Методы руководства игрой по возрастам

1. Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах. Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми. Создание предметно-развивающей среды в разных возрастных группах.

   Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

   Сюжетно-ролевыми называют игры, которые создаются самими детьми, активность в игре детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.

   Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу.

   Важность сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, и педагог не может заранее предвидеть все приемы руководства ею, как это делается при подготовке к проведению занятий, игр с правилами.

   Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи как ко всему коллективу и к отдельным детям.

   Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться с взрослыми своими намерениями. Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

   Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр фильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение.

   Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу. Такие советы обогащают замысел игры.

   Иногда педагог становится участником игры, берет на себя какую-нибудь роль, часто совсем не главную, эпизодическую, но и в этой роли он может незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре он спрашивает, где продаются билеты, и таким образом наводит на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине он спрашивает о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.

   Руководя игрой, педагог всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

   Таким образом, педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:

—      Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

—      Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

—      Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

—      Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.

—      Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

   В режиме детского дня для сюжетно-ролевых игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации сюжетно-ролевых игр, прежде всего в интересах развития детей.

Методы и приемы:

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Вторая младшая группа:

Обучение способам игрового отражения действительности:

— включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)

— обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере

Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:

— вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)

— поощрение

-побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)

— помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)

Средняя группа:

— включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)

— вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)

Приемы косвенного руководства.

Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

— внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений

— экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми

— создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)

— чтение художественных произведений, драматизация сказок

— наблюдение за играми других детей

-напоминания об интересных фактах из жизни.

Организация предметно-игровой среды

— сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек

— внесение в среду новой игрушки

— изготовление детьми атрибутов для игры

Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

— ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)

— создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.

Организация воспитателем игр обучающего характера:

— театрализованные игры

— игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? »

— дидактические игры «Кому что нужно для работы»…

Создание игровой проблемной ситуации: — с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) — с помощью активизирующего общения педагога с детьми.

— поощрение

— привлечение в игру малоактивных детей.

Старший дошкольный возраст:

Приемы прямого руководства.

— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .

Приемы косвенного руководства.

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)

— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

— спланировать ход игры, последовательность действий

— распределить роли, согласовать замысел,

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

— наблюдение за игрой детей,

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

— создать игровую ситуацию,

— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.

2. Составление плана воспитательно-образовательной работы в группе (по выбору) на неделю развитию игровой деятельности.

День недели

Вид игры

Задачи

Методы и приёмы руководства

Понедельник:

Утро

Прогулка

Вечер

Настольно-печатная игра «Собери картинку»

  1. Подвижная игра «Затейники»

2. Подвижная игра «Карусель»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

-Упражнять детей в составлении целой картины из отдельных частей. Развивать зрительное восприятие.

— Формировать умение ориенти -роваться в пространстве.

— Учить детей ходить и бегать с ускорением и замедлением темпа по кругу

— Учить детей использовать в игре свои знания и умения, связан -ные с приготов -лением пищи, сервировкой стола.

— Наглядная и словесная  беседа по картинке.

— Познакомить детей с правилами новой игры. Показ игровых действий.

— Рассказ воспи -тателя, как они играли,  когда была маленькой.

Беседа о взаимоотношениях в семье.

Вторник:

Утро

Прогулка

Вечер

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

  1. Подвижная игра «Школа мяча»
  1. Подвижная игра «Удочки»

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»

— Учить детей договариваться об условиях игры. Формировать умение использо -вать предметы – заместители

— Упражнять де -тей в набивании мяча правой и левой рукой на месте. Развивать крупную мотори-ку рук.

— учить детей подпрыгивать на двух ногах стоя на месте.

— Учить детей играть вместе, продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры.

— Наблюдение за работой медицинского работника. Рассматривание иллюстраций.

— Создать интерес к игре. Подготовить атрибуты. Рассказать правила.

Показать детям, как правильно приземляться на носки, полусог-нутые ноги.

— Рассматривание иллюстраций и журналов, предметов. Обсуждение игрового сюжета.

Среда:

Утро

Прогулка

Вечер

Дидактическая игра «Кто найдет – пусть возьмет»

  1. Спортивная игра «Баскетбол»
  1.  Дидактическая игра «Узнай по голосу»

Сюжетно-ролевая игра  «Строители»

— Учить использо-вать в игре знания о том, из каких материалов сде-ланы различные предметы. Разви-вать связную речь, внимание.

— Упражнять детей в реакции на сигнал, действиям в команде.

— Развивать связную речь, слуховое восприя-тие, внимание.

— Учить детей выполнять игровые действия в соответствии с замыслом. Использование разного строительного материала.

— Подготовить для игры предметы, сделанные из разных материалов. Беседа.

— Рассказ о баскетболе. Показ элементов игры.

— Учить детей поддерживать правильный ход игры.

— Чтение художественной литературы. Беседа о профессии.

Четверг:

Утро

Прогулка

Вечер

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

  1. Игра — эстафета «Платочек невидимка»
  1. Подвижная игра «Прятки»

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

— Закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Активизировать в речи соответст-вующие понятия.

— Учить быстро передавать платок. Развивать ловкость, быст-роту, внимание.

— Совершенство-вать умение ориентироваться в пространстве.

— Учить детей развивать сюжет на основе знаний, распределять роли.  Развивать умения

применять в игре знания о способах измерения.

— Загадывание загадок. Чтение литературы о временах года.

— Познакомить  с правилами игры, предложить рассказать, что должны делать участники в различных игровых ситуациях.

— Рассматривание иллюстраций и журналов, предметов (сантиметр, нитки, ткани).  

Пятница:

Утро

Прогулка

Вечер

Настольно-печатная игра «Домино»

  1. Спортивная игра «Хоккей с мячем»
  1. Подвижная игра «Кольцебросы»

Сюжетно-ролевая игра «Пост ГИБДД»

— Развивать внимание, логическое мышление, речь.

— Учить детей играть на всей игровой пло-щадке. Развивать быстроту реакции.

— учить детей набрасывать кольца на колыш-ки, стараясь набросить как можно больше колец.

— Углубить знания детей о дорожных знаках. Развивать мышление. Совершенствовать умения выполнять правила дорожного движения.

-Формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.

Создать хорошее настроение.

— Познакомить детей с правилами игры. Рассказать об истории её возникновения, о знаменитых спортсменах.

— Подготовить атрибуты. Поощрять упорство в достижении цели, выдержки.

— Обсуждение игрового сюжета. Загадывание загадок. Распределение ролей.

Библиография

  1. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание. 1973.
  2. Выготский Л.С. Детская психология. М., 2006
  3. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин “Развитие ребенка и его отношений с окружающими”.  М., 1993 , Центр общечеловеческих ценностей.
  4. Никитин Б.П. «Развивающие игры.», М.: Педагогика, 1981
  5. http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/66-igrovaya-deyatelnost/1074-kriterii-oczenivaniya-igrovoj-deyatelnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры.  — М: Владос, 1999
  7.  Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Бойченко Н.А., Григоренко П.И.,   Коваленко Е.И., Щербакова Е.И.: Рад.Школа, 1982.
  8. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного   возраста. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Методические основы организации сюжетно-ролевой игры в возрастных
группах

Изучением особенностей сюжетно — ролевой
игры дошкольника занимались многие педагоги и психологи: Эльконин Д. Б., Выготский
Л.С., Менджеритская Д.В., Венгер Л.А., Мухина В.С., Васильева М.А., Щербакова
Е.И., Русскова Л.В., Короткова Н.А. Мацкевич М., Новосёлова С.Л.

Сюжетно-ролевые творческие игры – это
игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления,
представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для
каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

В играх ребенок не только отражает
окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее.

В игре воспитывается интерес и уважение к
труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не
только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит
побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

Необходимыми элементами, обеспечивающими
интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных
качеств ребенка, являются знание – действие – общение. Особая роль при
этом принадлежит воспитателю. Именно от его личности, знаний, умений,
профессионального мастерства и способности творчески руководить игровой
деятельностью зависит использование ее для всестороннего развития личности
ребенка.

Итак, первое условие игры как
увлекательной деятельности – наличие у ребенка знаний об окружающих его
предметах
(об их свойствах, качествах, назначении), событиях и явлениях
реального мира
.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в
том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том,
что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или
огорчается по ходу игры.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется
наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой
воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об
окружающем мире.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру.
Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры,
без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр отражают конкретные условия
жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе
с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. При этом его
игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.

Содержание сюжетно-ролевой игры – это то,
что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В
содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в
отношениях и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону
поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения
человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный
характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может быть
различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и
та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание.
Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжет, но
прежде всего содержание детских игр.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он
отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с
представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила
поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в
мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать,
так ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Условия,
при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли: ребенок
берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая
отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Знакомство с действительностью –
главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры; знакомство с этой
действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял
человек, его деятельность. Таким образом, основой сюжетно-ролевой игры является
мнимая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль
взрослого и выполняет ее в игровой обстановке. Игра реально вводит ребенка в
такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений,
существующую в этом мире.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как
правило, носит коллективный характер. Это не значит, что дети не могут играть в
одиночку. Но наличие детского обществ – это наиболее благоприятное условие для
развития сюжетно-ролевых игр.

Особенности сюжетно-ролевых игр:

1.     Соблюдение
правил (правила вытекают из самой сути игры).

2.     Социальный
мотив игр (игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому
разобраться в системе взрослых отношений).

3.     В
сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие (ребенок отличает игру от
действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как
будто», «понарошку», «по-правде», но несмотря на это, игровые переживания
всегда искренни. Ребенок не притворяется. С усложнением игры и игрового замысла
чувства детей становятся более осознанными и сложными. Сюжетно-ролевая игра –
это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша).

4.     В ходе
сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

5.     В сюжетно ролевой
игре развивается воображения и творчество (плановость, согласованность действий
в длительных играх сочетается с импровизацией, дети намечают общий план,
последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые
образы).

6.     Развитие
речи.

Виды
сюжетно-ролевых игр:

1.    
Игры
на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх
большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают
то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2.    
Игры
на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для
этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта,
парикмахерская, больница, транспорт, завод..)

3.    
Игры
на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа
(герои войны, космические полеты)

4.    
Игры
на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и
«летчиков», в Зайца и Волка… В этих играх ребята отражают целые эпизоды из
литературных произведений, подражая действиям героев, условиям их поведения.

5.    
 «Режиссерские»
игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.
Действует он при этом и за себя и за куклу.

Руководство сюжетно-ролевой игрой детей
старшего дошкольного возраста

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более
высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен
знать особенности организации игры в детском коллективе.

Термин «руководство игрой» обозначает в
педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и
приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими
игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного
возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр,
обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением
.

Благодаря взаимосвязи всех компонентов, игра с первых
ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она
становится все более творческой и саморазвивающейся. Основные компоненты
комплексного подхода к формированию игры сохраняются на всех этапах ее
развития. Меняется лишь роль каждого компонента. Для перехода игры на более
сложный этап важны все компоненты. Роль каждого из них меняется в зависимости
от уровня развития игры на данном этапе.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед
воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики
игр, углубление их содержания) ;

• использование игры в целях воспитания детского коллектива
и отдельных детей.

Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее,
сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

При руководстве сюжетно-ролевой игрой в старшем
дошкольном возрасте используются следующие приемы:

Приемы прямого руководства
Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) –
не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение
ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства
обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения,
экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач,
беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению
игровых полей.

Создание условий для развития творческой
сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно- игровой среды (тематические
игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница»,
«Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и
игрушки, не свойственны для старшего возраста) ;

— расположение разнообразного игрового материала в
прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и
атрибутами;

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для
изготовления самоделок;

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии
с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

— вспомнить более подходящие для игры события,
установить их последовательность, спланировать ход игры, последовательность
действий;

— распределить роли, согласовать замысел;

— помощь в решении игровых задач, поддержание
познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет,
подсказка, вопрос, изменение игровой среды) ;

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на
замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения
действительности) ;

— создать игровую ситуацию;

— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми
способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей) .

Методика
применения сюжетно-ролевой игры:

1.    
Выбор
игры.

2.    
Педагогическая
разработка плана игры.

3.    
Ознакомление
детей с планом игры и совместная его доработка

4.    
Создание
воображаемой ситуации.

5.    
Распределение
ролей.

6.    
Начало
игры.

7.    
Сохранение
игровой ситуации.

8.    
Завершение
игры.

Сюжетно-ролевые
игры детей младшей группы детского сада

Первые сюжетные игры малышей протекают как игры
безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный
характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит
из 2-3 действий многократно повторяющихся. (например, давайте построим башню,
Дети по очереди ставят кубики друг на друга), а далее цепочки усложняются
(воспитатель готовит еду на игрушечной плите – кормит игрушек — …,заменяет
игрушечную посуду на воображаемую,  на палочки вместо ложек…

Основными задачами руководства играми в младшей группе
являются:

1.    
Развитие 
обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых
действий.

2.    
Развитие
и обогащение сюжетов игры.

3.    
Формирование
умений детей играть рядом, а затем и вместе.

Одним из основных приемов руководства играмималышей
является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем
способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей.

По мере обогащения игры игровыми действиями,
возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны
помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку, как к его персонажу. Все это
способствует становлению сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевые
игры детей средней группы детского сада

У детей средней группы появляются коллективные игры,
что создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и
содержания, так и структуры игры: от игр на бытовые темы к играм с трудовым,
производственным сюжетом, а затем к играм,  в которых отображаются различные
общественные события и явления.

У детей средней группы часто одновременно возникают
несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала помогает
детям расширить знания детей для 1-2 игр, а затем постепенно переходить к
углублению содержания других.

Воспитатель должен использовать разнообразные приемы
для организации совместной игры.

Сюжетно-ролевые
игры детей старшей группы детского сада

В этом возрасте в играх наряду с действиями начинают
отражаться разнообразные общественные отношения, поступки( например, мама
проявляет заботу о сыне, причем не только кормит, одевает, купает, но и
воспитывает, читает ему книжку) Педагогу важно научить ребенку развертывать в
игре разнообразные сюжеты. Воспитатель предлагает ребенку основную роль, сам
берет себе дополнительную.

Основная задача руководства играми старших
дошкольников – развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование
умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие
сюжета, подготовить игровую обстановку. Также педагог обязательно должен
обогащать содержание игр.

Во всех группах воспитатель время о времени должен
предлагать новую тему игры. При этом педагог не навязывает тему детям, а
старается лишь возбудить к ней интерес.

Сюжетно-ролевые
игры детей подготовительной группы детского сада

Основное содержание игры – отражение отношений и
взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной.
Все сюжетно-ролевые игры нося совместный, коллективный характер.

В игре четко выделяются подготовительный этап:
распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление
игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Количество вовлеченных в игру
увеличивается до 5-7 человек.

Дети подготовительной группы предъявляют более высокие
требования к качеству исполнения отдельных ролей, что нередко порождает
недовольство детей друг другом и приводит к возникновению конфликтов. Возникают
и устойчивые игровые группировки, но при этом возможно образование замкнутых
группировок, участники которых неохотно принимают в игру «посторонних». В таких
случаях необходимо прямое воздействие воспитателя на игры детей: участвуя в
сговоре детей перед игрой или беседуя по поводу прошедшей игры, педагог может
оценить поведение играющих. Беседы воспитателя с детьми должны быть короткими,
проходить в живой форме. Они требуют от педагога умения вникнуть в игровой
замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений играющих.

«Приёмы и методы руководства детской игрой в дошкольном возрасте».

В дошкольном детстве все занятия с детьми и большинство мероприятий строятся на игровых методах. Такой подход, как известно, основывается на сензитивном виде деятельности ребёнка – игре. Значимость игры трудно переоценить. Игра учит, развлекает, позволяет легче пережить трудности, «отыграть» травмирующие ситуации, осознать многие моменты и события, позволяет почувствовать что-то, увидеть ситуацию со стороны. Если ребёнок не играет – это один из самых тревожных сигналов, указывающих на то, что с ним что-то не так: заболел, сильно переживает или подавлен, развивается дисгармонично. Наблюдая детскую игру, можно многое узнать. Об интересах и потребностях, о стилях общения и воспитания ребёнка, отношении к нему близких взрослых, об ожиданиях от окружающего, специфики времени, культуре и традициях общества в целом и т.д. Не напрасно одним из диагностических критериев среди специалистов является игра. А в современном мире игру используют при работе и со взрослыми.

Установка контакта между детьми – дошкольниками тоже, как правило, сразу после знакомства переходит в игру. Так дети, знающие много игр и умеющие их организовать, вовлечь, способные придумать и поддержать игру и игровые действия, почти всегда пользуются большой популярностью не только среди сверстников, но и среди старших и тем более, младших.

Споры взрослых, особенно педагогов , о том, нужно ли учить детей играть, то затихают, то вспыхивают с новой силой. Дело в том, что за последние десятилетия намечена тенденция особенностей развития и физических состояний детей и подростков, выраженная в увеличении и разно плановости психологических и психических трудностей, поведенческих и эмоционально-деструктивных расстройств, заставляющих специалистов снова и снова искать причины и связывать их со следствиями. Переход к цифровизации и роста повсеместного использования технических средств сыграл в этом не последнюю роль. Между тем, практика показывает, что непосредственное общение межу детьми, детьми и взрослыми, в том числе в игре, требует особой внимательности со стороны взрослого, осторожности в выборе темы, подборе методов и направлений.

Самостоятельная игра детей важна, но участие взрослого не только значительно обогащает сам процесс, иногда являясь непременным условием сохранности игры как процесса, но и может способствовать развитию социально – коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер ребёнка, а так же психических функций в целом.

Ориентируясь на возрастные особенности детей, включение в игру детей взрослого различается. В таблице приведены основные приёмы и методы руководства детской игрой, приведённые в ознакомительных целях, что бы помочь педагогу в выборе и использовании для конкретной возрастной категории.

Таблица 1. Приёмы и методы руководства детской игрой в дошкольном возрасте.

Методы возраст

2-3года

3-4 года

4-5 лет

5-6лет

6-7 лет

Прямые

Внесение игрушки, поручение Совместная игра, показ, диалог, вопросы, эмоциональность

Распределение участия, включение

Распределение участия, включение

Планирование, последовательность, рассказ, объяснение, проблемные ситуации

Планирование, последовательность, рассказ, объяснение, проблемные ситуации, изменение сюжета, задачи, привнесения

,

косвенные

Обстановка, атрибуты, совместное наблюдение, рассматривание, подключение, проблемная ситуация, игровая обстановка

Внесение игрушки, поручение, экскурсия, наблюдение, включение педагога, обучение, поощрение, вопросы

Внесение игрушки, поручение Похвала, поддержка, наблюдения, рассказы, факты из жизни, проблемные ситуации

атрибуты, изготовление атрибутов, чтение, экскурсии, наблюдения, разнообразие телепередачи материала, самоделки,

атрибуты, изготовление атрибутов, чтение, экскурсии, наблюдения, разнообразие телепередачи материала, самоделки

комплексные

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Таблица 2. Циклограмма организации разных видов игр детей в режиме дня.

Режим.моменты

Виды игр

1

1.пол.дня

Дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, словесные

2

прогулка

Подвижные, сюжетно-ролевые, проблемно-поисковые

3

2 пол.дня

Театрализованные, коммуникативные

4

прогулка

Подвижные, сюжетно-ролевые, развлекательные

Литература:

1.Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном

учреждении: из опыта работы / М.А. Васильева. — М.: Просвещение,

2006. — 112 с

2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного

возраста / А.Г. Гогоберидзе. — М.: Издательский центр «Академия»,

2005. — 320 с.

3. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации

жизни дошкольника / Г.Г. Кравцов. — М.: Юрайт, 2010. — 288 с.

4. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика

наблюдения ребенка / И.И. Мамайчук. — СПб., 2008. — 126 с.

5. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко. — М.:

Просвещение, 2001. — 136 с

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/491981-metody-i-priemy-rukovodstva-igroj-doshkolniko

Методика руководства подвижными играми в разных возрастных группах

          Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.

         Игра относится к одному из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она содействует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего человека происходит прежде всего в игре. 

Цели и задачи педагога в процессе проведения подвижной игры (ПИ): 

        В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:

Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.

Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).

Воспитательная. В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.

Выбор игры

  • Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью;
  • Принимается во внимание  место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия;
  • Выбор игры зависит от наличия пособий и инвентаря. Обязательно нужно подготовить инвентарь (флажки, мячи, скакалки, обручи и т. д.). Инвентарь должен быть красочным, ярким заметным в игре;
  • Нужно учитывать степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру

Собрать детей на игру можно разными приемами:

  • В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
  •  С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
  • Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре

       Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,—говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

 План объяснения игры

  • название игры ,
  • цель игры ,
  • ход игры,
  • роль играющих и расположение их на площадке,
  • правила игры,
  • объяснение игры нужно сопровождать показом.

Организация играющих, объяснение игры

  • Объясняя игру важно правильно разместить детей. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).
  • В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

Выбор водящих

    Желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей.

    Выделить водящих можно разными способами:

  • по назначению воспитателя (этот способ используется, когда руководитель не знает группу детей)
  • способ выбора по жребию (считалка)
  • по выбору играющих (коллективное желание детей,  обычно выбирают наиболее достойных.)
  • по результатам предыдущих игр

      Распределение на команды:

  • по усмотрению воспитателя,
  • путем расчета на 1-2,
  • путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны,
  • по назначению капитанов.

     Капитанам отводится важная роль. Он помощник воспитателя. Наблюдает за соблюдением правил игры, учитывает результат игры, раздают и расставляют инвентарь.

     Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

      Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и руководство ею

         Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»).

Воспитатель:

  • подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры;
  • делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей;
  • подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко;
  • следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз;
  • регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно..

        Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры

      Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий»

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры.

Подведение итогов п/игры

• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).

• Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).

• Необходимо разобрать ход игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

Источник: ped-kopilka.ru

Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Основная источник сюжетно-ролевой игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основная особенность сюжетно-ролевой игры – наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается их сюжета и ролей.

Основные особенности сюжетно-ролевой игры:

  • Соблюдение правил.

  • Социальный мотив игр. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.

  • В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.

  • В ходе игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Постепенно замыслы игры становятся более стойкими. Некоторые игры могут продолжаться неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными.

  • В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество. Дети импровизируют, используют игрушки-заместители.

  • Развитие речи.

Виды сюжетно-ролевых игр:

  • Игры на бытовые сюжеты (дом, семья, праздники, дни рождения. Здесь большое место занимают игры с куклами)

  • Игры на производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия)

  • Игры на героико-патриотические темы (космос, герои войны)

  • Игры на темы литературных произведений, кино, телепередач.

  • «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные действия кукол

В младших группах игрушки для сюжетно-ролевой игры должны находиться в поле зрения ребенка, они должны быть видны и доступны.

В средней и старшей группах такой необходимости нет. Но дети должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения, и поддерживать соответствующий порядок.

В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам. Дети совместно с воспитателем могут сами изготавливать игрушки-самоделки для игры.

Руководство игрой:

Косвенное руководство:

  • Обогащение знаний детей о жизни

  • Обновление игровых материалов

  • Внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры.

Прямые приемы руководства:

  • Ролевое участие в игре

  • Разъяснение

  • Участие в распределении ролей

  • Совет по ходу игры

  • Предложение новой темы игры

Методика применения сюжетно-ролевой игры.

        1. выбор игры (кратковременная или длительная)

        2. разработка плана игры (сюжет, роли, содержание ролей)

        3. ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка (в старшей и подготовительной группах)

        4. создание воображаемой ситуации.

        5. распределение ролей.

        6. начало игры (чтобы игра была интересной и длительной, то в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с развитым творческим воображением)

        7. сохранение игровой ситуации

        8. завершение игры .

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Jf011e мануал на русском
  • Инструкция по охране труда для мастера молочного производства
  • Тойота королла е100 руководство по эксплуатации
  • Как правильно написать под руководством
  • Мо мвд россии севский руководство

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии