МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Речевое развитие
Основные
направления работы по развитию речи детей в ДОУ
Воспитатель
Данилевская В.В.
Одной
из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения,
является развитие речи детей.
Речь как
ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От
качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности
педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на
прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности
ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском
сообществе.
Согласно
Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования
содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение
целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на
основе владения литературным языком своего народа через решение следующих
задач:
• Овладение
речью как средством общения и культуры;
• Обогащение
активного словаря;
• Развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• Развитие
речевого творчества;
• Развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• Знакомство
с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы;
• Формирование
звуковой аналитико — синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Процесс
формирования речи детей должен строиться с учетом не только общедидактических,
но и методических принципов обучения. Под методическими принципами понимаются
общие исходные положения, руководствуясь которыми, педагог выбирает средства
обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми
языка и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему
общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность,
наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность,
индивидуализация обучения и др. Методические принципы выступают также во
взаимосвязи друг с другом.
Применительно
к дошкольнику на основе анализа исследований по проблемам речевого развития
детей и опыта работы детских садов мы выделим следующие методические
принципы развития речи и обучения родному языку.
• Принцип
взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на
понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие
которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные
представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с
мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы,
направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов.
• Принцип
коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип
основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании
языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду
– развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую
направленность процесса обучения родному языку.
Настоящий
принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы
по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как
средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах
деятельности.
• Принцип
развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное
владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и
использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на
подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и
закономерности.
• Принцип
формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается
на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание
взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода
внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не
просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения
является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность
создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить
именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.
Леонтьев
выделяет три способа осознания, которые часто смешиваются: произвольность речи,
вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется
произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность
является показателем степени сформированности речевых умений.
• Принцип
взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного
образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при
котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи.
• Принцип
обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента
в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера
успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в
процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы
определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной
деятельности, в признании и поддержке. В процессе организованной
образовательной деятельности нередко исчезает естественность общения, снимается
естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на
вопрос, пересказать сказку, что-то повторить.
• Принцип
обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в
том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая
активность является одним из основных условий своевременного речевого развития
ребенка. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание,
восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и
пониманию речи педагога.
Основные
направления работы по развитию речи детей в ДОУ:
— Развитие
словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с
контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);
—
Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и
произношения), любви и интереса к художественному слову;
— Развитие
связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);
—
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и
слова, нахождение места звука в слове);
—
Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).
В
практике работы педагогов ДОУ по развитию речи используются следующие методы:
Наглядные:
—
Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе,
экскурсии);
—
Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек
и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные:
-Чтение и
рассказывание художественных произведений;
-Заучивание
наизусть;
-Пересказ;
-Обобщающая
беседа;
-Рассказывание
без опоры на наглядный материал.
Практические:
-Дидактические
игры;
-Игры-драматизации;
-Инсценировки;
-Дидактические
упражнения;
-Пластические
этюды;
-Хороводные
игры.
Для
развития речи используются разнообразные средства:
• общение
взрослых и детей;
• культурная
языковая среда, речь воспитателя;
• обучение
родной речи и языку на занятиях;
• художественная
литература;
• различные
виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Рассмотрим
кратко роль каждого средства.
Важнейшим
средством развития речи является общение.
В
отечественной психологии общение рассматривается как сторона какой-либо другой
деятельности и как самостоятельная коммуникативная деятельность. В трудах
отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем
психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка.
Речь,
являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения.
Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс
взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью
материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а
формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и
развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка.
Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой
способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами
речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое
строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.
Вопросы для анализа и оценки состояния работы по развитию речи
I. Условия для развития речи детей.
1) Гигиенические условия в групповых помещениях и на участке. Медицинские данные о состоянии органов речи и слуха детей.
2) Языковая среда. Культура речи взрослых в детском саду.
3) Педагогический кабинет, его раздел по методике развития речи (библиотека, методические наглядные пособия, технические средства, стенды, выставки).
4) Оборудование педагогического процесса в группах.
II. Планирование работы по развитию речи.
1) Наличие планов, их оформление.
2) Выполнение всех разделов программы по развитию речи (ознакомление с окружающим и обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматической правильности речи, обучение разговорной речи и рассказыванию, знакомство с художественной литературой — чтение, заучивание стихов, драматизация и др.).
3) Планирование занятий:
— программное содержание и воспитательные задачи, их взаимосвязь;
— раскрытие методики проведения занятий;
— учет индивидуальных особенностей детей;
— разнообразие занятий, повторность и их усложнение (программный материал и методические приемы);
— взаимосвязь между занятиями;
— взаимосвязь занятий по родному языку с работой по развитию речи вне занятий (в разных видах деятельности);
— осуществление задач развития речи на занятиях по другим разделам программы.
4) Руководство развитием речи детей вне занятий:
- планирование работы на утренние часы, для прогулок, на вечернее время (фронтальная и индивидуальная работа).
- Решение задач развития речи детей в дидактических и подвижных играх.
III. Развитие речи и обучение родному языку.
1) Обучение родному языку на занятиях (на основе анализа просмотренных занятий).
Вопросы для анализа занятия:
— четкость определения программного содержания и решения воспитательных задач;
— структура занятия: начало, последовательный ход и конец занятия;
— приемы обучения, активизация речи, мышления, внимания детей; применение эмоциональных приемов обучения, их эффективность;
— использование наглядного материала;
— речь воспитателя, четкость указаний детям, установление контакта с ними; приемы исправления ошибок в речи детей;
— речь детей во время занятия (правильность, соответствие возрасту, содержательность, выразительность), активность детей во время занятия;
— индивидуальный подход к детям;
— общая оценка обучения родному языку на занятиях.
2) Развитие речи и обучение родному языку в разных видах деятельности
(на основе наблюдения):
— руководство развитием речи в процессе общения: содержание, формы, характер общения, его влияние на развитие речи детей;
— как осуществляется работа по развитию речи в процессе наблюдений на прогулках;
— руководство развитием речи детей в процессе режимных моментов (особенно в младшей и средней группах);
— решение задач развития речи в играх (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые);
— проведение специальных игр по развитию речи;
— решение задач развития речи в трудовой деятельности;
— чтение книг помимо занятий; уголок книги и работа в нем;
— индивидуальная работа с детьми (по каким разделам программы ведется, систематичность этой работы, усложнение ее и эффективность);
- организация досуга детей (разнообразие форм).
IV. Уровень развития речи детей.
1) Развитие словаря:
- объем словарного запаса детей по определенным темам (бытовой словарь, природоведческий), соответствие словаря программе;
- умение детей свободно пользоваться словарным запасом на занятиях по родному языку;
- правильность и точность употребления слов, использование образных выражений, фразеологических сочетаний;
- детское словотворчество;
- затруднения в употреблении слов;
- соответствие словарного запаса возрасту.
2) Воспитание звуковой культуры речи детей:
- правильность звукопроизношения, словопроизношения;
- дикция,
- выразительность речи (сила голоса, темп речи, интонация);
- орфоэпическая правильность речи;
- соответствие возрасту.
3) Формирование грамматического строя речи:
- навыки грамматически правильного употребления слов (на занятиях и вне их);
- грамматические ошибки детей;
- словообразование;
- построение предложений, сочетание их в связной речи.
4) Уровень развития диалогической речи:
- умение ребенка слушать речь воспитателя и товарищей, участвовать в общем разговоре, употреблять формы речевого этикета, культура поведения во время разговора;
- использование детьми различных форм разговорной речи (вопросы, ответы);
- соответствие высказываний детей предъявляемым требованиям (умения отвечать кратко, развернуто, общим словом, дополнять ответ товарища);
- умение ребенка находить поводы для общения, инициативность и адресность его речи, тематика и содержание разговоре.
- Особенности речи воспитателя.
5) Навыки связной монологической речи:
владение навыками описательной речи, повествования и речи-рассуждения. Провести выборочную проверку умений детей рассказывать об игрушках, по картинкам, из опыта;
составлять творческие рассказы;
передавать содержание литературного произведения.
Оценить детские высказывания с точки зрения их содержательности, структуры оформления, выразительности, плавности.
6) Знание детьми художественной литературы по программе детского сада.
Умения воспринимать и понимать содержание и художественную форму литературного произведения, эмоционально откликаться на него.
Умение различать жанры.
Знание стихов, рекомендуемых для заучивания, выразительность их чтения.
7) Уровень подготовки детей к обучению грамоте:
умение производить звуковой и слоговой анализ слов, словесного состава предложений.
В
основе системы речевой работы
должен лежать комплексный подход,
направленный на решение задач,
охватывающих разные стороны речевого
развития — фонетическую, лексическую,
грамматическую, и на их основе — развитие
связной речи.
Центральной
задачей такого обучения является
формирование языковых обобщений и
элементарного осознания явлений языка
и речи.
В
обучении надо обращать внимание на все
стороны речевого развития.
В
словарной работе особое внимание надо
уделять семантическому аспекту, используя
следующие методы и приемы: подбор
синонимов и антонимов к изолированным
словам и словосочетаниям; замена слова
в словосочетании, подбор наиболее
точного слова по смыслу; составление
предложений со словами синонимического
ряда; составление словосочетаний и
предложений разного типа со словами
разных частей речи; нахождение многозначных
слов в пословицах, поговорках, загадках,
скороговорках и в литературных
произведениях — сказках, стихах, рассказах;
рисование на тему многозначного слова
и последующее рассказывание о нарисованном;
составление рассказов на самостоятельно
выбранную тему.
Задания
по словарной
работе тесно
переплетать с задачами по формированию
грамматического строя речи.
Необходимо с детьми беседовать
о том, что такое описание, сюжетный
рассказ. Точность словоупотребления
формировать в таких упражнениях, когда
дети образовывают слова со смысловыми
оттенками увеличительности,
уменьшительности, ласкательности.
Каждое
занятие и все упражнения должны быть
направлены на то, чтобы использовать
слово, словосочетание, предложение в
связном высказывании, а представление
о структуре закреплялось в рассказывании
по серии сюжетных картин.
Выявление
уровня речевого развития нужно
проводить по всем сторонам: фонетической,
лексической, грамматической во взаимосвязи
с развитием монологической речи.
11. Фронтальные проверки организации деятельности педагогов по развитию речи детей.
Одной из форм методической
работы является контроль посещения
групп, ознакомление с работой воспитателя,
методическая помощь воспитателю в
области развития речи с определенной
целью.
Целью посещения может быть
наблюдение за приемами работы воспитателя.
Для посещения заведующая может избрать
любое время дня, по желанию просмотреть
какой-то вид деятельности полностью
(всю прогулку, занятие).
Заведующая
может заранее наметить в своем плане
вопросы, которые требуют ее внимания в
первую очередь. К ним относятся контроль
за выполнением воспитателями основных
задач по развитию речи в отдельных
возрастных группах (речевая активность
детей на занятиях в младших группах),
фронтальная работа по звуковой культуре
речи (на занятиях и вне их) в средней
группе, обучение рассказыванию и
индивидуальная работа по звукопроизношению
в старших группах, а также методика
непосредственного наблюдения (во всех
группах).
Посещая группу, заведующая всегда
должна прислушиваться к речи воспитателя.
Посещая группу, заведующая должна
помнить правило: не вмешиваться в ход
работы воспитателя, поддерживать его
авторитет у детей. Лучше всего при этом
вести записи, отмечая как положительное,
так и отрицательное. В заключение нужно
побеседовать с воспитателем о результатах
наблюдений. Посещая группу вторично,
заведующая сопоставляет новые данные
с предыдущими.
Беседы с детьми — полезная форма
ознакомления заведующей с уровнем
работы по развитию речи в группе, а также
прямой путь воздействия на речь
воспитанников (похвала, замечания,
советы старшим детям, создание
эмоциональных мотивов для совершенствования
речи — предложение выступить на
празднике, принести в группу и показать
новую игрушку и т. д.). Беседы могут
возникать непреднамеренно, при встрече
с детьми на прогулке, в групповой комнате,
в коридоре. По возможности чаще нужно
беседовать с детьми, которые имеют
какие-либо отклонения в речи или требуют
внимания, ласки.
Изучение
письменных материалов. Содержание этой
работы составляет проверка календарных
планов. Совместно с воспитателями
обсуждаются конспекты занятий, сценарии,
доклады.
Соседние файлы в папке GOSY
- #
- #
- #
В пособии представлены программа развития речи детей 2–7 лет и методические рекомендации по ее реализации в младших, средних и старших группах дошкольных образовательных учреждений. Цель пособия – последовательное, целенаправленное обучение детей родному языку, своевременная помощь ребенку в формировании звуковой культуры речи, овладении лексикой, грамматикой, связной речью. Для старших групп разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.
Оглавление
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»
Под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Программа «Развитие речи в детском саду» печатается по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Предисловие
Настоящее издание является частью методического комплекта к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.
Ведущие цели «Программы» — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.
«Программа» рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для учреждений дошкольного образования.
К «Программе» подготовлены краткие «Методические рекомендации» (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2006), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Более подробные методические руководства к «Программе» содержатся в базовых методических пособиях: Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. «Дети раннего возраста в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. «Трудовое воспитание в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез) и др.
Пособие «Развитие речи в детском саду» продолжает серию изданий данного учебно-методического комплекта. Книга включает программу и методические рекомендации по развитию речи у детей 2–7 лет.
Смотрите также
Донецкая Народная Республика управление образования администрации города Донецка МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД № 46 ГОРОДА ДОНЕЦКА» ул. Славина , 5, г. Донецк, 83057, тел.: +380958767517 |
Методические рекомендации
к методической неделе
«Развитие речи – путь успешной социализации ребенка
Подготовила и провела
Методист ДОУ № 46
Хохлова Ю.И.
Руководство связной речью детей в повседневной жизни.
Рекомендуется использовать такой методический прием как поручение:
— показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него, и рассказать о ней;
— показать высаженные растения или поделки и рассказать по — порядку как их выполняли;
Рекомендуется периодически менять в книжном уголке папки с картинками или рисунками детей; вывешивать крупные картины для рассматривания, чтобы активизировать разговорную речь детей и желание рассказывать.
Можно использовать ролевые игры (с рассказчиками: например, «КИНО» (роль кино-механика-чтеца), «Телевизор», «Радио», «Проигрыватель» (роль дикторов), «Телефон» (собеседники), «Космос» (роль космонавта, передающего свой рассказ о полете на Землю), «Детский сад», «День рождение» и т.д.), развлечения.
Работа над активизацией словаря дошкольников.
Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой особую задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий.
Осуществляя словарную работу, воспитателям рекомендуется придерживаться следующих принципов:
— работу над словарем проводить при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
— формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
— все задачи словарной работы решать в единстве и в определенной последовательности;
Словарную работу проводить по следующим направлениям:
-
Обогащение словаря (усвоение новых, ранее неизвестных детям слов)
-
Уточнение словаря (словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка)
-
Активизация словаря (перенесение большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания)
-
Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные, вульгаризмы и т.д.)
Работа над совершенствованием грамматической стороны речи детей.
При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология – грамматические свойства слова, его формы; синтаксис – словосочетания и предложения. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен для восприятия детьми. Играм и упражнениям следует отводить не более 5-10 минут, не употреблять грамматическую терминологию, выбирать только одну задачу, что позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. Учить детей сопоставлять речевой материал, подмечать разницу в произношении. При формировании грамматически правильной речи ребенка рекомендуется использовать активные приемы обучения, образец речи педагога, мотивировку учебного задания, исправления, подсказ, упражнения на составление предложений с трудными словами, сюжетно-дидактический рассказ, содержащий трудные словоформы, дидактические речевые игры, образцы правильно построенных предложений, упражнение «Один начинает – другой продолжит», употребление обобщающих слов перед однородными членами предложения, упражнения на словообразование и т.д.
Воспитание звуковой культуры речи.
Воспитателям важно всегда помнить, что чистое звукопроизношение ребенком – основа обучения грамоте и правильной письменной речи. Для решения многих задач звуковой культуры речи дошкольников обязательно 1 раз в месяц проводить комплексные занятия, целиком посвященные звуковой культуре речи. Большую часть времени на таком занятии отводить работе над произношением одного звука или группы родственных звуков. В процессе работы рекомендовано эффективно использовать речевую гимнастику (1-2 мин. артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики), широкий спектр дидактических игр, подвижных и хороводных игр с текстом, заучивание стихотворений, скороговорки, чистоговорки, интонирование звуков и т.д.
Важно помнить алгоритм процесса заучивания одного звука:
-
Показ, объяснение артикуляции звука, многократное произнесение звука педагогом.
-
Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании ( длительность вдоха)
-
Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
-
Упражнения в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки-чистоговорки, дидактические игры, чтение коротких стихотворений)