Инструкция по огэ по географии 2021

Методические рекомендации по подготовке к ГИА (ОГЭ) – 2021 по географии

Государственная итоговая аттестация по географии проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Содержание экзаменационной работы по географии в 2020 году (ОГЭ, ГВЭ-9) определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (программа одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15). В КИМ обеспечена преемственность проверяемого содержания с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по географии.

  1. Особенности проведения ОГЭ по географии в 2021 году

Экзамен по географии является экзаменом по выбору. Выбор экзамена осуществляется непосредственно самими обучающимся. ОГЭ-2021 по географии изменен, поскольку в 2021 году его будут сдавать выпускники, которые начали обучаться по ФГОС ООО. Образовательные результаты теперь иные, значит должны быть иные измерители этих результатов. Но все лучшие виды заданий, с точки зрения контролируемого содержания и видов деятельности в новом ОГЭ были сохранены.

Изменился порядок следования заданий, при этом её структура, содержание, число заданий, время выполнения, условия, остались прежними.

Значительная часть заданий КИМ для ОГЭ по типу аналогичны заданиям, использующимся в экзаменационной работе ЕГЭ. Большое внимание уделяется достижению обучающимися требований, направленных на практическое применение ими географических знаний и умений. Также важной для ОГЭ является проверка сформированности умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ). Все атласы, с которыми мы работаем, начиная с 5 класса, используем при подготовке к итоговой аттестации. Тренажеры типовых заданий экзаменационных работ, используем несколько вариантов, но предпочтительнее издания для подготовки, разработанные авторскими коллективами ФИПИ.

Работаем, как с вариантами с новым содержанием с учетом ФГОС, так и с методичками типовых заданий прошлых лет. При подготовке к экзамену используем образцы материалов ОГЭ прошлых лет в качестве ориентира при определении планируемых результатов обучения по отдельным темам, для создания проблемных ситуаций, обучение логическим приемам при решении задач.

Экзаменационная работа ОГЭ по географии состоит из 30 заданий. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности, а также способность применить знаний и умений в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.

При составлении экзаменационной работы (КИМ) используются задания, содержание которых соответствует следующим разделам школьной программы:

1) Источники географической информации

2) Природа Земли и человек

3) Материки, океаны, народы и страны

4) Природопользование и геоэкология

5) География России.

В начале учебного года необходимо выявить уровень имеющихся у учащихся знаний и умений по предмету, с целью определения пробелов в изученном материале, предлагаю им самостоятельно решить пробный вариант ОГЭ прошлого года. Эта работа дает возможность определить уровень знаний, и понять какие имеются пробелы, на какие задания обратить особое внимание. Знакомлю кадет с инструкциями и алгоритмом выполнения заданий и заполнению бланков ответов. Объясняю, как оцениваются ответы на задания различных типов.

В рамках консультаций весь учебный материал, который кадеты обязаны знать к итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания. В процессе занятий не только повторяем теоретические вопросы, но и практически отрабатываем материал.

Для успешного выполнения заданий ОГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше кадеты выполнят экзаменационных заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше будет у них опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена. Да и практика показывает, что задания, которые успешно решались в начале учебного года, требуют неоднократного повторения, особенно перед экзаменом, так как преобладает краткосрочная память.

Карта – язык географии. Поэтому необходимо чтобы учащиеся знали карту очень хорошо. 70% всех экзаменационных вопросов можно ответить с помощью карт атласа. Тем более что на ОГЭ по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8, 9 класса. При выполнении тренировочных заданий, отрабатываем умения, пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения». Для закрепления знаний также использую контурные карты (например, страны – соседи 1,2 порядка) (задание № 2).

1 прием. Пошаговая инструкция

На такие темы, как «Топографическая карта» используем пошаговую инструкцию.

«Топографическая карта» (№18,19,20),

  1. Повторение географических терминов: масштаб, геолинии, бергштрихи, овраг, понятия «круто», «полого», «уклон», условные знаки

  2. Отбор аргумента на основе признака- основного или косвенного

Это задание на умение читать топографическую карту.

«Синоптическа карта» (№ 5,6)

  1. Повторение географических терминов: циклон, антициклон, атмосферный фронт: теплый, холодный

  2. Необходимо рассмотреть ситуацию в каждом городе. Определить область какого давления формируется в каждом городе.

Ключевые проблемы в умениях:

1. Не умеют построить фразу- объяснение

2. Не умеют строить фразы на аргументацию

3. Не умеют делать отбор на основе признака- основного или косвенного

2 прием. Работа с номенклатурой

Большое внимание уделяем работе с номенклатурой. Ребята любят этот вид учебной деятельности и с удовольствием выполняют задания по карте. Это развивает образное восприятие географических объектов, способствует расширению мировоззрения и кругозора учащихся. Ценно, если кадет умеет работать с несколькими картами одновременно, сопоставлять их и делать вывод.

Например, на основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе.

Ключевые проблемы в умениях: чётко понимать значение специальных географических терминов.

3 прием. «Логическая цепочка»

Задания, где необходимо определить логику вопроса и исключить выпадающий из списка географический объект или явление. По эталону возможен самоконтроль.

Задания на математические расчеты

Ключевые проблемы в умениях: затрудняются в выделении главного, в проведении анализа статистического материала, проведении математических рассчётов.

Мини-тест – это нововведение при сдаче ОГЭ, состоит из трёх заданий (27–29), проверяющий сформированность умений работать с текстом географического содержания:

— умений проводить поиск и интерпретацию информации (локализация объекта в пространстве), анализ и обобщение имеющейся в тексте информации;

— использовать информацию из текста с привлечением ранее полученных географических знаний для решения различных учебных и практико- ориентированных задач.

  1. Использование Интернет-ресурсов

Информационно-коммуникационные технологии используются для расширения образовательного пространства урока, в частности:

-для самостоятельного освоения учащимися некоторых разделов и тем;

-для осуществления текущего контроля качества знаний, а также для мониторинга учебного процесса;

-для отработки навыков при выполнении учебных заданий определенного типа.

Кадеты получают список Интернет-ресурсов, которые они могут использовать при подготовке к ОГЭ по географии. Чаще всего обращаемся к материалам сайта «Решу ОГЭ». Преимущества данного сайта показаны на слайде: задания разбиты по разделам, возможность отработать определенную тему, прорешать наиболее сложные задания, возможность выбора варианта

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа. Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса – преподавателей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников. Другое непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого обучающегося к успеху. Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно, ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения.

Самый первый параметр, который интересует общество – это процент «2» на экзамене. На «тройку» должны научить всех, в этом состоит первейшая обязанность учителя, а процент «хорошистов» во многом зависит от способностей ученика, его семьи, культурного уровня окружения. К сожалению, всегда есть группа «риска» – обучающиеся, которые не набрали минимальное количество баллов, и группа «слабоуспевающих» – обучающиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования (их на предмете география большинство). К таким ребятам особое внимание, даже порой подключаю более сильных учеников на помощь в подготовке к ОГЭ.

Основные правила подготовки кадет к ОГЭ:

  1. Составлен перспективный план работы по подготовке к ОГЭ с учащимися, скорректировано тематическое поурочное планирование

  2. На каждом уроке: работа с номенклатурой, терминами, факторами.

  3. Активно развивать навыки устной и письменной географической речи;

  4. Больше времени уделять чтению карты (знанию и пониманию картографического содержания)

  5. Значительную часть учебного времени уделять работе с таблицами, схемами, работе со статистическим материалом;

  6. Обучать подходам и умениям моделирования ситуации в соответствии с заданными условиями;

  7. Обучать умению составлять и решать географические задачи, формулировать и выполнять учебные задания на основе географического содержания, в том числе и на основе собственного жизненного опыта;

  8. Подводить учащихся к пониманию основных географических следствий, определению основных и второстепенных причин, факторов. Ключевые вопросы на уроке:

1. Почему? 2. Какие? 3. Как? 4. От чего зависит? 5. В чем причина? 6. Каковы последствия? 7. Как происходит? 8. Что будет, если? 9. Что сделать, чтобы.. 10. Как получить…. 11. Какие расчёты произвести..

  1. Учить анализировать географические проблемы и ситуации, процессы и явления;

  2. Формировать и развивать у обучающихся навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

Основа успеха на экзамене является систематическое, последовательное рассмотрение, изучение основных вопросов курса школьной географии с 5 по 9-й класс. Очень важно организовать не только повторение ранее изученного материала, сколько задействовать ранее освоенный материал при изучении нового географического содержания, новых тем. Основная идея методики обучения предмету заключается в следующем: учителю надо всегда помнить, что разделы и темы школьных географических программ имеют четкую логику в последовательности изучения с точки зрения реализации связки «причина-следствие», «частное — общее». От фундаментальных основ, от изучения терминологического языка географии к формированию глобальной картины мира, складывающейся из взаимосвязанных процессов, явлений, имеющих четкую территориальную привязку.

Огромную роль при формировании географических знаний и умений играют общегеографические и тематические карты, атласы, контурные карты, картосхемы, иллюстрации – графика, фото, видео и аудио фрагменты, наглядный раздаточный материал, школьное лабораторное оборудование, статистическая дополнительная информация, художественный и научный текст и т.д.

ОГЭ по географии в 2021 году

Содержание

  • 1 Изменения от 25 декабря 2020 года
  • 2 Сдавать ли географию?
  • 3 Даты и формат ОГЭ 2021
  • 4 Изменения в КИМах
  • 5 Оценивание работ
  • 6 Секреты подготовки

Если в 2021 году в качестве экзамена по выбору вы планируете сдавать ОГЭ по географии, рекомендуем ознакомиться с тем, как рекомендуют педагоги организовать подготовку с учетом изменений, которые произошли в КИМах, а также узнать, какой будет дата проведения испытания.

Изменения от 25 декабря 2020 года

Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы и в ГИА 2021 года. 25 декабря 2020 года Сергей Кравцов озвучил в своем интервью такие важные нововведения:

  • ОГЭ досрочного периода в 2021 году отменен;
  • собеседование планируют провести в онлайн формате;
  • даты основного этапа ОГЭ – с 24 по 28 мая 2021 года;
  • 9-классники будут сдавать только русский язык и математику;
  • 1 предмет по выбору будет предложено сдать в мае в формате письменной контрольной работы.

Сдавать ли географию?

С учетом озвученных нововведений, выпускникам 9-х классов в 2021 году будет предоставлена возможность сдать вместо ОГЭ по географии контрольную работу. Но, пока нет точной информации о том, какие задания войду в КИМы и кто будет их составлять. Не исключено, что для составления контрольных будет рекомендовано использовать задания из открытого банка ОГЭ 2021 года.

Каким будет ОГЭ по географии в 2021 году - изменения, даты, новости

ОГЭ по географии не пользовалось особой популярностью среди выпускников 9-х классов и до 2021 года, ведь очень мало колледжей при поступлении рассматривают именно эту дисциплину. Согласно данным Росстата в 2020 году между предметами по выбору заявки выпускников распределились следующим образом:

Предмет

Кол-во заявок Проценты
Обществознание 375 000 чел. 48%
Физика 167 000 чел. 21%
Биология 158 000 чел. 19,8%
История 132 000 чел. 16,6%
Информатика 108 000 чел. 13,6%
Химия 107 000 чел. 13,4%
Английский язык 104 000 чел. 13,1%
Литература 65 000 чел. 8,2%
География 23 000 чел

2,9%

Ранее, как правило, географию выбирали в паре с обществознанием, но каким будет выбор предметов для выпускников 2021 года, пока сказать сложно. Ранее связка «география» + «общество» позволяла подать документы в таких направлениях, как:

  • картография;
  • геодезия;
  • ландшафтный дизайн и садово-парковое искусство;
  • гостиничный сервис;
  • дошкольное образование;
  • реклама.

Важно! В 2020-2021 учебном году ОГЭ пройдет с 24 по 28 мая.

В рамках ОГЭ будут сдавать только 2 основных предмета. Когда будут проведены контрольные работы и как будет происходить выбор предмета, пока неизвестно. Следите внимательно за нашими обновлениями, чтобы не пропустить важную информацию, касающуюся выпускных экзаменов для 9 класса в 2021 году.

Кому стоит сдавать ОГЭ 2021 по географии

Важно! Если контрольная работа по географии будет максимально приближена к формату ОГЭ, полезно ознакомиться с тем, каким должен был быть экзамен 2021 года.

Формат проведения ОГЭ по географии, ранее запланированный для проведения в 2021 году, предполагал такие такие основные факты:

  • место проведения – на базе родной школы;
  • длительность – 150 мин. (2,5 часа);
  • количество заданий – 30;
  • максимальный балл – в ;
  • разрешены: атласы (за 7, 8 и 9 класс), линейка и непрограммируемый калькулятор.

Именно благодаря тому, что на экзамен выпускникам разрешено принести с собой атласы, многие считают географию одним из самых простых предметов Обязательного Государственного Экзамена.

Изменения в КИМах

В 2020 году практически все КИМы Обязательного Государственного Экзамена были пересмотрены. В ходе реформы формат и структура билетов, а также формулировка и критерии оценивания отдельных заданий были приведены в соответствие ФГОС.

Для того, чтобы подготовка к ОГЭ по географии в 2021 году была эффективной, учтите такие нововведения:

  • общее число заданий сокращено до 30 (ранее их было 32);
  • в КИМе появились новые виды заданий;
  • сведены к минимуму вопросы с готовыми вариантами ответов.

Распределение заданий по частям будет следующим:

Бланк ответов Вопросы Тип ответа
№1 №1-11, 13-27, 30 краткий
№2 №12, 28, 29 развернутый

ОГЭ 2021 по географии - нововведения, особенности КИМов, оценивание

Экзамен будет охватывать 5 основных образовательных блоков:

  1. Источники географической информации – 7 заданий в КИМе.
  2. Природа Земли и человек – 6 заданий.
  3. Материки, океаны, народы и страны – 2 вопроса.
  4. Природопользованием и геоэкология – 2 вопроса.
  5. География России – 13 заданий.

Как видите, все варианты ОГЭ 2021 года по географии будут содержать наибольшее количество вопросов (43%), посвященных именно географии РФ. При этом в билете экзаменуемым встретятся 15 вопросов базового уровня сложности, 13 – повышенного и только 2 – высокого.

Оценивание работ

Важно! Выполнив работу без ошибок, 9-классник может набрать максимум 32 первичных балла.

Начисление баллов будет осуществляться согласно таким правилам:

Задания Максимальный балл
№1–11, 13–27, 30 1
№12, 28-29 2

Первая часть работы будет проверена автоматизированной компьютерной системой, а 2-ю часть, содержащую развернутые ответы, будут проверять эксперты.

Проверив все ответы, результаты двух бланков суммируют и переводят в 5-бальную оценку по таблице, разработанной ФИПИ:

Оценка Баллы
5 26-32
4 19-25
3 12-18
не сдал 0-11

Как видите, для аттестата будет достаточно набрать 12 первичных баллов, но желающие продолжить обучение в колледже должны ориентироваться на рекомендованный ФИПИ порог – 23 балла.

Секреты подготовки

Важно! В 2021 году на ОГЭ по географии у вас будет официальная шпаргалка – это географические атласы.

Если на этапе подготовки к ОГЭ 2021 вы научитесь быстро находить различные данные, используя атлас по географии, на экзамене вообще не возникнет проблем.

Что нужно знать про атлас?

  1. Вы можете смело выбрать атлас любого автора (из рекомендованных).
  2. Готовиться стоит по тому же атласу, с которым вы пойдете на экзамен.
  3. В атласах нельзя делать никаких пометок! Все страницы должны быть чистыми.

Подготовка к ОГЭ 2021 по географии

Подобрав атлас, с которым будет максимально удобно и легко работать, можно переходить к основному этапу подготовки – повторению теории и практике решения экзаменационных билетов. В этом вам поможет сайт ФИПИ, на страницах которого можно найти:

  • открытый банк заданий с удобным разделением всех вопросов по темам;
  • демоверсии 2020 и 2021 года;
  • нормативно-правовые документы.

Если сложно дается классическая подготовка с учебником или специальным изданием, разработанным к ОГЭ по географии 2021 года, смотрите видео-уроки, в которых подробно объясняют отдельные темы или разбирают демонстрационные варианты.

Читайте также:

  • Изложение ОГЭ в 2021 году
  • Олимпиады для школьников в 2021 году
  • ОГЭ по физике в 2021 году

Комментировать

Загрузка…

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

Многие девятиклассники игнорируют подготовку к Основному государственному экзамену по дополнительным предметам. Это проигрышная тактика: если не подготовиться к ОГЭ по географии будет сложно не только сдать его на приличный балл, но и перейти порог (для этого необходимо решить правильно почти половину заданий КИМ-а). А ведь от этой оценки во многом зависит будущее! Поэтому так важно заранее выяснить все секреты и найти материал для подготовки к ОГЭ по географии.

Как легче подготовиться к ОГЭ по географии

Структура экзамена

В отличие от 2020 года, в демоверсии 2021 серьезных изменений в структуре экзамена не произошло. Количество заданий, система их оценивания и допустимые для использования на экзамене предметы остались прежними.

На решение КИМ дается 2,5 часа.

Взять с собой на экзамен предложено:

  • атласы за 7-9 класс без пометок из списка, рекомендованного ФИПИ,
  • линейка,
  • непрограммируемый калькулятор.

Чтобы подготовиться к ОГЭ по географии на высокий балл, нужно не только знать об этом, но и научиться пользоваться каждым прибором, чтобы их наличие действительно стало преимуществом.

Навыки, необходимые для решения экзамена:

·               анализировать географические источники (тексты, карты, климатограммы и пр.),

·               представлять взаимосвязь между природой и человеком,

·               ориентироваться среди народов мира,

·               анализировать географические процессы и явления,

·               ориентироваться в географии России,

·               разбираться в основах геоэкологии и использовании природных ресурсов.

Количество заданий — 30:

·               № 1-11, 13-27, 30 — с кратким ответом,

·               № 12, 28-29 — с развернутым ответом.

Оценивание заданий ОГЭ по географии

Точная шкала перевода первичных баллов в оценку будет известна только после проверки экзаменационных работ. Именно поэтому необходимо подготовиться к ОГЭ по географии так, чтобы решить максимально возможное количество заданий.

На данный момент нет оснований предполагать, что шкала перевода изменится в сравнении с прошлым годом:

  • 1-11 баллов —  «2»,
  • 12-18 баллов —  «3»,
  • 19-25 баллов —  «4»,
  • 26-31 балл —  «5».

Наибольший вес имеет задание №12: за его решение можно получить до двух баллов, в то время как остальные задания, в том числе развернутые №28-29, весят один. Чтобы набрать за №12 максимальный балл, нужно использовать картографический материал для подготовки к ОГЭ: атласы за 7-9 классы, рекомендованные ФИПИ.

План подготовки к ОГЭ по географии

Чтобы подготовиться к ОГЭ по географии, нужно использовать план.

Во-первых, стоит изучать темы последовательно, не перепрыгивая с одной на другую. Начинайте с азов, даже если считаете себя достаточно ими владеющим. Крепкая база — залог успешной подготовки. Рекомендуется начать, используя как материал для подготовки к ОГЭ по географии учебник для седьмого класса из рекомендованных ФИПИ. Его можно взять в школьной библиотеке или найти в интернете.

Во-вторых, сопровождайте изучение каждой темы изучением географических источников. Это поможет научиться чтению карт и поиску информации в текстах. Помимо учебника, чтобы подготовиться к ОГЭ по географии, нужно использовать атласы (также из списка рекомендованных ФИПИ). Атлас лучше приобрести, так как его можно взять на экзамен. Помните, что страницы атласа должны остаться чистыми, без пометок, иначе его взять не позволят. Начинайте с седьмого класса.

В-третьих, распределите время так, чтобы изучение географии России и программы девятого класса заняло большую его часть. Это самый масштабный раздел экзамена. Материал для подготовки к ОГЭ по географии стоит закреплять на практике, решая варианты.

Как организовать подготовку к ОГЭ по географии

Система подготовки к экзамену

Решать экзамен (при отсутствии проблем с анализом географических источников) стоит поэтапно: начиная с первого и заканчивая последним заданием. Чтобы подготовиться к ОГЭ по географии и не потратить на экзамене время впустую, нужно последовательно изучить все темы, начиная с седьмого класса и заканчивая девятым.

При этом стоит следовать системе:

  • уделяйте больше времени западающим номерам,
  • отрабатывайте тесты до автоматизма (особенно базовые номера — №1, 7, 16-18, 24, 26-27),
  • подробно разберите географию России,
  • закрепляйте теорию с помощью атласов,
  • давайте задания с развернутым ответом на проверку эксперту,
  • занимайтесь последовательно и регулярно.

Темы для подготовки к ОГЭ по географии

Чтобы подготовиться к ОГЭ по географии на «отлично», нужно последовательно освоить пять тематических блоков.

  1. Географические источники (7 заданий) — необходимо изучить атласы за 7-9 класс, которые будут использоваться на экзамене; это поможет запомнить всю имеющуюся в них информацию и быстро по ним ориентироваться, а также находить аналогичные моменты в предоставленных в КИМ-е источниках.
  2. География России (13 заданий) — проверяется умение ориентироваться в экономике и природопользовании России, знание ее местности и характеристики народов.
  3. Природа Земли и человек (6 заданий) — требуется проанализировать влияние человека на Землю, экологическую ситуацию, природные катаклизмы и их причины.
  4. Природопользование и геоэкология (2 задания) — это проверка знания структуры почв, полезных ископаемых и способов их применения.
  5. Материки, океаны, народы и страны (2 задания) — проверяется умение ориентироваться в обычаях населения Земли, расположении океанов, материков и их движениях.

ОГЭ по географии 2021 —  материалы для подготовки

Подготовиться к ОГЭ по географии в 2021 году помогут демоверсия, кодификатор и спецификатор, опубликованные на сайте ФИПИ.

Найти дополнительный практический материал для подготовки к ОГЭ по географии можно в открытом банке заданий также на сайте ФИПИ.

Также можно использовать также рекомендованные ФИПИ пособия:

  • комплекс материалов для подготовки учащихся от ФИПИ,
  • новый полный справочник для подготовки Ю.А. Алексеевой,
  • типовые варианты от разработчиков (В.В. Барабанов) и др.

Подготовиться к ОГЭ по географии действительно нужно: этот экзамен часто недооценивают, что и становится причиной провалов. Но получить «отлично» под силу каждому! Для этого нужно поставить перед собой цель, составить план и последовательно, регулярно заниматься в соответствии с ним.

Рабочая программа по подготовке к ОГЭ

по географии в 9 классе

на 2019-2020 учебный год

Пояснительная записка.

Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена.

Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.

Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.

Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.

Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.

Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс, является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Введение.

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Освоение основных разделов курса

1. Источники географической информации:

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

2. Природа Земли и человек:

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

3. Материки, океаны, народы и страны:

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии

4. Природопользование и геоэкология:

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере

5. География России:

Особенности ГП России.

Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.

Природа России.

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность

Население России.

Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.

Хозяйство России.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.

Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.

Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется

на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов

общеобразовательных учреждений по географии

Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Знать/понимать:

— основные географические понятия и термины;

— различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

— результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

— географические следствия движений Земли, географические

явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их

изменение в результате деятельности человека;

— географическую зональность и поясность;

— географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между

географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

— специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

— природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите

людей от стихийных природных и техногенных явлений

Уметь:

— определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

— выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

— описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

— объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

— составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

— приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров

производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

— находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

— анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими

ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

— представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— определения поясного времени;

— чтения карт различного содержания;

— решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.

План работы по подготовке к ОГЭ по географии

Утверждение плана работы по подготовке к ОГЭ по географии.

Организация консультаций.

Знакомство с нормативно-правовыми документами по ОГЭ в 2018-2019 году

Консультации еженедельно.

Информирование учащихся по вопросам подготовки к ОГЭ.

Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ.

октябрь

Подготовка справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов

Изучение нормативно-правовых документов

Знакомство с демоверсиями.

Знакомство с регламентом.

Индивидуальные консультации еженедельно.

Нацеливание родителей на приобретение КИМов по географии.

ноябрь

Оформление информационного стенда.

Отслеживание изменений в демоверсиях.

Анализ результатов ОГЭ по географии за 2017-2018г.

Знакомство с изменениями в демоверсиях.

Консультации еженедельно.

Выступление на родительском собрании «Важные моменты при подготовке ОГЭ по географии»

декабрь

Пополнение материалов для подготовки к ОГЭ (демоверсии, задания).

Работа по заполнению бланков.

Индивидуальные консультации.

Ознакомление родителей с результатами пробного ОГЭ.

январь

Подготовка, обновление, пополнение

справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов.

Тренировочные занятия по заполнению бланков.

Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ по географии.

февраль

Размещение на информационном стенде расписания экзамена по географии 2017 года.

Изучение нормативно-правовых документов

Консультации. Подготовка к пробному экзамену.

Информирование и консультирование родителей по вопросам ГИА.

март

Подбор заданий различной сложности.

Изучение нормативно-правовых документов

Участие в пробном экзамене.

Итоги проведения пробного экзамена.

Работа по КИМам.

Консультации.

Информирование родителей о результатах пробного экзамена.

Апрель — май

Подбор заданий различной сложности для устранения пробелов у слабоуспевающих учащихся.

Изучение нормативно-правовых документов

Тренировочные занятия по заполнению бланков и исправлению ошибок.

Консультации для родителей по режиму дня выпускника для успешной сдачи ОГЭ.

План

проведений консультаций по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по географии

Цели: повторить изученный материал за курсы географии 5-9 классы, закрепить умения работать с географическими картами, статистическими сведениями, таблицами, научить заполнению бланков, подготовить учащихся к сдаче ОГЭ. 

Итого 34 часа

График консультаций

Календарное планирование

Источники географической информации:

глобус, географическая карта, план

местности, их основные параметры и элементы (масштаб,

условные знаки, способы картографического изображения.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с топографической картой.

3

сентябрь

Работа по построению профилей рельефа местности

Выполнение заданий из сборника КИМов

4

сентябрь

Географические координаты.

Определение географической широты и долготы.

5

октябрь

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана;

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с физическими картой мира и России.

6

октябрь

Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Работа с тектонической картой. Выполнение заданий из сборника КИМов.

7

октябрь

Пробное ОГЭ

Тренировочное заполнение бланков

8

октябрь

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей.

Работа с географическими картами. Выполнение заданий из сборника КИМов.

9

ноябрь

Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные

ресурсы Земли.

Работа с географическими картами. Выполнение заданий из сборника КИМов.

10

ноябрь

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Климаты Земли.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с климатическими картами. Работа с климатограммами.

11

ноябрь

Распределение солнечного света и тепла на Земле

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

12

ноябрь

Движение литосферных плит. Стихийные природные явления.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

13

декабрь

Природные зоны Земли

Характеристика природных зон Земли. Работа с картой природных зон.

14

декабрь

Имена на карте мира. Выдающиеся географические исследования, открытия и

путешествия

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами

15

декабрь

Пробное ОГЭ

Тренировочное заполнение бланков

16

17

18

декабрь

Основные черты природы Африки,

Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности

человека. Многообразие стран, их основные типы

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами материков.

январь

январь

19

февраль

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

20

февраль

Географическое положение России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

21

февраль

Часовые пояса

Решение задач. Работа с картой часовых поясов.

22

февраль

Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

23

март

Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с климатическими картами. Климатограмма.

24

март

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

25

март

Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с почвенной картой.

26

март

Пробное ОГЭ

Тренировочное заполнение бланков

27

апрель

Население России. Численность, естественное движение населения

Работа с картой населения России.

28

апрель

Половой и возрастной состав населения.

Размещение населения. Основная полоса расселения.

Работа с картой плотности населения России.

29

апрель

Направления и типы миграции.

Народы и основные религии России.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с картой народов России.

30

апрель

Городское и сельское население. Крупнейшие города.

Выполнение заданий из сборника КИМов.

31

май

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами

32

май

Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов:

Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с картами регионов России.

33

май

Пробное ОГЭ

Тренировочное заполнение бланков

34

май

Работа над ошибками. Индивидуальные консультации.

Заполнение бланков и выполнение тренировочного варианта экзаменационных работ.

ОГЭ 2021, География, Методические материалы, Амбарцумова Э.М.

  Методические материалы для предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2021 г. по географии подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2020 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи основного государственного экзамена (ОГЭ) по географии.
Методические материалы включают в себя описание заданий с развёрнутым ответом в экзаменационной работе 2021 г., основные подходы к проверке и оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом, примеры ответов участников экзамена с комментариями к оценке этих ответов, а также материалы для самостоятельной работы эксперта.
Автор будет благодарен за предложения по совершенствованию пособия.

ОГЭ 2021, География, Методические материалы, Амбарцумова Э.М.

Задания с развёрнутым ответом в КИМ ОГЭ по географии.
Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя 30 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Работа содержит 27 заданий с записью краткого ответа. 3 задания с развёрнутым ответом (12, 28 и 29), в двух из которых: в заданиях 12 и 29 -требуется записать полный обоснованный ответ на поставленный вопрос. Степень полноты и правильности ответов на задания оценивается прошедшими специальную подготовку экспертами, которые осуществляют проверку, руководствуясь предоставляемыми критериями для оценивания каждого задания. За выполнение задания 12 с развёрнутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов, выполнение заданий 28 и 29 с развёрнутым ответом оценивается 1 баллом.

Экзаменационная работа по географии 2021 г. включает 15 заданий базового, 13 — повышенного и 2 задания высокого уровня сложности. Задания с развёрнутым ответом в экзаменационной работе различаются по уровню сложности.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
1. Задания с развёрнутым ответом в КИМ ОГЭ по географии.
2. Система оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом: основные подходы, критерии и шкалы с примерами ответов экзаменуемых и комментариями.
Рекомендации по организации проверки выполнения заданий с развёрнутым ответом.
Примеры оценивания ответов учащихся по каждому типу заданий с развёрнутым ответом с комментариями.
3. Материалы для практических занятий по оценке выполнения заданий с развёрнутым ответом.
Линии.
Эталоны оценивания ответов к отдельным заданиям.
4. Тренировочные варианты (целые работы).
Эталоны оценивания ответов экзаменуемых (целые работы).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу ОГЭ 2021, География, Методические материалы, Амбарцумова Э.М. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации:

Теги:

ОГЭ по географии :: география :: Амбарцумова


Следующие учебники и книги:

  • ОГЭ 2022, География, 9 класс, Демонстрационный вариант, Проект
  • Самостоятельные практические работы по методике преподавания географии, Крысанова Т.Д., 2012
  • ОГЭ, География, Большой сборник тематических заданий, Чичерина О.В., Соловьева Ю.А., 2019
  • ОГЭ, География, Раздел География России, Соловьева Ю.А., Эртель А.Б., 2019

Предыдущие статьи:

  • ВПР, География, 9 класс, По программе 8 класса, 2020
  • ВПР, География, 8 класс, По программе 7 класса, 2020
  • ВПР, География, 7 класс, 2020
  • Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году проверочной работы по ГЕОГРАФИИ, 8 класс

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Энергия гарант 500 инструкция по применению
  • Руководство по эксплуатации телефона русь
  • Энромаг инструкция по применению в ветеринарии для овец
  • Мопед верховина 6 инструкция по эксплуатации
  • Комбилипен таблетки цена инструкция по применению от чего помогает взрослым

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии