Народно освободительное движение под руководством кенесары

Причины восстания.

В 20-х годах XIX века часть Старшего жуза и южные области Среднего и Младшего жузов находились под властью кокандских и хивинских правителей. Мирную жизнь казахских аулов Сырдарьинского региона часто нарушали набеги хивинских ханов. В 20–30-х годах XIX века Хивинское ханство, оказывая давление на казахские племена, возвело ряд крепостей в низовьях Сырдарьи. Недовольство казахов Среднего жуза усиливалось также в связи с изъятием земель российской администрацией для создания приказов в новых округах по «Уставу» 1822 года. Борьбу казахов Среднего жуза за свои права в 20-х годах XIX века возглавил один из внуков хана Абылая султан Саржан Касымов. С 1824 года в восстании своего брата Саржана участвовал Кенесары Касымов. Создание по реке Илек (Елек) Новоилецкой военной линии послужило причиной восстания казахских шаруа под руководством известного бия Жоламана Тиленшиулы (Жоламана Тленшиева). Главной целью восстания был возврат отобранных у них земель. Эти движения сыграли определенную роль в назревании крупного народного восстания. Его возглавил внук Абылая и сын султана Касыма Кенесары Касымов (1802–1847 гг.). Его главной целью стало сохранение независимости не вошедших в состав Российской империи казахских земель. Большое влияние на взгляды Кенесары оказал его отец. Сопротивляясь созданию царским правительством окружных приказов, султан Касым с сыновьями Есенгельды, Саржаном и Касымом и вместе с 40 000 семей своих сторонников откочевал от Кокшетауских гор к границам Кокандского ханства. В 1836 году Касым, Саржан и другие были злодейски убиты по приказу ташкентского (кокандского) правителя. Испытывая сильную горечь по случаю гибели своего отца и старших братьев, Кенесары в ходе восстания преследовал также другую важную цель: освободить казахов из-под власти Коканда. Восстание 1837–1847 годов под руководством Кенесары Касымулы охватило территорию всего Казахстана: в нем участвовали казахи всех трех жузов. Участие всех трех жузов придало восстанию национально-освободительный, антиколониальный характер.

Основной движущей силой восстания были казахские шаруа. По сведениям российских судебно-карательных учреждений, в восстании приняли участие более 80-ти султанов, биев и старшин. Верными сподвижниками Кенесары, предводителями отрядов были его младший брат Наурызбай и сестра Бопай. Активным участником восстания под руководством Кенесары Касымулы был дед Амангельды батыр Иман.

Начало восстания.

Требования Кенесары Касымулы, предъявленные царскому правительству, оставались без ответа. В ноябре 1837 года Кенесары оказал открытое сопротивление, совершив нападение на отряд казаков Актауской крепости. 26 мая 1838 года отряды Кенесары внезапно напали и сожгли Акмолинскую крепость. Летом и осенью 1838 года под знаменем Кенесары была объединена основная часть Среднего жуза. С осени этого же года движение распространилось на территории Младшего жуза. Немного позже к нему примкнул бий Младшего жуза Жоламан Тиленшиулы со своими сторонниками. В августе 1841 года Кенесары направился на Ташкент, но распространение болезней среди сарбазов остановило поход. Осада Сузака и взятие нескольких кокандских крепостей вдохновили восставших. Кокандский хан предложил Кенесары заключить мирный союз, от чего Кенесары отказался.

В 1841 году Кенесары Касымов был избран ханом всех трех жузов. Генерал В.А. Обручев, назначенный в 1842 году оренбургским губернатором вместо В.А. Перовского, попытался подавить восстание. Усилил натиск на восставших и сибирский генерал-губернатор П.Д. Горчаков. С Сибирской военной линии в Степь был направлен отряд Сотникова. По разрешению Николая I в июне 1843 года для подавления восстания был направлен отряд войскового старшины Лебедева в составе 300 казаков. В августе того же года в Омске и Каркаралы была сформирована вторая группа численностью 5 000 человек во главе с султаном Ахметом Жантореулы, Байгамамбетом Айшуакулы, полковником Геке и Бизановым. Кровопролитное сражение отрядов Кенесары с царскими войсками в августе 1843 года окончилось безрезультатно. Сражение в ночь с 20 на 21 июля 1844 года завершилось победой Кенесары и разгромом отряда султана Жантореулы. В этом сражении погибли 44 султана, выступившие вместе с группой карателей. За безрезультатность в борьбе с отрядами Кенесары войсковой старшина Лебедев был вызван в Оренбург и предан суду.

Итоги борьбы в 1844 году вдохновили восставших, что вынудило Оренбургскую администрацию начать с восставшими переговоры. Кенесары Касымов не раз направлял царскому правительству письма с мирными предложениями. В декабре 1838 года пять его представителей, отправленные в район Ушбулакского окружного приказа, чтобы вручить письма, адресованные Николаю I и генерал-губернатору Западной Сибири князю В.Д. Горчакову, были подвергнуты наказанию. В конце 1844 года Баймухамбет Жаманшаулы, представитель Оренбургской пограничной комиссии, вручил К. Касымову письмо от Оренбургского губернатора Обручева. В апреле 1845 года к Кенесары прибыло посольство Долгова, позже – поручика генштаба Герна. Царское правительство требовало оставить Казахстан в прежнем положении. Главным условием прощения участников восстания выдвигалось признание Оренбургского края частью Российской империи. Предложения Оренбургской администрации и царского правительства не были приняты восставшими. Переговоры были прерваны.

Решающий этап восстания.

Летом 1845 года царское правительство срочно приказало возвести крепости по течению рек Ыргыз и Торгай, проигнорировав протесты Кенесары по этому поводу. Кенесары провел совещание с участием известных родоправителей, батыров и султанов, где была рассмотрена возможность обращения за помощью к Китаю, а также принято решение отступить из Сары-Арки на юг Казахстана. Решение Кенесары отступить на территорию Старшего жуза было вызвано тем, что он в свое время оказал помощь казахским родам в борьбе за их освобождение из-под власти Кокандского ханства.

Ханство Кенесары.

Государство, организованное Кенесары, было феодальным. Социальной опорой хана была аристократия. Хан рассматривал всю казахскую землю как свою собственность. Ханский Совет, возглавляемый Кенесары, состоял из его близких родственников, биев, батыров и султанов. Вместо суда биев был введен ханский суд. Кенесары, как и его дед Абылай, всегда поддерживал переход казахских шаруа к земледелию. С разрывом хозяйственных связей с русскими крестьянскими поселениями и среднеазиатским рынком возникли трудности в обеспечении хлебом восставших аулов.

В связи с военными действиями был затруднен свободный переход торговых караванов по Степи. Ослабли торговые связи городов с кочевыми казахами. Был нанесен урон торговым связям купцов, направлявшимся из Оренбурга, Петропавловска и Семипалатинска в Среднюю Азию и Восточный Туркестан. Был осуществлен ряд изменений в военном деле. Отряды формировались из числа добровольцев. В отрядах Кенесары была введена жесткая военная дисциплина. В некоторые моменты восстания численность войск Кенесары достигла 20 000 человек. В войсках была введена суровая дисциплина. За предательство полагалась смертная казнь. Вызвало страх у правителей Коканда взятие восставшими в октябре – ноябре 1845 года крепостей Сузак, Жулек и Жана-Корган. Положение Кенесары на последнем этапе восстания затрудняло соглашение между Бухарой и Кокандом о борьбе против восставших.

Войска Кенесары, направлявшиеся к Балхашу и в долину реки Или, были встречены казахами Семиречья неоднозначно. Большинство родов усунов, шапырашты, дулатов, жалаиров поддержали восставших. Сторонники султана Суюка, сына Абылая, признавали власть России. Противниками Кенесары были и имевшие большой авторитет среди населения Семиречья Кунанбай Оскенбайулы и Барак Байулы.

Предводители главных родов Семиречья склонялись на сторону России. На встрече с родоправителями Старшего жуза и представителями Среднего жуза председатель Пограничной комиссии генерал-майор Н.Ф. Вишневский поставил своей целью выработать меры по ослаблению восставших. Батыры Старшего жуза Тайшыбек, Саурык, Сураншы, Байзак, Медеу би поддерживали Кенесары в борьбе против кокандцев. Но влиятельные киргизские манапы не захотели вступать в конфронтацию с Россией и Кокандом, оставив без ответа предложение Кенесары объединить усилия против Кокандского ханства.

В 1847 году Кенесары вторгся в киргизские земли. В результате этого первоначальный антиколониальный характер в восстании изменился. Война казахского хана с киргизами носила братоубийственный характер. Последнее сражение Кенесары состоялось в местечке Майтобе, недалеко от города Токмак. Накануне Кенесары оставили воины султана Рустема и бия Сыпатая, а Наурызбай и многие другие батыры погибли в этом сражении.

Причины поражения и историческое значение восстания.

Причины поражения восстания: 

  1. политическая и внутриродовая разобщенность казахов;
  2. часть султанов и биев, получивших льготы от царского правительства, не были заинтересованы в создании единого феодального государства;
  3. казахские роды, разделенные по жузам, поддерживали восстание в основном в своих пределах;
  4. суровость и жестокость Кенесары к казахским аулам, которые его не поддерживали.

Историческое значение восстания:

  1. восстание 1837–1847 годов, охватившее все три жуза, было самым крупным восстанием против колониального гнета;
  2. восстание выявило зависимость внутренних противоречий в казахском обществе от политики Российской империи, от степени консолидации самого казахского общества.

Кенесары Касымов вошел в историю Казахстана как последний казахский хан.

Народно-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова. Цель, задачи, характер и основные этапы движения.

Летом 1837 года началось новое мощное выступление, возглавляемое внуком Абылай хана и сыном Касыма Кенесары.

Став во главе национально-освободительного движения, Кенесары отказывается от политики своих братьев, искавших опору в «единоверных» среднеазиатских ханствах. Он решает вести борьбу на два фронта — против царской России и среднеазиатских ханств, в первую очередь Коканда, поработившего часть казахского народа. Собственно вооруженному выступлению предшествовал ряд попыток убрать системы укреплений на землях Среднего жуза письмами, адресованными сибирским властям, но они оставались без ответа.

Весной 1837 года Кенесары с небольшим отрядом появился в пределах Акмолинского округа. Казахи стали массами смекаться под его знамена. Во главе отдельных отрядов стояли как ближайшие родственники Кенесары — НаурыЗбай, Абылгазы, Бопай-ханум, так батыры из народа — Агыбай, Жанайдар, Иман Дулатулы, Жоламана Тленшиулы, Бухарбай. Кроме того, на первом этапе к нему присоединилась часть султанов и биев, состоящих на русской службе, частью преследуя свои интересы, частью от страха перед Кенесары.

Летом 1837 года был разгромлен карательный отряд Чирикова и под властью Кенесары оказались территории Акмолинского, Кокчетавского, Каркаралинского и Баянаульского округов, В начале 1838 года

разрозненные отряды казахов объединяются под властью Кенесары. Весной он направляет посольство западно-сибирскому губернатору Горчакову со специальным письмом-протестом против политики Российских властей, где он требует уничтожения укрепленных пунктов на казахской территории, возврата отобранных пастбищ. Представители султана по дороге были схвачены, и Кенесары возобновляет активные действия против России.

Отряды казахов разгромили отряд войскового старшины Симонова. Летом 1838 года войска Кенесары сосредоточились у Акмолинской крепости. 7 августа состоялся ожесточенный штурм крепости, все ее постройки были сожжены. После этого в течение осени казахи продолжали партизанскую борьбу, систематически нападая на приказы, пикеты и разъезды, опустошая аулы султанов и прерывая коммуникации. Тогда же отряды Кенесары начинают переходить в районы рек Торгай и Иргиз с целью объединиться с отрядами Младшего жуза, возглавляемым Жоламан. батыром.

С конца 1838 года районы Торгая и Иргиза становятся основной базой казахских отрядов, .а войско Кенесары объединяет большинство родов Среднего и Младшего жузов. Колониальная администрация, видя бесполезность карательных экспедиций в глубь стели, меняет тактику и заключает перемирие с казахами. В 1840 году Кенесары получил амнистию, были возвращены из плена его родственники, прекращены карательные походы русских войск, начались переговоры между казахами и русским правительством.

С 1840 года начинается новый этап освободительной борьбы, связанный с возрождением казахской государственности. Совещание представителей казахских родов в Улытау завершилось в сентябре 1841 года избранием Кенесары ханом. Хан Кенесары провел ряд административных и судебных реформ, направленных усиление центральной власти и создание прочного тыла для продолжения борьбы. При хане работал совещательный орган — Ханскйй совет, в который входили его сподвижники. Были организованы ведомства, отвечающие за сбор налогов, военную подготовку, дипломатическую переписку.

Особые помощники хана — жасаулы были закреплены за различными родами и должны были следить за выполнением ханских распоряжений. Судом имели право заниматься только бии, которые имели разрешение от Кенесары. Для всего кочевого населения ханства был определен налог «зекет», для земледельческого 1 «ушур». Подчинявшиеся Кенесары казахские роды были освобождены от налогов в пользу русской и кокандской казны. Реформировал хан и свою армию. При нем появились у казахов артиллерия, казахи начали осваивать пеший строй. От пленных и беглых солдат и офицеров Кенесары перенимал основы русской тактики. Он впервые ввел знаки отличия и систему награждения отличившихся воинов. Хану удалось создать дисциплинированное, хорошо обученное, мобильное конное войско, насчитывающее до 20 тысяч человек.

Военные действия в степи возобновились в августе 1843 Т. Отряд из 5000 человек под командованием полковника Бизанова выступил из крепости Сахарной, другие отряды вышли из Омска, Петропавловска и

Каркаралинска. Со стороны реки Тобол выступил отрад султана Ахмета Жантюрина, состоящий из преданных царизму казахов. Умело маневрируя, Кенесары измотал в боях отряд Бизанова и вынудил его в сентябре 1843 г. отступить в Орск.

Осенью 1845 г. русские войска и отряды преданных царизму ага- султанов начали новые наступления на аулы Кенесары. Отступив на юг, хан не прекращал борьбу с русскими войсками, однако основные силы были брошены на войну с Кокандом. Соединившись с батыром Жанкожой Нурмухамедулы, Кенесары начал освобождение казахских родов, находящихся под властью Коканда. Зимой 1846 г, отряды кенесаринцев появились в кочевьях Старшего жуза на реке Или и в окрестностях Алатау. Кенесары обратился к кыргызским манапам, призывая их к совместной борьбе против России и Коканда. Однако кыргызы, возглавляемые манапом Ормоном, отвергли его предложение и начали набеги на аулы, подвластные Кенесары. Началась тяжелая война на три фронта — против кокандских войск, кыргызов и русских отрядов.

Отряды Кенесары вошли в 1847 г. в кыргызские земли. Здесь казахские войска столкнулись с огромными трудностями. Незнание местности, враждебное отношение со стороны местного населения, совместные действия кыргызов, кокандцев и русских отрядов предопределили поражение. Последнее сражение Кенесары произошло в горах Кекпы, недалеко от Бишкека. Казахи были окружены кокандскими и киргизскими отрядами. Кенесары попал в плен. Перед казнью он еще раз обратился к кыргызским манапам с предложением прекратить вражду и объединить силы для совместной борьбы с общим врагом, однако и на этот раз манапы отклонили его предложение.

Западно-Сибирский генерал-губернатор Горчаков наградил всех отличившихся в войне кыргызских манапов, а к убийце Кенесары, манапу Калигулу Алибекову, обратился с благодарственном письмом и наградил его серебряной медалью. Головы погибших в боях казахских джигитов были посланы в качестве подарка кокандскому хану.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Раздел
долгосрочного планирования: 7.2 В Колонизация и народно-освободительная
борьба

Школа: КГУ «ОШ №1 п. Аксу»

Дата: 24.12.2021

ФИО учителя: Тлегенова Ардак
Дауылбаевна

Класс: 7

Участвовали: 5

Не участвовали:0

Тема
урока:

Национально-освободительное
движение под руководством
Кенесары Касымулы ( урок
2)

Цели обучения,
достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

7.3.1.5
– определять причины и последствия национально-освободительной борьбы
казахского народа против колониальной политики;

7.3.1.6
– оценивать роль руководителей национально-освободительных восстаний.

Цель урока

—  Называет
причины и основные события в ходе восстания Кенесары Касымулы.

-Определяет
действия хана Кенесары во внутренней и внешней политике.

—  Оценивает роль
К.Касымулы и историческое значение национально-освободительного движения.

Критерии
оценивания

-Свободно оперирует датами,
событиями, связанные с НОД Кенесары Касымова в ходе заполнения таблицы.

— Устанавливает
причинно-следственные связи в политике   Кенесары Касымулы в период
восстания.


Определяет  роль Кенесары хана в борьбе за независимость народа и историческое
значение восстания Кенесары Касымулы
как крупнейшее народное выступление
против колониальной политики царизма в Казахстане и Коканда на землях
Старшего жуза.

Языковые задачи

Расширение
словарного запаса, развитие речи и мышления.

Предметная лексика и терминология: используют понятия «колониальная политика»,
«антиколониальный характер», «антикокандский».

Чтение: работа
с текстом параграфа и приложений

 (ресурс itest)

Говорение: в ходе
коллективного обсуждения в группе, а также в ходе обсуждения ответов на
вопросы, при работе с текстами.

Серия полезных фраз для
диалога/письма:

«Кенесары Касымов- последний хан
Казахской степи»;

«Восстание
Кенесары хана приобрело общенародный характер, потому что…»;

«Для
повышения боеспособности армии Кенесары Касымов провел ряд …»;

«Историческая
роль хана Кенесары заключается в том, что …»;

«Кенесары
хан- Митридат Казахской степи»;

«Я
выше вас на высоту копья!»

Воспитание
ценностей 

Ценности, основанные на
национальной идее «Мәңгілік Ел»: 30-летие независимости РК, нация,
сплоченность, единство истории, культуры и языка.

Воспитание гражданственности,
готовности служить интересам Родины, общества, ответственности за общее дело.

Духовное  и
патриотическое воспитание учащихся на основе изучения личностных качеств и
деятельности  султана Кенесары.

Развитие коммуникативных навыков
при работе в парах; толерантное отношение к мнению других учащихся, умение
правильно реагировать на критику.

Межпредметная
связь

Всемирная история (аналогия с понтийским
царем Митридатом),

география (расположение
Казахского ханства, созданного Кенесары ханом)

ИКТ

Ресурс «Билимленд»: «Itest»-конспект,
тест, аудиозапись; интерактивная доска, слайдовая презентация.

Предыдущие
знания

Учащиеся
знают об исторической роли султанов Касыма и Саржана в период колонизации
Казахстана в 20-30-х гг. 
XIX в.

Ход
урока

Запланированные
этапы урока

Виды
упражнений, запланированных на уроке: 

Ресурсы

Начало урока 6
мин.

Организационный момент урока (учащиеся
знакомятся с темой и целью урока).

Учитель:
добрый день, ребята. Мы продолжаем изучать темы раздела

«Колонизация
и народно-освободительная борьба». Тема урока: Национально-освободительное
движение под руководством
Кенесары
Касымулы
(урок 2)

На
прошлом уроке мы познакомились с восстанием султана Кенесары, определили
происхождение Кенесары Касымулы, его действия после гибели его отца -султана
Касыма и брата Саржана.

С
целью актуализации знаний и создания коллаборативной среды учитель
организует б
еседу
«Чей это исторический портрет», в конце которой учащиеся
привлекаются к формированию цели урока.

-Чей
это исторический портрет: лидеры восстаний против колониальной политики
царизма в 1-й трети
XIX века?

Ответ:
Жоламан Тленшиев, Саржан Касымов, Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов.

-Чей
это исторический портрет: «Его убийство по приказу кокандского бека
ненадолго остановило дальнейший рост
национально-освободительного движения казахов. Летом 1837 года началось
новое, еще более мощное восстание, вскоре охватившее большую часть Казахской
степи. Во главе этого восстания стал его брат — Кенесары Касымов, сумевший
придать движению еще невиданный доселе размах…»?

Ответ: Саржан Касымов.

-Чей
это исторический портрет: «
С первых дней восстания она
стала активным участником борьбы. Возглавила особый отряд в 600 человек,
который занимался сбором закята и реквизицией имущества и продовольствия у
султанов, отказавшихся примкнуть к восстанию. Присутствовала на всех
совещаниях Кенесары, и он внимательно прислушивался к ее советам»?

Ответ: сестра Кенесары султанша Бопай.

 —Чей это исторический портрет: «Оказал большое влияние на Кенесары. Он мужественно выступал против
агрессивных притязаний царизма.  Его выдающиеся способности признавали
даже его враги. Еще в начале 20-х годов XIX в. он решительно выступил против
постройки укреплений на казахской земле. В письме, адресованном западно- сибирскому
генерал-губернатору Капцевичу, он «требовал уничтожения приказа и удаления
русских отрядов из степей».

Со своими сыновьями покинул родные места Кокшетау и ушел в
пределы Кокандского ханства». Направляясь в Коканд, он надеялся заручиться
поддержкой среднеазиатских ханств. Однако попытка сотрудничать с кокандским
ханом не увенчалась успехом. Наоборот, она привела к гибели его сыновей
Саржана и Есенгельды, а позже и его самого…»?

Ответ: султан Касым.


Чей это исторический портрет: после гибели султанов Касыма и Саржана  он продолжил
борьбу против колонизации Степи?

Ответ:
Кенесары Касымов.

Учитель:
одного урока было недостаточно для изучения восстания Кенесары Касымулы,
длившегося более 10 лет. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим
исследовательскую работу о национально-освободительном движении Кенесары
Касымова.

Как
вы думаете, какой цели мы должны достичь в конце урока?

Ответы
учащихся.

На
слайде отображена цель урока: расширить кругозор своих знаний о НОД Кенесары
Касымова с целью оценки его исторической роли в судьбе казахского народа.

Учитель:
сегодня вы узнаете почему

пронзенный
копьями и истекающий кровью Кенесары хан крикнул окружившим его киргизским
манапам: «Я выше вас на высоту копья!».  Поймете, почему Кенесары был
настоящим патриотом Казахстана, батыром и последним казахским ханом.

Формативное
оценивание (технология развития критического мышления)- ребята, найдите себя
на «дереве Блоба» и оцените свой уровень знаний на начало урока и закрасьте
эту фигурку.

Примечание:
«Дерево Блоба» позволит каждому ученику и учителю визуально увидеть уровень знаний,
полученных на прошлом уроке и при выполнении домашнего задания, что повлияет
на мотивацию к работе на уроке и позволит словесно поощрить учащихся с
высоким уровнем, а также поддержать учащихся, определивших себя на нижних
уровнях «дерева».

Слайд с темой урока.

Слайд с целью урока

Слайд с исследовательскими
вопросами

Каждый ученик получает листок с
«деревом Блоба»

Середина урока

35 минут

5 минут

2 минуты

0,5 минуты

5 минут

5 минут

0,5 минуты

8 минут

3 минуты

1 минута

5 минут

Повторение
изученного материала
«Национально-освободительное движение
под руководством
Кенесары
Касымулы»
(кроссворд,
генеалогическое древо и тестирование).

Индивидуальная работа-
у доски 1 ученик разгадывает мини-кроссворд

1

2

3

4

5

1.
Сподвижник и младший брат Кенесары Касымулы.

2.
После присоединения к восстанию отрядов из Младшего жуза Жоламана Тленшиева и
племен Старшего жуза, захвата у кокандцев казахских крепостей Жанакорган,
Акмечеть, кем был избран Кенесары старшинами 3-х жузов в 1841 году?

3.
Среднеазиатское государство, с которым Кенесары хан вел торговлю, покупал
оружие).

4.
Основная движущая сила НОД Кенесары Касымулы — это …

5.
Поражаясь кипучей энергии и
организаторскому таланту Кенесары, ученый Семёнов-Тян-Шанский Кенесары с
этим царём Парфии, который вступил в войну с могущественным Римом.

Ответы:

1.
Наурызбай(сподвижник и младший брат Кенесары Касымулы).

2.Хан

3.Бухара

4.
Шаруа

5.
Митридат

Индивидуальная
работа- 1 ученик работает с генеалогическим древом Кенесары Касымулы.

Цель: установить
родственные связи хана Абылая с Кенесары Касымулы и Шоканом Уалихановым.

Коллективная работа-
тестирование (ресурс itest).

 Проверка ответов
учащихся, работавших с кроссвордом, древом и с тестом.

Работа над ошибками (примечание: статистика
теста в
 itest
выводит правильное решение каждого задания, самопроверка).

Формативное
оценивание

с
амооценивание- прием «Светофор»: оцените уровень полученных
знаний и качество проделанной работы

(при анализе собственных недочетов и достигнутых
успехов, учащиеся намечают пути их исправления и пытаются оценить самого
себя, что дает им возможность увидеть сильные и слабые стороны своих знаний).
 

Новая тема.

Работа  в
парах.
Деление на 2 пары.

Пары  работают
с конспектом с сайта
itest (примечание: на прошлом уроке и дома текст
параграфа был изучен, на данном уроке используется материал с ресурса
«Билимленд»).

Задание: перед вами текст конспекта с
ресурса
 itest. Информация в тексте переставлена
местами. Ваша задача определить причины, основные
события в ходе восстания, причины поражения и т.д.

Обмен рабочими
листами между группами- взаимопроверка.

Ответы на интерактивной
доске.

Категории

Номера

Причины восстания

3

События  в ходе НОДа

1,8,10

Действия Кенесары для повышения обороноспособности

4,7

Причины поражения

6,9

Историческое значение

2,5

Дескрипторы:

1. Определяет в
тексте информацию о причинах, событиях в ходе НОД Кенесары Касымулы.

2.Определяет черты
личности Кенесары Касымулы.

3. Может определить
меры для усиления восстания.

4. Может определить
причины поражения.

5.Понимает
историческое значение восстания Кенесары Касымулы.

Индивидуальная
работа
по карте на установление
хронологии восстания и установление маршрутов Кенесары: используя возможности
интерактивной доски ученик расставляет события с 1837 по 1847 годы, стрелками
отмечает действия восставших.

Проверочная работа-
по карте и по таблице.

Формативное
оценивание: взаимооценивание

От 3 до 4

Всё впереди!

От 5до 7

Золотая середина

От 8 до 10

Молодцы!

Индивидуальная работа
с аудиозаписью
ресурса
itest.kz.

Прием «Инсерт».

Что
дает метод «инсерт»?

Дескрипторы:

v уже знал актуализирует имеющиеся знания;

? неясно, есть вопросы позволяет заинтересовать учащихся новой информацией +
интересно; выявить пробелы в знаниях, 

! хочу узнать больше, мотивировать на работу на уроке, учит
выделять новое, видеть противоречия-
новое
или противоречащее прежним знаниям
.

Ответы
учащихся по каждому разделу инсерта.

Гимнастика
для глаз.

Обратная связь через организацию беседы:

      Почему он не выбрал путь
мирных переговоров с Российской империей и Кокандом?

      Почему Кенесары считается
последним казахским ханом?

      Почему часть казахского
населения не поддержала хана Кенесары в его борьбе?

      Что вы думаете о Кенесары
Касымове?

      Считаете ли вы, что восстание
1837-1847 гг.  было вынужденной мерой для Кенесары Касымулы и казахского
народа?

      Достигли ли мы цели урока- расширили кругозор своих знаний о НОД Кенесары
Касымова с целью оценки его исторической роли в судьбе казахского народа?

Слайд с кроссвордом

Слайд с генеалогическим древом

https://itest.kz/ru/ent/istoriya-kazahstana/8-klass/lecture/vosstanie-1837-1847-godov-pod-predvoditelstvom-kenesary-kasymuly

Рабочие
листы с распечатанным текстом конспекта с ресурса
itest

https://itest.kz/ru/ent/istoriya-kazahstana/8-klass/lecture/vosstanie-1837-1847-godov-pod-predvoditelstvom-kenesary-kasymuly#

На слайде

https://itest.kz/ru/ent/istoriya-kazahstana/8-klass/lecture/vosstanie-1837-1847-godov-pod-predvoditelstvom-kenesary-kasymuly#

Инсерт   на слайде

Слайд

Вопросы на слайде

Конец
урока- 4 минуты

 2
минуты

1
минута

1
минута

Формативное
оценивание-самооценивание.

Рефлексия: прием «Дерево
Блоба
».

Учитель: ребята,
посмотрите на дерево Блоба, на котором вы вначале урока отметили свой 
уровень знаний. Подумайте, где вы находитесь сейчас, в конце урока, закончив
работу по изучению восстания Кенесары хана. Есть ли желающие выйти и показать
себя на дереве Блоба? Почему вы считаете, что ваше место на дереве
поменялось?

(Применение такого
способа самооценивания, как «Дерево Блоба» позволит наглядно увидеть самому
школьнику, одноклассникам и учителю динамику роста знаний, умений, навыков в
течение урока. Ученик сравнивает свои достижения с самим собой, что позволит
избежать нездорового соперничества в классе; мотивирует многих на активную
работу на уроках в дальнейшем.)

На фото: заполненные
листочки с указанием своего уровня знаний вначале и в конце урока-
формативное оценивание учащихся: самооценивание

Домашнее задание( комментарии учителя) на выбор учащихся:

А) ответить
на вопросы 1-5 , перейдя по ссылке
https://itest.kz/ru/ent/istoriya-kazahstana/8-klass/lecture/vosstanie-1837-1847-godov-pod-predvoditelstvom-kenesary-kasymuly#

Б)
работа
с картой- используя «легенду» карты атласа составить 5 вопросов низкого
порядка.

Учитель:
сегодня мы закончили изучение восстания под руководством Кенесары Касымулы-
последнего казахского хана. В советский период Кенесары хан в учебниках
описывался как мятежник и бунтарь. Таким считали его и царские чиновники.
Казахский историк Е. Бекмаханов был осужден на 25 лет за попытку рассказать
правду о султанах Саржане и Кенесары в своей монографии «Казахстан в 20-40 годы
XIX века». Судьба Кенесары хана, как других руководителей
восстаний против колонизации Казахстана, сложилась трагично. Но у него, как у
патриота, не было другого пути, потому что он видел, как безуспешно его отец
-султан Касым пытался мирным путем, путем переговоров остановить колонизацию края.
Сегодня имя Кенесары Касымулы носят населенные пункты, улицы, ему установлены
памятники. И мы, современные жители Казахстана, независимости которого
исполнилось в 2021 году 30 лет, должны ценить свободу и независимость страны,
в которой живем, ценить, потому что путь к независимости Казахстана был долог
и труден.  

Оценивание работы учителем:

ребята, вы все приняли активное участие на всех этапах урока, сформировали
цель урока и достигли ее, выполнили правильно все устные и письменные задания
как при проверке знаний, так и в ходе изучения нового материала, опирались на
дескрипторы, делились полученной информацией. Ваша работа, ребята, оценена на
«отлично». Спасибо за работу!

Урок закончен.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1109/0005a2d0-7a1970c3/hello_html_257d4aa3.jpg

«Дерево
Блоба»

Слайд
с домашним заданием.

Слайд с изображением Кенесары
хана.

Дифференциация –
каким способом вы хотите больше оказывать поддержку?

Оценивание – как
Вы планируете проверять уровень усвоения материала?  

Охрана здоровья
и соблюдение техники безопасности 

Дифференциация

Оценивание

ТБ

Дифференциация
прослеживается при применении индивидуальной, парной и коллективной формах
работы.

Дифференциация
позволила охватить познавательной деятельностью всех учеников, позволяя более
сильным проявить себя, а слабым достичь более высокого уровня.

Формативное
оценивание учащимися проводится на протяжении всего урока.

Взаимооценивание
учащихся при проверке работы в парах.

Самооценивание
учебной деятельности по итогам выполненного письменного задания, по итогам
проверочной работы и в конце урока.

Оценивание
учителем проведено через похвалу, устное поощрение и при подведении итогов
работы в конце урока.

Создание коллаборативной среды,
использование активных методов обучения обеспечили достаточную двигательную
активность на уроке.

Гимнастика для глаз

(здоровьесберегающая технология)

Рефлексия по
уроку

Была ли реальной
и доступной  цель урока    или учебные цели?

Все ли
учащиеся   достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли   цели, как
вы думаете,  почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? 

Эффективно ли
использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана
урока, и почему?

Используйте
данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное 
значение в этом столбце.

Цель урока была достигнута, так
как учащиеся получили возможность расширить кругозор своих знаний о НОД
Кенесары Касымова с целью оценки его исторической роли в судьбе казахского
народа через активные методы работы и учебные приемы.

Задания выполнялись по принципу
«от простого к сложному». Учащиеся смогли развить навыки мышления, речевые
навыки, навыки поисковой работы при работе с карточками, по карте, при
решении кроссворда, участвуя в беседе.

Время было отведено для каждого
задания. Работа в группах позволила обработать учащимися больше информации.
Дифференциация прослеживалась при разработке целей урока и критериев
оценивания, заданий; по формам работы

(коллективная, индивидуальная,
работа в парах), при выборе домашнего задания.

Итоговая
оценка

Какие
две вещи прошли действительно хорошо (в том числе преподавание и учение)?

1:
разноуровневые задания позволили развить навыки говорения, мышления,
поисковой работы.

2:
работа по карте- навыки чтения карты при установлении хронологии восстания и
отображения маршрута восставших.

3:
материал ресурса
itest
позволил провести тестирование при проверке знаний, аудиозапись
систематизировать материал -прием «инсерт», конспект помог
организовать работу в парах с целью анализа хода и характеристики восстания. Вопросы
ресурса
itest помогли
учителю сформировать домашнее задание.

Какие
две вещи могли бы улучшить Ваш урок (в том числе преподавание и учение)?

1:
высокая скорость чтения.

2:
высокоскоростной интернет.

Что
нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я
мог бы использовать при планировании следующего урока?

Хорошие
навыки работы в парах, толерантное отношение к иной точке зрения
одноклассников. Хорошие аналитические способности. Умение работать с картой
при установлении хронологии событий восстания и с генеалогическим древом. При
работе с инсертом многие учащиеся нашли много дополнительного материала,
касающегося тактики Кенесары Касымова, позволившей ему в течении 1837-1847
гг. бороться против колонизаторской политики царизма.

Литература:

1.Е. Бекмаханов. 
Казахстан в 20-40 годы
XIX века. Издание первое, Казахское объединенное государственное
издательство, 1947 г.

2. Ресурс «Билимленд» https://itest.kz/ru/ent/istoriya-kazahstana/8-klass/lecture/vosstanie-1837-1847-godov-pod-predvoditelstvom-kenesary-kasymuly

3. З.Е.Кабульдинова,
Ж.Н.Калиева,Ж. Касымбаева, учебник «История Казахстана»Алматы «Атамура», 2018 .
 

Приложение 1.
Раздаточный материал

Категории

Номера

Причины восстания

События  в ходе НОДа

Действия Кенесары для повышения обороноспособности

Причины поражения

Историческое значение восстания

1. В ноябре 1837 года Кенесары оказал
открытое сопротивление, совершив нападение

на
отряд казаков Актауской крепости. 26 мая 1838 года отряды Кенесары внезапно
напали и сожгли Акмолинскую крепость. Летом и осенью 1838 года под знаменем
Кенесары была

объединена
основная часть Среднего жуза. С осени этого же года движение

распространилось
на территории Младшего жуза.

2.
Восстание 1837–1847 годов, охватившее все три жуза, было самым крупным

восстанием
против колониального гнета.

3.
Необходимо было вернуть  отобранные царизмом  земли и сохранить независимость
на землях не вошедших в состав Российской империи казахских земель. Освободить
казахов из-под власти Коканда.

4.
Хан рассматривал всю казахскую землю как свою собственность. Ханский Совет,
возглавляемый Кенесары, состоял из его близких родственников, биев, батыров и

султанов.
Вместо суда биев был введен ханский суд. Кенесары, как и его дед Абылай, всегда
поддерживал переход казахских шаруа к земледелию.

5.
Восстание выявило зависимость внутренних противоречий в казахском обществе от
политики Российской империи, от степени консолидации самого казахского
общества. Кенесары Касымов вошел в историю Казахстана как последний казахский
хан.

6.
Политическая и внутриродовая разобщенность казахов; часть султанов и биев,
получивших льготы от царского правительства, не были

заинтересованы
в создании единого феодального государства.

7.
Отряды формировались из числа добровольцев. В отрядах Кенесары была введена
жесткая военная дисциплина. В некоторые моменты восстания численность войск
Кенесары достигла 20
 000 человек. В войсках была введена
суровая дисциплина. За предательство полагалась смертная казнь. Вызвало страх у
правителей Коканда взятие восставшими в октябре – ноябре 1845 года крепостей
Сузак, Жулек и Жанакорган.

8.
В 1847 году Кенесары вторгся в киргизские земли. В результате этого
первоначальный антиколониальный характер в восстании изменился. Война
казахского хана с киргизами носила братоубийственный характер. Последнее
сражение Кенесары состоялось в местечке Майтобе, недалеко от города Токмак.

9.
Казахские роды, разделенные по жузам, поддерживали восстание в основном в своих
пределах. Суровость и жестокость Кенесары к казахским аулам, которые его не
поддерживали.

10.
Летом и осенью 1838 года под знаменем Кенесары была объединена основная часть
Среднего жуза. С осени этого же года движение распространилось на территории
Младшего жуза. Немного позже к нему примкнул бий Младшего жуза Жоламан
Тиленшиулы со своими сторонниками. В августе 1841 года Кенесары направился на
Ташкент, но распространение болезней среди сарбазов остановило поход. Осада
Сузака и взятие нескольких кокандских крепостей вдохновили восставших.
Кокандский хан предложил Кенесары заключить мирный союз, от чего Кенесары
отказался. В 1841 году Кенесары Касымов был избран ханом всех трех жузов.

Кенесары Касымулы

Причины восстаний в 20-30 гг. XIX в.:

  1. Отмена ханской власти в Младшем и Среднем жузах.
  2. Началось изъятие новых земель у казахского населения для строительства военных укреплений (в районе рек Иргиз, Тургай, Иртыш).
  3. Вводились новые налоги: ясак, кибиточная подать и дорожная повинность.
  4. Набеги казачьих отрядов на казахские аулы.

Исторический портрет Кенесары

Годы жизни Кенесары Касымулы: 1802- 1847 гг.

Внук Абылая, народный герой, полководец, дипломат, хозяйственный деятель.

Прекрасный охотник. Метко стрелял из лука.

Справедливый, обладал несгибаемой волей и мужеством. Отличался гостеприимством.

Физически: он был сухощав, среднего роста и крепкого телосложения.

Руководитель самого крупного антиколониального восстания XIX в.

На взгляды Кенесары и его последующие действия оказал влияние его отец, султан Касым.

В религиозном отношении не отличался фанатизмом.

Российский исследователь Л.Мейер отмечал, что Кенесары «был храбр донельзя».

