, а также рассмотрение дел об
административных правонарушениях;
9) вносит в
установленном порядке представления
о применении мер ответственности за
нарушения законодательства РФ по
вопросам своей деятельности;
10) выдает предписания
на приостановление работ на объектах
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ, органов местного
самоуправления и организаций в случае
выявления в ходе осуществления контроля
нарушений норм и требований, касающихся
противодействия техническим разведкам
и технической защиты информации;
Положение
«О Федеральном агентстве по поставкам
вооружения, военной, Специальной техники
и материальных средств» утверждено
Указом Президента РФ от 14 мая 2010 г. N 589
Федеральное
агентство по поставкам вооружения,
военной, специальной техники и
материальных средств (Рособоронпоставка)
является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции государственного заказчика
по размещению заказов, заключению,
оплате, контролю и учету выполнения
государственных контрактов по
государственному оборонному заказу
по всей номенклатуре вооружения,
военной, специальной техники и
материальных средств, за исключением
специальной техники и материальных
средств, номенклатуру которых утверждают
руководители федеральных органов
исполнительной власти, являющихся
государственными заказчиками
государственного оборонного заказа
(далее — федеральные органы исполнительной
власти — государственные заказчики), а
также функции по обеспечению реализации
государственной политики и управлению
государственным имуществом в указанной
сфере.
Руководство
деятельностью Рособоронпоставки
осуществляет Президент РФ.
Рособоронпоставка
находится в ведении Министерства
обороны РФ,
которое осуществляет координацию и
контроль ее деятельности.
Рособоронпоставка
осуществляет следующие полномочия:
1) подготавливает
в установленном порядке предложения
по совершенствованию законодательства
РФ по вопросам, отнесенным к установленной
сфере деятельности;
2) участвует в
установленном порядке в реализации
государственной программы вооружения
и государственного оборонного заказа;
3) по всей номенклатуре
вооружения, военной, специальной техники
и материальных средств, за исключением
специальной техники и материальных
средств, номенклатуру которых утверждают
руководители федеральных органов
исполнительной власти — государственных
заказчиков, выполняет следующие функции
государственного заказчика:
-
принимает
в установленном порядке решения о
способах размещения заказа на поставки
товаров, выполнение работ, оказание
услуг для федеральных государственных
нужд в соответствии с государственным
оборонным заказом; -
разрабатывает
и утверждает конкурсную документацию
и документацию об аукционе на основании
определяемых федеральными органами
исполнительной власти — государственными
заказчиками предмета, начальной цены
и других существенных условий контракта
на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг для федеральных
государственных нужд в соответствии
с государственным оборонным заказом; -
организует
и проводит с участием представителей
федеральных органов исполнительной
власти — государственных заказчиков
конкурсы и аукционы, а также осуществляет
запросы котировок цен на размещение
заказов на поставку товаров, выполнение
работ, оказание услуг для федеральных
государственных нужд в соответствии
с государственным оборонным заказом;
-
заключает
по заявкам федеральных органов
исполнительной власти — государственных
заказчиков государственные контракты
на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг для федеральных
государственных нужд в соответствии
с государственным оборонным заказом; -
осуществляет
в установленном порядке
за счет бюджетных ассигнований,
предусматриваемых в федеральном
бюджете федеральным органам исполнительной
власти — государственным заказчикам
на финансирование государственного
оборонного заказа, авансирование
заключенных государственных контрактов
по государственному оборонному заказу,
а после получения от федеральных
органов исполнительной власти —
государственных заказчиков уведомлений
о приемке товаров (работ, услуг) — их
оплату; -
осуществляет
совместно с федеральными органами
исполнительной власти — государственными
заказчиками в рамках заключенных
государственных контрактов по
государственному оборонному заказу
контроль и учет их выполнения;
-
участвует
в оценке возможности выполнения
организациями — исполнителями
государственного оборонного заказа
обязательств по заключенным
государственным контрактам и представляет
соответствующие предложения
заинтересованным федеральным органам
исполнительной власти и федеральным
органам исполнительной власти —
государственным заказчикам;
4) направляет
федеральным органам исполнительной
власти — государственным заказчикам
планы-графики проведения конкурсов и
аукционов;
5) направляет
федеральным органам исполнительной
власти — государственным заказчикам
сведения о неиспользованных остатках
средств, выделенных им из федерального
бюджета на финансирование государственного
оборонного заказа, для подготовки
предложений об уточнении заданий
государственного оборонного заказа;
6) обобщает практику
применения законодательства РФ в
установленной сфере деятельности;
7) обеспечивает в
пределах своих полномочий защиту
сведений, составляющих государственную
тайну;
осуществляет в соответствии с
законодательством
РФ работу по комплектованию, хранению,
учету и использованию архивных
документов, связанных с деятельностью
Рособоронпоставки;
9) и т.д
Положение
«О Федеральном агентстве специального
строительства» утверждено
Указом
Президента
РФ
от 16 августа
2004 г. N 1084
Федеральное
агентство специального строительства
(Спецстрой России) является федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим в интересах обороны и
безопасности государства организацию
работ в области специального строительства,
дорожного строительства силами
инженерно-технических воинских
формирований и дорожно-строительных
воинских формирований при Федеральном
агентстве специального строительства.
(см.
текст в предыдущей редакции)
Руководство
деятельностью Спецстроя России
осуществляет Президент РФ. Спецстрой
России подведомствен Минобороны
России, которое
осуществляет координацию и контроль
его деятельности.
Спецстрой России
осуществляет следующие полномочия:
1) организует
силами входящих в его состав воинских
формирований выполнение для государственных
нужд:
-
подрядных
работ по капитальному строительству
специальных объектов, предназначенных
для обеспечения готовности к
функционированию органов государственной
власти в военное время и в условиях
военного и чрезвычайного положения; -
подрядных
работ по капитальному строительству
и реконструкции специальных объектов,
объектов производственного и жилищного
назначения для нужд Вооруженных Сил,
других войск, воинских формирований
и органов, федеральных органов
исполнительной власти, органов
государственной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления,
общественных объединений и организаций
в порядке, установленном законодательными
и иными нормативными правовыми актами
РФ; -
восстановительных
работ в организациях, имеющих
мобилизационные задания (заказы); -
строительно-монтажных
работ на особо важных для обеспечения
обороны и безопасности государства
объектах инфраструктуры на протяжении
всего их жизненного цикла;
2) организует
комплексное рассмотрение и решение
вопросов, связанных с внедрением
современных технологий, направленных
на повышение эффективности строительства
объектов в интересах обеспечения
обороны и безопасности государства с
учетом их специфики и назначения;
3) организует на
договорной основе применение
военно-инженерных технических
формирований специального строительства
в целях выполнения строительно-монтажных
работ для предприятий и организаций
ядерного комплекса, а также для
предприятий по хранению и уничтожению
химического и других видов оружия
массового поражения;
4) организует
научно-исследовательскую и
опытно-конструкторскую работу;
5) разрабатывает
программы строительства объектов
производственной и социальной сферы
на год и на перспективу для нужд Спецстроя
России, осуществляет строительство
этих объектов, контролирует освоение
капитальных вложений и соблюдение
договорных сроков строительства
соответствующими подрядчиками;
6)
организует проведение экспертизы и
утверждение в установленном порядке
обоснований инвестиций в строительство
и проектов строительства объектов,
обеспечивающих деятельность Спецстроя
России;
7) осуществляет
силами входящих в состав Спецстроя
России дорожно-строительных воинских
формирований техническое прикрытие и
восстановление по планам Минобороны
России автомобильных дорог оборонного
значения, а также автомобильных дорог
общего пользования на территории РФ;
организует
выполнение работ по изготовлению и
ремонту дорожной техники, добыче и
переработке нерудных материалов;
9) осуществляет
руководство мобильными подразделениями
специального и дорожного строительства
для выполнения работ при чрезвычайных
ситуациях;
10) и т.д
Положение
«О Министерстве РФ по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий». Утверждено
Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N
868
Министерство РФ
по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий (МЧС России) является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной
политики, нормативно-правовому
регулированию, а также по надзору и
контролю в области гражданской обороны,
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности
людей на водных объектах.
МЧС России
осуществляет управление, координацию,
контроль и реагирование в области
гражданской обороны, защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций,
обеспечения пожарной безопасности и
безопасности людей на водных объектах.
МЧС России в
пределах своей компетенции:
1) издает нормативные
правовые акты и иные документы по
вопросам гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, обеспечения пожарной
безопасности, безопасности людей на
водных объектах, осуществляет контроль
за их исполнением, а также принимает
по указанным вопросам решения,
обязательные для исполнения федеральными
органами государственной власти,
органами государственной власти
субъектов РФ, органами местного
самоуправления и организациями;
2) создает,
реорганизует и ликвидирует в установленном
порядке учреждения, находящиеся в
ведении МЧС России;
3) создает
межведомственные координационные и
совещательные органы (комиссии, группы)
на представительской основе, а также
иные коллегиальные органы (научные,
научно-технические, методологические
и другие) для обсуждения актуальных
вопросов деятельности МЧС России;
4) проводит в
установленном порядке проверки
готовности федеральных органов
исполнительной власти к осуществлению
мероприятий гражданской обороны;
5) осуществляет
по согласованию с органами исполнительной
власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления проверки готовности
указанных органов к осуществлению
мероприятий гражданской обороны и
мероприятий по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
6) имеет оборудованные
специальными сигналами и средствами
связи воздушные, морские и речные суда,
специальные транспортные средства с
утвержденными в установленном порядке
опознавательными знаками и окраской;
7) осуществляет в
установленном порядке деятельность
за рубежом;
осуществляет в установленном порядке
федеральный государственный пожарный
надзор и государственный надзор в
области гражданской обороны
за соблюдением соответствующих
требований федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ,
органами местного самоуправления,
организациями, а также должностными
лицами, гражданами РФ, иностранными
гражданами и лицами без гражданства;
9)
и т.д
Положение
«О Главном управлении специальных
программ президента РФ» утверждено
Указом
Президента
РФ
от 7 сентября
2004 г. N 1146
Главное управление
специальных программ Президента РФ
(ГУСП) является федеральным органом
исполнительной власти (федеральным
агентством), осуществляющим в пределах
своей компетенции функции по обеспечению
исполнения Президентом РФ полномочий
в сфере мобилизационной подготовки и
мобилизации в РФ.
Руководство
деятельностью ГУСПа осуществляет
Президент РФ.
ГУСП осуществляет
следующие полномочия:
1) вносит Президенту
РФ и в Правительство РФ проекты
федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов Президента
РФ и Правительства РФ, а также другие
документы, по которым требуется решение
Президента РФ или Правительства РФ, по
вопросам, относящимся к установленной
сфере деятельности;
2) подготавливает
Президенту РФ в установленном порядке
ежегодный сводный доклад о состоянии
мобилизационной готовности РФ;
3)
на основании и во исполнение Конституции
РФ, федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов Президента
РФ и Правительства РФ самостоятельно
осуществляет правовое регулирование
по вопросам, относящимся к установленной
сфере деятельности, за исключением
вопросов, правовое регулирование
которых в соответствии с Конституцией
РФ, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами
Президента РФ и Правительства РФ
осуществляется федеральными
конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента РФ и
Правительства РФ;
3.1) в целях
обеспечения выполнения работ по
мобилизационной подготовке и мобилизации
государственных органов и Администрации
Президента РФ организует и осуществляет
реконструкцию, модернизацию и техническое
перевооружение действующих и строительство
новых специальных объектов и объектов
их инфраструктуры, разработку, создание
и модернизацию специальных систем,
комплексов и оборудования, предназначенных
для оснащения специальных объектов, а
также проведение в этих целях
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и
проектно-изыскательских работ, в том
числе в составе специальных программ,
решения о выполнении которых приняты
Президентом РФ или Правительством РФ;
4) обеспечивает в
пределах своей компетенции защиту
сведений, составляющих государственную
тайну;
5) обеспечивает
собственную мобилизационную подготовку,
а также контроль и координацию
деятельности в области мобилизационной
подготовки Службы;
6) осуществляет
кадровое обеспечение ГУСПа, а также
методическое руководство кадровой
работой в Службе, организует переподготовку
и повышение квалификации работников
ГУСПа и военнослужащих Службы;
7) устанавливает
порядок работы с документами в ГУСПе
и Службе, осуществляет в соответствии
с законодательством РФ работу по
комплектованию, хранению, учету и
использованию их архивных документов;
взаимодействует
в установленном порядке с органами
государственной власти иностранных
государств и международными организациями
по вопросам, относящимся к установленной
сфере деятельности;
9) и т.д
ОАО
«Оборонсрвис» —
коммерческая
организация,
созданная в 2008
году
указом
Президента РФ
(России) и постановлениями Правительства
РФ
для освобождения военнослужащих
от несвойственных им хозяйственных
функций, подконтрольная Министерству
обороны РФ
(Минобороны
России).
Основные направления работы Общества,
согласно уставу:
управление деятельностью ОАО «Авиаремонт»,
«Спецремонт», «Ремвооружение»,
«Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго»,
«Военторг», «Красная звезда», «Славянка»
и координация их взаимодействия в
интересах Вооружённых
сил РФ
(ВС
России),
государственных и иных заказчиков,
включая иностранных.
1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.05.2019 N 84-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 84-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Гражданская оборона
— система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а
также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
характера;
Требования в области гражданской обороны
– специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты,
другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Мероприятия по гражданской обороне
— организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая
к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности
возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Руководство гражданской обороной
руководители органов местного самоуправления.
проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации
Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696
Целью
государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных
ситуациях.
Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;
в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий
по гражданской обороне;
г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;
д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;
е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;
ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;
з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных
отечественными производителями;
и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;
к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных
территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.
Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации
системы стратегического планирования;
б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;
д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;
е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.
Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации
Федеральные конституционные законы
1.
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».
2.
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Федеральные законы
1.
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».
2.
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
3.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
.
4.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
5.
Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
6.
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».
7.
Федеральный закон от 9 января 1996 г. 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
8.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
9.
Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».
10.
Федеральный закон от 27 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
11.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
12.
Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в части касающейся
полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны.
13.
Федеральный закон от 9 февраля 2000 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
14.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании в Российской Федерации».
15.
Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».
16.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
17.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».
18.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
19.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
20.
Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ Об использовании атомной энергии
21.
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Указы Президента Российской Федерации
1.
Указ Президента РФ от 20.12.2016 N 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».
2.
Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».
3.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
6.
Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 3 сентября 2011 г. № ПР-2613).
7.
Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и
террористических актов на период до 2020 года утвержденные Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 года №Пр-3400.
8.
Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года утвержденные Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 года № Пр-539.
Постановления Правительства Российской Федерации
1.
Постановление Совета Министров Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования
населения РФ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».
2.
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».
4.
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».
10.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
12.
Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти».
15.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
16.
Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».
17.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера».
Совместные приказы, приказы других министерств и ведомств
2.
Совместный приказ МЧС России, Минкомсвязи России и Минкультуры России от 07.12.2005 № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»
(зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2006 г., регистрационный номер 7443).
5.
Приказ Минздрава России от 08.02.2013 № 61н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки санитарной сумки для оказания первой помощи подразделениями сил гражданской обороны».
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.02.2013 г № 70н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для
оказания первичной медико- санитарной помощи и первой помощи».
Приказы МЧС России
1.
Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
2.
Приказ МЧС России от 27.05.2003 № 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».
3.
Приказ МЧС России от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно- методических центрах по гражданской обороне
и чрезвычайным ситуациям субъектов российской федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».
4.
Приказ МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».
5.
Приказ МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (взамен приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993).
6.
Приказ МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».
7.
Приказ МЧС России от 13.11.2006 № 646 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, в
образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов
Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».
8.
Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».
9.
Приказ МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны».
.
10.
Приказ МЧС России от 22.04.2013 № 276 «Об утверждении Перечня регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России».
11.
Приказ МЧС России от 22.01.2013 № 33 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС».
12.
Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на
водных объектах.
Прочие регламентирующие документы
СП 88.13330.2014 «Защитные мероприятия гражданской обороны. Актуализированная редакция СНИП II-11-77*».
Ведомственные нормативные акты, планирующие документы и мероприятия в области гражданской обороны проводимые в Минобрнауки России
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 16 сентября 2019 г. № 774 «Об утверждении Положения о структурном подразделении (работниках) в Министерстве науки и высшего образования Российской
Федерации и его территориальных органах, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны».
Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
.
Положение об Отделе мобилизационной подготовки и гражданской обороны – уполномоченном структурном подразделении Минобрнауки России на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
План мероприятий Минобрнауки России по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря
2016 года № 696.
Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России.
Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России в 2019 году.
Об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации