T
Директор «Художественного» Варвара Мельникова
текст:
Александр Перепелкин
Ассистент стилиста:
Алиса Пономаренко
Ассистент фотографа:
Кирилл Григорьев
В апреле после почти семилетней болезненной реконструкции в сердце Москвы открылся кинотеатр «Художественный» — тот самый, где когда-то была премьера «Броненосца Потемкина» и шел ММКФ. Теперь здесь показывают главные мировые киноновинки, советскую классику, документалистику в рамках Beat Film Festival, а 20 июля стартовал фестиваль, собранный командой кинотеатра — «Новая женственность», про актуальное авторское кино, снятое женщинами. Редакционный директор The Blueprint Александр Перепелкин расспросил управляющего директора «Художественного» Варвару Мельникову о том, как столицу и регионы меняет урбанистика родом со «Стрелки» — и для кого придуман новый-старый кинотеатр.
Как бы ты сама объяснила, чем ты занимаешься? Варвара Мельникова — это кто? В двух словах.
Такой простой вопрос, на который очень сложно найти ответ.
Я вот где только не работал (в Mercury и в The Blueprint), и всегда говорю: «Я профессиональный пиарщик-маркетолог, а все остальное — это какие-то мои побочные увлечения».
Я деятель в области культуры и урбанистики. Я занимаюсь образовательными и исследовательскими практиками. Я занимаюсь просвещением с точки зрения как вдохновения, так и развлечения. И я занимаюсь созданием возможностей для реализации городских проектов.
В каком состоянии в России сейчас находится образование? С одной стороны, в июне вступил в силу закон о просвещении, очень жуткий. С другой стороны, на карантине все стало доступно по зуму, теперь не обязательно ездить в Гарвард, чтобы учиться по гарвардской программе.
Образование сегодня — это не столько и не только про новые навыки или новые профессии. Это про разные способы познания мира и открытие границ через интернет и через разные диджитал-практики. Как ты сейчас сказал — и Гарвард открыт, и Йель открыт, и куча новых школ открывается. Мы можем пойти изучать астрономию или биологию и таким образом открыть для себя совершенно другой мир. Или музыкант может пойти изучать математику и физику. Разнообразие и доступность связаны с желанием человека, с одной стороны, удовлетворить свое любопытство, а с другой — познать мир через разные перспективы.
А мир стал более открытым или более закрытым? С одной стороны, есть интернет, зум. А с другой стороны, мы уже полтора года все сидим по своим странам. Не только Россия. У меня, например, ощущение застоя воды, которая уже немножко зацвела, нет обмена.
У меня раз на раз не приходится. Есть дни, в которые ты чувствуешь мир очень открытым, даже разговаривая через зум со своими коллегами, которые сидят в LA или в Нью-Йорке, или перемещаясь из Хабаровска во Владивосток, где я недавно была. А бывают моменты, когда ощущаешь себя невероятно изолированным. Мир сейчас гибридный, то есть он не однозначно закрыт, но и не однозначно открыт.
С точки зрения культурной или урбанистической повестки — нет, я этого не ощущаю.
А разве нет такого ощущения, что Россия стала волчьим билетом? Мы, когда придумывали The Blueprint семь лет назад, всегда получали «да» от всех героев. Сегодня нам все сложнее и сложнее получать иностранных героев, потому что после 2014 года, после отравления Навального, нам часто говорят: «У вас закон о гей-пропаганде, поэтому мы не даем интервью для России».
Нет, я с этим не сталкивалась. Я работаю с архитекторами, художниками, режиссерами, актерами: это профессиональные люди, которые открыты к тому, чтобы транслировать свою повестку и находиться в диалоге. Диалог не подразумевает, что ты взаимодействуешь только с единомышленниками. У вас могут не сходиться точки зрения. Но на уровне базового комфорта жизни (мы все хотим дышать свежим воздухом, пользоваться хорошей медициной, сидеть в приятных местах и жить в комфортных квартирах) мы не сильно отличаемся от остального мира. Здесь у тебя есть common foundation, вокруг которого можно и разговаривать, и договариваться.
Как этот город-сад, который вы в «Стрелке» стараетесь создать, может сосуществовать с ощущением небезопасности на улице и в стране? Когда ты идешь с работы в Столешниковом переулке, а потом смотришь репортаж на «Дожде», как там бьют людей.
Но это ведь не каждый день! Живой город — это, с одной стороны, не идеалистическая картинка, в которой тебе всегда хорошо, комфортно и безопасно. Одновременно с этим это и не утопический апокалипсис, где тебе всегда сложно и кругом насилие. Москву можно сравнить с другими мегаполисами, Нью-Йорком, Вашингтоном, Парижем. Как и в любом другом мегаполисе, здесь случаются конфликты. Безусловно, страшно, когда способы выхода из конфликтов становятся жестокими. Так быть не должно.
Давай сравним. Буквально пару недель назад в Лос-Анджелесе после реконструкции открылся исторический кинотеатр Tower Theatre, первый в городе, очень красивый. Реставрацию спонсировала Apple, открывшая там магазин. А вы в кинотеатре «Художественный» после реконструкции открываете кинотеатр. Как вы это себе объясняете во времена, когда даже голливудские студии все чаще выпускают фильмы сразу в стримингах?
Я дам очень неэффективный ответ. Город состоит не только из эффективности. Кинотеатры сносят и разрушают везде, но это не означает, что первый кинотеатр страны, занимающий не так много места в центре Москвы, можно перестроить в Apple Store. В Москве полно пространств, где можно сделать хороший Apple Store, но не так много хороших кинотеатров. Применять принцип коммерческой эффективности к объекту культурного наследия — это все равно что требовать от Большого театра коммерческой эффективности.
Ну почему же, заммэра Москвы по строительству Андрей Бочкарев, рассказывая о новом Генплане города, заявил, что власти видят его целью «наполнение ткани города территориями различного назначения, где будет экономический эффект от каждого метра».
Ну, наверное, в Нью-Йорке тоже можно было бы застроить Центральный парк.
Но тогда бы сразу подешевела недвижимость по периметру.
Именно. Стоимость недвижимости складывается не только из физической стоимости квадратного метра. Ее гораздо больше определяет то, что находится вокруг: парк, театр, кинотеатр, хороший ресторан, хорошая школа, хорошая больница. Конечно, коммерческая, жилая или офисная недвижимость всегда принесет больше денег. Но есть недвижимость, а есть архитектура.
Хорошо, «Художественный» — это важное историческое здание. В нем есть кино, есть кафе, есть интерьеры очень красивые. Чем он принципиально отличается от «Пионера»?
«Художественный» скорее продолжает традицию качественного кинотеатра, которую десять лет назад придумал для «Пионера» Александр Мамут. Это кинотеатр без попкорна. С хорошими фильмами, которые ты смотришь на языке оригинала с субтитрами, с лучшим звуком и лучшей картинкой в очень красивом месте.
Юбка WOS, топ Uniqlo,туфли Saint Laurent
Платье Cecilie Bahnsen, туфли Prada
В Москве полно пространств, где можно сделать хороший Apple Store, но не так много хороших кинотеатров
Платье Inshade, туфли Prada
Что значит хорошие фильмы? Я помню, как в детстве ходил в «35 миллиметров» и смотрел все подряд. И в какой-то момент у меня пошла кровь из глаз и я признался себе, что плохое кино — это плохое кино, не важно, авторское оно или нет.
Есть более массовое, есть менее массовое кино, «Художественный» открыт для разных фильмов. Включая то, что оказалось не так просто делать — это показывать то, что я называю «легендарной нетленкой». Как, например, фильм «Берегись автомобиля» или «Броненосец Потемкин». Я не хочу делать пространство для людей, которые должны очень мощно разбираться в кино или, например, любить черно-белое кино.
Так что именно вы будете показывать?
Сложный вопрос, учитывая, что прокатные планы сейчас постоянно меняются. Я бы сказала, что в связи с тем, что огромное количество премьер было отложено, конец 2021 года и 2022 год будет временем, когда у всех будет невероятный выбор того, что можно посмотреть. Все ждут «Французский вестник» Уэса Андерсона, все ждут юбилейного Джеймса Бонда, его выход переносили три раза, огромное количество российских фильмов. В «Художественном» точно будет все лучшее, что сейчас показали на Каннском кинофестивале, начиная с российской премьеры мюзикла «Аннетт» Леоса Каракса, который открывал Канны. «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова. Еще несколько громких премьер объявим в течение месяца, ну и к дню рождения кинотеатра в ноябре будет еще один собственный фестиваль.
Почему у вас тогда первый фестиваль не про хорошее кино в целом, а про женское кино?
На самом деле мы уже делали фестивали — «Отвязные каникулы» на майские, фестиваль оскаровских фильмов. Этот фестиваль первый в том смысле, что он в основном собран из новых фильмов, которые наша аудитория еще не видела. Почему женское? Потому что это интересный для нас ракурс, который мы считаем важным освещать и просто сильнейшее кино, которое хочется показать.
Но собирал его программный директор Стас Тыркин. Зачем вообще нужна Варвара Мельникова «Художественному»? И он тебе? Это же просто кинотеатр, пусть и очень специальный.
Ты сам ответил на этот вопрос: потому что это очень специальный кинотеатр. «Стрелка» — тоже очень специальный проект, а не линейная штука только про образование или просвещение. Моя ключевая задача в кинотеатре — создать команду, которая может сделать из нашего с вами просмотра кино что-то более уникальное, чем просто тупо купил билет, попкорн и бутылку кока-колы, чего-то там посмотрел и забыл.
Но вы хотите сделать его модным местом? Вот, например, вы дружите с Gucci.
Мода сегодня очень сильно зависит от аудитории, с которой ты взаимодействуешь. И для кого-то, я уверена, «Пропаганда» до сих пор является актуальной и модной, потому что там играет кто-то, кто не играет больше нигде. А для кого-то «Стрелка» и кинотеатр «Художественный» не являются модными. Цитируя Шанель, «у моды две цели: удобство и любовь. А красота возникает, когда мода добивается этих целей». И вот мы скорее об этом.
Так это про моду или про сообщество? Потому что «Стрелка», наверное, была одной из первых, которая собрала вокруг себя сообщество. Как «Гараж» сейчас.
Это точно про сообщество, я бы просто поменяла слово «модное» на «актуальное». Сообщество сегодня — очень актуальный способ жить, работать и вообще функционировать. Здесь мы возвращаемся к разговору про открытость и закрытость этого мира, потому что так или иначе мы все хотим в какие-то трайбы. Поэтому возникают сообщества велосипедистов, людей, которые любят архитектуру или ненавидят ее.
Раньше все делились на взрослых и молодых, правых или левых, а сейчас из-за того, что мы все стали очень vocal, параметров, по которым мы делим людей на своих и чужих, стало великое множество. Думаешь, люди все еще способны объединяться по какому-то принципу?
Двор «Стрелки» может вместить в себя три-четыре тысячи человек. Вот объем сообщества, которое мы можем собрать на том или ином мероприятии. При этом есть аудитория, которая интересуется вопросами экологии, и они могут воспринимать «Стрелку» как пространство, куда они могут прийти и эти вопросы обсудить. Есть люди, которые хотят смотреть советское кино и могут пойти за этим в кинотеатр «Художественный». А есть люди, которые хотят смотреть классное документальное кино про фэшн и Маржелу. И у них всех должно быть пространство, куда они могут пойти.
Так или иначе мы все хотим в какие-то трайбы
«Стрелка» — это еще и место, где выкристаллизовалась концепция урбанистики, которая сейчас пошла в регионы. Лично меня очень беспокоят ваши планы в моем любимом Суздале.
Нет, но мы очень любим туда ездить, и зимой и летом. И мы чуть переживаем, что сейчас туда придет московская программа «Моя улица», некий стандарт. Как в Нижнем Новгороде, где дикими темпами идет благоустройство к 800-летию, и он немножко, скажем так, омосковскивается.
Большая часть проектных организаций в советское время существовала в Санкт-Петербурге и в Москве. Это не новость. В Суздале сейчас сложилось две аудитории. Есть люди, которые родились и живут в Суздале. И для них в городе происходит крайне мало. Один из ключевых проектов, которые мы предлагаем в Суздале, это не программа «Моя улица», а строительство новой качественной классной и современной школы. Мы ходим вокруг этого проекта уже полтора года и пока не можем добиться никакого результата. Потому что Суздаль как город слишком маленький, он не попадает ни в какие программы. Той части людей, которые ездят в Суздаль отдыхать на дачах, не сильно интересно, в какие школы ходят суздальцы. В результате не происходит необходимого опыления между людьми, которые туда приезжают, и людьми, которые там живут, их качество жизни не повышается. В Суздале по этой части огромный дефицит. Программа, с которой мы работаем, связана с тем, чтобы снизить этот дефицит.
Кажется, что если ты бесчеловечный — ты эффективный, а если человечный — то неэффективный
А не решается ли эта проблема передачей решения городских вопросов жителям? В Штатах есть понятие commitment to the society. Самый яркий пример — история парка Хай-Лайн в Нью-Йорке, на который скидывались всем миром, включая Диану фон Фюрстенберг. В итоге все счастливы, а парк управляется обществом «Друзья парка Хай-Лайн». Может ли быть что-то такое у нас?
Да. Я вижу это в городах, которые меньше по размеру, чем Москва, но этого крайне мало. Нам нужно больше городских сообществ. Например, год назад из Москвы в Санкт-Петербург отправилась велоэкспедиция «Вело 1». Вокруг этой истории начинает формироваться сообщество людей, которые хотят видеть развитую и комфортную инфраструктуру для велосипедистов, возможности для велопутешествий в России и готовы в этом помогать.
Это более эффективная структура?
Эффективно — когда городские сообщества работают совместно с локальным бизнесом, или международным бизнесом, не важно, и с муниципалитетом. Понимая, что у каждого из этих трех стейкхолдеров есть разные интересы. Потому что у городской администрации, например, сложная ситуация: они находятся не такой долгий срок на своих позициях, но при этом большая часть проектов, которые они должны делать, — долгосрочные. Они дадут свой эффект, когда человек уже не будет на посту мэра.
Когда вы занимались программой «Моя улица», «Стрелке» было очень важно вести пиар-кампанию, рассказывать людям, что происходит. Сейчас мэрия Москвы не пытается посвятить кого-то в свои планы — просто приезжают и начинают реконструкцию.
Во-первых, в городе не надо бояться конфликта. Нигде нет ни одного городского проекта, в котором все были бы довольны, это часть коллективной жизни. Есть люди, которые хотят, чтобы у них был консьерж в подъезде, есть люди, которые не хотят этого. Есть люди, которых бесит, когда кто-то оставляет велосипед в подъезде, есть люди, которые считают, что подъезд ровно для этого и существует. И конечно, коммуникация важна. Потому что тебе пусть и, возможно, в не очень цензурной форме, но могут дать обратную связь. Не надо ждать, что тебе будут благодарны. Это чисто история про «делай добро и бросай его в воду».
Раз уж мы заговорили про фидбэк, «новая этика» как-то повлияла на методы управления командой? Ну, что всех нужно обязательно хвалить и только потом критиковать. А потом снова похвалить.
Мне один коуч по обратной связи сказал очень хорошую фразу: «Человек, который дает тебе обратную связь, имеет право дать ее в той форме, в которой он умеет. Она может быть экологичной, может быть не экологичной. И твоя задача — учиться принимать эту обратную связь. Слышать ее важнее, чем находиться в позиции: «Вы мне дали не очень экологичную обратную связь». Да, бывает. Сложно ли мне с этим? Мне сложно, так же, как и всем. Винегрет ощущений у меня получается, когда мы собрались вроде как обсудить проект, а на самом деле мы обсуждаем, как мы все устали. Но этот тезис — что тебе могут давать обратную связь в любой форме — помогает.
Ты веришь в карьерный коучинг?
Да. Я к этому пришла 10 или 12 лет назад. Я командный игрок — во всем: в том, как я работаю, в том, как я дружу, в том, как я живу. Поэтому я не могу закрыться, выбрать один путь, ни с кем его не обсуждать, ни с кем не делиться своей радостью или своей грустью.
К тебе за это время пришло ощущение успеха? Что ты всего добилась, эффективный менеджер…
Когда ты меня спросил про эффективный менеджемент, я подумала: «Какой я все-таки лузер. 12 лет фигачу-фигачу, а клеймо, которое на меня вешают в итоге, — «эффективный менеджер». А потом подумала: «А чего я вообще расстраиваюсь? Может, мне просто не нравится слово „эффективный“?» Кажется, что если ты бесчеловечный — ты эффективный, а если человечный — то неэффективный. Хотя для меня эффективность во многом — в человечности. И в этой части я, наверное, могу согласиться с тем, что я — успешный, эффективный менеджер. Но мне столько всего еще хочется наделать, и вокруг себя, и внутри себя, что я буду рассуждать про успех только тогда, когда мне будет 88 или 98. Пока работаем.
Были решения, за которые тебе обидно?
Конечно, были. На «Стрелке» есть такое правило: когда новый человек приходит работать, мы у него спрашиваем — какой у него был walk of shame. У меня walk of shame был, и не один. Что-то из этого было очень заметно, что-то — менее заметно.
Спустя шесть лет после закрытия кинотеатра «Художественный» москвичи увидели его обновленный фасад. С кинотеатра сняли леса, и теперь на здании красуется историческая вывеска «Художественный электро-театръ». Рассказываем, когда планируется полное завершение реставрационных работ и какие фильмы будут показывать в кинотеатре.
Исторический облик 1913 года
Знаменитый кинотеатр на Арбате закрылся на реставрацию в 2014 году. К 2018 году были завершены противоаварийные работы, затем специалисты занялись усилением стен и фундамента здания. Следующим этапом стала реставрация фасадов и интерьеров. В департаменте культурного наследия города заверили, что кинотеатру вернут исторический облик 1913 года.
Кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади является объектом культурного наследия регионального значения и входит в тройку кинотеатров, имеющих столетнюю историю. Первый фильм был показан в его стенах 110 лет назад, в 1909 году. Тогда 400 зрителей увидели премьеру французской драмы «Жоржетта».
Cегодня с «Художественного» сняли строительные леса, и перед взорами горожан появилась историческая вывеска «Художественный электро-театръ». Также можно увидеть отреставрированные маскароны, надписи «Входъ» и «Выходъ», украшающие парадные двери, барельефы «Селена» и «Гелиос» и другие элементы декора.
В главном зале восстановлены барельефы над входами, над порталом, восстановлены пилястры с капителями в зале. Под слоем краски и штукатурки была обнаружена историческая решетка, к которой крепилась люстра. Ее не было видно последние лет 50, поэтому она с тех времен действительно оригинальный элемент. Хотя о самой люстре информации не сохранилось.
Дарья Парамонова
генеральный директор Strelka Architects, отвечает за видение проекта
Генеральный директор Strelka Architects Дарья Парамонова, отвечающая за видение проекта по реставрации «Художественного», сообщила Москве 24, что все обнаруженные внутри интерьера элементы уже отреставрированы. «Часть элементов была восстановлена на основании реставрационного проекта и научно-изыскательских работ, которые делались для кинотеатра. В основном они все находятся в главном зале, часть элементов – в боковых и главном фойе», – рассказала Парамонова.
Что будут показывать
Реставрация фасада кинотеатра «Художественный» завершилась в Москве
Глава архитектурного бюро сообщила, что сроки по строительным работам пока сохраняются (конец 2020 года). Однако дата открытия кинотеатра пока неизвестна. Во многом это также будет зависеть от эпидемиологической обстановки в городе.
При этом формат, в котором будет функционировать обновленный кинотеатр, уже известен. Директор кинотеатра Варвара Мельникова в диалоге с Москвой 24 сообщила, что «Художественный» будет работать как премьерный центр, но с кураторским подходом к отбору фильмов.
Основу репертуара кинотеатра будет составлять арт-мейнстрим, но при этом не будет дискриминации по форматам и жанрам. Качественный мейнстрим также будет представлен в афише кинотеатра. Помимо показов фильмов из текущего проката, будут проводиться фестивали, в рамках которых будет показываться кино, не купленное для российского проката.
Варвара Мельникова
директор кинотеатра «Художественный»
По словам архитекторов, несмотря на то что кинотеатр обнесен строительной площадкой и фасад видно больше издалека, москвичи уже положительно отзываются о внешнем виде здания.
В настоящий момент реставрационные работы в основном завершены, ведется работа по отделке интерьеров. «Мне кажется, все очень ждут его открытия. «Художественный» – знаковый, исторический кинотеатр. Это уникальный объект в мире, таких кинотеатров совсем немного», – подчеркнула Дарья Парамонова.
Читайте также
- Фасады более 20 бывших зданий АТС в Москве украсят граффити
- В России предложили популяризовать вакцинацию с помощью кино и мультфильмов
МУП ПРЕДПРИЯТИЕ КИНОТЕАТР «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КИНОТЕАТР «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»
ОГРН 1027700335960
ИНН 7704115040
КПП 770401001
Дата регистрации
1 ноября 1991 года
Юридический адрес
121019, г. Москва, пл. Арбатская, д. 14
Организационно-правовая форма
Муниципальное предприятие
Специальный налоговый режим
Не применяется?
Учредители
Нет сведений об учредителях
ЕФРСБ (реестр банкротств)
Нет сообщений о банкротстве
Сведения о регистрации
Регистрация в ФНС
Регистрационный номер 1027700335960 от 21 октября 2002 года
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве
Регистрация в ПФР
Регистрационный номер 087103011226 от 13 июля 1994 года
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
Виды деятельности ОКВЭД
Нет сведений о видах деятельности организации?
Финансовая отчетность
Нет сведений о финансовой (бухгалтерской) отчетности МУП ПРЕДПРИЯТИЕ КИНОТЕАТР «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»?
Руководитель
Нет записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ
Нет записи о дисквалификации
Не входит в реестр массовых руководителей
Учредители
Нет сведений об учредителях организации?
Правопреемники
Связи
Не найдено ни одной связи МУП ПРЕДПРИЯТИЕ КИНОТЕАТР «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ» с другими организациями
Не найдено ни одной связи МУП ПРЕДПРИЯТИЕ КИНОТЕАТР «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ» с другими организациями
Не найдено ни одной связи МУП ПРЕДПРИЯТИЕ КИНОТЕАТР «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ» с другими организациями
Не найдено ни одной связи МУП ПРЕДПРИЯТИЕ КИНОТЕАТР «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ» с другими организациями
Госзакупки
Сведения об участии МУП ПРЕДПРИЯТИЕ КИНОТЕАТР «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ» в госзакупках в качестве поставщика или заказчика по 94-ФЗ, 44-ФЗ или 223-ФЗ отсутствуют
Проверки
ФГИС «Единый Реестр Проверок» Генеральной Прокуратуры РФ не содержит сведений о проверках в отношении организации МУП ПРЕДПРИЯТИЕ КИНОТЕАТР «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»
Налоги и сборы
Нет сведений об уплаченных за прошлый отчетный период налогах и сборах
Нет сведений о задолженностях по пеням и штрафам
История изменений
13.07.1994 Регистрация в ПФР, присвоен регистрационный номер 087103011226 Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области |
|
21.10.2002 Присвоен ОГРН 1027700335960 |
|
06.10.2006 Юридическое лицо было ликвидировано |
|
26.01.2017 |
|
02.01.2022 Удалена запись об учредителе ПРАВИТЕЛЬСТВО Г.МОСКВЫ |
Согласно данным ЕГРЮЛ, организация МУП ПРЕДПРИЯТИЕ КИНОТЕАТР «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ» — или МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КИНОТЕАТР «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ» — была зарегистрирована 1 ноября 1991 года по адресу 121019, г. Москва, пл. Арбатская, д. 14. Налоговый орган — межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве.
Реквизиты юридического лица — ОГРН 1027700335960, ИНН 7704115040, КПП 770401001. Регистрационный номер в ПФР — 087103011226. Организационно-правовой формой являлась «Муниципальное предприятие».
Исполняющий обязанности директора — Михайлова Людмила Юрьевна. Сведения об учредителях отсутствуют.
Юридическое лицо было ликвидировано 6 октября 2006 года.
Смотрите также
Прочие фирмы и организации
ООО «ГАРПУН» Торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов г. Новосибирск |
ООО «АВТОСПЕЦСЕРВИС» Деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем Оренбургская Область |
ООО «ЦЕНТРЗАПЧАСТЬ» Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями г. Старый Оскол |
ООО «ФАВОРИТ ИНСТРУМЕНТ» Торговля оптовая скобяными изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и принадлежностями рп. Мокшан |
ООО «УСАДЬБА-СЕРВИС» Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе д. Духанино |
Программным директором кинотеатра стал кинокритик и куратор Стас Тыркин. Директор событийной программы — Галарина Долговых, генеральный продюсер Strelka Film Festival. Варвара Мельникова, управляющий директор компании «Афиша» — стала управляющим директором кинотеатра.
Подробности таковы. «Художественный» с конца этого года будет работать как премьерный и фестивальный центр. Обещано, что в программе «будет представлен мировой кинематограф во всем его разнообразии».
Стас Тыркин известен тем, что отвечает за кинопрограмму «Гоголь-центра», является программным директором Strelka Film Festival и работает в жюри российских и международных фестивалей; среди них киносмотры в Локарно, Вильнюсе, Варшаве и Эль-Гуне. «Само название ко многому обязывает: в «Художественном» не могут показываться случайные фильмы, поэтому главным принципом станет селективность, внятный кураторский отбор, нацеленный на поиски новой «художественности». При этом не будет дискриминации по форматам и жанрам: иногда качественный мейнстрим лучше среднестатистического «фестивального» фильма, полного заунывных артхаусных штампов», — говорит Стас Тыркин.
Директором событийной программы назначена известный продюсер кинособытий Галарина Долговых, генеральный продюсер Strelka Film Festival. Галарина умеет превратить в событие любое мероприятие, за которое берется. Варвара Мельникова — новый управляющий директора кинотеатра «Художественный» рассказывает о настоящем этапе работы следующее: «Художественный» заработает как кинотеатр премьерного показа и фестивальный центр. В течение всего года мы будем освещать мировую киноповестку, в том числе показывать фильмы, не купленные для российского проката. Сейчас мы налаживаем сотрудничество с зарубежными культурными институциями, чтобы в будущем устраивать совместные кинопоказы, ретроспективы и образовательные мероприятия. Помимо этого, в «Художественном» можно будет увидеть первые серии самых ожидаемых сериалов».
Уместно напомнить, что кинотеатр закрылся на реставрацию в январе 2014 года. В 2016 году компания A&NN Александра Мамута взяла на себя обязательства по восстановлению здания. С 2019 года кинотеатр является совместным активом Rambler Group и A&NN.
Кстати, в прошлом году открылся обновленный кинотеатр «Иллюзион», который до пандемии, представлял весьма интересные программы и начинания. Сменилось руководство и у кинотеатра «Пионер» — так что зрителю будет из чего выбрать, когда кинотеатры откроются, что хорошо. Радует, что кинотеатры превращаются в культурные центры и кластеры — каждый, со своей продуманной программой и личностями, которые ее формируют. Преимущество «Художественного» еще и в расположении. Так что пожелаем ему плодотворной работы. Что до списка фестивалей Минкульта, в нем значится 10-24 ноября кинофестиваль «Художественный», и 25-31 декабря — «Новый год в «Художественном». Будем с нетерпением ждать. Саму дату открытия кинотеатра обещано, что объявят позднее.
Справка «РГ»
«Художественный» — старейший кинотеатр Москвы, открывшийся в 1909 году; объект культурного наследия регионального значения. Здание кинотеатра было спроектировано архитектором Николаем Благовещенским и позднее перестроено Федором Шехтелем. В стенах кинотеатра побывали Лев Толстой, Сергей Есенин и другие легендарные деятели культуры и искусства. Здесь в 1926 году прошла премьера фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», а в 30-е годы показали первые советские звуковые и цветные фильмы.
«Художественный» — не просто старейший кинотеатр столицы, а символ старой Москвы, с которым связаны истории нескольких поколений городских жителей. Спустя семь лет реконструкции кинотеатр, куда ходили еще наши бабушки и прабабушки, открывается. Time Out побывал внутри и рассказывает, как теперь выглядит «Художественный» и что нового он приготовил для своих гостей.
Как все начиналось
«Художественный» — своеобразный учебник истории. По тому, как выглядел кинотеатр в разное время, можно проследить, как менялись технологии, отношение к красоте и архитектуре.
Его история началась в 1909 году. Кинематограф был невероятно популярен, и предприимчивые граждане организовывали места для кинопоказов — часто роль кинозалов выполняли различные каморки и склады с киноаппаратом и простыней. «Художественный», над которым работал архитектор Николай Благовещенский, отличался от прочих столичных кинозалов — его здание изначально проектировалось как кинотеатр. Кроме того, это было заведение, как бы сейчас сказали, премиум-сегмента, со зрительным залом на 400 мест и светящимся фонтаном в фойе. Здесь демонстрировали главные киноновинки, а билеты можно было заказать с доставкой на дом. В своем первом воплощении «Художественный электро-театръ», или «Синематограф Брокша», выглядел совсем иначе — это было одноэтажное здание с куполом, статуями и колоннами. Представить его можно благодаря листу проекта Шехтеля от 1912 года.
В 1912-1913 годах здание «Художественного» перестроил знаменитый мастер московского модерна Федор Шехтель. Изменился фасад здания, кинотеатр обзавелся вентиляцией, паровым отоплением, балконом и ложами, перекрытиями из бетона, а число мест в зрительном зале увеличилось более чем в два раза.
Кроме того, строители «Художественного» позаботились о пожарной безопасности: целлулоидная пленка хранилась в специально оборудованном помещении, обитом кованым железом. После такого «перезапуска» кинотеатр стал любимым местом московской интеллигенции, которое посещали Лев Толстой, Сергей Есенин и другие.
С приходом советской власти изменилось назначение многих зданий: бывшие церкви превращались в склады, дворянские резиденции — в дома отдыха. Однако на судьбу культового кинотеатра смена строя практически не повлияла: Роберт Брок перестал быть управляющим, но кинотеатр остался кинотеатром. Более того, в 1921 году «Художественный» стал первым кинотеатром Госкино. В 1926 году здесь прошла премьера кинофильма «Броненосец “Потемкин”», в 1931-м — первой звуковой картины «Путевка в жизнь», а в 1936 году — первого цветного фильма «Груня Корнакова». В довоенные годы при кинотеатре находились комната матери и ребенка, буфет, читальный зал, место для игры в шахматы и шашки. В летнее время в саду при театре проводили эстрадные концерты.
За годы своего существования «Художественный» несколько раз оказывался под угрозой разрушения. Первый раз — во время войны. Кинотеатр не прекращал работу и чудом уцелел во время бомбежек: прилегавшее к нему здание было полностью разрушено, но «Художественный» устоял.
После войны здание подверглось реконструкции: с одной стороны, «Художественный» получил новый экран и стал первым широкоэкранным кинотеатром в СССР, с другой — потерял оригинальный шехтелевский декор. Большой зал утратил исторический потолок, а фасады — барельефы с колесницами. На месте окон со стороны Арбатской площади появилась глухая стена. Тогда же родилась традиция завешивать весь фасад афишами: возможно, так начали делать, чтобы здание не выглядело как унылая бетонная коробка.
Следующий удар по кинотеатру пришелся уже на мирный период: здание планировали снести во время реконструкции Нового Арбата для дополнительного расширения магистрали, соединяющей Кремль и Кутузовский проспект. «Художественный» отстояли режиссеры и актеры.
В 1960-е и 1970-е в уцелевшем кинотеатре можно было посмотреть заграничные картины. Здесь проводились фестивали чехословацкого кинематографа, неделя фильмов Аргентины и другие подобные мероприятия. Капитальный ремонт здания в 1987 году ознаменовал для «Художественного» не новую эпоху, а начало упадка. Несмотря на то, что он продолжал пользоваться популярностью у горожан, здание постепенно разрушалось, и в 90-е годы большую часть его площади стали занимать бар и игровые автоматы.
Реконструкция
Команде, проводившей реставрацию, передали не просто здание в аварийном состоянии, а место с богатым прошлым и огромной значимостью для многих москвичей. Неудивительно, что вокруг проекта ходило огромное количество слухов и подозрений — говорили, например, что на месте исторического кинотеатра хотят открыть казино или клуб. Смена подрядчика в процессе реставрации лишь спровоцировала новый скандал.
Замысел был таков: создать из обветшавшего шедевра архитектуры современный кинотеатр и при этом максимально бережно отнестись к его культурному наследию. Для работы привлекли специалистов из Испании и Германии, которые знали, как деликатно интегрировать современные технологии в исторический памятник.
При реставрации старались соблюдать баланс: максимально восстановить все, что было возможно, но не создать псевдоисторический интерьер. Все получилось: в образе обновленного «Художественного» успешно сочетаются и историческое наследие, и современность. Потолок в фойе обрамляет собранный по крупицам шехтелевский карниз, а доминантой здесь служат хорошо сохранившиеся советские решетки. Интересная история приключилась с баром и фонтаном: они есть на шехтелевском плане кинотеатра, однако никаких данных о том, как они выглядели, не сохранилось. Поэтому при реставрации их все же оставили, но в современном дизайне.
Шехтелевский декор удалось вернуть и стенам большого зала. При воссоздании нужного рисунка использовали особую акустическую штукатурку — она улучшает звукоизоляцию. А вот экстерьер здания изменился: вновь появились окна со стороны Арбатской площади, на фасад вернулись отреставрированные маскароны и барельефы «Селена» и «Гелиос», а также надписи «Входъ» и «Выходъ» над парадными дверьми.
При этом зрительные залы — всего их четыре — оборудованы самыми современными технологиями. Например, аудиосистемой Dolby Atmos, создающей эффект полного погружения, и высококонтрастными лазерными кинопроекторами Barco. Таких в мире всего двадцать один — и четыре из них в «Художественном».
Полностью обновленный главный зал кинотеатра вмещает 474 зрителя, два малых — по 46, а один камерный — 21.
Реконструкторы хотели сделать «Художественный» не просто кинотеатром, но и общественным пространством, «живым» местом для москвичей. Здесь можно будет встретиться с друзьями за чашкой кофе или получить новые знания: в южном фойе откроется филиал библиотеки им. Н.А. Некрасова, где будет представлена подборка книг о кино, театре, музыке, архитектуре, а также периодика, посвященная искусству. Посетители смогут оформить читательский билет, который будет действовать не только в «Художественном», но и в других московских библиотеках.
За пищу физическую отвечает Lucky Group: на территории располагаются ресторан, кофейня и три бара. Также здесь находится корнер парфюмерного бренда Zielinsky&Rozen, где, кроме классической продукции, можно будет найти линейку с ароматом Fiction, созданную в коллаборации с кинотеатром.
Будущее кинотеатра
Программный директор «Художественного» Стас Тыркин пообещал, что репертуар определяет само название кинотеатра: основное внимание достанется фильмам с художественной, а не с коммерческой составляющей: «Здесь не будет попкорна, здесь будет качественная еда <…>. Поход в кино теперь будет запланированным выходом в свет, запланированной художественной акцией».
«Художественный» останется кинотеатром премьерного показа и фестивальным центром с кураторским подходом к программе. Репертуар составят избранные прокатные релизы, специальные показы, фестивали, ленты в формате 35 мм и другие культурные события. Большинство фильмов будут демонстрировать на языке оригинала с русскими субтитрами. Также «Художественный» планирует поддерживать партнерские отношения с «Пионером», но они по-прежнему останутся двумя разными репертуарными кинотеатрами.
Новая страница в истории «Художественного» начнется с премьеры фильма Флориана Зеллера «Отец» с Энтони Хопкинсом и Оливией Колман в главных ролях. Этот показ откроет программу фильмов-номинантов на «Оскар 2021», которая продлится до 22 апреля. 10 апреля состоится специальный показ фильма «Броненосец “Потемкин”» Сергея Эйзенштейна. Зрители увидят версию, восстановленную немецкой синематекой в 2005 году, с оригинальными интертитрами, кадрами, которые ранее вырезали из-за цензуры, и музыкой Эдмунда Майзеля, чью партитуру одобрил сам Эйзенштейн. Фильм представит режиссер Илья Найшуллер.
С 23 по 29 апреля в «Художественном» пройдут показы Московского Международного кинофестиваля. 30 апреля, в день 65-летия Ларса фон Триера, состоится спецпоказ фильма «Догвилль».
Кинопоказы в «Художественном» начнутся 9 апреля, билеты на сеансы уже можно приобрести на сайте.
Time Out собирает истории
«Художественный» — особое место на карте Москвы. У многих семей есть истории, связанные с этим кинотеатром, и мы хотим их узнать. Может быть, здесь познакомились ваши бабушка и дедушка, или родители сбегали сюда с уроков, чтобы посмотреть кино? Расскажите нам об этом в письме или в соцсетях (Facebook, вКонтакте, Twitter, Instagram, Одноклассники).