Налоговая полиция руководство

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации
ФСНП России
Fsnp.jpg
Russia, Flag FSNP 1997.png
Флаг ФСНП России
Страна: Flag of Russia.svg Россия
Создана: 18 марта 1992 года
Распущена (преобразована): 30 июня 2003 года
Юрисдикция: Президент Российской Федерации
Средняя численность: до 56 000 сотрудников
Предшествующая
служба:
Главное управление налоговых расследований при ГНИ России
Руководство
Руководитель: последний — Михаил Фрадков

Вымпел ФСНП России

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России) — подчинённый непосредственно Президенту правоохранительный орган России, существовавший с 1992 по 2003 год.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Директора ФСНП России
  • 3 Известные сотрудники
  • 4 Структура ФСНП России (на 2003 год)
  • 5 Образовательные учреждения ФСНП
  • 6 Ведомственные награды
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

История[править]

18 марта 1992 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 262 было создано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации (ГУНР) со штатной численностью 12 тысяч человек. Управление возглавил генерал КГБ В. Б. Ямпольский.

20 мая 1993 года принят Закон «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым как правопреемник ГУНР учреждён Департамент налоговой полиции Российской Федерации (на правах Госкомитета России). В тот же день Верховный Совет Российской Федерации утвердил Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции. Постановлением Совета Министров от 11 октября 1993 года утверждено Положение о Департаменте налоговой полиции Российской Федерации и перечень должностей, по которым присваиваются специальные звания сотрудникам налоговой полиции. Установлена штатная численность федеральных органов налоговой полиции: на 1 января 1994 года — 21,5 тысяч единиц; на 1 января 1995 года — 43,8 тысяч единиц (впоследствии штатная численность доходила до 53 тысяч единиц без учёта обслуживающего персонала). Директором Департамента назначен С. Н. Алмазов.

Федеральным законом № 200-ФЗ от 17 декабря 1995 года в закон «О федеральных органах налоговой полиции» внесены поправки. В соответствии с ними Департамент налоговой полиции переименован в Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП). По штату директору ФСНП устанавливалось предельное специальное звание генерал-полковника налоговой полиции, заместителям директора и начальникам ключевых управлений (оперативного, следственного, налоговых проверок, собственной безопасности, физической защиты, кадров, организационно-инспекторского, оперативно-технического и поискового) — генерал-лейтенантов налоговой полиции.

Основной задачей самого молодого на тот момент правоохранительного органа, наделённого правом ведения оперативно-розыскной, экспертной и следственной деятельности, устанавливалась борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями, а также борьба с коррупцией в налоговых органах.

Указом исполняющего обязанности Президента РФ Владимира Путина от 16 марта 2000 года в знак признания важного значения федеральных органов налоговой полиции в обеспечении экономической безопасности был установлен профессиональный праздник — День налоговой полиции. ФСНП России являлась правоохранительным органом, который полностью возмещал расходы на своё содержание. За 2001 год федеральными органами налоговой полиции возбуждено более 36 тысяч уголовных дел, сумма возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам составила около 27 миллиардов рублей, всего в результате оперативно-служебной деятельности ФСНП в бюджет возвращено более 100 миллиардов рублей. Выявлено свыше 150 тысяч административных правонарушений, наложено административных штрафов на сумму в несколько сотен миллионов рублей[1].

Сотрудники налоговой полиции принимают присягу

В ФСНП была создана Академия налоговой полиции и ряд других образовательных учреждений. Издавалась газета «Налоговая полиция». На телевидении режиссёром Апасяном был создан сериал о налоговой полиции «Маросейка, 12»[2]. Выходили книги детективного жанра о налоговой полиции;среди них книги сотрудника ведомства писателя Николая Иванова (дилогия «Департамент налоговой полиции» и другие).

В ряде других стран СНГ и Литве были созданы аналогичные ведомства. Впоследствии казахстанская налоговая полиция была преобразована в финансовую полицию, на которую возложена функция борьбы с коррупцией.

С 1 июля 2003 года указом Президента Российской Федерации В.Путина № 306 от 11 марта 2003 года Федеральная служба налоговой полиции упразднена без объяснения причин. Большинство функций ФСНП России и штат в 16 тысяч единиц переданы Министерству внутренних дел. Материальная база и 40 тысяч штатных единиц переданы во вновь созданный Госнаркоконтроль.

Директора ФСНП России[править]

  • Алмазов Сергей Николаевич — первый директор ФСНП (до 18 февраля 1999 года)[3], генерал-полковник налоговой полиции.
  • Солтаганов Вячеслав Фёдорович — директор ФСНП России в 1999—2001 годах[4], генерал-полковник налоговой полиции.
  • Фрадков Михаил Ефимович — директор ФСНП России с 28 марта 2001 года по 11 марта 2003 года[5].

Известные сотрудники[править]

  • Автурханов, Умар Джунитович
  • Верёвкин-Рахальский, Сергей Владимирович
  • Волковский, Василий Иванович — заместитель директора ФСНП, бывший депутат Государственной Думы России
  • Галковский, Михаил Леонидович
  • Журин, Юрий Валерьевич
  • Карелин, Александр Александрович
  • Лапин, Феликс Феликсович
  • Мединский, Владимир Ростиславович
  • Полтавченко, Георгий Сергеевич
  • Пржездомский, Андрей Станиславович — заместитель директора ФСНП, историк, писатель, бывший член Общественной палаты России
  • Седов, Алексей Семёнович
  • Табачков, Николай Ильич
  • Трепашкин, Михаил Иванович
  • Фадзаев, Арсен Сулейманович

Структура ФСНП России (на 2003 год)[править]

  • Главное оперативное управление
  • Главного управления документальных проверок
  • Главное следственное управление
  • Главное организационно-инспекторское управление
  • Главное управление безопасности и борьбы с коррупцией
  • Главное управление физической защиты
  • Главное оперативно-техническое и поисковому управление
  • Главное управления кадров
  • Главное информационно-технологическое управление
  • Главное управление международного сотрудничества
  • Управление делами
  • Правовое управление
  • Организационно-мобилизационное управление
  • Управление информации и общественных связей
  • Финансово-экономическое управление
  • Управление режима и информационной безопасности
  • Экспертное управление
  • Аналитическое управление
  • Административно-хозяйственное управление
  • Управление специальной связи
  • Медицинское управление
  • Отдел дознания

Образовательные учреждения ФСНП[править]

Нагрудный знак «Почётный сотрудник налоговой полиции»

  • Институт налоговой полиции Финансовой академии при Правительстве РФ (на правах факультета Академии), создан в феврале 1994 г.
  • Центр подготовки сотрудников налоговой полиции в г. Санкт-Петербурге, образован в феврале 1994 г., преобразован в филиал Академии налоговой полиции в г. Санкт-Петербурге в июле 2000 г., с мая 2002 г. Северо-Западный институт повышения квалификации сотрудников налоговой полиции
  • Центр подготовки сотрудников налоговой полиции в г. Хабаровске, образован в апреле 1995 г., преобразован в Дальневосточный институт повышения квалификации сотрудников налоговой полиции
  • Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов федеральных органов налоговой полиции, создан в феврале 1995 г. на базе Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов службы быта (в 1996 г. на правах филиала включен в состав Академии налоговой полиции ФСНП России)
  • Академия налоговой полиции ФСНП России, создана в июле 1996 г.

Ведомственные награды[править]

  • Нагрудный знак «Почётный сотрудник налоговой полиции»
  • Нагрудный знак «За службу в налоговой полиции» I, II и III степеней
  • Почётная грамота ФСНП России
  • Благодарность ФСНП России

См. также[править]

  • Список заместителей директора ФСНП России
  • Академия налоговой полиции
  • Генерал-полковник налоговой полиции
  • День налоговой полиции
  • Структура федеральных органов исполнительной власти России (2000—2008)
  • Флаг Федеральной службы налоговой полиции России

Примечания[править]

  1. Интервью М. Е. Фрадкова
  2. Официальный адрес ФСНП России: 101968, Москва, ул. Маросейка, дом 12
  3. Назначен исполняющим обязанности 11 августа 1993 года, на должность назначен 24 сентября 1993 года.
  4. Был назначен на эту должность в правительстве Е. Примакова, вновь утверждался в кабинетах С. Степашина (май 1999 года), В. Путина (август 1999 года) и М. Касьянова (май 2000 года).
  5. После 11 марта 2003 года до 1 июля 2003 года обязанности директора исполнял Сергей Верёвкин-Рахальский. После 1 июля ещё более полугода работала ликвидационная комиссия.

Литература[править]

  • Мы из налоговой полиции. Рассказы, очерки, размышления. — М.: Восход, 1997. 238 с.
  • Алмазов С. Н. Налоговая полиция: создать и действовать. — М.: Вече, 2000. 384 с. ISBN 5-7838-0732-X
  • Макурин А. В. Каталог нагрудных и памятных (нагрудных) знаков налоговой полиции России . — Екатеринбург: Уральский следопыт, 2007. 104 с.
  • Солтаганов В. Ф. Налоговая полиция: вчера, сегодня, завтра. — М., ИД «Дашков и Ко», 2000. 176 с. ISBN 5-8316-0058-0

Ссылки[править]

  • Закон «О федеральных органах налоговой полиции» (редакция 1993 года)
  • Положение о Федеральной службе налоговой полиции
  • Интернет-конференция М. Е. Фрадкова в связи с юбилеем ФСНП
  • Интервью М. Е. Фрадкова газете «Налоговая полиция»

Директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации

Russia, Flag FSNP 1997.png

Сергей Алмазов (1993-1999) • Вячеслав Солтаганов (1999-2001) • Михаил Фрадков (2001-2003)

Fsnp.jpg

From Wikipedia, the free encyclopedia

Federal Tax Police Service
Abbreviation FSNP
Agency overview
Formed 1992
Preceding agency
  • Federal Tax Police Service of Russia
Dissolved March 11, 2003
Employees 55,000
Jurisdictional structure
Federal agency RU
Operations jurisdiction RU
General nature
  • Federal law enforcement
Operational structure
Headquarters Moscow, Russia
Agency executive
  • Mikhail Fradkov (Last), Director
Parent agency President of Russia

The Federal Tax Police Service of the Russian Federation (In Russian: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации) was a Russian law enforcement agency started 1992 for investigating and punishing tax evasion in a decentralizing post-Soviet economy.[1] Like many other anti-corruption institutions the Russia Federation created in the early 1990s, this new tax agency was founded on a set of popular, reform-minded beliefs that policing is a service to society.[2]

By the end of decade, however, this ‘police as service’ ideology was overtaken by more paternalistic views.[2] Following this ideological shift in 1997, non-payment of taxes caused a serious economic crisis in Russia, and the agency was frequently condemned in the West for its violent policing methods.[1][2]

In 2003, the Tax Police Service was abolished.

History[edit]

Directorate Z[edit]

The Federal Tax Police of Russia was established on the basis of the Fifth Chief Directorate of the KGB[citation needed] who was responsible for censorship and internal security against artistic, political, and religious dissension; renamed «Directorate Z» (protecting the Constitutional order) in 1989. In 1991, after the KGB was disestablished, the Directorate was closed.

Post-Soviet Tax Enforcement Legislation[edit]

On March 18, 1992 in accordance with Presidential Decree No. 262, The General Directorate of Tax Investigations was formed as part of the State Tax Service of the Russian Federation (In Russian: Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации) with a nominal strength of 12,000 people. The Office was headed by a Former KGB general, Vladimir B. Yampolsky.

On May 20, 1993 the Law «On Federal Tax Police Bodies» was adopted, whereby as the successor GUNR established by the Department of Tax Police of the Russian Federation (on the Rights of the State Committee of Russia). On the same day the Supreme Council of the Russia (The Low House of the Parliament) approved the Status of the service in the tax police. On 11 October 1993 the Russian Government approved the Regulations on the Tax Police Department of the Russian Federation (Департаменте налоговой полиции Российской Федерации) and the list of positions which are assigned to a special rank tax police. Established staffing level of the federal tax police: on January 1, 1994: 21,500 units; on January 1, 1995: 43,800 units (later the number of staff reaches 53,000 units excluding staff). To Director of the Department was appointed Sergey Nikolaievich Almazov.

The Federal law No. 200-FZ of December 17, 1995 the Law «On Federal Tax Police Bodies» amended. In accordance with the Tax Police Department who was renamed to the Federal Tax Police Service (Федеральную службу налоговой полиции). According to the state director of the Tax Police places a limit on special military rank of Colonel-General of Tax Police, the Deputy Director and heads of key departments (surgical, investigative, tax audits, self-protection, physical security, personnel, organizational-inspection, operational, technical and search) — Lieutenant-General Tax Police.

Public Education on Tax Policing[edit]

The Federal Tax Police Service began publishing The Tax Police newspaper and established several educational institutions, such as the Academy of Tax Police. Published the newspaper «The tax police». On television director Apasyanom was created series about the tax police: «Maroseyka, 12». Publication of the book detective genre of the tax police, among them books department staff writer Nikolai Ivanov («The Department of Tax Police», and others).

In some other countries of CIS and Lithuania were established similar offices. Subsequently, the Kazakh tax police was transformed into the financial police, in charge of fighting corruption.

The Decree of the Acting Russian President Vladimir Putin on March 16, 2000 in recognition of the importance of the federal tax police in ensuring the economic security has been established professional holiday—Tax Police Day. Russian Tax Police was the law enforcement agency that is fully reimbursed for their content. During 2001 the federal bodies of tax police filed more than 36,000 criminal cases, the amount of damages for consummated criminal cases was about 27 billion rubles, only as a result of operational activity in the Federal Tax Police Service budget is returned more than 100 billion rubles. Revealed more than 150,000 administrative violations, impose administrative fines worth several hundred million rubles.

Abolishment[edit]

On July 1, 2003, by decree No. 306 signed by Russian President Vladimir Putin on March 11, 2003, the Federal Tax Police Service was abolished without any explanation. Most functions of the Tax Police of Russia and the staff at 16,000 units transferred to the Directorate for Taxations Crimes of the Russian Ministry of Internal Affairs. Material base and 40,000 staff units transferred to the newly created State Drug Control Committee.

Organization[edit]

The Service was subordinate to the President of Russia.

Directors[edit]

  • Vladimir Yampolsky (1991 – 1993)
  • Sergey Almazov [ru] (1993 – February 18, 1999)
  • Vyacheslav Soltaganov [ru] (March 22, 1999 – March 28, 2001)
  • Mikhail Fradkov (2001 – March 11, 2003)

References[edit]

  1. ^ a b Gregory, Frank; Brooke, Gerald (May 2000). «Policing Economic Transition and Increasing Revenue: A Case Study of the Federal Tax Police Service of the Russian Federation 1992–1998». Europe-Asia Studies. 52 (3): 433–455. doi:10.1080/713663067. ISSN 0966-8136.
  2. ^ a b c Semukhina, Olga (2018). «The evolution of policing in post-soviet Russia: Paternalism versus service in police. Officers’ understanding of their role». Communist and Post-Communist Studies. 51 (3): 215–229. ISSN 0967-067X.

External links[edit]

  • Media related to Federal Tax Police Service of the Russian Federation at Wikimedia Commons
  • Information on the Federal Tax Police in Agentura
  • Russian Federal Tax Police

Полиция, которой больше нет

ФОТО: ИГОРЬ ЗОТИН/ТАСС

Автор: Сергей ХОЛОДОВ

30.03.2022

Люди, пережившие бурные 90-е, наверняка помнят слоган «Заплати налоги и спи спокойно!» Четверть века назад он ежедневно звучал с экранов телевизоров, а баннеры с этим призывом красовались по всей Москве. Придумали слоган в Московском управлении Федеральной службы налоговой полиции. По сути, это был первый опыт социально ориентированной рекламы в новой России. И опыт, надо признать, весьма успешный. Впрочем, сотрудники ведомства занимались не только рекламными акциями…

История налоговой полиции началась ровно тридцать лет назад, 18 марта 1992 года, когда Президент России Борис Ельцин подписал указ № 262 «О создании Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации». Чуть позже на базе этого управления и была создана Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ).

Фото_06_18.jpg 

Первые несколько месяцев сотрудники свежеиспеченной службы занимали всего два кабинета на Лубянке, в здании бывшего КГБ СССР, затем перебрались на Ильинку, 13, где тогда размещалась столичная налоговая инспекция. А вскоре под нужды налоговых полицейских отдали огромное здание на Маросейке.

О том, как создавалось новое правоохранительное ведомство, вспоминает первый начальник Московского управления налоговой полиции, а затем заместитель директора ФСНП России Борис Добрушкин: «В конце октября 1991 года начальник Московского управления КГБ Евгений Савостьянов собрал совещание, где заявил о необходимости радикально перестроить работу органов контрразведки в условиях перехода страны к рынку. А уже через несколько дней, после разговора с тогдашним мэром Москвы Гавриилом Поповым, было принято решение о создании совершенно новой правоохранительной структуры, которая специализировалась бы на расследовании налоговых преступлений. В состав инициативной группы вошли сотрудники Московского управления КГБ, налоговой инспекции и столичного ГУВД, а также эксперты из правового управления мэрии. Работа началась буквально с чистого листа. Несколько дней мы провели в доме отдыха «Мамонтовское», где разрабатывали концепцию новой службы. Долго думали и над названием. Именно тогда и родился термин «налоговая полиция». Сейчас уже не помню, кто конкретно его придумал, но название понравилось. Результатом нашей работы стал документ, в котором излагались основные функции и задачи налоговой полиции».

Кадровый состав налоговой полиции формировался, в основном, из сотрудников милиции и госбезопасности. Немало людей пришло также из Вооруженных сил, где в то время шли повальные сокращения. Разумеется, у многих бывших армейских офицеров не было ни малейшего понятия о том, чем должна заниматься новая служба. Людей приходилось переучивать на ходу, для чего были организованы вечерние трехмесячные курсы повышения квалификации. Кроме того, более 300 сотрудников налоговой полиции съездили на стажировку в США, Германию, Италию, Великобританию и Люксембург, где познакомились с работой фискальных органов.

Отправляя своих сотрудников в заграничные командировки, руководство ФСНП преследовало и другую, немаловажную цель. Не секрет, что в начале 1990­ых многие офицеры и оперативники, в буквальном смысле выброшенные из армии и спецслужб, не испытывали особой симпатии к новой власти и переменам, происходившим в стране. К представителям бизнеса они относились как к жуликам и ворам, что нередко приводило к необъективности в ходе проверок. Надо было сломать существовавшие стереотипы, и зарубежные стажировки в этом смысле сыграли положительную роль.

УКЛОНИСТЫ-АКТИВИСТЫ

С первых же дней, не дожидаясь полного решения организационно­кадровых вопросов, сотрудники нового ведомства активно включились в работу. А работы было хоть отбавляй. В 1990­ые годы налоговая дисциплина в стране опустилась ниже плинтуса. Налоги не платил никто. Свежеиспеченные нувориши, бравшие от жизни все, понимали только язык грубой силы. А силу­то как раз государство демонстрировать и не спешило. Российское налоговое законодательство и судебная практика 1990­ых годов отличались поразительным либерализмом. Одних только способов уклониться от уплаты налогов в те годы существовало не меньше полутора сотен! Законодатели об этом прекрасно знали, но мало что делали для исправления ситуации.

Стоит ли удивляться, что государство контролировало лишь треть наличных денег в стране. С этой суммы худо-бедно собирались налоги. Остальные две трети – это черный рынок, абсолютно неподконтрольный фискальным органам. Таким образом, казна недополучала гигантские суммы, исчисляемые триллионами тогдашних рублей.

Причем, уклонением от уплаты налогов грешили не только мелкие коммерческие фирмы, коих на заре рыночных реформ расплодилось видимо-невидимо, но и крупные, вполне солидные предприятия. В феврале 1997 года, к примеру, в поле зрения налоговых полицейских попала компания «Внуковские авиалинии». Оказалось, что еще в 1993 году руководители компании сдали два самолета в аренду турецкой авиационной фирме. Без малого четыре года самолеты исправно летали, турки так же исправно отстегивали денежки за аренду, а вот платить налоги с этих операций «Внуковские авиалинии» почемуто забывали. В итоге за четыре года руководство авиакомпании заработало 12 миллионов долларов, не заплатив в казну ни цента!

В марте 1998­го сотрудники налоговой полиции провели комплексную проверку АвтоВАЗа. Выяснилось, что этот гигант отечественного автопрома буквально облепили всевозможные фирмочки, занимавшиеся сбытом готовой продукции. Только за три неполных месяца 1997 года через 35 фирм-посредников, действовавших под вывеской АвтоВАЗа, было продано почти сто тысяч «Жигулей» различных модификаций. Государство не получило от этих операций ни копейки в виде налогов. Зато коммерсанты стали богаче, по меньшей мере, на 200 миллиардов неденоминированных рублей. Не отставали от фирмачей и «мастера культуры». На 1990-ые годы, как известно, пришелся бум концертной деятельности в стране. Сотни звезд различного калибра, а также их многочисленные клоны, колесили по России, давали по несколько концертов ежедневно, собирали гигантские суммы, однако в налоговых декларациях сплошь и рядом указывали лишь малую толику своих доходов. В результате государство теряло ежегодно не менее 400 миллиардов рублей.

Фото_06_19.jpg 

ФОТО: ЛЕОНИД СВЕРДЛОВ/ТАСС

Несмотря на то, что закон давал налоговым полицейским право возбуждать уголовные дела и самостоятельно проводить следствие, далеко не всегда стражи порядка прибегали к столь суровым мерам. Иногда неплательщиков просто приглашали в налоговую полицию и убеждали в необходимости соблюдать закон. Во многих случаях это действовало.

Вот, например, история с главным тренером «Спартака» Олегом Романцевым. Как выяснилось в ходе проверки, в 1995–1996 годах Олег Иванович скрыл от налоговых органов доходы своего клуба, полученные за участие в розыгрыше европейских кубков.

А денежки это немалые: почти 4 миллиона долларов. В советские годы такие действия квалифицировали бы как хищение в особо крупных размерах со всеми вытекающими последствиями вплоть до смертной казни. В либеральные 1990-ые ограничились предложением добровольно возместить причиненный государству ущерб. Справедливости ради следует отметить, что Романцев признал за собой грешок и в полном объеме выплатил долг.

БОРЬБА С ЧЕРНЫМ НАЛОМ

Немало хлопот в те годы налоговикам доставляли коммерческие банки, казино и рынки. В конце 1997-го налоговые полицейские проверили 350 коммерческих банков Москвы и практически в каждом обнаружили серьезные нарушения налогового законодательства. Вопиющий пример – Ялосбанк. В свое время реклама этого банка не сходила с экранов телевизора и газетных полос. Проведенная же проверка показала, что за один только 1996 год банкиры не перечислили в казну в виде налогов 17 миллиардов рублей. А когда полицейские пригрозили руководству банка серьезными санкциями вплоть до ареста имущества и счетов, те быстренько скрылись, прихватив с собой денежную наличность. Всего же по состоянию на февраль 1998 года столичные коммерческие банки задолжали государству почти триллион рублей. Подавляющее большинство этих финансовых организаций вскоре лопнули, как мыльный пузырь, а посему денег казна так и не увидела.

В мае 1998 года московские стражи порядка устроили рейды по столичным казино. Практически в каждом из игорных заведений были вскрыты серьезные нарушения, в том числе и налогового законодательства. В казино «Арт клуб люкс», например, было изъято почти 42 тысячи долларов США, нигде не задокументированных. Дальнейшее расследование показало, что руководство казино вело двойную бухгалтерию, скрывая часть прибыли от налогообложения.

Аналогичная картина предстала взору полицейских и в другом известном московском казино той поры – «Валерий Брюсов». В ходе обыска в специально оборудованном тайничке оперативники обнаружили десятки тысяч нигде не учтенных долларов США.

Однако переплюнули всех фирмачи из «Подковы». Общая сумма изъятой в ходе обысков наличности достигла полумиллиона долларов США. Деньги в казино были буквально везде. Из кассы оперативники выгребли 66 тысяч 832 доллара. В игровом зале под столами валялось около 220 тысяч баксов. Очевидно, завидев стражей порядка, посетители и крупье побросали купюры на пол. А в сейфе директора «Подковы» нашлось еще 200 тысяч долларов, разумеется, нигде не учтенных. Происхождение налички никто из сотрудников казино внятно объяснить не сумел.

Пикантный сюрприз ожидал оперативников в казиношном баре. При проверке ассортимента напитков, которыми владельцы казино потчевали своих гостей, выяснилось, что никакими дорогими заморскими винами, обозначенными в прейскуранте, в «Подкове» и не пахло. Вместо белого «Пол Масона», например, посетителей поили банальной «Монастырской избой», а вместо красного – не менее банальным «Каберне», купленным в ближайшем коммерческом ларьке. Так что кроме традиционных для казино нарушений, владельцам «Подковы» вменили еще и обман покупателей.

Впрочем, все это – детские забавы по сравнению с масштабами налоговых нарушений, творимых на столичных рынках. В 1990-ые годы в Москве работало более 200 продовольственных и вещевых рынков, на которых торговали всякой всячиной сто тысяч человек. Поскольку практически все столичные рынки контролировались криминальными группировками, львиная доля денежной наличности уходила мимо казны прямиком в карманы мафиози. По ценам до реформы 1998 года ежегодный оборот столичных рынков достигал 60 триллионов рублей. В одних только Лужниках, превращенных в гигантскую барахолку, тогда крутилось до шести миллионов долларов в день. Из них только 30 процентов контролировалось государством.

За московские рынки налоговые полицейские плотно взялись весной 1996 года. На профессиональном жаргоне это называлось операцией «Предприниматель». Эффект от таких мероприятий был потрясающим. При появлении сотрудников полиции у торгашей тут же появлялись контрольно-кассовые аппараты, необходимая документация, а главное – все как один заявляли о готовности честно платить налоги в казну. Так, летом 1996 года полиция внезапно нагрянула на рынок бытовой техники, возникший у ДК имени Горбунова и хорошо известный москвичам под именем «Горбушка». Всего пара дней работы полицейских на рынке принесла столичному бюджету миллиард рублей в виде налогов.

В «НЕДОИМКУ» ЗА «ФУНАЕМ»

Налоговую полицию упразднили в марте 2003 года. По одной из версий, причиной ликвидации ФСНП стал конфликт с руководством «Газпрома». Налоговые полицейские обвинили газовиков в уклонении от уплаты крупных сумм в казну, а те, в свою очередь, заявили о грубых нарушениях закона при проведении проверок. Дело дошло до судебного разбирательства. Суд встал на сторону «Газпрома»…

Слухи о скорой кончине ФСНП появились еще в феврале 2003-го. Сначала поменяли директора: вместо Вячеслава Солтаганова был назначен Михаил Фрадков. На церемонии по случаю присвоения нескольким офицерам ФСНП генеральского звания Фрадков, пожимая им руки, бросил такую фразу: «Возможно, вы последние, кто получил генеральские погоны в налоговой полиции». После этого ни у кого не осталось сомнений в том, что ФСНП доживает последние деньки. И действительно, через три дня вышел указ президента об упразднении Федеральной службы налоговой полиции России.

Личный состав раскидали по другим правоохранительным службам. А здание на Маросейке, где находился центральный аппарат налоговой полиции, передали свежеиспеченной структуре – Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков. Кстати, кое-кто из сотрудников ФСНП, перейдя на работу в новое ведомство, так и остался в старом здании – поменялись только таблички на дверях служебных кабинетов и, разумеется, удостоверения личности.

Налоговая полиция в России просуществовала 11 лет. За это время было выявлено и пресечено около 300 тысяч нарушений налогового законодательства, возбуждено более 100 тысяч уголовных дел, а в бюджеты всех уровней доначислено более 5 триллионов рублей. Это потом, в нулевые годы, когда в казну рекой потекли нефтяные деньги, властям удалось наладить ситуацию с зарплатами бюджетникам. А в лихие 1990-ые, когда триллионы рублей пролетали мимо кассы, а баррель нефти стоил меньше двадцати долларов, только благодаря мастерству налоговых полицейских многие российские бюджетники хотя бы иногда получали скромное жалованье, позволявшие хоть как-то сводить концы с концами.

При этом арсенал средств, которым активно пользовались налоговые полицейские, был достаточно разнообразен: от воспитательных бесед до уголовного преследования. А, кроме того, главной своей задачей полицейские считали не столько наказание жуликов, сколько пополнение казны деньгами. В налоговой полиции Москвы, например, придумали такой способ пополнения казны, как продажа имущества должников. Для этого на территории НИИ металлургии летом 1996 года открылся первый в стране магазин, где продавалось конфискованное у нерадивых коммерсантов имущество. Магазин назывался «Недоимка» и быстро получил популярность у горожан благодаря своим низким ценам. Так, вполне приличный компьютер в «Недоимке» можно было приобрести всего за 220 долларов, а телевизор «Фунай» – за 150, что по ценам 1996 года раза в три ниже, чем в других магазинах. То же самое относилось к одежде, обуви, мебели, посуде, бытовой технике. Неудивительно, что в НИИ металлургии народ катался со всей Москвы и Подмосковья. Таким образом, открывая «Недоимку», полицейские решали сразу две архиважные задачи: и бюджет пополняли живыми деньгами, и проводили торговую политику в интересах малоимущих граждан. Позднее подобные магазины стали открываться и в других городах страны.

За 11 лет существования ФСНП на ее содержание было потрачено 28 миллиардов 400 миллионов рублей. Таким образом, каждый вложенный в налоговую полицию рубль принес государству почти 150 рублей чистого дохода.

Автор: 
Сергей ХОЛОДОВ

Налоговая полиция
создана на основе Главного управления
налоговых расследований при Государственной
налоговой служ­бе Российской Федерации,
образованного в соответствии с Ука­зом
Президента РФ № 262 от 18 марта 1992 г. В
качестве само­стоятельного органа
налоговая полиция существует с момента
принятия Закона РФ «О федеральных
органах налоговой поли­ции» от 24 июня
1993 г., которым органы налоговых
расследо­ваний были реорганизованы
в федеральные органы налоговой полиции.
Федеральный закон от 17 декабря 1995 г. №
200-ФЗ «О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Фе­дерации «О
федеральных органах налоговой полиции»
и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»
предоставил органам налоговой полиции
право проводить предварительное
следствие по делам о налоговых
преступлениях.

Федеральные органы
налоговой полиции являются
правоох­ранительными органами и
составной частью сил обеспечения
экономической безопасности Российской
Федерации.

В своей деятельности
налоговая полиция, как и всякий дру­гой
государственный орган, обязана строго
соблюдать Консти­туцию РФ, а
также конституции республик, входящих
в состав Федерации. Ее деятельность,
кроме того, регулируется Положе­нием
о прохождении службы в органах налоговой
полиции Рос­сийской Федерации,
утвержденным Постановлением Верхов­ного
Совета РФ от 20 мая 1993 г.

Систему федеральных
органов налоговой полиции составляют:

— Федеральная
служба налоговой полиции Российской
Фе­дерации (ФСНП РФ) на правах
государственного комитета РФ;

— территориальные
органы, органы ФСНП по республикам,
краям, областям, городам федерального
значения, автономной области, автономным
округам (управления, отделы);

— местные органы
налоговой полиции — органы налоговой
полиции районов в городах Москве и
Санкт-Петербурге, а так­же межрайонные
отделы управлений, отделов ФСНП.

Федеральную службу
налоговой полиции РФ возглавляет
Директор ФСНП РФ, который назначается
на должность и ос­вобождается от
должности Президентом РФ по представлению
Председателя Правительства РФ.

Директор ФСНП РФ
осуществляет общее руководство
дея­тельностью федеральных органов
налоговой полиции и коорди­нацию их
деятельности с деятельностью других
правоохрани­тельных, налоговых и иных
государственных органов.

На федеральные
органы налоговой полиции возложены
сле­дующие задачи:

— выявление,
предупреждение и пресечение налоговых
пре­ступлений и правонарушений;

— обеспечение
безопасности деятельности государственных
налоговых инспекций, защита их сотрудников
от противоправ­ных посягательств при
исполнении служебных обязанностей;

— предупреждение,
выявление и пресечение коррупции в
налоговых органах.

Деятельность
федеральных органов налоговой полиции
строится на основе следующих принципов:

— законности;

— уважения прав
и свобод человека и гражданина;

— подконтрольности
и подотчетности высшим органам
зако­нодательной и исполнительной
власти Российской Федерации;

— сочетания гласных
и негласных форм деятельности.

В соответствии со
ст. 36 части 1 Налогового кодекса РФ
ор­ганы налоговой полиции правомочны:

— производить в
соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством РФ дознание по делам
о преступлениях;

— проводить
следствие по делам о преступлениях,
отнесен­ных к их ведению;

— осуществлять
оперативно-розыскную деятельность;

— участвовать в
налоговых проверках (по запросу налоговых
органов) и т.д.

Органы налоговой
полиции, кроме того, имеют право:

— пользоваться
при исполнении служебных обязанностей
правами, предоставляемыми законом
должностным лицам налоговых органов и
агентам валютного контроля;

— приостанавливать
операции налогоплательщиков по сче­там
в банках и других кредитных организациях
на срок до од­ного месяца в случае
непредставления документов, связанных
с исчислением и уплатой налогов;

— беспрепятственно
входить в любые производственные,
складские, торговые и иные помещения
независимо от форм собственности и
местонахождения и обследовать их;

— требовать от
должностных лиц устранения нарушений
за­конодательства о налогах;

— налагать
административный арест на имущество
юридиче­ских и физических лиц с
последующей реализацией этого иму­щества
в случае невыполнения обязательств по
уплате налогов.

В качестве
предупредительной меры органы налоговой
поли­ции имеют право выносить письменные
предостережения руко­водителям,
главным бухгалтерам и другим должностным
лицам банков и иных организаций независимо
от организационно-правовых форм и форм
собственности, а также гражданам с
тре­бованием устранения нарушений
законодательства, своевремен­ной и
полной уплаты налогов и других обязательных
платежей.

Органы налоговой
полиции несут ответственность за убытки,
причиненные налогоплательщикам
вследствие своих неправо­мерных
действий (решений) или бездействия, а
равно неправо­мерных действий (решений)
или бездействия должностных лиц и других
работников этих органов при исполнении
ими служеб­ных обязанностей. Причиненные
налогоплательщикам убытки возмещаются
за счет средств федерального бюджета.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

«Но
все меняется, когда приходят ОНИ!»

Реклама
шоколадного батончика

Зачастую сотрудники налоговой полиции говорят
о жестких ограничениях своих полномочий. Мол, это очень мешает находиться на
страже государственного бюджета. Действительно, проведение проверок — дело непростое,
причем именно в силу ограничений. Однако закон об оперативно-розыскной деятельности
настолько развязал полицейским руки, что проверки как таковые им не нужны.

Долой проверки! Да здравствует ОРД!

Основным документом, который регулирует задачи, права и обязанности
налоговой полиции, является закон РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-1 «О федеральных
органах налоговой полиции» (далее — закон о налоговой полиции).

Согласно этому документу сотрудники налоговой полиции обязаны
проводить оперативно-розыскные мероприятия, регламентируемые федеральным законом
от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (закон
об ОРД).

К тому же летом прошлого года приказом N 285* ФСНП России утвердила Инструкцию о порядке назначения и проведения
проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции (далее —
Инструкция). Согласно этому документу проверку можно проводить только после
того, как по налогу истек налоговый период (п. 3 Инструкции). Следовательно,
полицейские вправе запросить документы только за истекший период. Однако, как
отмечает Дмитрий Анисимов, заместитель начальника службы документальных проверок
УФСНП РФ по г. Москве, такое положение дел не устраивает столичных полицейских.

Дмитрий Анисимов:

— Разработчиком данной инструкции является Федеральная
служба налоговой полиции. С некоторыми положениями документа мы, как московское
управление, не совсем согласны. Мы принимаем их к выполнению, но рассматриваем
возможность улучшения инструкции.

Теперь обратимся к официальной статистике. В 2000 году московская
налоговая полиция провела 3 022 проверки (хотя в городе зафиксировано более
800 тысяч налогоплательщиков, из них 250 тысяч отчитываются в налоговых инспекциях).
Очевидно, что проверки не пользуются популярностью у полицейских. Почему же
бухгалтеры жалуются на частые визиты налоговых полицейских? Этот феномен обЪясняется
очень просто.

Все дело в оперативно-розыскных мероприятиях (далее — ОРМ).
Вы нигде не найдете статистики по проведенным ОРМ.
Все, что касается оперативно-розыскной деятельности налоговой полиции (кроме
самого закона об ОРД), покрыто тайной и мраком.

Этот закон заслуживает особого внимания. Бухгалтерам столичных
организаций важно понять, что проверки полицейских и оперативно-розыскные мероприятия
— это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

В принципе и проверка, и ОРМ проводятся на основании постановления.
Но постановление на проверку выписывается начальником федерального органа налоговой
полиции (или его замом) только при наличии достаточных данных, указывающих на
признаки налогового преступления* (п. 2 Инструкции). Постановление же о проведении ОРМ подписывает
начальник территориального отдела на основании оперативной информации, полученной
полицейским. Это могут быть сведения как о налоговом преступлении (свершившемся
или только готовящимся), так и о преступлениях не налогового характера.

Статья 126 УПК РСФСР предоставляет налоговой полиции право расследовать преступления
по 27 статьям УК РФ (полный их перечень см. в таблице 1). Только две из них
(ст. 198 и 199 УК РФ) посвящены налоговым преступлениям. Как видите,
оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия у налоговой полиции
в тринадцать с половиной раз больше, чем для проведения проверки.

Таблица 1

К подследственности ФСНП России относятся следующие статьи
Уголовного кодекса РФ:

Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового
взноса в государственные внебюджетные фонды

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов
в государственные внебюджетные фонды с организации

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей

Статья 171 (часть вторая). Незаконное предпринимательство

Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка
или сбыт немаркированных товаров и продукции

Статья 172. Незаконная банковская деятельность

Статья 173. Лжепредпринимательство

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного
имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Статья 176. Незаконное получение кредита

Статья 187. Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных
карт и иных платежных документов

Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных
драгоценных камней или жемчуга

Статья 192. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов
и драгоценных камней

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной
валюте

Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве

Статья 196. Преднамеренное банкротство

Статья 197. Фиктивное банкротство

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

Статья 202. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами
и аудиторами

Статья 204. Коммерческий подкуп

Статья 210. Организация преступного сообщества (преступной организации)

Статья 222 (вторая и третья части). Незаконные приобретение,
передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей,
боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

Статья 290. Получение взятки

Статья 291. Дача взятки

Статья 292. Служебный подлог

Статья 293. Халатность

Статья 304. Провокация взятки либо коммерческого подкупа

Статья 327.1. Изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора,
специальных марок или знаков соответствия либо их использование

Способов получения оперативной информации много. Сведения
поставляют налоговые инспекции и любые другие контролирующие организации, конкуренты,
«доброжелатели», публикации в СМИ.

Бывший сотрудник налоговой полиции**:

— Самой «продуктивной» является информация, предоставляемая
налоговой инспекцией. Ее можно использовать в качестве доказательной базы. Информация
же, поступающая от граждан, зачастую является: как
бы это помягче сказать: плодом их воображения. Оперативная проверка по таким
заявлениям обычно заканчивается рапортом о том, что информация не подтвердилась.
Бывают и вовсе анекдотичные ситуации. Однажды полицейский зашел в парикмахерскую.
Пока его стригли, он слушал беседу мастеров о методах уклонения от налогообложения
этой фирмы.

При самостоятельном сборе информации полиция работает по
принципу «подозревай и выясняй» в отличие от налоговиков, которые скорее «доверяют,
но проверяют». Методы подобного «выяснения» носят как гласный, так и негласный
характер (вплоть до слежки, прослушивания телефонов и т.д.).

Более того, сотрудников налоговой полиции обязывают вербовать
агентов. Агенты — это граждане, добровольно согласившиеся негласно сотрудничать
с налоговой полицией. Они поставляют оперативную информацию, на основе которой
проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

Почему люди соглашаются сотрудничать с полицией? По идее
полицейские должны выплачивать агентам вознаграждение за предоставление информации.
Однако, по заявлению бывшего сотрудника налоговой полиции, на данный момент
средств на содержание агентов нет. Поэтому полицейские работают с агентами на
«взаимовыгодных» условиях. Например, полицейский вербует директора ресторана.
Впредь директор «будет спать спокойно» — налоговая полиция к нему неожиданно
не нагрянет. В ответ на эту услугу по охране безопасности труда полиция будет
получать от директора сведения о подозрительной деятельности (например, продаже
контраффактной алкогольной продукции) известных ему организаций. Стоит ли говорить
о том, что заодно полицейский станет и завсегдатаем этого ресторана, причем
обслуживать его будут на очень «льготных» условиях.

Дальше схема работы проста. Агент предоставляет оперативнику информацию. Полицейский
составляет соответствующий рапорт на имя начальника отдела. В
нем говорится о возможном преступлении (Например, в случае, приведенном
выше, о предполагаемой торговле контрафактной алкогольной продукцией.
Это нарушение подпадает под статью 171.1, подследственную
налоговой полиции.). Начальник отдела подписывает постановление на проведение
оперативно-розыскного мероприятия. Оперативники выезжают в организацию.љ

Бывший сотрудник налоговой полиции:

— Если оперативник не может указать источник информации,
то зачастую он ссылается на своих агентов, которые об этом даже не подозревают.

Сотрудники, выезжающие на проведение оперативно-розыскного мероприятия, обладают
практически неограниченными полномочиями. Они могут все осмотреть, изЪять, проверить,
выяснить, узнать. Проверки как таковые становятся не нужны,
а проводятся лишь в ходе следствия по уже возбужденному уголовному делу.

Другими словами, если, придя в организацию, полицейские предЪявляют постановление
об оперативно-розыскном мероприятии (обследовании помещения, исследовании документов
или проверочной закупке), это говорит о том, что у них есть только подозрения
и они пришли «накопать» компромат на месте. Если же налоговая полиция пришла
с проверкой, значит, у нее уже есть серьезные данные о преступлении и осталось
только подтвердить их с помощью документов, изЪятых в установленном порядке.
В дальнейшем эти документы могут послужить доказательствами вины налогоплательщика
в суде.

Бывший сотрудник налоговой полиции:

— Справедливости ради замечу, что «просто так», без
оснований, полицейские никуда не ездят, у них и так работы слишком много, а
времени мало. Поэтому любая полученная информация предварительно проверяется,
и лишь затем оперативники выезжают на место.

Сопротивление не только бесполезно, но и вредно

В законе об ОРД указано 14
оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, в постановлении на проведение
ОРМ указываются следующие: проверочная закупка, исследование предметов и документов
или обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных
средств.

На практике под оперативно-розыскным мероприятием
подразумевается поиск фактических данных, которые свидетельствуют о подготовке
или совершении преступления.

Самым распространенным видом ОРМ является обследование
помещения. Цель — не только осмотреть все помещения фирмы, но и обнаружить,
изЪять и исследовать документы и предметы, связанные с преступлением.

В ходе проверочной закупки полиция устанавливает факты
несоблюдения правил торговли, искажения бухгалтерских документов, уклонения
от уплаты налогов, завышения цен, наличия неучтенного товара и т.д.

Исследование предметов и документов проводится отделами
документальных проверок полиции. Как правило, в ходе этого исследования проверяются
документы, полученные во время обследования помещения или проверочной закупки.
Как отмечает Дмитрий Анисимов, согласно Инструкции в данное время исследование
документов проводится исключительно для выявления признаков неналоговых преступлений.

Проблема заключается в том, что в законе об ОРД не
только не раскрывается общее понятие «оперативно-розыскное мероприятие», но
и не дается определение каждого конкретного ОРМ. Поэтому не стоит наивно полагать,
что обследование помещения не предполагает изЪятия документов.

Обследуя помещение, сотрудники налоговой полиции смотрят
любую документацию, если нужно, проверяют ККМ, снимают отчеты, сверяют сумму
наличных в кассе и указанную в отчетах, исследуют помещение на наличие неучтенного
товара и т.д. Благодаря тому что понятие «оперативно-розыскное мероприятие»
нигде не истолковано, полицейские действуют по принципу «что не запрещено, то
разрешено».

Бывший сотрудник налоговой полиции:

— Вспоминается курьезный случай. Начинающий оперативник
потерял постановление о проведении обследования и заставил персонал магазина
искать его, угрожая пересажать всех, если документ не найдется.

Любые возражения со стороны сотрудников фирмы могут
быть расценены как «воспрепятствование» деятельности налоговой полиции. А это,
уж извините, статья 294 УК РФ — минимум 10 000 рублей штрафа, максимум — два
года тюрьмы.

Для наглядности рассмотрим конкретное оперативно-розыскное мероприятие. В октябре
прошлого года сотрудники оперативного отдела управления по Центральному административному
округу УФСНП России по г. Москве проводили оперативно-розыскное мероприятие
в столичной организации. Основанием для проведения ОРМ послужила оперативная
информация о возможном нахождении в офисе организации других фирм, незаконно
арендовавших помещения. При обследовании помещения в сейфе бухгалтерии была
обнаружена неучтенная валюта. Никаких посторонних фирм в помещении организации
так и не нашли, зато по факту найденных денег поставили вопрос о проведении
документальной проверки фирмы.љ

Словом, не важно, с чем приходит полиция, важно, что она найдет и чем все это
закончится.

Не виноватая я:

Итак, для получения любой необходимой информации полицейские имеют почти неограниченные
полномочия, но вместе с тем доказать вину подозреваемого непросто.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов в крупном (особо крупном)
размере установлена в статье 199 УК РФ (см. сноску на стр. ***). Применение
этой статьи судами разЪяснено в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от
4 июля 1997 г. N 8. Из пункта 1 постановления следует, что для обвинения налогоплательщика
в уклонении от уплаты налогов полицейские должны доказать «умышленное
невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные
налоги и сборы». Да и об искажении бухгалтерских данных о доходах и расходах
(обязательной составляющей налогового преступления) можно говорить в суде только
тогда, когда будет доказано, что налогоплательщик действовал предумышленно (п.
3 постановления).

Таким образом, перед налоговой полицией, которая изымет документы налогоплательщика
в ходе ОРМ и найдет в них что-либо компрометирующее, стоит непростая задача.
Полицейские должны доказать, что налогоплательщик не только нарушил законодательство,
но сделал это умышленно, то есть заранее планируя обмануть государство.

Часто ли удается доказать умысел? В 2000 году (тогда полицейские провели чуть
более 3000 проверок) уголовных дел было возбуждено всего 1 757. При этом не
известно, сколько из них дошло до суда и по скольким был вынесен обвинительный
приговор.

Следует помнить и о презумпции невиновности налогоплательщика, установленной
статьей 49 Конституции РФ*. Вину налогоплательщика обязаны доказывать органы налоговой
полиции. Сам же он вправе не помогать в этом, то есть не давать письменных показаний,
которые могут послужить доказательствами его вины.

Итак, для судебного рассмотрения уголовного дела недостаточно только фактов,
свидетельствующих об искажении данных бухгалтерской отчетности, о неуплате налогов
и т.д. Необходимы еще доказательства предумышленного совершения преступления.
В связи с этим важно то, что говорят и подписывают руководитель организации
и главный бухгалтер, подозреваемые в совершении налогового (или иного) преступления
и приглашенные на «свидание» с полицейскими. На таких «встречах» создается «специальная»
обстановка, психологически давящая на приглашенных.

Кроме того, любые доказательства (документы, сведения, предметы и т.д.), полученные
с нарушением требований закона (например, не верно составленный акт изЪятия)
не имеют юридической силы и не будут фигурировать в суде.

Какие последствия повлечет за собой визит полицейских?

Предсказуемые последствия

Полицейские, выявившие налоговое правонарушение в
ходе оперативно-розыскного мероприятия или проверки, передают эту информацию
в налоговую инспекцию. В случае обнаружения признаков преступления заводится
уголовное дело. В процессе расследования проводятся обыски, допросы, экспертизы
(судебно-экономическая, почерковедческая и т.д.).

Здесь, кстати, важно напомнить о «деятельном раскаянии».
Пункт 2 статьи 198 УК РФ освобождает от уголовной ответственности лицо, впервые
свершившее преступление и полностью возместившее ущерб государству. При этом
возмещается только доказанный полицией ущерб.

Бывший сотрудник налоговой полиции:

— Руководство налоговой полиции не стремится к
тому, чтобы «пересажать» всех нарушителей законодательства, а просто старается
возместить как можно больше средств в государственный бюджет.

Самым распространенным последствием оперативно-розыскной
деятельности полицейских является взыскание административного штрафа. Сейчас
полицейские вправе взыскивать штраф до 10 000 рублей, если граждане ущемляют
их в каком-либо из нижеприведенных прав (ст. 11 закона о налоговой полиции):

А. беспрепятственно входить в любые производственные,
складские, торговые и иные помещения и обследовать их;

Б. выносить предостережения с требованием устранить
нарушения законодательства, своевременно и в полной мере уплатить налоги, предоставить
отчетную и иную документацию в установленные сроки, вести бухучет в соответствии
с законодательством; контролировать выполнение этих требований;

В. проверять у граждан и должностных лиц документы,
удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в
совершении преступления или административного правонарушения;

Г. вызывать граждан Российской Федерации, иностранных
граждан и лиц без гражданства для получения обЪяснений, справок и сведений по
вопросам, относящимся к компетенции налоговой полиции;

Д. получать безвозмездно от министерств, ведомств,
а также организаций и физических лиц всю необходимую информацию;

Е. для предотвращения налоговых преступлений, преследования
и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их
совершении, использовать средства связи и транспортные средства, принадлежащие
предприятиям, учреждениям и организациям или общественным обЪединениям.

Бывший сотрудник налоговой полиции:

— Самым распространенным нарушением, за которое
полиция накладывает административное взыскание, является отказ от предоставления
информации
(пункт Д — прим. ред.). Формулировка, записанная в законе,
настолько туманна, что позволяет сотрудникам полиции трактовать ее как угодно.
Например, недавно одну предпринимательницу оштрафовали за то, что она не предоставила
полицейским документы на офисное кресло. Санкции за отказ в предоставлении средств
связи или транспортных средств, насколько я помню, вообще не налагались.

В связи со вступлением в силу 1 июля нового КоАП РФ
порядок взыскания административных штрафов изменится. В статье 23.6 этого документа
перечислены статьи кодекса, в соответствии, с которыми налоговая полиция имеет
право налагать штрафы (см. таблицу 2). Полномочий у полицейских явно прибавится.
Ранее они не штрафовали за работу с кассами и денежной наличностью, теперь же
правонарушения в этой области будут находиться в их ведении. А федеральный закон
N 196-ФЗ, которым новый КоАП РФ введен в действие, отменяет с 1 июля действие
второй и третьей части статьи 11 закона о налоговой полиции, по которой сейчас
налагаются административные штрафы. Таким образом, с июля в этом вопросе полицейские
должны будут руководствоваться только КоАП РФ.

—————

Таблица 2

Федеральные органы налоговой полиции рассматривают
дела по следующим статьям КоАП РФ:

Статья

Штраф

Статья 14.5 Продажа товаров, выполнение работ
либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения
контрольно-кассовых машин

Физлица — 15-20 МРОТ

Должностные лица — 30-40 МРОТ

Юридические лица — 300-400 МРОТ

Статья 14.16 (часть 3). Нарушение правил розничной
продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

Должностные лица — 30-40 МРОТ (с конфискацией
продукции или без таковой)

Юридические лица — 300-400 МРОТ (с конфискацией
продукции или без таковой)

Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной
наличностью и порядка ведения кассовых операций

Должностные лица — 40-50 МРОТ

Юридические лица — 400-500 МРОТ

Статья 15.2. Невыполнение обязанностей по контролю
за соблюдением правил ведения кассовых операций

Должностное лицо банка — 20-30 МРОТ


* Подробнее об Инструкции мы писали в ноябрьском номере нашего журнала
за 2001 г.

* Под налоговым преступлением понимается уклонение от уплаты налогов
путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах
или расходах либо иным способом, совершенное в крупном (200 МРОТ для ПБОЮЛ,
1000 МРОТ для юрлиц) или особо крупном (500 МРОТ для ПБОЮЛ, 5000 МРОТ для
юрлиц) размере (ст. 198, 199 УК РФ).

** По
вполне понятным причинам имя не указано

* Подробнее о презумпции невиновности мы писали в майском номере
нашего журнала

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Газовый котел бош двухконтурный настенный инструкция по применению видео
  • Deko ll12 hvr set 2 инструкция
  • Стоимость руководства проектом
  • Телефон philips xenium e111 инструкция по применению
  • Должностная инструкция помощника специалиста отдела кадров

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии