Кто осуществлял руководство гражданской обороны в ссср

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

— защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

— координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

— создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

— повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;

— проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

— поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

— специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

— накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

— обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

— эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

— организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

— обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

История в СССР и РФ

— Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

— В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

— В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

— Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

— В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)

  • Ссылка

  • Отправить почтой

  • Версия для печати

  • Код для блога

  • Экспорт

Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Открыть

2017 год объявлен Годом гражданской обороны, которая отмечает свое 85-летие. История МПВО-ГО-МЧС России богата событиями и фактами, а историю делают люди своими делами и поступками.

12 февраля родился основоположник Гражданской обороны СССР, легендарный советский военачальник дважды Герой Советского Союза маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, давший мощный импульс развитию системы на последующие годы.

Василий Иванович Чуйков родился в многодетной православной крестьянской семье.

Окончил четыре класса церковно-приходской школы (1907—1911). В 1912 году был вынужден прервать учебу по причине трудного материального положения семьи и уехать в столицу – город Петербург – на заработки, где работал в Целебеевых банях и в меблированных комнатах, а затем в шорной мастерской.

В октябре 1917 года Василий поступает юнгой в учебно-минный отряд в Кронштадте, а в апреле 1918 года становится курсантом 1-х Московских военно-инструкторских курсов.

В дальнейшем Чуйков В.И. назначался начальниками различных подразделений советской армии.

В сентябре 1942 года генерал-лейтенант Чуйков вступил в командование 62-й армией, которая прославилась героической шестимесячной обороной Сталинграда.

27 октября 1943 года командарму Чуйкову было присвоено очередное воинское звание «генерал-полковник». Во главе прославленной 8-й гвардейской армии трехзвездный генерал воевал до последнего дня войны.

После войны генерал-полковник Чуйков продолжал командовать 8-й гвардейской армией, дислоцированной в Восточной Германии. С мая 1953 года – командующий войсками Киевского военного округа.

11 марта 1955 года генералу армии Василию Ивановичу Чуйкову присваивается воинское звание «маршал Советского Союза». В 1960 году он назначается главкомом Сухопутных войск – заместителем министра обороны СССР.

В 1960 году все штабы и войска МПВО были переданы в Министерство обороны без указания обязанностей и ответственности этого министерства за состояние гражданской обороны. Общее руководство Гражданской обороной страны возлагалось на Совет Министров СССР.

Маршал Чуйков довольно быстро определил основные, приоритетные направления своей деятельности. К их числу относились: рост понимания резко возросших роли и важности ГО в ракетно-ядерной войне, причем не на словах, а на деле, как в центре, так и на местах; организационное и кадровое укрепление, совершенствование всей системы управления ГО; организация обучения всего населения страны, начиная со школьников младших классов, способам зашиты от оружия массового поражения; расширение и углубление пропаганды знаний по ГО; разработка и развитие теории гражданской обороны; развертывание работ по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства; совершенствование материально-технической базы ГО.

Первые годы становления гражданской обороны характеризовались активным поиском рациональных форм и эффективных способов ведения государственной политики в области защиты населения и территорий от оружия массового поражения.

Необходимый минимум знаний по гражданской обороне стал планово доводиться до учащихся на уроках по начальной военной подготовке в общеобразовательных учреждениях.

Важной задачей Василий Иванович считал профильную подготовку офицерских кадров для частей и учреждений гражданской обороны. В городе Балашихе Московской области по инициативе маршала Чуйкова на базе 147-го отдельного механизированного полка ГО и центральных курсов частей ГО было сформировано Московское военное училище Гражданской обороны СССР.

В январе 1962 года Василий Иванович принимает решение об издании журнала «Гражданская оборона СССР».

Гражданская оборона, созданная под руководством дважды Героя Советского Союза маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова, была и остается одной из лучших систем в мире. Это признавали все наши вероятные противники.

Заслуги легендарного советского полководца по достоинству отмечены Советским государством. Дважды Герой Советского Союза маршал Советского Союза В.И.Чуйков был награжден девятью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, четырьмя орденами Красного Знамени, тремя орденами Суворова I степени, орденом Красной Звезды, Почетным оружием с золотым изображением Государственного герба СССР, 16 медалями СССР, именными золотыми часами и оружием. Помимо советских наград он был отмечен многими орденами и медалями иностранных государств.

Именем маршала Чуйкова названы улицы в Москве и других городах. Памятники и бюсты маршала установлены в Московской области и Волгограде. Его имя носят образовательные учреждения.

Скончался Василий Иванович 18 марта 1982 года. Согласно завещанию «похоронить вместе с солдатами, погибшими в битве за Сталинград, на Мамаевом кургане», дважды Герой Советского Союза маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков предан земле на волжских берегах на главной высоте России рядом с прахом многих и многих тысяч своих гвардейцев – героев Сталинградской битвы.

  • Ссылка

  • Отправить почтой

  • Версия для печати

  • Код для блога

  • Экспорт

Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Открыть

Днем рождения Гражданской обороны страны считается 4 октября 1932 года, когда было принято Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 1525/319сс «Об утверждении Положения о противовоздушной обороне Союза Советских Социалистических Республик». 

Создание местной противовоздушной обороны (МПВО) в 1932 г. как системы государственных мероприятий по защите населения, городов, объектов народного хозяйства от средств нападения с воздуха и ликвидации последствий нападения было вызвано усиленной подготовкой капиталистических стран к войне против СССР, вооружением их армий мощной бомбардировочной авиацией, осноащенной разрушающими, зажигательными и химическими средствами поражения.
В Постановлении СНК СССР определены цель, задачи и средства, структура ПВО, источники финансирования.
Цель ПВО – обеспечить от воздушной опасности операции действующей армии, бесперебойную деятельность тыла страны и защитить трудящееся население.
Средства ПВО делились на три группы: служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС); авиационная оборона; местная оборона (маскировка, внутреннее наблюдение и разведка, инженерные сооружения, противохимическая и медико-санитарная защита, охрана порядка).
Основными задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населённых пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах. Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.

Подготовка к МПВО проводилась в мирное время, в первую очередь – в угрожаемой полосе, устанавливаемой периодически СНК СССР. (В остальных районах подготовка ограничивалась ознакомлением населения с нормами МПВО, финансировалась местными учреждениями). В угрожаемой зоне МПВО организовывалась по военным округам и крупным городам.
Общее руководство и постановка оперативных заданий по МПВО отводились Наркомату военных и морских дел, его рабочий орган – Управление ПВО РККА. На территории военного округа начальником ПВО назначался командующий войсками округа.
Перечень пунктов и объектов ПВО составлялся НКВМ и утверждался СНК СССР. Руководство службой МПВО в пункте ПВО осуществлял начальник пункта, его рабочий орган – штаб пункта ПВО.

В 1932-1933 гг. были сформированы по территориальному принципу первые 48 отдельных местных батальонов ПВО. Тогда же образовались и первые кадровые части – 31 и 22 отдельные батальоны. В 1934 г. началась организация бригад и полков МПВО, и к 1936 г. части МПВО составляли 2 бригады, 2 полка, 30 отд. батальонов, 4 отд. инженерных батальона, 4 отд. автотранспортных батальона, 2 кадровых батальона. В 1939 г. территориальные части МПВО были упразднены – в связи с ликвидацией территориального принципа комплектования РККА.
Постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 г. система МПВО была передана в подчинение НКВД. Накануне Великой Отечественной войны войска МПВО НКВД включали: 3 инженерно-противохимических полка (в Москве, Ленинграде и Баку), 4 инженерно-противохимических батальона. Обучено нормам ПВХО (противовоздушная и противохимическая оборона) 11 млн. граждан, создано 25 тыс. различных формирований, подготовлены для убежищ I и II очереди Московского метрополитена. 

Систему ПВО война застала на стадии перестройки. В большинстве городов формирования существовали лишь на бумаге, население не получило всех необходимых знаний и навыков. Результатом явились потери, которых можно было бы избежать.
Активная подготовка к МПВО проходила на западе до Горького, на востоке – до Байкала. Сибирь, Урал, Среднее и Нижнее Поволжье оставались неготовыми к налетам авиации. Число городов – пунктов составляло 121.
Суровым испытанием для местной противовоздушной обороны стала Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. В первые же дни авиация фашисткой Германии, руководствуясь общим планом «молниеносной войны» подвергла массированным бомбардировкам десятки крупных городов нашей страны: среди них Киев, Минск, Севастополь, Одесса, Кишинев, Каунас, Мурманск.
2 июля 1941 г. СНК СССР издал постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне», предусматривающее организацию обучения всего взрослого населения нормам ПВХО. В жилых домах и кварталах создавались группы самозащиты («положение о группах самозащиты» разработало ГУ МПВО). Принятые руководством страны и местными органами власти меры позволили за лето и осень 1941 года мобилизовать значительные силы и средства тыла страны на усиление местной противовоздушной обороны СССР.
К 1 декабря 1944 г. в стране существовало 59790 групп самозащиты (2 990 000 членов), обучено нормам ПВХО 71 млн. чел. Расширился состав городов – пунктов: их число увеличилось во второй половине 1941 г. на 24, включены Воронеж, Краснодар, Казань, Сталинград, Саратов и др. Всего за время войны объявлено городами – пунктами 102 города (итого – 223), исключено по мере удаления фронта 53. В уменьшенном объеме мероприятия МПВО проводились в 350 городах.
В целях обеспечения быстрого восстановления разрушенного врагом хозяйства 9 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «Об образовании в местностях, объявленных на военном положении, городских аварийно-восстановительных отрядов».

Были реорганизованы и формирования МПВО. Постановлением СНК СССР от 12 июля 1943 г. в 49 важнейших промышленных и государственных центрах страны образованы отдельные городские батальоны и роты МПВО, находящиеся на казарменном положении. Городские части МПВО формировались из населения старших призывных возрастов, значительную их часть составляли женщины (так, например, в частях МПВО Москвы – 23% — 4663 чел.). Решением ГКО от 16 июня 1943 г. сформировано 7 инженерно-противохимических полков и 9 отдельных инженерно-противохимических батальона МПВО. За время войны гитлеровская авиация совершила 30212 бомбовых налетов на тыл страны, сбросив 600 тыс. фугасных и более миллиона зажигательных авиабомб. Бойцы МПВО ликвидировали 77938 загораний и 10133 пожара, обезвредили более 430 тыс. невзорвавшихся авиабомб, снарядов. Было восстановлено 15685 зданий, 250 объектов промышленного значения, 205 мостов, 547373 м2 дорог; разминировано 2232 здания и 64 км дорог, очищена от минных заграждений площадь в 86260 га. Снайперами войск МПВО уничтожено 2000 немецких солдат и офицеров. 2 тысячи военнослужащих и вольнонаемных сотрудников частей и городских формирований МПВО получили за время войны ордена и медали СССР, стали Краснознаменными Ленинградская МПВО, 4 и 7 полки, 12, 15 и 16 батальоны войск МПВО.
В результате усиления МПВО общая численность личного состава системы МПВО страны к началу 1944 года превышала 6 млн человек. Причём её основу составляли невоенизированные формирования и группы самозащиты.
Главный итог деятельности МПВО страны в военное время состоит в том, что она обеспечила сохранение жизни и здоровья миллионам людей, ослабила разрушительное воздействие воздушных ударов противника. В этом убедительное доказательство её эффективности и правильной организации. МПВО полностью оправдала своё предназначение. Война показала, что защита населения, объектов народного хозяйства и территорий в чрезвычайных ситуациях относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
После окончания Великой Отечественной войны по постановлению СНК от 24 октября 1945 г. штабы МПВО были реорганизованы и переведены на местный бюджет, городские части МПВО – расформированы. Сократились штаты ГУ МПВО и ЦНИЛ.
Бойцы частей МПВО принимали участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, выполняли взрывные и другие спецработы на строительстве Волго-Донского канала (1951-1952 гг.), на целине. За 1946-1954 гг. было обнаружено, обезврежено и уничтожено около 80 тыс. неразорвавшихся авиабомб, более 10 тыс. снарядов. По итогам этой работы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 апреля 1955 г. 37 офицеров, сержантов и солдат частей МПВО были награждены орденами и медалями.

31 октября 1949 г. было принято новое «Положение о МПВО СССР», с учетом опыта Великой Отечественной войны и международной обстановки определившее задачи ГУ МПВО. Положение установило роль и место войск и формирований в системе МПВО, обязанности наркоматов по подготовке объектов и созданию служб МПВО.
Постановление Совета Министров СССР от 6 мая 1951 г. реорганизовало систему МВД СССР, разделив подведомственные ему части и учреждения на войска и охрану. В результате Главное Управление местной противовоздушной обороны (ГУ МПВО) преобразовалось в Главное Управление Службы местной противовоздушной охраны (ГУС МПВО) – с 16 мая 1951 г. После новой реорганизации МВД СССР в 1953 г. Главное Управление Службы МПВО стало Управлением Службы МПВО (УС МПВО).
Подготовка страны к МПВО вплоть до 1955 г. проходила без учета возможности применения противником новых средств массового поражения – атомного и бактериологического оружия. Местные органы МПВО ограничивались лишь инспектированием, недостаточно был подготовлен личный состав частей и формирований, население не обучалось способам противоатомной защиты. Постановлениями Совет Министров СССР от 24 и 29 сентября 1953 г. на МВД была возложена задача проведения мероприятий по обеспечению защиты населения, городов и промышленных объектов от атомного оружия и подготовки к защите населения от бактериологического оружия. Во исполнение этих постановлений УС МПВО разработало мероприятия, руководства по подготовке населенных пунктов и объектов народного хозяйства, радиационной разведке, дезактивации; программы подготовки личного состава, памятку населению. По вопросам защиты населения от бактериологического оружия УС МПВО активно сотрудничало с Министерством здравоохранения СССР.
27 ноября 1953 г. МВД утвердило новые штаты УС МПВО и ЦНИЛ, был разработан и утвержден штат отдела организации защиты от бактериологического оружия.
18 марта 1954 г. Управление Службы МПВО вновь стало Главным Управлением Службы МПВО. По приказу МВД СССР № 00555 от 28 июня 1954 г. в ГУС МПВО был создан научно-технический отдел.
29 и 30 июня 1955 г. Совет Министров СССР принял постановления «О мероприятиях по повышению готовности местной ПВО страны к защите населения и промышленных объектов от атомного оружия» и «О мероприятиях по обеспечению медицинской помощи населению в условиях применения атомного оружия», указавшие на необходимость рассредоточения важнейших промышленных предприятий, создания их дублеров; разработки планов эвакуации населения, проведения специальных инженерно-технических мероприятий, маскировки важных объектов, всеобщего и обязательного обучения населения противоатомной защите, строительства защитных сооружений, организации своевременного оповещения.
Изменилась структура службы МПВО: введена должность первого заместителя министра внутренних дел по МПВО; Главное управление службы местной противовоздушной охраны преобразовано в Штаб местной противовоздушной обороны страны; ЦНИЛ ГУС МПВО переименована в ЦНИЛ МПВО; на местах управления службы МПВО заменены областными, краевыми, республиканскими штабами МПВО.
14 апреля 1956 г. Совет Министров СССР утвердил новое «Положение о МПВО СССР», впервые определившее МПВО как систему общегосударственных мероприятий, организуемых и осуществляемых на всей территории страны в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, проведения спасательных работ и оказания помощи пострадавшим, а также выполнения первоочередных аварийно-восстановительных работ. «Положение…» указало, что вопросы МПВО должны занять соответствующее место в работе всех министерств, ведомств и организаций; уточнило и расширило перечень мероприятий МПВО. На базе министерств и ведомств согласно «Положению…» создавались общесоюзные службы МПВО: оповещения и связи, охраны порядка и безопасности, медицинская, противопожарная, транспортная, торговли и питания. Военно-учебные заведения Министерства обороны СССР включились в систему подготовки кадров МПВО.
В июле 1956 г. приказом Министра внутренних дел СССР было утверждено Положение о Штабе МПВО страны и его структура.
Расширение деятельности Штаба МПВО страны сделало необходимым реорганизацию Центральной научно-исследовательской лаборатории. Постановлением Совета Министров СССР от 12 декабря 1956 г. ЦНИЛ была преобразована в Государственный НИИ МПВО, подчинявшийся начальнику МПВО страны – министру внутренних дел и его первому заместителю по МПВО. Помимо «Информационного сборника МПВО». Выходившего с 1956 г., Штаб МПВО страны и ГОСНИИ выпускали «Научно-технический сборник. С 1958 г. выходила газета «Воин МПВО».
В 1950-х годах Штаб МПВО страны активно сотрудничал со странами народной демократии, помогая в организации МПВО путем передачи литературы и оборудования, консультирования специалистов, подготовки кадров в учебных заведениях, командирования ведущих работников.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 13 января 1960 г. «О мероприятиях, связанных с упразднением МВД СССР» Штаб МПВО страны был реформирован, штабы и войска МПВО переданы в подчинение Министерства обороны СССР. ГОСНИИ МПВО также был передан в Министерство обороны и после передачи расформирован.
В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная система – Гражданская оборона СССР. В основу новой системы легли опыт, традиции, всё лучшее, что было создано за годы существования МПВО.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 года было принято «Положение о Гражданской обороне СССР». В нём было определено, что «Гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, которая строится по территориально-производственному принципу». Также было определено содержание работы всех её звеньев, основные права и обязанности должностных лиц в системе гражданской обороны, разработаны основы управления. В «Положении о Гражданской обороне СССР» определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация.
За основу был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, в которой предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения. В соответствии с этим все мероприятия гражданской обороны делились на три группы: в первую группу входили мероприятия, проводимые заблаговременно, в мирное время; во вторую группу были включены мероприятия, проводимые в «особый период»; в третью группу были включены мероприятия, проводимые в военное время.

Руководство гражданской обороной в министерствах, ведомствах, промышленных и производственных объединений и на объектах народного хозяйства осуществлялось непосредственно через штабы и службы гражданской обороны, а также через существующие структуры органов управления. Штабы гражданской обороны стали основными органами управления.
Для осуществления всех мероприятий гражданской обороны в городах создавались соответствующие службы (с учётом опыта МПВО): связи, инженерная, противопожарная, медицинская, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, коммунально-техническая, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды, торговли и питания, убежищ и укрытий, материально-технического снабжения, аварийно-техническая, автотранспортная, энергетики и др.
Новые подходы к организации спасательных работ в очагах ядерного поражения потребовали многократного увеличения сил. В этих целях было увеличено количество воинских частей гражданской обороны (без увеличения общей численности личного состава).
Резко возросла численность и количество невоенизированных формирований. Их структура и система подготовки претерпели серьёзные изменения. Основными среди них стали территориальные сводные спасательные и объектовые отряды гражданской обороны. В больших объёмах создавались запасы средств индивидуальной защиты населения (противогазы, респираторы и т.д.). На новый уровень по сравнению с МПВО были подняты вопросы оперативной подготовки. Большое внимание было уделено разработке оперативных планов гражданской обороны. Повседневной практикой стало проведение крупных командно-штабных учений по гражданской обороне.
Особое место занимала подготовка населения. В 1966 году вводится в действие новая 21-часовая программа подготовки граждан по гражданской обороне 3/4 всеобщий обязательный минимум знаний. Рабочие, служащие, колхозники обучение проходили непосредственно на предприятиях, в колхозах и совхозах. Занятия проводили не общественные инструкторы, а начальники цехов, отделов, служб, бригадиры, т. е. руководители обучали подчинённых.
В начале 70-х годов ХХ столетия несколько изменилась военно-стратегическая обстановка. У вероятного противника была взята на вооружение «концепция первого обезоруживающего удара». Наряду со стратегическими наступательными силами на передний план в качестве средств первого удара выдвигались ракеты средней дальности (1000 – 5500 км), размещаемые в Западной Европе. Малое подлётное время (10 –12 мин.) делало их идеальным средством стремительного удара по выбранным целям. Реально возникла угроза внезапного ядерного нападения на территорию СССР. В этих условиях гражданская оборона превратилась в один из важнейших факторов стратегического равновесия.
Сложившаяся обстановка потребовала внести изменения и в деятельность Гражданской обороны СССР, прежде всего, повысить эффективность защиты населения. Для этого необходимо было увеличить фонд защитных сооружений и создать надёжную систему оповещения всего населения страны, резко сократить время перевода гражданской обороны с мирного на военное положение, провести комплекс мероприятий в области повышения устойчивости работы народного хозяйства в военное время, повысить полезную значимость системы гражданской обороны в мирное время.
Предусматривался более разносторонний комплекс мероприятий в городах и на объектах, которые могут подвергнуться ударам противника. Их условно можно свести в три группы, составляющие содержание основных задач гражданской обороны:
первая группа мероприятий, связанных с непосредственным обеспечением защиты населения от средств поражения противника;
вторая группа мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования экономики и уменьшение возможного ущерба народному хозяйству при применении противником ядерного оружия и других средств поражения;
в третью группу входили мероприятия по подготовке сил и средств для ликвидации последствий нападения противника и проведения спасательных и других неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения.

Жизнь потребовала вместе с тем внесения существенных поправок в организацию и порядок планирования и осуществления мероприятий. В этот период был принят ряд важных постановлений правительства и других директивных документов по вопросам гражданской обороны.
Одним из главных документов было новое Положение о гражданской обороне Союза ССР, утверждённое постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР от 18 марта 1976 года № 201-78.
В новом Положении было определено, что Гражданская оборона СССР является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, направленных на защиту населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника. Исходя из данного определения, все мероприятия гражданской обороны впервые предписывалось осуществлять согласованно с другими мероприятиями оборонного характера. По значимости гражданская оборона выводилась на уровень вооружённой защиты, на качественно новый уровень решения её задач. Одновременно с этим предусматривался целый ряд других мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения: организация оповещения об опасности нападения противника; организация радиационного, химического и бактериологического (биологического) наблюдения, разведки и лабораторного контроля; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и противоэпидемических мероприятий; снижение запасов горючих, взрывоопасных и сильнодействующих ядовитых веществ в городах и на объектах народного хозяйства; создание защищённых запасов продовольствия, одежды, медикаментов, медицинского имущества, предметов первой необходимости и других материально-технических средств; обучение населения способам защиты и другие.
В 1976 году правительством было принято решение о возложении на Гражданскую оборону СССР задачи по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства в военное время. На данном этапе развития Гражданской обороны СССР эта проблема определялась как одна из важнейших.
В марте 1979 года по инициативе Госплана СССР и Управления начальника Гражданской обороны СССР было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об утверждении общих требований по повышению устойчивости работы отраслей народного хозяйства в военное время», в котором были изложены основные направления повышения устойчивости функционирования народного хозяйства страны, его отраслевых и территориальных звеньев: обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в военное время; рациональное размещение производительных сил на территории страны; подготовка к работе в условиях военного времени отраслей народного хозяйства и промышленности; подготовка к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства в условиях военного времени; подготовка системы управления народным хозяйством для решения задач военного времени.
Гражданская оборона СССР в эти годы была одной из лучших подобных систем в мире. Это признавали и вероятные противники. Была создана довольно мощная, со своей строгой организационной структурой, государственная всенародная система. Всенародный характер гражданской обороны — её главное достоинство и отличие от аналогичных систем зарубежных государств.
Стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. Её потенциал, силы и средства должны с большей эффективностью использоваться в мирных условиях при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году потребовал принятия ряда безотлагательных мер по дальнейшему совершенствованию системы гражданской обороны страны, развития её в плане непосредственного решения задач по защите населения от чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами.
Такие меры были определены Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 886-213 от 30 июля 1987 года «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны»: возложение на гражданскую оборону задач по защите населения в мирное время от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и проведению спасательных и других неотложных работ в ходе их ликвидации; создание мобильных отрядов специальной защиты на областном уровне, а также мобильных соединений и частей гражданской обороны постоянной готовности для экстренных действий в чрезвычайных ситуациях; создание во всех республиках, краях, областях, городах, районах коллегиальных органов управления — постоянных чрезвычайных комиссий (ПЧК) и др.

Спитакское землетрясение в Армении в 1988 году вновь подтвердило, что гражданская оборона к решению задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не готова. В связи с этим было принято решение о создании специальной государственной системы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Образование государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях началось с создания в 1989 году в структуре Правительства СССР специального органа – Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а затем в декабре 1990 года – Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Несколько позже, в 1990 году, в РСФСР был создан Российский корпус спасателей, на правах государственного комитета, преобразованный в 1991 году в Государственный Комитет Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям, а в ноябре 1991 года на его базе и базе Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный Комитет РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС РСФСР)

источники:
1. Предисловие к описи фонда № 37878 «Штаб местной противовоздушной обороны страны МВД СССР». РГВА, старший архивист Р.М.Синаюк, 1987 г.
2. История гражданской обороны (с официального сайта МЧС России www.mchs.gov.ru)
Источник

Цикл статей к 90-летию Гражданской обороны России: Основоположник гражданской обороны СССР Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, начальник гражданской обороны СССР (13.07.1961-19.07.1972 гг.)

Фото из архива Краснодарской краевой пожарно-технической выставки

В 60-е годы ХХ века стало очевидно, что без целенаправленных крупномасштабных мер по защите тыла нельзя говорить о готовности государства к отражению возможной агрессии вероятного противника. Процесс преобразования и усиления МПВО начавшийся в 1955 г. продолжался до июля 1961 г., когда местная противовоздушная оборона была преобразована в гражданскую оборону СССР.

Руководство системой гражданской обороны страны было поручено одному из самых авторитетных военачальников того времени – главнокомандующему сухопутными войсками маршалу СССР Василию Ивановичу Чуйкову. Вслед за ним в гражданскую оборону пришли опытные военачальники из прежней системы МВД и Минобороны, что обеспечило преемственность в руководстве и приток новых управленческих идей. Все мероприятия гражданской обороны, носившие общегосударственный и общенародный характер, планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина. Система защитных мер должна была обеспечить защиту населения и территорий страны от всех возможных поражающих факторов оружия массового поражения.

В этот период серьезно расширился круг решаемых проблем в части создания условий, обеспечивающих работу промышленности в военное время. Увеличился объем задач и сократилось время на ликвидацию последствий нападения противника по оказанию помощи сотням тысяч человек в условиях серьезных массовых разрушений.

При личном участии В.И. Чуйкова был разработан ряд основополагающих директивных и нормативно-правовых документов. Маршал определил основные направления своей деятельности: инициировать рост понимания резко возросших роли и важности ГО в ракетно-ядерной войне, как в центре, так и на местах; организационное и кадровое укрепление, совершенствование всей системы ГО; организация обучения населения, начиная с младших школьников; расширение пропаганды знаний в области гражданской обороны; развертывание работ по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства; совершенствование материально-технической базы гражданской обороны.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1963 г. № 1132-416 «О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения» был закреплен дифференцированный комплексный подход к защите населения. Он предполагал строительство убежищ для 15 млн. человек — наибольшего количества работников предприятий для продолжения их деятельности в военное время. Остальное население должно было эвакуироваться в загородную зону, где строились противорадиационные укрытия.

В.И. Чуйков считал увеличение проводимых учений главным способом привлечения внимания в гражданской обороне. Он лично принимал в них участие и докладывал итоги и предложения на основе результатов председателю Совета Министров СССР А.Н. Косыгину. Нередко эти доклады становились основой для принятия правительственных решений. Так, в 1967г. Совет Министров СССР принял постановление об использовании горных выработок для нужд народного хозяйства и обороны страны. Этому решению предшествовали, проведенные в 1965-1967 гг., учения и тренировки на российских, украинских и эстонских шахтах.

По результатам тренировок и учений, на которых отрабатывались вопросы защиты водоисточников, продовольствия, фуража, на основании докладных записок В.И. Чуйкова было принято Постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по защите водоисточников и водопроводных сооружений от средств массового поражения».

Важным слагаемым авторитета системы В.И. Чуйков считал проведение Всесоюзных совещаний по гражданской обороне. В период 1961-1970 гг. было проведено три Всесоюзных совещания, на которых руководитель гражданской обороны СССР всегда подчеркивал, что решением вопросов защиты населения и территорий должны заниматься все ведомства и министерства всех республик, областей, городов, районов и объектов народного хозяйства.

В 1964г. В.И. Чуйков пришел к идее разделения страны на оперативные зоны гражданской обороны. Но созданные зональные органы управления были ограничены в своих полномочиях, поскольку не были привязаны к структуре государственных органов власти и управления. Поэтому в начале 1970-х гг. оперативные зоны гражданской обороны были упразднены.

Всеобщее обучение населения в области ГО В.И. Чуйков считал одной из первостепенных задач. В 1967 г. вопросы подготовки населения, осуществляемые ранее ДОСААФ, были переданы в компетенцию системы гражданской обороны. В стране действовало 1175 курсов гражданской обороны, в том числе Высшие центральные офицерские курсы ГО СССР, 15 республиканских, 149 региональных, 412 городских и 593 районных, на которых ежегодно проходили обучение более 2 млн. человек. Необходимый минимум знаний в области гражданской обороны был включен в программу уроков по начальной военной подготовке для учащихся общеобразовательных школ. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 29 апреля 1968 г. №289 «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи» была введена 35-часовая программа изучения курса гражданской обороны в школах, средних специальных учебных заведениях и учебных заведениях системы профессионально-технического образования.

С целью подготовки офицерских кадров в 1967г. в г. Балашиха Московской области было сформировано Московское военное училище Гражданской обороны СССР, аналогов которому в мире не было.

В январе 1970 г. В.И. Чуйковым была утверждена программа подготовки писателей и журналистов по гражданской обороне на учебных сборах при республиканских (областных) курсах ГО. Результатом 11 дневных курсов стало регулярное появление в печати произведений, повествующих о людях, буднях и делах гражданской обороны.

Опираясь на разработки научно-технического совета при начальнике ГО СССР, ведомство активно пропагандировало знания в области гражданской обороны в СМИ, издавало памятки, справочники и брошюры.

В результате работы маршала В.И. Чуйкова удалось не только надежно укрепить фундамент системы гражданской обороны, но и наметить основные ориентиры ее дальнейшего развития. ГО СССР стала хорошо организованной общегосударственной системой оборонных мероприятий носивших всенародный характер.

Войска гражданской обороны

12В начале 1970-х гг. продолжалось дальнейшее развитие и совершенствование системы гражданской обороны СССР, которая в условиях наращивания ядерного потенциала основных оппонирующих держав превращалась в важнейший стратегический инструмент сдерживания и равновесия. Изменения в мировой военно-политической обстановке потребовали и проведения соответствующих корректировок в организационной и функциональной структуре гражданской обороны. В первую очередь, гражданская оборона была переподчинена Министерству обороны СССР. В составе войск гражданской обороны появились формирования повышенной готовности, полки гражданской обороны.

Перед ними ставились задачи проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Так, летом 1972 г. Московскую область охватили торфяные и лесные пожары, что потребовало переориентации гражданской обороны на выполнение задач не только во время войны, но и в мирное время. В 1974 г. Советом Министров СССР было принято постановление «Об использовании в мирное время невоенизированных формирований ГО», однако невоенизированные формирования гражданской обороны в большинстве своем не обладали реальными возможностями для эффективного предотвращения и борьбы с последствиями чрезвычайных ситуаций. Поэтому реальные задачи в рамках аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных работ могли осуществлять только войска гражданской обороны. Для подготовки кадрового офицерского состава войск гражданской обороны в 1967 г. было создано Московское военное училище гражданской обороны, размещенное в г. Балашиха. Инициатором его создания был Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, занимавший с 1961 по 1972 гг. должность начальника войск гражданской обороны СССР. Училище было создано на базе 147-го отдельного механизированного полка гражданской обороны и имело трехгодичный срок обучения. Предусматривалось, что в училище подготовка офицеров будет осуществляться по семи циклам: социально-экономические дисциплины, тактическая и тактико-специальная подготовка, военно-инженерная подготовка, инженерные машины и оборудование, связь, противорадиационная и противохимическая защита, общеобразовательные дисциплины. Также в училище был сформирован батальон по ускоренной подготовке младших лейтенантов со сроком обучения в 10 месяцев. Первым начальником училища был назначен генерал-майор О.П. Николаев, начальником политического отдела училища — полковник Г.Г. Громков, начальником учебного отдела — полковник К.М. Янгалов, заместителем начальника училища — полковник В.И. Белых, продолжавший также исполнять обязанности командира 147-го механизированного полка гражданской обороны, на базе которого было создано училище. 5 сентября 1969 г. состоялся первый выпуск училища.

Однако в 1974 г., в связи с отсутствием подготовленного командного состава дорожных войск, Министерством обороны СССР Московское военное училище гражданской обороны было преобразовано в Московское высшее командное училище дорожных и инженерных войск. Срок обучения был продлен до четырех лет, а из Каменец-Подольского высшего командного училища инженерных войск сюда был переведен факультет инженеров путей сообщений (дорожников). В этом качестве училище просуществовало до 1994 г., в 1994-1996 гг. называлось Московское высшее военное дорожное инженерное училище, а в 1996 г. было переименовано в Военно-технический университет. Именно в Московском высшем командном училище дорожных и инженерных войск продолжали готовить кадры для войск гражданской обороны СССР и после переименования училища в 1974 г. Многие выпускники этого учебного заведения прошли через «горячие точки» — Афганистан, Чечню, другие конфликты на постсоветском пространстве, участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, других техногенных и природных катастроф на территории Российской Федерации и иных государств.
Серьезнейшим испытанием для войск гражданской обороны СССР стала авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Пожарная охрана, войска РХБЗ, войска Гражданской обороны, военно-строительные отряды несли на себе основную тяжесть ликвидации последствий этой страшной катастрофы. Наиболее сложные задачи были возложены на оперативную группировку войск Министерства обороны СССР, насчитывавшую 40 тысяч военнослужащих и включавшую в свой состав химические, инженерные войска и части гражданской обороны СССР. В составе группировки войск в Чернобыле, сосредоточенной для ликвидации последствий аварии, 40-44% приходилось на химические войска, 28-32% — на силы гражданской обороны, 8% — на инженерные войска, 10% — на воинские части и подразделения тыла, 7-9% — на части технического обеспечения, 4-6% — на войска связи, Военно-воздушные силы и т.д. Непосредственно в ликвидации последствий аварии участвовали переброшенные в Чернобыль и окрестности девять отдельных механизированных полков гражданской обороны и один отдельный батальон специальной защиты гражданской обороны. В общей сложности это — более 5,5 тысяч солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, 1500 единиц специальной техники. Кроме того, в ликвидации последствий аварии участвовали невоенизированные формирования Гражданской обороны СССР общей численностью в 6 тысяч человек и 500 единиц специальной техники. Подразделения Гражданской обороны и химических войск осуществляли радиационную разведку и радиационный контроль в зоне аварии. В тридцатикилометровой зоне вокруг АЭС радиационную разведку осуществляли войска гражданской обороны и химические войска, за пределами тридцатикилометровой зоны — невоенизированные формирования Гражданской обороны СССР. Именно в Чернобыле был впервые опробован опыт действия частей «двойного подчинения» — подразделений химических и инженерных войск, переданных в оперативное подчинение начальнику Гражданской обороны СССР. Одними из первых в Чернобыль из станицы Динской Краснодарского края был переброшен 955-й отдельный механизированный полк гражданской обороны. «Трудились в условиях двадцати пятиградусной жары, к концу дня от усталости валились с ног. Некоторые, боясь радиации, искали причины, чтобы покинуть Чернобыль раньше времени. Создавалась специальная комиссия, проводилась проверка. Выясняли истинность мотивов. Но большинство выполняли свой долг, как и подобает офицерам», — вспоминает участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС командир механизированного батальона 955-го механизированного полка гражданской обороны Александр Наумов. 955-й механизированный полк гражданской обороны участвовал в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с мая 1986 по октябрь 1988 гг. В течение этого время личный состав, несший службу в Чернобыле, неоднократно менялся. Полк стал единственным формированием войск гражданской обороны СССР, удостоенным по итогам работы в зоне аварии вымпела министра обороны Советского Союза «За мужество и доблесть». До Чернобыльской аварии эту высокую награду получали только боевые части. К сожалению, у многих военнослужащих полка после возвращения домой начались серьезные проблемы со здоровьем – как и у других ликвидаторов Чернобыльской аварии, подвергшихся воздействию радиации.
Войска и силы Гражданской обороны СССР героически проявили себя во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Однако, вместе с тем, катастрофа в Чернобыле выявила и многие слабые места в организации системы гражданской обороны в Советском Союзе. Дело в том, что на протяжении нескольких послевоенных десятилетий Гражданская оборона СССР рассматривалась, в первую очередь, как структура, призванная организовывать защиту страны в случае войны — от оружия массового поражения. Действия формирований и войск Гражданской обороны СССР в мирное время практически не прорабатывались, что и сказалось впоследствии в Чернобыле. Ликвидация чрезвычайных ситуаций в списке задач ГО СССР находилась на второстепенных позициях, а между тем в условиях снижения рисков ядерной войны, она становилась наиболее значимой для организации эффективной системы гражданской обороны.
Проблемы в организации гражданской обороны наметились задолго до Чернобыльской аварии, однако руководство СССР предпочло найти одного «виновника», которого можно было обвинить во всех недочетах и ошибках. Им стал начальник Гражданской обороны СССР Герой Советского Союза генерал армии Александр Терентьевич Алтунин (1921-1989) — участник Великой Отечественной войны, получивший золотую звезду еще в бытность капитаном, командиром стрелкового батальона — за героическую сорокадневную оборону плацдарма от гитлеровцев на территории Польши. Генерала Алтунина сняли с должности и отправили военным советником в Группу генеральных инспекторов МО СССР. На посту начальника Гражданской обороны СССР его сменил прежде занимавший должность Главного инспектора Министерства обороны СССР генерал армии Владимир Леонидович Говоров (1924-2006). Именно под руководством генерала армии Говорова началось постепенное превращение войск гражданской обороны в современную структуру, ставшую впоследствии основой формирования МЧС России. По итогам анализа событий в Чернобыле 30 июля 1987 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 866213 «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны». Модернизация структуры и функций гражданской обороны назревала давно, и не только в контексте Чернобыльской аварии. Развитие химической промышленности, атомной энергетики, новых технологий повышало риски техногенных катастроф и обусловливало необходимость совершенствования системы защиты населения во время чрезвычайных ситуаций. Каждому штабу ГО предписывалось иметь два оперативных плана гражданской обороны – на случай войны и на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное время. Штабы гражданской обороны в республиках, областях, краях, на территории которых размещались объекты опасного атомного, химического производства, должны были иметь усиленную структуру, позволявшую оперативно и эффективно реагировать на возможные техногенные риски. Произошли изменения и в сфере строительства защитных сооружений, обеспечения населения средствами индивидуальной защиты. На предприятиях атомной и химической промышленности средства индивидуальной защиты предполагалось размещать непосредственно на рабочих местах персонала, а в жилых районах, прилегающих к опасным объектам — в квартирах населения. Таким образом, постепенно осуществлялась переориентация системы гражданской обороны на деятельность преимущественно в условиях мирного времени, направленную на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и спасение населения в условиях техногенных и природных катастроф. Свою роль в дальнейшем совершенствовании системы гражданской обороны сыграло и землетрясение в г. Спитаке в Армянской ССР в 1988 г. Именно после этого землетрясения началось ускоренное создание подразделений спасателей. Так, 17 июля 1990 г. было принято решение об образовании Российского корпуса спасателей (РКС), а 27 декабря 1990 г. Российский корпус спасателей был создан. 17 апреля 1991 г. руководителем Российского корпуса спасателей был назначен Сергей Кужугетович Шойгу, до этого занимавший должность заместителя председателя Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству. Именно ему было суждено возглавить дальнейшее строительство системы гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возглавляя профильные ведомства на протяжении более чем двадцати лет. 18 ноября 1991 г. на базе Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете министров РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий при Президенте РСФСР. Было положено начало созданию современной российской системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций, вызванных военными, техногенными и природными причинами. После распада Советского Союза укрепление системы гражданской обороны продолжалось уже в рамках российского государства. 8 мая 1993 г. Президент РФ Борис Николаевич Ельцин подписал Указ «О гражданской обороне», в соответствии с которым общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации возлагалось на Председателя Правительства Российской Федерации, становившегося начальником Гражданской обороны страны. Первым заместителем премьер-министра – начальника Гражданской обороны РФ становился председатель Государственного комитета по делам чрезвычайных ситуаций (ГКЧС). По этой же схеме была организована система гражданской обороны и на региональном уровне, на предприятиях и в учреждениях.
1510 января 1994 г. Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Первым министром по делам чрезвычайных ситуаций был назначен генерал-майор Сергей Кужугетович Шойгу (генеральское звание С.К. Шойгу было присвоено в 1993 г.). За два десятилетия С.К. Шойгу удалось создать высокопрофессиональное и эффективно действующее ведомство — уникальное в своем роде. Постепенно МЧС РФ существенно расширило свои функции, поскольку с 1 января 2002 г. в состав Министерства по делам чрезвычайных ситуаций была включена Государственная противопожарная служба, прежде входившая в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации. Присоединение «пожарных» к «спасателям» позволило увеличить численность МЧС, прежде достигавшую лишь 70 тысяч сотрудников и военнослужащих, еще на 278 тысяч человек — именно столько людей служило к 2002 г. в подразделениях Государственной противопожарной службы. В подчинении МЧС РФ с момента его создания оказались и войска гражданской обороны, на которые теперь возлагались, в первую очередь, задачи по проведению аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных работ в военное и мирное время. На войска гражданской обороны МЧС были возложены следующие важные задачи: осуществление общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним; проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение процесса ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления; организация санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории; проведение пиротехнических работ; организация мероприятий по эвакуации населения и его первоочередному жизнеобеспечению; организация и участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла.
13В конце 1990-х — начале 2000-х гг. началось реформирование войск гражданской обороны, продолжавшееся параллельно с их развитием и совершенствованием и занявшее почти целое десятилетие. В 1999-2003 гг. осуществлялось преобразование отдельных бригад гражданской обороны, бывших прежде основной структурной единицей войск гражданской обороны, в спасательные центры МЧС Российской Федерации. Исходя из названия, аварийно-спасательные и эвакуационные работы становились основным профилем деятельности войск МЧС. В январе 2009 г. Президент РФ Владимир Владимирович Путин дал поручение реорганизовать войска гражданской обороны страны в спасательные воинские формирования постоянной готовности. В июле 2010 г. предложенный на рассмотрение парламентариев закон о реорганизации войск гражданской обороны в спасательные войска МЧС постоянной готовности был одобрен в Совете Федерации РФ. В соответствии с законом было предусмотрено создание девяти воинских спасательных формирований постоянной готовности, семь из которых должны были быть созданы при региональных центрах МЧС, а два размещены в Москве. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2011 г. №1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», войска гражданской обороны МЧС Российской Федерации были реорганизованы в спасательные воинские формирования МЧС РФ. В соответствии с законом, общее руководство спасательными воинскими формированиями МЧС РФ осуществляет Президент Российской Федерации как Верховный главнокомандующий, а непосредственное управление спасательными воинскими формированиями находится в руках Министра по чрезвычайным ситуациям. Указ о создании спасательных воинских формирований МЧС (СВФ МЧС) предусмотрел и основные цели подразделений СВФ МЧС в мирное и военное время, в условиях чрезвычайных ситуаций. Подчеркивается, что спасательные воинские формирования МЧС РФ «предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации, являются составной частью сил гражданской обороны».
14За два десятилетия существования МЧС РФ военнослужащим войск МЧС пришлось не только участвовать в ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, но и побывать в «горячих точках» — как на территории России, так и в других постсоветских республиках и даже странах «дальнего зарубежья» — Афганистане, Таджикистане, Приднестровье, Абхазии, Югославии, Чечне, Южной и Северной Осетии. Только на территории России за несколько лет спасательные воинские формирования МЧС РФ принимали участие в более чем 150 000 спасательных операций. В течение 10 лет войска гражданской обороны более 40 тысяч раз участвовали в ликвидации последствий различных аварий и катастроф техногенного, природного и военного характера, спасли более 70 тысяч российских и иностранных граждан. К сожалению, не обходится и без потерь, которые у «солдат мира» также бывают боевыми. Войска МЧС давно заслужили уважение и симпатию российских граждан — как настоящие защитники народа и государства. Хочется пожелать личному составу спасательных воинских формирований МЧС Российской Федерации с честью, и без потерь, нести свою нелегкую службу, за которую воинам МЧС гарантирован почет и уважение граждан России.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Гевиран таблетки 800 мг инструкция по применению взрослым
  • Реле времени abb at3 r инструкция
  • Хлортиазид инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Wacom intuos s bluetooth инструкция на русском
  • Таблетки винпоцетин показания к применению инструкция взрослым

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии