Как проводить морфологический разбор существительного инструкция

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя существительное
  6. Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор имён существительных проводится по определенной схеме. Он может быть письменным и устным. Слово, заданное для морфологического разбора, в тексте обозначается надстрочной цифрой «3»: Над лугом3 порхают пестрые бабочки.

Схема морфологического разбора имени существительного:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).

3. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (если существительное в предложении стоит во множественном числе, то род определяется по его начальной форме; если существительное имеет форму только множественного числа, то и рода оно не имеет);
  • склонение;

4. Непостоянные признаки:

  • число;
  • падеж;

5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.

Пример устного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.

Птицу

1. Птицу — имя существительное, т.к. отвечает на вопрос кого? и обозначает предмет.

2. Начальная форма — птица (единственное число, именительный падеж — кто?)

3. Постоянные признаки:

  • существительное нарицательное, т.к. называет однородные одинаковые предметы.
  • существительное одушевленное, т.к. называет предмет живой природы.
  • существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя — моя птица.
  • существительное первого склонения, т.к. имеет окончание а и относится к женскому роду.

4. Непостоянные признаки:

  • существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос увидел (кого? что?) птицу.
  • существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.

5. В предложении является дополнением: птицу.

Образец письменного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.

Птицу

  1. Птицу — сущ. (кого?)
  2. Н. ф. — птица.
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме ед. ч., В. п.
  5. птицу

Дано предложение: В небе я увидел стаю птиц3.

Птиц

  1. Птиц — сущ. (кого?)
  2. Н. ф. — птица
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме мн. ч., Р. п.
  5. птиц

Дано предложение: Шахматы3 — сложная, но интересная игра.

Шахматы

  1. Шахматы — сущ. (что?).
  2. Н. ф. — шахматы
  3. Пост. призн.: нариц., неодуш., род не выражен, склонения нет.
  4. Мн. ч., И. п.
  5. Шахматы

Советуем посмотреть:

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Склонение имен существительных

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 211,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 105,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 132,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 159,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 240,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 241,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 4,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 233,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 235,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 238,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 56,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 167,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 43,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 100,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 128,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 9,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 5,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 107,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 5,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

5 класс

Упражнение 104,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 136,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 177,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 306,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 312,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 342,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 529,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 106,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 112,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение стр. 79,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 338,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 615,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 617,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 642,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 676,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 149,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 462,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Повторение стр. 142 — 143,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 281,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 444,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 33,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 227,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 420,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 427,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 491,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 4,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 470,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 532,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 316,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 16,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 125,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 154,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 159,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 279,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 314,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 400,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 67,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник


Морфологический разбор имени существительного — это указание постоянных и непостоянных признаков существительного как самостоятельной части речи.

Составим план, как последовательно выполнить морфологический разбор существительного. Приведем образец и примеры разбора существительных, имеющих разную грамматическую форму.

Прежде чем узнать, как правильно выполнить морфологический разбор существительного, напомним, какие слова в русском языке можно отнести к этой части речи.

Определение

Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает лицо или предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

  • (кто?) сын, сосед, человек;
  • (что?) дорога, небо, чертеж.

Как выполнить морфологический разбор имени существительного?

Приняв во внимание это определение, морфологический разбор имени существительного начинаем с указания части речи и общего грамматического значения.

Общее грамматическое значение имени существительного заключается в способности обобщённо называть предмет.

Затем выявим постоянные признаки имени существительного:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • отвлеченное или конкретное;
  • вещественное, собирательное;
  • род (мужской, средний, женский)
  • склонение (первое, второе или третье).

У некоторых существительных категория числа является постоянным морфологическим признаком, если эти существительные имеют  форму только единственного или множественного числа.

Остальные признаки являются непостоянными. Существительные изменяются по падежам и числам.

Начальная форма существительного — это форма именительного падежа единственного числа.

Морфологический разбор существительного закончим указанием его синтаксической роли (какой член предложения). Имя существительное может быть любым членом предложения как главным (подлежащее или сказуемое), так и второстепенным (определение, дополнение, обстоятельство).

Эти этапы разбора существительного как части речи представим в виде плана.

План морфологического разбора существительного

I. Часть речи. Общее грамматическое значение.

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • по значению конкретное или абстрактное, вещественное, собирательное;
  • род
  • число (у существительных только единственного или множественного числа);
  • склонение

б) непостоянные признаки:

  • падеж
  • число

III. Синтаксическая роль

Морфологический разбор существительного

Источник изображения: http://razum.myinsales.ru

В предложении может быть несколько существительных. То существительное, которое требуется разобрать как часть речи, указывается цифрой 3 справа над ним. Приведем примеры морфологического разбора существительного.

Образцы разбора

Летним утром дети пошли в лес за земляникой³.

I.  Слово «за земляникой» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос за чем? Начальная форма — «земляника».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • нарицательное
  • неодушевленное
  • вещественное
  • женский род
  • I склонение

б) непостоянные признаки:

  • творительный падеж
  • единственное число

III. Синтаксическая роль — дополнение.


У меня над головой яркая синева неба³.

I. Слово «неба» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос чего? Начальная форма — «небо».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • нарицательное
  • неодушевленное
  • конкретное
  • средний род
  • II склонение

б) непостоянные признаки:

  • родительный падеж
  • единственное число

III. Синтаксическая роль — определение (несогласованное).

Слово «неба» поясняет  существительное «синева» и отвечает на синтаксический вопрос:

синева (чья?) неба.

Синева неба = небесная синева.


 На часах³  было уже полседьмого.

I. Слово «на часах» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос на чём? Начальная форма — «часы».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • нарицательное
  • неодушевленное
  • конкретное
  • множественное число
  • склоняется как существительное множественного числа

б) непостоянные признаки:

  • предложный падеж

III. Синтаксическая роль — обстоятельство.


Вчера дядя Семен поймал огромную щуку³.

I. Слово «щуку» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? Начальная форма — «щука».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • нарицательное
  • одушевленное
  • конкретное
  • женский род
  • I склонение

б) непостоянные признаки:

  • винительный падеж
  • единственное число

III. Синтаксическая роль — дополнение.

Видеоурок

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 83

Морфологический разбор слова

Морфологический разбор слова — это разбор слова как части речи, то есть определение его начальной формы, его постоянных и непостоянных признаков, а так же его роли в предложении.

Как выполняется морфологический разбор?

  1. Определить, к какой части речи относится слово — задать вопрос
  2. Определить его начальную форму. Имя существительное — единственное число, именительный падеж; имя прилагательное — единственное число, мужской род, полная форма; глагол — неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы (что делать? что сделать?)

После начальной формы указываются морфологические признаки слова. Они делятся на 2 группы: постоянные и непостоянные.

К постоянным признакам относятся:

  • существительное: род, склонение, нарицательное/собственное, одушевленное/неодушевленное
  • прилагательное: качественное/относительное
  • глагол: спряжение, вид, возвратность/невозвратность

К непостоянным признакам относятся:

  • существительное: число, падеж
  • прилагательное: число, род, падеж
  • глагол: время, число, лицо, наклонение

Непостоянные признаки глагола определяются ТОЛЬКО в указанной последовательности!

3.  Определись синтаксическую роль слова в предложении. Для этого используется контекст, то есть те слова, которые зависят или от которых зависит разбираемое слово в предложении. ВАЖНО определить синтаксическую роль НЕ начальной формы, а разбираемой. Для этого выписывается словосочетание целиком, задается вопрос к разбираемому слову и графически обозначается, каким членом предложения оно является.

Примеры морфологических разборов

Имя существительное

1. Мальчик вернулся домой без портфеля 3.

  1.  Без (чего?) портфеля — имя существительное
  2. Н.ф. портфель

М.П.: постоянные: 2 склонение, мужской род, нарицательное, неодушевленное

         непостоянные: единственное число, Род. падеж

  1. С.р. вернулся без (чего?) портфеля (дополнение)

2. Девочка с бантиками3 гуляет по улице.

  1. Девочка с (чем?) бантиками — имя существительное
  2. Н.ф. бантик

М.П.: постоянные: 2 склонение, мужской род, нарицательное, неодушевленное

          непостоянные: множественное число, Тв. падеж

  1. С.р. девочка (с чем?) с бантиками (дополнение)

3. Между окнами3 висела картина.

  1. Висела между (чем?) окнами — имя существительное
  2. Н.ф. окно

М.П.: постоянные: 2 склонение, средний род, нарицательное, неодушевленное

          непостоянные: множественное число, Тв. падеж

  1. С.р. висела между (чем? где?) окнами (обстоятельство)

4. Ночи3 в декабре будут тёмными, долгими и холодными.

  1. Будут тёмными (кто? что?) ночи — имя существительное
  2. Н.ф. ночь

М.П.: постоянные: 3 склонение, женский род, нарицательное, неодушевленное

          непостоянные: множественное число, Им. падеж

  1. С.р. будут тёмными (кто? что?) ночи

Имя прилагательное

1. Ах, как прекрасен3 сегодняшний вечер! 

  1. Вечер (каков?) прекрасен — имя прилагательное
  2. Н.ф. прекрасный

М.П.: постоянные:

         непостоянные: единственное число, мужской род, краткая форма

  1. С.р. вечер (каков?) прекрасен (сказуемое)

2. Маленькие3 котята бежали по двору.

  1. Котята (какие?) маленькие — имя прилагательное
  2. Н.ф. маленький

М.П.: постоянные:

        непостоянные: множественное число, Им. падеж, полная форма

  1. С.р. котята (какие?) маленькие (определение)

3. В начале октября установилась солнечная3 сухая погода.

  1. Погода (какая?) солнечная — имя прилагательное
  2. Н.ф. солнечный

М.П.:постоянные:

         непостоянные: единственное число, женский род, Им. падеж, полная форма

  1. С.р. погода (какая?) солнечная (определение)

4. В его комнате недоставало только письменного3 стола.

  1. Недоставало стола (какого?) письменного — имя прилагательное
  2. Н.ф. письменный

М.П.: постоянные:

         непостоянные: единственное число, мужской род, Род.падеж, полная форма

  1. С.р. недоставало стола (какого?) письменного (определение)

Глагол

1. Кто-то настойчиво стучал 3 в дверь.

  1. Кто-то (что делал?) стучал — глагол
  2. Н.ф. стучать

М.П.: постоянные: нсв, 1 спр, невозвратный

         непостоянные: пр.время, единственное число, м.р.

  1. С.р. кто-то (что делал) стучал (сказуемое)

2. Василий подарит3 все свои игрушки Анатолию.

  1. Василий (что сделает?) подарит — глагол
  2. Н.ф. подарить

М.П.: постоянные: 2 спряжение, совершенный вид (св), невозвратный

          непостоянные: будущее время, 3 лицо, единственное число

  1. С.р. Василий (что сделает?) подарит (сказуемое)

3. Каждый день я покупаю3 газеты в ближайшем киоске.

  1. Я (что делаю?) покупаю — глагол
  2. Н.ф. покупать

М.П.: постоянные: 1 спряжение, несовершенный вид, невозвратное

          непостоянные: наст. время, единственное число, 1 лицо

  1. С.р. Я (что делаю?) покупаю (сказуемое)

4. Когда вы соберетесь3 за покупками?

  1. Вы (что сделаете?) соберетесь — глагол
  2. Н.ф. собираться

М.П.: постоянные: 1 спряжение, совершенный вид, возвратное

          непостоянные: буд. время, мн. число, 2 лицо

  1. С.р. вы (что сделаете?) соберетесь (сказуемое)

Задание

Выполнить морфологические разборы по памятке: авеню, ябеда, кофе, племена, красна, золотист, грациозный, переливчатые, распеваешь, провозглашаем, знает

Морфологический разбор имени существительного

Разбираемся вместе с опытным преподавателем, для чего и как правильно проводится морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор имени существительного. Фото: shutterstock.com

Раздел грамматики, изучающий части речи, называется морфологией. Это один из самых трудных разделов русского языка.

Школьная программа включает обучение морфологическому разбору существительного. В этой статье мы расскажем, что это такое, и научимся его проводить.

Что такое морфологический разбор имени существительного

Под именем существительным понимают самостоятельную часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы «кто?», «что?». Существительные имеют целый набор грамматических, или морфологических признаков, позволяющих им участвовать в осмысленных высказываниях. Занимаясь морфологическим разбором, мы решаем несколько задач:

  1. Определяем слово, как часть речи.
  2. Выявляем постоянные и непостоянные морфологические признаки.
  3. Указываем синтаксическую роль, которую играет слово в предложении.

Морфологический разбор можно проводить самостоятельно с помощью схем, которые даны в учебниках и пособиях, или же на специальных онлайн-сервисах русского языка. Поскольку на сайтах разбор делает программа, он может быть не совсем точным, и его советуют использовать только для самопроверки. 

Полезная информация о морфологическом разборе имени существительного 

С какого класса начинается изучение морфологического разбора К изучению этой темы по программе русского языка приступают со второго класса.
Для чего нужно уметь проводить морфологический разбор  Благодаря морфологическому разбору формируется умение распознавать грамматические признаки и относить слова к определенной части речи.
В какой последовательности изучают признаки самостоятельных частей речи 1. Значение слова — предмет, признак или действие.
2. На какое вопросы отвечает.
3. Как может изменяться.
5. Каким членом предложения является.
6. Какие постоянные признаки имеет.
Каким бывает морфологический разбор Устным и письменным
Важность буквы ё для морфологического разбора Букву ё нельзя упускать из виду. Слова, похожие по написанию, например, пчёлы и пчелы́, слёзы и слезы́, будут иметь разные морфологические разборы.

План морфологического разбора имени существительного

При морфологическом разборе важно соблюдать определенную последовательность действий.

Определение части речи

Вначале необходимо убедиться, к какой части речи относится слово, которое мы анализируем. Если оно отвечает на вопросы «кто?» или «что?», это имя существительное.

Начальная форма

Следующий шаг морфологического разбора — определение начальной формы слова. Когда мы имеем дело с существительным, то должны поставить его в именительный падеж единственного числа.

Выделение постоянных признаков

При морфологическом разборе имени существительного нужно определить: 

  • собственное оно или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • какого рода — мужского, женского или среднего;
  • к какому склонению относится — первому, второму или третьему.

Выделение непостоянных признаков

Потом выделяют непостоянные, или изменяющиеся морфологические признаки, которые определяют форму слова. К ним относятся:

категория числа — единственное или множественное;

категория падежа — именительного, родительного, дательного, винительного, творительного или предложного. 

Определение синтаксической роли

В конце морфологического разбора мы выясняем, какую роль играет слово в предложении. Чаще всего синтаксическая роль имен существительных — подлежащее или дополнение, но они могут быть и другими членами предложения.

Примеры морфологического разбора имени существительного

Потренируемся в морфологическом разборе существительных вместе со старшим методистом направления «Русский язык и литература» Домашней школы «ИнтернетУрок», кандидатом педагогических наук Ириной Воронцовой:

— Морфологический разбор имени существительного нужно проводить обязательно в контексте, так как для русского языка характерна омонимия форм и частей речи. Правильно охарактеризовать существительное, представленное вне контекста, нельзя. К примеру, слово «утром» без контекста не позволяет понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнить. Так, «утром» может быть существительным в творительном падеже («Прохладным утром ребята побежали на рыбалку») и наречием («Утром ребята поедут с дедом Иваном в лес за грибами»). 

Давайте выполним морфологический разбор трех имен существительных из предложения: «Спиридонов подошел к скамейке, снял с плеча сумки, поставил чемодан, бросил на него старенькую курточку, сел, подставил свое веснушчатое лицо солнцу, вдохнул в себя свежий воздух и стал ждать поезд».

Собственные и нарицательные имена существительные

Кто такой Оюшминальд и почему ватманом называется большой лист бумаги

подробнее

Пример 1

Сначала произведем морфологический разбор существительного «Спиридонов».

  1. Существительное, обозначает лицо, отвечает на вопрос «кто?»
  2. Начальная форма — Спиридонов.

    Постоянные признаки: одушевленное, собственное, мужского рода, 2-го склонения.

    Непостоянные признаки: употреблено в форме именительного падежа, единственного числа.

  3. В предложении является подлежащим. Подошел (кто?) Спиридонов. 

Пример 2

Сделаем морфологический разбор существительного «сумки».

  1. Существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»
  2. Начальная форма — сумка.

    Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения.

    Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа, множественного числа.

  3. В предложении является дополнением. Снял (что?) сумки. 

Пример 3

Выполним морфологический разбор существительного «воздух».

  1. Материальное существительное, отвечает на вопрос «что?»
  2. Начальная форма — воздух.

    Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, единственного числа.

    Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.

  3. В предложении является дополнением. Вдохнул (что?) воздух.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Ирина Воронцова:

Зачем нужно уметь делать морфологический разбор имени существительного в 3, 4, 5, 6 классах?

Морфологический разбор имени существительного дает полную грамматическую характеристику словоформы. Его необходимо уметь делать для того, чтобы не путать имя существительное с другими частями речи, то есть правильно определять общее грамматическое значение слова, быстро и точно находить его начальную форму, выявлять морфологические признаки (постоянные и непостоянные), а также понимать, какую синтаксическую роль в предложении оно выполняет. Поэтому очень важно научить детей в младших и средних классах правильно анализировать слово как часть речи. Это умение им пригодится на протяжении всего процесса обучения в школе, так как оно связано с изучением других тем по русскому языку: с правописанием падежных окончаний существительных, со склонением, с несклоняемыми существительными и другими темами.

Можно ли использовать один образец морфологического разбора для всех существительных?

Планы морфологического разбора имени существительного отличаются друг от друга и зависят от возраста школьников. Чем они старше, тем подробнее разбор. Так, например, в начальной школе морфологические признаки не делятся на постоянные и непостоянные. Такое деление происходит только в средней школе.

Однако в большинстве случаев можно применять один образец морфологического разбора для всех имен существительных, так как отличия в разборах являются минимальными.

Стоит остановиться на некоторых нюансах.

Нужно помнить о существительных, которые имеют только форму единственного (сахар, серебро, радость, нежность, север, юг, Самара, кофе и другие) или множественного (макароны, ножницы, брюки, будни, прятки, шашки, грабли, Афины и другие) числа. При выполнении морфологического разбора таких существительных категория числа становится постоянным признаком.

Склонение имен существительных не определяется, если они употребляются исключительно во множественном числе (каникулы, именины, ворота, чернила, сливки дрожжи, щипцы и другие). Эти существительные не имеют и рода.  

Десять существительных на «-мя» (племя, семя, пламя и другие) и существительное «путь» относятся к разносклоняемым.

Таким образом, при выполнении морфологического разбора имени существительного нужно смотреть на его грамматическое значение и форму.

Пригодится ли умение делать морфологический разбор имени существительного на ЕГЭ?

Учащиеся должны уметь делать не только полный, но и частичный морфологический разбор имени существительного. Такого рода языковой анализ широко используется на ЕГЭ.

Рассмотрим примеры заданий.

Задание 3. Стилистический анализ текста.

Формулировка задания из демоверсии 2023 года: Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

Один из вариантов ответа — текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной речи: отглагольные имена существительные (воображение, созерцание, слушатель), конструкции с именами существительными в родительном падеже («между созерцанием природы и созерцанием всего прекрасного», «свидетельством уровня физического развития народа» и другие).

Задание 7. Образование форм слова (морфология).

Формулировка задания из демоверсии 2023 года: В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ящик МАНДАРИНОВ

БЛИЖАЙШАЯ остановка 

последние МЕСЯЦЫ

нет ПОЛТОРАСТА рублей 

большие КОЛОКОЛА

Верный ответ — полутораста.

Задание 8. Синтаксические нормы.

Формулировка задания из демоверсии 2023 года: Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Первый столбец — предложения.

Один из вариантов ответа — неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом в предложении:
«Установить, откуда дует ветер, можно благодаря направления флюгера – метеорологического прибора».

Верный ответ — направлению.

Как видно из примеров, на ЕГЭ очень пригодится умение делать морфологический разбор имени существительного, пусть и частичный. Он способствует правильному определению морфологических признаков данной части речи.

Виды разборов

Перед тем как выполнить морфологический разбор данной части речи, а именно имени существительного, немного рассмотрим какие виды разборов слов, словосочетаний и предложений наиболее часто встречаются в нашем родном русском языке. Основные и самые часто распространенные:

  • Морфемный разбор слова, говоря другими словами это и есть разбор слова по составу;
  • Звуко — буквенный или фонетический разбор слова;
  • Морфологический разбор различных частей речи, который включает в себя: морфологический разбор имени существительного, морфологический разбор имени прилагательного, морфологический разбор глагола, морфологический разбор местоимения, морфологический разбор имени числительного, морфологический разбор причастия, морфологический разбор деепричастия, морфологический разбор междометия, морфологический разбор частицы, морфологический разбор предлога, морфологический разбор союза; 
  • Орфографический разбор слова;
  • Лексический разбор слова;
  • Синтаксический разбор предложения, который можно выполнить как в простом, так и сложном предложении.

Остановимся и рассмотрим более подробно на морфологическом разборе имени существительного. Для того, чтобы не совершать и избежать ошибок, необходимо при выполнении данного задания следовать так называемому плану.

Последовательность

  1. Первое, что необходимо указать, это часть речи и грамматическое значение. Задать вопрос.
  2. Указывается начальная форма и морфологические признаки:

— постоянные: имя существительное является собственным или нарицательным, одушевленное или нет, какой имеет род мужской, женский или средний, к какому склонению относится;

— непостоянные признаки: указывается в каком из косвенных падежей употреблено имя существительное, и в каком числе стоит единственном или множественном.

    3. В заключении указывается синтаксическая роль в предложении. То есть необходимо отметить в роли какого члена предложения выступает данное имя существительное. Стоит отметить, что, как правило, на письме имя существительное является подлежащим или дополнением. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Парогенератор tefal express anti calc sv8012e0 инструкция
  • Тимпанол эмульсия инструкция по применению для животных
  • Мануал для мотоцикла ямаха
  • Car mp5 player инструкция по эксплуатации на русском языке
  • Руководство увд по сыктывкару

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии