Методы педагогического руководства детьми

Методы педагогического воздействия на
детей

При эффективном управлении
учебно-воспитательной деятельностью педагога предполагается создание здоровой
творческой обстановки в детском коллективе, способствующей эффективности и
качеству работы.

Авторитет педагогов в глазах
детей формируется и укрепляется не призывами и нравоучениями, а практическими
действиями, всем духом и стилем педагогического общения, принятым в данном
учебном заведении за норму вообще и на занятиях в частности.

Правила управления
детским коллективом.

С целью создания благоприятного
психологического климата и улучшения взаимодействия в работе с воспитанниками,
педагог должен учитывать правила управления детским коллективом:

Не начинать рабочий день с
замечания или наказания (обещания наказания).

Не оценивать ребенка по целому
ряду положительных или отрицательных качеств, не приклеивать ярлык – «Плохой»,
«Драчун», «Грубиян», «Неряха».

Ровно относится ко всем
воспитанникам, не выделять ребёнка из коллектива, т.к. это формирует у него
эгоизм, эгоцентризм, преувеличение своих возможностей, своенравность,
капризность.

Стремится оценивать
отрицательно какое-либо действие ребенка, а не личность в целом. Замечание
должно касаться только проступка, а не самого ребёнка. Избегать суждений и
негативных оценок, ущемляющих достоинство воспитанника, пренебрежительных
высказываний в его адрес.

Реально оценивать возможности
воспитанников.

Помнить, что личный пример
педагога оказывает большее влияние, чем указания, советы, убеждения.

Несогласованность требований
взрослых, предъявляемых к ребёнку (нежелание или неумение педагогов
договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые
невротизируют невольных участников — детей).

Не использовать в
педагогической работе тотальный контроль. «Гиперконтроль» сочетается с
защитными реакциями (аффективные проявления, суицидальные вспышки) или
пассивно-защитными реакциями (замкнутость, недоверчивость, робость,
покорность). К этому приводит постоянный страх наказания и отсутствие
последовательности в воспитании.

Не ограничивать естественные
желания и потребности ребёнка (движение, активную деятельность).

Не использовать
«двойную мораль», когда педагогическое воздействие расходятся с практикой
(делом).

Предупреждать детские
конфликты на ранней стадии. Помнить о признаках зарождения конфликтов: стычки
между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в
играх, отчуждение ребёнка от группы, затянувшееся выяснение отношений и т.д.

Обеспечивать и
поддерживать в группе воспитанников здоровый нравственно-психологический
климат. Использовать в некоторых случаях эмоционального или тактильного
контакта.

Использовать
оптимальную тактику – вовремя заметить нежелательные поведенческие тенденции
воспитанников и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путём,
используя совместные занятия и игры.

Использовать преимущественно
активный досуг (игры, эстафеты, трудовые поручения, спорт, КТД), а не пассивный
(ТВ, музыка, компьютерные игры).

Основные методы
педагогического воздействия на детей

Педагог при выборе методов
воспитания должен исходить из цели и актуальных задач воспитания; учитывать
возрастные, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, их
социальное окружение. Существуют три группы методов педагогического воздействия
на воспитанников: методы убеждения, методы упражнения и методы педагогической
оценки.

1. Методы убеждения
– это воздействие через слово.

Направлены на формирование
взглядов, убеждений; помогают организации деятельности ребенка, формированию
самооценки, регуляции поведения; стимулируют мотивы деятельности.

— Индивидуальная беседа.
Помогает выяснить уровень знаний и понимания ребенком норм и правил поведения.
Знание возможностей ребенка, его взглядов, убеждений и привычек поможет
педагогу правильно её построить.

— Разъяснение, раскрытие смысла
происшедшего. Необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как
и почему следует поступить в той или иной ситуации.

— Просьба.

— Внушение.

— Суждение.

— Убеждение, переубеждение.
Включение ребенка в критический анализ своих поступков.

— Аргументация педагога.
Ставить ребёнка на позицию другого человека, спросить, чтобы чувствовал он.

— Предупреждение,
предостережение о последствиях поступков.

— Сообщение об общепринятой
культуре.

— Доверие.

— Открытый диалог педагога с
детьми.

— Дискуссия, спонтанно или
специально организованная педагогом («Давайте сначала обсудим, что такое
дисциплина и зачем она нужна каждому из нас…»)

— Обмен впечатлениями,
сотрудничество.

— Совет, рекомендация,
консультирование педагога.

— Рассказ реальной или
сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

— Использование средств
массовой информации, литературы, искусства.

— Инструкция (указание). Должна
быть краткой и выражать суть предполагаемого задания. Педагогу стараться не
употреблять сложных и длинных фраз.

2. Методы упражнения
– это практически-действенное воздействие, способствует формированию поведения.

— Пример для подражания
является своеобразным наглядным образом. Им могут быть педагог, родитель,
сказочный герой, персонаж публикации.

— Воспитывающие ситуации:
создаются условия, в которых ребенок оказывается перед выбором; создаётся
ситуация успеха, в которой ребёнок может проявить себя.

-Упражнение. Многократно
повторяется то или иное действие. Следует добиваться осознания ребенком
необходимости и разумности такого использования действия.

— Привлечение ребёнка в
качестве помощника.

— Приучение.

Детям дается определённый
образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими
или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность
выполнения того или иного правила.

Постепенное приучение к
деятельности на общую пользу – поручение повторяется, усложняется и
мотивируется их общественной значимостью.

— Тренинг, отрабатывающий
поведенческие навыки (уроки этикета, уроки общения)

— Доверие. Ребенок выполняет
наиболее значимые общественные поручения коллектива и педагогов, в которых он
может проявить себя.

— Сотрудничество.

— Игра с этико-психологическими
правилами («Честно играть в прятки»).

— Продуктивная деятельность,
вовлечение в деятельность.

— Приказ к действию в особых
случаях («Прекратить драку!»).

— Переключение. Занятие
воспитанника трудом, спортом, общественной деятельностью, рукоделием и т.д.

3. Методы педагогической
оценки – это методы стимулирования. Педагогическое влияние происходит
через оценочное воздействие.

а. Открытая педагогическая
оценка
:

Поощрение. Активизация
ребенка к выбору правильного поведенческого шага, побуждение к выполнению
принятых решений.

Это одобрение вербального,
мимического, пластического характера (улыбка, кивок, доброе слово).

Это подбадривание, поддержка.

Это похвала.

Это демонстрация малейшего
успеха.

Это благодарность, вручение
грамоты — персональное либо коллективное признание значимости сделанного
ребенком.

Это материальный предмет,
который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность
положительных переживаний (открытка, игрушка, лакомство).

Это присвоение звания –
признание его существенных качеств и выражение уверенности в достоинстве
личности (командир группы).

Наказание.

Это осуждение, неодобрение
педагогом и другими детьми негативного поступка (направлено на возникновение
желания поступать хорошо);

Это недоверие. Коллектив
высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному ребенку
из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждает его тем
самым к самокритике.

Это лишение участия в походах,
в праздничных мероприятиях, развлечений, удовольствий.

Это исключение из видов
деятельности, наиболее предпочитаемых и любимых ребёнком (например: физическая
активность)

Это вызов родителей.

Это замечание (наедине, перед
всеми детьми, косвенное воздействие).

Это порицание.

Это выговор.

Это исключение из системы
общения.

Это самооценка и самоконтроль
деятельности и поведения.

Это строгий контроль в разных
видах деятельности.

Средства контроля не должны
представлять собой крайности (от вседозволенности до жёсткого авторитаризма),
такие средства непродуктивны.

Используя наказание как систему
воздействия на личность, педагог должен помнить:

— не всякое наказание может
решить поставленную задачу;

— наказание должно быть
адекватно проступку; воспитанник должен знать, за что его наказали, как
действовать в дальнейшем, понимать свою вину;

— наказание должно следовать
непосредственно за проступком;

— наказание не должно
применяться одновременно с поощрением;

— наказание не должно содержать
угроз, тем более невыполнимых;

— наказания должны быть
последовательными.

Запрещаются:

— коллективные наказания
(просмотр фильмов, лишение прогулки и подобных режимных моментов);

— наказания трудом (исключение,
если сломал мебель или испортил вещь);

— меры физического воздействия
со стороны педагога;

— наказания едой;

— наказания унижением личности
и ущемлением других прав.

б Скрытая педагогическая
оценка
.

«Я — сообщение», оглашение
вслух собственного состояния и переживания («Мне стыдно, когда я слышу от тебя
нецензурную брань»).

«Ты — сообщение», оглашение
предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им («Ты, наверное, очень
расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно стыдно?»)

«Естественное последствие»,
неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок
(«Разлил? – Вытирай!»)

Возложение оценочных полномочий
на ребенка («Как ты расцениваешь свои действия?»)

Оттянутая во времени оценка.
(«Я расстроена, поговорим, когда приду в себя»)

Все методы воспитания
используются комплексно и направлены на профилактику детских конфликтов,
формирование сознательного нравственного поведения, положительных черт
личности.

В процессе
педагогической практики каждый педагог совершенствует свою подготовленность,
накапливает опыт общения. Особенно ценен опыт, который концентрирует в себе
знания в единстве с умениями и навыками и который приобретается при условии
критического анализа своей работы, осмысления причин успехов и неудач,
сравнения своей деятельности с лучшими образцами. Кроме профессиональной
подготовленности педагог должен иметь и психологическую готовность, которые
вместе создают интерес к учебно-воспитательной деятельности, способствуют
активности и неутомимости в труде, творческой отдаче сил, неформальной
перестройке воспитательного процесса в целом во имя торжества идей гуманизма,
культуры и знаний.

Литература.

Бородулина С. Ю. Коррекционная
педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и
поведении школьников/ Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2004

Методика воспитательной работы:
Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л. А. Байкова, Л. К.,
Гребенкина, О., В., Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластенина. – М.:
Издательский центр «Академия», 2002.

Роготнева А. В. Организация
воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях: пособие для
педагогов/ А.В. Роготнева. Пособие для педагогов.- М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2008.

Симонов В. П. Стиль
взаимодействия субъектов образовательного процесса и его диагностика // Справочник
заместителя директора школы. – 2009. — №6

*Методика диагностики стиля
взаимодействия субъектов менеджмента в вербальных и математических показателях
с графической интерпретацией результатов приведена в журнале «Стандарты и
качество». 1994. №8. С.51.

Методы педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой детей дошкольного возраста

Кашина Е.В.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.

Своеобразие детской игры требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет.

В чём же заключается содержание работы педагога по воспитанию творческих способностей у детей дошкольного возраста в сюжетно — ролевой игре?

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решать эти вопросы зависит как всестороннее воспитание детей, так и творческое развитие каждого ребёнка .

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

В дошкольной педагогике описано много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации.

Существуют методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: исполнение воспитателем главной роли; индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль; внесение образных игрушек; прием параллельной игры; прием ролевой игры с продолжением; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни; игра в телефон; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. А также способствующие регулированию игровых взаимоотношений: игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») участие воспитателя в игре (главная роль); использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера); внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; создание разновозрастных игровых триад.

Методические методы и приемы дают результат и приносят плоды лишь в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если он хорошо знает и чувствует каждого ребёнка своей группы

Задача воспитателя в работе с детьми старшего возраста заключается в расширении и углублении их игровых интересов, создании условий, побуждающих детей к творчеству. Воспитатель своими советами, предложениями, вопросами должен направлять ребят на самостоятельный выход из затруднительных ситуаций. Постепенно воспитатель из непосредственного участника игры переходит к роли советчика в нём. Кроме того, воспитатель последовательно подводит детей к использованию всех не сформированных ранее игровых средств, изготовлению пособий для игры, внесению игрушек с обязательным обсуждением вопроса, как эти игрушки используются. В дальнейшем воспитатель в работе с детьми старшего возраста учит переносить в игру полученные знания, продолжает развивать у них навыки элементарного планирования и организаторских умений.

Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли.

Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача воспитателей – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Старший дошкольный возраст

Приемы прямого руководства

— включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно-игровой среды;

— использование современной системы хранения (расположение игрового материала в контейнерах);

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность;

— спланировать ход игры, последовательность действий;

— распределить роли, согласовать замысел;

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности;

— создать игровую ситуацию;

— индивидуальная работа (если ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

Различные методы и приемы работы с дошкольниками по реализации ФГОС

Метод обучения – это определенная система действий воспитателя, который организовывает познавательную и практическую деятельности ребят. В свою очередь прием обучения – это детали, части определенного метода. Методы и приемы обучения дошкольников имеют свою специфику.

Обычно методы обучения классифицируют по источнику получения знаний, навыков и умений. Дети-дошкольники обретают знания в непосредственном восприятии предметов, а также из разговоров с воспитателем и в практической деятельности, конечно.

В связи с этим выделяют такие методы обучения дошкольников:

1. наглядные;

2. словесные;

3. практические методы.

Методы и приемы:

Практические: рисование, физкультминутка , импровизация, имитация , игровая беседа с элементами движений, экспериментирование , проектная деятельность, решение проблемной ситуации, игровые задания, моделирование, элементы драматизации творческие задания, игровые упражнения, аппликация, рассматривание, игры-драматизации

Наглядные: показ, рассматривание, просмотр мультфильмов, наблюдение, демонстрация, прослушивание аудиозаписи, презентация

Словесные: беседа, вопросы, пояснения, объяснения, составление рассказов, объяснения, указания ,разговор, ситуативный разговор, напоминание , проблемные ситуации и вопросы, художественное слово, загадки, рассказы детей и воспитателя, чтение

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Методы воспитания

– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Методы обучения

– совокупность путей, способов достижения целей.

Приём обучения

– часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) .

Наглядные методы и приемы обучения

Методы

1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы

• показ способов

действий;

• показ образца.

Словесные методы и приемы обучения

Методы

1- Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .

3- Беседа.

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4- Чтение художественной литературы.

Приемы

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

• указание (целостное и дробное) ;

• пояснение;

• объяснение;

• педагогическая оценка;

• беседа (после экскурсии, прогулки,

просмотра диафильмов и т. п.) .

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых

действий;

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .

2- Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

— содержанияобразовательной деятельности;

— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

— формы организации деятельности (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;

— оснащенности педагогического процесса;

— личности воспитателя.

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Средства воспитания

– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)

1.Средства материальной культуры

– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2.Средства духовной культуры

– книги, предметы искусства, речь.

3.Явления и объекты окружающего мира

– явления природы, растительный и животный мир.

Средство обучения

– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от:

— закономерностей и принципов обучения;

— общих целей обучения, воспитания и развития;

— конкретных образовательных задач;

— уровня мотивации обучения;

— содержания материала;

— времени, отведенного на изучение того или иного материала;

— объема и сложности материала;

— уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;

— возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

— типа и структуры занятия;

— количества детей;

— интереса детей;

— взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;

— материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

— особенностей личности педагога, его квалификации.

Виды детской деятельности (с соответствии с ФГОС ДО)

в младенческом возрасте

Возрастная категория (2 месяца — 1 год)

— непосредственное эмоциональное общение с взрослым,

— манипулирование с предметами

— познавательно-исследовательские действия,

— восприятие музыки, детских песен и стихов,

— двигательная активность

— тактильно-двигательные игры

в раннем возрасте

Возрастная категория (1 год — 3 года)

— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.,

— общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,

— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста

Возрастная категория (3 года — 8 лет)

— игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

— коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

— познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,

— восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,

— конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

— изобразительная (рисование, лепка, аппликация,

— музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

— двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.

«Приёмы и методы руководства детской игрой в дошкольном возрасте».

В дошкольном детстве все занятия с детьми и большинство мероприятий строятся на игровых методах. Такой подход, как известно, основывается на сензитивном виде деятельности ребёнка – игре. Значимость игры трудно переоценить. Игра учит, развлекает, позволяет легче пережить трудности, «отыграть» травмирующие ситуации, осознать многие моменты и события, позволяет почувствовать что-то, увидеть ситуацию со стороны. Если ребёнок не играет – это один из самых тревожных сигналов, указывающих на то, что с ним что-то не так: заболел, сильно переживает или подавлен, развивается дисгармонично. Наблюдая детскую игру, можно многое узнать. Об интересах и потребностях, о стилях общения и воспитания ребёнка, отношении к нему близких взрослых, об ожиданиях от окружающего, специфики времени, культуре и традициях общества в целом и т.д. Не напрасно одним из диагностических критериев среди специалистов является игра. А в современном мире игру используют при работе и со взрослыми.

Установка контакта между детьми – дошкольниками тоже, как правило, сразу после знакомства переходит в игру. Так дети, знающие много игр и умеющие их организовать, вовлечь, способные придумать и поддержать игру и игровые действия, почти всегда пользуются большой популярностью не только среди сверстников, но и среди старших и тем более, младших.

Споры взрослых, особенно педагогов , о том, нужно ли учить детей играть, то затихают, то вспыхивают с новой силой. Дело в том, что за последние десятилетия намечена тенденция особенностей развития и физических состояний детей и подростков, выраженная в увеличении и разно плановости психологических и психических трудностей, поведенческих и эмоционально-деструктивных расстройств, заставляющих специалистов снова и снова искать причины и связывать их со следствиями. Переход к цифровизации и роста повсеместного использования технических средств сыграл в этом не последнюю роль. Между тем, практика показывает, что непосредственное общение межу детьми, детьми и взрослыми, в том числе в игре, требует особой внимательности со стороны взрослого, осторожности в выборе темы, подборе методов и направлений.

Самостоятельная игра детей важна, но участие взрослого не только значительно обогащает сам процесс, иногда являясь непременным условием сохранности игры как процесса, но и может способствовать развитию социально – коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер ребёнка, а так же психических функций в целом.

Ориентируясь на возрастные особенности детей, включение в игру детей взрослого различается. В таблице приведены основные приёмы и методы руководства детской игрой, приведённые в ознакомительных целях, что бы помочь педагогу в выборе и использовании для конкретной возрастной категории.

Таблица 1. Приёмы и методы руководства детской игрой в дошкольном возрасте.

Методы возраст

2-3года

3-4 года

4-5 лет

5-6лет

6-7 лет

Прямые

Внесение игрушки, поручение Совместная игра, показ, диалог, вопросы, эмоциональность

Распределение участия, включение

Распределение участия, включение

Планирование, последовательность, рассказ, объяснение, проблемные ситуации

Планирование, последовательность, рассказ, объяснение, проблемные ситуации, изменение сюжета, задачи, привнесения

,

косвенные

Обстановка, атрибуты, совместное наблюдение, рассматривание, подключение, проблемная ситуация, игровая обстановка

Внесение игрушки, поручение, экскурсия, наблюдение, включение педагога, обучение, поощрение, вопросы

Внесение игрушки, поручение Похвала, поддержка, наблюдения, рассказы, факты из жизни, проблемные ситуации

атрибуты, изготовление атрибутов, чтение, экскурсии, наблюдения, разнообразие телепередачи материала, самоделки,

атрибуты, изготовление атрибутов, чтение, экскурсии, наблюдения, разнообразие телепередачи материала, самоделки

комплексные

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Таблица 2. Циклограмма организации разных видов игр детей в режиме дня.

Режим.моменты

Виды игр

1

1.пол.дня

Дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, словесные

2

прогулка

Подвижные, сюжетно-ролевые, проблемно-поисковые

3

2 пол.дня

Театрализованные, коммуникативные

4

прогулка

Подвижные, сюжетно-ролевые, развлекательные

Литература:

1.Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном

учреждении: из опыта работы / М.А. Васильева. — М.: Просвещение,

2006. — 112 с

2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного

возраста / А.Г. Гогоберидзе. — М.: Издательский центр «Академия»,

2005. — 320 с.

3. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации

жизни дошкольника / Г.Г. Кравцов. — М.: Юрайт, 2010. — 288 с.

4. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика

наблюдения ребенка / И.И. Мамайчук. — СПб., 2008. — 126 с.

5. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко. — М.:

Просвещение, 2001. — 136 с

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/491981-metody-i-priemy-rukovodstva-igroj-doshkolniko



О чем речь?
Существуют различные приемы обучения детей. И пусть с точки зрения педагогики они являются не более чем составной частью определенного стиля, технологии и метода преподавания, это не умоляет их значимости в деле формирования у ребенка реальных умений и навыков.



На что обратить внимание?
Выбор приемов обучения осуществляется исходя из поставленных целей, возрастных особенностей и уровня подготовки ребенка. Внимание также обращается на содержание материала конкретного урока и общее количество времени, отведенное на изучение материала.

В статье рассказывается:

  1. Стили обучения детей
  2. 5 популярных на сегодняшний день технологий обучения
  3. Связь между методами и приемами обучения детей
  4. Классификация методов обучения
  5. Классификация приемов обучения
  6. Отличительные особенности современных приемов обучения детей
  7. 5 полезных обучающих приемов
  8. 5 относительно новых приемов обучения детей
  9. Правила выбора методов и приемов обучения детей
  10. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Стили обучения детей

Перед рассмотрением методов и приемов обучения детей охарактеризуем педагогические стили подачи знаний. Они разнятся в зависимости от конкретной учебной ситуации. Выделяют следующие стили обучения:

  • Визуальный (зрительный) стиль. Подходит для людей, которые лучше воспринимают информацию наглядно. Рисунки, презентации, графические образы и пространственное представление необходимы им для успешного обучения.
  • Аудиальный (слуховой) стиль. Подходит для людей, которые лучше воспринимают информацию, когда слышат ее. Звуки, музыка, аудиокниги эффективны для обучения.
  • Вербальный (словесный) стиль. Предпочтителен для людей, которые хорошо воспринимают информацию, прочитав ее или написав. Устная или письменная форма – идеальный формат для обучения.
  • Кинестетический (телесный) стиль. Подходит для тех людей, которым важно опираться на тактильные ощущения в процессе познания, а также осуществлять конкретную практическую деятельность.
  • Логический (математический) стиль. Предпочтителен для людей, которым важен системный подход. Аргументы, рассуждения, логические доводы, доказательства в обучении убедительны и наиболее эффективны в их случае.

Стили обучения детей

Стили обучения детей
  • Межличностный (социальный) стиль. Подходит тем людям, для которых важно групповое взаимодействие для лучшего усвоения материала.
  • Внутриличностный (одиночный) стиль. Таким людям подходит самостоятельная познавательная деятельность для усвоения учебной информации.

Важно подчеркнуть, что большинству детей подходит не какой-то один стиль обучения, а их комбинация.

5 популярных на сегодняшний день технологий обучения

Одна из важнейших задач сегодня – сделать школу не только образовательным пространством, но и саморазвивающейся системой. Необходимо создать ряд условий, при которых ученики являлись бы активными субъектами процесса. Это возможно при использовании разных технологий и эффективных приемов обучения детей дошкольного и более старшего возраста. Рассмотрим самые распространенные.

Коллективно-взаимное обучение

Данная технология подходит для изучения новых тем, углубления знаний, а также для повторения и закрепления информации или навыка. Ученики могут работать индивидуально или объединившись в группы. Если учитель выбрал командную форму работы, то в завершении урока обязательно нужно проверить, насколько усвоен материал всеми обучающимися.

Важно, чтобы все ученики участвовали в совместной деятельности группы. Обязательно нужно учитывать следующие закономерности, установленные психологами: прочитанная информация усваивается на 20-30 %, услышанная запоминается на 30-40 %, практическая деятельность способствует усвоению на 50-70 %.

Активное обсуждение информации из разных источников, обмен идеями, опытом, дискуссии на тему расхождений и противоречий, эмоциональные диалоги – это основные составляющие коллективно-взаимного обучения. Все вышеперечисленное создает условия для:

  • улучшения умений по пройденному материалу;
  • развития памяти;
  • раскрытия потенциала школьников благодаря тому, что они чувствуют себя уверено на занятиях;
  • эффективной индивидуальной работы, так как каждый ученик выполняет задания самостоятельно, несмотря на групповой формат обучения;
  • продуктивного взаимодействия с коллективом, что является главным преимуществом данного способа обучения.

Модульное обучение

Вся учебная информация разбивается на отдельные блоки. Педагог включает задания разного уровня сложности по изучаемой теме. Это позволяет ему применять личностно-ориентированный подход. В каждом учебном блоке есть задания для проверки усвоения изучаемого материала. Любой урок по модульной технологии может содержать в своей структуре разные формы деятельности учеников. Например:

1-й этап урока – это диспут на тему занятия, способствующий развитию логики, грамотной формулировки вопросов и аргументированных ответов на них. Диспут базируется на научной дискуссии, которая подразумевает сотрудничество.

2-й этап урока – лекция. Педагог доносит до обучающихся новую информацию, а ученики записывают ключевые моменты. Конспектирование развивает самостоятельность и умение работать с большим объемом сведений, вычленяя значимые и второстепенные.

3-й этап урока – закрепление лекционной информации обратной связью от учеников. Педагог задает вопросы по изучаемой теме, а ученики отвечают, опираясь на конспект. Это позволяет понять, насколько усвоен образовательный материал и какие моменты следует разобрать подробнее.

Работа с аудио- и видеоматериалами

Использование этой технологии на уроках решает следующие задачи:

  • погружение учащихся в атмосферу темы занятия или ее значимой части;
  • развитие когнитивных способностей детей: внимание, наблюдение, выбор, предвосхищение, высказывание предположений и т.д.;
  • обучение анализу занятия или его части;
  • развитие критического мышления, аналитических навыков, умения комментировать и интерпретировать текст.

Приемы обучения детей по данной технологии основываются на следующих этапах работы с информацией:

  • Работа до просмотра или прослушивания видео- или аудиоматериала.
  • Непосредственно просмотр или прослушивание.
  • Работа после просмотра или прослушивания.

Обучение с использованием приемов этой технологии формирует у обучающихся уверенность, помогает совершенствовать знания и умения, а также развивает навык самостоятельной работы.

Если среди учеников есть желающие заниматься в будущем педагогической деятельностью, то их полезно привлекать к проведению занятий с аудио- и видеоматериалами. Это способствует развитию творческого подхода к обучению, учит серьезно относиться к выполняемой работе, а также подчеркивает значимость их вклада в учебный процесс.

Развитие критического мышления через чтение и письмо

Цель технологии ТРКМЧ – воспитание учеников, умеющих заниматься самостоятельной деятельностью.

Развитие критического мышления через чтение и письмо

Развитие критического мышления через чтение и письмо

Активно используется при работе с текстовым материалом. Включает чтение и письмо. Выделяют следующие этапы работы по этой технологии:

  • «Вызов» (мотивация). Педагог заинтересовывает учащегося. Например, интригующим названием или интересным и неожиданным фактом.
  • «Осмысление». Заинтересованный ученик читает текстовый материал и изображает его в виде схемы, опорного сигнала по Шаталову (какой-то ассоциативный символ, который заменяет смысловое значение) или составляет краткий план.
  • «Рефлексия». Обсуждение информации с одноклассниками. Может использоваться пересказ (устный или письменный) как форма развития речи и памяти.

Интегративный подход

Старшая ступень обучения в связи с ее профильным уклоном требует глубокого практического характера занятий. Интегративное обучение базируется на междисциплинарном подходе, а также принципах прагматичности и индивидуализации образования. Этот метод обучения на практике продемонстрировал достижение следующих задач:

  • Формирование и развитие познавательного интереса, креативности, навыков самостоятельного приобретения знаний. Это помогает приспособиться к динамике образовательного процесса.
  • Развитие коммуникативных способностей, умения вести продуктивный диалог и эффективно общаться.
  • Воспитание толерантности, уважительного отношения к культуре своей страны и других народов.
  • Профориентация. Обучающиеся изучают материал из разных областей. В сравнении они могут понять, какая деятельность им интереснее. Так проходит работа по профессиональному самоопределению учеников.

Скачать
файл

Основные характеристики приемов интегративного подхода в обучении детей:

  • Информационный аспект подачи материала: ученикам дается минимально необходимое количество теории и фактов.
  • Языковой аспект: фактологические знания выражаются в лексико-грамматических средствах.
  • Коммуникативный аспект: терминология по теме обогащает лексикон учеников. Также совершенствуются навыки общения с собеседником с использованием тематического словаря.
  • Познавательный аспект: большой объем изучаемой информации благодаря активному использованию текстового материала в качестве источника теоретических и фактологических знаний.

Использование приемов интегративного метода обучения детей позволяет перенести все функции общения (познавательная, регулятивная, этикетная, ценностно-ориентационная) на новый тематический материал.

Связь между методами и приемами обучения детей

Для понимания сути педагогических процессов важно знать, как трактуются термины «метод» и «прием».

Есть несколько определений понятия «метод обучения». Приведём самые распространенные.

Методы обучения – это способы совместной работы учителя и учеников, целью которых является достижение целей образования.

Профориентация детей раннего возраста: формы, методы, технологии работы

Читайте также

Методы обучения – это способы взаимодействия педагогов и обучающихся по реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач (Ю. К. Бабанский).

Методы обучения – это способы педагогической работы учителя и организации учебно-познавательной работы учащихся по решению разных дидактических задач для усвоения учебного материала (И. Ф. Харламов).

Несмотря на многообразие определений понятия «методы обучения», их объединяет то, что авторы видят в них совместную деятельность учителя и учеников. Таким образом, этот термин отражает способы и приемы обучения детей, используемые педагогом, и учебную деятельность учеников по достижению образовательных целей.

Понятие «приемы обучения» является распространённым термином в педагогике. В классическом понимании они являются составляющей метода обучения. Однако границы понятий достаточно размыты. Любой метод обучения детей состоит из отдельных приемов, каждый из которых решает какую-то конкретную учебную или педагогическую задачу.

Связь между методами и приемами обучения детей

Связь между методами и приемами обучения детей

Методы и приемы обучения детей в зависимости от педагогической ситуации могут меняться местами. Одни и те же приёмы используются в различных методах. Кроме того, один метод у разных педагогов может включать абсолютно противоположные приемы. Получается, что метод обучения состоит из приемов, но не является простой суммой своих составляющих.

Классификация методов обучения

Одна из актуальных проблем дидактики сегодня – классификация методов обучения. Нет одной общепринятой точки зрения по данному вопросу. Авторы группируют методы обучения на основании различных признаков. Поэтому существует несколько классификаций.

Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 24 сентября

Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей

Забронировать скидку


Самый распространенный вариант – типология по источнику получения знаний. Выделяют следующие методы обучения:

  1. Словесные. Источником информации выступает слово (устное или печатное).
  2. Наглядные. Основа знаний – изобразительный, графический или предметный учебный материал, наблюдаемые объекты или явления.
  3. Практические. Учащиеся изучают новую тему и выполняют практические задания для закрепления умений и навыков.
  4. Игровой. Обучающиеся погружаются в игровую ситуацию, на которую переносится учебный материал.

Классификация приемов обучения

Н. М. Верзилин и В. М. Корсунская работали над типологией приемов обучения биологии. Однако предложенная ими классификация является системной и применимой для различных дисциплин. Данные авторы выделили 3 группы практических приемов обучения детей:

  1. Логические. Включают приемы мыслительной деятельности: формулирование проблемы, сравнение, обобщение, доказательство.
  2. Организационные. Данные приемы используются для фокусировки внимания учеников и управления их деятельностью. К ним относятся ответ у доски, проверка самостоятельной работы.
  3. Технические. Включают приемы обучения с использованием оборудования, обучающих материалов и средств. К ним относятся записи на доске, рисунки, наглядные пособия, а также мультимедийные средства.

Отличительные особенности современных приемов обучения детей

На основании психолого-педагогической литературы выделяют существенные характеристики современных приемов обучения детей. Это стало основой для отбора некоторых из них для апробации в начальной школе с целью определения их эффективности.

Для современных приемов обучения детей характерны:

  • нацеленность на достижение предметных и метапредметных результатов;
  • стимуляция учебно-познавательной деятельности учеников;
  • интерактивность или диалоговое взаимодействие, где обучающийся является субъектом получения знаний;
  • мотивация к учебной деятельности и активному участию;
  • игровой характер приемов обучения детей для реализации образовательных целей.

Современные приемы обучения детей базируются на развивающем и деятельностном подходе. Поэтому очень актуальны приемы, используемые в технологии развития критического мышления через чтение и письмо, а также приемы формирующего оценивания, игровые, рефлексивные, проблемного обучения, технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ).

5 полезных обучающих приемов

Используя творческий подход к работе, педагоги, преподаватели и методисты создают и применяют на практике различные практические приемы обучения и воспитания детей. Это помогает решить многие образовательные задачи. Рассмотрим некоторые из таких приемов.

  • «Нестандартный вход в урок». Педагог с самого начала занятия включает учеников в активную деятельность и держит их внимание. Например, начинает с противоречивого факта, разминки с интересными интеллектуальными задачами или включает неожиданный музыкальный фрагмент.
  • «Показ профессионализма». Отличный прием для обучения подростков,по мнению А. В. Хуторского. Такой педагог становится авторитетом в их глазах. Предполагает показ личного выполнения какого-то сложного, возможно, творческого задания.
  • «Выход за пределы». Данный прием обучения детей предполагает, что педагог, разбирая определенную тему, расширяет ее границы и приводит современные примеры, знакомых детям персонажей поп-культуры и т.п. Это является хорошим способом удержания внимания учеников, а также актуализацией изучаемой темы. В «Современной дидактике» А. В. Хуторского в качестве примера приводится урок физики на тему «Резонанс». Педагог начинает с вопроса, с чем связано то, что электрогитара может иметь любую форму корпуса, в отличие от акустической. Для наглядности педагог демонстрировал фотографии креативных инструментов известных музыкантов. Такой подход однозначно фокусирует внимание учеников и способен их заинтересовать и вызвать интерес к теме урока.
  • «Неожиданное дело». Если в классе имеются проблемы с дисциплиной и необходимо создать рабочую атмосферу, то это эффективный прием обучения детей. Можно дать задание каждому ученику. Например, нарисовать дерево, как его видит великан и гном. Такое необычное задание заинтересует детей и вернет к активности на уроке.
  • «Фантастическая добавка». Данный прием обучения детей быстро вовлекает их в рабочий процесс урока, а также способствует развитию креативности и нестандартного мышления.

5 полезных обучающих приемов

5 полезных обучающих приемов

В реальную учебную ситуацию педагог добавляет фантастический элемент. Например, переносит в изучаемую тему какого-то исторического деятеля, персонажа литературы, вымышленное животное или описывает ее глазами инопланетянина.

5 относительно новых приемов обучения детей

Ассоциации

Этот прием обучения детей относится к активным методам. Благодаря ему систематизируются уже имеющиеся знания посредством сравнения с новой информацией. «Бег ассоциаций» подключает подсознание и чувственную сферу познания. Новый материал хорошо усваивается учениками. Также использование этого приема обучения на уроках мотивирует детей.

Только до 28.09

Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней

Список документов:


ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains


20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей


Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:

Введите телефон, чтобы получить доступ к документам


Уже скачали 52300

«Бег ассоциаций» может использоваться на разных этапах занятия. Например, если урок посвящен какой-то одной проблеме, то он поможет в ее постановке. Прием также удобно использовать на этапе закрепления новой информации. Он отлично работает на уроках по развитию речи.

Рекомендуется работать с приемом «Бег ассоциаций» следующим образом: нужно разделить класс на пары. Озвучивается тема занятия. Ученики называют несколько слов, которые у них ассоциируются с данной темой. Этот прием применим не только для гуманитарных дисциплин. На уроках математики, например, можно также использовать его при постановке проблемы.

Так, на занятии по теме «Круг» дети озвучивают ассоциации, которые приходят им на ум в связи с этой геометрической фигурой. Учитель может демонстрировать различные круглые предметы: колесо, кольцо, солнце и даже привести нестандартную аналогию – хоровод. Теперь важно углубить размышления учеников, спросив, какие ассоциации у них вызывает, например, движение колеса или кружение, когда водят хоровод. Варианты ответов могут быть различные: скорость, свобода, круговорот и т.п.

Применим этот метод на уроках иностранного языка. Ученики могут ассоциативно связывать новые термины с уже знакомыми.

Коллекционер

Это эффективный прием для интерактивного обучения детей, то есть когда предполагается активное включение обучающихся в учебный процесс. В этом приеме важна предварительная подготовка субъектов обучения. Использоваться он может на любых уроках, независимо от предмета. Главное преимущество приема – возможность установления межпредметных связей и показ практической значимости новых знаний ученикам, их прикладной ценности. Этапы использования приема «Коллекционер»:

  • Сбор коллекции. Подготовка включает подбор учениками различных предметов, которые связаны с темой урока. Например, готовясь к географии по теме «Международные связи России», ученики могут собирать зарубежные этикетки. Их нужно приклеить в альбом, а на контурной карте отметить страну, откуда импортировался данный товар в Россию.
  • Оформление альбома коллекции. Вклеивать необходимо все предметы и обязательно нужно подписать каждый. Например, готовясь к уроку химии по теме «Нефть», ученики собирают изображения или предметы для альбома, отмечая следующие параметры: название, химическую формулу, сферу использования, в чем важность для человека, минусы, вредное воздействие и т.д.
  • Практическая работа с коллекцией на уроке. Тут подойдут приёмы обобщения и повторения учебного материала. Форма урока может быть различной, в том числе нестандартной. Например, аукцион с использованием предметов коллекции, бизнес-игра и т.д. Можно разбить класс на группы и дать задание подготовить развернутую презентацию экспонатов коллекции.

Также этот прием хорош тем, что у педагога формируется наглядный материал по конкретной теме, который можно использовать на занятиях в других классах.

Интеллектуальный поединок

Это прием, демонстрирующий, насколько хорошо усвоен учебный материал учениками. Также он показывает, умеют ли дети мыслить логически, выделять закономерности, различия и противоречия нового материала с уже изученным.

«Интеллектуальный ринг» можно провести на любом этапе урока. Например, в начале с целью закрепления уже известного материала и подготовки к логически вытекающей теме. Он подходит для уроков обобщения и систематизации знаний.

Суть данного игрового приема обучения детей следующая: ученик, как на ринге, должен выдержать несколько вопросов. В среднем ему задаются 5 вопросов, на которые нужно быстро ответить. На размышление дается несколько секунд. То есть это своеобразный блиц опрос. Конечно, успех использования приема зависит от конкретного ученика. Кто-то продемонстрирует отличные знания, а кто-то их отсутствие и неумение сосредоточиться. Также это прекрасная тренировка интеллекта.

Интеллектуальный поединок

Интеллектуальный поединок

Конечно, педагог тщательно продумывает вопросы. Они должны быть сформулированы так, чтобы был один краткий ответ. Так можно быстро провести срез знаний по каким-то терминам, датам. Как вариант, можно просить закончить предложение, вставив недостающее слово.

Также подходит для такого приема шутливая формулировка вопросов. Это однозначно заинтересует учеников, а также позволит проверить, насколько глубоко понимание темы. Такая форма вопросов требует их осмысления, понимания предмета разговора. Это не просто зазубренная информация.

Также подойдут для таких целей загадки, анаграммы, омонимы и т.п. Прием применим и для точных наук, например, математики, физики, химии. Учитель может дать задание закончить формулу, проверить несложные расчеты или назвать, чей это закон.

Диаграмма, или Кольца Венна

Педагоги стали активно использовать прием в технологии развития критического мышления. Он назван по фамилии английского учёного, автора книги «Символическая логика». Это графический прием, который используется, когда нужно сравнить несколько понятий, явлений, предметов. У детей развиваются аналитические способности, умение выявлять общее и различия. Процесс обучения с использованием данного приема включает в себя следующие этапы:

  • На уроке вычленяются несколько терминов, явлений, которые необходимо проанализировать и сравнить друг с другом. Например, на математике можно сравнивать геометрические фигуры, на литературе – персонажей книги, на уроке истории – политических деятелей и их вклад, на обществознании – сравнить идеи мыслителей.
  • Ученики рисуют кольца Венна.
  • На данном этапе материал осмысляется и закрепляется, обсуждаются диаграммы. Можно делать это в группах или парах.

Цветные поля

Прием обучения детей «Цветные поля» подходит для интерактивного образования. Он способствует развитию навыков самоорганизации, индивидуальной работы с текстом и самопроверки. В основном данный приём применяют на уроках литературы и русского языка. Однако его можно использовать и на занятиях по другим предметам, где выполняются письменные работы.

Главное достоинство этого приема – он способствует созданию благоприятной и доверительной атмосферы на уроке, так как ученик не боится строгого контроля со стороны педагога и учится сам определять степень своей подготовленности и уровень знаний.

Суть приема в следующем: ученик выполняет письменную работу. Это может быть любой формат: сочинение, контрольная, эссе, лабораторная, изложение и т.д.

На полях тетради он делает пометки для учителя разным цветом. Например, красный сигнализирует, что нужно проверить и исправить ошибки. Зеленый – отметить ошибки, но исправит их ученик самостоятельно. Синий – указать, сколько ошибок, но не подчеркивать, какие именно. Черный – признание ученика, что ошибок может быть много и тема требует дополнительно изучения.

Количество используемых цветов и их значение могут меняться. Так, при выполнении какой-то творческой работы ученик может попросить учителя проверить только структуру, орфографию или стилистические ошибки.

Важно предварительно согласовать, что означает тот или иной цвет, и записать обозначения на доске. Такая наглядность поможет ученику быстро сориентироваться при самоконтроле.

Правила выбора методов и приемов обучения детей

В педагогике сформировались определённые подходы к выбору того или иного метода и практических приемов обучения детей. Это зависит от обстоятельств и условий учебного процесса. Также важно, насколько возможна реализация тех или иных приемов в конкретном образовательном учреждении. Педагоги в своей деятельности опираются на опыт коллег, их успешную практику. Рассмотрим подробнее, от чего зависит выбор приемов обучения детей:

  • от образовательных, воспитательных, развивающих целей, а также доминирующих установок современной дидактики;
  • от преподаваемой науки, ее особенностей, а также специфики изучаемой темы;
  • от методики преподавания учебного предмета, конкретных требований к выбору общедидактических методов;

    Игры для детей на ПК: полезные и безопасные

    Читайте также

  • от целей и задач определенного урока, определяющих содержание учебного материала;
  • от количества учебных часов, предусмотренных на изучение конкретного учебного раздела, темы;
  • от возраста учеников, уровня развития их способностей и знаний;
  • от материально-технического оснащения учебного заведения, наличия наглядного материала и технического оборудования;
  • от степени подготовки учителя, уровня его теоретических знаний и практического опыта, а также педагогического мастерства, амбиций и даже личных качеств;
  • от общего уровня готовности учеников (их образованности, уровня воспитания и развития).

Правила выбора методов и приемов обучения детей

Правила выбора методов и приемов обучения детей

Итак, педагог опирается на перечисленные выше обстоятельства и принимает следующие решения: выбирает словесные, наглядные или прагматические методы. В соответствии с ними определяет приемы для обучения детей на уроке: логические, организационные или технические.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Смена единственного участника ооо пошаговая инструкция
  • Сигнализация старлайн а64 автозапуск инструкция по применению
  • Пример оформления руководства системного программиста
  • Мульти табс витамины для детей до года инструкция по применению
  • Умные часы xiaomi haylou ls02 инструкция на русском

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии