Итогам проведения во второй половине 1960 х гг экономической реформы под руководством а н косыгина

Агитационный плакат, посвящённый реформе 1965 года

Экономи́ческая рефо́рма 1965 года в СССР — реформа планирования и управления народным хозяйством Советского Союза, осуществлённая в 1965—1970 годы. В СССР известна как Косыгинская реформа (разг.), на Западе как реформа Либермана.

Реформа характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Содержание

  • 1 Общесоюзная экономическая дискуссия 1962—1964 годов
  • 2 Основные положения реформы
  • 3 Реализация реформы. «Золотая пятилетка»
  • 4 Развитие реформы
  • 5 Свёртывание реформ, итоги и оценки
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

[править] Общесоюзная экономическая дискуссия 1962—1964 годов

Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей, что снижало эффективность директивного планирования (в 1966 промышленность СССР включала более трёхсот отраслей, 47 тыс. предприятий, 12,8 тыс. первичных строительных организаций)[1], и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста. Последнее было достижимо посредством повышения производительности труда через улучшение его культуры, интенсивности и организации, а также эффективного использования имеющихся ресурсов. Было признано, что существующая система планирования недостаточно заинтересовывает предприятия в принятии высоких плановых заданий, во внедрении организационных и технических новаций[2].

Впервые основные идеи реформы были обнародованы в статье профессора Харьковского инженерно-экономического института и Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия» в газете «Правда»[3] и его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС. Поддержку предложениям Либермана высказали ведущие экономисты ак. В. С. Немчинов, ак. С. Г. Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др.
Статья положила начало общесоюзной экономической дискуссии в прессе и ряду экономических экспериментов[4], подтвердивших эффективность предложенных мероприятий. В западной прессе и советологии концепция реформ получила название либерманизм.

Как альтернатива реформе в среде интеллигенции радикального «технократического» направления рассматривались идеи академика В. М. Глушкова, с 1962 г. развивавшего программу тотальной информатизации экономических процессов с применением системы ОГАС, которая должна была базироваться на создававшейся Единой Государственной Сети вычислительных центров (ЕГС ВЦ)[5].

Решающим аргументом стало то, что Либерман издержки на проведение своей реформы оценил в стоимость бумаги, на которой будут напечатаны соответствующие указы, а первые результаты пообещал уже через считанные месяцы. Косыгин — самый «прижимистый» член Политбюро, умевший считать народную копейку, — выбрал реформу Либермана.

[править] Основные положения реформы

Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущёва реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х — начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:

• «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС)[6]
• «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.)
• «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждено СМ СССР 4 октября 1965 г.[7]
• «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчётов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» (постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.)
• «О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчёт» (13 апреля 1967 г.)[8]
• «О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июня 1967 г.)[9]
• «О переводе железных дорог Министерства путей сообщения на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 23 июня 1967 г.)[10]
• «О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июля 1967 г.)[11]
• «О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования» (7 июля 1967 г.)[12]
• «О переводе эксплуатационных предприятий и производственно-технических управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования» (8 июля 1968 г.)[13]
• «О совершенствовании планирования и капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» (28 мая 1969 г.)[14]

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:

  1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
  2. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
  3. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
  4. Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).
  5. Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.

Новая система народнохозяйственного планирования была закреплена в ст. 16 Конституции СССР 1977 г.:

Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используется хозяйственный расчёт, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.

[править] Реализация реформы. «Золотая пятилетка»

Распределение прибыли предприятий до и после реформы

Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки 1965—1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).

На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В 1966—1979 гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %).[источник не указан 1360 дней] Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий.

Восьмая пятилетка получила образное название «золотой».

Реформа имела выраженный эффект разового привлечения резервов роста: повысилась скорость обращения в фазе «товар — деньги», уменьшилась «штурмовщина», увеличилась ритмичность поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения.[15]

Среднегодовые темпы роста, %

годы Валовой общественный продукт Национальный доход
1961—1965 6,5 6,5
1966—1970 7,4 7,7
1971—1975 6,4 5,7
1975—1979 4,4 4,4
Экономические показатели относительно предыдущего года (1960 г. = 100)

год Валовая продукция Численность персонала Основные производственные фонды
1965 148 123 186
1970 163 115 152
1975 137 108 151
1979 116 107 134

[править] Развитие реформы

В 1970-е гг. СМ и Госплан СССР принимают решения, призванные скорректировать выявившиеся негативные стороны реформированной хозяйственной системы — тенденцию к росту цен, стремление использовать максимально затратные схемы хозяйственных отношений (в том числе жертвуя инновационным развитием), обеспечивающие наиболее высокую рентабельность.

Постановлением СМ СССР от 21 июня 1971 г. «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства» были восстановлены, начиная с пятилетнего плана 1971—1975 гг., директивные задания по росту производительности труда, в заданиях по реализации выделялся объём новой продукции.

В 1970-е гг. многоступенчатая система управления промышленностью была заменена на двух-, трёхзвенную (министерство — объединение — предприятие; министерство — хозрасчётный комбинат — шахтоуправление). Соответственно были перераспределены и децентрализованы функции управления и планирования.

