Мануал по ремонту двигателя f4r

  • Contents

  • Table of Contents

  • Bookmarks

Quick Links

Engine and peripherals

1

ENGINE AND CYLINDER BLOCK ASSEMBLY

10A

TOP AND FRONT OF ENGINE

11A

FUEL MIXTURE

12A

12B

13A

13B

13C

14A

16A

17A

17B

«The repair methods given by the manufacturer in this document are based on the technical

specifications current when it was prepared.

The methods may be modified as a result of changes introduced by the manufacturer in the

production of the various component units and accessories from which his vehicles are

constructed.»

X95, and F4R or F9Q or K4M or K9K

JUNE 2008

© Renault s.a.s 2008

All copyrights reserved by Renault.

The reproduction or translation in part of whole of the present document, as well as the use

of the spare parts reference numbering system, are prohibited without the prior written

consent of Renault.

Edition Anglaise

loading

Summary of Contents for Renault F4R

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Блок с головой собран. Теперь надо собрать впуск, дроссель и навесное

Блок с головой собран. Осталось докупить навесное, ремень, дроссель.

Напомню историю:
Искал весь 21-й год F4R с блоком под широкий колокол (на шестиступку под полный привод TL8 ), но старых коммерческих серий, с Рено Трафик-2, например, т.е. с пониженной степенью сжатия (поршни с «лужей») и без фазовращателя.
Мотор был куплен в конце лета, августе прошлого года на авито как почти нерабочий за 20 или 25 тыс рублей (уже не помню), в виде почти комплектного столбика, но без маховика, навесного, дросселя. Мотор от руки прокручивался. Рискнул взять.

В ноябре мотор разобрали и отдефектовали.
Подробнее — здесь:
www.drive2.ru/l/606941689600298332/

Нашлась причина поломки — отвратительное качество предыдущего ремонта: капли сварки, попавшие в 3-й цилиндр и задравшие как зеркало, так и поршень, а также перепутаны местами при установке вкладыши коленвала и недотяг отдельных болтов ШПГ. Коренные вкладыши были во втором ремонтном размере, шатунные в первом. Поршни — номинал.
В общем, мотор подушатан пробегом (думаю, под 400 ткм) и криворукостью предыдущих мастеров, но не безнадежен. Не готов сказать, стоил ли он своих денег, но более-менее да.

В начале декабря съездил с разобранным блоком в Механику на Софийской 128 на расточку. Но не взяли — сказали:
«вези сразу с новыми поршнями, будем точить под них». Измерили цилиндры и колено. Сошлись на том, что колено в нормальном состоянии, точить дальше не надо, только шлифовка, а поршни я сумел найти только во втором ремонтном размере +0,500 и то- в Германии.

Подробнее про покупку поршней — здесь:
www.drive2.ru/l/609295743995356205/

Поршни приехали перед новым годом и в начале января отвез мотор в расточку. Блок в расточку отвез с маслофорсунками — уж очень не хотелось их менять. Но выяснилось, что с ними не точат. Взяли 584 руб за их изъятие из блока, но и наши мучения по установке новых можно почитать в предыдущей отдельной теме.

Подробнее про танцы с бубнами при установке маслофорсунок — здесь:
www.drive2.ru/l/614771311901672168/

После первичной установки форсунок еще целый вечер их подгибали на доли миллиметра, загоняя их в, по сути, единственно возможные позиции. Места для них реально мало между противовесом колена, юбкой поршня и шатуном.

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Вставляем и смазываем вкладыши

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Вот такой смазкой из старых запасов. Раньше набивал ее в подшипники роторных воздуходувок на работе

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Специнструмент для прецезионного подгиба масляных форсунок

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Тут видно, как мало места для форсунок остается

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Колено установлено, форсунки подогнуты. Установлен маслонасос с маслозаборником

Большинство прокладок поставил новые, но не все — скупердяй хренов!

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Привод маслонасоса закрывается крышкой с резинометаллической прокладкой.

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Пожалел денег на новую прокладку. Решил потрахаться со старой и герметиком.

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Сложность использования герметика в этом месте в том, чтобы не забился тоненький канальчик под прокладкой, предназначенный, видимо, для смазки ведущей звезды цепного привода масляного насоса. Эх поздно понял это — уже когда на фланец герметик нанес. Знал бы — купил бы прокладку за 1300 руб. А так поразвлекался и с проволочинкой и с ниточкой. Другим не советую так. Лучше купить прокладку!

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Крышки сальников коленвала штатно собираются на герметик

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Начинал с этим герметиком, пока он не закончился

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Продолжил с этим

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Ставим пластиковый маслоотбойник-маслоуспокоитель

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Сломанный штырек датчика уровня масла. Также родом из купленного БУ мотора. Интересно, что за сигнал он мог выдавать? Надо будет проверить))

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Накрываем крышкой-поддоном с новой прокладкой и нежно тянем стотыщь болтиков

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Собранный блок вниз головой на сборочной тележке

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Со стороны маховика

После чего — переворачиваем мотор и ставим ранее уже собранную голову на новую прокладку и новые болты.

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Подсобранная голова с новой прокладкой

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Голова прикручена, на очереди — впускной коллектор — ресивер

Фото в бортжурнале LADA Ларгус

Полный размер

Тут же тоже должна быть какая-то крышечка? Кто знает — подскажите, что за деталь сюда крепится?

Как-то так. Не слишком структурированно делал фотофиксацию — да уж как получилось…

Подведу промежуточный итог.

Если просуммировать, во что мне обходится этот мотор, то получится примерно так:
1. Покупка мотора 20.000 руб
2. Расточка блока+шлифовка коленвала «Механика» 7.200 руб
3. Покупка поршневой с кольцами в сборе 9.980 руб (110 евро)
4. Покупка комплекта колец Mahle отдельно
(произошла ошибка, привезли кольца на мотор 1,6 — сразу не заметил) 701 руб
5. Покупка вкладышей
(не тех — затупил и купил номинал и шатунные и коренные) 6 380руб — положил на полочку
6. Покупка вкладышей тех, которых надо 2 300 руб
7. Покупка масляных форсунок 4 000 руб
8. Покупка прокладки ГБЦ 2.025 руб
9. Покупка болтов ГБЦ 1 168 руб
10. Покупка комплекта ГРМ 8 186 руб
11. Покупка сальников распредвалов 650 руб
11.Покупка прокладки поддона 312
12. Покупка прокладок
13. Покупка маслосъемных колпачков 1.789 руб
14. Покупка герметиков 1 000 руб
15. Покупка датчика уровня масла, взамен сломанного 1 900 руб с доставкой
16. Покупка стартера БУ 3 000 руб
17. Покупка генератора и насоса ГУР БУ 8 500 с доставкой
18. Покупка комплекта прокладок впускного коллектора 581 руб
19. Бензин для промывки 5л 250 руб
20. Разное, прочее 5 000 руб
ИТОГО: 85 000

Ну, немало. С другой стороны траты растянуты на 9 месяцев и в моторе очень много всего нового.

Затраты на работу как посчитать — не знаю. Своих дней 5 и у товарища дней 5-6, наверное, если все вместе просуммировать. В реальности это по 3-4 часа на один подход получалось между/после работы.

Проделанной работой доволен.

K4J, K4M, F4R, K9K Renault Megane 2. ДВИГАТЕЛЬ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

На автомобили Renault Megane II устана­вливали поперечно расположенные четы­рехтактные четырехцилиндровые бензино­вые инжекторные двигатели K4J (1,4 л), К4М (1,6 л), F4R (2,0 л) и дизельный двига­тель К9К dCi (1,5 л).

ПРИМЕЧАНИЕ

Действие поршневого двигателя внутрен­него сгорания основано на использовании работы теплового расширения нагретых газов во время движения поршня от верх­ней мертвой точки (ВМТ) к нижней мертвой точке (НМТ). Нагревание газов в положе­нии ВМТ достигается в результате сгора­ния в цилиндре топлива, перемешанного с воздухом. При этом повышается темпера­тура газов и давление. Поскольку давле­ние под поршнем равно атмосферному, а в цилиндре оно намного больше, поршень под действием перепада давления будет перемещаться вниз, а газы — расширяться,

совершая полезную работу. Чтобы двига­тель постоянно вырабатывал механиче­скую энергию, в цилиндр необходимо пе­риодически подавать через впускной кла­пан смесь воздуха с топливом. Продукты сгорания топлива после их расширения удаляются из цилиндра через выпускной клапан. Эти задачи выполняют газора­спределительный механизм, управляю­щий открытием и закрытием клапанов, и система подачи топлива. Рабочим циклом двигателя называется периодически пов­торяющийся ряд последовательных про­цессов, протекающих в каждом цилиндре двигателя и обусловливающих превраще­ние тепловой энергии в механическую ра­боту. Автомобильные двигатели работают, как правило, по четырехтактному циклу, который совершается за два оборота ко­ленчатого вала или четыре хода поршня и состоит из тактов впуска, сжатия, расши­рения (рабочего хода) и выпуска

В разделе описан наиболее распростра­ненный бензиновый рядный четырехцилиндровый двигатель К4М объемом 1,6 л (рис.

5.1 и 5.2) с газораспределительным меха­низмом DOHC (два распределительных ва­ла) и с жидкостным охлаждением. Двигате­ли K4J (1,4 л) и F4R (2,0 л) по конструкции аналогичны двигателю К4М и отличаются от него лишь радиусом кривошипа колен­чатого вала и диаметром цилиндров.

Особенности конструкции дизельного двигателя К9К dCi объемом 1,5 л рассмо­трены в отдельном подразделе (см. «Осо­бенности конструкции двигателя К9К Tur­bo», с.114).

Рабочий объем двигателя (литраж) — один из важнейших конструктивных параметров (ха­рактеристик) двигателя внутреннего сгора­ния (ДВС), выражаемый в литрах (л) или ку­бических сантиметрах (см3).

Рабочий объем двигателя в значительной степени определяет его мощность и другие рабочие параметры. Он равен сумме рабо­чих объемов всех цилиндров двигателя. В свою очередь, рабочий объем цилиндра определяется как произведение площади сечения цилиндра на длину рабочего хода

Рис. 5.1. Силовой агрегате двигателем К4М (вид спереди): 1 — пробка маслоналивной горловины; 2 — верхняя крышка ремня газораспределительного механизма; 3 — впускная труба; 4 — генератор; 5 — кронштейн крепления генератора; 6 — масляный фильтр; 7 — указатель уровня масла (маслоизмерительный щуп); 8 — кронштейн крепления компрессо­ра кондиционера; 9 — поддон масляного картера; 10 — дроссельный узел; 11 — ресивер; 12 — транспортная проушина; 13 — жгут проводов топливных форсунок; 14 — водораспре­делитель; 15 — указатель уровня масла в коробке передач; 16 — механизм выбора и переключения передач; 17 — рукав системы охлаждения; 18 — датчик детонации; 19 — пробка отверстия фиксации положения ВМТ; 20 — задняя крышка коробки передач; 21 — пробка наливного отверстия коробки передач

Рис. 5.2. Силовой агрегат с двигателем К4М (вид сзади): 1 — дроссельный узел; 2 — ресивер; 3 — водораспределитель; 4 — направляющая указателя уровня масла в коробке передач; 5 — механизм выбора и переключения коробки передач; 6 — задняя крышка коробки передач; 7 — верхняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 8 — верхний термоэкран выпускного коллектора; 9 — нижняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 10 — управляющий датчик концентрации кислорода; 11 — шкив ремня привода вспомогательных агрегатов; 12 — выпускной коллектор; 13 — поддон масляного картера

поршня (от НМТ до ВМТ). По данному пара­метру различают длинноходные двигатели с длиной хода поршня, превышающей диа­метр цилиндра и короткоходные с ходом поршня меньше диаметра цилиндра. Степень сжатия — отношение объема над- поршневого пространства цилиндра при по­ложении поршня в НМТ к объему надпоршневого пространства цилиндра при поло­жении поршня в ВМТ, т.е. к объему камеры сгорания.

Увеличение степени сжатия требует исполь­зования топлива с более высоким октановым числом (для бензиновых ДВС) во избежание детонации. Повышение степени сжатия в об­щем случае повышает его мощность, кроме того, увеличивает КПД двигателя, т.е. спо­собствует снижению расхода топлива.

В 50-60-е годы XX века одной из тенденций двигателестроения было повышение степе­ни сжатия, которая к началу 70-х нередко до­стигала 11-13. Однако это требовало соот­ветствующего бензина с высоким октановым числом, что в те годы могло быть получено лишь добавлением ядовитого тетраэтил­свинца (этилированный бензин). Введение в начале 70-х экологических стандартов в большинстве стран привело к остановке рос­та и даже снижению степени сжатия на се­рийных двигателях.

Понятие «степень сжатия» не следует путать с понятием «компрессия», которое обознача­ет (при определенной конструктивно обусло­вленной степени сжатия) максимальное да­вление, создаваемое в цилиндре при движе­нии поршня от НМТ до ВМТ (например, сте­пень сжатия — 10, компрессия — 14 атм).

Головка блока цилиндров двигателей изготовлена из алюминиевого сплава по поперечной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные каналы расположе­ны на противоположных сторонах головки). В головку запрессованы седла и напра­вляющие втулки клапанов.

Блок цилиндров двигателя представля­ет собой единую отливку из специального высокопрочного чугуна, образующую ци­линдры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера и пять опор коленчатого ва­ла. В нижней части блока выполнены пять постелей коренных подшипников. На блоке цилиндров выполнены специальные прили­вы, фланцы и отверстия для крепления де­талей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали.

Коленчатый вал вращается в корен­ных подшипниках, имеющих тонкостен­ные стальные вкладыши с антифрикцион­ным слоем. Коленчатый вал двигателя за­фиксирован от осевых перемещений двумя полукольцами, установленными в проточки постели среднего коренного подшипника.

Маховик отлит из чугуна, установлен на корзине сцепления и прикреплен шес­тью болтами. На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стар­тером. На автомобили с автоматической коробкой передач вместо маховика уста­навливают ведущий диск гидротран­сформатора.

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На цилиндрической поверхности головки поршня выполнены кольцевые ка­навки для колец — маслосъемного и двух компрессионных.

Поршневые пальцы установлены в бобышках поршней с зазором и запрес­сованы с натягом в верхние головки ша­тунов, которые своими нижними головка­ми соединены с шатунными шейками ко­ленчатого вала через тонкостенные вкладыши, конструкция которых анало­гична коренным.

Шатуны стальные, кованые, со стерж­нем двутаврового сечения.

Система смазки комбинированная (см. «Система смазки», с. 86).

Система вентиляции картера закрыто­го типа не сообщается непосредственно с атмосферой, поэтому в картере образуется разрежение при всех режимах работы дви­гателя, что повышает надежность различ­ных уплотнений двигателя и уменьшает вы­брос токсичных веществ в атмосферу.

Система состоит из двух ветвей, боль­шой и малой.

При работе двигателя на холостом ходу и в режимах малых нагрузок, когда разреже­ние во впускном коллекторе велико, кар- терные газы через клапан системы венти­ляции картера двигателя, установленный на крышке головки блока цилиндров, по малой ветви системы всасываются ресиве­ром. Клапан открывается в зависимости от разрежения в ресивере и таким образом регулирует поток картерных газов.

В режимах полных нагрузок, когда дроссельная заслонка открыта на боль­шой угол, разрежение в ресивере снижа­ется, а в воздухоподводящем рукаве воз­растает.

Система охлаждения двигателя гер­метичная, с расширительным бачком, со­стоит из рубашки охлаждения, выполнен­ной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров. Принудитель­ную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водяной на­сос с приводом от коленчатого вала зубча­тым ремнем привода газораспредели­тельного механизма. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаж­дающей жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлажда­ющей жидкости.

Система питания двигателя состоит из электрического топливного насоса, устано­вленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, фильтра грубой очистки топлива, располо­женного в модуле топливного насоса, регу­лятора давления топлива, форсунок, топли­вопроводов, системы рециркуляции отра­ботавших газов и воздушного фильтра.

Система зажигания двигателя микро­процессорная, состоит из катушек и свечей зажигания. Катушками зажигания управля­ет электронный блок (контроллер) системы управления двигателем. Система зажига­ния при эксплуатации не требует обслужи­вания и регулировки.

Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач, сцеплением и главной передачей) установлен на трех опорах с эластичными резиновыми элементами: двух верхних бо­ковых (правой и левой), воспринимающих основную массу силового агрегата, и за­дней нижней, компенсирующей крутящий момент от трансмиссии и нагрузки, возни­кающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.

Renault Megane 2. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

Причина неисправности

Способ устранения

Двигатель не пускается

Нет давления топлива в рампе: засорены топливопроводы

неисправен топливный насос засорен топливный фильтр неисправен регулятор давления топлива

Промойте и продуйте топливный бак и топливопроводы Замените насос Замените фильтр

Замените регулятор давления топлива

Неисправна система зажигания

См. «Система управления двигателем», с. 195

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

Недостаточное давление в топливной рампе

См. неисправность «Двигатель не пускается»

а

Подсос воздуха через шланг, соединяю­щий ресивер с вакуумным усилителем тормозов

/

Подтяните хомуты крепления, поврежденный шланг замените

Неисправна система зажигания

См. «Система управления двигателем», с. 195

Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью

Неисправен датчик положения дроссельной заслонки

Замените дроссельный узел в сборе

Недостаточное давление в топливной рампе

См. неисправность «Двигатель не пускается»

Загрязнен воздушный фильтр

Замените фильтрующий элемент

Неисправна система зажигания

См. «Система управления двигателем», с. 195

Недостаточная компрессия — ниже 10 кгс/см2:

Пробита прокладка головки блока цилиндров

Прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец

Плохое прилегание клапанов к седлам

Чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец

Замените прокладку

Очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршни замените Замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры

Недостаточное давление масла в прогретом двигателе

Использование масла несоответствующей марки

Замените масло рекомендованным

Разжижение или вспенивание масла из-за проникновения в масляный картер топлива или охлаждающей жидкости

Устраните причины проникновения топлива или охлаждающей жидкости, замените масло

Загрязнение рабочей полости или износ деталей масляного насоса

Промойте или замените масляный насос

Засорение масляного фильтра

Промойте или отремонтируйте масля­ный насос, замените масляный фильтр

Ослабление крепления или засорение маслоприемника

Закрепите маслоприемник, промойте его фильтр

Увеличенный зазор между вкладышами коренных и шатунных подшипников и шейками коленчатого вала

Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

Стук коренных подшипников коленчатого вала

Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельной заслонки на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий, с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении или уменьшении частоты вращения коленчатого вала

Недостаточное давление масла

См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»

Ослаблены болты крепления маховика

Затяните болты рекомендуемым моментом

Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников

Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

Увеличенный зазор между упорными фланцами вкладышей среднего корен­ного подшипника и коленчатым валом

Замените полукольца новыми, проверьте зазор

Стук шатунных подшипников

Обычно стук шатунных подшипников резче на холостом ходу при резком открытии др определить, отключая по очереди свечи Зс

стука коренных. Он прослушивается оссельной заслонки. Место стука легко окигания

Недостаточное давление масла

См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»

Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами

Замените вкладыши и прошлифуйте шейки

Причина неисправности

Способ устранения

Стук поршней

Стук обычно незвонкий, приглушенный; вызывается биением поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой

Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами

Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне

Замените поршни, расточите

и отхонингуйте цилиндры

Замените кольца или поршни с кольцами

Повышенный шум газораспределительного механизма

Пониженное давление масла в системе смазки

См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»

Износ кулачков распределительного вала

Замените распределительный вал

Стук на холодном двигателе, слышный в течение двух-трех минут после пуска и усиливающийся при увеличении частоты вращения

коленчатого вала

Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами

Стук поршней, исчезающий после прогрева двигателя, не является признаком неисправности. При постоян­ном стуке замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры

Ослабление крепления шкива коленча­того вала

Подтяните крепление

Кратковременные стуки сразу после пуска двигателя

Использование масла несоответствую­щей марки (с пониженной вязкостью)

Замените масло рекомендованным заводом — производителем автомобиля

Увеличенный осевой зазор коленчатого вала

Замените упорные полукольца

Увеличенный зазор в переднем коренном подшипнике

Замените вкладыши переднего коренного подшипника

Стуки в прогретом двигателе на режиме холостого хода

Ослабление натяжения или износ ремня привода вспомогательных агрегатов

Замените ремень привода вспомога­тельных агрегатов

Шум деталей газораспределительного механизма

См. неисправность «Повышенный шум газораспределительного механизма»

Использование масла несоответствую­щей марки

Замените масло на рекомендованное

Увеличенные зазоры между поршневы­ми пальцами и отверстиями в бобышках поршней

Замените поршни и пальцы

Увеличенные зазоры между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами

Замените вкладыши

Непараллельны оси верхней и нижней головок шатуна

Замените шатун

Сильные стуки в прогретом двигателе при повышении частоты вращения коленчатого вала

Чрезмерно натянут ремень привода вспомогательных агрегатов или появле­ние на нем трещин и разрывов

Замените поврежденный ремень

Ослаблено крепление маховика

Затяните болты крепления маховика требуемым моментом

Чрезмерное увеличение зазоров между вкладышами шатунных и коренных под­шипников коленчатого вала

Замените вкладыши

Повышенная вибрация двигателя

Дисбаланс коленчатого вала

Снимите и отбалансируйте коленчатый вал

Неодинаковые значения компрессии в цилиндрах

См. «Проверка компрессии в цилиндрах», с. 62

Опоры подвески силового агрегата сильно изношены или затвердели

Замените опоры подвески силового агрегата (см. «Замена опор подвески силового агрегата», с. 64)

Детонационные стуки двигателя при работе под нагрузкой

Использование бензина с пониженным октановым числом

Залейте бензин с соответствующим октановым числом

Повышенный расход масла

Подтекание масла через уплотнения двигателя

Подтяните крепления или замените прокладки и сальники

Засорена система вентиляции картера

Промойте детали системы вентиляции картера

Износ поршневых колец двигателя

Замените поршни и кольца

Поломка поршневых колец

Замените кольца

Причина неисправности

Способ устранения

Закоксовывание маслосъемных колец или пазов в канавках поршней из-за применения нерекомендованного масла

Очистите кольца и пазы от нагара, заме­ните моторное масло рекомендуемым

Износ или повреждение маслосъемных колпачков клапанов

Замените маслосъемные колпачки

Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок

Замените клапаны, отремонтируйте го­ловку блока цилиндров

Перегрев двигателя

Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения

Долейте охлаждающую жидкость в си­стему охлаждения

Сильно загрязнена наружная поверх­ность радиатора

Очистите наружную поверхность радиа­тора струей воды

Неисправен термостат

Замените термостат

Неисправен электровентилятор системы охлаждения

Проверьте электродвигатель вентилято­ра, датчик его включения и реле, неис­правные узлы замените

Причина неисправности

Способ устранения

Неисправен клапан пробки расшири­тельного бачка системы охлаждения (по­стоянно открыт, из-за чего система на- холжся под атмосферным давлением)

Замените пробку расширительного бачка

Использование бензина с пониженным октановым числом

Залейте бензин с соответствующим ок­тановым числом

Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке

Поврежден радиатор

Отремонтируйте радиатор или замените

Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов, ослабле­ние хомутов

Замените поврежденные шланги или прокладки, подтяните хомуты шлангов

Повреждена прокладка головки блока цилиндров

Замените прокладку

Подтекание жидкости через микротре­щины в блоке или в головке блока ци­линдоов

Проверьте герметичность блока и голов­ки блока цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали

Видео по теме «Renault Megane 2. ДВИГАТЕЛЬ K4J, K4M, F4R, K9K»

Z5265 Двигатель Renault Scenic 1.4i K4J

Renault Megan II разборка двигателя

Чистка маслоотделителя рено сандеро. Мотор к4м.

Думаю этот пост будет полезен для всех кто сейчас собирается вскрывать свой двигатель и делать капиталку или просто перебрать движок Дастера и других авто Рено с двигателями F4R и подобных. Я столкнулся с тем что по ремонту этого двигателя не так много информации на просторах интернета и сталкивался с некоторыми трудностями. Здесь я залью просто полезную информацию без поэтически построенных абзацев с приукрашенными словами) многое будет в разброс и не по порядку. В общем просто о сложном:
1) Перед снятием крышки обязательно скрутите фазик (ключ звёздочка выступающая Е55) под крышкой болт) (Если же нужно разобрать фазик, там идет звёздочка с отверстием TS30) и шкив с распредвалов (Важно перед снятием лучше заблокировать шестерни, чтоб не проворачивались валы) это даст вам возможность в дальнейшем снять старые сальники и попробовать их аккуратно при монтаже крышки установить в свои места (если они еще эластичны!), почему не купить новые? Комплект из двух стоит от 6 тысяч, можно купить аналоги виктор реинз для впуска на фазик 813862700.

Запчасти на фото: 813862700, 522200, REINZ. Фото в бортжурнале Renault Duster (1G)

аналоги сальников для впуска то есть для фазика
Фото в бортжурнале Renault Duster (1G)
Наш Фазик, у кого ему пришел конец

Кстати дешевый аналог за 140 рублей я не поставил, но проверил он подходит отлично, а поставил я всё таки сальник Виктора рейнза, его лучше ставить без этой пластиковой втулки из за неё пришлось выковыривать сальник и ставить заново, поэтому будьте осторожны установить можно и без неё!

Запчасти на фото: 1351016A00, 813862700, REINZ, 021135. Фото в бортжурнале Renault Duster (1G)

Сальники для впуска

А вот вам сальники для выпускного распредвала, который с обычной шестернёй себе я поставил Кортеко

Запчасти на фото: 46085505B. Фото в бортжурнале Renault Duster (1G)

Сальники выпускного распредвала F4R

2) сразу купите головку Е8 ТОРКС, ЕЙ ОТКРУЧИВАЕТСЯ ПОДДОН, и впускной ресивер перед дроссельной заслонкой.

3) ЧТО БЫ ОТКРУТИТЬ ПОДДОН ушло пол дня( откручиваем перед подрамника, крепление подрамника, тяга стабилизатора, стойка стабилизатора двигатель домкратим в заднюю подушку или редуктор чтоб поднялся сильно вверх иначе подрамник не даст вытянуть поддон и он будет цепляться за звёздочку масляного насоса и подрамник. Там есть ещё один сложный болт на 13 крепления поддона к коробке, я смог открутить его обычным ключём накидным на 13, ушло около 40 минут) можно купить Г-образный ключ на 13 это облегчит задачу)

Фото в бортжурнале Renault Duster (1G)

Вот так домкратим максимально в верх, что бы вытянуть поддон

4) Поршневые кольца у нас на Дастерах Мегане и Лагуне получается одинаковые на двигателях F4R, поэтому купил с мегана за 5000 комплект немецких колец. стандарт у них такой D82.7×1.2×1.5×2

Запчасти на фото: 800074510000. Фото в бортжурнале Renault Duster (1G)

Кольца поршневые стандартные

5) Кольца заменять не стал разве что одно из за неправильной установки его сломало( маслом нужно смазывать всё обильно а потом устанавливать) потому как всё в идеальном состоянии кроме собственно ручно сломанного кольца среднего, вот мой поршень на пробеге 210000 км( стандарт Дастера F4R) вот и говорите потом что не ходят наши поршня столько, он как новый и в колодцах хон заводской.

Фото в бортжурнале Renault Duster (1G)

поршень на пробеге 200000 км дастер F4R
Фото в бортжурнале Renault Duster (1G)
Кольца в отличном состоянии
Фото в бортжурнале Renault Duster (1G)
Кто знает расшифровку этих значений? так и не нашел

6) Вот кстати почему я стал разбирать свой двигатель, Прогар клапана на скорости 170 км в час на газу, именно там где протекали сильно колпачки

Фото в бортжурнале Renault Duster (1G)

прогаревший клапан Дастер

Все запчасти я заказываю уже давно на маркет плейсах, потому как они на каждом шагу, а цены в них почти такие же, и часто ещё и дешевле чем на «авто то» или других подобных сайтах.

7) Обязательно заказывайте прокладки впускного коллектора, дроссельной заслонки если они давно не менялись в этих узлах. из за них будет подсос воздуха и как правило глохнущая машина и плавающие обороты.

Фото в бортжурнале Renault Duster (1G)

прокладки впускного коллектора комплект

8) Герметик на клапанную крышку я брал АБро серого цвета высокотемпературный, наносится он очень тонким слоем, сначала лезвием, потом еще пальцем и тряпкой убирал излишки, так же нанёс этот герметик на крышку картерных газов.

Запчасти на фото: 9AB42. Фото в бортжурнале Renault Duster (1G)

вот такой герметос

9) Вот такая прокладка ГБЦ была установлена, затягивал сначла по 20 ньютонов каждый болт(оставил старые) далее доворачиваем каждый болт по 170 градусов

Запчасти на фото: 613165500, REINZ. Фото в бортжурнале Renault Duster (1G)

Витька рейнз
Фото в бортжурнале Renault Duster (1G)
170 градусов затяжка ГБЦ

10) Раскладывайте каждую запчасть по своим номерам, в дальнейшем так будет просто не ошибиться при сборке двигателя. Практически каждый болтик должен устанавливаться на то же место где и стоял

Фото в бортжурнале Renault Duster (1G)

Делаем так что бы не запутаться

11) Ещё один не мало важный нюанс. При затягивании шестерни распредвалов, вам понадобится фиксатор Шастерни, фиксатор распредвалов, ну и чтоб уже выставить ГРМ правильно вам еще понадобится фиксатор коленвала. Всё это есть в продаже в интернете или можно изготовить самим по чертежам, кроме фиксатора шестерни.

Фото в бортжурнале Renault Duster (1G)

Фиксатор Шестерни
Фото в бортжурнале Renault Duster (1G)
Болт фиксации коленвала и планка фиксации распредвалов

ЗАПИСЬ ЕЩЁ НЕ ПОЛНОСТЬЮ ОТРЕДАКТИРОВАНА, БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕ…

На чтение 11 мин Просмотров 1.6к. Опубликовано

Бензиновый двигатель Renault F4R – один из ответвлений семейства моторов F (сокращение от Forte – чугун). Модель начали разрабатывать в 90-х гг. прошлого века, а в 1998 г. впервые использовали в серии на автомобиле Laguna I поколения.

Двигатель F4R оказался долгожителем и остается в производстве и в 2022 г. Кроме атмосферной модели существует модификация с турбиной и охладителем воздуха.

Описание двигателя Renault F4R

Двигатель F4R оснащен рядным блоком из серого чугуна, зеркала цилиндров расточены непосредственно в теле отливки. Сверху установлена алюминиевая 16-клапанная головка с распределительными валами.

Использованный для механизма ГРМ ременный привод снизил вес и габариты двигателя, а также уменьшил уровень шума. Взамен усложнилось обслуживание F4R, поскольку ремень имеет меньший ресурс, нежели цепь.

Разрез базового варианта F4R без компрессора кондиционера
Разрез базового варианта F4R без компрессора кондиционера

Двигатель оснащен регулятором фаз газораспределения для клапанов впуска. Коленчатый вал имеет отдельные крышки для коренных подшипников. В системе привода клапанов мотора F4R установлены гидравлические компенсаторы зазоров. Система охлаждения жидкостного типа с насосом и бачком для компенсации температурных расширений антифриза.

Масляная система F4R оснащена шестеренным насосом с ограничителем давления. Запас масла хранится в поддоне, оснащенном пробкой для слива.

Дроссельная заслонка ранних версий имела механический привод, впоследствии стала использоваться электронная система. Заводской номер двигателя F4R нанесен на боковине блока сбоку от прилива для фильтра.

Моторы оснащены электронной системой впрыска топлива, в системе выхлопа имеются каталитический нейтрализатор и датчики концентрации кислорода. Ранние F4R соответствовали нормативам Евро-2, последние выпуски удовлетворяют стандарту Евро-5.

Технические характеристики

Технические параметры Renault F4R:

  • количество цилиндров – 4;
  • объем – 1998 см³;
  • степень сжатия – до 11,5 единиц;
  • диаметр цилиндра – 82,7 мм (унифицирован с 1,8-литровыми моторами F4P и F3P);
  • ход поршня – 93 мм;
  • порядок работы цилиндров – 1-3-4-2 (отсчет цилиндров ведется от маховика);
  • вес двигателя с навесным оборудованием – около 130 кг.

Рабочие характеристики двухлитрового мотора Renault F4R зависят от года выпуска. Ранняя модель для Laguna I поколения развивала 139 сил при 5750 об/мин, а момент составлял 188 Н*м при 3750 об/мин. На Duster использовалась модификация с повышенной до 143 л. с. мощностью и увеличенным до 195 Н*м моментом (при 5750 и 4000 об/мин соответственно).

С осени 2001 года началось производство модификации F4R с турбиной, получившей обозначение F4Rt. Мотор на автомобиле Renault Avantime развивал 163 силы при 5000 об/мин, а пик крутящего момента составлял 250 Н*м уже при 2000 об/мин. Для спортивного Megane RS III поколения были созданы форсированные до 247-271 силы модификации, явившиеся венцом развития F4R.

Модификация с турбиной имеет ряд конструктивных отличий от атмосферного F4R. Установка нагнетателя Mitsubishi привела к изменению конструкции верхней части блока мотора. Двигатель лишился фазорегулятора, стала использоваться усиленная поршневая группа. Отличается профиль кулачков распределительных валов, ставится двухмассовый маховик.

Бензиновый двигатель Renault F4R
Бензиновый двигатель Renault F4R

Расход топлива

Основная часть двигателей F4R была рассчитана на бензин А-95 с возможностью использования А-92 (кроме версий с повышенной до 10,5 и более единиц степенью сжатия). Форсированные версии с турбиной могут работать только на А-95 или А-98.

Расход топлива зависит от года выпуска, технического состояния и условий эксплуатации. Использование бензина с различных заправок также меняет экономичность в пределах 1-1,5 л на 100 км пути. В таблице сведены заводские сведения для нескольких автомобилей с моторами F4R.

Автомобиль Модель мотора Мощность, л. с. Город Трасса Смешанный цикл
Megane III F4R 870 (Turbo) 180 10.9 5.9 7.7
Laguna I F4R 780 (без турбины) 139 10,5 6,1 7,7
Duster I F4R атмосферный 143 10,1 6,5 7,8

Renault Megane

Renault Megane
Renault Laguna I
Renault Laguna I
Renault Duster
Renault Duster

Модификации

Завод выпускал несколько десятков модификаций двигателей F4R:

  1. Атмосферные для машин с передним или полным приводом (например, F4R 410 для Duster или 135-сильный F4R 770 для Megane II генерации).
  2. Модификации «турбо» F4Rt, не имевшие дополнительную литеру t в официальном обозначении (например, F4R 870 или 872 шли на Megane III поколения).

Двигатели F4R несут в обозначении дополнительное трехзначное число, указывающее на рабочие характеристики и ряд конструктивных особенностей. Идентификатор указывался в каталогах для упрощения поиска запасных частей.

Но при подборе нового мотора следует учитывать не только индекс, который не всегда определяет конструкцию колокола сцепления, но и тип коробки передач.

На какие машины ставится силовой агрегат

Атмосферные двигатели F4R, выпускавшиеся только на заводе Cleon plant, встречаются на автомобилях Renault:

  • Laguna III, II и I поколений;
  • Megane и Scenic выпуска после 2003 г.;
  • Espase выпуска до 2014 г.;
  • Clio Sport и Sandero RS (лимитированные модели);
  • Duster и Kaptur.

Атмосферный мотор поставлялся на конвейеры компании Dacia (входит в состав Renault-Nissan). Также использовался в модернизированном и форсированном варианте на гоночном автомобиле Praga R1 производства чешской компании Praga Racing. Двигатель F4R использовался с начала 2000-х гг. на машинах гоночной серии Formula Renault 2.0L.

Renault Clio Sport

Renault Clio Sport
Renault Sandero RS
Renault Sandero RS

Плюсы и минусы, ресурс

Преимущества моторов F4R:

простота конструкции;

распространенность мотора на вторичном рынке;

широкий выбор запасных частей (оригиналов и от сторонних изготовителей).

Недостатки двигателей серии F4R, отмечаемые в отзывах:

небольшой ресурс регулятора фаз газораспределения;

необходимость контроля состояния ремня, при обрыве которого загибаются клапана;

достаточно высокий расход топлива в городе.

Ресурс двигателя F4R при своевременном обслуживании доходит до 400 тыс. км. Чугунный блок цилиндров имеет большой запас прочности. После расточки на ремонтный размер мотор выдержит еще около 300 тыс. км.

Варианты тюнинга

Улучшить характеристики атмосферного двигателя F4R путем перепрограммирования блока управления не получится. Прирост мощности составит 3-5 сил при небольшом смещении пика крутящего момента в зону низких оборотов.

Замена распределительных валов на детали от версии RS и ревизия системы выпуска позволят довести мощность до 170-175 сил. Доработка газовых каналов в головке, установка усиленной поршневой группы даст еще 10-15 сил.

Несмотря на то, что существуют заводские версии F4R с турбиной, готовых комплектов для доработки атмосферных моторов нет.

Установка нагнетателя с избыточным давлением 0,5 бар и форсунок с повышенной производительностью позволит довести мощность до 200 сил при стандартной поршневой. Дальнейшее повышение наддува ограничивается прочностью блока и высокой степенью сжатия, вместо доработки атмосферного F4R лучше найти готовый F4Rt.

Регламент обслуживания мотора Renault F4R

Требования к обслуживанию на примере двигателя Renault Duster 2 литра:

  1. Замена масла и фильтра через 8-10 тыс. км (по заводскому регламенту – через 15 тыс. км).
  2. Установка нового привода ГРМ – через 60-90 тыс. км или 4 года эксплуатации.
  3. Замена ремня навесного оборудования – через 60 тыс. км.
  4. Ресурс свечей зажигания – 30 тыс. км.

Срок службы антифриза, залитого на заводе, – 6 лет или 90 тыс. км. В дальнейшем следует менять охлаждающую жидкость в соответствии с требованиями производителя. При замене ремня ГРМ рекомендуется устанавливать новую помпу.

Недостатки, поломки и проблемы ДВС Renault F4R

Несмотря на длительный жизненный цикл, мотор F4R не удалось избавить от ряда проблем. Например, зубчатый ремень привода ГРМ и натяжной ролик редко выдерживают более 80 тыс. км, а при попадании масла ремень быстро выходит из строя.

Поломки электрических систем (например, выход из строя свечей или катушек) можно определить при проведении диагностики сканером, подключенным к разъему OBD-II.

Сложности с запуском и блок управления

Причиной затрудненного пуска F4R чаще всего является вышедший из строя датчик положения коленчатого вала. Контроллеры двигателей ранних серий на Laguna не отличаются качеством пайки. При отходе компонентов блок становится полностью или частично неработоспособным.

Контроллеры двигателей
Контроллер двигателя (ЭБУ)

Опора двигателя и шкив коленвала

Верхняя опора двигателя при износе передает вибрационные нагрузки на кузова. Моторы F4R оснащались шкивом коленчатого вала с резиновым гасителем колебаний.

Разрушение демпфера приводит к разделению шкива на части, которые нагреваются из-за трения от вращения. В самом плохом случае возможен перегрев шестерни ремня ГРМ с его последующим обрывом.

Шкив коленвала F4R
Шкив коленвала F4R

Генератор и заслонка

Генераторы на F4R создают проблемы только при износе подшипников, заклинивший ротор становится причиной обрыва ремня привода внешнего оборудования. В теории, обрывки ремня могут разбить кожух и повредить зубчатый ремень ГРМ.

Дроссельный узел ранних F4R был изготовлен с широким использованием пластика, с 2005 г. стал использоваться усиленный модуль с металлической заслонкой. Узлы взаимозаменяемы, но требуется перепрограммирование блока управления двигателем.

Генератор Z14XEP

Генератор
Дроссельная заслонка
Дроссельная заслонка

Ремень газораспределительного механизма и шестерен распредвала

В зависимости от даты выпуска производитель предписывал менять ремень через 60 или 90 тыс. км или через каждые 4 года. На ранних моторах F4R на распределительных валах ставились сварные шестерни, впоследствии завод перешел на усиленные монолитные детали. Менять шестерни следует парой, вместе с ремнем ГРМ ставят новый ролик натяжителя.

Ремень газораспределительного механизма и шестерен распредвала
Ремень газораспределительного механизма и шестерен распредвала

Форсунки и катушка зажигания

Индивидуальные форсунки имеют большой ресурс, но при засорении распылителя или отказе одной из точек впрыска мотор настойчиво работает на 3 цилиндрах. Для промывки используют специальные жидкости или ультразвуковую ванну.

До конца 2003 г. на F4R использовались проблемные катушки зажигания, которые уже давно заменены владельцами машин. При установке на катушки наносят специальную смазку для защиты корпуса и свечного колодца от влаги.

Форсунка

Форсунка
Катушка зажигания
Катушка зажигания

Свечи и неполадки связанные с полукольцами

Свечи на F4R рассчитаны на 30 тыс. км и не создают проблем. На двигателях с пробегом свыше 200 тыс. км возможно осевое биение коленчатого вала из-за деформации полуколец. Для замены требуется снятие поддона и крышек опор коренных шеек.

Свечи зажигания
Свечи зажигания

Чрезмерное потребление масла

Повышенный расход масла (более 1 л на 1000 км) появляется при пробегах свыше 150 тыс. км. Возникает из-за старения резиновых маслосъемных колпачков, иногда причиной являются залегшие кольца. Обе проблемы возникают при длительных интервалах между заменами (свыше 10-12 тыс. км).

Сложности с запуском и блок управления

11.11%

Генератор и заслонка

11.11%

Форсунки и катушка зажигания

0%

Чрезмерное потребление масла

77.78%

Свой ответ, поделюсь в комментариях

0%

Проголосовало: 9

Способы ремонта силовой установки Renault F4R

Для замены ремня ГРМ на F4R необходимо:

  1. Снять аккумулятор, воздушный фильтр и дроссельную заслонку.
  2. Убрать переднее правое колесо, снять ремень и отвернуть крепление шкива.
  3. Вывесить двигатель и отвернуть крепление подвесной опоры.
  4. Снять заглушки и зафиксировать распределительные валы шаблоном, а коленчатый вал – штифтом.
  5. Демонтировать шкив и лобовые крышки, а затем заменить детали привода ГРМ. В ролике по ссылке показан подробный процесс замены.

F4R выдерживает капитальный ремонт с расточкой зеркал цилиндров на ремонтный размер. Процесс сборки и разборки мотора приводится в инструкциях по ремонту, часть работ можно выполнять в условиях гаража или небольшого сервиса. В видео показаны действия, направленные на увеличение ресурса F4R на машинах Duster.

Двигатель F4R отличается простотой конструкции и неплохой надежностью, но последние модели в повышенной степенью сжатия имеют меньший ресурс и рассчитаны на качественный бензин сорта А-95 и выше.

Прост в обслуживании, допускает проведение ремонта с расточкой зеркал цилиндров. Распространенность двигателя позволяет найти контрактный экземпляр с небольшим пробегом.

Сохраните статью в закладках, чтобы полезная информация была доступна вам в любое время.

Подробные инструкции для ремонта Renault Laguna 2 (X74)

Настоящая инструкция предназначена для владельцев семейных легковых французских автомобилей Renault Laguna 2 (код X74), которые выпускались с 2001 года по 2007 год. Здесь вы найдете описание ремонта двигателей и его систем как бензиновых модификаций, так и дизельных. Бензиновые моторы описываются следующих объемов: 1.6 литра (K4M), 1.8 литра (F4P) и 3.0 литра (L7X, 6-цилиндровый). Дизельный мотор был один объемом 1.9 литра (F9Q).

Ссылка на этот раздел в разных форматах

TEXTHTMLBB Code

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Ланцид инструкция по применению цена аналоги что лучше
  • Администрация тульской области руководство
  • Метро кэш энд керри руководство компании в россии
  • Мануал subaru impreza wrx sti gc8
  • Универсальный пульт для приставки коды инструкция

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии