Если руководитель ущемляет права работников, превышает полномочия или грубит, то работники вправе подать на него коллективную жалобу. Документ подается вышестоящему начальству или в какой-либо контролирующий орган, в зависимости от иерархии подчинения. Целью обращения служит привлечение руководителя к ответственности или его увольнение.
ФАЙЛЫ
Скачать образец коллективной жалобы на руководителя .doc
Когда и кому работники могут пожаловаться
Работники могут составить жалобу на руководство в таких ситуациях:
- Персонал принуждают к труду, который не прописан в трудовом договоре, должностной инструкции, или к труду в нерабочее время.
- Работодатель не соблюдает сроки выплат, отказывается оплачивать больничный лист, платит «серую» зарплату.
- Руководитель грубит персоналу, оскорбляет его.
- На рабочем месте не соблюдаются правила охраны труда, например, не выдают спецодежду, СИЗ, страховочный инвентарь.
- Нарушаются приказы вышестоящего начальства.
В списке представлены не все ситуации, а лишь наиболее частые.
Пожаловаться на руководство сотрудники могут вышестоящему начальству, в полицию, суд, налоговую, прокуратуру, инспекцию по труду.
Особенности подачи некоторых жалоб
Коллективную жалобу на непосредственного начальника пишут на имя руководителя организации. И только потом уже, если цель не будет достигнута, обращаются в контролирующие государственные органы и т.п. Если в организации есть комиссия по трудовым спорам или профсоюз, можно обратиться и туда.
На основании ст. 356 ТК РФ работники с коллективной жалобой могут обратиться в трудинспекцию. Документы отправляют в территориальное отделение почтой или относят лично.
Подача жалобы в прокуратуру установлена ст. 10 ФЗ № 2202 от 17 января 1991 года. Прокуратура, получив жалобу, инициирует проверку в отношении организации. Если им удастся найти подтверждение перечисленным в жалобе фактам, то руководство привлекут к ответственности. Действия могут быть такими: штрафы, увольнение, привлечение к административной или уголовной ответственности. Наказание зависит от конкретной ситуации.
При желании трудового коллектива взыскать с начальства материальный ущерб они могут обратиться в судебную инстанцию с исковым заявлением.
К сведению! Срок рассмотрения жалобы не может превышать 30 дней с момента ее получения. Это правило касается только различных ведомств.
Как подать жалобу
Способы подачи коллективной жалобы таковы:
- Передача лично в руки или через секретаря. Так можно передать документ руководителю организации, секретарям в судах, ведомствах и т.д.
- Почтовым отправлением. Способ подойдет для подачи жалобы в федеральные надзорные органы. Письмо должно быть заказным с описью вложения и уведомлением о вручении.
- Через интернет-приемную организации. В этом случае на сайте может быть своя форма, которую представителю работодателей придется заполнить.
В письменной форме жалобу можно напечатать на компьютере или составить от руки.
Как составить жалобу
Унифицированного бланка законодательством не предусмотрено, поэтому жалобу составляют в произвольной форме с соблюдением структуры, характерной для подобного рода документов.
Что нужно указать в коллективной жалобе на руководителя:
- В шапке пишут должность и ФИО адресата (руководителя организации или надзорного органа), ФИО отправителей. Если работников много, то лучше просто написать, что это коллектив сотрудников какого-то отдела, а список работников с указанием должностей и фамилий представить в конце жалобы или приложить к ней отдельным документом. Также в шапке указывают номер телефона ответственного за написание жалобы лица (представителя трудового коллектива).
- Наименование документа.
- Обстоятельства, которые побудили работников составить жалобу. Описывать нужно подробно, без включения разговорных и нецензурных слов. Нужно сдерживать проявление эмоций. При возможности следует подкрепить текст ссылками на законодательство.
- Просьба трудового коллектива. Как правило, просят разобраться в ситуации и принять меры. В критических ситуациях можно попросить уволить руководителя.
- Приложения к документу. Если есть доказательства: видео, служебная переписка, фото, то данный факт отражают в жалобе, а документы прикладывают к ней.
- В конце жалобы ставят свои подписи работники. Или, если недовольных начальством много, может расписаться только представитель коллектива, а остальные распишутся на отдельном листе, который также нужно приложить к документу.
К сведению! Документ необходимо распечатывать в 2 экземплярах. Один отправляют руководству, в прокуратуру или трудинспекцию и т.п., а второй представитель коллектива оставляет у себя.
Мы составили образец коллективной жалобы на непосредственного начальника, адресованной руководителю организации.
Образец коллективной жалобы на руководителя
Генеральному директору ООО «Гамма»
Лопухову Евгению Константиновичу
от коллектива работников отдела печати
тел. ответственного лица: 8 (909)123-45-67
(Русланов К.С.)
Коллективная жалоба на руководителя отдела печати Николаева М.И.
Мы, коллектив отдела печати ООО «Гамма», обращаемся к Вам по поводу неисполнения своих прямых обязанностей и грубого отношения к подчиненным руководителя отдела печати Михаила Ивановича Николаева.
Михаил Иванович систематически грубит подчиненным, используя нецензурные выражения и личные оскорбления. Мы предлагали ему решать рабочие вопросы в более уважительной манере, однако на наши просьбы он не реагирует. Нередко заставляет подчиненных работать сверхурочно, угрожая штрафами. Переработки не мотивированы какими-либо приказами или распоряжениями вышестоящего начальства.
1 ноября 2020 года работники отдела печати Саратов А.В., Кузнецова С.П., Архипов Г.Р. были вынуждены прибыть на работу для подготовки ежемесячного отчета, несмотря на то что это входит в обязанности руководителя отдела печати. На просьбу оплатить сверхурочную работу данные работники получили отказ в грубой форме, а выход на работу в этот день не был зафиксирован согласно Трудовому кодексу.
Также руководитель отдела печати допускает грубости по отношению к заказчикам ООО «Гамма», что плохо отражается на репутации организации.
В связи с изложенным просим разобраться в ситуации и принять необходимые меры. Считаем, что необходимо снять Михаила Ивановича Николаева с должности.
Русланов / К.С. Русланов
Саратов / А.В. Саратов
Кузнецова / С.П. Кузнецова
Архипов / Г.Р. Архипов
Уткина / М.С. Уткина
«17» ноября 2020 года
Назначение ответственного на работе: что делать, если вы не согласны с приказом и какие последствия могут быть
-
Главная
/
-
Задать вопрос
/
- # 825952
Что мне делать, если на мне написан приказ о назначении ответственным за определенные действия на трудовом месте, но я не согласна с этим? Какие последствия для меня в случае неисполнения приказа и какие действия я могу предпринять в этой ситуации?
|
Клим, Москва
2022-03-17
590
1
Ответы юристов (1)
-
Казаков Валентин
Горячая линия
БЕСПЛАТНАЯ консультация! Звоните!
8 800 301-63-12
Москва, МО, Россия
Последние вопросы
Консультируйтесь с юристом онлайн
Задайте вопрос прямо сейчас, и его увидят сотни профессионалов со всей России. Первый ответ вы получите уже через 15 минут! Юридическая помощь предоставляется на бесплатной и платной основе.
Услуги юристов
Услугу можно заказать, если:
- не выплачивается компенсация по страховому случаю;
- ситуация не признается страховой;
- сумма выплаты нерационально низкая.
Воспользовавшись услугой, можете рассчитывать на:
- поддержку юристов с высокой квалификацией;
- помощь в любых категориях дела;
- гарантию в соблюдении процедуры и процессуальных сроков оспаривания.
Консультант подскажет:
- что делать если в страховке отказали;
- куда обращаться, чтобы восстановить справедливость;
- как составить жалобу на страховую компанию и т.п.
Похожие вопросы
Категории права
Вы в двух кликах от решения вашей проблемы
Услуги
- Вопросы
- Архив вопросов
- — Платные консультации
- — Бесплатные консультации
- Подготовить документ
- Консультация по телефону
- Круглосуточная консультация юриста
- Консультация по юридическим вопросам
- Юридичекая помощь
- Юридические услуги
Юристы
- Все юристы
- — Юристы Краснодара
- — Юристы Нижнего Новгорода
- — Юристы Омска
- — Юристы Самары
- — Юристы Санкт-Петербурга
Адреса организаций
- Все организации
- — МФЦ
- — Нотариусы
- — Суды
- — База приставов России
- Публикации
- Образцы документов
- Полезные инструменты
- Кодексы и законы РФ
- Проверка контрагента
- Юридические компании
- Кто звонил
А.И. Шипилов,
доктор психологических наук, профессор МОСУ
Опубликовано в номере: Кадры предприятия
№5 / 2002
Руководитель любой организации — будь то небольшая торгово-закупочная
фирма или многотысячный комбинат — вряд ли обрадуется появлению в ней оппозиционной
группы, которая по тем или иным причинам не согласна с проводимой руководством
экономической, финансовой или кадровой политикой. Однако сложности и противоречия,
которыми зачастую богата история становления и развития любой социальной
структуры, неизбежно приводят к появлению оппозиционных лидеров или
групп в рядах ее сотрудников. В таких условиях руководитель должен найти
ответ на вопрос: как быть, если в организации возникла оппозиция?
Данный вопрос далеко не праздный. Ведь организации для стабильного
функционирования необходимо не только четкое и неуклонное следование выработанным
правилам и принципам, но также и постоянная модернизация, связанная с тем,
что эти правила и принципы с течением времени неизбежно устаревают или не
соответствуют изменившимся условиям. Внедрение нововведений, как модернизация
организации или противодействие изменениям — это всегда процесс разрешения
возникающих в ходе развития противоречий и конфликтов. Причем движение как
«новаторов» (т.е. тех, кто стремится что-то изменить в функционировании
организации), так и «консерваторов» (т.е. тех, кто не согласен с
изменениями и стремится их не допустить), всегда возглавляет лидер.
Несогласие с политикой,
проводимой руководством организации, как правило, приобретает форму оппозиции.
Неумение и нежелание руководства системы наладить взаимодействие с
оппозиционерами часто приводит к возникновению внутриорганизационных
конфликтов. Занятие позиции «страуса с головой в песке» и организация своей
деятельности по принципу «ничего не вижу, ничего не слышу» в данном случае вряд
ли будут продуктивными.
Наукой и практикой выработаны
пути стабилизации системы, ведущие к предотвращению внутриорганизационных
конфликтов. Смысл этих методов сводится к ослаблению противоречия между
руководством (властью) и интересами недовольной части работников организации, а
значит, к сведению до неконфликтного уровня стремлений и действий оппозиции.
I. Социальное маневрирование
Оно заключается в анализе и
преобразовании сложившейся ситуации, в результате которых производится
перераспределение части власти или ресурса в интересах оппозиции. Объем
перераспределения зависит от многих факторов, среди которых выделяются:
- размеры власти или ресурса;
- уровень социальной напряженности в организации;
- гибкость, проявляемая оппозицией;
- профессионализм руководства; зависимость работников от руководства и др.
Формы использования этого
метода зависят как от социально-экономического развития общества, так и от
конкретной ситуации, сложившейся в данной организации. Они могут варьироваться
от бесплатной раздачи хлеба, как это было в Древнем Риме, до разветвленной
социальной инфраструктуры в современных развитых странах, включающей бесплатное
медицинское обслуживание и образование, пенсионные пособия, социальное
страхование, различные льготы и т.п. Этот метод — своеобразный «клапан»,
с помощью которого выпускается «пар» недовольства части работников организации.
II. Социально-психологическое маневрирование
Оно включает в себя широкий
спектр мероприятий, призванных обеспечить преобразование разнонаправленных
интересов в устойчивый альянс, фактически способствующий сохранению прежнего
функционирования организации.
Среди форм реализации этого
метода выделяют следующие:
1) выявление возможностей компромисса между руководством и оппозицией.
Активное ведение переговоров с лидерами оппозиции позволяет найти такие точки
соприкосновения позиций и взаимных притязаний, которые в значительной степени
решают проблему отношений;2) подмена средств достижения цели.Руководство декларирует
цель, отвечающую интересам большинства работников организации, и средства,
с помощью которых она будет достигнута. При этом выигрывается время, используемое
для применения других средств стабилизации ситуации, возможно, далеко не популярных,
но необходимых;3) смена части руководства. Не достигнув ранее заявленных целей,
руководство организации увольняет одного или нескольких управленцев, которые
объявляются виновными в возникновении проблем и обострении отношений между
работниками и руководством, оставаясь таким образом у власти.
Недостатком
социально-психологического маневрирования является временный характер
применяемых мер.
III. Психологическое манипулирование
В широком смысле под ним
понимаются косвенные действия руководства организации, предпринимаемые им для
обеспечения стабильного функционирования структуры как
социально-психологического образования. В узком смысле под психологическим
манипулированием понимается целенаправленное, преимущественно неявное
воздействие на индивидуальное или групповое (организационное) поведение. В
рамках государства психологическое манипулирование осуществляется, прежде
всего, через имеющиеся каналы массовых коммуникаций. Обычно газеты, радио,
телевидение в основном находятся в руках политических сил, господствующих в
данном обществе. Поэтому их действия ориентированы на стабилизацию существующей
политической системы. Велика роль СМИ в осуществлении такого приема
предотвращения конфликтов, как «создание образа врага». Он состоит в
перекладывании ответственности за нерешенные проблемы на другие силы (часто
оппозиционные, а иногда и мифические) и отвлечении внимания населения от острых
политических и социальных проблем.
В рамках организации
психологическое манипулирование также часто имеет место в системах
взаимодействия «руководство-подчинение», особенно в таких сферах, как
стимулирование труда, массовые коммуникации, формирование общественного мнения,
укрепление трудовой дисциплины.
IV. Интеграция
контрэлиты
Если руководство организации
допускает серьезные просчеты в формировании сплоченного коллектива,
ориентируется только на получение прибыли и игнорирует запросы работников, то
это в значительной степени дестабилизирует общую обстановку в организации.
Экономическое и социальное неблагополучие организации неизбежно способствует
формированию в ней контрэлит, которые играют роль интегратора недовольства
работников. Такие контрэлиты могут образовываться также в результате
неправильной кадровой политики, приводящей к отвержению нестандартно мыслящих
людей и продвижению по службе только «лояльных руководству».
Будучи «своими» по сути, они
часто не попадают в состав среднего или высшего руководства организации и
чувствуют себя обиженными и обделенными. Такая ситуация ведет к тому, что они
постепенно могут образовывать неформальный «противоположный полюс»,
одновременно развертывая как прямую, так и косвенную работу по подрыву
авторитета официального руководства. Это может быть жесткая, часто
неоправданная критика принимаемых руководством решений, ироничная оценка его
деятельности, «тихий саботаж» указаний. При этом контрэлита декларирует защиту
интересов организации или ее сотрудников.
В принципиальном плане,
целесообразно не допускать образование контрэлиты, а если она появилась, то
максимально интегрировать ее в те или иные уровни руководства. Основным
критерием сохранения в организации, равно как и продвижение по служебной
лестнице любого сотрудника, будь то простой работник или руководитель, является
профессионализм и преданность организации, а не личные симпатии.
Конечные интересы такой
контрэлиты, как правило, не расходятся со стратегическими целями руководства,
поэтому возможно включение ее представителей в состав управленческих структур
или же приобщение к власти организаций и движений, находящихся под влиянием
контрэлиты.
Здесь мы не имеем в виду те
исключительные случаи, когда образовавшаяся контрэлита в компании перерастает в
«инородное тело», ставящее своей задачей фактический захват власти в
организации, смену руководства, развал структуры, преследуя личные финансовые
или экономические интересы. В таких случаях своевременное выявление
внутриорганизационного «заговора» и принятие оперативных мер по нейтрализации
оппозиции, вплоть до увольнения, являются вполне оправданными. Об этом речь
пойдет чуть ниже.
V. Ослабление «системной оппозиции»
В отличие от контрэлиты эта
оппозиция ставит своей целью полную дестабилизацию существующего руководства
организации и приход к власти «своих» людей. Поэтому для топ-менджмента важно
максимально ослабить действия «системной оппозиции». При этом необходимо иметь
в виду следующее обстоятельство. Одно дело, когда такая оппозиция формируется в
относительно небольшой организации, где почти все работники на виду, и
назревающий конфликт можно предупредить или разрешить неконфликтными способами.
Другое дело, когда «системная оппозиция» формируется в крупной, многоуровневой
компании и ее подрывные действия вовремя не обнаруживаются. Новейшая история
российского предпринимательства насыщена массой примеров такого рода, когда
смена власти на заводе или комбинате проходила с привлечением не только
судебных приставов или ОМОНа, но часто оборачивалась многочисленными
убийствами, финансовыми крахами и личными трагедиями. В нашем случае мы ведем
разговор о психологических возможностях ослабления «системной оппозиции», а не
о ее организационной или физической нейтрализации.
Именно в указанном контексте могут применяться следующие приемы:
1) перехват инициативы в действиях, которые собиралась осуществить оппозиция.
Относительно часто в роли системной оппозиции в организации выступают профсоюзные
лидеры. Поэтому руководству целесообразно работать на опережение. Своевременно
получая информацию о предстоящих акциях или инициативах оппозиции, необходимо
заявлять о них как о собственных планах, которые будут обязательно осуществлены;
2) раскрытие корыстных интересов членов оппозиции. Организуя
противодействие против оппозиции, необходимо доводить до каждого работника информацию
о том, что ее лидеры отстаивают только личные, корыстные интересы, направленные
на свое личное обогащение или на дестабилизацию обстановки в организации. Чем
более непривлекательные мотивы будут связаны с действиями оппозиции, тем меньше
шансов останется у нее для привлечения работников на свою сторону;
3) показ невозможности достижения целей, поставленных оппозицией.
Довольно часто «отрицательные» лидеры декларируют очень привлекательные лозунги
своей борьбы с руководством организации и выдвигают требования, реально не осуществимые.
В такой ситуации доходчивый и обоснованный показ несостоятельности и неосуществимости
требований по объективным причинам (отсутствие финансирования, нарушение действующего
законодательства и т.п.) бывает довольно эффективным;
4) формирование недоверия к оппозиции со стороны тех групп работников,
где она популярна. Среди работников организации, как правило, существуют
различные группы, в которых оппозиция пользуется различным уровнем популярности.
Поэтому важно развенчать авторитет оппозиционеров именно в тех группах, где
они пользуются самым высоким доверием;
5) образование «раскольнических групп» в составе оппозиции. Каждый
из членов оппозиции имеет свои определенные амбиции и личные устремления. Их
редко объединяют идеологические установки и мировоззрение. Поэтому умелая игра
руководства на этих желаниях и стремлениях часто приводит к противоречиям и
внутренним столкновениям в рядах оппозиции, что неизбежно ее ослабляет;
6) стимулирование «перебежчиков» из лагеря оппозиции, введение их во
властные структуры организации. В данном случае у руководства организации
всегда есть довольно широкий спектр тех средств, с помощью которых можно стимулировать
«перебежчиков». Это назначение на вышестоящую должность, повышение тарифных
ставок, увеличение премий, предоставление льгот и т.д. Важно только четко определить
тех, кто потенциально готов за определенные услуги выйти из борьбы;
7) ненасильственная ликвидация оппозиции (включение ее представителей
в органы управления организацией, привлечение к разработке решений и т.д.).
Данный прием может быть использован в том случае, когда оппозиция или ее лидеры
имеют реальную поддержку работников, их требования вполне обоснованы, но крайне
невыгодны для руководства организации. При таких обстоятельствах гораздо более
эффективным будет не продолжение борьбы, т.е. дальнейшее развитие конфликта,
а введение представителей оппозиции в руководство организации или привлечение
ее к разработке программы осуществления тех мер, на которых она настаивала.
В данном случае она вынуждена будет смотреть на проблему уже не со своей стороны,
а со стороны руководства;
нейтрализация лидеров оппозиции. Иногда бывает так,
что намного эффективнее оказывается нейтрализация не самой оппозиции (часто
это дорого, долго и малопродуктивно), а только ее лидера. Среди способов нейтрализации
«негативных» лидеров можно выделить несколько наиболее эффективных:
а) удовлетворение притязаний (привлечение к руководству). Часто лидерами
оппозиции движет нереализованное желание быть во власти, управлять другими
людьми и распоряжаться их судьбами. Поэтому грамотное и корректное введение
их в управленческий аппарат, например, в роли заместителя или начальника управления
резко снижает их оппозиционирующую активность, а то и вовсе делает его сторонником
руководства;б) ролевое смещение (предложение участвовать в решении проблем, устранении
недостатков). Это часто применяемый способ, который заключается в активном
привлечении лидеров оппозиции к разработке решения тех проблем, которые являются
основой их собственных требований. В результате само собой снимается противостояние,
т.к. оппозиция начинает работать на стороне руководства организации;в) психологическая изоляция. Заключается в прекращении критики и противодействия
лидеру оппозиции со стороны руководства с переходом к подчеркиванию в его
личности положительных сторон. Неумеренная хвала, ярко выраженный отказ от
борьбы с ним, как правило, способствует отрыву его от самой оппозиции;г) формализация. Формализованные действия оппозиционного лидера лишаются
их привлекательности защитника высокой цели;д) психологическое сближение, установление и развитие неформальных контактов,
сокращение неформальной дистанции между руководством и оппозицией. Специально
организуются и публично проводятся мероприятия, на которых лидер оппозиции
вынужден идти на такое психологическое сближение. В результате ему психологически
сложнее вновь возвращаться к противодействию руководству;е) косвенная дискредитация. Данный способ часто применялся в советские
времена в отношении тех лидеров, которые по тем или иным причинам переставали
устраивать высшее руководство. Лидеру предлагается возглавить в целом престижное,
но безнадежное дело. О его безнадежности он, возможно, не догадывается. Концентрируясь
на его выполнении, он вольно или невольно уходит от борьбы, но что самое важное
— закономерно проваливает дело. В результате авторитет такого лидера резко
падает;ж) психологическая девальвация. Заключается в поддержке альтернативных
лидеров оппозиции, которые конкурируют с существующими. Это обеспечивает внесение
раскола в ряды оппозиции и ее ослабление. Девальвируются те ценности, которые
их объединяли путем подчеркивания важности тех расхождений, которые возникли
между ними;з) групповое разобщение. Может быть реализовано путем частичной и
постепенной изоляция лидера от его сторонников, оставление его «генералом
без армии». Сторонники лидера получают полное или частичное удовлетворение
своих требований, отходя от активной борьбы и становясь менее требовательными
и принципиальными по отношению к руководству.
VI. Административное давление
Формы применения
административного давления колеблются в широком диапазоне — от увольнения
неугодного лидера до применения косвенных методов давления (наказания, перевод
на нижестоящую должность, лишение льгот и т.п.). При этом соблюдаются нормы
трудового законодательства.
Этот метод чаще всего применим
в организациях с неразвитым уровнем корпоративной культуры и низкой активностью
работников, где доминируют консервативное мышление и установка на сохранение
жесткой иерархической структуры. В этих условиях административное давление,
если оно не выходит за пределы разумного, принимается без особого
сопротивления.
В организациях высокой
корпоративной культуры и социальной активности работников такое давление,
зачастую, встречает отпор.
Таким образом, целесообразно не
игнорировать появление оппозиции, независимо от того, почему же она все-таки
сформировалась, а стараться продуктивно взаимодействовать с ней, используя
адекватные ситуации, приемы и способы.
Как подписаться >>>
Если руководитель ущемляет права работников, превышает полномочия или грубит, то работники вправе подать на него коллективную жалобу. Документ подается вышестоящему начальству или в какой-либо контролирующий орган, в зависимости от иерархии подчинения. Целью обращения служит привлечение руководителя к ответственности или его увольнение.
ФАЙЛЫ
Скачать образец коллективной жалобы на руководителя .doc
Когда и кому работники могут пожаловаться
Работники могут составить жалобу на руководство в таких ситуациях:
- Персонал принуждают к труду, который не прописан в трудовом договоре, должностной инструкции, или к труду в нерабочее время.
- Работодатель не соблюдает сроки выплат, отказывается оплачивать больничный лист, платит «серую» зарплату.
- Руководитель грубит персоналу, оскорбляет его.
- На рабочем месте не соблюдаются правила охраны труда, например, не выдают спецодежду, СИЗ, страховочный инвентарь.
- Нарушаются приказы вышестоящего начальства.
В списке представлены не все ситуации, а лишь наиболее частые.
Пожаловаться на руководство сотрудники могут вышестоящему начальству, в полицию, суд, налоговую, прокуратуру, инспекцию по труду.
Особенности подачи некоторых жалоб
Коллективную жалобу на непосредственного начальника пишут на имя руководителя организации. И только потом уже, если цель не будет достигнута, обращаются в контролирующие государственные органы и т.п. Если в организации есть комиссия по трудовым спорам или профсоюз, можно обратиться и туда.
На основании ст. 356 ТК РФ работники с коллективной жалобой могут обратиться в трудинспекцию. Документы отправляют в территориальное отделение почтой или относят лично.
Подача жалобы в прокуратуру установлена ст. 10 ФЗ № 2202 от 17 января 1991 года. Прокуратура, получив жалобу, инициирует проверку в отношении организации. Если им удастся найти подтверждение перечисленным в жалобе фактам, то руководство привлекут к ответственности. Действия могут быть такими: штрафы, увольнение, привлечение к административной или уголовной ответственности. Наказание зависит от конкретной ситуации.
При желании трудового коллектива взыскать с начальства материальный ущерб они могут обратиться в судебную инстанцию с исковым заявлением.
К сведению! Срок рассмотрения жалобы не может превышать 30 дней с момента ее получения. Это правило касается только различных ведомств.
Как подать жалобу
Способы подачи коллективной жалобы таковы:
- Передача лично в руки или через секретаря. Так можно передать документ руководителю организации, секретарям в судах, ведомствах и т.д.
- Почтовым отправлением. Способ подойдет для подачи жалобы в федеральные надзорные органы. Письмо должно быть заказным с описью вложения и уведомлением о вручении.
- Через интернет-приемную организации. В этом случае на сайте может быть своя форма, которую представителю работодателей придется заполнить.
В письменной форме жалобу можно напечатать на компьютере или составить от руки.
Как составить жалобу
Унифицированного бланка законодательством не предусмотрено, поэтому жалобу составляют в произвольной форме с соблюдением структуры, характерной для подобного рода документов.
Что нужно указать в коллективной жалобе на руководителя:
- В шапке пишут должность и ФИО адресата (руководителя организации или надзорного органа), ФИО отправителей. Если работников много, то лучше просто написать, что это коллектив сотрудников какого-то отдела, а список работников с указанием должностей и фамилий представить в конце жалобы или приложить к ней отдельным документом. Также в шапке указывают номер телефона ответственного за написание жалобы лица (представителя трудового коллектива).
- Наименование документа.
- Обстоятельства, которые побудили работников составить жалобу. Описывать нужно подробно, без включения разговорных и нецензурных слов. Нужно сдерживать проявление эмоций. При возможности следует подкрепить текст ссылками на законодательство.
- Просьба трудового коллектива. Как правило, просят разобраться в ситуации и принять меры. В критических ситуациях можно попросить уволить руководителя.
- Приложения к документу. Если есть доказательства: видео, служебная переписка, фото, то данный факт отражают в жалобе, а документы прикладывают к ней.
- В конце жалобы ставят свои подписи работники. Или, если недовольных начальством много, может расписаться только представитель коллектива, а остальные распишутся на отдельном листе, который также нужно приложить к документу.
К сведению! Документ необходимо распечатывать в 2 экземплярах. Один отправляют руководству, в прокуратуру или трудинспекцию и т.п., а второй представитель коллектива оставляет у себя.
Мы составили образец коллективной жалобы на непосредственного начальника, адресованной руководителю организации.
Образец коллективной жалобы на руководителя
Генеральному директору ООО «Гамма»
Лопухову Евгению Константиновичу
от коллектива работников отдела печати
тел. ответственного лица: 8 (909)123-45-67
(Русланов К.С.)
Коллективная жалоба на руководителя отдела печати Николаева М.И.
Мы, коллектив отдела печати ООО «Гамма», обращаемся к Вам по поводу неисполнения своих прямых обязанностей и грубого отношения к подчиненным руководителя отдела печати Михаила Ивановича Николаева.
Михаил Иванович систематически грубит подчиненным, используя нецензурные выражения и личные оскорбления. Мы предлагали ему решать рабочие вопросы в более уважительной манере, однако на наши просьбы он не реагирует. Нередко заставляет подчиненных работать сверхурочно, угрожая штрафами. Переработки не мотивированы какими-либо приказами или распоряжениями вышестоящего начальства.
1 ноября 2020 года работники отдела печати Саратов А.В., Кузнецова С.П., Архипов Г.Р. были вынуждены прибыть на работу для подготовки ежемесячного отчета, несмотря на то что это входит в обязанности руководителя отдела печати. На просьбу оплатить сверхурочную работу данные работники получили отказ в грубой форме, а выход на работу в этот день не был зафиксирован согласно Трудовому кодексу.
Также руководитель отдела печати допускает грубости по отношению к заказчикам ООО «Гамма», что плохо отражается на репутации организации.
В связи с изложенным просим разобраться в ситуации и принять необходимые меры. Считаем, что необходимо снять Михаила Ивановича Николаева с должности.
Русланов / К.С. Русланов
Саратов / А.В. Саратов
Кузнецова / С.П. Кузнецова
Архипов / Г.Р. Архипов
Уткина / М.С. Уткина
«17» ноября 2020 года
Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.
Обжаловать решения чиновников станет сложнее
Теперь до обращения в суд юрлицам и ИП обязательно нужно будет пожаловаться на решение контрольного органа или действия чиновника в вышестоящий орган власти или руководителю должностного лица. Но ведомственная солидарность может добавить проблем
1 июля 2021 г. вступит в силу Закон о государственном и муниципальном контроле1, который изменит порядок обжалования решений контрольных органов и действий или бездействия должностных лиц. Их обжалование в суде будет возможно только после досудебного обжалования.
Что такое досудебное обжалование?
Сегодня при несогласии с решением органа власти или действиями должностного лица в большинстве случаев можно сразу обратиться в суд с жалобой и потребовать отменить решение как незаконное или признать действия чиновника противоправными. Лишь по некоторым категориям дел до обращения в суд необходимо подать жалобу в вышестоящий орган власти. Так, если межрайонная налоговая инспекция неправильно посчитала размер транспортного налога, требуется обратиться в управление налоговой инспекции по региону, и только после отказа в удовлетворении жалобы можно идти в суд. Обязательное досудебное обжалование применяется по спорам с Росреестром, например в случае отказа в совершении регистрационных действий.
Когда начнут действовать новые правила и кому их придется соблюдать?
Новый порядок распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Рядовые граждане по-прежнему смогут обжаловать решения органов власти и действия чиновников сразу в суд. Кроме того, нововведения коснутся только контрольно-надзорной деятельности, в других сферах споры с властными инстанциями будут решаться по-старому.
Хотя Закон о государственном и муниципальном контроле вступает в силу в июле текущего года, полностью порядок обжалования решений чиновников изменится только 1 января 2023 г. С этой даты по всем без исключения спорам с органами власти, в том числе с местными, перед обращением в суд необходимо будет подать жалобу в вышестоящий орган. Лишь после вынесения им решения об отказе в удовлетворении требований можно идти в суд.
Однако по некоторым делам досудебный порядок станет обязательным уже с 1 июля 2021 г., например в области государственного пожарного надзора. Все виды контроля, для которых досудебный порядок должен применяться уже в этом году, Правительство РФ определило в Постановлении от 28 апреля 2021 г. № 663. В перечень включены 62 вида федерального госконтроля (надзора), который осуществляют 19 ведомств, в том числе ФНС, ФССП, МЧС, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Росреестр, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Минпромторг, Рособрнадзор и др.
Как теперь подавать жалобы?
Закон устанавливает срок подачи жалобы на решение органа власти или действия его должностного лица – 30 дней. Этот срок исчисляется с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. Более короткий срок установлен для обжалования предписаний контролирующих органов – 10 рабочих дней с момента получения предписания. Пропуск срока подачи досудебной жалобы не дает права на обращение в суд. Все равно ее прежде придется направить и получить решение об отказе в рассмотрении жалобы из-за несвоевременной подачи. При этом для суда не будет иметь значения, по какой причине истец опоздал. Он может оценивать уважительность причин пропуска срока обращения в суд, но не в какие-либо другие органы. Поэтому главное – подтвердить соблюдение досудебного порядка.
Жалобы вышестоящему должностному лицу отныне должны подаваться только в электронном виде – еще одно существенное нововведение. Это можно сделать через федеральный или региональный портал госуслуг. Жалобу обязательно нужно подписать электронной подписью, причем юридические лица должны использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Сейчас почти у всех коммерческих организаций такая подпись оформлена. У индивидуальных предпринимателей проблем также не возникнет, поскольку они могут обращаться с жалобами на решения контролирующих органов со своих аккаунтов физических лиц на портале госуслуг.
Жалоба всегда подается в адрес вышестоящего органа или должностного лица. Например, при оспаривании действий пожарного инспектора жалоба будет рассматриваться руководителем территориального органа МЧС России, в котором этот инспектор работает.
Чтобы жалоба была принята, в ней необходимо указать:
- наименование органа власти или должностного лица, чьи действия обжалуются;
- Ф.И.О. или наименование заявителя, его место жительства или юридический адрес;
- если жалоба подается представителем – сведения о нем и доверенности;
- какие именно решения или действия обжалуются;
- доводы заявителя;
- его требования.
Заявитель не должен доказывать незаконность обжалуемых решений или действий. Бремя доказывания возлагается на орган или должностное лицо, на которых жалуется заявитель.
К жалобе можно прикладывать документы. Во время ее рассмотрения у заявителя могут запросить дополнительные материалы. При этом установлен запрет на истребование у заявителей документов, которые имеются в распоряжении органов власти.
Правила рассмотрения жалобы могут различаться в зависимости от сферы контроля, так как они должны предусматриваться в положениях о порядке контрольной деятельности уполномоченных органов, а в каждой сфере имеется свое такое положение. Именно в этих положениях будут установлены сроки рассмотрения жалоб – они не могут быть больше 20 рабочих дней.
Значение реформы: все хорошо, если бы не «но»…
Очевидным достоинством преобразований является приведение к единству досудебного порядка обжалования решений государственных органов и действий их должностных лиц. Теперь процедура подачи всех жалоб руководству чиновников и порядок их рассмотрения регулируются одним законом. Это очень удобно: не нужно перечитывать многочисленные разрозненные законы и постановления, чтобы понять, как и куда обращаться с жалобой. И все же необходимость оперирования несколькими нормативными документами отчасти сохранится. В любом случае потребуется обращаться к положениям о конкретных видах государственного контроля – в основном в них будут содержаться правовые нормы о досудебном оспаривании.
Добавит комфорта электронное взаимодействие с государственными органами. Однако ощутимым недостатком могут стать последствия ведомственной солидарности. Как показывает практика, руководство редко отменяет решения своих подчиненных. В таких случаях для восстановления нарушенных прав все равно придется обращаться в суд. И тут досудебное обжалование лишь задержит решение проблем, приведет к затруднениям при судебном рассмотрении дела из-за давности событий и меньшей эффективности защиты прав.
В заключение рекомендуем всем, на кого распространяются изменения, уже сейчас задуматься о создании и настройке личного кабинета гражданина или юридического лица на портале госуслуг. При частом взаимодействии с региональными и местными контролирующими органами следует организовать работу с региональным порталом государственных и муниципальных услуг.
1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
К сожалению, остаются распространенными ситуации, когда государственные служащие преступают закон, превышают свои полномочия и нарушают законные права граждан. Однако граждане в свою очередь имеют право обжаловать действия должностного лица и добиться справедливости законным путем. Но для этого понадобится знать, что нужно делать и в какой последовательности.
Каков порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц?
Обжаловать действия должностного лица можно, написав жалобу его начальству или в стоящий выше государственный орган, подав жалобу в прокуратуру или обратившись в суд с иском. При подаче жалобы непосредственно в ведомство, гражданин должен будет ожидать ответа в течение месяца, после чего он получит письменный ответ –– положительный или отрицательный. Порой обращение пострадавшего и вовсе может быть проигнорировано. Тогда остается лишь обращение в прокуратуру или оспаривание в суде.
В первую очередь жалоба на должностное лицо подается его непосредственному руководству. При обращении в суд гражданину стоит иметь на руках письменный отказ из ведомства.
После обращения в прокуратуру служащие юстиции запускают в производство собственное расследование. В том случае, если действия (бездействие) должностного лица признаются сотрудниками прокуратуры незаконными, они выступают инициаторами подачи иска.
Иски граждан, ходатайствующих о признании действий должностных лиц незаконными, рассматриваются в арбитраже или суде общей юрисдикции. Это определяется подсудностью. Ходатайство подается по месту проживания гражданина или по месту службы госслужащего. Оспорить действия служащего можно и посредством законного представителя.
Если суд удовлетворяет иск гражданина, то его права восстанавливаются, а должностное лицо наказывается. Возможно как дисциплинарное взыскание, так и увольнение. В крайнем случае –– уголовное преследование.
Основные правила подготовки жалоб
Определенного шаблона, в соответствии с которым нужно составлять жалобу, не существует. Однако есть краткий перечень правил, при нарушении которых обжалование гражданином действий чиновника не станут рассматривать. Так, заявление должно быть:
- составлено в письменном виде;
- содержать ФИО, адрес и контактные данные гражданина;
- составлено без матерных слов или угроз в адрес служащего, его близких и т. д.;
- читаемо –– не должно быть помарок, текст должен быть написан понятным почерком;
- подписано заявителем.
Подача жалобы в ведомство или прокуратуру требует содержания определенных сведений. Так, гражданин должен указать:
- название органа, в который подается жалоба;
- сведения о нарушителе и его непосредственном руководителе;
- суть жалобы –– какие конкретно действия обжалуются и как они нарушают права заявителя;
- требования, касающиеся урегулирования ситуации.
Подать жалобу можно как лично, так и обратившись в электронную приемную ведомства или воспользовавшись почтой.
Иск в суд подается в соответствии со ст. 218, 22 главы КАС РФ. В заявлении понадобится указать:
- название судебного органа;
- сведения о ходатайствующем;
- сведения об ответчике;
- характер иска, его принадлежность –– арбитражная или общей юрисдикции;
- суть проблемы, с указанием на нарушения должностного лица;
- требования истца.
Иск также необходимо подписать. Подать его можно как лично, так и через представителя.
Нюансы обжалования действий должностных лиц
При обжаловании действий госслужащего стоит учитывать некоторые факторы, без которых обжалование вряд ли будет успешно. Так, действия должностного лица должны быть и незаконны, и нарушать права и интересы заявителя. Иными словами, жаловаться на чиновника, закрывающего глаза на закон, но не нарушающего права заявителя, не получится.
Обжалуя действия служащего, следует подкрепить заявление доказательной базой. Все доводы, подтверждающие вину служащего, должны быть задокументированы. Так у гражданина будет больше шансов добиться справедливости без лишних проволочек.
При нехватке материалов гражданин имеет право указать их в жалобе и указать источники истребования.
Источники:
КАС РФ Глава 22. «Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»
А.И. Шипилов,
доктор психологических наук, профессор МОСУ
Опубликовано в номере: Кадры предприятия
№5 / 2002
Руководитель любой организации — будь то небольшая торгово-закупочная
фирма или многотысячный комбинат — вряд ли обрадуется появлению в ней оппозиционной
группы, которая по тем или иным причинам не согласна с проводимой руководством
экономической, финансовой или кадровой политикой. Однако сложности и противоречия,
которыми зачастую богата история становления и развития любой социальной
структуры, неизбежно приводят к появлению оппозиционных лидеров или
групп в рядах ее сотрудников. В таких условиях руководитель должен найти
ответ на вопрос: как быть, если в организации возникла оппозиция?
Данный вопрос далеко не праздный. Ведь организации для стабильного
функционирования необходимо не только четкое и неуклонное следование выработанным
правилам и принципам, но также и постоянная модернизация, связанная с тем,
что эти правила и принципы с течением времени неизбежно устаревают или не
соответствуют изменившимся условиям. Внедрение нововведений, как модернизация
организации или противодействие изменениям — это всегда процесс разрешения
возникающих в ходе развития противоречий и конфликтов. Причем движение как
«новаторов» (т.е. тех, кто стремится что-то изменить в функционировании
организации), так и «консерваторов» (т.е. тех, кто не согласен с
изменениями и стремится их не допустить), всегда возглавляет лидер.
Несогласие с политикой,
проводимой руководством организации, как правило, приобретает форму оппозиции.
Неумение и нежелание руководства системы наладить взаимодействие с
оппозиционерами часто приводит к возникновению внутриорганизационных
конфликтов. Занятие позиции «страуса с головой в песке» и организация своей
деятельности по принципу «ничего не вижу, ничего не слышу» в данном случае вряд
ли будут продуктивными.
Наукой и практикой выработаны
пути стабилизации системы, ведущие к предотвращению внутриорганизационных
конфликтов. Смысл этих методов сводится к ослаблению противоречия между
руководством (властью) и интересами недовольной части работников организации, а
значит, к сведению до неконфликтного уровня стремлений и действий оппозиции.
I. Социальное маневрирование
Оно заключается в анализе и
преобразовании сложившейся ситуации, в результате которых производится
перераспределение части власти или ресурса в интересах оппозиции. Объем
перераспределения зависит от многих факторов, среди которых выделяются:
- размеры власти или ресурса;
- уровень социальной напряженности в организации;
- гибкость, проявляемая оппозицией;
- профессионализм руководства; зависимость работников от руководства и др.
Формы использования этого
метода зависят как от социально-экономического развития общества, так и от
конкретной ситуации, сложившейся в данной организации. Они могут варьироваться
от бесплатной раздачи хлеба, как это было в Древнем Риме, до разветвленной
социальной инфраструктуры в современных развитых странах, включающей бесплатное
медицинское обслуживание и образование, пенсионные пособия, социальное
страхование, различные льготы и т.п. Этот метод — своеобразный «клапан»,
с помощью которого выпускается «пар» недовольства части работников организации.
II. Социально-психологическое маневрирование
Оно включает в себя широкий
спектр мероприятий, призванных обеспечить преобразование разнонаправленных
интересов в устойчивый альянс, фактически способствующий сохранению прежнего
функционирования организации.
Среди форм реализации этого
метода выделяют следующие:
1) выявление возможностей компромисса между руководством и оппозицией.
Активное ведение переговоров с лидерами оппозиции позволяет найти такие точки
соприкосновения позиций и взаимных притязаний, которые в значительной степени
решают проблему отношений;2) подмена средств достижения цели.Руководство декларирует
цель, отвечающую интересам большинства работников организации, и средства,
с помощью которых она будет достигнута. При этом выигрывается время, используемое
для применения других средств стабилизации ситуации, возможно, далеко не популярных,
но необходимых;3) смена части руководства. Не достигнув ранее заявленных целей,
руководство организации увольняет одного или нескольких управленцев, которые
объявляются виновными в возникновении проблем и обострении отношений между
работниками и руководством, оставаясь таким образом у власти.
Недостатком
социально-психологического маневрирования является временный характер
применяемых мер.
III. Психологическое манипулирование
В широком смысле под ним
понимаются косвенные действия руководства организации, предпринимаемые им для
обеспечения стабильного функционирования структуры как
социально-психологического образования. В узком смысле под психологическим
манипулированием понимается целенаправленное, преимущественно неявное
воздействие на индивидуальное или групповое (организационное) поведение. В
рамках государства психологическое манипулирование осуществляется, прежде
всего, через имеющиеся каналы массовых коммуникаций. Обычно газеты, радио,
телевидение в основном находятся в руках политических сил, господствующих в
данном обществе. Поэтому их действия ориентированы на стабилизацию существующей
политической системы. Велика роль СМИ в осуществлении такого приема
предотвращения конфликтов, как «создание образа врага». Он состоит в
перекладывании ответственности за нерешенные проблемы на другие силы (часто
оппозиционные, а иногда и мифические) и отвлечении внимания населения от острых
политических и социальных проблем.
В рамках организации
психологическое манипулирование также часто имеет место в системах
взаимодействия «руководство-подчинение», особенно в таких сферах, как
стимулирование труда, массовые коммуникации, формирование общественного мнения,
укрепление трудовой дисциплины.
IV. Интеграция
контрэлиты
Если руководство организации
допускает серьезные просчеты в формировании сплоченного коллектива,
ориентируется только на получение прибыли и игнорирует запросы работников, то
это в значительной степени дестабилизирует общую обстановку в организации.
Экономическое и социальное неблагополучие организации неизбежно способствует
формированию в ней контрэлит, которые играют роль интегратора недовольства
работников. Такие контрэлиты могут образовываться также в результате
неправильной кадровой политики, приводящей к отвержению нестандартно мыслящих
людей и продвижению по службе только «лояльных руководству».
Будучи «своими» по сути, они
часто не попадают в состав среднего или высшего руководства организации и
чувствуют себя обиженными и обделенными. Такая ситуация ведет к тому, что они
постепенно могут образовывать неформальный «противоположный полюс»,
одновременно развертывая как прямую, так и косвенную работу по подрыву
авторитета официального руководства. Это может быть жесткая, часто
неоправданная критика принимаемых руководством решений, ироничная оценка его
деятельности, «тихий саботаж» указаний. При этом контрэлита декларирует защиту
интересов организации или ее сотрудников.
В принципиальном плане,
целесообразно не допускать образование контрэлиты, а если она появилась, то
максимально интегрировать ее в те или иные уровни руководства. Основным
критерием сохранения в организации, равно как и продвижение по служебной
лестнице любого сотрудника, будь то простой работник или руководитель, является
профессионализм и преданность организации, а не личные симпатии.
Конечные интересы такой
контрэлиты, как правило, не расходятся со стратегическими целями руководства,
поэтому возможно включение ее представителей в состав управленческих структур
или же приобщение к власти организаций и движений, находящихся под влиянием
контрэлиты.
Здесь мы не имеем в виду те
исключительные случаи, когда образовавшаяся контрэлита в компании перерастает в
«инородное тело», ставящее своей задачей фактический захват власти в
организации, смену руководства, развал структуры, преследуя личные финансовые
или экономические интересы. В таких случаях своевременное выявление
внутриорганизационного «заговора» и принятие оперативных мер по нейтрализации
оппозиции, вплоть до увольнения, являются вполне оправданными. Об этом речь
пойдет чуть ниже.
V. Ослабление «системной оппозиции»
В отличие от контрэлиты эта
оппозиция ставит своей целью полную дестабилизацию существующего руководства
организации и приход к власти «своих» людей. Поэтому для топ-менджмента важно
максимально ослабить действия «системной оппозиции». При этом необходимо иметь
в виду следующее обстоятельство. Одно дело, когда такая оппозиция формируется в
относительно небольшой организации, где почти все работники на виду, и
назревающий конфликт можно предупредить или разрешить неконфликтными способами.
Другое дело, когда «системная оппозиция» формируется в крупной, многоуровневой
компании и ее подрывные действия вовремя не обнаруживаются. Новейшая история
российского предпринимательства насыщена массой примеров такого рода, когда
смена власти на заводе или комбинате проходила с привлечением не только
судебных приставов или ОМОНа, но часто оборачивалась многочисленными
убийствами, финансовыми крахами и личными трагедиями. В нашем случае мы ведем
разговор о психологических возможностях ослабления «системной оппозиции», а не
о ее организационной или физической нейтрализации.
Именно в указанном контексте могут применяться следующие приемы:
1) перехват инициативы в действиях, которые собиралась осуществить оппозиция.
Относительно часто в роли системной оппозиции в организации выступают профсоюзные
лидеры. Поэтому руководству целесообразно работать на опережение. Своевременно
получая информацию о предстоящих акциях или инициативах оппозиции, необходимо
заявлять о них как о собственных планах, которые будут обязательно осуществлены;
2) раскрытие корыстных интересов членов оппозиции. Организуя
противодействие против оппозиции, необходимо доводить до каждого работника информацию
о том, что ее лидеры отстаивают только личные, корыстные интересы, направленные
на свое личное обогащение или на дестабилизацию обстановки в организации. Чем
более непривлекательные мотивы будут связаны с действиями оппозиции, тем меньше
шансов останется у нее для привлечения работников на свою сторону;
3) показ невозможности достижения целей, поставленных оппозицией.
Довольно часто «отрицательные» лидеры декларируют очень привлекательные лозунги
своей борьбы с руководством организации и выдвигают требования, реально не осуществимые.
В такой ситуации доходчивый и обоснованный показ несостоятельности и неосуществимости
требований по объективным причинам (отсутствие финансирования, нарушение действующего
законодательства и т.п.) бывает довольно эффективным;
4) формирование недоверия к оппозиции со стороны тех групп работников,
где она популярна. Среди работников организации, как правило, существуют
различные группы, в которых оппозиция пользуется различным уровнем популярности.
Поэтому важно развенчать авторитет оппозиционеров именно в тех группах, где
они пользуются самым высоким доверием;
5) образование «раскольнических групп» в составе оппозиции. Каждый
из членов оппозиции имеет свои определенные амбиции и личные устремления. Их
редко объединяют идеологические установки и мировоззрение. Поэтому умелая игра
руководства на этих желаниях и стремлениях часто приводит к противоречиям и
внутренним столкновениям в рядах оппозиции, что неизбежно ее ослабляет;
6) стимулирование «перебежчиков» из лагеря оппозиции, введение их во
властные структуры организации. В данном случае у руководства организации
всегда есть довольно широкий спектр тех средств, с помощью которых можно стимулировать
«перебежчиков». Это назначение на вышестоящую должность, повышение тарифных
ставок, увеличение премий, предоставление льгот и т.д. Важно только четко определить
тех, кто потенциально готов за определенные услуги выйти из борьбы;
7) ненасильственная ликвидация оппозиции (включение ее представителей
в органы управления организацией, привлечение к разработке решений и т.д.).
Данный прием может быть использован в том случае, когда оппозиция или ее лидеры
имеют реальную поддержку работников, их требования вполне обоснованы, но крайне
невыгодны для руководства организации. При таких обстоятельствах гораздо более
эффективным будет не продолжение борьбы, т.е. дальнейшее развитие конфликта,
а введение представителей оппозиции в руководство организации или привлечение
ее к разработке программы осуществления тех мер, на которых она настаивала.
В данном случае она вынуждена будет смотреть на проблему уже не со своей стороны,
а со стороны руководства;
нейтрализация лидеров оппозиции. Иногда бывает так,
что намного эффективнее оказывается нейтрализация не самой оппозиции (часто
это дорого, долго и малопродуктивно), а только ее лидера. Среди способов нейтрализации
«негативных» лидеров можно выделить несколько наиболее эффективных:
а) удовлетворение притязаний (привлечение к руководству). Часто лидерами
оппозиции движет нереализованное желание быть во власти, управлять другими
людьми и распоряжаться их судьбами. Поэтому грамотное и корректное введение
их в управленческий аппарат, например, в роли заместителя или начальника управления
резко снижает их оппозиционирующую активность, а то и вовсе делает его сторонником
руководства;б) ролевое смещение (предложение участвовать в решении проблем, устранении
недостатков). Это часто применяемый способ, который заключается в активном
привлечении лидеров оппозиции к разработке решения тех проблем, которые являются
основой их собственных требований. В результате само собой снимается противостояние,
т.к. оппозиция начинает работать на стороне руководства организации;в) психологическая изоляция. Заключается в прекращении критики и противодействия
лидеру оппозиции со стороны руководства с переходом к подчеркиванию в его
личности положительных сторон. Неумеренная хвала, ярко выраженный отказ от
борьбы с ним, как правило, способствует отрыву его от самой оппозиции;г) формализация. Формализованные действия оппозиционного лидера лишаются
их привлекательности защитника высокой цели;д) психологическое сближение, установление и развитие неформальных контактов,
сокращение неформальной дистанции между руководством и оппозицией. Специально
организуются и публично проводятся мероприятия, на которых лидер оппозиции
вынужден идти на такое психологическое сближение. В результате ему психологически
сложнее вновь возвращаться к противодействию руководству;е) косвенная дискредитация. Данный способ часто применялся в советские
времена в отношении тех лидеров, которые по тем или иным причинам переставали
устраивать высшее руководство. Лидеру предлагается возглавить в целом престижное,
но безнадежное дело. О его безнадежности он, возможно, не догадывается. Концентрируясь
на его выполнении, он вольно или невольно уходит от борьбы, но что самое важное
— закономерно проваливает дело. В результате авторитет такого лидера резко
падает;ж) психологическая девальвация. Заключается в поддержке альтернативных
лидеров оппозиции, которые конкурируют с существующими. Это обеспечивает внесение
раскола в ряды оппозиции и ее ослабление. Девальвируются те ценности, которые
их объединяли путем подчеркивания важности тех расхождений, которые возникли
между ними;з) групповое разобщение. Может быть реализовано путем частичной и
постепенной изоляция лидера от его сторонников, оставление его «генералом
без армии». Сторонники лидера получают полное или частичное удовлетворение
своих требований, отходя от активной борьбы и становясь менее требовательными
и принципиальными по отношению к руководству.
VI. Административное давление
Формы применения
административного давления колеблются в широком диапазоне — от увольнения
неугодного лидера до применения косвенных методов давления (наказания, перевод
на нижестоящую должность, лишение льгот и т.п.). При этом соблюдаются нормы
трудового законодательства.
Этот метод чаще всего применим
в организациях с неразвитым уровнем корпоративной культуры и низкой активностью
работников, где доминируют консервативное мышление и установка на сохранение
жесткой иерархической структуры. В этих условиях административное давление,
если оно не выходит за пределы разумного, принимается без особого
сопротивления.
В организациях высокой
корпоративной культуры и социальной активности работников такое давление,
зачастую, встречает отпор.
Таким образом, целесообразно не
игнорировать появление оппозиции, независимо от того, почему же она все-таки
сформировалась, а стараться продуктивно взаимодействовать с ней, используя
адекватные ситуации, приемы и способы.
Как подписаться >>>
Нередко работодатели используют выговор как некую воспитательную меру по отношению к сотруднику, а порой, применяют его и как способ выживания сотрудника из компании. При этом работодатели часто не утруждают себя подготовкой документальных оснований для объявления выговора. Поскольку далеко не всегда претензии к выполнению обязанностей работником объективны, у работника возникает законное возмущение по поводу применения подобных методов и желание их обжаловать.
Вынесение выговора предполагает четкое соблюдение определенной процедуры.
- Приказ о вынесении выговора не может быть подписан при отсутствии письменных объяснений о совершенном нарушении. Объявление выговора без получения письменных разъяснений от сотрудника не имеет юридической силы, за исключением случаев, когда сотрудник от объяснений отказался (отказ сотрудника должен быть зафиксирован в виде акта, в присутствии свидетелей). Для предоставления объяснений сотруднику дается не менее двух рабочих дней. Это означает, что по факту совершенного, например, сегодня проступка нельзя вынести выговор в этот же день. Должно пройти минимум два дня, за которые будут подготовлены необходимые документы.
- Помимо объяснений от сотрудника, для подписания приказа об объявлении выговора должны быть собраны письменные доказательства нарушения сотрудником тех или иных внутренних документов компании (правил, должностных инструкций, приказов), с указанием пунктов конкретных документов, которые сотрудник нарушил, распечатки различных фиксирующих устройств и другие.
- Важным условием вынесения выговора является его срок. Приказ о выговоре может быть издан не позднее одного месяца с момента обнаружения нарушения и не позднее шести месяцев со дня его совершения. Нередко руководители любят собирать «компромат» на своих подчиненных, чтобы при удобном случае подвести их под увольнение за нарушения, совершенные, например, в течение года. Если руководитель «не давал хода» фактам о совершении проступка (не подписывал приказ об объявлении выговора или замечания), то и уволить работника за неисполнение должностных обязанностей как уже имеющего дисциплинарные взыскания у него оснований нет.
- Трудовой кодекс различает три разновидности дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение. При применении той или иной разновидности дисциплинарного взыскания должна быть учтена тяжесть совершения нарушения. То есть за опоздание на работу на пять минут, вряд ли оправдано применение выговора или увольнения, если это не повлекло каких-то необратимых последствий для компании.
- Если в компании есть представительный орган сотрудников, то при объявлении выговора его мнение обязательно учитывается.
- За совершенное нарушение может последовать только одно дисциплинарное взыскание. То есть за одно и то же нарушение нельзя одновременно объявить выговор и уволить.
- После издания приказа о вынесении выговора, сотрудника должны ознакомить с ним под роспись и предоставить ему копию этого приказа. То есть сотрудник должен понимать, что он нарушил и за что именно объявлен выговор. Если сотрудник отказывается знакомиться с приказом, то отказ должен быть зафиксирован актом в присутствии свидетелей.
- Срок действия выговора ограничивается годом. Если в течение этого срока у работодателя к работнику не возникает претензий, то выговор автоматически считается снятым. Если же работнику выносятся другие выговоры, то работник рискует быть уволенным за неоднократное неисполнение должностных обязанностей. Законодательство предоставляет работодателю право снимать выговоры досрочно, до истечения года.
Таким образом, объявление выговора требует тщательного оформления документов и соблюдения сроков издания приказа, в противном случае его объявление может быть признано незаконным. Вопрос о правомерности вынесения выговора подразумевает анализ документов. В связи с этим нередки случаи обращения за юридической помощью и высока вероятность обжаловать действия работодателя. Если выговор вынесен незаконно, его можно обжаловать, обратившись в трудовую инспекцию или к нашим юристам для дальнейшего обжалования в судебном порядке.
Новое постановление Пленума состоит из 32 пунктов, в которых разъясняются правила применения главы 22 КАС и главы 24 АПК. Пока речь идет о проекте: по результатам обсуждения документ решили отправить на доработку. Обычно этот процесс занимает одну-две недели.
Суды могут принимать решения, которые несут имущественные последствия для граждан и организаций. Например, когда требуется вернуть излишне уплаченные налоговые и таможенные платежи, страховые взносы и исполнительские сборы, или выплатить компенсацию за незаконные решения чиновников. При этом требования о возмещении вреда, причиненного принятием незаконных решений, бездействием или действием властных органов, должны предъявляться отдельным иском.
ВС объясняет, что в судебном порядке можно оспорить разные действия и решения чиновников. Они могут быть приняты в письменной и электронной форме, в том числе и в автоматическом режиме.
Но обратиться в суд можно в случае несогласия не только с формализованным решением, но и любым другим. Например, предметом судебного контроля могут стать действия, связанные с организацией дорожного движения, вроде установки новых знаков или настройки светофоров. «Действия могут совершаться, в частности, посредством размещения информации в сети «Интернет», — подчеркивает ВС.
Бездействием, которое можно оспорить, считается ситуация, когда чиновник не делает, что должен. Например, не рассматривает поступившее к нему заявление или не спешит принимать по нему решение.
Пленум объясняет, что акты налоговых и таможенных проверок не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания. В то же время заинтересованные лица могут обжаловать решения, принятые по результатам проверок.
Это же касается документов, подтверждающих какие-либо обстоятельства, например правовой статус гражданина или организации. Оспорить можно только решение, принятое по этим документам.
Пленум ВС допускает обжалование в судебном порядке не только решений и действий государственных органов и их должностных лиц. Ответчиком по таким спорам могут выступать и «наделенные публичными полномочиями органы, не имеющие статуса юридического лица»: например, экзаменационные или призывные комиссии. А еще разрешается оспаривать действия организаций, наделенных «отдельными государственными или иными публичными полномочиями», и к таким ВС относит, например, психиатрические лечебницы и больницы ФСИН.
В проекте постановления Пленум ВС объясняет, какие решения или действия нельзя обжаловать по правилам КАС и АПК:
❌ Решения, принятые в ходе производства по уголовному делу. Их можно оспорить по правилам ст. 125 УПК («Судебный порядок рассмотрения жалоб»).
❌ Решения, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении. «Доводы о недопустимости конкретного доказательства излагаются в ходе рассмотрения соответствующего дела», — подчеркивает ВС.
❌ Отказы в применении амнистии.
❌ Решения, которые нужно обжаловать по правилам КоАП или 25-й главы АПК («Рассмотрение дел об административных правонарушениях»).
Вид судопроизводства и процессуальный порядок рассмотрения дела о защите прав, свобод и законных интересов заявителя определяется судом. Он должен учитывать характер правоотношений, из которых вытекает требование заявителя, а не форму обращения. «Оформление искового заявления вместо административного искового заявления не влияет на определение вида судопроизводства», — подчеркивает Пленум.
По общему правилу административные исковые заявления рассматриваются по месту нахождения госоргана, принявшего спорное решение. Кроме того, КАС позволяет подать иск по месту жительства гражданина или нахождения организации. Если решения госоргана распространяются на территорию нескольких субъектов или всю страну, подавать иск можно там, где будет исполняться спорное решение.
Срок обращения в суд считается со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Вопрос о причинах пропуска срока суд может поднять и самостоятельно, не дожидаясь мнения участников спора.
«Возвращение административного иска другим судом по причине его неподсудности или в связи с нарушением требований, предъявляемых к содержанию заявления и прилагаемым к нему документам, сами по себе не являются уважительными причинами пропуска срока обращения в суд», — подчеркивает Пленум. В то же время, если заявителю не хватило документа, который должен был выдать госорган, пропуск срока признают уважительным.
В некоторых случаях законодательство допускает оспаривание решения госоргана в вышестоящем органе. Например, такой порядок предусмотрен для решений налоговиков. Если по результатам внутренней апелляции решение останется в силе, то суд будет рассматривать именно первоначальное решение. Если же вышестоящий орган изменит или отменит решение, тогда предметом рассмотрения суда будет именно апелляционный акт.
Суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, он вправе оценить решение со ссылкой на нормы права, не указанные в иске. Не связан суд и доводами жалобы, потому что ему в любом случае нужно проверять имеющие значение для дела обстоятельства.
Формальные нарушения порядка принятия решений по общему правилу не могут служить основанием для признания их незаконными, подчеркивает ВС. Другое дело, если нарушения были существенными и повлияли на права заявителя.
Отдельный пункт проектируемого постановления посвящен вопросу применения аналогии права. В спорах с чиновниками это возможно, например когда есть пробел в правовом регулировании. «В частности, посредством применения аналогии судом могут быть преодолены пробелы, связанные с отсутствием подзаконных актов, определяющих порядок реализации права гражданином или организацией», — объясняет Пленум. Аналогия невозможна, если она ограничивает права и свободы гражданина или организации.
Суды могут признавать незаконными решения чиновников, принимаемые по усмотрению. Пленум приводит в пример ситуацию, когда местные власти решили перенести пешеходный переход. Суд может разобраться в вопросе и отменить решение, если чиновники не учли все обстоятельства, влияющие на безопасность дорожного движения.
Суд может прекратить производство по спору с госорганом, если тот исправил свою недоработку, отменил свое решение или прекратил бездействие. Но разбирательство точно продолжится, если заявитель дополнительно попросил о компенсации морального вреда или возмещении ущерба, причиненного действиями или бездействием чиновников.
- Верховный суд РФ
Ваш начальник может быть не всегда прав, но он всегда остается начальником. Как можно выразить свое несогласие конструктивно и эффективно, чтобы босс вас услышал? В этой статье вы найдете полезные стратегии, которые помогут вам в этом.
Польза собственного мнения
Каждый человек имеет право на свою точку зрения. Конечно же, перед тем, как критиковать позицию начальства, нужно тщательно обдумать слова и обоснованность своего мнения. Но если вы в нем уверены, то не бойтесь говорить. Ведь это поможет вам достичь следующих задач:
- Стимулировать разговор.
- Создать прочные и доверительные отношения.
- Обеспечить новые перспективы.
- Предотвратить некоторые плохие решения, которые могут навредить фирме.
- Вдохновить других участников.
- Создать синергию в команде.
- Послужить толчком для создания новых идей.
Когда спор продуктивен?
Однако разногласия далеко не всегда могут быть продуктивными. Иногда они ведут в тупик и вызывают лишь конфликты. Если вы не обдумали как следуют свои аргументы или неправильно выражаете свою точку зрения, то это может привести к нарастанию агрессии и повышению уровня стресса, которые являются нежелательными спутниками для любой команды.
Есть ситуации, в которых лучшее вообще никогда не высказывать свою точку зрения. Например, Дженнифер Сьюзи, специалист по командной работе, не рекомендует делать это во время мозгового штурма, поскольку конфликты являются губительными для любых идей. Также не стоит начинать спорить, если вы чувствуете, что вас захлестывают эмоции. Постарайтесь отделить зерна от плевел, а если вам нужен перерыв для этого, то отложите критику на другое время.
Перед спором
Прежде чем выражать несогласие, прощупайте почву. Если вы хотите, чтобы к вам прислушались, то сначала вам нужно дождаться того, чтобы человек вам открылся. Поэтому спросите своего начальника, открыт ли он для встречных предложений и думал ли он о том, чтобы сделать все немного по-другому. Если он готов вас выслушать, то начните объяснять свою позицию с проблемы, с которой вы несогласны.
Не забывайте говорить с честью и уважением, это сделает ваши слова более ценными. Кроме того, вы, вероятно, продолжите после этого работать с этими людьми, поэтому постарайтесь не портить отношения с ними.
Конструктивная критика
Конструктивная критика — это процесс, направленный на улучшение чего-либо через обоснованное и аргументированное мнение. Такой тип критики не ранит людей, а только заставляет их задуматься над своими поступками.
Во время спора постарайтесь изложить свою точку зрения как можно более конкретно. Подумайте заранее о том, что вы собираетесь говорить. Будьте конкретны и не говорите абстрактными терминами. Начальник не будет слушать длинный пространный монолог, наверняка он захочет, чтобы вы быстро и четко изложили суть вашего мнения.
Стратегия выступления
Если вы собираетесь выразить свое несогласие с позицией начальника, то вам наверняка понадобится определенный шаблон действия.
- Начните с похвалы и позитивного подкрепления. Сосредоточьтесь на сильных сторонах проекта. Это известный психологический прием, и многие люди его опознают, но, несмотря на это, он каждый раз действует.
- Затем перейдите к конструктивной критике. Если у вас есть чувство юмора, то вставьте пару шуток или смешных ситуаций, чтобы смягчить вашу речь.
- Наконец, закончите ваше выступление на позитивной ноте. Вновь упомяните о положительных сторонах проекта.
Уверенность как фактор успеха
Всякий раз, перед тем, как критиковать кого-то, позаботьтесь о том, чтобы у вас была достаточная доказательная база. Нет смысла делать что-то в том случае, если у вас нет достаточных аргументов — в этом случае к вам не прислушаются, а ваш авторитет упадет. Не предполагайте, а разрабатывайте конкретный план действий, который люди смогут применить немедленно. Если же вы полагаетесь исключительно на свой предыдущий опыт, то исход вашей беседы будет зависеть от того, насколько вы ценный сотрудник для компании. Здраво оценивайте свои силы и не беритесь за те дела, которые не сможете выполнить.
Спор как выступление
По своей сути спор с начальством похож на выступление. Представьте, что вам придется выступать перед несколькими десятками людей, которые ставят каждое ваше слово под сомнение. Что вы им скажете для того, чтобы убедить? Как завладеете их вниманием?
В вашем «выступлении», как и во всяком хорошем романе, должна быть завязка, кульминация, развязка и эпилог. Начните нестандартно — приведите в пример историю или реальную ситуацию, которая проиллюстрирует ваши слова. Затем перейдите к основной проблеме и, наконец, опишите, как вы планируете решить ее иными путями. Таким образом вы предоставите боссу полноценную и обоснованную критику, а ему останется только решить, разделяет он вашу точку зрения или нет.
Кстати, такой способ решения спорных ситуаций можно использовать не только на работе, но и в жизни. Подобный выход из конфликтных ситуаций поможет вам сформировать прочные отношения с семьей и друзьями.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание