Особенности организации и функционирования Всероссийской службы медицины катастроф
Медицинскую помощь по срочности принятия мер принято разделять на плановую, неотложную и экстренную. В частности, для оказания экстренной медицинской помощи отдельным гражданам создана и функционирует система скорой медицинской помощи. Если же медицинская помощь в экстренном порядке нужна одновременно большому количеству людей в связи с чрезвычайной ситуацией, то для этих целей организована Всероссийская служба медицины катастроф. Далее мы рассмотрим правовые основы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф.
1. Место службы медицины катастроф в системе предупреждения чрезвычайных ситуаций
Согласно ч.2 ст.41 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Всероссийская служба медицины катастроф является функциональной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединяющей службы медицины катастроф федеральных органов исполнительной власти, силы и средства различных органов власти, местного самоуправления и организаций.
Таким образом, Всероссийская служба медицины катастроф, с одной стороны, функционально входит в более крупную систему — Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а с другой стороны сама представляет собой сложно организованную систему, объединяющую службы, силы и средства для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.
Согласно ст.4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержден постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794.
Согласно перечню, Минздравом России создается две функциональные подсистемы единой системы:
- Всероссийская служба медицины катастроф
- Резерв медицинских ресурсов.
2. Структура Всероссийской службы медицины катастроф
Положение о Всероссийской службе медицины катастроф утверждено постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 734.
Руководство Всероссийской службой медицины катастроф осуществляет Министр здравоохранения Российской Федерации. Организационно-методическое руководство деятельностью службы осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации (п.7 Положения).
Согласно п.5 Положения о ВСМК Всероссийская служба медицины катастроф функционально объединяет:
- службу медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- службу медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации;
- силы и средства МЧС России, МВД России, Роспотребнадзора, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.
На основании п.6 Положения о ВСМК задачи, порядок деятельности, структура, состав сил и средств службы медицины катастроф Минздрава России, службы медицины катастроф Минобороны России, а также состав сил и средств иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Отметим, что Положение о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации утверждено приказом Минздрава России от 27.10.2000 № 380. При этом, на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в декабре 2021 года опубликован проект приказа Минздрава России «Об утверждении Положения о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации». Как указано в паспорте проекта, он разработан в целях приведения Положения о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Подчеркнем, что на данный момент необходимо руководствоваться приказом Минздрава России от 27.10.2000 № 380, однако, необходимо также учитывать, что содержащиеся в нем положения были разработаны более двадцати лет назад и на данный момент не в полной мере соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Федеральный уровень
- Координационный орган — Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- Постоянно действующий орган управления – Департамент организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- Орган повседневного управления — федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И.Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- Силы и средства Минздрава России, ФМБА, Минобороны России, МЧС России, МВД России, Роспотребнадзора, иных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.
В 2020 году постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 1671 реализация функций органа повседневного управления Всероссийской службы медицины катастроф на федеральном уровне и головного учреждения Службы медицины катастроф Минздрава России была возложена на федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минздрава России от 20 октября 2020 г. № 1133 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения „Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова“ Министерства здравоохранения Российской Федерации» создано обособленное структурное подразделение (филиал) — Федеральный центр медицины катастроф (ФЦМК ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России).
Федеральный центр медицины катастроф на базе Пироговского Центра обеспечивает координацию взаимодействия органов управления, а также использования сил и средств Службы, разработку научно-методических принципов деятельности Службы, подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы, разработку предложений по подготовке населения к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
Межрегиональный уровень (в пределах территории федерального округа):
- Органы повседневного управления — межрегиональные центры медицины катастроф, функции которых осуществляют территориальные центры медицины катастроф в гг. Екатеринбурге, Нальчике, Нижний Новгород, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Хабаровске, а также в Москве — Национальным медико-хирургическим Центром имени Н.И.Пирогова;
- Силы и средства федеральных органов исполнительной власти и организаций, расположенные на территориях соответствующих федеральных округов.
Региональный уровень (в пределах территории субъекта Российской Федерации):
- Координационные органы — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- Постоянно действующие органы управления — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
- Органы повседневного управления — территориальные центры медицины катастроф;
- Силы и средства органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также расположенные на их территориях силы и средства федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Муниципальный уровень (в пределах территории муниципального образования):
- Координационные органы — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;
- Постоянно действующие органы управления — органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере охраны здоровья граждан;
- Органы повседневного управления — дежурно-диспетчерские службы органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере охраны здоровья граждан;
- Силы и средства соответствующих органов местного самоуправления, а также расположенные на территориях соответствующих муниципальных образований силы и средства федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объектовый уровень:
- Координационный орган — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации;
- Постоянно действующий орган управления — структурное подразделение организации, в том числе должностные лица организации, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф;
- Орган повседневного управления — дежурно-диспетчерская служба организации;
- Силы и средства организации, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
На основании п.9 Положения о ВСМК на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях на базе медицинских, судебно-экспертных, образовательных и научных организаций, а также организаций здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из числа работников этих организаций создаются нештатные формирования (госпитали, отряды, бригады, группы), которые при возникновении чрезвычайных ситуаций поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня. Обеспечение готовности этих формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях возлагается на руководителей соответствующих организаций.
Таким образом, Всероссийская служба медицины катастроф представлена на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Структура Всероссийской службы медицины катастроф строится по принципам, общим для единой системы предупреждения ЧС, и включает координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства.
3. Задачи и полномочия Всероссийской службы медицины катастроф
В соответствии с ч.3 ст.41 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Всероссийская служба медицины катастроф осуществляет решение задач по быстрому реагированию, мобилизации материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме, ликвидации эпидемических очагов, а также по созданию резерва материальных запасов и обучению оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях.
Задачи Всероссийской службы медицины катастроф (п.3 Положения о ВСМК):
- быстрое реагирование, мобилизация материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме;
- ликвидация эпидемических очагов;
- создание резерва материальных запасов;
- обучение оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях.
Полномочия Всероссийской службы медицины катастроф (п.4 Положения о ВСМК):
- организация ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе организация и оказание медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию;
- сбор, обработка и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;
- обеспечение реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, при чрезвычайных ситуациях;
- организация системы дистанционных консилиумов врачей с использованием телемедицинских технологий, в том числе для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
- организация взаимодействия с экстренными оперативными службами по привлечению сил и средств Службы для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
- организация обеспечения связи и информационного взаимодействия органов управления и сил Службы в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях.
Задачи службы медицины катастроф Минздрава России конкретизированы в приказе Минздрава России от 27.10.2000 № 380:
- разработка научно-методических принципов деятельности службы;
- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;
- координация и руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению (санитарной авиации);
- участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и других учреждений Минздрава России к работе в чрезвычайных ситуациях;
- выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий;
- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий;
- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению;
- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи, лечения пораженных при чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование организационной структуры Службы и системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системы экстренной и консультативной медицинской помощи населению;
- создание при участии заинтересованных министерств и ведомств системы управления ВСМК, поддержание ее в постоянной готовности и совершенствование;
- разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
- координация и осуществление подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов службы медицины катастроф;
- разработка, внедрение методических основ медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание и рациональное использование резервов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для службы, организация его хранения и обновления (освежения), оснащение им формирований и учреждений службы, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности Службы;
- международное сотрудничество в области медицины катастроф.
Стоит отметить, что в проекте нового Положения о службе медицины катастроф Минздрава России задачи службы изложены несколько иначе. В частности, появятся новые задачи, к которым относится:
- мониторинг и оценка готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- обучение оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях;
- информационно-телекоммуникационное обеспечение функционирования ВСМК и Службы, участие в создании и развитии информационной среды ВСМК и Службы, обеспечение Службы современными средствами связи и оповещения, аппаратно-программными комплексами;
- организация функционирования и развитие системы дистанционного взаимодействия с целью оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (обеспечение проведения экстренных, неотложных и плановых телемедицинских консультаций), мониторинга состояния пострадавших, в том числе для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
- координация и обеспечение постоянной готовности и эффективной работы Службы в различных режимах функционирования;
- участие в обеспечении санитарно-эпидемического благополучия при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, предупреждении возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;
- участие в организации и оказании всех видов медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях своевременно и в полном объеме;
- участие в сохранении здоровья личного состава ВСМК и Службы в период ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мониторинга состояния здоровья пострадавших при чрезвычайных ситуациях, оценка качества медицинской помощи в догоспитальном и госпитальном периодах и медицинской эвакуации;
- обеспечение создания, хранения, использования и восполнения резервов медицинских ресурсов Минздрава России соответствующего уровня для выполнения мероприятий, проводимых ВСМК и Службой, по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, с учетом рисков их возникновения, в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме.
Помимо новых задач, планируется исключение части уже существующих, например:
- выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий
- участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, мы видим, что при совершенствовании правового регулирования в части определения задач Всероссийской службы медицины катастроф законодатель:
- Конкретизирует задачи на уровне подсистем, входящих в единую систему, поэтому задачи ведомственной службы медицины катастроф определены более детально по отношению к задачам всероссийской системы;
- Реагирует на актуальные тенденции в сфере развития технологий – применение телемедицинских и иных информационных технологий, повышенное внимание к рискам массовых инфекционных заболеваний, внедрение систем постоянного мониторинга взамен периодического контроля.
4. Режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф
В соответствии с ч.6 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно ч.6 ст.4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:
а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Согласно п.4.2 Положения о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденного приказом Минздрава России от 27.10.2000 № 380, в зависимости от режима деятельности Служба выполняет следующие основные мероприятия:
В режиме повседневной деятельности:
- текущее планирование и организация работы в повседневной деятельности;
- участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах, в зонах (районах) возможных ЧС в плане предупреждения или уменьшения их медико-санитарных последствий;
- создание формирований Службы, обеспечение их постоянной готовности к работе в ЧС;
- планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, участие в повышении уровня защиты населения и в его обучении правилам оказания первой медицинской помощи;
- планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;
- организация и обеспечение экстренной и консультативной медицинской помощи населению;
- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий с целью поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений Службы, совершенствование подготовки ее личного состава;
- проверка готовности службы медицины катастроф нижестоящих уровней;
- поддержание взаимодействия между входящими в службу медицины катастроф данного уровня органами управления, формированиями и учреждениями;
- создание, накопление, освежение, контроль за хранением и правильным использованием резервов медицинского имущества;
- разработка и реализация комплекса мероприятий по своевременному материально-техническому обеспечению Службы;
- создание, поддержание, контроль за использованием финансовых и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы Службы;
- участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований РСЧС;
- обобщение опыта работы Службы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
В режиме повышенной готовности:
- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима повышенной готовности;
- усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости на круглосуточную работу (частично или полностью) персонала центров медицины катастроф, создание оперативных групп, их обеспечение транспортными средствами и связью;
- анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и разработка предложений по организации работы Службы;
- уточнение плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайной ситуации;
- организация выполнения органами управления, формированиями и учреждениями Службы соответствующих мероприятий режима повышенной готовности, плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, проверка их выполнения и оказание помощи;
- создание и направление при необходимости оперативных групп центра медицины катастрофы (органа управления здравоохранением) в органы управления РСЧС и на место возможной чрезвычайной ситуации;
- участие в проведении мероприятий по защите населения и его подготовке к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- проверка готовности к использованию финансовых, материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение;
- организация внеочередного заседания межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф;
- уточнение планов взаимодействия с органами управления, учреждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации;
- усиление наблюдения за санитарно-эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения эпидемий.
В режиме чрезвычайной ситуации:
- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима чрезвычайной ситуации;
- активный сбор информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее оценка и разработка предложений по организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайной ситуации;
- введение в действие по указанию председателя межведомственной координационной комиссии медицины катастроф плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях;
- выдвижение в зону чрезвычайной ситуации оперативных групп центра медицины катастроф (органов управления здравоохранением), формирований и учреждений Службы;
- создание системы связи Службы, ее координация с системой связи РСЧС;
- участие (совместно с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС) в оказании пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации из зоны (очага) чрезвычайной ситуации;
- организация и осуществление лечебно-эвакуационного обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайной ситуации;
- организация медико-санитарного обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации;
- организация медико-санитарного обеспечения населения, эвакуируемого из зоны (района) чрезвычайной ситуации;
- организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами МВД России);
- организация и осуществление санитарно-эпидемиологического обеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации;
- организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения, персонала аварийных объектов и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечением его специальной одеждой, средствами защиты и правильным их использованием;
- обеспечение непрерывного и оперативного управления формированиями и учреждениями Службы, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, их финансового, материально-технического обеспечения и снабжения медицинским имуществом;
- ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.
Проведение мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (п.13 Положения о ВСМК).
Основным документом, регулирующим деятельность Службы медицины катастроф Минздрава РФ, является План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается территориальными центрами медицины катастроф или организациями, на которые возложены функции ТЦМК, согласовывается с членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации и утверждается ее председателем.
План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплект документов, обеспечивающих четкий и своевременный перевод службы в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, эффективную организацию медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
На основании плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, применительно к конкретному мероприятию с массовым участием людей, проводимому на территории определенного субъекта Российской Федерации, при необходимости разрабатывается план лечебно-эвакуационных мероприятий на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
Таким образом, порядок организации деятельности Всероссийской службы медицины катастроф и основные проводимые ею мероприятия зависят от введенного режима функционирования. Законодательством установлено три основных режима функционирования: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации. В режиме повседневной деятельности упор делается на планирование, обучение, мониторинг и проверки готовности к действиям в других режимах. В режиме повышенной готовности осуществляется усиление дежурств, мероприятия по оповещению, уточнение планов, проверка готовности и создание оперативных групп. В режиме ЧС вводится в действие план медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, оказание медицинской помощи пострадавшим и личному составу, медицинская эвакуация, мероприятия по медицинскому снабжению. Работа Всероссийской службы медицины катастроф при любом режиме функционирования осуществляется в соответствии с планами, в том числе, в соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и планом лечебно-эвакуационных мероприятий на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
Руководителем
ВСМК на федеральном уровне является
Министр здравоохранения РФ, а
непосредственное руководство возложено
на первого заместителя Министра
здравоохранения. На региональном,
территориальном и местном уровнях СМК
возглавляют руководители Департамента
Здравоохранения* соответствующего
уровня.
Принципы
организации ВСМК:
-
Государственный
и приоритетный характер -
Территориально-производственный
принцип -
Централизация
и децентрализация управления -
Централизация
управления в период ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС -
Децентрализация
управления -
Плановый
характер -
Принцип
универсализма -
Принцип
основного функционального предназначения
сил и средств ВСМК
Лечебно-эвакуационное
обеспечение организуется на основе
системы этапного лечения пораженных с
их эвакуацией по назначению
Оказание
медицинской помощи пораженным и больным,
их эвакуация и лечение в ЧС, сопровождающихся
небольшими санитарными потерями, могут
быть организованы так же, как и в обычных
условиях
Принцип
материальной заинтересованности и
ответственности
Мобильность,
оперативность и постоянная готовность
Юридическая
и социальная защищенность медицинских
и других специалистов службы
Всеобщая
подготовка населения, в том числе лиц
с профессиями повышенного риска, к
действиям, оказанию первой медицинской
помощи пораженным, правилам адекватного
поведения в различных ЧС
5. Элементы организационной структуры всмк. На каких уровнях создана всмк, органы управления службы на федеральном уровне.
Организационная
структура службы медицины катастроф
включает следующие элементы: руководящие
органы (руководство), органы управления,
силы и средства.
Всероссийская
служба медицины катастроф (ВСМК)
организована на 5 уровнях: федеральном,
региональном, территориальном, местном
и объектовом.
Федеральный
уровень (в масштабе РФ) представлен:
Всероссийским центром медицины катастроф
«Защита» (ВЦМК), с входящими в него штабом
ВСМК, филиалами ВЦМК «Защита» (в семи
федеральных округах и в особых случаях
временно могут создаваться в отдельных
субъектах РФ), клиникой медицины катастроф
с полевым многопрофильным госпиталем
(ПМГ), Институтом проблем медицины
катастроф, центром медицинской экспертизы
и реабилитации, научно-исследовательским
отделом медико-технических проблем
экстремальной медицины, отделом
медицинской помощи при радиационных
авариях, отделом медицинского снабжения
(склад резерва для чрезвычайных ситуаций);
специализированные формирования и
учреждения Госсанэпидслужбы и Федерального
управления «Медбиоэкстрем»; Всеармейский
центр экстренной медицинской помощи и
медицинские формирования и учреждения
центрального подчинения Минобороны
России; учреждения центрального
подчинения МВД России, др. министерств
и ведомств, предназначенных для участия
в ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций.
6. Всероссийская служба медицины катастроф (определение). Основные медицинские формирования службы на федеральном и территориальном уровнях.
Всероссийская
служба медицины катастроф (ВСМК) —
организационно-функциональное
подразделение Единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Российской
Федерации, объединяющее органы управления,
учреждения и формирования здравоохранения
федеральных органов исполнительной
власти (МВД России и др.), органов
исполнительной власти субъектов РФ и
муниципальных органов, предназначенных
для медицинского обеспечения населения
при чрезвычайных ситуациях.
Федеральный
уровень ВСМК
(в масштабе Российской Федерации)
включает:
-
Всероссийский
центр медицины катастроф «Защита»
Минздрава России (ВЦМК «Защита») с
входящими в него штатными формированиями
и учреждениями, -
Департамент
по санитарно-эпидемиологическому
надзору Минздрава России, -
Федеральный
центр государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
со специализированными формированиями
и учреждениями Госсанэпидслужбы и
Федеральное управление «Медбиоэкстрем», -
Всеармейский
центр медицины катастроф и медицинские
формирования и учреждения центрального
подчинения МО РФ; -
учреждения
и формирования центрального подчинения
МВД, МПС РФ, других министерств и
ведомств, предназначенные для участия
в ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС. -
нештатные
формирования, клинические базы Минздрава
России, других министерств и ведомств,
предназначенные для ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС,
оказания экстренной и консультативной,
скорой и неотложной медицинской помощи
населению.
Территориальный
уровень ВСМК
(в масштабе субъектов Российской
Федерации: республик, краев, областей,
национальных округов, гг. Москвы и
Санкт-Петербурга) представлен:
-
территориальными
центрами медицины катастроф с их
штатными формированиями; -
центрами
Госсанэпиднадзора территориального
уровня с входящими в них формированиями; -
нештатными
формированиями ВСМК; -
формированиями
Минобороны, МВД и МПС России, других
ведомств, предназначенных для участия
в ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС; -
клиническими
базами, предназначенными для ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС и
оказания экстренной и консультативной
медицинской помощи населению.
Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) – это функциональная подсистема РСЧС, объединяющая органы управления, учреждения и формирования здравоохранения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных органов, предназначенных для медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, террористических актах и военных конфликтах. Организационно-методическое руководство и координацию деятельности ВСМК осуществляет Минздравсоцразвития России через штаб Всероссийской службы медицины катастроф, а также через межведомственные координационные и совещательные органы в установленном порядке. Руководителем ВСМК является Министр здравоохранения и социального развития РФ.
Побудительным мотивом к созданию службы явилось то, что в конце 90-х XX столетия на территории страны произошло несколько крупных чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся многочисленными человеческими жертвами, что обусловило к началу 90-х гг. прошлого столетия необходимость развития в стране нового научного направления в отечественной медицине – медицины катастроф – и создания новой отрасли здравоохранения – службы медицины катастроф.
Постановлением Совета Министров СССР от 7 апреля 1990 года № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях» было положено начало создания службы экстренной медицинской помощи (ЭМП). Постановлением определялось:
- Минздраву СССР организовать в 1990 шесть центров экстренной медицинской помощи (два – в Москве и в городах Новосибирске, Ташкенте, Хабаровске, Киеве), возложив на них подготовку службы к действиям в чрезвычайных ситуациях, планирование, организацию и проведение научных и опытно-конструкторских работ с учетом местных условий;
- создать при центрах резерв медицинской техники, медикаментов, транспорта, средств связи и др. ресурсов;
- Минобороны СССР сформировать в 1990 четыре многофункциональных отряда специального назначения;
- организовать в союзных и автономных республиках, областях и краевых центрах республиканские и областные (краевые) центры экстренной медицинской помощи;
- осуществить в течение 1990–1991 годов на местных базах обязательную подготовку всех врачей клинических специальностей по диагностике и оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях.
В развитие этого постановления приказом Минздрава СССР от 14.05.1990 № 193 были определены организационные принципы создания службы экстренной медицинской помощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения, материальная и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе в чрезвычайных ситуациях и необходимую мобильность ее сил и средств к выдвижению в район чрезвычайных ситуаций. В структуре службы предлагалось иметь центры экстренной медицинской помощи, специализированные медицинские бригады постоянной готовности, станции (отделения) скорой медицинской помощи и станции (отделения) экстренной и плановоконсультативной медицинской помощи (санитарной авиации). Министром здравоохранения СССР 8 февраля 1991 года было утверждено «Положение о службе экстренной медицинской помощи населению страны в чрезвычайных ситуациях». В Положении указывалось, что служба экстренной медицинской помощи создается по территориальному принципу. Главной задачей службы является оказание экстренной высококвалифицированной медицинской помощи населению в районах чрезвычайных ситуаций.
Организационная структура и регламент функционирования вновь созданной службы не были оптимальны, что заставило искать пути ее совершенствования и обусловили необходимость принятия Минздравом России решения о создании иной структуры. В связи с этим служба экстренной медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 года № 420 «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» была преобразована во ВСМК. Этим же постановлением был определен комплекс мероприятий по реализации положений данного программного документа, в т.ч. и по созданию на базе Специализированного научно-практического центра экстренной медицинской помощи «Защита» Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита»),
Дальнейшее развитие система спасения жизни, сохранения здоровья и защиты населения в чрезвычайных ситуациях получила после выхода в свет постановления Правительства РФ от 28 февраля 1996 года № 195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф», которым было утверждено «Положение о Всероссийской службе медицины катастроф» и «Положение о межведомственных координационных комиссиях Всероссийской службы медицины катастроф».
ВСМК создана на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (см. табл.).
Всероссийская служба медицины катастроф
Федеральный уровень: | Минздравсоцразвития России, Росздрав, ВЦМК «Защита» – штаб ВСМК ВЦМК и МОСН Минобороны России; Учреждения и формирования Минздравсоцразвития, Росздрава, Роспотребнадзора, МВД России, Минтранса России и других министерств и ведомств; Клинические и научные базы. |
Межрегиональный уровень: | РЦМК – филиалы ВЦМК «Защита» – 7:1. Северо-Западный;
2. Центральный; 3. Южный; 4. Приволжский; 5. Уральский; 6. Сибирский; 7. Дальневосточный. |
Региональный уровень: | ЛПУ и санитарная авиация субъектов РФ МОСН военных округов, формирования регионального подчинения МВД России, Минтранса России и др. ведомств ТЦМК-82. |
Муниципальный уровень: | Органы управления здравоохранением местной администрации, центры СМК, станции СМП, лечебные учреждения и формирования, в т.ч. ведомственные. |
Объектовый уровень: | Руководители здравоохранения объекта, медицинские силы и средства организации или объекта (поликлиника, медсанчасть, медпункт и т.п.). |
На федеральном уровне в здравоохранении страны головным учреждением по проблемам медицины катастроф является ВЦМК «Защита» (см. Всероссийский центр медицины катастроф «Защита»).
К учреждениям здравоохранения ВСМК относятся учреждения здравоохранения, имеющие задание на выделение профильных и развертывание дополнительных больничных коек, и создающие медицинские формирования. К штатным и нештатным формированиям ВСМК относятся: полевые госпитали, мобильные медицинские отряды, специализированной медицинской помощи; экстренного реагирования, врачебно-сестринские бригады, бригады доврачебной помощи; санитарно-эпидемиологические отряды, санитарно-эпидемиологические бригады, специализированные противоэпидемические бригады, группы эпидемиологической разведки. Профиль, количество и сроки готовности медицинских учреждений, штатных и нештатных формирований, а также учреждения-формирователи, на базе которых они создаются, определяются органами исполнительной власти соответствующего уровня, исходя из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях, террористических актах и военных действиях. Функционирование ВСМК осуществляется в трех режимах — повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальные органы.
Органы управления ВСМК создаются в мирное время по решению соответствующих органов исполнительной власти. Они образуют единую систему, находящуюся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, обеспечивающую надлежащее решение вопросов предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий, террористических актов и военных действий. Финансирование ВСМК катастроф осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и организацией с учетом федеральных, региональных целевых программ.
Опыт работы ВСМК по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций убедительно доказал необходимость такой службы в системе здравоохранения страны, ее эффективность в деле спасения жизни и сохранения здоровья пострадавшим при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, террористических актах и в вооруженных конфликтах. Ее функционирование и практическая деятельность на протяжении многих лет позволяют утверждать, что служба медицины катастроф является общепризнанной на всех уровнях. Она стала надежным элементом системы безопасности страны.
Источники: Всероссийская служба медицины катастроф: создание, задачи, организация и режимы функционирования. Гончаров С.Ф. и др. —М., 2000; Всероссийская служба медицины катастроф – подсистема единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отрасль здравоохранения России. Безопасность России: Правовые, социально-экономические, научно-технические аспекты: Медицина катастроф и реабилитация. Гончаров С.Ф., Лобанов Г.П. —М., 1999. Гл. 1 С.
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
1. Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинская эвакуация, осуществляются Всероссийской службой медицины катастроф в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2. Всероссийская служба медицины катастроф является функциональной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединяющей службы медицины катастроф федеральных органов исполнительной власти, силы и средства различных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.
3. Всероссийская служба медицины катастроф осуществляет решение задач по быстрому реагированию, мобилизации материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме, ликвидации эпидемических очагов, а также по созданию резерва материальных запасов и обучению оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях.
4. Руководство Всероссийской службой медицины катастроф осуществляет руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
5. Положение о Всероссийской службе медицины катастроф утверждается Правительством Российской Федерации.
6. Руководитель Всероссийской службы медицины катастроф вправе принимать решение о медицинской эвакуации при чрезвычайных ситуациях.