• «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью», постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 2 марта 1973 г.[источник не указан 1360 дней]

В 1970 г. существовало 608 объединений (6,2 % занятого персонала, 6,7 % реализуемой продукции), в 1977 г. 3670 объединений (45 % персонала, 44,3 % реализованной продукции), в том числе: ЗИЛ, АЗЛК, Воскресенскцемент, Электросила, АвтоГАЗ, АвтоВАЗ, КамАЗ, Уралмаш, Позитрон, Большевичка.
Новообразованные объединения и комбинаты действовали на основах хозрасчёта, осуществляли основную инвестиционную деятельность, кооперировали хозяйственные связи предприятий. Министерствам отводилась роль проводника общей научно-технической политики. Резко сокращалось количество форм документации и показателей отчётности. Реорганизация сопровождалась значительным высвобождением управленческого персонала.

Агитационный плакат 9-й пятилетки, 1975 г.  (укр.)

Следующей группой постановлений

• «О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов» постановление ЦК КПСС от 12 июля 1979 г.
• «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ» постановление ЦК КПСС и постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 12 июля 1979 г. [источник не указан 1360 дней]

вводился новый плановый показатель чистой (нормативной) продукции, учитывавший вновь созданную стоимость — зарплата плюс усреднённая прибыль, его задачей было остановить тенденцию к росту цен и затрат. Вводились поощрительные надбавки к цене на новую и высококачественную продукцию и стабильные долговременные нормативы для фондов экономического стимулирования. Расширялась практика составления целевых комплексных научно-технических, экономических и социальных программ развития регионов и производственно-территориальных комплексов, развитие получал принцип нормативов длительного действия.

В пореформенный период в экономике СССР происходит выраженный сдвиг в сторону интенсивных факторов экономического роста. Основным фактором роста было повышение производительности общественного труда и экономии живого труда, то есть уменьшалась роль основного экстенсивного фактора — увеличения числа занятых, что было характерным для 1930-х — 1950-х гг.

Соотношение факторов экономического роста[16]

1961 — 1965 1966 — 1970 1971 — 1975 1976 — 1979
Прирост национального дохода 37 45 32 19
среднегодовой темп прироста 6,5 7,7 5,7 4,4
Производительность общественного труда 31 39 25 14
среднегодовой темп прироста 5,6 6,8 4,6 3,3
Занятые в материальном производстве (прирост) 10,2 6,0 6,4 3,9
среднегодовой темп прироста 2,00 1,20 1,25 0,95
Динамика фондоотдачи (отношение роста национального дохода к росту основных производственных фондов) 0,86 0,98 0,87 0,89
Динамика материалоёмкости (отношение общественного продукта к национальному доходу) за период 1,00 0,99 1,03 1,00

Во второй половине 1960-х — 70-е гг. реформа подверглась критике «слева» со стороны группы учёных, авторов т. н. СОФЭ — системы оптимального функционирования экономики. К ним относились директор Центрального экономико-математического института Академии наук СССР (ЦЭМИ) ак. Н. П. Федоренко, А.И. Каценелинбойген, С. С. Шаталин, И. Я. Бирман, поддержанные академиком Г. А. Арбатовым. Авторы СОФЭ в качестве альтернативы реформе предложили создать «конструктивную» экономико-математическую модель социалистической экономики. Будучи альтернативой «описательной» политической экономии, СОФЭ должна была полностью вытеснить товарное производство, заменив его системой экономико-кибернетических операций. Впервые СОФЭ была представлена на научно-теоретической конференции Института экономики АН СССР в 1967 г. СОФЭ находила поддержку в ЦЭМИ, Институте США и Канады, аппарате ЦК КПСС, оппонентами выступали Совет Министров, Госплан, Институт экономики АН СССР (проф. Я. А. Кронрод, проф. Н. А. Цаголов, ак. Л. И. Абалкин).
Несостоятельность СОФЭ была признана расширенным совещанием Госплана СССР с участием ведущих учёных-экономистов в 1970 г.[17] Политизируя вопрос, «софэсты» ставили в вину Косыгину заигрывание с Западом, непростительные уступки ему, «предательство» социализма, «перетаскивание» на советскую почву чуждых народу идей, чем содействовали торможению и определённому затуханию реформаторских усилий.[18]

[править] Свёртывание реформ, итоги и оценки

Структура внешней торговли СССР в 1970 г.

В современной историографии доминирует точка зрения о сворачивании реформы либо о её полной неудаче.

Если в 1967 году (в разгар косыгинских реформ) на закупку зерна было затрачено 50,2 тонны золота, то в 1972 году — 458,2 тонны (!) (эти данные историки А. Коротков и А. Степанов обнаружили в архивах Политбюро ЦК КПСС). Это были не реформы, а путь в никуда…

— Сергей Константинов [2]

Среди причин «захлёбывания» реформы обычно приводятся сопротивление консервативной части Политбюро ЦК (негативную позицию по отношению к реформе занимал Н. В. Подгорный), а также ужесточение внутриполитического курса под влиянием Пражской весны 1968 г. [19] .
По воспоминаниям Н. К. Байбакова, особенно негативную роль играло внутриаппаратное соперничество между А. Н. Косыгиным и Н. А. Тихоновым.[20] Контрпродуктивными были разногласия между Совмином, Госпланом СССР с одной стороны, и Министерством обороны — с другой. Маршал (Д. Ф. Устинов) выступал за постоянный рост военных расходов, против увеличения которых выступали Косыгин и Байбаков. Неблагоприятным «антистимулом» для развития реформаторских усилий мог быть рост поступлений от экспорта энергоносителей, дающий возможность консервативному советскому руководству конца 1970-х гг. поддерживать экономический рост и удовлетворять внутренний потребительский спрос за счёт быстрого увеличения импорта.

А. Н. Косыгину приписываются слова, сказанные в беседе с главой правительства Чехословакии Любомиром Штроугалом в 1971 г.: «Ничего не осталось. Всё рухнуло. Все работы остановлены, а реформы попали в руки людей, которые их вообще не хотят… Реформу торпедируют. Людей, с которыми я разрабатывал материалы съезда, уже отстранили, а призвали совсем других. И я уже ничего не жду».[21]

В некоторых исследованиях последних лет в качестве ключевого фактора, тормозившего развитие реформы, рассматривается деятельность сторонников СОФЭ[Что?].

Оценивая итоги реформы, в частности, феномен «замедления темпов роста» в 1970-е — 80-е гг. следует принимать во внимание ряд факторов, влиявших на темп и качество экономического развития:

  • исчерпание экстенсивных факторов роста, прежде всего, из-за исчерпания резервов мобильной рабочей силы и снижения экономической отдачи от увеличения занятости (из-за технологического застоя, вызванного изначально заложенным в реформе отсутствием стимула к снижению себестоимости, и негибкого планового характера сферы услуг)
  • необходимость прямого и косвенного дотирования неэффективных предприятий, отраслей и экономик отдельных территорий, вызванная усилением ведомственного и территориального лоббизма и стремлением союзного руководства избегать непопулярных решений
  • социальные программы 1970-х гг. (сокращение рабочего времени, рост доходов населения)[22]
  • затратные программы хозяйственного развития Сибири и Дальнего Востока, не давшие ожидавшейся валовой прибыли в краткосрочном периоде.
  • крайне затратную программу развития вооружённых сил Брежнева-Гречко-Горшкова[23]
  • кредиты СССР странам третьего мира в рамках борьбы за влияние в мире (Африка, Ближневосточный конфликт и пр.)

Объективно, в ходе реформы в СССР была сделана попытка перехода к интенсивному (в противоположность экстенсивному) качеству экономического роста, само понятие экономической эффективности (выраженное в показателе валовой прибыли предприятия) создало условия для дальнейшей децентрализации хозяйственной жизни и создания постиндустриальной экономики.

Наработки реформы 1965 года использовались при подготовке экономической реформы 1987-88 годов, в том числе Закона «О государственном предприятии».

[править] См. также

  • Алексей Николаевич Косыгин
  • Евсей Григорьевич Либерман
  • Экономическая реформа 1957 года в СССР

[править] Примечания

  1. История социалистической экономики СССР. — Т.7. — М., 1979. — С. 93.
  2. Материалы XXII съезда КПСС — М., 1961. — С. 387.
  3. Либерман Е. Г. План, прибыль, премия. // Правда. — 1962. — 9 сентября. (статья была многократно перепечатана в региональных СМИ)
  4. 1963 г. на предприятиях «Большевичка» (Москва), «Маяк» (Горький); шахтах Западного угольного бассейна (УССР)
  5. http://www.computer-museum.ru/galglory/27.htm; http://www.icfcst.kiev.ua/museum/GL_HALL2/MAIN-1020_5_r.html
  6. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. — Т.5. — М., 1968. — С. 640—645.
  7. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. — Т.5. — М., 1968. — С. 643.
  8. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. — Т.6. — М., 1968. — С. 376—388.
  9. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. — Т.6. — М., 1968. — С. 408—411.
  10. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. — Т.6. — М., 1968. — С. 462—466.
  11. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. — Т.6. — М., 1968. — С. 466—469.
  12. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. — Т.6. — М., 1968. — С. 469—472.
  13. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. — Т.7. — М., 1970. — С. 20 — 24.
  14. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. — Т.7. — М., 1970. — С. 431—447. [1]
  15. Либерман Е. Г. Экономические методы повышения эффективности общественного производства. — М., 1970. — С. 22 — 27.
  16. История социалистической экономики СССР. — Т.7. — М., 1979. — С. 155.
  17. Глаголев В. С. Афера с СОФЭ: история одной экономической дискуссии (№ 6, 2005 г.) http://www.whoiswho.ru/russian/Curnom/62005/sofe.htm
  18. Павлов В. Поражение. Почему захлебнулась косыгинская реформа. // Родина. — 1995. — № 11. — С. 68 — 70.
  19. Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий было центральным пунктом реализовывавшейся с января 1965 г. программы директора Экономического института АН ЧСФСР Отто Шика, известного своим заявлением, что социалистическую экономику невозможно примирить со здравым смыслом. — «Умер Отто Шик — инициатор экономических реформ времён Пражской весны» [26-08-2004] Автор: Лорета Вашкова, Вилем Фалтынек http://www.radio.cz/ru/statja/57485
  20. «Я ведь не политик, я — инженер»
  21. Косыгинская реформа: кладезь идей и проблем http://kprf.perm.ru/page.php?id=416
  22. Выплаты и льготы, полученные населением из общественных фондов потребления за десятилетие 1965—1975 гг. возросли с 41,9 до 90,1 млрд руб. или в 2,15 раза; т.ч. пенсии — 2,31 раза, социальное страхование — 2,4 раза, пособия — 2,63 раза, стипендии — 2,44 раза. (Народное хозяйство СССР в 1975 г. Статистический ежегодник. — М., 1976. — С. 534.)
  23. Егоров Ю. Самый большой флот в мире http://www.transport.ru/2_period/more/98_1/10.htm

[править] Литература

  • Пихорович В. Д. Невостребованная альтернатива рыночной реформе 1965 года
  • Ольсевич Ю. Я., Грегори П. Плановая система в ретроспективе: анализ и интервью с руководителями планирования СССР М., 2000. (Идеологи косыгинской реформы открыто признают, что их целью была реставрация капитализма.)

[править] Ссылки

  • История несостоявшейся реформы
  • Нерешение актуальных задач отечественной элитой в середине XX века по О.А. Матвейчеву

Эта статья входит в число хороших статей

Экономика СССР

Промышленность Оборонная | Добыча полезных ископаемых | Лёгкая | Машиностроение | Металлургия | Пищевая | Химическая | Энергетика
Сельское хозяйство Животноводство | Растениеводство
Транспорт Автомобильный | Воздушный | Железнодорожный | Морской | Речной | Трубопроводный
Связь Интернет
Финансы Банковская система | Внешний долг | Инвестиции | Иностранные инвестиции | Государственный бюджет
Торговля Оптовая торговля | Розничная торговля | Товарный дефицит
Внешняя торговля Импорт | Экспорт | Классификатор валют
Государственные органы Госплан | Госснаб | Госкомцен
Социально-экономическая политика ГОЭЛРО | Индустриализация | Реформа 1957 года | Косыгинская реформа | Перестройка
История НЭП | 1-я пятилетка (1928—1932) | 2-я пятилетка (1933—1937)| 3-я пятилетка (1938—1942) | 4-я пятилетка (1946—1950) | 5-я пятилетка (1951—1955) | 6-я пятилетка (1956—1960) | 7-я семилетка (1959—1965) | 8-я пятилетка (1966—1970) | 9-я пятилетка (1971—1975) | 10-я пятилетка (1976—1980) | 11-я пятилетка (1981—1985) | 12-я пятилетка (1986—1990) | 13-я пятилетка (1991—1995) | 1980-е годы в экономике
Прочее Доходы населения | Налоговая система | Строительство | Трудовые ресурсы | Экономические районы | ЖКХ | Совет экономической взаимопомощи

Алексе́й
Никола́евич Косы́гин (8 февраля 1904 —
18 декабря 1980) — советский государственный
и партийный деятель. Председатель Совета
народных комиссаров РСФСР (1943—1946).

Термином
«реформа А.Н. Косыгина» в истории принято
обозначать преобразования в сфере
экономики, которые проводило руководство
СССР начиная с 1965-го до начала 1970-х годов.

Главные
цели реформы:

  • ускорение
    темпов роста экономики;

  • увеличение
    её эффективности;

  • повышение
    жизненного уровня населения.

Первый
этап реформы

проходил в 1965 году и заключался в
перестройке центральных органов
управления:

1.Были
ликвидированы территориальные органы
управления, находившиеся за пределами
столицы – введённые Хрущёвым Советы
народного хозяйства. Взамен были
восстановлены министерства, каждое из
которых отвечало за развитие конкретной
отрасли хозяйства по всей стране.

2.Были
созданы особые комитеты, централизованно
занимавшиеся определённым вопросом
экономики на территории государства:
Госкомцен; Госснаб.

Мероприятия
реформы, проводившиеся в сфере
промышленности

1.
Количество показателей, обязательных
для исполнения предприятиями (согласно
пятилетнему плану) было сокращено от
тридцати до девяти.

2.Предприятиям
давалась определённая хозяйственная
самостоятельность. Теперь они могли:

  • сами
    определять ассортимент производимой
    продукции;

  • оставлять
    себе часть прибыли и распоряжаться ею,
    вкладывая в специальные фонды;

  • заключать
    договора и вести оптовую торговлю
    непосредственно между предприятиями,
    без участия государства;

3.
Работа предприятий оценивалась не по
количеству выпущенной ими валовой
продукции, а по показателю её реализации
и сумме полученной прибыли.

Мероприятия
реформы, проводившиеся в сфере сельского
хозяйства

1.Повышение
закупочных цен на продукцию сельского
хозяйства в 1,5 – 2 раза.

2.При
выполнении плана, доходы за сверхплановую
продукцию оставались в распоряжении
колхозов.

3.Уменьшение
размеров обязательных поставок по
основным видам продукции сельского
хозяйства.

4.Цены
за поставки сверхплановой продукции
повышались на 50%.

5.Отмена
оплаты труда колхозников из расчёта
отработанных трудодней. С 1966 года они
начали получать реальную зарплату
согласно тарифным ставкам.

6.
Введение выборности председателей
колхозов, бригадиров и других должностей.
Были отменены ограничения на личные
подсобные хозяйства колхозников.

Итоги:

Реформа
Косыгина на какое-то время действительно
дала положительный эффект, поэтому
восьмилетку, за которую проводилась
реформа, принято называть «золотой».

Положительные
стороны реформы:

  • Увеличились
    доходы колхозов на 15%.

  • Объём
    с/х производства вырос на 21%;

  • Простили
    долги колхозов и совхозов;

  • Снизили
    цены на технику;

  • Трудодни
    были заменены на заработную плату и
    продукты;

  • Работники
    колхоза начали получать пенсию;

  • Повысились
    закупочные цены в 1,5 раза;

  • Запустили
    единую систему электроснабжения.

  • Интенсивное
    жилищное строительство;

Отрицательные
стороны реформы

После
1975 года развитие экономики прекратилось,
а потом начало стремительно падать.
Отрицательные стороны коснулись в
основном промышленности, которая,
вопреки ожиданиям правительства начала
развиваться при помощи экстенсивных
методов.

Причинами
провала реформы стали:

  • Противоречия
    между экономическим курсом и политическим
    режимом. Для дальнейшей успешной
    реализации экономической программы
    необходимо было отойти от плановой
    экономики, но такая стратегия исключалась
    при тоталитарном режиме;

  • Негативное
    отношение бюрократии, которой не
    нравилось, что распределение дохода
    колхозов теперь зависит не от неё;

  • Предприятия,
    производившие некачественный продукт,
    устранялись, что повлекло за собой
    массовую безработицу;

Последствия
реформы

Реформа
А.Н. Косыгина не добилась значительных
перемен в лучшую сторону, но положила
начало новой экономической системе.
Последствия реформы состояли в следующем:

1.В
плановую экономику активно входили
элементы рыночной. В 1977 году была выпущена
новая Конституция СССР, в которой
прописывалась новая система экономического
планирования.

2.Дефицит
и инфляция. Из-за стремительного
увеличения зарплат рабочим, у населения
в скором времени появилось на руках
слишком много свободных денег, которые
просто обесценивались. К дефициту на
рынке привела невозможность предприятий
удовлетворять потребности населения.

3.Дефицит
государственного бюджета. Большая часть
денег сосредоточилась в руках частных
предпринимателей, в то время как казна
стремительно пустела.

4.Быстрыми
темпами росла безработица, поскольку
множество государственных предприятий
начали закрываться из-за недостатка
финансов.

5.Интегрируя
вышеперечисленные последствия, можно
сделать вывод о том, что СССР переживал
острый кризис, который в дальнейшем
привёл к развалу Союза.

Соседние файлы в предмете История

  • #
  • #
  • #

Термином «реформа А.Н. Косыгина» в истории принято обозначать преобразования в сфере экономики, которые проводило руководство СССР начиная с 1965-го до начала 1970-х годов. Своё название она получила по фамилии контролировавшего её проведение Алексея Николаевича Косыгина. Он, занимая на тот момент один из высших постов в стране – председателя Совета Министров, был, фактически, вторым лицом в государстве.

Однако, на практике реформу разрабатывал целый коллектив, а в её основе лежали идеи известного экономиста того времени – профессора Е. Г. Либермана.

  1. 1 Главные цели и первый этап реформы
  2. 2 Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере промышленности
  3. 3 Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере сельского хозяйства
  4. 4 Результаты реформы
  5. 5 Причины неудачи реформы
  6. 6 Плюсы и минусы реформы А. Н. Косыгина
    1. 6.1 Положительные стороны реформы
    2. 6.2 Отрицательные стороны реформы
  7. 7 Последствия реформы

Главные цели и первый этап реформы

Введение реформы было связано с изменениями в органах власти страны. В конце 1964 года был насильно отправлен в отставку глава государства – Н. С. Хрущёв, а его место занял Л. И. Брежнев. Анализируя недостатки политики Хрущёва, новое руководство пришло к выводу о необходимости экономической реформы.

Главные цели реформы:

  • ускорение темпов роста экономики;
  • увеличение её эффективности;
  • повышение жизненного уровня населения.

Основной идеей реформы стала мысль о необходимости использовать в руководстве хозяйством страны не только характерное для советской власти административное давление, но и экономические стимулы.  Для этого предполагалось дать предприятиям некоторую экономическую самостоятельность и возможность самим распоряжаться частью своей прибыли.

Первый этап реформы проходил в 1965 году и заключался, прежде всего, в перестройке центральных органов управления:

  1. Были ликвидированы территориальные органы управления, находившиеся за пределами столицы – введённые Хрущёвым Советы народного хозяйства. Взамен были восстановлены министерства, каждое из которых отвечало за развитие конкретной отрасли хозяйства по всей стране.

  2. Были созданы особые комитеты, централизованно занимавшиеся определённым вопросом экономики на территории государства:

  • Госкомцен;
  • Госснаб.

Непосредственное осуществление реформы началось после принятия ряда постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Ее основной этап проходил с 1966 по 1970 годы – в течение восьмой пятилетки.

Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере промышленности

  1. Количество показателей, обязательных для исполнения предприятиями (согласно пятилетнему плану) было сокращено от тридцати до девяти.

  2. Предприятиям давалась определённая хозяйственная самостоятельность. Теперь они могли:

  • сами определять ассортимент производимой продукции;

  • оставлять себе часть прибыли и распоряжаться ею, вкладывая в специальные фонды, которые занимались материальным стимулированием работников, социально-культурной сферой и строительством жилья;

  • по своему усмотрению направлять часть доходов на совершенствование материальной базы через фонд развития производства;

  • заключать договора и вести оптовую торговлю непосредственно между предприятиями, без привычного участия государства;

  • определять необходимое количество работников, вплоть до сокращения излишнего персонала.

  1. Работа предприятий оценивалась не по количеству выпущенной ими валовой продукции, а по показателю её реализации и сумме полученной прибыли.

Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере сельского хозяйства

  1. Повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства в 1,5 – 2 раза.

  2. При выполнении плана, доходы за сверхплановую продукцию оставались в распоряжении колхозов и могли направляться, так же как и в промышленности, в социальную, культурную, жилищную сферы.

  3. Уменьшение размеров обязательных поставок по основным видам продукции сельского хозяйства.

  4. Цены за поставки сверхплановой продукции повышались на 50%.

  5. Отмена оплаты труда колхозников из расчёта отработанных трудодней. С 1966 года они начали получать реальную зарплату согласно тарифным ставкам.

  6. Введение выборности председателей колхозов, бригадиров и других должностей.

  7. Были отменены ограничения на личные подсобные хозяйства колхозников.

Результаты реформы

Восьмую пятилетку принято называть «золотой» в силу того, что экономическая реформа Косыгина в годы ее осуществления дала кратковременный положительный эффект.

Объём промышленного производства увеличился на 50%. В стране было создано около двух тысяч новых предприятий. На них начала вводится автоматизированная система управления. Интенсивно развивалось жилищное строительство. Увеличилась заработная плата населения. Валовой общественный продукт и национальный доход в этот период достигли 6,5%. Темпы роста экономики достигли максимальных размеров.

Но после 1975 года рекордные показатели пошли на спад. Официально реформа государственными органами не отменялась, но постепенно, во второй половине 1970-х годов была свёрнута. Поэтому в целом, с учётом её последствий для дальнейшего развития страны, реформа Косыгина считается неудачной.

Причины неудачи реформы

  1. Реформа была половинчатой, для её успешного продолжения необходимо было изменить основы плановой экономики страны и переориентироваться на рыночную, что было невозможно в условиях тоталитарного режима.

  2. Важнейшей причиной является противодействие реформе высших бюрократических партийных кругов. Многие руководители Коммунистической партии и члены правительства, а также представители чиновничества на местах, противодействовали продолжению реформы. Они не привыкли и не хотели работать без директивных методов.

  3. Подобные экономические свободы в Чехословакии привели к Пражской весне и попыткам смены социалистического режима. Это вызвало небезосновательные опасения руководства СССР, что углубление реформы приведёт к демократизации общества и необходимости изменения политического строя.

  4. В 1960-70-х годах наша страна начала получать основную часть своих доходов от экспорта нефти. Данное обстоятельство позволяло отложить попытки получения больших доходов за счёт реформы собственной экономики.

Тем не менее, основные идеи реформы Косыгина – Либермана были использованы в эпоху «перестройки» Горбачева и привели к последствиям, которых так опасалось советское руководство. Коммунистический режим и плановая экономика исчезли, а на смену им пришли демократия и рыночная экономика, основанная на принципах конкуренции.

Плюсы и минусы реформы А. Н. Косыгина

После отставки Н. С. Хрущёва, правительство Л. И. Брежнева начало спешно разрабатывать план по преобразованию экономической системы, которая на данный момент находилась в тупике. Главной целью правительства стало стимулирование производства путём внедрения капиталистических методов в социалистическую экономическую систему. Историки по-разному оценивают результаты косыгинской реформы.

Положительные стороны реформы

Реформа Косыгина на какое-то время действительно дала положительный эффект, поэтому восьмилетку, за которую проводилась реформа, принято называть «золотой». В основном положительные моменты коснулись сельского хозяйства и состояли они в следующем:

  1. Увеличились доходы колхозов на 15%. Это был хороший шаг в сторону развития сельскохозяйственного производства;
  2. Объём с/х производства вырос на 21%;
  3. Простили долги колхозов и совхозов;
  4. Снизили цены на технику;
  5. Трудодни были заменены на заработную плату и продукты;
  6. Работники колхоза начали получать пенсию;
  7. Повысились закупочные цены в 1,5 раза;
  8. Запустили единую систему электроснабжения. Теперь техника могла работать на электричестве, что увеличило производительность;
  9. Кратковременный, но стремительный положительный эффект произошёл и в сфере промышленности. Так, объём промышленного производства возрос на 50%, что обеспечило стабильную заработную плату;
  10. Интенсивное жилищное строительство;

Отрицательные стороны реформы

После 1975 года развитие экономики прекратилось, а потом начало стремительно падать. Отрицательные стороны коснулись в основном промышленности, которая, вопреки ожиданиям правительства начала развиваться при помощи экстенсивных методов.

Таким образом, причинами провала реформы стали:

  1. Противоречия между экономическим курсом и политическим режимом. Для дальнейшей успешной реализации экономической программы необходимо было отойти от плановой экономики, но такая стратегия исключалась при тоталитарном режиме;

  2. Негативное отношение бюрократии, которой не нравилось, что распределение дохода колхозов теперь зависит не от неё;

  3. Производители скоро поняли, что намного быстрее и проще будет получать прибыль путём экономии на качественном сырье. Это привело к несоответствию цены товара и его качества;

  4. Предприятия, производившие некачественный продукт, устранялись, что повлекло за собой массовую безработицу;

  5. Возникла угроза социалистическому режиму, который показал свою несостоятельность в борьбе с экономическим кризисом. В обществе начались волнения, апогеем которых стала печально известная Пражская весна – бунт в Чехословакии;

Последствия реформы

Реформа А.Н. Косыгина не добилась значительных перемен в лучшую сторону, но положила начало новой экономический системе. Последствия реформы состояли в следующем:

  1. В плановую экономику активно входили элементы рыночной. В 1977 году была выпущена новая Конституция СССР, в которой прописывалась новая система экономического планирования. Согласно этой системе, управление экономикой всё ещё находилось во власти государственного аппарата, однако, допускалось активное функционирование и даже стимулирование частного предпринимательства.

  2. Дефицит и инфляция. Из-за стремительного увеличения зарплат рабочим, у населения в скором времени появилось на руках слишком много свободных денег, которые просто обесценивались. К дефициту на рынке привела невозможность предприятий удовлетворять потребности населения.

  3. Дефицит государственного бюджета. Большая часть денег сосредоточилась в руках частных предпринимателей, в то время как казна стремительно пустела.

  4. Быстрыми темпами росла безработица, поскольку множество государственных предприятий начали закрываться из-за недостатка финансов.

  5. Интегрируя вышеперечисленные последствия, можно сделать вывод о том, что СССР переживал острый кризис, который в дальнейшем привёл к развалу Союза.

Реформа А. Н. Косыгина и ее результаты

В период правления Л. И. Брежнева предпринимались попытки оздоровления экономики СССР. Так, в 1965 г., осенью, была запушена крупномасштабная реформа, инициатором которой стал А. Н. Косыгин. Началу реформы Косыгина предшествовала серьезная научная дискуссия, в которой приняли участие ведущие ученые Советского Союза. 

Суть реформы Косыгина состояла в попытке внедрения в экономику страны отдельных элементов рыночных отношений, при сохранении основы уже сложившейся командно-административной системы.

В ходе реформы Косыгина, организованные Н. С. Хрущевым совнархозы, были ликвидированы. Промышленность вернулась к отраслевому принципу управления, реформаторы сократили устанавливаемые государством для заводов и фабрик количество плановых показателей.

Замечание 1

Основным и главным нововведением реформы Косыгина являлся перевод предприятий на хозрасчет.

Теперь, запланированный государством фиксированный доход уходил в государственную казну, а полученная сверх плана прибыль использовалась на усмотрение предприятия на его развитие, поощрение работников, развитие соответствующей инфраструктуры. Результаты реформы не заставили ждать. 

Замечание 2

Показатели пятилетки 1966–1970 гг. стали самыми высокими со времени окончания Второй мировой войны.

Применялись и другие формы стимулирования труда, приносившие результаты, среди них, например, социалистические соревнования, широкое введение «Доски почета». Показательным результатом стало и значительное увеличение масштабов промышленного производства. Также примером выдающихся результатов является крупнейший проект этого периода, который вызвал широкий резонанс в обществе – прокладка Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМа).

Автор статьи

Эксперт по предмету «История России»

Предложить статью

Определение 1

Экономическая реформа 1965 года — это реформа экономической политики, проводимая в 1966—1970 годах, продолжившая начатую ранее Н.С. Хрущёвым политику децентрализации управления предприятиями путём введения показателя прибыльности и прибыли, увеличения свободы, смягчение плановых показателей, а также стимулирование труда работников.

Предыстория реформы

Проведение реформы связывают с усложнением экономических связей, снижавших эффективность планирования и со стремлением в полной мере использовать все факторы экономического роста. Последнее достижимо через повышение производительности труда, а также эффективного использования ресурсов. Было признано, что система планирования не заинтересовывает достаточно предприятия в принятии плановых заданий, в внедрении технических новшеств.

Основные идеи реформы впервые были обнародованы в статье «План, прибыль, премия» профессора Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана в газете «Правда». Поддержку его предложениям высказали экономисты С.Г. Струмилин и В.С. Немчинов, эксперты Госплана, руководители предприятий.

Статья начала общесоюзную дискуссию в прессе и ряд экономических экспериментов, которые подтвердили эффективность предложенных мероприятий.

В качестве альтернативы рассматривались идеи академика В. М. Глушкова, развивавшего программу тотальной информатизации процессов экономики с применением системы ОГАС.

Главным аргументом стало то, что Либерман затраты на проведение реформы оценил в стоимость бумаги для печати соответствующих указов, а первые результаты обещал через месяцы. Косыгин выбрал реформу Либермана.

Реформа: основные направления

Реализуемая реформа представлялась как разрыв с «субъективизмом» и «прожектёрством» советской экономической политикой конца 1950-х — начала 1960-х годов, практикой волевых и административных решений. Реформа осуществлялась под руководством Председателя Совмина СССР А. Н. Косыгина.

«Экономическая реформа 1965 года в СССР» 👇

Реформа собой представляла комплекс пяти групп мероприятий.

Ликвидировались советы народного хозяйства, бывшие органами территориального хозяйственного управления, основной хозяйственной единицей становились предприятия. Была восстановлена система отраслевого управления промышленностью.

Сократилось с 30 до 9 количество плановых показателей. Оставались следующие показатели:

  • общий объём продукции в действующих ценах;
  • важнейшая продукция в натуральном измерении;
  • общий фонд заработной платы;
  • общая сумма прибыли и рентабельности;
  • платежи в бюджет и ассигнования из бюджета;
  • общий объём капитальных вложений;
  • задания по внедрению новой техники;
  • объём поставок сырья, оборудования и материалов.

Расширялась самостоятельность предприятий. Предприятия были обязаны сами определять номенклатуру и ассортимент продукции, за свои средства осуществлять инвестиции, устанавливать долговременные связи с поставщиками, определять численность работников, размеры их поощрения. За невыполнение обязательств предприятия подвергались санкциям, усиливалось значение арбитража.

Ключевое значение получили интегральные показатели прибыли и рентабельности. Предприятия за счёт прибыли получили возможность формировать фонды материального поощрения, развития производства, жилищного строительства, социально-культурного назначения. Предприятия могли использовать фонды по собственному усмотрению.

Оптовая цена была должна обеспечивать предприятию рентабельность производства. Были введены не подлежащие пересмотру нормативы длительного действия.

Закупочные цены в сельском хозяйстве были повышены в 1,5—2 раза, была введена льготная оплата сверхпланового урожая и снижены цены на технику и запчасти, крестьянам уменьшались ставки подоходного налога.

Реализация реформы

Мероприятия реформы вводились в действие на протяжении 1966—1970 годов. Осенью 1967 года по новой системе уже начали работать 5,5 тысяч предприятий, весной 1969 года — 32 тысячи предприятий.

В течении пятилетки были зафиксированы рекордные темпы роста экономики. В 1966—1979 годах среднегодовые темпы роста ВНД в СССР составили 6,1 %. Осуществлялся ряд крупных проектов (Единая энергосистема, автоматизированные системы управления предприятий, гражданское автомобилестроение). За счёт средств предприятий финансировались высокие темпы роста жилищного строительства и развития социальной сферы. На 50 % вырос объём промышленного производства. Было возведено почти 1900 крупных предприятий, включая тольяттинский Волжский автозавод.

Замечание 1

Восьмая пятилетка была названа «золотой».

Реформа имела эффект разового привлечения резервов: повысилась скорость обращения «товар — деньги», была уменьшена «штурмовщина» и увеличена ритмичность поставок, улучшалось использование фондов.

Развитие реформы

В 1970-е годы было принято решение, призванное скорректировать негативные стороны реформированной системы хозяйства:

  • тенденция к росту цен;
  • стремление использовать затратные схемы, обеспечивающие высокие показатели «валовой выручки, поскольку они присутствовали в государственном плане.

Постановление Совета Министров «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства» от 21 июня 1971 года восстановило на пятилетний план 1971—1975 годов директивные задания по увеличению производительности труда, по объёму новой продукции.

В 1970-е годы многоступенчатую систему управления промышленностью заменила двух- и трёхзвенная (министерство — объединение (хозрасчетный комбинат) — предприятие). Соответственно перераспределялись функции управления и планирования.

Образованные комбинаты и объединения действовали на основе хозрасчёта, осуществляли инвестиционную деятельность, кооперировали связи предприятий. Министерству отводилась роль проводника научно-технической политики. Сокращалось число показателей отчётности и форм документации. Реорганизацию сопровождало значительное высвобождение управленческого персонала.

Отмечались и негативные тенденции: быстрый износ средств без обновления, интерес к «сиюминутной» выгоде без заинтересованности в стратегических целях, рост криминализации отношений внутри предприятий и между ними.

Итоги реформы

В историографии преобладает точка зрения о неудаче реформы или ее сворачивании.

В разгар косыгинских реформ в 1967 году на закупку зерна было потрачено 50,2 тонны золота, а в 1972 году — 458,2 тонны.

На итоги реформы, в том числе на феномен «замедления темпов роста», повлиял ряд факторов:

  • исчерпание экстенсивных факторов роста из-за исчерпания резервов рабочей силы и снижения отдачи от увеличения занятости;
  • необходимость дотирования неэффективных предприятий и экономик отдельных территорий, вызванная стремлением руководства избегать непопулярных решений;
  • социальные программы 1970-х;
  • программы развития Дальнего Востока и Сибири, не давшие в краткосрочном периоде ожидаемой прибыли;
  • затратная программа развития вооружённых сил;
  • кредиты странам третьего мира.

В ходе реформы была предпринята попытка перейти к интенсивному росту экономики, понятие экономической эффективности создало условия для децентрализации хозяйственной жизни.

Замечание 2

Наработки этой реформы были использованы при подготовке экономической реформы 1987—1988 годов.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Тесто 816 руководство по эксплуатации
  • Инструкция по охране труда при работе на мясорубке в столовой
  • Mazda bongo brawny руководство по ремонту
  • Старлайн сигнализация с автозапуском инструкция по применению брелок автозапуск
  • Es 18 eurosky инструкция по применению ресивер

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии