Общие сведения по путевым работам
Путевые по содержанию судовых ходов осуществляются в соответствии с «Правилами содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений». Для содержания в Амурском бассейне внутренних водных путей (ВВП) судовых ходов и их средств навигационного оборудования (СНО) в соответствии с установленными категориями ВВП и гарантированными габаритами судовых ходов Благовещенским, Хабаровским и Комсомольским филиалами и структурными подразделениями учреждения производятся следующие виды путевых работ:
- работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования — судоходной обстановки (навигационных знаков);
- промерные и тральные работы;
- русловые изыскательские, в т.ч. гидрографические и картографические работы;
- выправительные и дноочистительные работы;
- дноуглубительные работы.
На основании установленных Росморречфлотом протяженности и категории ВВП, гарантированных габаритов судовых ходов и сроков действия СНО в учреждении разрабатывается и утверждается Программа проведения путевых работ (Программа) на очередную навигацию с объемами, техническими средствами, мероприятиями и сроками выполнения работ, которая доводится до филиалов и подразделений учреждения.
На пограничных участках рек содержание судовых ходов, поддержание на них установленных габаритов осуществляется путевыми подразделениями российской и китайской сторон. При этом каждой из сторон устанавливаются и обслуживаются береговые и плавучие навигационные знаки со своей стороны от линии середины судового хода, а так же раздельно выполняются изыскательские и дноуглубительные работы на согласованных участках.
Содержание СНО судовых ходов в зависимости от установленной категории ВВП на внутренних российских участках рек учреждением осуществляется в соответствии «Инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей», а на пограничных участках в соответствии «Инструкции по содержанию навигационных знаков на российско-китайских пограничных участках рек Амур, Уссури, Аргунь и Сунгача».
Все работы на пограничных участках по содержанию судовых ходов, перестановки знаков и изысканиям согласовываются Смешанной российско-китайской комиссией по судоходству и вносятся в протоколы очередного совещания.
В период навигации выполняются перестановки навигационных знаков на затруднительных участках пограничных путей, проводятся изыскательские и дноуглубительные работы.
В 2018 году учреждением выполнен значительный объем путевых работ по улучшению судоходных условий на реке Зея, в т. ч по проектной документации по объекту «Обеспечение безопасных условий судоходства на участке р. Зея 0‑212 км для доставки оборудования и материалов на причал Амурского ГПЗ…».
В навигацию 2018 года путевые работы по содержанию ВВП и судовых ходов производились с использованием судов технического флота. Из 96 единиц имеющегося флота в эксплуатацию в 2018 году было принято 83 судна, в т. ч. 38 обстановочных, 5 изыскательских, 4 земснаряда и служебно-вспомогательные суда.
Обстановочные работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования — навигационных знаков
Все обслуживаемые судоходной обстановкой водные пути приказом по учреждению закреплены за обстановочными судами и бригадами. Всего обстановочных участков 33, эти участки обслуживают 38 обстановочных теплоходов.
На основании материалов изысканий и рабочей документации по объекту на участке 212‑0 км реки Зея выполнен перенос судовых ходов и навигационных знаков по наибольшим глубинам. На участке 212‑0 км выставлено дополнительно 75 плавучих знака. На все береговые и плавучие навигационные знаки установлено светосигнальное оборудование для перевода ВВП участка 212-0км в освещаемую категорию.
Всего в навигацию 2018 года в бассейне было выставлено и обслуживалось 5613 навигационных знаков, в т. ч. 5350 береговых, 263 плавучих из них 2243 знаков освещаемых.
Промерные и тральные работы
Промерные и тральные работы на судовых ходах, подходах к портам, причалам, остановочным пунктам и пунктам отстоя выполняются обстановочными бригадами на обстановочных судах с использованием жестких и мягких тралов. Работы выполняются с целью определения габаритов судовых ходов, обнаружения подводных препятствий на судовых ходах и в акваториях причалов и отстойных пунктов.
Русловые изыскательские работы
В навигацию 2017 года русловые изыскательские работы для изучения ВВП, контроля габаритов судовых ходов и расстановки навигационных знаков, планирования других видов путевых работ, обеспечения выполнения дноуглубительных работ, создания материалов для создания и корректуры навигационных карт выполнялись 3‑мя русловыми изыскательскими партиями филиалов (РИП‑3, РИП‑12, РИП‑7) и отделом картографии и изысканий учреждения.
В составе работ 2017 года выполнены гидрографические работы по договору с ЗАО «Кронштадт» для создания баз данных для создания и обновления ЭНК на участок 455‑400 км Уссури, участок 805‑770 км и протоки Падалинская, Галбон и Мариинская Нижнего Амура.
Совместно со специалистами ЗАО «Ленгипроречтранс» выполнен большой объем полевых изыскательских работ с составлением отчетных первичных, повторных, укрупненных и контрольных планов всех затруднительных участков в границах от 212 до 0 км реки Зея.
Дноуглубительные работы
Дноуглубительные работы для поддержания гарантированных габаритов судовых ходов и создания заданных габаритов судовых ходов необходимых для доставки крупнотоннажного оборудования (КТО) на причал Амурского ГПЗ выполнялись на участке 212-0 км реки Зея. В 2018 году многочерпаковым земснарядом «Амурский-202» и землесосом «Зея» на лимитирующих участках разработано 11 дноуглубительных прорезей.
1. Содержание внутренних водных путей, заключающееся в содержании судовых ходов (в том числе проведение путевых работ и осуществление навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов), проведении работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, содержании судов технического флота (судов, предназначенных для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием судовых ходов работ), содержании инфраструктуры внутренних водных путей, организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также из других не запрещенных законом источников.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вправе участвовать в софинансировании расходных обязательств Российской Федерации в части содержания судовых ходов и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях федерального значения, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, и осуществлять финансирование содержания судовых ходов и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях регионального значения, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, в порядке, определенном соглашением между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, путем предоставления субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации.
2. Содержание судовых ходов на подходах к портам или причалам, не являющимся портами или причалами общего пользования, и пунктам отстоя, а также проведение работ по устройству и содержанию рейдов в этих портах осуществляется за счет владельцев этих портов или причалов и пунктов отстоя.
Содержание судовых ходов в зависимости от установленной категории внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с правилами содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Нормативы финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Работы по содержанию внутренних водных путей осуществляются без специальных разрешений и согласования.
1. Содержание внутренних водных путей связано с проведением путевых работ.
Путевые работы — дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на внутренних водных путях.
Путевые работы на ВВП производятся с целью создания, поддержания и улучшения условий, необходимых для судоходства. По каждому участку водных путей соответствующими предприятиями водных путей составляются схемы внутренних водных путей (лоцманские карты). Все изменения состояния водных путей и навигационного оборудования, происходящие в течение навигации, должны своевременно доводиться до сведения судоводителей.
Путевые работы, выполняемые на внутренних водных путях, включают в себя землечерпание, дноочищение, выправление, а также содержание навигационного оборудования.
К землечерпательным работам относятся:
— углубление, расширение, спрямление и подчистка существующих, а также создание новых судовых ходов; углубление и расширение существующих, а также устройство новых подходов и акваторий заводов, портов, затонов и пристаней;
— устройство котлованов для гидротехнических сооружений и траншей для кабелей и трубопроводов.
Дноочистительные работы включают в себя: обследование водного пути и отыскание подводных препятствий; обозначение подводных препятствий, находящихся на судовом ходу или прилегающих к нему полосах русла; извлечение подводных препятствий из воды; удаление подводных препятствий в такое место, откуда они не могут быть смыты водой или вынесены ледоходом в реку.
Тральные работы на внутренних водных путях проводятся с целью проверки чистоты и габаритов судовых ходов, обнаружения подводных препятствий, представляющих опасность для судов и подлежащих ограждению и удалению.
По характеру и срокам проведения траление подразделяется на сплошное, местное и аварийное.
Сплошное траление выполняют на всем протяжении транзитного судового хода, за исключением плесовых участков с глубинами, превышающими в 1,5 раза гарантированные.
Местное траление проводят в промежутки времени между сплошными тралениями на всех перекатах, порогах, подходах к пристаням и на участках, где имеется сильный размыв берегов, а также на участках, где возможно засорение судового хода такелажем, бревнами и т.п.
Аварийное траление какого-либо участка судового хода выполняют в тех случаях, когда на данном участке утоплен якорь, лот или другой предмет, представляющий опасность для судов, а также в случае аварии с судном или плотом.
Выправительные работы являются одним из основных способов улучшения судоходных условий рек, основанным на принципе использования энергии речного потока, и совместно с другими видами путевых работ должны обеспечивать создание устойчивой в течение длительного времени и удобной для судовождения судоходной трассы.
Выправление рек разделяется на сплошное и выборочное.
При сплошном выправлении реки постоянная судоходная трасса создается на всех затруднительных перекатах, при выборочном — постоянная судоходная трасса создается только на отдельных, наиболее затруднительных для судоходства перекатах, перекатных участках, подходных участках к портам, пристаням, затонам и судоходным шлюзам.
2. Основными задачами, которые решает технологическая связь ВВП, являются:
— организация радиосвязи для обеспечения безопасности плавания судов и охраны человеческой жизни на внутренних водных путях;
— диспетчерское регулирование движения судов;
— передача гидрометеорологической и путевой информации на суда;
— передача на суда циркулярных сообщений;
— участие в обеспечении связью организаций речного транспорта в особый период;
— осуществление криптографической связи с судами и другими объектами речного транспорта;
— обеспечение взаимодействия органов управления внутреннего водного транспорта.
3. Работы, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, относятся к портам (причалам) общего пользования, понятие которых содержится в ст. 3 Кодекса. Проведение работ на подходах к портам в иных случаях, а также в пунктах отстоя регулируется ч. 2 комментируемой статьи.
Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.
В 2003 г. Федеральное агентство морского и речного транспорта приступило к формированию перечня портов общего пользования, в котором должны быть указаны порты общего пользования, виды осуществляемых ими операций, а также расстояние между такими портами. Эти сведения должны быть помещены в сборник правил и тарифов внутреннего водного транспорта.
4. Согласно комментируемой статье проведение путевых работ, содержание СГТС, организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются бассейновыми органами государственного управления (которыми на бассейнах ВВП являются государственные бассейновые управления водных путей и судоходства (ГБУВПиС)) за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также других не запрещенных законом источников.
Приказом Министерства транспорта РФ от 30 сентября 2003 г. N 194 утверждена Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте <70>, которая предназначена для всех организаций независимо от формы собственности, у которых деятельность в сфере внутреннего водного транспорта является преобладающим видом деятельности.
———————————
<70> Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 5.
В Инструкции порядок учета доходов и расходов организаций внутреннего водного транспорта определен применительно к деятельности, связанной с использованием судов, портовой перегрузочной техники, а также обеспечением транспортного процесса на внутреннем водном транспорте. К основной деятельности организаций внутреннего водного транспорта относится также русловая добыча нерудных строительных материалов.
Не относятся к основной деятельности организаций внутреннего водного транспорта услуги по предоставлению судов и механизмов в аренду без экипажа.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
К доходам от основной деятельности организаций внутреннего водного транспорта относятся поступления за следующие работы и услуги:
— пассажирские перевозки, включая туристские и экскурсионно-прогулочные;
— грузовые перевозки, включая перевозки в судах смешанного (река — море) плавания;
— буксировка плотов и других плавучих объектов;
— пассажирские, грузопассажирские, грузовые переправы;
— предоставление судов в аренду с экипажем;
— перегрузочные работы в речных портах общего пользования, а также на причалах необщего пользования;
— русловая добыча НСМ;
— обеспечение транспортного процесса на внутреннем водном транспорте (обслуживание судов в пути и при заходах в речные порты, лоцманская проводка, диспетчерское регулирование и др.);
— хранение грузов и багажа в речных портах и на вокзалах;
— услуги, оказываемые пассажирам на вокзалах, пристанях и на пассажирских судах (за исключением услуг торговли и общественного питания, не включенных в стоимость проезда);
— транспортно-экспедиторское обслуживание, организация продажи пассажирских билетов и иные агентские услуги, связанные с организацией перевозок грузов и пассажиров.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
К расходам по основной деятельности внутреннего водного транспорта относятся расходы, связанные с выполнением перевозок, перегрузочных работ, русловой добычей НСМ, обслуживанием судов и пассажиров, организацией и обеспечением транспортного процесса, других работ и услуг, выручка от которых учитывается в составе доходов от основной деятельности.
5. Пункт отстоя — земельный участок и акватория поверхностного водного объекта, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра судов и иных плавучих объектов (см. комментарий к ст. 3 Кодекса).
6. Для правильного выбора методов улучшения судоходных условий и наиболее эффективного их осуществления путевые работы должны выполняться по планам, составленным по результатам проведенных изыскательских работ.
Для обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям в начале навигации дноочистительными снарядами удаляются все подводные препятствия, находящиеся на судовом ходу и у прижимных берегов, создающие аварийную ситуацию.
По каждому плесу составляется перспективная схема улучшения судоходных условий. Схемой устанавливаются затруднительные для судоходства участки, подлежащие улучшению в ближайшие 10 лет. Отбор участков, подлежащих коренному улучшению, производится по результатам анализа судоходного состояния и эффективности выполненных за последние годы эксплуатационных путевых работ.
На основании перспективной схемы предприятия ежегодно составляют планы путевых работ, которые включают проекты работ по коренному улучшению судоходных условий затруднительных участков, программу гарантированных габаритов пути, планы дноуглубительных работ на подготовительный период, планы расстановки флота по плесам для проведения эксплуатационных путевых работ, планы выправительных работ, планы внетранзитных работ.
План путевых работ является основным исходным документом для производителей путевых работ при составлении месячных планов, которые утверждаются главным инженером предприятия.
Комплексная система связи внутреннего водного транспорта (КСЭ ВВТ) является неотъемлемой частью инфраструктуры внутренних водных путей, от успешного функционирования которой во многом зависит эффективность и безопасность работы внутреннего водного транспорта.
© 2010 – 2023 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации
Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter
Официальный сайт президента РФ
Официальный интернет-портал правительства РФ
© 2010 – 2023 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации
Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter
Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.