Лидерство и руководство
Лидерство– это естественный социально-психологический
процесс в группе, построенной на влиянии
личного авторитета человека на поведение
группы. Это отношения доминирования и
подчинения, влияния и следования в
системе межличностных отношений в
группе.
Лидерство –
это попытка использовать непринудительные
формы влияния с целью мотивации индивидов
на достижение определенной цели.
Лидер –
это член группы, который в значимых
ситуациях способен оказывать существенное
влияние на поведение остальных участников;
это личность, способная объединять
людей ради достижения какой-либо цели.
Группа последователей
признает личностные и физиологические
качества лидера, передает ему властные
полномочия (право командовать), наделяет
его ответственностью (он должен заботиться
о членах группы и удовлетворять их
потребности), а также оказывает ему
необходимую поддержку в достижении
поставленных целей. Реально этим правом
лидер пользуется до того момента, пока
это признается его последователями в
неформальной группе.
Общие характеристики лидера и руководителя
Отвечает за |
Отвечает за |
Принимает решения |
Распоряжается |
Отличия руководителя и лидера:
Лидер |
Руководитель |
Лидерство |
Появление |
Лидер |
Руководитель |
Лидерство |
Положение |
Лидер |
Руководитель |
Принятие |
Процесс |
Использует |
Получает |
Наиболее эффективно
совмещение ролей руководителя и
неформального лидера, т.к. в этом случае
ресурс власти максимален, поскольку
опирается на все ее психологические
источники.
Природа лидерства
-
является ли
способность к лидерству врожденной
или этому можно научить -
как именно
осуществлять лидерские функции, чтобы
это приводило к наилучшим результатам
групповой деятельности
Теории
характерных особенностей (личностных
качеств) лидера.
Исследования были
ориентированы на выделение черт
(физических, интеллектуальных или
личностных) и характеристик, которые
отличают лидера показали, что важны и
интеллектуальные качества, и личностные,
и определенные способности
Например:
-
нравственная
зрелость, или сила «Я»; -
влияние
на окружающих, или доминирование; -
целостность
характера, или сила «сверх-Я»; -
социальная
компетентность, предприимчивость; -
проницательность
-
независимость;
-
сила
воли, управление своим поведением -
отсутствие
излишних сильных переживаний и нервного
напряжения
-
интеллект;
-
стремление
к знаниям; -
способность
к адаптации; -
надежность
-
ответственность
-
активность
-
социальное
участие
-
честолюбие;
-
энергичность;
-
желание
вести за собой; -
честность
и прямота; -
уверенность
в себе; -
способности
и знания.
Попадая в определенные
ситуации такие люди, чаще способны вести
за собой других, но нет гарантии, что
они станут эффективными лидерами. Роль
отдельных качеств зависит от ситуации,
решаемых задач.
Харизматическое
лидерство основано на умении
эмоционально воздействовать на людей,
«излучать» энергию и заряжать ею
окружающих, мотивировать к эффективной
работе.
Некоторые из
качеств, отличающих харизматического
лидера:
-
Практически
полная уверенность в своих суждениях
и способностях -
Умение
лучше других видеть перспективу -
Способность
увлечь своей идеей остальных, умело
разъясняя и убеждая (так, что многие
начинают относиться к этой идее как к
собственной) -
Преданность
идее, готовность рисковать и взять на
себя ответственность -
Умение
хорошо чувствовать ситуацию и находить
ресурсы, необходимые для достижения
цели
Поведенческие
теории лидерствапытаются найти
устойчивые совокупности поведенческих
характеристик, оказывающие влияние на
эффективность деятельности группы.
В рамках поведенческого
подхода сформулировано понятие «стиля
лидерства» (руководства)
Стиль лидерства,
или стиль руководства – это
совокупность приемов и методов,
применяемых лидером (руководителем) с
целью оказания воздействия на зависящих
от него и находящихся в его подчинении
людей
Существующие
модели стилей лидерства (руководства)
разделяются на одномерные и многомерные.
Одномерные модели
лидерства
1)Первая из
моделей стилей лидерства связана с
выделением авторитарного, демократического
и либерального, или попустительского
стилей.
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
Формальные |
Содержательные |
Авторитарный |
|
Деловые, Запреты Четкий Похвала Эмоции Показ Позиция |
Дела Определяются Голос |
Демократический |
|
Инструкции Не Похвала Распоряжения Позиция |
Мероприятия За Все |
Попустительский |
|
Тон Отсутствие Никакого Позиция |
Дела Разделы |
Людмила Юрьевна Ананьева
Эксперт по предмету «Менеджмент организации»
преподавательский стаж — 10 лет
Стать автором
Понятие и особенности лидерства
Лидерство представляет собой сложную многоаспектную категорию. В общем смысле под ним принято понимать положение определенной личности в группе, дающее возможность занимающему его лицу влиять на отдельных людей, направляя их усилия в нужное русло. Применительно в сфере менеджмента и управления под лидерством понимается способность индивида к формированию коллектива и его ведению к намеченным целям на основе личного авторитета.
Определение 1
Лидер — это человек, побуждающий своих последователей к достижению намеченных целей и прилагающий к этому все усилия.
Сам феномен лидерства имеет двойственную природу. С одной стороны, в его основе лежит сфера отношений, а с другой – деловая сфера (рисунок 1). Вместе они образуют два типа лидерства:
- неформальное лидерство;
- формальное лидерство.
Рисунок 1. Сферы лидерства в организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Обе сферы лидерства неотделимы друг от друга, равно как и социально-экономическая и организационно-техническая стороны управления.
Формальное лидерство в большей степени сопряжено с понятием руководства. Неформальное же лидерство определяется факторами личностного и ситуационного характера.
Сущность, цели и задачи руководства
Под руководством в общем смысле принято понимать процесс, непосредственно связанный с управлением и контролем за деятельностью организации или группы лиц. Применительно к сфере менеджмента его принято отождествлять с механизмом, направляющим усилия коллектива и/или отдельно взятой личности на выполнение общих задач. Считается, что оно побуждает людей к достижению поставленных целей посредством влияния на их потребности.
«Лидерство и руководство» 👇
Определение 2
Руководитель – лицо, которое официально наделено правом принятия управленческих решений. Как правило, он выступает единоначальником в пределах переданных ему полномочий.
В значительной степени руководство отождествляется с менеджментом или управлением. Его отличительными особенностями выступает формализованный характер. К основным чертам руководителя, характеризующим его сущность, относятся:
- несение ответственности за конкретный хозяйственный объект, процесс или программу;
- наличие в подчинении группы лиц;
- наделение необходимыми правами и полномочиями по принятию управленческих решений;
- принятие ответственности за последствия реализации самостоятельно принятых управленческих решений.
Функции руководства сводятся к функциям менеджмента. Основными из них считаются планирование, организация, контроль и мотивация. Предназначение и сущность руководства сводятся к формированию целей и их эффективному достижению.
Взаимосвязь, сходства и различия между лидерством и руководством
Сегодня доподлинно известно, что лидерство является одним из основополагающих аспектов управленческой деятельности и, соответственно, руководства. Фактически оно пронизывает всю систему менеджмента любой компании.
В то же время, хотя лидерство и выступает существенным компонентом эффективного менеджмента, далеко не все эффективные лидеры в равной степени являются и эффективными руководителями. Основные отличия между менеджером-руководителем и лидером представлены на рисунке 2. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 2. Различия между лидерами и руководителями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замечание 1
В руках руководителя сосредоточена официальная, регламентированная власть. Лидер же в отличие от менеджера регулирует межличностные, а не официальные отношения в группе.
Лидерство зачастую возникает стихийно, в то время, как менеджеры назначаются официальным приказом высшего руководства. В связи с этим положение руководителей более стабильно, а сама их деятельность – регламентирована правилами.
Помимо прочего, считается, что лидерство в большей степени характерно для малых групп, в то время, как руководство является элементом макросреды, представленной системой общественных отношений.
Основные отличия лидерства от управления (руководства) сводятся к четырем базовым постулатам:
- постулат 1: в отличие от лидерства руководство существует в организационных структурах взаимодействующих людей;
- постулат 2: выдвижение и направленность лидеров и руководителей происходят различными способами;
- постулат 3: в отличие от руководства лидерство предполагает обязательное наличие последователей;
- постулат 4: лидерство и руководство не одно и то же.
Таким образом, считается, что лидеры могут существовать даже в неорганизованных группах, в то время, как руководители управляют строго организованным коллективом (структурами). Зачастую такие структуры функционируют на протяжении довольно длительного времени. В их роли могут выступать банки, предприятия, учебные заведения и пр.
В то же время завоевание лидерства и назначение на должность руководителя происходят принципиально различными способами. Лидер выбирается коллективом, порой даже стихийно, руководитель же назначается приказом «сверху» (рисунок 3). В результате первый получает общественно признание, а второй как бы «навязывается» группе.
Рисунок 3. Направленность выдвижения лидеров и руководителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как правило, руководителем становятся в результате намеренных действий формальной организации, в основе которых лежит принцип делегирования полномочий. Лидерами же становятся не по воле организации, а за счет выбора группы (коллектива).
Замечание 2
Одним из важнейших различий между руководством и лидерством считается наличие у последнего последователей. Если руководство характеризуется наличием подчиненных, которые вынуждены подчиняться приказам выше стоящего руководства, то лидерство предполагает наличие последователей, которые добровольно следуют за лидером и в любой момент могут изменить свое решение.
Наконец, следует понимать, что руководство и лидерство – это далеко не одно и тоже. В основе лидерства лежит нечто большее, нежели формальная основа. Оно основано на личной харизме и авторитете, действия лидера не ограничиваются рамками официальных полномочий и структур. Руководство же предполагает официальное возложение на человека функций управления организацией.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Руководителям компаний может казаться, что влияют на коллектив только они. Но случаются ситуации, когда подчиненные равняются на другого человека в коллективе и хотят следовать именно за ним. Все дело в том, что у отдельного сотрудника развиты лидерские качества, и члены команды подсознательно доверяют ему. В статье разберемся, кто важнее: лидер или руководитель, и в чем особенности их влияния.
Понятия «лидер» и «руководитель»
Зачастую люди думают, что два этих термина обозначают одно и то же. Но они ошибаются. Чтобы понять, в чем разница между лидером и руководителем, обратимся к определениям.
Чтобы лучше понять разницу, приведем пример. Учитель в школе назначает старосту класса. Руководителем становится Иван, ему нужно собирать дневники, фиксировать домашнее задание, информировать о мероприятиях. Но ученики не хотят сотрудничать с Иваном, они ему не доверяют. Лидером для них уже давно стал Дмитрий. Но из-за плохой успеваемости Димы учитель не наделил его полномочиями старосты. Происходит ситуация, в которой ученики класса хоть и выполняют указания Ивана, но делают это нехотя.
Различия между лидером и руководителем
Как мы видим, руководитель и лидер — две разные роли. Обычно у руководителя есть все шансы стать еще и лидером, но это не происходит само собой. Но зачастую эти позиции занимают разные люди. Далеко не всегда лидер становится управленцем.
Для наглядности составим сравнительную таблицу и посмотрим, какая есть разница между лидером и руководителем.
Руководитель |
Лидер |
Управляет в системе формальных отношений. |
Управляет в системе неформальных отношений. |
Получает власть благодаря закону и приказу. Имеет обязательства перед коллективом, наделен правами и полномочиями. |
Самостоятельно решает руководить или поставлен в такую позицию коллективом. Никому ничем не обязан и не связан никакими обещаниями. |
Может применять формальные и неформальные санкции. |
Использует только неформальные санкции. |
Либо имеет авторитет, либо нет. |
Всегда становится авторитетом для членов группы. |
Действует на основании документов компании: устава, решения совета директоров и протоколов. |
Основывается на целесообразности и здравом смысле. |
Стремится планировать наперед и избегать рисков. |
Самостоятельно отвечает за возникновение непредвиденных ситуаций из-за своих действий и решений. |
Организует работу сотрудников в соответствии со штатным расписанием и должностными инструкциями. |
Объединяет единомышленников, которые стремятся к одной цели. |
Его уважают. |
Его обожают. |
Делает дело правильно. |
Делает правильное дело. |
Утрачивает влияние при увольнении. |
Вытесняется более сильной личностью. |
Общее в руководстве и лидерстве
Да, различия между лидером и руководителем существенны. Но они преследуют общую цель — привести компанию к успеху. Достигнуть этого можно 3 способами:
-
Получение обратной связи. И лидер, и руководитель управляют так, чтобы сотрудники понимали свою ценность и хотели приносить пользу. Для эффективной работы нужно слышать мнение подчиненных и выстраивать работу с учетом их взглядов.
-
Определение связи между работой и успехом компании. Сотрудникам важно понимать, как их повседневная работа способствует достижению целей коллектива и компании. Если участники смогут выявлять эту связь, то им будет легче расставлять приоритеты и выполнять работу.
-
Повышение мотивации сотрудников. Чтобы подчиненные были заинтересованы в достижении целей компании, необходимо показывать им личные выгоды: повышение зарплаты, карьерный рост, а также оказывать поддержку и использовать наставнический стиль руководства.
Cтили руководства и сценарии их применения
Не знаете, как управлять командой в разных ситуациях? Собрали для вас памятку по использованию стилей руководства.
Навыки руководителя
Мы уже отмечали, чтобы стать успешным руководителем и достигать результатов, не обязательно стремиться к лидерству. Для начала осваивают должность начальника. Руководители обеспечивают стабильность и направляют работу. Для этого незачем создавать группу единомышленников.
Важно понимать, что задача руководителя — организовать выполнение работы, которая принесет результаты, и эффективно распределить ресурсы. Лидерские навыки можно улучшить, когда все рабочие процессы станут прозрачными. Но есть 3 ключевых навыка, без которых руководителю будет сложно управлять командой:
-
Делегирование. Процесс помогает не только освободить руководителя от рутинных дел, но и научить сотрудников выполнять более сложные задачи. Управленец займется решением стратегических вопросов, а у подчиненных повысится уровень мотивации.
-
Планирование. Руководителю важно уметь использовать инструменты, которые помогут спланировать будущее компании, сформировать порядок действий и распределить ресурсы. Один из таких способов — диаграмма PERT.
-
Сближение членов группы. Команда, которая работает сплоченно и идет к общей цели, более эффективна, чем отдельный сотрудник. Задача руководителя — наладить рабочее взаимодействие между подчиненными. В этом помогут деловые игры и тренинги.
Навыки лидера
Лидер ведет за собой команду и направляет ее в нужную сторону. Задача лидерства — вдохновлять сотрудников на общее дело, мотивировать их на этом пути. Чтобы подчиненные хотели идти за «вожаком», нужно развивать следующие навыки:
-
Мотивация. Сильные лидеры способны побудить людей к действию и поверить в достижение новых целей. Энергия лидера заряжает других сотрудников.
-
Творческий подход. Лидеры вдохновляют последователей на креативное отношение к делу. Ведь они стремятся к выполнению невозможного.
-
Наставничество. Лидерство подразумевает выявление потенциала сотрудников. Но этому может мешать неуверенность в своих силах. Поэтому задача лидера — поддержать человека на сложных этапах и научить выполнению сложных задач.
-
Решимость. Лидер понимает, как и для чего идти на риски. Успешные лидеры не сидят без дела, а добиваются результатов.
Вывод
Лидер и руководитель одинаково важны для достижения успеха в компании. Если такими навыками обладают разные сотрудники, не стоит пытаться менять роли. Лучше, если каждый сфокусируется на той области, в которой он будет более успешен и продуктивен. Научитесь применять современные методы управления персоналом и достигайте результатов быстрее.
Подписаться на рассылку
Подпишитесь, чтобы раз в неделю получать статьи о финансах, продажах и управлении проектами.
Автор: Bлaдимиp Гаджиевич Алиев, руководитель учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента.
Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.
Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.
Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.
Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.
Таблица 1. Матрица базовых стратегий
Руководство | Лидерство |
1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации | 1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе |
2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды | 2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа) |
3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры | 3. Возникает стихийно |
4. Явление более стабильное | 4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы |
5. Более определенная система различных санкций | 5. Менее определенная система различных санкций |
6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой | 6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности |
7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе | 7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа |
Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.
Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.
Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути.
Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.
Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.
Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.
Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.
Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.
Лидеры же, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. Самое главное — после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.
Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.
Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.
На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.
1. Лидерство и руководство: основные стили
Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:
- авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
- демократический (или коллегиальный);
- попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный).
1.1. Авторитарный стиль управления
Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.
За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.
Однако недостатков больше, чем достоинств:
- высокая вероятность ошибочных решений;
- подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
- неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
- неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.
Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.)
1.2. Демократический стиль управления
Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.
Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания.
Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.
Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.
1.3. Попустительский стиль управления
Характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).
Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Вследствие чего:
- результаты работы обычно низкие;
- люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;
- нет никакого сотрудничества;
- нет стимула добросовестно трудиться;
- разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров;
- подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;
- идет расслоение на конфликтующие подгруппы.
Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).
Стиль лидера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.
2. Качества и черты личности лидера
Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:
- доминантность — умение влиять на подчиненных;
- уверенность в себе;
- эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
- креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
- стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
- ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
- независимость, самостоятельность в принятии решений;
- гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
- общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.
Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.
В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:
- Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
- Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
- Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
- Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
- Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
- Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
- Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
- Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.
М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (табл. 2).
При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.
Таблица 2. Слабые и высокие навыки руководства
Слабые навыки руководства | Высокие навыки руководства |
|
|
Научиться применять современные формы и методы управления персоналом вы можете с помощью курса «Управление персоналом». Изучить его отдельно или по абонементу, со скидкой.
Руководство и лидерство наряду с общением и принятием решений являются важнейшими компонентами системы управления.
Лидерство — это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется.
В чем разница?
Различия между лидерством и руководством хорошо описал Уоррен Беннис, один из первых исследователей современного лидерства. Вот часть утверждений из его теории:
- Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует.
- Руководитель поддерживает, лидер развивается.
- Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях.
- Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.
- Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы.
- Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему.
- Руководитель делает все правильно, лидер умеет расставлять приоритеты.
Ниже представлена сравнительная таблица характеристик руководителя и лидера.
А что общего?
1. И руководство, и лидерство являются средством управления людьми. Только одно из них «работает», в системе формальных, официальных отношений, а другое — в системе отношений неформальных, неофициальных.
2. Оба феномена помогают осуществлять социальное влияние в группе. Но при руководстве это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как при лидерстве — по неофициальным.
3. И там и там существует определенная субординация отношений. Причем в руководстве она ярко выражена и закреплена, а в лидерстве – менее заметна и заранее никак не очерчена.
Поэтому вовсе не случайно, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером.