Музей политической истории руководство

Федеральный Музей политической истории России покинул возглавлявший его 22 года генеральный директор. Назначение нового руководителя затягивается.

81-летний Евгений Артемов ушел в отставку 1 ноября. Он работал в музее с 1985 года, а с 2000 стал его директором.

До 1991 года музей назывался Государственным музеем Великой Октябрьской социалистической революции, занимая особняки Кшесинской и  Бранта на Петроградской стороне. 

По слухам, место Артемова должен занять Александр Воронко. Но пока на сайте музея врио генерального директора значится Елена Лысенко, которая работает зам. директора по научной работе.

Александр Воронко полтора года возглавлял департамент музеев и внешних связей в Министерстве культуры РФ . В июне этого года его заменили на Елену Харламову из правительства Московской области.

Работу департамента музеев и внешних связей в Минкульте курирует зам. министра Алла Манилова. Александр Воронко руководил аппаратом Маниловой, когда она была вице-губернатором Петербурга. Затем он работал в комитете по культуре СПб. Сразу после отставки Воронко наблюдатели говорили, что он вернется в Петербург и возглавит один из федеральных музеев.

Но до сих пор этого не случилось. В июне 2022 года Воронко защитил в Петербургском институте культуры кандидатскую диссертацию по культурологии «Музеи в формировании культурного пространства Петрограда- Ленинграда: 1917-1940 годы».

По одной из версий, назначение Воронко руководителем Музея политической истории оттягивают, чтобы не было причинно-следственной связи между уходом прежнего директора и назначением нового. Официально считается, что на Артемова никто не давил, и его уход на пенсию был совершенно добровольным.

В.Ш.



Музей Политической Истории России — руководитель: Лысенко Елена Анатольевна (ИНН 782516655533). ИНН 7813045498, ОГРН 1037828006897. ОКПО 02174046, зарегистрировано 28.02.1992 по юридическому адресу 197046, город Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д.2-4. Статус: действующая с 28.02.1992. Подробнее >

До Лысенко Елена Анатольевна, руководителем «Музей Политической Истории России» являлся: Артемов Евгений Григорьевич (ИНН 780506765237).

Компания работает 31 год 6 месяцев, с 28 февраля 1992 по настоящее время. В выписке ЕГРЮЛ учредителем указана 1 государственная структура. Основной вид деятельности «Музей Политической Истории России» — Деятельность музеев и 14 дополнительных видов.

Состоит на учете в налоговом органе Межрайонная инспекция ФНС России №25 по Санкт-Петербургу с 08 августа 1993 г., присвоен КПП 781301001. Регистрационный номер ПФР 088012000225, ФСС 780606019478071. < Свернуть

Артемов Евгений Григорьевич

Генеральный директор Государственного музея политической истории России.


Евгений Артемов родился 6 мая 1941 года в городе Волгоград. В 1970 году окончил Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого по специальности «инженер-электрик по эксплуатации атомных энергетических установок и атомных электростанций». Затем учился в Ленинградской Высшей партийной школы. С 1979 по 1982 год являлся аспирантом Санкт-Петербургского государственного университета.

В 1985 году Артемов стал заместителем директора музея по научной работе Государственного музея политической истории России. В 1996 году прошел обучение на российско-британском семинаре в Санкт-Петербурге «Музеи Санкт-Петербурга в условиях рыночной экономики». В 1998 году обучался музейному менеджменту и маркетингу в музеях Великобритании.

В этот период Артемов участвовал в качестве эксперта-преподавателя в работе обучающих семинарах «Музеи в новых экономических условиях» и «Музеи в период перемен» для руководителей музеев Ленинградской и Архангельской областей, в обучающем семинаре по проблемам музейного менеджмента и маркетинга для музеев стран Восточной Европы.

В 2000 году Евгений Григорьевич назначен генеральным директором Государственного музея политической истории России.

В том же году Артемов стал членом международной ассоциации музеев и институтов рабочего движения. С 2005 года года является членом международной коалиция музеев совести, а с 2007 года — членом Научного Совета германо-российского музея Берлин-Карлсхорст.

Евгений Артемов является автором и руководителем проекта создания первого в стране «Детского исторического музея». Также руководил проектом создания Детского музейного центра исторического воспитания. ПОд его руководством на территории Государственных мемориальных комплексов «Катынь» и «Медное» созданы музейно-выставочные центры.

Евгений Григорьевич Артемов в составе группы российско-британских экспертов принимал участие в качестве преподавателя и руководителя в проведении обучающих семинаров «Музеи новых экономических условиях» в Узбекистане, Киргизии, Македонии, в Архангельской области, для руководящего состава музеев Закавказья «Современный музейный менеджмент в музеях Армении, Грузии и Азербайджана».

12.10.2019

Музей политической истории России является одним из важнейших культурных учреждений страны, посвященным изучению и сохранению политической истории России. Музей был основан в 2001 году и на сегодняшний день является крупнейшим музеем, посвященным политической истории страны. В его эпохальную коллекцию входят различные артефакты и документы, отражающие уникальные события и фигуры политической жизни России.

Руководитель музея политической истории России – важная и ответственная должность, требующая широкого кругозора и глубоких знаний в области истории и политической науки. Он отвечает за разработку и реализацию стратегии развития музея, организацию его работы, управление персоналом и финансами. Руководитель также занимается организацией выставок, мероприятий и образовательных программ музея.

Директор музея политической истории России ответственен за осуществление ежедневной работы музея. Он руководит всеми отделами и подразделениями музея, контролирует выполнение задач и планов музея, осуществляет проведение выставок, мероприятий и образовательных программ. Директор также отвечает за взаимодействие музея с другими культурными и образовательными учреждениями.

Содержание

  1. Музей политической истории России
  2. Руководство музея
  3. Назначение руководителя
  4. Обязанности руководителя
  5. Директор музея

Музей политической истории России

Музей основан в 2001 году и с тех пор стал традиционным местом для посещения как местных жителей, так и туристов. Его экспозиция рассказывает о всех ключевых событиях, периодах и фигурах в политической истории России, начиная с IX века до настоящего времени.

Руководителем и директором музея является высококвалифицированный специалист, имеющий богатый опыт в управлении и организации подобных учреждений. Он ответственен за разработку и реализацию стратегии развития музея, а также за подбор и анализ экспонатов, проведение исследований и организацию выставок.

Руководитель и директор музея также отвечают за взаимодействие с другими музеями, научными учреждениями, правительственными организациями и общественностью. Они активно работают над привлечением спонсоров и организацией финансирования музея, проводят образовательные программы и мероприятия для широкой аудитории.

Музей политической истории России играет важную роль в сохранении национального наследия и формировании понимания исторического прошлого страны. Он является ценным источником информации и знаний о политической истории России для всех желающих погрузиться в прошлое и осознать его влияние на современность.

Руководство музея

В задачи руководителя входит определение стратегии развития и направления деятельности музея, контроль за осуществлением этой стратегии, установление и поддержание партнерских отношений с другими музеями и организациями, а также сотрудничество с государственными органами и ведомствами.

Директор музея отвечает за принятие решений в вопросах организации и проведения музейной деятельности, управления персоналом и финансовыми ресурсами, разработки и реализации выставочных проектов и программ, проведения научных исследований.

Директор и руководитель музея работают в тесном сотрудничестве, обеспечивая эффективное функционирование музея и достижение поставленных задач. Они отвечают за поддержание высокого уровня профессионализма и качества музейной работы, сохранение и расширение коллекции, проведение образовательной и культурной деятельности в интересах посетителей и научного сообщества.

Руководитель Директор
Владимир Иванович Петров Елена Сергеевна Смирнова
телефон: +7 123 456 7890 телефон: +7 987 654 3210
email: vladimir_petrov@museum.ru email: elena_smirnova@museum.ru

Назначение руководителя

В задачи руководителя входит разработка стратегии музея, основываясь на его миссии и задачах. Руководитель определяет приоритеты развития музейной коллекции и экспозиций, а также разрабатывает программы и проекты, которые призваны привлечь посетителей и повысить их интерес к политической истории России.

Руководитель также отвечает за организацию работы сотрудников музея, поддержку и развитие профессиональных навыков персонала. Он назначает ответственных за отдельные направления работы и следит за их выполнением. Руководитель создает условия для творческого и профессионального роста сотрудников и содействует формированию командного духа в коллективе музея.

Одной из важных задач руководителя является привлечение спонсоров и партнеров, а также разработка и реализация финансовой стратегии музея. Руководитель ответственен за финансовое состояние музея, составление и контроль бюджета, а также поиск и привлечение дополнительных источников доходов.

Назначение руководителя Музея политической истории России осуществляется руководством музея или иным уполномоченным органом, в соответствии с уставом и правилами музея. Руководитель обладает необходимыми профессиональными качествами, знаниями и опытом работы в области культуры и музейного дела, а также умением принимать ответственные и взвешенные решения.

Обязанности руководителя

Руководитель музея политической истории России играет важную роль в организации работы музея и достижении его целей. Он отвечает за стратегическое планирование и развитие музея, а также координирование всех его деятельностей.

Главные обязанности руководителя музея включают:

  1. Разработка и реализация стратегии: руководитель определяет цели и приоритеты музея, разрабатывает стратегические планы и руководит их осуществлением.
  2. Управление персоналом: руководитель нанимает и управляет командой сотрудников музея, проводит тренинги и мотивирует их для достижения высоких результатов работы.
  3. Организация выставок и мероприятий: руководитель определяет темы и концепции выставок, а также организовывает различные мероприятия, такие как лекции и конференции.
  4. Финансовое и бюджетное планирование: руководитель отвечает за составление и контроль бюджета музея, участие в поиске финансирования и разработке стратегий привлечения спонсоров.
  5. Сотрудничество с другими организациями и учреждениями: руководитель устанавливает партнерские отношения с другими музеями, вузами и государственными органами, участвует в проектах совместной работы.
  6. Популяризация музея и привлечение посетителей: руководитель разрабатывает программы маркетинга и рекламные кампании, сотрудничает с СМИ и другими организациями для привлечения посетителей к музею.

Обязанности руководителя музея политической истории России включают в себя огромное количество работы и требуют высокого профессионализма и организаторских навыков.

Директор музея

Основные обязанности директора музея:

  • Разработка и осуществление стратегического плана развития музея;
  • Организация и контроль работы сотрудников, включая назначение, увольнение и повышение;
  • Планирование и координация выставочной и экскурсионной работы;
  • Установление и поддержание связей с государственными органами, организациями и другими музеями;
  • Обеспечение сохранности и доступности музейных коллекций, а также организация их экспозиции;
  • Развитие и реализация программ музейной педагогики, в том числе проведение образовательных мероприятий для различных аудиторий;
  • Планирование и контроль бюджета музея, а также привлечение финансовых ресурсов;

Директор музея также осуществляет представительство учреждения, участвует в профессиональных сообществах и организациях, а также принимает участие в подготовке и утверждении музейных публикаций.

Сергей Глезеров

Директор музея политической истории России: «Мы не боимся показать, что власть делала не так»


С директором Музея политической истории России Евгением АРТЕМОВЫМ на страницах газеты мы уже беседовали не раз. Да и вообще знакомы столько лет, что кажется, будто бы он всегда был на этом посту. Впрочем, Евгений Григорьевич действительно старожил. Он пришел в тогдашний Музей Великой Октябрьской социалистической революции в самый что ни есть судьбоносный год — 1985-й. И в том, что нынешний Музей политической истории России, отметивший в минувшем году столетний юбилей, поныне востребован и не жалуется на отсутствие посетителей, несомненно, есть и его заслуга.

Директор музея политической истории России: «Мы не боимся показать, что власть делала не так» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Евгений Григорьевич, вы сами-то когда впервые услышали о музее?

— Может быть, это мистика, но такое впечатление, как будто бы что-то толкало меня к нему еще с юности. 1958 год, заканчиваю школу в Пятигорске — я оттуда родом. И после десятого класса, чтобы помогать семье, устраиваюсь на работу кладовщиком в артель инвалидов имени Ильича. А там как раз в это время ткали ковер с портретом Георгия Жукова. И впоследствии передали его в дар Музею революции в Ленинграде.

Другой эпизод. Середина 1960-х годов. Я студент третьего курса электромеханического факультета Политехнического института, комсорг. Об одной из находок, сделанных нами в Политехе, взахлеб рассказывали тогда все городские газеты: на чердаке здания мы обнаружили карту ГОЭЛРО, по которой Кржижановский докладывал Ленину об электрификации России.

И теперь представьте мое изумление: когда я пришел в музей уже в качестве сотрудника, директор — Леонид Андреевич Швецов, проводя меня по залам, с гордостью показывает мне эту самую карту. Оказалось, что ее передали сюда из Политеха!

Разве я думал когда-то, что вернусь к тем экспонатам, к которым в каком-то смысле был причастен?

Вообще моя карьера поначалу была очень далека от музейной. По специальности я инженер. После окончания Политеха работал на Ленинградской атомной станции в Сосновом Бору, там пошел по партийной линии: стал секретарем парткома. Оттуда меня взяли на работу в Ленинградский обком партии — я занимал должность инструктора отдела организационно-партийной работы. После того как в 1983 году первый секретарь обкома Григорий Романов ушел на повышение в Москву, стали менять и его команду. Меня отправили в Музей революции — заместителем по научной работе.

— И какую поставили задачу?

— Страна готовилась отмечать 70-летие Октябрьской революции, праздник предстоял грандиозный. Мне сказали: «Вот тебе год, вживайся и принимай музей».

Я и предполагать не мог, что партийное поручение окажется таким действительно «судьбоносным». Ведь скоро настали совсем другие времена. Началась перестройка, на нас буквально обрушилась лавина закрытой прежде информации о советском прошлом.

И хотя я пришел в музей кандидатом исторических наук (иначе меня сюда бы не направили!), мне приходилось не только догонять специалистов, но и поспевать за стремительно меняющимся временем: читать все то, что появилось, что прежде было недоступно. Я менялся вместе со страной. Меня в определенном смысле перевоспитал музей. Здесь действительно началась моя вторая жизнь.

Самое трудное в те годы было не столько освоить и осмыслить ту информацию, которая на нас обрушилась, сколько понять, что в ней — правда, а что нет. Не допустить превращения музея в митинговую площадку, в кружок исторических нигилистов. Вот почему в начале 1991 года, еще до путча, наш музей — пожалуйста, не удивляйтесь — дал обет «политического безбрачия».

— Как это? Ваш музей по определению — политический…

— Да, разумеется, мы не можем быть аполитичными. Политическое безбрачие, на наш взгляд, это равноудаленность от всех партий в прошлом и настоящем… Сотрудникам музея не запрещается быть членами каких-то организаций, исповедовать те или иные политические взгляды, но, войдя в музей, будь добр: оставь все свои симпатии за порогом. Мы историки, а не идеологи и не пропагандисты.

В советское время все было просто: красные — хорошие, белые — плохие… Теперь мы никому не даем оценок. Почему музей вообще должен оценивать прошлое? Я уверен, что наша миссия — предлагать современное видение исторических событий.

Мы представляем посетителю разные, порой прямо противоположные точки зрения на одно и то же событие, чтобы он мог размышлять. Скажем, известно, что советско-германские договоры 1939 года сегодня оцениваются очень по-разному. В нашей экспозиции отражены как официальная позиция, зафиксированная в газете «Правда», так и критическая точка зрения Льва Троцкого, есть и цитата из дневника болгарского коммуниста Георгия Димитрова с прозвучавшим в ближайшем кругу высказыванием Сталина о подлинных мотивах заключения пакта Молотова — Риббентропа.

В экспозиции «Советская эпоха: между утопией и реальностью» представлены официальные лозунги и плакаты, показывающие внешнюю сторону политики форсированной индустриализации и насильственной коллективизации. И здесь же — архивные документы, письма, дневники простых людей, из которых можно узнать о материальных тяготах, ставших для многих результатом такой политики.

Рассказываем мы и о возможных, но не осуществившихся альтернативах. Например, после свержения монархии в 1917 году для России было открыто несколько путей развития: демократический, военно-авторитарный и диктатура большевиков. А во время «великого перелома», в 1928 — 1929 годах, в большевистской партии существовала идея реальной альтернативы сталинизму — развития страны на основе нэпа, как предлагал Ленин — через добровольную кооперацию крестьян…

В нашем музее ни один персонаж из исторической летописи не вычеркнут. К Ленину относимся так же, как к Троцкому, Витте, Столыпину — не менее противоречивым фигурам, которых современники воспринимали тоже очень по-разному…

Если человек пришел и утвердился в своих мыслях — хорошо. Нет — тоже хорошо, пойдет дальше думать, углублять свои знания.

— Так ли уж обязательно и пойдет? Стало уже расхожей фразой: мол, я вне политики, ею не интересуюсь…

— Всякий раз поражаюсь наивности тех, кто так считает. Потому что политика сама приходит в каждый дом. Существует затертое, но справедливое выражение: «Если мы не будем заниматься политикой, она займется нами».

Нет такой человеческой сферы деятельности, где бы политика так или иначе не присутствовала. Кстати, именно поэтому у нас в музее существует долгосрочный проект — цикл выставок «Политика и…». Когда мы только начали эту тему, нам говорили: мол, какое отношение может иметь политика к моде? Да самое непосредственное. Политика не только влияла на моду, но иногда даже диктовала ее, причем достаточно жестко и агрессивно.

Есть о чем и самому вспомнить. Середина 1950-х годов, я учусь в старших классах. С Запада пришло поветрие на узкие брюки-дудочки. Естественно, нам хотелось быть модными. Поразрезали себе штанины, ушили их и стали так ходить. Но комсомольская организация стояла на страже — боролась с «буржуазным влиянием». В школах выставляли «дозоры», и если ты приходил в таких брюках, могли не пустить на занятия. А на улицах дружинники просто ходили с ножницами. Поймают тебя вечером — и разрезают брюки в том месте, где они были ушиты.

То же самое — с галстуками. Яркие, красивые, с обезьянами, с лианами — они тоже появились из-за рубежа. И нам хотелось такие носить, даже сами разрисовывали. Так что вы думаете? Комсомольские активисты ножницами резали эти галстуки…

Но было и другое. Когда железный занавес начал потихонечку подниматься, за границу стала ездить партийная и государственная элита. Вернувшись, ее представители здесь одевались так, как это было принято на Западе. И принесли моду сначала в свой круг, а потом и нам всем.

Такая же ситуация — с едой. Продовольственная политика менялась в зависимости от экономических возможностей, и власть пропагандировала именно то, что было обеспечено экономикой. А все остальное объявлялось вредными и неполезным «излишками».

— Многие представители старшего поколения, как и вы, наверняка «читают» свою биографию в контексте музея. Но и молодых, которые об ушедших временах знают лишь по фильмам, Интернету и рассказам родственников, здесь тоже многое цепляет, раз в их отзывах можно прочитать, что «Музей политической истории — продвинутый…».

— Достаточно заметить, с каким интересом и удовольствием старшеклассники и студенты участвуют в интерактивных играх «Мы выбираем — нас выбирают», когда они сами выступают в роли кандидатов в депутаты, разрабатывают предвыборные программы и убеждают одноклассников за себя проголосовать.

Кстати, на вечере, посвященном столетию музея, звучали отзывы посетителей, в том числе такой: «Узнала здесь за сорок минут больше, чем за девять лет в школе».

Так в чем же секрет привлекательности? Попробую объяснить. У нас нет зон умолчания. Многие исторические и краеведческие музеи, особенно в провинции — а мне часто приходится ездить по стране, — до сих пор как будто бы стесняются некоторых тем. Мы же не боимся показать, что власть делала не так. И в то же время демонстрируем, что она делала во благо.

Практически на всех «проблемных» экспозициях присутствует… некий образ. Я бы назвал это тотальной инсталляцией. Можно много и долго говорить о том, что в стране были репрессии, погибло много народа, написать об этом информационный текст… Но достаточно показать гору наработанного камня — дневную норму выработки заключенного в ГУЛАГе, а на эти камушки нанести цифры, символизирующие номера заключенных, и сразу возникает представление. Все, не надо больше ничего рассказывать. Знает человек историю или нет — образ позволяет ему много понять. Человек воспринимает историю через эмоции.

Идем дальше. Индустриализация страны — это был действительно прорыв в ее развитии. Но какой ценой? И посетитель видит бетонную стену с арматурой, а за ней — гибнущее крестьянство… Символ созидания одного за счет гибели другого.

Мы считаем, что баланс «героев» и «жертв», «светлых» и «темных» страниц отечественной истории в нашей экспозиции соблюден ровно в той степени, в какой они соотносились в реальной жизни. Мы слишком много рассказываем о репрессиях? А что, репрессий было мало?

Мы вовсе не очерняем прошлое, мы просто напоминаем, что в нем были такие далеко не самые светлые страницы. Ведь что, кроме памяти, может гарантировать неповторение происходившего в нашей стране в 1930-х годах? Много ли исторических музеев в России, где бы показывали этот период? Почему-то до сих пор к теме государственного террора относятся очень осторожно. А между тем дозированная правда ничем не лучше лжи…

Столько информации, сколько мы закладываем в каждую экспозицию, я мало в каком музее видел. Мы почти становимся архивом, представляя такое огромное количество документов. И посетители, конечно, приходят разные. Кому-то хватает первого, обзорного, уровня, а кому-то требуется углубленный.

— Еще одно ваше преимущество, которое наверняка ценят молодые посетители: в залах музея политической истории нет привычных смотрителей. Не боитесь за сохранность экспонатов?

— За этим присматривают сотрудники службы безопасности, которые курсируют по залам. Вообще же музей построен на принципах доверия и открытости. В атриуме почти все время проходят выставки, которые можно посмотреть бесплатно. Многие приходят к нам просто отдохнуть от городской суеты — посидеть в тишине, посмотреть выставку, выпить чашку кофе… Это доступное и дружественное городское пространство.

И, может быть, самый главный секрет популярности: в нашей экспозиции никто не сможет увидеть государственный заказ. В это, наверное, трудно поверить, но его просто нет! Причем начиная с 1991 года, когда мы сами изменили экспозицию (сверху никакой команды не было — кем нам быть и что показывать). И с тех пор, хотя и остаемся государственным музеем, ни разу не ощутили никакого давления.

Бывает, интересуемся у кого-то из иностранных гостей — а их приходит до 15 тысяч в год (примерно 12 — 15% от всех посетителей), — что ему интересно в нашем музее, и нередко слышим ответ: «Дворцы я видел и в других странах. Но там не понять, как жила страна. А здесь я понял, что такое Россия».

А вот китайский поток нас обходит стороной. Мы к нему готовились, даже запаслись аудиогидами и сувенирами. Но представление о том, что китайцы особо почитают все связанное с революционной историей, оказалось не соответствующим истине. Мы столкнулись с тем, что они вообще не знают, кто такой Ленин. Особенно молодежь. Старшее поколение еще не забыло лозунг «Русский с китайцем — братья навек» и помнит, что Советский Союз первым признал КНР. Но их не так много…

— И напоследок. Будет ли на территории особняка продолжен поиск клада Матильды Кшесинской?

— Не будет. Нет никакого смысла. Я буквально по крупицам проанализировал события 1917 года, когда Кшесинская отсюда переехала, и на основании документов, с привлечением архивов ФСБ и МВД, убедился: невозможно было зарыть здесь клад, чтобы никто об этом не узнал. Слишком людно. Кроме того, по версии одного из потомков балерины Константина Севенарда, клад зарыт на глубине четырнадцати метров. Да это просто невозможно! Тут на глубину двух с половиной метров копнешь — уже невская вода. Мы это знаем по нашему саду.

Так что никакого клада не было, и сенсации не предвидится. Другой вопрос, что мы хотим расширить нашу экспозицию, посвященную хозяйке особняка. Ищем интересные сюжеты, связанные с визитами сюда известных деятелей Серебряного века, — а гостей здесь бывало немало. Но Николая II среди них не было: когда он женился, то порвал с балериной все отношения…

Кстати, в устном завещании Кшесинская одобрила передачу особняка музею.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 010 (6608) от 22.01.2020 под заголовком «Биография в контексте музея».

Материалы рубрики

Комментарии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Форма руководства не соответствующая демократическому стилю консультативная
  • Гентаприм для животных инструкция по применению
  • Руководства для плавания на ввп
  • Back comfo pro 700 sp инструкция
  • Инструкция по проведению с витаминизации блюд в доу

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии