АКПП 6 ступка (AС60F)
Необходимые з/ч:
1. Фильтр — Toyota арт. 35330-71010
2. Прокладка поддона — Toyota арт. 35168-71010
3. Уплотнительное кольцо фильтра — Toyota арт. 90301-27010
4. Прокладка сливного и ревизионного отверстия — Toyota арт. 35178-30010
5. Масло для данной коробки — Toyota Genuine ATF WS.
Я перешел на полный аналог (склоняюсь к тому, что оно и залито в банках Toyota, но это только ИМХО) — IDEMITSU ATF Type TLS-LV (ATF WS)
10114042B — Idemitsu ATF Type TLS-LV 0,946L
30040096750 — Idemitsu ATF Type TLS-LV 0,946L
30040096953 — Idemitsu ATF Type TLS-LV 4.73L
Инфа от производителя: DEMITSU ATF Type TLS-LV — представляет собой высококачественный смазочный материал, специально разработанный для применения в автоматических коробках передач легковых автомобилей, внедорожников и легких грузовиков Toyota, Lexus и Scion, где требуется использование жидкости с допуском Toyota ATF WS (спецификация производителя АКПП — JWS3324).
…тем кто сомневается в высказываниях производителя масла — к оф.дилерам за Toyota ATF WS, т.к. в рознице палева больше чем оригинала (ИМХО).
Стендовую замену не рассматривал по 2 причинам.
1 — негативные случаи после стенда на пробежных авто (хоть и не частые)
2 — в мануалах к ремонту Prado (в том числе и в дилерском) и по A750F и по AС60F везде упоминается только один способ смены, который я и использовал.
Мануал:
Смена жидкости АКПП
1) Поднимите автомобиль.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Установите автомобиль на подъемник таким образом, чтобы при подъеме он оставался в горизонтальном положении (следите за тем, чтобы угол наклона в продольном направлении автомобиля не превышал +/- -1°).
2) Снимите пробку сливного отверстия и прокладку, и слейте трансмиссионную жидкость.
3) Временно установите прокладку и пробку сливного отверстия.
УКАЗАНИЕ:
Следует повторно использовать прежнюю прокладку. Новая прокладка будет установлена на шаге [*15].
4. Снимите пробки наливного и переливного отверстий.
5) Долейте жидкость через наливное отверстие так, чтобы она начала вытекать из переливного отверстия.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Используйте фирменную жидкость для автоматических трансмиссий WS от компании Тойота.
6) Подождите, пока поток жидкости не ослабеет, и жидкость не начнет стекать каплями.
7) Временно установите прокладку и пробку переливного отверстия.
УКАЗАНИЕ:
Следует повторно использовать прежнюю прокладку. Для регулировки уровня жидкости пробка будет сниматься снова.
Добавьте в наливное отверстие объем жидкости, указанный в процедурах снятия и установки масляного поддона.
УКАЗАНИЕ:
Установленный объем жидкости составляет 1,7 л (1,8 кварты США, 1,5 английской кварты).
9) Во избежание пролива жидкости временно установите прокладку и пробку наливного отверстия.
УКАЗАНИЕ:
Следует повторно использовать прежнюю прокладку. Для регулировки уровня жидкости пробка будет сниматься снова.
10) Опустите автомобиль.
11) Запустите двигатель.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Убедитесь, что выключатель A/C находится в положении OFF (ВЫКЛ).
12) Медленно переместите рычаг переключения передач из положения P в положение S, а затем последовательно включите все передачи с 1-й по 6-ю. Затем верните рычаг в положение P.
13) Дайте двигателю поработать на холостом ходу в течение 30 с, чтобы прогреть его.
14) Выключите зажигание.
Повторите операции с 1 по 14.
Повторите операции с 1 по 2.
15) Установите новую прокладку и пробку сливного отверстия.
Момент затяжки:
20 N*m{ 204 kgf*cm, 15 ft.*lbf }
Повторите операции с 4 по 10.
Отрегулируйте уровень жидкости (ниже об этом).
Регулировка уровня жидкости АКПП
ПРОВЕРКА ТЕМПЕРАТУРЫ ЖИДКОСТИ
ПРИМЕЧАНИЕ:
Температуру ATF можно проверить с использованием портативного диагностического прибора.
— Выключите зажигание.
— Подсоедините портативный диагностический прибор к DLC3.
— Включите зажигание (IG).
— Войдите в следующие меню: Powertrain / ECT / Data List / A/T Oil Temperature 1.
— Проверьте температуру ATF.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Если температура ATF превышает 45°C (113°F), выключите зажигание и подождите, пока температура жидкости не упадет ниже 40°C (104°F).
ПРОВЕРКА УРОВНЯ ЖИДКОСТИ
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:
Чтобы обеспечить надлежащий холостой ход автомобиля, необходимо переключиться в режим определения температуры.
Точная проверка уровня жидкости возможна, только когда температура ATF находится в диапазоне 40-45°C (104-113°F).
1. Если используется портативный диагностический прибор:
— Войдите в следующие меню: Powertrain / ECT / Active Test / Connect the TC and TE1.
Если портативный диагностический прибор не используется:
— С помощью SST соедините контакты 13 (TC) и 4 (CG) на DLC3.
Нормальное состояние:
Контрольные лампы на щитке приборов мигают.
2. Запустите двигатель и оставьте его работать на холостом ходу.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Убедитесь в том, что такие электрические системы автомобиля, как система кондиционирования, аудиосистема и система освещения, выключены.
3. Медленно переместите рычаг переключения передач из положения P в положение S, а затем последовательно включите все передачи с 1-й по 6-ю. Затем верните рычаг переключения в положение P.
УКАЗАНИЕ:
Перемещайте рычаг переключения передач медленно, чтобы прокачать жидкость через каждую деталь трансмиссии.
4. Установите рычаг переключения передач в положение D, а затем в течение, по крайней мере, 6 с быстро (через каждые 1,5 с) перемещайте его вперед-назад между положениями N и D. В результате будет установлен режим определения температуры жидкости.
Нормальное состояние:
Контрольная лампа [D] остается включенной в течение 2 с, а затем гаснет.
5. Если используется портативный диагностический прибор:
Верните рычаг переключения передач в положение P и прекратите испытание Active Test в портативном диагностическом приборе.
Если портативный диагностический прибор не используется:
Верните рычаг переключения передач в положение P и отсоедините SST от DLC3.
6. Дайте двигателю поработать на холостом ходу, пока температура жидкости не достигнет 40-45°C (104-113°F).
УКАЗАНИЕ:
Индикатор [D] загорится снова, когда температура жидкости достигнет 40°C (104°F), и начнет мигать, когда температура превысит 45°C (113°F).
Индикация температуры ATF с помощью индикатора [D]:
Ниже 40°C (104°F) — Не горит
40-45°C (104-113°F) — Горит
Выше 45°C (113°F) — Мигает
Ps. при температуре в гараже около +10 ждал прогрева до рабочей температуры почти час (45-55 мин)
7. На холостом ходу двигателя снимите пробку переливного отверстия и прокладку.
Подождите, пока струя вытекающей жидкости ослабеет, и жидкость начнет стекать каплями.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Если жидкость не вытекает, выполните следующие действия.
— Снимите пробку наливного отверстия и прокладку.
— Заправьте трансмиссию через наливное отверстие так, чтобы жидкость начала вытекать из переливного патрубка.
8. Подождите, пока струя вытекающей жидкости ослабеет, и жидкость начнет стекать каплями.
9. Установите новую прокладку и пробку переливного отверстия.
Момент затяжки:
20 N*m{ 204 kgf*cm, 15 ft.*lbf }
Установите новую прокладку и пробку наливного отверстия.
Момент затяжки:
37 N*m{ 379 kgf*cm, 27 ft.*lbf }
10. Выключите зажигание.
Если используется портативный диагностический прибор:
Отсоедините портативный диагностический прибор от разъема DLC3.
После данной процедуры так же нужно сбросить ATF Thermal degradation Estimate (если дословно — термическая деградации ATF)
Я сбрасывал через Techstream
заходим в ENGINE and ECT -> Utility -> ATF Thermal degradation Estimate Reset
Сделал в общем две смены (одна — снятие поддона, вторая — смена через пробки). Ушло в общей сложности 7,5 литров масла.
Для смены масла без снятия поддона нужно около 3 литров. Операция не многим сложнее смены масла в двигателе, поэтому тысячи через 3-4 сделаю еще одну смену, а далее тыс через 20-30 буду обновлять.
Какое масло заливать в АКПП (автоматическую коробку передач)?
Можно смело утверждать, что АКПП – это самый дорогостоящий агрегат в автомобиле. И чтобы не вывести из строя трансмиссию раньше срока, нужно проводить обслуживание своевременно, а главное правильно выбирать жидкость для акпп.
Правильное масло (ATF) в АКПП
Можно смело утверждать, что АКПП – это самый дорогостоящий агрегат в автомобиле. И чтобы не вывести из строя трансмиссию раньше срока, нужно проводить обслуживание своевременно, а главное правильно выбирать жидкость для акпп.
Один из элементов такого обслуживания – замена жидкости в АКПП. И вот тут возникает дилемма: какое масло заливать – оригинальное или универсальное?
Выбираем жидкость для АКПП
Оригинальные масла более дороги, но зато с ними нет проблемы выбора: какое указано в инструкции по эксплуатации, такая жидкость для АКПП подходит машине стопроцентно. А если автомобиль находится на гарантии, то и вопрос выбора стоять не должен. Но если нет препятствий к заливке универсального масла, зачем переплачивать? Важно не ошибиться в марке жидкости.
Подбор осуществляем, основываясь на рекомендации производителя. Разработчики авто учитывали свойства жидкости, которая она показывает в процессе эксплуатации агрегата. В автомобильной химии «трансмиссионка» имеет наиболее сложный состав, куда включены модификаторы трения, антиоксиданты, ингибиторы коррозии, разнообразные присадки – температурные, вязкостные, антиизносные, моющие и т.д.
Всегда руководствуйтесь инструкцией к автомобилю при выборе ATF для АКПП
Главным критерием, пожалуй, назовем вязкость. Масла различаются на густые, средней вязкости и синтетические (полусинтетические). Что указал производитель в инструкции по эксплуатации? Вот и приобретаем жидкость для автоматической коробки передач только такого типа.
- Как прогревать АКПП зимой?
Другой не мене важный фактор – температурный диапазон применения жидкости. Определив максимальную температуру воздуха в настоящий период эксплуатации, определяем минимальную температуру обеспечения смазочных свойств. И, исходя из этого, подбираем класс масла.
Подбор масла АКПП по марке автомобиля
Какое масло заливать в АКПП KIA и Hyundai?
Уверен, что владельцы этих автомобилей знают, что в большинстве на них устанавливаются надежные и неприхотливые коробки от Mitsubishi. На текущий момент компания начинает устанавливать в свои автомобили агрегаты собственного производства. В основном это седаны бизнес класса. Чаще всего рекомендации по применению жидкостей ориентированы на MMC ATF SP, иногда Toyota.
В качестве примера на Hyundai IX35, I50, Santa Fe где устанавливается АКПП A6MF/LF рекомендуется применять оригинальную жидкость Hyundai ATF SP-IV.
Что касается старших модификаций коробок (A4A/B, F4A, A4C), то туда заливают Hyundai ATF SP-III и Diamond ATF SP-III. Главное придерживаться стандарта SP-III.
Не забудем мы и о новейших 8-ми ступенчатых коробках корейского концерна. Используйте SP-IV-RR
Какое масло заливать в АКПП Volkswagen (Skoda, SEAT)?
Для автоматических коробок Фольксваген применяют масло G 052 025 (A2), Esso Type LT 71141 (наиболее распространенное). Для DSG (мокрого типа) применяют G 052 182 A2. Для сухого типа DSG7 (0am, DQ200) G052512A2. Из аналогов для классических АКП используют жидкости с допуском Toyota T-IV (идет в оригинале), а для роботизированных SWAG, Febi, Motul DCTF.
- Подробнее о DSG
Какое масло заливать в АКПП Audi?
В АКПП автомобилей Ауди заливается чаще всего Esso Type LT 71141. Номер оригинального масла в зависимости от модификации коробки G 052 182 A2 (S-Tronic) и G 055 005 (классическая АКП). В роботизированные коробки (7 передач, мокрое сцепление) используется масло G052182A2. Для сухих DSG 7 (На Ауди А3 и Ауди А3) используется G 055 512 A2. Для классических 6 и 8 ступенчатых (ZF) используется ZF LIFEGUARD 6 и 8 соответственно.
Какое масло заливать в АКПП Toyota?
Для коробок A540H и A241H используется TYPE T TT. В 1990-х годах появляется TYPE T (II модификация), применяется для АКПП с электронным управлением, а так же FLU. Позже, в 96 году жидкость меняется на TYPE T (III модификация) и TYPE T (IV модификация). Обращаем Ваше внимание, что эти типы масел отличаются друг от друга, имеющие различные рабочие свойства. В большинстве случаев расклад следующий: в 4 ступенчатые агрегаты заливают Toyota T4, а в 6 и 8 ступенчатые Toyota ATF WS.
На данный момент в новые автомобили концерна TOYOTA заливается жидкость Toyota ATF WS.
Какое масло заливать в АКПП Ford?
В автоматические коробки передач Форд заливается ATF, которая соответствует типу MERCON V. К примеру для Ford Focus 2 — WSS-M2C919-E.
Какое масло заливать в PowerShift?
Номер оригинального масла: 1 490 763 (1L) и 1 490 761 (5L). Заменители: SWAG 10 93 0018, Ford WSS-M2C-936-A
- Подробнее о коробке PowerShift
Какое масло заливать в АКПП Mercedes?
Допуски масел DEXRON II — 236.1, 236.5, 236.6, 236.7. К DEXRON III — 236.9. Последние модификации АКПП используют Fuchs ATF 3353. Номер оригинального масла для АКПП 722.9 до 2010 года (допуск 236.14) — А001 989 68 03. Заменители Shell ATF 134, Mobil ATF 134, Fuchs Titan EG ATF 134.
Автомобили выпущенные после 2010 года (акпп 722.9). Жидкость в коробке может быть другая. Используется допуск 236.15. Оригинальное масло — A 001 989 77 03, A 001 989 78 03. Заменители Fuchs TITAN ATF 7134 FE, Shell ATF 134FE, Shell Spirax S6 ATF 134ME
- Подробнее о замене масла в АКПП 722.9
Какое масло заливать в АКПП BMW?
На автомобили БМВ устанавливаются автоматические коробки передач от производителя ZF. Для 5-и ступенчатых АКПП используют оригинальное масло Mobil LT 71 141 (оно же ESSO LT 71 141). Для 6-и ступенчатых ZF используется Shell М1375.4, так же в 6-ступки (ZF6HP) используется масло ZF LIFEGUARD 6, а в современные 8-ступенчатые ZF LIFEGUARD 8 зеленого цвета. Жидкость, которая продается в канистрах БМВ — имеет дополнительную наценку, но по факту компания НЕ производит трансмиссионные масла, а лишь разливает продукцию партнеров.
Какое масло заливать в АКПП Volvo?
Для автоматических коробок Вольво реккомендуется использовать жидкость ATF Volvo T-IV, номер 1161540-8. Аналог Mobil ATF JWS 3309. С 2010 года льют Toyota WS.
Какое масло заливать в АКПП Peugeot?
На большинство автомобилей Пежо (Ситроен) устанавливается коробка AL4 (DP0). В таком случае оптимальным вариантом будет Mobil ATF LT 71141. Так же можно использовать Dexron VI, Mercon V. В 6-ступки можно использовать допуск Mobil 3309.
Какое масло заливать в АКПП Opel?
Рекомендованное ATF для автомобилей Опель в зависимости от года является DEXRON III, DEXRON VI, MERCON V. Номер оригинального масла Opel 19 40 184. В 4-ступенчатые заливается масло по-допуску Toyota Type TIV, в 6 ступенчатые (6T серия) масло с допуском Dexron VI.
Какое масло заливать в АКПП Chevrolet?
Как и в случае с маркой Opel — Шевроле использует в качестве смазочной жидкости для АКПП DEXRON VI, Mercon V. В зависимости от года выпуска для более старших моделей используется DEXRON III.
Какое масло заливать в АКПП Mitsubishi?
Азиатский рынок использует рекомендацию по заливке MMC ATF SP. Выше мы уже писали, что Hyundai (устанавливает коробки Mitsubishi на свои автомобили) использует свою собственную спецификацию Genuine. На американском рынке используется и именуется — Mopar 7176. Для АКПП выпуска 1992-1995 годов используется ATF SP, 1995-1997 заливается ATF SP II, и после SP III. Так же, жидкость J3 применяется для 6-и ступенчатых автоматических коробок Mitsubishi.
Для вариаторов используется масло FLUID-
- Инструкции по замене масла по моделям автомобилей
Какое масло заливать в АКПП Nissan?
Автомобильный концерн Nissan (Infiniti) рекомендует применять в качестве ATF оригинальную жидкость «Nissan Matic», которая в свою очередь имеет несколько модификаций. Для вариаторных трансмиссий используются масла линейки NS2 и NS3. Последний допуск используется с 2012 года.
- Подбор масла в вариатор
Какое масло заливать в АКПП HONDA?
До 1994 года автоматические коробки Хонда не отличались ни в обслуживании, ни в выборе спецжидкости. Как и для большинства автомобилей с АКП рекомендовали заливать жидкость типа DEXRON II. Все поменялось после 94 года, когда концерн заявил о разработке VTEC, позволяющий выдавать высокую мощность из маленького объема движка. Не будем описывать все нюансы, скажем лишь, что японцы разработали агрегат, способный переваривать высокую мощность, при этом имеет значительно бОльшую рабочую температуру масла.
Специально для этого была разработана жидкость Honda ATF Z1. Впрочем владельцы автомобилей могли наблюдать на щупе надпись DEXRON II, что вводило их в заблуждение о рекомендованной трансмиссионке. На самом деле это значило лишь то, что автовладелец может использовать последнее, но только для короткого промежутка времени. В 2010 году выпустила усовершенствованную версию жидкости — Honda ATF DW-1
Особенности технологии замены жидкости в автомате
Агрегаты различаются на два типа: обслуживаемые и необслуживаемые. В обслуживаемых коробках есть горловины, щупы, то есть все предусмотрено для замены. Но в некоторых последних моделях производитель, считая замену масла в АКПП необязательной, не предусматривают подобного.
Состояние масла в АКПП можно определить по цвету
Срок замены в обслуживаемых АКПП указан в мануале. Но! Не стоит забывать, что российские условия эксплуатации приравнены к тяжелым, поэтому стоит менять жидкость в два раза чаще. Пример: если производитель указывает срок замены каждые 60 тыс. км пробега, то рекомендуется менять уже на 30 тысячах. Уровень жидкости в АКПП легко определить по щупу.
Второй нюанс – это замена в необслуживаемых агрегатах. Здесь объем определить не получится. Поэтому замену масла осуществляем по принципу: объем слитого масла должен быть равен залитому. Только все операции нужно производить на «холодном» масле, так как при нагреве рабочая жидкость автоматической коробки передач расширяется и объемы могут различаться.
Как проверить состояние масла в АКПП Видео
В коробке передач любого типа, будь то «механика», АКПП, «робот» или вариатор используется трансмиссионное масло. Однако в разных типах коробок интервал его замены отличается и играет разную роль. Для «механики» в последнее время производители часто вообще не регламентируют такую процедуру как замена масла. Конечно, на большом пробеге поменять будет нелишне, но есть много историй о том, как разные МКПП выхаживали по сотне тысяч километров без всякого вмешательства. С разного рода автоматическими трансмиссиями все сложнее. Своевременная замена и правильное масло существенно продлевают срок жизни агрегатов, а игнорирование сроков, наоборот, приводит к преждевременному выходу из строя дорогих агрегатов. Если кондовая «механика» еще может перенести пренебрежительное к себе отношение, то современные нежные автоматические трансмиссии уже нет.
В связи с этим мы решили сделать материал о том, как выбрать масло для автоматических коробок популярных моделей. Мы взяли статистику «Автостата» самых продаваемых в России машин с «автоматами» и для них нашли информацию по каждой коробке. Чтобы у владельцев был выбор, мы рассказываем, во-первых, про марки масла, которые рекомендует производитель, во-вторых, про альтернативные варианты, которые популярны у владельцев авто, ведь не секрет, что фирменные масла всегда стоят заметно дороже, тогда как среди неоригинала порой можно найти недорогие, но качественные варианты.
Всего мы отобрали 10 самых популярных машин с «автоматами» на российском рынке, причем в эту десятку попали модели с разными типами трансмиссий, но в реальности коробок оказалось у нас меньше, прежде всего потому, что на некоторые автомобили устанавливаются одинаковые агрегаты.
Kia Rio, Hyundai Solaris
Так получилось, что эти два автомобиля занимают две верхние строчки по продажам с АКПП. Коробки, которые в них используются, самые популярные на российском рынке. В зависимости от года выпуска и двигателя что на Rio, что на Solaris устанавливались два типа «автоматов» – четырехступенчатый и шестиступенчатый. Несмотря на то, что многие считают эти коробки похожими, это разные агрегаты и для них используется разное масло.
Рекомендации производителя по обоим типам коробок одинаковые – использовать фирменное масло: для четырехступенчатой коробки это Hyundai/Kia ATF SP-III, для шестиступенчатой – Hyundai/Kia ATF SP-IV. Именно эти масла залиты с завода, поэтому доверие к ним самое большое, особенно если планируется частичная замена масла, и нужно будет смешивать старое или новое. В качестве официальной альтернативы предлагается масло Genuine Diamond ATF SP-III для четырехступки и SK ATF SP-IV или Michang ATF SP-IV для коробки с шестью передачами.
Реальные владельцы нередко останавливаются на оригинальном масле, благо стоит оно не очень дорого (особенно по сравнению с оригинальными маслами других компаний), а опыт эксплуатации до первой замены обычно ничего плохого против штатного масла сказать не может. Впрочем, альтернатив на самом деле очень много. «Прошаренные» люди на форумах марки пишут, что на самом деле корейский автогигант сам масло не делает, а покупает его у компании ZIC, которая тот же самый состав продает уже под своим брендом. Называется это ZIC ATF SP-III или SP-IV. Но можно пойти и дальше. По большому счету в коробке с четырьмя передачами можно использовать любое масло, которое соответствует стандарту SP-III, а в шестиступенчатой трансмиссии – SP-IV. Таких масел очень много (особенно с третьим классом), причем цены можно найти заметно ниже, чем на оригинал, проблем быть не должно.
Для частичной замены в коробках Kia Rio, Hyundai Soliaris требуется около 4 литров масла, для полной – 8-9 литров, а если подключать специальный автомат для слива под давлением, то шестиступенчатая коробка может потребовать более 10 литров. Но многие считают такую замену масла перебором.
Отдельно скажем о Kia Sportage, который в рейтинге самых популярных авто с автоматом занимает шестое место. На него устанавливают шестиступенчатые АКПП, для которых характерно все тоже, что и для шестиступок Rio и Solaris, как по оригиналу, так и по заменителям. Так что не будем отдельно писать об этом автомобиле.
Toyota RAV4, Toyota Camry
И снова два соседних места (третье и четвертое) в списке самых популярных «автоматических» моделей занимают машины одного производителя с единой агрегатной базой. Но если корейцы идентичны по парам коробка-мотор, то у RAV4 и Camry отличия есть. За долгую конвейерную жизнь на эти машины много что устанавливалось, а в последнем поколении японцы решили сделать так. На RAV4 с 2-литровым мотором устанавливается вариатор, а с 2,5 – АКПП, на Camry c любым мотором ставится АКПП.
В АКПП Toyota предлагает заливать два типа масла – Type IV и Toyota ATF WS. Считается, что первый тип лучше подходит для старых коробок прошлых поколений, а второй тип оптимальнее для свежих машин. Хотя на практике оба масла используются в коробках разных годов и никаких проблем не замечалось. Также японцы разрешают использовать масло Dexron, ведь не секрет, что именно эта компания делает для Toyota масла. Другой неоригинал владельцы Toyota используют редко, хотя могут подойти и другие аналогичные масла с допусками Type T IV.
Для вариатора используется другое масло. У самой Toyota его тоже предлагается два вида – Toyota CVT Fluid TC и Toyota CVT Fluid FE. Выбор между ними – тема постоянных холиваров среди поклонников марки. TC это более древний состав, более густой и лучше переносящий морозы. FE – относительно свежая разработка, считается энергоэффективной и позволяет экономить топливо. В целом, для российского климата TC наверное предпочтительнее, хотя и владельцы, которые заливали FE, потом обычно не жалуются. Неоригинальные масла для вариатора используются еще реже чем для АКПП, многие боятся лить в сложный агрегат непонятно что. Но для желающих поэкспериментировать поклонники марки советуют обратить внимание на Aisin CVT Fluid Excelent 7004. Логика такая, что вариаторы на Toyota используются марки Aisin, так что масло этого же бренда с высокой долей вероятности будет работать хорошо.
Замены принято проводить либо частичные, либо полные, объемы примерно такие же – около 4-5 литров для частичной замены и 9-10 для полной, причем они актуальны как для АКПП, так и для вариатора.
Volkswagen Polo
Популярный седан на пятом месте по объемам продаж с автоматическими трансмиссиями в России. Формально на машину устанавливаются два варианта автоматических коробок, но «робот» идет только с мотором 1,4 турбо, это очень редкое сочетание, которое выбирает лишь малый процент покупателей. Что заливать в DSG мы рассмотрим на примере другого автомобиля, а пока сосредоточимся на 6-ступенчатой АКПП. Она на Volkswagen Polo используется фирмы Aisin. Кстати, что мы напишем про АКПП Volkswagen Polо, актуально и для Skoda Rapid – у него такая же платформа и та же модель «автомата».
Volkswagen, конечно, предписывает использовать только оригинал, а это WV ATF G055025A2, но любому здравомыслящему человеку понятно, что масла для японских коробок немцы где-то закупают. К таким мыслям подталкивает еще и стоимость оригинального масла – около 1500 рублей за литровую банку. Для бюджетного автомобиля это явный перебор. Благо, что аналогов и вариантов замены более чем достаточно: MOBIL 3309, COMMA ASW, MOTORCRAFT Premium ATF и даже Toyota T-IV. Да, некоторые владельцы Polo льют масло Toyota. Понятно, что и в этом случае тоже идет переплата за бренд (вспомним про Dexron), но масло с брендом Toyota заметно дешевле, чем масло с брендом Volkswagen, так уже даже при такой замене есть финансовая выгода. Mobil – так тот дешевле в три раза по сравнению с WV ATF G055025A2 при адекватном уровне качества.
Высокая стоимость масла на Volkswagen Polo отчасти компенсируется не очень большими объемами коробки. Для частичной замены требуется около 3,5 литров, а для полной замены хватит и семи литров.
Nissan X-Trail, Nissan Qashqai
В компании Nissan сделали ставку на вариаторы, поэтому уже много лет в виде автоматической трансмиссии у этой компании выступает CVT. И успешно, машины с вариатором – на шестом и девятом местах в рейтинге популярности. Все модели вариаторов Nissan разработаны и произведены компаний Jatco, благо Nissan ей владеет. Японские инженеры периодически что-то дорабатывают, меняют и выпускают на рынок новые модификации, так что разобраться какие модели вариаторов на какие автомобили устанавливаются непросто.
На Qashqai с мотором 1,2 ставят CVT7 он же JF015e, сегодня эту же модель используют на Renault Kaptur и Renault Logan, а ранее этот вариант устанавливался на кучу моделей Nissan с мотором 1,6. Этот вариатор на разных моделях показывал разную надежность, но все равно вызывает некоторые опасения за свою долговечность. Частая замена масла в таком случае какой-никакой, но способ продлить ресурс. Чаще всего владельцы заливают оригинал – Nissan NS-2 CVT Fluid. Среди неоригиналов ему конкуренцию составляет Ravenol CVT, на который тоже нет жалоб, а цены ниже. Популярна и продукция компании Idemitsu, вот только среди всех видов масла, которые продаются в России, нет ни одной модели именно для CVT7, есть только совместимые, это несколько отпугивает потенциальных покупателей.
На Qashqai с двухлитровым мотором и на X-Trail ставят вариатор CVT8, он же JF016e. Он более современный, но более сложный. Для него замена масла еще более критична, чем для предшественников. На этой модели производитель отказался от так называемого степ-мотора, а смену передаточного отношения доверил соленоидам, которые очень быстро забиваются стружкой и продуктами износа. Менять масло на этих вариаторах советуют чуть ли не раз в 40 тысяч километров, тогда они смогут показать приличный ресурс. С этим вариатором еще более оправданно использовать оригинал, для этой модели это Nissan NS-3 CVT Fluid.
Несмотря на то, что компания заявляет о совместимости NS-2 и NS-3 механики все-таки предпочитают заливать в каждое поколение вариаторов именно «свое» масло. Хотя третье поколение и откровенно дорогое, но мало кто рискует заливать что-то кроме оригинала – стоимость ремонта вариатора такова, что пытаться сэкономить пару тысяч рублей на масле неразумно.
Mazda CX-5
У CX-5 восьмое место по продажам машин с автоматической трансмиссией. Казалось бы, не самый высокий результат, но тут вопрос скорее в цене, ведь особых проблем с трансмиссией у CX-5 нет. Основная коробка это АКПП, на которую нет нареканий в плане надежности. Даже с заменой масла многие механики советуют не спешить. Если у других АКПП рекомендации по замене раз в 60 тысяч километров, то про CX-5 считается, что интервал можно увеличить. Очень удобно, что у АКПП Mazda есть щуп, с помощью которого можно определить объем и цвет жидкости. Если уж и менять, то не по пробегу, а когда масло стало темным и с запахом гари.
Обычно это случается ближе к цифре 100 000 на одометре. Официальный мануал вообще говорит о том, что масло залито на весь срок службы. Но эта рекомендация явно не для России.
В АКПП Mazda менять масло лучше всего частично, со сливом 3-4 литров и заливом такого же объема новой жидкости. Полная замена считается более опасной, потому что может потревожить старые «отложения». Менять частично заметно дешевле, потому что стоимость оригинального масла (оно так и называется Mazda Original Oil ATF M-V) очень высокая. Однако при частичной замене лучше все-таки лучше его и использовать, чтобы в коробке не образовался коктейль. Для полной замены (а это около 12-14 литров), уже можно использовать Ravenol ATF FZ, который считается лучшим из неоригинала. Можно поискать и продукцию Idemitsu, который является поставщиком конвейера.
Skoda Octavia
Octavia замыкает десятку самых популярных «автоматических» машин в России. У нее тоже два вида автоматической трансмиссии – классический «автомат» и робот DSG. АКПП аналогична той, что устанавливается на Volkswagen Polo, поэтому владельцы Octavia с АКПП могут смело читать раздел, посвященный Polo. В этот же разделе мы поговорим про DSG. Octavia это только пример, на самом деле все сказанное актуально для всех роботизированных трансмиссий VAG.
DSG, как известно, бывает двух видов: «сухая» и «мокрая». У сухой сцепление работает в воздухе, у «мокрой» – располагаются в масляной ванне. Начнем с «сухой», почти всегда она является семиступенчатой. У «сухой» коробки несмотря на название на самом дела два контура с маслом – один заливается в блок с шестернями и представляет собой фактический аналог масла для механических коробок (собственно, «роботы» по свой конструкции и есть МКПП с электроникой), а второй контур отвечает за мехатроник, управляющий сцеплением. С мехатроником все просто, туда заливается жидкость для гура. Оригинал это VAG G004 000 М2, есть в два раза более дешевые заменители от Febi, Patron и Swag, однако емкость всего 1 литр, даже при использовании оригинала при замене не разоришься. К тому же блок мехатроника не так критичен к замене масла, менять можно значительно реже чем в основной коробке.
С маслом в основном «отсеке» интереснее. С момента выхода DSG на рынок инженеры VAG набили много шишек с этими коробками, внесли кучу изменений и доработок. Среди прочего было предписано использовать не синтетическое, а минеральное трансмиссионное масло, потому что синтетика слишком агрессивна к резиновым и электронным компонентам коробки. Так что сегодня в очень современную и продвинутую коробку нужно лить «минералочку». Понятное дело, что не абы какую. Оригинал – VAG G052512 A2, среди неоригинала все те же Febi, Patron и Swag. Однако объем для залива всего 2 литра, как и в случае с мехатроником, можно разориться и на оригинал, вот только интервал замены тут напрашивается чаще, чем в мехатронике.
У шестиступенчатой коробки сцепления «плавают» в масле, но это тоже самое масло, что защищает шестерни металлической части, так что у DSG-6 менять нужно только один вид жидкости, правда ее для замены требуется уже около 5 литров. Для шестиступок оригинал сегодня тоже минеральный — VAG G 052182 A2. Учитывая его стоимость и объем, есть смысл смотреть в сторону альтернативных производителей. Особенно на Pentosin FFL-2, поговаривают, что именно этот производитель делает для VAG масло, а FFL-2 точная копия оригинала, просто дешевле. Также среди владельцев таких коробок популярностью пользуются Castrol Transmax Dual и Addinol ATF DCT, на которые тоже хорошие отзывы. В заменителях числятся еще пара полусинтетик, но нам кажется, что в этом вопросе лучше не рисковать – раз производитель сам предлагает минералку, то лучше ее и использовать.
Как видите, каждая машина индивидуальна. У кого-то масло менять нужно чаще, у кого-то реже, где-то котируется только оригинал, а в иных случаях неоригинал это дешево и сердито, где-то менять полностью, где-то частями. Общих рекомендаций у нас две – не верить слепо официальным мануалам и побольше изучать информации именно для своего автомобиля. Минимальные сведения для старта мы дали.
Классификация масел для АКПП
Важно понимать, что использование неправильного масла может привести к серьезным последствиям для трансмиссии. Поэтому, при выборе необходимо учитывать тип трансмиссии и рекомендации производителя, а также классификации масел по нескольким критериям.
Тип базовых масел
- Распространенный тип, используемый для АКПП, – минеральные масла. Они изготавливаются из нефти и обладают достаточной стабильностью при повышенных температурах, а также надежно защищают трансмиссию от износа. Однако, они имеют пониженную стойкость к окислению и не подходят для эксплуатации в условиях морозных зим. Минеральное масло для АКПП, содержащее минимальное количество присадок, является самым дешевым вариантом для автовладельцев. Оно подходит для старых автомобилей, которым не требуются смазки с улучшенными характеристиками.
- Еще один тип масел, применяемых для АКПП, – синтетические. Они получаются из искусственных химических соединений и обладают более выраженной стойкостью к окислению, чем минеральные масла. Также они характеризуются пониженной вязкостью при минусовых температурах, что обеспечивает повышенную функциональность работы АКПП в условиях холодного климата. Синтетические масла содержит большое число присадок, обладают увеличенной термостойкостью и надежно защищают трансмиссию при экстремальных нагрузках. Кроме того, они обладают продолжительным сроком службы и не образуют отложений на деталях АКПП. Однако, такие масла стоят дороже, чем минеральные, и являются самыми дорогими из всех видов масел, предназначенными для новых, усовершенствованных автомашин. Для последних моделей Audi, BMW, Mercedes используются только синтетические масла.
- Третий тип базового масла – полусинтетическое. Оно представляет собой смесь минеральных и синтетических масел и включает в себя преимущества обоих типов. Полусинтетические масла имеют повышенную стойкость к окислению по сравнению с минеральными и стоят ощутимо дешевле, чем синтетические. Таким образом, полусинтетика является компромиссным вариантом. Она содержит определенное количество присадок, обладает увеличенной термостойкостью, не образует отложений на деталях АКПП и обеспечивает продолжительный срок службы трансмиссии (на 25-30 % дольше минерального масла). Самым разумным представляется применение полусинтетического масла для машин, которые выпускались во второй половине 90-х годов.
Сезонная классификация
Классификация для АКПП по сезону является серьезной темой для владельцев автомобилей. Правильный выбор масла для конкретного времени года может ощутимо улучшить работу трансмиссии и продлить ее срок службы. В зависимости от сезона, масла делят на зимние (с индексом W в номенклатуре) и летние виды.
У зимних масел пониженная вязкость при отрицательной температуре, что сокращает время запуска двигателя и гарантирует улучшенную работу АКПП в мороз. Масла 85W90 проявляют свои полезные свойства при морозах до -12 градусов по Цельсию, 80W90 – до -26 градусов, а 75W90 – до -40 градусов.
Летние масла, напротив, обладают увеличенной вязкость при повышенных температурах, что дает защиту от износа при продолжительной эксплуатации в жаркую погоду. Для выбора масел нужно учитывать не только сезон, но и рекомендации, распространяемые производителем автомобиля.
Также необходимо учесть условия использования машины. Если вы приобрели автомобиль для продолжительных поездок в жаркую погоду, то рекомендуется выбирать масла с повышенной вязкостью. Если же вы живете в зоне с холодным климатом и планируете использовать автомобиль зимой, то требуется пониженная вязкость масла.
Важно помнить, что неправильный выбор может вызвать серьезные проблемы. Использование неподходящего масла способно привести к износу деталей коробки передач, ухудшению ее работоспособности и даже поломке.
Классификация по вязкости
Вязкость масла – его способность сопротивляться деформации при сдвиге. Она зависит от состава масла, температуры и давления. Для автоматических коробок используются масла с увеличенной вязкостью, так как они обеспечивают надежно функционирующую смазку и защиту от износа. Классификация масел для АКПП по вязкости производится по стандарту SAE J306. В соответствии с этим стандартом масла делятся на несколько классов.
- Масла с меньшей вязкостью (SAE 75W, SAE 80W, SAE 85W) работают при пониженных температурах. Они обеспечивают легкую работу коробки передач при запуске двигателя в холодную погоду.
- Масла со средней вязкостью (SAE 90) используются при средних температурах. Они обеспечивают надежную работу коробки передач при нормальных условиях эксплуатации.
- Масла с увеличенной вязкостью (SAE 140 и выше) используются в автоматических коробках передач, работающих при повышенных температурах или с большой нагрузкой. Они обеспечивают надежную защиту от износа и повышенную стойкость к высокотемпературной среде.
Значения кинематической вязкости для разных классов по стандарту SAE (в кв. мм/с):
- 75W — 4,1;
- 80W — 7,0;
- 85W — 11,0;
- 90 — 13,5–24;
- 140 — 24–41;
- 250 —более 41.
Масла для коробок передач CVT
Масла для вариаторных коробок передач (CVT) обладают рядом особенностей. Во-первых, они предназначены, чтобы действовать в условиях увеличенного трения между металлическими деталями коробки передач. Во-вторых, они должны поддерживать достаточный уровень вязкости при повышенных температурах, чтобы предотвратить износ деталей.
Одной из ключевых характеристик масел для CVT является коэффициент трения. Он показывает, насколько быстро металлические детали коробки передач смогут перемещаться друг относительно друга. Чем выше коэффициент трения, тем лучше будет работать коробка передач CVT.
Еще одной характеристикой масел для вариаторных коробок передач является температурный диапазон. Масло должно сохранять свои свойства в летнюю жару, чтобы предотвратить износ и поломку деталей. Также необходима достаточная вязкость при минусовых температурах, чтобы обеспечить нормальную работу коробки в холодную погоду.
По сравнению с другими маслами рекомендованные производителями масла для CVT содержат больше присадок, которые улучшают их свойства при повышенных температурах и предотвращают износ деталей трансмиссии. Также они имеют увеличенный уровень вязкости по сравнению с маслами для стандартных АКПП. Это связано с тем, что коробки передач CVT работают при более повышенных температурах.
Масла для коробок передач DSG
Масла для роботизированных трансмиссий (DSG) обеспечивают высокопроизводительную работу системы передач и уменьшают износ деталей. Одними из важных параметров масел для DSG являются вязкость, а также устойчивость к окислению и повышенным температурам. Чем выше эти показатели, тем функциональнее масло для трансмиссии DSG.
Еще одна особенность таких коробок передач заключается в том, что некоторые из них имеют два смазывающих контура. В один из них для смазки заливается специальная трансмиссионная жидкость, рекомендованная производителем для роботизированной коробки передач.
Масла для коробок DCT
Масла для трансмиссий с двойным сцеплением (DCT) имеют специфические характеристики. DCT-коробки передач являются более сложными, чем стандартные «автоматы», так как они имеют два сцепления и два набора шестерен. Они работают быстрее и с большим эффектом, что обеспечивает повышенную производительность автомобиля. Однако, для обеспечения надежности и долговечности работы DCT-коробок передач необходимо применять специальные масла, соответствующие их характеристикам.
Эти масла имеют специальные присадки, которые обеспечивают защиту от износа и повышают работоспособность коробки передач. Важно подбирать масло, соответствующее рекомендациям производителя автомашины с данным типом трансмиссии. Необходимо помнить, что использование неподходящего масла может привести к повреждению DCT-коробки передач и снижению ее производительности.
Тракторные масла для трансмиссий
Речь идет о специальных смазочных материалах, предназначенных для использования в тракторах и другой спецтехнике. Они обеспечивают надежную работу трансмиссии, защищают ее от износа и коррозии, а также улучшают ее эксплуатационные свойства.
- STOU – универсальное масло для тракторных коробок передач, которое может использоваться в различных узлах трансмиссии, гидравлических системах, двигателях и тормозных системах. Оно отличается возросшей степенью защиты от износа, обладает антикоррозионными свойствами.
- UTTO – универсальное трансмиссионное масло для тракторов с гидромеханической трансмиссией. UTTO может применяться в гидравлической системе и рулевом управлении.
- TDTO – масло, специально предназначенное для трансмиссий и приводных систем тяжелой техники.
Заключение
При выборе трансмиссионного масла необходимо учесть требования производителя техники и условия эксплуатации. Неправильный выбор масла может привести к снижению эффективности работы трансмиссии и к ее преждевременному износу. Поэтому рекомендуется обращаться к руководству по эксплуатации или же к профессионалам, которые помогут подобрать оптимальный вариант смазочного материала для конкретной модели транспортного средства.
Полная и частичная замена масла в АКПП
- ACURA
- ALFA ROMEO
- ALLISON
- HUMMER
- RENAULT
- ASTON MARTIN
- AUDI
- BMW
- BUICK
- CADILLAC
- CHEVROLET
- CHEVY TRUCKS AND VANS
- CHRYSLER
- CITROEN
- DAEWOO
- DAIHATSU
- DODGE
- DODGE TRUCKS & VANS
- EAGLE
- FERRARI
- FIAT
- FORD
- Ford TRUCKS & VANS
- HONDA
- HYUNDAI
- INFINITI
- ISUZU
- JAGUAR
- JEEP
- LEXUS
- KIA
- LANCIA
- LAND ROVER
- LINCOLN
- MAZDA
- MERCEDES BENZ
- MERCURY
- MINI COOPER
- MITSUBISHI
- NISSAN
- OLDSMOBILE
- PEUGEOT
- PLYMOUTH
- PONTIAC
- PORSCHE
- RENAULT
- ROLLS ROYCE
- ROVER
- SAAB
- SATURN
- SCION
- SEAT
- SMART
- STERLING
- SUBARU
- SUZUKI
- TOYOTA
- VOLKSWAGEN
- VOLVO
Данные собраны из американских (и рунетовских) справочников, могут быть устаревшими или не иметь данных по некоторым европейским авто. Ищите также информацию на странице своей АКПП. Справочник находится в разработке, поэтому если у вас 6-ти ступенчатая АКПП — пожалуйста, проверяйте всю информацию по VIN-коду своей АКПП или на соответствующей странице сайта.
Какое масло лить в мою коробку?
Найдите свою коробку в списке выше и определите количество, тип и аналоги масла, которое подходит для вашей АКПП. Если не нашли именно свою модель авто, но есть та же АКПП по другому автомобилю — смотрите данные по вашему автомату на другой машине.
Общий принцип подбора масла ATF для 4-х и некоторых 5-ти ступенчатых коробок:
— Во все 4-5 ступенчатые коробки 20-го века можно лить масла типа Dexron-III, также при полной замене масла можно лить и следующее поколение ATF (Dexron-VI), то есть все, что выше классом. Ниже классом — нельзя. Мастера часто формулируют правила замены так: «в коробки с желтым маслом ATF можно доливать только желтое масло, с красным ATF- только красное». Если не уверены в масле — делайте полную замену.
Отличие Дексрон 3 от предыдущих модификаций Dexron 2E — в меньшей вязкости при отрицательных температурах, и в модифицированных «фрикционных качествах», позволяющей фрикционам включаться с проскальзыванием. Дексрон 6 имеет еще меньшую вязкость, не горит при максимальных для АКПП температурах (до 150°) и имеет высокую стабильность во времени. То есть не «стареет» очень долго.
Примечание: Если производитель рекомендует свое масло для «капризных» 6-ти ступенчатых коробок, в которых настройки ТСМ нагружают трансмиссию до предела, лучше следовать его рекомендациям или довериться мастерам, которые имеют опыт не только замены масла, но и ремонта АКПП.
— Не рекомендуется смешивать масла разного класса. От этого образуются эмульсии с непредсказуемыми свойствами, которую насос не способен прокачать, давление падает с соответствующими последствиями для «железа» (читай про проблему: «недостаток давления масла»).
Когда и как часто стоит менять масло в АКПП?
У мастеров АКПП есть универсальный принцип замены масла ATF: «Когда масло потеряло прозрачность и чистоту«. Но обычно это от 40 ткм для капризных автоматов до 100 ткм для неубиваемых АКПП. Замена масла, которое пахнет горелым — рискованна. Замена масла проработавшего свыше 150 ткм или свыше 5 лет без замены — рискованна. И ее лучше проводить подготовившись к полной переборке коробки.
Для проверки масла «на старость» существует тест с белой тряпкой (справа).
Для каждого типа трансмиссии есть свои сроки, особенности и техника замены масла, и лучше изучить специфику именно своей АКПП.
Методы контроля масла АКПП — их два:
1 — проверка уровня масла с помощью щупа (для неприхотливых к маслу автоматов).
Уровень масла в холодном или горячем состоянии должен находиться между рисками, обычно — при рабочей температуре масла и заведенном двигателе, когда работает насос.
Для разных машин разработаны свои правила замера уровня масла, но в целом такие автоматы некапризны к небольшому и непродолжительному недоливу масла.
2 — проверка уровня масла с помощью переливной\контрольной пробки (для требовательных к уровню масла автоматов)
В этом случае в конструкции имеется контрольное отверстие в поддоне или в корпусе, при открытии которого при определенной температуре ATF и положении селектора передач должно вылиться немного масла, что говорит о нормальном уровне масла. Если масла под пробкой нет, то следует долить масло в заливное отверстие до тех пор, пока масло не начнет вытекать из контрольного отверстия. (нажми картинку — увеличить)
Для каждого автомата — свой регламент проверки уровня со своей температурой и положением селектора передач. Читайте страницу своей АКПП.
Автоматы такого типа довольно чувствительны к уровню масла, его качеству и температуре, потому что его электроника настроена на минимальный разрыв мощности, высокое КПД и любое отклонение качества ATF приводит не только к снижению качества работы, но и к толчкам и ускоренному износу фрикционых накладок и уплотнительных колец, что ведет к …(читайте о соответствующих проблемах в меню слева) преждевременному износу расходников и капитальному ремонту.
Общие правила обслуживании масла автомата:
1. Если масло прозрачное (пусть и темное) и АКПП работает штатно — не стоит раньше времени (смотри рекомендации именно для вашей АКПП) менять масло и фильтр.
2. Если масло мутное, непрозрачное или вызывает подозрение взвесь механических включений в масле, то стоит сделать как «минимум» частичную смену масла, а как «норма» — полную замену масла со снятием и чисткой поддона. Поддон покажет более точное состояние коробки. Если на магните обнаружатся ежики металла — пора откладывать деньги на капремонт. И наладить отношения с мастером по ремонту АКПП.
Если на дне поддона встречаются твердые частицы размером свыше 1 мм, то это маркер того, что откладывать капремонт больше нельзя, люфты и вибрации начинают разрушать коробку. Даже, если нет других жалоб, вроде протечек, ударов, потери тяги.
3. Если в автомате установлен масляный фильтр грубой очистки с металлической сеткой и масло быстро становится мутным, уже через 10-30 ткм после замены, то это говорит о том, что кольца и прокладки не держат жавление и износ перешел в критическую зону.
В таком случае рекомендуется хотя бы помочь фильтру грубой очистки, установив в магистраль охлаждения масла наружный магнитный фильтр тонкой очистки — №100019. Это временный способ отсрочить старение автомата, и стоит или поехать на диагностику к мастеру АКПП или подлумать на эту тему, ну или хотя бы лежать в эту сторону.
4. Если масло уже имеет запах горелого и заметны механические включения в виде стружки, крупной крошки, стальных, латунных или пластиковых частиц , то здесь уже нужно или продавать быстрее машину, надеясь, что покупатель не заметит проблем с коробкой или срочно отдавать машину на диагностику и полную переборку АКПП (подробнее о горелом масле). Капремонт как минимум потребует переборки ГДТ, замены масла, фильтра, фрикционов и ремкомплекта прокладок и сальников (Оверол кит — минимальный набор расходников).
Скорее всего понадобится кроме замены фрикционов еще и замена тормозной ленты (если она есть в конструкции). А может еще и стальных дисков и поршней. (Мастер кит — максимальный набор расходников). Дальше в списке — детали «железа» : втулок, подшипников, … окончательный приговор огласит мастер после разборки и дефектовки АКПП.
Все вместе со стоимостью работ это может составить приличную сумму, сравнимую с затратами на замены масла двигателя в течении 3-5 лет или жестяными работами после аварии.
Кроме замены деталей АКПП обычно чистится забитый гидроблок и соленоиды, ремонтируется гидротрансформатор, которые часто и являются главной причиной нештатной работы АКПП.
Все это — нормальный капремонт АКПП с переборкой и заменой расходников, который делается по регламенту (в основном после 5-15-ти лет эксплуатации) и после которого коробка ходит еще долго, как продлевают самолетам срок эксплуатации. В ремонтах иногда встречаются коробки, отходившие свой миллион км и имеющие неплохие прогнозы по дальнейшей эксплуатации.
Несменяемое масло
Стоит ли безоговорочно верить рекомендациям продавца о «несменяемом масле» автомата?
Да известно множество случаев, когда машина пришла в капремонт автомата с пробегами за 300 ткм без смены масла АКПП. Это в принципе полностью оправдывает ожидания каждого автопроизводителя. Но не каждого владельца.
И если официальный дилер утверждает, что масло АКПП у вас «несменяемое», то имейте ввиду, что «несменяемое масло» это термин, указывающий, что ваше синтетическое масло штатно прослужит от завода до капремонта. А когда наступит капремонт — через 3 года после продажи или через 15, зависит от вас и удачи.
Обычно Автопродавец говорит о несменяемом масле ATF имея ввиду замену этого авто на более свежую машину. Что многие и делают.
Автопроизводитель уже осторожнее оговаривается о «несменяемом масле» на период гарантии. А уже совсем другое (о сроках замены масла) говорит Производитель автомата. Почувствуйте разницу.
Все известные рекомендации Айсин и ZF говорят о необходимости постоянно контролировать и при необходимости менять масло. Причем контролировать масло ATF на зуб и на глаз чуть ли не в каждый приезд в сервис. А это от 10 ткм до раза в год. Особенно это касается коробок для переднеприводных авто с поперечным расположением. Если вы, конечно, хотите 100% гарантии на свою коробку в путешествии.
В некоторых современных 6-ти ступенчатых коробках приходится уже после 60-100 ткм пробега выполнять работы по проверке (чистке или ремонту) гидроблока или соленоидов и менять при этом масло. Поэтому, чтобы не менять соленоиды и не чистить гидроблок раньше времени, меняйте «несменяемое масло» как только его прозрачность вызывает подозрения. Как минимум — проверяйте масло после жаркого лета и агрессивной езды.
Чаще, чем обычно меняют масло в АКПП в нескольких случаях:
1. Если АКПП перегружается в жару, в пробках, таскает прицеп, буксовала по глубокому снегу или бездорожью, водитель любит агрессивные разгоны на предельных крутящих моментах.
2. Если, проверяя масло АКПП, осторожный владелец обнаружит, что масло стало серым, непрозрачным, содержит видимые частицы взвеси.
3. Если водитель в жизни не надеется «на авось», основателен и предусмотрителен по натуре и не жалеет несколько тысяч рублей на обслуживание самого сложного агрегата машины, чтобы спать (и ездить) спокойно,
…
8. Если у водителя с машиной особые отношения и в роду у него были пра…деды, для которых конь был ближе жены, то такой владелец тоже всегда будет держать масло ATF чистым и залитым до максимума нормы.
Нужно иметь ввиду, что если после смены масла оно слишком быстро «постарело» и стало опять грязным, или проблемы коробки не исчезли, а все необходимые обновления программы компьютера у ОД вы сделали, значит вашей коробке нужен более серьезный уход. Как минимум — ремонт гидротрансформатора (смена износившегося фрикциона\ов). Или смена фрикционов той скорости, которая не работает. Или по крайней мере — консультация и диагностика мастера. Вживую, а не сидя с попкорном перед экраном, печатая запросы на форумы. Кстати у многих мастеров АКПП диагностика бывает бесплатной.
Можно ли «вылечить» болезни АКПП заменой масла и фильтра?
Случается, что после больших пробегов до того исправная АКПП вдруг начинает «козлить», толкаться, ехать на 3-й передаче…, первой мыслью у большинства владельцев возникает надежда подлечить автомат сменой масла с фильтром.
Иногда это помогает. Если грязи в гидроблоке и фильтре скопилось слишком много. Помогает отсрочить капремонт. Иногда — до года, а иногда до 10-20 ткм.
Но к сожалению процесс старения уже запущен. Появились люфты в работе:
— втулок и тефлоновых колец валов, или, что хуже:
— шестренок планетарных рядов, или что еще хуже:
— грязных или изношенных клапанов в «мозгах» коробки
и остановить этот процесс можно только переборкой коробки с чисткой и заменой износившихся расходников или деталей. В подавляющем большинстве случаев.
И чем раньше это сделать, тем меньше состарится нештатно работающий гениально сложный агрегат вашего авто. К сожалению автомат — не человеческий организм, и не имеет иммунитета. «Самозаживления ран» в АКПП-истории еще не зарегистрировано.
Смена масла самостоятельно
Иногда сервисов и мастеров поблизости не видно, или они заламывают «бешеные» цены, или нет возможности ехать для этого в другой город. Тогда часто возникает желание сменить масло самому:
Существует два уровня смены масла: Частичная и Полная.
Частичная замена масла производится путем естественного слива разогретого масла из АКПП через сливное отверстие без снятия поддона (или со снятием). А затем восполняется новым маслом до максимального уровня. Прочтите обязательно особенности проверки уровня масла («нахолодную» и «нагорячую») для своей АКПП!
Обычно сливается около половины всего объема (ок. 4 литров). Остатки грязного масла остаются в гидротрансформаторе и глухих полостях агрегата. Если масло вытекает темное, но еще прозрачное, без заметной взвеси и видимых крупных частиц, то для экономии можно ограничиться частичной заменой. (Только для агрегатов, признанных «неубиваемыми»)
Есть такие 4-х ступенчатые коробки производства ZF, Aisin, GM, MB, Jatco, Honda, … которые ходят до невероятных пробегов, всю жизнь проводя лишь частичную смену масла.
Если масло серое, мутное и вызывает подозрение взвесь грязи (тест с белой тряпкой), то стоит еще потратиться и сделать Двойную Частичную или Полную замену масла, то есть — сделать Частичную смену масла дважды, совершив короткую (10-15 км) поездку между сменами масла, во время которой происходит перемешивание и промывка масла из гидротрансформатора и ВСЕХ полостей. Это делает масло «практически чистым» — то есть таким, каким оно становится после 5-15 ткм пробега.
Можно как более «грязный вариант» — сделать Полную замену за один раз. При этом обязательно снимается и чистится поддон (проверка количества стружки на магнитах) и меняется фильтр (если он не имеет доступа к открытой сетке, слева).
В некоторых АКПП можно сделать полную замену, отсоединив шланг радиатора и прокачав старое масло новым. Читайте профильные форумы. Это дает более поверхностную (короткую) очистку всех каналов и полостей по сравнению с двойной частичной заменой масла. Как и замена масла с помощью специальных аппаратов. Такая очистка сделанная вовремя заметно улучшает условия работы АКПП и продлевает ресурс до капремонта.
Некоторые «перфекционисты» делают частичную замену масла трижды в условиях, когда хочется быть на 100%-уверенным в надежности автомата. Также перфекционисты меняют фильтр при каждой смене масла, а не через раз, как это советуют мастера. Даже если у фильтра сетка открытая и может быть продута и промыта.
В случае, если обнаружена стружка на магнитах поддона (крупнее 1 мм) или на его дне, есть нарекания к переключениям или работе коробки, то пора делать плановый ремонт трансмиссии, не дожидаясь ее преждевременной кончины. Достаточно стружке попасть под резиновый фартук поршня или в насос, под втулки — это сразу запускает цепную реакцию потери давления и проскальзывания фрикционов.
Чем раньше делается ремонт, тем меньше износ основных узлов и соответственно меньше стоимость закупаемых деталей и тем дольше остаточный ресурс коробки. Современные автоматы в отличии от старых нуждаются в чистке и замене расходников чаще. Так же как ходовая машины нуждается в замене амортизаторов и других расходников. Чем быстрее вы «убиваете» амортизаторы, тем чаще вам придется менять расходники и в АКПП. За комфорт плавного переключения и быстрой езды приходится платить. Раз в три — пять лет.
Если масло пахнет горелым — смену масла делать уже не стоит. Ни полную, ни частичную. Ну разве только в психологических целях, для успокоения души. Читайте про горелое масло здесь. Или вообще больше ничего не читайте, как некоторые забеременевшие девушки на несколько недель закрывают для себя эту тему, надеясь: «Авось само как-нибудь рассосется!».
Полная замена масла с заменой фильтра каждые 60-90 ткм — это тот минимум (для многих американских «тяжеловесов» этот срок может быть значительно короче), который позволяет успокоить совесть: «Я сделал все, что мог». Вообще — найдите описание своей коробки на соответствующей странице сайта. И если Ваше авто и мотор находятся у верхней границы крутящего момента данной коробки, то вы — в зоне риска и вам нужно особенно тщательно следить за качеством масла.
Современные (японские) АКПП предусматривают возможность снятия боковой крышки гидроблока не сливая масла (сливается 10-20 процентов от объема). Это позволяет мониторить состояние масла, гидроблока, соленоидов, датчиков-сенсоров итд. и восстанавливать работоспособность их без дорогого демонтажа-капремонта.
Замена масла в 6-ступенчатых АКПП
Эти современные АКПП — самый сложный электронно управляемый агрегат автомобиля. Работает при экстремально высоких температурах, все узлы коробки «зачипованы» до предела электронным акселератором и TCM (компьютером АКПП), чтобы не проиграть конкурентам — ДСГ, вариаторам и МКПП экономичностью и разгонными характеристиками. Причем само «чипование» — динамическое, то есть учитывает как старение масла, так и старение соленоидов, потому что во многих интеллектуальных 6-ти 8-ми ступенчатых коробках VFS соленоиды изменяют характеристики по мере износа.
Многие суперсложные узлы не выдерживают уже ставшей «нормальной» (ок. 120-130º) рабочей температуры («электрика» — соленоиды, электроплаты, пластик, гидроплита…)
Поэтому даже простую замену масла на 6-ступенчатых АКПП лучше производить у проверенных мастеров, которые имеют опыт и отвечают за свою работу. Или быть готовым к тому, что за удовольствие сделать все самому придется платить … и возможно немало. В любом случае — изучите все, что пишет интернет по вашей коробке.
Замена масла (ATF) на 4-х (5-ти) ступенчатых акпп обычно не так рискованна. При смене масла самостоятельно наиболее важны такие Общие принципы замены масла АКПП (с учетом описанных выше):
- Не смешивать масла разного класса\цвета.
- Если вы не уверены в типе старого масла, залитого в коробку, сделайте полную замену масла.
- Проследите за уровнем масла в АКПП после пробной поездки (и качеством — не появилась ли пена).
Если вы хотите все сделать самостоятельно, прочтите сначала все, что пишется в интернете теми, кто уже менял масло именно в вашей АКПП.
Да, и обычно попытки сделать радостное: «Как лучше!«, заканчиваются унылым: «Как всегда«.
Делайте сразу скучное: «Как положено«. Успехов вам!