Санкт-Петербургское государственное бюджетное специальное
реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования техникум для инвалидов «Профессионально-реабилитационный центр»
УТВЕРЖДАЮ
Директор СПб ГБУ
«Профессионально-реабилитационный центр»
Г.Г. Иванов
31 августа 2015 года
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ
для обучающихся Санкт-Петербургского государственного бюджетного
специального реабилитационного образовательного учреждения среднего профессионального образования техникума для инвалидов
«Профессионально-реабилитационный центр»
Составитель:
Сизова И.М. – мастер производственного обучения СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2015
Рекомендовано Методическим советом
СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»
для использования при проведении практических работ
и самостоятельной работы обучающимися
Секретарь Методического совета
Шаталова Т.В.
Протокол № 1 от 28 августа 2015г.
Содержание
Стр.
1. Введение 3-5
2. Общие правила 6-8
3. Создание презентаций 9-10
4. Шрифт 11
5. Общие правила шрифтового оформления 12
6. Музыка 13
7. Анимация 14-15
8. Литература 16
9. Интернет-ресурсы 16
Введение
Слово «презентация» в переводе с английского языка означает «представление», «показ», т.е. презентация – это красивый, наглядный показ какой-либо информации.
Компьютерная презентация состоит из отдельных кадров, которые называются слайдами. На каждом слайде можно поместить произвольную текстовую, графическую и аудио информацию, а также видеоклипы. Объекты на слайде могут быть анимированы. При показе презентации человек просто щелкает мышью. Щелчок – и один слайд сменяется другим. Презентацию можно показывать прямо на компьютере или выводить на большой экран через мультимедийный проектор.
Для создания компьютерных презентаций предназначены специальные программы. Одна из самых популярных программ – PowerPoint («пауэр поинт»).
Известно, что человек большую часть информации воспринимает органами зрения (~80%), и органами слуха (~15%) (это давно замечено и эффективно используется в кино и на телевидении). Мультимедиа технологии позволяют воздействовать одновременно на эти важнейшие органы чувств человека. Сопровождая динамический визуальный ряд (слайд-шоу, анимацию, видео) звуком, мы можем рассчитывать на большее внимание со стороны человека.
Данное методическое пособие предназначено для обучающихся СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр». Цель методического пособия – помочь обучающимся в создании презентаций.
Назначение данного пособия — формирование первоначальной базы для обучающихся и овладение простейшими приемами создания презентаций.
Презентация обеспечивает наглядность, способствующую комплексному восприятию материала, изменяют скорость подачи материала, облегчают показ фотографий, рисунков, графиков.
Умение создавать презентацию поможет обучающимся в подготовке наглядного сопровождения сообщений, выступлений, докладов, рефератов. В качестве справочного материала по дисциплинам.
Функции презентации:
-
Привлечь внимание, заинтересовать;
-
Продемонстрировать серьезное отношение к делу, профессионализм;
-
Дать самые важные ответы;
-
Придать проекту эмоциональную окраску.
Структура презентации
-
Подготовка презентации;
-
Проведение;
-
Послепрезентационные исследования.
Подготовка презентации
Шаг 1 -Определение цели презентации
Шаг 2 -Анализ участников
Шаг 3 –Создание структуры и содержания, разработка презентации
Шаг 4 –Репетиция, тестовый прогон
Шаг 5 –Подготовка финального варианта презентации
Шаг 6 –Релаксация
Определение цели презентации
При подготовке презентации следует задать себе вопросы. Например, такие :
-
Зачем готовите презентацию?
-
О чем хотите рассказать?
-
Чего планируете достичь?
-
Каких мыслей и действий ожидаете от слушателей?
-
Что получат слушатели, если скажут «ДА», и что они могут потерять, если скажут «НЕТ»?
-
Можете ли достичь поставленных целей в отведенное время?
-
Какие ресурсы необходимо использовать?
Выбранная цель будет главным критерием при отборе материала для включения в презентацию
Создание структуры презентации
Сценарий любой презентация содержит:
-
Вступление – 10-15% времени;
-
Основную часть, кульминация – 60-65%;
-
Заключение – 20-30%;
-
Если формат вашего мероприятия предусматривает вопросы и ответы по теме вашего выступления, то необходимо выделить время и на этот блок и заранее быть к нему готовым.
Вступление
-
Выступление включает в себя: приветствие, представление себя слушателям.
-
Во вступлении можно также дать информацию о цели, содержании, плане и даже времени вашего выступления.
-
Продумайте «старт» презентации: Ваши действия в первые минуты встречи с Вашими слушателями.
Основная часть
-
План развития основной части должен быть ясным.
-
Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше наглядных материалов, необходимых примеров.
-
Материал публичного выступления может быть теоретическим и фактическим.
Подготовка материалов
-
Слайд является поддержкой, а не заменой выступающего!
-
Не дублируйте текст выступления.
-
Во время чтения таких слайдов аудитория отвлекается от выступления, и результатом является потеря контакта между слушателями и выступающим.
-
Необходимо очень тщательно продумать содержание каждого слайда.
-
На каждом слайде должен обязательно быть заголовок и основная часть.
-
Заголовки должны быть короткими.
-
Четко выражайте в презентации свою мысль, чтобы зрители могли воспринимать презентацию без напряжения.
Эффективность воздействия
-
Текст на слайдах должен быть простым и содержать ключевые данные вашего выступления, которые вы объясняете и комментируете.
-
Следуйте правилу: одно предложение – одна мысль.
-
Не перегружайте слайд текстом (не больше 30 слов).
-
На слайде не должно быть много объектов.
-
Перегруженность замедляет презентацию.
-
Если использовать одновременно видеоролик и анимированный текст, да еще при этом громко озвучить происходящее, аудитория может просто «отключиться».
-
Во время презентации очень эффектны так называемые «воздействующие слайды».
-
Это должен быть наиболее запоминающийся образ презентации в целом, например, рисунок, который можно оставить на экране после окончания презентации, вопрос.
Оформление презентации
-
Для удобочитаемости основной текст должен быть не менее 18 пунктов, заголовки должны быть не менее 24 пунктов;
-
Не помещайте на одном экране слишком много текста или меток;
-
На одну метку должно приходиться не более шести слов, а на один экран — не более шести меток;
-
Выберите привлекательный шаблон оформления слайдов — профессиональный, но не слишком броский.
-
Оформление не должно отвлекать внимание от содержания выступления.
-
Не перегружайте презентацию частой сменой слайдов, анимационными и звуковыми эффектами. Это не концентрирует внимание, а напротив – отвлекает слушателей;
-
Не используйте много анимированных объектов (анимацию можно применять только для расстановки акцентов);
-
Для анимированных объектов используйте простые пути перемещения. Избегайте слишком большого числа одновременно движущихся изображений;
-
Делайте переходы одинаковыми. Аудитория отвлекается, когда объекты одного типа появляются на экране разными способами.
-
В одной презентации старайтесь использовать один и тот же шрифт одного и того же цвета, если только не нужно специально выделить важные места;
— Не более 3 шрифтов!
— Не более 3-х цветов!
— Помните — цвет это тоже информация!
Расстановка знаков препинания
-
В конце заголовков знаки препинания не ставятся.
-
Знаки препинания . , : ; … пишутся слитно с предшествующим и раздельно со следующим словом. Иначе возможен перенос одиночного знака препинания в начало строки.
-
Скобки и кавычки «прилепляются» к заключенному в них тексту.
-
Дефис не отделяется пробелами. Например: «человек-амфибия».
-
Тире отделяется пробелами с двух сторон. Например: «Хлеб – всему голова».
Общие правила дизайна
Правила шрифтового оформления
-
Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек), поэтому шрифты с засечками используют для основного текста, а рубленные (гротески) – для заголовков и подписей рисунков, таблиц и пр.;
-
Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы;
-
Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза.
Правила выбора цветовой гаммы
-
Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.
-
Существуют не сочетаемые комбинации цветов.
Психологические свойства цветов
Цвет |
Психологические свойства |
Красный |
возбуждающий, активный, богатый ассоциациями |
Голубой |
спокойный, содействует сентиментальному настроению, успокаивает нервную систему |
Желтый |
теплый, веселый, действует возбуждающе, вызывает желание действовать |
Оранжевый |
веселый, вызывает радость, усиливает активность |
Зеленый |
спокойный, создает прекрасное настроение, богат многочисленными ассоциациями |
Фиолетовый |
в равной мере привлекает и отталкивает, полон жизни, в некоторых случаях вызывает грусть |
Черный |
действует угнетающе, вызывает печаль |
Белый |
действует утомляюще, большие пространства, окрашенные исключительно в белый цвет, вызывают ощущение усталости |
Влияние цвета элементов и их фона на четкость изображения
Цветовые комбинации элементов |
Оценка четкости |
Черные буквы на белом фоне |
отлично |
Черные на желтом фоне |
хорошо |
Зеленые на белом фоне |
|
Синие на белом фоне |
|
Красные на белом фоне |
удовлетворительно |
Красные на желтом фоне |
|
Зеленые на красном фоне |
плохо |
Красные на зеленом фоне |
|
Оранжевые на белом фоне |
Правила общей композиции
-
На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.
-
Дизайн должен быть простым, а текст — коротким.
-
Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами.
-
Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран — все это придает дизайну непрофессиональный вид.
-
Не стоит забывать, что на каждое подобное утверждение есть сотни примеров, доказывающих обратное. Поэтому приведенные утверждения нельзя назвать общими и универсальными правилами дизайна, они верны лишь в определенных случаях.
-
Рассмотрим рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.
Единое стилевое оформление
-
Стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
-
Не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
-
Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
-
Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;
Графическая информация
-
Рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде.
-
Желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления.
-
Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.
-
Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом.
-
Если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
Рисунки и диаграммы в презентациях
-
Любая презентация станет более эффективной, если она будет проиллюстрирован:
— Фотографиями
— Картинками
— Схемами и диаграммами
-
При этом важно не перегружать их пояснениями. Определите места, в которых объекты появляются на экране, чтобы не нужно было постоянно перерисовывать экран;
-
Создавайте доходчивые диаграммы. Между сложными диаграммами делайте паузы, чтобы иметь время на пояснения;
-
Трехмерные диаграммы воспринимаются легче.
Звук
-
Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
-
Необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
-
Если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика.
-
Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации;
-
Обычно в учебных презентациях звуковое сопровождение используют редко.
Содержание и расположение информационных блоков на слайде
-
Компьютерная презентация должна содержать начальный и конечный слайды.
-
Каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим.
-
Слайды должны содержать минимум текста (на каждом не более 10 строк).
-
Рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда.
-
Желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга.
-
Ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить.
-
Информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо.
-
Наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда.
-
Логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.
-
После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом.
-
Просмотр презентации в режиме просмотра позволяет увидеть орфографические, стилистические ошибки, нарушение логики построения презентации.
Создание презентаций
Создание презентаций в PowerPoint начинается с традиционного запуска программы.
С помощью функции «Создать слайд», расположенной в правом верхнем углу панели навигации, выбирается макет слайда.
Выбранный макет можно применить не только для всей презентации, но и подобрать для каждого слайда в отдельности.
Самое первое окно программы Microsoft PowerPoint 2010
Для новых презентаций PowerPoint по умолчанию использует шаблон презентации.
Чтобы создать новую презентацию на основе шаблона PowerPoint, надо нажать кнопку Office и в открывшемся меню выбрать команду «Создать».
В появившемся окне в группе «Шаблоны» выберите команду «Пустые и последние» и дважды щёлкните по кнопке «Новая презентация»
.
Создание новой презентации в PowerPoint
Шаблоны для PowerPoint выбрать с помощью команды «Установленные шаблоны», где найдёте шаблоны: «Классический фотоальбом», «Современный фотоальбом», «Рекламный буклет», «Викторина», «Широкоэкранная презентация».
Чтобы придать презентации PowerPoint желаемый внешний вид, по вкладке «Дизайн» надо перейти в группу «Темы» и щёлкнуть по нужной теме документа.
Чтобы изменить внешний вид слайдов, на вкладке «Слайды» выберите нужные слайды, щёлкните правой кнопкой мыши по теме, которую нужно применить к этим слайдам,
В контекстном меню выберите команду «Применить к выделенным слайдам».
Выбор темы презентации PowerPoint
Темы для PowerPoint, собранные в программе, универсальны для всех видов презентаций. С помощью кнопок «Цвета», «Эффекты» и «Стили фона» можно добиться изменения цветового решения выбранной темы.
Темы для презентации Microsoft PowerPoint можно создать и самостоятельно, используя собственные рисунки и фотографии.
Шрифт
Презентация Microsoft Office PowerPoint позволяет выбирать и изменять тип, размер и цвет шрифта. Работа с текстом презентации строится на тех же принципах, что и работа в Microsoft Office Word.
Выбор шрифта для презентации
Чтобы написать текст, надо поставить курсор в поле «Заголовок слайда» или «Текст слайда», затем на вкладке «Главная» перейти в группу «Шрифт», где выбрать шрифт, его размер и цвет.
При разработке презентации важно учитывать, что материал на слайде можно разделить на главный и дополнительный.
Главный необходимо выделить, чтобы при демонстрации слайда он нёс основную смысловую нагрузку: размером текста или объекта, цветом, спецэффектами, порядком появления на экране.
Дополнительный материал предназначен для подчёркивания основной мысли слайда.
Общие правила шрифтового оформления:
Уделите особое внимание такому моменту, как «читаемость» слайда. Для разных видов объектов рекомендуются разные размеры шрифта.
Заголовок слайда лучше писать размером шрифта — 22-28.
Подзаголовок и подписи данных в диаграммах — 20-24.
Текст, подписи и заголовки осей в диаграммах, информацию в таблицах – 18-22.
Для выделения заголовка, ключевых слов используйте полужирный или подчёркнутый шрифт.
Для оформления второстепенной информации и комментариев – курсив.
Чтобы повысить эффективность восприятия материала слушателями, помните о «принципе шести»: в строке – шесть слов, в слайде – шесть строк.
Используйте шрифт одного названия на всех слайдах презентации.
Для хорошей читаемости презентации с любого расстояния в зале текст лучше набирать понятным шрифтом. Это могут быть шрифты Arial, Bookman Old Style, Calibri, Tahoma, Times New Roman, Verdana.
Не выносите на слайд излишне много текстового материала. Из-за этого восприятие слушателей перегружается, нарушая концентрацию внимания.
Для придания презентации PowerPoint наглядности на некоторых слайдах можно разместить различные схемы, графики, фотографии, рисунки, коллажи. Для этого по вкладке «Вставка» необходимо перейти в группу «Иллюстрации», щёлкнув по выбранной группе иллюстраций.
Фотографию или рисунок можно разместить в презентации, используя команды «Копировать» и «Вставить».
Вставка изображения в презентацию
-Старайтесь избегать использования слайда «картинка, обтекаемая текстом». Иллюстрацию лучше разместить на отдельном слайде, подписав под ней основную информацию.
-Вставляемые фотографии или картинки должны быть хорошего качества и достаточно большого размера, иначе при растягивании они теряют резкость, чем могут только испортить эффект от презентации.
Музыка
Презентация Microsoft Office PowerPoint имеет более выигрышный вид, если в ней используется звуковое сопровождение. По вкладке «Вставка» перейдите в группу «Клипы мультимедиа» и выберите функцию «Звук».
В списке команд, который появится, щёлкните «Звук из файла». В появившемся диалоговом окне укажите папку, из которой будет вставляться музыка, и тип звукового файла.
Установите способ воспроизведения звука: автоматически или по щелчку. В появившейся вкладке «Работа со звуком» найдите группу «Параметры звука» и установите желаемые команды.
Вставка звука в презентацию
-Не переборщите с громкостью звука, иначе речь будет плохо слышна.
— Для музыкального сопровождения презентации лучше выбирать спокойную инструментальную или классическую музыку. Это не будет отвлекать слушателей от содержания презентации, а только добавит эмоциональности
Анимация
Презентацию PowerPoint можно значительно разнообразить, используя эффекты анимации, которые можно добавить к любому объекту на слайде.
По вкладке «Анимация» перейдите в группу «Анимация» и откройте область задач «Настройка анимации».
Щёлкните по тексту или объекту, которому нужно придать анимацию. В области задач «Настройка анимации» нажмите кнопку «Добавить эффект», а затем выполните одно или несколько действий по использованию эффектов.
Эффекты появятся в списке «Настройка анимации» в порядке их добавления.
В поле «Изменение эффекта» можно установить начало анимации, её направление и скорость.
Вставка анимации в PowerPoint
— Не следует перенасыщать презентацию спецэффектами. Чрезмерное обилие мигающих, вертящихся и скачущих объектов, посторонних звуков, анимационных картинок отвлекает слушателей и мешает им удерживать внимание на основном содержании выступления.
— Помните, что анимация используется по минимуму и лишь тогда, когда на ней лежит функциональная нагрузка.
— С помощью анимации хорошо выделять ключевые слова, цифры, обозначать выводы. Будет лучше, если анимация настроена на выделение цветом, а не на разного рода движения букв на экране.
Переходы между слайдами делают презентацию PowerPoint более эффектной.
Чтобы добавить одинаковые переходы между слайдами презентации, на вкладке «Анимация» щелкните по эскизу слайда и в группе «Переход к следующему слайду» выберите эффект смены слайдов.
Выбор эффекта перехода на новый слайд PowerPoint
Чтобы установить скорость смены слайдов, в группе «Переход к следующему слайду» раскройте кнопку «Скорость перехода», а затем выберите нужную скорость.
В группе «Смена слайда» укажите порядок смены: по щелчку или автоматически.
К смене слайдов можно добавить и звук. Для этого на вкладке «Анимация» в группе «Переход к следующему слайду» раскройте кнопку «Звук перехода» и, чтобы добавить звук из списка, выберите нужный звук. Чтобы добавить звук, которого нет в списке, выберите команду «Другой звук». В открывшемся окне выберите звуковой файл, который нужно добавить, а затем нажмите кнопку ОК.
Не допускайте частого звукового сопровождения перехода слайдов.
Смену слайдов презентации PowerPoint более удобно делать по щелчку мыши.
В тексте выступления сделайте пометки, указывающие на смену слайда в тот или иной момент речи.
Работа над слайдами завершена.
Чтобы просмотреть получившуюся презентацию, в правом нижнем углу нажмите кнопку «Показ слайдов».
Если какой-то слайд требует корректировки, вернуться к слайдам можно, нажав кнопку клавиатуры «Esc».
После просмотра откорректированной презентации следует её сохранить.
Литература
1. Дмитрий Лазарев. Презентация: Лучше один раз увидеть. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — С. 142.
2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2003.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2012. – 192.
4. Малкольм Кушнер Презентации для «чайников» = Presentations For Dummies. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 544.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие./ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред.
Е. П. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 272 с.
Интернет-ресурсы:
1. Научно-образовательный интернет-ресурс по тематике ИКТ «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» — (http://window.edu.ru).
2. Разделы: «Общее образование: Информатика и ИКТ»;
«Профессиональное образование: Информатика и информационные технологии».
3. Правила оформления компьютерных презентаций — http://comp-science.narod.ru/pr_prez.htm
18
Методические рекомендации по созданию презентаций
Презентации выполняются в программе MS PowerPoint.
Презентации предназначены для сопровождения доклада выступающего, наглядно поясняя речь на экране. Количество слайдов презентации зависит от объёма освещаемого материала.
Как и любой документ, презентация должна выполняться в соответствии с определёнными требованиями:
- на первом слайде размещают название темы, фамилию и имя автора, номер группы;
- на втором слайде можно поместить оглавление с настроенными гиперссылками;
- на следующих слайдах раскрывается тема;
- после раскрытия всей темы на 1-2 слайдах размещают выводы;
- на последнем слайде указывается список используемой литературы.
Содержание информации:
- следует использовать короткие слова и предложения;
- времена глаголов должны быть одинаковыми;
- следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;
- заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице:
- предпочтительно горизонтальное расположение информации;
- наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
- если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты:
- для заголовков не менее 24;
- для остальной информации не менее 18;
- шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
- нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
- для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;
- нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).
Способы выделения информации:
- рамки, границы, заливка;
- разные цвета шрифтов, штриховка, стрелки;
- рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации:
- не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации:
- наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов:
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, таблицами, диаграммами.
Оформление слайдов
Стиль:
- необходимо соблюдать единый стиль оформления;
- нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
- вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
Использование цвета:
- на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
- для фона и текста используются контрастные цвета.
Анимационные эффекты:
- нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
- не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Этапы подготовки презентации:
- сбор и анализ информации для презентации;
- установить логическую связь между элементами темы;
- создать проект презентации на бумажном носителе;
- создать электронную презентацию в программе MS Power Point;
- настроить время показа и управления презентацией.
Критерии оценки:
- актуальность темы;
- соответствие содержания презентации теме;
- глубина проработки материала;
- правильная структурированность информации;
- наличие логической связи изложенной информации;
- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
- работа представлена в срок.
Оценка «5» (отлично) выставляется, если:
- обучающийся создал презентацию самостоятельно;
- презентация содержит не менее 5-10 слайдов информации;
- презентация эстетически оформлена;
- имеет иллюстрации; содержание соответствует теме;
- правильная структурированность информации;
- в презентации материал изложен логично;
Оценка «4» (хорошо) выставляется, если:
- обучающийся создал презентацию самостоятельно;
- презентация содержит не менее 5 слайдов информации;
- презентация эстетически оформлена;
- презентация не имеет иллюстрации;
- содержание презентации соответствует теме;
- в презентации правильная структурированность информации;
- в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации;
- обучающийся предоставил свою презентацию в заявленный срок.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если:
- презентация содержит менее 5 слайдов;
- презентация не имеет иллюстрации;
- содержание презентации не в полной мере соответствует теме;
- презентация выстроена нелогично;
- обучающийся не смог предоставить свою презентацию в назначенный срок.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если:
- обучающийся не сам создал презентацию;
- презентация содержит менее 5 слайдов;
- презентация оформлена с нарушением требований:
- содержание презентации не соответствует заявленной теме.
Литература
- Создание презентации в Power Point: учебное пособие
для НПО/М.Ю. Свиридова. М.: Издательский центр академия, 2010.-224 с.
Департамент образования Ивановской
области
областное государственное
бюджетное
профессиональное образовательное
учреждение
«Шуйский технологический колледж»
155901 г. Шуя, Ивановская обл.,
Учебный городок, 1
(49351) 4-70-81
www.prof4.ru
liceyshuya@mail.ru
_____________________________________________________________________________
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
для
обучающихся
по
составлению презентаций
Составитель:
мастер производственного обучения
Волкова
Т.А.
г.Шуя
2020г.
Содержание
Пояснительная
записка…………………………………………………………4
Создание презентации…………………………………………………………..5
- Структуризация
учебного материала - Составление сценария реализации учебного материала
- Разработка дизайна презентации
- Подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации,
аудиофрагменты, видеофрагменты, анимация) - Тестирование-проверка, доводка презентации
Оценивание презентации…………………………………………………….12
Консультирование обучающихся…………………………………………..13
Литература……………………………………………………………………14
Пояснительная
записка
Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся колледжа.
Цель методических рекомендаций – помочь обучающимся в создании
презентаций. В рекомендациях освещены вопросы по составлению презентации,
созданию ее и подготовке эффектного выступления.
Презентация – это представление информации для некоторой целевой
аудитории, с использованием разнообразных средств привлечения внимания
и изложения материала.
Задача педагога – помочь обучающимся в
создании презентаций и представлении их в условиях функционирования
информационных систем. Обучение студентов применению презентации результатов
собственной деятельности способствует повышению качества обучения, развитию
определенных коммуникативных способностей.
Мультимедийные презентации — это сочетание самых разнообразных средств
представления информации, объединенных в единую структуру. Чередование или
комбинирование текста, графики, видео и звукового ряда, позволяют донести
информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, акцентировать
внимание на значимых моментах излагаемой информации, создавать наглядные
эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций и т. п.
Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, способствующую
комплексному восприятию материала, изменяют скорость подачи материала,
облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, географических карт,
исторических или труднодоступных материалов. Преимущество мультимедийных
презентаций — проигрывание аудиофайлов, что обеспечивает эффективность
восприятия информации: излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и
воспринимается на уровне ощущений.
Создание
презентации
1. Структуризация
учебного материала
На основе учебной литературы отбирается
необходимая содержательная часть, формулируются основные тезисы, определяются
ключевые моменты и ключевые слова, то есть выстраивается концепция урока – прежде
чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания
того, о чем вы собираетесь рассказывать. Преподаватель, создающий
и использующий мультимедийные учебные презентации, вынужден обращать
огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным
образом сказывается на уровне знаний обучающихся.
2. Составление сценария реализации учебного материала
Презентация со
сценарием – показ слайдов под управлением ведущего.. Такие презентации
могут содержать «плывущие» по экрану титры, анимированный текст,
диаграммы, графики и другие иллюстрации. При этом, автор должен понимать, что объекты,
особенно меняющие положение, должны быть обоснованы целью презентации. Сами по
себе это объекты отвлекают внимание и могут мешать воспринимать информацию.
Порядок смены слайдов, а также время демонстрации каждого слайда определяет
докладчик. Он же произносит текст, комментирующий видеоряд презентации.
Работу стоит начинать с составления
плана будущей презентации. Желательно, чтобы план был подробным.
Необходимо на бумаге нарисовать структуру презентации, схематическое
изображение слайдов и прикинуть, какой текст, рисунки, фотографии или другие
материалы будут включены в тот или другой слайд. Составляется список рисунков,
фотографий, звуковых файлов, видеороликов (если они необходимы), которые будут
размещены в презентации. Определяется текстовая часть презентации. При создании
мультимедийной презентации необходимо решить задачу: как при максимальной
информационной насыщенности продукта обеспечить максимальную простоту и
прозрачность организации учебного материала.
Текст на слайде зрители практически не
воспринимают. Поэтому в презентациях (в особенности гуманитарного профиля)
лучше оставить текст только в виде имен, названий, числовых значений, коротких
цитат. Текстовая информация заменяется схемами, диаграммами, рисунками,
фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов. Если невозможно избежать
текстовой информации, то на слайде должно присутствовать не более трех мелких
фактов и не более одного важного. Кроме того, понятия и абстрактные положения
до сознания зрителя доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами,
примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать
различные виды наглядности. В то же время возможно только необходимое
использование анимации и эффектов. Лучше избегать обилия цифр. Числовые
величины имеет смысл заменить сравнениями. Однако на этом пути тоже необходимо
соблюдать чувство меры. Опыт работы показывает, что поток одних только ярких
изображений воспринимается тоже не очень хорошо. Внимание, вначале
непроизвольное, быстро падает, переходя в произвольное, поддержание которого
требует уже больших усилий, как со стороны лектора, так и со стороны
зрителей. Хороший результат по переключению внимания дает применение
видеофрагментов, особенно озвученных. Они почти всегда вызывают оживление в
аудитории. Зрители устают от голоса одного лектора, а здесь внимание
переключается, и тем самым поддерживается острота восприятия. Не
перегружайте слайды лишними деталями. Иногда лучше вместо одного сложного
слайда представить несколько простых. Не следует пытаться «затолкать»
в один слайд слишком много информации. Неудачные слайды необходимо объединить с
другими, переместить или удалить вообще.
3. Разработка дизайна презентации
Важным моментом является выбор общего стиля презентации, формы представления
учебного материала. Стиль включает в себя:
1 — общую
схему шаблона: способ размещения информационных блоков;
2 — общую
цветовую схему дизайна слайда;
3 — цвет фона
или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
4 — параметры
шрифтов (гарнитура, цвет, размер) и их оформления (эффекты),
5 — способы
оформления иллюстраций, схем, диаграмм, таблиц и др.
Вся
презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, что создает
ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности. Рекомендуется выделять отдельные куски текста цветом;
отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы).
Вся презентация выполняется в одной цветовой палитре, обычно на базе одного
шаблона.
Согласно
нормативам в учебных презентациях не допускается применять:
1 — более 4 цветов на одной
электронной странице;
2 — красный фон.
Очень важным является фон слайдов. Являясь
элементом заднего (второго) плана, фон должен выделять, оттенять, подчеркивать
информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее. Серьезные презентации не
должны быть пестрыми, содержать яркие, «ядовитые» цвета и менять цветовую гамму
от слайда к слайду. Если презентация состоит из нескольких больших тем, то
каждая тема может имеет свою цветовую гамму, но не сильно отличаться от общей
цветовой гаммы презентации. Не стоит делать фон слишком пестрым, это отвлекает
аудиторию и затрудняет чтение текста.
Для
фона предпочтительны холодные тона или нейтральные тона: светло-розовый,
серо-голубой, желто-зеленый, коричневый. Легкие пастельные тона лучше подходят
для фона, чем белый цвет. С другой стороны, белое пространство признается одним
из сильнейших средств выразительности.
Поскольку
фон создает определенное настроение у аудитории и должен соответствовать теме
презентации, то иногда целесообразно использование «тематического»
фона: сочетание цветов, несущие смысловую нагрузку и т. п.
После
ввода текста необходимо определиться с его расположением на каждом слайде,
продумать его форматирование, т.е. определить размер, цвет шрифта, заголовков и
основного текста. При подборе цвета текста, текст должен быть «читаем», т. е.
фон слайдов не должен «глушить» текст.
Не
рекомендуется использовать переносы слов, а также наклонное и вертикальное
расположение подписей и текстовых блоков. При создании мультимедийного пособия
предполагается ограничиться использованием двух
или трех типов шрифта.
Учитывая, что
шрифты без засечек – гладкие, плакатные – (типа Arial, Tahoma,
Verdana и т.п.) легче читать с большого расстояния, чем шрифты с засечками
(типа Times), то для основного текста предпочтительно использовать плакатные
шрифты; для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо
читаем и не контрастирует с основным шрифтом.
Рекомендуемые
размеры шрифтов: для заголовков 32-50, оптимально – 36; для основного текста:
18 – 32, оптимально – 24.
Не
следует злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных), поэтому
их допустимо использовать только для смыслового выделения небольших фрагментов
текста.
Наиболее
важный материал, требующий обязательного усвоения, желательно выделить ярче для
включения зрительной памяти. Для выделения информации следует использовать цвет,
жирный и/или курсивный шрифт. Выделение подчеркиванием обычно
ассоциируется с гиперссылкой, поэтому использовать его для иных целей не
рекомендуется.
4. Подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации,
аудиофрагменты, видеофрагменты, анимация)
Тексты
презентации не должны быть большими. Учебная презентация – это
иллюстративный ряд, не учебник и не конспект. Выгоднее использовать сжатый,
информационный стиль изложения материала. Нужно будет суметь вместить максимум
информации в минимум слов. Однако в
мультимедийной презентации может содержаться дополнительный материал, а также
материал для углубленного изучения темы. Профессионалы по разработке
презентаций советуют использовать на слайде не более тридцати слов и пяти
пунктов списка.
Рекомендуется:
1 —
использование коротких слов и предложений, минимум предлогов, наречий,
прилагательных;
2 —
использование нумерованных и маркированных списков вместо сплошного текста;
3 —
горизонтальное расположение текстовой информации, в т.ч. и в таблицах;
4 — каждому
положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста;
5 — основную
идею абзаца располагать в самом начале – в первой строке абзаца;
6 — идеально,
если на слайде только заголовок, изображение (фотография, рисунок, диаграмма,
схема, таблица и т.п.) и подпись к ней.
Размещенные в презентации графические
объекты должны быть, в первую очередь, оптимизированными, четкими и с хорошим
разрешением. Графические объекты не располагаются в средине текста, это плохо
смотрится.
5. Тестирование-проверка, доводка презентации
1) проверка на работоспособность всех элементов презентации;
2) проверка визуального восприятия презентации сторонними наблюдателями, в том
числе с экрана.
Доводка презентации заключается в
неоднократном просмотре своей презентации, определении временных интервалов,
необходимых аудитории для просмотра каждого слайда, и времени их смены. Слайд
должен быть на экране столько времени, чтобы аудитория могла рассмотреть,
запомнить, осознать его содержимое. Между тем большой интервал между сменами
слайдов снижает интерес. Возможно, при окончательном просмотре вам придется
поменять местами некоторые слайды для создания более логической структуры
презентации или внести в нее другие коррективы.
Подготовленные для представления доклады должны отвечать
следующим требованиям:
• цель
доклада должна быть сформулирована в начале выступления;
• выступающий
должен хорошо знать материал по теме своего выступления, быстро и свободно
ориентироваться в нем;
• недопустимо
читать текст со слайдов или повторять наизусть то, что показано на слайде;
• речь
докладчика должна быть четкой, умеренного темпа;
• докладчику
во время выступления разрешается держать в руках листок с тезисами своего
выступления, в который он имеет право заглядывать;
• докладчик
должен иметь зрительный контакт с аудиторией;
• после
выступления докладчик должен оперативно и по существу отвечать на все вопросы
аудитории (если вопрос задан не по теме, то преподаватель должен снять его).
Оценивание
презентации
Оцениванию подвергаются все этапы презентации:
1) собственно
компьютерная презентация, т.е. ее содержание и оформление;
2) доклад;
3) ответы
на вопросы аудитории.
Критерии оценки выполнения презентации включают
содержательную и организационную стороны, речевое оформление. Количество
баллов определяется путем соответствия показателей:
Полное соответствие – 2 балла
Частичное соответствие – 1 балл
Несоответствие – 0 баллов.
Критерии оценки выполнения презентации
|
Показатель
|
1. Содержательная сторона |
|
1.1 Актуальность
|
|
1.2 Информативность
|
|
1.3 Дизайн
|
|
1.4 Отражение логики исследования
|
|
1.5 Глубина проработки материала. |
|
2. Организационная сторона |
|
2.1 Подготовка текста доклада
|
|
2.2 Ответы на вопросы аудитории
|
|
3. Речевое оформление |
|
3.1 Использование профессиональной терминологии
|
|
3.2 Соблюдение норм культуры речи
|
|
Суммарный балл
|
|
Условия сертификации: максимальное количество баллов -18 баллов.
Положительное заключение о прохождении процедуры сертификации дается, если
суммарный балл достигает порога 10 баллов.
Консультирование обучающихся
Обучающийся
в процессе выполнения проекта имеет возможность получить консультацию педагога
по реализации логической технологической цепочки:
1.
Выбор темы презентации;
2.
Составление плана работы;
3.
Сбор информации и материалов;
4.
Анализ, классификация и обобщение собранной информации;
5.
Оформление результатов презентации;
6.
Презентация;
Литература
1.
Т.М. Елизаветина
«Компьютерные презентации:От риторики до слайд-шоу». М., 2003
2.
В.И. Карлащук «Подготовка
элементов презентации». М., 2002
3.
О.А. Буковецкая «Создание презентаций
на ПК». М., 2005
4.
Джин Желязны
«Бизнес-презентация: Руководство по подготовке и проведению». М., 2005
5.
Радислав Гандапас
«Презентационный конструктор». М., 2006
6.
Джерри Вайссман
«Мастерство презентаций». М., 2004
7.
Сергей Ребрик
«Презентация:10 уроков». М., 2004
8.
Михаэль Шметткамп
«Искусство презентации». М., 2005
9.
Питер Урс Бендер «Секреты
успешных презентаций. Практическое руководство». Минск, 2005
Использованные
электронные ресурсы:
http://uchim.info/pdf/yak—pp.pdf
http://vashabnp.info/load/20-1-0-683
Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)»
Методические рекомендации для студентов по составлению презентаций
Составитель:
Преподаватель Асмаева М.Ш
Пенза, 2018
Методические рекомендации предназначены для студентов СПО по дисциплине «Информатика и ИКТ» специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение», 15.02.08 «Технология машиностроения».
Составитель: преподаватель Асмаева М.Ш.
Рецензенты:
Содержание
Пояснительная записка 4
Создание презентации 5
Требования к формированию компьютерной презентации 6
Оценивание презентации 7
Консультирование студентов 8
Приложение 10
Литература 13
Пояснительная записка
Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа. Цель методических рекомендаций – помочь студентам в создании презентаций. В рекомендациях освещены вопросы по составлению презентации, созданию ее и подготовке эффектного выступления.
Задача педагога – помочь студентам в создании презентаций и представлении их в условиях функционирования информационных систем. Обучение студентов применению презентации результатов собственной деятельности способствует повышению качества обучения, развитию определенных коммуникативных способностей.
Мультимедийные презентации — это сочетание самых разнообразных средств представления информации, объединенных в единую структуру. Чередование или комбинирование текста, графики, видео и звукового ряда позволяют донести информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации, создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций и т. п.
Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, способствующую комплексному восприятию материала, изменяют скорость подачи материала, облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, географических карт, исторических или труднодоступных материалов. Кроме того, при использовании анимации и вставок видеофрагментов возможно продемонстрировать динамичные процессы. Преимущество мультимедийных презентаций — проигрывание аудиофайлов, что обеспечивает эффективность восприятия информации: излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений.
Создание презентации
Процесс презентации состоит из отдельных этапов:
Подготовка и согласование с преподавателем текста доклада
Разработка структуры презентации
Создание презентации в Power Point
Согласование презентации и репетиция доклада.
На первом этапе производится подготовка и согласование с преподавателем текста доклада.
На втором этапе производится разработка структуры компьютерной презентации. Учащийся составляет варианты сценария представления результатов собственной деятельности и выбирает наиболее подходящий.
На третьем этапе он создает выбранный вариант презентации в Power Point .
На четвертом этапе производится согласование презентации и репетиция доклада.
Цель доклада — помочь учащемуся донести замысел презентации до слушателей, а слушателям понять представленный материал. После выступления докладчик отвечает на вопросы слушателей, возникшие после презентации.
Подготовка текста доклада |
Разработка cтруктуры презентации |
Создание презентации в Power Point |
Согласование презентации |
Репетиция доклада |
После проведения всех четырех этапов выставляется итоговая оценка.
Требования к формированию компьютерной презентации
Компьютерная презентация должна содержать начальный и конечный слайды;
структура компьютерной презентации должна включать оглавление, основную и резюмирующую части;
каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим;
слайды должны содержать минимум текста (на каждом не более 10 строк);
необходимо использовать графический материал (включая картинки), сопровождающий текст (это позволит разнообразить представляемый материал и обогатить доклад выступающего студента);
компьютерная презентация может сопровождаться анимацией, что позволит повысить эффект от представления доклада (но акцент только на анимацию недопустим, т.к. злоупотребление им на слайдах может привести к потере зрительного и смыслового контакта со слушателями);
время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов из расчета, что компьютерная презентация, включающая 10— 15 слайдов, требует для выступления около 7—10 минут.
Подготовленные для представления доклады должны отвечать следующим требованиям:
цель доклада должна быть сформулирована в начале выступления;
выступающий должен хорошо знать материал по теме своего выступления, быстро и свободно ориентироваться в нем;
недопустимо читать текст со слайдов или повторять наизусть то, что показано на слайде;
речь докладчика должна быть четкой, умеренного темпа;
докладчику во время выступления разрешается держать в руках листок с тезисами своего выступления, в который он имеет право заглядывать;
докладчик должен иметь зрительный контакт с аудиторией;
после выступления докладчик должен оперативно и по существу отвечать на все вопросы аудитории (если вопрос задан не по теме, то преподаватель должен снять его).
Состав и качество применяемых для нужд компьютерной презентации средств автоматизации должны соответствовать требованиям специально оснащаемых учебных классов. Это оборудование обязательно должно включать компьютер, переносной экран и проектор.
Оценивание презентации
Оцениванию подвергаются все этапы презентации:
собственно компьютерная презентация, т.е. ее содержание и оформление;
доклад;
ответы на вопросы аудитории.
Критерии оценки выполнения презентации включают содержательную и организационную стороны, речевое оформление. Количество баллов определяется путем соответствия показателей:
Полное соответствие – 2 балла
Частичное соответствие – 1 балл
Несоответствие – 0 баллов.
Критерии оценки выполнения презентации |
Показатель |
Содержательная сторона |
|
1.1 Актуальность |
|
1.2 Информативность |
|
1.3 Дизайн |
|
1.4 Отражение логики исследования |
|
1.5 Глубина проработки материала. |
|
Организационная сторона |
|
2.1 Подготовка текста доклада |
|
2.2 Ответы на вопросы аудитории |
|
Речевое оформление |
|
3.1 Использование профессиональной терминологии |
|
3.2 Соблюдение норм культуры речи |
|
Суммарный балл |
Процедура оценивания прекращается, если студент превышает временной лимит презентации.
Условия сертификации: максимальное количество баллов -18 баллов. Положительное заключение о прохождении процедуры сертификации дается, если суммарный балл достигает порога 10 баллов.
Консультирование студентов
Обучающийся в процессе выполнения проекта имеет возможность получить консультацию педагога по реализации логической технологической цепочки:
1. Выбор темы презентации;
2. Составление плана работы;
3. Сбор информации и материалов;
4. Анализ, классификация и обобщение собранной информации;
5. Оформление результатов презентации;
6. Презентация;
Приложение
Примеры ошибок в составлении и оформлении презентаций
Презентация: «Сложные преложения»
1
2
3
4
5
6
на втором и третьем слайде используются разные стили шрифта;
на четвертом слайде много мелкого текста, слишком большой объем информации, пестрый фон, на котором не виден текст.
на пятом слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета;
на шестом слайде использован пестрый фон, на котором не виден текст.
Презентация: «Microsoft Office. Краткая характеристика изученных программ»
1
2
3
4
на первом, втором, седьмом слайде используются разные стили шрифта;
на первом слайде нет интуитивно понятной навигации по слайдам. (Навигация это – переход на нужный раздел из оглавления);
на третьем слайде неоправданное использование списков (списки из большого числа пунктов»;
в седьмом слайде много мелкого текста, применено подчеркивание (похожее на ссылки), допущены «рваные» края в тексте;
во втором слайде неграмотно использовано цветовое оформление;
Литература
Т.М. Елизаветина «Компьютерные презентации:От риторики до слайд-шоу». М., 2003
В.И. Карлащук «Подготовка элементов презентации». М., 2002
О.А. Буковецкая «Создание презентаций на ПК». М., 2005
Джин Желязны «Бизнес-презентация: Руководство по подготовке и проведению». М., 2005
Радислав Гандапас «Презентационный конструктор». М., 2006
Джерри Вайссман «Мастерство презентаций». М., 2004
Сергей Ребрик «Презентация:10 уроков». М., 2004
Михаэль Шметткамп «Искусство презентации». М., 2005
Питер Урс Бендер «Секреты успешных презентаций. Практическое руководство». Минск, 2005