Ликвидация отраслевых министерств создание совнархозов относится к периоду руководства

Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

Задания Д17 № 997

Лик­ви­да­ция от­рас­ле­вых ми­ни­стерств и со­зда­ние сов­нар­хо­зов от­но­сит­ся к пе­ри­о­ду ру­ко­вод­ства

1)  И. В. Ста­ли­на

2)  Н. С. Хру­ще­ва

3)  Л. И. Бреж­не­ва

4)  М. С. Гор­ба­че­ва

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Лик­ви­да­ция от­рас­ле­вых ми­ни­стерств и со­зда­ние сов­нар­хо­зов от­но­сит­ся к пе­ри­о­ду ру­ко­вод­ства Хру­ще­ва (1958-й год).

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Спрятать пояснение

·

Помощь

Ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов произошли при Леониде Брежневе. В 1957 году Хрущев подписал приказ о том, чтобы провести реформу по преобразованию системы министерств по управлению промышленностью.

Отраслевые министерства были ликвидированы, появились территориальные институции. Они занимались планированием и обеспечением технического производства. При этом предприятиями руководили совнархозы. Такие коллегиальные органы не давали нужного результата, поэтому в 1965 году Брежнев отменил территориальное управление промышленностью, что вызвало упразднение экономических районов и совнархозов.

Опубликовано 

Советский Союз за все время своего существования претерпел много изменений во всех сферах. Взять хотя бы тот факт, что появление СССР – это следствие реформы: мышления, мировоззрения населения, реорганизации поведения и восприятия собственного положения. Так как на момент появления нового государства большинство жителей были простыми крестьянами и рабочими, то главные изменения, касающиеся жизни стран в целом, касались именно народного хозяйства.

Этапы создания совнархозов не всегда проходили гладко. Также не было закономерным и их дальнейшее успешное существование. Что подтверждается неоднократным введением данного органа, его постоянной перестройкой и в итоге аннулированием этого института полностью, вплоть до нашего времени. Хотя сейчас власть снова задумывается о возвращении к такой практике, правда, уже под другим названием.

Что такое совнархозы

Это советы народного хозяйства, которые были созданы для управления на местах. Впервые они появились после октября 1917 года и находились в подчинении у ВСНХ при СНР, который, в свою очередь, в 1918-м был подконтрольным органом ВЦИК и Совета народных комиссаров РСФСР. Основная задача комитетов совнархоза состояла в обеспечении политики ВСНХ на местах. Такие органы были созданы в губерниях, областях и даже районах. Со времени создания совнархозов в него вошли избранные работники, члены партии, кандидатуры которых утверждались на соответствующих собраниях.

создания совнархозов

Главной задачей органа было – учредить порядок и обеспечить контроль за восстановлением народного хозяйства после разрухи и упадка. Кроме этого, он следил за выполнением планов и поручений в подлежащих организациях, определял необходимое количество сырья, топлива для каждого отдельного района.

Состав организации

Минимальной ячейкой с момента создания совнархозов стал районный, который контролировался областным, и так далее. В составе каждого были 14 отделений, которые занимались урегулированием вопросов разного типа – от практических (допустим, минеральных веществ и металлообработки) до организационных (например, вопросов банков).

Укрепить свое влияние совнархозы смогли за счет политики национализации. Это означало, что чем больше предприятий на балансе у государства, тем больше ресурсов находится в распоряжении этого органа власти.

Но через пару лет создание совнархозов оказалось практически бессмысленным, ввиду курса на децентрализацию управления. Такая четкая иерархия, во главе которой стоял ВСНХ, больше не была необходима.

Большинство районных было ликвидировано, а областные реорганизованы и переименованы в наркоматы.

Вторая волна

После ликвидации в первый раз идея повторного создания совнархозов приходит Никите Хрущеву. Стоит отметить, что этот генсек вообще считается одним из главных реформаторов Советского Союза. Мысль о восстановлении структуры возникла с целью совершенствования организации управления строительством и промышленностью.

создание совнархозов

Создание совнархозов в конце 1950 г. должно было способствовать улучшению аппарата руководства и контроля за народным хозяйством. По сути, это была новая форма управления, потому ее возникновение породило несколько важных вопросов, а именно: правовой статус и законодательная база, иерархия и структура органа.

Создание совнархозов привело к распределению управления экономикой между экономическими регионами, а иногда и республиками. В большинстве случаев территория отельного региона была тождественной и границам области.

В компетенции отдельного совнархоза была одна отрасль, что дало возможность не распылять внимание одного органа на несколько видов промышленности.

Структура советов

Совнархозы имели отраслевой характер деятельности. То есть их компетенция не выходила за рамки отдельной промышленности или строительства, сельского хозяйства, торговли и так далее.

Этот орган не был подчинен ни одному ведомственному органу, хотя он во многом зависел от Государственного плана отдельных республик и СССР в целом. Финансирование функционирования и создание совнархозов (год появления – 1957-й) полностью обеспечивало государство. Хотя часто некоторые статьи расходов покрывали предприятия, находящиеся под непосредственным контролем организации. Но это решалось на государственном уровне.

Для того чтобы привлечь трудящихся к управлению промышленностью, было принято решение создать советы в качестве совещательного органа. Начало создания совнархозов было отмечено активным участием рабочих.

создание совнархозов год

Совет трудящихся

Казалось бы, поток рационализаторских предложений от простых сотрудников – это хорошо, но любая идея требовала весомых аргументов и научных исследований. В противном случае она рисковала остаться без реального воплощения. Тогда решено было в состав совета включать ученых в первую очередь. Это привело к тому, что решения, принятые на собрании, всегда рассматривались вышестоящими органами. Соответственно, позиционировались как более авторитетные.

Вследствие этого некоторые Советы при предприятиях стали знаменитыми и возник новый вид конкуренции – битва за лучшие рациональные предложения. Те идеи, которые получали одобрение у начальства, внедрялись на производствах по всей стране с упоминанием автора или коллектива. Портрет вывешивали на доске почета, а рабочий становился некой знаменитостью. Хотя материального поощрения как такового не было и быть не могло в то время ввиду популярной уравниловки.

начало создания совнархозов

Ликвидация министерств

Создание совнархозов год за годом умаляло роль министерств, и некоторые из них поспешно были ликвидированы. Управление экономикой теперь осуществлялось по территориальному принципу, в основе которого – распределение границ между регионами на основании многих природных факторов. Границы районов совпадали чаще всего с пределами областей и экономических районов.

Ликвидация министерств и создание совнархозов обеспечили повышение роли отдельной республики во всесоюзной экономике.

Кроме того, такое распределение власти позволило оперативно решать многие проблемы на месте и приблизить руководство к производству непосредственно. Несмотря на то что второй раз создание совнархозов и обеспечило высокие результаты, просуществовала программа недолго – всего 8 лет. Одной из причин отмены такой организации хозяйства стала отставка Хрущева в 64-м году. Вместе с этим были отменены и многие другие реформы.

ликвидация министерств и создание совнархозов

Саботирование реформы

Децентрализация власти была рассчитана на то, что позиции и возможности секретарей обкомов должны были возрасти в несколько раз. Чем прочнее держится маленькое звено, тем больше выдержит цепь. К тому же сам Никита Хрущев получал больше контроля над промышленностью, что означало укрепление его собственных позиций.

Многие наркомы открыто выступали против внедрения реформы. Такие как Каганович вообще не комментировали ситуацию, а просто открыто игнорировали ее.

Это объясняется несколькими фактами. Первый: ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов означала лишение должности многих высокопоставленных политических деятелей. Второй: наркомы и другая партийная верхушка стремились контролировать генсека и всячески им манипулировать. Того же Никиту Сергеевича долгое время не воспринимали всерьез, считая едва ли не придворным шутом.

создание совнархозов в конце 1950

Успешное внедрение: причины

Несмотря на препятствия, программа была введена. А нормальное ее функционирование обеспечивалось благодаря системе наказаний и поощрений. Проще говоря, создание совнархозов сделало первый шаг от унизительной уравниловки к справедливости. На каждое предприятие давался план поставок и необходимая норма выработки. Если необходимый минимум не выполнен, то принимались радикальные меры – увольнение. Стоит учесть, что не всегда такие методы были объективными.

Если на срыв плана повлияли веские причины, то страдал виновник.

Отмена совнархозов

Главная причина ликвидации этого органа кроется в нерациональном использовании ресурсов. Отдельные районы пытались выбить из центра как можно больше средств, подавая заявки с описанием по факту несуществующих сложностей.

ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов

Еще одна причина – региональная раздробленность по экономическому принципу. Это как положение раздельного питания: в разных тарелках находятся отдельные продукты. Но для салата их необходимо смешать. Так и в промышленности того времени: задержка одного материала из-за ошибок руководства области приводила к приостановлению работы в другой. Пример: эпизод из кинофильма «Королева бензоколонки», когда для строительства моста не могли собрать необходимые материалы.

Category:

  • История
  • Cancel

13 февраля 1957 года в СССР были ликвидированы промышленные министерства, а управление экономикой перешло к 105 совнархозам (советам народного хозяйства). Недовольный низкой эффективностью работы министерств и засильем бюрократии, Никита Хрущев решил одним махом провести децентрализацию народного хозяйства.

Совнархозы (в России их было 70, на Украине — 11, в Казахстане — 9, в Узбекистане — 4, а в остальных республиках по одному) должны были непосредственно руководить предприятиями; предприятия же предполагалось объединить в крупные хозяйственные единицы. Однако подробных указаний из центра, что конкретно должны делать совнархозы, так и не поступило. В итоге реформа начала буксовать с самого начала, хотя на первых порах стало меньше встречных перевозок грузов и закрылись многие мелкие предприятия, дублировавшие друг друга. Недовольный работой совнархозов, Хрущев в ноябре 1962 года создал в придачу к ним госкомитеты, которые должны были управлять внедрением новой техники. Одновременно партийные комитеты разделили на городские и сельские. А в 1963 году был создан главный совнархоз — Высший совет народного хозяйства.

В общем, в управлении экономикой воцарился невообразимый хаос. При новом руководителе страны — Леониде Брежневе — совнархозы спешно упразднили и уже в 1965-ом были восстановлены привычные министерства.

Найдено здесь: https://vk.com/anti_soviet_coalition2_0?w=wall-131617902_218645

Кнопка
или

Новый
этап политического и социально-экономического
развития СССР, связываемый в литературе
с именем Л. И. Брежнева, начался с конца
60-х годов. Его основными лозунгами стали
коллективное руководство, стабильность,
устойчивость. Призыв к борьбе с
«волюнтаризмом» Хрущева означал, прежде
всего, ликвидацию хрущевских реформ в
области партийно-государственного
управления. Спустя месяц после отставки
Хрущева, в ноябре 1964 года, состоялся
Пленум ЦК КПСС. На Пленуме с докладом
«Об объединении промышленных и сельских
областных, краевых партийных организаций
и советских органов» выступил Н. В.
Подгорный. Он
признал необходимым вернуться к принципу
построения партийных организаций по
территориально-производственному
признаку.

Восстанавливалась
в полном объеме вертикаль партийного
руководства — ЦК, обком, райком. Каждый
из этих уровней обладал всей полнотой
партийной власти (с немалыми государственными
полномочиями) на своей территории — в
республике, крае или области, в районе.
Следом за перестройкой партийных органов
была проведена реорганизация,
восстановление прежних советских,
комсомольских и профсоюзных учреждений.
Одновременно с усилением роли «партийной
вертикали» восстанавливался контроль
партии над экономикой. Становилось
ясно, что время совнархозов с их широкими
полномочиями стремительно уходит. В
сентябре 1965 года на Пленуме ЦК КПСС было
объявлено о прекращении их деятельности
и восстановлении отраслевых министерств.
Это означало восстановление роли
столичной бюрократии в системе
государственного управления. Партийный
аппарат по всей стране и столичная
бюрократия стали теми социальными
группами, которые непосредственно
выигрывали от устранения Хрущева и
контрреформ «коллективного руководства»
во главе с Брежневым.

Попытка
проведения экономической реформы в
промышленности
.
В годы 8-й пятилетки (1965-1970) предпринимались
попытки экономического реформирования
управления промышленностью. На
сентябрьском (1965) Пленуме ЦК КПСС с
докладом «Об улучшении управления
промышленностью, совершенствовании
планирования и усилении экономического
стимулирования промышленных предприятий»
выступил Председатель Совета Министров
СССР, член Политбюро А.
Н. Косыгин.

В докладе содержались призывы к пересмотру
системы управления, отказу от совнархозов
и восстановлению
отраслевого принципа управления.

Косыгин уточнял: не восстановление
досовнархозовской системы министерств,
а сочетание централизации руководства
с расширением оперативно-хозяйственной
самостоятельности предприятий. В докладе
употреблялись такие понятия, как рынок,
прибыль, эффективность капитальных
вложений.

2-3
октября 1965 года

были
приняты законы об изменении органов
управления
.
Были созданы 11 общесоюзных министерств
СССР, 17 союзно-республиканских. 10 июля
1967 года Совмин СССР утвердил постановление
«Общие положения о министерствах СССР».
К концу 1975 года насчитывалось 35
промышленных министерств.

Ликвидация
совнархозов и восстановление министерств
,
централизованного управления временно
создали положительный эффект для
развития промышленности. Некоторое
время действовали региональные связи,
доставшиеся в наследство от совнархозов,
но они были обеспечены централизованными
инвестициями, отраслевой наукой и
технической политикой. 8-я пятилетка
(1965-1970) стала одной из самых успешных
для экономики страны. Все более значительно
влияло на экономическое положение
страны стремительное расширение добычи
нефти и газа в Западной Сибири.
Экономическая
реформа предполагала расширение
материальных стимулов производства,
повышение заинтересованности самих
работников в количественных и качественных
результатов труда.

Конституция
СССР 1977 года.

Вторая половина 70-х годов стала временем
принятия очередной Конституции СССР.
Она должна была сменить старую, сталинскую
1936 года, а также в известной степени
проваленную окончательно Программу
КПСС, принятую в 1961 году на XXII съезде
КПСС и обещавшую построить коммунизм
через 20 лет. В новом Основном законе
сохранялось положение о всемирно-историческом
повороте человечества от капитализма
к социализму: «Советская власть
осуществила глубочайшие социально-экономические
преобразования, навсегда покончила с
эксплуатацией человека человеком, с
классовыми антагонизмами и национальной
враждой».

Определяя
социальную природу государства, новая
Конституция утверждала: «В
СССР построено развитое социалистическое
общество».

Признаками «развитого социализма» она
называла то, что сложилась
новая историческая общность людей —
советский народ.

Политическая
система СССР была определена как
«социалистическое общенародное
государство,
выражающее
волю и интересы рабочих, крестьян и
интеллигенции, трудящихся всех нации
и народностей страны». Устанавливалось,
что «основу экономической системы СССР
составляет социалистическая собственность
на средства производства в форме
государственной (общенародной) и
колхозно-кооперативной собственности»,
т. е. в стране сохранялась государственная
собственность. «В исключительной
собственности государства, — было
зафиксировано в Конституции, — находятся:
земля, ее недра, воды, леса.

Законодательная
власть.
Конституция
1977 года не изменила политическую
организацию общества. Как и раньше,
Верховный
Совет СССР объявлялся высшим органом
государственной власти Советского
Союза
.
Теоретически Верховный Совет олицетворял
представительную власть и был
законодательным органом. Он избирался
сроком на 4 года путем всеобщего, равного
и прямого избирательного права. Депутатом
мог быть избран гражданин СССР не моложе
23 лет. Депутаты собирались дважды в год
на сессии Верховного Совета. Остальное
время они должны были работать на своей
прежней работе.

Верховный
Совет СССР был наделен правом высшего
контроля за деятельностью государственного
аппарата. На Верховный Совет СССР
Конституция возлагала избрание Президиума
Верховного Совета СССР, образование
Правительства СССР, избрание Верховного
суда СССР, назначение Генерального
прокурора СССР. Верховный
Совет СССР

состоял из двух равноправных палат —
Совета
Союза и Совета Национальностей
.
Совет Союза избирался по норме: один
депутат от 300 тыс. человек населения. В
Совет Национальностей избирались по
32 депутата от каждой союзной республики,
по 11 депутатов от каждой автономной
республики, по 5 депутатов от каждой
национальной области и по 1 депутату от
каждого национального округа. Обе палаты
обладали правом законодательной
инициативы, их сессии проходили
одновременно. Верховный Совет набирал
Президиум, который работал между сессиями
и обладал широкими полномочиями,
фактически сопоставимыми с правами
самого Верховного Совета, Президиум
Верховного Совета издавал указы,
обязательные к исполнению. Эти указы
утверждались на очередной сессии
Верховного Совета и становились законами.

Исполнительная
власть.

Формально исполнительная власть была
представлена системой министерств и
ведомств, возглавляемых Советом
Министров СССР.

Это был высший исполнительно-распорядительный
орган СССР. Число союзных министерств
и госкомитетов постоянно увеличивалось
и достигло более 80. Новые возникали, как
правило, в результате деления старых
промышленных министерств. Судебная
власть

оставалась в значительной зависимости
от исполнительной. Высшим
судебным органом был Верховный суд
СССР.

На него возлагался надзор за судебной
деятельностью, он обладал правами суда
первой инстанции и надзора дел в
кассационном порядке. Высший надзор за
соблюдением законов Конституция
возлагала на Прокуратуру СССР.

Аппарат
ЦК КПСС в системе управления.

Вместе с тем о реальном функционировании
государственного аппарата страны можно
говорить с учетом особенностей
политического устройства СССР. Статья
6 Конституции 1977 года провозглашала,
что Коммунистическая партия Советского
Союза является «ядром политической
системы».

За этой абсолютно неправовой формулировкой
скрывалось реальное явление — дублирование
всей системы управления партийным
аппаратом. Руководство партией
осуществляли не съезды КПСС, как
полагалось по ее Уставу, а Политбюро и
руководители отделов и секторов аппарата
ЦК КПСС. В состав высшего партийного
руководства входили виднейшие
представители государственной власти.
Происходило
своего рода срастание высших звеньев
партийного и государственного аппаратов.
Любое
решение министерства и ведомства,
которое затрагивало существенные
стороны жизни страны, предварительно
согласовывалось с соответствующими
секторами и отделами аппарата ЦК, а при
необходимости — с Секретариатом ЦК или
Политбюро.

Л.
И. Брежнев и номенклатурная элита
действовали в рамках системы достаточно
эффективно приблизительно до середины
70-х годов, когда стали проявляться
симптомы приближающегося застоя в
развитии экономики, особенно в сельском
хозяйстве. Ситуация требовала радикального
обновления всех сторон жизни общества,
но деградирующая номенклатурная элита
во главе с заболевшим лидером оказалась
не в состоянии обеспечить качественное
руководство страной.

В
политической системе стала все больше
распространяться тенденция бюрократизации
государственного аппарата в негативном
смысле, усиления «власти канцелярии»
и ее отрыва от запросов трудящихся масс.
Партийные
аппараты все более отодвигали Советы
от решения реальных проблем.

Партийный аппарат взял на себя практически
все функции распоряжения и распределения
материальных ресурсов, активно подменяя
исполнительные и хозяйственные органы.
Аппарат становился малоуправляемым.
Крайняя централизация и
административно-командные методы
управления дали свои результаты в годы
восстановления народного хозяйства.
Именно сохранение административно-командных
методов управления стало одной из
главных причин нарастания застойных
тенденций в экономике и мешало
демократизации общественной жизни.

В
70-х годах массовое пополнение номенклатурной
элиты снизу, как это было во время
ленинского призыва и после сталинских
репрессий, фактически прекратилось. В
партийно-элитном строительстве
утвердилась практика индивидуального
многоступенчатого отбора кадров. Будучи
всем обязанными местной
административно-политической группе
руководителей, в круг которых они были
допущены, новобранцы стремились делать
карьеру, воспроизводя дух и букву
существующих партийно-элитных отношений.

Усиливающееся
отчуждение псевдокоммунистической
элиты от народа объективно создавало
предпосылки для формирования
демократической оппозиционной контрэлиты.
Эти функции выполнило так называемое
диссидентское
движение
,
к которому примкнули, с одной стороны,
часть сторонников демократического
социализма, требовавшая решительной
дестабилизации общества, с другой —
сторонники либерально-демократической
ориентации буржуазного типа.

После
смерти Брежнева 10 ноября 1982 года в
кулуарах Политбюро развернулась борьба
за выдвижение кандидатур на высший
пост. Победу одержал Ю.
В. Андропов
и
на пленуме 12 ноября по предложению К.
У. Черненко, его конкурента, был избран
Генеральным секретарем ЦК КПСС.

Избрание
Андропова вызвало удовлетворение не
только здоровой части партийной элиты,
но и большинства населения страны,
которое ожидало перемен и наведения
порядка в управлении страной. Андропов
сразу после своего вступления в должность
правителя огромного партийного
государства начал сокращение личного
аппарата генсека. В
конце 1983 г. в стране были приняты более
жесткие указы Президиума Верховного
Совета СССР об усилении ответственности
за антисоветскую, антигосударственную
деятельность.

Борьба
за улучшение экономического положения,
в котором явственно прослеживались
элементы стагнации, началась с
широкомасштабной кампании по наведению
элементарного порядка и производственной
дисциплины, которая была фактически
«нулевым циклом» реформ. Смысл андроповской
модели реформы управления заключался
в том, чтобы, сохраняя политические
устои государства, постепенно вести
дело к преобразованиям на основе
экономических реформ, развития
многоукладной экономики, введения
рыночных отношений под бдительным
контролем государства, пресекающим
казнокрадство и коррупцию.

Был
принят ряд управленческих решений в
совместных постановлениях ЦК КПСС и
Совмина СССР о мерах по регулированию
развития отраслей промышленности на
основе чисто экономических методов, о
повышении роли трудовых коллективов.
Андропов ставил задачу частично
децентрализовать экономику, придать
плановой системе менее
директивно-административный и менее
всеобъемлющий характер. Для этого в ЦК
КПСС был
создан специальный Экономический отдел,
который непосредственно возглавил Н.
И. Рыжков
,
вокруг Андропова стала складываться
группа прогрессивных ученых и управленцев,
готовивших разработки новых путей
развития экономики, в том числе рыночные
модели. В целом умеренные преобразования
Андропова, несмотря на свою противоречивость
и половинчатость, дали положительный
результат.

Андропов
провел умеренную и осторожную чистку
и обновление кадров партийного и
государственного аппаратов, включая
органы безопасности.

В
марте 1984 года умер Андропов, не оставив
политического завещания. Консервативное
большинство Политбюро ЦК настояло на
избрании новым генеральным секретарем
ЦК КПСС профессионального партийного
управленца, длительное время заведовавшего
Общим отделом ЦК, бывшего самого близкого
сподвижника Брежнева — К.
У. Черненко.

При нем возобновились практически все
процессы, которые были характерны для
последнего периода правления Л. И.
Брежнева.

В
конце 1984 года по сложившейся в партии
традиции от имени Черненко была
опубликована накануне нового XXVII съезда
КПСС статья — платформа под характерным
названием «На уровень требований
развитого социализма. Некоторые
актуальные проблемы теории, стратегии
и тактики КПСС». В этом документе
подчеркивалось, что прежде чем решать
задачи коммунистического строительства,
надо пройти длительный исторический
этап развитого социализма. Это было
запоздалое завуалированное признание
очевидного для всех факта, что в принципе
до развитого социализма в СССР еще тоже
далеко. Признавалось столь же очевидное
отставание СССР от западных стран по
производительности труда и ставилась
задача по решению этой проблемы в
обозримом будущем. В документе заявлялось,
что всего этого можно достичь при
активизации политических и идеологических
методов руководства партией.

В
начале 1985 года тяжело больной Черненко
попытался достойно покинуть свой пост.
В беседе с Громыко он советовался о
добровольном уходе с политической
арены, не дожидаясь своей смерти, но не
получил его согласия.

Государственная
партия с ее бюрократическим аппаратом,
построенным на принципах авторитаризма
и бюрократизма, иерархии и дисциплины,
не нуждалась в личностном факторе.
Самостоятельность допускалась в рамках
реализации принятых вышестоящими
инстанциями решений. Антирыночные
механизмы, тотальная плановость
государственной экономики исключали
возможности ее радикального реформирования.
Огромный народнохозяйственный комплекс
нуждался в создании дополнительных
механизмов самоуправления на основе
внедрения элементов кооперативной,
акционерной, личной и даже элементов
частной собственности. Дальнейшая
эволюция тоталитарно-централизованной
управленческой системы была уже
невозможна, и в результате наступили
стагнация экономики. Перестройка
управления стала одной из самых главных
задач, стоящих перед обществом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Гопантеновая кислота сироп инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Мазь асд инструкция для человека по применению цена отзывы
  • Wick sulagil halsspray инструкция на русском
  • Вэб рф это руководство
  • Мануалы по ремонту ваз 21124

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии