О театре
Московский художественный академический театр им. М. Горького — драматический театр с богатой историей и традицией.
Решение о создании Московского художественного театра было принято Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко 22 июня 1897 года на встрече в ресторане «Славянский базар».
Подробнее
С чего начинался театр
Царь Федор Иоаннович
Премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» в постановке К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в здании театра «Эрмитаж» открылся Художественно-общедоступный театр. Ошеломительный успех спектакля ознаменовал приход принципиально новой театральной реальности.
1898
Чайка
17 декабря состоялась премьера пьесы «Чайка». Именно эту дату Вл. И. Немирович-Данченко считал днем рождения Московского Художественного театра. МХТ первым смог найти подход к драматургии А. Чехова, а чайка стала символом театра.
1898
На дне
Первые пьесы М. Горький писал специально для МХТ. Спектакль «На дне» 1902 г. обозначил обращение театра к социально-политической тематике. К. Станиславский с актерами посещал Хитров рынок, погружаясь в жизнь обитателей ночлежки. Постановка имела грандиозный успех.
1902
Бранд
Скандинавская «новая драма» занимала важнейшее место в репертуаре МХТ. Пьесу «Бранд» Вл. И. Немирович-Данченко считал самой революционной для своего времени. Спектакль возник под впечатлением разгона Думы и крестьянских волнений на юге России. Одна из самых ярких постановок по пьесам Г. Ибсена.
1906
Горе от ума
«Горе от ума» стал самым сенсационным спектаклем сезона для двух столиц. В постановке использовалась доцензурная версия текста под редакцией Ю. Озаровского. МХТ стремился отойти от клише и показать реальную жизнь Москвы времен А. Грибоедова. Чацкий в спектакле был представлен пылким юношей, а не обличителем пороков.
1906
Синяя птица
Легендарный спектакль К. Станиславского, единственный, сохранившийся до наших дней. Пьеса М. Метерлинка современниками воспринималась как манифест символизма. Новаторская режиссура впечатляла публику парадом аттракционов, сочетала в себе юмор и трогательный лиризм. Спектакль оказал значительное влияние на русский и мировой театр.
1908
Дни Турбиных
Спектакль стал дебютом М. Булгакова в качестве драматурга и положил начало длительному сотрудничеству писателя с МХАТ. Несмотря на преследования со стороны цензуры и нападки критиков, постановка стала одной из самых популярных в театре. Среди поклонников «Дней Турбиных» был И. Сталин, посмотревший спектакль 15 раз.
1926
Горячее сердце
Постановка продемонстрировала новый подход к классической драматургии А. Островского. Сатирически-обличительный спектакль говорил о социальных проблемах текущего дня. Самая остро-гротесковая постановка К. Станиславского, переосмыслившего свои подходы к театру после длительных зарубежных гастролей.
1926
Бронепоезд 14-69
Постановка спектакля по популярной повести Вс. Иванова была приурочена к 10-летию Октябрьской революции. В «Бронепоезде 14-69» Художественный театр открыл для себя новый жанр — героическую драму. После триумфального успеха спектакля МХАТ подтвердил свою репутацию главного драматического театра страны.
1927
Анна Каренина
Спектакль «Анна Каренина» в постановке Вл. И. Немировича-Данченко — один из долгожителей мхатовской сцены. Премьера прошла с триумфом, вместе со зрителями актерам аплодировали руководители СССР. Гастроли 1937 г. во Франции прошли с аншлагом, несмотря на «мертвый сезон». В 1953 г. на основе постановки был снят фильм-спектакль, сам по себе ставший событием.
1937
Три сестры
Вместе с этим спектаклем в МХАТ вернулась чеховская драматургия. Постановка Вл. И. Немировича-Данченко признается лучшим спектаклем советского периода МХАТ. Она произвела сильнейшее впечатление на предвоенного зрителя, под ее влиянием жили и творили лучшие советские режиссеры «оттепели». Во время гастролей 1958 г. в Великобритании спектакль был восторженно принят публикой и критиками.
1940
Русские люди
В Великую Отечественную войну МХАТ был един со своим народом. Многие из актеров и служащих театра пали смертью храбрых. Оставшиеся в театре служили на культурном фронте. «Русские люди» К. Симонова — первая советская пьеса, героем которой стал рядовой солдат. А спектакль в МХАТ — самая глубокая и значительная из постановок по этому тексту.
1942
Три толстяка
В 1930 г. Вл. И. Немирович-Данченко уже обращался к сказке Ю. Олеши «Три толстяка» — эта постановка должна была сменить «Синюю птицу» — но по ряду причин не задержалась в репертуаре. В 1961 г. спектакль поставили в новой сценической версии по новой инсценировке. «Три толстяка» В. Богомолова и М. Горюнова стали одним из самых популярных спектаклей в истории МХАТ и были сыграны 761 раз.
1961
Дульсинея Тобосская
Первый спектакль О. Ефремова в качестве художественного руководителя МХАТ. Здесь он выступил в качестве режиссера и актера. Знаменитый кинодуэт О. Ефремова и Т. Дорониной впервые обрел свое место на сцене. Единственный совместный спектакль двух выдающихся артистов.
1971
Сталевары
Производственный по теме, эпический по форме, этот спектакль занимает особое место в истории МХАТ. Пьеса была написана по инициативе О. Ефремова. В процессе работы над спектаклем авторы плотно общались работниками завода «Серп и молот». Революционная сценография И. Сумбаташвили воссоздала на подмостках театра реальный мартеновский цех.
1972
Соло для часов с боем
В этом спектакле О. Ефремов собрал на сцене легендарных «стариков» МХАТ — М. Яншина, О. Андровскую, М. Прудкина, В. Станицына, А. Грибова. Для некоторых из них спектакль стал последней премьерой в жизни. С этой постановки началась карьера знаменитого режиссера А. Васильева, работавшего в театре режиссером-стажером.
1973
Иванов
Иванов — первая роль И. Смоктуновского в Художественном театре и одна из самых значимых в его карьере. О. Ефремов предложил зрителю новое прочтение чеховского текста. Спектакль об утрате смысла жизни оказался крайне созвучным настроениям эпохи «позднего застоя».
1976
Тартюф
Самый «вахтанговский» спектакль великого режиссера А. Эфроса: смешной, легкий, умный. На протяжении 1980-х гг. шел с неизменным аншлагом. Выдающаяся работа художника сцены Д. Крымова, звездный ансамбль актеров.
1981
Скамейка
Одна из самых громких премьер 1980-х гг. Пьеса долгое время была под запретом, добиться ее постановки удалось Т. Дорониной. Сценический дуэт Т. Дорониной и О. Табакова производил огромное впечатление на зрителя. Автор пьесы А. Гельман стал знаковым драматургом МХАТ времен О. Ефремова.
1984
Старая актриса на роль жены Достоевского
Роль Т. Дорониной в этом спектакле, где ее постоянным партнером выступал артист А. Ливанов, считается одной из лучших в репертуаре актрисы.
1988
Прощание с Матерой
«Прощание с Матерой» — этапная постановка МХАТ им. М. Горького, в которой совпали художественные принципы, общественная позиция и мироощущение автора и театра. События 1960-х гг., описанные в повести Распутина, перекликались с современностью: разоренный в 1987 г. МХАТ едва не «ушел под воду», как остров Матера.
1988
Лес
Спектакли по пьесам великого русского драматурга в постановке Т. Дорониной, в декорациях В. Серебровского, с музыкальным оформлением В. Соколова стали визитной карточкой МХАТ им. М. Горького рубежа веков.
1993
Ее друзья
В. Розов написал пьесу «Ее друзья» в 1949 г. Почти через полвека пьесу поставил на сцене МХАТ им. М. Горького знаменитый кинорежиссер В. Усков, не изменив в ней ни слова. Режиссеру и актерам удалось создать живой, эмоциональный и правдивый портрет молодого послевоенного поколения.
1997
Мастер и Маргарита
Т. Доронина как художественный руководитель театра активно поддерживала традицию булгаковских спектаклей в МХАТ им. М. Горького. Большая сцена МХАТ оказалась идеальным полигоном для экспериментальных постановок В. Беляковича. «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова — самый зрелищный и самый амбициозный спектакль известного режиссера.
2009
Пигмалион
Спектакли по классическим европейским пьесам в МХАТ «доронинского периода» можно назвать торжеством сценографии и костюма. «Пигмалион» в постановке Т. Дорониной — это красочное, захватывающее зрелище, насыщенное юмором и неподдельными эмоциями.
2016
Отцы и дети
Главная тема романа — конфликт мировоззрений двух поколений — остается неизменно актуальной и в наши дни. Режиссеру и актерам спектакля удалось воплотить на сцене подлинный дух классической русской литературы, а художнику — воссоздать очарование провинциальных усадеб позапрошлого века.
2018
Последний срок
В 1977 году В. Распутин написал инсценировку своей повести специально для МХАТ. 8 мая 2019 года «Последний срок» вернулся на сцену МХАТ им. М. Горького в новой постановке С. Пускепалиса. Спектакль переносит зрителя в советскую деревню к умирающей старухе и заставляет вспомнить о своих корнях, о долге перед родителями и горькой женской судьбе.
2019
Леди Гамильтон
Спектакль по пьесе Т. Реттигена «Он завещал ее нации» утвердил на сцене МХАТ имперский стиль. На фоне грядущего Трафальгарского сражения разворачивается любовная драма национального героя Великобритании адмирала Нельсона и леди Гамильтон. Одна из величайших историй любви двух выдающихся личностей, бросающих вызов общественному мнению.
2019
Синяя птица
В 2019 году состоялась реконструкция единственной постановки К. Станиславского, дожившей до наших дней. Была проведена тщательная работа по восстановлению декораций, костюмов, текстов и утраченных смыслов. Сегодняшний маленький зритель продолжает удивляться чудесам «Синей птицы», как это было и сто лет назад.
2019
Снежная королева
Старая сказка, рассказанная языком песен, трюков и мультимедийных технологий. Калейдоскоп чудес, ярких красок, современных ритмов, юмора и отваги влюбил в себя юного зрителя. На сцену вернулся перевод, не прошедший правку советской цензурой, и вновь зазвучали христианские мотивы, заложенные автором.
2019
Три сестры
В 2020 году исполнилось 160 лет со дня рождения Антона Чехова, 120 лет — пьесе «Три сестры» и 80 лет знаменитой мхатовской постановке В. Немировича-Данченко. К этой дате МХАТ реконструировал один из самых знаковых спектаклей своего репертуара. Исследовательская работа была проведена совместно с театроведом Светланой Новиковой, художниками МХТ им. А. Чехова, Музеем МХАТ.
2020
Холодное сердце
Из всех немецких сказочников Вильгельм Гауф считается самым детским. Но «Холодное сердце» — это не только увлекательная история, это серьезный разговор о смысле жизни, о любви и милосердии. Новая версия старого спектакля показана в 2020 году. Сегодня спектакль можно поздравить с новым рождением. Рукотворное волшебство декораций украшено видеоартом, а сценическое действие наполнено новой музыкой.
2020
Нюрнбергский вальс
Спектакль «большого стиля»: в декорациях, которые воспроизводят интерьеры знаменитого «зала 600» Дворца правосудия в Нюрнберге, зрители, как очевидцы Нюрнбергского процесса, станут свидетелями исторического трибунала и трагической любовной истории русской аристократки-эмигрантки и советского разведчика.
2020
Лес
Новая постановка МХАТ отличается от привычного и классического Островского: стык авангарда, классического театра, буффонады, минимализма и многослойности — петербургский режиссер Виктор Крамер сочетал несочетаемое с помощью иронии и юмора.
2021
Бессмертные строки
Стихи о войне — это всегда от сердца, потому что память Великой отечественной — это генная память, и Победа над нацизмом — это победа на все времена.
2021
Пиноккио
Зритель оказывается в атмосфере венецианского карнавала и русского средневекового площадного театра, где актеры обращаются напрямую к зрителю. Действие спектакля разворачиваются в огромной декорации в виде старинной шарманки, которая превращается то в коморку папы Карло, то в повозку Карабаса-Барабаса, то в таинственный лес, то в подводное царство и, наконец, в волшебный Театр!
2021
Женщины Есенина
Известно, что в жизни Сергея Есенина было несколько больших романов, отразившихся в его поэзии. Почти все они заканчивались трагически. Он посвящал своим возлюбленным стихи, ставшие классикой русской поэзии, но не умел сохранить чувство к женщине надолго. МХАТ им. М. Горького рассказывает зрителям о поэте, обратившись к его личной жизни, к судьбам женщин, которые оставили след в его творчестве.
2021
Жди меня
«Жди меня» — спектакль-сенсация от режиссера постановки «Женщины Есенина» Галины Полищук. «Жди меня» — пронзительный, предельно честный, временами жесткий до боли спектакль по мотивам рассказа «Нежданно-негаданно» Валентина Распутина.
2022
Золушка
Режиссер Вячеслав Стародубцев решил поделиться с ребятами тем, что любит сам. Не нарушая сюжета любимой сказки, он наполнил ее грезами своего детства. С помощью новейших технологий добрая Фея откроет перед Золушкой космический мир зазеркалья, где дерзкая пацанка и замарашка превратится в прекрасную трепетную девушку и наденет лучший в мире наряд. Старомодную карету сменит агрегат покруче. А в невероятном королевском дворце Золушку будет преследовать необычный персонаж — Убегающее время.
2022
«Уберут всё, поскольку это всё ставилось при Боякове», — уверена бывшая заведующая литературной частью МХАТ имени Горького Мария Ватутина. «Известия» выслушали позицию нового гендиректора Владимира Кехмана. Теперь пришел черед высказаться другой стороне мхатовского конфликта. Мария Ватутина попала в список сотрудников, которых уволило пришедшее в конце октября руководство. О том, что стало тому причиной и какие творческие планы у театра, бывшая завлит рассказала «Известиям».
«Избавить МХАТ от мракобесия»
— Скажите, почему вы решили уйти из МХАТа?
— Я ушла, потому что мне предложили написать заявление об увольнении. Я сказала: «Нужно вам придумать обоснование». И тогда мне предложили по соглашению сторон.
— «Соглашение сторон» означает финансовую компенсацию?
— Да, по соглашению сторон — это компенсация. Потому что я сама не понимаю, почему я должна была уходить. Причин по работе нет, и никаких других тоже нет. Таким образом, мне нужна была компенсация. Ну как при сокращении. По сути, это замена сокращения, поскольку мою должность нельзя сократить.
Гендиректор МХАТ имени Горького Владимир Кехман
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
— На ваше место уже нашли человека?
— Вы знаете, я не уверена в этом. Мы не общаемся с Владимиром Абрамовичем [Кехманом]. Когда заместитель директора по общим вопросам и отдел кадров мне предлагали уволиться, они сказали, что придет завлит, который был при Дорониной. Это Ореханова Галина Александровна.
— Ей много лет.
— Приезжала на собрание 9 ноября на инвалидной коляске. Это была вторая встреча труппы с Кехманом. Может быть, в театре будет потом не она, а ее представители. От имени Татьяны Васильевны [Дорониной] тоже действует представитель. Передают ее пожелания.
— То есть ее на ту встречу пригласили?
— Да.
— А вы на тот момент знали, что вам предложат уйти?
— Я не знала. Хотя, конечно, понимала, что меня отсюда будут увольнять. И, надо сказать, я заранее собрала вещи.
— Много таких, кто понял, что их будут увольнять, и их уволили?
— Да, конечно. Потому что была заявлена политика вернуть не только Доронину, но и репертуар. И избавить МХАТ от всего этого якобы, мракобесия, которое ставил Эдуард. В том числе от его ближайших сотрудников.
Бывший худрук МХАТ имени Горького Эдуард Бояков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
— То есть это сотрудники администрации? Или и артисты тоже?
— Нет, артистов пока не трогают.
— Значит, дирекция?
— Да. Ну это весь огромный творческий департамент. Потому что очень много служб, репетиционная часть, проект «Открытая сцена». Не знаю, закрывается ли гастрольный отдел, но гастролей не будет.
— Почему?
— По-моему, гастролей не было при Дорониной. В общем-то, возвращается всё, что было при Татьяне Васильевне. Сегодня даже ходят батюшки по театру с песнопениями и изгоняют бесов.
«Захару Прилепину не позавидуешь»
— А какой ремонт собрался делать Владимир Кехман, ведь театр уже отремонтировали?
— На первом собрании я спрашивала его о ремонте. Он ответил, что будет меняться оборудование сцены. И еще ему не нравятся кресла. Кресла мы меняли, но обтягивали просто другим материалом. В общем, кресла нормальные. Сколько раз люди были на спектаклях, и их устраивало. Но для него это не тот уровень.
— Захар Прилепин остается в театре?
— Остается. Как минимум, чтобы выпустить премьеру по своей книге «Женщины Есенина». Это год мощной работы. Во всяком случае, премьера назначена на начало декабря. Потом посмотрим. У него незавидное сейчас положение, прямо скажу.
— Он же был помощник худрука, а худрука сейчас нет.
— Он был не помощник, а заместитель художественного руководителя по литературной части. Худрука нет — может, и должности такой не будет. Сейчас всё переименовывают. Поэтому отправляют людей в Питер, в Михайловский театр, чтобы там перенимали опыт.
Заместитель худрука МХАТ имени Горького Захар Прилепин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
— Какой, например?
— Например, там вместо главного инженера — служба аутсорсинга. Приходят и сотрудников гоняют.
— Что еще решил поменять новый гендиректор?
— У меня одна формулировка: Дорониной вернут МХАТ на прежнем месте в прежнем виде. Будет весь ее репертуар, будут ее артисты. Они и были в театре, не выходили из штата. Вернулась доронинская система.
— Все спектакли, которые в течение последних трех лет ставились, снимут?
— Ну потихоньку все. Во-первых, те спектакли, которые были на Малой сцене: «У премьер-министра мало друзей», «Слово о полку Игореве», «Мифический муж и его собака», «На стриме» исчезнут. Если только их не переведут через какое-то время на третью сцену. Если получится по декорациям, хотя туда всё равно невозможно поставить их.
На Большой сцене уберут «Красный Моцарт», «Некурортный роман», «Нюрнбергский вальс», «Пиноккио», «Розовое платье». «Лавр», наверное, в декабре еще будет, потом уже нет. «Чудесный грузин» — само собой. А дальше не знаю. Может, «Вишневый сад» тоже уберут. Поскольку это всё ставилось при Боякове.
Проще вернуть другие спектакли. Если они смогут их вернуть. Потому что половина актеров умерли или уже в возрасте. Декорации надо найти, понять, где они.
— Говорят, хотят вернуть «Так победим!». Это спектакль, в котором Ленина играл Александр Калягин.
— Да. Может быть, в связи с тем что главным персонажем является Ленин. Может быть, это Захар даже предложил. Во всяком случае, эта пьеса затребована в литчасти.
— А какие еще затребовали пьесы?
— «Вассу Железнову», «Таланты и поклонники». И обидно еще, конечно, то, что много премьер было задумано и репетировалось. «Скупой» с Леонидом Якубовичем, «Обручение» с Евдокией Германовой — режиссера этой постановки Ренату Сотириади тоже уволили. Планировался спектакль Андрея Кончаловского «На дне». Шемякин прилетел для работы над «Песочным человеком». Подобрали артистов. Музыку для спектакля начал писать Максим Фадеев. Прекрасные были эскизы.
Сцена из спектакля «Лавр»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
— И их тоже не будет?
— Нет, конечно. Ни «Хлорофилии», ни «Братьев Карамазовых». Будут «Сказки в шатре» Алисы Гребенщиковой.
— А Кончаловский чем не угодил?
— Не знаю. Кстати, еще «Сцены из супружеской жизни», наверное, тоже снимут. Это же было сделано при Боякове.
— Но ведь всё это время Министерство культуры финансировало и поддерживало театр?
— Были потрачены бюджетные деньги, из наших налогов. Часть, конечно — это привлеченное финансирование, частное. Но ведь люди работали, создавая и отдавая нам свою прибыль на создание спектаклей. Это всё работало, чтобы люди шли в театр. И они потянулись сюда. Скандировали, аплодировали прекрасным спектаклям. Три года над этим работал огромный коллектив.
Есть еще вопрос нравственный. Да, действительно, при приходе Эдуарда многие спектакли из репертуара Татьяны Дорониной были сняты. Но ведь Эдуард приходил сюда с определенной целью, я так думаю. Когда его назначали, очевидно, цель была одна: чтобы в театр пошли люди. Чтобы он был не гробом на Тверском бульваре, мимо которого люди крестясь проходят, а чтобы это было живое место, современное. И это было сделано, здесь обижаться не на что. Прежние спектакли надо было бы очень долго восстанавливать, осовременивать, репетировать заново. А вскоре начался ковид: локдаун, 25% зала, потом 50%. Естественно, Эдуард сделал единственно верное, причем пророческое решение — он поставил 17 премьер в тот год. И театр в ковид имел прибыль. Все задолженности перед бюджетом, перед госзаказом были покрыты.
Угрюмый МХАТ превратился в живой организм. У нас был создан прекрасный коллектив. Здесь не было никаких сплетен, никаких раздраев. Мы работали как отлаженный механизм.
— Было много тех, кто критиковал деятельность театра и лично Боякова. Скандалы возникали постоянно.
— Вы знаете, я сейчас прихожу к выводу, что это, конечно, была организованная кампания, кровавая борьба за место в этих стенах.
Почетный президент МХАТ имени Горького Татьяна Доронина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
— Думаете, у защитников Татьяны Васильевны оказались более сильные ресурсы?
— Когда приходят к человеку, имеющему власть, и говорят, что там унижают, оскорбляют, отгоняют от ролей актеров, идут спектакли ниже пояса, губится русский традиционный театр… Хотя три года наш манифест был о том, что у нас русский драматический национальный психологический театр. Единственный островок, где не глумятся над драматургией. Но это был язык. В общем, это была неправильно поданная информация. Наверху послушали одну сторону.
— Как вам кажется, Татьяна Васильевна все-таки приедет в театр, как надеется новая дирекция?
— Да, я думаю, что она приедет. Единственное, что, конечно, она не будет работать здесь каждый день. Но, может быть, она согласится быть художественным руководителем. Каждый день увольняется по несколько человек: пишут заявления, но на самом деле это увольняет администрация. Когда настолько вычищается всё, что было создано за три года, значит, дан карт-бланш. А он дан, чтобы вернуть МХАТ Дорониной. Как вернуть? Чтобы она его получила в таком виде, в каком он был три года назад.
«Бузова ни при чем»
— Те люди, которые были на договорах как приглашенные артисты, — с ними тоже расстанутся?
— Спектакли пока и идут, так что контракты действуют с артистами. А дальше будет их перезаключение, думаю. Это вновь прибывшие звезды труппы Алика Смехова, Ирина Линд, Алиса Гребенщикова и другие. Спектакли отменяются, а кто-то из актеров только в них и были заняты. Значит, им играть будет нечего. Надеюсь, им найдут роли в старых спектаклях. А то может получиться, что, как бы в отместку за тех пятерых актеров, которых Эдуард не выпускал на сцену, и с этими так же поступят.
Певица Ольга Бузова в спектакле «Чудесный грузин»
Фото: mxat-teatr.ru
— Вам не кажется, что вся эта история началась со скандала с Ольгой Бузовой?
— Давайте вот с какой стороны посмотрим. Есть художественный руководитель театра, которому, дан карт-бланш некоей художественной политики. Он принимает решение, то или иное. И получается, что сейчас государство вынудило уволиться художественного руководителя за его творческое решение.
Бузова играла 15 минут в театре. Играла нормально, все смеялись. Она не главную роль исполняла. Это было художественное решение. И если режиссер Рената Сотириади сочла возможным пригласить Олю Бузову, значит, она ей нужна. Кстати, актрису можно было заменить с легкостью. А не снимать спектакль. Конечно, причина не в ней.
Кроме того, я вижу здесь еще один аспект. Понимаете, мы объявляем на всю страну человека, гражданина России, неприличным. Вам не кажется, что это травма? И дай Бог всё это пережить Ольге.
— Ее попрекают тем, что не имела права стоять на святой сцене МХАТа.
— Она в правах ограничена?
— У нее нет диплома театральной актрисы…
— Ну много у кого нет. Потом, почему не обращают внимания на другие спектакли других театрах, которые вообще ниже пояса? Нет, это, конечно, лишь повод, чтобы зацепиться.
Бывшая заведующая литературной частью МХАТ имени Горького Мария Ватутина
Фото: mxat-teatr.ru
— У вас есть какие-то предложения? Куда вы пойдете?
— Сейчас ведутся переговоры. Надеюсь, место я себе найду. Но ужасно неприятный осадок от того, что обесценена трехлетняя работа коллектива, который дневал и ночевал в театре. Потому что были кризисные моменты, когда по несколько премьер подряд, когда надо срочно готовить буклет, похожий на исследовательскую книгу, по «Лавру». И все — дизайнеры, информационщики, пиар — вкалывали. А получается, что это ушло в вечность. Это были одноразовые шприцы. Исполнительные органы приняли решение в угоду одной личности.
— Вы имеете в виду Татьяну Васильевну.
— Да. Решение, совершенно необоснованное в отношении других людей. И знают ли принимающие решение, что здесь сейчас творится?
Мария Ватутина — поэт, литератор. Родилась в Москве 4 мая 1968 года. В 1995 году окончила Московский юридический институт. В 2000-м получила диплом Литературного института. С 1997 года член Союза писателей. Публиковалась в различных изданиях: «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Современная поэзия». Автор поэтических сборников. Лауреат литературных наград: «Бунинская премия», «Волошинская премия», «Antologia», «Красная площадь» и др. С 2020 по 2021 год — завлит МХАТ имени Горького.
Скрытая часть
МХАТ имени Дорониной
МХАТ имени Дорониной
Когда К С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко создавали МХАТ, они определили его принципы: «Во-первых, стремление к тому, чтобы небогатый класс людей, и особенно класс бедной интеллигенции, мог иметь за небольшую цену удобные места в театре; во-вторых, задача художественная — она заключается в попытке внести в русское сценическое искусство новую струю, стремление вывести его из рамок рутины и шаблона; в-третьих, дать возможность развиваться молодым силам, получившим специальное театральное образование».
Эти принципы ученица мхатовской школы, мхатовская актриса, ставшая художественным руководителем МХАТ имени Горького Татьяна Доронина сделала своими. И неустанно осуществляла и осуществляет их всей своей деятельностью при строительстве нового МХАТа, который теперь все, и друзья и недруги, зовут по имени его художественного руководителя — доронинским. Театр этот, как уже сказано, со времени его возникновения сильно невзлюбила «либерально-демократическая» критика, не жалея сарказма, злобной, издевательской насмешки в рецензиях на его постановки. «Посещение доронинского МХАТа в театральной среде с некоторых пор считается симптомом профессионального мазохизма. Большинство критиков столь легкой добычей, каковой является практически любой режиссерский опус Татьяны Дорониной, брезгует. Почему-то считается, что написать о спектакле МХАТа имени Горького — все равно что подойти к убогому и пнуть его ногой». Такие слова без тени смущения написал в «Коммерсанте» в 2002 году один из постоянных обличителей Дорониной критик Роман Должанский.
К. С. Станиславский (справа) и В. И. Немирович-Данченко определили принципы МХАТа: «Во-первых, стремление к тому, чтобы небогатый класс людей, и особенно класс бедной интеллигенции, мог иметь за небольшую цену удобные места в театре; во-вторых, задача художественная — она заключается в попытке внести в русское сценическое искусство новую струю, стремление вывести его из рамок рутины и шаблона; в-третьих, дать возможность развиваться молодым силам, получившим специальное театральное образование».
К счастью, зрители МХАТа имени Горького то ли «Коммерсанта» не читают, то ли имеют свое, отличное от него мнение по поводу и Татьяны Дорониной, и театра. Потому что на самом деле театра более демократического в истинном значении этого слова, в отличие от того симулякра, который используют современные политики в своих небескорыстных целях, в Москве, кажется, нет. Цены на билеты в нем доступны даже пенсионерам — самой ущемленной и нищей категории населения современной России. Но билеты доступны и студентам, и небогатой интеллигенции, которая и составляет здесь основную часть публики. Достаточно много и вполне солидных людей, достигших, судя по их виду, определенных высот в сегодняшней жизни. Словом, публика разная и разнообразная, и все же особенная — преданная своему театру. Многие ходят сюда постоянно, встречаются даже такие, которые больше ни в какие театры не ходят. «А зачем? — удивился моему вопросу один пожилой человек. — Мне и этого хватает. Это лучший театр, у него самая большая посещаемость». Актерам тут по-прежнему дарят цветы, благодарят за спектакль долгими овациями, стоя. А если уж в спектакле участвует сама Доронина, градус восхищения повышается в несколько раз, как и количество букетов.
«Пытаются охаивать МХАТ имени Горького, — заметил по этому поводу Роберт Тахненко. — Пишут, что постановки «серые»… Чепуха все это. На деле театр — самый посещаемый зрителями. Люди идут в этот театр, потому что режиссура отвечает их потребностям. Почему никто не задумывается, что достоинство художественного чутья Тани в том, что она сумела в неустойчивое время сохранить преемственность реалистического отражения жизни в театре? Ведь это академический театр, и поэтому он представляет всю страну, а не экспериментальный карманный театр одного человека». Однако сегодня отношение к театру у разных режиссеров и художественных руководителей разное. Олег Табаков, например, в одном из своих интервью как-то сказал, что театр — не только храм, но и предприятие, в смысле «коммерческое предприятие», и рассказал, как пытается сделать это предприятие рентабельным. Методы разные — от приглашения в труппу узнаваемых, «звездных» лиц, модных и известных режиссеров до «смелых» экспериментов с матом, «обнаженкой» и прочими «современными» веяниями. Не случайно в 2004 году от этой буквы «А» в названии театра, обозначающей «академизм», МХАТ им. Чехова избавился, став просто МХТ. Как написала однажды в журнале «Москва» критик Капитолина Кокшенева, анализируя работу обоих театров, «Оба МХАТа традиция жгла: но один из них («доронинский») это горение, этот жар традиции воспринимал как «тепло очага», как единственность выбора: «если этот очаг потухнет, то больше нигде не согреться». Другой — «ефремовско-табаковский» — был, очевидно, мучим этим жжением, желал высвобождения, всю страсть свою бросив на завоевание современности».
Табаков достиг своей цели, его методы действительно сработали, оказались созвучны нашему, далеко не однозначному времени, и в театр пошли спонсоры — богатые люди. Как он рассказал журналистам «Российской газеты», «…За всю историю независимой России внебюджетных денег МХАТ собрал где-то тысяч 200 долларов. А нынешний бизнес неожиданно таким доверием одарил меня, что принес 700 тысяч за один прошлый год… Еще один добрый человек сделал щедрый подарок. Мне уже миллионов 15 рублей подарил».
Это интервью было дано в 2001 году. С тех пор различие между двумя театрами превратилось, кажется, в пропасть: МХТ имени Чехова стал своим для богатых людей, для нынешней так называемой «элиты», МХАТ имени Горького — для публики, которая когда-то называлась «разночинной». Впрочем, как уже говорилось вначале, круг этой публики со временем становится все шире — «авангардные» постановки уже приелись, кажется, почти всем.
«Свой зритель, подготовленный зритель (а у нас в театре есть и такой) на самом-то деле очень большая ценность, — говорит об этой публике сама Доронина. — С таким зрителем во время спектакля происходит чудо полноценного общения, чудо сопереживания зала актеру. Да, это роскошь, когда зал и театр живут одними ценностями, когда для взаимного понимания не требуется дополнительных разъяснений и усилий. Наши зрители — это довольно демократическая публика, нормальные люди. Мы не ставим спектаклей для публики буржуазной, сытой и самодовольной (когда-то ее называли «публика первого абонемента»). Мы не считаем, что театр должен развлекать и быть местом для комфортного пищеварения после сытного обеда в ресторане. Мы стараемся жить всерьез, что не исключает ни чувства юмора, ни иронических интонаций, ни веселого смеха, если они уместны».
Иначе говоря, МХАТ имени Горького и в наше время по-прежнему стараются сохранить храмом — храмом искусства. В нем, как уже говорилось, особая атмосфера: уважительное отношение к зрителям и благоговейное отношение зрителей к артистам, особенно к главной артистке, его художественному руководителю и приме Татьяне Дорониной. В нем чистота — от фойе и туалетов до зрительного зала. На спектаклях здесь тишина, часто абсолютная, прерываемая только аплодисментами.
Опять же, кто-то из критиков, не любящих этот театр и Доронину, написал, что, придя во МХАТ им. Горького, человек словно переносится в какие-то другие, доисторические времена. Да, переносится, да, в другие и даже доисторические, если вести счет истории от перестроечных лет. Ощущение именно такое: ты попал в то время, когда поход в театр был праздником. Некоторые такое ощущение еще помнят, и оно им нравится. Но нравится эта атмосфера и многим современным театралам. Нравятся декорации необыкновенной красоты, созданные талантом В. Г. Серебровского, народного художника России, нравится прекрасное музыкальное оформление спектаклей композитора В. С. Соколова, нравится, наконец, высокий уровень игры артистов. Хотя лица в основном не звездные, не примелькавшиеся, не знакомые зрителям по телевизионному экрану. Но не телевизионный же экран, увлеченно считающий свои странные рейтинги и прибыли от рекламы товаров сомнительного качества и полезности, делать мерилом величины таланта и профессионализма театральных артистов?
А это уже театр Татьяны Дорониной — МХАТ имени Горького. В спектакле «Три сестры».
Стоит отметить и то, что в театре много артистической талантливой молодежи, и она занята в спектаклях. Пополняется труппа в основном выпускниками Щепкинского училища. Это один из ведущих ныне актеров МХАТа Михаил Кабанов, актер большого диапазона и таланта. Это и Оксана Соломяная, которая совершенно чудесно сыграла роль Нелли в «Униженных и оскорбленных» и в «Вассе Железновой» одну из дочерей Вассы. Выпускниками Щепкинского училища являются также талантливейшие Максим Дахненко, Андрей Чубченко, Елена Катышева. Как считает Татьяна Васильевна, в училище имени Щепкина преподаватели (например, Виктор Коршунов, Юрий Соломин) умеют отобрать абитуриентов, к которым применимы понятия «личность», «индивидуальность». Потому что артист не должен быть похож ни на кого.
Конечно, прекрасные профессиональные качества встречаются и у выпускников других театральных школ. Например, ГИТИС закончили в свое время такие «звезды» МХАТ имени Горького, как Валентин Клементьев, Сергей Габриэлян, Татьяна Шалковская…
Политика художественного руководителя театра, которая старается свое видение театра, его роли в жизни общества, отношение к нему передать тем, кто приходит на смену старшему поколению, выражается словами, помещенными на главной странице театрального сайта: «Предназначение драматического театра всегда определялось словом «духовность». Мы пытаемся передать молодым актерам, которых приняли в свою труппу, то лучшее, чему научили нас наши великие учителя. Традиции русского театра — реализм, правда и «слово» во славу человека. Духовное совершенствование, стремление возвернуть то, что названо «совестью», ибо именно совесть является мерилом человеческой порядочности, доброты и самоотверженности…» Эти слова Дорониной определяют творческое кредо МХАТ им. Горького.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Студия МХАТ
Студия МХАТ
Соня Зайкова, Нора и Рая Максимовы, Нина Палладина, Галя Товстых, Соня Барто, Таня Доронина, Нонна Бодрова, Леон Кукулян, Владимир Поболь, Михаил Козаков, Борис Никифоров, Ванадий Орлов, Юра Горохов, Марк Ковалев, Анатолий (???) Остроухов, Виктор Сергачев и я. Вот
Студия МХАТ
Студия МХАТ
1-й курс Студии МХАТ. Валяют дурака (справа налево) – Володя Любимов, Миша Козаков, Володя Поболь и я – в наивной вере в легкое и прекрасное актерское будущее.
Поручик Кригер – мое первое и последнее появление на МХАТовской сцене. Красив, подлец! Спектакль
Первый муж Татьяны ДОРОНИНОЙ (Олег БАСИЛАШВИЛИ)
Первый муж Татьяны ДОРОНИНОЙ
(Олег БАСИЛАШВИЛИ)
О. Басилашвили родился 26 сентября 1934 года в Москве в интеллигентной семье. Его отец Валерьян Ношреванович долгие годы проработал директором Московского политехникума, мать Ирина Сергеевна Ильинская — доктор филологических
Глава четвёртая «Имени завода имени Степана Разина»
Глава четвёртая
«Имени завода имени Степана Разина»
«Ну что ж ты меня не узнал, что ли? Я же ж Аркадий Северный!»
А. Северный, февраль 1975 г.
К началу 70-х годов идея записать «блатные» песни в сопровождении оркестра носилась в воздухе. Чёрный рынок был просто завален
Москва, МХАТ, 1954 год
Москва, МХАТ, 1954 год
– Ольга Леонардовна, позвольте я вас провожу. – Алла Тарасова мягко взяла под руку Книппер-Чехову и неспешно повела ее в ложу. Следом семенили директор театра и стайка администраторов. – Сегодня в честь вашего юбилея, как уславливались, даем «Три
МХАТ
МХАТ
С 76-го до 83-го года я оставался в «Современнике» на так называемых «разовых» ролях, а затем перешел во МХАТ к Ефремову. Случилось это после определенной акции театра по отношению ко мне. Акция эта была очень простой, и я бы сказал даже, банальной. «Современник»
Раневская покинула Театр имени Моссовета на восемь лет – с 1955 по 1963 год она работала в Театре имени А. С. Пушкина.
Раневская покинула Театр имени Моссовета на восемь лет – с 1955 по 1963 год она работала в Театре имени А. С. Пушкина.
Почему она решила уйти? Дело конечно было в ее сложных отношениях с Завадским и его примой Верой Марецкой. Раневская была слишком популярна – «Шторм» показал,
«О чем думает Фурцева? «Современник» Ефремов уже развалил, теперь будет доразваливать МХАТ»
«О чем думает Фурцева? «Современник» Ефремов уже развалил, теперь будет доразваливать МХАТ»
Конечно, МХАТ имени Горького всегда занимал особое положение. Никакому другому театру не уделялось столько внимания со стороны министерства и отдела культуры ЦК. Такое
МХАТ СССР им. Горького
МХАТ СССР им. Горького
Вот уже пошло второе столетие, как К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко был создан МХАТ. Здесь с 1920-х годов блистали М. И. Прудкин, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. О. Степанова, Н. П. Хмелев, Б. Н. Ливанов, М. М. Яншин, А. Н. Грибов,
И снова МХАТ
И снова МХАТ
Когда она уходила из МХАТа, Ефремов ей сказал: «Через шесть лет вернешься». В 1983 году Татьяна Доронина возвращается во МХАТ имени М. Горького, ее вводят в спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского.Но почему, почему она ушла от
«МХАТ Горького закрыть. Немедленно!»
«МХАТ Горького закрыть. Немедленно!»
Ну, а господа критики из либерального стана после постановки на сцене МХАТа имени Горького «Комедиантов господина…» почему-то промолчали. То ли не нашли, что сказать по поводу успешного спектакля, опровергающего их заявления о
РОЖДЕНИЕ НОВОЙ СТУДИИ МХАТ
РОЖДЕНИЕ НОВОЙ СТУДИИ МХАТ
Увидеться с Константином Сергеевичем той же осенью мне пришлось по совсем особому поводу.Структура управления театрами и студиями так сложилась в те годы, что существовать под скромной маркой «Мансуровская студия Е. Вахтангова» становилось
Истории и легенды о Школе-студии МХАТ, записанные со слов П. Н. Фоменко
Истории и легенды о Школе-студии МХАТ, записанные со слов П. Н. Фоменко
Истории о студенческих годах, проведенных Петром Наумовичем в Школе-студии МХАТ, – редкий в наши дни пример мифотворчества. То недолгое время, которое Петр Фоменко проучился там, вскоре прервалось:
Театр: Камерный, МХАТ, Вахтанговский, «Современник»
Театр: Камерный, МХАТ, Вахтанговский, «Современник»
К этому времени относится и мое увлечение театром, особенно Камерным театром. «Антигона», «Негр», «Машиналь», «День и ночь», «Жирофле-Жирофля», «Адриенна Лекуврер» — все эти спектакли по-разному глубоко волновали меня.
Фурцева, Ефремов и МХАТ
Фурцева, Ефремов и МХАТ
Конечно, МХАТ имени Горького всегда занимал особое положение. Никакому другому театру не уделялось столько внимания со стороны министерства и отдела культуры ЦК. Такое пристальное внимание объяснялось тем, что во всем мире систему Станиславского
84. МХАТ
84. МХАТ
Яшчэ калі я жыў у Горадні, неяк прыехаў туды Андрэй Макаёнак, які быў дэпутатам Вярхоўнага Савету па Гарадзенскай акрузе, меў з намі спатканьне. Мы з Карпюком і Данутай вадзілі яго ў рэстаран, заходзілі да яго ў гатэль. Тады ён у мяне запытаў: «Слухай, чаму ты не
Министерство культуры России внесло изменения в устав МХАТа им. М. Горького. Отныне руководство театром будут совместно осуществлять его директор Олег Михайлов и президент Татьяна Доронина.
До этих изменений вся полнота власти во МХАТе находилась в руках художественного руководителя-директора. Эту должность занимал продюсер Эдуард Бояков. Он стал худруком в конце 2018 года, тогда же народная артистка СССР Татьяна Доронина, руководившая театром — также единолично — более тридцати лет, получила пост президента МХАТа и была, таким образом, отправлена в почетную отставку. Предполагалось, что она наряду с новым худруком будет принимать участие в управлении театром и выработке художественной программы.
Однако на деле получилось иначе — фактически Татьяна Доронина оказалась отрезана от жизни театра.
Это стало возможным еще и потому, что полномочия президента МХАТа им. М. Горького, как это обычно в таких случаях и происходит, не были документально зафиксированы.
Эдуард Бояков и его заместитель, писатель Захар Прилепин, объявили свою программу «патриотической», новый руководитель всячески подчеркивал свою преданность государственной культурной политике и близость к определенным властным кругам. Многие спектакли доронинского периода были сняты с репертуара, а часть труппы, не принявшая приход господина Боякова и методы его работы, в 2019 году неоднократно публично протестовала против нового руководства. Однако никакого влияния на ход событий эти протесты не имели. МХАТ начал выпускать премьеры, самой громкой из которых стал «Лавр» по роману Евгения Водолазкина в постановке Эдуарда Боякова (декабрь 2020 года).
Еще в марте 2020 года Татьяна Доронина пожаловалась на ситуацию президенту Владимиру Путину во время церемонии награждения (госпожа Доронина получила орден «За заслуги перед Отечеством» I степени). После церемонии актриса удостоилась личной аудиенции у главы государства. Затем, уже в декабре прошлого года, Министерство культуры опубликовало результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности театра, в ходе которой были обнаружены серьезные нарушения. Дело было передано в Генпрокуратуру. Вследствие этого — официально связь событий не была подтверждена, но у наблюдателей на сей счет не было сомнений — свой пост была вынуждена оставить исполнительный директор театра Татьяна Ярошевская, ранее приглашенная Эдуардом Бояковым.
Теперь, согласно уставу, власть во МХАТе имени Горького будет принадлежать двум людям — директору и президенту театра.
В переводе на язык реальности это означает, что нынешний художественный руководитель театра Эдуард Бояков будет заключать контракт не напрямую с учредителем театра, а лишь с назначенным Министерством культуры директором. Конечно, это означает его административное понижение и известное поражение в правах. Впрочем, новейшая история знает случаи, когда людям, формально не являющимся руководителями, принадлежит вся власть — как, например, Владимиру Кехману в Михайловском и Новосибирском оперном театрах.
Сейчас во МХАТе имени Горького обязанности директора временно исполняет заведующий труппой Олег Михайлов. Сделанные в уставе изменения означают, что он станет руководить театром вместе с Татьяной Дорониной. Однако трудно ожидать, что 87-летняя народная артистка СССР сможет в полном объеме вернуть себе власть. Теперь ключевой фигурой в МХАТе имени Горького станет директор, и окончательно расстановка сил станет понятна, когда в это кресло Минкульт посадит не временного, а постоянного исполнителя.
Спор о репертуаре. Скандальные постановки довели МХАТ до Кремля
Основательница МХАТа имени Горького Татьяна Доронина попросила президента России избавить театр от торгашей и балагана. Но в Кремль письмо так и не попало, а в родном театре актриса не была уже около трех лет. Критики уверены, что все зависит от решения Минкультуры.
Народная артистка СССР, кавалер всех степеней ордена «За заслуги перед Отечеством» Татьяна Доронина обратилась к президенту России Владимиру Путину. Актриса попросила главу страны изгнать торгашей из Московского художественного академического театра имени Максима Горького.
Татьяна Доронина рассказала, что талантливых артистов из театра прогнали, а репертуар и декорации лучших и любимых зрителями спектаклей уничтожены. По словам актрисы, если срочно не назначить нового директора и не пригласить талантливого худрука, «все поглотит хулиганский, извращенный, пошлый развлекательный эстрадно-цирковой балаган».
Последний эпитет бывшей художественной руководительницы, а ныне президента МХАТа, похоже, относился к нашумевшей постановке «Чудесный грузин» с Ольгой Бузовой. Художественный руководитель театра Эдуард Бояков совершенно не скрывал, что хайпанул, пригласив на роль бывшую участницу «Дома-2».
Раздел театра
У Московского художественного академического театра имени Горького непростая судьба. Детище Станиславского и Немировича-Данченко сначала называлось Московский художественно-общедоступный театр. Он открылся в октябре 1898 года. Спустя три года вывеску сократили до МХТ — Московский художественный театр.
Только к 1932 году в стране появился Московский художественный академический театр СССР имени М. Горького. В 1970 году театр решили спасти от застоя и назначили туда главным режиссером Олега Ефремова. Он пригласил к себе немало талантливых артистов: Иннокентия Смоктуновского, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, Татьяну Доронину.
Театр сразу же стал популярным, но штат оказался очень раздут. Так возникло предложение разделить труппу на два театра, но оба должны были быть художественными и академическими. МХАТ имени А. П. Чехова возглавил Олег Ефремов, а МХАТ имени М. Горького — Татьяна Доронина.
Театр под руководством Дорониной считался хоть и консервативным, но довольно успешным. Однако в 2018 году знаменитой актрисе отдали должность ничего не решающего президента театра, а новым художественным руководителем был назначен продюсер и режиссер Эдуард Бояков.
Новая драма
Заслуженная артистка России и Карелии, актриса МХАТа имени Максима Горького Лидия Матасова пояснила «360», что, когда пришел Эдуард Бояков, Татьяне Дорониной обещали сохранение классического русского психологического театра. Потом начали приносить пьесы-«однодневки», которые плохо сочетались с академической сценой.
«Был такой спектакль — „Последний герой“, там был мат, под нашим давлением его убрали. Но спектакль прошел всего шесть раз, и больше он не играется. Потом был спектакль „Парикмахерша“, где герой писает на свою жену. После скандала этот художественный прием изменили. Но и этот спектакль тоже уже не идет», — рассказала Лидия Матасова.
Актриса отметила, что постановки Татьяны Дорониной шли достаточно долго. Сегодня большинство этих спектаклей уничтожено, предпочтение отдано новым пьесам, которые играются совсем недолго. Театр переформатирован на новую драму, которой увлекается нынешний худрук.
Лидия Матасова отметила, что классический репертуар Эдуарду Боякову не интересен, но и новые премьеры не идут. Пришлось приглашать Ольгу Бузову, чтобы собрать публику на премьеру. Но актриса усомнилась, что звезда «Дома-2» сможет собирать зрителей больше чем на пару спектаклей.
«Сегодня сложилась аховая ситуация: нам не дают играть наши роли, которые мы выпускали, не говоря уж о новых ролях. Дискриминации подвергаются те, кто был занят на ведущих ролях. При этом везде в СМИ нас называют артистами, которые отказываются работать, но хотят получать зарплату. Это дикая ложь», — заявила Лидия Матасова.
Она рассказала, что коллектив не раз писал заявления, чтобы им дали играть их классические спектакли. Актриса отметила, что раньше у нее лично было до 15 спектаклей в месяц. Сейчас ее не занимают вообще. Лидия Матасова уверена, что часть труппы просто выживает, но они не намерены сдаваться.
По словам актрисы, обращение к Владимиру Путину было вынужденной мерой. Никто не обращал внимания на слова и требования Татьяны Дорониной восстановить актеров в правах. Лидия Матасова призналась, что не надеется, что письмо президенту поможет переломить ситуацию.
Напряженный сезон
Начальник режиссерского отдела МХАТа имени Максима Горького, актер Михаил Кабанов предположил, что Татьяне Дорониной просто не нравится, как управляют театром. В разговоре с «360» артист отметил, что художественный руководитель Эдуард Бояков проводит ту политику, которую считает необходимой.
«Конечно, они бы могли обсудить все между собой, а не выходить на такой уровень. Но Татьяна Васильевна решила, что так будет уместнее. Видимо, у двух главных людей в театре не нашлось точек соприкосновения, оказалось разное понимание о театре, его сущности, о том, что главное, а что нет», — сказал Михаил Кабанов.
Он также рассказал, что сейчас заканчивается сезон, который был очень напряженным. В МХАТе имени Горького выпустили огромное количество премьер, которых для другого театра хватило бы на три-пять сезонов. Через два дня начинается отпуск.
Нужно разумное решение
Театральный критик Глеб Ситковский в разговоре с «360» сказал, что пока неясно, насколько Татьяна Доронина знакома с ситуацией в театре. Актриса и бывший худрук не появлялась в МХАТе с 2019 года.
«За это время Бояковым были предприняты некоторые попытки реформировать театр. К сожалению, убедительных художественных результатов не случилось. Но я не готов принять чью-либо сторону в этом конфликте. Возможно, выходом было бы совсем обнулить ситуацию и начать все заново», — сказал Глеб Ситковский.
Он добавил, что сейчас в театре сложная ситуация. Эдуард Бояков, хоть и остался на должности худрука, потерял право финансовой подписи и оказался в подчинении у директора театра. Доронина же, как президент МХАТа имени Горького, в принципе не может руководить — это противоречит уставу.
«Мне кажется, рано или поздно какое-то кадровое решение Министерству культуры принимать придется. И лучше бы они поскорее это сделали, потому что страдают актеры и зрители. Будущее театра зависит от того, насколько разумное решение будет принято», — заключил Глеб Ситковский.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не получали письма Татьяны Дорониной, сообщил ТАСС. Секретарь МХАТа Виктория Мусина-Пушкина на своей странице в соцсети отметила, что в театре также не видели письма. Она не исключила, что 87-летней актрисой манипулируют.
Скандалы
Театры