Нидерланды руководство страны

Эта небольшая европейская страна относится к числу высокоразвитых государств. Этого удалось достигнуть в том числе благодаря политической системе. Так кто же президент Нидерландов сейчас, и вообще, существует ли в стране такая должность?

Марк Рютте, глава кабинета министров

Политическая система Нидерландов

С 1815 года и до нашего времени Нидерланды являются конституционной монархией. Исторически, на протяжении веков, это была республика, союз провинций. С 1848 года Нидерланды также являются парламентской демократией: жители страны могут выбирать, кто их представляет в парламенте. Голландский монарх не имеет реальной политической власти, но служит представительным главой государства и символическим лицом, объединяющим политическую страны. Положение короля (или королевы) закреплено в Конституции.

Голландский парламент

Парламент состоит из двух палат. Нижняя палата (нидерландский: Tweede Kamer или Вторая палата) избирается каждые четыре года на прямых общенациональных выборах вместе с провинциальными парламентами. Он состоит из 150 членов. В выборах могут принимать участие только политические партии.

Нижняя палата выполняет следующие функции:

  • утверждает бюджет;
  • имеет право законодательной инициативы;
  • право вносить поправки,
  • право инициировать собственные запросы;
  • право запроса.

Члены провинциальных парламентов голосуют за менее значимый Сенат (голландский: Eerste Kamer, или Первая палата), состоящий из 75 членов, которые одобряют или отклоняют все законы Нидерландов без права внесения поправок. Вместе Первая и Вторая палаты составляют Генеральные штаты (голландский: Staten Generaal, основаны в 1593 году). Фактически, политическая система Нидерландов дает правительству большую свободу, если оно пользуется поддержкой парламента.

Глава государства – монарх

Король Виллем-Александр ван Оранье-Нассау является номинальным главой государства Нидерланды. Король выполняет несколько, в основном, представительских функций. Он назначает всех мэров в Нидерландах, а также политика, который формирует правительство после всеобщих выборов. Монарх также подписывает все законы, одобренные парламентом.

Правительство

Нидерланды обычно управляются коалицией различных политических партий. Премьер-министр, как правило, является представителем партии, получившей наибольшее количество мест на выборах. Обычно номинальный глава государства, король, поручает лидеру партии, победившей на выборах, или важному политическому деятелю из этой партии сформировать новое правительство. Конституция не разрешает члену парламента работать в правительстве.

Учтите: с недавних пор страна официально называется Нидерландами. Голландия, название, к которому мы все привыкли – лишь неформальное наименование страны. Кроме того, так называется одна из исторических частей Королевства Нидерланды, от которой, собственно, когда-то и пошел обычай называть так всю территорию этого европейского государства.

Совет министров руководит общей политикой страны. Совет министров с королем вместе образуют Корону, орган, который назначает членов Государственного совета (голландский: Raad van State), учреждения, имеющего влияние на определенные решения и более важные назначения.

Премьер-министр

Премьер-министр является главой правительства. Сейчас это Марк Рютте из Народной партии за свободу и демократию – ВВД (либералы) в настоящее время является премьер-министром Нидерландов.

На сегодняшний день Марка Рюгге нет жены, однако политик ведет активную общественную жизнь.

Официально премьер-министр в Нидерландах является не главой правительства, а глава кабинета министров, это главного исполнительного органа правительства.

А что с президентской системой?

Нидерланды – монархия, поэтому у этой страны нет президента. У этой страны есть король как глава государства и премьер-министр как, глава кабмина.

В Нидерландах нет президентской системы, это конституционная монархия. Такой должности, как президент Голландии, сегодня не существует. Итак, король – глава государства. Но вот что сбивает с толку: титул главы правительства, по своим функциям напоминает должность президента. Это можно сравнить, например, с премьер-министром Великобритании, где политическая система похожа на голландскую. Обычно это ведущий кандидат от самой крупной партии в кабинете министров. Получить абсолютное большинство на национальных выборах практически невозможно, поэтому кабинет обычно состоит из коалиции двух или более партий.

Должность вице-президента в Нидерландах: кто это такой?

Этот человек не имеет ничего общего с должностью президента Нидерландов. Вице-президента Государственного совета (президентом совета, конечно же, является правящий монарх) также называют «вице-королем Нидерландов».

Вице-президент Государственного совета Нидерландов сейчас, в 2021 году – Том де Грааф (полное имя – Thomas Carolus de Graaf).

Конечно, он не избирается демократическим путем, а назначается королем (после рекомендации других членов совета), и его срок составляет примерно «до тех пор, пока он жив и хочет работать, или пока король не уволит его». Государственный совет является административным расширением Суда Его Величества, и его члены назначаются на пожизненное заключение короной после ярких рекомендаций.

Официально совет разделен на законодательную часть (хотя и немного странную, поскольку король может давать советы по законам, которые он предлагает, через свой кабинет, членом которого он также является) и судебную часть, действующую в качестве верховного суда. Этот раскол был санкционирован европейскими правилами разделения властей. На самом деле обе части работают в одном офисе.

From Wikipedia, the free encyclopedia

The cabinet of the Netherlands (Dutch: Nederlands kabinet) is the main executive body of the Netherlands. The latest cabinet of the Netherlands is the Fourth Rutte cabinet,[1] which has been in power since 10 January 2022, until 7 July 2023. It is headed by Prime Minister Mark Rutte and his deputies Sigrid Kaag, Wopke Hoekstra and Carola Schouten.[2]

Composition and role[edit]

The Hague’s Binnenhof. The Ministry of General Affairs, where the Council of Ministers meets every Friday, is in the centre.

The cabinet consists of the ministers and state secretaries. The cabinet is led by the Prime Minister. There are between twelve and sixteen Ministers, most of whom are also heads of specific government ministries, although there are often some ministers without portfolio who have areas of responsibility inside one or more ministries. For instance there has for some time been a minister for development cooperation, who works within the Ministry of Foreign Affairs. Most ministries also have a state secretary who is responsible for part of the relevant portfolio. State secretaries (such as that of Trade and Development Cooperation) are given the right to call themselves «Minister» in other countries and be treated as such for protocolary purposes, while not having any of the domestic rights given specifically to Ministers. Most significantly, state secretaries are not members of the Council of Ministers.

The policy of a cabinet is coordinated by the Council of Ministers, in which all ministers, including ministers without portfolio, take part. The Council initiates laws and policy. State secretaries do not attend the Council of Ministers unless invited, and even then they have no voting rights in the Council. The Council meets every Friday in the Trêveszaal (the Room of Treaties) in the Binnenhof. Meetings are chaired by the Prime Minister, or an acting Prime Minister if necessary. The Council makes decisions in a collegial manner; all ministers, including the Prime Minister, are (theoretically) equal. Behind the closed doors of the Trêveszaal, ministers can freely debate proposed decisions and express their opinion on any aspect of cabinet policy. Once a decision is made by the Council, all individual members are bound by it and are obliged to support it publicly. A member of Cabinet who is not prepared to publicly support a decision of the Council is obliged to step down. Typically, a good deal of effort is put into reaching relative consensus on any decision. A process of voting within the Council does exist, but is hardly ever used.

Together with the King, the Council of Ministers forms the Government, which makes all the major decisions. In practice, the King does not participate in the daily decision-making of government, although he is kept up to date by weekly meetings with the Prime Minister. The Dutch constitution does not speak of cabinet, but instead only of the Council of Ministers and Government.

The ministers, individually and collectively (as cabinet), are responsible to the States-General for government policy and must enjoy its confidence. It is not possible for a minister to be a member of parliament. Ministers or state secretaries who are no longer supported by a parliamentary majority are also expected by convention to step down. In contrast to the Westminster system, Dutch ministers may not simultaneously also be members of the States-General, although members of the States-General can be appointed as ministers, whereupon their seats become vacant.

An important question is whether the relationship between the cabinet and parliament should be dualistic or monistic. That is, whether ministers and leaders of governing parliamentary parties should prepare important political decisions. According to the dualistic position, members of parliament of governing parties should function independently of the Cabinet. The monistic position, by contrast, is that the Cabinet plays an important role in proposing legislation and policy.

The Cabinet typically meets at least once a week and is presided by the Prime Minister.[3]

Formation[edit]

This article’s factual accuracy may be compromised due to out-of-date information. Please help update this article to reflect recent events or newly available information. (December 2012)

After a general election held generally every four years, or if a cabinet resigns during a parliamentary term, the process of cabinet formation starts. Because of the multi-party system of the Netherlands, no single party has had a majority in parliament since 1900, and formation of a coalition of two or often three parties is always necessary. This is a time-consuming process. The entire procedure is regulated by tradition and convention, with only the final appointment process specified by law.

Initially, the Dutch Monarch has secret individual meetings with the presidents of the Senate and House of Representatives, and the Vice-President of the Council of State. Next the Monarch has a meeting with the leader of each parliamentary party in the House of Representatives. This is followed by appointing an informateur who explores the options of a new cabinet. The informateur is often a relative outsider and a veteran politician, who has retired from active politics, perhaps a member of the Senate or Raad van State, though by convention has a background in the largest party in the House of Representatives. The Monarch may appoint multiple informateurs, with backgrounds in other parties. The informateur is given a specific task by the King or Queen regnant, often to «seek a coalition of parties with programmatic agreement and a majority in parliament.» The informateur has one-on-one meetings with the leaders of the parliamentary parties, and chairs sessions of negotiations between the chairs of parliamentary parties as they compromise in order to achieve agreement. If negotiations break down, a new informateur is appointed and the information process begins afresh.

Once an informateur is successful, the Monarch appoints the formateur,[4] conventionally the leader of the largest party in the prospective coalition and the likely Prime Minister. the formateur leads any remaining negotiations between those parties willing to cooperate to form a cabinet. Often, these negotiations cover the details of the program of policies, the composition of the Cabinet, and the division of Ministerial portfolios.

If the formateur is successful, the Monarch appoints all ministers and state secretaries individually by Royal Decision (Koninklijk Besluit). Each Minister privately swears an oath of loyalty to the Constitution. After this the entire Council of Ministers and the King or Queen regnant are photographed on the stairs of the palace Huis ten Bosch during the bordes scene. The new cabinet then proposes its plans to parliament.

Between the dissolution of the States-General before general elections and the appointment of a new Cabinet, the incumbent Cabinet is termed demissionair, that is, a caretaker government limiting itself to urgent and pressing matters and traditionally not taking any controversial decisions. If a Cabinet falls during a parliamentary term because one of the coalition partners withdraws its support, the coalition partner in question may leave. This does not result in a demissionair Cabinet, unless the Prime Minister is granted a dissolution of the States-General. Instead, the remaining parties in the governing coalition form a rompkabinet («rump cabinet»). If the parties do not between them control a majority of the House of Representatives, the Cabinet continues as a minority government.

The formation is often considered as important as or even more important than the elections themselves. Because of the importance of negotiations, which can lead to policies that no party has promoted during the election, cabinet formations are sometimes seen as undemocratic. Recently it was attempted to make the process more democratic, with the formateur and informateur accounting for their actions before both the House of Representatives and the Dutch Monarch. Another source of discontent with this process is the role of the monarch in it.

Incumbent Cabinet[edit]

Prime Minister and Deputy Prime Ministers in the fourth Rutte cabinet

Title Minister Term of office Party
Image Name Start End
Prime Minister Mark Rutte Mark Rutte 14 October 2010[i] Incumbent VVD
First Deputy Prime Minister Sigrid Kaag Sigrid Kaag 10 January 2022 Incumbent D66
Second Deputy Prime Minister Wopke Hoekstra Wopke Hoekstra 10 January 2022 1 September 2023[ii] CDA
Karien van Gennip Karien van Gennip 5 September 2023 Incumbent
Third Deputy Prime Minister Carola Schouten Carola Schouten 26 October 2017[i] Incumbent CU
Ministers in the fourth Rutte cabinet

Title Minister Term of office Party
Image Name Start End
Minister of General Affairs Mark Rutte Mark Rutte 14 October 2010[i] Incumbent VVD
Minister of Finance Sigrid Kaag Sigrid Kaag 10 January 2022 Incumbent D66
Minister of Foreign Affairs Wopke Hoekstra Wopke Hoekstra 10 January 2022 1 september 2023[ii] CDA
Liesje Schreinemacher Liesje Schreinemacher (ad interim) 1 September 2023 5 September 2023 VVD
Hanke Bruins Slot Hanke Bruins Slot 5 September 2023 Incumbent CDA
Minister of Justice and Security Dilan Yeşilgöz-Zegerius Dilan Yeşilgöz-Zegerius 10 January 2022 Incumbent VVD
Minister of the Interior and Kingdom Relations Hanke Bruins Slot Hanke Bruins Slot 10 January 2022 5 September 2023[iii] CDA
Hugo de Jonge Hugo de Jonge 5 September 2023 Incumbent
Minister of Education, Culture and Science Robbert Dijkgraaf Robbert Dijkgraaf 10 January 2022 Incumbent D66
Minister of Defence Kajsa Ollongren Kajsa Ollongren 10 January 2022 Incumbent D66
Minister of Infrastructure and Water Management Mark Harbers Mark Harbers 10 January 2022 Incumbent VVD
Minister of Economic Affairs and Climate Policy Micky Adriaansens Micky Adriaansens 10 January 2022 Incumbent VVD
Minister of Agriculture, Nature and Food Quality Henk Staghouwer 10 January 2022 5 September 2022[ii] CU
Carola Schouten Carola Schouten (ad interim) 5 September 2022 4 October 2022
Piet Adema Piet Adema 4 October 2022 Incumbent
Minister of Social Affairs and Employment Karien van Gennip Karien van Gennip 10 January 2022 Incumbent CDA
Minister of Health, Welfare and Sport Ernst Kuipers Ernst Kuipers 10 January 2022 Incumbent D66
Ministers without portfolio in the fourth Rutte cabinet

Ministry Title Minister Term of office Party
Image Name Start End
Social Affairs and Employment Minister for Poverty Policy, Participation and Pensions Carola Schouten Carola Schouten 10 January 2022 Incumbent CU
Foreign Affairs Minister for Foreign Trade and Development Cooperation Liesje Schreinemacher Liesje Schreinemacher 10 January 2022 Incumbent VVD
Justice and Security Minister for Legal Protection Franc Weerwind Franc Weerwind 10 January 2022 Incumbent D66
Interior and Kingdom Relations Minister for Housing and Spatial Planning Hugo de Jonge Hugo de Jonge 10 January 2022 5 September 2023[iv] CDA
Education, Culture and Science Minister for Primary and Secondary Education Dennis Wiersma Dennis Wiersma 10 January 2022 22 June 2023[ii] VVD
Mariëlle Paul 21 July 2023 Incumbent
Economic Affairs and Climate Policy Minister for Climate and Energy Policy Rob Jetten Rob Jetten 10 January 2022 Incumbent D66
Agriculture, Nature and Food Quality Minister for Nature and Nitrogen Policy Christianne van der Wal Christianne van der Wal 10 January 2022 Incumbent VVD
Health, Welfare and Sport Minister for Long-term Care and Sport Conny Helder Conny Helder 10 January 2022 Incumbent VVD
State secretaries in the fourth Rutte cabinet

Ministry Title State secretary Term of office Party
Image Name Start End
Justice and Security State Secretary for Justice and Security[v] Eric van der Burg Eric van der Burg 10 January 2022 Incumbent VVD
Interior and Kingdom Relations State Secretary for Kingdom Relations and Digitalisation[vi] Alexandra van Huffelen Alexandra van Huffelen 10 January 2022 Incumbent D66
Education, Culture and Science State Secretary for Culture and Media Gunay Uslu Gunay Uslu 10 January 2022 Incumbent D66
Finance State Secretary for Tax Affairs and the Tax Administration Marinx van Rij Marnix van Rij 10 January 2022 Incumbent CDA
State Secretary for Benefits and Customs Aukje de Vries Aukje de Vries 10 January 2022 Incumbent VVD
Defence State Secretary for Defence Christophe van der Maat Christophe van der Maat 10 January 2022 Incumbent VVD
Infrastructure and Water Management State Secretary for Infrastructure and Water Management[vii] Vivianne Heijnen Vivianne Heijnen 10 January 2022 Incumbent CDA
Economic Affairs and Climate Policy State Secretary for the Extractive Industries Hans Vijlbrief Hans Vijlbrief 10 January 2022 Incumbent D66
Health, Welfare and Sport State Secretary for Health, Welfare and Sport Maarten van Ooijen Maarten van Ooijen 10 January 2022 Incumbent CU
  1. ^ a b c Retained this position from the previous cabinet.
  2. ^ a b c d Resigned from this position.
  3. ^ Appointed as Minister of Foreign Affairs.
  4. ^ Appointed as Minister of the Interior and Kingdom Relations.
  5. ^ Allowed to use the title «Minister for Migration» while on foreign business.
  6. ^ Allowed to use the title «Minister for Digitalisation» while on foreign business.
  7. ^ Allowed to use the title «Minister for the Environment» while on foreign business.

Ministries[edit]

There are now twelve ministries, all with their own Minister, there are also several Ministers without portfolio and in some ministries there is a State Secretary next to the Minister. The number of Ministers and State Secretaries and the division of their tasks may vary somewhat from one cabinet to another. The ministries are:

Ministries Responsibilities Agencies /
Independent Agencies
Minister Website
Ministry of General Affairs Ministry of General Affairs
(Dutch: Ministerie van
Algemene Zaken
)
AZ Government policy • Planning •
Information • Dutch royal house
• Government Information Service
• Scientific Council for Government Policy
• Cabinet Office
• Review Committee on the
Intelligence and Security Services
Mark Rutte
as Prime Minister
and
Minister of General Affairs
(in English)
Ministry of General Affairs
Ministry of the Interior and Kingdom Relations Ministry of the Interior
and Kingdom Relations
(Dutch: Ministerie van Binnenlandse
Zaken en Koninkrijksrelaties
)
BZK Domestic policy • Civil service • Public administration •
Elections • Local governments •
Intelligence • Kingdom Relations
• Safety Board
• General Intelligence and Security Service
• PKIoverheid
Hanke Bruins Slot
as Minister of the Interior
and Kingdom Relations
(in English)
Ministry of the Interior
and Kingdom Relations
Ministry of Foreign Affairs Ministry of Foreign Affairs
(Dutch: Ministerie van
Buitenlandse Zaken
)
BZ Foreign relations • Foreign policy • International development •
International trade • European Union • NATO • Benelux • Diaspora
• Diplomatic Service
• Center for the Promotion of Imports
Wopke Hoekstra
as Minister of
Foreign Affairs
(in English)
Ministry of Foreign Affairs
Ministry of Finance Ministry of Finance
(Dutch: Ministerie van Financiën)
FIN Economic policy • Monetary policy • Fiscal policy •
Tax policy • Incomes policy • Financial market •
Regulations • Government budget
• Tax and Customs Administration
• Fiscal Information and Investigation Service
• Authority for the Financial Markets
Sigrid Kaag
as Minister of Finance
(in English)
Ministry of Finance
Ministry of Justice and Security Ministry of
Justice and Security
(Dutch: Ministerie van
Justitie en Veiligheid
)
J&V Justice system • Law enforcement • Public security •
Emergency management • Counter-terrorism • Immigration policy •
Legal aid • Drug policy • Incarcerations
• National Police Corps
• Public Prosecution Service
• National Coordinator for Security and Counterterrorism
• Forensic Institute
• Immigration and Naturalisation Service
• Custodial Institutions Agency
Dilan
Yeşilgöz-Zegerius
as Minister of Justice
and Security
(in English)
Ministry of Justice
and Security
Ministry of Economic Affairs and Climate Policy Ministry of Economic Affairs
and Climate Policy
(Dutch: Ministerie van Economische
Zaken en Klimaat
)
EZK Commercial policy • Energy policy • Environmental policy •
Climate change policy • Renewable energy policy • Nuclear energy policy
Industrial policy • Investment policy • Technology policy •
Mining • Trade • Space policy •
Natural resource • Tourism
• Foreign Investment Agency
• Space Office
• Bureau for Economic Policy Analysis
• Department of Nuclear Safety, Security and Safeguards
• Patent Office
• Central Agency for Statistics
• Environmental Assessment Agency
Micky Adriaansens
as Minister of
Economic Affairs
and Climate Policy
(in English)
Ministry of Economic Affairs
and Climate Policy
Ministry of Defence Ministry of Defence
(Dutch: Ministerie van Defensie)
DEF Armed forces • Military policy • National security • Veterans Affairs •
Military police • Defence diplomacy • Humanitarian aid
• Army
• Navy
• Air Force
• Marechaussee
• Coastguard
• Military Intelligence and Security Service
Kajsa Ollongren
as Minister of Defence
(in English)
Ministry of Defence
Ministry of Health, Welfare and Sport Ministry of Health,
Welfare and Sport
(Dutch: Ministerie van
Volksgezondheid, Welzijn en Sport
)
VWS Health care • Health policy • Health insurance •
Pharmaceutical policy • Vaccination policy • Welfare •
Biomedical sciences • Sport
• Institute for Public Health and the Environment
• Health Care Inspectorate
Ernst Kuipers
as Minister of Health,
Welfare and Sport
(in English)
Ministry of Health,
Welfare and Sport
Ministry of Social Affairs and Employment Ministry of Social Affairs
and Employment
(Dutch: Ministerie van Sociale Zaken
en Werkgelegenheid
)
SZW Social policy • Employment • Labour economics •
Occupational safety and health • Social security •
Consumer protection • Trades unions • Trade associations • Emancipation
• Social and Economic Council
• Inspectorate SZW
Karien van Gennip
as Minister of
Social Affairs
and Employment
(in English)
Ministry of Social Affairs
and Employment
Ministry of Education, Culture and Science Ministry of Education,
Culture and Science
(Dutch: Ministerie van Onderwijs,
Cultuur en Wetenschap
)
OCW Education policy • Cultural policy • Science policy •
Knowledge policy • Research • Innovation •
Art • Gender equality • Communication • Media
• Public Broadcasting Agency
• National Archives
• National Library
• Equal Treatment Commission
Robbert Dijkgraaf
as Minister of Education,
Culture and Science
(in English)
Ministry of Education,
Culture and Science
Ministry of Infrastructure and Water Management Ministry of Infrastructure
and Water Management
(Dutch: Ministerie van Infrastructuur
en Waterstaat
)
I&W Transport • Aviation • Housing policy • Public works •
Spatial planning • Land management • Water Management
• Rijkswaterstaat
• Driving License and Certificates Agency
• Meteorological Institute
Mark Harbers
as Minister of
Infrastructure and
Water Management
(in English)
Ministry of Infrastructure
and Water Management
Ministry of Agriculture, Nature and Food Quality Ministry of Agriculture,
Nature and Food Quality
(Dutch: Ministerie van Landbouw,
Natuur en Voedselkwaliteit
)
LNV Agricultural policy • Food policy • Food safety • Fisheries •
Natural conservation • Forestry • Animal welfare
• Food and Consumer Product Safety Authority Piet Adema
as Minister of Agriculture,
Nature and Food Quality
(in English)
Ministry of Agriculture, Nature
and Food Quality

History[edit]

The first real cabinet was formed in 1848 after a constitution was adopted which limited the power of the King and introduced the principle of ministerial responsibility to parliament. Until 1888 cabinets lacked a real coordinating role, and instead ministers were focused on their own department. After 1888 cabinets became more political.

Of the thirty coalition governments since World War II, only three excluded the largest party (all three times PvdA) and the largest number of parties in a coalition was 5 (in 1971 and 1973). After that, the three major Christian-democratic parties merged into CDA, and 2- or 3-party coalitions became standard.

Since 1945 there have been thirty cabinets, which were headed by 15 Prime Ministers. Willem Drees and Jan Peter Balkenende both chaired the most cabinets (four) and Ruud Lubbers served as Prime Minister the longest (between 1982 and 1994). The second Rutte cabinet was the longest lasting cabinet since World War II (1,816 days); only the cabinet led by Theo Heemskerk sat longer (2025 days). The first Balkenende cabinet is the shortest lasting normal cabinet since World War II (87 days); only the fifth cabinet of Hendrikus Colijn lasted shorter (10 days).

  Prime minister member of CDA (KVP/ARP)

  Prime minister member of PvdA (VDB)

  Prime minister member of VVD

Council of Ministers of the Kingdom[edit]

The Cabinet of the Netherlands also takes responsibility for day-to-day affairs in the Kingdom of the Netherlands, which is distinct from the Netherlands, as it also includes the constituent countries of Aruba, Curaçao and Sint-Maarten. If affairs are decided which are of vital importance of the Kingdom as a whole, the Council of Ministers of the Netherlands is joined by a Minister Plenipotentiary for Aruba, Curaçao and Sint-Maarten to form the Council of Ministers of the Kingdom.

Types[edit]

There are different types of cabinets:

  • A demissionary cabinet (demissionair kabinet) is a caretaker government during the election campaign and the formation of a new cabinet.
  • An extra-parliamentary cabinet (extraparlementair kabinet) not based on a parliamentary majority. The last extra-parliamentary cabinet was the Den Uyl cabinet. It consisted of members of the three progressive parties (the social democratic PvdA, the social liberal D66, and the progressive Christian PPR) and progressive members from the Christian democratic ARP and KVP. It is contrasted with a parliamentary cabinet, which does have an explicit majority in parliament.
  • A rump cabinet (rompkabinet) is the continuation of a Dutch cabinet when it has lost a coalition partner, typically a form of minority government, where the cabinet has not become demissionary, but seeks support from a majority of parliament to finish the work that was already introduced by the cabinet to the parliament. Normally the Dutch Monarch will call for dissolution of parliament somewhat later, since the basis behind the coalition agreement is gone.
  • A broad basis cabinet (brede basiskabinet) is an oversized coalition or national cabinet. Between 1945 and 1959, several cabinets have included more parties than were necessary for a parliamentary majority. The first one of which was the Schermerhorn cabinet. Other parties were included to give the cabinet and its far-reaching proposals, like the formation of a welfare state, a broad basis in parliament and society. The core of these cabinets were formed by the social democratic PvdA and the catholic KVP, the Roman/Red alliance which by themselves had a large majority in parliament.

See also[edit]

  • List of cabinets of the Netherlands

References[edit]

  1. ^ Zaken, Ministerie van Algemene (2022-01-07). «Government — Government.nl». www.government.nl. Retrieved 2022-03-18.
  2. ^ Zaken, Ministerie van Algemene (2015-04-17). «Members of the government — Government — Government.nl». www.government.nl. Retrieved 2022-03-18.
  3. ^ Zaken, Ministerie van Algemene (2014-02-20). «How the Dutch Cabinet works — Government — Government.nl». www.government.nl. Retrieved 2022-03-18.
  4. ^ Zaken, Ministerie van Algemene (2017-12-12). «Forming a new government — Government — Government.nl». www.government.nl. Retrieved 2022-03-18.

Политика ,

 

0 

Премьер Нидерландов Марк Рютте и его кабинет уйдут в отставку из-за миграционной политики

Правительство Нидерландов уходит в отставку из-за разногласий внутри правящей коалиции по поводу политики предоставления убежища мигрантам. Его глава Рютте находился на посту с 2010 года. Новые выборы пройдут не раньше осени

Марк Рютте


Марк Рютте

Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте и его правительство уходят в отставку после того, как власти не смогли договориться по вопросу о выдаче убежищ мигрантам, сообщает NOS.

Рютте назвал «очень прискорбным» тот факт, что партии страны не смогли прийти к согласию относительно данного вопроса, поскольку миграция — это серьезная социальная проблема. Он также выразил сожаление, что его правительство не сможет закончить начатую работу из-за сложившейся ситуации.

Как отмечает Reuters, разногласия партий по поводу вопроса о просителях убежищ привели к политическому кризису в стране. «Народная партия за свободу и демократию» Рютте настаивала, что поток просителей нужно ограничить, но две партии из четырех, которые входили в правительственную коалицию в парламенте, выступили против такой меры. Как пишет агентство, ситуация на этой неделе накалилась в связи с предложением Рютте ограничить въезд для детей беженцев, покинувших свои страны из-за войн и уже находящихся в Нидерландах. Из-за этого семьям пришлось бы ждать воссоединения по крайней мере два года.

Агентство указывает, что необходимость ужесточения иммиграционной политики страны связана с ростом числа заявлений об убежищах. В прошлом году оно увеличилось на треть, почти до 50 тыс., в этом году прогнозируется 70 тыс., что превысит предыдущий максимум 2015 года.

Рютте впервые стал премьер-министром Нидерландов в 2010 году. С тех пор он четырежды возглавлял правительство страны, последний кабинет начал работу в январе прошлого года. Профессиональную карьеру Рютте начинал в компании Uniliver в 1990-х, с 2002-го ушел в политику: работал в правительстве при премьере Яне Петере Балкененде и был членом палаты представителей (одна из палат парламента страны, Генеральных штатов).

Премьер также заявил, что подумает над тем, оставаться ли ему во главе своей партии, — он является ее лидером с 2006 года.

Избирательный совет страны сообщил, что новые выборы в палату представителей могут состояться не раньше середины ноября, поскольку нужно время на подготовку, передает BNR.

Кризис был спровоцирован стремлением консервативной праворадикальной партии ВВД премьер-министра Марка Рютте ограничить поток лиц, ищущих убежища, в Нидерланды. Напряженность достигла апогея на этой неделе, когда Рютте потребовал, чтобы три другие партии правящей коалиции — христианские демократы ХДП, центристские либералы D66 и небольшая протестантская партия ChristenUnie, согласились установить квоту на количество детей из зон вооруженных конфликтов, которые могут получить убежище в Нидерландах, сообщает AFP. Он также попросил, чтобы беженцы, уже обосновавшиеся в Нидерландах, больше не могли присоединиться к своим детям, если уже достигнута месячная квота в 200 детей.

В пятницу в Гааге состоялось заключительное кризисное совещание правительства, на котором обсуждалось, но безрезультатно, компромиссное предложение государственного секретаря по вопросам убежища Эрика ван дер Бурга. Оно не было принято, что и привело к падению правительства Рютте после 543 дней существования, сообщают голландские СМИ. Против данного решения выступили представители ХДП и D66. При этом «христианские демократы», большая часть избирателей которой находится в так называемом «Бийбельгорделе», Библейском поясе, консервативном районе страны, из-за своих религиозных убеждений традиционно выступает против ужесточения политики приема просителей убежища. «Сегодня вечером мы, к сожалению, пришли к выводу, что разногласия непреодолимы. По этой причине я подаю королю прошение об отставке от имени всего правительства», — заявил Рютте на пресс-конференции.

Коалиция Рютте останется в качестве временного правительства до тех пор, пока после новых выборов не будет сформирована новая администрация, процесс, который в раздробленном политическом ландшафте Нидерландов обычно занимает месяцы, сообщает CNN. Временное правительство не может принимать ключевые политические решения, однако Рютте сказал, что это не повлияет на поддержку Нидерландами Украины. Информационное агентство ANP со ссылкой на национальную избирательную комиссию сообщило, что выборы в Нидерландах не состоятся до середины ноября.

В Нидерландах уже проводится одна из самых жестких иммиграционных политик в Европе, но под давлением правых партий Рютте в течение нескольких месяцев пытался найти способы еще больше сократить приток просителей убежища. Количество заявлений о предоставлении убежища в Нидерландах выросло на треть в прошлом году до более чем 46 тысяч. Власти ожидают, что в этом году их число может увеличиться до более чем 70 тысяч, что превысит предыдущий максимум 2015 года. Это, по мнению правительства, снова создаст нагрузку на центры убежища страны, где в течение нескольких месяцев прошлого года сотни беженцев одновременно были вынуждены спать в спартанских условиях, практически не имея доступа к питьевой воде, санитарным удобствам или медицинскому обслуживанию. Рютте пообещал улучшить условия в учреждениях, в основном за счет сокращения числа беженцев, прибывающих в Нидерланды. Но ему постоянно не удавалось заручиться поддержкой партнеров по коалиции, которые считали, что его миграционная политика «зашла слишком далеко».

56-летний Рютте является лидером правительства дольше всех в истории Нидерландов. Ожидается, что на следующих выборах он снова возглавит свою партию ВВД. Получив прозвище «Тефлон» за свою способность оставаться у власти в течение 12 лет, несмотря на скандалы, и, таким образом, став премьер-министром дольше всех в истории Нидерландов, Рютте принял бразды правления своей четвертой коалицией в январе 2022 года.

Организация
государственной власти и управления

По
форме правления Королевство Нидерланды
относится к конституционной монархии,
означающей, что осуществление всех
полномочий имеет определенные ограничения
и ни один орган не обладает всей полнотой
власти. Согласно Конституции 1983 г.
законодательная власть принадлежит
Королю и Генеральным штатам, исполнительная
власть — Королю и Совету министров,
судебная власть — Верховному суду и
нижестоящим судам Королевства.

Официально
главой государства является Король (в
Нидерландах с 1980 г. соответствующие
функции осуществляет Королева Беатрикс).

Пост
главы государства замещается по
наследству и принадлежит законным
наследникам Короля Вильгельма
Оранского-Нассау. Порядок престолонаследия
регламентирован Конституцией. До 1983 г.
система престолонаследия в Нидерландах
была кастильской (действовало правило
о приоритете сыновей перед дочерями
монарха). В настоящее время наследование
осуществляется по принципу первородства
(престол переходит к старшему законному
наследнику Короля после его смерти;
если старший ребенок умрет при жизни
Короля, другой его старший ребенок
становится наследником). Если у Короля
нет наследников, трон переходит к
старшему наследнику его отца, а при
отсутствии последнего — престол наследует
старший в роду (при этом унаследовать
трон может член королевского рода,
состоящий в родстве с Королем, но не
далее чем в третьей степени).

Правление
Короля прекращает не только смерть, но
также его отречение. Отречение монарха
подписывается в одностороннем порядке,
единственной стороной которого является
Король. Дети, родившиеся после отречения,
и их преемники исключаются из числа
наследующих. Вступление в брак без
согласия законодательного органа будет
автоматически означать отречение.

Для
дачи согласия на вступление в брак
Короля в Генеральных штатах созывается
совместная сессия палат (это предотвращает
возможность принятия двумя палатами
Парламента двух разных решений).

Помимо
наследования престола возможна его
передача посредством назначения Короля.
Конституция описывает две процедуры,
когда это может произойти.

Во-первых,
наследник может быть назначен актом
Парламента, который принимается в случае
отсутствия законных наследников.
Принятие такого акта требует особой
процедуры. После внесения этого
законопроекта Королем или от его имени
обе палаты Генеральных штатов распускаются,
а после новых выборов палаты обсуждают
этот законопроект на своей совместной
сессии. Законопроект должен быть одобрен
квалифицированным большинством (2/3)
Парламента.

Во-вторых,
преемник может быть назначен, если после
смерти Короля или после его отречения
не остается наследственного преемника
короля. Процедура в этом случае следующая:
палаты распускаются; новые палаты
собираются на совместной сессии спустя
четыре месяца после смерти или отречения
монарха для того, чтобы принять решение
о назначении Короля. Как и в предыдущем
случае, назначение должно подтвердить
квалифицированное большинство в палатах
Генеральных штатов. Назначенный Король
может передать свою власть только своим
законным наследникам.

Конституция
рассматривает три случая признания
неправоспособности Короля.

Во-первых,
идет речь о времени несовершеннолетия
(Конституцией предусмотрено, что Король
использует свою власть по достижении
совершеннолетия).

Второй
случай касается временного отказа
Короля от исполнения своих полномочий.
Как отказ от исполнения полномочий, так
и возобновление осуществления королевской
власти совершаются через акт Парламента
по личной инициативе Короля. Генеральные
штаты обсуждают и решают данный вопрос
на совместном заседании.

Третий
случай касается так называемого
мотивированного признания Короля
неправоспособным. Если Совет министров
приходит к мнению, что Король не в
состоянии осуществлять свои полномочия,
то он после получения консультации
Государственного совета информирует
об этом Генеральные штаты. В этом случае
Парламент собирается на совместном
заседании для решения данного вопроса.
Если Парламент согласен с мнением Совета
министров, то он объявляет о
неправоспособности Короля. При этом
важно указать, что Король теряет не
трон, а только возможность осуществлять
свою власть; как только он снова станет
способен вести дела, его власть
возобновляется.

Если
одно из вышеперечисленных обстоятельств
возникнет, то королевские функции
выполняются регентом, назначенным актом
Парламента. В случае отсутствия Короля
и регента Государственный совет исполняет
королевские обязанности.

Конституцией
делается различие между собственно
Королем (положения о престолонаследии,
регентстве, неправоспособности) и
Королем как частью Правительства,
который действует сообща с одним или
более министрами, а также как важным
участником законодательного процесса.
Для второго случая также применимы
слова «королевский указ» и
«правительство», обозначающие
решения Короля и одного или более
министров.

Важной
привилегией Короля является его
неприкосновенность (иммунитет). При
этом для того, чтобы преодолеть
потенциальные недостатки существования
королевского иммунитета, связанные с
возможностью злоупотребления Королем
своей властью, в конституционном праве
устанавливается ответственность
министров и контрасигнатура актов
монарха (любые его акты подлежат одобрению
и подписанию одним или несколькими
министрами, которые несут ответственность
за эти акты, принятые за подписью Короля).

В
связи с этим министр ответствен перед
Генеральными штатами за собственные
действия и действия Короля внутри
Правительства (исключением была Вторая
мировая война, когда Правительство было
эвакуировано в Лондон, а Королева
Вильемина принимала значительное
участие в его деятельности).

Кроме
того, ответственность министров
распространяется на действия Короля
вне Правительства, а именно как главы
государства и при реализации личных
прав; в этом случае министр не уполномочен
предотвращать личные акты и действия
Короля, однако он может только пытаться
влиять на монарха до или после издания
такого акта или совершения действия.

Кроме
иммунитета Конституцией предусмотрены
другие личные права, которыми обладает
Король, например идет речь о его ежегодном
содержании из государственного бюджета
в соответствии с правилами, которые
установлены актом Парламента.

К
числу прерогатив Короля как главы
государства относится, прежде всего,
участие в формировании нового Правительства
после парламентских выборов. Монарх
проводит консультации с лидерами
фракций, председателями палат Парламента
и с вице-председателем Государственного
совета. По их рекомендации Король может
назначить «информатора», который
выясняет, какие партии готовы к совместной
работе в Правительстве. В назначении
информатора нет необходимости, если
заранее известно, какие партии хотят
совместно формировать Совет министров.
Результатом переговоров между этими
партиями является соглашение об условиях
формирования Правительства. В этом
соглашении излагаются планы коалиции
на предстоящий четырехлетний период
правления. После достижения этого
соглашения Король назначает «форматора»,
задача которого — сформировать Совет
министров. Как правило, соответствующий
форматор становится Премьер-министром
нового Правительства. Новые министры
назначаются королевским указом и
приводятся к присяге монархом.

Кроме
того, Король провозглашает Тронную речь
в начале парламентского года, когда
представляются планы Правительства на
предстоящий год. Также официально Король
назначает высший офицерский состав,
комиссаров провинций, судей, губернаторов
и вице-губернаторов заморских территорий.
К полномочиям монарха относятся созыв
и роспуск Парламента, объявление войны
и заключение мира, распоряжение
государственными финансами; ему
принадлежит право помилования.

Вместе
с тем власть монарха существенно
ограничена, и его роль является в большей
степени символичной — олицетворение
единства Королевства. Он осуществляет
рабочие визиты и присутствует на важных
событиях, где он является главной
фигурой.

В
качестве совещательного и консультативного
органа при главе государства функционирует
Государственный совет, который дает
обязательные консультации Правительству
по законопроектам, представляемым
Правительством Нижней палате, по проектам
королевских указов, приказов в Совете,
по предложениям о ратификации (денонсации)
международных договоров, принимает
общие административные правила. Мнение
Государственного совета обязательно
запрашивается Правительством при отмене
решений провинциальных штатов и их
исполнительских комиссий. Правительство
уполномочено совещаться с Государственным
советом в иных случаях, когда Король и
члены Правительства сочтут это
необходимым. Государственный совет
может предлагать консультации по
собственной инициативе.

Государственный
совет исследует юридические аспекты
законопроектов, включая их соответствие
Конституции Нидерландов, определяет
наличие законных оснований следования
существующей политике, соблюдение
основных принципов надлежащего
законотворчества и управления, их
целесообразность и единообразие.

Решения
Государственного совета оглашаются.
Консультация Государственного совета
по правительственным законопроектам
доводится до сведения Генеральных
штатов.

В
отсутствие Короля и регента Государственный
совет осуществляет королевские
полномочия. Государственный совет имеет
право расследовать обстоятельства
административных споров, решения по
которым принимаются указом Короля, и
представлять рекомендации по их
разрешению.

В
состав Государственного совета входят:
Король — председатель (церемониальная
роль), наследник престола и другие члены
королевской семьи. Кроме того, в
Государственный совет включаются
государственные советники и чрезвычайные
советники, назначаемые для решения
отдельных вопросов в сфере компетенции
Государственного совета. Соответствующие
члены Государственного совета являются
бывшими государственными деятелями,
судьями, бизнесменами и назначаются
королевским декретом по рекомендации
министра внутренних дел после согласования
с министром юстиции (минимальный возраст
для назначения в совет — 35 лет). Они
пребывают в должности пожизненно (до
достижения 70 лет), но могут быть временно
отстранены от должности или уволены
советом в случаях, установленных актом
Парламента.

Законодательная
власть.

Высшим представительным и законодательным
органом в Нидерландах являются Генеральные
штаты (Парламент). Парламент состоит из
двух палат: Верхней (Первой) (75 мест) и
Нижней (Второй) (150 мест). Бикамеральная
парламентская система была введена в
1815 г., при этом принято считать, что
обе палаты Парламента представляют
население в целом.

Нижняя
палата Генеральных штатов является
палатой профессиональных политиков и
избирается путем прямого всеобщего
тайного голосования по системе
пропорционального представительства
на четыре года.

Избирательным
правом обладают граждане Нидерландов,
достигшие 18 лет, за исключением тех лиц,
которые не имеют постоянного места
жительства в Нидерландах и лишены на
этом основании избирательных прав по
акту Парламента. Кроме того, избирательным
правом не обладают лица, подвергнутые
заключению в тюрьме по приговору суда
на срок не менее одного года и при этом
лишенные права голоса, а также
недееспособные лица.

Верхняя
палата избирается непрямым образом по
системе пропорционального представительства
на четыре года. Депутаты этой палаты
избираются депутатами советов провинций,
при этом указанные выборы проводятся
не позже чем через три месяца после
выборов советов провинций, если только
палата предыдущего созыва не была
распущена.

Правовой
основой избирательной кампании в
Голландии являются Избирательный кодекс
1989 г. и Закон «О государственном
финансировании деятельности научных
исследовательских институтов, действующих
под эгидой политических партий»
1975 г.

В
стране имеется около 75 политических
партий, при этом кандидатов на парламентских
выборах обычно выдвигают около 25 партий.
Вместе с тем в партийной системе имеется
три главных течения: 1) конфессиональное
(Христианско-демократический Призыв);
2) социально-демократическое (Партия
Труда); 3) либеральное (Народная Партия
за Свободу и Демократию). Примечательно,
что Конституция не содержит положений
о политических партиях, при этом
специальный закон отсутствует. Правовое
положение политических партий регулируется
положениями Конституции об объединении,
нормами Гражданского кодекса и
Избирательного кодекса. Партии считаются
общественными, а не государственными
организациями, ставящими перед собой
определенные цели.

Места,
полученные списком партии при выборах
в Парламент, разделяются между кандидатами
при помощи квоты: сначала места
распределяются между кандидатами,
получившими больше половины квоты; если
после этого остаются нераспределенные
места, приоритет отдается кандидатам,
чье имя записано выше в списке.

Каждая
палата голландского Парламента имеет
регламент (постоянно действующие
приказы), а также избирает председателя
из числа своих членов. Палаты работают
в сессионном порядке, при этом проводятся
как раздельные, так и совместные заседания
палат. Совместные заседания палат
проводятся при рассмотрении вопроса о
наследовании трона и ежегодно при
представлении Правительством заявления
об общей политике. Палаты Парламента
могут принимать решения без голосования,
путем поднятия рук или вставанием.
Проведение заседаний палат и принятие
ими решений допускается только при
наличии большинства членов палаты.

Состав
постоянных и специальных комитетов
палат Парламента формируется
пропорционально численности фракций.
Парламентарий может быть членом
нескольких постоянных комитетов,
образуемых в палатах.

Парламентский
мандат в Нидерландах несовместим с
должностью министра, Государственного
секретаря, члена Государственного
совета, Генеральной счетной палаты и
Верховного суда, Генерального прокурора
или Генерального адвоката при Верховном
суде. Парламентарии не подлежат
преследованию (в уголовном, дисциплинарном,
гражданско-правовом порядке) за все,
что они произнесли или написали в
Парламенте и в парламентских комитетах;
если парламентарий злоупотребляет
иммунитетом в своих устных высказываниях,
председатель палаты может сделать ему
замечания, лишить слова или удалить из
зала заседаний.

Каждая
из палат может быть распущена по указу
Короля. При этом соответствующий указ
должен содержать положения о проведении
новых выборов палаты и ее созыв не позже
чем через три месяца. При этом срок
полномочий Второй палаты, созванной в
результате роспуска палаты предыдущего
созыва, устанавливается актом Парламента
и не может превышать пять лет. Срок
полномочий Первой палаты, созванной в
результате роспуска палаты предыдущего
созыва, заканчивается в день, в который
должен был закончиться срок полномочий
распущенной палаты.

Издание
законов является важнейшим направлением
деятельности Генеральных штатов. Первая
палата признает политическое верховенство
Нижней палаты. Только Нижняя палата
может инициировать принятие закона и
поправки к нему, при этом все законопроекты
вносятся именно в эту палату. Вместе с
тем Верхняя палата не обладает правом
законодательной инициативы и не может
вносить поправки в законопроект,
одобренный Нижней палатой. Функции
Верхней палаты сводятся к одобрению
законопроектов, уже разработанных и
принятых Второй палатой; соответствующая
палата может только отклонить законопроект.

Согласно
Конституции Парламент осуществляет
законодательную власть совместно с
монархом, в связи с чем помимо Нижней
палаты, законопроекты могут представляться
Королем и от его имени. Правительство
вносит 95% всех законопроектов, подписанных
Королем, при этом парламентарии в
основном обсуждают законопроекты и
контролируют министров; Министерство
юстиции несет первичную ответственность
за законодательную политику Правительства.
Государственный совет дает оценку
правительственным законопроектам до
внесения их на рассмотрение Парламента.
Некоторые законопроекты, подготовленные
Правительством, проходят экспертизу
Социально-экономического совета.

Законопроект
должен быть утвержден Королем и
контрассигнован министром. Несмотря
на то что формально монарх наделен
правом отклонения законопроекта, на
практике соответствующая возможность
никогда не используется. Законы вступают
в силу через месяц после их опубликования
в официальном бюллетене.

Генеральные
штаты наделены значительными полномочиями
в финансово-бюджетной сфере. После
открытия очередной сессии Советом
министров предоставляется в Нижнюю
палату проект закона о бюджете. После
его одобрения законопроект направляется
в Верхнюю палату, после чего передается
на одобрение Королю.

Другим
важным направлением деятельности
Парламента Нидерландов является участие
в формировании органов государственной
власти и осуществление контроля их
деятельности. Прежде всего, речь идет
о влиянии Парламента на формирование
Правительства. Хотя формально назначение
министров осуществляет Король,
соответствующие назначения производятся
только в отношении той или иной партии
или коалиции партий, которая имеет
большинство мест в Нижней палате
Парламента. В рамках контроля за
деятельностью Правительства Генеральные
штаты могут вынести вотум недоверия в
отношении как отдельных министров, так
и Совета министров в целом (в этом случае
либо уходит в отставку Правительство,
либо принимается решение о роспуске
Парламента, при этом согласно
конституционному соглашению Правительство
не может распустить Парламент более 1
раза по одной причине). Генеральные
штаты могут обеспечивать расследование
деятельности министерств посредством
создания специальных комиссий. Кроме
того, каждый парламентарий вправе
задавать вопросы министрам (их
заместителям). При этом допускается
использование права на интерпелляцию
(устные дебаты с членом Правительства),
для чего требуется одобрение палаты
Генеральных штатов.

К
полномочиям Нижней палаты также относится
назначение Национального Омбудсмена,
участие в назначении судей Верховного
суда и должностных лиц Генеральной
счетной палаты.

Исполнительная
власть.

До конституционной реформы 1983 г.
Конституция провозглашала, что главой
исполнительной власти является Король,
однако с момента этой реформы Конституция
не содержит прямого указания на то, кому
принадлежит исполнительная власть.
Конституция предусматривает, что
Правительство состоит из Короля и
министров, которые образуют Совет
министров, и ответственно перед
Генеральными штатами.

Члены
Совета министров официально назначаются
Королем, а фактически выдвигаются
партиями парламентского большинства.
В связи с тем, что, как правило, партии
не получают большинства в Парламенте,
Правительство имеет коалиционный
характер. Председатель Нижней палаты
— личный советник монарха при образовании
Правительства. Совет министров формируется
на основе политического баланса в Нижней
палате. Кроме того, монарх может
консультироваться с председателем
Верхней палаты и председателями ее
фракций, однако фракции Верхней палаты
играют менее значительную роль в создании
коалиционного Правительства. Состав
коалиционного Правительства не всегда
отражает результаты выборов в Нидерландах.
Таким образом, в отличие от прежнего
периода, когда министры функционировали
как слуги Короны, в настоящее время их
главная роль заключается в представлении
парламентского большинства, которое
вошло в состав правительственной
коалиции.

Председателем
Совета министров является Премьер-министр,
полномочия которого являются весьма
ограниченными. В частности, он не
участвует в назначении министров; в
связи с тем, что Правительство коалиционное,
Премьер-министр делит власть с лидерами
других политических групп, представленных
в Совете министров; он не вправе сместить
министра без одобрения партии и может
быть арбитром между министрами только
при их согласии. Отношения соподчиненности
между Премьер-министром и министрами
отсутствуют.

Новый
Совет министров во время первого
появления в Парламенте делает
правительственное заявление. Правительство
в ежегодной Тронной речи, произносимой
Королем, информирует Парламент о своей
политике; Правительственная программа,
как правило, воспроизводит коалиционное
соглашение.

В
компетенцию Совета министров входит
решение следующих вопросов:


подготовка проектов законов и актов
государственного управления;


заключение международных договоров и
межправительственных соглашений;


поддержание дипломатических отношений
с другими государствами;


формирование бюджета;


руководство министерствами и нижестоящими
органами исполнительной власти;


направление Королю предложений о
назначении высших должностных лиц
гражданской и военной администрации,
губернаторов и вице-губернаторов
заморских территорий и уполномоченных
Короля в провинциях.

Как
уже отмечалось, именно министры, а не
Король, несут ответственность за
деятельность Правительства. При этом
Король не вправе действовать в
Правительстве без министра: каждый
закон и каждый указ, подписанный Королем,
дополнительно подписываются
(контрассигнуется) министром или
министрами. Примечательно, что на
практике министры берут инициативу в
составлении королевских указов на себя,
несмотря на то, что Король формально
свободен во внесении собственных
предложений по изданию таких указов.
Дискуссии между министрами и монархом
хранятся в тайне, что предупреждает
вовлечение Короля в политические споры.

Принято
различать следующие виды ответственности
министров. Во-первых, министры могут
быть подвергнуты уголовно-правовой
ответственности при совершении ими
определенных правонарушений, например:
умышленное нарушение Конституции или
норм общегосударственного управления;
выполнение указа Короля, не
контрассигнованного министром. В этом
случае министр по решению Короля и
Нижней палаты Генеральных штатов должен
предстать перед Верховным судом, однако
таких ситуаций на практике еще не
случалось.

Во-вторых,
идет речь о политической ответственности
министров перед Генеральными штатами,
когда Парламент не поддерживает
предложения Правительства и выносит
ему вотум недоверия (практикуется с
1840-х гг.).

В-третьих,
в результате ошибочных действий,
связанных с выплатами, которые не
покрываются бюджетом, министр несет
финансовую ответственность. Кроме того,
в определенных случаях министр может
нести гражданско-правовую ответственность,
которая регулируется Гражданским
кодексом.

Важна
роль Социально-экономического совета,
являющегося консультативным органом
Правительства по ряду социально-экономических
проблем. Совет действует в составе 45
членов: 15 назначаются предпринимателями,
15 — профсоюзом и 15 — государством (в том
числе председатель правления Центрального
банка, председатель Центрального бюро
планирования, должностные лица
университетов, организаций по защите
прав потребителей). В связи с этим совет
имеет трехчленную структуру (представители
организаций рабочих, нанимателей и
эксперты, назначаемые Правительством).

Судебная
власть.

Правовое регулирование судебной власти
Нидерландов основано на Конституции и
Законе «О судебной организации»
1827 г. (с изменениями 1911 и 1971 гг.),
которыми различаются две категории
судов: суды общей и специальной юрисдикции.

К
компетенции судов общей юрисдикции
относятся дела, возникающие из отношений,
урегулированных гражданским и уголовным
правом.

Система
судов общей юрисдикции организуется
по следующим уровням.

Во
главе судебной системы находится
Верховный суд (учрежден в 1838 г.),
рассматривающий некоторые категории
дел в первой инстанции и выступающий
высшей кассационной инстанцией.

В
качестве первой и последней инстанции
Верховный суд разрешает дела по обвинению
депутатов и бывших депутатов Генеральных
штатов, министров и других высших
должностных лиц в правонарушениях,
совершенных соответствующими лицами
во время своего пребывания в должности,
в порядке, установленном актом Парламента.

Верховный
суд рассматривает в качестве высшей и
последней инстанции кассационные жалобы
обвиняемого и Публичного обвинителя
на решения нижестоящих судов и верховных
судов Нидерландских Антильских островов
и острова Арубы, а также заявления
Генерального прокурора при Верховном
суде о кассации в интересах права на
решения, по которым применены ненадлежащие
нормы права или при принятии которых
нарушены процессуальные нормы.

В
случаях и в порядке, установленных актом
Парламента, Верховный суд может
аннулировать в порядке кассации решения
нижестоящих судебных органов, если они
нарушили закон. Верховный суд обеспечивает
единообразное толкование и применение
законов на всей территории страны, а
также играет значительную роль в развитии
права.

Верховный
суд в составе 26 человек имеет палату по
гражданским делам, промышленную палату,
палату, рассматривающую налоговые дела
и вопросы, связанные с экспроприацией,
палату по уголовным делам, палату,
разрешающую дисциплинарные дела в
отношении судей. При этом самой крупной
является палата, рассматривающая
налоговые дела (она состоит из 11 членов,
в то время как, например, палаты по
уголовным и гражданским делам —
соответственно из десяти и девяти
членов).

Апелляционные
суды (их пять; расположены в Амстердаме,
Арнеме и других больших городах)
рассматривают в коллегиальном порядке
(из трех судей) апелляции на решения и
приговоры окружных судов по гражданским
и уголовным делам. В этих судах имеются
палаты (секции). Соответствующие секции
апелляционных судов разбирают жалобы
на решения административных органов
по вопросам налогового обложения. В
апелляционном суде г. Арнема имеются
отделения, где разбираются жалобы на
решения кантональных судов по вопросам
земельной аренды и на отказ в выдаче
лицензий. Одна из палат апелляционного
суда Амстердама рассматривает споры,
связанные с деятельностью компаний.

Окружные
суды образованы в 19 судебных округах,
на которые разделена территория
Нидерландов. Соответствующие суды
рассматривают по первой инстанции все
гражданские и уголовные дела, кроме
наименее значительных, а также жалобы
на решения кантональных судов. Такие
жалобы, а также наиболее серьезные и
сложные дела по первой инстанции слушают
коллегии из трех судей, большинство же
дел (в том числе о преступлениях,
наказываемых штрафом или лишением
свободы на срок до шести месяцев)
разбираются судьями единолично.

До
1998 г. низшей судебной инстанцией
являлись 62 кантональных (субокружных)
суда, в которых судьи единолично разбирали
малозначительные гражданские споры (с
суммой иска до 500 гульденов) и дела о
преступных деяниях, относящихся к
категории финансово-экономических и
транспортных проступков. В 1998 г.
субокружные суды были интегрированы в
окружные и образованы суды первой
инстанции (рассматривают иски на
незначительные суммы, все вопросы,
относящиеся к найму, и семейные дела);
однако при этом сохранено право
обжалования единоличных решений судьи
в окружной суд.

Судьи
назначаются на должность указом Короля
(фактически министр юстиции называет
кандидатуры судей, рекомендуемых судом,
где есть соответствующие вакансии).
Члены Верховного суда назначаются
Королем (фактически Правительством) из
списка трех лиц, представленного Нижней
палатой Парламента, которая обычно
включает в него лиц, возглавляющих
список имен, представленных Верховным
судом.

Судьи
назначаются пожизненно и они несменяемы.
Их полномочия прекращаются в силу
отставки либо достижения предельного
возраста (70 лет). Судьи могут быть
отстранены от должности либо уволены
с должности по решению соответствующего
суда в случаях, установленных актом
Парламента (например, на основании явной
непригодности).

Важным
требованием к деятельности судов общей
юрисдикции является гласное рассмотрение
ими дел, за исключением случаев,
установленных актом Парламента; наличие
в судебных решениях четкого правового
обоснования; публичное оглашение
решений.

Суды
присяжных функционировали в Нидерландах
недолго (1811-1813 гг.). В настоящее время
лица, не являющиеся судьями, не участвуют
в отправлении правосудия наряду с
судьями (хотя такая возможность
предусмотрена ст. 116 Конституции).
Однако исключением является наличие в
составе военных отделений окружных и
апелляционных судов двух судей и
военнослужащего, а в отделении по
рассмотрению ходатайств заключенных
— трех судей и двух экспертов-психологов.

Значительную
помощь судье при подготовке дел оказывает
клерк (секретарь), имеющий юридическое
образование. Кроме того, существует
должность бейлифа, который не имеет
юридического образования, но успешно
сдал государственные экзамены. Бейлиф
направляет ответчику повестки о явке
в суд и требования об оплате, выступает
судебным приставом, исполняет судебные
решения, осуществляет нотариальные
действия, налагает арест на недвижимое
имущество и продает его на аукционах в
целях возврата долга кредитору.

Характерная
черта судебной системы Нидерландов —
отсутствие института особых мнений:
суд выступает единым органом при
вынесении решений.

Суды
специальной юрисдикции разрешают дела,
возникающие в сфере семейного, трудового,
налогового права; они рассматривают
жалобы граждан на неправомерные действия
(бездействия) органов публичной власти.

В
частности, в Нидерландах функционируют
административные суды, рассматривающие
жалобы государственных служащих на
решения вышестоящих административных
инстанций либо заявления граждан на
неправомерные действия (бездействия)
органов исполнительной власти.

Кроме
того, действуют дисциплинарные суды,
контролирующие соблюдение профессиональных
кодексов поведения. Согласно Закону
«Об адвокатах» 1952 г. поведение
адвокатов контролируют 19 специальных
дисциплинарных судов; их обжалование
возможно в Дисциплинарный апелляционный
суд в г. Утрехт. Среди указанных судов
выделяются публичные дисциплинарные
суды, рассматривающие дела о небрежном
лечении больных.

Важной
тенденцией является интеграция
специальных судов в систему общих судов
(с 1991 г. упразднены военные суды, а в
1992 г. — специальные суды по вопросам
социального обеспечения, которые были
включены в систему окружных судов).

В
Нидерландах широко распространены
внесудебные институты разрешения споров
(арбитраж). Арбитры могут быть избраны
по желанию сторон, часто их выбирают из
числа экспертов в определенной области.
Например, профсоюзы организуют комиссии
по разрешению жалоб потребителей;
средства массовой информации учреждают
арбитров для коллективных дел потребителей;
существует институт посредников развода.

Прокуратуру
Нидерландов олицетворяет Служба
публичного обвинения, которая функционирует
при каждом суде. Соответствующая служба
состоит из следующих звеньев:


Генеральный прокурор при Верховном
суде Нидерландов и его помощники — четыре
генеральных адвоката при Верховном
суде, предоставляющие Верховному Суду
советы, связанные с пересмотром дела;


пять генеральных прокуроров и их
помощники — генеральные адвокаты
апелляционных судов;

— 19
старших публичных обвинителя и публичных
обвинителей в окружных судах и кантональных
судах.

Служащие
Службы публичного обвинения не выступают
представителями государства по
гражданским делам, эту функцию выполняют
специальные адвокаты.

Однако
Генеральный прокурор и его заместители,
Генеральный адвокат при Верховном суде
уполномочены давать советы по гражданским
делам, разрешаемым Верховным судом.
Генеральный прокурор имеет право подать
кассационную жалобу в Верховный суд в
интересах права против любого
окончательного решения нижестоящего
суда после исчерпания обычных средств
правовой защиты. Генеральный прокурор
по своей инициативе возбуждает уголовные
дела, находящиеся в компетенции Верховного
суда. Служба публичного обвинения также
исполняет судебные решения.

Публичные
обвинители назначаются Королем на
неопределенный срок и уходят в отставку
в 65 лет (Генеральный прокурор — в возрасте
70 лет); Генеральный прокурор независим
от Министра юстиции; остальные обвинители
формально подчиняются ему, однако на
практике самостоятельны.

Местное
самоуправление и управление

Впервые
закон, регулирующий деятельность
муниципалитетов, принят в 1848 г. В то
время уже были законодательно установлены
три властных уровня: центральное
правительство, областная (провинциальная)
власть и города.

В
настоящее время вопросы организации
публичной власти на местном уровне в
Нидерландах, а также взаимоотношений
ее с центральными органами власти
регламентируются Конституцией, законами
«О местных властях», «О провинциях»,
«О финансовых взаимоотношениях между
местными органами и центральным
Правительством» и другими актами.

Королевство
Нидерландов является децентрализованным
унитарным государством, в составе
которого имеется три вида территориальных
коллективов. Административно-территориальной
единицей является провинция, общее
количество которых в Нидерландах 12:
Северная Голландия, Южная Голландия,
Утрехт, Зейланд, Северный Брабант,
Лимбург, Хелдерланд, Оверейссель,
Гронинген, Дренте, Фрисландия, Флеволандия
— последняя провинция, созданная в
1986 г. Соответствующие провинции, в
свою очередь, делятся на муниципалитеты
(их 478; при этом крупнейшим муниципалитетом
Голландии является г. Амстердам).
Провинции и муниципалитеты могут быть
упразднены и учреждены в соответствии
с актом Парламента (их
административно-территориальное
устройство также устанавливается актом
Парламента).

Следует
подчеркнуть, что число муниципалитетов
уменьшается, поскольку государство
стремится повысить эффективность
административного управления посредством
реорганизации муниципалитетов (чаще
всего при их объединении). Кроме того,
в составе Нидерландов есть два заморских
владения (благодаря их наличию унитарный
характер государственно-территориального
устройства Нидерландов приобретает
признаки федерализма).

Конституцией
устанавливается верховенство центральных
органов власти и единство вертикали
государственного управления, при этом
местная власть является своего рода
продолжением центральной власти на
местах. Вместе с тем отношения между
центральными и местными властями не
являются жестко иерархичными.
Территориальную децентрализацию
воплощают провинция и муниципалитет,
представляющие собой автономные
публичные образования, обладающие
определенной независимостью (при этом
их права постепенно расширяются). Кроме
того, функциональная децентрализация
подразумевает нормотворческие и
административные полномочия органов
управления водными ресурсами, советов
по делам потребителей, главных промышленных
советов и промышленных советов.

Согласно
голландскому законодательству к задачам
провинций относятся: надзор за местными
властями и органами управления водными
ресурсами; ремонт и строительство водных
путей, шлюзов, дорог, каналов; размещение
отходов; планирование в городах и
сельских населенных пунктах, выраженное
в разработке региональных планов
развития территории и утверждении
местных планов использования земли;
планирование, организация и субсидирование
благотворительной деятельности. В свою
очередь, муниципалитет решает следующие
задачи: обеспечение общественного
порядка, решение жилищных вопросов,
охрана окружающей среды, размещение
отходов, субсидирование публичного
образования, сохранение памятников и
поддержка искусства.

Провинции
и муниципалитеты могут самостоятельно
принимать постановления по делам,
которые относятся к их компетенции. При
этом эти постановления не должны
противоречить существующему
законодательству на центральном уровне
(Конституции, законам, приказам в Совете
или постановлениям министров), а если
идет речь о муниципалитетах, то
постановления не должны противоречить
также постановлениям, действующим в
соответствующей провинции. Провинции
и муниципалитеты обязаны сотрудничать
при выполнении актов национальных
государственных органов. Согласно
положениям Конституции решения органов
провинций и муниципалитетов подлежат
предварительному контролю со стороны
центральной власти в случаях, установленных
актом Парламента или в соответствии с
актом Парламента. При этом решения
органов провинций и муниципалитетов
могут быть отменены королевским указом,
если они противоречат закону либо
общественным интересам.

Устройство
политической власти провинций и
муниципалитетов во многом воспроизводит
общую национальную модель организации
публичной власти.

Главой
провинции является Уполномоченный
Короля (Королевский Комиссар),
представляющий центр в провинции. Он
назначается указом Короля сроком на
шесть лет (по вопросу о назначении
королевских комиссаров к Нидерландам
выдвигается много претензий со стороны
международных организаций, в частности
Совета Европы, который считает такой
порядок недемократичным и призывает
голландцев перейти к выборной системе).
Королевский Комиссар является
председателем Провинциального совета
и Провинциального правительства; ведет
заседания соответствующих органов;
обладает рядом специальных полномочий,
особенно при объявлении чрезвычайного
положения.

Функции
общего руководства делами провинции
осуществляет Провинциальный совет,
численность депутатов которого зависит
от числа жителей в провинции. Депутаты
советов провинций избираются
непосредственно гражданами Нидерландов,
которые постоянно проживают в провинциях
и отвечают избирательным цензам,
установленным для выборов Второй палаты
Генеральных штатов. Избрание происходит
в соответствие с системой пропорционального
представительства в порядке, установленном
актом Парламента. Срок полномочий
составляет четыре года. Провинциальный
совет избирает из своего состава
Провинциальное правительство
(Исполнительный комитет) на четыре года
и контролирует его деятельность.
Провинциальное правительство отражает
политическое представительство в
Провинциальном совете. Совместно с
Королевским Комиссаром Провинциальное
правительство осуществляет
исполнительно-распорядительную
деятельность в провинции.

В
свою очередь, система управления на
муниципальном уровне организована
следующим образом. Главой муниципалитета
является мэр (Бургомистр). Бургомистр
назначается указом Короля сроком на
шесть лет и является представителем
центра в муниципалитете. Нередко в
муниципалитетах Бургомистр занимает
доминирующее положение благодаря своей
компетентности в вопросах управления,
а также потому, что является единственным
служащим в муниципалитете, работающим
полный рабочий день. Он обладает
единоличными полномочиями в сфере
поддержания публичного порядка и несет
за это ответственность перед Муниципальным
советом, осуществляет надзор за публичными
собраниями. Бургомистр является главой
местной полиции и в случаях бунта,
серьезных беспорядков или бедствия
отдает приказы, необходимые для
поддержания публичного порядка или
ограничения опасности. В ряде случаев
Бургомистр выполняет административные
функции: он обязан информировать
провинциальные исполнительные органы
о решениях, принятых муниципальными
органами, если, по его мнению, они
противоречат законам или публичному
интересу.

Муниципальный
совет является представительным органом
муниципалитета. Депутаты совета
избираются на четыре года гражданами
Нидерландов, которые постоянно проживают
в муниципалитетах и отвечают избирательным
цензам, установленным для выборов Второй
палаты Генеральных штатов. Избрание
происходит в соответствие с системой
пропорционального представительства
в порядке, установленном актом Парламента.

Бургомистр
совместно с несколькими советниками
(олдермены) образуют коллегию, являющуюся
Муниципальным правительством (Магистрат).
Олдермены назначаются Муниципальным
советом из числа своих членов. Магистрат
ответственен перед Муниципальным
советом за свои действия.

Источниками
доходов для провинций и муниципалитетов
являются собственные доходы (в частности,
в виде налогов на недвижимость, сборов
и пошлин) и специальные выплаты со
стороны государства с предписанием об
их целевом расходовании. Кроме того,
провинции и муниципалитеты получают
общие средства из провинциального и
муниципального фонда.

Органы
управления водными ресурсами изначально
отвечали: за сохранность воды, дамб;
осушение земель, их защиту от стихийных
бедствий; транспортные коммуникации.
Соответствующие органы имеются не во
всех провинциях и муниципалитетах, а
расположены, как правило, по течению
больших рек. Специфика функций органов
управления водными ресурсами
предопределяется особенностями их
географического расположения; они
формировались независимо друг от друга,
и их полномочия не являются одинаковыми.
Органы управления водными ресурсами
учреждаются и упраздняются на основании
актов Провинциальных советов (в последние
десятилетия их число значительно
сократилось). Исполнительный комитет
органа управления водными ресурсами
состоит из избираемых представителей
владельцев земель и расположенных на
них крупных зданий, которые заинтересованы
в функционировании этих органов.
Председатель назначается указом Короля
на основе рекомендации Исполнительного
комитета на шесть лет.

Органы
управления водными ресурсами могут
наделяться правом принимать подзаконные
акты, взимать налоги с собственников,
пользоваться недвижимым имуществом и
налагать штрафы за загрязнение воды. В
отличие от провинций и муниципалитетов,
эти органы не получают денежных средств
из центра и функционируют благодаря
финансированию заинтересованных групп.

Королевство
Нидерландов имеет два заморских владения:
Нидерландские Антильские острова и
остров Аруба.

Нидерландские
Антильские острова расположены в
Карибском море, имеют протяженность
800 кв. км и состоят из островов: Бонайре,
Кюрасао, Саба, Синт-Эстатиус и части
острова Сен-Мартен. Остров Аруба также
расположен в Карибском море, в группе
Малых Антильских островов, его территория
составляет 193 кв. км. С 1986 г. остров
Аруба вышел из федерации Антильских
островов и получил статус территории
Королевства Нидерландов с правами
внутренней автономии. Примечательно,
что остров Сен-Мартен, ссылаясь на право
самоопределения, в 1988 г. объявил о
необходимости поставить вопрос о его
будущем конституционном статусе в
Королевстве, поскольку система управления
Нидерландских Антильских островов не
отвечает интересам различных островов.

Согласно
Хартии Королевства 1954 г. Нидерландские
Антильские острова и остров Аруба
являются частью Королевства Нидерландов
и пользуются автономией во внутренних
делах (имеют статус самоуправляющихся
территорий). При этом независимость
островов ограничена принципом поддержания
единства Королевства и обеспечением
интересов другой страны Королевства
(например, внешние сношения и оборона
находятся в компетенции Королевства;
Антильские острова и остров Аруба вправе
решать вопрос о том, должен ли международный
договор Королевства применяться на ее
территории, а также участвовать в
заключении международных договоров,
затрагивающих их интересы).

Король
Нидерландов является главой Королевства
и каждой из двух заморских территорий.
Правительство Королевства расширенно
за счет включения министров, представляющих
Нидерландские Антильские острова и
остров Арубу. Парламентские органы
последних информируют Парламент
Нидерландов о своем мнении по
законопроектам, касающимся всего
Королевства. Верховный Суд Нидерландов
выступает также в качестве кассационного
суда соответствующих владений. В отличие
от Государственного совета, в состав
которого входят представители Антильских
островов и острова Аруба, судьи этих
заморских территорий не представлены
в Верховном суде.

Король
и Правительство Королевства представлены
в Нидерландских Антильских островах и
Арубе губернаторами.

Нидерландские
Антильские острова и Аруба имеют
собственные правовые системы и,
соответственно, конституции.

Конституция
Нидерландских Антильских островов
1955 г. провозгласила независимость
островных территорий в управлении
своими делами. Она устанавливает, что
Парламент Антильских островов представляет
всю нацию (такая нация в действительности
отсутствует). В вопросах внутреннего
управления законодательная власть
принадлежит однопалатному Законодательному
Собранию, которое избирается путем
всеобщих выборов на четыре года и состоит
из 22 членов. Законы, принятые Законодательным
Собранием и Правительством Нидерландских
Антильских островов, подлежат одобрению
Губернатором. Исполнительная власть
осуществляется Губернатором с помощью
Консультативного совета и Совета
министров. Совет министров и Консультативный
совет выполняют функции, аналогичные
тем, которые осуществляются Советом
министров Королевства и Государственным
советом Королевства. Суд Нидерландских
Антильских островов рассматривает дела
по первой инстанции, а также действует
в качестве апелляционного суда;
соответствующее владение имеет
собственную Службу публичного обвинения.

При
выходе в 1986 г. из федерации Нидерландских
Антильских островов Арубы была принята
новая Конституция, которая моделировалась
на основе Конституции Нидерландов
1983 г. Проект был подготовлен Советом
министров острова Аруба и получил
одобрение Правительства Королевства.
Однако, в отличие от Конституции
Королевства, Конституция Арубы при
перечислении фундаментальных прав
содержит детализированные статьи о
правах на свободу и безопасность, на
обладание собственностью, основанные
на тексте Европейской
конвенции
о защите прав человека и основных
свободах (включая Протоколы к ней);
Конституцией предусмотрен судебный
контроль законодательства на предмет
конституционности. Конституция Арубы
содержит главы о Правительстве,
Парламенте, Консультативном совете,
Генеральной счетной палате, законодательстве
и управлении, правовой системе и судебной
власти, процедуре внесения поправок в
Конституцию. Структура государственного
управления на острове Аруба аналогична
соответствующей структуре на Нидерландских
Антильских островах.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Система линейного руководства персоналом это
  • Значение уложенной комиссии для руководства страны
  • Руководство для vmware workstation
  • Crystal blocks инструкция как собрать автобус
  • Thonny python руководство

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии