Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;
2) утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;
3) формирует и возглавляет Совет Безопасности;
4) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;
5) в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;
6) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;
в) меры по защите Российской Федерации и ее граждан в случае принятия иностранными и (или) международными (межгосударственными) органами (организациями) решений или осуществления ими действий, противоречащих интересам Российской Федерации и (или) основам публичного правопорядка Российской Федерации;
(пп. «в» введен Федеральным законом от 28.04.2023 N 155-ФЗ)
7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты:
а) информации и государственной тайны;
б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Президент РФ:
1)определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;
2)утверждает стратегию национальной безопасности РФ, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;
3)формирует и возглавляет Совет Безопасности;
4)устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;
5)в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях ЧП, осуществляет полномочия в области обеспечения режима ЧП;
6) принимает в соответствии с законодательством РФ:
а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;
7) решает в соответствии с законодательством РФ вопросы, связанные с обеспечением защиты:
а) информации и государственной тайны;
б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Указ Президента РФ от 21.06.2019 № 287 «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности РФ
изащите граждан РФ от преступных и иных противоправных действий»
Вцелях обеспечения национальной безопасности РФ, защиты граждан РФ от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» постановляю:
1.Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством РФ, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией РФ, в своей деятельности исходить из того, что с 8 июля 2019 г. российским авиакомпаниям временно запрещается осуществлять воздушные перевозки (в том числе коммерческие) граждан с территории РФ на территорию Грузии.
2.Рекомендовать туроператорам и турагентам на время действия запрета, установленного пунктом 1 настоящего Указа, воздерживаться от реализации гражданам туристического продукта, предусматривающего перевозки (в том числе коммерческие) граждан с территории РФ на территорию Грузии.
3.Правительству Российской Федерации:
принять меры по обеспечению возвращения в РФ граждан РФ, временно находящихся на территории Грузии, а также их багажа;
обеспечить в соответствии со своей компетенцией осуществление иных мер, необходимых для реализации настоящего Указа.
4.Министерству иностранных дел РФ совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями обеспечить координацию действий с властями Грузии при решении вопросов, связанных с обеспечением безопасности граждан РФ и их возвращением в РФ.
5.Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
2. Полномочия палат Федерального Собрания РФ в области обеспечения национальной безопасности.
Совет Федерации Федерального Собрания РФ:
1) рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания РФ федеральные законы в области обеспечения безопасности;
2) утверждает указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
3) проводит консультации по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность руководителей ФОИВ (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
Государственная Дума Федерального Собрания РФ принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.
3. Полномочия Правительства РФ в области обеспечения национальной безопасности.
Правительство РФ:
1)участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;
2)формирует ФЦП в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию;
3)устанавливает компетенцию ФОИВ в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;
4)организует обеспечение ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности;
5)осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.
В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 114
Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Статьей 24 Федерального
конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» определены полномочия Правительства РФ в области обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности.
Федеральные органы исполнительной власти
выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Федеральная служба безопасности — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.
Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом РФ.
Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем ФОИВ в области обеспечения безопасности через указанный ФОИВ и его территориальные органы. Руководитель ФОИВ в области обеспечения безопасности назначается на должность Президентом РФ после консультаций с Советом Федерации и освобождается от должности Президентом РФ.
Президент РФ вносит в Совет Федерации представление по кандидатуре руководителя ФОИВ в области обеспечения безопасности и другие материалы, характеризующие представляемую кандидатуру.
Совет Федерации не позднее недельного срока со дня получения представления и других материалов, указанных в части четвертой настоящей статьи, информирует в письменной форме Президента РФ о результатах рассмотрения представленной кандидатуры.
(ст. 1 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»)
Алекса́ндр Вас и́льевич Б ртниково́ |
(род. 15 ноября 1951, Молотов, РСФСР, СССР) — российский |
государственный деятель. Директор ФСБ России с 12 мая 2008 года. Генерал армии (2006).
Председатель Национального антитеррористического комитета, председатель Совета руководителей органов безопасности и спецслужб стран СНГ. Постоянный член Совета Безопасности РФ с 25 мая 2008 года. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Родился 15 ноября 1951 года в городе Молотов, как тогда называлась Пермь. В 1966 году вступил в ряды ВЛКСМ.
1973 год — окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта имени академика В. Н. Образцова. Работал по специальности на предприятиях города Гатчины Ленинградской области.
1975 год — окончил Высшую школу КГБ СССР имени Ф. Э. Дзержинского в Москве, в этот период вступил в КПСС, в которой находился до её роспуска.
С 1975 года — в органах государственной безопасности. Проходил службу на должностях оперативного и руководящего состава в контрразведывательных подразделениях УКГБ СССР по Ленинградской области — УФСБ по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
До июня 2003 года — заместитель начальника Управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по контрразведывательным операциям.
С 1 июля 2003 по 28 февраля 2004 года — начальник Управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Со 2 марта 2004 года — заместитель директора ФСБ России — начальник Департамента экономической безопасности ФСБ России.
С 11 июля 2004 года — руководитель Службы экономической безопасности ФСБ России. Воинское звание генерал-полковник присвоено в 2006 году. По некоторым данным, очередное воинское звание генерал армии присвоено 20 декабря 2006 года, то есть с разницей всего в несколько месяцев.
Сиюля 2004 года — член Межведомственной рабочей группы по разработке концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов.
Соктября 2004 года — член Правительственной комиссии по вопросам экономической интеграции.
Сноября 2004 по май 2008 года — член совета директоров ОАО «Совкомфлот». С апреля 2005 года — член Комиссии по экспортному контролю РФ. С декабря 2005 года — член Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы. С апреля 2006 года — член Правительственной комиссии по обеспечению интеграции предприятий авиастроительного комплекса Российской Федерации. С 12 мая 2008 года — Директор ФСБ России, председатель Национального антитеррористического комитета, а с 25 мая — также постоянный член Совета
Безопасности РФ. С 19 мая 2008 года — член Совета и президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. С 22 мая 2008 года — председатель Совета руководителей органов безопасности и спецслужб стран СНГ. С 17 октября 2008 года — член Совета при Президенте РФ по развитию финансового рынка. С 1 ноября 2008 года — член Совета и президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации.
Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
•контрразведывательная
деятельность;
•борьба с терроризмом;
•борьба с преступностью;
•разведывательная
деятельность;
•пограничная деятельность;
•обеспечение информационной безопасности.
Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.
Соседние файлы в предмете Административное право
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Полномочия Президента РФ по обеспечению безопасности государства
Контрольная работа
По дисциплине: «Конституционное право»
Тема: Полномочия Президента РФ по обеспечению безопасности государства
Содержание
Введение
. Президент РФ в системе разделения властей
2. Полномочия Президента РФ по обеспечению безопасности государства от внутренних и внешних угроз
3. Полномочия Президента РФ по непосредственному руководству органами государственной безопасности
Заключение
Список источников
Введение
Актуальность темы исследования. В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах меняются многие принципы жизни общества, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года.
Принятая в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации в ст. 80 определяет, что Президент РФ является главой государства. Придание Президенту статуса главы государства требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и на международном уровне. Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входя при этом напрямую непосредственно ни в одну из её ветвей. При этом, не будучи формально главой исполнительной власти (как это было закреплено в ранее действовавшей Конституции), Президент Российской Федерации имеет возможность непосредственно влиять на организацию деятельности исполнительной ветви власти.
Цель контрольной работы заключается в исследовании полномочий Президента РФ по обеспечению безопасности государства.
Для достижения указанной цели необходимо решение задач:
—исследовать положение Президента РФ в системе разделения властей в современных условиях;
—дать анализ положений Конституции о полномочиях Президента РФ в сфере обеспечения безопасности России.
1. Президент РФ в системе разделения властей
Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную», органы этих трех ветвей самостоятельны. Однако следующая, 11-я статья содержит несколько иные положения. Из анализа ее текста следует, что государственная власть не ограничена названными тремя видами органов. Статья 11 устанавливает: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Три вида из перечисленных органов соответствуют трем ветвям власти, названным в ст.10, но один из органов — Президент РФ выходит за пределы триады. Это уже четвертый вид органов (в перечне ст.11 он назвал первым).
К какой ветви власти относится Президент РФ? В научных исследованиях иногда лишь констатируют, что он занимает место вне трех традиционных ветвей власти, иногда его относят к исполнительной власти. Последнее положение вызывает сомнения, поскольку в Конституции РФ есть четкое указание на то, что исполнительная власть России принадлежит Правительству РФ. Статья 110 гласит: «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Следовательно, президентуру нельзя отнести к исполнительной власти, точно так же как ее нельзя отнести к законодательной или судебной ветви власти.
Как глава государства (т.е. всей государственной власти) президент может в составе своих полномочий главы иметь некоторые квазизаконодательные и квазисудебные полномочия в форме участия в деятельности органов, относящихся к отдельным ветвям власти. Президент участвует в законодательной деятельности, в частности обладая правом вето. Если президент не подпишет закон, он не становится законом. Это сильное оружие президента. Сошлемся на опыт США. Президент за всю историю страны налагал вето на законы Конгресса приблизительно 1300 раз. Конгресс преодолел вето 2/3 голосов в каждой палате приблизительно 70 раз. Таким образом, подавляющее большинство законов не стали законами из-за особой позиции президента. В России и Б.Н. Ельцин, и В.В. Путин использовали право вето довольно часто. Однако в России сложилась практика консультаций, когда Президент РФ и парламент находят взаимоприемлемые решения.
Как глава государства президент имеет и не может не иметь некоторых полномочий, относящихся к сфере судебной власти. Во многих странах он назначает судей. В России федеральные судьи также назначаются Президентом РФ (за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда, которые назначаются Советом Федерации, но по представлению Президента РФ). Он имеет право помилования и смягчения наказаний. Президент РФ в 2002 г. помиловал более 70 человек (теперь это делается по представлению советов по помилованию, состоящих при главах исполнительной власти субъектов Федерации).
Президент РФ активно участвует в осуществлении исполнительной власти, в исполнительно-распорядительной деятельности. Он издает множество указов, которые, согласно Конституции РФ, имеют подзаконный характер и обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы не могут противоречить Конституции РФ и законам и издаются прежде всего для их исполнения. При Президенте РФ действует Администрация Президента РФ, которая нередко раньше подменяла Правительство РФ, отдельных министров (это отмечалось в печати). Более того, Президенту РФ, и только ему, подчинены некоторые министерства, составляющие ядро исполнительной власти (внутренних дел, обороны, иностранных дел, юстиции и др.), ведомства, имеющие в своем распоряжении войска (службы безопасности, агентство федеральной связи и информации и др.), — всего около 15 министерств и ведомств.
Главное в деятельности Президента РФ определяется статьей 80 Конституции РФ. В ней говорится о роли Президента РФ как гаранта прав и свобод человека и гражданина, суверенитета РФ, ее неприкосновенности и государственной целостности. Как глава государства он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Все эти положения являются типичными для многих конституций, в том числе в парламентарных республиках.
Главное отличие от них заключается в содержании ч.2 ст.80. В ней говорится, что Президент РФ «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». Это положение похоже на формулировку ч.1 ст.30 Конституции Греции 1975 г. (президент является регулятором государственного строя) и особенно на ст.5 Конституции Франции 1958 г. (в ней сказано: президент «обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей…»).
Следовательно, Президента РФ нельзя отнести к какой-либо ветви известной триады. Президентская власть (вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что такая власть существует, так как о государственной власти Президента РФ сказано и в ст.11 Конституции РФ) не вписывается в триаду ст.10 Конституции РФ.
. Полномочия Президента РФ по обеспечению безопасности государства от внутренних и внешних угроз
Конституция предусматривает широкие полномочия Президента в сферах организации обороны государства, политического руководства Вооруженными Силами, управления войсками. Президент в соответствии с Конституцией формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, ведет переговоры и подписывает международные договоры о совместной обороне, по вопросам коллективной безопасности и разоружения, является Верховным Главнокомандующим, вводит военное положение.
Конкретно полномочия Президента в рассматриваемой сфере закреплены в Федеральном законе «Об обороне» и в Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе». Президент определяет основные направления военной политики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и организациями. В полномочия Президента входит утверждение концепций и планов строительства и развития Вооруженных Сил РФ, мобилизационных планов, планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, Плана гражданской обороны и Положения о территориальной обороне.
Президент РФ принимает решения о дислокации и передислокации Вооруженных Сил, издает указы о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы, утверждает общевоинские уставы, положения о порядке прохождения военной службы, о Министерстве обороны и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ. Президентом осуществляются иные полномочия в области обороны, возложенные на него законом.
Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Президент РФ вводит военное положение на всей территории РФ или в отдельных ее местностях с объявлением состояния войны, а также в случае непосредственной угрозы агрессии. Военное положение вводится Указом Президента с незамедлительным сообщением об этом обеим палатам Федерального Собрания РФ. Указ Президента о введении военного положения нуждается в утверждении Совета Федерации.
Основаниями для введения чрезвычайного положения являются попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающая жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности государственных институтов, а также стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
Чрезвычайное положение вводится указами Президента РФ. О введении режима чрезвычайного положения незамедлительно сообщается обеим палатам Федерального Собрания. Конституция РФ относит утверждение указа о чрезвычайном положении к ведению Совета Федерации. Совет Федерации вправе не согласиться с принятием указа.
Введение чрезвычайного положения допускается с согласия органов государственной власти субъектов РФ. В период действия на всей территории РФ чрезвычайного положения не может быть распущена Государственная Дума.
Конституция России (ч.1 ст.87) предусматривает совмещение в одном лице поста главы Российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации в целях обеспечения единства политического и военного руководства, координации усилий и тесного взаимодействия органов государственной власти и органов военного управления в решении вопросов обороны. В военной области полномочия Президента достаточно широки. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Военная доктрина является составной частью концепции безопасности РФ. Она представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов, определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности России.
Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны, министр обороны работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой момент, в случае войны или угрозы агрессии, взять на себя командование Вооруженными Силами, войсками и воинскими формированиями, которые подчинены различным министерствам и ведомствам.
В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе. Конституцией РФ предусмотрено, что режим военного положения определяется федеральным конституционным законом. Конституцией РФ также предусмотрено, что указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения Советом Федерации.
В Федеральном законе «Об обороне» закреплен ряд военных полномочий Президента РФ: определение основных направлений военной политики РФ, осуществление руководства Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, введение в действие нормативных правовых актов военного времени и прекращение их действия, принятие в соответствии с законами решения о привлечении Вооруженных Сил и других войск к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, утверждение концепции и планов строительства и развития Вооруженных Сил, утверждение программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, утверждение программ ядерных испытаний, утверждение структуры и состава Вооруженных Сил и других войск, ведение переговоров и подписание международных договоров в области обороны, издание указов о призыве на военную службу и др.
. Полномочия Президента РФ по непосредственному руководству органами государственной безопасности
Совет Безопасности Российской Федерации. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот орган призван проводить работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовить для Президента проекты решений по их предотвращению, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию решений в этой области органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ.
Совет Безопасности формируется Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности». В развитие этого Закона Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. утверждено Положение о Совете Безопасности Российской Федерации.
Основными задачами Совета Безопасности являются: определение жизненно важных интересов личности, общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности, разработка основных на правлений стратегии обеспечения безопасности, подготовка предложений Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности, подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или от мене чрезвычайного положения, разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти Федерации и субъектов РФ, разработка предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих национальную безопасность.
В состав Совета Безопасности входят Председатель (Президент РФ) Секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности, которые назначаются Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Среди постоянных членов: Председатель Правительства РФ, Секретарь Совета Безопасности, Руководитель Администрации Президента, Председатель Совета Федерации, директор ФСБ и СВР, министры обороны, внутренних и иностранных дел. Членами Совета являются Начальник Генерального штаба, полномочные представители в федеральных округах, Генеральный прокурор, министры финансов, МЧС и юстиции, Президент Российской академии наук.
Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета Безопасности. Заседания Совета проводятся на регулярной основе, по планам, утверждаемым Председателем. При необходимости проводятся внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Совета определяет Председатель Совета по представлению Секретаря. Секретарь Совета Безопасности проводит рабочие совещания с членами Совета.
Присутствие на заседаниях Совета Безопасности постоянных членов и членов Совета Безопасности обязательно. Делегирование постоянным членом и членом Совета своих полномочий в Совете Безопасности иным должностным лицам не допускается.
Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу только после утверждения Председателем Совета Безопасности, т. е. Президентом РФ (члены Совета обладают совещательными голосами). Решения Совета по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения — протоколами. Проекты указов Президента РФ, выносимые на заседания Совета Безопасности, предварительно рассматриваются на заседаниях постоянных членов и членов Совета, проводимых под руководством Секретаря Совета.
Секретарь Совета Безопасности обладает широкими полномочиями. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.
Совет Безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии, которые являются рабочими органами Совета Безопасности. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. При Совете Безопасности образован научный совет. Совет Безопасности наделен обширными контрольными полномочиями в сфере деятельности силовых федеральных министерств и ведомств. В компетенцию Совета Безопасности входит не только разработка основ государственной политики в сфере безопасности, но и ее осуществление.
В системе специализированных федеральных министерств и ведомств, действующих в сфере безопасности, наиболее обширными полномочиями обладает Федеральная служба безопасности Российской Федерации. ФСБ РФ возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом России. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
контрразведывательная деятельность;
борьба с преступностью и террористической деятельностью;
разведывательная деятельность;
пограничная деятельность;
обеспечение информационной безопасности.
Перед федеральной службой безопасности поставлены основные задачи:
информировать Президента, Председателя Правительства и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности;
выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ;
осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории РФ;
выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;
обеспечивать безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
обеспечивать безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
обеспечивать безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений; составляющих государственную тайну;
осуществлять меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
президент власть государственность целостность
Заключение
Таким образом, обобщая изложенное в данной работе, следует отметить, что, хотя Россия тяготеет по форме правления к президентской республике, и Президент РФ наделен значительными полномочиями в сфере исполнительной власти, все же глава нашего государства не является одновременно главой Правительства. Президент Российской Федерации как глава государства получает свои властные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации от народа на основе свободных выборов. По смыслу Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства.
Общие рамки его полномочий определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и законам РФ. Президент Российской Федерации:
- является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;
- принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;
Российский руководитель занимает особое место в системе органов государственной власти, не входя напрямую непосредственно ни в одну из её ветвей. Однако данное положение не даёт никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от неё.
Список источников
1.Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 18 декабря; СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2.Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. от 7 марта 2005 г. N 1-ФКЗ) // СПС «Гарант», 2013.
.Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ) // СПС «Гарант», 2013.
.Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ) // СПС «Гарант», 2013.
.Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (в ред. от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ) // СПС «Гарант», 2013.
.Баглай М.В. Конституционное право РФ. — М.: ИНФРА. М-НОРМА, 2010.
.Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М: ТЕИС, 2008.
.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2011.
.Лазарев В.В. Конституционное право. — М.: Новый Юристъ, 2009.
Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;
2) утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;
3) формирует и возглавляет Совет Безопасности;
4) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;
5) в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;
6) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;
в) меры по защите Российской Федерации и ее граждан в случае принятия иностранными и (или) международными (межгосударственными) органами (организациями) решений или осуществления ими действий, противоречащих интересам Российской Федерации и (или) основам публичного правопорядка Российской Федерации;
7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты:
а) информации и государственной тайны;
б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
- Статья 7. Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности
- Статья 9. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения безопасности