Как эксплуатировать мостовой кран – руководство
Содержание
- Подготовка механизма к работе
- Тонкости управления крановым погрузчиком
- Функции оператора крана
- Порядок ремонта кранов
- Стабилизация тормозной системы с электромагнитным приводом
Грузоподъемные механизмы получили широкое применение на мелких предприятиях и на крупных производственных площадках. Машинисты и крановщики перед началом работы в обязательном порядке должны изучить руководство по эксплуатации мостового крана во избежание травмоопасных ситуаций.
Подготовка механизма к работе
Перед запуском механизма должен быть произведен его тщательный обзор, заключающийся в проверке всех узлов и систем на отсутствие поломок и сбоев. Предварительно крановщик изучает записи в журнале приема смены. После этого оператор проверяет:
Устройство мостового крана
- состояние механизмов крана;
- исправность электрооборудования;
- исправность тормозов и захватывающего оборудования;
- состояние металлоконструкций и деталей в местах доступа к ним;
- освещение и подачу звуковых сигналов;
- положение каната и его укладку;
- крепление крюковой подвески к обойме;
- состояние троллеев;
- исправность буферов и противоугонных приспособлений.
Подготовка мостовых кранов к действиям производится в выключенном состоянии, а перед включением необходимо убедиться, что рукоятки управления находятся на нулевой отметке. Только после этого включается питание крана.
В случае обнаружения нарушений или неисправностей, оператор должен внести соответствующую запись в журнале сдачи-приемки мостового крана. После этого крановщик докладывает о поломке руководителю, и только после устранения повреждений оператор может приступать к работе.
Крановщику запрещено:
- одному производить ремонт;
- осматривать и очищать кран, если включен рубильник;
- оставлять на галерее незакрепленный груз или инструмент;
- перемещаться по крановым путям и галереям через мост;
- сбрасывать детали вниз;
- производить осмотр или ремонт крана, если на нем присутствуют рабочие.
Что запрещается делать крановщику
Тонкости управления крановым погрузчиком
К эксплуатации мостового крана допускаются лица не моложе 18 лет и имеющие соответствующую присвоенную квалификацию. Важно наличие медицинской справки, подтверждающей допустимое состояние здоровья крановщика.
После предварительной проверки и в случае отсутствия отклонений, оператор может приступать к управлению механизмом:
Устройство органов управления мостовым краном
- перед любой операцией производится звуковой сигнал;
- подъем груза предельной массы осуществляется постепенно: после плавного поднятия на 200 м и проверки надежности захвата продолжается подъем;
- минимальная высота опускания груза до низа балок – 0,5 м;
- минимальное расстояние между кранами в 1 пролете – 1 м;
- не поднимать груз, если неизвестна информация о его массе;
- опускание поклажи производится на специально подготовленные участки, исключающие падение объекта.
Обязательно нужно исключать одновременное действие основных и вспомогательных механизмов.
Функции оператора крана
Крановщик-оператор – главный специалист, приводящий мостовой кран в действие и обеспечивающий всю основную работу данного устройства. Круг его обязанностей не ограничивается непосредственным управлением грузоподъемником, и также включает:
Крановая кабина для оператора мостового крана
- ознакомление с записями в вахтовом журнале;
- осмотр крана;
- ремонт оборудования, если в этом есть необходимость;
- перед тем, как подняться на кран, оператор должен принять смену;
- сдавая смену, нужно по команде разместить агрегат на посадочной площади и опустить блочную подвеску, чтобы произвести осмотр;
- принимая – нужно осмотреть пульт управления и убедиться, что на нем нет трещин и вмятин;
- затем проверяется передающая антенна, аккумуляторная батарея, блок питания и посты подключения.
В обязанности крановщика-оператора крана входит и ремонт, зачастую включающий замену ходовых колес, подшипников, шкивов, крюков и других элементов. Смазывание движущихся частей мостовых кранов – это тоже обязанность крановщика-оператора.
Для обеспечения качественной и безопасной эксплуатации крана крановщик должен досконально изучить инструкцию для крановщиков-операторов. Нужно знать принципы работы электросистем, устройство и логику функционирования как крана в целом, так и его отдельных систем и узлов. Перед сменой допущенный кладовщик должен иметь наряд и контактный ключ, чтобы постороннему человеку не удалось включить и запустить в работу мостовой кран.
Порядок ремонта кранов
Эксплуатация крана редко обходится без ремонтных работ, которые начинаются с подготовки участки цеха: устранение всех лишних деталей и вещей, препятствующих процессу восстановления крана. Во время ремонта агрегат должен быть отключен от сети. В цеховом журнале фиксируется дата ремонта и ответственный за его проведение. Рабочие снабжаются нарядом-допуском к ремонту, составляется специальная техническая документация.
Ремонт мостового крана
Сперва нужно отключить или изолировать секцию троллеев, поставив табличку: «Осторожно, под напряжением». Важно тщательно осмотреть крановые редукторы, очистить смотровой люк от грязи, если она засорила полость редуктора. После прочистки полости она заполняется смазочным веществом.
Во время ТО мостовых кранов проверяется система безопасности, и если есть отклонения, производится замена фрикционных потертых накладок и шарниров для системы рычагов на тормозах.
В целом ремонт включает такие стадии:
- термическая;
- слесарная;
- токарная;
- наплавочная;
- фрезерная;
- зубонарезная;
- шлифовальная.
Схема троллея мостового крана
Стабилизация тормозной системы с электромагнитным приводом
Регулировка тормоза начинается с того, что крановщиком выставляется стандартный ход якоря. Для этого гайка отделяется от шайбы, и поддерживаемая гаечным ключом (для обеспечения неподвижного состояния) вращается квадратная заточка до того момента, пока ход якоря электромагнита не составит половину номинального дохода.
Устройство тормоза с электромагнитным приводом
Дальше для фиксации конечной пружины гайка прикручивается шайбой, а шток вращается за квадратную заточку. Пружина прижимается до тех пор, пока не будет достигнут тормозной момент.
Ремонт тормозов с гидравликой заключается в извлечении штока толкателя. В это время под рычагом на крышке толкателя должен лежать брусок из дерева или металла. Далее удалить пальцы шарниров из крепления колодок и направить их на поверхность трения шкива до такого положения, при котором колодка вытянется сквозь зазор между шкивом, штоком и тормозным рычагом.
Видео по теме: Мостовой кран
13
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ
ОБЩЕСТВО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»
Общество с
ограниченной ответственностью
«ЛУКОЙЛ – Экоэнерго»
(ООО «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго»)
Краснополянская
гидроэлектростанция
(наименование)
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель
генерального директора –
Главный
инженер
ООО
«ЛУКОЙЛ-Экоэнерго»
__________В.Е.
Подсвиров
«____» _______201_г
Срок действия
установлен:
с «___»____________________
201_ г.
по
«___»____________________201_г.
Срок действия
продлен:
с «___»____________________
20__г.
по
«___»_____________________ 20__г.
-
Общая часть.
1.1. Настоящая
инструкция определяет порядок эксплуатации
мостового крана в машинном зале КПГЭС.
1.2. Инструкцию
должны изучить и пройти проверку знаний
ее машинисты (крановщики), обслуживающие
мостовой кран.
1.3. С инструкцией
должны быть ознакомлены также начальник
КПГЭС, лица, ответственные за содержание
грузоподъемных машин в исправном
состоянии, и лица, ответственные за
безопасное производство работ по
перемещению грузов кранами.
-
Техническое описание.
Технические данные.
№№ |
Наименование |
Величина |
2.1. |
Грузоподъемность,
на крюке главного на |
30 10 |
2.2. |
Высота |
16 |
2.3. |
Скорость м/сек. Главного подъема
Вспомогательного
Передвижения Передвижения |
0,039 (2,33) 0,2 (12) 0,35 (21,2) 0,81 |
2.4. |
Группа |
2К |
2.5. |
Пролет |
10,5 |
2.6. |
Масса |
29,5 |
2.7. |
Нагрузка |
223 |
2.8. |
Тип |
Квадрат |
2.9. |
Род |
Переменный |
2.10. |
Напряжение, |
380 |
2.11. |
Общая |
52 |
2.12. |
Полный |
30 |
-
Порядок подготовки к работе, порядок работы, останова и обслуживания мостового крана.
-
Перед началом
смены крановщик должен:
3.1.1. Ознакомиться
с состоянием крана по записям в журнале
приемки смены;
3.1.2. При приемке
крана, находившегося до этого в работе,
выяснить состояние крана у крановщика,
сдавшего смену;
3.1.3. Провести осмотр
механизмов крана (без снятия кожухов и
разборки), электрооборудования, канатов
и убедиться в их исправности;
3.1.4. Проверить
наличие смазки механизмов и канатов, а
в случае необходимости произвести их
смазку;
3.1.5. Проверить
наличие и исправность ограждения
механизмов, электрооборудования,
галерей, площадок;
3.1.6. Проверить
наличие и исправность рабочего и
ремонтного освещения, а также звукового
сигнального устройства;
3.1.7. Проверить
наличие резиновых ковриков и перчаток,
причем отсутствие повреждений (проколов)
перчаток следует проверять перед каждым
использованием;
3.1.8. Проверить
отсутствие на кране посторонних
предметов, могущих при движении крана
упасть вниз;
3.1.9. Убедиться в
том, что рукоятки управления находятся
в нулевом положении, после чего можно
включить питание крана.
3.1.10. При осмотре
крана в случае недостаточности общего
освещения можно использовать переносную
электрическую лампу.
3.2. После осмотра
крана перед пуском в работу крановщик
должен опробовать его в холостую и
проверить исправность:
3.2.1. Всех механизмов
крана и электрооборудования;
3.2.2. Конечной
блокировочной защиты и аварийного
отключения;
3.2.3. Тормозов;
3.2.4. При обнаружении
во время осмотра и опробования крана
неисправностей, препятствующих безопасной
работе крана, крановщик должен, не
приступая к работе, сделать соответствующую
запись в журнале приемки-сдачи смены и
доложить об этом лицу, которому он
подчинен. Крановщик имеет право приступить
к работе на кране только после устранения
обнаруженных неисправностей.
-
Крановщику не
разрешается:
3.3.1. Производить
самостоятельный ремонт крана;
3.3.2. Производить
осмотр и чистку крана при включенном
главном рубильнике (главный включающий
аппарат);
3.3.3. Включать
главный включающий аппарат и работать
механизмами крана при нахождении людей
на галерее. Исключения допускаются для
слесарей и электромонтеров при осмотре
ими механизмов крана. В этом случае
крановщик подчиняется только лицу,
производящему осмотр, и может включать
главный включающий аппарат и механизмы
лишь по его указанию;
3.3.4. Оставлять на
галерее или на тележке инструмент, а
также не закрепленное оборудование и
детали;
3.3.5. Сбрасывать
что-либо с крана вниз;
3.3.6. Входить на
крановые пути, переходить с одного крана
на другой, а также переходить с одной
галереи моста на другую через тележку.
-
Управление
краном.
При работе на кране
крановщик должен руководствоваться
следующими правилами:
3.4.1. Перед каждой
операцией, а также при наличии людей на
пути передвижения груза, дать звуковой
предупредительный сигнал;
3.4.2. Не пользоваться
конечными выключателями в качестве
рабочих органов для отключения
электродвигателей, подход к конечным
выключателям необходимо осуществлять
только пониженной скорости;
3.4.3. При подъеме
груза предельной массы сначала поднять
его на высоту не более 200 – 300 мм и,
убедившись в надежности действия
тормоза, поднимать дальше. Если при
наличии груза на кране внезапно выйдет
из строя тормоз механизма подъема,
крановщик, чтобы удержать груз от
падения, должен включить механизм на
подъем, отвезти груз на ближайшую
свободную площадку и там установить;
3.4.4. Перед перемещением
груза в горизонтальном направлении
приподнять его не менее чем на 0,5 м выше
встречающихся на пути предметов;
3.4.5. Поднимаемый
груз не должен доходить до низа балок
менее чем на 0,5 м;
3.4.6. Расстояние
между кранами, работающими в одном
пролете, или габаритами поднимаемых
соседними кранами грузов должно быть
не менее 1 метра;
3.4.7. В случае, если
масса груза неизвестна и существует
опасность перегрузить кран, нельзя
осуществлять подъем до получения
сведения о массе груза;
3.4.8. При недостаточном
освещении рабочего места необходимо
прекратить работу и сообщить об этом
лицу, ответственному за производство
работ;
3.4.9. Опускать груз
разрешается только на предназначенное
для этого место, исключающее опрокидывания
и сползания установленного груза;
3.4.10.Одновременная
работа механизмов главного и
вспомогательного подъемов на кране не
допускается.
-
При работе не
допускается:
3.5.1. Поднимать
груз, масса которого превышает
грузоподъемность крана;
3.5.2. Перемещать
груз, находящийся в неустойчивом
положении;
3.5.3. Поднимать
груз, заложенный или защемленный другими
грузами, привернутый болтами или залитый
бетоном;
3.5.4. Раскачивать
груз;
3.5.5. Поднимать или
перемещать посредством крана людей;
3.5.6. Перевозить
грузы над людьми;
3.5.7. Подтаскивать
груз по земле, полу, рельсам при косом
натяжении канатов без применения
направляющих блоков, обеспечивающих
вертикальное положение грузовых канатов;
3.5.8. Освобождать
краном защемленные грузом стропы, канаты
и цепи;
3.5.9. Выравнивать
перемещаемый груз руками или поправлять
стропа на весу;
3.5.10. Полностью
сматывать канат с барабана, на барабане
всегда должно оставаться не менее 1,5
витка каната;
3.5.11. Оставлять
груз в подвешенном состоянии.
3.6. Крановщик должен
опустить груз и прекратить работу крана:
3.6.1. В случае поломки
крана;
3.6.2. В случае
спадания канатов с барабанов и блоков;
образования на канатах петель или
обнаружения повреждения канатов;
3.6.3. При неисправности
тормозов;
3.6.4. Если корпуса
электрооборудования или металлические
конструкции крана находятся под
напряжением;
3.6.5. При частом
срабатывании максимальной токовой
защиты электродвигателей;
3.6.6. В случае
внезапного прекращения питания крана
током необходимо поставить нулевое
положение рукоятки контроллеров и
выключить главный автоматический
выключатель, затем вызвать электрика
и установить причину.
3.7.Окончание работы.
По окончании работы
необходимо:
3.7.1. Освободить от
груза и поднять в верхнее положение
крюковую подвеску;
3.7.2. Кран поставить
у посадочной площадки;
3.7.3. Выключить
аварийный выключатель;
3.7.4. Повернуть
переключатель с замком в нулевое
положение и вынуть ключ из замка;
3.7.5. Отключить
общий автомат освещения на пульте крана;
3.7.6. Осмотреть
кран, очистить все его оборудование
(рекомендуется производить очистку
сжатым воздухом) и сделать в журнале
приемки – сдачи смены запись о состоянии
крана.
3.8. Осмотр, ремонт
и испытание крана.
3.8.1. Крановщик
отвечает за правильное обслуживание
крана и за содержание его в порядке.
Крановщик следит за тем, чтобы:
3.8.1.1. Механизмы
крана не загрязнялись и были в исправности.
3.8.1.2. Смазка всех
механизмов производилась своевременно
и, чтобы расход смазочных и обтирочных
материалов, соответствовал установленным
нормам.
3.8.1.3. Контактные
кольца и щетки электромоторов, скользящие
контакты контроллеров, контакторов и
рубильников не перегорали, были всегда
чисты и исправны. Места присоединения
проводов к электроаппаратуре имели
полный и надежный электрический контакт.
3.8.1.4. Электропровода
имели исправную изоляцию и не имели
оголенных мест.
3.8.1.5. Защитное
заземление не нарушилось и, было в
исправном состоянии.
3.8.1.6. Не допускать
перегрева электромоторов выше допустимого.
3.8.1.7. Исправно
действовало освещение.
3.8.1.8. Обтирочные
тряпки (концы) должны храниться в железных
ящиках, укрепленных в доступных местах
крана.
Использованные
концы и тряпки должны немедленно
удаляться с крана, но так, чтобы не
загрязнять и не засорять территории
работы крана.
3.8.2. Если крановщик,
при осмотре крана, заметит неисправность,
которую он не может самостоятельно
устранить, то он немедленно должен
сообщить об этом своему начальнику и
до его распоряжения краном не работать;
о неисправности крановщик должен сделать
запись в вахтенном журнале.
3.8.3. Такелаж,
требующий ремонта, необходимо держать
изолированно от годного, по возможности
в отдельном помещении со специальной
маркировкой (покрытие полосами, яркой
краской и т.п.).
3.8.4. Крановщик
обязан заранее оповестить своего
начальника о необходимости замены
запчастей, чтобы последние были
своевременно доставлены и сменены без
перебоев работы крана.
3.8.5. Все сменяемые
на новые части крана должны сдаваться
кладовщику.
3.8.6. Периодическое
наблюдение за работой механизмов крана
возлагается на механика участка, который
обязан производить подробный осмотр
всех механизмов крана, обращая особое
внимание на степень износа отдельных
частей механизмов, а также тросов с
записью в вахтенном журнале перед каждой
эксплуатацией.
3.8.7. По окончании
ремонта, а также при всех пробных
движениях во время ремонта, крановщик,
принимая кран для работы должен тщательно
проверить, не осталось ли в механизме
крана посторонних предметов, запасных
машинных частей и инструментов, а также
проследить за тем, чтобы вся остальная
часть крана была в порядке, а все
ограждения находились на месте.
3.8.8. Ремонт крана
имеют право производить только члены
специальной ремонтной бригады.
3.8.9. Грузовые тросы
и стропы должны иметь лабораторное
свидетельство завода – изготовителя
об испытании согласно ОСТ. При отсутствии
свидетельства должны быть взяты образцы
троса и испытаны в специальной лаборатории.
Тросы, не имеющие лабораторного
свидетельства об их испытании, к работе
не допускаются.
3.8.10. Кран должен
испытываться не реже одного раза в год
в соответствии с «Правилами по охране
труда на автомобильном транспорте».
3.8.11. После окончания
капитального ремонта, освидетельствования
и испытания технической комиссией
механизмов крана крановщик может начать
работу на кране лишь по специальному
разрешению лица, ответственного за
исправное состояние крана, фамилия
которого указана в паспорте крана.
Как эксплуатировать мостовой кран – руководство
Содержание
- Подготовка механизма к работе
- Тонкости управления крановым погрузчиком
- Функции оператора крана
- Порядок ремонта кранов
- Стабилизация тормозной системы с электромагнитным приводом
Грузоподъемные механизмы получили широкое применение на мелких предприятиях и на крупных производственных площадках. Машинисты и крановщики перед началом работы в обязательном порядке должны изучить руководство по эксплуатации мостового крана во избежание травмоопасных ситуаций.
Подготовка механизма к работе
Перед запуском механизма должен быть произведен его тщательный обзор, заключающийся в проверке всех узлов и систем на отсутствие поломок и сбоев. Предварительно крановщик изучает записи в журнале приема смены. После этого оператор проверяет:
Устройство мостового крана
- состояние механизмов крана;
- исправность электрооборудования;
- исправность тормозов и захватывающего оборудования;
- состояние металлоконструкций и деталей в местах доступа к ним;
- освещение и подачу звуковых сигналов;
- положение каната и его укладку;
- крепление крюковой подвески к обойме;
- состояние троллеев;
- исправность буферов и противоугонных приспособлений.
Подготовка мостовых кранов к действиям производится в выключенном состоянии, а перед включением необходимо убедиться, что рукоятки управления находятся на нулевой отметке. Только после этого включается питание крана.
В случае обнаружения нарушений или неисправностей, оператор должен внести соответствующую запись в журнале сдачи-приемки мостового крана. После этого крановщик докладывает о поломке руководителю, и только после устранения повреждений оператор может приступать к работе.
Крановщику запрещено:
- одному производить ремонт;
- осматривать и очищать кран, если включен рубильник;
- оставлять на галерее незакрепленный груз или инструмент;
- перемещаться по крановым путям и галереям через мост;
- сбрасывать детали вниз;
- производить осмотр или ремонт крана, если на нем присутствуют рабочие.
Что запрещается делать крановщику
Тонкости управления крановым погрузчиком
К эксплуатации мостового крана допускаются лица не моложе 18 лет и имеющие соответствующую присвоенную квалификацию. Важно наличие медицинской справки, подтверждающей допустимое состояние здоровья крановщика.
После предварительной проверки и в случае отсутствия отклонений, оператор может приступать к управлению механизмом:
Устройство органов управления мостовым краном
- перед любой операцией производится звуковой сигнал;
- подъем груза предельной массы осуществляется постепенно: после плавного поднятия на 200 м и проверки надежности захвата продолжается подъем;
- минимальная высота опускания груза до низа балок – 0,5 м;
- минимальное расстояние между кранами в 1 пролете – 1 м;
- не поднимать груз, если неизвестна информация о его массе;
- опускание поклажи производится на специально подготовленные участки, исключающие падение объекта.
Обязательно нужно исключать одновременное действие основных и вспомогательных механизмов.
Функции оператора крана
Крановщик-оператор – главный специалист, приводящий мостовой кран в действие и обеспечивающий всю основную работу данного устройства. Круг его обязанностей не ограничивается непосредственным управлением грузоподъемником, и также включает:
Крановая кабина для оператора мостового крана
- ознакомление с записями в вахтовом журнале;
- осмотр крана;
- ремонт оборудования, если в этом есть необходимость;
- перед тем, как подняться на кран, оператор должен принять смену;
- сдавая смену, нужно по команде разместить агрегат на посадочной площади и опустить блочную подвеску, чтобы произвести осмотр;
- принимая – нужно осмотреть пульт управления и убедиться, что на нем нет трещин и вмятин;
- затем проверяется передающая антенна, аккумуляторная батарея, блок питания и посты подключения.
В обязанности крановщика-оператора крана входит и ремонт, зачастую включающий замену ходовых колес, подшипников, шкивов, крюков и других элементов. Смазывание движущихся частей мостовых кранов – это тоже обязанность крановщика-оператора.
Для обеспечения качественной и безопасной эксплуатации крана крановщик должен досконально изучить инструкцию для крановщиков-операторов. Нужно знать принципы работы электросистем, устройство и логику функционирования как крана в целом, так и его отдельных систем и узлов. Перед сменой допущенный кладовщик должен иметь наряд и контактный ключ, чтобы постороннему человеку не удалось включить и запустить в работу мостовой кран.
Порядок ремонта кранов
Эксплуатация крана редко обходится без ремонтных работ, которые начинаются с подготовки участки цеха: устранение всех лишних деталей и вещей, препятствующих процессу восстановления крана. Во время ремонта агрегат должен быть отключен от сети. В цеховом журнале фиксируется дата ремонта и ответственный за его проведение. Рабочие снабжаются нарядом-допуском к ремонту, составляется специальная техническая документация.
Ремонт мостового крана
Сперва нужно отключить или изолировать секцию троллеев, поставив табличку: «Осторожно, под напряжением». Важно тщательно осмотреть крановые редукторы, очистить смотровой люк от грязи, если она засорила полость редуктора. После прочистки полости она заполняется смазочным веществом.
Во время ТО мостовых кранов проверяется система безопасности, и если есть отклонения, производится замена фрикционных потертых накладок и шарниров для системы рычагов на тормозах.
В целом ремонт включает такие стадии:
- термическая;
- слесарная;
- токарная;
- наплавочная;
- фрезерная;
- зубонарезная;
- шлифовальная.
Схема троллея мостового крана
Стабилизация тормозной системы с электромагнитным приводом
Регулировка тормоза начинается с того, что крановщиком выставляется стандартный ход якоря. Для этого гайка отделяется от шайбы, и поддерживаемая гаечным ключом (для обеспечения неподвижного состояния) вращается квадратная заточка до того момента, пока ход якоря электромагнита не составит половину номинального дохода.
Устройство тормоза с электромагнитным приводом
Дальше для фиксации конечной пружины гайка прикручивается шайбой, а шток вращается за квадратную заточку. Пружина прижимается до тех пор, пока не будет достигнут тормозной момент.
Ремонт тормозов с гидравликой заключается в извлечении штока толкателя. В это время под рычагом на крышке толкателя должен лежать брусок из дерева или металла. Далее удалить пальцы шарниров из крепления колодок и направить их на поверхность трения шкива до такого положения, при котором колодка вытянется сквозь зазор между шкивом, штоком и тормозным рычагом.
Видео по теме: Мостовой кран
13
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ
ОБЩЕСТВО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»
Общество с
ограниченной ответственностью
«ЛУКОЙЛ – Экоэнерго»
(ООО «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго»)
Краснополянская
гидроэлектростанция
(наименование)
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель
генерального директора –
Главный
инженер
ООО
«ЛУКОЙЛ-Экоэнерго»
__________В.Е.
Подсвиров
«____» _______201_г
Срок действия
установлен:
с «___»____________________
201_ г.
по
«___»____________________201_г.
Срок действия
продлен:
с «___»____________________
20__г.
по
«___»_____________________ 20__г.
-
Общая часть.
1.1. Настоящая
инструкция определяет порядок эксплуатации
мостового крана в машинном зале КПГЭС.
1.2. Инструкцию
должны изучить и пройти проверку знаний
ее машинисты (крановщики), обслуживающие
мостовой кран.
1.3. С инструкцией
должны быть ознакомлены также начальник
КПГЭС, лица, ответственные за содержание
грузоподъемных машин в исправном
состоянии, и лица, ответственные за
безопасное производство работ по
перемещению грузов кранами.
-
Техническое описание.
Технические данные.
№№ |
Наименование |
Величина |
2.1. |
Грузоподъемность,
на крюке главного на |
30 10 |
2.2. |
Высота |
16 |
2.3. |
Скорость м/сек. Главного подъема
Вспомогательного
Передвижения Передвижения |
0,039 (2,33) 0,2 (12) 0,35 (21,2) 0,81 |
2.4. |
Группа |
2К |
2.5. |
Пролет |
10,5 |
2.6. |
Масса |
29,5 |
2.7. |
Нагрузка |
223 |
2.8. |
Тип |
Квадрат |
2.9. |
Род |
Переменный |
2.10. |
Напряжение, |
380 |
2.11. |
Общая |
52 |
2.12. |
Полный |
30 |
-
Порядок подготовки к работе, порядок работы, останова и обслуживания мостового крана.
-
Перед началом
смены крановщик должен:
3.1.1. Ознакомиться
с состоянием крана по записям в журнале
приемки смены;
3.1.2. При приемке
крана, находившегося до этого в работе,
выяснить состояние крана у крановщика,
сдавшего смену;
3.1.3. Провести осмотр
механизмов крана (без снятия кожухов и
разборки), электрооборудования, канатов
и убедиться в их исправности;
3.1.4. Проверить
наличие смазки механизмов и канатов, а
в случае необходимости произвести их
смазку;
3.1.5. Проверить
наличие и исправность ограждения
механизмов, электрооборудования,
галерей, площадок;
3.1.6. Проверить
наличие и исправность рабочего и
ремонтного освещения, а также звукового
сигнального устройства;
3.1.7. Проверить
наличие резиновых ковриков и перчаток,
причем отсутствие повреждений (проколов)
перчаток следует проверять перед каждым
использованием;
3.1.8. Проверить
отсутствие на кране посторонних
предметов, могущих при движении крана
упасть вниз;
3.1.9. Убедиться в
том, что рукоятки управления находятся
в нулевом положении, после чего можно
включить питание крана.
3.1.10. При осмотре
крана в случае недостаточности общего
освещения можно использовать переносную
электрическую лампу.
3.2. После осмотра
крана перед пуском в работу крановщик
должен опробовать его в холостую и
проверить исправность:
3.2.1. Всех механизмов
крана и электрооборудования;
3.2.2. Конечной
блокировочной защиты и аварийного
отключения;
3.2.3. Тормозов;
3.2.4. При обнаружении
во время осмотра и опробования крана
неисправностей, препятствующих безопасной
работе крана, крановщик должен, не
приступая к работе, сделать соответствующую
запись в журнале приемки-сдачи смены и
доложить об этом лицу, которому он
подчинен. Крановщик имеет право приступить
к работе на кране только после устранения
обнаруженных неисправностей.
-
Крановщику не
разрешается:
3.3.1. Производить
самостоятельный ремонт крана;
3.3.2. Производить
осмотр и чистку крана при включенном
главном рубильнике (главный включающий
аппарат);
3.3.3. Включать
главный включающий аппарат и работать
механизмами крана при нахождении людей
на галерее. Исключения допускаются для
слесарей и электромонтеров при осмотре
ими механизмов крана. В этом случае
крановщик подчиняется только лицу,
производящему осмотр, и может включать
главный включающий аппарат и механизмы
лишь по его указанию;
3.3.4. Оставлять на
галерее или на тележке инструмент, а
также не закрепленное оборудование и
детали;
3.3.5. Сбрасывать
что-либо с крана вниз;
3.3.6. Входить на
крановые пути, переходить с одного крана
на другой, а также переходить с одной
галереи моста на другую через тележку.
-
Управление
краном.
При работе на кране
крановщик должен руководствоваться
следующими правилами:
3.4.1. Перед каждой
операцией, а также при наличии людей на
пути передвижения груза, дать звуковой
предупредительный сигнал;
3.4.2. Не пользоваться
конечными выключателями в качестве
рабочих органов для отключения
электродвигателей, подход к конечным
выключателям необходимо осуществлять
только пониженной скорости;
3.4.3. При подъеме
груза предельной массы сначала поднять
его на высоту не более 200 – 300 мм и,
убедившись в надежности действия
тормоза, поднимать дальше. Если при
наличии груза на кране внезапно выйдет
из строя тормоз механизма подъема,
крановщик, чтобы удержать груз от
падения, должен включить механизм на
подъем, отвезти груз на ближайшую
свободную площадку и там установить;
3.4.4. Перед перемещением
груза в горизонтальном направлении
приподнять его не менее чем на 0,5 м выше
встречающихся на пути предметов;
3.4.5. Поднимаемый
груз не должен доходить до низа балок
менее чем на 0,5 м;
3.4.6. Расстояние
между кранами, работающими в одном
пролете, или габаритами поднимаемых
соседними кранами грузов должно быть
не менее 1 метра;
3.4.7. В случае, если
масса груза неизвестна и существует
опасность перегрузить кран, нельзя
осуществлять подъем до получения
сведения о массе груза;
3.4.8. При недостаточном
освещении рабочего места необходимо
прекратить работу и сообщить об этом
лицу, ответственному за производство
работ;
3.4.9. Опускать груз
разрешается только на предназначенное
для этого место, исключающее опрокидывания
и сползания установленного груза;
3.4.10.Одновременная
работа механизмов главного и
вспомогательного подъемов на кране не
допускается.
-
При работе не
допускается:
3.5.1. Поднимать
груз, масса которого превышает
грузоподъемность крана;
3.5.2. Перемещать
груз, находящийся в неустойчивом
положении;
3.5.3. Поднимать
груз, заложенный или защемленный другими
грузами, привернутый болтами или залитый
бетоном;
3.5.4. Раскачивать
груз;
3.5.5. Поднимать или
перемещать посредством крана людей;
3.5.6. Перевозить
грузы над людьми;
3.5.7. Подтаскивать
груз по земле, полу, рельсам при косом
натяжении канатов без применения
направляющих блоков, обеспечивающих
вертикальное положение грузовых канатов;
3.5.8. Освобождать
краном защемленные грузом стропы, канаты
и цепи;
3.5.9. Выравнивать
перемещаемый груз руками или поправлять
стропа на весу;
3.5.10. Полностью
сматывать канат с барабана, на барабане
всегда должно оставаться не менее 1,5
витка каната;
3.5.11. Оставлять
груз в подвешенном состоянии.
3.6. Крановщик должен
опустить груз и прекратить работу крана:
3.6.1. В случае поломки
крана;
3.6.2. В случае
спадания канатов с барабанов и блоков;
образования на канатах петель или
обнаружения повреждения канатов;
3.6.3. При неисправности
тормозов;
3.6.4. Если корпуса
электрооборудования или металлические
конструкции крана находятся под
напряжением;
3.6.5. При частом
срабатывании максимальной токовой
защиты электродвигателей;
3.6.6. В случае
внезапного прекращения питания крана
током необходимо поставить нулевое
положение рукоятки контроллеров и
выключить главный автоматический
выключатель, затем вызвать электрика
и установить причину.
3.7.Окончание работы.
По окончании работы
необходимо:
3.7.1. Освободить от
груза и поднять в верхнее положение
крюковую подвеску;
3.7.2. Кран поставить
у посадочной площадки;
3.7.3. Выключить
аварийный выключатель;
3.7.4. Повернуть
переключатель с замком в нулевое
положение и вынуть ключ из замка;
3.7.5. Отключить
общий автомат освещения на пульте крана;
3.7.6. Осмотреть
кран, очистить все его оборудование
(рекомендуется производить очистку
сжатым воздухом) и сделать в журнале
приемки – сдачи смены запись о состоянии
крана.
3.8. Осмотр, ремонт
и испытание крана.
3.8.1. Крановщик
отвечает за правильное обслуживание
крана и за содержание его в порядке.
Крановщик следит за тем, чтобы:
3.8.1.1. Механизмы
крана не загрязнялись и были в исправности.
3.8.1.2. Смазка всех
механизмов производилась своевременно
и, чтобы расход смазочных и обтирочных
материалов, соответствовал установленным
нормам.
3.8.1.3. Контактные
кольца и щетки электромоторов, скользящие
контакты контроллеров, контакторов и
рубильников не перегорали, были всегда
чисты и исправны. Места присоединения
проводов к электроаппаратуре имели
полный и надежный электрический контакт.
3.8.1.4. Электропровода
имели исправную изоляцию и не имели
оголенных мест.
3.8.1.5. Защитное
заземление не нарушилось и, было в
исправном состоянии.
3.8.1.6. Не допускать
перегрева электромоторов выше допустимого.
3.8.1.7. Исправно
действовало освещение.
3.8.1.8. Обтирочные
тряпки (концы) должны храниться в железных
ящиках, укрепленных в доступных местах
крана.
Использованные
концы и тряпки должны немедленно
удаляться с крана, но так, чтобы не
загрязнять и не засорять территории
работы крана.
3.8.2. Если крановщик,
при осмотре крана, заметит неисправность,
которую он не может самостоятельно
устранить, то он немедленно должен
сообщить об этом своему начальнику и
до его распоряжения краном не работать;
о неисправности крановщик должен сделать
запись в вахтенном журнале.
3.8.3. Такелаж,
требующий ремонта, необходимо держать
изолированно от годного, по возможности
в отдельном помещении со специальной
маркировкой (покрытие полосами, яркой
краской и т.п.).
3.8.4. Крановщик
обязан заранее оповестить своего
начальника о необходимости замены
запчастей, чтобы последние были
своевременно доставлены и сменены без
перебоев работы крана.
3.8.5. Все сменяемые
на новые части крана должны сдаваться
кладовщику.
3.8.6. Периодическое
наблюдение за работой механизмов крана
возлагается на механика участка, который
обязан производить подробный осмотр
всех механизмов крана, обращая особое
внимание на степень износа отдельных
частей механизмов, а также тросов с
записью в вахтенном журнале перед каждой
эксплуатацией.
3.8.7. По окончании
ремонта, а также при всех пробных
движениях во время ремонта, крановщик,
принимая кран для работы должен тщательно
проверить, не осталось ли в механизме
крана посторонних предметов, запасных
машинных частей и инструментов, а также
проследить за тем, чтобы вся остальная
часть крана была в порядке, а все
ограждения находились на месте.
3.8.8. Ремонт крана
имеют право производить только члены
специальной ремонтной бригады.
3.8.9. Грузовые тросы
и стропы должны иметь лабораторное
свидетельство завода – изготовителя
об испытании согласно ОСТ. При отсутствии
свидетельства должны быть взяты образцы
троса и испытаны в специальной лаборатории.
Тросы, не имеющие лабораторного
свидетельства об их испытании, к работе
не допускаются.
3.8.10. Кран должен
испытываться не реже одного раза в год
в соответствии с «Правилами по охране
труда на автомобильном транспорте».
3.8.11. После окончания
капитального ремонта, освидетельствования
и испытания технической комиссией
механизмов крана крановщик может начать
работу на кране лишь по специальному
разрешению лица, ответственного за
исправное состояние крана, фамилия
которого указана в паспорте крана.
Устройство и назначение
Мостовой электрический двухбалочный кран состоит из:
- Рабочие балки (2 шт.).
- Концевые балки (2 шт.).
- Опорные конструкции (2шт.).
- Механизм подъема-опускания.
- Захватное устройство.
- Устройство перемещения тележки.
- Привод передвижения самого крана.
- Система управления.
- Крановый путь.
Рабочие и несущие балки собираются в единую раму прямоугольной формы. Конструкция, собранная из балок и установленная на опоры, называется мостом крана.
Механизм подъема-опускания зависит от требований заказчика и может быть выполнен в виде тельфера или тали. Подъемное устройство снабжается ограничителями нагрузки и тормозом.
В собранном виде, с намотанным на барабан тросом и прикрепленным захватным устройством, механизм называется крановой тележкой. На мост крана тележка монтируется совместно с устройством ее перемещения. В это устройство входят концевые выключатели режима работы, и токовые преобразователи, предназначенные для обеспечения плавности хода.
Мост крана устанавливается на крановые пути и снабжается редуктором и приводом передвижения. На опорные конструкции моста крана устанавливаются специальные стальные колеса, выполненные по принципу колес железнодорожного подвижного состава. Они с внутренней стороны имеют боковой выступ, называемый ребордой. Реборда не позволяет колесу соскочить с рельса кранового пути.
Подача электроэнергии на моторы мостового крана производится по токовым шинам, либо силовым кабелям. Для монтажа кабеля питания моторов тележки используются подвижные крепления.
Нормальная работа обеспечивается пультом управления. В зависимости от требований заказчика он может быть 4-х видов:
- Для управления с поверхности площадки (выносной или подвесной).
- Радиочастотный, для удаленного управления.
- Подвесная кабина для крановщика.
- Комбинация из двух или трех вышеперечисленных.
Двухбалочный мостовой кран – распространенная электромеханическая машина. Сфера ее назначения настолько широка, что трудно перечислить все области использования. Складские и цеховые помещения, порты и железнодорожные станции, перевалочные пункты и многое другое. Конструкция машины позволяет установить на него не одну, а две крановых тележки, тем самым еще более расширить области применения. Режимы работы тележек можно отрегулировать так, что они будут работать раздельно, по очереди или синхронно. Работа двух тележек в синхронном режиме открывает возможности для использования машины в металлургических или прокатных цехах, с длинномерными материалами.
Устройство двухбалочного мостового крана
По своей конструкции двухбалочный кран отличается от обычного мостового крана наличием в составе моста не одной, а двух балок. Это обеспечивает большую устойчивость, надежность и грузоподъемность крана. На двухбалочном мосту размещается грузовая тележка, которая может иметь развернутую или модульную компоновку.
- При развернутой компоновке узлы грузоподъемного механизма (двигатель, редуктор, барабан, тормозная система и пр.) монтируются отдельно друг от друга и связываются валами и другими элементами, передающими движение.
- При модульной компоновке весь грузоподъемный механизм в сборе ставится на тележку как единое целое.
Наличие грузовой тележки позволяет установить на кран более сложный механизм подъема грузов, чем обычный тельфер, как правило, устанавливаемый на однобалочные краны. Кроме того, на мосту могут быть установлены две тележки с грузоподъемным оборудованием, работа которого может быть синхронизирована. Это дает возможность поднимать и транспортировать длинномерные грузы.
Применение мостовых кранов
Назначение каждой из представленных на рынке моделей мостовых грузоподъёмных устройств определяется исходя из особенностей их конструкции, функциональности, технических характеристик. Сфера использования техники указывается в инструкции по её эксплуатации.
Мостовые краны применяются для перемещения грузов:
- на металлургическом, машиностроительном производстве;
- по территории складских помещений с помощью подвесных или опорных ручных или электрических механизмов;
- на открытых или закрытых строительных площадках;
- с помощью грейферов проводятся операции с насыпными материалами;
- на сельскохозяйственных предприятиях.
При выполнении работ возможно использование различного грузозахватного навесного оборудования (электрических магнитов, грейферов, захватов, крюков). Компании-производители предлагают возможность заказать оборудование стандартной или индивидуальной комплектации в соответствии с техническими условиями будущей эксплуатации мостового крана.
Монтаж и демонтаж
Монтаж подвесного крана необходим в производственных помещениях, где нужно поднимать тяжелые грузы. Когда специалисты выполняют установку конструкции, надо соблюдать технику безопасности. Монтаж должны производить рабочие, имеющие опыт такой установки. Процедура займет тем больше времени, чем более сложная конструкция. Способ установки зависит от характеристик конструкции.
При монтаже используют:
- самоходный монтажный механизм;
- монтажную мачту;
- металлические конструкции (колонны, фермы).
Монтаж состоит из следующих этапов. Нужно разложить все детали в помещении, где будет происходить установка. Собирают детали на путях. Поднимают мост.
Для монтажа любой разновидности агрегата необходимы условия:
- Должна быть завершена установка металлических конструкций.
- Проведены пути под конструкцией.
- Установлено железнодорожное полотно.
Инструкция по монтажу подвесного крана. На несущей балке устанавливают электрооборудование. Потом монтируют таль. Затем крепят концевые балки к подкрановому пути. Посередине устанавливают жесткую балку, по краям монтируют подвижные балки. После этого собранную несущую балку поднимают и монтируют. Одним концом ее фиксируют на ролики опоры подвижной балки.
При этом другой ее конец устанавливают вблизи роликов кронштейна подвижной балки. Первый конец прикрепляют к роликам кронштейна на второй крайней подвижной балке. После этого соединяют отверстие на несущей балке с нишами в кронштейнах жесткой балки. Балки соединяются болтами. Сбоку приваривают соединительные пластины.
Демонтаж мостового устройства выполняется в порядке, обратном его сборке. Разборка бывает нужна при замене старого устройства новым. При демонтаже также необходимо соблюдать технику безопасности. Все работы выполняют только профессионалы.