На фирме сформировался демократический стиль руководства определите приемы по принятию решений ответ

Ситуационный практикум 2.

Ситуация № 1. В трудовой коллектив, где существует конфликт между двумя группами сотрудников по поводу внедрения изобретения, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны. Каким образом ему лучше действовать, чтобы нормализовать создавшуюся обстановку в коллективе?

а) Выбрать актив, группу, поручить разобраться и предложить меры по нормализации обстановки в коллективе, опираться на актив, поддержку руководства.

б) Попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонников прежнего стиля работы, противников нового, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии.

в) Изучить перспективы улучшения качества выпускаемой продукции, поставить перед коллективом новые перспективные задачи, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.

г) Установить деловой контакт со сторонниками нового, не принимая всерьез доводы сторонников старого подхода к технологии производства, проводить работу по реализации новшеств, воздействуя на противников силой своего примера и примера других прогрессивных руководителей.
Если есть проблема – ее нужно решить. Самый лучший и эффективный способ в любой – как краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, — решить вопрос мирно, в дискуссии. Высказать свои аргументы, выслушать оппонентов, ведь возможно, они в чем-то правы. Может быть, не отвергать полностью старый стиль управления, но сделать из противников союзников. Не слушать, силой пытаться заставить людей поменять точку зрения – значит усугубить проблему. Самоустраниться – потерять контроль над ситуацией, а в последствии и над коллективом вообще.

Ситуация № 2. Примите оптимальное решение при условии:

а) В связи с сокращением производства необходимо высвободить число сотрудников.

б) Резко ухудшилось качество производимой продукции (услуг).

в) На рынке упал спрос на производимую вашей фирмой продукцию (услуги).

Ситуация № 3. На фирме сформировался демократический стиль руководства. Определите приемы по принятию решений при следующих параметрах:

а) распределение ответственности;( Распределяется ответственность в соответствии с полномочиями)

б) отношение к подбору кадров; (Подбирает деловых, грамотных работников)

в) отношение к инициативе; (Поощряется, используя в интересах дела)

г) отношение к дисциплине; (Осуществляется дифференцированный подход к людям, сторонник разумной дисциплины)

д) способ доведения решения до исполнителей. (работник предлагает).

Демократичный стиль управления: описание и особенности

Авторитаризм в компании может загубить мотивацию, инициативу и старательность сотрудников. Поэтому при руководстве творческими людьми и опытными специалистами эффективнее использовать демократичный стиль управления. Он подразумевает уважение, осведомленность подчиненных о состоянии компании и высокую степень самостоятельности. 

Демократический стиль руководства: что это такое?

Демократичный метод — золотая середина между авторитаризмом и либерализмом. Основное отличие в том, что руководитель находится с работниками в одной команде, ведет их к общим целям. 

Демократический стиль управления в менеджменте — это модель взаимодействия начальника с подчиненными, которая основана на справедливости, высоком уровне доверия, уверенности в профессионализме сотрудников при достаточно широких рамках свободы. Сотрудники могут самостоятельно принимать решения на местах. Руководитель ценит индивидуальность подчиненных. Для него личность каждого из них также важна, как и успех организации в целом. Потому что он считает, что только сильная, мотивированная и сплоченная команда приведет компанию к успеху. Сущность демократического стиля управления заключается в тесной коалиции всех членов команды, в том числе самого руководителя. 

Но демократичный стиль руководства — это не конвейер, где каждый выполняет только одну узкоспециализированную функцию. Наоборот, здесь все коллеги находятся в контакте друг с другом, поэтому они знают общую картину, цель, для которой они выполняют свои задачи. 

Например, дизайнер готовит картинки для соцсетей и понимает, какая цель у поста, куда будут вести ссылки и как это скажется на имидже компании.

Большое внимание руководитель демократического стиля руководства уделяет мотивации сотрудников. В ход идут премии, коэффициенты, устная похвала, в то время как штрафы используются крайне редко. Поэтому в случае неудач начальник ищет не виноватых, а причину. Например, недостаток финансирования, контроля, знаний, инструментов, времени.

Кроме похвалы и материальных поощрений при демократическом методе управления мотивация сотрудников повышается за счет увеличения ответственности и самостоятельности. Когда руководитель назначает подчиненного ответственным за задачу, он старается выложиться на максимум, особенно если знает, что может подвести коллектив. При этом исполнитель чувствует поддержку, ведь руководитель и остальная команда всегда придет на помощь при необходимости. Такое делегирование обязанностей приводит к децентрализации полномочий. 

Чем характеризуется демократический стиль управления

Можно выделить отличительные черты демократичного лидерства:

  • большое внимание уделяется системе мотивации сотрудников;

  • инициативность и самовыражение подчиненных приветствуются;

  • в коллективе ценится сплоченность, хороший микроклимат, командная работа, доверительные отношения;

  • подчиненные, как правило, глубоко уважают руководителя-демократа, потому что он показывает пример трудолюбия, профессиональных знаний и коммуникативных способностей;

  • сотрудники хорошо осведомлены об особенностях всего проекта, даже если они заняты только на одной его части. Для этого проводятся общие собрания, презентации;

  • в организации создаются хорошие условия для труда и отдыха персонала;

  • решения принимаются не единолично руководителем, а в тесном контакте с подчиненными. Управленец выслушивает разные предложения, мнения и советы. 

Демократический стиль руководства характеризуется высоким уровнем самодисциплины на местах. Чтобы добиться такого результата, начальнику нужно решать конфликты, выносить из них опыт, а также постепенно делегировать на подчиненных полномочия. 

Важная характеристика демократического стиля управления — сильная власть лидера, которая не ослабевает от его доброжелательности и внимания к мнению персонала. Наиболее важные решения руководитель все еще принимает самостоятельно. Особенно это важно при появлении экстренных задач. 

Есть два вида демократического стиля управления персоналом:

  1. Консультативный. Принятие решений остается за лидером, но он консультируется с подчиненными, доверяет их мнению. 

  2. Партисипативный. Руководитель в большей степени ориентируется на предложения сотрудников, поэтому он максимально информирует их, привлекает к планированию и контролю за реализацией поставленных целей.

Недостатки и преимущества демократического стиля

Демократичный метод управления становится все более популярным среди управленцев. Они выбирают его за неоспоримые плюсы: 

  • обмен опытом и знаниями между членами команды; 

  • снижение количества ошибок, потому что при возникновении вопроса сотрудник всегда может посоветоваться с коллегами или обратиться за помощью к начальнику; 

  • высокая мотивация и самостоятельность работников; 

  • применяется убеждение, а не принуждение, просьбы — вместо приказов; 

  • команда часто находит творческие и нестандартные решений, так как креатив поддерживается и обсуждается коллегиально; 

  • корпоративный дух, доверительные отношения и положительные взаимоотношения в команде. 

Но демократичный стиль управления — это не универсальное решение для всех руководителей и компаний. Иногда он категорически не подходит из-за своих минусов:

  • на обсуждение рабочих вопросов с коллективом уходит достаточно много времени; 

  • если роль лидера недостаточно крепка, то сотрудники могут стать неорганизованными, они перестанут чувствовать контроль со стороны руководства; 

  • успех команды сильно зависит от компетенций сотрудников, если в команде много новичков, лучше начать с наставнического стиля управления

  • из-за обилия мнений иногда становится сложно принять верное решение; 

  • сотрудники, чьи идеи коллектив часто отвергает, могут перестать чувствовать себя частью команды, потерять мотивацию и даже уволиться;

  • в экстренной ситуации требуется принимать более авторитарные решения, так как времени на коллективные обсуждения может не быть. 

Пример демократического стиля управления и где он используется?

Демократичное лидерство — широко распространенный метод управления. Он применяется не только в бизнесе, но и в политике. Среди известных руководителей-демократов Джордж Вашингтон, Джефф Безос, Илон Маск.

Один из вдохновляющих примеров демократического стиля руководства — концерн BMW. Изначально он занимался изготовлением авиационных двигателей, но после войны и запрета для Германии на производство военной техники, компания потерпела крах. И только демократический подход к руководству компанией помог спасти ситуацию. Сотрудники коллегиально нашли выход и решили конструировать мотоциклы и автомобили. Если руководитель не был бы открыт к идеям и предложениям своих подчиненных, возможно, мир не увидел бы тех автомобилей BMW, что мы знаем сейчас.

Конечно, не для всех компаний подходит демократичное отношение руководителя к подчиненным. Например, там, где используется неквалифицированная рабочая сила, ставятся простые и ограниченные задачи, намного эффективнее инструктирующий или даже авторитарный стиль руководства. 

Cтили руководства и сценарии их применения

Не знаете, как управлять командой в разных ситуациях? Собрали для вас памятку по использованию стилей руководства.

Лучше всего показал себя метод в сложившихся компаниях с сотрудниками творческих профессий, а также с теми, кто занят интеллектуальным трудом. При демократическом стиле руководитель доверяет своим подчиненным решение многих задач в рамках их полномочий, поэтому сотрудники должны иметь достаточно высокий уровень квалификации и опыта. 

В статье мы рассказали про сущность демократического стиля управления и про черты, характерные для этой модели. Чтобы добиться высокого качества выполнения задач и интенсивного развития всей компании, выбирайте тип лидерства исходя из потребностей и навыков коллектива. 

Подписаться на рассылку

Подпишитесь, чтобы раз в неделю получать статьи о финансах, продажах и управлении проектами.

Подробнее о работе

Страница работы

  • 1 страниц
  • 2018 год
  • 44
    просмотра
  • 8 покупки

120 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

а) Самостоятельное распределение, но с учетом пожеланий подчиненных.
б) Выслу

Отсутствует

На фирме сформировался демократический стиль руководства. Определите приемы по принятию решений при следующих параметрах:
а) распределение ответственности;
б) отношение к подбору кадров;
в) отношение к инициативе;
г) отношение к дисциплине;
д) способ доведения решения до исполнителей.

Отсутствует

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

а) Самостоятельное распределение, но с учетом пожеланий подчиненных.
б) Выслу

Отсутствует

На фирме сформировался демократический стиль руководства. Определите приемы по принятию решений при следующих параметрах:
а) распределение ответственности;
б) отношение к подбору кадров;
в) отношение к инициативе;
г) отношение к дисциплине;
д) способ доведения решения до исполнителей.

Отсутствует

Купить эту работу

На фирме сформировался демократический стиль руководства Определите приемы по принятию решений при с

120 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 20 ₽

Гарантии Автор24

  • Гарантийный срок

    10 дней с момента оплаты работы

  • Критерии обращения по гарантии

    Работа не соответствует заявленному описанию или уникальность
    менее
    50%

  • Куда обращаться

    Оформить жалобу в личном кабинете

    Инструкция

    Ознакомиться с подробной инструкцией можно по

    ссылке

Страница работы

Страница работы

Страница работы

Понравилась эта работа?

или

2 июля 2020 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы

Купить эту работу vs Заказать новую
8
раз
Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%

Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%

Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—4 дня
120 ₽ Цена от 20 ₽

Не подошла эта работа?

В нашей базе
28058 Решений задач
— поможем найти подходящую

5
Похожих
работ

Отзывы студентов

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

другие учебные работы по предмету


Подборка по базе: Лабораторный практикум.docx, Общий психологический практикум.docx, Разработка практикумов для работы с исполнителем на уроках инфор, Е.Г. ЛАВРУШИНА Практикум-1.pdf, База заданий для кейс-задач Практикум по диагностике в инклюзивн, Дневник практикума_Б ехтерева.docx, Цели разработки практикума.docx, Цифровизация услуг. Лабораторный практикум 2.docx, рабочая программа по лабораторному практикуму 8-9 класс.docx, задание модуль 4 практикум школьных команд.pptx


Ситуационный практикум 2.

Ситуация № 1. В трудовой коллектив, где существует конфликт между двумя группами сотрудников по поводу внедрения изобретения, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны. Каким образом ему лучше действовать, чтобы нормализовать создавшуюся обстановку в коллективе?

а) Выбрать актив, группу, поручить разобраться и предложить меры по нормализации обстановки в коллективе, опираться на актив, поддержку руководства.

б) Попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонников прежнего стиля работы, противников нового, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии.

в) Изучить перспективы улучшения качества выпускаемой продукции, поставить перед коллективом новые перспективные задачи, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.

г) Установить деловой контакт со сторонниками нового, не принимая всерьез доводы сторонников старого подхода к технологии производства, проводить работу по реализации новшеств, воздействуя на противников силой своего примера и примера других прогрессивных руководителей.
Если есть проблема – ее нужно решить. Самый лучший и эффективный способ в любой – как краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, — решить вопрос мирно, в дискуссии. Высказать свои аргументы, выслушать оппонентов, ведь возможно, они в чем-то правы. Может быть, не отвергать полностью старый стиль управления, но сделать из противников союзников. Не слушать, силой пытаться заставить людей поменять точку зрения – значит усугубить проблему. Самоустраниться – потерять контроль над ситуацией, а в последствии и над коллективом вообще.

Ситуация № 2. Примите оптимальное решение при условии:

а) В связи с сокращением производства необходимо высвободить число сотрудников.

б) Резко ухудшилось качество производимой продукции (услуг).

в) На рынке упал спрос на производимую вашей фирмой продукцию (услуги).

Ситуация № 3. На фирме сформировался демократический стиль руководства. Определите приемы по принятию решений при следующих параметрах:

а) распределение ответственности;( Распределяется ответственность в соответствии с полномочиями)

б) отношение к подбору кадров; (Подбирает деловых, грамотных работников)

в) отношение к инициативе; (Поощряется, используя в интересах дела)

г) отношение к дисциплине; (Осуществляется дифференцированный подход к людям, сторонник разумной дисциплины)

д) способ доведения решения до исполнителей. (работник предлагает).

Скачать 45,63 Kb.

страница 2/3
Дата 18.03.2023
Размер 45,63 Kb.
#207108
Тип Решение

Связанные:
Наумкина Е.В. РУР МТЗ-19.1 КТ1

    Навигация по данной странице:

  • Ситуация № 3.

Ситуация № 2.

В трудовой коллектив, где существует конфликт между двумя группами сотрудников по поводу внедрения изобретения, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны. Каким образом ему лучше действовать, чтобы нормализовать создавшуюся обстановку в коллективе?

а) Выбрать актив, группу, поручить разобраться и предложить меры по

нормализации обстановки в коллективе, опираться на актив, поддержку руководства.

б) Попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонников прежнего стиля работы, противников нового, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии.

в) Изучить перспективы улучшения качества выпускаемой продукции,

поставить перед коллективом новые перспективные задачи, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.

г) Установить деловой контакт со сторонниками нового, не принимая всерьез доводы сторонников старого подхода к технологии производства, проводить работу по реализации новшеств, воздействуя на противников силой своего примера и примера других прогрессивных руководителей.

Ответ:

Выбрать необходимо вариант Б. Если есть проблема – ее нужно решить. Самый лучший и эффективный способ в любой – как краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, — решить вопрос мирно, в дискуссии. Высказать свои аргументы, выслушать оппонентов, ведь возможно, они в чем-то правы. Может быть, не отвергать полностью старый стиль управления, но сделать из противников союзников. Не слушать, силой пытаться заставить людей поменять точку зрения – значит усугубить проблему. Самоустраниться – потерять контроль над ситуацией, а в последствии и над коллективом вообще.

Ситуация № 3.

На фирме сформировался демократический стиль руководства. Определите приемы по принятию решений при следующих параметрах:

а) распределение ответственности;

б) отношение к подбору кадров;

в) отношение к инициативе;

г) отношение к дисциплине;

и) способ доведения решения до исполнителей.

Поделитесь с Вашими друзьями:


Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова»

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Методические указания к практическим занятиям для студентов по направлению подготовки 27.03.05 Инноватика

Воронеж 2017

2

УДК 630.79

Панявина Е. А. Методы принятия управленческих решений [Текст]: методические указания к практическим занятиям для студентов по направлению 27.03.05 — Инноватика / Е.А. Панявина, А.В. Иванова; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ». – Воронеж, 2017. – 49 с.

Печатается по решению

учебно-методического совета ФГБОУ ВО

«ВГЛТУ» (протокол №

от

г.)

Рецензент: доцент кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ Воронежский филиал ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», к.э.н., доцент Н.М. Бухонова

3

ВВЕДЕНИЕ

Управленческие решения принимаются менеджером для реализации функций управления в соответствии с полномочиями, предоставляемыми занимаемой им должностью. Можно сказать, что работа менеджера заключается именно в профессиональном принятии решений.

В методических указаниях представлены практические задания, предназначенные для индивидуальной и групповой работы на практических занятиях при освоении дисциплины «Методы принятия управленческих решений» для студентов направления 27.03.05 Инноватика.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Перед началом каждого практического занятия студенты должны получить допуск к нему. Допуск к занятию заключается в проведении входного контроля в форме проверки домашних заданий и проверочных вопросов по пройденному материалу.

После проверки готовности к практическому занятию, преподаватель объявляет тему практического занятия, объясняет цель данного занятия и методику выполнения заданий.

По результатам выполненных работ каждый студент делает вывод по данному практическому занятию в форме аналитической записки, в которой должны быть освещены все вопросы данной темы.

Тематика практических занятий курса «Методы принятия управленческих решений» определена наличием двенадцати практическими работами.

Практические занятия, определенные учебным планом, предусматривается проводить и в интерактивной форме, в виде ситуационных задач (кейс-метод).

Данные задания являются составной частью учебно-методического комплекса дисциплины.

По итогам каждого практического занятия, проводимого как в традиционной форме, так и в интерактивной осуществляется контроль знаний, проводится в виде дискуссии на указанную тему.

По каждому разделуосуществляется контроль остаточных знаний в виде контрольной работы.

4

Раздел 1. Решения в системе управления

Практическая работа № 1 Решения в системе управления: понятие, сущность, типология

1.Целью данной работы является изучение основ управленческих решений, а также раскрытие исходных представлений о процессе принятия управленческих решений.

2.В результате освоения данной работы студент должен знать эволюционные предпосылки формирования науки о принятии решений и ее

связи с другими науками об управлении, владеть типологией управленческих решений и уметь подготавливать (разрабатывать) и реализовывать управленческие решений.

3.Основные понятия: управленческие решения, объект решения, субъект решения, сущность УР, долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные решения, одноцелевые и многоцелевые решения, бинарные («да» или «нет») и многоальтернативные решения, индивидуальные и групповые решения, уравновешенные и импульсивные, рискованные и осторожные решения, определённые и неопределённые решения, запрограммированные и незапрограммированные решения, структурированные и слабоструктурированные решения.

4.Вопросы для обсуждения:

1.Сущность и содержание управленческих решений.

2.Функции решений в методологии и организации процессов управления.

3.Типология управленческих решений. Классификация решений.

4.Формы подготовки и реализации управленческих решений.

5.Научные подходы в организации разработки и реализации управленческихрешений.

6.Принципы формирования управленческих решений, разработанные в научных работах Берга А.И., Богданова А.А, Гвишиани Д.М., Райфа X., Райфа Г.,Цыгичко, Саймона Г. и др.

7.Интеграция теории управления и теории принятия решений.

8.Универсальная теория принятия решений в свете трансформаций современных концепций менеджмента.

9.Решающая роль креативности и инноваций в создании конкурентных преимуществ; управление креативностью для нахождения нестандартных, творческих, уникальных решений для развития бизнеса.

10.Современные методы и методологии управления инновационным мышлением.

11.Понятие и классификация управленческих решений

12.Типология управленческих решений. Классификация решений.

13.Каковы принципы классификации управленческого решения?

5

5.Вопросы для самоконтроля:

1.По каким признакам могут быть классифицированы управленческие решения?

2.Классификация решений: программируемые и непрограммируемые

решения

3.Сущность и содержание управленческих решений. Управленческие решения как процесс и явление.

4.Управленческие решения как результат технологического процесса управления.

5.Свойства решения.

6.Объекты и субъекты решения.

7.Функции решений в методологии и организации процессов управления.

8.Типология управленческих решений: объектные, организационные, коммуникационные.

9.Условия и факторы качества управленческих решений.

6. Методические указания и практические задания

6.1Методические указания

Классификацию управленческих решений можно провести по множеству признаков.

По содержанию различают экономические, политические, технические, социальные, организационные и др. решения. Так, примером экономического решения может являться решение о распределении прибыли компании, а примером социального – о целесообразности открытия собственной столовой для сотрудников.

Взависимости от поля принятия различают решения в области инноваций, производства, маркетинга, персонала, финансов, инвестиций и т.д. Например, маркетинговое решение может быть связано с выбором каналов сбыта и установкой цен на те или иные виды продукции, а решение в сфере управления персоналом – выбором кандидата на вакантную должность.

Взависимости от характера целей различают стратегические, тактические и оперативные решения.

Стратегические решения связаны с определением целей деятельности организации – они отвечают на вопрос «что делать?». Примеры стратегических решений – выбор товарного рынка, слияние компании с основным поставщиком сырья, развитие собственной структуры для обучения персонала.

Тактические и оперативные решения определяют способы достижения поставленных целей и отвечают на вопрос «как делать?». Примерами тактических решений могут являться выбор конкретного поставщика сырья или составление годовой производственной программы, примерами оперативных решений – распределение работ между исполнителями в пре-

6

делах конкретной смены или направление определённого сотрудника в командировку.

По продолжительности действия различают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные решения.

Взависимости от уровня управления решения могут приниматься высшим руководством, средним менеджментом или на низшем уровне.

По количеству целей выделяют одноцелевые и многоцелевые решения. По числу альтернатив различают бинарные («да» или «нет») и

многоальтернативные решения.

По количеству лиц, вовлекаемых в процесс принятия решения, можно выделить индивидуальные и групповые решения.

Взависимости от личностных качеств и характера ЛПР принято различать уравновешенные и импульсивные, рискованные и осторожные решения.

По степени определённости условий реализации различают детерминированные решения (последствия каждой из альтернатив хорошо известны), вероятностные решения (последствия не являются определёнными, но могут быть оценены с помощью случайных величин и законов распределения вероятности) и неопределённые решения (ЛПР вынуждено принимать решение в условиях неполноты или недостоверности информации)

Взависимости от возможности применения стандартных процедур выделяют запрограммированные и незапрограммированные решения.

Запрограммированные (рутинные, алгоритмические) решения – это результат реализации определённой последовательности действий. Запрограммированные решения эффективны в типовых регулярно повторяющихся ситуациях с небольшим числом альтернатив. Процесс принятия запрограммированного решения может быть зафиксирован в виде инструкции. Примером такого решения является поведение менеджера по работе с клиентами при возврате покупателем товара ненадлежащего качества.

Незапрограммированные (нерутинные, эвристические) решения принимаются в новых или нестандартных ситуациях с большим числом альтернатив, для которых алгоритм решения заранее составить невозможно. Процедура выбора оптимального решения разрабатывается ЛПР в процессе самого выбора. Пример такого решения – совершенствование организационной структуры компании.

На практике немногие управленческие решения являются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде – в большинстве стандартных ситуаций не исключается определённая инициатива ЛПР и, наоборот, в самой сложной ситуации могут быть полезны элементы алгоритмизации на отдельных этапах её решения.

По степени полноты информации выделяют хорошо структурированные и слабоструктурированные решения.

7

Для хорошо структурированных задач характерны преобладание количественной информации, простота её формализации, наличие полного и четкого описания целей, альтернатив, критериев принятия решения. Пример хорошо структурированной задачи – выбор инвестором лучшего из нескольких инвестиционных проектов, имеющих различную прибыльность, срок окупаемости и т.д.

Для слабоструктурированных задач характерны преобладание неколичественной информации, сложность её формализации, нечёткость описания целей, альтернатив, критериев принятия решения, неопределённость зависимостей между ними. Пример слабоструктурированной задачи – повышение эффективности системы мотивации персонала.

6.2 Практические задания Задача 1.Финансовый директор производственной компании

принимает решение о привлечении заёмных средств в виде банковского кредита сроком на 5 лет для финансирования приобретения новой производственной линии, позволяющей освоить выпуск инновационной продукции.

Проведите классификацию данного управленческого решения по следующим признакам и обоснуйте свой ответ:

по содержанию (экономическое, политическое, техническое, социальное, организационное решение);

в зависимости от поля принятия (решение в области инноваций, производства, маркетинга, персонала, финансов, инвестиций);

в зависимости от характера целей (стратегическое, тактическое, оперативное решение);

по продолжительности действия (долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное решение);

в зависимости от уровня управления (решение, принимаемое высшим руководством, средним менеджментом, на низшем уровне);

по количеству целей (одноцелевое, многоцелевое решение); по числу альтернатив (бинарное, многоальтернативное решение);

по количеству лиц, вовлекаемых в процесс принятия решения (индивидуальное, групповое решение);

по степени определённости условий реализации (детерминированное, вероятностное, неопределённое решение);

в зависимости от возможности применения стандартных процедур (запрограммированное, незапрограммированное решение);

по степени полноты информации (хорошо структурированное, слабоструктурированное решение).

7.Методические указания к проведению кейса

7.1Постановка ситуации

8

Ситуация № 1. Процветание и будущее фирмы зависят, прежде всего, отвнедрения нововведений. Однако нередко менеджеру приходится сталкиватьсяс сопротивлением изменениям, внедрению нового, передового. Какиедействияможет предпринять менеджер, чтобы преодолеть такое противодействие инновациям? Какую программу инноваций Вы предложите, если Вас назначат менеджером данной фирмы?

Ситуация № 2. Какие вы примите решения как менеджер фирмы, если: а) продукция вашей фирмы не пользуется спросом у потребителей на

обозначенном рынке; б) цены на продукцию фирмы резко снизились;

в) поставщик отказался от поставок основного сырья для вашей продукции.

г) (решения принимать по каждому пункту)?

Ситуация № 3. В трудовой коллектив, где существует конфликт между двумя группами сотрудников по поводу внедрения изобретения, пришел новыйруководитель, приглашенный со стороны. Каким образом ему лучше действовать, чтобы нормализовать создавшуюся обстановку в

коллективе?

а) Выбрать актив, группу, поручить разобраться и предложить меры понормализации обстановки в коллективе, опираться на актив, поддержку руководства.

б) Попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонниковпрежнего стиля работы, противников нового, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии.

в) Изучить перспективы улучшения качества выпускаемой продукции,поставить перед коллективом новые перспективные задачи, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новоестарому.

г) Установить деловой контакт со сторонниками нового, не принимая всерьез доводы сторонников старого подхода к технологии производства, проводить работу по реализации новшеств, воздействуя на противников силой своегопримера и примера других прогрессивных руководителей.

Ситуация № 4. Примите оптимальные решение при условии:

а) В связи с сокращением производства необходимо высвободить n- числосотрудников.

б) Резко ухудшилось качество производимой продукции (услуг).

в) На рынке упал спрос на производимую вашей фирмой продукцию (услуги).

Ситуация № 5. Определите показатели рентабельности инвестиций в инновации по трем вариантам:

Варианты

Инвестиции в инновации, млн.

Предполагаемый доход от внедрения

руб.

инноваций, млн. руб.

А

2212,69

2377,10

Б

2223,34

2386,19

В

2246,36

2443,30

9

Ситуация 6. На фирме сформировался демократический стиль руководства. Определите приемы по принятию решений при следующих параметрах:

а) распределение ответственности; б) отношение к подбору кадров; в) отношение к инициативе; г) отношение к дисциплине;

и) способ доведения решения до исполнителей.

Ситуация № 7. Вы главный менеджер на крупной фирме по производству всемирно известных сигарет. У фирмы имеются многочисленные фабрикипо всему миру. Она достигла большого объема продаж. Появилась возможностьоткрыть еще фабрику в одной из стран СНГ, и от вас зависит решение – подписать новый контракт или нет. С одной стороны, строительство данной фабрикиобеспечит новыми рабочими местами этот регион, тем самым решится актуальная для этого региона проблема безработицы; с другой – это принесет большойдоход вашей фирме. Однако вы, занимаясь производством и продажей крупныхпартий сигарет, до сих пор не были убеждены в том, что курение вызывает рак.

Недавно вам в руки попал отчет об исследовании, в котором была установленапрямая связь между курением и онкологическими заболеваниями.

Постановка задачи: Какое решение вы примете? Подпишете ли вы контракт или нет? Почему?

Ситуация № 8. Вы менеджер по маркетингу на фирме, выпускающейбытовую технику. Фирма при помощи дорогостоящих исследований попыталась усовершенствовать один из выпускаемых товаров

– пылесос. Пылесос по-прежнему не ионизирует воздух, хотя именно к этому результату пыталисьприйти в результате исследований. Поэтому новый пылесос не стал по настоящему усовершенствованной новинкой. Вы знаете, что появление надписи «Усовершенствованная новинка» на упаковке и в рекламе средств массовойинформации повысит значительно сбыт такого товара.Постановка задачи: Какие действия вы предпримете? Почему?

Ситуация № 9. Вы менеджер на фирме, производящей программныепродукты для ПЭВМ. На одной из презентаций вы знакомитесь с молодой дамой (молодым человеком), которая (ый) недавно была (был) управляющей (им)в фирме-конкуренте. По какой-то причине она (он) была (был) уволена (ен) итеперь держит обиду на эту фирму. Вы можете начать ухаживать или, наоборот, принять ухаживания. Или можете взять ее (его) на работу. В ином случаеможете просто пообещать взять ее (его) на работу. Обида так сильна, что она(он) с удовольствием расскажет обо всех планах конкурента.

Постановка задачи: Как вы поступите? Почему?

10

Ситуация № 10. Вы менеджер по производству на фирме, выпускающейхолодильники. Недавно вы узнали, что конкурирующая фирма придала своимхолодильникам свойство, которого в ваших холодильниках нет, но оно окажетбольшое влияние на сбыт. Например, в холодильниках «NO FROST» теперьможно хранить продукты не только в вакуумной упаковке, но и обычные, небоясь их усыхания. На ежегодной специализированной выставке фирмы конкурента будет офис для гостей, и на одном из приемов для своих дилеровглава фирмы расскажет им об этом новом свойстве холодильника и о том, каким образом это было достигнуто. Вы можете послать своего сотрудника наэтот прием под видом нового дилера, чтобы узнать о нововведении.

Постановка задачи: Пойдете ли вы на такой шаг? Почему?

Ситуация № 11. Вы главный менеджер известной фирмы и изо всех силстараетесь добиться заключения выгодного контракта на большую сумму продаж с одной компанией. В ходе переговоров узнаете, что представитель покупателя подыскивает себе более выгодную работу. У вас нет желания брать его ксебе на работу, но если вы намекнете ему об этой возможности, он скорее всегопередаст заказ именно вам.

Постановка задачи: Как поступите вы? Почему?

Ситуация № 12. Вы – менеджер по маркетингу и хотите сделать выборочный опрос потребителей об их реакциях на товар конкурента. Для этого выдолжны провести опрос якобы от лица несуществующего «Института маркетинга и конъюнктуры рынка».

Постановка задачи: Сделаете ли вы такой опрос? Почему?

Ситуация № 13. Вы менеджер по персоналу. В вашу фирму пришла молодая способная женщина, желающая стать торговым агентом. Уровень ее квалификации значительно выше, чем у претендентов-мужчин на эту должность.

Но прием ее на работу неизбежно вызовет отрицательную реакцию со стороныряда ваших торговых агентов, среди которых женщин нет, а также может раздосадовать некоторых важных клиентов фирмы.

Постановка задачи: Возьмете ли вы эту женщину на работу? Почему?

6.1 Вопросы и постановка задачи по решению:

Решение кейса проводится в 5 этапов:

1)знакомство с ситуацией, ее особенностями, основной проблемы (основных проблем), выделение;

2)выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать;

3)предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4)анализ последствий принятия того или иного решения;

5)решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1

Определение теории принятия управленческого решения: a) Отождествляет процесс принятия управленческого решения со всем процессом управления. b) Понимает процесс принятия управленческого решения как выбор наилучшего из множества. c) Понимает процесс принятия управленческого решения как выбор альтернативы руководителя. d) Процесс мыслительной деятельности человека.

2

Принятое управленческое решение влияет на: a) Сотрудников организации. b) На организацию в целом. c) На внешнюю среду. d) На лицо, принявшее это решение. Принятое управленческое решение влияет на: a) Сотрудников организации. b) На организацию в целом. c) На внешнюю среду. d) На лицо, принявшее это решение.

3

Решение – это: a) Выбор альтернативы. b) Результат выбора из нескольких возможных вариантов. c) Выбор альтернативы руководителем. d) Процесс мыслительной деятельности человека.

4

Лицо, принимающее решение несет ответственность за: a) «Непродуманные» решения. b) «Моральные» решения. c) Решения, принятые в условиях неопределенности и риска. d) За все принимаемые им решения.

5

Цель управленческого решения заключается в: a) Принятии управленцем решения, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. b) Принятии верного управленческого решения. c) Достижение поставленных перед организацией целей. d) Удовлетворении потребностей сотрудников.

6

Лицо, принимающее решение: a) Должно обладать профессиональными знаниями и навыками. b) Должно иметь высшее образование. c) Быть хорошим психологом. d) Быть ответственным человеком.

7

Совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих реальность его реализации – это: a) Эффективность управленческого решения. b) Качество управленческого решения. c) Надежность управленческого решения. d) Оптимальность управленческого решения.

8

Для принятия качественного управленческого решения, решение должно быть описано: a) Только качественными показателями. b) Только количественными показателями. c) Как качественными, так и количественными показателями. d) Правильного ответа нет.

9

Многовариантность решений и правовая обоснованность принимаемого решения обеспечивают: a) Эффективность управленческого решения. b) Качество управленческого решения. c) Надежность управленческого решения. d) Оптимальность управленческого решения.

10

Личностные оценки руководителя, среда принятия решений, информационные и поведенческие ограничения, взаимозависимость решений – это: a) Факторы, обеспечивающие качество и эффективность управленческого решения. b) Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. c) Параметры качества управленческого решения. d) Параметры эффективности управленческого решения.

11

Какие факторы, снижают вероятность принятия качественного и эффективного управленческого решения: a) Личностные пристрастия или лояльность руководителя к одному из сотрудников. b) Структуризация проблемы. c) Внутрифирменные конфликты. d) Функционирование системы ответственности.

12

Управленческое решение – это: a) Результат выбора из нескольких возможных вариантов. b) Результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. c) Выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. d) Результат мыслительной деятельности человека.

13

В каком случае возникает необходимость принятия управленческого решения: a) В случае ликвидации неблагоприятной управленческой ситуации. b) В случае достижения поставленных перед организацией задач. c) В случае удовлетворения потребностей организации. d) В случае улучшения существующей ситуации.

14

На чем основывается принятие управленческого решения: a) Интуиция. b) Суждение. c) Рациональность. d) Профессионализм.

15

Выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правильный –это: a) Решение, основанное на суждении. b) Интуитивное решение. c) Рациональное решение. d) Профессиональное решение.

16

Выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом – это: a) Решение, основанное на суждении. b) Интуитивное решение. c) Рациональное решение. d) Профессиональное решение.

17

Выбор, основанный на методах экономического анализа – это: а) Решение, основанное на суждении. b) Интуитивное решение. c) Рациональное решение. d) Профессиональное решение.

18

Решения, тщательно оцененные менеджером, рассмотрены все альтернативные варианты – это: a) Рискованные решения. b) Импульсивные решения. c) Осторожные решения. d) Профессиональное решение.

19

Решения, являющиеся результатом реализации определенной последовательности действий: a) Осторожные решения. b) Рациональные решения. c) Запрограммированные решения. d) Незапрограммированные решения.

20

Решения, требующиеся в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами: a) Осторожные решения. b) Рациональные решения. c) Запрограммированные решения. d) Незапрограммированные решения.

21

Какое решение из предложенных вы бы выбрали в ситуации: подчиненный отказался без объяснения причин выполнить ваше распоряжение? a) Наказал, выговор, снятие надбавки. b) Проанализировал соответствие компетенций полномочий и ответственности подчиненного и содержание распоряжения. c) Попытался бы выяснить причины отказа и, если возможно, убедить. d) Провел бы анализ социально- психологической атмосферы в коллективе.

22

Организационное решение – это: a) Совокупность выборов, которые каждый человек должен совершать в повседневной жизни. b) Выбор альтернатив, необходимый для получения максимального экономического эффекта. c) Выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. d) Решение, связанное с реструктуризацией организации.

23

Назовите решения, которые являются результатом реализации определенной последовательности шагов или действий. a) Незапрограммированные. b) Организационные. c) Запрограммированные. d) Стандартные.

24

Назовите решения, которые требуются в новых ситуациях, которые внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. a) Незапрограммированные. b) Организационные. c) Запрограммированные. d) Стандартные.

25

По сроку действия решения могут быть: a) Стратегические. b) Тактические. c) Оперативные. d) Все перечисленные.

26

Программируемые решения – это: a) Решения, принимаемые с помощью средств вычислительной техники. b) Решения, принимаемые в соответствии с утвержденными на предприятии программами (повышения квалификации, социальной адаптации). c) Решения, принимаемые в соответствии с программами, утвержденными на различных уровнях государственного управления. d) Типичные решения, имеющие четкие структуру, цель, ограничения и последовательность этапов принятия и реализации решений.

27

Субъектом управленческого решения является: a) Работник организации, чья проблема решается руководителем. b) Лицо, принимающее решение. c) Эксперт, привлекаемый для принятия эффективного решения. d) Документ, утверждаемый менеджером (приказ, инструкция, протокол и т.п.).

28

Объектом управленческого решения является: a) Лицо, принимающее решение. b) Эксперт, привлекаемый для принятия эффективного решения. c) Документ, утверждаемый менеджером (приказ, инструкция, протокол и т.п.). d) Исполнитель решения.

29

По степени инновационности результата УР разделяются на следующие виды: a) Много- и одноуровневые. b) Рутинные, селективные. c) Тактические, стратегические. d) Адаптационные, инновационные.

30

Ситуация 1. Закрытое акционерное общество «Саунт» работает на рынке 5 лет. Занимается поставкой автозапчастей на российский рынок. За это время успело зарекомендовать себя. Сложилась следующая ситуация: на рынке появилась конкурирующая фирма. Автозапчасти данной фирмы стоят в 1,5 раза дешевле, чем у фирмы «Саунт». Что в данной неблагоприятной управленческой ситуации делать фирме «Саунт»? Задание. Какие действия должна предпринять данная фирма? Какую информацию ЗАО «Саунт» будет использовать для решения данной проблемы? Примите управленческое решение. Подумайте, как принятое Вами решение отразится на деятельности организации в целом и на сотрудниках данной фирмы. Каково в данной ситуации будет влияние личностных оценок руководителя, среды принятия решения, информационных ограничений, поведенческих ограничений на процесс принятия управленческих решений? Какова будет ответственность в случае принятия неверного, непродуманного, необоснованного управленческого решения?

31

Ситуация 2. Открытое Акционерное Общество «Бленд» работает на рынке консалтинговых услуг 10 лет. Штат организации свыше 100 человек. Сначала сотрудники работали с клиентами по одиночке либо произвольно сгруппированной бригадой. Затем было принято управленческое решение, в результате чего все сотрудники были разбиты на бригады по 4 человека. В результате сложилась неблагоприятная ситуация: внутриорганизационные разногласия, в результате чего снизилась производительность труда. Задание. Примите управленческое решение по выходу их сложившейся ситуации. Подумайте, как Вы, если бы были руководителем данной организации, вышли из данной неблагоприятной управленческой ситуации. Какие управленческие решения должны быть приняты в данной ситуации? Как принятые Вами решения отразятся на Ваших сотрудниках и на работе самой организации?

32

Ситуация 3. Примите оптимальные решение при условии: а) В связи с сокращением производства необходимо высвободить n-число сотрудников. б) Резко ухудшилось качество производимой продукции (услуг). в) На рынке упал спрос на производимую вашей фирмой продукцию (услуги).

33

Ситуация 4. На фирме сформировался демократический стиль руководства. Определите приемы по принятию решений при следующих параметрах: а) распределение ответственности; б) отношение к подбору кадров; в) отношение к инициативе; г) отношение к дисциплине; и) способ доведения решения до исполнителей.

34

Ситуация 5. Ниже приводится список типичных организационных решений. Необходимо определить, являются ли они запрограммированными или нет. 1 Наем заведующим специалиста в исследовательскую лабораторию компании, производящую сложную техническую продукцию 2 Доведение мастером до рабочих дневного задания 3 Определение финансовым директором размера дивидендов, которые должны быть выплачены акционерам на девятый год последовательной успешной финансовой деятельности компании 4 Решение начальника о допущении официального отсутствия подчиненного на рабочем месте в связи с посещением им врача

35

5 Выбор членами правления места для очередного филиала банка, уже имеющего 50 отделений в крупном городе 6 Дача руководителем согласия на принятие выпускника юридического факультета университета на работу в аппарат крупной фирмы 7 Определение годичного задания для ассистента профессора 8 Дача начальником согласия на предоставление подчиненному возможности посетить учебный семинар в области его специализации 9 Выбор авторами печатного издания для размещения рекламы о новом вузовском учебнике 10 Выбор правлением компании места для строительства ресторана «Вкусно и быстро» в небольшом, но растущем городе, находящемся между двумя очень большими городами.

Подробнее о работе

Страница работы

  • 1 страниц
  • 2018 год
  • 43
    просмотра
  • 6 покупки

120 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

а) Самостоятельное распределение, но с учетом пожеланий подчиненных.
б) Выслу

Отсутствует

На фирме сформировался демократический стиль руководства. Определите приемы по принятию решений при следующих параметрах:
а) распределение ответственности;
б) отношение к подбору кадров;
в) отношение к инициативе;
г) отношение к дисциплине;
д) способ доведения решения до исполнителей.

Отсутствует

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

а) Самостоятельное распределение, но с учетом пожеланий подчиненных.
б) Выслу

Отсутствует

На фирме сформировался демократический стиль руководства. Определите приемы по принятию решений при следующих параметрах:
а) распределение ответственности;
б) отношение к подбору кадров;
в) отношение к инициативе;
г) отношение к дисциплине;
д) способ доведения решения до исполнителей.

Отсутствует

Купить эту работу

На фирме сформировался демократический стиль руководства Определите приемы по принятию решений при с

120 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 20 ₽

Гарантии Автор24

  • Гарантийный срок

    10 дней с момента оплаты работы

  • Критерии обращения по гарантии

    Работа не соответствует заявленному описанию или уникальность
    менее
    50%

  • Куда обращаться

    Оформить жалобу в личном кабинете

    Инструкция

    Ознакомиться с подробной инструкцией можно по

    ссылке

Страница работы

Страница работы

Страница работы

Понравилась эта работа?

или

2 июля 2020 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы

Купить эту работу vs Заказать новую
6
раз
Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%

Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%

Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—4 дня
120 ₽ Цена от 20 ₽

Не подошла эта работа?

В нашей базе
27778 Решений задач
— поможем найти подходящую

5
Похожих
работ

Отзывы студентов

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

другие учебные работы по предмету

Основные вопросы
по теме:

  1. Общее понятие о
    стилях управления

  2. Авторитарный
    стиль

  3. Демократический
    стиль

  4. «Многомерные»
    стили управления

  5. Концепции
    ситуационного менеджмента

1. Общее понятие о стилях управления

В
повседневной работе перед каждым
руководителем стоит проблема,
как согласовать свои действия с действиями
подчиненных. Это получило название
управленческого стиля. Успех работы
менеджера зависит
от очень многих обстоятельств: содержания
задачи и сроков ее
решения; личности руководителя,
особенностей коллектива или ха­рактера
подчиненного; специфики сложившейся
ситуации и др. Во­прос
«когда какой управленческий стиль
применять?» является, пожа­луй,
наиболее сложным в менеджменте.

Под
стилем управления понимается манера
поведения руково
дителя
по отношению к подчиненным, позволяющая
влиять на них и заставлять делать то,
что в данный момент необходимо.

В
настоящее время существует целый ряд
теорий об основах формирования
управленческих стилей. Стили управления
складываются под влиянием конкретных
условий и обстоятельств. В связи с этим
можно
выделить «одномерные», т. е. обусловленные
одним каким-то фактором,
и «многомерные», т. е. учитывающие два
и более обстоя­тельств
при построении взаимоотношений
«руководитель — подчинен­ный»,
стили управления.

«Одномерные»
стили управления.
К
ним относятся: авторитарный (или
директивный), демократический и
либерально-попустительский.

Предпосылки
построения различных «одномерных»
стилей управ­ления
содержатся в теориях «X»
и «Y»
Дугласа Мак-Грегора. Так, со­гласно
теории «X»,
люди изначально ленивы и при первой же
возмож­ности
избегают работы. У них полностью
отсутствует честолюбие, по­этому
они предпочитают быть руководимыми, не
брать на себя ответ­ственности
и искать защиты у сильных. Чтобы заставить
людей тру­диться, нужно использовать
принуждение, тотальный контроль и
угро­зу
наказаний.

Однако,
по мнению Мак-Грегора, люди таковы не
по своей приро­де, а вследствие тяжелых
условий жизни и труда, которые начали
ме­няться
к лучшему лишь со второй половины XX
в. В благоприятных же
условиях человек становится тем, кем
он есть на самом деле, и его поведение
отражается уже другой теорией — «Y».
В соответствии с ней
в таких условиях люди готовы брать на
себя ответственность за дело,
более того, даже стремятся к ней. Если
их приобщить к целям фирмы,
они охотно включаются в процесс
самоуправления и самокон­троля,
а также в творчество. И такое приобщение
является функцией не
принуждения, а вознаграждения, связанного
с достижением постав­ленных целей.
На таких работников опирается руководитель,
испове­дующий
демократический стиль.

Краткая
характеристика «одномерных» стилей
управления, предложен­ная
отечественным исследователем Э.
Старобинским, дана в табл. 12.1.

Таблица
12.1.
Характеристика
стилей руководства

Параметры
взаимодейст-вияруководителя
с подчиненными

Авторитарный
(директивный)
стиль

Демократический
стиль

Либеральный
стиль

Приемы
принятия решений

Единолично

решает
все вопросы

Принимая решение,
советуется с
коллективом

Ждет
указания руководства или отдаетинициативу в руки
подчиненных

Способ
доведения решения
до исполнителей

Приказывает,
распоряжается,

командует

Предлагает,
просит, утверждает
предло­жения подчиненных

Просит,

упрашивает

Приемы
исполнения решений

Берет
на себя или перекладывает
на конк­ретного исполнителя

Распределяет
ответственность
в соответст­вии
с переданными полномочиями

Снимает
с себя вся­кую
ответственность

Отношение

к
ини­циативе

Подавляет полностью

Поощряет,
исполь­зует в интересах дела

Отдает инициативу
в руки подчиненных

Продолжение
табл. 12.1.

Параметры
взаимодействия
руководителя
с подчиненными

Авторитарный
(директивный)
стиль

Демократический стиль

Либеральный стиль

Отношение
к под­бору
кадров

Боится
квалифицированных
работников

Подбирает
деловых, грамотных работников

Подбором
кадров не
занимается

Отношение
к недос­татку
собственных знаний

Все
знает и умеет, гипертрофированное
самосознание

Постоянно
повышает квалификацию

Пополняет
свои знания и
поощряет эту
черту у подчи­ненных

Стиль
общения

Жестко
формальный, необщительный

Дружески
настро­ен,
любит общаться

Боится
общения, общается
с подчи­ненными
только по их
инициативе, до­пускает
фамильярное обращение

Характер
отноше­ний
с подчиненными

Диктуется
настрое­нием

Ровная
манера по­ведения.
Постоянный самоконтроль

Мягок,
покладист, иногда легковерен

Отношение
к дис­циплине

Приверженец

фор­мальной
жесткой дис­циплины

Сторонник
разумной дисциплины,
осущест­вляет
дифференциро­ванный
подход к людям

Требует
формаль­ной
дисциплины, не умея
ее соблюдать

Отношение
к мо­ральному
воздействию на
подчиненных

Считает
наказание основным
методом стимулирования,
по­ощряет
избранных только
по праздникам

Постоянно исполь­зует

разные
стимулы

Использует
поощ­рение
чаще, чем на­казание

В
настоящее время в литературе по
менеджменту выделяется также делегирующий
стиль

управления,
представляющий собой совокупность
приемов
управления, манеру поведения руководителя,
основанную на передаче задач подчиненным,
которые принимают на себя и часть
ответственности
за их выполнение.

Используя
приведенные в табл. 12.1 параметры
взаимодействия руководителя
и подчиненных, можно выделить следующие
характерные особенности
делегирующего стиля управления:

  • приемы
    принятия решений

    — поручает принять решение «команде»;

  • способ
    доведения

    — «команда» сама определяет исполнителей;

приемы
распределения ответственности

— ответственность
перераспределяется
в «команде»
самостоятельно в соответствии с
объемом
делегируемых полномочий;

  • отношение
    к инициативе — поощряет, развивает,
    дает «команде»
    возможность самостоятельно ее обсуждать;

  • отношение
    к подбору кадров — поручает поиск
    кандидатур «ко­манде»;

  • отношение
    к недостатку собственных знаний —
    постоянно повышает
    уровень квалификации, пополняет знания
    и поощряет эту черту
    у подчиненных;

  • стиль
    общения — доброжелательный, внимательный
    к сотруд­никам;

  • характер
    отношения с подчиненными — отношения
    полного доверия;

  • отношение к
    дисциплине — разумное, контроль
    передается «команде»;

  • отношение
    к моральному воздействию на подчиненных
    — пере­дает
    команде определение форм поощрения и
    порицания.

В
целом можно сказать, что делегирование
как стиль руководства возникло
из демократического стиля, но получило
ряд самостоятель­ных
характеристик, связанных как с личностью
руководителя (умение распознавать
степень профессиональной зрелости
сотрудников, владе­ние
ситуацией, высокая квалификация и др.),
так и с наличием сла­женного
профессионального коллектива, способного
принять на себя ответственность
за порученное дело.

«Многомерные»
стили управления. Они представляют
собой комплекс
взаимодополняющих, переплетающихся
подходов, каждый из
которых независим
от других,
поэтому
может реализовываться на­ряду
с ними.
В
моделях, отражающих различные подходы
авторов к пониманию проблемы воздействия
внешних факторов на поведение руководителя
и подчиненных, делается попытка определить
стили управления
с помощью различных переменных факторов.
В своем влиянии
они создают ту или иную ситуацию. Задача
руководителя со­стоит в том, чтобы
понять, какие методы и способы воздействия
на подчиненных необходимо применять
для достижения эффективности в конкретной
ситуации. Модели ситуационного управления
имеют суще­ственные
различия по набору рассматриваемых
стилей управления, си­туационных
факторов и путей нахождения связи между
ними, а также по
определению эффективности самого
руководства.

В
современных условиях возникла практическая
потребность в разра­ботке таких
подходов в организации управления,
которые смогли бы со­единить
в себе лучшие черты ранее разработанных
теорий. Основной упор в
них делается на возможность провести
ситуационный анализ эффектив­ного
управления как совокупности личностных
характеристик руководите­ля
и их проявления в поведении в конкретных
условиях. Методы руководства
являются основой и одним из важнейших
факторов, формирующих стиль управления
как совокупность конкретных способов,
с помощью ко­торых
происходит взаимодействие руководителей
и подчиненных.

Другим
фактором, обусловливающим управленческий
стиль, явля­ются
методы
организации деятельности исполнителей
.

Многообразные
управленческие стили редко выступают
в чистом виде. В практике приходится
наблюдать различные формы их смеше­ния
и особенности проявления. Например,
нередки случаи, когда фор­ма
и содержание действий руководителя не
совпадают между собой. Например,
авторитарный по сути своей руководитель
внешне ведет се­бя достаточно
демократично. Такой руководитель с
удовольствием вас выслушает, попросит
внести предложения по обсуждаемому
вопросу, поблагодарит за активное
участие в разработке, но решение, о
котором идет
речь, давно уже принято им единолично.
Возможен и обратный вариант:
вполне демократичный по внутренним
убеждениям руководи­тель
внешне проявляет грубое, порой
неуважительное поведение в об­щении
с коллегами и подчиненными, что связано
с его недостаточной воспитанностью
и неумением правильно себя вести в
коллективе.

Существенное
влияние на проявление стиля руководства
оказывает специфика ситуации, своеобразие
решаемых задач, квалификация и сплоченность
членов коллектива и др. Например, в
критической для фирмы ситуации даже
демократичный руководитель будет
вынужден использовать
более жесткие методы управления
коллективом.

Как
же решить, какой из стилей руководства
хуже или лучше? От­вет на этот вопрос
должен опираться на определенный
критерий, в ка­честве
которого многие исследователи использовали
такие показатели эффективности
деятельности группы (коллектива), как
продуктивность работы
группы и удовлетворенность ее членов
трудом. Общий итог, к которому
пришли исследователи, заключается в
том, что, как правило, демократическое
и авторитарное руководство имеет
примерно равные показатели
продуктивности, но что касается
удовлетворенности тру­дом,
то здесь весьма серьезное преимущество
у демократического сти­ля
руководства.

При
этом надо учитывать, что руководителю
приходится работать с людьми весьма
различными по культурному и образовательному
уровню,
взглядам на жизнь, эмоциональному и
личностному складу. В силу
этого их реакция на один и тот же стиль
руководства может ока­заться
неоднозначной. В частности, чем ниже
квалификация и культу­ра
работника, тем легче он воспринимает
авторитарный стиль руковод­ства
и, наоборот, люди демократичные по своей
натуре, эмоциональ­ные
и открытые в поведении не смогут
сработаться с жестким руково­дителем,
требующим беспрекословного подчинения.

Руководителю
очень важно уметь гибко использовать
соответствую­щие
стили. С течением времени у каждого
руководителя вырабатывает­ся свой
стиль руководства. В чистом виде
приведенные стили управле­ния уже не
могут быть достаточно эффективны в
современном бизнесе. В
соответствии со сложившейся ситуацией
и степенью зрелости коллек­тива,
как правило, применяются отдельные
методы из всех стилей.

В
настоящее время существуют определенные
ключевые элементы организационной
практики, которые помогают руководителю
сориентироваться, как следует себя
вести в тех или иных условиях. Для этого
необходимо подробнее разобраться в
сущности указанных стилей управления.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Как создать интерактивную викторину в powerpoint пошаговая инструкция
  • Траксекам инструкция по применению таблетки цена
  • Руководство по эксплуатации honda 2010
  • Mst 542 руководство по эксплуатации
  • Арагон 507 инструкция на русском языке

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии