Кто осуществляет руководство в сфере образования

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 114-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

(часть 6 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

В настоящее время руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне власти осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) и подчиненная ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Эта система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 году. С 2004 по 2010 год существовало также подчиненное Минобрнауки Федеральное агентство по образованию (Рособразование), упраздненное с передачей функций в непосредственное ведение министерства.

С момента образования Российской Федерации до 1996 года руководство образованием осуществляли: в области начального и среднего образования — Министерство образования РФ (1991—1996); в области высшего и послевузовского образования — Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ (1991—1993) и Государственный комитет по высшему образованию РФ (1993—1996). После 1996 и до 2004 года функции управления образованием были сосредоточены в Министерстве общего и профессионального образования РФ (1996—1999), позже преобразованном в Министерство образования РФ (1999—2004).

Содержание

  • 1 1991—1996 годы
    • 1.1 Министерство образования Российской Федерации (1991—1996)
    • 1.2 Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (1991—1993)
    • 1.3 Государственный комитет по высшему образованию Российской Федерации (1993—1996)
  • 2 1996—2004 годы
    • 2.1 Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (1996—1999)
    • 2.2 Министерство образования Российской Федерации (1999—2004)
  • 3 После 2004 года
    • 3.1 Министерство образования и науки Российской Федерации (2004 — н/в)
      • 3.1.1 Федеральное агентство по образованию
      • 3.1.2 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  • 4 Сноски

1991—1996 годы[править | править вики-текст]

Министерство образования Российской Федерации (1991—1996)[править | править вики-текст]

  • 14 июля 1990 года образовано как Министерство образования Российской Советской Федеративной Социалистической Республики [1].
  • 10 ноября 1991 года — преобразовано, включив в себя кроме Министерства образования РСФСР также Государственный комитет РСФСР по молодежной политике и Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы (в части высшей школы) [2].
  • 28 ноября 1991 года вопросы высшей школы переданы в Министерство науки, высшей школы и технической политики РСФСР [3].
  • 25 декабря 1991 года переименовано в Министерство образования Российской Федерации в связи с изменением наименования государства [4].
  • 14 августа 1996 года упразднено с передачей его функций в Министерство общего и профессионального образования РФ [5].

Основным содержанием работы министерства в этот период было проведение школьной реформы, направленной на деидеологизацию, демократизацию и обновление отечественного образования. В 1992 году на основании разработанного в министерстве проекта был принят закон «Об образовании», ключевой в данной области. Начат процесс создания частных учебных заведений. Академия педагогических наук СССР преобразована в Российскую академию образования.

Министры образования РФ:

  1. Днепров, Эдуард Дмитриевич (19 июля 1990 — 4 декабря 1992).
  2. Ткаченко, Евгений Викторович (23 декабря 1992 — 14 августа 1996).

Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (1991—1993)[править | править вики-текст]

  • 11 ноября 1991 года образовано как Министерство науки и технической политики РСФСР на базе Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы (в части науки) и Государственного комитета СССР по науке и технологиям [6] (в дальнейшем в состав министерства был включен еще ряд бывших ведомств СССР).
  • 28 ноября 1991 года в связи с передачей вопросов высшей школы из Министерства образования РСФСР преобразовано в Министерство науки, высшей школы и технической политики РСФСР  [3].
  • 25 декабря 1991 года переименовано в Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации в связи с изменением наименования государства [4]
  • 25 февраля 1993 года преобразовано в Министерство науки и технической политики РФ, утратив функции управления высшим и послевузовским образованием, перешедшие ко вновь образованному Госкомвузу РФ [7].

Министр науки, высшей школы и технической политики РФ:

  1. Салтыков, Борис Георгиевич (11 ноября 1991 — 14 августа 1996)

Государственный комитет по высшему образованию Российской Федерации (1993—1996)[править | править вики-текст]

  • 25 февраля 1993 года образован путем выделения из состава Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ [7].
  • 14 августа 1996 года упразднен с передачей его функций в Министерство общего и профессионального образования РФ [5].

Председатель Госкомвуза РФ:

  1. Кинелёв, Владимир Георгиевич (21 апреля 1993 — 14 августа 1996).

1996—2004 годы[править | править вики-текст]

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (1996—1999)[править | править вики-текст]

  • 14 августа 1996 года образовано путем объединения Министерства образования РФ и Госкомвуза РФ [5].
  • 30 апреля 1998 года министерству переданы функции упраздненного Государственного высшего аттестационного комитета РФ [8].
  • 25 мая 1999 года преобразовано в Министерство образования РФ [9].

Министры общего и профессионального образования РФ:

  1. Кинелёв, Владимир Георгиевич (14 августа 1996 — 28 февраля 1998).
  2. Тихонов, Александр Николаевич (28 февраля 1998 — 30 сентября 1998).
  3. Филиппов, Владимир Михайлович (30 сентября 1998 — 25 мая 1999).

Министерство образования Российской Федерации (1999—2004)[править | править вики-текст]

  • 25 мая 1999 года образовано на базе Министерства общего и профессионального образования РФ [9].
  • 17 мая 2000 года министерству переданы функции упраздненного Государственного комитета РФ по молодежной политике [10].
  • 9 марта 2004 года упразднено с передачей функций вновь образованному Министерству образования и науки РФ [11].

Министр образования РФ:

  1. Филиппов, Владимир Михайлович (25 мая 1999 — 9 марта 2004).

После 2004 года[править | править вики-текст]

Министерство образования и науки Российской Федерации (2004 — н/в)[править | править вики-текст]

  • 9 марта 2004 года образовано вместо упраздненных Министерства образования РФ и Министерства промышленности, науки и технологий РФ со включением в его состав преобразованного Российского агентства по патентам и товарным знакам [11].

Минобрнауки РФ унаследовало все функции Минобразования РФ, частично (в области науки) — Минпромнауки РФ и включило в свой состав реорганизованный Роспатент, сосредоточив, таким образом, в своих руках функции по правоприменению, управлению и контролю в сферах образования, науки и интеллектуальной собственности. В подчинении министерства с 2004 года находились два федеральных агентства: Федеральное агентство по образованию (Рособразование) (упразденено в 2010 году) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) (упразденно в 2010 году), и две федеральных службы: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) (выведена из подчинения министерству в 2011 году) и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Из них непосредственно проблемами образования занимались Рособразование и Рособрназдор. В настоящее время в структуре Минобрнауки осталась только одна федеральная служба — Рособрандзор.

Министр образования и науки РФ:

  1. Фурсенко, Андрей Александрович (9 марта 2004 — 21 мая 2012);
  2. Ливанов, Дмитрий Викторович (21 мая 2012 — н/в).

Федеральное агентство по образованию[править | править вики-текст]

  • Образовано 9 марта 2004 года как подведомственное Минобранауки РФ [11].
  • Упразднено 10 марта 2010 года с передачей функций Министерству образования и науки РФ [12].

Осуществляло управление деятельностью образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования; повышением квалификации и переподготовкой научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

Руководители Рособразования:

  1. Балыхин, Григорий Артемович (13 марта 2004 — 4 октября 2007)
  2. Булаев, Николай Иванович (4 октября 2007 — 10 марта 2010).

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки[править | править вики-текст]

  • Образована 9 марта 2004 года как подведомственная Минобранауки РФ [11].

Осуществляет функции по контролю и надзору в области образования и науки, в частности лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений; аттестацию научных и педагогических работников вузов; аттестацию выпускников образовательных учреждений; подтверждение и нострификацию документов об образовании.

Руководители Рособрнадзора:

  1. Болотов, Виктор Александрович (13 марта 2004 — 28 марта 2008).
  2. Глебова, Любовь Николаевна (28 марта 2008 — 1 ноября 2012).
  3. Муравьёв, Иван Александрович (с 3 ноября 2012).

Сноски[править | править вики-текст]

  1. Закон РСФСР от 14 июля 1990 года № 101-1 «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1990. № 7. Ст. 100.
  2. Указ Президента РСФСР от 10 ноября 1991 № 186 «О Министерстве образования РСФСР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1991. № 46 (14 ноября). Ст. 1573.
  3. 1 2 Указ Президента РСФСР от 28 ноября 1991 № 242 «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1991. № 48 (28 ноября). Ст. 1696.
  4. 1 2 Закон РСФСР от 25 декабря 1991 № 2094-1 «Об изменении названия государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1992. № 2 (9 января). Ст. 62.
  5. 1 2 3 Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1996. № 155 (15 августа).
  6. Указ Президента РСФСР от 11 ноября 1991 № 186 «О Министерстве науки и технической политики РСФСР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1991. № 46 (14 ноября). Ст. 1579.
  7. 1 2 Закон РФ № 4547-1 «О реорганизации федеральных органов управления высшим образованием» // Российская газета. 1993. № 45 (6 марта).
  8. Указ Президента РФ от 30 апреля 1998 г. № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1998. № 87 (7 мая).
  9. 1 2 Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1999. № 102 (29 мая).
  10. Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2000. № 97 (20 мая).
  11. 1 2 3 4 Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. № 50 (12 марта).
  12. Указ Президента РФ от 4 марта 2010 г. № 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 5127 (10 марта). [1]

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

Региональные органы

В систему исполнительных органов субъектов Российской Федерации могут входить министерства, департаменты, управления, комитеты или иные органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования в субъектах Российской Федерации. К их полномочиям относится выработка и реализация государственной политики в сфере образования на региональном уровне, государственный контроль организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории региона, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Последнее обновление: 27 июля 2023, 09:27

ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел «Поиск по всем документам».

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Руководство сообщества стим
  • Как разводить заменитель молока для телят инструкция по применению
  • Номенклатурная группа груза тарифное руководство
  • Градусник omron инструкция mc 246 ru
  • Скачать руководство по ремонту грузовых автомобилей volvo

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии