Инструкция по эксплуатации инжекторных автомобилей, оснащенных газобаллонной аппаратурой.
Для безотказной работы газобаллонного оборудования необходимо регулярно проводить технические осмотры, обслуживание и своевременный ремонт газобаллонной аппаратуры, который должен проводиться на специализированных постах или станциях технического обслуживания.
1. Техника безопасности и предупреждения.
1.1 Эксплуатация комплекта ГБА (газобаллонной аппаратуры), работающего под давлением 1,6 МПа (16 кгс/см2) должна осуществляться в соответствии c требованиями настоящей инструкции.
1.2 Следует обращать особое внимание на герметичность всех соединений трубопроводов, клапанов, редуктора — испарителя и надёжность крепления газового баллона.
1.3 В холодное время года, при низких температурах воздуха (ниже, +10° C), запрещается преждевременный запуск холодного двигателя на газовом топливе (с целью предотвращения обмерзания редуктора — испарителя и повышенного износа цилиндров двигателя). Для перевода двигателя на газовое топливо необходимо прогреть двигатель на бензине до температуры охлаждающей жидкости 50-60° C.
1.4 Останавливать двигатель следует выключением зажигания. При длительных стоянках рекомендуется закрывать расходный вентиль на баллоне и вырабатывать газ из системы
1.5 Расходный вентиль на баллоне следует открывать полностью во избежание дросселирования газа при прохождении через него.
1.6 Закрывать расходный вентиль следует в случаях длительной стоянки автомобиля, а также в случае неисправности газовой системы. После закрьтия расходного вентиля необходимо выработать газ из системы и затем, после остановки двигателя, выключить зажигание.
1.7 Не допускается одновременная подача двух топлив.
1.8 Категорически запрещается:
- производить обслуживание и ремонт газобаллонный аппаратуры при наличии людей в салоне и кабине;
- в случае утечки газа запускать двигатель с открытыми расходными вентилями на баллонах;
- производить выпуск газа из баллона и из системы в помещении;
- эксплуатировать ГБА на газе при обнаружении внешних механических повреждений, неисправной газовой аппаратуре и утечке газа из системы;
- эксплуатировать ГБА в любом режиме (на бензинe, либо на газе) при обнаружении утечки газа в арматуре газовых баллонов;
- продолжать движение при обнаружении запаха газа в кабине водителя и пассажирском салоне;
- эксплуатировать ГБА после истекшего срока очередногоиспытания (переосвидетельствования) баллонов, техосмотра ГБА;
- производить проверку герметичности соединений открытым пламенем и пользоваться огнем для каких-либо целей;
- останавливать ГБА около мест, где осуществляют работы c открытым пламенем;
- ставить ГБА, имеющий утечку газа, на стоянку в помещение или на консервацию;
при обнаружении утечки газа:
- курить и пользоваться любым открытым пламенем;
- производить любые ремонтные работы c электрооборудованием до устранения причин утечки
1.9 Перед проверкой или ремонтом приборов электрооборудования на автомобиле необходимо убедиться в отсутствии скопления газа под капотом, салоне, багажнике автомобиля (пе’ наличию характерного запаха).
1.10 Ремонт газовой аппаратуры следует производить только после выработки газа из системы, при закрытых вентилях на баллоне.
1.11 Автомобиль должен быть укомплектован хладоновым или порошковым огнетушителем ёмкостью не менее 2 л.
1.12 Вносить конструктивные изменения в систему ГБА, разбирать, переносить, внедрять новаторские идеи без согласования сертифицированных специалистов.
Предостережения.
Пропан — бутановый газ, выходящий на воздух и виде жидкости, интенсивно испаряется и отнимает тепло из окружающей среды. Поэтому попадание струи сжиженного газа на тело человека может вызвать обморожение.
B случае возникновения на автомобиле пожара необходимо, немедленно выключить зажигание, закрыть расходный вентиль на баллоне и приступить к тушению горящего автомобиля огнетушителем, песком, одеждой или кошмой.
Газовая аппаратура автомобиля работает под избыточным давлением до 16 Мпа (16 кгс/см2) и поэтому требует тщательного соблюдения правит техники безопасности. При утечках из газовой системы тяжёлый газ, c трудом рассеивающийся в воздухе, особенно в закрытых помещениях, скапливается внизу (к примеру. в смотровой яме) и может легко образовать взрывчатую смесь.
Основным требованием техники безопасности при эксплуатации автомобиля на сжиженном нефтяном газе является регулярная тщательная проверка герметичности газовой аппаратуры и немедленное устранение причин, вызывающих утечки. Значительны утечки газа обнаруживаются на слух или по обмерзанию соединений, пропускающих газ. Небольшие утечки обнаруживаются c помощью мыльного раствора или машинного масла.
При затягивании или отвертывания болтов и гаек в газовых соединениях следует предварительно закрыть вентили баллона и выработать газ из системы для устранения избыточного давления. Нужно быть осторожным c инструментом, не допускать появления искры при ударе.
2. Особенности эксплуатации автомобиля на сжиженном нефтяном топливе.
2.1 Пуск двигателя на газовом топливе.
Перед пуском необходимо:
- осмотреть газовую аппаратуру и убедиться в её исправности и герметичности
- проверить по указателю уровня газа наличие топлива в баллоне
- плавно открыть расходный вентиль жидкой фазы на блоке арматуры баллона (или убедиться в том, что он открыт).
При пуске холодного двигателя при температуре окружающей среды ниже +10° C необходимо запускать двигатель только на бензине. После прогрева охлаждающей жидкости до температуры (плюс 50-60°С) перевести работу двигателя на газовое топливо методом увеличения оборотов двигателя (перегазовкой).
2.2 Остановка двигатели.
Останавливать двигатель следует выключением зажигания. Перед длительной остановкой при отрицательной температуре окружающем среды газовый клапан необходимо отключить установкой переключателя в положение «Бензин». Перед длительной стоянкой (более суток) следует при работающем двигателе закрыть расходный вентиль на блоке арматуры газового баллона и выработать газ из системы до остановки двигателя, затем выключить зажигание.
2.3 Перевод двигателя с одного вида топлива на другой.
Для перевода двигателя с бензина на газ необходимо:
- открыть расходный вентиль на блоке арматуры
- запустить двигатель на бензине
- установить переключатель вида топлива в положение «ГАЗ»
- увеличить обороты двигателя нажатием педaли газа до установленной нормы и при характерном щелчке полуавтомата, установленного в салоне автомобиля, убедиться, что автомобиль работает на газе.
Для перевода работающего двигателя c газа па бензин необходимо:
- немного увеличив обороты двигателя, поставить переключатель вида топлива в положение «Бензин»
2.4 Порядок наполнения баллона сжиженным газом.
Остановить двигатель, включить зажигание.
Открыть багажник и капот.
Снять заглушку c заправочного штуцера ВЗУ (выносное заправочное устройство).
Открыть заправочный вентиль блоке арматуры.
Присоединить наполнительный шланг к заправочному устройству ВЗУ и начать наполнение баллона.
После срабатывания клапана ограничения заправки (слышимый щелчок) в блоке арматуры, перекрыть вентиль на наполнительном шланге(при его наличие) и отсоединить наполнительный шланг.
Установить заглушку на заправочное устройство ВЗУ (блока арматуры). Во избежании срабатывания клапана ограничения расхода при заправке, расходный вентиль блока арматуры держать закрытым. После заправки его следует открывать плавно.
3. Техническое обслуживание.
Самостоятельно:
3.1 Периодически, один раз в месяц, проверить герметичность системы обмыливанием соединений. Сливать осадки конденсата с редуктора испарителя
3.2 Периодически, один раз в месяц, проверять крепление редуктора газового клапана, баллона.
3.3 Периодически, через 1500-2000 км. пробегa, производиться слив конденсата из редуктора-испарителя через сливное отверстие, которое находится в нижней части редуктора (болт, заглушка).
Только на СТО:
3.4 Рекомендуется заменять резинотехнические изделия в системе через 30-40 тыс. км пробега автомобиля.
4. Правила хранения автомобиля, оснащенного газобаллонной аппаратурой.
Хранение автомобиля, укомплектованного газобаллонной аппаратурой, допускается как на открытых площадках, так и в помещениях (гаражах). Помещения по взрывопожарной и пожарной опасности должны соответствовать категории «В», требований Общесоюзных норм технологического проектирования «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности» ОНТП 24-86.
При хранении автомобиля на открытой площадке, останавливать двигатель следует в порядке указанном в п.2.2.
При хранении автомобиля в закрытом помещении необходимо следующий порядок въезда и выезда:
- Пеpед въездом в гараж перекрыть расходный вентиль на блоке арматуры баллона, выработать газ из системы до появления перебоев в работе двигателя, переключить двигатель на бензин и все перемещения внутри гаража осуществлять только на бензине;
- При выезде из гаража запустить двигатель на бензине и переводить на газ только после выезда из помещения;
- Внутри гаража запрещается открывать вентили баллонa и запускать двигатель на газе.
Будьте внимательны при эксплуатации оборудования!
Последнее обновление — 2 апреля 2020 в 13:05
Соблюдение определенных правил при эксплуатации машины с ГБО является залогом её экономичной, безопасной, а также безотказной работы.
О том, как пользоваться газовым оборудованием на автомобиле и какие дополнительные меры безопасности нужно соблюдать пойдет речь в данной статье.
Содержание
- 1 Схема включения ГБО
- 1.1 Карбюраторный двигатель
- 1.2 Второе поколение на инжекторной системе
- 1.3 Инструкция для 4-го поколения
- 2 Основные правила использования газового оборудования на авто
Схема включения ГБО
Подбор поколения газовой системы зависит от типа двигателя авто. Газобаллонная установка с 1-го по 3-е поколение ставиться как на инжекторные, так и карбюраторные машины. Современная система распределённой подачи топлива (4-ая генерация) подходит только для инжекторных моторов.
В зависимости от вида ДВС и способа подачи газа, включение ГБО разных поколений имеет ряд принципиальных отличий.
Карбюраторный двигатель
Пуск эжекционного оборудования (1,2,3 поколение) на карбюраторе происходит в принудительном режиме.
Функционал таких установок позволяет заводить авто сразу на газе. Однако для сохранения мембраны редуктора-испарителя, запуск не прогретого двигателя (при любом поколении) рекомендуется осуществлять на бензине, особенно если температура окружающей среды ниже 0°C.