Российский исследователь Н.Коншин характеризовал султана Кенесары: «Это был выдающийся во всех отношениях человек, стоявший много выше своих сподвижников, навсегда умевших выйти из сферы личных и родовых отношений, только в лице Кенесары мы встречаем в истинном смысле национального киргизского «героя», мечтавшего о политическом объединении всех киргизов, без различия племен и даже орд».

Главные цели:

  • Сохранение независимости земель, не вошедших в состав России;
  • Прекращение колонизации казахских земель;
  • Возвращение казахам отнятых земель;
  • Упразднение округов и отмена введенных налогов;
  • Прекращение постройки крепостей и учреждения новых окружных управлений;
  • Освобождение из-под власти Кокандского ханства южных районов.

Характер: национально-освободительный. Восстание охватило почти весь Казахстан.

Участники восстания:                                            

Участниками были все слои населения.

  1. Основные движущие силы рядовые кочевники (казахи);
  2. Активно участвовали казахи трех жузов;
  3. Старшины;
  4. Бии;
  5. Батыры (Агыбай, Иман, Жоламан Тиленши, Бухарбай, Ангал, Жеке, Байсейт, Сураншы).

Иман — известный батыр, возглавлявший отдельный отряд Кенесары, дед Амангельды Иманова.

Султаны.

Более 80 султанов и биев в Кусмурунском, Кокшетауском, Каркаралинском округах.

Шеген, Канкожа Уалиулы, Тани Торгайулы, вдова Уали хана — Айганым ханым, Кушук, Жадай Жанай Айшуакулы.

Родственники Кенесары — брат Наурызбай (предводитель отрядов), Абильгазы, сестра Бопай ханша.

Среди повстанцев были русские, башкиры, узбеки, каракалпаки, туркмены, поляки и представители др. народов:

Личным секретарем Кенесары был бывший русский солдат.

Личным адъютантом султана Наурызбая был русский Николай Губин.

Татарин Алим Ягудин был членом Военного совета.

Узбек Сайдак-кожа Оспанов руководил дипломатической службой хана.

Канун восстания

В 20-х гг. XIX в. часть Старшего жуза, южные районы Среднего и Младшего жузов находились под управлением Кокандских и хивинских беков.

Хивинское ханство оказывая давление на казахские племена, возвело ряд крепостей в низовьях Сырдарьи.

Образование Новоилецкой военной линии послужило причиной восстания Ж.Тиленшиулы.

Недовольство казахского населений усиливалось в связи с изъятием земель для образования приказов в новых округах по Уставу 1822 г., в результате чего ухудшились условия для ведения хозяйства и скотоводства.

В 20-30-х гг. XIX в. султан Касым просил не менять политический строй казахов, не покушаться на вольность народа, отменить округа и приказы в своих письмах императору России.

Сопротивляясь образованию царизмом окружных приказов, Касым торе с сыновьями Есенгельды, Саржаноя Кенесары и вместе с 40 тыс. семей своих сторонников откочевали от Кокшетауских гор к границам Кокандского ханства.

В 20-е гг. XIX в. борьбу казахского народа за свои права возглавил один из внуков хана Абылая Саржан Касымулы. Он быя убит в Ташкенте по приказу Кокандского бека в 1836 г.

Начало выступления

Кенесары начал свое движение с нападения, на поддерживавших политику] царизма, аулы султанов и биев.

В ноябре 1837 г. Кенесары оказал открытое сопротивление, царскому правительству совершив нападение на отряд казаков Актауской крепости, сопровождавших караван из Петропавловска.

В 1838, 1842 гг. Кенесары отправил своих людей с письмами к генерал-губернатору Западной Сибири, где он требовал:

  1. уничтожить Актауское укрепление и Акмолинский приказ;
  2. освободить своих людей, находившихся в плену в Омске;
  3. писал о неделимости казахских земель.

Представители Кенесары, которые доставили письмо, были схвачены и подвергнуты наказанию.

Расправа и наказание царскими чиновниками людей, прибывших для переговоров, вызвали активные действия восставших в 1838 г.

В августе 1838 г. отряды султана Кенесары сожгли Акмолинскую крепость.

Восстание развивалось настолько успешно, что отдельные казахские султаны, верные царскому правительству, чтобы спасти себя и скот, поначалу примкнули к восставшим.

Акмолинское укрепление обороняли старший султан К. Кудаймендыулы и войсковой старшина Карбышев.

В ходе взятия укрепления геройски погиб, прославленный в народе батыр Басыгара.

В укрепления вошли отряды батыров Агыбая, Имана, Бухарбая и др.

Летом и осенью 1838 г. основная часть Среднего жуза была объеденена под знаменем Кенесары.

Осенью 1838 г. восстание К. Касымулы распространилось на Младший жуз.

в 1840 г. добился амнистии для Кенесары оренбургский губернатор В.Перовский. Таким образом, наступило временное перемирие и из плена возвращены родственники хана.

К движению Кенесары примкнули отряды, бия: Жоламан Тиленшиулы.

Борьба с Кокандским ханством

Обострение взаимоотношений Кенесары и Кокандского ханства было вызвано личными мотивами Кенесары (убийством кокандских правителей его брата султана Саржана, отца Касыма-торе, братьев.

Поход Кенесары на Ташкент в августе

1841 года остановило распространение болезни среди сарбазов (инфекции среди сарбазов).

В 1841 году отряды Кенесары осадили ряд кокандских крепостей на территории Казахстана — Жанакорган, Созак, Акмешит, Жулек.

В 1841 г. после взятия ряда кокандских крепостей, Кенесары избрали ханом.

В ходе восстания Кокандский хан предложил султану Кенесары заключить союз.

В борьбе с Кокандом Кенесары опирался на помощь батыра Жанкожи Нурмухамедулы.

Осенью 1845 г. Кенесары удалось взять ряд кокандских укреплений на территории Казахстана Жанакурган, Жулек и Сузак.

В 1846 г. Кенесары приступом взял кокандскую крепость Мерке.

Таким образом, Кенесары приобрел опасного противника в лице Кокандского государства.

Восстановление казахского ханства В сентябре 1841 г. представители трех жузов избрали К.Касымулы своим ханом. Государство было феодальным.

Люди, преданные целям освободительной борьбы, проявившие героизм и дипломатические способности вошли в Ханский совет возглавляемый Кенесары. Ханский Совет Кенесары отличался от Совета родоправителей хана Абулхаир тем, что власть была сосредоточена в руках хана.

Военной опорой Ханского совета были батыры.

Управлением ханством   Кенесары осуществлял через доверенных лиц — есаулов.

Они  занимались судебными, хозяйственными, дипломатическими, налоговыми и военными делами.

Следили за выполнениями указаний центральной власти, распределением пастбищ и  изучением настроения подвластного населения.

В ходе восстания образованы группы служащих, которые контролировали финансовые вопросы, сбор таможенных пошлин и налогов.

Кенесары взамен суда биев ввел Ханский суд.

Кенесары искоренял раздиравшие казахские роды барымту (угон скота).

Налоговая и торговая политика

Кенесары упорядочил сбор налогов: установил зякет — для скотоводов, ушур для земледельцев.

В ходе нарастания восстания были введены дополнительные виды налогов: налог одеждой, оружием и конской сбруей.

При взимании налога был использован дифференцированный подход.

  1. Хозяева стада до 40 голов освобождались от налогов.
  2. Со стада от 40 до 100 голов взималась одна голова.
  3. Далее с каждых 40 голов разного скота взималось по одной голове.

Земледельцы платили одну десятую часть урожая.

В ходе восстания, хлеб, собранный для повстанцев, часто конфисковывался царскими властями.

Кенесары поддерживал переход к земледелию, т.к.: возникли трудности в снабжении хлебом восставшие аулы.

Хан прекратил разграбление караванов.

В ходе восстания Кенесары обеспечивал охрану купеческих караванов и облагал дополнительным налогом тех, кто уклонялся от уплаты пошлин.

Формирование вооруженных сил

Оружие и боеприпасы войска Кенесары покупали на рынках Средней Азии.

В ходе восстания Кенесары, было налажено производство пушек.

Во время восстания под видом купцов и мулл дейтствовали разведчики.

Военной опорой Ханского совета при Кенесары были батыры.

Взяв в 1841 году ханскую власть в свои руки, Кенесары ввел в военном деле изменение, начав формирование отрядов из добровольцев.

Численность восставших Кенесары доходила до 20 тыс. человек.

Войска Кенесары были разделены на сотни и тысячи.

Наиболее отличившимся и храбрым воинам Кенесары присваивал звания жузбасы (сотник) мынбасы (тысячник).

В ходе восстания, Кенесары ввел в своих войсках особые знаки отличия по образцу русской армии.

Кенесары сформировал особый отряд из метких стрелков во главе с мергенбасы (командир стрелков).

В войсках за предательство и сон на посту приговаривали к смерти.

Карательные действия царизма

В 1842 г. на должности оренбургского генерал-губернатора Перовского сменил Обручев, что послужило ухудшением взаимоотношений Кенесары с Оренбургской администрацией.

В ходе восстания Кенесары поводом к нарушению перемирия, установленному в 1840 г., послужила смена оренбургского генерал-губернатора.

В. Обручев безжалостно подавлял восстание силой оружия.

В 1842 г. сибирский казачий отряд Сотникова совершил набег на аул Кенесары, в результате которого было угнано большое количество скота и взято в плен 10 человек, включая жену хана — Кунимжан.

За голову Кенесары была назначена награда в размере 3 тыс. рублей.

В июне 1843 г. царь Николай I разрешил направить для подавления восстания Кенесары отряд войскового старшины Лебедева.

Против отрядов Кенесары выступили войска из северных крепостей, а также отряды султанов А.Жантореулы и Б.Айшуакулы.

В ночь с 20 на 21 июля 1844 г. восставшие Кенесары разбили карательный отряд султана Ахмета Жантореулы.

Из казахских феодалов, выступивших вместе с карательной группой, погибли 44 султана.

В августе 1844 г. основные силы Кенесары атаковали Екатерининскую станицу.

В ходе подавления восстания Кенесары действия царских войск были малорезультатны из-за плохого знания местности.

Старшина Лебедев был вызван в Оренбург, освобожден от должности и передан суду за безрезультатность в борьбе с Кенесары.

Дипломатические переговоры царизма с Кенесары Посольства Долгова и Герна

Успешные боевые действия Кенесары в 1844 г. вынудило Оренбургскую администрацию начать с ним переговоры.

Кенесары требовал от царской России:

  1. Восстановить  самостоятельность казахской степи, в период правления Абылай хана;
  2. Ликвидировать крепости;
  3. Прекратить сбор податей с местных жителей;
  4. На требования Кенесары, царское правительство не реагировало.

С целью склонить Кенесары к подчинению в феврале 1845 г. к хану были направлены два посольства Оренбургской администрацией. Требования, которые они поставили перед Кенесары, были невыполнимые. Например, такие как, платить кибиточную подать, не рассматривать уголовные и исковые дела и т.д.

В апреле 1845 г. в аул Кенесары прибыло посольство Долгова, позже — поручика генерального штаба Герна.

Требованиями царских послов к Кенесары было оставить Казахстан в прежнем положении.

Основным условием прощения участников восстания царским правительством выдвигалось признание казахами Оренбургского края частью России.

После отъезда посольств от оренбургского губернатора в 1845 г. хан Кенесары созвал Военный совет, который решил откочевать в Семиречья.

Летом 1845 г. для борьбы с восставшими под руководством Кенесары были срочно возведены крепости по течению рек Ыргыз и Торгай.

Из-за усиления военных действий правительства на совещании было принято решение отступить от Сары-Арки на юг Казахстана.

Отступление Кенесары на земли Старшего жуза

 Кенесары хотел с помощью племён Старшего жуза освободить южные районы Казахстана от власти Коканда.

В 1845 г. положение Кенесары на юге Казахстана осложнило военное соглашение между Кокандом и Бухарой о борьбе против восставших.

В ходе восстания 1837-1847 гг. предводители главных родов Семиречья склонялись к России.

В 1846 г. в Семиречье с военной миссией прибыл председатель Пограничной комиссии генерал-майор Н.Ф.Вишневский, с целью проведения встреч с родоправителями, признавшими власть России, и выработать меры по ослаблению восстания.

Войска Вишневского вытеснили Кенесары на правый берег р. Или и оттуда в предгорья Алатау.

Царские отряды преградили пути оказания помощи со стороны Младшего и Среднего жузов.

В этих условиях известные батыры Старшего жуза Суранши, Байсеит, Тайшибек поддерживали Кенесары.

В разгар восстания, Кенесары провел совещание, на котором были рассмотрены план восстания и возможность обращения за помощью к Китаю.

Не желая портить отношения с Россией, Китай отказал в помощи восставшим под руководством Кенесары.

Кроме того, Китай не желал того, чтобы авторитет Кенесары установился среди китайских казахов, уйгуров и дунган (исповедовавших одну веру с казахами).

Действия Кенесары в Кыргызстане Восставшие приблизились к землям кыргызов, которые находились во власти Коканда.

Кыргызские манапы оставили без ответа предложение Кенесары объединить усилия против Кокандского ханства. Подчиниться хану Кенесары кыргызы не желали, так как у них не было традиции повиновения чингизидам.

Кыргызские манапы не желали вступать в конфронтацию с Россией. ВборьбесКенесары кыргызы пользовались поддержкой Сибирской администрации и Коканда.

Вишневский открыто подстрекал  кыргызов к нападению на Кенесары.

В этих условиях, манап Ормон был  выбран правителем всех кыргызов.

Спровоцированны  кыргызами Кенесары, в 1847 г. вторгся в Кыргызстан.

Вторжение изменило характер восстания Кенесары.

Вскоре между казахами и кыргызами было заключено перемирие.

Однако кыргызы нарушили перемирие, напав на казахского батыра Саурыка, из-за желания отомстить за убитого в одном из сражений кыргызского батыра Джаманкара.

Весной 1847 г. произошла битва между кыргызами и отрядами Кенесары в горной котловине озера Иссык-Куль и верховьях реки Чу.

После ухода из стана Кенесары отрядов султана Рустема и бия Старшего жуза Сыпатая, фланги восставших обнажились.

В 1847 г. Кенесары, Наурызбай и другие участники восстания погибли в сражении с войсками кыргызских манапов в местности Майтобе вблизи Токмака.

Соратники хана попытались прорвать окружение, чтобы дать Кенесары уйти.

Однако Кенесары не желая покидать соратников, остался на поле боя.

Л.Мейер писал, что Кенесары храбро отбивался трое суток, надеясь, что придет помощь со Среднего жуза. Однако карательные войска задержали казахов, помешав им оказать помощь своему  хану. Кенесары пришлось идти напролом,  причем погибли многие его сподвижники, а сам хан с 30 султанами, включая султана Наурызбая, были взяты в плен.

Кыргызские манапы были награждены царским правительством за участие и уничтожение казахских батыров во главе с Кенесары. 

Среди султанов, биев и родоправителей не было единства.

Кенесары жестоко расправлялся с неподдержавшими его аулами.

Последствия

Кенесары вел борьбу с Бухарой и Кокандом, но не смог сформировать коалицию против Царской России.

Царизму был открыт путь для покорения Кыргызстана, Семиречья и Южного Казахстана после подавления восстания К.Касымулы.

Историческое значение восстания

Дело Кенесары продолжили сын хана султан Сыздык и преданные ему батыры.

Известный русский историк Л.Н.Гумилев назвал хана Кенесары одной из самых сильных пассионарных (выдающихся) личностей во всей казахской истории. К.Касымулы в ходе восстания удалось объединить все три жуза, восстановить казахскую государственность.

Показало зависимость внутренних противоречий казахского общества от политики царизма.

Самое крупное восстание 1-ой половины XIX в. против колониального гнета России.

Является составной частью освободительной борьбы народов России первой половины XIX в.

Причины поражения

  1. Основная причина поражения — политическая разобщенность казахов.

  2. Слабо вооруженные отряды восставших не смогли противостоять хорошо экипированным карательным войскам.

  3. Кенесары действовал на нескольких  фронтах: против России, Коканда и кыргызов (ослабило восстание в целом)
  4. Раздробленные по жузам казахские роды поддержали восставших только на своих территориях.

Тема урока: Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова. 
Цель и задачи: 
образовательная: способствовать в формировании у учащихся представлений о целях, характере, причинах восстания, о личности руководителя Кенесары Касымова; 
развивающая: способствовать в развитии навыков групповой работы, формировании умений анализировать, выделять главное, развитие критического мышления 
воспитательная: воспитание уважение к истории народа, патриотизма; взаимоуважения. 
Тип урока: Комбинированный урок 
Методы: групповая работа, диалогический метод 
Приёмы: «дерево желаний» «понятийное колесо»,фишбоун 
Ход урока 
1.Организационный момент 
Положительные мотивации к уроку. 
Добрый день, ребята! Сегодня у нас очень важный день, мы проводим открытый урок. Я желаю всем успехов. 
Тренинг «Дерево достижений». На доске висит плакат, на котором изображено дерево. 
Обратите внимание на наше дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета)написать на нём своё имя и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Те, кто выбрал зелёный лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии, те, кто выбрал красный – желают общаться, жёлтый – проявят активность. 
Я выбираю листочек красный, зелёный и жёлтый. Я желаю, общаться с вами хочу, проявлять активность и вместе нас ожидает успех. 
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. И, то, каким будет урок, зависит от всех нас. А в конце урока мы увидим, дало ли наше дерево плоды. Всё в наших руках.

Историческая разминка

Внимание вопрос:
1.Какой праздник в Казахстане отмечают 22 сентября ?(День языков)
2. Какой язык в Казахстане является государственным (Казахский)
3. Какой язык в Казахстане называют языком межнационального общения (Русский)
4. Наш президент Н.А. Назарбаев поставил перед нами задачу говорить на 3-х языках, На каких? (Казахский, русский, английский.)
5. Официальный язык международной компьютерной сети? ( Английский)
6. Священная книга у мусульман (Коран)
7. Поэт — импровизатор у казахов?(Акын).
8. Денежная единица в Казахстане? Тенге
9. 30 августа празднуют? День Конституции
10. Основной закон Республики Казахстан? Конституция
Посмотрите на доску и скажите кого вы видите?

-ответы учащихся. 
Тема нашего урока: Национально-освободительное – движение под руководством Кенесары Касымова.(1837-1847гг) 
Что мы должны изучить на нашем уроке? 
Дети ставят цель урока самостоятельно. 
Ребята, по какому плану мы изучаем восстания? 
Ответы: Цели, причины движущие силы, и тд 
3.Изучение темы 
1.Просмотр видео фильм о восстании К.Касымова.

 Вопросы по фильму: 
Что вы узнали нового просмотрев этот фильм. 
Ответы: 
2.Работа в группах 
Сейчас работая с учебником вы более подробно разберёте причины, цели, движущие силы и характер восстания .Я прошу подойти ко мне представителей из каждой группы и выбрать конверт с заданием. 
На работу я вам даю 10 минут. 

1 группа —

— Хронология восстания

— Характер восстания

— Цель восстания

— Движущие силы восстания

-Причины поражения восстания

2 группа –

— лидер восстания

— территория

— причины восстания

— ход восстания

— историческое значение

Пока учащиеся работают в группах, на доске вывешиваю плакат «Фишбоун» 
По истечению времени ,дети отвечают на свой вопрос и прикрепляют ответы на плакате. 
Давайте посмотрим что у нас получилось. Мы разобрали причины, цели, движущие силы и характер восстания, а что мы должны написать на «хвосте» ? 

А ЗНАЕМ ЛИ МЫ ЧЕМ ЗАКОНЧИЛОСЬ ВОССТАНИЕ? Ответы учащихся

Записываем .что восстание было подавленно. 

Вопросы «Верно или не верно» 
1.Восстание Кенесары Касымова длилось 10 лет? 
2.Оснавная цель восстание освобождение от джунгар? 
3.В восстании Кенесары Касымова участвовали казахи трёх жузов? 
4.Верно ли что главная цель восстания сохранение независимости казахских земель? 
5.В восстании принимал участие только казахский народ? 

  1. Восстание Кенесары Касымова охватило территорию Младшего жуза.

  2. Национально- освободительное восстание под руководством Кенесары длилось 10 лет.

  3. Хронологические рамки восстания К. Касымова 1847-1857 гг.?

  4. Кенесары был избран ханом в 1841 г.?

  5. Кенесары Касымов, является внуком хана Абылая.

«Исторический конструктор»

Из данных слов составь предложение

Характер, оно, массовый, 10 лет, Кенесары, имело, восстание, национально- освободительное, продолжалось. (национально-освободительное восстание продолжалось 10 лет, оно имело массовый характер)

Охватило, восстание, все, жуза, казахских, Кенесары, три.

Физминутка

Закончить предложения

1 группа

Главные причины восстания —

Основная цель восстания

Основными движущими силами восстания

В восстании принимали участие также

 2

Соратниками Кенесары и начальниками его отдельных отрядов были известные батыры:-

Среди участников восстания были русские —

Кенесары Касымов —

— «Мозговой штурм»

1. Даты жизни Кенесары Касымулы (1802-1847 гг).

2.Когда по приказу кокандского бека был убит брат Кенесары Саржан? (1836 г.)

3.Какую часть территории Казахстана охватило восстание Кенесары Касымулы? (Весь Казахстан)

4. К народному движению под руководством султана Кенесары примкнул вместе со своим отрядом влиятельный бий Младшего жуза. (Жоламан)

5. Когда отряды Кенесары совершили внезапное нападение и сожгли Акмолинскую крепость? (26 мая 1838 г.)

6. Что послужило причиной приостановления похода войск Кенесары на Ташкент в августе 1841 г.? (Распространение инфекции среди сарбазов)

7. Какие события 1841 г. Способствовали избранию Кенесары Касымулы ханом? (Взятие кокандских крепостей)

8. Продолжи в ночь с 20 на 21 июля 1844 г. в верховьях р. Тобол Кенесары хан наголову разбил отряд (Султана А. Жантореулы)

9. Каким по характеру было организованное в ходе восстания Кенесары государство? (Феодальное)

10.Назовите имя царя, правившего в России в период восстания К.Касымова? (Николай I)

11. В каком году царь Николай I разрешил направить для подавления восстания отряд войскового старшины Лебедева в составе 300 казаков? (1843 г.).

12. Когда Кенесары Касымулы принял решение об отступлении на земли Старшего жуза? (1845 г.)

13. К какому государству за помощью планировал обратиться Кенесары? (Китай)

14. Что изменило характер восстания? (вторжение в Киргизские земли)

15. Внуком какого выдающегося человека был К.Касымов? (хан Абылай)

Тесты

Поднимите руки кто ответил правильно на все 5 вопросов?- оценка 5 
4 верных- оценка 4 
3 верных- оценка 3 
Запишите Д.З 

 Посмотрите на наше дерево. D начале урока мы прикрепили на него цветочки с желаниями .В течении урока вы работали и каждый проявлял себя так как он мог. Возьмите стикеры Яблоки и напишите на них выбрав 3 слова из 12(слайд), которые наиболее точно передают ваше состояние в конце урока и прикрепите возле цветочка со своим именем .Посмотрите наше дерево дало плоды. 
Спасибо за урок!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Индезит bwsb 51051 инструкция по эксплуатации стиральная машинка
  • Альбумин раствор для инфузий инструкция по применению
  • Д кальцин инструкция по применению детям как разводить гранулы
  • Нимесулид таблетки для рассасывания инструкция по применению
  • Скачать руководство по ремонту автомобиля fiat

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии