Различные
ситуационные модели помогают осознать
необходимость гибкого подхода к
руководству. Чтобы точно оценить
ситуацию, руководитель должен хорошо
представлять способности подчиненных
и свои собственные, природу задачи,
потребности, полномочия и качество
информации.
Руководитель,
который хочет работать как можно более
эффективно и получить все, что можно от
подчиненных, не может позволить себе
применять какой-то один стиль руководства
на протяжении всей своей карьеры.
Различают три стиля руководства:
автократичное; демократичное; либеральное.
Авторитарный
руководитель навязывает
свою волю подчиненным путем принуждения,
вознаграждения или ссылки на традицию.
Предположения автократа названные Д.
МакГрегором теорией «X»
не
принимают во внимание способностей
исполнителей.
Демократичный
руководитель позволяет
подчиненным участвовать в принятии
решений, предпочитает оказывать влияние
с помощью убеждения, разумной веры или
харизмы. Его предположения Д. МакГрегор
назвал теорией «Y».
Либеральный
руководитель дает подчиненным практически
полную свободу.
Существует еще
одно деление руководителей: руководитель,
ориентированный на работу; руководитель,
ориентированный на человека.
Руководитель,
ориентированный на работу, заботится
о том, чтобы спроектировать задачу на
максимальную производительность и
разработать систему вознаграждений
для стимулирования желания работать
усерднее.
Руководитель,
ориентированный на человека, старается
оказывать влияние путем улучшения
человеческих отношений.
Лайкерт предложил
четыре системы стиля лидерства:
Система 1 объединяет
руководителей, имеющих характеристики
автократов. Система 2 называется
благосклонно — авторитарной. Эти
руководители могут поддерживать
авторитарные отношения с подчиненными,
но они разрешают подчиненным, хотя и
ограниченно, участвовать в принятии
решений. Мотивация создается вознаграждением
и в некоторых случаях — наказанием.
Руководители системы 3, называемой
консультативной, проявляют значительное,
но не полное доверие к подчиненным.
Система 4 подразумевает групповые
решения и участие работников в принятии
решений. Эти руководители полностью
доверяют подчиненным.
Поведение
руководителей классифицируется по двум
параметрам: структуре и вниманию к
подчиненным. Структура подразумевает
такое поведение, когда руководитель
планирует и организует деятельность
группы и свои взаимоотношения с ней.
Внимание к подчиненным предполагает
поведение, которое влияет на людей,
апеллируя к потребностям более высокого
уровня, строя взаимоотношения на основе
доверия, уважения, тепла и контакта
между руководителем и подчиненными.
Самое эффективное
— это сочетать оба аспекта.
На развитие теории
лидерства повлияли четыре ситуативных
модели руководства:
>
ситуативная
модель руководства Фидлера;
>
подход
Митчела и Хауса «путь — цель»;
>
теория
жизненного цикла Херси и Бланшара;
>
модель
принятия решений руководителем Врума
— Йеттона. Модель Фидлера сосредоточила
внимание на ситуации и выявила три
фактора, от которых зависят:
• отношения между
руководителем и членами коллектива —
подразумевают лояльность, проявляемую
подчиненными, их доверие к своему
руководителю и привлекательность
личности руководителя для исполнителей;
• структура задачи
— предполагает привычность задачи,
четкость ее формулировки;
• должностные
полномочия — объем законной власти,
связанной с должностью руководителя.
Подход Митчела и
Хауса указывает руководителям на
необходимость применять стиль руководства,
наиболее сообразный ситуации. Подход
«путь — цель» исходит из того, что
руководитель мог сделать и сделал для
облегчения пути или средств, с помощью
которых подчиненные достигают цели.
Руководитель может
влиять на пути или средства достижения
цели с помощью следующих приемов:
• разъяснения
того, что ожидается от подчиненного;
• оказания
поддержки, наставничества и устранения
сковывающих помех;
• направления
усилий подчиненных на достижение цели;
• создания у
подчиненных таких потребностей,
находящихся в компетенции руководителя,
которые он может удовлетворить;
• удовлетворения
потребности подчиненных, когда цель
достигнута.
Различные
ситуационные модели помогают осознать
необходимость гибкого подхода к
руководству.
Руководители
должны выбирать стиль руководства
сообразно ситуации. Какого-то оптимального
стиля руководства не существует. При
этом адаптивный, ориентированный на
реальность, стиль руководства является
самым эффективным.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
10.11.2018143.87 Кб3БЖ.doc
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Post Views: 166
Различные ситуационные модели помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству.
Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен:
-
- Хорошо представлять способности исполнителей и свои собственные;
- Понимать природу задачи;
- Знать потребности исполнителей.
Но даже хорошо все это представляя, очень легко допустить ошибку в суждениях о людях. Поэтому руководитель должен всегда быть готовым к переоценке суждений, и если необходимо, то к соответствующему изменению стиля руководства.
Руководитель, который выбрал определенный стиль руководства и строго его придерживается, поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации, на более высоком посту, где все его непосредственные подчиненные ориентированы на другие достижения.
Аналогичная ситуация может возникнуть, если руководитель переведен из подразделения с высокоструктурированными задачами в подразделение с неструктурированными, творческими задачами. Эффективные руководители реагируют на ситуации гибко, меняя стили руководства.
Руководитель должен научиться пользоваться всеми методами и стилями влияния и выбирать наиболее подходящий для конкретной ситуации. Лучший стиль – это адаптивный стиль, стиль, «ориентированный на реальность».
Эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному в зависимости от требований реальности. Руководство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать или обосновать единую теорию руководства.
Можно полагать, что при соответствующей подготовке руководители смогут научиться выбирать стиль, сообразный ситуации. В некоторых ситуациях руководители помогут эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя работы и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку подчиненным. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчиненным в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы.
Со временем те же самые руководители сочтут необходимым сменить стиль, сообразуясь с изменением характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, с давлением со стороны высшего руководства и со многими другими факторами, характерными для предприятия.
Вопрос 1
Авторитарный стиль уместен, если:
Правильный ответ: необходимо принять решение в кратчайшие сроки
Вопрос 2
Какой из указанных ниже стилей не рассматривался в теории трех стилей К. Левина:
Правильный ответ: убеждающий
Вопрос 3
Возможность влиять, воздействовать на ситуацию и поведение других людей, называется:
Правильный ответ: властью
Вопрос 4
Какой из указанных ниже факторов в наибольшей мере определяет стиль управления руководителя:
Правильный ответ: отраслевая специфика организации
Вопрос 5
Что такое стиль руководства:
Правильный ответ: методы и формы работы руководителя с подчиненными
Вопрос 6
Если подчиненный выполняет распоряжения руководителя, так как верит в него и в ценность его знаний, то руководитель использует следующую форму власти:
Правильный ответ: экспертную
Вопрос 7
Наиболее эффективным является:
Правильный ответ: адаптивное руководство
ГПОУ ТО «Крапивенский лесхоз-техникум»
Контрольная работа рассмотрена на «Утверждаю»
заседании цикловой комиссии общеобразовательных и
специальных дисциплин Заместитель директора по УР
Т.В. Картавая
Протокол № __ «__»_______________ 2018 г
«____» _________________________
Председатель_______ О.А. Коростылева
Контрольная работа
Дисциплина |
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ И МЕНЕДЖМЕНТ |
Преподаватель |
О.А. Коростылева |
Группа |
41- ЛХ |
Код специальности |
35.02.01. |
Форма обучения |
Очная |
с. Селиваново 2018 г
ГПОУ ТО «Крапивенский лесхоз-техникум»
Контрольная работа по дисциплине
Экономика организации и менеджмент
для студентов IV курса
Вариант |
I |
|
Форма обучения |
очная |
|
Код специальности |
35.02.01. |
Вариант I.
1.Английское слово «менеджмент» употребляется, когда мы говорим:
1) управление;
2) управление в сфере услуг;
3) управление в рыночных условиях.
2. Менеджмент — это:
1) наука и искусство;
2) наука, практика и искусство;
3) практика.
3. Впервые менеджмент был определен как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц:
1) Э. Мэйо;
2) М. Фоллет;
3) А. Файоль.
4. В истории менеджмента какой школы не существует:
1) классической;
2) адаптивной;
3) школы человеческих отношений.
5. Какой организации не существует:
1) формальной;
2) неформальной;
3) адаптивной.
6. Какую цель обычно организация перед собой не ставит:
1) выживание;
2) приумножение прибыли;
3) сокращение производства.
7. Побуждение себя и других людей к действиям, позволяющим достичь целей организации, есть:
1) планирование;
2) контроль;
3) мотивация.
8. Высокий социальный статус – это пример:
1) социальной потребности работника;
2) потребности в признании;
3) потребности в безопасности.
9. Какого типа стратегии не существует:
1) стратегии роста;
2) стратегии приумножения;
3) стратегии ограниченного роста.
10. Выберите несуществующий принцип принятия управленческого решения:
1) принцип единоначалия;
2) принцип большинства;
3) принцип меньшинства.
11. Существование неформальной организации:
1) показатель слабости руководителя;
2) результат умелого руководства;
3) естественное явление для организации.
12. Поведение одного лица, вносящее изменения в поведение других, есть:
1) влияние;
2) власть;
3) руководство.
13. Демократическое руководство характеризуется:
1) разделением власти и участием работников в управлении;
2) невмешательством руководства в процесс принятия решений;
3) 4высокой степенью единоличной власти руководителя.
14. Стиль руководства — это:
1) наиболее привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным;
2) система разработанных норм взаимоотношений между руководителем и подчиненными;
3) порядок введения изменений.
15. Компромисс – это стиль разрешения конфликтов, который заключается в том, что:
1) стороны идут на взаимные уступки друг другу;
2) при принятии решения партнеры могут оказывать друг на друга давление, принуждение;
3) одна из сторон стремится любым путем выйти из конфликтной ситуации.
16. Если человек старается не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями, то этот стиль поведения называется:
1) уклонение;
2) принуждение;
3) компромисс.
17. Формой делового общения не является:
1) переговоры;
2) беседа;
3) изучение бизнес-плана.
18. Каналом (способом) передачи информации в организации может быть:
1) строго определенный перечень нормативных документов (приказ, распоряжение и т.д.);
2) общее собрание, совещание;
3) любой способ (приказ, доверительная беседа)
Преподаватель______________ О.А. Коростылева
«__» _____________ 2018 г.
ГПОУ ТО «Крапивенский лесхоз-техникум»
Контрольная работа по дисциплине
Экономика организации и менеджмент
для студентов IV курса
Вариант |
II |
|
Форма обучения |
очная |
|
Код специальности |
35.02.01. |
Вариант II.
1. Какого метода управления не существует?
1) социально-психологического;
2) материального;
3) либерального.
2. Приказ относится:
1) к административным методам управления;
2) к экономическим методам управления;
3) к психологическим методам управления.
3. Основатель менеджмента Ф. Тейлор относится:
1) к классической школе;
2) к школе человеческих отношений;
3) к научной школе.
4. Какого подхода в истории менеджмента не существует:
1) количественного;
2) системного;
3) качественного.
5. Какие качества должны быть у менеджера:
1) коммуникабельность, ответственность, решительность;
2) терпение, усидчивость, пунктуальность;
3) медлительность, осторожность, исполнительность.
6. Делегирование полномочий является:
1) отказ от полномочий;
2) передача полномочий;
3) превышение полномочий.
7. Контроль — дорогое удовольствие, поэтому стоит:
1) доверять подчиненным;
2) тщательно продумать, каким образом и кто будет его постоянно осуществлять;
3) осуществлять его в случае необходимости.
8. Среднесрочное планирование предполагает: планирование деятельности организации на срок:
1) от 1 до 5 лет;
2) от полугода до 1 года;
3) до 3 лет.
9. Если решение принимается коллективом и ответственность несет коллектив, то такое решение:
1) коллегиальное;
2) коллективное;
3) единоличное.
10. Несуществующая стадия процесса принятия решений:
1) принятие решения;
2) реализация решения;
3) оценка эффективности принятого решения.
11. Человек, имеющий возможность воздействовать на группу людей, направлять и организовывать их работу, является:
1) неформальным лидером;
2) формальным лидером;
3) авторитетным работником.
12. Неформальный лидер может оказывать:
1) положительное влияние на коллег;
2) отрицательное влияние на своих коллег;
3) как положительное, так и отрицательное влияние на своих коллег.
13. Преимуществом демократического стиля руководства не является :
1) создание благоприятного психологического климата в коллективе;
2) обеспечение четкости и оперативности управления;
3) стимулирование инициативы подчиненных.
14. Наиболее эффективным является:
1) авторитарное руководство;
2) адаптивное руководство;
3) демократическое руководство.
15. В настоящее время отношение к конфликтам:
1) негативное;
2) положительное;
3) конфликт – это естественное явление, которым необходимо управлять.
16. Наиболее эффективный стиль разрешения конфликта в организации:
1) компромисс;
2) принуждение;
3) решение проблемы.
17. К невербальным средствам общения относят:
1) взгляд;
2) словесное обращение;
3) приказ на доске объявлений.
18. Люди хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Это действие фактора:
1) привлекательности;
2) отношения;
3) рефлексии.
Преподаватель______________ О.А. Коростылева
«__» _____________ 2018 г.
ГПОУ ТО «Крапивенский лесхоз-техникум»
Контрольная работа по дисциплине
Экономика организации и менеджмент
для студентов IV курса
Вариант |
III |
|
Форма обучения |
очная |
|
Код специальности |
35.02.01. |
Вариант III.
1. Какого типа экономики не существует:
1) планового;
2) рыночного;
3) адаптивного.
2. Какого менеджмента не существует:
1) стратегического;
2) финансового;
3) стабилизационного.
3. Среди различных подходов в истории менеджмента наиболее молодым является:
1) ситуационный;
2) основанный на поведении человека;
3) системный.
4. Система «пожизненного найма» при приеме на работу присутствует:
1) в американской модели менеджмента;
2) в японской модели менеджмента;
3) в западноевропейской модели.
5. Тактика — это:
1) совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели;
2) программа действий, устанавливающая главные цели;
3) описание порядка выполнения управленческих задач.
6. Считается, что организация добилась успеха если:
1) получила дополнительную прибыль;
2) достигла своей цели;
3) выпущенный ею товар пользуется спросом у потребителей.
7. Видимый контроль:
1) представляет собой контроль над качеством работы подчиненных, работающих непосредственно вблизи руководителя;
2) означает, что выполняемая работа обязательно будет проверена руководством;
3) отражает формальную процедуру осуществления контроля.
8. Стратегическое планирование:
1) отличается от долгосрочного;
2) является синонимом долгосрочному;
3) не существует.
9. В зависимости от руководящей инстанции, в которой принимается решение, оно бывает:
1) высшего уровня;
2) базового уровня;
3) административного уровня.
10. Решения определяющие принципиальные аспекты развития предприятия, называются:
1) исполнительскими;
2) концептуальными;
3) стратегическими.
11. Комитет является возможным типом:
1) формальной организации;
2) неформальной организации;
3) такой формы организации работы не существует.
12. Члены неформальной организации:
1) удовлетворяют свои потребности в общении, взаимопомощи, принадлежности;
2) являются ее заложниками;
3) пользуются поддержкой руководства.
13. Авторитарный стиль уместен, если:
1) необходимо принять решение в кратчайшие сроки;
2) необходимо повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом;
3) предприятие заинтересовано в инициативных и творческих работниках.
14. Минимальное участие руководства, отсутствие порицания и похвалы, формальный тон характеризуют:
1) адаптивное руководство;
2) либеральное руководство;
3) демократическое руководство.
15. Симптомами стресса не являются:
1) хроническое переживание, проблемы со сном;
2) эмоциональная неустойчивость, нервозность;
3) отзывчивость, инициативность.
16. Управление конфликтами – это умение в большей степени необходимо:
1) менеджерам технического уровня;
2) менеджерам управленческого уровня;
3) менеджерам институционального уровня.
17. Замкнутость, нерешительность, застенчивость – это примеры:
1) социальных барьеров;
2) этнокультурных барьеров;
3) психологических барьеров.
18. Существуют следующие формы распоряжения:
1) приказ, запрос;
2) просьба, приказ, запрос;
3) приказ, просьба, запрос, «доброволец».
Преподаватель______________ О.А. Коростылева
«__» _____________ 2018 г.
ГОУ СПО ТО «Крапивенский лесхоз-техникум»
Контрольная работа по дисциплине
Экономика организации и менеджмент
для студентов IV курса
Вариант |
IV |
|
Форма обучения |
очная |
|
Код специальности |
35.02.01. |
Вариант IV.
1. Какой профессии на рынке труда не существует?
1) системный менеджер;
2) стратегический менеджер;
3) менеджер персонала.
2. Менеджером правильно будет считать:
1) руководителя производственного отдела;
2) администратора торгового зала;
3) верны ответы, а) и б).
3. Важность управленческой роли администратора подчеркивал:
1) Ф. Тейлор;
2) А. Файоль;
3) Э. Мэйо.
4. У. Тейлор подчеркивал важность:
1) рационализации производственного процесса;
2) социальных гарантий для работников;
3) процесса обучения в организации.
5. Производительность труда в организации имеет:
1) денежное выражение;
2) количественное выражение;
3) верны оба ответа.
6. Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой:
1) одно из подразделений в структуре предприятия;
2) сферу контроля;
3) сферу доверия.
7. Социальные потребности это:
1) потребность быть принятым в коллективе, получить поддержку доброжелательное отношение людей;
2) потребность работника в социальном пакете, дополнительных льготах;
3) желание участвовать в жизни организации.
8. А. Маслоу принадлежит:
1) теория потребностей;
2) теория возможностей;
3) теория ресурсов.
9. Метод «мозговой атаки» представляет собой:
1) коллективное обсуждение предложенных руководством решений;
2) способ принятия решения, при котором высказываются различные идеи, затем каждая обсуждается в группе экспертов;
3) способ принятия решения.
10. Большинство сложных решений менеджеру приходится принимать:
1) в условиях неопределенности, неполной информированности;
2) в условиях полной определенности, уверенности;
3) в условиях риска.
11. Председатель профсоюза является:
1) неформальным лидером;
2) формальным лидером;
3) и формальным, и неформальным лидером.
12. При работе с неформальной группой следует:
1) сочетать различные методы управления;
2) наиболее часто использовать административный метод;
3) использовать только социально-психологический метод.
13. Выделяют следующие уровни зрелости подчиненных:
1) низкий, приемлемый, средний, высокий;
2) низкий, средний, высокий;
3) низкий, средний, выше среднего, высокий.
14. Если подчиненный убежден в том, что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо его потребности, то руководитель использует следующую форму власти:
1) власть, основанную на принуждении;
2) традиционную власть;
3) эталонную власть.
15. Какого стиля разрешения конфликта не существует:
1) уклонение;
2) прекращение;
3) сглаживание.
16. Производственный конфликт в основном возникает из-за:
1) нечеткого разделения функций, несоответствия норм;
2) низкого уровня организации труда, низкой квалификации работников;
3) несовпадения ценностей, личной неприязни.
17. Правилом успешной коммуникации не является:
1) учитесь умению слушать другого;
2) устанавливайте коммуникацию не только сегодня, но и завтра;
3) если хочешь быть услышанным, говори.
18. Недопустимо надевать в деловой обстановке:
1) ювелирные украшения;
2) парик;
3) босоножки.
Преподаватель ______________О.А. Коростылева
«__» _____________ 2018 г.
Тест-опрос
Тема «Стили управления»
Студент__________________________
группа ____________________
Форма
обучения ___________________________________________
1. Авторитарное
руководство характеризуется:
a. разделением
властей и участием работников в управлении;
b. невмешательством
руководителя в процессе принятия решений;
c. высокой
степенью единоличной власти руководителя.
2. Теория,
разработанная Р.Блейком и Дж. Моутоном, называется:
a. управленческая
модель;
b. управленческая
решетка;
c. управленческая
структура.
3. Стиль
руководства – это:
a. наиболее
привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным;
b. система
разработанных норм взаимоотношений между руководителем и подчиненным;
c. порядок
введения изменений.
4. Преимуществом
демократического стиля руководства не является:
a. создание
благоприятного психологического климата в коллективе;
b. обеспечение
четкости и оперативности управления;
c. стимулирование
инициативы подчиненных.
5. Недостатком
авторитарного руководства являются:
a. затраты времени
на принятие решений на согласовании;
b. громоздкая
система контроля;
c. отсутствие
должностного контроля со стороны руководства.
6. В
управленческой решетке Р.Блейка и Дж. Моутона точка 1.9 соответствует:
a. стилю
жесткого администрирования;
b. либеральному
стилю руководства;
c. управлению
по среднему пути.
7. Наиболее
эффективным считается управление, соответствующее точке:
a. 1.1
b. 5.5
c. 1.9
d. 9.1
e. 9.9
8. Наиболее
эффективным является:
a. авторитарное
руководство;
b. адаптивное
руководство;
c. демократическое
руководство.
9. Минимальное
участие руководства, отсутствие порицания и похвалы, формальный тон
характеризуют:
a. авторитарное
руководство;
b. адаптивное
руководство;
c. демократическое
руководство.
10. Авторитарный стиль
уместен, если:
a. необходимо
принять решение в кратчайшие роки;
b. необходимо
повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом:
c. предприятие
заинтересовано в инициативных и творческих работниках.
11. Точка в
управленческой решетке, соответствующая наиболее редко встречающейся модели
поведения руководителя:
a. 1.1
b. 5.5
c. 9.9