Чтобы включить газовое оборудование на карбюраторной машине нужно, после прогрева мотора от 35°С и выше перевести клавишу газ/бензин в нейтральное положение «0».
Переключатель для карбюраторной машины
Таким образом, гаснет красный светодиод на корпусе кнопке, что свидетельствует о выключении бензинового клапана. После чего происходит вырабатывание штатного топлива из поплавковой камеры карбюратора.
Если сразу активировать режим «газ», двигатель может заглохнуть. Так как в камеру сгорания поступит два вида топлива.
Затем, не дожидаясь топливного голодания ДВС (приходит с опытом), необходимо переключить тумблер в режим подачи газа «II». Загорается зеленая индикация, которая сигнализирует о включении газового клапана.
Чтобы обратно перейти с газа на бензин нужно переключить клавишу в положение «I», минуя нейтральную позицию.
После остановки ДВС кнопка автоматически отключает газовый клапан.
Для запуска мотора на газовом топливе, у карбюраторных коммутаторов существует функция предпусковой подачи. Работает она следующим образом, в положении переключателя «II», нужно включить зажигание, после смены зеленого цвета индикатора на жёлтый можно заводить авто.
Второе поколение на инжекторной системе
Коммутатор газовой системы для инжектора также имеет три положения:
- «I» — принудительная работа на бензине
- «0» — принудительный газовый режим
- «II» — полуавтомат
У разных производителей порядок режимов может отличаться.
При полуавтоматическом положении переключателя происходит запуск автомобиля сразу с бензинового топлива. Сделано это для прогрева силовой установки и редуктора ГБО соответственно. После повышения оборотов двигателя (перегазовка), машина переходит на газ. Количество оборотов регулируется при помощи потенциометра.
Коммутатор для инжекторного авто
Инструкция для 4-го поколения
Кнопка четвёртого поколения ГБО
Газовое оборудование четвертого поколения работает полностью в автоматическом режиме. При нажатии кнопки ГБО, автомобиль заводится на бензине, а после нагрева редуктора-испарителя включается газ. Обратный переход возможен прямо в движении, путем деактивации переключателя вида топлива.
Температура переключения программируется при настройке оборудования.
Чтобы принудительно завести двигатель, используя газ, система ГБО 4 имеет функцию аварийную пуска.
Основные правила использования газового оборудования на авто
Чтобы беспроблемно ездить на машине с газовым оборудованием важно правильно и вовремя его обслуживать, что сюда входит:
- качественное, своевременное ТО установки
- периодическое освидетельствование баллона ГБО
- соблюдение элементарных норм безопасности при эксплуатации
Техобслуживание газовой системы желательно проводить при пробеге от 7до 10 тысяч км. На практике цифра может меняться, сильно зависит от качества газа и используемых расходных материалов.
Своевременность замены фильтрующих элементов и проверка системы на герметичность это основные требования, которые необходимо соблюдать в машине с ГБО. Тем более что эти работы легко можно выполнить самостоятельно.
Особенно стоит обратить внимание, если автомобиль куплен с рук. Не зависимо от мнения предыдущего владельца, нужно проверить и заменить фильтры.
Кроме смены фильтров для ГБО 2 поколения требуется слив конденсата из испарителя.
Также для безопасности имеет большое значение переосвидетельствование газовой ёмкости. Периодичность для пропановых баллонов составляет один раз в 2 года, для метановых от 2-5 лет (зависит от материала изготовления).
Покупая б/у авто с газовой системой, не стоит забывать, что сосуды имеют свои сроки годности. Вся информация должна присутствовать в паспорте баллона (табличка на баке).
Ко всему прочему для правильной и безопасной эксплуатации машины с ГБО установкой нужно придерживаться некоторых правил:
- при длительных стоянках не оставлять систему под давлением, обязательно перекрывать подачу топлива из баллона (особенно в закрытых помещениях);
- любой ремонт, связанный с газовым оборудованием производить только после предварительно перекрытия запорной арматуры емкости и выработки газа из магистралей (кран мультиклапана/ вентиль);
- при обнаружении утечек сразу прекратить движение, а также перекрыть подачу газа до устранения проблемы, исключив возможные искры и открытый огонь (например, курение).
Применимо к инжекторным авто:
- избегать не правильных «прикуриваний» другого автомобиля, что может вывести из строя не только электронный блок управления двигателя машины, но и контроллер газового оборудования 4-го поколения;
- во избежание выхода из строя штатной топливной системы, при установленном ГБО, нужно периодически ездить на бензине. В баке желательно оставлять запас бензина хотя бы 20-25% от объема.
Бензиновые форсунки (особенно актуально для машин с непосредственным впрыском) и наос охлаждаются при постоянной циркуляции бензина. Малое количество топлива может повлечь перегорание насоса или выход из строя форсунок.
Также не стоит специально отключать бензонасос. Манипуляции путем подключения насоса через реле или полной его деактивации (можно вынуть предохранитель) ни к чему хорошему не приведут. В экстренной ситуации, к примеру, обгон, газ может закончиться, а насос, даже если включится, скорее всего, не успеет создать нужное давление.
Настоящее техническое описание и инструкция по эксплуатации комплектов газобаллонной аппаратуры (далее комплекты ГБА) для легковых и грузовых автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), содержит необходимые сведения по устройству, особенностям монтажа и эксплуатации данного комплекта и предназначено для водителей, знакомых с устройством и порядком эксплуатации базовых автомобилей.
Водители и обслуживающий персонал должны знать устройство газобаллонной аппаратуры, технику заправки автомобиля газом, соблюдать «Правила техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта» при эксплуатации, обслуживании и ремонте автомобиля, оснащенного комплектом газобаллонной аппаратуры. Водители должны пройти обучение по устройству аппаратуры, правилам эксплуатации и технике безопасности при эксплуатации автомобилей, оборудованных газобаллонной аппаратурой.
Ремонт и техническое обслуживание газобаллонной аппаратуры должны производиться специализированным предприятием с обслуживающим персоналом, прошедшим специальное обучение и имеющим удостоверение установленного образца и соответствующий сертификат на проведение работ.
Данное руководство по эксплуатации служит дополнением к руководству по эксплуатации на серийный автомобиль.
Список сокращений, терминов и определений:
ГБА- газобаллонная аппаратура,
АКБ – аккумуляторная батарея;
БУ – блок управления (в тех. литературе часто встречается наименование – контроллер);
Безнаддувный (атмосферный) двигатель – двигатель внутреннего сгорания, на котором не применяются специальные агрегаты для увеличения наполнения цилиндров воздухом (компрессоры, нагнетатели, турбокомпрессоры и т.д.);
Газовый инжектор — быстродействующий электромагнитный клапан, снабжённый запорным устройством, жиклёром ограничения производительности (в большинстве случаев — сменным). Узел форсунки может отсутствовать, т.к. форма факела формируется другими конструктивным элементом – штуцером (ниппелем);
ГИС – газовая инжекторная система, ГБЦ – головка блока цилиндров, ГБО – газобаллонное оборудование.
Датчик кислорода– см. лямбда – зонд, Датчик свободного кислорода– см. лямбда – зонд, λ- зонд.
Инжектор – (от лат. injectio — вбрасывание) быстродействующий электромагнитный клапан, снабжённый запорным устройством и форсункой;
Каталитический нейтрализатор трёхкомпонентный – это устройство, которое представляет собой химический реактор с катализатором и предназначенное для конечного досжигания продуктов неполного сгорания топлива (углеводорода — СН, окись углерода – СО) и восстановления токсичных окислов азота — NOх до состояния безвредных исходных компонентов;
Контроллер – микропроцессорный блок управления;
Стехиометрическое соотношение – это количественное соотношение массы воздух/топливо, при котором коэффициент концентрации кислорода в отработавших газах λ = 1;
Справка: Если λ < 1, смесь богатая – недостаток кислорода; Если λ > 1 смесь бедная – избыток кислорода. Нормальный стехиометрический состав смеси (λ = 1) для различных видов топлива следующий (ориентировочно):
- бензин — 14 : 1;
- пропан — бутан (сжиженный углеводородный газ) — 16 : 1;
- метан (природный газ) – 17 : 1;
Лямбда-зонд — датчик содержания несгоревшего кислорода в отработавших газах. Устанавливается в системе выпуска. По сигналам датчика происходит процесс регулирования топливной смеси и слежение за состоянием каталитического нейтрализатора (в этом случае в тракте выпуска отработавших газов стоят 2 лямбда – зонда, до и после каталитического нейтрализатора);
Примечание: в технической литературе и техдокументации равноправно присутствуют термины, обозначающие одно и тоже: λ- зонд, датчик кислорода, датчик свободного кислорода;
ПО – программное обеспечение; Прошивка – программное обеспечение, которое загружается в БУ;
СУГ – сжиженный углеводородный газ (пропан — бутан);
Штуцер – конструктивный элемент, обеспечивающий герметичное соединение трубопроводов с рабочими полостями давления/разряжения агрегатов, исполнительных устройств, датчиками и т.п.;
Форсунка – конструктивный элемент, с помощью которого осуществляется распыление топлива,
формируется форма факела распыла топлива;
Примечание: в технической литературе и техдокументации очень часто под понятием форсунка (бензиновая/газовая/ и т.д.) имеется в виду инжектор;
ФТО — фильтр тонкой очистки топлива (испарённого газа); ЭМК – электромагнитный клапан
ОПИСАНИЕ ИЗДЕЛИЯ
Газовая инжекторная система (ГИС) относится к системам 4-го поколения газового оборудования. Эта система работает параллельно основной (бензиновой) и использует, частично, вычислительные мощности бензинового контроллера.
ГИС может быть установлена практически на любой 4-х-8-ми цилиндровый бензиновый двигатель автомобиля отечественного и импортного производства.
Наилучшие результаты по топливной экономичности, поддержанию экологических норм достигаются на двигателях с обратной связью по λ-зонду.
Экологические характеристики автомобиля, получаемые на данной системе при работе на СУГе, соответствуют базовым характеристикам автомобиля при работе на бензине. На сегодняшний день система позволяет получить экологические нормы не выше требований Евро-3. Получение норм токсичности свыше Евро-3 ограничено техническими возможностями применяемых газовых инжекторов.
Назначение ГИС.
Система распределённого впрыска газа предназначена для дооборудования автомобилей второй системой питания – газовой. В качестве второго вида топлива применяется пропан-бутан (сжиженный углеводородный газ ).
Область применения: Система может устанавливаться только на автомобили с количеством цилиндров двигателя от 3-х и до 9-ти, атмосферного типа (возможно и на автомобили с турбонаддувом) и оборудованные электронной системой распределённого впрыска бензина.
Область ограничения: Система не предназначена для установки:
- на двигатели, оборудованные центральным впрыском (моновпрыском);
- на системы распределённого впрыска, которые в качестве общего провода для бензиновых инжекторов используют минус (общий) бортовой системы питания.
Система обеспечивает:
- поддержание стехиометрического соотношения газовоздушной смеси;
- минимальное содержание вредных веществ в отработавших газах двигателя;
- поддержание заданных тягово-скоростных свойств автомобиля при работе на СУГе;
- полное отсутствие “хлопков” за счёт ликвидации объёмного газового топливного заряда;
Технические характеристики ГИС.
рис. 1
- ГИС предназначена для установки на автомобили с двигателями, оснащёнными электронной системой распределённого впрыска топлива и количеством цилиндров до 8-ми;
- ГИС не конфликтует с системой бортовой диагностики OBD II / EOBD;
- Используемое топливо – сжиженный нефтяной газ (СУГ) по ГОСТу 25578-87;
- Допускается эксплуатация автомобиля с установленной на нём ГИС в условиях категории 2 по ГОСТу 15150, в диапазоне температур -35ºС…+45ºС (категория климата УХЛ при барометрическом давлении не менее 80 кПа);
- Диапазон напряжения бортовой сети автомобиля гарантированной работоспособности ГИС – 11.5 В …14,5 В при работе на газе;
- Типы электронных систем распределённого впрыска с которыми возможна совместная работа ГИС — попарно-параллельная (распределённая), последовательная (фазированная);
- Количество цилиндров двигателя – 2,3,4,5,6,8; Максимальный рабочий объём двигателя – 8 литров;
- по окончании газа в баллоне,
- Измерение уровня топлива в баллоне — 5 уровней используется как доп. опция (в комплект не входит);
- Отображение кодов ошибки системы – при подключение ПК;
- Система безопасности обеспечивает отключение газа и перевод на бензин:
- по утечке давления из рабочей магистрали,
- по выходу из строя газового инжектора(ов),
- при снижении напряжения бортовой сети до 5 В,
- при остановке двигателя.
Структурная схема ГИС, схема подключения электрооборудования.
Газобаллонное оборудование четвертого поколения состоит из следующих элементов (рис 1, 2):
рис. 2
- Выносное заправочное устройство.
- Мультиклапан
- Баллон газовый
- Дифференциальный редуктор-испаритель
- Фильтр тонкой очистки испаренного газа
- Рампа газовых инжекторов (рампа газовых форсунок).
- Переключатель вида топлива совмещенный у указателем уровня.
- Блок управления газовой инжекторной системой
Блок управления газовой инжекторной системой
БУ является основным элементом ГИС. Блок управления (БУ) предназначен для работы в составе газовой инжекторной системы и управления газовыми инжекторами с целью обеспечения работы двигателя автомобиля на газовом топливе – пропан — бутане. БУ позволяет эксплуатировать автомобиль на альтернативном топливе с обеспечением штатных динамических характеристик и экологических норм (до Евро-3 включительно). БУ обеспечивает режим т.н. активной безопасности. Перед включением режима “Работа на газе” проверяются:
- Катушки электромагнитов инжекторов на обрыв и короткое замыкание;
- Давление в газовой магистрали (максимальное и минимальное);
- Рабочее напряжение бортовой сети; Температура редуктора.
В случае, если один из компонентов системы неработоспособен или наблюдаются утечки газа (потеря давления), БУ переводит двигатель для работы на бензине, и запрещается «переход» на газ. БУ осуществляет управление длительностью впрыска газовых инжекторов на основании сигналов управления бензиновыми инжекторами. В процессе калибровки и работы происходит статическая, динамическая и статистическая адаптация программного обеспечения БУ к элементам газовой системы с учётом характерных признаков бензиновой системы впрыска (быстродействие и производительность бензиновых инжекторов, температурного режима подкапотного пространства, напряжения бортовой сети)
Фильтр тонкой очистки испаренного газа.
В регионах, где качество газа не соответствует требованиям стандарта (присутствует влага, масло, твёрдые механические примеси и т.п.), рекомендуется совместно с фильтром, находящимся в корпусе магистрального газового электромагнитного клапана (фильтрующая способность – 80 мкм), использовать в качестве дополнительной меры по очистке фильтр тонкой очистки испарённого газа (фильтрующая способность – 7 мкм). Этот элемент системы не является обязательным, однако, в некоторых случаях помогает увеличить эксплуатационный ресурс рампы газовых инжекторов. Устанавливается данный фильтр в шланг подачи газа от редуктора-испарителя к рампе с газовыми инжекторами.
рис. 3
рис. 4
ГИС может комплектоваться несколькими типами фильтров:в неразборном корпусе (Рис. 3); и с заменяемым фильтрующим элементом (Рис. 4).
Оба типа фильтра обладают большой площадью фильтрующей поверхности и низким сопротивлением потоку газа. Штуцеры входа и выхода газа из фильтра имеют внешний диаметр 10-12 мм и выполнены для соединения с резиновым шлангом. Фильтрующий элемент выполнен из гофрированной бумаги с ячеистой структурой с пропускной способностью — 7 микрон. Корпус неразборного фильтра выполнен из оцинкованного стального листа, а разборного фильтра — из обточенного анодированного алюминия. Максимальное рабочее давление фильтров — 0,45 МПа.
При проведении ТО газовой системы питания необходима замена фильтра или фильтрующего элемента (арт. 07.270.06) с периодичностью 8-10 тыс. км.
Рампа газовых инжекторов (рампа газовых форсунок)
Рампа газовых инжекторов фирмы “VALTEK”(или Рейл) (быстродействующие газовые клапаны) представляет собой электромагнитное устройство, дозирующее подачу топлива под давлением во впускной коллектор двигателя, и обладают следующими характеристиками (справочно):
Рис. 5. Рампа газовых инжекторов фирмы “VALTEK” на 4 цилиндра.
Переключатель вида топлива “газ-бензин”, совмещённый с указателем уровня
Переключатель состоит из: Линии из светодиодов, показывающей уровень газа, светодиода, показывающего тип топлива и кнопки.
Линия из светодиодов показывает фактический уровень газа в баллоне.
Четыре зеленых светодиода означают полный баллон, один красный — резерв.
Светодиод показывает актуальный режим работы:
- Не горит – автомобиль использует бензин
- Медленно моргает (один раз в секунду) – ждет прогрева двигателя
- Моргает со средней скоростью (два раза в секунду) – контроллер в автоматическом режиме (ждет повышения оборотов для перехода на газ)
- Быстро моргает (4 раза в секунду) – ошибка контроллера (выключился из-за недостатка газа в баллоне)
- Горит – автомобиль использует газ
Кнопка предназначена для изменения вида топлива. Контроллер “помнит” последний вид топлива, который использовался перед выключением зажигания.
Звуковые сигналы
Контроллер воспроизводит следующие сигналы:
- Тройной звуковой сигнал – переключение с газа на бензин в случае, когда уровень газа слишком мал
- Три коротких и один длинный сигнал – если происходит ошибка контроллера
- После выключения зажигания. Два коротких сигнала и один длинный. При отсутствии требуемого техосмотра установки надо поехать в сервис и провести техосмотр установки.
Баллон автомобильный газовый предназначен для хранения запаса сжиженного нефтяного газа на автомобиле и установлен в багажнике (для легковых автомобилей) и на раме автомобиля (для грузовых малотоннажных автомобилей). Баллон рассчитан на рабочее давление 1,6 МПа и должен периодически проходить переосвидетельствование. На табличке должно быть указано время первого и последующего освидетельствования. Баллоны стальные сварные подвергаются переосвидетельствованию один раз в два года.
Дифференциальный редуктор-испаритель является одноступенчатым редуктором, оснащенный выходным устройством, компенсирующий давление газа в зависимости от нагрузки двигателя. В редуктор встроен электромагнитный клапан для перекрытия подачи газа при неработающем двигателе, встроен фильтр газа в жидкой фазе и датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (датчик температуры редуктора).
Мультиклапан предназначен для: заполнения сжиженным нефтяным газом газового баллона и автоматического прекращения заправки при его заполнении 80% от номинала баллона;
- визуального контроля за уровнем газа в баллоне;
- обеспечения подачи газа на клапан газовый электромагнитный, либо Редуктор, со встроенным клапаном;
- ограничения расхода газа при обрыве трубопровода;
- сброса давления газа при превышении давления в баллоне выше установленного предельного значения.
Выносное заправочное устройство (ВЗУ) предназначено для присоединения заправочного устройства газонаполнительной станции и заправки баллона газом.
3. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
3.1 Газовая аппаратура автомобиля работает под избыточным давлением до 1,6 МПа (16 кгс/см2) и поэтому требует тщательного соблюдения правил техники безопасности. При утечке из газовой системы, тяжелый газ, с трудом рассеивающийся в воздухе, особенно в закрытых помещениях, скапливается внизу (к примеру, в смотровой яме) и может легко образовать взрывчатую смесь.
Основным требованием техники безопасности при эксплуатации автомобиля на сжиженном нефтяном газе является тщательная проверка герметичности газовой аппаратуры перед каждым выездом и немедленное устранение причин, вызывающих утечки на специализированном участке газобаллонного оборудования. Значительные утечки газа обнаруживаются на слух или по обмерзанию соединений, пропускающих газ. Небольшие утечки обнаруживаются с помощью мыльного раствора или машинного масла.
При затягивании или отвертывании болтов и гаек в газовых соединениях следует предварительно закрыть вентили баллона и выработать газ из системы для устранения избыточного давления. Нужно быть осторожным с инструментом, не допускать появления искры при ударе.
3.2 Эксплуатация комплекта ГБА, работающего под давлением 1,6 Мпа (16 кгс/см2) должна осуществляться в соответствии с требованиями настоящей инструкции.
3.3 Следует обращать особое внимание на герметичность всех соединений трубопроводов, клапанов, редуктора-испарителя и надежность крепления газового баллона.
3.4 КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещается эксплуатация автомобиля с истекшим сроком освидетельствования баллона.
Баллоны подлежат периодическому освидетельствованию в сроки, обусловленные «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (один раз в два года). Освидетельствование производится на специальных испытательных пунктах, имеющих разрешение местных органов Госгортехнадзора. Дата проверки и клеймо наносятся на табличке (пластине, расположенной на обечайке баллона).
3.5 В холодное время года при низких температурах воздуха (ниже 0 град.С) запрещается запуск холодного двигателя на газовом топливе (с целью предотвращения обмерзания редуктора-испарителя и повышенного износа цилиндров двигателя). Для перевода двигателя на газовое топливо необходимо прогреть двигатель на бензине до температуры охлаждающей жидкости (50..60) град.С.
3.6 Останавливать двигатель следует выключением зажигания. При длительных стоянках(более 3-х часов) рекомендуется закрывать расходный вентиль на баллоне и вырабатывать газ из системы.
3.7 Нельзя допускать засорения фильтрующих элементов. Механические примеси могут повредить клапанные механизмы и при остановке газ может попадать в двигатель и в подкапотное пространство.
Также возможно падение мощности двигателя вследствие уменьшения количества проходящего газа при увеличении сопротивления фильтра.
3.8 Расходный вентиль на баллоне следует открывать полностью во избежание торможения газа при прохождении через него и во избежание срабатывания скоростного клапана.
3.9 Закрывать расходный вентиль следует в случае длительной стоянки автомобиля, а также в случае неисправности газовой системы. После закрытия расходного вентиля необходимо выработать газ из системы и затем, после остановки двигателя, выключить зажигание.
3.10 Не допускается одновременная подача двух видов топлива.
3.11 КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ С ИСТЕКШИМ СРОКОМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ БАЛЛОНА;
- работа двигателя на газу при неисправной газовой аппаратуре и при наличии утечек газа из системы;
- ставить автомобиль с неисправной газовой аппаратурой в закрытое помещение;
- запуск двигателя, въезд и выезд из гаража на газовом топливе;
- хранение автомобиля в гараже с открытыми вентилями блока арматуры;
- производить какой-либо ремонт, замену аппаратуры или основных агрегатов при наличии газа в системе питания;
- производить выпуск газа из баллона и из системы в помещении;
- производить проверку герметичности соединений открытым пламенем. Значительные утечки обнаруживайте на слух, небольшие — мыльной пеной при смачивании соединений.
3.12 Перед проверкой или ремонтом приборов электрооборудования на автомобиле необходимо убедиться в отсутствии скопления газа под капотом двигателя (по наличию характерного запаха).
3.13 Ремонт газовой аппаратуры следует производить только после выработки газа из системы, при закрытых вентилях на баллоне.
3.14 Автомобиль должен быть укомплектован хладоновым или порошковым огнетушителем емкостью не менее 2 литров.
ВНИМАНИЕ! Пропан-бутановыи газ, выходя на воздух в виде жидкости, интенсивно испаряется и отнимает тепло от окружающей среды, Поэтому попадание струи сжиженного газа на тело человека может вызвать обморожение.
ВНИМАНИЕ! Во всех случаях обнаружения утечек необходимо сначала сбросить давление на проверяемом узле до нулевого значения и только после этого устранять причину негерметичности.
3.15 Заправка газового баллона. Количество газа в баллоне контролируется с помощью указателя уровня его заполнения, который расположен на мультиклапане и имеет градуировку: 0, 1/2, 1. Перемещение стрелки в красную зону сигнализирует о необходимости заправки баллона газом, ввиду того, что принцип работы индикации основан на магнитах.
3.15.1. Для заправки газового баллона необходимо отвернуть пыле-грязезащитную пробку вынесенного заправочного блока, предохраняющую от попадания грязи в газовую магистраль, и пристыковать заправочный пистолет. Плавно приоткрывая запорный клапан пистолета, проверить герметичность соединения. При наличии утечки газа, закрыть запорный кран, отсоединить и вновь пристыковать заправочный пистолет. Если, при этом, не будет обеспечена герметичность соединения, необходимо отсоединить заправочный пистолет и обратиться за помощью к оператору газонаполнительной станции.
3.15.2. При заправке газового баллона до максимального уровня происходит автоматическое прекращение подачи газа в результате срабатывания отсечного клапана.
3.15.3. После окончания заправки необходимо закрыть запорный кран заправочного пистолета и осторожно его отстыковать, поскольку в этот момент происходит выброс газа. Заправив баллон, не забудьте завернуть пробку, закрывающую заправочный блок.
В процессе заправки следует контролировать скорость заполнения баллона газом, наблюдая за стрелкой счетчика, установленного на газовой колонке. Если его стрелка перемещается медленно, то это означает, что заправочная магистраль создает повышенное сопротивление. В этом случае необходимо проверить положение наполнительного вентиля. Если он закрыт или открыт не полностью, его необходимо открыть.
3.15.4. Если после этого скорость заправки баллона газом не увеличилась, необходимо выработать газ, находящийся в баллоне, и обратиться в специализированную мастерскую для устранения неисправности. При нормальной работе обратного клапана вынесенного заправочного блока выброс газа при отстыковке заправочного пистолета незначителен. Увеличение выброса означает, что обратный клапан неисправен.
3.15.5. Если после отстыковки заправочного пистолета происходит истечение газа из заправочного блока, то это означает, что неисправным оказался также и обратный клапан в мультиклапане. В этом случае необходимо закрыть заправочный вентиль на мультиклапане.
При обнаружении неисправностей обратных клапанов вынесенного заправочного блока и мультиклапана для их устранения необходимо обратиться в специализированную мастерскую по газобаллонному оборудованию.
Действия в экстремальных условиях. В случае возникновения в автомобиле пожара необходимо немедленно выключить зажигание, закрыть расходный вентиль на баллоне и приступить к тушению горящего автомобиля огнетушителем, песком, одеждой или кошмой.
ВНИМАНИЕ! В случае обнаружения утечки газа необходимо закрыть расходный вентиль. После закрытия расходного вентиля необходимо выработать газ из системы, затем продолжить движение на бензине
4. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ, ОСНАЩЕННОГО ГАЗОБАЛЛОННОЙ АППАРАТУРОЙ.
4.1. Хранение автомобиля, укомплектованного газобаллонной аппаратурой, допускается как на Открытых площадках, так и в помещениях (гаражах). Помещения по взрывопожарной и пожарной опасности должны соответствовать категории «В» требований Общесоюзных норм технологического проектирования «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности» ОНТП 24-86.
4.2. При хранении автомобиля на открытой площадке останавливать двигатель следует в порядке, указанном в п.4.3.
4.3. Перед длительной стоянкой (более трех часов) следует при работающем двигателе закрыть расходный вентиль на блоке арматуры газового баллона и выработать газ из системы до остановки двигателя, затем выключить зажигание. В холодное время дополнительно следует перейти на работу двигателя на бензине.
При хранении автомобиля в закрытом помещении необходимо соблюдать порядок въезда и выезда:
- перед въездом в гараж перекрыть расходный вентиль на блоке арматуры баллона, выработать газ из системы до появления перебоев в работе двигателя, запустить двигатель на бензине и все перемещения внутри гаража осуществлять только на бензине;
- при выезде из гаража запустить двигатель на бензине и переводить на газ только после выезда из помещения.
ВНИМАНИЕ!!! Внутри гаража запрещается открывать вентили баллона и запускать двигатель на газе.
Техническое обслуживание ГИС.
Рекомендуемая периодичность ТО:
- Прохождение опрессовки (испытаний) газовой системы ежегодно, но не реже одного раза за 10 тыс. км;
- Периодически, перед каждым выездом, проверять герметичность системы обмыливанием соединений;
- Периодически, перед каждым выездом, проверять крепление баллона, редуктора и элементов ГБО;.
- Замена свечей зажигания — не реже одного раза за 10 тыс. км;
- Замена фильтрующих элементов газа заменять не реже одного раза за 10 тыс. км;
- ТО рампы газовых инжекторов — не реже одного раза за 20 тыс. км;
- Слив конденсата из шлангов подачи давления и разряжения на БУ–при каждом ТО, но не реже одного раза за 10 тыс. км
- Проверка (настройка) давления редуктора — не реже одного раза за 10 тыс. км;
ТО рампы газовых инжекторов
Рис. 8. Подсборка гильзы якоря
ТО рампы газовых инжекторов заключается в ее промывке от смолянистых отложений и механических отложений, в проверке и, при необходимости, настройке хода якоря.
Действия при разборке газовых инжекторов: Демонтировать рампу с автомобиля; Снять катушки, для чего удалить пружинные стопорные кольца; Выкрутить гильзы якоря;
- Промыть все элементы инжектора сольвентом или аналогичными промывочными техническими жидкостями;
- Собрать инжекторы в обратной последовательности (перед установкой гильзы слегка смазать силиконовой смазкой уплотнительное кольцо);
- Проверить настройку хода якоря в соответствии с данными для данного авто; Вернуть рампу в первоначальное монтажное состояние.
Установка ГБО:
Наши сервисы присутсвуют в следующих городах:
×
Например:
Москва
Сочи
Томск
Центральный Федеральный округ
- Москва
- Балашиха
- Белгород
- Калуга
- Наро-Фоминск
- Обнинск
- Смоленск
- Старый Оскол
- Ступино
- Тула
- Троицк
- Ярославль
Северо-Западный Федеральный округ
- Санкт-Петербург
Северо-Кавказский федеральный округ
- Ставрополь
Южный Федеральный округ
- Волгоград
- Краснодар
- Новороссийск
- Ростов-на-Дону
- Сочи
Приволжский Федеральный округ
- Киров
- Казань
- Ижевск
- Самара
Сибирский Федеральный округ
- Новосибирск
- Томск
Уральский Федеральный округ
- Тюмень
Дальневосточный Федеральный округ
- Южно-Сахалинск
Гарант-Газ
Федеральная сеть — 26 автосервисов
СЗАО, Полежаевская, 3-й Силикатный проезд 6к1
Работаем ежедневно с 8:00 до 20:00
В данном разделе собрана вся необходимая информация, а так же программы и мануалы для работы с газовым оборудованием (ГБО)
Инструкции и мануалы
telegramm
>