Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.
2. Управление системой образования включает в себя:
1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) проведение мониторинга в системе образования;
5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
6) государственную регламентацию образовательной деятельности;
7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
(часть 6 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 147-ФЗ)
В настоящее время руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне власти осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) и подчиненная ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Эта система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 году. С 2004 по 2010 год существовало также подчиненное Минобрнауки Федеральное агентство по образованию (Рособразование), упраздненное с передачей функций в непосредственное ведение министерства.
С момента образования Российской Федерации до 1996 года руководство образованием осуществляли: в области начального и среднего образования — Министерство образования РФ (1991—1996); в области высшего и послевузовского образования — Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ (1991—1993) и Государственный комитет по высшему образованию РФ (1993—1996). После 1996 и до 2004 года функции управления образованием были сосредоточены в Министерстве общего и профессионального образования РФ (1996—1999), позже преобразованном в Министерство образования РФ (1999—2004).
Содержание
- 1 1991—1996 годы
- 1.1 Министерство образования Российской Федерации (1991—1996)
- 1.2 Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (1991—1993)
- 1.3 Государственный комитет по высшему образованию Российской Федерации (1993—1996)
- 2 1996—2004 годы
- 2.1 Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (1996—1999)
- 2.2 Министерство образования Российской Федерации (1999—2004)
- 3 После 2004 года
- 3.1 Министерство образования и науки Российской Федерации (2004 — н/в)
- 3.1.1 Федеральное агентство по образованию
- 3.1.2 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- 3.1 Министерство образования и науки Российской Федерации (2004 — н/в)
- 4 Сноски
1991—1996 годы[править | править вики-текст]
Министерство образования Российской Федерации (1991—1996)[править | править вики-текст]
- 14 июля 1990 года образовано как Министерство образования Российской Советской Федеративной Социалистической Республики [1].
- 10 ноября 1991 года — преобразовано, включив в себя кроме Министерства образования РСФСР также Государственный комитет РСФСР по молодежной политике и Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы (в части высшей школы) [2].
- 28 ноября 1991 года вопросы высшей школы переданы в Министерство науки, высшей школы и технической политики РСФСР [3].
- 25 декабря 1991 года переименовано в Министерство образования Российской Федерации в связи с изменением наименования государства [4].
- 14 августа 1996 года упразднено с передачей его функций в Министерство общего и профессионального образования РФ [5].
Основным содержанием работы министерства в этот период было проведение школьной реформы, направленной на деидеологизацию, демократизацию и обновление отечественного образования. В 1992 году на основании разработанного в министерстве проекта был принят закон «Об образовании», ключевой в данной области. Начат процесс создания частных учебных заведений. Академия педагогических наук СССР преобразована в Российскую академию образования.
Министры образования РФ:
- Днепров, Эдуард Дмитриевич (19 июля 1990 — 4 декабря 1992).
- Ткаченко, Евгений Викторович (23 декабря 1992 — 14 августа 1996).
Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (1991—1993)[править | править вики-текст]
- 11 ноября 1991 года образовано как Министерство науки и технической политики РСФСР на базе Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы (в части науки) и Государственного комитета СССР по науке и технологиям [6] (в дальнейшем в состав министерства был включен еще ряд бывших ведомств СССР).
- 28 ноября 1991 года в связи с передачей вопросов высшей школы из Министерства образования РСФСР преобразовано в Министерство науки, высшей школы и технической политики РСФСР [3].
- 25 декабря 1991 года переименовано в Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации в связи с изменением наименования государства [4]
- 25 февраля 1993 года преобразовано в Министерство науки и технической политики РФ, утратив функции управления высшим и послевузовским образованием, перешедшие ко вновь образованному Госкомвузу РФ [7].
Министр науки, высшей школы и технической политики РФ:
- Салтыков, Борис Георгиевич (11 ноября 1991 — 14 августа 1996)
Государственный комитет по высшему образованию Российской Федерации (1993—1996)[править | править вики-текст]
- 25 февраля 1993 года образован путем выделения из состава Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ [7].
- 14 августа 1996 года упразднен с передачей его функций в Министерство общего и профессионального образования РФ [5].
Председатель Госкомвуза РФ:
- Кинелёв, Владимир Георгиевич (21 апреля 1993 — 14 августа 1996).
1996—2004 годы[править | править вики-текст]
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (1996—1999)[править | править вики-текст]
- 14 августа 1996 года образовано путем объединения Министерства образования РФ и Госкомвуза РФ [5].
- 30 апреля 1998 года министерству переданы функции упраздненного Государственного высшего аттестационного комитета РФ [8].
- 25 мая 1999 года преобразовано в Министерство образования РФ [9].
Министры общего и профессионального образования РФ:
- Кинелёв, Владимир Георгиевич (14 августа 1996 — 28 февраля 1998).
- Тихонов, Александр Николаевич (28 февраля 1998 — 30 сентября 1998).
- Филиппов, Владимир Михайлович (30 сентября 1998 — 25 мая 1999).
Министерство образования Российской Федерации (1999—2004)[править | править вики-текст]
- 25 мая 1999 года образовано на базе Министерства общего и профессионального образования РФ [9].
- 17 мая 2000 года министерству переданы функции упраздненного Государственного комитета РФ по молодежной политике [10].
- 9 марта 2004 года упразднено с передачей функций вновь образованному Министерству образования и науки РФ [11].
Министр образования РФ:
- Филиппов, Владимир Михайлович (25 мая 1999 — 9 марта 2004).
После 2004 года[править | править вики-текст]
Министерство образования и науки Российской Федерации (2004 — н/в)[править | править вики-текст]
- 9 марта 2004 года образовано вместо упраздненных Министерства образования РФ и Министерства промышленности, науки и технологий РФ со включением в его состав преобразованного Российского агентства по патентам и товарным знакам [11].
Минобрнауки РФ унаследовало все функции Минобразования РФ, частично (в области науки) — Минпромнауки РФ и включило в свой состав реорганизованный Роспатент, сосредоточив, таким образом, в своих руках функции по правоприменению, управлению и контролю в сферах образования, науки и интеллектуальной собственности. В подчинении министерства с 2004 года находились два федеральных агентства: Федеральное агентство по образованию (Рособразование) (упразденено в 2010 году) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) (упразденно в 2010 году), и две федеральных службы: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) (выведена из подчинения министерству в 2011 году) и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Из них непосредственно проблемами образования занимались Рособразование и Рособрназдор. В настоящее время в структуре Минобрнауки осталась только одна федеральная служба — Рособрандзор.
Министр образования и науки РФ:
- Фурсенко, Андрей Александрович (9 марта 2004 — 21 мая 2012);
- Ливанов, Дмитрий Викторович (21 мая 2012 — н/в).
Федеральное агентство по образованию[править | править вики-текст]
- Образовано 9 марта 2004 года как подведомственное Минобранауки РФ [11].
- Упразднено 10 марта 2010 года с передачей функций Министерству образования и науки РФ [12].
Осуществляло управление деятельностью образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования; повышением квалификации и переподготовкой научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.
Руководители Рособразования:
- Балыхин, Григорий Артемович (13 марта 2004 — 4 октября 2007)
- Булаев, Николай Иванович (4 октября 2007 — 10 марта 2010).
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки[править | править вики-текст]
- Образована 9 марта 2004 года как подведомственная Минобранауки РФ [11].
Осуществляет функции по контролю и надзору в области образования и науки, в частности лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений; аттестацию научных и педагогических работников вузов; аттестацию выпускников образовательных учреждений; подтверждение и нострификацию документов об образовании.
Руководители Рособрнадзора:
- Болотов, Виктор Александрович (13 марта 2004 — 28 марта 2008).
- Глебова, Любовь Николаевна (28 марта 2008 — 1 ноября 2012).
- Муравьёв, Иван Александрович (с 3 ноября 2012).
Сноски[править | править вики-текст]
- ↑ Закон РСФСР от 14 июля 1990 года № 101-1 «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1990. № 7. Ст. 100.
- ↑ Указ Президента РСФСР от 10 ноября 1991 № 186 «О Министерстве образования РСФСР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1991. № 46 (14 ноября). Ст. 1573.
- ↑ 1 2 Указ Президента РСФСР от 28 ноября 1991 № 242 «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1991. № 48 (28 ноября). Ст. 1696.
- ↑ 1 2 Закон РСФСР от 25 декабря 1991 № 2094-1 «Об изменении названия государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1992. № 2 (9 января). Ст. 62.
- ↑ 1 2 3 Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1996. № 155 (15 августа).
- ↑ Указ Президента РСФСР от 11 ноября 1991 № 186 «О Министерстве науки и технической политики РСФСР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1991. № 46 (14 ноября). Ст. 1579.
- ↑ 1 2 Закон РФ № 4547-1 «О реорганизации федеральных органов управления высшим образованием» // Российская газета. 1993. № 45 (6 марта).
- ↑ Указ Президента РФ от 30 апреля 1998 г. № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1998. № 87 (7 мая).
- ↑ 1 2 Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1999. № 102 (29 мая).
- ↑ Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2000. № 97 (20 мая).
- ↑ 1 2 3 4 Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. № 50 (12 марта).
- ↑ Указ Президента РФ от 4 марта 2010 г. № 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 5127 (10 марта). [1]
1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.
2. Управление системой образования включает в себя:
1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) проведение мониторинга в системе образования;
5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
6) государственную регламентацию образовательной деятельности;
7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения.
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
Региональные органы
В систему исполнительных органов субъектов Российской Федерации могут входить министерства, департаменты, управления, комитеты или иные органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования в субъектах Российской Федерации. К их полномочиям относится выработка и реализация государственной политики в сфере образования на региональном уровне, государственный контроль организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории региона, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Последнее обновление: 27 июля 2023, 09:27
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел «Поиск по всем документам».
Подписка
- Ежедневная
- Еженедельная
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.