Данная инструкция по охране труда разработана по виду работ: при выполнении шиноремонтных работ, доступна для бесплатного просмотра и скачивания.
Инструкция по охране труда при выполнении шиноремонтных работ необходима для обеспечения безопасности работника при выполнении его должностных обязанностей. Инструкция содержит информацию о правилах и требованиях охраны труда до начала, во время и по окончании выполнения трудовых функций работника при выполнении шиноремонтных работ, которые необходимо соблюдать для предотвращения опасных ситуаций и травматизма на рабочем месте.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. Настоящая инструкция предназначена для работников, занятых монтажом и демонтажом колес, ремонтом камер и покрышек.
1.2. К шиноремонтным работам допускаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, производственное обучение, а также прошедшие инструктажи: вводный и на рабочем месте.
1.3. Периодический медицинский осмотр, производственное обучение и проверка знаний проводятся не реже одного раза в год.
1.4. В процессе работы могут действовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся машины и механизмы;
— падающие предметы (отлетающие осколки);
— опасный уровень напряжения электрической цепи;
— повышенные запыленность и загазованность рабочей зоны;
— повышенная температура поверхности оборудования и материалов;
— недостаточный уровень освещенности рабочей зоны;
— разрушающиеся конструкции;
— повышенные уровень шума и вибрации на рабочем месте;
— загрязнение химическими веществами, радиацией и пестицидами поверхностей оборудования, машин и материалов.
1.5. Опасное состояние оборудования:
— повышенное давление сжатого воздуха;
— захламленность рабочего места посторонними предметами и т.п.
1.6. Опасные действия:
— использование машин, оборудования, инструмента не по прямому назначению или в неисправном состоянии;
— выполнение работ в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
— выполнение работ с нарушением правил техники безопасности.
1.7. При выполнении работ используйте средства индивидуальной защиты:
— комбинезон хлопчатобумажный для защиты от механических повреждений;
— полусапоги резиновые;
— рукавицы комбинированные;
— респиратор;
— очки защитные открытые.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. При использовании для накачивания шин компрессорной установки с электроприводом:
— осмотрите (без снятия кожухов, разборки) электрические аппараты, манометры, рубильники, контакторы, пусковые сопротивления. Манометр не допускается к эксплуатации, если отсутствует пломба или клеймо, просрочен срок проверки, стрелка манометра при его выключении не возвращается на нулевую отметку шкалы, разбито стекло или имеются другие повреждения, которые могут отразиться на правильности показаний;
— проверьте исправность изоляции кабелей и проводов, наличие заземления и индивидуальных средств защиты (диэлектрических перчаток, ковриков и инструментов);
— слейте конденсат через продувочные краники из воздухосборника (ресивера), при этом следует находиться в стороне от льющейся струи.
2.2. Перед включением компрессора, прокручиванием вручную проверьте, нет ли заклинивания, ударов, толчков и посторонних звуков.
2.3. Опробуйте работу компрессора на холостом ходу с выпуском воздуха наружу (продолжительность работы в режиме холостого хода устанавливается заводом-изготовителем).
2.4. После перевода компрессора на режим «Работа» проверьте смазку механизмов, охлаждение и давление воздуха в ресивере.
2.5. При обнаружении неисправностей приборов компрессорная установка не может быть пущена в работу. О выявленных недостатках поставьте в известность администрацию.
Устранять неисправности контрольно-измерительной аппаратуры можно лишь с разрешения и в присутствии лица, ответственного за безопасную эксплуатацию компрессорных установок.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Перед вывешиванием трактора, с.-х. машины и т.д. для снятия колеса установите машину на ровной горизонтальной площадке, затормозите ее, подложите под невывешиваемые колеса деревянные клинья или металлические упоры, ослабьте крепление гаек (ботов) колеса. После выполнения этих операций вывесите колесо домкратом, отверните гайки или болты и снимите его. Демонтаж одного из сдвоенных колес производите с применением домкрата. Не производите демонтаж путем наезда одного из сдвоенных колес на выступающий предмет.
3.2. При работе с домкратами:
— установите их на ровную горизонтальную поверхность с твердым покрытием;
— для устойчивого положения поднимаемых машин применяйте специальные подставки из прочного материала;
— не подкладывайте между головкой домкрата и поднимаемой машиной какие-либо предметы;
— не ремонтируйте и не оставляйте машину, поднятую на домкратах, без специальных подставок.
3.3. Перед демонтажом шины полностью выпустите из нее воздух. Не производите демонтаж шин, в которых давление воздуха выше давления окружающей среды.
3.4. Для отделения борта покрышки от обода в стационарных условиях используйте специальное оборудование.
В полевых условиях эту операцию выполняйте с помощью монтажных лопаток. В особых случаях покрышку положите под трактор, машину и т.д. со стороны, противоположной вентилю, установите домкрат и поднимайте им трактор, с.-х. машину и т.д. При этом борт покрышки отделяется от обода. Для отделения другого борта операцию повторите, перевернув колесо.
Не выбивайте диски колес и не отделяйте борта покрышек от обода кувалдой или молотком.
3.5. Перед монтажом проверьте комплектность шины и обода. Их обозначение, типы и размеры должны соответствовать указанным в руководстве по эксплуатации машины данной модели. При обнаружении производственных или эксплуатационных дефектов в шинах не применяйте их для монтажа.
Новые шины должны быть укомплектованы новыми камерами. То же рекомендуется и для шин, восстановленных методом наложения протектора.
3.6. Шины и камеры, хранившиеся при отрицательной температуре, перед монтажом выдержите при комнатной температуре 3 — 4 часа.
3.7. Не приступайте к монтажу, если на ободах и их элементах обнаружили деформацию, трещины, острые кромки и заусенцы, ржавчину в местах контакта с шиной или недопустимый износ кромки крепежных отверстий.
3.8. Для предотвращения попадания песка и грязи внутрь шины работу по монтажу выполняйте на чистой и сухой площадке, а в полевых условиях — на разостланном брезенте. Перед монтажом припудрите тальком места соприкосновения покрышки и камеры.
3.9. Монтаж шин, имеющих направленный рисунок протектора, выполняйте так, чтобы направление стрелок на боковинах покрышки совпадало с направлением вращения колеса при движении самоходной техники вперед. При выполнении работ не допускайте перекоса вентиля камеры в отверстии диска.
3.10. Накачивание шин производите в специально отведенном помещении с ограждением, способным защитить обслуживающий персонал от ударов деталями колеса при самопроизвольном демонтаже шины.
3.11. При накачивании шин для подачи воздуха используйте шланг, снабженный специальным наконечником, обеспечивающим нажатие на иглу золотника для свободного поступления воздуха в камеру. Не рекомендуется вывинчивать золотники камерных шин при накачивании.
3.12. После монтажа камерной шины на глубокий обод шину накачайте до нормального давления, затем выпустите из нее воздух и вторично накачайте для обеспечения правильного (без складок) положения камеры в покрышке.
3.13. В случае неплотной посадки бортов шины на полки обода после накачивания воздуха выпустите его из шины, демонтируйте ее и устраните причину, вызвавшую неплотную посадку бортов шины, после чего заново произведите монтаж шины на обод, накачивание шины и проверку плотности посадки бортов.
3.14. Перед накачиванием шин на разборных ободах с болтовыми соединениями убедитесь, что все гайки затянуты одинаково. Не допускайте эксплуатацию колеса со сборными ободами, на которых отсутствует хотя бы одна гайка.
3.15. Накачивание шин с замочным кольцом производите в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) с проверкой положения замочного кольца, а затем доведите давление до нормы.
В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца выпустите весь воздух из накачиваемой шины, исправьте положение кольца, а затем повторите указанные операции. Не исправляйте положение бортовых и замочных колец, когда шина находится под давлением. При накачивании шин в полевых условиях для обеспечения безопасности колесо положите замочным кольцом вниз или, если это возможно, заложите монтажную лопатку в окна диска.
3.16. Герметичность вентилей с ввернутыми золотниками проверяйте мыльной водой, которая наносится на отверстие вентиля. Для предохранения золотников от загрязнения все вентили укомплектуйте металлическими или резиновыми колпачками.
Не заменяйте золотники произвольными заглушками.
3.17. Подкачку шин без демонтажа производите, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40% от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.
3.18. При ремонте камер поврежденное место (прокол или порез до 60 мм) зачистите теркой или шлифовальной шкуркой, промойте бензином и промажьте клеем. При шероховании поврежденных мест камеры на заточном станке работайте в защитных очках и при включенном пылеуловителе.
3.19. Клей наносите кистью, ручка которой имеет отражатель, предохраняющий пальцы.
3.20. Раскрой материала на заготовки и вырезку повреждений производите с помощью специальных ножей и шаблонов. Нож должен иметь исправную рукоятку и остро заточенное лезвие. Ножи при резании для снижения прилагаемого усилия смачивайте водой.
3.21. Наличие бензина, клея и других составов, содержащих бензин, на рабочем месте не должно превышать трехчасовой потребности.
3.22. Храните бензин и клей в металлической плотно закрывающейся посуде.
3.23. При ремонте камеры с использованием электровулканизатора на поврежденное место наложите заплату из сырой резины и с помощью струбцины к заплате плотно прижмите нагревательный элемент электровулканизатора. На заплату сверху положите лист бумаги или целлофана.
3.24. Не работайте на электровулканизаторе:
— при отсутствии заземления;
— при отсутствии под основанием настольного электровулканизатора подкладки из тепло- и электроизоляционного материала;
— при отсутствии на полу диэлектрического коврика;
— в случае нарушения изоляции проводов.
3.25. При мелких ремонтах шины для осмотра внутренней поверхности покрышки пользуйтесь спредером.
3.26. Для изъятия из шины металлических предметов, гвоздей пользуйтесь клещами, а не отверткой, шилом или ножом.
3.27. Проколы в покрышке диаметром до 10 мм устраняйте постановкой грибков. Грибок введите в прокол с внутренней стороны покрышки до плотного прилегания его шляпки к внутренней поверхности покрышки, предварительно промазав клеем ножку и шляпку грибка. Эту операцию производите на специальном стенде или на верстаке с применением распорок или борторасширителей.
3.28. При выполнении ремонтных работ в помещениях, где используется бензин или резиновый клей, применяйте только медный, латунный или деревянный инструмент, чтобы исключить возможность возникновения искры.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При накачивании шин немедленно остановите компрессор:
— в случаях, предусмотренных заводом-изготовителем;
— если манометры показывают давление воздуха выше допустимого;
— если слышны стуки, удары в компрессоре или обнаружены неисправности, которые могут привести к аварии;
— при пожаре;
— при температуре сжатого воздуха выше предельно допустимой нормы;
— при появлении запаха гари или дыма в компрессоре;
— при заметном увеличении вибрации компрессора;
— при разрыве шлангов для накачки шин.
4.2. После аварийной остановки компрессора пуск его производите с разрешения руководителя работ.
4.3. В случае ухудшения самочувствия (удушья, головокружения и пр.) немедленно выключите вулканизатор, закройте плотно емкости с клеями и растворителями, поставьте в известность руководителя подразделения, обратитесь к врачу.
4.4. Немедленно прекратите работу при появлении дыма или запаха, характерного для горящей резины, а также при повреждении проводки электровулканизатора или завышении температуры электровулканизатора сверх установленной (140 — 150 градусов).
4.5. Выключите электровулканизатор общим рубильником при исчезновении напряжения в питающей сети.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Обесточьте оборудование. Приведите в порядок рабочее место, очистите оборудование, протрите инструмент и приспособления и сложите их в специально отведенное место.
5.2. Не оставляйте ремонтируемый агрегат со снятыми колесами на гидроподъемнике (домкрате). При установке машины на специальных подставках проверьте надежность их.
5.3. Все сосуды с бензином и резиновым клеем, кисти и другие инструменты уложите в запирающиеся металлические ящики, находящиеся в специально оборудованном помещении.
5.4. Отсоедините и уберите в отведенное место шланги для накачки шин.
5.5. Сообщите мастеру об имеющихся неполадках в работе оборудования и о принятых мерах по их устранению.
5.6. Снимите, очистите и уложите в отведенное место средства индивидуальной защиты.
5.7. Вымойте лицо и руки. Примите душ.
Настоящая инструкция по охране труда при выполнении вулканизационных и шиноремонтных работ на автомобильном транспорте разработана на основании приказа Минтруда и соцзащиты РФ № 59н от 6 февраля 2018 г. и доступна для бесплатного просмотра и скачивания.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. Настоящая инструкция по охране труда при выполнении вулканизационных и шиноремонтных работ на автомобильном транспорте разработана на основании приказа Минтруда и соцзащиты РФ № 59н от 6 февраля 2018 г.
1.2. Выполнение требований настоящей инструкции обязательно при выполнении вулканизационных и шиноремонтных работ в гаражах, на станциях техобслуживания автотранспортных средств и в других автотранспортных организациях.
1.3. К самостоятельному выполнению вулканизационных и шиноремонтных работ допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, а также прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, изучившие техническую документацию, инструкцию по эксплуатации применяемого оборудования, прошедшие обучение безопасным методам работы, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, а также прошедшие обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей, обучение методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях.
1.4. Персонал, допущенный к выполнению вулканизационных и шиноремонтных работ, должен проходить:
— повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже 1 раза в 3 месяца;
— внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности – 30 календарных дней);
— периодический медицинский осмотр в соответствии с действующим законодательством РФ;
— очередную проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в год.
1.5. Персонал, допущенный к выполнению вулканизационных и шиноремонтных работ, обязан:
— соблюдать Правила трудового распорядка;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— соблюдать требования безопасной эксплуатации применяемого оборудования;
— использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.6. Персонал, допущенный к выполнению вулканизационных и шиноремонтных работ, должен:
— соблюдать требования Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями;
— знать местонахождение аптечки для оказания первой помощи и уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
— знать местонахождение первичных средств пожаротушения и уметь их применять;
— выполнять только порученную работу и не передавать ее другим;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
— содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.7. Персонал, допущенный к выполнению вулканизационных и шиноремонтных работ, должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.8. При выполнении вулканизационных и шиноремонтных работ возможно воздействие на работников следующих опасных и вредных производственных факторов:
— движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования, инструмента;
— падающие и разлетающиеся предметы (элементы оборудования, инструмента);
— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности оборудования, инструмента, материалов;
— химическое воздействие бензина и клея;
— повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
— повышенная или пониженная температуры воздуха рабочей зоны;
— повышенная температура поверхностей оборудования;
— отсутствие или недостаточное естественное освещение;
— недостаточная освещенность рабочей зоны.
1.9. Персонал, допущенный к выполнению вулканизационных и шиноремонтных работ, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), разработанными на основании Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
1.10. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия или декларацию.
1.11. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются.
1.12. Использовать спецодежду и другие СИЗ для других, нежели основная работа, целей запрещается.
1.13. Запрещается употребление спиртных напитков, появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
1.14. Персонал, допущенный к выполнению вулканизационных и шиноремонтных работ, обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья, а также обо всех замеченных неисправностях.
1.15. Требования настоящей инструкции по охране труда являются обязательными для работника. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет ответственность согласно действующему законодательству РФ.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Проверить исправность спецодежды, спецобуви и других СИЗ на отсутствие внешних повреждений, надеть исправные СИЗ, соответствующие выполняемой работе, застегнуться, не допуская свободно свисающих концов, обувь застегнуть либо зашнуровать, надеть головной убор.
2.2. Не закалывать спецодежду булавками, иголками, не держать в карманах острые и бьющиеся предметы.
2.3. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождать при этом проходы.
2.4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования для вулканизационных и шиноремонтных работ, а также наличие материалов (бензин, клей).
2.5. Включить местную вытяжную вентиляцию.
2.6. Шины перед ремонтом должны быть очищены от пыли, грязи, льда.
2.7. Обо всех обнаруженных неисправностях и неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Подчиняться Правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) непосредственного руководителя.
3.2. Применять безопасные методы и приемы работы, соблюдать требования по охране труда.
3.3. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.
3.4. Производить установку и снятие шин грузового транспортного средства (автобуса) с вулканизационного оборудования необходимо с помощью подъемных механизмов.
3.5. Станки для шероховки (очистки) поврежденных мест должны быть оборудованы местной вытяжной вентиляцией для отсоса пыли и иметь ограждение привода абразивного круга.
3.6. Работу по шероховке (очистке) необходимо проводить с применением средств индивидуальной защиты глаз.
3.7. При вырезке заплат лезвие ножа необходимо передвигать от себя (от руки, в которой зажат материал). Работать допускается ножом, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие.
3.8. Емкости с бензином и клеем следует держать закрытыми, открывая их по мере необходимости. На рабочем месте разрешается хранить бензин и клей в количестве, не превышающем сменной потребности.
3.9. Бензин и клей должны размещаться на расстоянии не менее 3 метров от топки парогенератора.
3.10. Подавать сжатый воздух в варочный мешок необходимо после закрепления шины и бортовых накладок струбцинами.
3.11. Вынимать варочный мешок из покрышки следует за тканевую петлю мешка после выпуска из него воздуха.
3.12. Вынимать камеру из струбцины после вулканизации следует после того, как отремонтированный участок остынет.
3.13. Запрещается:
— работать на неисправном вулканизационном аппарате;
— покидать рабочее место во время работы работнику, обслуживающему вулканизационный аппарат;
— допускать к работе на вулканизационном аппарате посторонних лиц.
3.14. При работе с электрифицированным и абразивным инструментом соблюдать требования Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденных приказом Минтруда России от 17 августа 2015 г. № 552н.
3.15. Запрещается загромождение въездных (выездных) и запасных ворот как внутри, так и снаружи производственных помещений. Доступ к ним должен быть постоянно свободным
3.16. Соблюдать правила перемещения в помещениях и на территории организации, других местах производства работ, пользоваться только установленными проходами.
3.17. Не принимать пищу, не курить на рабочем месте.
3.18. В случае плохого самочувствия прекратить работу, поставить в известность руководство и обратиться к врачу.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. В случае возгорания сообщить о случившемся руководству и использовать первичные средства пожаротушения. При необходимости вызвать пожарную охрану по телефону 101 или 112.
4.2. При несчастном случае на производстве:
— освободить пострадавшего от действия травмирующего фактора, соблюдая собственную безопасность;
— оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или 112;
— принять меры к сохранению обстановки происшествия, если это не создает опасности для окружающих; сообщить руководству.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Привести в порядок рабочее место, убрать инструменты и вещества в места хранения.
5.2. Сообщить непосредственному руководителю обо всех имевших место неполадках и принятых мерах по их устранению.
5.3. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ.
Скачать Инструкцию
Требования охраны труда при выполнении вулканизационных и шиноремонтных работ
Требования охраны труда при выполнении вулканизационных
и шиноремонтных работ
199. Шины перед ремонтом должны быть очищены от пыли, грязи, льда.
200. Производить установку и снятие шин грузового транспортного средства (автобуса) с вулканизационного оборудования необходимо с помощью подъемных механизмов.
201. Станки для шероховки (очистки) поврежденных мест должны быть оборудованы местной вытяжной вентиляцией для отсоса пыли и иметь ограждение привода абразивного круга.
202. Работу по шероховке (очистке) необходимо проводить с применением средств индивидуальной защиты глаз.
203. При вырезке заплат лезвие ножа необходимо передвигать от себя (от руки, в которой зажат материал). Работать допускается ножом, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие.
204. Емкости с бензином и клеем следует держать закрытыми, открывая их по мере необходимости. На рабочем месте разрешается хранить бензин и клей в количестве, не превышающем сменной потребности.
Бензин и клей должны размещаться на расстоянии не менее 3 метров от топки парогенератора.
205. Подавать сжатый воздух в варочный мешок необходимо после закрепления шины и бортовых накладок струбцинами.
206. Вынимать варочный мешок из покрышки следует за тканевую петлю мешка после выпуска из него воздуха.
207. Вынимать камеру из струбцины после вулканизации следует после того, как отремонтированный участок остынет.
208. Запрещается:
1) работать на неисправном вулканизационном аппарате;
2) покидать рабочее место во время работы работнику, обслуживающему вулканизационный аппарат;
3) допускать к работе на вулканизационном аппарате посторонних лиц.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
при вулканизационных и шиномонтажных
работах
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая инструкция разработана на основании Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда России от 12.05.03 г. № 28 с учетом требований законодательных актов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и предназначена к применению при вулканизационных и шиномонтажных работах.
- ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. При вулканизационных и шиномонтажных работах осуществляется ремонт поверхностных (наружных) повреждений покрышек и камер легковых, грузовых автомобилей и других транспортных средств, монтаж и демонтаж шин; подготавливается оборудование к работе; контролируются и регулируются параметры технологического режима, предусмотренные регламентом; в работе используются инструмент, приспособления и средства защиты.
1.2. При проведении вулканизационных и шиномонтажных работ опасными и вредными факторами, которые могут привести к несчастному случаю на производстве, являются следующие:
– высокая температура и опасность ожогов;
– возможность поражения электротоком при нарушении правил электробезопасности;
– возможность отравления веществами общетоксического и другого вредного воздействия при ремонте шин (бензин, клей и т.п.);
– возможность травмирования: неогражденными вращающимися и движущимися частями оборудования при случайном прикосновении к ним; при работе неисправным инструментом или неосторожном с ним обращении; острыми кромками, заусенцами, шероховатостью на поверхности оборудования, инструмента;
– повышенная запыленность воздуха;
– вылет замочного кольца при накачке или подкачке шины;
– срыв диска колеса, вылетевший осколок;
– срыв ключа для отворачивания гаек крепления колес;
– снятие и установка колес на ступицах;
– опускание вывешенного автомобиля;
– падающее колесо или шина;
– исправление положения шины на диске постукиванием;
– удары по замочному кольцу молотком или кувалдой, разрывы шины при накачке;
– неправильный монтаж шины на диск;
– подкачка шины без демонтажа при снижении давления в ней более чем на 4О%;
– повышение давления в шине из-за отсутствия манометра;
– перемещение шин и колес вручную;
– применение отвертки, шила или ножа для удаления застрявших в шине предметов;
– недостаточное освещение рабочего места.
1.3. Порядок допуска работника, осуществляющего вулканизационные и шиномонтажные работы, к самостоятельной работе:
1.3.1. К вулканизационным и шиномонтажным работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обучение безопасности труда, проверку знаний безопасности труда и безопасных методов работы, имеющие первую группу по электробезопасности и проинструктированные по охране труда и пожарной безопасности.
1.3.2. При уклонении от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований, работник к выполнению трудовых обязанностей не допускается.
1.3.3. Обучение и инструктаж должны проводиться в соответствии с ГОСТ 12.О.ОО4-9О.
1.3.4. Инструктаж по своему характеру и времени проведения подразделяется на:
– вводный;
– первичный на рабочем месте;
– повторный;
– внеплановый;
– целевой.
1.3.5. Вновь принимаемому на работу работнику независимо от его образования и стажа работы должен быть проведен вводный инструктаж работником по охране труда или лицом, назначенное для этой цели из числа специалистов предприятия.
Вводный инструктаж должен проводиться в кабинете охраны труда с использованием современных технических средств обучения и пропаганды, а также наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов) по программе, разработанной с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем предприятия и соответствующим выборным профсоюзным органом.
1.3.6. Первичный инструктаж на рабочем месте должен проводиться индивидуально работнику с практическим показом безопасных приемов и методов труда в соответствии с инструкциями по охране труда, разработанными для отдельных профессий и видов работ с учетом требований стандартов ССБТ.
1.3.7. Работник после первичного инструктажа на рабочем месте для усвоения навыков безопасных приемов работы должен быть прикреплен на 2-5 смен (в зависимости от характера и сложности профессии) к бригадиру-наставнику или опытному работнику, под руководством которого он выполняет работы. После этого руководитель данного участка, убедившись в усвоении вновь поступившим работником безопасных приемов работы, оформляет допуск его к самостоятельной работе.
1.3.8. Повторный инструктаж работник должен проходить не реже 1 раза в 3 месяца.
Повторный инструктаж должен проводиться в целях закрепления знаний безопасных методов и приемов труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте.
Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе.