- Изображения
- Фотографии
- Иллюстрации
- Векторные файлы
- Видео
инструкция по эксплуатации — Сток картинки
Посмотреть видео про инструкция по эксплуатации
Просмотрите 58 210 доступных стоковых фотографий и изображений на тему «инструкция по эксплуатации» или начните поиск других стоковых фотографий и изображений.
Сортировать по:
Наиболее популярные
Крупным планом Белая книга отмечена липкой ноте
Набор значков информационной строки. Политика конфиденциальности,
Лосины через
Механик чтение инструкции в соответствии с капюшоном
Переворачивая страницы
Ручной символ книги. Читайте перед использованием. Ссылка на инстр
Брошюра руководства и значки справки наведения пользователя. Векто
Мультфильм Цвет Пользователь Руководство Концепция Плоский дизайн.
Концепция онлайн-образования
Концепция онлайн: обучение, библиотека, школа и т.д.
help_and_support
Значки справки и поддержки строки
Онлайн-образование или концепция электронного обучения
Образование плоский дизайн одной изолированной иконки
Бизнесвумен проверяет документы
Открытая книга
Клерк руку наклониться над страницами в кучу документов крупным пл
Сбор технической документации, связанной с линейными иконками….
Корпоративная политика План Документ Ручная книга На месте жизни
Куча беспорядочным файл папки
Инструкции, Office Binder на деревянном столе
Иконки линии управления продуктами. Редактируемый штрих. Пиксель с
Авиамеханик в ангаре
Общее руководство
E-книга. E-чтения. Дистанционное обучение.
Иконки поддержки — Классическая серия линии
Blue school Учебник
Значок линии справочника, Иллюстрация символа вектора контура. Пик
Авиамеханик в ангаре
Поперечное сечение автомобильной коробки передач. механик работы в
Clipboard сделал значок линии. Сделано список вектор иллюстрации и
Доставка инструмента распаковки в пандемической ситуации
Человек, читающий книгу по
Ringbinders
Набор символов ручной книги. Прочитайте перед использованием. Обра
Крупный план физиотерапевта, растягивающегося к мужчине-пациенту в
Следуйте этим шагам
Открытие красочные страницы
Рычаг трансмиссии автомобиля в автоматическом, полуавтоматическом
Инструкция по эксплуатации-Bound документы документ на белом
Руководство пользователя по Забронируйте иллюстрация
пользователь путеводитель документ по таблице книги руководство
Пара пытается починить некоторые трубы на кухне дома
Векторный набор значков информационных строк. Содержит иконки инст
Правильная и неправильная ручная обработка и подъем тяжелых грузов
Редактируемый штрих Lineo — значки контактов и линий поддержки
Рука молодого человека механика проведения буфер обмена контрольны
Доклад
Инструкция по эксплуатации
Безопасная обработка тяжелых элементов Посадка Страница Шаблонный
Техника безопасности на рабочем месте руководство по и оборудовани
Путеводитель пользователя иконки с увеличительным стеклом. Руковод
Gear, cogwheel линии значки набор. Кнопка настроек приложения, пол
Женщина-инженер-электрик по обслуживанию электрической системы с р
С чего начать?
Молодой человек читает книгу инструкций и настраивает свое место в
Плечо девочки подросткового возраста манипулируют остеопатической
Ручной обработки
Пользователь ручной плоский изометрический вектор концепции.
Женщина с книги перед автомобиля
Старая-добрая советская бытовая техника…
Непременный спутник бытовой сферы жизни наших бабушек, дедушек, родителей… да и нашей жизни тоже. Во многих современных российских квартирах всё еще можно отыскать вполне сносно работающие «Горизонты», «Вихри», «Узоры», «Смены», «Эры» и прочие агрегаты с не менее звучными, почти поэтическими названиями.
Но бытовая техника не вечна: рано или поздно она ломается и чаще всего отправляется на помойку. А что остается? Остаются маленькие книжечки, брошюры или просто одиночные желтоватые листы бумаги с напечатанным текстом и парой схем – «руководства по эксплуатации». Ностальгические символы ушедшей «советской бытовой эпохи» жизни нашей страны.
У меня сохранились такие руководства почти от всех бытовых приборов, которые покупала моя семья в течение восьмидесятых годов XX века, сразу после переезда в Ленинград. Постараюсь кратко рассказать о них и – конечно же – показать «товар лицом». Обычно представляют снимки самих устройств, но в данном случае повествование будет сугубо тематическим – только коллекция инструкций.
P.S. Названия устройств буду писать полностью, как указано в руководствах по эксплуатации: отдадим дань уважения этим замечательным приборам
1.
Как там говорил почтальон Печкин из прекрасного отечественного мультфильма «Зима в Простоквашино»? «В наше время главное украшение стола – телевизор!». Вот с него мы и начнем.
Приемник телевизионный «Горизонт Ц-261/Ц-261Д».
В нашей семье он появился в 1987 году, в честь новоселья в городе на Неве. Купили первый вариант: без возможности приема телевизионных программ в дециметровом диапазоне (в комплекте отсутствовал блок ДМБ), но через некоторое время после покупки мы его, как бы сейчас сказали, самостоятельно «проапгрейдили» до версии Ц-261Д.
Стеклянная изогнутая поверхность кинескопа, шесть маленьких вытянутых по вертикали красных кнопок для переключения каналов (которые в инструкции гордо именуются «сенсорными переключателями»), несколько ручек: для настройки уровня громкости, яркости, контрастности, насыщенности… Пульта ДУ, разумеется, нет. Вот, собственно, и вся «телевизионная премудрость».
2.
Хотя нет, не вся: еще был выдвижной блок для «поиска телевизионных каналов». То, что современные телевизоры делают автоматически, тогда для «Горизонта Ц-261/Ц-261Д» нужно было делать вручную.
Набор ручек и переключателей диапазонов для каждой красной кнопки. В детстве, когда я пробовал самостоятельно «ловить» каналы, чувствовал себя в этот момент человеком, подготавливающим космическую ракету к старту со специального пульта управления
Проработал телевизор без малого 20 лет, был дважды в ремонте. Последняя поломка оказалась для него фатальной: агрегат был печально-торжественно выброшен в специальный контейнер для крупногабаритных отходов. Увы, всё в этом мире имеет свой финал.
3.
Для любителей – часть принципиальной схемы телевизора
В детстве этот лист-«простыня» с кучей непонятных закорючек казался мне чем-то поистине космическим…
4.
Но не телевизором единым… Были и другие способы развлечь себя в домашних условиях.
Сетевой стереофонический электрофон первой группы сложности «ВЕГА-109-СТЕРЕО».
Куплен в конце восьмидесятых годов в специализированном магазине «ВЕГА» на Загородном проспекте в Ленинграде.
Плюс скопился набор из нескольких десятков виниловых пластинок: музыка (Высоцкий, Окуджава, Макаревич, Битлз, Пинк Флойд, Джанни Моранди,…) и множество детских сказок.
5.
Электрофон ни разу не ломался, если не считать нехитрого мелкого ремонта ручек регулировки звука.
Я не фанат «воздушного винила» и часто следующего за ним «теплого лампового звука», но электрофон с полки не убираю: он стал совершенно неотъемлемым предметом интерьера, приятным глазу и вызывающим радостные воспоминания о прошлом.
Далее – отдельные инструкции к двум компонентам электрофона.
6.
Устройство электропроигрывающее (ЭПУ) Г-602.
Своего рода видимое глазом «сердце» электрофона: вращающийся с постоянной скоростью диск, звукосниматель, выносной пульт управления (регулировка скорости вращения, режим «автостопа», включение/выключение).
7.
Чтение инструкции, не содержащей принципиальной схемы – зря потраченное время
8.
Система акустическая 15AC-I09/15AC-110.
Музыкальным слухом не обладаю, но качество звучания субъективно оцениваю на пять баллов, даже сейчас, по прошествии многих лет с момента покупки устройства.
9.
…и говорит по радио товарищ Левитан:
«В Москве погода ясная
А в Лондоне – туман!»
Это сейчас наличие приемника для городской радиотрансляционной сети (той, которая передает радиосигнал по проводам) уже выглядит архаизмом. В советское время такое радио было одним из основных источников информации.
Приемник трехпрограммный (радиотаймер) «Невотон ПТ-305/306/307».
Основное предназначение очевидно: прием и воспроизведение трех звуковых радиопрограмм, передаиваемых по городской радиотрансляционной сети.
10.
…но у данного девайса есть еще несколько полезных функций:
— цифровая индикация времени;
— работа в качестве будильника;
— автоматическое включение/отключение воспроизведения радиопрограмм;
— индикация температуры окружающего воздуха;
— подключение магнитофона для записи вещания;
— псевдостереоэффект звучания;
— наличие резервного питания для работы в условиях отсутствия тока в сети.
Вот такой «кухонный комбайн», но только в виде стационарного радиоприемника
11.
Прибор до сих пор успешно выполняет вышеперечисленные функции. Только цифровая индикация сильно потускнела со временем… Но это, пожалуй, простительно для устройства, работающего без поломки столько лет.
12.
Аппарат фотографический «Смена 8М».
Руководство по эксплуатации рапортует нам о том, что это «современный недорогой малоформатный фотоаппарат, предназначенный для широкого круга фотолюбителей».
Данное устройство – в некотором роде особое. Прежде всего, потому что оно ни разу не было использовано по назначению. Почему? Не знаю… просто так сложилось. Продолжали пользоваться ранее купленным «Зенитом», а этот новенький фотоаппарат долгое время лежал на полке шкафа после покупки… а потом рухнул Советский Союз и пришла эра «Кодаков» со встроенными вспышками и автоматической перемоткой пленки. «Смена» потеряла свою актуальность.
13.
Регулярно читаю объявления с предложениями купить старые советские фотоаппараты.
Ни за какие коврижки не отдам!
14.
Электроприбор для выжигания по дереву (ЭВД) «Узор-1».
Художник из меня – от слова «худо», поэтому я в детстве, в основном, выжигал уже готовые изображения на фанерных дощечках или с обратной стороны кухонных досок.
Как вспомню про этот прибор – так сразу запах подпаленного дерева «щекочет» обоняние
Прибор и сейчас в рабочем состоянии. Иногда использую его для «подписи» различных деревянных предметов. Виртуозный «мастер-выжигатель» из меня, к сожалению, так и не получился, а становится авангардистом-кубистом, выдавая свое «творчество» за «глубокомысленные шедевры», совесть не позволяет
15.
Гирлянда электрическая елочная.
К сожалению, данный бытовой прибор не имеет имени собственного.
Новый Год невозможен без гирлянды. Даже елки может не быть, но весело светящаяся разноцветными огоньками гирлянда – для меня непременный атрибут любимого всенародного праздника.
16.
Этот прибор – очередной долгожитель в нашей семье: бесперебойно (если не учитывать замены двух перегоревших ламп) работает с 1990 года. Конечно, нужно делать скидку на то, что гирлянда включается всего на несколько часов в течение дня, и таких дней всего полторы-две недели в году, но всё равно очень приятно ее видеть работоспособной! Одна беда: лампы – нестандартные, но одна запасная еще осталась.
17.
Еще один «провод с лампочками».
Гирлянда елочная «Снежинка».
18.
Гирлянда куплена уже после развала Союза (в 1993 году), но произведена была еще при советской власти (в 1990 году).
Характерная деталь: в руководстве по эксплуатации зачеркнута старая советская цена: 4 рубля 50 копеек.
Увы, этой гирлянды уже нет, новые лампочки взамен перегоревших для нее искать не стали (запасные были израсходованы), а лишний моток провода с литой вилкой — без надобности.
19.
Режим «слайд-шоу» стал для нас привычным при просмотре фотографий на различных цифровых устройствах. А как же организовывали подобный просмотр наши родители, в «до компьютерную эпоху»?
Диапроектор малогабаритный ДМ-4M/ДМ-4/ДМ-4Т.
Предназначен для демонстрации диафильмов, рамочных диапозитивов и кадров на пленке в роликах.
20.
Устройство работает без поломок с мая 1985 года. Пару раз за год снимаю его с полки, благо есть что посмотреть: целая коробка диафильмов и слайдов
21.
Экран любительский ЭЛ-4.
22.
От техники для развлечения плавно переходим к технике для удовлетворения хозяйственных нужд.
Холодильник бытовой компрессионный «Минск 12ЕМ»
Пусть не обижаются на меня белорусы… но с раннего детства для меня столица их Родины прочно ассоциируется с этим бытовым прибором. Хотя, на мой взгляд, тут даже есть повод для национальной гордости: холодильники и правда очень хорошие делают. Даже в наше время и цена приемлемая, и гарантия аж три года.
23.
Наш «Минск» прослужил верой и правдой двадцать шесть лет! Ломался всего один раз, причем почти сразу же после покупки (в ремонтном ателье заменили компрессор). Холодильник выкинули, поскольку очень уж слабо он в последние годы «морозил», да и опасно пользоваться подобным бытовым прибором со столь долгим сроком эксплуатации.
24.
Оставил на память таблички с техническими данными.
25.
Продолжаем «кухонную тему».
Электроростер ЭРР-0,8/220 «АНУШ».
Нагревательный элемент – спираль в кварцевой трубке. Мощность – 0,8 кВт.
Несмотря на то что готовить в домашних условиях с помощью этого прибора можно самые разнообразные блюда, мы делали только шашлык.
26.
Дата покупки прибора – ноябрь 1989 года. Работоспособен и по сей день, хотя в последнее время им не пользуемся: мясо готовим в духовом шкафу электрической плиты либо в аэрогриле.
27.
В ход пошла тяжелая артиллерия!
Пылесос электрический бытовой ПНВ-600 «ВИХРЬ-11».
Пылесос вихревого типа, с мешками для сбора были, без дополнительных фильтров на выходе воздушного потока. Номинальная потребляемая мощность – 600 Вт.
Данные по уровню издаваемого шума в руководстве не указаны, но под конец своей работы по данному показателю пылесос мог потягаться с двигателями пассажирского самолета. Жутко гудел!
28.
И что только мы этим пылесосом не делали… не только сухую уборку помещения, но и белили потолки, чистили одежду (в комплекте есть соответствующие насадки). До недавнего времени я его использовал для «бесконтактной» чистки системного блока, подключая шланг пылесоса к отверстию «на выдув», предварительно удалив из корпуса пылесоса мешок для сбора пыли и почистив моторный фильтр.
29.
Электроутюг УТ 1000-1,2.220.
Латвийский бытовой прибор 1990 года выпуска стоимостью 18 советских рублей.
30.
Три температурных режима работы. Никаких дополнительных функций. Простой как апельсин
31.
Электроотпариватель бытовой ЭО-0,8/220
Этот прибор – тоже своего рода утюг, только немного на другой лад.
32.
С его помощью можно было отпаривать и чистить от легких загрязнений предметы одежды, мягкой мебели и шторы из ворсовых материалов, в том числе и в вертикальном положении.
33.
Бытовая многооперационная швейная машина «Чайка 142М» с ножным приводом.
С помощью этого замечательного прибора было перешито, вышито и сшито неимоверное количество одежды, в том числе и по собственным фирменным выкройкам.
34.
У нас был чисто механический вариант швейной машины, без электропривода. Вместе с устройством поставлялся также специальный полированный «стол-шкаф» на колесиках.
35.
Электробритва «Эра-100».
Стильный дорожный футляр с крышкой из прозрачного пластика, встроенное в него небольшое зеркало, запасные ножи-сетки, кисточка, встроенный в корпус бритвы триммер, возможность работы в сетях напряжением 127 В.
36.
Стоимость бритвы «Эра-100» в 1990 году – 27 рублей.
37.
Продавались в Советском Союзе и различные приборы медицинского назначения.
Например, электрогрелка бытовая тканная ЭГТС-1 УХЛ4.
38.
Назначение устройства очевидно: местный обогрев тела человека. Способна разогреваться до 60 градусов по Цельсию. Помогала бороться с болями в спине, да и холодным зимним вечером не давала окончательно замерзнуть в плохо отапливаемой квартире.
39.
Еще один прибор для местного обогрева тела человека.
Рефлектор малогабаритный бытовой «Уголек-2».
С 1989 года прибор исправно работает. Отлично помогает при насморке (конечно, если нет повышенной температуры тела): быстро разогреваясь, частично снимает заложенность носа, безо всяких лекарственных препаратов.
40.
Измеритель артериального давления мембранный педиатрический ИАДМ-П.
А этим прибором я до сих пор пользоваться не умею… Видимо, уже никогда и не научусь. Во-первых, потому что в доме появился автоматический тонометр японского производства, а во-вторых, потому что советский измеритель АД еще лет десять тому назад вышел из строя. «Работающим» остался только фонендоскоп.
41.
Пара инструкций к таким приборам, которые, наверное, были дома далеко не у всех. Но ввиду специфики работы одного из моих родственников, у нас они имелись в наличии.
Устройство для разделки в/ч кабеля и проводов ГГ0879-4001.
42.
По тем временам – супер-девайс
Прибор электроизмерительный комбинированный Ц4352.
Весило это чудо с габаритами 215/115/90 мм аж целых полтора килограмма и имело стрелочную индикацию. Сейчас, когда держишь в руках современный – легкий и компактный – мультиметр, то ощущаешь «на кончиках пальцев» мощь технического прогресса.
43.
Встроенная автоматическая защита от электрических перегрузок. Имел возможность измерять силу и напряжение постоянного тока, действующее значение силы и напряжения переменного тока синусоидальной формы, сопротивление постоянному току.
Увы, принципиальная электрическая схема не сохранилась, как и сам прибор.
44.
Russian Computer!
А точнее – микрокалькулятор «Электроника МК 33».
«Среднее время выполнения одной операции не более 0,6 с». В комплекте – три элемента питания (аккумуляторы Д-0,125) и зарядное устройство.
Калькулятор в наличии имеется и теоретически работоспособен, но аккумуляторы к нему «потекли» и давно выброшены, а сетевого блока питания никогда и не было.
45.
Напоследок – еще две советские инструкции. Они – не от бытовой техники.
Глобус лабораторный М 1:50 млн.
Выпущен в ноябре 1987 года. Оснащен измерительной линейкой.
Глобус был значительно тяжелее подставки, а потому часто падал от малейшего неаккуратного прикосновения (а прикосновения детей, основных «пользователей» этого глобуса – через одно неаккуратные). Пришлось самостоятельно утяжелять ножки подставки тремя большими болтами.
Правда, когда я учился по этому глобусу определять координаты, он был с политической точки зрения не актуальным: Советского Союза, обозначенного на глобусе, уже не существовало.
46.
Гитара акустическая.
Изготовлена на фабрике народных (щипковых) музыкальных инструментов им. Луначарского в Ленинграде (бывшая фортепианная фабрика «К. М. Шредер» в Петрограде).
47.
На оборотной стороне листа – правила хранения и порядок настройки гитары.
P.S. Спасибо за внимание!
инструкции по эксплуатации изображений
Просмотрите эту полную коллекцию изображений инструкции по эксплуатации, включая изображения в формате PNG с прозрачным фоном, профессиональные и простые в редактировании шаблоны, стоковые фотографии HD, баннерный фон, красивые иллюстративные изображения и креативные дизайнерские изображения. Загрузите эти инструкции по эксплуатации изображения совершенно бесплатно и завершите свой дизайн за считанные минуты.
-
Все
-
Шаблоны
-
Png
-
Фото
-
творческий
-
Фон
-
иллюстрация
-
PowerPoint
-
Скачать
-
Популярный
-
новый
-
Все -
горизонт -
вертикальный
-
Все
-
PNG
-
JPG
-
SVG
-
PSD
-
AI
-
EPS
-
CDR
-
MAX
-
OBJ
Просмотрите эту полную коллекцию изображений инструкции по эксплуатации, включая изображения в формате PNG с прозрачным фоном, профессиональные и простые в редактировании шаблоны, стоковые фотографии HD, баннерный фон, красивые иллюстративные изображения и креативные дизайнерские изображения. Загрузите эти инструкции по эксплуатации изображения совершенно бесплатно и завершите свой дизайн за считанные минуты.
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
storyset
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
vectorjuice
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
vectorjuice
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
storyset
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
pikisuperstar
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
kwangmoop
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
xvector
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
brgfx
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
DCStudio
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
vectorstall
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
BillionPhotos
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
macrovector
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
macrovector
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
storyset
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
vecstock
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
vecstock
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
rawpixel.com
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
barokahselalu777
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
user13949117
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
yanalya
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
evening_tao
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
gajus
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
pressfoto
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
user13949117
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
yanalya
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
inspiring
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
inspiring
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
vectorjuice
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
user13949117
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
aleksandrlysenko
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
inspiring
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
-
Добавить в коллекцию -
Нравится
freepik
ГАЗ-М20 «Победа» (1946-58) Органы управления и эксплуатация
Предыдущие части:
ГАЗ-М20 «Победа» (1946-58) Предисловие
ГАЗ-М20 «Победа» (1946-58) Техническая революция
Следующая часть:
ГАЗ-М20 «Победа» (1946-58) Модификации и кадровые перестановки
Органы управления
Основные органы управления к моменту разработки “Победы” были примерно одинаковыми во всех автомобилях и до сих пор существенно не изменились, зато вспомогательные, такие как выключатели освещения, управление отопителем, представляли собой зоопарк.
Что касается эксплуатации автомобиля, количество времени, которое должен был тратить владелец на обслуживание машины, способно повергнуть современного человека в шок.
Начнём с рабочего места водителя. Слева направо, останавливаясь на необычностях. Картинка взята из руководства по эксплуатации. Само же руководство онлайн и в формате PDF доступно на сайте, посвящённом “Победе”. На сайте много интересного, в частности, подробно описана история модели, есть много фотографий, полезной и просто любопытной информации, рекомендую.
Поехали. Для удобства эту и последующие картинки можно открывать в новом окне.
Ножное управление
Три основные педали (31, 32, 33) расположены стандарно, но они не подвесные, а напольные. Так было принято. Отсюда расположение главного тормозного цилиндра под днищем. Привод выключения сцепления механический. Из-за необходимости прокладки элементов привода в ограниченном пространстве усилие на педали сцепления в “Победе” впечатляющее, что можно смело отнести к недостаткам автомобиля. Привод педали газа тоже механический через сумасшедшую систему тяг и валов, но при этом вполне надёжный.
Ножной переключатель света фар ближний-дальний (30) представляет собой расположенную на полу слева кнопку, каждое нажатие на которую механически производит переключение. Вполне удобно. К недостаткам следует отнести относительно быстрый выход кнопки из строя по причине загрязнения.
Педаль стартера (19) на схеме изображена не совсем корректно — на самом деле она находится над педалью газа, чтобы водитель имел возможность носком правой ноги включать стартер и одновременно пяткой работать педалью газа. Педаль механически замыкала контакты непосредственно на стартере, что предельно упрощало электрическую схему, делая ненужными силовые реле.
Рулевое колесо (2) на машинах первых выпусков было обычным трёхспицевым с кнопкой звукового сигнала (1) по центру. Позже был добавлен хромированный ободок для более уверенного попадания кулаком и сердитого дудения.
Дальше пойдём по географическому признаку и с отдельными картинками для наглядности.
Левая часть
Слева от руля под комбинацией приборов три пимпочки в ряд, две чёрные и одна жёлтая.
Левая — лампа перегрева (29). Задумка хорошая, однако датчик установлен в радиаторе, поэтому при обрыве приводного ремня, что не такая уж редкость, перегрев будет, а лампочка не загорится, поскольку до радиатора горячая вода не дойдёт.
Следующая — центральный переключатель света (28). Работает путём вытаскивания на себя. Три положения: выключено, габаритные огни, фары. Чтобы помигать фарами, надо дрыгать переключателем туда-сюда. Или, если ближний уже горит, потоптать ножной переключатель света.
Третья — ручной газ (26). Делает то же самое, что и педаль газа с той разницей, что рукоятка фиксируется в положении, в котором её оставили. Можно использовать в качестве круиз-контроля, что и делалось, хотя инструкция такое использование запрещает. Привод тросовый. Почему при этом привод от педали не реализован при помощи троса же, загадка. Вероятно, традиции.
Спускаемся чуть ниже. Под рукояткой ручного газа блестящая ручка управления жалюзи (23). Тоже трос, двигать тоже на себя — от себя.
На том же уровне по высоте, но гораздо левее, почти в левом нижнем углу торпедо, вниз торчит маленький гвоздик в цвет кузова. Это переключатель освещённости приборов (26). Трёхпозиционный: выключено-тускло-ярко. Обычный советский выключатель типа такого:
Круто, между прочим, тогда подсветка-то не во всех машинах была, а тут ещё и яркость регулируемая.
Между переключателем освещённости приборов и рукояткой управления жалюзи в нижней части торпедо есть кнопка теплового предохранителя (25). На фото её не видно, но она легко находится ощупью. Предохранитель многоразовый. При слишком большом токе он нагревается и разрывает цепь. Кнопкой можно включить его обратно. Когда надоест включать, можно найти и устранить короткое замыкание. Предохранитель один на всё освещение. Электрические цепи “Победы” надёжностью не отличаются, поэтому использование многоразового предохранителя оправдано. Такие предохранители сохранились и в “Волгах” вплоть до ГАЗ-24.
Большой красный рычаг — управление ручным тормозом (24).
Сдвигаемся правее
Из рулевой колонки вправо растёт рычаг переключения передач (5). На ранних “Победах” он располагался на привычном месте в полу, позже переехал на рулевую колонку.
Под спидометром личинка замка зажигания (20). Замок похож на современный от почтового ящика как по сложности конструкции, так и по стойкости к взлому. Впрочем, для угона “Победы” замок ломать необязательно, достаточно добраться до проводов и вручную их соединить, что совершенно не сложно. На ранних машинах положений ключа было два: выключено и включено (поворот по часовой стрелке). Когда радиоприёмник стал стандартным оборудованием, появилось третье положение, аналогичное современному ACC (аксессуары), включаемое поворотом против часовой стрелки и подающее питание только на приёмник для возможности послушать новости о достижениях народного хозяйства без запуска двигателя. Делать то же самое, включив зажигание, но не запуская двигатель, нельзя — можно спалить катушку зажигания. Впрочем, долго слушать радио не рекомендуется, ламповый приёмник чрезвычайно прожорлив, поэтому уже через час-другой запускать двигатель придётся заводной рукояткой.
Непосредственно под замком выключатель вентилятора обдува ветрового стекла (21), а ещё ниже рычаг крышки люка вентиляции кузова (22). На вентиляции и отоплении остановимся чуть подробней.
Печка
На первых “Победах” отопителя не было. Он появился после первой же модернизации. Видимо, просто не успели наладить производство. Без печки в машине зимой не только холодно, но ещё и ничего не видно из-за обмерзания стёкол. Именно запотевание и обмерзание считалось главной бедой, а вовсе не низкая температура в салоне.
Водители безпечечных автомобилей выходили из положения как могли.
Делали из подручных средств воздуховоды от радиатора двигателя в салон, натирали стёкла хозяйственным мылом и смесями, изготовленными по хитрым рецептам, а также пользовались тулупами и валенками.
Совершенно логично, что конструкторы решили бороться в первую очередь с запотеванием и обледенением ветрового стекла.
Конструкция отопителя предельно проста и принципиально сохранилась до сегодняшних дней. В салоне установлен радиатор отопителя (далее печка), соединённый двумя шлангами с системой охлаждения двигателя. В подводящий шланг врезан краник для регулировки температуры радиатора печки и, как следствие, воздуха в салоне.
Воздух поступает через люк вентиляции, расположенный между капотом и ветровым стеклом.
На этом сходство с современными автомобилями заканчивается. Теперь детали. Уверен, после ознакомления с ними вы перестанете ругаться на качество работы печки в своей машине.
Если положением люка можно управлять из салона путём воздействия на массивный рычаг (от себя — к себе), то краник печки находится в совершенно логичном месте, в самом начале подводящего шланга, на головке блока цилиндров. Чтобы его покрутить, надо остановиться, открыть капот, покрутить, закрыть капот и поехать дальше. Хорошую фотографию краника не нашёл, но вы легко можете его себе представить, он очень похож на обычный водопроводный кран.
Осенью краник открывали, весной закрывали, а температуру в салоне регулировали количеством подаваемого воздуха. Если даже при закрытом люке получалось жарко, открывали окна — это можно делать не выходя из машины.
Воздуховодов нет. Просто в салоне стоит радиатор, через него проходит воздух, и становится тёплым. А что вам ещё надо? Тёплый воздух же есть.
Вентилятора печки тоже нет. Зачем он нужен, когда на ходу в воздухозаборник попадает вполне достаточный поток воздуха даже при движении с небольшой скоростью. Автомобиль ведь предназначен для того, чтобы ездить, а не стоять на месте и греться в нём. Заторов-то на дорогах не было.
Так что на самом деле управление печкой заключалось в приподнимании воздухозаборника, когда холодно, и приопускании, когда жарко. Последнее случалось редко, производительность печки “Победы” оставляет желать лучшего, в связи с чем использование тулупов и валенок было продолжено и в «Победе».
Возможно, такое решение связано и с объективными причинами. Проблемы установить радиатор печки побольше и снабдить его вентилятором не было. Зато был риск слишком сильно охладить двигатель, который и без этого очень долго прогревался на холостом ходу. К тому же в системе охлаждения использовалась вода, которую вентилятором можно и заморозить в радиаторе. Просто мои предположения. В их пользу говорит прямой запрет в инструкции на непрогретом двигателе открывать люк вентиляции в зимнее время.
Ну да бог с ней, с температурой в салоне. Спасибо и за такую печку, у других-то никакой нет. Её наличие действительно счастье. Однако, такая печка не решала главную проблему — обмерзание стёкол. Поэтому вентилятор всё-таки есть. Центробежный, сохранившийся и в “Волгах”. Он забирал воздух из салона, прогонял его через небольшую часть радиатора печки и дальше гнал через специальные щели на ветровое стекло, уничтожая на нём наледь, что было не меньшим счастьем, чем положительная температура в салоне.
Смех смехом, но рискну предположить, что водители середины ХХ века считали появление в “Победе” печки одним из самых важных новшеств.
Поехали дальше.
Центральная часть
Повторю картинку для удобства.
Что вы видите между спидометром и часами? Правильно, приёмник. Одно уточнение. Приёмником является не узкая серая полоска с двумя крутилками, а вся панель близкой к квадрату формы близкого к жёлтому цвета. Тёплый ламповый звук и ламповые же габариты. Ну и громкоговоритель, находящийся там же, тоже влияет на размер. Громкоговоритель один.
В такси вместо приёмника ставили таксометр. Тоже ламповый. Шутка, механический.
Смотрим выше. Из горизонтальной поверхности по центру торпедо растут две сущности. Та, что потоньше и ближе к нам — выключатель указателей поворота (6). Так же, как переключатель яркости освещения приборов, представляет собой обычный советский трёхпозиционный переключатель. Разумеется, при возврате руля сам не выключается. Чтобы им воспользоваться, надо тянуться. Впрочем, ремней безопасности в “Победе” нет, так что ничего страшного.
Прямо за ним находится выключатель стеклоочистителей (7). Тоже три положения, но его надо крутить: выключено, малая скорость, большая скорость. Прерывистого режима не предусмотрено, как и стеклоомывателей. При небольшом трафике мыть стекло действительно не очень нужно, а с дождём и щётки справятся.
Часы (8) заслуживают упоминания. Обычные механические часы с приводом от пружины. Пружина маленькая, её хватает на несколько минут. Поэтому раз в эти несколько минут автоматически срабатывает электромагнитный механизм подзавода, способный за несколько суток убить аккумулятор. Как и многие другие решения, впервые реализованные в “Победе”, часы стали долгожителями, в “Волге” ГАЗ-24 тоже механические часы аналогичной конструкции.
Под часами рукоятка управления воздушной заслонкой (17), левее, и прикуриватель (18), правее. Место, конечно, неудобное, зато всякие ручки управления довольно равномерно разбросаны по панели, и запутаться сложно.
Наконец, верх эргономической мысли.
Кстати, тут видны печка (обведена синим квадратиком) и вентилятор обдува ветрового стекла (помечен синей стрелкой). Самое интересное справа под торпедо. Блестящая ручка (помечена красной стрелкой), которая, не падайте, открывает капот.
Сама приборная панель (торпедо) металлическая. В самом деле, а какая она ещё должна быть в металлическом автомобиле, не деревянная же.
Комбинация приборов
Как вам спидометр с ценой деления 2 км/ч? И неважно, что он мог врать на 20%, а на не совсем новых машинах при движении с небольшими скоростями стрелка прыгала от 0 до 50 км/ч. Зато красиво. И часы тоже красивые. К ним в машинах первых выпусков были те же претензии — недостаточная точность хода.
Максимальное значение одометра 99999.9 км. То есть, после пробега в сто тысяч всё начиналось с нуля, что несправедливо, учитывая, что “Победа” при надлежащем уходе могла даже до капремонта проехать 150-200 тысяч километров.
В современных статьях в качестве недостатка указывается отсутствие тахометра. Честное слово, не понимаю, зачем он нужен в “Победе”. Конечно, в ней нет ограничителя оборотов, и двигатель можно перекрутить, однако после 2000 оборотов в минуту он издаёт такой рёв, что поневоле переключишь передачу. Обороты холостого хода тоже регулируются без проблем, как минимально устойчивые. Положа руку на сердце, непонятно назначение тахометра и в современных автомобилях, особенно с автоматическими коробками. Зачем он пользователю? Для красоты разве что, так для этой цели в “Победе” есть часы.
Пробежимся по остальным приборам. Все они полезны.
Амперметр. В режиме реального времени показывает наличие заряда аккумуляторной батареи. Пока стрелка в положительной зоне шкалы, всё в порядке, когда в отрицательной, надо задуматься. В нынешних автомобилях этот прибор ликвидировали, а зря. Ведь если генератор работает, но не может обеспечить электричеством все потребители, батарея будет разряжаться, а сигнальная лампа гореть не будет! Даже вольтметр в полной мере не может заменить амперметр, так и вольтметров нынче в машины не ставят.
Указатель уровня топлива. Даёт весьма приблизительные показания, и надёжностью не отличается, поэтому в баке есть щуп, который можно вытащить, открыв багажник, и посмотреть, сколько там бензина на самом деле. Щуп с шкалой в литрах — точный и надёжный прибор. Дальнобойщики до сих пор пользуются с той же целью металлическими линейками, отлакированными в литрах.
Термометр. Рабочая температура 80-90°C. Горизонтальная риска означает вероятное приближение перегрева. Забавно, что шкала размечена справа налево.
Манометр, показывающий давление масла в двигателе. Ещё один полезный прибор, канувший в лету, а ведь по нему можно делать выводы о необходимости долива/замены масла или приближающейся капиталке двигателя. Вкупе с другими данными по показаниям манометра опытный водитель мог сделать полезные выводы о необходимости того или иного ремонта автомобиля задолго до наступления рецидива.
Эксплуатация
Перепечатывать полностью руководство по эксплуатации не буду. Кому интересно, могут его скачать и изучить. Здесь ограничусь несколькими интересными с позиции 2015 года моментами.
Хотел написать про танцы с бубном при пуске промёрзшего мотора зимой, но передумал. Люди постарше помнят, что это такое, а те, кто помоложе, не оценят необходимость иметь несколько вёдер горячей воды, нормальность запуска с пятого раза и так далее. Впрочем, интересующиеся легко найдут соответствующие разделы в инструкции. Достаточно сказать, что холодному пуску посвящено три страницы формата А4.
Обкатка. Новый двигатель мог заводиться с трудом, плохо тянуть и перегреваться. Это нормально. Точность исполнения деталей двигателя была недостаточно высокой и компенсировалась приработкой деталей на начальном этапе эксплуатации.
Запуск. Инструкция рекомендует пользоваться электрическим стартером лишь при серьёзной необходимости, а без оной запускать заводной рукояткой. На то есть причины. Слабый генератор мог просто не успевать заряжать аккумуляторную батарею. Да и запуск низкооборотистого двигателя со степенью сжатия 6.2 совсем не сложен. Если двигатель исправен, конечно.
Запуск с верёвки инструкция рекомендует только в самом крайнем случае. К сожалению, что такое крайний случай, в инструкции написать забыли, поэтому таковым водители считали все случаи, когда машину стартером той или иной конструкции завести не удалось.
Для усложнения задачи конструкторы не предусмотрели в «Победе» задних буксирных проушин. Вероятно, чтобы «дёрнуть» другую «Победу» было не так просто. Но водители успешно применяли обходную технологию, закрепляя трос за рессору.
Остановка двигателя. После поездки необходимо дать двигателю поработать 2-3 минуты на холостом ходу. В инструкциях к современным автомобилям вы такого не найдёте, хотя эта рекомендация применима к любым двигателям, ведь если заглушить дигатель сразу после работы под нагрузкой, это может привести к локальным перегревам и разным неприятностям вплоть до необходимости дорогого ремонта. Особенно это относится к турбированным моторам.
В инструкции есть раздел “Движение по разбитым дорогам и переезд через канавы”. Через канавы! На легковой машине!
Домкрат. Никаких полумер. Реечный домкрат “Победы” поднимает всё сторону сразу!
Топливо. “Победу” надо заправлять бензином А-66, но если столь высокооктанового топлива нет, можно налить что-нибудь попроще, выставив зажигание попозже. Сегодня у владельцев “Побед” противоположная проблема, даже А-76 найти непросто.
Пожалуй, хватит. Если перечисленное показалось вам любопытным, скачайте инструкцию и почитайте, вполне вероятно, что и остальное понравится.
Обслуживание
Такого понятия как ТО не было. В инструкции есть раздел с описанием набора периодических операций, названный “Уход за автомобилем”.
Эта часть нудновата, но если осилите и прочитаете, прочувствуете, как легко вам живётся по сравнению с владельцами “Побед”.
Надо отметить, что, помимо конструктивных особенностей самих автомобилей, эксплуатация происходила в условиях плохих и грязных дорог, а также в отсутствие качественных бензинов и масел, что существенно сказалось на перечне и необходимой частоте проведения операций по техническому обслуживанию. Тем не менее, перечень и частота впечатляют.
С другой стороны, “Победа” сконструирована таким образом, чтобы техобслуживание и ремонт мог осуществляться низкоквалифицированным персоналом, а в случае частного владения автомобилем, самим владельцем.
Собственно, других вариантов и не было, потому что не было дилерских сервисов. Автохозяйства и частные владельцы могли рассчитывать только на собственные силы. Как раз в это время начали появляться “дяди Васи” в ближайшем гараже, которые помогали ремонтировать машины тем, кто сам этим заниматься не хотел. Благо, в гараже с ямой можно было выполнить любой ремонт “Победы”.
Интересны условия гарантии. Гарантийный срок составлял 20 тысяч километров или полгода. При наступлении гарантийного случая владелец должен был самостоятельно определить причину, демонтировать вышедшую из строя деталь и отправить её на завод-изготовитель. В нескольких самых крупных городах были представительства завода, что несколько упрощало задачу. Далее на заводе изучали поломку, и в случае принятия положительного решения высылали новую деталь, которую владелец, опять же самостоятельно, прикручивал к машине.
Вернёмся к техобслуживанию. В ТО “Победы” входит множество операций, отсутствующих в современных автомобилях, например: смазка по карте около сотни точек, регулировка подшипников, регулировка зазоров в свечах зажигания, очистка фильтров, слив отстоя из бензобака и других ёмкостей и так далее.
Межсервисный интервал — 500 (пятьсот!) километров. При годовом пробеге 25 тысяч это означает еженедельную необходимость лезть под машину.
Далее неполный список операций ТО. Полный слишком длинный и совсем скучный. “Проверить” везде подразумевает “и при необходимости отрегулировать и/или заменить изношенные детали”. Раз нужна проверка, значит и необходимость регулировки вполне вероятна.
Каждые 500 км (или раз в неделю, здесь и далее календарный срок указывается из расчёта годового пробега 25000 км)
Смазываются шкворни передней подвески. Шприц для смазки входил в штатный комплект инструмента, как и почти всё остальное, что может потребоваться для обслуживания. Многие ленились с достаточной частотой шприцевать подвеску, откуда легенды о “тяжёлом” руле в “Победе”. На самом деле, при правильном обслуживании вертеть руль в “Победах” и “Волгах” легче, чем в “Жигулях”, но стоило запустить шкворневое хозяйство, как руль довольно быстро становился тугим. Второе следствие лени — необходимость ремонта подвески. Если при надлежащем обслуживании и эксплуатации на дорогах, пусть и плохих, шкворневая подвеска выхаживала более сотни тысяч километров без необходимости ремонта, то без регулярной смазки критический износ наступал при в разы меньших пробегах.
Каждые 1000 километров (раз в две недели).
Проверить натяжение ремня вентилятора. В реальной жизни можно не проверять, а сразу начинать подтягивать. Эта болезнь досталась по наследству и «Волгам».
Проверить физическую целостность корпуса аккумуляторной батареи, убедиться в отсутствии подтёков, проверить уровень и плотность электролита.
Проверить свободный ход педалей тормоза и сцепления. Суть в следующем. По мере износа тормозных колодок, тормоза срабатывают при всё большем нажатии на педаль. Привычной нам автоматической регулировки зазора между колодкой и барабаном нет, поэтому при достаточно большом износе педаль будет упираться в пол, а торможения не будет. В связи с этим колодки надо регулярно подводить к барабанам, чтобы зазор между ними был минимальным. На каждом колесе по две колодки, итого восемь. Регулировать надо каждую. То же относится и к приводу сцепления.
Проверить уровень тормозной жидкости.
Подтянуть крепление элементов рулевого управления, подвески и ещё немного по мелочи.
Смазать всё, что нужно согласно карте смазки. Несколько десятков точек.
Каждые 3000 километров (раз в полтора месяца)
Заменить масло в двигателе. Разобрать и очистить фильтр грубой очистки масла. Разобрать и очистить фильтр тонкой очистки масла. Заменить фильтрующий элемент тонкой очистки масла. Разобрать и очистить воздушный фильтр, заменить в нём масло.
Каждые 6000 километров (раз в три месяца)
Проверить работу практически всех механизмов, включая коробку передач, маслонасос, топливный насос, рулевое управление, давление масла в двигателе и так далее. Протянуть почти все резьбовые соединения. Кроме того:
отрегулировать зазоры в клапанах, отрегулировать зазор в прерывателе зажигания, а затем и угол опережения зажигания, отрегулировать зазор между контактами свечей зажигания, очистить и проверить состояние щёток и коллекторов генератора и стартера, зачистить контакты высоковольтных проводов, отрегулировать ступичные подшипники (да, их надо регулировать), долить жидкость в амортизаторы, отрегулировать углы установки колёс.
Список далеко не полный. Сейчас такое ТО назвали бы “большим”. На современных автомобилях оно выполняется раз в 60-120 тысяч километров.
Думаете, это всё? Как бы не так, самое интересное дальше.
Каждые 12000 километров (раз в полгода)
Снять, разобрать, очистить, обслужить и отрегулировать: карбюратор, стартер, ступицы передних колёс, главный и рабочие гидроцилиндры тормозов. При эксплуатации в непыльных условиях цилиндры тормозов допускается обслуживать раз в год.
При работе на этилированном бензине (а другого не было) снять головку блока цилиндров, удалить нагар с неё и с клапанов. Два раза в год надо частично разбирать двигатель!
Подтянуть вообще всё, на чём есть резьба, включая труднодоступные места. Например, для подтягивания гаек фланцев КПП и заднего моста требуется снять карданный вал.
Сезонные работы (один или два раза в год независимо от пробега)
Снять, разобрать, очистить и обслужить амортизаторы. Смазать рессоры, предварительно сняв их с машины, разумеется. Заменить все жидкости на соответствующие сезону. Очистить систему охлаждения, в том числе печку, для чего её разобрать. Слить из бака осадок и промыть его. В смысле, бак.
По мере падения мощности двигателя, примерно раз в 50000 километров (раз в два года).
Разобрать двигатель, заменить поршневые кольца и вкладыши коленвала. И почистить всё, что внутри, чтоб два раза не вставать.
Интересно, что для выполнения этих работ снимать двигатель с автомобиля совершенно необязательно.
Ресурс и надёжность
Возможно, именно благодаря жёсткому регламенту, соблюдать который было по силам любому… Не надо смеяться, операции по обслуживанию в большинстве своём действительно простые, причём каждая подробно описана в инструкции. Другое дело, сколько их, и с какой частотой должны выполняться.
Так вот, возможно, именно благодаря такому регламенту и простой конструкции не были редкостью “Победы”, проехавшие до капремонта по 200-300 тысяч километров. И даже капремонт мог быть выполнен в условиях небольшой мастерской.
При надлежащем выполнении регламента “Победа” была вполне надёжным автомобилем, за что её заслуженно любили таксисты, причём не только советские — машина экспортировалась во многие страны, в том числе в западную Европу, и считалась неубиваемой, что для работы в такси крайне важно.
Этим объясняется недоверие таксистов к “Волге” ГАЗ-21, они опасались, что машина будет менее надёжной, ведь её обслуживание существенно упростилось.
Далее о модернизациях, модификациях и кадровых перестановках.
Предыдущие части:
ГАЗ-М20 «Победа» (1946-58) Предисловие
ГАЗ-М20 «Победа» (1946-58) Техническая революция
Следующая часть:
ГАЗ-М20 «Победа» (1946-58) Модификации и кадровые перестановки