Корректировка сводного бюджета задача руководства предприятия

Финансы Экономика Бухгалтерия

Управление Стратегия Бизнес

Бюджетирование. Контроль и анализ бюджета.

Система бюджетирования — это не просто система взаимосвязанных бюджетов. Бюджетирование – это система обязательных процедур и правил на всех этапах, начиная с планирования и заканчивая анализом исполнения бюджета, и, конечно, включая промежуточные этапы – учет, контроль и принятие решений.

Исполнение бюджета – это управление предприятием в течение всего бюджетного периода с целью достижения финансовых и производственных результатов в соответствии с параметрами утвержденного бюджета. В своей ежедневной работе менеджеры руководствуются плановыми показателями. Финансовая служба контролирует исполнение бюджета с помощью различных инструментов.

акция2

курс по бюджетированию

Инструменты исполнения бюджетов включают в себя процедуры:

  • управленческий учет
  • оперативное планирование
  • управление договорами
  • управление платежами
  • управление денежными потоками
  • управление материальными потоками
  • управление финансовыми рисками
  • контроль соответствия бюджету
  • анализ исполнения бюджета
  • корректировки бюджета

Контроль исполнения бюджета бывает текущий (оперативный) и заключительный. Любой контроль исполнения бюджета базируется на сравнении факта с планом.

Оперативный контроль исполнения бюджета происходит в текущем месяце и включает:

  • управление платежами и согласование заявок на оплату с целью контроля затрат в соответствии с бюджетом предприятия,
  • операционный менеджмент (управление производством, логистикой) с целью мониторинга наличия необходимых ресурсов для обеспечения плановых продаж,
  • управление продажами и мониторинг поступления денег от клиентов с целью обеспечения бесперебойного денежного потока в соответствии с бюджетом.

Оперативный контроль проводится ежедневно и еженедельно по данным оперативной отчетности. При оперативном контроле мониторинг осуществляется фрагментировано, по тем данным, которые проще всего получить моментально – это все поступления и платежи по банковским выпискам, данные по производству и по отгрузкам в денежном и натуральном показателях и т.д.

Заключительный контроль – это анализ выполнения планов и подведение итогов после окончания периода. Как правило, анализ исполнения бюджета проводится в компаниях по окончании каждого месяца. Такая регулярность позволяет менеджменту контролировать реализацию текущих задач и оперативно реагировать на возникающие отклонения от планов.

                                        бюджетирование 2

Контроль исполнения бюджета – выявление отклонений фактических показателей от запланированных.

Анализ исполнения бюджета – выявление причин отклонений фактических показателей от запланированных.

Заключительный план-факт анализ эффективен на более длительных бюджетных периодах, чем месяц. Детальный анализ исполнения бюджета и подробный разбор причин отклонений проводится раз в квартал. Такой период позволяет увидеть не только случайные проблемы, которые уже заметны по итогам месяца, но и выявить определенные тенденции в развитии компании и системные отклонения. Контролируя и анализируя отклонения, менеджмент компании может и должен принять эффективные управленческие решения для выравнивания показателей по году, либо для принятия решения о пересмотре бюджета.  

Виды анализа исполнения бюджета

План-факт анализ исполнения бюджета – это базовый способ оценить результаты работы компании по итогам месяца/квартала/года. В отчетах об исполнении бюджетов приводятся фактические и плановые данные за истекший период, рассчитываются отклонения в абсолютном и в относительном выражении. Дополнение отчета фактическими данными нарастающим итогом с начала года, а также прибавление плановых значений будущих периодов до конца года поможет сделать выводы о существующих тенденциях и спрогнозировать возможность выполнения бюджета по итогам года.

В дополнение к план-факт анализу целесообразно также проводить сравнительный анализ факта текущего года к факту прошлого года, чтобы увидеть развитие компании в динамике — прогресс или регресс в целом и по отдельным направлениям. Также полезен факторный анализ, который помогает выделить и разложить влияние каждого элемента по отдельности в формате: статья дохода/расхода – сумма отклонения – процент (вклад) выполнения/невыполнения плана по прибыли.

  • сравнение фактических данных за текущий период с запланированными (план-факт)
  • прогнозирование результатов года (факт прошедших месяцев плюс план будущих месяцев)
  • сравнение фактических данных за текущий период и аналогичный период прошлого года
  • оценка влияния факторов на исполнения бюджета (факторный анализ)

Задача план-факт и факторного анализа – выявление причин, повлиявших на величину отклонений, и выработка рекомендаций по их устранению. Чем именно были вызваны расхождения по той или иной статье бюджета, кто ответственный за полученный результат.  В зависимости от типа и суммы отклонений руководством предприятия принимаются оперативные управленческие решения. Также необходимо разработать мероприятия по минимизации влияния внешних негативных факторов, обнаруженных в ходе анализа.  

В общем виде последовательность действий:

  1. сбор информации и формирование отчетности
  2. выявление и анализ причин отклонений факта от плана
  3. принятие управленческих решений

                                        бюджетирование 1

По окончанию бюджетного периода подводятся итоги, при выполнении и перевыполнении планов определяются премии и бонусы. А что происходит, если план не выполняется?

Существенность отклонений

Отклонения без корректировок бюджета допустимы, когда факт отличается от плана в пределах до 10 процентов. Свыше – есть все основания для пересмотра бюджета. Но это общий подход. Определение пределов допустимости зависит от отрасли, в которой работает предприятие. В некоторых отраслях допустимыми считаются и 15 — 20 процентов. Также следует установить критерии допустимых отклонений по видам затрат. Например, превышение в 10 % по себестоимости будет критичным, а превышение расходов на обучение на 10 % не критично.  Обычно предел устанавливается процентах и в абсолютном значении, например, не более 5 % или 100 тысяч рублей. Таким образом ограничение будет охватывать значимые статьи (ограничение по процентам) и менее значимые (ограничение по сумме).

Помимо предела допустимости следует определить вид отклонения, ведь в зависимости от вида могут быть приняты разные управленческие решения.

Виды отклонений:

  • Благоприятные и неблагоприятные отклонения
  • Контролируемые и неконтролируемые отклонения
  • Временные и систематические отклонения

Учитывая вид и масштаб отклонения, принятие решения о корректирующих действиях делегируется руководителям разных уровней – от руководителя ЦФО до Генерального директора.

Корректировка бюджета

Пересмотр бюджета (перебюджетирование) целесообразно проводить в случае существенных изменений функционирования предприятия (кризис, новые собственники, смена технологии и т.д.), или существенных отклонений от принятого бюджета.

Необходимо заранее определить ключевые (контрольные) показатели бюджета и допустимый предел их отклонений. При существенном отклонении выше условной нормы запускается процедура перебюджетирования. Как правило, такими показателями являются выручка, валовая прибыль, чистая прибыль (БДР — бюджет доходов и расходов) и поступления от клиентов и чистый денежный поток от операционной деятельности (БДДС — бюджет движения денежных средств).

Нужно с осторожностью подходить к внесению корректировок и к перебюджетированию. Вместо того, чтобы приложить усилия и попытаться достичь поставленных целей, руководство просто их пересматривает. План для того и нужен, чтобы пытаться его достичь. Пересмотр бюджета обычно происходит раз в полугодие. Не нужно прибегать к квартальным корректировкам бюджета, иначе бюджетирование превращается в пустую формальность. Стремление часто пересматривать бюджетные показатели может слишком перегрузить бюджетный процесс и превратить работу финансово-экономической службы в череду бесконечных корректировок. А результатом этих работ будет множество вариантов бюджета и непонимание менеджеров, на какие цели следует ориентироваться.

Регламенты исполнения бюджета

Регламентация процедур и автоматизация процессов повышает дисциплину исполнения и делает ее обязательной для всех. Необходимо создать регламент бюджетного контроля и зафиксировать в нем все виды проверок, их периодичность, ключевые показатели и диапазоны их отклонений, порядок пересмотра бюджетов. систему мотивации. Это сделает процесс контроля прозрачным и понятным для всех участников бюджетного процесса.

акция2

курс по бюджетированию

Регламент согласования платежей

Регламент согласования платежей определяет правила платежной дисциплины в компании и фиксирует:

  • порядок прохождения заявок на оплату
  • сроки и ответственных на каждом этапе
  • обязанности и полномочия сотрудников
  • последовательность действий 

Заявка должна проходить три уровня контроля:

  • Руководитель ЦФО проверяет целесообразность и обоснованность платежа
  • Сотрудник бухгалтерии – правильность оформления документов на оплату
  • Бюджетный контролер – наличие лимита в бюджете по данной статье

В случае превышения бюджета и/или спорности ситуации маршрут согласования удлиняется на дополнительных участников, имеющих полномочия принимать решение по платежу. 

Другие статьи по бюджетированию:

Контроль исполнения бюджета. Анализ отклонений. Практика компаний   >>> 

«Разделяй и властвуй» – словосочетание, которым можно охарактеризовать диктаторский метод управления государством и контроль бюджетирования. И если за первым тянется не слишком
хорошая слава, то за вторым скрываются секреты успеха компаний. Насколько тесно между собой связаны бюджетирование и контроль исполнения бюджетов? Почему стоит анализировать не
только убытки компании, но и сверхприбыли. И насколько полномочия менеджеров подразделений должны быть сбалансированы ответственностью – разбираем в статье по пунктам:

Определения и назначения

Единую систему планирования, координации и контроля финансовых результатов компании называют
бюджетированием. Содержание контрольной функции бюджетирования заключается в помощи в управлении
предприятием, а также точном определении вклада каждого отдела и сотрудника в достижения целей с помощью набора показателей.

Как инструмент планирования, бюджетирование содержит данные о денежных средствах компании, которые она ожидает получить за определенный отрезок времени, выполняя свои функции.

Как инструмент координирования, бюджетирование распределяет затраты на центры ответственности, необходимые для достижения запланированных результатов.

Как инструмент контроля, бюджетирование предоставляет руководству планируемые и фактические финансовые показатели и помогает повлиять на них через центры ответственности.

Контроль затрат – сопоставление фактических и плановых показателей работы компании, выявление отклонений и причин этих отклонений, а также принятие мер по их устранению.

Бюджетирование и контроль затрат используют, чтобы обеспечить компанию четкими целями на конкретный отрезок времени, а также оперативной информацией по продвижению к ним.
Возможны только если в организации существует и действует «сигнальная система» – список и уровни отклонений, на которые должно реагировать руководство.

Финансовый контроль направлен на понесение затрат и получение доходов компанией. Он базируется на следующих принципах:

  1. Деятельность или действия должны преследовать конкретные цели.

  2. Деятельность должна быть измеримой и вписываться в ряд показателей, чтобы в будущем успешное достижение целей поддавалось измерению и оценке.

  3. Критерием контроля должна быть создана модель-прогноз, помогающая выявлять отклонения результатов от запланированных и определять действия по исправлению ситуации.

  4. Работа над исправлением возникших отклонений.

Процесс бюджетирования выполняет не только функции планирования целевых показателей функционирования компании, но и функции контроля – отслеживание выполнения плана и
появляющихся отклонений. Планирование выступает «картой» с размеченным путем достижения целей компании. Контроль – это отслеживание движения по проложенному маршруту и оценка его
прохождения.

Планирование и контроль тесно связаны и их тяжело четко разделить – контроль невозможно осуществить без плана, а отсутствие оценки выполнения плана перечеркивает все усилия,
затраченные на планирование.

Контроль исполнения бюджета

Как бы тщательно не был составлен бюджет, это не станет гарантией его исполнения. Только установленный регламент бюджетирования может обеспечить исполнение бюджетных показателей.
Контроль исполнения бюджета состоит из таких процедур:

  • Оперативное планирование и учет

  • Определение ответственных и целесообразности хозопераций бюджету

  • Менеджмент платежей, активов и финансовых результатов

  • Корректировка бюджета

Оперативное планирование и учет выполняют свою функцию, если бюджетные формы разработаны так, что плановые показатели бюджетов полностью совпадают с фактическими. Это важно,
поскольку перед процедурой контроля собирают и анализируют информацию для контроля данных. Управленческий учет компании также должен обеспечивать необходимой информацией для
бюджетирования компании, иначе это станет препятствием для оценки исполнения
бюджета и выявления отклонений по его показателям.

Этапы контроля исполнения бюджета

Выявление отклонений фактических показателей бюджета от запланированных называют контролем исполнения бюджета. Он выступает одной из самых важных процедур. Его разделяют на три
этапа:

  • Предварительный

  • Текущий

  • Заключительный

Предварительный контроль проводят, чтобы наперед выявить возможные нарушения и внести корректировки.

Текущий контроль называют также оперативным и проводят в рамках текущего месяца, недели или дня по данным оперативной отчетности. Он включает:

  • согласование оплат и управление платежами для контроля затрат в рамках бюджета компании

  • мониторинг ресурсов компании для обеспечения планового производства/продаж

  • контроль продаж и наблюдение денежных поступлений от клиентов ради постоянного денежного потока согласно бюджету

Текущий контроль выполняют на фрагментах данных, которые проще и быстрее всего получить – денежных поступлениях, банковских выписках и платежах, информации о производстве,
отгрузке, натуральном и денежном показателях. Это регулярная проверка отклонения текущих показателей от прописанных в бюджете.

Заключительный контроль проводят для оценки выполнения планов и финансово-хозяйственной деятельности центров ответственности в конце периода. Исполнение бюджета, как правило,
проводят ежемесячно, что помогает менеджерам контролировать выполнение задач и оперативно реагировать на появляющиеся отклонения.

Заключительный контроль, или план-факт анализ, считают более эффективным видом контроля для крупных бюджетных периодов. Исполнение бюджета разбирают, находят отклонения и
анализируют более детально ежеквартально. Этот отрезок времени достаточен для того, чтобы увидеть случайные затруднения, проявившиеся в результатах месяца, а также выявить
направления развития компании и регулярные отклонения. Анализ исполнения бюджета с такой периодичностью помогает руководству компании принимать эффективные управленческие решения
для корректировки курса компании или для решений о внесении изменений в бюджет.

Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности

Определение ответственных и целесообразности хозопераций бюджету позволяет организации достигать поставленных целей. Бюджетирование вместе с ответственностью помогает связать
полученные результаты с конкретными сотрудниками компании. Целью такого учета выступает аккумуляция данных по расходам и доходам в отдельных центрах ответственности (ЦО),
определение отклонений и оценка функционирования. Каждый центр ответственности имеет собственное задание, а его показатели сравнивают с достигнутыми результатами, анализируют
отклонения, выполняют корректировку, если они превышают допустимые негативные показатели.

Высшие управленцы делегируют полномочия низшим звеньям организации. В эти полномочия входят как принятие решений, так и ответственность за их финансовые последствия.

Система учета по центрам ответственности содержит ряд особенностей:

1. Компания поделена на ЦО.

2. Менеджеры каждого ЦО имеют полномочия и ответственность.

3. Периодически ЦО подают контрольные отчеты со сравнением бюджетных и фактических показателей. Отчеты отправляются вышестоящему руководству по иерархическим ступеням.

Чаще всего компанию делят на центры ответственности пяти видов:

  • центр затрат

  • центр выручки

  • центр прибыли

  • центр инвестирования

  • центр стратегии

В одной компании могут действовать все эти центры, но чаще всего в системе учета применяют первые три. Разберем каждый подробнее.

Центр затрат – самый распространенный тип, размер которого может колебаться от нескольких сотрудников до целого производства. Может существовать самостоятельно и внутри других
ЦО. Ответственный менеджер этого подразделения отвечает за уровень затрат – минимизирует издержки с помощью бюджетного контроля в долгосрочной перспективе.

Центр затрат разделяют на две категории:

  • центр нормативных издержек – результаты деятельности измеримы и позволяют определить исходные ресурсы, необходимые для выпуска единицы продукции. Контроль проводят с помощью
    сравнения нормативных издержек, запланированных на выпуск продукции, с затратами, которые центр ответственности понес фактически. Разницу между показателями считают
    отклонением.

  • центр дискреционных расходов – центр ответственности, где невозможно выразить в финансах достигнутые результаты из-за отсутствия четкой зависимости. В них входят отдел
    рекламы, PR-отдел, исследования и прочее. 

Центр выручки – собирают данные о выполнении плана продаж, соотносят и исправляют данные бюджета с инфляцией, обрабатывают значительные отклонения по выручке, опираясь на план с
расписанием заказов и контролем поступлений финансов от продаж. Руководители этого центра несут ответственность за объемы реализации и сопутствующих расходов.

Центр прибыли – ответственен за выпуск и реализацию продукции. Контролирует цену и объемы продажи, а также все возможные издержки, готовит общие данные для отчета о прибыли
организации. Уполномочены определять рынки для реализации продукции, виды и объемы товара, отбирать поставщиков.  

Центр инвестирования – к ним относятся департаменты компании, обладающие полномочиями контроля затрат и доходов, а также размеров активов через инвестирование прибыли
организации.

Учет по центрам ответственности помогает аккумулировать данные по затратам и поступлениям в пределах ответственности каждого, выявлять отклонения по ним.

Работу центров ответственности контролируют с помощью бюджетов и отчетов об их исполнении. Выявленные с помощью бюджетного контроля отклонения называют благоприятными, если
полученные результаты лучше ожидаемого или планируемого, а неблагоприятными – если наоборот.

Менеджмент платежей, активов и финансовых результатов

Процессы исполнения бюджета должны быть регламентированы и автоматизированы. Это облегчает работу исполнителей и повышает дисциплину. Так в регламенте должны быть зафиксированы
все типы и периоды проверок, ключевые показатели, показатели отклонений, порядок пересмотра бюджетов, система поощрений.

Например, в регламенте согласования платежей должно быть указано: по какому порядку проходит заявка на оплату, в какой срок и кто за это отвечает, обязанности и полномочия
персонала, этапы действий.

Сама заявка должна пройти трехуровневый контроль: менеджер ЦО проверяет заявку, назначение и обоснованность платежа, бухгалтер – корректность оформления заявки, бюджетный
контролер – ограничения по бюджетным статьям.

Если бюджет превышен – путь согласования заявки становится длиннее и требует внимания других уполномоченных сотрудников.

Анализ исполнения бюджетов

Существует несколько видов анализа исполнения бюджетов:

  • план-факт анализ – основной способ оценки работы компании за определенный отрезок времени: месяц/квартал/год. В отчетах подают данные о фактических и плановых результатах за
    прошедший период, а также рассчитывают абсолютные отклонения и относительные отклонения. Когда отчеты дополняют фактическими данными, отражающими нарастающий итог с начала
    года, а также добавляют планируемые поступления до конца года – это помогает менеджерам увидеть состояние дел компании на текущий период и составить прогноз по выполнению
    бюджета на конец периода.

  • сравнительный (статистический) анализ – выступает как дополнение к план-факт анализу. Помогает сопоставить факт прошлого года с фактом текущего, чтобы оценить перспективы
    компании – случился ли прогресс и как обстоят дела с отдельными секторами.

  • факторный анализ – позволяет определить и рассмотреть отдельно каждый элемент и его влияние в виде: статья (доход/расход) – размер отклонений – % выполнения/невыполнения или
    участия в плане прибыли. 

  • структурный анализ – применяют для определения весомости отдельных статей отчета в разрезе итоговых показателей, а также сравнения полученных результатов с показателями
    базисного периода.

  • анализ финансовых коэффициентов – помогает рассчитать отношения показателей отчетности, их взаимосвязь и дать правильное определение.

Вид анализа

Назначение

Задача

План-факт

Оценка выполнения запланированного бюджета за определенный отрезок времени через сопоставление данных

Выявление причин отклонений, предпосылок их появления, ответственных за результат, помощь в оперативном устранении отклонений

Сравнительный

Оценка темпов выполнения бюджета в сравнении с показателями прошлых периодов

Прогнозирование

Факторный

Определение факторов и их % влияния на выполнение бюджета

Выявление причин отклонений, предпосылок их появления, ответственных за результат, помощь в оперативном устранении отклонений

Структурный

Определение веса отдельных статей бюджета

Выявление размера элемента бюджета

Финансовых коэффициентов

Определение связи показателей отчетности

Выявление связей между элементами бюджета

Анализ исполнения бюджетов связан с мониторингом их исполнения. Он помогает выявить отклонения в результатах и определить степень их влияния на показатели. Это в свою очередь
помогает связать данные с центрами ответственности и найти причины их появления. Полученные данные помогают принимать управленческие решения по отладке процессов и устранению
причин отклонений в дальнейшем.

Крайне сложно находить отклонения без установленных нормативов затрат. Эти нормативы выступают точкой отсчета для выявления отклонений в ходе хозяйственных операций, а также
первой ступенью оценки работы центров ответственности, определения эффективных и неэффективных видов деятельности компании. Кроме размеров отклонений важно определять причину их
появления и ответственных за появившиеся показатели.

Корректировка бюджета

Когда бюджетный период закончен, проводят подведение итогов. Они определяют – выполнен ли бюджет, а также кому и какие бонусы следует за это выплатить. Если бюджет не выполнен,
за этим должна последовать корректировка отклонений. 

В компании должны существовать и использоваться принятые уровни отклонений, толкающие центры ответственности и руководство компании на принятие мер.

Так в компании должны быть границы допустимых отклонений, которые не повлекут за собой корректировку бюджета. В общем подходе – это отклонение плана от факта в пределах 10%. Если
отклонение больше 10%, то необходимо пересматривать бюджет. Однако для каждой компании этот предел может отличаться, зависимо от сферы деятельности. В некоторых компаниях нормой
отклонений считают 15-20%. Важно установить пределы отклонений по видам затрат. Например, для компании может быть критичным отклонение в себестоимости на 10%, а затраты на
повышение квалификации членов команды – нет. Для обозначения отклонений используют проценты и неотрицательные числа. Такие ограничения охватывают предел в процентном и в денежном
выражении.

Кроме определения размера допустимых затрат важно определить виды отклонений. Это влияет на принятие управленческих решений.

Существуют такие виды отклонений:

  • Благоприятные и неблагоприятные отклонения

  • Контролируемые и неконтролируемые отклонения

  • Временные и систематические отклонения

Вид и размер отклонения влияет на то, кто именно из управленцев в компании будет принимать решения и меры по его корректировке.

Эксперты рекомендуют анализировать не только неблагоприятные отклонения, но и любые значимые отклонения. Степень их значимости определяют с помощью ряда методов:

  • задача абсолютной величины в деньгах

  • выражение в процентах относительно бюджета

  • определение статистически

Корректировку бюджетов необходимо проводить, чтобы ответственные менеджеры не подвергались неконтролируемому риску. Для этого составлять сметы и бюджеты стоит вместе с
ответственными за подразделения менеджерами.

Изучите систему бюджетного управления предприятием за 10 часов на программе по практике бюджетирования, чтобы стать гарантом успехов компании!
Зарегистрируйтесь и посмотрите фрагмент бесплатно!

Основные темы

Способы контроля исполнения бюджета

Анализ отклонений доходной части бюджета

Контроль исполнения расходных статей бюджета

Для контроля исполнения бюджета используют следующие способы:

  • стратегический анализ отклонений;
  • анализ отклонений, направленный на выработку дальнейших управленческих решений, корректировку текущих и инвестиционных бюджетов;
  • анализ отклонений в условиях неопределенности.

В данной статье рассмотрим, как контролировать исполнение бюджета с помощью анализа отклонений в условиях неопределенности. Сделаем это на примере компании сферы интернет-услуг.

В таких условиях накопленная статистика не позволяет делать точные прогнозы.

Нужно оперативно реагировать на отклонения в исполнении бюджета и вносить изменения в годовой бюджет, сохраняя неизменными основные показатели эффективности:

  • загрузка производственных мощностей;
  • занятость персонала;
  • рентабельность;
  • прибыль;
  • платежеспособность.

КОНТРОЛИРУЕМ ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

Чтобы проконтролировать исполнение бюджета за первое полугодие в компании сферы интернет-услуг, обратимся к таблице.

Как видно из таблицы, в отчетном периоде корректировали доходную, а вслед за ней и расходную часть бюджета (графа «Бюджет на I п/г с учетом изменений»).

В условиях неопределенности компания вынуждена актуализировать бюджет ежемесячно.

Доходную часть бюджета мониторят практически ежедневно. Однако внесение изменений в бюджетные показатели не гарантировало его стопроцентное исполнение.

Отклонения по отдельным статьям превышают установленный в компании критический уровень — 15 %.

Важный момент: уровень критичности отклонений каждая компания определяет самостоятельно, исходя из своей специфики, отраслевой принадлежности и требований руководства.

Анализ отклонений доходной части бюджета

В компании запланировали следующие статьи доходов:

  • интернет-услуги физическим лицам;
  • интернет-услуги юридическим лицам;
  • доходы от аренды средств связи, каналов связи;
  • прочие доходы — доходы от реализации имущества.

В полном объеме поступили только доходы от аренды. Это долгосрочные договоры с постоянными платежеспособными арендаторами.

План реализации имущества выполнен на 50 % из-за отсутствия спроса (компания заложила в бюджет реализацию материальных запасов от непрофильной деятельности, заниматься которой в перспективе не планирует).

Поступления от интернет-услуг юридическим лицам ниже запланированных на 2500 тыс. руб., или 22,32 %.

Дело в том, что значительную часть доходов интернет-провайдер рассчитывал получить от нового бизнес-сегмента — предоставления услуг корпоративной связи, услуг организации резервных каналов связи и аренды серверов.

Однако из-за снижения бизнес-активности и неопределенности план продаж юридическим лицам не выполнен, хотя менеджмент компании прикладывал для этого необходимые усилия.

Выручку от услуг физическим лицам планировали в сумме 47 900 тыс. руб., фактически получили 35 600 тыс. руб., что ниже бюджетного показателя на 25,68 %. Это существенное снижение доходов.

Причины потерь:

  • низкое количество абонентов, сменивших тарифный план с низкоскоростного на более высокоскоростной с соответствующим повышением ежемесячной абонентской платы. Недополучено 3,68 % дохода;
  • проведение бонусной акции — при новом подключении на лицевой счет абонента начислялся бонус в зависимости от размера первоначального платежа (бесплатное пользование Интернетом от одного до трех месяцев). Недополучено 5 % дохода. Это важная мера для сохранения и наращивания клиентской базы, стабилизации конкурентоспособности;
  • количество абонентов, проживающих в многоквартирных домах в районе «Молодежный», недавно подключенном к интернет-сети, которые подали заявку стать абонентами провайдера, ниже запланированного. Из-за высокой конкуренции и низкой платежеспособности населения потери составили 15 %;
  • 2 % компания недополучила от нового бизнес-направления в секторе физических лиц (монтаж и настройка камер домашнего видеонаблюдения). Причина — отсутствие спроса ввиду низкой платежеспособности населения в анализируемом периоде.

Поскольку интернет-услуги компании высокого качества, новые абоненты — физические лица воспользовались акцией «Подключение от другого провайдера», которую компания провела в отчетном периоде.

Согласно условиям акции такие абоненты получают право пользования услугой Интернет три месяца бесплатно.

Компания недополучила выручку в отчетном периоде, однако планируется рост выручки в сегменте физических лиц уже в следующем отчетном периоде.

Направления деятельности, которые не дали запланированного уровня доходности, компания продолжит развивать и будет оказывать им маркетинговую поддержку в следующих периодах.

Во-первых, их развитие позволит диверсифицировать доходы в условиях рисков неплатежеспособности клиентов, высокой конкуренции и неопределенности.

Во-вторых, даже незначительные доходы и низкий уровень рентабельности отдельных направлений позволяют экономить на постоянных расходах (например, зарплата административно-управленческого персонала).

Как видно из таблицы, на начало года компания имела достаточный запас прочности в виде финансовых средств на счетах в банке (3400 тыс. руб.).

На конец полугодия планировали увеличить объем денег до 7000 тыс. руб.

Однако остатки денежных средств на конец отчетного периода оказались на 27,86 % ниже планового уровня и составили 5050 тыс. руб.

В условиях невыполнения бюджета доходов на 15 650 тыс. руб. (23,64 %) это достаточное выполнение бюджетного показателя.

Компания сможет нормально функционировать и выполнять все взятые на себя обязательства в третьем и четвертом квартах текущего года.

Общее снижение доходной части бюджета на 23,64 % выходит за установленные рамки критичности в 15 %.

Анализ исполнения бюджета за первое полугодие, тыс. руб.

Код статьи

Наименование

Бюджет на I п/г с учетом изменений

Поступления финансовых средств за I п/г

Услуги физическим лицам

Услуги юридическим лицам

Доходы от аренды средств связи, каналов связи

Прочие доходы — доходы от реализации имущества

Финансовые средства на счетах в банке (на начало периода)

Итого расходы

Отклонение (+/–)

тыс. руб.

%

 

Статьи доходов

                   

70001

Услуги физлицам

47 900

35 600

х

х

х

х

х

х

–12 300

–25,68

70002

Услуги юридическим лицам

11 200

8700

х

х

х

х

 

х

–2500

–22,32

70003

Доходы от аренды средств связи, каналов связи

5400

5400

х

х

х

х

х

х

0

0,00

70004

Прочие доходы — доходы от реализации имущества

1700

850

х

 

х

х

х

х

–850

–50,00

 

Итого доходы

66 200

50 550

х

х

х

х

х

х

–15 650

–23,64

 

Финансовые средства на счетах в банке (на начало периода)

3400

3400

х

х

х

х

х

х

0

0,00

 

Всего

69 600

53 950

35 600

8700

5400

850

3400

х

   
 

Статьи текущих расходов

                   

1010

Заработная плата

17 500

х

10 100

2100

2500

 

1200

15 900

–1600

–9,14

1020

Начисления на заработную плату

5250

х

3030

630

750

 

360

4770

–480

–9,14

2010

Электроэнергия

320

х

250

       

250

–70

–21,88

2020

Теплоснабжение

410

х

350

80

     

430

20

4,88

2030

Водоснабжение и водоотведение

50

х

     

60

 

60

10

20,00

3010

ГСМ

1600

х

1200

500

     

1700

100

6,25

3020

Транспортные услуги

220

х

140

110

     

250

30

13,64

4010

Канцтовары и бланки

31

х

31

       

31

0

0,00

4020

Моющие средства и хозтовары

25

х

10

   

20

 

30

5

20,00

4030

Материалы для текущего ремонта

24

х

     

30

 

30

6

25,00

4050

Техобслуживание и текущий ремонт компьютерной техники

80

х

100

       

100

20

25,00

4060

Техобслуживание и текущий ремонт помещений, систем коммуникаций

1700

х

900

840

     

1740

40

2,35

5010

Кабельная продукция

6000

х

4569

600

   

1000

6169

169

2,82

5020

Комплектующие, электрогруппа, метизы

8400

х

4000

2600

   

300

6900

–1500

–17,86

5030

Услуги подрядных организаций

5300

х

2700

500

   

500

3700

–1600

–30,19

5040

Комиссионное вознаграждение

920

х

810

       

810

–110

–11,96

5050

Услуги операторов связи

2500

х

1340

210

     

1550

–950

–38,00

5060

Аренда недвижимого имущества

310

х

     

310

 

310

0

0,00

6010

Услуги банка

400

х

 

30

     

30

–370

–92,5

6020

Услуги охраны

110

х

90

   

20

 

110

0

0,00

6030

Налоги и обязательные платежи

1400

х

800

500

 

410

40

1750

350

25,00

6040

Сертификация и лицензирование

50

х

50

       

50

0

0,00

6050

Представительские расходы

800

х

         

0

–800

–100,00

6060

Расходы на пожарную безопасность

100

х

40

       

40

–60

–60,00

6070

Прочие расходы

700

х

190

       

190

–510

–72,86

 

Итого текущие расходы

54 200

х

30 700

8700

3250

850

3400

46 900

–7300

–13,47

8000

Инвестиционный бюджет (капитальные расходы)

8400

х

   

2000

   

2000

–6400

–76,19

 

Итого расходы

62 600

х

30 700

8700

5250

850

3400

48 900

–13 700

–21,88

9000

Финансовые средства на счетах в банке (на конец периода)

7000

х

4900

0

150

0

0

5050

–1950

–27,86

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7, 2020.

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что собой представляет процесс организации бюджетирования на предприятии

  • Каковы основные задачи и функции организации бюджетирования на предприятии

  • Какие есть рекомендации по организации бюджетирования на предприятии

  • Нужно ли проводить автоматизацию системы бюджетирования на предприятии

Организация бюджетирования на предприятии является производственно-финансовым планированием его работы при помощи общего бюджета и бюджетов подразделений. Таким образом удается определить все будущие финансовые затраты и результаты деятельности. Бюджетирование является основой для планирования и принятия управленческих решений, анализа аспектов финансового положения, мониторинга, управления всеми видами ресурсов, укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов подразделений интересам всего бизнеса, его собственников.

Особенности организации бюджетирования на предприятии

Каждая организация, при любых размерах и сфере деятельности, имеет совокупность доходов и расходов. Смысл бюджетирования в том, чтобы грамотно управлять денежными потоками и планировать дальнейшую деятельность, опираясь на сведения о текущих экономических показателях.

Бюджетирование – это управление бюджетом, в которое входит подготовка смет, их распределение, внесение поправок на основе последних изменений.

Бюджетом называют совокупность всех доходов и расходов, именно от него зависит функционирование организации.

Умение регулировать денежные потоки является одним из важнейших для бизнеса, так как от эффективности этого процесса зависит объем средств, которыми компания может располагать сегодня, не опасаясь за свое положение в будущем.

Целями организации системы бюджетирования на предприятии являются:

  • оценка актуального состояния компании – удается определить уровень эффективности фирмы и необходимость проведения корректировок; 
  • регулярное планирование деятельности с учетом показателей, характеризующих текущую работу организации;
  • утверждение планов, позволяющих более экономно и грамотно расходовать средства;
  • эффективное использование имеющихся ресурсов, то есть позволяющее получать максимальную прибыль при минимальных издержках;
  • подробное изучение основ инвестиционной деятельности для получения дополнительного дохода;
  • оценка запланированных проектов с точки зрения их необходимости и прибыльности для всего бизнеса – каждый менеджер организации должен обосновать цель внедрения своего направления;
  • развитие и дальнейшее укрепление дисциплины предприятия в общем и конкретно по финансовым вопросам;
  • работа со всеми уровнями предприятия, чтобы добиться максимальной отдачи от ведения бизнеса;
  • обеспечение подробного анализа имеющихся затрат – их бюджетирование позволяет расходовать сэкономленные средства на другие цели;
  • наличие отработанной системы контроля исполнения задач нижестоящими уровнями;
  • мотивация персонала для получения высоких результатов, необходимых всей организации;
  • соблюдение установленного законодательства и договорных обязательств.

Как вы поняли, организация процесса бюджетирования на предприятии дает возможность справиться с целым рядом задач, а значит, играет существенную роль для любой компании. Она целесообразна в крупных организациях, где этим занимаются сотрудники нескольких отделов, а их работу координирует руководство. В случае с небольшими организациями с маленьким штатом специалистов достаточно кратких отчетов самого руководителя. Такая работа не требует много времени, делая процессы более быстрыми и эффективными.

Основные задачи и функции автоматизации бюджетирования на предприятии

К базовым задачам можно отнести:

  • оптимизация затрат;
  • согласование работы всех отделов компании;
  • выявление подразделений, благодаря которым организация получает самый серьезный доход – они должны развиваться;
  • поиск подразделений, не приносящих прибыли, – такие необходимо закрыть;
  • анализ финансовой деятельности в целом;
  • финансовое прогнозирование.

Бюджетным периодом считается время действия определенного бюджета, обычно в качестве такого отрезка выбирается год. Обязательными составляющими качественного бюджетирования считаются финансовое планирование и менеджмент.

Рассмотрим 6 базовых функций организации бюджетирования на предприятии: 

  • Финансовое планирование. При помощи бюджетирования удается находить наиболее выгодные варианты вложения средств, отказавшись от их направления на невыгодные для компании цели. Планирование подразделяется на стратегические и тактические задачи. 
  • Анализ итогов деятельности. Понять, насколько грамотно составлен финансовый план, можно лишь проведя оценку результатов работы с ним. Благодаря анализу деятельности удается выявить слабые стороны, устранить ошибки.
  • Анализ деятельности менеджеров. Организация бюджетирования предполагает определение направления дальнейшего развития компании. Менеджеры отвечают за то, чтобы сформулированные задачи были выполнены. Поэтому, проверяя результаты их деятельности, можно понять, насколько эффективно ведется работа, и установить принципы материального стимулирования сотрудников.
  • Мотивация работников и руководства. Формирование ориентиров для деятельности организации позволяет мотивировать персонал на работу в соответствии со стратегическими задачами.
  • Создание коммуникационной среды. Работники должны понимать, какие цели руководство ставит перед компанией – таким образом можно повысить мотивацию, вовлеченность сотрудников, а также производительность. За счет организации бюджетирования удается обеспечить движение информации между руководством и сотрудникам, причем сделать это сразу в двух направлениях.
  • Координация между отделами компании. Добиться слаженной работы предприятия и достижения поставленных целей возможно лишь при условии координации между всеми подразделениями.

Нужно сразу сказать, что обычно менеджеры против использования бюджетирования, поскольку это налагает на них большую ответственность. Избежать подобных трудностей можно, начав с обучения специалистов и объяснив им необходимость и пользу данного процесса.

Процесс планирования и контроля эффективности деятельности и ликвидности организации строится в большей степени за счет систематического составления бюджетов на разные периоды времени. Сюда можно отнести несколько этапов:

  • формирование и согласование прогнозов деятельности центра финансового учета;
  • консолидация планов бюджета и согласование премиальной части на конкретной период;
  • контроль исполнения утвержденных бюджетов и достижение поставленных KPI;
  • проведения анализа отклонений от бюджета, составление отчетности.

Чтобы поддерживать эффективность контроля всех операций по стратегическому планированию, упростить процессы консолидации и подготовки отчетности по план-фактному анализу, компаниями используется комплексная автоматизация бюджетирования.

Результативное бюджетирование всегда требует проведения автоматизации, то есть использования специальных программ для управления бюджетом, способных сократить трудозатраты.

Кто ответственен за бюджетирование на предприятии

Обязательным условием для использования бюджетирования в качестве постоянного инструмента организации является адекватная организационная структура. Для составления операционного, инвестиционного, финансового и сводного бюджетов компания должна иметь соответствующие отделы.

В маленьких организациях работа над проектом сводного документа ложится на плечи бухгалтерии, далее документ попадает на подпись к генеральному директору. В более крупных фирмах утверждение данного вида бюджета осуществляет правление.

Организационная структура бюджетирования делится на субъекты и объекты планирования:

  • Субъекты планирования бюджетирования. Это отделы, занимающиеся подготовкой документа, то есть управленческий аппарат. В их задачи входят изучение, корректировка, подготовка к утверждению бюджетных показателей. Речь идет о планово-экономических, финансово-экономических, планово-аналитических службах, отделе труда и зарплаты, управлении маркетинга и сбыта, пр. 
  • Объекты планирования бюджетирования. Это отделы компании, для которых подготавливается сводный бюджет, то есть их основная обязанность – выполнение плана. Сюда относятся цехи, занимающиеся производством, отделы сбыта, снабжения, складские службы, пр.

Но данные субъекты не существуют сами по себе, ведь каждый отдел отвечает за определенное бюджетное задание. Поясним на примере планово-экономической службы: она подготавливает бюджетные сметы затрат функциональных служб и в то же время отвечает за свою бюджетную смету затрат.

Есть две схемы организации работ по составлению бюджетов:

  • Список преимуществ
  • Коммунальный модернизм притягивает дольник
  • Замысел вразнобой аллитерирует музыкальный симулякр
  • Нарративная семиотика

Обязательным условием для использования бюджетирования в качестве постоянного инструмента организации является адекватная организационная структура. Для составления операционного, инвестиционного, финансового и сводного бюджетов компания должна иметь соответствующие отделы.

В маленьких организациях работа над проектом сводного документа ложится на плечи бухгалтерии, далее документ попадает на подпись к генеральному директору. В более крупных фирмах утверждение данного вида бюджета осуществляет правление.

Организационная структура бюджетирования делится на субъекты и объекты планирования:

  • Субъекты планирования бюджетирования. Это отделы, занимающиеся подготовкой документа, то есть управленческий аппарат. В их задачи входят изучение, корректировка, подготовка к утверждению бюджетных показателей. Речь идет о планово-экономических, финансово-экономических, планово-аналитических службах, отделе труда и зарплаты, управлении маркетинга и сбыта, пр.
  • Объекты планирования бюджетирования. Это отделы компании, для которых подготавливается сводный бюджет, то есть их основная обязанность – выполнение плана. Сюда относятся цехи, занимающиеся производством, отделы сбыта, снабжения, складские службы, пр.

Но данные субъекты не существуют сами по себе, ведь каждый отдел отвечает за определенное бюджетное задание. Поясним на примере планово-экономической службы: она подготавливает бюджетные сметы затрат функциональных служб и в то же время отвечает за свою бюджетную смету затрат.

Есть две схемы организации работ по составлению бюджетов:

  1. По методу break-down (сверху – вниз): работа над бюджетом инициируется «сверху» – цели, задачи, планируемый уровень прибыли определяются руководством. Далее все показатели детализируются и становятся основой для планов подразделений.
  2. По методу build-up (снизу – вверх). Расчет показателей происходит в отдельных сбытовых подразделениях, чьи руководители сводят все данные в единый документ. Получившийся бюджет может стать составляющей общего бюджета фирмы.

Таким образом, устанавливать бюджетные показатели могут:

  • аппарат управления;
  • отдельные подразделения.

Реализация бюджетного задания оказывается невозможна, если не установить персональную ответственность менеджеров подразделений за достижение показателей. Распределение ответственности зависит от организационной структуры и системы управления, иными словами, от:

  • распределения функционала в сфере обеспечения хозяйственной деятельности организации по отдельным стадиям финансового цикла, производственных линий, пр.;
  • регламента соподчиненности и координации отделов предприятия, закрепленным внутренними нормативными документами: должностными инструкциями управленцев, положениями о подразделениях, о планировании, пр.

Центр ответственности – сегмент, руководитель которого отвечает за определенный объем работ.

Учет ответственности – обязательный для всех стадий бюджетного процесса элемент внутрифирменного бюджетирования. Сюда входит подготовка сводного бюджета, контроль, анализ исполнения.

За счет выделения центров ответственности удается:

  • использовать для каждого подразделения управленческие методы, основанные на особенностях его работы;
  • увязать планирование с организационной структурой;
  • заниматься планированием на всех уровнях управления;
  • назначить ответственных за затраты, выручку, доходы.

Способ деления на центры ответственности зависит от специфики конкретного положения. Тем не менее всегда нужно учитывать такие требования:

  • каждому центру ответственности необходимо установить показатель для измерения объема деятельности и базу для распределения расходов; 
  • во главе центра должен стоять менеджер, то есть ответственное лицо;
  • должны быть четко определены полномочия и ответственность менеджера во всех центрах ответственности;
  • нужно обеспечить достаточную степень детализации для ведения учета, однако стоит понимать, что при ее повышенном уровне данная работа становится слишком трудоемкой;
  • необходимы центры затрат для каждого вида трат предприятия;
  • крайне важным является учет социально-психологических факторов, так как появление таких центров серьезно сказывается на мотивации их управленцев.

Центры ответственности за организацию бюджетирования на предприятии

Центр затрат – меньший сегмент ответственности, где учитываются любые траты организации. Его руководитель отвечает за качество, количество предложений, издержки. В роли центра затрат выступают занимающиеся производством цехи, конструкторское бюро. Нередко центры затрат включаются в более крупные центры ответственности любого типа. Также они могут быть разбиты на центры регулируемых, произвольных, то есть частично регулируемых и мало регулируемых затрат.

Центр выручки (дохода) – подразделение, чей руководитель отвечает за выручку, но не за затраты. Подобным центром может считаться отдел сбыта. Дело в том, что практически отсутствует взаимосвязь между затратами на функционирование такого центра и значением выручки, а значит, главным отслеживаемым показателем становится выручка и определяющие ее характеристики. К последним относятся объем сбыта в натуральном выражении, цены, структура продаж, то есть соотношение между различными видами продаваемого товара.

Центр прибыли – центр ответственности, где оценивается деятельность применительно к отделению, ассортиментной группе или географическому региону. Его руководитель отвечает за затраты и прибыли, это может быть, допустим, предприятие в составе крупного объединения. Менеджер контролирует цены, объемы производства, продаж, затраты, то есть два главных показателя: чистую, маржинальную прибыль.

Такое управление позволяет вести операционный бюджет, имеющий схожую форму с отчетом о прибылях и убытках и отчетом об исполнении бюджета. Центр прибыли нередко включает в себя несколько центров затрат: входящее в состав объединения предприятие состоит из цехов и других подразделений.

Центр инвестиций – подразделение, чей руководитель отвечает за выручку, затраты и капиталовложения. В качестве примера такого центра можно привести дочернее предприятие, наделенное правом инвестировать собственную прибыль. Цель данного центра состоит в получении максимальной прибыли аналогично с центром прибыли, а также в достижении максимальных показателей рентабельности вложенного капитала, доходности инвестиций, повышении стоимости акционерного капитала. Для управления центром инвестиций используются операционный бюджет, отчет об исполнении, баланс, отчет о денежных потоках.

Виды организации бюджетирования на предприятии

Приступая к автоматизации бюджетирования, важно понимать, что существуют различные виды бюджета, направленные на решение отдельных задач. Назовем некоторые из них:

  • Финансовый бюджет состоит из совокупности поступающих и затрачиваемых средств. Основой бюджетирования становятся: прогноз о прибыли, движении средств, бухгалтерский баланс. Главная цель в этом случае – планирование движения ресурсов для поддержания платежеспособности.
  • Операционный бюджет – это только доходы и траты на определенную сферу деятельности. Сюда также относятся расходы на косвенные налоги. На предприятии может вестись учет общехозяйственных трат, амортизационных отчислений.

Операционный бюджет – это только доходы и траты на определенную сферу деятельности. Сюда также относятся расходы на косвенные налоги. На предприятии может вестись учет общехозяйственных трат, амортизационных отчислений.

Фазы организации бюджетирования на предприятии

Планирование и распределение доходов, расходов – это отдельный этап в работе компании, его обычно называют бюджетным циклом. Дело в том, что этот процесс повторяется с определенной периодичностью, а значит, имеет циклический характер.

В каждом новом этапе бюджетирования предусмотрены несколько фаз, которые требуются для решения конкретных задач руководства компании.

Выделяют всего три ключевых фазы:

  • Планирование. Эта ступень предполагает изучение текущих показателей, необходимых при подготовке плана для будущей реализации. От данного шага зависит дальнейшая работа предприятия, и малейшая ошибка может стоить очень дорого. Поэтому необходимо учитывать возможные риски и способы их сокращения. На данном этапе подготавливается перечень направлений, которым фирма должна следовать в последующие несколько месяцев/лет.
  • Реализация. На данной стадии производится набор действий, необходимых для продвижения запланированных задач. Требуется точно выполнять намеченный план, вовремя корректировать действия – таким образом удается сократить затраты и своевременно добиться поставленных целей. Речь идет о совокупности действий всех подразделений фирмы, способных как-либо влиять на итоги работы.

Весь период реализации задач делят на несколько мелких промежутков, в которые также уместно поставить соответствующие планы. За счет такого подхода удается вовремя исправить показатели, понять их целесообразность, устранить появившуюся проблему.

  • Завершение. На данной ступени подводят итоги деятельности предприятия и предыдущих этапов. Здесь сопоставляются целевые и полученные показатели. Большая разница между ними – это признак крайней непродуктивности компании. Если же выставленных показателей удалось достичь, ставятся цели на новый период – их выполнение позволит бизнесу успешно развиваться дальше.

5 шагов организации бюджетирования на предприятии

Сразу скажем: нет единого алгоритма для организации бюджетирования на предприятии, существует только общий порядок действий:

  • Формирование финансовой структуры. В первую очередь подготавливается перечень принципов, которые будут использоваться при управлении бюджетом, то есть нужно провести анализ документации, особенностей взаимодействия между отделами. На этом этапе изменяются устоявшиеся стандарты учета, персонал готовится к нововведениям, подготавливается модель бюджетирования для отслеживания денежных потоков.
  • Формирование бюджетной структуры. Данная структура создается в соответствии с особенностями компании и может состоять из бюджета продаж, производства, закупок, уплаты налогов, затрат управленческого направления.
  • Формирование учетно-финансовой политики. Учетно-финансовая политика представляет собой перечень принципов ведения бухучета.
  • Создание регламента. Он состоит из мероприятий, инструментов бюджетирования. На данном шаге формируется нормативная база для регламентирования финансового учета. В регламент входят такие документы: положение о финансовой структуре, бюджете.
  • Разработка операционного и финансового бюджета. Данную задачу рекомендуется делегировать специалистам.

Важно! Увеличить эффективность бюджетирования позволяет сценарный анализ. Его следует рассмотреть подробнее.

Сценарный анализ как инструмент организации бюджетирования на предприятии

Компании вынуждены работать в динамично меняющихся рыночных условиях. Изменения в некоторых рыночных нишах, где бурно развиваются инновационные технологии, иногда столь внезапны, что маркетинговые планы (прежде всего, связанные с продвижением продуктов и услуг) за ними не поспевают.

Эта ситуация затрудняет планирование для всех организаций вне зависимости от их размера и направления деятельности. На помощь приходит сценарный анализ — метод, основанный на выстраивании возможных сценариев развития событий. Планы, в том числе касающиеся организации бюджетирования, разрабатывают исходя из базовых предпосылок о том, какой из этих сценариев более вероятен.

Сценарием называют описание возможного будущего организации и вариантов развития событий, которые могут к нему привести. Сценарии учитывают как пессимистические, так и оптимистические исходы событий, становясь базой для построения планов.

Сценарии органично дополняют планирование: для каждого из них должны быть составлены альтернативные планы. При попадании в ситуацию, описанную сценарием, можно воспользоваться тем или иным планом и действовать по нему, не тратя времени на долгие раздумья. Итогом выполнения сценария должно стать улучшение качества решений, принимаемых руководителем бизнеса, и упрощение поиска путей выхода из кризисов.

Планирование на основе сценариев оперирует следующими видами решений:

  • расширением сбыта;
  • выбором между закупками готовой продукции или полуфабрикатов у поставщиков либо самостоятельным их изготовлением;
  • изменением товарной номенклатуры;
  • управлением торговыми марками;
  • кооперацией;
  • формированием альянсов.

То есть, сценарный анализ даёт возможность выявить самый реалистичный сценарий, рассмотрев все сюжеты, и снизить, таким образом, будущие риски и страх неизвестности, подготовив планы действий для любых ситуаций. 

Рекомендации по организации бюджетирования на предприятии

Нужно понимать, что внедрение данного типа управления бюджетом на предприятии является очень сложной задачей, которую обычно доверяют специализированным компаниям. Но работники предприятия могут и сами повлиять на эффективность этого процесса, следуя таким рекомендациям:

  • Внедрение автоматизированных систем бюджетирования. На управление бюджетом без соответствующего программного обеспечения (ПО) требуется гораздо больше времени, кроме того, за счет автоматизации значительно снижается доля ошибок. Сегодня на рынке представлен богатый ассортимент автоматизированных систем – выбор зависит от особенностей конкретного предприятия. Допустим, есть ПО специально для малых компаний, а также для обработки больших объемов информации.
  • Получение консультаций от специалистов. Если действия перестают давать должный результат, стоит обратиться в консалтинговую фирму. Таким образом вы сможете найти свои ошибки, слабые места, внести коррективы в систему. Подобный принцип работы наиболее актуален для маленьких фирм, у которых нет своего отдела соответствующих специалистов.
  • Обращение внимания на мотивацию менеджеров. Для увеличения эффективности деятельности предприятия мало грамотно провести подготовительную работу, важно правильно реализовать идеи. Иными словами, решающую роль играют менеджеры. Вы можете ускорить внедрение системы за счет мотивации сотрудников.

Автоматизация бюджетирования является задачей специалистов. Вы можете оставить нам заявку, описать текущие сложности, вопросы по вашим бизнес-процессам — мы свяжемся с вами, чтобы провести подробный анализ ситуации. 

Содержание

  • Положения о бюджетировании на предприятии
  • Бюджет компании пример Excel
  • Составление БДР и БДДС пример в Excel
  • Бюджетирование в программах на платформе 1С

В условиях растущей конкуренции, нестабильной экономической ситуации все большее количество компаний приходят к
необходимости внедрения бюджетирования. Бюджетирование на предприятии – это процесс планирования, контроля и
выполнения бюджетов в процессе управления финансами. В данной статье попробуем на примере разобрать, как составлять
бюджет предприятия на примере.

Создание системы бюджетирования в компании или на предприятии обычно состоит из нескольких этапов. На первом этапе компании
необходимо определиться с целями, методологией бюджетирования, определить финансовую структуру (структуру центров
финансовой ответственности — ЦФО), разработать бюджетную модель (состав, структуру, виды бюджетов), утвердить
положение и регламент бюджетного процесса. На втором этапе можно непосредственно приступать к планированию бюджета
предприятия. Составление бюджетов предприятия при этом удобно автоматизировать на базе специального программного
продукта.

Положение о бюджетировании на предприятии может содержать следующие разделы:

  • Стратегические цели и задачи предприятия;
  • Бюджетная модель;
  • Финансовая структура компании и т. д.

Положение о бюджетировании на предприятии пример №1.

Положение о бюджетировании на предприятии пример №2.

На основании Положения о бюджетировании в компании необходимо разработать Регламент бюджетирования на предприятии, который может
содержать следующие разделы:

  • Порядок формирования функциональных и мастер бюджетов, структура соподчиненности;
  • Назначение ответственных и сроков предоставления бюджетов и отчетности;
  • Порядок согласования и внесения изменений;
  • Контроль и анализ бюджета и т. д.

Регламент бюджетирования на предприятии пример.

Есть несколько путей реализации готовой бюджетной модели. Самыми распространенными и относительно дешевыми способами
являются:

  • Бюджетирование в Excel
  • Бюджетирование в программах на платформе 1С

Бюджетирование в Excel заключается в создании форм бюджетов в формате Excel и связывании этих форм при помощи формул
и макросов. Формы бюджетов, в том числе бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств могут быть
различными, с укрупненными статьями или более подробные, разбиты на длительные периоды (например, годовой бюджет по
кварталам) или на более короткие периоды (например, месячный бюджет по неделям) – в зависимости от потребности
финансового менеджмента в компании.

Ниже приведен Бюджет доходов и расходов (пример составления в эксель) и пример Бюджета движения денежных средств.

Бюджет доходов и расходов предприятия образец Excel

Рисунок 1. Бюджет доходов и расходов предприятия образец Excel.

Бюджет движения денежных средств пример в excel

Рисунок 2. Бюджет движения денежных средств пример в Excel.

Составление БДР и БДДС пример в Excel

Процесс составления БДР и БДДС на примере в Excel может выглядеть следующим образом. Построим бюджетирование в компании или на
предприятии на примере производственной компании в Excel (подробности в файлах ниже):

Составление прогнозного Баланса на основании БДР и БДДС образец в экселе

Бюджетирование пример в Excel (бюджет организации образец excel)

БДДС пример в Excel (Бюджет движения денежных средств пример в Excel)

Рисунок 3. БДДС пример в Excel (Бюджет движения денежных средств пример в Excel).

БДР пример в Excel (Бюджет доходов и расходов пример составления в Excel)

Рисунок 4. БДР пример в Excel (Бюджет доходов и расходов пример составления в Excel).

Данный пример максимально упрощен. Но даже из него видно, что бюджетирование в эксель — процесс довольно трудоемкий,
так как необходимо собрать все функциональные бюджеты и прописать формулы и макросы для корректного отображения
итоговых результатов. Если взять реальное предприятие, или тем более холдинговую структуру, то можно представить,
насколько усложниться процесс составления бюджета в Excel.

Пример внедрения бюджетирования на базе Excel имеет множество недостатков: однопользовательский режим, отсутствие
возможности согласования функциональных бюджетов, нет разграничения доступа к информации, сложность консолидации и
т. д. Таким образом, бюджетирование в эксель является не оптимальным выбором для компании.

Бюджетирование в программах на платформе 1С

Автоматизация бюджетирования и управленческого учета на базе 1С, например, в системе «WA: Финансист», делает процесс
бюджетирования на предприятии более эффективным по сравнению с бюджетированием в Excel.

Подсистема бюджетирования «WA: Финансист» включает в себя возможности формирования и контроля операционных и мастер
бюджетов.

В решении реализованы механизмы, с помощью которых пользователи могут самостоятельно настраивать структуру бюджетов,
их взаимосвязи, способы получения фактических данных и данные для расчетов. Реализованный механизм взаимодействия с
внешними учетными системами дает возможность использовать внешние данные как для расчетов плановых показателей или
формирования отчетов, так и для отражения фактических данных на регистрах бюджетирования.

Данная система позволяет эффективно строить бизнес-процесс бюджетирования на всех его этапах:

  • разработка бюджетной модели;
  • согласование бюджетов и их корректировок;
  • отражение фактических данных по статьям бюджетирования;
  • контроль за исполнением бюджета;
  • план-факт анализ показателей с помощью развитых инструментов формирования отчетности;
  • формирование решений по управлению бизнесом.

Интерфейс «WA: Финансист: Бюджетирование». Раздел Бюджетирование

Рисунок 5. Интерфейс «WA: Финансист: Бюджетирование». Раздел Бюджетирование.

WA: Финансист «Бюджетирование» включает следующие бизнес-процессы:

  • Моделирование – разработка бюджетной модели;
  • Основной бюджетный процесс – регистрация плановых показателей подразделениями. Утверждение бюджетов.
    Корректировка планов и согласование корректировок;
  • Подсистема взаимодействия с источниками данных – настройка получения данных из внешних источников (как частный
    случай—обращение к данным системы).
  • Отчеты системы – набор аналитических отчетов.

Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист»

Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист».

Ввод плановых показателей в системе производится с помощью гибкого произвольно-настраиваемого документа «Бюджет».
Форма ввода бюджета (форма бюджета доходов и расходов, а также форма бюджета движения денежных средств при этом)
максимально приближена к формату в Excel, что обеспечивает комфортный переход пользователя к работе с системой.

Некоторые статьи бюджета, которые зависят от другой статьи бюджета (например, поступления денежных средств от
покупателей зависят от статьи дохода «Выручка») – можно планировать с помощью механизма зависимых оборотов, который
в системе представлен в виде документов «Регистрация зависимостей оборотов по статьям».

При необходимости есть возможность корректировать утвержденный бюджет специальными документами «Корректировка
бюджета» и отслеживать внесенные изменения в отчетах с видом «Выводить корректировки бюджета отдельно». Есть
возможность настроить распределение бюджета, вести учет бюджетных заявок.

С помощью специальных документов «Учет фактических данных по бюджетам» осуществляется получение факта из внешних
учетных систем, например, 1С Бухгалтерии.

Различные отчеты позволяют анализировать плановын и фактически данные, таким образом осуществляя управление
бюджетированием на предприятии.

Таким образом, внедрение бюджетирования в компании в программах на платформе 1С является наиболее оптимальным с точки
зрения затрат времени, денег и эффективности дальнейшей работы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Микроцид рф ликвид инструкция по применению
  • Гриппофлю инструкция по применению цена отзывы иммунитет
  • Kvm руководство пользователя
  • Почта яндекс руководство по
  • Электроплита бош инструкция по эксплуатации на русском

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии